История России XVII век. Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

Рассматривая XVII век, события и смену правителей, историки характеризуют этот период как «век бунташный», век, когда на царский престол мог взойти «неприрожденный государь». Именно в этом веке, берет свое начало династия последнего императора России, семья . Экономика России по-прежнему, держится на сельском хозяйстве, происходит освоение новых территорий в Поволжье, Сибири и на южных рубежах. Зарождается первая мануфактура.

Торговля, в стране, не имеющей выход к морю, развивается плохо. Происходят изменения в культурной жизни – распространение светских знаний, в живописи зодчестве и скульптуре наблюдается отдаление от канонов церкви. Сама церковь ослаблена, происходит подчинение ее государству. Говоря о XVII веке, событиях внутренней и внешней деятельности государства, следует обратиться к несколько раннему периоду – кончине и восхождении на царствование Бориса Годунова.

Борис Годунов

Борис Федорович Годунов, после смерти отца, в 1569 году, воспитывался дядей – помещиком Дмитрием Годуновым. Служил опричником у Григория (Малюты) Скуратова, возглавлявшего «опричный сыск» при Иване IV, был женат на его дочери. Став боярином осенью 1580 года, Борис Федорович и его родня, набирая влияние, приобретают весомое положение среди знати Москвы. Умный, осторожный, умеющий выбирать для действий нужный момент, Годунов обладал необходимыми качествами политика.

Борис Федорович, в последние годы царствования Ивана Грозного, был приближен к царю, оказывал влияние на его двор. По кончине Ивана IV, на трон венчали Федора, его сына. Страдающему слабоумием царю, необходим был советник, страна в управлении. Из числа бояр был составлен опекунский совет, в число этих бояр вошел и Годунов. Благодаря его умелым действиям, совет распался, противники Бориса Годунова были подвергнуты различным репрессиям. Фактическая власть в государстве перешла к Борису Федоровичу.

В 1581 году, при странных обстоятельствах (от ножевого ранения), погибает малолетний царевич Дмитрий, в 1589 году – скончался Федор Иоаннович. Под крики толпы «Бориса на царство», на царство был венчан Годунов. Так пресеклась династия Рюриковичей. Укрепление государственных устоев, являлось стержнем политики Бориса Федоровича, которую он проводил внутри страны. Введение патриаршества в 1859 году, укрепляла позиции царя. Благодаря выдержанной линии, внутренняя политика царской власти, была продуктивной.

На окраинах Руси возникают укрепления и крепости, ведется городское строительство, восстанавливается «Юрьев День». Борис Федорович первый начал приглашать для работы иностранных специалистов и отправлять дворянских отпрысков за границу учиться. В целях объединения общества, прекратил репрессии против бояр. Приступил к освоению Поволжья. Внешняя политика Годунова характеризует его как искусного дипломата. Он смог заключить со Швецией успешный мирный договор, вернув захваченные русские земли. Неурожайные 1601 – 1603 годы, начавшийся голод вызвал массовое недовольство населения и приводят к бунту под руководством Хлопка в 1603 году – первого массового выступления «черни», которое вскоре было подавлено.

Лжедмитрий I

1603 год отмечен не только, мятежным выступлением Хлопка. В этом году появляется «царевич Дмитрий» - беглый монах Отрепьев, известный как . Желая получить западные русские земли, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III решает использовать самозванца в своих целях. Король дает необходимые на войско деньги и разрешает шляхте участвовать в кампании. Самозванец обещает жениться на дочери Самборского старосты Мнишека - Марине, отдать западные территории полякам и способствовать введению католичества на Руси.

Летом 1604 года, четырехтысячный сборный отряд, возглавляемый Лжедмитрием I, высаживается у Днепра. Отряд пополняется селянами и посадским людом, Лжедмитрий выступает на Москву. В мае 1605 года судьба преподносит подарок самозванцу – внезапно скончался царь Борис Федорович. На его сторону переходит часть правительственных войск и в июне 1605 года, Лжедмитрий I, занимает столицу, где был венчан на трон. Идя на уступки знати, самозванец увеличивает срок поиска беглых крестьян но «Юрьев День», обещанный народу – не вернул. Быстро опустошил казну государства, одаривая шляхту, впрочем, распространять католицизм, не спешил. Недовольные настроения московской знати и среди простого люда, усилились после его венчания на М. Мнишек. 17 мая 1606 года, в Москве, под руководством бояр Шуйских началось восстание – и Лжедмитрий I убит.

