Анна кашинская день памяти по новому стилю. Преподобная благоверная великая княгиня инокиня анна кашинская

Русская благоверная княгиня Анна Кашинская при жизни отличалась огромным терпением, которое по своей силе было сопоставимо с мужеством воина. Она испытала боль потерь самых близких людей, сумев сохранить доброе сердце и оставалась опорой для своего народа во всех невзгодах. Канонизированной после смерти, ей была уготована противоречивая доля. Анна Кашинская дважды утверждалась в святости, и только она имеет шесть дней памяти в году.

Юные годы

Анна Кашинская родилась в семье Ростовского князя Дмитрия в городе Кашине ориентировочно в 1279 году. Имя при крещении дали в честь праведной святой Анны, матери Богородицы. В семье были еще дети. Близким человеком в семье был Ордынский царевич - святой Петр, крещенный в православное христианство татарин, отличившийся большой верой и видевший при земной жизни апостолов Петра и Павла.

О детских и юношеских годах святой Анны известно мало, летописные источники рассказывают, что ее жизнь пришлась на времена лихолетья. В Ростове было много бед, которое приносило татарское иго. Наконец терпение ростовчан лопнуло, не было больше сил выносить поборы и притеснения от населивших землю татар и постоянно приезжающих боевых отрядов. Грянул набатный колокол и начался русский бунт, снесший все татарские дома, горожане выгнали оставшихся в живых нахлебников за городские стены.

Ростовские князья отправились к хану с повинной и уговорами не наносить большого ущерба народу и княжеству. Анна Кашинская с сестрами оставалась дома под опекой бояр и никто не знал, оставит ли хан делегацию в живых или все будут убиты. В тот раз обошлось без кровопролития и мести. Через несколько лет, в 1293 году, началась борьба за власть между Андреем и Дмитрием Невскими, что привело к междоусобной войне, опустошившей Северо-Восточные земли Руси, нанесенный урон был сравним с разорением, устроенным Батыйским нашествием.

Замужество

Благоверная Анна Кашинская рано прославилась своей добротой, обширной благотворительной деятельностью и красотой. В 1294 году княжеские дети осиротели, умер отец Анны, попечителем стал дядя Константин. Беды не оставляли ростовское владение, много людей утратило кров, нужда преследовала целые семьи, заставляя людей скитаться и просить милостыню.

Анна Кашинская дала распоряжение кормить обездоленных в княжеских палатах, никому не отказывать в куске хлеба. Она была очень деятельной в помощи - к тем, кто не мог прийти за едой, она являлась сама к месту проживания, лечила больных и раненых, ухаживала за искалеченными и стариками. Особое внимание уделяла вдовам и сиротам. Люди относились к ней как к солнцу, она смягчала самые жестокие сердца добрым нравом, терпением и огромным желанием помощь всем страждущим.

Слава о ее делах и красоте достигла пределов Тверского княжества и княгиня Ксения, мать Михаила, князя Тверского, пожелала видеть ее супругой своего сына, о чем и просила попечителя сироты: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбив бо ю добронравия ея ради», что было зафиксировано в Воскресенской летописи. Венчание состоялась в 1294 году в Спасо-Преображенском соборе Твери.

Дети и княжество

Анна Кашинская, святая благоверная княгиня, жила в трудное время, когда Русь была раздроблена, а русские князья в стремлении упрочить власть искали поддержку у монгольских захватчиков. Через некоторое время после заключения брака сгорел весь город Тверь, еще через три года пожар полностью поглотил весь княжий двор, но обитателям удалось спастись. В этот же год, летом, случилась засуха, отчего погорели все посевы и корма для скота, что снова привело к опустошению.

Первый ребенок, дочь Федора, у молодой четы родилась в 1299 году, но девочка прожила совсем недолго. В 1300 на свет появился первый сын - Дмитрий, через год родился Александр. В 1306 году семью пополнил Константин, а в 1309 году Василий. Анна Кашинская была хорошей матерью и сама участвовала в воспитании детей, занималась их образованием, давала личный пример добродетельной жизни. Дети принимали участие во всех благотворительных делах, посещали церковь и переняли у матери любовь к ближнему.

Потеря мужа

В 1304 году Михаил Тверской принял княжение. Чтобы утвердиться на троне в те времена, нужно было получить особое одобрение хана - ярлык, Михаил съездил в ставку, но притязания высказал Юрий, сын почившего Московского князя Даниила. Началось противостояние, накрывшее два княжества на полтора века.

В 1313 году Орда хана Узбека приняла ислам, что завершило эпоху терпимости в вероисповедании. Положение Михаила Тверского и его вотчины ухудшилось, дополнительную шаткость положению придала женитьба Юрия, Московского князя, на сестре хана. Через четыре года Михаил Тверской решил поступиться княжеством в пользу Юрия, но тому было мало факта правления, он пожелал уничтожить противника. Вторгшись с хорошо вооруженной многочисленной дружиной в Тверское княжество, он уничтожал поселения, вытаптывал и выжигал поля, угонял людей в рабство. Михаил возглавил компанию по противодействию и вступил в бой в сорока верстах перед Тверью, Юрий, бросив дружину, бежал.

