Десантирование бмп. Никто, кроме них: как в российских ВДВ научились десантировать боевую технику с экипажами внутри. Летно-тактические учения ВДВ в Псковской области

Впервые в истории ВДВ военнослужащие 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой десантно-штурмовой дивизии совершили десантирование БМД-2 с экипажем. Это произошло во время командно-штабных учений ВДВ 25 марта, проводимых на базе 76-й дивизии. За десантированием личного состава и выброской техники в районе деревни Кислово наблюдали командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов и 21 военный атташе из США, Германии, Франции, Белоруссии, Китая, Пакистана, Монголии, Швеции, Италии, Казахстана. Об этом передаёт корреспондент ПАИ.

Всего в десантировании приняло участие 775 военнослужащих и 14 единиц боевой техники. Три БМД-2 было десантировано с экипажем внутри, по два человека в каждом. После приземления генерал-лейтенант В. Шаманов лично встретил героев-десантников, каждому из них вручил именные часы и подписал представление на награждение их Орденом Мужества. К высокой правительственной награде были представлены офицер штаба ВДВ подполковник Александр Иванов и военнослужащие 234-го полка 76-й дивизии лейтенант К. Пашков, старший сержант В. Козлов, младший сержант К. Никонов, рядовые А. Бородников и И. Тарсуев.

Как пояснил корреспонденту ПАИ помощник командующего ВДВ полковник Александр Чередник, впервые десантирование боевой техники с экипажем внутри происходило в январе 1973 года. Тогда опасный прыжок совершил сын легендарного командующего ВДВ и дядя сенатора от Псковской области Александр Маргелов. За этот прыжок он был удостоен звания "Герой Советского Союза". В "крайний" раз в ВДВ боевую технику с экипажем десантировали в июне 2003 года. Тогда внутри БМД-3 десантировалось 7 офицеров управления ВДВ. За всю историю ВДВ десантирование внутри боевой техники прошли не более шестидесяти человек.

Сегодняшнее десантирование характерно ещё тем, что БМД-2 до этого ещё никогда не десантировали с экипажем. "Это был первый опыт десантирования БМД-2 с экипажем, и этот опыт оказался успешным", - заявил Александр Чередник.

Сегодня, в целях модернизации средств десантирования, состоялась экспериментальная выброска БМД-4, так называемого "десантного танка "Спрут" и продемонстрированы варианты применения в ВДВ квадроциклов, парапланов, снегоходов и разведывательных бронемашин. На полигоне у деревни Кислово была также развернута выставка новых образцов боевой техники, вооружения, обмундирования и экипировки, которые в скором времени поступят на вооружение ВДВ. Были так же представлены образцы и произведены показательные полёты беспилотных летательных аппаратов, разработанных российскими предприятиями.

Завтра командно-штабные учения ВДВ продолжатся на полигоне у посёлка Струги Красные. Там будет произведены боевые стрельбы из всех видов оружия и отработана тема "бой в обороне".

23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана система "Реактавр" десантирования боевой техники с экипажем — майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым. Через 20 лет обоим за мужество при выполнении рискованного задания было присвоено звание Героев России. Фамилия Маргеловых оказалась навсегда связана с историей ВДВ.

Выигрыш времени в бою

Система десантирования экипажа внутри боевой машины десанта (БМД-1) на реактивно-парашютной тяге получила свое название от слов "реактивный Кентавр". "Кентавром" именовалась система снижения БМД-1 посредством парашютно-десантной платформы. Эксперимент проводили на парашютодроме Тульского учебного центра 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Никто и никогда прежде не выбрасывал с самолета боевую технику вместе с личным составом внутри. Идея принадлежала главкому ВДВ, Герою Советского Союза генералу армии Василию Маргелову.

На тот момент техника ВДВ в виде артиллерийских самоходных установок, боевых машин десанта, автотранспорта и инженерной техники доставлялась на землю двумя способами: посредством парашютно-десантных платформ и парашютно-реактивных систем. Последние при приземлении за доли секунды гасили скорость снижения тяжелых грузов и автоматически освобождали их от подвесных строп. Личный состав же опускался на парашютах отдельно.

