Инциденты с ядерным оружием в ссср. Ящик Пандоры: где и сколько ядерных зарядов потеряли военные? США потеряли атомную бомбу у берегов Гренландии

Согласно новым рассекреченным данным, СССР и Запад были ужасающе близки к с применением ядерного оружия из-за компьютерного сбоя, вызванного неисправным компонентом стоимостью всего 46 центов. Рассекреченные документы свидетельствуют о более чем 1000 аварий с в 70-80-х годах, произошедших из-за головотяпства американских военнослужащих.

В том числе пожары, взрывы и случайные сбросы бомб, которые могли стоить жизни сотням миллионов людей. На грани ядерной войны мир оказался в 1979 году, когда глава командования воздушно-космической обороны Северной Америки в Колорадо доложил о массированном ударе со стороны СССР.

Экраны компьютера на сверхсекретной базе были заполнены точками, обозначающими то, что Москва произвела пуск, и США были готовы нанести ответный удар. Ответный пуск был отменен в последнюю минуту - после тщательного расследования и проверки данных с помощью других радаров. Если бы США отреагировали и нанесли по Советскому Союзу, Третья мировая война была бы неизбежна.

Во время другого инцидента, вызванного неисправностью американской системы раннего предупреждения, США обнаружили пуск сотен советских ракет. Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности президента США Джимми Картера, был разбужен в 2:30, чтобы услышать эту тревожную новость. Вскоре выяснилось, что к США направляются 2200 российских ракет. У Бжезинского было всего несколько минут, чтобы решить, следует ли США использовать собственный ядерный арсенал. В то время как он готовился связаться с президентом, ему сообщили, что тревога была ложной, а ее причиной стал сбойный компьютерный чип стоимостью всего 46 центов. Еще один инцидент с ядерным оружием произошел в 1962 году. Тогда команда бомбардировщика Б-52 во время обычного полета случайно уронила ракету с плутонием на Северную Каролину. В то время американские бомбардировщики находились в воздухе 24 часа в сутки, так что США могли мгновенно ответить на любую угрозу.

Самолет нес две водородные бомбы, когда пилот заметил, что появился весовой дисбаланс. Когда экипаж попытался вернуться на авиабазу, самолет начал распадаться, и атомная бомба была случайно выпущена. Не сработало всего одно активационное устройство - бомба упала на землю до того, как был послан сигнал на детонацию. Если бы это последнее устройство было активировано, на американской земле произошел бы полномасштабный термоядерный взрыв.

В свете обострения ситуации о происшествиях, от которых волосы встают дыбом, подробно рассказывается в книге «Контроль и управление: ядерное оружие, дамасский инцидент и иллюзия безопасности», автором которой является американец Эрик Шлоссер. Официальный Пентагон раскрывает 32 инцидента с участием американских ядерных боеголовок. Но Шлоссер, получивший доступ к секретным документам, говорит о более чем 1000 аварий с ядерным оружием в период между 1950 и 1968 годами. Раскрытие конфиденциальной информации демонстрирует, насколько близко Советский Союз и Запад были к во время холодной войны.

В свете обострения ситуации мир может пережить современную холодную войну, считает автор. При этом он предупреждает, что и США, и Россия, по-прежнему используют старые системы . Основной ядерный бомбардировщик США остается неизменным со времен президентства Джона Кеннеди, а главную ядерную ракету наземного базирования все еще используемую сегодня, должны были списать в начале восьмидесятых.

Сегодня во второй половине 2015 года ситуация на арене накалена до предела и любая искра может стать причиной из-за которой начнется Третья мировая война, а инцидент с ядерным оружием может означать гибель всего человечества.

Во времена холодной войны с неба частенько валились случайно сброшенные ядерные бомбы. Некоторые по сей день не найдены и лежат себе где-то, будоража умы сценаристов, параноиков и злодеев, мечтающих заполучить мировое господство.

Любовь Клиндухова

Исчезновение бомбардировщика B-47 «Стратоджет» с двумя ядерными зарядами

Побережье Алжира на границе с Марокко

С авиабазы Мак-Дилл Военно-воздушных сил США во Флориде вылетели четыре реактивных бомбардировщика «Боинг B-47». С опасным грузом на борту - зарядами для атомных бомб - они совершали беспосадочный перелет через Атлантику на базу Бен-Герир в Марокко. Вопрос: сколько бомбардировщиков долетело до базы?

Во время полета были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла без происшествий, а вот во время снижения над Средиземным морем в условиях сильной облачности для второй дозаправки один из четырех бомбардировщиков на связь не вышел. «Стратоджет» с двумя капсулами оружейного плутония, предназначенного для создания ядерного оружия, бесследно исчез.

Последние известные координаты самолета были зафиксированы у Алжирского побережья на границе с Марокко. На поиски отправили военных Франции и Марокко, приплыли даже корабли Королевского военно-морского флота Великобритании, но ни обломков самолета, ни следов ядерного оружия, ни экипаж найдены не были. Официально было заявлено, что самолет потерян в море у побережья Алжира.