Михаил взял в плен боярство, князей и жену Юрия - татарку Кончаку, начались переговоры с ханом. Пока велись дипломатические встречи, в Твери скончалась Кончака. С этой вестью Юрий отправился к хану, рассказав в доносе, что ее отравили люди Михаила. Хан впал в гнев и выбирал способ мести. Михаил, решив не подвергать свой народ еще одному разорению, сам отправился в Орду. Анна Кашинская, святая благоверная княгиня понимала, что муж идет на мученическую гибель, но благословила его в путь. Расставание супругов произошло на берегу реки Нерли, теперь там стоит часовня, в ней ранее было изображение сцены прощания князя с княгиней.

В ставке хана Михаил принял мученическую казнь, которую можно было избежать ценой поклонения идолам, от чего князь отказался. О его смерти известили князя Московского и туда же отправили тело. Анна Кашинская и дети долго не знали, что с ним стало. Когда ситуация прояснилась, она долго умоляла Юрия отдать тело мужа для погребения, он потребовал унизительных условий для договора и добился своего.

Изувеченное тело князя Михаила проделало долгий путь, но не подверглось разложению, что было расценено, как Божье чудо. Михаил был канонизирован церковью в 1549 году, а народ стал почитать его за святого сразу после погребения.

Сыновья

Анна Кашинская пережила многие беды, произошедшие, как в семье, так и государстве. В 1325 году ее сын Дмитрий зарубил в Орде Юрия, князя Московского, по чьему доносу был замучен отец. Дмитрия тут же казнили. Через год в Тверском княжестве обосновался татарский посол и занял для своей резиденции княжеские палаты, почти выгнав Анну и детей на улицу. В народе копились обиды, вспыхнул бунт, и полилась кровь захватчиков. Сутки длилась битва, ханский посол и его свита были заживо сожжены в палатах, к рассвету следующего дня не осталось в живых ни одного татарина.

Семье Анны и ей самой удалось бежать из города. Осенью на Тверь выдвинулись войска хана, московского князя Ивана Калиты и еще нескольких князей. Погром был тотальным, выжженная земля ни до, ни после не знала такого погрома. Князья Константин и Василий вернулись на свои земли в 1327 году и застали там опустошение, безлюдность, скорбь и начали возрождение княжества.

Старший сын Александр оставался в изгнании, где обзавелся семьей и сыном Федором. Угрозой разорения хан потребовал от русских князей выдать ему Александра Тверского. Через десять лет, в 1339 году, он прибыл из Литвы и вместе с сыном отправился в Орду. Княгиня еще раз прощалась с родными, провожая их на верную смерть. После этих событий наступило некоторое затишье, на княжение был поставлен Константин, но и он закончил свои дни в Орде в 1346 году.

Монашество

Пройдя через много скорбей, потерь, мук, Анна Кашинская сохранила великое терпение, не впала в отчаяние, что помогло ей выстоять и сохранить доброе любящее сердце. В период правления Константина она приняла монашеский сан в Софийском монастыре Твери, приняв имя Ефросиния. В бытность монашеской жизни она не оставляла без внимания нуждающихся и помогала чем могла, кому словом, а кому делом, ведя при этом строгий образ жизни. Большую часть времени она посвящала молитвам, постам, бдениям и размышлениям.

Ориентировочно в 1364 году ее последний сын, князь Василий, построил в Кашине Успенский монастырь и уговорил мать переселиться в него. Здесь она приняла схиму под именем Анны и скончалась в 1368 году в самом начале октября. Ее тело было погребено в соборе.

Первая канонизация

Святую правоверную Анну Кашинскую забыли на долгие годы. В память потомков она вернулась в период осады Кашина литовцами и поляками в 1611 году. Несмотря на длительность и усиленные военные действия, город не был захвачен, и горожане склонились к мысли о чьем-то святом заступничестве. Анна явилась в схимническом образе пономарю Успенского собора, переживавшему тяжелую болезнь. От нее он получил исцеление и наказ рассказать протопопу Василию и жителям Кашина о ее молитвах и заступничестве, при этом повелела почитать ее гроб, читать над ним молитвы и зажигать свечи над ним перед образом Спаса. Так кашинцы уверовали в свою покровительницу и стали трепетно оберегать ее могилу.

Молва о святой заступнице дошла до царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, они инициировали ее канонизацию перед Московским собором. В 1649 году Анна Кашинская была церковью причислена к лику святых. Вскрытие могилы и осмотр мощей состоялся в 1649 году, а в 1650 царь приехал для участия в торжественном перенесении мощей в Воскресенский собор. В этот же день случилось чудесное исцеление тяжело болевшей женщины.

Ни у одной святой нет такой сложной посмертной истории, какая выпала на долю преподобной Анны Кашинской. Через три десятка лет ее стали особо почитать староверы и случилось единственное в истории русской церкви событие - Патриарх своим указом, в 1677 году, запретил почитать святую. Гроб был опечатан, иконы с ее изображением изъяты и увезены в Москву, был снят покров с гроба. Запечатали даже храм, некогда освященный в ее честь, впоследствии его переименовали в собор Всех Святых.

Вторая канонизация

Как бы ни распоряжались земные властители, чудеса у гробницы продолжались, были исцеления. Жители самостоятельно вели летопись, писали иконы и переписывали житие святой Анны Кашинской. Три раза в разные годы обращалась православная община с просьбой о восстановлении почитания святой, но они отклонялись.