Но для того, чтобы занять свои места в боевых машинах, в реальном бою экипажам иногда требуются минуты, которых враг может и не предоставить. Как выиграть время? Маргелов пришел к парадоксальному выводу: личный состав надо десантировать в самой технике!

Кто пожертвует собой?

Риск? Да, огромный. Многие в военном руководстве страны не одобряли эту идею. Кое-кто из многозвездных генералов даже крутил пальцем у виска: мол, главный десантник СССР дофантазировался до невозможного. Другие затею в принципе одобряли, но полагали, что технически она пока неосуществима.

Наконец, требовались смельчаки — ведь никто не мог гарантировать, что при приземлении они не разобьются. Приказывать же в таком деле нельзя. Это же не война — всего лишь эксперимент, пусть и очень опасный. На вопрос министра обороны маршала Андрея Гречко, кто же будет внутри спускаемой БМД-1, Василий Маргелов твердо ответил, что он сам. По-иному он ответить не мог. Он должен был сделать все, чтобы воздушно-десантные войска вышли на качественно новый уровень боевой подготовки.

Одни из лучших

Во время Великой Отечественной войны десантники зарекомендовали себя одними из наиболее стойких бойцов Красной Армии. С боями они отступали вглубь страны в начале войны, доблестно сражались в рядах защитников Москвы и Сталинграда, участвовали в Курской битве, принимали участие во взятии Вены и боях за Берлин.

Но несмотря на то что советские парашютисты в ходе войны неоднократно проводили воздушно-десантные операции, в большинстве сражений они воевали в качестве пехоты, пусть и весьма подготовленной. Поэтому после войны, с наступлением атомной эры, перед ВДВ встали новые задачи: стать тем, что сейчас называется войсками быстрого реагирования.

До 1954 года воздушно-десантными войсками страны поочередно руководили 7 генералов, среди которых можно отметить первого командующего ВДВ Дважды Героя Советского Союза Василия Глазунова, а также Героя Советского Союза Александра Горбатова.

Войска дяди Васи

Однако, несмотря на боевые заслуги, командующие недолго задерживались в должности главкома ВДВ. В итоге кадровая чехарда негативно влияла на боевую подготовку вверенных им войск.

То, что к 80-м годам ХХ века ВДВ сделались самыми массовыми и боеспособными среди подобных в мире, — заслуга прежде всего человека, который их возглавлял многие десятилетия, — генерала Маргелова.

Не случайно в десантных войсках аббревиатура ВДВ до сих пор неофициально расшифровывается как "войска дяди Васи". "Наш Чапай", — с уважением называли подчиненные Василия Филипповича.

Как и большинство предыдущих командующих ВДВ, Маргелов был выходцем из других родов войск, однако с десантной спецификой был неплохо знаком — до своего назначения командовал 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизией, а затем был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса.

Десантник в 40 лет

Любопытно, что первый свой прыжок с парашютом он совершил в 40 лет — перед тем как вступить в командование десантниками. При этом он заключил пари на несколько прыжков с другим новоиспеченным десантным комдивом, Героем Советского Союза генералом Михаилом Денисенко, который разбился при очередном парашютном прыжке в 1949 году. Маргелова же судьба хранила — до конца жизни он совершил более 60 воздушных приземлений.

Во время битвы за Москву он командовал 1-м Особым лыжным полком морской пехоты. Будучи командующим ВДВ, Маргелов не забыл своих бравых матросов, введя в форму десантников тельняшку, как знак преемственности от одного храброго рода войск к другому. Еще одним ярким отличием десантника стал берет — вначале малинового цвета (по примеру западных парашютистов), а затем голубой.

Маргеловские реформы включали в себя не только перемены в обмундировании. Новый командующий ВДВ отказался от устаревшей доктрины использования десантных войск лишь в качестве средства для удержания плацдармов до подхода основных сил. В условиях современной войны пассивная оборона неминуемо приводила к поражению.

Новая боевая техника

Маргелов считал, что после выброски десантники должны вести активные, наступательные действия, не давая ошеломленному врагу прийти в себя, и контратаковать их. Однако для того, чтобы парашютисты могли широко маневрировать, их требовалось оснастить собственной бронетехникой, повысить их огневую мощь и обновить авиационный парк.