Выброс двух бомб с военно-транспортного самолета С-124 «Глоубмастер» II

Атлантическое побережье, штат Нью-Джерси

Такие происшествия с безвозвратной потерей ядерного оружия в США называли «Сломанная стрела». И следующим «стрелам» суждено было упасть у берегов штата Нью-Джерси.

Тяжелый грузовой самолет C-124 с тремя ядерными бомбами и зарядом для четвертой направлялся в Европу с базы Довер штата Делавэр. Вскоре после вылета в самолете отказали два двигателя из четырех. На оставшихся двигателях экипаж не мог удерживать тяжелый самолет с грузом на высоте. Единственным решением было посадить машину на ближайшем аэродроме Военно-морского флота США в Атлантик-Сити. Но самолет продолжал стремительно терять высоту.

Избавились от избытков топлива - не помогло. Оставалось радикальное решение. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в 160 километрах от побережья штата Нью-Джерси. Взрыва не произошло, бомбы общей массой в три тонны ушли под воду. С оставшимся оружием самолет благополучно приземлился.

Столкновение бомбардировщика B-47 и истребителя F-86

Остров Тайби, Атлантическое побережье, штат Джорджия

Истребитель с бомбардировщиком не поделили небо на востоке американского штата Джорджия, над островом Тайби, и столкнулись на 11-километровой высоте. Пиелот истребителя лейтенант Кларенс Стюарт успел катапультироваться прежде, чем машина разрушилась. У бомбардировщика с трхтонной термоядерной бомбой «Марк-15» на борту оказались пробиты топливные баки и поврежден двигатель.

После нескольких неудачных попыток бомбардировщика приземлиться экипаж получил разрешение сбросить бомбу в воды залива Уоссо. После чего командир Говард Ричардсон, уже не опасаясь взрыва, посадил самолет на авиабазе Хантер.

Поиски бомбы не дали никаких результатов. Так и лежит она, занесенная илом, под толщей воды у курортного городка Тайби-Айленд. Местные жители настаивали на том, чтобы их избавили от подобного соседства, но военные США уверяют, что гораздо опаснее доставать бомбу, чем оставить ее на дне залива. В официальном отчете 2001 года об этом инциденте и вовсе говорится, что бомба «Марк-15» была нулевой модификации, то есть учебной, и не содержала ядерной капсулы.

Потеря бомбы при патрулировании побережья

Голдсборо, штат Северная Каролина

А еще был такой случай: бомбу потеряли в болоте.

B-52 «Стратофортресс» (бомбардировщик второго поколения, созданный для нужд холодной войны с основной целью доставить две термоядерные бомбы в любую точку СССР) потерпел крушение в ночь на 24 января при патрулировании над городом Голдсборо в районе военной базы им. Сеймура Джонсона. В самолете вышла из строя топливная система. Выполняя аварийную посадку, на высоте три тысячи метров экипаж потерял управление, четверо сумели покинуть самолет и выжить, пятый разбился при приземлении. Во время разрушения бомбардировщика в воздухе выпали две термоядерные бомбы «Марк-39» мощностью в 3,8 мегатонны (для сравнения: мощность бомбы, взорванной над Хиросимой, не превышала 18 килотонн в тротиловом эквиваленте).

У первой бомбы раскрылся парашют, ее нашли целой и невредимой. От второй обнаружили лишь несколько обломков, но самые опасные части затонули в болотистой местности. Чтобы кто-то случайно не набрел на бомбу, инженерные войска США, отвечающие за очистку территорий бывших военных объектов, закрыли доступ к месту предполагаемого нахождения бомбы.

Штурмовик «Дуглас А-4 Скайхок» с бомбой ушел под воду

Филиппинское море, остров Окинава, архипелаг Рюкю

Американский авианосец «Тикондерога» направлялся из Вьетнама на базу в Японии, но по дороге в районе острова Окинава в Филиппинском море потерял штурмовик «Скайхок» с ядерной бомбой B43.

Незакрепленный штурмовик скатился с палубы авианосца и затонул на глубине почти пять тысяч метров. Во время падения в машине находился лейтенант Дуглас Вебстер. Лейтенант погиб, а ядерная бомба никогда не была найдена.

В 1989 году японцы вдруг вспомнили, что неподалеку от них плавает бомба, и направили Штатам дипломатический запрос. Им ответили, что да, было дело, потеряли, но ничего поделать с этим не могут.

Гренландский патруль

Северное побережье Гренландии, авиабаза Туле ВВС США

Комплект из четырех термоядерных бомб B28

Авиабаза Туле ВВС США, расположенная на севере Гренландии, имела решающее значение для обороны США в случае нападения Советского Союза со стороны Арктики. Поэтому в 1960-е здесь развернули масштабное патрулирование с участием бомбардировщиков B-52 с термоядерным оружием на борту. Вражеского удара так и не дождались, зато устроили несколько катастроф и чуть не уничтожили себя самостоятельно, без всякой помощи СССР.

Последнее происшествие, после которого Стратегическое командование ВВС США свернуло гренландский патруль, произошло 21 января 1968 года. Журнал Time отнес этот инцидент к наиболее серьезным ядерным катастрофам.