Добиться рассмотрения очередного прошения удалось лишь, когда был принят закон о старообрядцах, в 1905 году. В 1908 году были собраны все сведения об Анне Кашинской, они отправились в Петербург вместе с прошением на имя государя о восстановлении почитания. 10 июля колокольный звон собрал всех горожан в церковь, где было подписано коллективное прошение. Осенью царь дал разрешение Синоду на восстановление памяти и почитание святой, датой было назначено 12 июня.

Торжества по случаю канонизации состоялись в июне, они прошли при огромном стечении народа. В город прибыло более 100 тысяч гостей и паломников. У гробницы Анны Кашинской свершилось множество чудес, она стала единственной святой, чья память почитается шесть раз в году.

После революции и до наших дней

После 1917 года храмы в Кашине постепенно закрывались, гроб с мощами постоянно переносили, но заступничество святой и здесь сделало свое дело, не оставив город без действующей церкви. По словам очевидцев, некоторые видели Анну Кашинскую в первый год Великой Отечественной войны, и она говорила, что охраняет свой город от захватчиков. До 1987 года святые мощи Анны Кашинской пребывали в храме Петра и Павла.

Сейчас поклониться мощам святой можно в Вознесенском кафедральном соборе города, гробница пребывает там с 1993 года и доступна всем верующим. Собор расположен на площади Единения в городе Кашин Тверской области. Храм Анны Кашинской есть в нескольких городах и с ними тоже не все просто. Один из них расположен в Санкт-Петербурге и принадлежит православной христианской церкви. А вот храм ее имени в Кузнецах принадлежит старообрядческой концессии православного христианства, он активно восстанавливается. Еще один старообрядческий храм святой княгини Анны Кашинской заложен в Твери.

Паломники часто приходят за помощью к святой, и многим дает утешение Анна Кашинская. В чем помогает святая? Она откликается на просьбы об укреплении семейных уз, укреплении в христианской православной вере и терпении. Также она становится заступницей всех страждущих, вдов, сирот и помогает тем, кто избирает путь монашества.

С вятая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику (+1318, память 22 ноября).

Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба.

Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300),- которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.

Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть,- отмечает летописец,- како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь. Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.

В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах святой княгини Анны - вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.

Святая Анна с детьми проводила святого князя Михаила до реки Нерль. Полагают, что близ деревни Малиник Калязинского уезда было последнее прощание благоверных супругов. Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.

В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое войско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде. Древнее житие так описывает жизнь благоверной княгини Анны до принятия монашества: «Еще в дому своем она... частым молением выну Богу молящи, яко да и ю не лишит достояния святых лику. И многу посту и воздержанию себе вдавши, кротостию и смирением украшашеся, нищих питая, и странных и убогих повелеваше в дом свой вводити и питати, и сирот, и вдовиц заступая». После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание-«едину Богу в молчании работати». Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвизаться в еще большем посте, бдении и молитве.

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь.

В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество - на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание - были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.

Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество: молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606-1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.

После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).

В 1677 году Патриарх Иоаким (1674-1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время войны 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны.

В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.

Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как "Анна, Кашинская чудотворица".

Княгиня Анна - правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского (Василька) и внучка святого князя Михаила Черниговского, принявших в Орде мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Она выросла в страхе Божием, в умилении перед родственниками - мучениками за веру. Благоверная княгиня Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности - целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем - подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином.

Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар, которое должно было принести разорение всей Тверской земле. Княгиня Анна знала, что он идет на верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: "Молю тебя, господин мой, когда предстанешь пред нечестивым царем как добрый воин Христов и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, единого Господа Иисуса Христа". В прощальных словах княгини Анны - вся глубина любви ее к Богу, жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души. Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно на подвиг шел, а она волю Божию принимала и на страсти провожала, навсегда осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви. Святой князь Михаил Тверской был замучен в Орде. Только через год получила Анна нетленное тело своего князя.

По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий "Грозные очи". В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все. Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после гибели сына Александра и внука Федора - крайнего предела своих страданий. "В женском естестве мужескую крепость имела еси" - так ублажает Церковь святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально для нее построенный Успенский монастырь.

Анна-инокиня - любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15) октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.

После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа) 1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

Ныне мощи преподобной Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе. К ним притекает множество верующих за помощью благоверной княгини, особо проявляющуюся в заботе о немощных, болящих и страждущих. Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.