Во время Великой Отечественной, например, крылатая пехота воевала в основном с помощью легкого стрелкового оружия. После войны началось оснащение войск специальной авиадесантной техникой. К моменту вступления Маргелова в должность командующего на вооружении ВДВ состояла легкая самоходная артиллерийская установка АСУ-57 с модификациями.

Василий Филиппович дал задание ВПК разработать более современную артиллерийскую машину десанта. В итоге, АСУ-57 сменила АСУ-85, разработанная на базе легкого плавающего танка ПТ-76. На поле боя требовалось и транспортно-боевое средство для передвижения личного состава в условиях радиоактивно зараженной местности. Армейская боевая машина пехоты БМП-1 не подходила десантным войскам из-за большого веса (13 тонн) при десантировании.

"Гром" десантных машин

В итоге, в конце 60-х годов на вооружение была принята БМД-1 (боевая машина десанта), чей вес был чуть больше 7 тонн, вооружение представляло собой полуавтоматическую пушку 2А28 "Гром", а экипаж состоял из семи человек. На базе БМД-1 были разработаны артиллерийские самоходки, машины управления огнем, разведывательные и командно-штабные машины.

Видавшие виды самолеты Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 стараниями Маргелова были заменены на мощные и современные Ан-22 и Ил-76, позволявшие брать на борт значительно больше десантников и боевой техники, чем раньше. "Дядя Вася" позаботился и об улучшении личного оружия парашютистов. Маргелов лично встретился с разработчиком знаменитого автомата Михаилом Калашниковым и договорился о создании "десантного" варианта АК, со складывающимся металлическим прикладом.

Сын вместо отца

После того, как министр обороны не согласился с участием главкома ВДВ в испытаниях системы "Реактавр", тот предложил в экипаж одного из своих пяти сыновей — майора Александра Маргелова. Александр Васильевич был сотрудником Научно-технического комитета ВДВ, отвечавшего за подготовку техники и личного состава к десантированию.

Личный пример сына Маргелова должен был убедить ВДВ в успешности нового варианта приземления. Другим участником эксперимента был коллега Маргелова-младшего по НТК ВДВ подполковник Леонид Щербаков.

23 января 1976 года впервые было осуществлено десантирование с военно-транспортного самолета Ан-12 БМД-1 на парашютно-реактивной тяге. После приземления экипаж сразу же произвел короткую стрельбу холостыми снарядами, демонстрируя свою готовность к бою.

Во время испытаний Маргелов на командном пункте непрерывно курил любимый "Беломор" и держал наготове заряженный пистолет, чтобы в случае неудачи застрелиться. Но все обошлось благополучно.

Первый в мире музей воздушно-десантных войск открыл обновленную экспозицию с рассказом об истории парашютного спорта и секретах успешного десантирования людей внутри боевых машин десанта четвертого поколения БМД-4М.

С 24 по 26 сентября в Рязани прошел фестиваль "Российской газеты", одним из этапов которого стало посещение музея ВДВ, размещенного в бывшем корпусе Рязанской духовной семинарии начала XIX века.

В военные годы под сводчатыми потолками старинного особняка располагался госпиталь, а 1972 году по инициативе командующего ВДВ генерала Маргелова здесь открылся музей, посвященный элитным войскам. Датой создания ВДВ считается 2 августа 1930 года, когда 12 военных летчиков одновременно прыгнули с парашютом и удачно приземлились, сохранив при этом личное оружие. Уже через несколько лет количество тренированных военных парашютистов в нашей стране превысило 50 тысяч человек, которые составили элиту вооруженных сил.

Первый в мире ранец-парашют русский изобретатель Глеб Котельников запатентовал во Франции в 1911 году. Изделие получило название РК-1 (Русский Котельниковский первый). Говорят, что испытания своего изобретения Котельников проводил в Париже, сбросив с Эйфелевой башни бедного русского студента, который после приземления остался жив.