К катастрофе привели техническая неисправность и начавшийся в кабине пилотов пожар. Кабина заполнилась едким дымом, и в 140 км от базы Туле капитан Джон Хог передал сигнал бедствия. Пилоты уже не могли разобрать показаний приборов, посадить машину в этих условиях было нереально, и командир приказал экипажу покинуть самолет.

Капитан Хог и еще один пилот удачно приземлились аккурат на территории базы. Один член экипажа погиб. Дольше всего искали второго капитана Кёртиса. Он покинул горящий самолет первым и приземлился в десяти километрах от базы. Его нашли спустя почти сутки. В январе в Гренландии, как ты понимаешь, был беспощадный мороз, но он выжил, завернувшись в парашют.

Тем временем сам бомбардировщик рухнул и ушел под лед. На борту самолета находились четыре бомбы. Ядерного взрыва не последовало (если бы бомбы взорвались, Гренландия из ледяного острова превратилась бы в оплавленный уголек), но территория, где разбросало обломки, подверглась радиоактивному заражению. Операцией по очистке местности руководил генерал Военно-воздушных сил США Ричард Ханцикер. Зараженные снег и лёд грузили в деревянные контейнеры. Контейнеры - в стальные цистерны. Попутно собирали обломки самолета и водородных бомб. Все это радиоактивное добро по требованию датских властей (Гренландия находится под управлением Дании) переправили в США. Однако, изучив обломки, пришли к выводу, что извлечены были лишь компоненты трех бомб. Четвертая так и осталась в гренландских водах!

P.S. Если ты думаешь, что это все бомбы, которые могут помешать тебе плаванию с аквалангом или подледной рыбалке у берегов Гренландии, то ты ошибаешься: это лишь самые громкие случаи с безвозвратно утерянными ядерными бомбами. И не только стараниями США в Мировом океане затоплено страшное оружие. Официально подобных случаев в ВВС СССР не было, зато Советский Союз обошел США по количеству потерянных в океане атомных подводных лодок с ядерными боезарядами.

Во время холодной войны мы постоянно боялись, что США и СССР начнут ядерную войну. Но с гораздо большей вероятностью мы могли погибнуть от собственного ядерного оружия.

Инциденты с ядерным оружием в среде военных имеют множество зловещих названий — Сломанная Стрела, Увядший Гигант, ЯДВСПЫШКА. На самом деле происходили десятки таких случаев, но мы расскажем о пяти серьёзных происшествиях в США.

Авиабаза Тревис, 1950, Сломанная стрела

Во время Корейской войны военные и политики США серьёзно рассматривали применение ядерного оружия. В августе 1950-го, 10 бомбардировщиков Б-29 взлетели с, как её тогда называли, авиабазы Fairfield-Suisun в Калифорнии, и направились в Гуам. каждый из бомбардировщиков нёс атомную бомбу Mark IV, которая была в два раза мощнее сброшенных на Японию в конце Второй мировой.

Вскоре после взлёта один из Б-29 сообщил о неисправности двигателя. На борту находился генерал Роберт Тревис. Он приказал самолёту возвращаться на базу, но при посадке у самолёта отказали шасси. Понимая, что самолёт падает, пилот попытался избежать столкновения с населёнными районами вокруг базы, и самолёт упал в северо-западном углу базы. При ударе погибли 12 из 20 бывших на борту, включая и генерала Тревиса. В результате пожара сдетонировали 5000 фунтов взрывчатки, которые являлись компонентом атомной бомбы Mark IV. Этот взрыв убил ещё 7 человек, находящихся на земле. Если бы бомба была оборудована расщепляющейся капсулой, число жертв, возможно, исчислялось бы шестизначной цифрой.

ВВС США скрыли инцидент, сказав, что для тренировочного полёта были загружены обычные бомбы. Через несколько месяцев после этого, база была переименована в честь генерала Тревиса. Термин Сломанная стрела применяется для обозначения различных ЧП с ядерным оружием, не связанным с началом ядерной войны.

Обогатительный реактор Ферми 1, 1966, Увядший Гигант

Этот инцидент был увековечен под названием «Когда мы чуть не потеряли Детройт», в одноимённой книге Джона Фуллера.

Случившееся на Ферми 1 стало результатом инженерных ошибок, несоблюдения правил техники безопасности, да и просто отсутствия опыта. Инженеры внесли изменения в систему охлаждения, но не вписали это в документацию, поэтому инженеры, которые работали над реактором, не знали что в резервуаре с жидким натрием были дополнительные дисперсионные пластины. Когда в одном из резервуаров заблокировались охлаждающие трубы, ядро реактора перегрелось до 700 градусов по Фаренгейту (ок. 370С; прим. ) и частично расплавилось.

