Десантирование внутри техники: как все начиналось. Десантирование БМД в картинках Десантирование бмп

БМД - аббревиатура словосочетания «боевая машина десанта». Исходя из названия, БМД - это транспортное средство для перемещения подразделения Ее основное назначение - ведение борьбы с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах эта машина получила название «Будка».

Для выполнения своей боевой задачи БМД может транспортироваться военной авиацией к месту высадки. Десантирование может осуществляться с самолетов и вертолетов Ми-26 с использованием внешней подвески.

Как появилась боевая машина десанта БМД-2?

Первое поколение БМД конструкторы разработали еще в 1969 году, и после проведения испытания она была поставлена на Советского Союза. Серийная сборка боевой машины проводилось на Первые годы она выпускалась ограниченным тиражом. Для старта серийного производства использовали силы ВНИИ Стали, Института сварки им. Е. Патона.

В 1980 году советские конструкторы, изучив опыт использования БМД в реальных боях, перешли к улучшению существующей модели. Необходимость модернизации боевой десантной машины стала очевидна после Афганистана, где бронемашина активно применялась. Хорошо зарекомендовав себя в бою на равнинных участках, боевая машина десанта первого поколения проигрывала на высокогорной местности.

На вооружение в Советского Союза боевая машина десанта БМД-2 поступила в 1985 году. Машина второго поколения внешним видом особо не отличалась от БМД-1. На сравнительном фото БМД-2 и БМД-1 видно: изменения коснулись башни и вооружения. Корпус и двигатель остались неизменными. Боевое крещение бронемашина прошла в боевых действиях в республике Афганистан.

В последующие годы БМД-2 использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. На сегодня «будка» находится на вооружении в армиях России, Казахстана и Украины.

Конструкционные особенности БМД-2

Конструкция боевой десантной машины считается уникальной. В передней части по центру расположен водитель-механик, за ним справа располагается командир, а слева - стрелок. В задней части расположено отделение для десанта. В нем могут разместиться 5 десантников.

Корпус БМД-2 условно делится на 4 отделения:

  • отделение управления;
  • боевая часть;
  • десантное отделение;
  • моторно-трансмиссионный отсек.

Боевая часть и отделение управления объединены и находятся в передней и средней частях бронемашины. Задняя половина поделена на десантное и моторное отделения.

Бронированный корпус сварен из листов алюминия, которые прикрывают экипаж БМД-2. Характеристики этого металла позволяют достичь эффективной защиты при небольшом весе. Броня способная уберечь экипаж от пуль, маленьких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова в передней части составляет 15 мм, по бокам - 10 мм. Башня имеет броню толщиною 7 мм. Днище БМД усилено ребрами жесткости, что позволяет проводить успешное воздушное десантирование. Минимальная высота десантирования составляет 500 метров, максимальная высота - 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).

После модернизации БДМ-2 получил новую круговую башню. Она имеет меньший размер. Кроме этого, она получила возможность стрельбы по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол наведения по вертикали увеличили до 75 градусов.

Корпус БМД-2 герметичный. Это превратило «будку» в плавающую бронемашину. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, в основе действия которой лежит принцип реактивного движения. Перед началом движения через водное препятствие необходимо поднять спереди волнозащитный щиток. Благодаря свойствам машины-амфибии десантирование можно проводить с транспортных кораблей.

Двигатель и ходовая часть

При создании БМД-2 инженеры не проводили полную модернизацию двигателя и ходовой части. В боевой десантной машине установлен мотор 5Д20. Это дизельный двигатель с 6-ю цилиндрами. Он способен развивать мощность в 240 лошадок.

БМД-2 использует гусеничный ход. С каждой стороны 5 опорных катков и 4 ролика. Ведущая ось задняя, спереди находятся направляющие колеса. Ходовая часть имеет конструкцию, которая позволяет регулировать клиренс. Минимальный дорожный просвет составляет 10 см, а максимальный - 45 см. Подвеска независимая.

БМД 2. Характеристика вооружения

Модернизация боевой машины десанта в 80-х годах в основном коснулась башни и вооружения. Пересмотреть огневой арсенал заставил военный опыт в Афганистане.

В качестве основной огневой мощи используется 30 мм калибра. Она способна вести стрельбу в движении. Стабилизация ствола производится в двух плоскостях с помощью стабилизатора вооружения 2Э36-1 на электрогидравлике. В крыше башне находится основной прицел ВПК-1-42, наводящий орудие. «Будка» способна вести огонь на дальность до 4-х километров.

В паре с пушкой в башне расположен калибра 7,62 мм. Боевой комплект БДМ второго поколения составляет 300 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета.

Для усиления огневой мощи может использоваться дополнительное вооружение для БМД-2. Инструкция по эксплуатации определяет состав добавочного вооружения:

  • одна 9М113 «Конкурс»;
  • две ПТУР 9М111 «Фагот»;
  • пусковая установка 9П135М.