Сначала ранцы были металлическими и не очень удобными. Суеверные летчики поначалу отказывались ими пользоваться. Однако вскоре ранцы стали выпускать из более практичных и пластичных материалов, спасая жизни пилотов и пассажиров аэростатов. Во второй декаде ХХ века парашют стал обязательным атрибутом практически любого летчика, при этом конструкции лучше, чем у Котельникова, никто в мире так и не придумал. Все последующие модели были лишь усовершенствованными репликами творения нашего изобретателя.

Экспозиция музея содержит уникальные кадры 1930-х годов, на которых видно, как первые парашютисты совершают прыжки с внешнего корпуса самолета. Сейчас страшно представить, как десантники умудряются не падать в полете на высоте 350 метров при скорости 250 километров в час, держась рукой за единственную веревку. Судя по всему, при таком способе десантирования происходило немало несчастных случаев. Ударившись головой о металлический корпус самолета при прыжке, солдаты в воздухе теряли сознание. Они не могли вовремя раскрыть парашют и разбивались. Летные трагедии сподвигли конструкторов создать механизмы принудительного раскрытия парашютов, которые впоследствии спасли немало жизней.

По иронии судьбы, именно с Францией связана история не только парашюта, но и десантирования тяжелой боевой техники с экипажем внутри.

Первое в мире десантирование людей внутри боевой машины десанта (БМД-1) произошло 5 января 1973 года на полигоне 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии "Слободка".

Для защиты жизни членов экипажа внутри БМД были установлены несколько видоизмененные аналоги космических кресел "Казбек-Д".

Секрет успешного десантирования людей внутри БМД заключается в использовании специальных парашютных систем. Комплекс получил название "Кентавр". Такое десантирование значительно сокращало время приведения машины в боевую готовность, - рассказал "Российской газете" представитель музея ВДВ Владимир Немировский.

Подобный способ десантирования в разы повышал боеспособность армии, давая ей возможность молниеносной высадки на заданной территории и стремительного нанесения удара.

Накануне учений командующий ВДВ генерал Маргелов был настолько уверен в надежности и безопасности конструкции машины, что хотел сам участвовать в первом спуске. Однако министр обороны Гречко категорически отказался рисковать генералом. Тогда внутри машины оказались преподаватель десантного училища подполковник Леонид Зуев и сын генерала Василия Маргелова старший лейтенант Александр Маргелов. Десантирование прошло успешно. После этого на эмблеме Тульской дивизии ВДВ появилось изображение кентавра.

Невиданный боевой успех ВДВ мечтали повторить многие страны, однако нигде среди военных не нашлось добровольцев. Единственным государством, решившимся на аналогичный шаг, стала Франция. Как рассказал экскурсовод Владимир Немировский, после отказа военных участвовать в эксперименте французское правительство распространило объявление среди заключенных, приговоренных к смерти, обещая смельчаку президентское помилование.

На авантюру согласился один приговоренный. Преступника поместили в боевую машину и сбросили на парашюте с самолета. Во время приземления доброволец погиб. После этого президент Франции выполнил свое обещание, вручив родственникам указ о его помиловании посмертно. Но дальнейшие опыты с десантированием людей внутри техники во Франции решили не проводить.

Сейчас десантирование идет с применением машин уже не первого, а четвертого поколения, - рассказал Немировский.

Так, в этом году испытания, проведенные Минобороны на площадке под Рязанью, подтвердили возможность десантирования БМД-4М из самолетов ИЛ-76. По данным военного ведомства, во время учений был применен способ приземления под названием цуг, при котором длина приземления оказывается в полтора раза короче длины при других способах спуска БМД.

23 января 1976 года на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Кислово впервые в мире осуществляется сброс боевой техники вместе с экипажем из самолёта с использованием парашютно-реактивной системы, получившей наименование «Реактавр». В экипаж входили А. В. Маргелов и Л. И. Щербаков.

Приземление БМД-1 на ПРС «Реактавр».

Принятие на вооружение ВДВ в том же 1976 году этой парашютно-реактивной системы позволило уменьшить время сбора личного состава и техники на площадке приземления после десантирования.