При расплавлении топливо реактора перегрелось сверх того, с чем могли справиться охлаждающие системы. В итоге это привело к расплавлению окружающей инфраструктуры, такой как защитный корпус, системы охлаждения, и в экстремальных случаях основание установки. При полном расплавлении топливо воспламеняется, и поддерживает температуру около 2000 градусов по Фаренгейту (ок. 1000С). Хотя термин не используется с 1966 года, гипотетический (и технически невозможный) шанс того, что расплавленный реактор прожгёт землю насквозь, и доберётся до Китая, дал определение «Китайский синдром».

Ферми 1 вообще-то находится между Детройтом и Толедо, но надо полагать «Когда мы чуть не потеряли Толедо» звучит не так захватывающе.

Тайби Айленд, 1958, — Сломанная Стрела

В Водах недалеко от острова Тайби, Джорждия, на границе штатов Джорджия и Южная Каролина, на глубине около 10 футов (3м) покоится водородная бомба. Находится она там почти 50 лет.

В 1958 году бомбардировщик B-47 «Stratojet» во время учений потерпел крушение. На борту он нёс водородную бомбу Mark 15 — лёгкую бомбу длиной 12 футов, вооружённую 400 фунтами взрывчатки и высокообогащённым ураном. Экипаж терпящего крушение самолёта решил, что при вынужденной посадке им совсем не хотелось бы нести на борту такой опасный груз, и запросил разрешение сбросить бомбу в океан. При ударе об воду она не взорвалась, и никто с тех пор её больше не видел.

Существует некоторое расхождение относительно того, была ли бомба полностью снаряжена. Некоторые отчёты полагают что была, но ВВС в официальном порядке объявили, что внутри была учебная капсула. Были предприняты попытки её найти, но естественная радиация земли чрезвычайно затруднила розыскные мероприятия. Если она была снаряжена, и если бы сдетонировала, то находящийся неподалку город Саванна практически исчез бы с лица земли.

Айдахо-Фолс, 1961 — Увядший Гигант

Это была потенциально серьёзная катастрофа, и населённые районы подверглись воздействию радиоактивного газа. Но инцидент в Айдахо-Фолс стоит особняком в ряду ядерных инцидентов, как самая ужасная катастрофа, однако об этом сравнительно мало известно.

Реактор SL-1 был экспериментальным, и находился в ведении армии недалеко от Айдахо-Фолс. Третьего января 1961 года всех разбудила сирена тревоги. Срочно прибыл находящийся поблизости персонал на случай чрезвычайных ситуаций. Из-за высокой радиации они не могли пробиться к рубке контроля более полутора часов. Когда им наконец это удалось, они обнаружили двух пострадавших, один из которых ещё подавал признаки жизни (он умер вскоре после этого). Даже после того, как потерпевших вынесли из здания, где находился реактор, тела людей были настолько радиоактивны, что их пришлось похоронить в свинцовых могильниках.

Худшее было ещё впереди. Через несколько дней аварийно-спасательные службы обнаружили третьего оператора. Когда произошёл инцидент он стоял на вершине реактора. Сила взрыва разорвала управляющие стержни, и те, пройдя через его грудную клетку, пригвоздили тело к потолку.

Причиной инцидента стала возможность операторами контролировать скорость реакции. Устойчивая реакция требует, чтобы каждый цикл деления генерировал достаточно нейтронов, чтобы разбивать добавочные атомы, производя следующий цикл деления. Управление осуществлялось при помощи управляющих стержней из материала, безопасно поглощающего нейтроны. Ввод нескольких элементов управляющих стержней в реактор замедляет реакцию. SL-1 проходил техническое обслуживание, при котором требовалось вытащить управляющие стержни на несколько дюймов. Так как конструкция реактора предполагала использование одного большого стержня контроля, то единственная ошибка (вытаскивание стержня почти целиком) привела к мгновенной сверхкритической реакции — циклам деления, которые возрастали по экспоненте.

Массивный скачок выходной энергии испарил охлаждающую воду, и часть самого реактора, в результате вызвав мощный взрыв, приведший к прекращению реакции. Так что можно писать книгу «День, когда мы чуть не потеряли Айдахо-Фолс».

NORAD, 1979 — ЯДВСПЫШКА (почти)

Вот как NORAD научил, что не стоит работать с компьютерным моделированием ядерного нападения Советского Союза, используя системы, которые реагируют на реальную ядерную атаку. Агентство противоракетной обороны получило тревожные показания того, что целая армада советских ядерных боеголовок направляется к США. В воздух подняли боевые самолёты, снаряжённые ядерным оружием. Защищённый самолёт президента также был поднят в воздух (хотя на тот момент он там не находился).

Палец замер над кнопкой. Командиры лётных экипажей ждали приказа атаковать. За шесть напряжённых минут, никто не был уверен, что это не Третья мировая война… и как ни странно, никто не использовал «красный телефон» горячей линии с Советами. Наконец от спутников и Радара раннего оповещения пришёл сигнал, что никакой ядерной атаки не зафиксировано. Виновником переполоха оказалась тренировочная запись, генерирующая фальшивые положительные сигналы, которую случайно включили. На жаргоне военных ЯДВСПЫШКА означает реальный ядерный взрыв, который может привести к ядерной войне.