Ракетные установки способны прицеливаться в пределах 54-х градусов по горизонтали и от -5 до +10 по вертикали.

Для ведения успешного боя с воздушными целями в состав вооружения введены ракетные комплексы «Игла» и «Стрела-2».

Оснащение боевой десантной машины

БМД-2 оборудована штанным устройством для переговоров Р-174, радиостанцией Р-123 (позднее она была заменена Р-123М).

Кроме этого, на борту бронемашины находится:

  • комплекс автоматического пожаротушения;
  • система для фильтрации и вытяжки воздуха;
  • система защиты от средств массового поражения и атомного оружия;
  • система защиты от ;
  • приборы ночного видения;
  • вентсистема воздуха внутри корпуса боевой машины.

Технические характеристики «Будки»

Во время боя «будка» способна преодолевать различные препятствия. Без затруднения боевая машина десанта БМД-2 может выехать на стенку высотой в 80 сантиметров и преодолеть траншею шириной в 1,6 метра.

Модификации БМД-2

В десантных войсках используют две модификации боевой десантной машины:

  • БМД-2К - командирская версия машины, дополнительно оснащена радиостанцией Р-173, бензиновым генератором электрической энергии АБ-0,5-3-П/30 и гироскопическим полукомпасом ГПК-59;
  • БМД-2М - кроме штатного вооружения, имеет двойную установку ПТУР «Корнет», в дополнение установлена система управления оружием с возможностью наведения на цель с помощью тепловизора.

23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана система "Реактавр" десантирования боевой техники с экипажем — майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым. Через 20 лет обоим за мужество при выполнении рискованного задания было присвоено звание Героев России. Фамилия Маргеловых оказалась навсегда связана с историей ВДВ.

Выигрыш времени в бою

Система десантирования экипажа внутри боевой машины десанта (БМД-1) на реактивно-парашютной тяге получила свое название от слов "реактивный Кентавр". "Кентавром" именовалась система снижения БМД-1 посредством парашютно-десантной платформы. Эксперимент проводили на парашютодроме Тульского учебного центра 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Никто и никогда прежде не выбрасывал с самолета боевую технику вместе с личным составом внутри. Идея принадлежала главкому ВДВ, Герою Советского Союза генералу армии Василию Маргелову.

На тот момент техника ВДВ в виде артиллерийских самоходных установок, боевых машин десанта, автотранспорта и инженерной техники доставлялась на землю двумя способами: посредством парашютно-десантных платформ и парашютно-реактивных систем. Последние при приземлении за доли секунды гасили скорость снижения тяжелых грузов и автоматически освобождали их от подвесных строп. Личный состав же опускался на парашютах отдельно.

Но для того, чтобы занять свои места в боевых машинах, в реальном бою экипажам иногда требуются минуты, которых враг может и не предоставить. Как выиграть время? Маргелов пришел к парадоксальному выводу: личный состав надо десантировать в самой технике!

Кто пожертвует собой?

Риск? Да, огромный. Многие в военном руководстве страны не одобряли эту идею. Кое-кто из многозвездных генералов даже крутил пальцем у виска: мол, главный десантник СССР дофантазировался до невозможного. Другие затею в принципе одобряли, но полагали, что технически она пока неосуществима.

Наконец, требовались смельчаки — ведь никто не мог гарантировать, что при приземлении они не разобьются. Приказывать же в таком деле нельзя. Это же не война — всего лишь эксперимент, пусть и очень опасный. На вопрос министра обороны маршала Андрея Гречко, кто же будет внутри спускаемой БМД-1, Василий Маргелов твердо ответил, что он сам. По-иному он ответить не мог. Он должен был сделать все, чтобы воздушно-десантные войска вышли на качественно новый уровень боевой подготовки.

Одни из лучших

Во время Великой Отечественной войны десантники зарекомендовали себя одними из наиболее стойких бойцов Красной Армии. С боями они отступали вглубь страны в начале войны, доблестно сражались в рядах защитников Москвы и Сталинграда, участвовали в Курской битве, принимали участие во взятии Вены и боях за Берлин.

Но несмотря на то что советские парашютисты в ходе войны неоднократно проводили воздушно-десантные операции, в большинстве сражений они воевали в качестве пехоты, пусть и весьма подготовленной. Поэтому после войны, с наступлением атомной эры, перед ВДВ встали новые задачи: стать тем, что сейчас называется войсками быстрого реагирования.

До 1954 года воздушно-десантными войсками страны поочередно руководили 7 генералов, среди которых можно отметить первого командующего ВДВ Дважды Героя Советского Союза Василия Глазунова, а также Героя Советского Союза Александра Горбатова.

Войска дяди Васи

Однако, несмотря на боевые заслуги, командующие недолго задерживались в должности главкома ВДВ. В итоге кадровая чехарда негативно влияла на боевую подготовку вверенных им войск.