На практике это выглядит следующим образом. На экспериментальных учениях в 1983 году было проведено десантирование восьми объектов с системами «Реактавр».

От момента выхода первой машины из самолёта до сбора всех восьми машин на удалении 1,5 километров от площадки приземления прошло всего лишь 12-15 минут, тогда как при раздельном десантировании экипажей и техники на это потребовалось бы 35–45 минут.

К 1976 году в СССР уже была разработана многокупольная парашютно-платформенная система «Кентавр», позволяющая десантировать экипаж внутри боевой машины десанта БМД-1, впервые испытанная 5 января 1073 года.

Обычно, экипаж покидает самолёты уже после своих боевых машин, наблюдая за их движением в полёте. Однако, в этом случае, после приземления десантники оказываются разбросанными в радиусе нескольких километров от машин и, соответственно, тратят очень много времени на её поиск и подготовку к движению. Именно полное осознание важности быстрой подготовки машины к началу боевых действий подтолкнуло в 70–х годах командующего ВДВ СССР генерала-армии В. Ф. Маргелова к обозначению задачи первостепенной значимости – создать метод совместного десантирования техники с экипажем.

После множества опытов в 1973 году состоялось первое совместное десантирование с использованием системы, получившей название «Кентавр». Действие системы заключалось в следующем: боевую машину десанта оснастили двумя креслами космонавтов типа «Казбек» разработки главного конструктора завода «Звезда» Гая Ильича Северина, Героя Социалистического Труда, но в упрощённом варианте – «Казбек-Д» (не удалось установить амортизаторы в районе заголовника, а также пришлось отказаться от индивидуальной отливки внутренней части кресла, как у космонавтов).

Десантирование осуществлялось на парашютной платформе П-7. Результат сброса доказал, что использование данного метода позволяет не только сохранить жизнь десантников, но и их боеготовность.

Однако подготовка к десантированию БМД на парашютной платформе с многокупольной системой (МКС) требовала много времени и материальных средств, особенно при массовых десантах, которые планировалось применять в «большой» войне. Десантные платформы, уже загруженные боевыми машинами, буксировались к аэродрому на колёсах-дутиках из мест дислокации грузовыми автомобилями со скоростью до 10 км/час, а нужно было ещё точно «подкатить» платформу к самолёту, что делалось вручную.

Многокупольная система перевозилась отдельно дополнительным автотранспортом, монтировалась на машине непосредственно у самолёта, и только потом получившийся моногруз с помощью тельфера заводился в грузовую кабину самолёта. Перевозки к аэродрому требовали наличия хороших дорог, так как по бездорожью буксировать платформы с боевой техникой было невозможно. Подготовка платформ к десантированию, загрузка и крепление на них боевой техники, сосредоточение к местам стоянки самолётов, монтаж; парашютной системы, погрузка в самолёты занимали до 15–18 часов (по опыту полковых учений). Это отрицательно сказывалось на боеготовности и оперативном применении воздушных десантов.

Конструкция парашютно-реактивных систем (ПРС) позволяла хранить БМД-1 в парках со смонтированными на них средствами десантирования в положении «по-походному». К местам ожидания для погрузки в самолёт машины выдвигались своим ходом, причём способ размещения на них средств десантирования позволял совершать марш по пересечённой местности на расстояние до 500 километров и при необходимости даже вести огонь из штатного вооружения. На месте экипаж мог сразу начать перевод ПРС в положение «для десантирования», что занимало не более 30 минут. Затем БМД-1 двигалась для погрузки в самолёт также своим ходом (бесплатформенные парашютные системы десантирования, обладающие теми же достоинствами, появились позже). Таким образом, значительно сокращалось время от выхода из парка до погрузки в самолёт.

Само десантирование также ускорялось, поскольку скорость снижения груза на ПРС достигала 20–25 м/с (примерно в 3 раза выше, чем на парашютно-платформенной системе), что делало систему практически неуязвимой для вражеского огня с земли. У самой земли за счёт работы тормозной двигательной установки состоявшей из трёх реактивных двигателей мягкой посадки, скорость снижалась почти до нуля. Это увеличивало точность десантирования. Для амортизации при посадке под днищем боевой машины были установлены два пенопластовых амортизационных бруса.