Если всё вышеозвученное не выглядит достаточно пугающим, то есть ещё несколько десятков подобных инцидентов только в США. Здесь можно вспомнить знаменитый Карибский кризис. Печальная мораль такова, что было бы разумнее менее опасаться явной агрессии, нежели собственной некомпетентности и плохой техники.

Источники

Farmer, James H. «Korea and the A-Bomb.» Flight Journal, Dec. 2010.

Власти США рассекретили данные о падении стратегического бомбардировщика B-52G Stratofortress с двумя водородными бомбами Mark 39 mod 2 на борту в Северной Каролине в 1961 году. Судя по отчету, составленному еще в 1969 году, одна из бомб практически готова была взорваться, и только чудо спасло большую часть Восточного побережья США от радиационного поражения. Вообще, различные аварийные ситуации со стратегическим оружием происходили в США много раз, причем по меньшей мере в пяти случаях страна подвергалась самой настоящей ядерной угрозе.

Инцидент в Голдсборо

В ночь с 23-го на 24 января 1961 года американский стратегический бомбардировщик B-52G Stratofortress в рамках операции Coverall по отработке повышенной боевой готовности стратегических подразделений вооруженных сил США выполнял патрулирование побережья. Над городом Голдсборо в Северной Каролине бомбардировщик должен был дозаправиться в воздухе, но при сближении с танкером командир самолета обнаружил утечку горючего из топливного бака правой консоли крыла. Было принято решение о прекращении дозаправки.

Наземный центр управления полетом дал указание командиру B-52G взять курс к побережью и находиться в воздухе вплоть до полного исчерпания запасов горючего, но вскоре обнаружилось, что потери топлива увеличились и за три минуты составили 17 тонн. Бомбардировщик получил приказ заходить на посадку на аэродром возле Голдсборо. При снижении самолет начал разрушаться, и экипажу было приказано покинуть падающий бомбардировщик. Пять членов экипажа выжили, один погиб при приземлении с парашютом и еще двое ─ при падении самолета: они не смогли выбраться из B-52G в воздухе.

Разрушение бомбардировщика началось на высоте примерно трех тысяч метров. При этом из него выпала первая ядерная бомба Mark 39 mod 2, а на высоте 610 метров - вторая. Одна из них упала в болотистой местности и глубоко зарылась в грунт, а другая на сработавшем парашюте опустилась на землю без повреждений. За последующие несколько дней район падения тщательно прочесали. От бомбы, упавшей в болотистой местности, нашлись несколько деталей, тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени.

Поскольку место предполагаемого падения бомбы постоянно подтоплялось грунтовыми водами, поиски остатков боеприпаса вскоре пришлось прекратить. Позднее в целях безопасности инженерные войска США выкупили участок, на котором находятся остатки Mark 39 mod 2. Бомбу, опустившуюся на парашюте, оперативно вывезли для обследования и восстановления. В целом это вся информация, которая была известна об инциденте до последнего времени.

20 сентября 2013 года газета The Guardian написала о том, что США рассекретили отчет о расследовании инцидента с бомбами в Голдсборо. Копию отчета получил журналист Эрик Шлоссер, пишущий книгу о гонке ядерных вооружений и развитии ядерного оружия. Документы попали к журналисту в рамках американского закона о свободе распространения информации; с ними можно ознакомиться на сайте The Guardian.

Сперва на сайте британского издания был опубликован лишь материал о падении бомб в Северной Каролине. Он описывал и без того известную последовательность событий, но раскрывал один неизвестный доселе факт. Системы предохранения бомбы, спускавшейся на парашюте, отключались в последовательном боевом порядке. Всего в боеприпасе их было установлено четыре; к моменту приземления три успели отключиться. По данным газеты, для взрыва бомбы мощностью четыре мегатонны должен был сработать последний, низковольтный переключатель, но этого не случилось.

Спустя несколько часов после публикации первого материала The Guardian выложила копию отчета, подготовленного в 1969 году Паркером Джонсом, начальником отдела ядерной безопасности Сандийских национальных лабораторий. Любопытно, но в этом документе утверждается, что бомба была оснащена шестью предохранительными механизмами, пять из которых переключились в боевое положение. Предохранители отключались по мере снижения бомбы, начиная с момента раскрытия парашюта. При этом мощность бомбы в отчете заявлена уже на уровне 24 мегатонн (это в 1200 раз больше мощности бомбы «Малыш», сброшенной на японский город Хиросиму в августе 1945 года).

В заключении Джонс написал: «Один простой низковольтный переключатель оказался между Соединенными Штатами и масштабной катастрофой!» Специалист также отметил, что бомбы Mark 39 mod 2 в силу особенностей их конструкции следует отстранить от участия в операциях по воздушному патрулированию, поскольку при падении B-52 они могут выпасть из бомбардировщика, как при обычном сбросе, а значит, окажутся приведены в боевое состояние. «Еще один вывод: бомба Mk 39 mod 2 могла взорваться», ─ еще раз отметил Джонс.