Василий Шуйский

В 1606 году, Земский собор избирает царем Василия Шуйского, который ранее отличился в боях и походах. В период его правления вспыхивает восстание под руководством польского наемника с целью – возвести на трон царя Дмитрия. В октябре 1606 года, войска повстанцев даже осадили Москву. Само восстание было подавлено в октябре 1607 году, Болотников был казнен. В этом же году появляется Лжедмитрий II с Мариной Мнишек в качестве жены. Попытка самозванца взойти на трон не удалась – он был убит в 1610 году. Недовольные правлением Шуйского, дворяне, возглавляемые Прокопием Ляпуновым, свергают его и в июле 1610 года, выдают его королю Сигизмунду. В дальнейшем, Шуйский был пострижен в монахи.

«Семибоярщина» и польская интервенция

Руководство государством переходит к группе бояр («семибоярщина»), которую возглавляет Федор Мстиславский. В результате интриг и разногласий, по поводу – кому править государством, принято решение «призвать на царство» королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Будучи католиком, Владислав не собирался менять веру на православную – как того требовала традиция. Согласившись приехать на «смотрины» в Москву, куда он и прибыл с войском. Отстоять независимость страны, можно было только с помощью народа. Первое независимое ополчение было собрано в Рязани, осенью 1611 года Прокопием Ляпуновым – но тот, был убит, вступив в конфликт с казаками.

Второе ополчение. Минин и Пожарский

Второе ополчение было собрано в конце 1611 года, в Нижнем Новгороде под воеводством князя Дмитрия Пожарского и на деньги, собранные купцом Кузьмой Мининым. Ополчение, командовал которым Пожарский, двинулось на Ярославль – где весной, в 1612 году, было создано новое правительство. Пробыв в Ярославле четыре месяца, определив тактику и набрав людей, ополчение приступает к активным действиям. Боевые действия на подступах к Москве, и в самом городе, продолжались лето и до 26 октября 1612 года. Поляки бежали.

Михаил Романов

На Земском соборе, который состоялся в начале 1613 года с представлением широких слоев населения, под давлением казаков царем избирают шестнадцатилетнего Михаила Романова. Романовы приходились родней Ивану IV по линии первой его жены. Отец Михаила – митрополит Филарет находился в плену у поляков, мать – приняла монастырский постриг. По возвращении из плена в 1619 году отца Михаила, в стране наступает двоевластия – с формальным правлением Михаила и практическим руководством страной Филаретом.

Такая ситуация продолжалась до 1633 года – до кончины Филарета. За время правления Михаила, были снижены налоги, активизировалась деятельность иностранных предпринимателей, которым было разрешено строительство заводов, начался рост металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Внешняя политика была сбалансированная, практически без ведения войн. Михаил Романов умер в 1645 году.

Алексей Романов

По кончине отца, на престол восходит его сын, Алексей. А период своего правления, Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим», провел ряд преобразований и реформ, в т.ч. церковную и городскую. В 1645 году было издано Соборное Уложение. Уложение закрепляло положение о незыблемости власти монарха, окончательно оформило крепостное право и усиливало роль дворян. Благодаря церковной реформе, Алексей Михайлович смог взять под свой контроль церковь. Для этого, он законодательно определил:

  • церковь, обязана платить налоги в казну;
  • царь являлся судьей над церковью;
  • лишил монастыри права приобретать землю.

Против возвышения светской власти над духовной, выступил патриарх Никон, который так же занимался вопросами реформации церкви – внесением иностранного опыта в русское православие. вызвали противодействие со стороны сторонников старых церковных традиций, возглавляемых протопопом Аваакумом. И начался церковный раскол. Как итог:

  • за противодействие в усилении влияния монарха, патриарх Никон был лишен сана и заточен в монастырскую тюрьму;
  • протопоп Аваакум, за отказ следовать официальной линии церкви – расстрижен и проклят на соборе.

В городской реформе было установлено:

  • признаваясь свободными, горожане были прикреплены к месту жительства;
  • крестьяне могли теперь продавать свой товар только оптом, а горожане могли вести розничную торговлю.