То, что к 80-м годам ХХ века ВДВ сделались самыми массовыми и боеспособными среди подобных в мире, — заслуга прежде всего человека, который их возглавлял многие десятилетия, — генерала Маргелова.

Не случайно в десантных войсках аббревиатура ВДВ до сих пор неофициально расшифровывается как "войска дяди Васи". "Наш Чапай", — с уважением называли подчиненные Василия Филипповича.

Как и большинство предыдущих командующих ВДВ, Маргелов был выходцем из других родов войск, однако с десантной спецификой был неплохо знаком — до своего назначения командовал 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизией, а затем был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса.

Десантник в 40 лет

Любопытно, что первый свой прыжок с парашютом он совершил в 40 лет — перед тем как вступить в командование десантниками. При этом он заключил пари на несколько прыжков с другим новоиспеченным десантным комдивом, Героем Советского Союза генералом Михаилом Денисенко, который разбился при очередном парашютном прыжке в 1949 году. Маргелова же судьба хранила — до конца жизни он совершил более 60 воздушных приземлений.

Во время битвы за Москву он командовал 1-м Особым лыжным полком морской пехоты. Будучи командующим ВДВ, Маргелов не забыл своих бравых матросов, введя в форму десантников тельняшку, как знак преемственности от одного храброго рода войск к другому. Еще одним ярким отличием десантника стал берет — вначале малинового цвета (по примеру западных парашютистов), а затем голубой.

Маргеловские реформы включали в себя не только перемены в обмундировании. Новый командующий ВДВ отказался от устаревшей доктрины использования десантных войск лишь в качестве средства для удержания плацдармов до подхода основных сил. В условиях современной войны пассивная оборона неминуемо приводила к поражению.

Новая боевая техника

Маргелов считал, что после выброски десантники должны вести активные, наступательные действия, не давая ошеломленному врагу прийти в себя, и контратаковать их. Однако для того, чтобы парашютисты могли широко маневрировать, их требовалось оснастить собственной бронетехникой, повысить их огневую мощь и обновить авиационный парк.

Во время Великой Отечественной, например, крылатая пехота воевала в основном с помощью легкого стрелкового оружия. После войны началось оснащение войск специальной авиадесантной техникой. К моменту вступления Маргелова в должность командующего на вооружении ВДВ состояла легкая самоходная артиллерийская установка АСУ-57 с модификациями.

Василий Филиппович дал задание ВПК разработать более современную артиллерийскую машину десанта. В итоге, АСУ-57 сменила АСУ-85, разработанная на базе легкого плавающего танка ПТ-76. На поле боя требовалось и транспортно-боевое средство для передвижения личного состава в условиях радиоактивно зараженной местности. Армейская боевая машина пехоты БМП-1 не подходила десантным войскам из-за большого веса (13 тонн) при десантировании.

"Гром" десантных машин

В итоге, в конце 60-х годов на вооружение была принята БМД-1 (боевая машина десанта), чей вес был чуть больше 7 тонн, вооружение представляло собой полуавтоматическую пушку 2А28 "Гром", а экипаж состоял из семи человек. На базе БМД-1 были разработаны артиллерийские самоходки, машины управления огнем, разведывательные и командно-штабные машины.

Видавшие виды самолеты Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 стараниями Маргелова были заменены на мощные и современные Ан-22 и Ил-76, позволявшие брать на борт значительно больше десантников и боевой техники, чем раньше. "Дядя Вася" позаботился и об улучшении личного оружия парашютистов. Маргелов лично встретился с разработчиком знаменитого автомата Михаилом Калашниковым и договорился о создании "десантного" варианта АК, со складывающимся металлическим прикладом.

Сын вместо отца

После того, как министр обороны не согласился с участием главкома ВДВ в испытаниях системы "Реактавр", тот предложил в экипаж одного из своих пяти сыновей — майора Александра Маргелова. Александр Васильевич был сотрудником Научно-технического комитета ВДВ, отвечавшего за подготовку техники и личного состава к десантированию.

Личный пример сына Маргелова должен был убедить ВДВ в успешности нового варианта приземления. Другим участником эксперимента был коллега Маргелова-младшего по НТК ВДВ подполковник Леонид Щербаков.

23 января 1976 года впервые было осуществлено десантирование с военно-транспортного самолета Ан-12 БМД-1 на парашютно-реактивной тяге. После приземления экипаж сразу же произвел короткую стрельбу холостыми снарядами, демонстрируя свою готовность к бою.

Во время испытаний Маргелов на командном пункте непрерывно курил любимый "Беломор" и держал наготове заряженный пистолет, чтобы в случае неудачи застрелиться. Но все обошлось благополучно.

23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана система "Реактавр" десантирования боевой техники с экипажем — майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым. Через 20 лет обоим за мужество при выполнении рискованного задания было присвоено звание Героев России. Фамилия Маргеловых оказалась навсегда связана с историей ВДВ.