По оценке военных, в случае если бы ядерный заряд сработал, под радиационное поражение попала бы большая часть Восточного побережья США, включая Вашингтон, Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк. Какой именно информации, обнародованной The Guardian, следует верить, непонятно. Дело в том, что названная Джонсом мощность бомбы - 24 мегатонны - не соответствует ее типу, упомянутому в том же отчете. Бомбы Mark 39 выпускались в США с 1957-го по 1966 год в трех версиях: mod 0, mod 1 и mod 2. Отличия между версиями были только конструктивные: количество систем защиты, а также принцип инициации (в воздухе или при контакте с землей).

Согласно открытым источникам, мощность двухфазных бомб, созданных по схеме Теллера-Улама, составляла 3,8 мегатонны. Упрощенно, схема Теллера-Улама подразумевает детонацию в два этапа: на первом происходит подрыв первичного заряда, энергия от которого по специальному каналу передается вторичному. Детонация вторичного заряда дает наибольший выход энергии. Таким образом, в отчете неверно указаны либо мощность бомб, упавших в Голдсборо, либо их тип. В 1961 году на вооружении США стоял только один тип ядерных бомб мощностью около 25 мегатонн: Mark 41. Они выпускались серийно с 1960-го по 1962 год.

На грани вымирания

Падение бомб в Голдсборо - не единственный случай, когда территория США оказывалась под угрозой ядерного поражения. По официальным данным, с 1950-го по 1968 год в США произошло около 700 различных инцидентов с 1250 американскими ядерными боеприпасами различных типов. При этом, по данным министерства обороны США, с 1950-го года было зафиксировано 32 аварийных происшествия со стратегическим оружием. По меньшей мере пять из них могли закончиться ядерным взрывом.

Речь идет не о банальной потере ядерных боеприпасов в результате аварии, как это, например, произошло в феврале 1958 года в штате Джорджия. Тогда в воздухе столкнулись бомбардировщик B-47 Stratojet и истребитель F-86 Sabre. На борту бомбардировщика, упавшего после столкновения (пилоты катапультировались), находилась бомба Mark 15 mod 0 мощностью около трех мегатонн. Она выпала из самолета в районе острова Тайби-Айленд и так и не была найдена. Позднее, в 1964 году, в Фростбурге в Мэриленде бомбардировщик B-52 с ядерными бомбами на борту попал в зону сильной турбулентности и развалился в воздухе. Бомбы вскоре были обнаружены и вывезены с места падения самолета.

Подобных случаев история американского ядерного оружия знает множество. Однако впервые США оказались перед реальной угрозой ядерного взрыва на своей территории 13 июля 1950 года. Тогда бомбардировщик B-50 Superfortress, вылетевший с авиабазы «Биггс» под Лебаноном в штате Огайо на учения с ядерной бомбой на борту, потерял управление и упал недалеко от места взлета. Обломки самолета загорелись, в огне оказались и снаряженные ядерные бомбы. В 1986 году скупое описание этого происшествия было обнародовано Научно-исследовательским институтом радиобиологических исследований вооруженных сил США (AFRRI).

Второй раз атомный взрыв едва не произошел 22 мая 1957 года, когда бомбардировщик B-36 Peacemaker перевозил термоядерную бомбу с авиабазы «Биггс» на базу «Киртлэнд» в Нью-Мексико. При подлете к конечной точке маршрута бомба, тип которой так и не был назван, выпала из самолета. Боеприпас упал в семи километрах от контрольно-диспетчерского пункта авиабазы «Киртлэнд» и всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». При падении детонировало обычное взрывчатое вещество бомбы, которое в нормальных условиях инициирует детонацию плутониевого ядра. Ядерного взрыва не произошло, но на месте падения бомбы образовалась воронка глубиной 3,7 метра и диаметром 7,6 метра.

Случай, произошедший 27 июля 1956 года, не был связан с перевозкой ядерного оружия. Тогда бомбардировщик B-47 сам упал на хранилище стратегических бомб Mark 6 (эти бомбы выпускались в версиях мощностью восемь, 26, 80, 154 и 160 килотонн). Согласно оперативной сводке ВВС США, при падении обломки самолета разрушили хранилище, сбили со стендов три бомбы. Затем произошел взрыв топлива в баках B-47, которое разлилось по шести бомбам. Один из саперов, работавших на месте происшествия, указал в отчете, что на одной из бомб в момент падения B-47 были установлены детонаторы и «это чудо, что она не взорвалась».

11 марта 1958 года бомбардировщик B-47, вылетевший на патрулирование с авиабазы «Хантер» неподалеку от города Саванна в Джорджии, из-за неполадок в бомбоотсеке случайно сбросил атомную бомбу. Она упала на жилой дом, после чего в бомбе сработало обычное взрывное устройство, служившее запалом для плутониевого ядра. Последнее не детонировало. В результате этого происшествия несколько человек получили ранения. Подробности инцидента неизвестны до сих пор. Это событие произошло спустя всего месяц после столкновения B-47 и F-86 в воздухе над Джорджией.