Период регентства Софьи

В 1676 году, после кончины Алексея Михайловича, на престол венчан его больной сын Федор, власть практически находится в руках родственников по линии его матери. После его смерти, в 1682 году, фактическое управление государством переходит к царевне Софье – по причине малолетства царевичей Ивана и Петра и продолжалось до 1689 года. Итоги ее правления:

освобождение мещан от обязательного прикрепления к городу;

неудачные крымские походы позволяют сделать вывод о необходимости поиска прямого выхода к морю.

Итоги

XVII век – время смут и противоречий, в истории Российского государства. При господствующем положении феодального уклада в экономике страны, начинается зарождение капиталистического уклада хозяйствования. Происходит оформление крепостного права, но пи общем тяжелом положении народа, именно он мог помочь взойти претенденту на царский трон, взойти на престол.

В 17-ый век Русь, объединенная Московским царством, вошла в тяжелом состоянии. После смерти Ивана IV Грозного, править государством стал слабый Федор Иванович. Его авторитет был чрезвычайно низким, поэтому вскоре в стране началась борьба за власть. Благодаря захватнической политике Ивана Грозного государство чрезвычайно расширилось, и удерживать его было достаточно сложно. После агрессии Москвы в ходе Ливонской войны отношения с западными странами стали напряженными, Речь Посполитая и Швеция были основными противниками Москвы на западе. При этом крымские татары, находящиеся под покровительством Османской империи, продолжали осуществлять опустошительные набеги на Русь.

В начале 17 века началось так называемое Смутное время. В это время многие города начали восставать против центральной власти, православная церковь раскололась. За период с 1598 до 1613 годы в стране сменилось шесть правителей. В это время прекратилась власть династии Рюриковичей, был поставлен на княжение первый князь, выбранный на Земском соборе. При его правлении Москва уладила некоторые споры с западными странами, и расширила свою территорию на восток. Однако при его правлении кризис в государстве продлился, им были недовольны как крестьяне, жизнь которых была очень сложной, так и знать, которая была лишена всесторонней власти над холопами.

К середине 17 века назрел новый военный конфликт с Речью Посполитой, которая объединяла в себе Польшу и Литву. В это время большая часть территории современной Украины находилась под владычеством поляков, однако местное население сопротивлялось католицизму, а разгул шляхты со временем привел к восстанию одного из казацких атаманов - Богдана Хмельницкого. Ему удалось поднять национально-освободительное движение в 1648 году, в результате которого Украина тех времен даже добилась независимости. Казаки нанесли несколько крупных поражений польским войскам. Однако в 1654 году Богдан Хмельницкий умер, а Московское царство, указывая на договор между ним и казаками (содержание которого так и не было установлено), приняло новые земли под свой протекторат, и совместно с казаками продолжило войну против Польши. К концу 17 века к власти пришел царь Петр I, который впоследствии назвал себя императором, а свое государство - Российской империей, или коротко - Россией.

Поэтому Русь в 17 веке кратко характеризировать как объединение русских княжеств и славянских племен уже нельзя - со времен Киевской Руси прошло столько времени, что славянские народы выделились в три основные группы - русских, украинцев и белорусов. Территория современной Беларуси в ходе войны с Польшей перешла под власть Москвы.

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.

Причины Смутного времени:

  1. Династический кризис. Завершение династии Рюриковичей.
  2. Намечающееся отставание России от Запада приводит к появлению большого числа сторонников развития по западному пути. В качестве образца для подражания называют Польшу, которая к этому времени превращается в аристократическую республику («Речь Посполитая» - «республика» по-польски). Польский король избирается Сеймом. Умеренным «западником» становится и Борис Годунов.
  3. Растущее недовольство общества властью.

Началом Смутного времени принято считать избрание Бориса Годунова царем в 1598 г. Новый царь готовил проект преобразований, вел довольно успешную внешнюю политику. Относительно спокойный ход событий был прерван неурожаями и страшным голодом в 1601-1603 гг. Доведенное до отчаяния население во всех своих бедах винило нового царя. Считалось, что голод – это Божье наказание за убийство Годуновым царевича Дмитрия.