Выигрыш времени в бою

Система десантирования экипажа внутри боевой машины десанта (БМД-1) на реактивно-парашютной тяге получила свое название от слов "реактивный Кентавр". "Кентавром" именовалась система снижения БМД-1 посредством парашютно-десантной платформы. Эксперимент проводили на парашютодроме Тульского учебного центра 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Никто и никогда прежде не выбрасывал с самолета боевую технику вместе с личным составом внутри. Идея принадлежала главкому ВДВ, Герою Советского Союза генералу армии Василию Маргелову.

На тот момент техника ВДВ в виде артиллерийских самоходных установок, боевых машин десанта, автотранспорта и инженерной техники доставлялась на землю двумя способами: посредством парашютно-десантных платформ и парашютно-реактивных систем. Последние при приземлении за доли секунды гасили скорость снижения тяжелых грузов и автоматически освобождали их от подвесных строп. Личный состав же опускался на парашютах отдельно.

Но для того, чтобы занять свои места в боевых машинах, в реальном бою экипажам иногда требуются минуты, которых враг может и не предоставить. Как выиграть время? Маргелов пришел к парадоксальному выводу: личный состав надо десантировать в самой технике!

Кто пожертвует собой?

Риск? Да, огромный. Многие в военном руководстве страны не одобряли эту идею. Кое-кто из многозвездных генералов даже крутил пальцем у виска: мол, главный десантник СССР дофантазировался до невозможного. Другие затею в принципе одобряли, но полагали, что технически она пока неосуществима.

Наконец, требовались смельчаки — ведь никто не мог гарантировать, что при приземлении они не разобьются. Приказывать же в таком деле нельзя. Это же не война — всего лишь эксперимент, пусть и очень опасный. На вопрос министра обороны маршала Андрея Гречко, кто же будет внутри спускаемой БМД-1, Василий Маргелов твердо ответил, что он сам. По-иному он ответить не мог. Он должен был сделать все, чтобы воздушно-десантные войска вышли на качественно новый уровень боевой подготовки.

Одни из лучших

Во время Великой Отечественной войны десантники зарекомендовали себя одними из наиболее стойких бойцов Красной Армии. С боями они отступали вглубь страны в начале войны, доблестно сражались в рядах защитников Москвы и Сталинграда, участвовали в Курской битве, принимали участие во взятии Вены и боях за Берлин.

Но несмотря на то что советские парашютисты в ходе войны неоднократно проводили воздушно-десантные операции, в большинстве сражений они воевали в качестве пехоты, пусть и весьма подготовленной. Поэтому после войны, с наступлением атомной эры, перед ВДВ встали новые задачи: стать тем, что сейчас называется войсками быстрого реагирования.

До 1954 года воздушно-десантными войсками страны поочередно руководили 7 генералов, среди которых можно отметить первого командующего ВДВ Дважды Героя Советского Союза Василия Глазунова, а также Героя Советского Союза Александра Горбатова.

Войска дяди Васи

Однако, несмотря на боевые заслуги, командующие недолго задерживались в должности главкома ВДВ. В итоге кадровая чехарда негативно влияла на боевую подготовку вверенных им войск.

То, что к 80-м годам ХХ века ВДВ сделались самыми массовыми и боеспособными среди подобных в мире, — заслуга прежде всего человека, который их возглавлял многие десятилетия, — генерала Маргелова.

Не случайно в десантных войсках аббревиатура ВДВ до сих пор неофициально расшифровывается как "войска дяди Васи". "Наш Чапай", — с уважением называли подчиненные Василия Филипповича.

Как и большинство предыдущих командующих ВДВ, Маргелов был выходцем из других родов войск, однако с десантной спецификой был неплохо знаком — до своего назначения командовал 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизией, а затем был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса.

Десантник в 40 лет

Любопытно, что первый свой прыжок с парашютом он совершил в 40 лет — перед тем как вступить в командование десантниками. При этом он заключил пари на несколько прыжков с другим новоиспеченным десантным комдивом, Героем Советского Союза генералом Михаилом Денисенко, который разбился при очередном парашютном прыжке в 1949 году. Маргелова же судьба хранила — до конца жизни он совершил более 60 воздушных приземлений.

Во время битвы за Москву он командовал 1-м Особым лыжным полком морской пехоты. Будучи командующим ВДВ, Маргелов не забыл своих бравых матросов, введя в форму десантников тельняшку, как знак преемственности от одного храброго рода войск к другому. Еще одним ярким отличием десантника стал берет — вначале малинового цвета (по примеру западных парашютистов), а затем голубой.

Маргеловские реформы включали в себя не только перемены в обмундировании. Новый командующий ВДВ отказался от устаревшей доктрины использования десантных войск лишь в качестве средства для удержания плацдармов до подхода основных сил. В условиях современной войны пассивная оборона неминуемо приводила к поражению.