ПРС, смонтированная на БМД-1, составляла меньшую долю десантируемого моногруза как по массе, так и по габаритам, что в целом позволяло в составе одного воздушного эшелона десантировать больше грузов. Кроме того, боевая машина десантировалась с повышенным количеством боеприпасов и топлива. После приземления ПРС не оставляла вокруг машины огромных полотнищ парашютов – «белого болота», нередко мешавшего ей начать движение ­– система имела только один купол площадью 540 квадратных метров, «Кентавр» десантировался на пяти куполах по 760 квадратных метров.

Испытатели «Реактавра» – А. В. Маргелов и Л. И. Щербаков.

Размещение члена экипажа в кресле «Казбек-Д» в корпусе БМД-1 при десантировании.

Из воспоминаний Героя России Александра Васильевича Маргелова – одного из создателей «Кентавра» и «Реактавра», первого испытателя этих систем:

«Что касается испытания «Реактавра», то больше всего специалистов волновала надёжность парашютно-реактивной системы. Расчётная надёжность её составляла 0,95, но практических сбросов после всех доработок и модернизаций было всего 47. Но и этот результат считался неплохим, учитывая значительные преимущества системы при боевом применении по сравнению с парашютно-платформенными средствами…

Двум добровольцам – мне и подполковнику Щербакову – командующий Маргелов и доверил этот эксперимент. Командиром экипажа был назначен я. Леонид, прекрасно знавший боевую машину, был назначен механиком-водителем. По прибытии в 76-ю гвардейскую Черниговскую воздушно-десантную дивизию нам представили дублёров – гвардейцев-десантников срочной службы. Их осталось трое из шести отобранных – у половины внезапно пошатнулось здоровье… Ребята активно, с душой, принимали участие во всех подготовительных работах: при укладке парашютной системы, снаряжении двигателей пороховыми шашками, швартовке ПРС на боевую машину.

Заместитель председателя Научно-технического комитета Виталий Парийский поднялся на борт самолёта (случайно совпало, что для десантирования прибыл тот же АН-12Б с тем же экипажем, что и при первом эксперименте с «Кентавром»), он проконтролировал нашу посадку в кресла «Казбек-Д», а потом осуществлял связь экипажа с землёй через лётчиков.

Долго лететь не пришлось, после объявления двухминутной готовности экипаж перешёл на прямую связь с землёй. И опять совпадение – связь опять готовил полковник Б. Г. Жуков, и, как при десантировании в «Кентавре», она оказалась односторонней. Только на сей раз «реактавры» слышали «землю», а их не слышали... Жуков кратко, но подробно в ходе нескольких секунд снижения доложил экипажу о работе парашютной системы – всё нормально! Вытяжной парашют извлёк комплекс из самолёта – опять «маятник» – мгновения снижения на стабилизирующем парашюте – раскрылся основной купол, отложились на предусмотренную длину два телескопических щупа. В момент их касания с землёй сработали двигатели мягкой посадки: взрыв, газы, дым! Рядом приземлился прыгнувший вслед за комплексом Парийский.

Для проведения эксперимента специально выбирали площадку приземления, где было побольше снега. Однако приложило комплекс на укатанную ледяную дорогу, так что мы ощутили солидную ударную перегрузку. В момент удара о землю заработала связь – как раз в это время Щербаков поздравил меня с благополучной посадкой.

Машина пронеслась по площадке приземления. Экипаж выполнил все задания по вождению и ведению прицельного огня. Подъехав к трибуне, доложил командующему о выполнении задания. После поздравлений экипаж «захватили» врачи. Температура тела у нас оказалась повышенной, давление – также. Леонида подташнивало, у него кружилась голова, болели все кости, он даже не смог выпить предложенную серьёзным медиком мензурку спирта. Но в течение часа жизненные параметры пришли в норму. Леонид Иванович считает, что это десантирование существенно «навредило» его позвоночнику. Через несколько лет ему даже делали операцию на позвонке. Я же ухудшения здоровья после эксперимента не ощутил».