Святая преподобная благоверная княгиня Анна Кашинская была дочерью князя Ростовского Дмитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью.
Князья ростовские отличались благочестием, и Анна росла в традициях православной веры, любви к Церкви, почитания родственников-мучеников за веру. Она жила в те времена, когда Святая Русь несла суровые подвиги исповедничества и мученичества под татаро-монгольским игом, а также страдала от междоусобных войн.
В 1294 году скончался ее отец, когда Анне было около семнадцати. В тот же год ее выдают замуж за князя Михаила Тверского. Княгиня Ксения, мать князя Тверского, узнав о красоте и добродетелях Анны, послала сватов в Ростов. Анну привезли в Тверь, где сразу же состоялось бракосочетание. Жених и невеста увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами, но их брак был уготован на небесах: взаимную любовь и уважение, преданность и понимание пронесли супруги сквозь года, несмотря на все тяготы, выпавшие на их долю.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. Весной 1295 г. сгорел весь город Тверь, весной 1298 г. сгорел дотла весь княжеский терем со всем имуществом, князь с княгиней спаслись от огня, выпрыгнув из окна. В тот же год была великая засуха, горели леса, погибал скот. Князь тяжко заболел. В 1299 г. было грозное солнечное затмение; родившийся в этот год самый первый ребенок Анны, дочь Феодора, умирает во младенчестве. У Анны затем было еще четыре сына.
В 1304 г. князь Тверской Михаил получил ярлык (особую грамоту, подтверждавшую права князя) на великое княжение Владимирское, но вместе с почетом первенства среди других князей он приобрел смертельного врага в лице князя Юрия Московского, также претендовавшего на великое княжение. В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек, и князю Михаилу пришлось ехать к новому хану для получения ярлыка. Михаил пробыл в Орде около двух лет, княгиня же ждала, плакала и скорбела, не зная, что думать.
Вернувшись, князь вел войну с Новгородом, которая закончилась для него тяжелым поражением. В 1317 г. коварный Юрий приехал из Орды с ярлыком на «старшинство»; князь Михаил смирился и уступил ему свои права. Однако Юрий этим не удовлетворился и пошел войной на Тверь. Михаил был вынужден дать отпор и разгромил своего противника, захватив в плен татарского посла Кавгадыя и сестру хана Узбека, жену Юрия, которая, на беду, скоропостижно скончалась в Твери.
Оклеветанный врагами, в 1318 г. князь Михаил, только что одержавший блестящую военную победу, но не желавший воспользоваться ею в ущерб другим, вновь едет в Орду, чтобы отвратить от родного города угрозу татар-ского погрома и стать невинной жертвой. Князь Михаил был готов ко всему, исповедался и причастился. Все присутствующие плакали. Но святая Анна воодушевляла мужа на подвиг: «И если ты, господин мой благоверный князь, хочешь пойти в Орду и добровольно пострадать за имя Господа Иисуса, то поистине блажен будешь во все роды и память твоя будет навеки».
Через полтора месяца св. блгв. князь Михаил Тверской принял мученическую кончину в Орде, но тело святого было доставлено в Тверь только через год. Оно не истлело, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то на санях, и целое лето оно оставалось в Москве непогребенным. Все заботы о княжестве, о сыновьях легли на плечи Анны; посыпались все новые беды, начались набеги татар. В 1325 году ее старший сын, горячий и вспыльчивый Димитрий Грозные Очи убил в Орде князя Юрия Московского, которого считал виновником смерти отца, и за это был казнен ханом.
В 1327 году, когда в Тверь с большой свитой прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека, жители Твери подняли стихийный мятеж и перебили всех татар. После этого вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. Анне Кашинской с близкими пришлось бежать и долго скрываться в изгнании, а возвращаться домой - уже на голое пепелище. Второй сын княгини Александр после многолетнего изгнания поехал испрашивать милости у хана, но в 1339 году был казнен в Орде вместе со своим сыном Феодором.
Страдания княгини достигли предела человеческих возможностей. Тем не менее, кроткое, терпеливое перенесение страданий не ожесточило глубоко верующую душу, но облекло ее великим смирением. Святая решила уйти от мира в тверской Софийский монастырь и постриглась в монахини с именем Софии (по некоторым источникам Евфросинии), святая начала подвизаться в молитве и посте. Впоследствии младший сын княгини Василий упросил мать переехать в Кашин, где был его удел. Специально для нее он построил Успенский монастырь, где многоскорбная княгиня-инокиня могла пребывать в безмолвии и затворе. Здесь преподобная приняла схиму, с прежним именем Анна. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Благоверная княгиня умерла 2(15) октября 1368 г. Ей было 90 лет. Сын ее Василий умер от горя на следующий день, хоронили их вместе в Успенском соборе.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения.
В Смутное время (1606-1611 г.) Польско-литовские войска три раза подступали к Кашину, однако не только не смогли взять город, но и не причинили ему особого вреда. В то же время возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился. Невольно богобоязненные горожане стали задумываться: какой же святой охраняет их город? Но вот в 1611 г. княгиня явилась во сне тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму, обещала его исцелить и сказала: «Гроб мой народом ни во что вменяется. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?» Наутро Герасим был здоров. С этого дня исцеления и чудеса при гробе преподобной Анны не прекращались. Народ сразу же стал почитать гроб благоверной княгини Анны как великую святыню.
Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. В 1649 г. мощи ее были освидетельствованы. Тело и одежда Анны не истлели, а правая рука лежала на груди «согбенна, яко благословляюща» (указательный и средний палец вытянуты, т. е. сложены двуперстным крестом).
Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской из ветхой деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор при участии самого царя Алексея Михайловича состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, когда во второй половине XVII века начался старообрядческий раскол, и многие стали смущаться тем, что нетленные персты, по преданию, были сложены согласно обычаю, существовавшему на Руси в XIV веке (к тому же прп. Анна и на иконах иногда изображалась с рукой, сложенной для двуперстного крестного знамения). Святость благоверной княгини никто не подвергал сомнению, но чтобы не подавать повода к соблазну, Патриарх Иоаким и отцы Соборов 1677-1678 гг. уничтожают канонизацию святой, запрещают поклонение святым мощам Анны Кашинской, отменяют молебны и службы святой до времени, «пока Бог не объявит и не утвердит». Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
12 (25) июня 1908 г. Император Николай II, по воле Божией, вновь прославил благоверную княгиню, восстановив должное почитание святой.
И уже в 1909 году в городе Грозном в области Тверского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Молитвы преподобной великой княгине Анне Кашинской.