1602-1604 гг. – восстание Хлопка на Украине и юге России.

В 1602 г. в Речи Посполитой появился Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев объявивший себя царевичем Дмитрием. Его поддержали король Речи Посполитой Сигизмунд III, польско-литовские магнаты и шляхта. Один из магнатов даже обручил с Лжедмитрием свою дочь Марину Мнишек.

В декабре 1604 г. Лжедмитрий во главе небольшого отряда перешел границу Руси и был разбит царским войском под Добрыничами. Однако он получил массовую поддержку русского населения, давно ожидавшего прихода законного государя. Начинается триумфальный поход Лжедмитрия на Москву. В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов. Царем стал его 16-тилетний сын Федор. В июне в Москве произошел переворот – Федор с матерью были убиты и самозванец занял престол.

Став царем, Лжедмитрий не спешил выполнять обещания, данные полякам – ввести католицизм в России, передать Польше Смоленск и т.д. В то же время, своими польскими манерами и нежеланием восстанавливать «Юрьев день» он разочаровал и русское население. Масла в огонь подливали слухи о принятии царем, ради брака с Мариной Мнишек, католичества. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит. Царем стал Василий Шуйский – сторонник традиционного русского уклада.

Борьба различных слоев населения против боярского царя началась уже в 1606 г. Ее возглавил Иван Болотников, бывший военный холоп, выдающий себя за воеводу Лжедмитрия. Войско Болотникова состояло из крестьян, холопов, посадских людей, казаков и дворян, недовольных боярством. Накануне решающего сражения под Москвой в декабре 1606 г. значительная часть дворян во главе с Прокопием Ляпуновым перешла на сторону Шуйского, что обеспечило царю победу. Войско Болотникова отступило к Туле, было там осаждено и в октябре 1607 г. капитулировало. Одной из причин победы царя стало его обещание даровать прощение восставшим холопам. Болотников и часть восставших были казнены.

В 1607 г. на юго-западной окраине Руси появился новый Лжедмитрий – Лжедмитрий II. Он выдавал себя за спасшегося (уже во второй раз) Дмитрия. Его слова подтвердила Марина Мнишек, Признавшая Лжедмитрия как своего супруга. Такой массовой поддержки населения, как Лжедмитрий I, Лжедмитрий II уже не получил, поэтому собрать значительные силы ему не удалось. В 1608 г. он подошел к Москве и стал лагерем в Тушино (отсюда и прозвище Тушинский вор ). Началось противостояние боярского царя, сидящего на престоле в Москве, и тушинского самозванца. Фактически страна разделилась на две части. В обоих есть цари, приказы, Боярские Думы и даже патриархи: в Москве – Гермоген, в Тушино – Филарет.

Будучи не в силах справиться с Тyшинским вором, Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Он отдавал шведам Карельскую волость, получая взамен военную помощь. Однако шведы не спешили помогать Шуйскому. В то же время король Речи Посполитой Сигизмунд III, постоянно враждовавший со Швецией, расценил этот договор как желанный предлог для открытой интервенции против России. В сентябре 1609 г. Сигизмунд осадил Смоленск. В 1610 г. Лжедмитрий, в котором Сигизмунд больше не нуждался, был убит поляками. Первоначально борьба с польской агрессией шла относительно успешно. Талантливый молодой полководец, племянник царя, М.В. Скопин-Шуйский смог одержать ряд побед. Однако его слава победителя вызвала напугала Василия Шуйского. Скопин-Шуйский был отравлен. В 1610 г. польский гетман Ходкевич разбил войско Шуйского в генеральном сражении у деревни Клушино (западнее Можайска).

17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Гермогеном свергли потерявшего всякий авторитет Шуйского. Власть в Москве до избрания нового царя перешла в руки правительства из 7 бояр – семибоярщины . Возглавил семибоярщину боярин Ф. Мстиславский.

По инициативе Филарета, с целью прекращения интервенции, на престол был приглашен сын Сигизмунда Владислав. При этом ставились условия: Владислав должен был дать обещание сохранить московские порядки и принять православие. Хотя Сигизмунд не согласился на последнее условие, договор все же был заключен. В 1610 г. в Москву вошло польское войско во главе с воеводой Гонсевским, который в качестве наместника Владислава должен был управлять страной. Тем не менее, польская интервенция продолжается. Швеция, воспринявшая свержение Шуйского как освобождение от всех обязательств, оккупировала значительную часть севера Руси и начала осаду Новгорода.