На вооружении ВДВ имеются следующие парашютно-реактивные системы следующих модификаций:

парашютно-реактивная система ПРСМ-915 (для БМД-1);

парашютно-реактивная система;

парашютно-реактивная система ПРСМ-916 (для БМД-2);

парашютно-реактивная система ПРСМ-926 (для 2С9 «НОНА»).

Для примера приведём характеристики ПРСМ-925 (для БТР-Д):

полётная масса машины с ПРСМ-925, 8000–8800 кг;

высота десантирования над площадкой приземления, 500–1500 м;

высота площадки приземления над уровнем моря, до 2500 м;

вертикальная скорость снижения на основном парашюте при температуре воздуха у земли от -50 до +50 градусов, 23 м/с;

диапазон температур заряда и воздуха. 0С от -50 до +50;

номинальная скорость приземления машины, 3,5-5,5 м/с;

максимальная (допустимая при сбрасывании) скорость ветра у земли до 10 м/с.

Схема десантирования БТР-Д на ПРС «Реактавр».

Время на чтение: 4 мин

МОСКВА, 30 мая - РИА Новости, Николай Протопопов. Высота - 800 метров, многотонная машина выкатывается из самолета и до раскрытия парашютов несколько секунд находится в свободном падении. У самой земли срабатывают реактивные двигатели, сбрасываются подвесные стропы, БМД мягко касается поверхности и… резко трогается с места, прикрывая наступающих десантников шквальным огнем. О том, как российская "крылатая пехота" десантируется внутри техники и почему ни одна армия в мире до сих пор не может это повторить, - в материале РИА Новости.

Почти космонавты

Десантирование в БМД - опасный и сложный процесс, каждый этап которого подробно описан в инструкциях и регламентных документах. Даже опытные военнослужащие-парашютисты проходят специальный курс обучения. Экипаж готовит боевую машину лично: укладывает купола парашютов, устанавливает составные части комплекса, занимается так называемой швартовкой, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

Десантники тренируются в специальных амортизационных креслах еще вне машины - принимают позы "ожидания" и "изготовки". Это как примерка ложементов космонавтами.

"Когда снаряженная машина загружена в самолет, бойцы занимают места в креслах, застегивают привязные ремни и ожидают сигнала на десантирование, - рассказывает РИА Новости офицер ВДВ, ветеран боевых действий Александр Шерин. - За несколько минут до выброски экипаж получает команду на принятие "позы изготовки" - ремни должны быть подтянуты, голова и спина плотно прижаты к креслу. Вообще, технологией десантирования людей в бронетехнике на сегодня обладает только Россия. Остальные не отваживаются".

Отделившись от самолета, машина резко ныряет вниз, экипаж испытывает состояние невесомости, а когда раскрываются парашюты и БМД принимает горизонтальное положение, у бойцов возникает ощущение скатывания с горы. Все это подробно описано в инструкции.

То, что БМД наконец приземлилась, десантники понимают по сильным перегрузкам и глухому удару о землю. Сразу же срабатывают пиропатроны, ветер оттаскивает парашюты в сторону. Экипаж выбирается из кресел, занимает свои места и приступает к выполнению поставленной задачи.

Выброска боевых машин десанта во время совместных учений десантников России, Белоруссии и Сербии

Первый полет

Впервые боевую машину десанта с экипажем сбросили в январе 1973-го на базе 106-й гвардейской дивизии ВДВ, дислоцированной под Тулой. С военно-транспортного Ан-12.

"Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и стал потихоньку вытаскивать "Кентавра", - вспоминал сын легендарного командующего ВДВ Герой России Александр Маргелов. - Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина сначала завалилась на 135 градусов от горизонтали, затем стала раскачиваться с уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, потом основные парашюты".

По его словам, в состоянии невесомости бойцы перевернулись вниз головой. "Особенно ненужной показалась довольно приличных размеров гайка, "всплывшая" прямо между нами, - рассказывал Маргелов. - При приземлении испытали резкий, перекатывающий удар. Головы в шлемофонах мгновенно "выбили морзянку" по заголовникам, и все замерло. Навалилась тишина. Через мгновение мы, не сговариваясь, стали освобождаться от привязных систем. На всех этапах десантирования, приземления, движения, стрельб сохраняли полную боеготовность и доказали, что десантники могут воевать с наибольшим боевым эффектом".