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной великой княгине Анне Кашинской.

Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Потеря исторической памяти - одна из главных проблем в жизни нашего общества. Люди не только забывают своё родословие, корни, традиции - события и имена исторического масштаба изглаждаются из памяти. К сожалению, иногда потеря исторической памяти и уважения к отеческим святыням становится следствием осознанной политики. В эпоху духовной секуляризации, наступившей после церковного раскола и продолжавшейся с конца XVII до первой половины XIX веков, наблюдалось губительное для национального и народного духа явление пренебрежения древнерусской святостью. Случай с преподобной и благоверной княгиней-инокиней Анной Кашинской явился самым ярким примером такого рода.

Тверская земля всегда славилась талантливыми, умными, светлыми людьми, которые оставили значительный след во всей русской истории. Среди них и благоверные княгини земли русской, такие как равноапостольная княгиня Ольга, преподобная Феврония Муромская, святая благоверная княгиня Василиса, святая благоверная княгиня Анна Кашинская и многие другие.

15 октября по новому стилю (2 октября ст. ст.) - день преставления святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской . Анна Кашинская занимает особое место в истории Церкви. Она жила в сложный период средневековой Руси: во время Ордынского ига над Русской землей, в период борьбы за соперничество между Москвой и Тверью, была дважды канонизирована Русской Православной Церковью.

Об Анне Кашинской упоминали в своих трудах в XVIII в. М.М. Щербатов, А. Щекатов, первый тверской историк Д.И. Карманов. Калязинский мещанин С.П. Соковнин посвятил ей целую статью. В XIX в. о ней писали историки В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, П.М. Строев, Е.Е. Голубинский. Епископ Димитрий (Самбикин) включил статьи об Анне Кашинской в «Месяцеслов святых» и «Тверской патерик». В XX в. о благоверной княгине писали священники С. Архангелов, И. Завьялов, И. Восторгов, старообрядческий исследователь А. Павлов. Исследования агиографических произведений об Анне Кашинской провела С.А. Семячко. Однако особо следует отметить труд Т.И. Манухиной «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская», изданный в Париже в 1954 г.

Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании

Княгиня Анна была дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского . Летописцы не сообщают точной даты рождения княгини. Однако Т.И. Манухина прибегает к приблизительному расчету: поскольку девушки выходили замуж в 15-17 лет, а брак княгини с Михаилом Тверским состоялся, по ее мнению, в 1294 г., следовательно, Анна могла родиться в 1278 г. или 1279 г. Прадед Анны - князь Василько Ростовский, плененный татарами в 1238 г. на р. Сити, с гневом отверг предложение перейти на их сторону и был убит; дед Борис вместе с братом Глебом мирно правили 40 лет. Дед по матери - князь Михаил Черниговский - героически погиб в Орде за Христианскую веру, отказавшись поклониться монгольским идолам; дочь Михаила, княгиня Мария Ростовская, по мнению Д.С. Лихачева, была первой женщиной-летописцем.

Анна росла в традициях крепкой православной веры, любви к Церкви, в почитании духовенства и «иноческого чина», традиций Ростова. Епископ Игнатий, как глава Ростовской епархии и духовник Анны, был близок княжескому дому. Твердой вере учил Анну живой пример епископа Игнатия.

Можно с уверенностью сказать, что невесту сыну Михаилу подыскала княгиня Ксения, как того требовал обычай. Великая княгиня Ксения, мать Михаила, прослышав о добродетелях Анны, послала в Ростов сватов, которые обо всем договорились.

8 ноября 1294 г. в день архангела Михаила, в день ангела жениха, состоялась свадьба в Спасо-Преображенском соборе, где жених и невеста впервые увидели друг друга. Венчал Михаила и Анну епископ Андрей. В своей книге автор характеризует мужа Анны как человека душевно одаренного, сильного, благородно-отважного. В 1298 г. у княгини Анны родился первенец - сын Дмитрий, В 1299 г. - дочь Феодора (о ней ничего неизвестно и Манухина предполагает, что она скончалась в младенчестве), в 1300 г. - Александр, в 1306 г. - Константин, и потом еще один сын - Василий, дата рождения которого неизвестна.

Трагедия жены и матери

В 1305 г. князь Михаил Тверской получил ярлык на Великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице князя Юрия Московского. Кроме этого, семейную жизнь омрачали болезнь князя и детей, природные катаклизмы (мор, засуха). Князь Юрий Московский воспротивился законному наследнику престола. И в 1317 г., расположив к себе хана, женился на его сестре Кончаке и был возведен в достоинство великого князя Владимирского. Князь Юрий Московский решил подчинить себе Тверь. Однако Юрий понимал, что получил ярлык не по законам Древней Руси. В 1317 г. произошла битва возле села Бортенево, но Юрий был разбит и бежал в Новгород, а Михаил, захватил в плен жену Юрия - Кончаку, которая, вероятно, была отравлена монголами и скончалась в Твери. Великий князь Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 г. Михаила вызвали в Орду, где Тверской князь вскоре был казнен.