В этих условиях в Рязани в 1611 г. формируется Первое ополчение , целью которого было освободить страну от захватчиков и возвести на престол русского царя. 3начительная часть тyшинских дворян и казаков, а также немногие бояре, поддержавшие самозванца, примкнули к нему. Вождем ополчения стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов, который возглавил Совет всея земли (руководящий орган ополчения). Ополчение осадило Москву и после сражения 19 марта 1611 г. захватило большую часть города; однако Китай-город остался за поляками. Началась долгая осада Москвы, осложнявшаяся противоречиями между руководителями осаждающих. Наиболее ярко они проявились во взаимоотношениях лидеров дворян и казаков – Прокопия Ляпунова и казачьего атамана Ивана 3аруцкого. Стремление дворян восстановить деспотическое государство и крепостной порядок не удовлетворяло казаков. Постоянные столкновения завершились летом 1611 г. убийством Ляпунова, после чего большинство дворян покинули ополчение.

В июне 1611 г. пал Смоленск, обороной которого руководил боярин Михаил Борисович Шеин. Через месяц шведы захватили Новгород. В условиях, когда независимое существование русского народа оказалось под угрозой, на востоке страны, в Нижнем Новгороде, осенью 1611 г. Возникает Второе ополчение . Главным его организатором стал купец Кузьма Минин, руководителем же был избран участник первого ополчения князь Д.И. Пожарский. Собрав большие силы, ополчение в мае 1612 г. вошло в Москву, слившись с остатками первого ополчения, и полностью блокировало Кремль. 26 октября (4 ноября) 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал.

В январе 1613 г. в Москве собрался 3емский собор, на котором новым царем Руси был избран 16-летний Михаил Федорович Романов – сын патриарха Филарета (в миру – бывшего опричника боярина Федора Никитича Романова). Это событие принято считать датой окончания Смутного времени, хотя иностранная интервенция еще продолжалась. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со шведами: Россия вернула Новгород, но потеряла все побережье Финского залива. В 1618 г. в деревне Деулино было заключено перемирие с Речью Посполитой: Россия уступала Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции:

  1. Идет процесс районирования – хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен, конопля (пенька) и другие технические культуры. Северо-восток – ярославские, казанские, нижегородские земли – начинает специализироваться на скотоводстве. Черноземные районы (их освоение начинается в XVII в.) и Поволжье выращивают пшеницу. Московский регион (в т.ч. Тула) становится центром металлургии.
  2. Заметное развитие получают крестьянские промыслы : на северо-западе – ткацкий, на северо-востоке – кожевенный. В Тульском крае возникает оригинальный Филимоновский промысел (Филимоновская игрушка).
  3. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией привел к возникновению центров товарообмена – ярмарок . Всего их существовало около 80, три из которых были центральными: Макарьевская (Нижегородская), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (под Брянском).
  4. Производство приобретает мелкотоварный характер (ориентировано на продажу).
  5. Новым явлением в экономике стали мануфактуры крупные производства с разделением труда, в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. было незначительным. Единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.
  6. Совершенствовалась монетная система. При Михаиле Федоровиче общегосударственной монетой стал серебряный рубль, состоящий из ста копеек.

Наличие этих, новых для России, тенденций свидетельствует о складывании в стране единого общероссийского рынка , т.е. глобальной общегосударственной системы товарообмена.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегало их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все более похожими на вотчины и государство, заинтересованное в усилении дворянства, способствует этому процессу.

В 1649 г. Соборным Уложением было окончательно оформлено крепостное право: сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер – у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. Кроме того, Соборное Уложение еще больше сблизило поместье и вотчину.

Власть приняла меры для поддержания торгового сословия. В 1653 г. был принят Торговый устав , установивший высокие протекционистские пошлины.

Земские соборы при сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) перестают созываться. Последний полноценный собор был созван в декабре 1653 г. и принял решение о присоединении Украины к России. Боярскую думу царская власть берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Таким образом, в России начинается переход к абсолютизму , т.е. неограниченной власти монарха.

Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Бояре лишились, таким образом, сословных привилегий при назначении на должность и, в этом смысле, были уравнены в правах с дворянами.

Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 70 приказов, часть из них носила функциональный характер – Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный – Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка ее контролировать при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом.

На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам , назначаемым из центра.

Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя (пехота) и рейтарские полки (конница), в которых служили за жалованье “охочие люди” – добровольцы. Тогда же на Волге был построен «Орел» - первый корабль, способный выдержать морское плавание.

Одной из главных проблем в годы правления Алексея Михайловича Тишайшего (1645-76 гг.) становится вопрос о преодолении добровольной международной изоляции России. Царь создает островок европейской жизни на озере Кукуй – Немецкую слободу – колонию для эмигрантов из Европы. По его приказу открывается Славяно-греко-латинское училище (позднее, с 1687г., – академия), готовящее переводчиков и дипломатов. Однако расширению связей с Западом препятствует церковь, которая, к тому же, претендует на контроль над государством. Такая тенденция возникла при Михаиле Федоровиче, поскольку фактически страной правил его отец патриарх Филарет.

Алексей Михайлович, стремясь подорвать экономическое могущество церкви, создает для управления ее имуществом Монастырский приказ.

Чтобы ослабить влияние церкви на общественную жизнь и расширить связи с Западом Алексей Михайлович начинает в 1654 г. реформу церкви. Главным идеологом реформы стал патриарх Никон. Повод к реформе – необходимость исправления церковных книг (переводов с греческого начала XI в.), в которых за столетия накопилась масса ошибок. Образцом для исправления стали греческие оригиналы, что уже само по себе означало признание церковью возможности культурного заимствования из Европы. Кроме того, были незначительно изменены церковные обряды: введено троеперстие, разрешен католический крест наряду с православным и т.д.

Реформа имела колоссальное значение :

  1. Начала разрушаться вековая духовная изоляция русского общества. Созданы условия для будущих глобальных преобразований общества.
  2. Государство, став инициатором реформы, подтвердило свое приоритетное право на управление обществом. Это подтвердил Большой Московский собор 1666-1667 гг. Этот же собор, по настоянию Алексея, отправил в отставку Никона, попытавшегося усилить свою власть.
  3. Реформа привела к Расколу – разделению общества на сторонников и противников реформы (раскольников) во главе с протопопом Аввакумом. В знак протеста раскольники уходят в малозаселенные места или совершают гари – самосожжения. Борьба с раскольниками достигнет своего апогея при Петре I и будет продолжаться почти до середины XIX в. >

Внешняя политика России в XVII в.

Первоочередной задачей России во внешней политике было возвращение Смоленска – важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой.

В 1632-1634 гг. Россия вела Смоленскую войну , которая закончилась победой Польши. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск. Тем не менее, война имела и положительное значение – король Речи Посполитой Владислав IV отказался от претензий на российский престол.

В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание, возглавляемое Богданом Хмельницким. Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой. Однако с 1651 г. украинское войско начинает терпеть поражения. Хмельницкий обратился к России за поддержкой. В 1653 г. Земский собор в Москве, а затем, в 1654 г., Переяславская рада на Украине высказались за воссоединение Украины и России. После этого началась очередная русско-польская война.

Первые действия русских войск были успешными: в 1654 г., они вернули Смоленск и захватили значительную часть восставшей против поляков Белоруссии. Однако, не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую войну со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная борьба на два фронта шла с переменным успехом. В конце концов, Россия добилась гораздо меньше желаемого. По Кардисскому миру со Швецией (1661) Россия вернула ей все прибалтийские территории, захваченные во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию (1667 г.) Россия получала Смоленск, Левобережную (Восточную) Украину и часть Правобережной Украины с Киевом и Запорожской Сечью. Подписал Андрусовское перемирие со стороны России А.Л. Ордин-Нащекин.

После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, претендующей на территорию Левобережной Украины. В 1677 г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин – русскую крепость на Украине. В 1678 г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681 г. в Бахчисарае подписан договор, по которому турки признавали право России на ее украинские территории. В этих событиях впервые прославился как полководец князь В.В. Голицын.