Выброска боевых машин десанта во время учений на военном полигоне Раевский под Новороссийском

Время - жизнь

Десантировать технику с людьми в ВДВ научились не сразу. К началу 1970-х действовали раздельно - идущие впереди "Илы" сбрасывали "броню", а следом, с других бортов, высаживались бойцы. Но у этой схемы есть серьезный недостаток - экипаж мог приземлиться в пяти километрах от собственной машины. На поиск техники и приведение ее в боеготовность уходило слишком много драгоценного времени.

Это снижало эффективность десанта - противник мог уничтожить большую часть войск сразу после приземления. От командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова поступила вводная: резко сократить время приведения в боевую готовность техники после приземления. Единственное решение - сброс боевых машин вместе с экипажем.


Летно-тактические учения ВДВ в Псковской области

К разработке специальной парашютной системы под кодовым названием "Кентавр" научно-технический комитет ВДВ приступил летом 1971-го. После выброски из самолета автоматически раскрывались пять куполов площадью 760 квадратных метров каждый - и БМД, установленная на платформе, опускалась на землю.

Для снижения ударных перегрузок в машинах установили упрощенные амортизационные кресла космонавтов "Казбек-Д". Технические испытания с манекенами и собаками дали положительные результаты.

Система работала, но руководство Минобороны считало, что риск слишком велик. Ведь в случае отказа парашютной системы все внутри боевой машины обречены - экипаж никак не сможет спасти себя в нештатной ситуации. Убедить министра обороны СССР маршала Андрея Гречко в безопасности десантирования техники с людьми на борту генералу Маргелову удалось только после того, как одним из членов экипажа - наводчиком-оператором - он назначил сына.

В конце 1972-го Минобороны все же одобрило систему "Кентавр". При первом десантировании под Тулой удалось достичь главной цели - БМД была готова к бою и произвела выстрелы через считаные секунды после приземления. Но к реальным боевым условиям парашютная система "Кентавр" была еще мало пригодна. Во-первых, она весила больше двух тонн (при весе БМД-1 в семь тонн). Во-вторых, перевозка и погрузка системы в самолеты требовала большого количества автомобильного транспорта, личного состава, и главное, на это уходили долгие три-пять часов. Не устраивала командование ВДВ и низкая скорость снижения техники на многокупольной парашютной системе.


Учения десантников России, Сербии и Белоруссии в Краснодарском крае

Реактивная тяга

Поэтому конструкторы приступили к разработке более современной бесплатформенной парашютно-реактивной системы "Реактавр". Для плавного и быстрого спуска боевой машины на землю здесь применяется легкий купол площадью всего около 540 квадратных метров, система монтируется и перевозится непосредственно на БМД, а скорость приземления, достигающая 25 метров в секунду, гасится у самой земли практически до нуля реактивными двигателями.

Испытания "Реактавра" зимой 1976-го под Псковом на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии прошли успешно, и систему приняли на вооружение. Проект, в разы повысивший эффективность десанта при выполнении боевых задач, получил продолжение. К концу 1990-х для Воздушно-десантных войск создали комплекс ПБС-950 "Бахча", главное преимущество которого - возможность десантирования БМД-3 с экипажем в полном составе.

Минобороны России продолжает работы по совершенствованию парашютных систем для десантирования техники. В этом году на вооружение ВДВ должна поступить новая парашютно-бесплатформенная система "Бахча-У-ПДС", предназначенная для выброски БМД-4М, БТР-МДМ с экипажем внутри.

В иностранных армиях системы десантирования техники вместе с экипажем пока не прижились. По некоторым данным, советский эксперимент пытались повторить французы. В качестве "подопытного" пригласили преступника, приговоренного к смертной казни. В случае успеха испытаний ему пообещали помилование. Но при десантировании доброволец погиб.


Десантирование парашютным способом боевой техники Уссурийского соединения Воздушно-десантных войск в ходе тактических учений в Приморье



Что еще почитать