После трагической кончины супруга княгиня Анна в 1319-1320 гг. женит одного за другим трех своих сыновей. В 1322 г. старший сын Дмитрий получил ярлык на Великое княжение. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве гнева заколол князя Юрия Московского. Хан, разгневавшись на Дмитрия за его самоуправство, приказал казнить его 15 сентября 1326 г., но ярлык на Великое княжение передал князю Александру Тверскому.

В 1327 г. в Твери произошло восстание и тут же двинулся татарский карательный поход на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием, с боярами укрылись в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми - в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. Десять лет прожил Александр с семьей в Пскове. В 1337 г. Александр прибыл в Тверь проездом в Орду, где Анна после десятилетней разлуки увидалась с сыном. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.

В 1339 г. Александр с сыном выехал в Орду, где без всякого суда их казнили. Анна, братья, княгиня Анастасия с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 г. вновь интриги родственников поспособствовали вызову в Орду правившего в это время третьего сына Анны - Константина Михайловича, однако дело до тяжбы не дошло: Константин Михайлович скончался в Орде.

Вместо княжеских хором - иноческая келья

Во время княжения сына Василия Анна участия в тверских событиях не принимала. Историки пишут, что родной Ростов воспитал княгиню в вере и благочестии, научил покоряться воле Божией, т.е. принимать свою земную долю, как дарованную свыше. Княгиня Анна направляется в Девичий Афанасьевский монастырь, именуемый в народе «Софийский».

Житие Анны следует образцу всех монашеских житий, перечисляя подвиги Анны–инокини: молитва, всенощное бдение. Прибегая к расчетам, можно сказать, что доподлинно установить количество лет, проведённых Анной в Софийском монастыре, нельзя. Однако в 1358 году она уже была монахиней. По просьбам сына Василия она решает уехать в Кашин из Твери. Преставилась благоверная Анна 2 (15) октября 1368 г. В год преставления Анны скончался ее сын Василий. Погребли благоверную княгиню под соборной церковью Успения Божией Матери. Исследовательница Манухина замечает, что все, что известно о благоверной княгине Анне, хранит черты древнерусской «благоверной княгини»: целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги, покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа.

Явление таинственной жены

Память о княгине Анне угасла вместе с родом кашинских удельных князей, вместе с потомками ее - князьями тверскими, подпавшими под власть Москвы (в 1485 г.). Имена тверских князей сохранились в летописях, но большинство их из народной памяти исчезло бесследно. В исторической реальности поводом к воскресению забытой памяти о княгине Анне послужило событие, или даже, лучше назвать, сверхъестественное явление, случившееся в 1611 году.

Больному пономарю Успенского собора Герасиму явилась во сне некая жена, в «велицем иноческом образе одеяна» (т. е. в схимне), назвала себя «Анною», обещала ему исцеление, но при этом с упреком сказала:

Я вами небрегома и преобижена. Неужели нет среди вас разумного человека, что никто из вас доселе этого не понимает? И доколе будете вы попирать меня ногами?.. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?…

Таинственная жена повелела Герасиму сказать священнику собора и всему причту, чтобы возжгли над гробом свечу перед образом Нерукотворного Спаса и не клали шапки на гроб.

Таинственный сон и чудесное исцеление пономаря Герасима всколыхнуло весь город. Люди вспомнили недавние события: в годы 1606-1611, когда поляки и литовцы грабили и жгли русские города, три раза враги подступали к Кашину, однако уходили всякий раз, не причинив самому городу особого вреда. В ту же пору возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился и город не погорел.

Настоятель собора Василий Михайлов и церковный причт стали приводить гробницу в порядок. Народ повалил в собор. Пробудилась благочестивая ревность, стали допытываться: кто же эта погребенная в соборе схимонахиня Анна?

Неожиданно узнав от соборного священника Василия о явлении великой княгини Тверской Анны и о почитании ее гробницы, родственник царя Михаила Федоровича, Василий Иванович Стрешнев, почел известие столь значительным, что повелел священнику немедленно подать челобитную Государю и известить о случившемся. Но Михаил Федорович умер, а в первые годы царствования Алексея Михайловича было не до них: венчание на царство молодого государя, его бракосочетание, а потом тревожные события - угроза крымских татар, неурожай, голод, сильный пожар в Москве, беспорядки. Во многих городах нарастало общее недовольство. Для умиротворения страны царь спешно созвал Земский Собор в 1649 году. Кашинцы воспользовались относительным затишьем и подали новую челобитную.

В правление Михаила Федоровича были найдены исчезнувшие во время пожара Твери при нашествии литовцев в 1606 г. мощи ее супруга, Михаила Ярославича. Они оказались спрятанными чьей-то попечительной рукою в земле у соборной стены и были торжественно водворены в 1643 г. в новостроенный собор, в придел его имени.