Новая боевая техника

Маргелов считал, что после выброски десантники должны вести активные, наступательные действия, не давая ошеломленному врагу прийти в себя, и контратаковать их. Однако для того, чтобы парашютисты могли широко маневрировать, их требовалось оснастить собственной бронетехникой, повысить их огневую мощь и обновить авиационный парк.

Во время Великой Отечественной, например, крылатая пехота воевала в основном с помощью легкого стрелкового оружия. После войны началось оснащение войск специальной авиадесантной техникой. К моменту вступления Маргелова в должность командующего на вооружении ВДВ состояла легкая самоходная артиллерийская установка АСУ-57 с модификациями.

Василий Филиппович дал задание ВПК разработать более современную артиллерийскую машину десанта. В итоге, АСУ-57 сменила АСУ-85, разработанная на базе легкого плавающего танка ПТ-76. На поле боя требовалось и транспортно-боевое средство для передвижения личного состава в условиях радиоактивно зараженной местности. Армейская боевая машина пехоты БМП-1 не подходила десантным войскам из-за большого веса (13 тонн) при десантировании.

"Гром" десантных машин

В итоге, в конце 60-х годов на вооружение была принята БМД-1 (боевая машина десанта), чей вес был чуть больше 7 тонн, вооружение представляло собой полуавтоматическую пушку 2А28 "Гром", а экипаж состоял из семи человек. На базе БМД-1 были разработаны артиллерийские самоходки, машины управления огнем, разведывательные и командно-штабные машины.

Видавшие виды самолеты Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 стараниями Маргелова были заменены на мощные и современные Ан-22 и Ил-76, позволявшие брать на борт значительно больше десантников и боевой техники, чем раньше. "Дядя Вася" позаботился и об улучшении личного оружия парашютистов. Маргелов лично встретился с разработчиком знаменитого автомата Михаилом Калашниковым и договорился о создании "десантного" варианта АК, со складывающимся металлическим прикладом.

Сын вместо отца

После того, как министр обороны не согласился с участием главкома ВДВ в испытаниях системы "Реактавр", тот предложил в экипаж одного из своих пяти сыновей — майора Александра Маргелова. Александр Васильевич был сотрудником Научно-технического комитета ВДВ, отвечавшего за подготовку техники и личного состава к десантированию.

Личный пример сына Маргелова должен был убедить ВДВ в успешности нового варианта приземления. Другим участником эксперимента был коллега Маргелова-младшего по НТК ВДВ подполковник Леонид Щербаков.

23 января 1976 года впервые было осуществлено десантирование с военно-транспортного самолета Ан-12 БМД-1 на парашютно-реактивной тяге. После приземления экипаж сразу же произвел короткую стрельбу холостыми снарядами, демонстрируя свою готовность к бою.

Во время испытаний Маргелов на командном пункте непрерывно курил любимый "Беломор" и держал наготове заряженный пистолет, чтобы в случае неудачи застрелиться. Но все обошлось благополучно.

Впервые в истории ВДВ военнослужащие 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой десантно-штурмовой дивизии совершили десантирование БМД-2 с экипажем. Это произошло во время командно-штабных учений ВДВ 25 марта, проводимых на базе 76-й дивизии. За десантированием личного состава и выброской техники в районе деревни Кислово наблюдали командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов и 21 военный атташе из США, Германии, Франции, Белоруссии, Китая, Пакистана, Монголии, Швеции, Италии, Казахстана. Об этом передаёт корреспондент ПАИ.

Всего в десантировании приняло участие 775 военнослужащих и 14 единиц боевой техники. Три БМД-2 было десантировано с экипажем внутри, по два человека в каждом. После приземления генерал-лейтенант В. Шаманов лично встретил героев-десантников, каждому из них вручил именные часы и подписал представление на награждение их Орденом Мужества. К высокой правительственной награде были представлены офицер штаба ВДВ подполковник Александр Иванов и военнослужащие 234-го полка 76-й дивизии лейтенант К. Пашков, старший сержант В. Козлов, младший сержант К. Никонов, рядовые А. Бородников и И. Тарсуев.

Как пояснил корреспонденту ПАИ помощник командующего ВДВ полковник Александр Чередник, впервые десантирование боевой техники с экипажем внутри происходило в январе 1973 года. Тогда опасный прыжок совершил сын легендарного командующего ВДВ и дядя сенатора от Псковской области Александр Маргелов. За этот прыжок он был удостоен звания "Герой Советского Союза". В "крайний" раз в ВДВ боевую технику с экипажем десантировали в июне 2003 года. Тогда внутри БМД-3 десантировалось 7 офицеров управления ВДВ. За всю историю ВДВ десантирование внутри боевой техники прошли не более шестидесяти человек.