В 1686 г. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, по которому Восточная Украина навсегда закреплялась за нашей страной. По этому же договору Россия стала членом Священной лиги – союза Австрии, Речи Посполитой и Венеции, созданному для борьбы с Османской империей.

Народные движения в XVII в.

Современники называли XVII век бунташным . Характерная черта этого времени – восстания в городах и на окраинах государства.

Причины народных выступлений:

  1. Рост военных расходов, который заставляет правительство Алексея Михайловича вводить все новые формы податей.
  2. Общее усиление контроля государства над обществом. Закрепощение крестьян.
  3. Церковная реформа. Многие народные восстания стали частью раскольничьего движения.

В середине 1640-х гг. была введена высокая пошлина на соль, которая из-за этого резко выросла в цене. В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее, в 1648 г. вспыхнул «Соляной бунт» , направленный против инициаторов ее введения: боярина Морозова, городского головы Шакловитого, думного дьячка Чистого, гостя (купца, занимающегося внешней торговлей) Василия Шорина и других. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль и давно не получавшие жалование. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей.

В 1650 г. начинается восстание в Пскове. Оно было подавлено одним из соратников Алексея Михайловича боярином А.Л. Ординым-Нащекиным.

В 1662 г. правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. Такая политика стала причиной «Медного бунта» В июле 1662 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское – летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Власть временно отказалась от выпуска медной монеты.

С середины XVII в., в связи с поиском в южных районах беглых крестьян, осложнились отношения правительства с донским казачеством. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию Степана Разина.

На первом этапе восстания (1669-1670 гг. – т.н. Поход за зипунами ) – Разин совершает грабительские походы в Персию и нападает на торговые караваны. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя.

Весной 1670 г. начался второй этап восстания. Разин открыто выступил против царского правительства. Участие в его войске крестьян придало походу антикрепостнический характер, поэтому его с оговорками можно назвать крестьянской войной. Захватив в апреле Царицын, Разин в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Летом 1670 г. на сторону Разина перешли Саратов и Самара, крестьянские волнения, таким образом, охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон где был схвачен и выдан властям богатыми (домовитыми ) казаками. В 1671 г. Степан Разин был казнен в Москве.

Еще одним народным выступлением стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг. – одна из самых ярких страниц истории Раскола. Носившее чисто антиреформенный характер, восстание было подавленно только после предательства одного из защитников Соловецкого монастыря.

Культура XVII века

Главной тенденцией в развитии культуры этого периода стало обмирщение , проявившееся во всех областях культуры.

XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633 г.).

Появлялись средние школы, где изучали иностранные языки и другие предметы (1640-е – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е – школа в Чудовом монастыре; 1660-е – государственная школа для подьячих). В 1687 г. Славяно-греко-латинское училище приобрела статус академии и стала первым в России высшим учебным заведением.

При царском дворе распространялась рукописная газета «Куранты».

Произведения общественной мысли начала века создавались под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматривались в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть. Авраамий Палицын в своем «Сказании» винил русских людей в забвении религии и нравственности.

В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого (первые памятники поэзии и драматургии), «Политика» Юрия Крижанича, в которых обосновывается полезность самодержавия для развития страны. Симеон Полоцкий стал воспитателем старших детей Алексея Михайловича.

Среди произведений, содержащих резкую критику государственной власти и официальной церкви, выделяется «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем Раскола.

Особенно ярко процесс обмирщения в литературе проявляется в росте популярности произведений таких жанров как бытовая повесть и сатира.

Бытовые повести посвящались темам столкновения младшего и старшего поколений, нравственного выбора героев, их личным переживаниям («Повесть о Горе-злосчастье» - середина XVII в.; «Повесть о Савве Грудцыне» - 1660-е гг.; «Повесть о Фроле Скобееве» - 1680-е). Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.

Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр – сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике» ), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче» ), высмеивали быт монахов («Калязинская челобитная» ).

Господствующим стилем церковной архитектуре окончательно становится шатровый стиль. Однако уже во второй половине XVII в. он постепенно теряет свои позиции. Церкви середины XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметрией и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста). Этот стиль в архитектуре получил название «нарышкинское» (или московское, или северное) барокко. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля и деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу. («Спас Нерукотворный» ). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах – портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I), выполненных в иконописной манере.



Что еще почитать