На челобитную последовали распоряжения от патриарха - немедленно направить в Кашин комиссию для освидетельствования мощей. В Кашин прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Иона, архимандрит Андрониева монастыря Сильвестр и игумен Данилова монастыря Иоанн. Досмотр оказался благоприятным для судьбы мощей. Была спешно составлена Служба на их обретение. Кашинские ревнители памяти княгини Анны, священник Троицкой церкви Иоанн Наумов и посадский человек Семен Сухоруков, сочинили тропарь, кондак и канон. Акт досмотра с описанием чудес, с тропарем, кондаком и каноном был представлен комиссией патриарху, который, по извещении Государя, собрал архиерейский собор; по рассмотрении материала было поставлено: мощи блаженной княгини Анны, как новой святой Русской Церкви, для общего поклонения - открыть.

Церковное прославление благоверной княгини Анны состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. Покрывало для мощей с изображением княгини собственными руками вышила супруга государя царица Мария. В тот же день на глазах у всех совершилось чудо: исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Царь привез с собой службу на перенесение мощей, которую по его заказу написал известный киевский ученый Епифаний Славенецкий. Вскоре архиерейский собор оформил канонизацию и установил празднование благоверной княгини Анны дважды в год: 2 октября , в день ее преставления, и 12 июня , в день перенесения ее мощей.

Извержение из святых

24 февраля (1677 г.) случилось невероятное! Неожиданно прибыла в Кашин патриаршая следственная комиссия с чрезвычайными полномочиями - вскрыть гроб княгини Анны, запечатанный царскими печатями в 1650 году, и произвести новый досмотр мощей и новый опрос церковного причта и свидетелей чудес. Канонические обоснования чествования благоверной княгини Анны, не вызывавшие в течение 30-ти лет ни возражений, ни сомнений, подлежали пересмотру.

Очевидно, что комиссии было предписано во что бы то ни стало найти поводы для уничтожения канонизации благоверной княгини Анны. При осмотре 1649 года обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями, летописями и Степенной книгой. Так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярыней, и родилась она не в Кашине, как было написано в житии, а в Ростове, и дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.

Малый церковный собор, созванный патриархом Иоакимом, постановил:

  • житие и Сказание о чудесах признать недостоверными;
  • гроб благоверной княгини Анны с мощами в Воскресенском соборе запечатать архиерейскими печатями;
  • покров с образом княгини Анны и иконы взять в Москву и впредь, до рассуждения и подлинного рассмотрения Великого собора, образов не писать;
  • празднеств княгине Анне не отправлять, молебнов не петь, а церковь, во имя ее в Успенском соборе построенную и «без известного испытания освященную», до Великого собора запереть и запечатать.

Все же, продолжающие иметь иконы или житие святой княгине, объявлялись подверженными анафеме. Однако реальными причинами извержения были вовсе не ошибки в житии святой. Известный историк и специалист в области агиографии профессор Голубинский прямо пишет:

Давно высказано предположение, что причину пересмотра и уничтожения канонизации святой Анны Кашинской следует видеть в её «благословляющей» руке.

То есть в руке, сложенной двуперстно для совершения крестного знамения . Продолжая свою мысль, Голубинский указывает:

Предание же гласило, что прибывшие по приказу патриарха Иоакима в Кашин священники-новообрядцы стали складывать пальцы усопшей благоверной княгини в троеперстие. Но сколько раз они это ни делали, на следующий день рука княгини вновь изображала двуперстие. Приходящие к мощам княгини видели это чудо и говорили, что княгиня свидетельствует об истинности и святости двуперстного крестного знамения. Особый авторитет этому придавали свидетельства автора первого жития благоверной княгини-инокини Анны - дьячка Никифора, а также священника кашинского Успенского собора Василия и инока Варлаама, имевших непосредственное отношение к обретению мощей княгини в 1648 году.

Все постановления Малого собора были утверждены с некоторыми дополнениями: храм во имя благоверной княгини Анны построенный переименовать во имя «Всех Святых», мощи же ее пусть стоят, как обыкновенная княжеская гробница; княгиню Анну поминать вместе со всеми православными великими князьями и княгинями. Серебряные и золотые украшения, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем к мощам преподобной Анны, были отняты и отосланы в подарок монастырю св. вмчц. Екатерины в Египте, где находятся и в наши дни.

Этот же собор наказал свидетелей и участников прославления святой Анны: дьячка Никифора, священника Василия и инока Варлаама. Последний был приговорен к затвору в монастыре «неисходно до смерти».

Старообрядцы и святая Анна

Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия почитание благоверной княгини Анны сохранялось у старообрядцев и жителей Кашина. Чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города Кашина переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. Еще более усилилось почитание святой в XIX веке: ее заступничеством перед Господом объяснили спасение города от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 г. и в 1844 г. от холеры.

В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Подобные прошения последовали и в 1860, и в 1901 годах, но все они остались без внимания. Причина отказов была одна: страх, что официальное признание её святости будет содействовать признанию ошибок реформ патриарха Никона, секулярных деяний времен патр. Иоакима, императора Петра I и последующих.

Фактически господствующая синодальная церковь во второй половине XIX - начале XX века, вопреки распространяемым ныне историческим мифам, чувствовала себя крайне неуверенно, не имела действительной поддержки и опоры в русском народе, который осознанно или бессознательно сочувствовал дониконовской церковной старине.