Сегодняшнее десантирование характерно ещё тем, что БМД-2 до этого ещё никогда не десантировали с экипажем. "Это был первый опыт десантирования БМД-2 с экипажем, и этот опыт оказался успешным", - заявил Александр Чередник.

Сегодня, в целях модернизации средств десантирования, состоялась экспериментальная выброска БМД-4, так называемого "десантного танка "Спрут" и продемонстрированы варианты применения в ВДВ квадроциклов, парапланов, снегоходов и разведывательных бронемашин. На полигоне у деревни Кислово была также развернута выставка новых образцов боевой техники, вооружения, обмундирования и экипировки, которые в скором времени поступят на вооружение ВДВ. Были так же представлены образцы и произведены показательные полёты беспилотных летательных аппаратов, разработанных российскими предприятиями.

Завтра командно-штабные учения ВДВ продолжатся на полигоне у посёлка Струги Красные. Там будет произведены боевые стрельбы из всех видов оружия и отработана тема "бой в обороне".

Этот день в истории:

5 января 1973 г Впервые в истории на парашютодроме "Слободка" близ Тулы впервые в мировой истории была на практике осуществлена идея десантирования людей внутри боевой машины десанта (БМД-1) - комплекс "Кентавр" . Идея и практическая реализация десантирования людей внутри боевых машин принадлежит легендарному командующему ВДВ генералу армии Василию Маргелову, отправившему на первую объездку "Кентавра" своего сына. В первом экипаже были - Леонид Гаврилович Зуев и Александр Васильевич Маргелов
Ни одна армия мира не освоила этот способ десантирования
5 января 1973 г! Этот День можно считать "Началом Новой Эры" в истории наших ВДВ!!!
Сын нашего Бати стал "космонавтом ВДВ"! Никто, кроме нас!!!

Герой России Александр Маргелов. Полковник ВДВ в отставке. Сын основателя современных воздушно-десантных войск генерала Армии Василия Маргелова. В январе 1973 года во время испытания комплекса "Кентавр" первым в истории вместе с подполковником Зуевым десантировался из самолёта, находясь внутри боевой машины десанта.
Экипаж в составе командира подполковника Леонида Зуева и наводчика-оператора старшего лейтенанта Александра Маргелова с использованием передового комплекса "парашютная система - боевая машина - человек, получившего кодовое наименование "Кентавр", десантировались с неба на голову условного противника, находясь внутри боевой машины БМД-1 Десантирование выполнялось из самолета Ан-12 с использованием многокупольной парашютной системы и парашютной платформы П-7. Экипаж внутри боевой машины во время десантирования находился в специальных космических креслах типа "Казбек-Д". Первому в мире десантированию людей внутри боевой техники предшествовала череда испытаний и проверок надежности комплекса "Кентавр", в том числе и с десантированием внутри БМД животных.
Уже через два года после первого успешного эксперимента в ВДВ в январе 1976 года, также впервые в мировой практике вместе с подполковником Щербаковым десантировался внутри БМД, испытывая новый комплекс "Реактавр" без индивидуальных средств спасения, было осуществлено десантирование внутри БМД уже всего экипажа боевой машины в количестве 6 человек на парашютно-реактивной системе без использования парашютной платформы.
Только через 20 лет за мужество, проявленное при испытаниях военной техники, Александру Маргелову было присвоено звание Героя России. На фото: За сутки до эксперимента. Командир экипажа гвардии подполковник А.Г.Зуев и наводчик-оператор лейтенант А.В.Маргелов


Юмористический фотоколлаж В.Романова на тему Кентавра


Группа участников первого «Кентавра» после удачного эксперимента


ВДВ – «возможны двести вариантов», один из них – «кверху гусеницами». Экипаж «Кентавра-5» с честью выдержал испытание. 1974 г., г. Гайжунай Литовской ССР


Без экипажа это не «Кентавр», а просто БМД-1 перед загрузкой в Ил-76


«Кентавр» спустился на землю. «Счетчик» командующего включен – на расшвартовку отпущено всего 2 минуты


КСД в воздухе... Рядом «парит» майор А.А.Петриченко, заслуженный мастер парашютного спорта, отделившийся от комплекса в соответствии с заданием

Почему проект назван "Кентавр"? Потому, что механик-водитель похож не этот персонаж единым целым с машиной.


Мраморы Элгина мифологическая битва лапифов с кентаврами. Греция, Парфенон. 440 до н.э.


В августе 2011 года вышла в свет книга А.В. Маргелова «Десантавры – космонавты ВДВ» . *
Эта книга-альбом рассказывает о том, как разрабатывались и испытывались различные системы десантирования техники для наших ВДВ.