Перечисленные случаи ─ официально известные факты, когда только чудо отделяло США от далеко не испытательных ядерных взрывов. Обо всех ли подобных инцидентах на сегодня известно общественности, можно только гадать. В последний раз Пентагон официально раскрывал данные о происшествиях с ядерным оружием в 1986 году, причем обнародованные сведения были крайне скупы и подробностей происшествий не содержали.

После падения бомбардировщика B-47 в 1958 году в США было зафиксировано еще множество крупных происшествий с ядерным оружием. Например, в 1961 году неподалеку от Юба-Сити в Калифорнии упал бомбардировщик B-52 с двумя ядерными бомбами на борту. Предохранители на бомбах не отказали; боеприпасы не взорвались несмотря на падение и пожар. В 1980 году в Дамаске в Арканзасе произошел взрыв разлившегося топлива ракеты Titan-II во время ее технического обслуживания. Выброшенная взрывом боеголовка W53 мощностью девять мегатонн упала в 30 метрах от шахты. Но в этих случаях, несмотря на их масштабность, ядерной угрозы для США все же не было.

Сюжет большого количества художественных фильмов строится на том, что группа неких злоумышленников крадет ядерную бомбу, после чего пытается с ее помощью реализовать свои нехорошие планы (насколько они зловещи зависит лишь от фантазии сценаристов). Но как показывает практика, потерять ядерную бомбу намного легче, чем украсть.
Чемпионский титул по количеству инцидентов с утраченными бомбами судя по всему надежно удерживают ВВС США. Впрочем, в этом нет ничего удивительного - до 1960-х годов стратегические бомбардировщики оставались главным средством доставки американского ядерного оружия. Свою лепту вносила и паранойя Холодной войны - Пентагон весьма боялся того, что русские уже "идут", и в результате в воздухе практически постоянно находилось некоторое количество бомбардировщиков с ядерными бомбами, чтобы обеспечить гарантированную возможность нанести моментальный удар. С ростом количества ядерных бомбардировщиков круглосуточно патрулирующих небеса, падение одного из них было лишь вопросов времени.

«Начало» было положено в феврале 1950 году, когда во время учений бомбардировщик B-36, отыгрывавший роль советского самолета решившего скинуть ядерную бомбу на Сан-Франциско, разбился на территории Британской Колумбии. Поскольку учения были максимально приближены к реальным и на борту самолета находилась боеголовка. Правда к счастью без ядерной капсулы, необходимой для начала цепной реакции - ибо как позже выяснилось, при ударе бомба сдетонировала. Самое забавное заключается в том, что на останки B-36 случайно наткнулись лишь в 1953 году - во время начальной поисковой операции его обломки не были найдены, и военные решили, что самолет разбился о поверхность океана.

В том же 1950 году на территории США разбились еще три бомбардировщика с ядерными бомбами. Подозреваю, что такое количество катастроф в один год связано с тем, что в предыдущем 1949 году Советский Союз стал ядерной державой, что закономерно привело к резкому росту активности американских ВВС.

Но самый примечательный случай того года опять же был связан с Канадой. Во время полета у бомбардировщика B-50 возникли проблемы с двигателем, и экипаж принял решение скинуть находящуюся на борту ядерную бомбу Mark 4 в реку Святого Лаврентия, предварительно включив ее систему самоуничтожения. В итоге, бомба взорвалась на высоте 750 метров, и обогатила речку 45 килограммами урана. Местным жителям сказали, что это были тактические учения.

В 1956 году летевший на базу в Марокко бомбардировщик B-47 бесследно исчез над Средиземным морем - его обломки так и не были найдены. На борту пропавшего самолета находилось два контейнера с оружейным плутонием. В следующем году у транспортного С-124, перевозившего три ядерных заряда, возникли проблемы с двигателем. В итоге, экипаж скинул две из трех бомб в Атлантический океан. Боеголовки так и не было найдены.


В феврале 1958 году во время учений у острова Тайби произошло столкновении истребителя F-86 и бомбардировщика B-47. В итоге, экипажу последнего пришлось сбросить водородную бомбу Mark 15, которая и ныне покоится на дне где-то в том районе - многочисленные поиски так и не увенчались успехом. Вопрос вызывает лишь то, была в бомбе ядерная капсула или же ее учебный аналог (разные источники дают разный ответ на данный вопрос).

Месяцем спустя произошел еще один, к счастью комичный а не трагикомичный случай. Во время перелета формации B-47 в Англию, один из членов экипажа решил осмотреть 30-килотонную бомбу Маrk 6. Он залез на нее и случайно задел рычаг аварийного сброса. В итоге, бомба проломила люк бомбоотсека и упала на землю с высоты 4.5 километров. Бомба не была приведена в боевую готовность (на ней не было ядерной капсулы), однако заряд обычного взрывчатого вещества при ударе сдетонировал. В итоге, боеприпас оставил на земле Южной Каролины кратер глубиной 9 метров и диаметром 21 метр. Сейчас на данном месте установлен памятный знак.