В начале XX века, особенно после указа императора Николая II «Об укреплениях начал веротерпимости», в старообрядческой среде, журналах и газетах появились публикации о необходимости особенного, нарочитого почитания древнерусских святых и прославления новых. Стали поговаривать о том, что старообрядцы должны получить мощи святой княгини Анны, поскольку святость последней не признается государственной Церковью.

Газеты писали, что укрепляющаяся старообрядческая Церковь может претендовать не только на свою церковно–общественную нишу, но и на все духовное наследие древней Руси.

Не ровен час, - предупреждал в одной из подобных публикаций новообрядческий священник, - старообрядцы добьются получения мощей княгини Анны, почитание которой у нас запрещено.

В монографии Т. Манухиной говорится, что «вторую канонизацию» блг. Анны Кашинской «психологически предрешил закон о старообрядцах, даровавший им вероисповедную свободу и гражданские права».

Исследовательница уточняет:

Пришел конец и остракизму (преследованию - прим.) преподобной Анны. Могла ли господствующая Церковь не вернуть ей отнятого церковного достоинства, если сторонники реформы готовы признать старообрядцев братьями?.

Самим поводом для возбуждения процесса «второй канонизации» стали некоторые публикации в старообрядческих газетах и журналах, в частности, статья в журнале «Церковь» № 6 за 1908 год «На крови мученической. К вопросу канонизации святых». В них указывалось, что господствующая церковь отказывается чтить святую княгиню инокиню Анну и некоторых других святых, поскольку они «служат неоспоримым доказательством святости Церкви старообрядческой».

В ответ на подобные публикации 11 апреля 1909 года новообрядческий Синод поспешил ответить посланием ко всем чадам своей церкви «О восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны». К сожалению, в этом послании ничего не было сказано об истинных причинах посмертного гонения на святую Анну, ни о причинах ее второго прославления господствующим исповеданием. Наоборот, деяния патриарха Иоакима оправдывались. Епископ Михаил Семенов в статье «Великий старообрядческий праздник» писал по этому поводу:

Итак, старая ложь защищается и вместо покаянного дара св. княгине приносится явно недобросовестное оправдание… И синод в дни этого великого торжества скрыл истину - не принес покаяния.

Несмотря на это старообрядческая Церковь все же нашла возможным послать делегацию в город Кашин на время торжеств, посвященных второй канонизации княгини в лоне господствующего исповедания. Группу христиан Древлеправославной Церкви Христовой возглавил председатель братства Честнаго и Животворящего Креста, начетчик Михаил Бриллиантов . По благословению епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенкова) главной целью этой депутации стало возбуждение ходатайства об отделении части честных мощей святой благоверной княгини Анны для храмов московского старообрядческого Рогожского кладбища. К сожалению, эта просьба старообрядческой делегации была отклонена. Позже частица мощей была передана единоверческому (ныне новобрядческому) Никольскому храму на Рогожском. На празднествах в Кашине было также запрещено распространение старообрядческой литературы. Единственное, чего смогли добиться члены делегации, так это снятия подложной нашивки со старинного покрова на гробе св. благоверной княгини.

Когда нашивка, изображающая троеперстие, была снята, все присутствующие на торжествах увидели двуперстие, вышитое царицей Марией. Эти торжества не остались не замеченными в среде всего староверия.

В некоторых старообрядческих храмах прошли праздничные богослужения. Так, в г. Боровске во Всехсвятской и Покровской общинах были отслужены вечером 11 июля 1909 года всенощные бдения, а утром 12 июля - Божественные литургии. Старообрядческий писатель и публицист Ф.Е. Мельников на страницах журнала «Церковь» предложил установить ежегодное празднество по этому случаю с крестным ходом и особой молитвой ко Господу Богу, «вразумляющему противныя и просвещающему во тьме и озлоблении сидящих». Интересно, что у соседей г. Кашина, беспоповцев г. Кимры, распространился слух, что отныне по всем церквам империи богослужение будет совершаться по старому обряду.

Кульминацией старообрядческих празднеств, посвященных святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, стало освящение храма в ее честь в селе Богородского уезда Московской губернии.

Чин освящения этого первого на Руси храма во имя св. Анны Кашинской 16 декабря 1909 года совершил епископ Рязанский и Егорьевский (Богатенков). По окончании торжественного богослужения, обращаясь к собравшимся, владыка Александр сказал:

Возблагодарим, братие, Господа, что он поспешествовал создателям соорудить этот благодатный храм, это хранилище таинств и благодати, Дом молитвы, училище боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедных, утешение скорбящим. Помолимся Ему и благоверной княгине Анне, и да будет сохранен сей храм невредим от огня и бури в долготу дний…

В годы гонений на религию этот храм был отнят у верующих. Долгое время в нем размещался цех трикотажных изделий. Не так давно этот храм был возвращен Русской Православной Старообрядческой Церкви. Однако еще предстоит немало сделать, чтобы восстановить здание церкви. Святая Анна Кашинская по-прежнему почитается в старообрядческой Церкви. Предполагается, что во имя благоверной княгини будет освящен древлеправославный храм в г. Твери.



Что еще почитать