Впервые в истории Воздушно-десантных войск изданы в одной книге - фотоальбом и мемуары Героя России, полковника Александра Васильевича Маргелова, единственного в мире офицера-десантника, который участвовал в десантировании в 3-х различных комплексах: "Кентавр", "КСД", "Реактавр". Бронницкое отделение общероссийской общественной организации "Боевое братство" под руководством ветерана боевых действий Патрушева Николая Владимировича подготовили подарок легендарному десантнику Герою России А.В. Маргелову, в честь его 65-летия (родился 21 октября 1945 года) - книгу воспоминаний о дерзких проектах генерала армии В.Ф. Маргелова, который первый в мире разработал и осуществил десантирование боевые машины с экипажем.

Среди славных страниц истории Воздушно-десантных войск освоение десантирований БМД с размещенными внутри экипажами занимает законное место. И как же может быть иначе? Именно в ВДВ зародилась эта дерзкая, непостижимая для многих, а потому страшная, идея посадить гвардейцев в БМД без парашютов и других индивидуальных средств спасения. Эта грандиозная задача была поставлена Командующим ВДВ Героем Советского Союза генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым в начале 1970-х, сразу при поступлении в ВДВ БМД-1. Идея была поддержана его единомышленниками-десантниками, теми, кто осознавал, что значит быстрое приведение боевых машин, а, следовательно, и подразделений десанта, в готовность к бою после приземления.
Задача оказалась архисложной. Но советская оборонная промышленность и военные специалисты в кратчайшие сроки успешно с нею справились. В боевом отделении БМД-1 были установлены космические кресла (в несколько упрощенном варианте) "Казбек-Д", военные медики (Государственный НИИ авиационной и космической медицины) изучили все стадии десантирования и дали рекомендации по преодолению перегрузок.
Несмотря на решение технической проблемы, на пути первого экспериментального десантирования двух членов экипажа внутри БМД-1 на серийных парашютно-платформенных средствах встал ГосНИИ ВВС им. Чкалова, который проводил государственные испытания средств десантирования. Он мотивировал это тем, что в боевой машине нет средств индивидуального спасения экипажа.
Многих трудов Командующему стоило убедить министра обороны А.А. Гречко дать разрешение на первое десантирование. Маршал не соглашался ни в какую, опасаясь за жизнь людей. Командующий предложил свою кандидатуру на участие в эксперименте, но получил категорический отказ.
- В таком случае, товарищ министр, будет прыгать мой сын Александр, офицер-десантник, сотрудник Научно-технического комитета ВДВ и мастер парашютного спорта, преподаватель нашего десантного училища майор Леонид Зуев. Александр занимается экспериментом в НТК, а Зуев уже начал экспериментировать в училище, за что "удостоился кляузы" от политработников. Ну, я его и взял готовиться лично к этому уникальному прыжку.
- Но почему все-таки сын? - спросил Гречко.
- Много я видел слез матерей, оплакивающих своих погибших мужей и сыновей. А поскольку дело новое и очень рискованное, где все может случиться, я лично несу всю ответственность и отвечаю головой за исход эксперимента.
Комплекс "парашют-машина-экипаж" получил имя "Кентавр". Впервые в мировой практике экспериментальное десантирование двух членов экипажа внутри БМД-1 из самолета АН-12 состоялось 5 января 1973 г. на базе 106-й гв. вдд под Тулой. Экипаж в составе подполковника Леонида Зуева и старшего инженера-лейтенанта Александра Маргелова на деле подтвердил правильность результатов исследований и технических решений отечественной науки и военной медицины. После этого десантирования на гербе Тульской дивизии появился Кентавр...
Рассказывают, что на Западе попытались повторить подобный эксперимент. Во Франции в боевую машину был посажен заключенный, приговоренный к смертной казни. Машина разбилась - "приговор привели в исполнение". Много позже эксперимент провели и в США. Однако результат был настолько плачевен, что больше на Западе попыток никто не делал.
Потом в СССР были другие эксперименты и штатные десантирования экипажей боевых машин и артиллерийских расчетов внутри и совместно с боевой техникой ВДВ.
Среди них достойное место занимает беспримерный прыжок с личным парашютом из снижающегося комплекса совместного десантирования (КСД) офицера НТК Александра Петриченко. Как и в комплексе "Кентавр", КСД боевая машина десантировалась на парашютно-платфор-менных средствах, но на торце платформы крепилась кабина на четверых человек, что позволяло разместить сразу шесть членов экипажа. Теоретически эти четыре человека в случае необходимости могли покинуть комплекс на личных парашютах. Вот это и решил проверить Командующий в ходе войсковых полковых учений 26 августа 1975 г. В войсках это было уже не первое десантирование КСД, но такой прыжок выполнялся в первый и последний раз! В последний потому, что заслуженный мастер парашютного спорта А. Петриченко после покидания комплекса с трудом избежал попадания под оснастку, болтающуюся под платформой на металлических тросах. После получения отрицательного заключения опытного парашютиста КСД некоторое время использовались в войсках для десантирования гаубиц и пушек с расчетами, пока вся артиллерия не была переведена на базу гусеничных боевых машин. А. Петриченко совершил поистине подвиг, который так и не был оценен по достоинству.