В 1959 году еще одна ядерная бомба ушла на морское дно после катастрофы патрульного самолета P-5M у берегов штата Вашингтон. Этот заряд тоже не был найден. В 1961 году произошла катастрофа, которая могла привести к крайне серьезным последствиям. Бомбардировщик B-52, на борту которого находилось две водородные бомбы Mark 39 разрушился в воздухе. Одна из бомб упала в болото - во время раскопок военным удалось найти ее тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени, позже этот участок был выкуплен инженерными войсками.

У второй бомбы сработал парашют и она мягко опустилась на землю. Именно она чуть и не стала причиной катастрофы - ибо бомба находилась в полностью снаряженном состоянии, и во время ее парашютного спуска, три из четырех предохранителей, удерживающих ее от взрыва, последовательно выключились. От четырехмегатонного термоядерного взрыва восточное побережье США спас обычный низковольтный переключатель, служивший четвертым предохранителем.

Один из самых нелепых случаев потери ядерного оружия случился в 1965 году, когда с палубы авианосца «Тикондерога» свалился штурмовик A-4E Skyhawk с водородной бомбой на борту. Глубина в том месте составляла 4900 метров, бомба так и не было найдено. В следующем году случилась катастрофа у испанского Паломареса - во время дозаправки в возухе произошло столкновение заправщика с бомбардировщиком B-52 на борту которого находилось четыре водородные бомбы. Три из четырех бомб упали на землю (заряды обычного взрывчатого вещества двух из них сдетонировали, что привело к радиоактивному загрязнению местности), четвертая упала в океан. После почти трех месяцев поисков ее удалось поднять - и это пока что единственный случай, когда упавшую в море ядерную бомбу смогли вернуть.

После Паломареса, полеты американских бомбардировщиков с ядерным оружием были значительно сокращены. Окончательно же им пришел конец после случившейся катастрофы у базы Туле в Гренландии.


Еще в 1961 году ВВС США приступили к операции «Хромированный купол». В ее рамках бомбардировщики B-52 c термоядерным оружием на борту осуществляли ежедневное боевое патрулирование по заданным маршрутам. Перед вылетом им назначались цели на территории СССР, которые должны были быть атакованы при получении соответствующего сигнала. В любой момент времени в воздухе находилось не меньше дюжины B-52. В рамках данной операции также осуществлялась миссия Hard Head по постоянному визуальному наблюдению за радиолокационной станцией на авиабазе Туле, служившей ключевым компонентом системы раннего предупреждения о ракетном нападении BMEWS. В случае потери связи с Туле, экипаж B-52 должен был визуально подтвердить ее уничтожение - такое подтверждение стало бы сигналом о начале Третьей мировой.

21 января 1968 года один из участвовавших в операции B-52, на борту которого находилось четыре водородные бомбы, разбился неподалеку от базы. В результате падения самолёта, термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Последовала длительная и трудоемкая операция по сбору обломков и дезактивации местности, однако один из урановых сердечников так и не удалось найти. Катастрофа спровоцировала большой скандал и вскоре после нее регулярные полеты бомбардировщиков с ядерным оружием были окончательно отменены, как слишком опасные.


Я описал тут лишь некоторые инциденты, которые приводили к потере бомб. В 1950-1960-е случилась масса других катастроф с участием ядерных бомбардировщиков. В 1956 году в Англии прозошел случай, когда B-47 упал прямо на хранилище ядерных боеприпасов, где на тот момент находилось три ядерные бомбы, в одну из которых был вставлен взрыватель. Возник пожар, однако каким-то чудом обошлось без детонации.


Что касается подобных инцидентов в Советском союзе, то все они остаются под грифом секретно и тут остается разве что довольствоваться слухами и городскими легендами. Могу лишь заметить, что советская стратегические бомбардировочная авиация всегда заметно уступала по численности американской. По идее, меньше бомбардировщиков = меньше полетов = меньшая вероятность того, что самолет разобьется. С другой стороны, сомневаюсь что общий уровень аварийности советских ВВС был заметно меньше американского.

С уверенностью можно говорить лишь о ядерных зарядах, находившихся на борту погибших советских подлодок. На борту затонувшей в 1968 году К-129 находилось три баллистические ракеты Р-21 и две ядерные торпеды (впрочем, часть из них была поднята в ходе ). На борту затонувшей в 1971 году в Бискайском заливе К-8 находилось по разным данным от 4 до 6 ядерных торпед. На ушедшем на дно Атлантики в 1986 году стратегической ракетоносце К-219 находилось более 30 (опять же, цифры расходятся) боеголовок - большей частью на баллистических ракетах Р-27, но также имелось и несколько ядерных торпед. И наконец, погибший в 1989 году К-278 «Комсомолец» нес две ядерные торпеды.

Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что на морском дне сейчас должно находиться где-то около полусотни потерянных ядерных боеголовок. Конечно, с учетом того, что согласно нынешним оценкам за всю историю было построено более 125 000 ядерных зарядом, это цифра наверно капля в море. Но тем не менее я надеюсь, что времена, когда с неба могла свалиться случайно сброшенная ядерная бомба все же навсегда остались в прошлом.



Что еще почитать