По требованию Командующего уже в ходе подготовки первых "Кентавров" началась разработка парашютно-реактивной системы. Работа, продолжавшаяся не один год, увенчалась успехом - такая система (ПРСМ-915) была создана! Преимущества ее были очевидны: всего один купол в 540 кв. м (вместо 4-5 по 760 кв. м на КСД и "Кентавре") и блок реактивных двигателей мягкой посадки (плюс дополнительное оборудование) размещались непосредственно на корпусе машины, которая своим ходом выдвигалась с экипажем на аэродром и своим ходом загружалась в самолет. Причем скорость снижения такой системы достигала 25 м/с (на МКС - 5-6 м/с), что делало ее практически неуязвимой от огня противника.
Двадцать третьего января 1976 г. на базе 76-й гв. вдд под Псковом было проведено историческое экспериментальное десантирование комплекса "Реактавр" с двумя членами экипажа: командир - майор А. Маргелов, механик-водитель - подполковник Л. Щербаков. Зимнее время было выбрано не случайно - расчет был на глубокий снег на площадке приземления, который должен был смягчить приземление. Однако испытателей как следует "приложило" на укатанную ледяную дорогу, так что перегрузка прошлась по ним в полную меру. К счастью, это особо не повлияло на последующие действия экипажа: элементы вождения и стрельба были выполнены четко, в соответствии с задачей. ВДВ получили новое средство десантирования, значительно повышающее их боевые возможности. Члены экипажа были представлены к званию Героя Советского Союза, но только через 20 лет они стали Героями уже России.
Позже заводом "Универсал" были созданы бесплатформенные средства десантирования, сочетающие в себе надежность парашютных систем, легкость и маневренность, как при использовании ПРС. В присутствии Командующего ВДВ вблизи подмосковной деревни Медвежьи озера 22 декабря 1978 г. было проведено экспериментальное десантирование "Кентавра" на бесплатформенных средствах десантирования (ЗП-170) - командир экипажа подполковник Юрий Бражников, механик-водитель - гвардеец срочной службы Василий Кобченко. Десантирование показало высокую надежность системы ЗП-170 и подтвердило прекрасные эксплуатационные характеристики, не уступающие парашютно-реактивной системе. Больше того, конструктивно был решен сложнейший вопрос исключения опрокидывания боевой машины при боковом сносе системы. До настоящего времени ЗП-170 является единственной системой, позволяющей десантировать боевую машину на воду. Однако Командующий Маргелов не успел принять систему ЗП-170 на вооружение войск.
Работа по претворению в жизнь идей генерала В.Ф. Маргелова продолжалась. Были отработаны десантирования бронеобъектов на сушу и на воду при ветре до 15 м в секунду, десантирование боевой техники и грузов со сверхмалых высот (правда, без экипажей), наконец, десантирование полного экипажа внутри БМД-3.
Двадцатое августа 1998 г. в ходе показательных тактических учений 104-го гв. пдп 76-й гв. вдд впервые в войсковой практике в десантировании приняли участие гвардейцы-десантники: 22-летний старший лейтенант Вячеслав Конев (командир экипажа), младшие сержанты Алексей Аблизин и Замир Билимихов, ефрейтор Владимир Сидоренко, рядовые Денис Горев, Дмитрий Кондратьев, Зураб Томаев. И как всегда в подобных случаях - добровольцы.
Десантирование происходило на новой бесплатформенной парашютной системе ПБС-950 разработки того же завода "Универсал" (ныне - московский конструкторско-производственный комплекс "Универсал"). Непосредственно новую систему создавали специалисты 9-го отдела завода (ныне - 2-й отдел) под руководством начальника отдела Петкуса Генриха Владимировича, подписи которого стояли на листах готовности первого и последующих "Кентавров".
Прошло немного времени, и уже только что назначенный новый командующий ВДВ генерал-лейтенант Александр Колмаков присутствует на очередном десантировании полного экипажа внутри БМД-3. Это произошло в ходе Центрального сбора руководящего состава воздушно-десантных служб Министерства обороны 24 сентября 2003 г. на базе 106 гв. вдд.
Всего на конец 2004 г. было проведено около пятидесяти десантирований экипажей и артиллерийских расчетов в различных системах десантирования, в которых приняло участие более 110 человек. Многие участники подготовки и проведения таких десантирований - ученые, инженеры, офицеры, генералы - стали лауреатами Государственной премии СССР, были награждены орденами и медалями, удостоились ученых званий. Честь им и хвала, патриотам России, тем более тем, кто до сих пор, невзирая на все выпавшие беды, высоко держит знамя Советской Российской Науки и дорожит Честью защитника Родины и воина-десантника!



Что еще почитать