Что такое омела на рождество. Откуда пошла традиция целоваться под омелой? Волшебное растение с традициями

Посадка тюльпанов, нарциссов и других луковичных

Одно из самых важных условий при посадке луковичных - тюльпанов, нарциссов, гиацинтов, мускари, крокусов, хионодокс и многих других - заранее подготовленная почва.

Во-первых, почва должна успеть осесть после перекопки, иначе глубина посадки окажется недостаточной и луковицы в малоснежную зиму повредятся, а то и погибнут.

Во-вторых, из-за удобрений. В землю под посадку луковичных вносят органику (лучше перегной, из расчета 6-10 кг/кв. м) и фосфорно-калийное или полное минеральное удобрение с незначительным содержанием азота (общая доза - 40-60 г/кв. м), и необходимо некоторое время, чтобы почва их усвоила и они начали "работать".

Землю перекапывают на глубину не менее 30 см, чтобы до того как она замерзнет, вновь образующиеся корни луковичных успели проникнуть на глубину до 20 см. Глубина посадки зависит от размера самой луковицы: обычно это две-три ее собственных длины.

Перед посадкой все луковицы нужно внимательно осмотреть, отбраковать больные, с механическими повреждениями, пораженным донцем. А здоровые для профилактики положить на 30 минут в 0,1%-ный раствор марганцовки или любого фунгицида.


Самая серьезная ошибка, которую совершают большинство садовников, - одновременная посадка всех луковичных сразу. На самом деле это процесс поэтапный.

Первыми, в конце августа - начале сентября, сажают мелколуковичные: сциллу, мускари, пушкинию, хионодоксы, крокусы

Глубина посадки всех луковичных растений (за редким исключением) равняется трем диаметрам самой луковицы (то есть при диаметре луковички 3 см оптимальная глубина посадки 9 см).

Зависит она и от механического состава почвы: на легких сажают несколько глубже, на тяжелых, напротив, помельче.

Мелколуковичные растения на одном месте могут расти от 3-4 (крокусы) до 10 лет (подснежник, белоцветник весенний), поэтому их обычно высаживают вместе с почвопокровными растениями - барвинком, флоксом шиловидным, живучкой ползучей, зеленчуком - или между многолетниками в миксбордере. Красиво выглядят мелколуковичные и на газоне. Для большей декоративности их сажают букетным способом - группами по 5-10 штук.

В начале второй декады сентября сажают нарциссы. Если посадить их позднее, у луковиц не образуется достаточного количества корней и они погибнут. Особенно это касается новых сортов из таких садовых групп, как разрезнокорончатые, махровые, тацетты и др. Луковицы разного размера высаживают отдельно, так они лучше развиваются.

Примерно через неделю после посадки нарциссов приходит время гиацинтов. Правила для них те же. Только гиацинтам нужна более плодородная почва, и поэтому количество органики увеличивают до 10-15 кг/м2.


В последнюю декаду сентября сажают тюльпаны. Если предполагается ежегодная замена тюльпанов после цветения на летники, используют сплошной способ посадки. При посадке в миксбордере между многолетниками луковицы можно выкапывать один раз в 2-3 года. В этом случае их группируют по 5-10 штук и используют Дарвиновы гибриды, простые поздние, простые ранние, тюльпаны Кауфмана, Грейга, Фостера и ботанические. Завершают посадку тюльпанов к 10-15 октября.

Если осень стоит сухая, то посадки нужно полить. Луковицы нарциссов, посаженные после сухого хранения (без корней), лучше замульчировать опавшей листвой (толщина слоя не менее 10 см), в дальнейшем эта операция не понадобится (нарциссы на одном месте могут расти 5-7 лет). Исключение составляют только разрезнокорончатые нарциссы, которые мульчируют ежегодно.

«Рождественская омела» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия.

Вероятно, обычай украшать ветками омелы праздники, приходящиеся на дни зимнего солнцестояния, сохранился в Англии со времён друидов, которые считали вечнозелёную омелу священным растением. Изначально простые пучки омелы подвешивали к потолку. Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».


Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике.

Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными – и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»

Древняя Британия

Когда природа увядает, омела покрывается жёлтыми цветами, и к заснеженному декабрю на ней поспевают жемчужно-белые ягоды. В кельтской традиции этот месяц связан с возрождением жизни: после праздника Йоль, который отмечался в самую долгую ночь с 21 на 22 декабря, день увеличивается - и начинается подготовка к лету. Так что омела удачно вписалась в кельтский календарь: её считали символом жизни, бессмертия и возрождения, плодородия, богатства, здоровья, а так же оберегом от тёмных сил.

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба – это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом – поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские традиции

В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти.

Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно – и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом – чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют

Античные традиции

Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благословлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.


Разные страны Европы


В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи – чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена – вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Славянские традиции

Это растение, не имеющее собственных корней и сосущее соки из лиственных деревьев (дуба, березы, орешника, яблони), реже из хвойных (сосны), считали обязанным своим появлением дьяволу. На Полесье встречались такие толкования ее происхождения: “черт по дереву лазил и потерял свой венок”, “чорт вянок звiў на дрэве”. В Полесье считают омелу демоническим растением – в ее ветвях прячутся самодивы (юды), которые могут как помочь человеку, так и принести ему вред.

С другой стороны, Омела — священное растение. Ею украшают себя девушки и невесты, ее затыкают за балку потолка в доме «для здоровья и счастья» (болгары). Считается, что Омела вечна, она не исчезает, не увядает, растет без корней, не касаясь земли, не имеет семени: ее происхождение считают чудесным. Омела сама размножается, она растет между небом и землей; полагают, что она спадает с неба на ветви священных деревьев (дуб, ясень, акация). По мнению болгар, омелу сажают на деревьях птицы. На Руси ее называют «вихорево гнездо».

Вместе с тем омеле могло приписываться и небесное происхождение: она будто бы падает с неба на ветки священных деревьев (дуба, ясеня), появляется “от больших дождей”, ее сажают птицы.На русском Севере с помощью омелы, снятой в Великий четверг во время заутрени, добывали “деревянный” огонь, дымом которого окуривали скот, чтобы защитить его от болезней и нападения нечистой силы. В Словакии под Новый год ее закапывали под порогом хлева, чтобы защитить скот от ведьм. Средневековые польские и чешские травники советовали класть детям в колыбель омелу, которая росла на яблоне или на боярышнике, чтобы их не пугали злые духи и не мучили ночные кошмары.

Сегодня венки и шары-подвески из омелы являются обязательным рождественским атрибутом в странах Европы и Америки. Их роль не столько декоративная, сколько романтическая: ведь под омелой принято целовать свою вторую половину и любого другого человека, которому мы симпатизируем. В древности это священное растение обладало глубокой символикой и было окружено множеством легенд, которые сегодня подзабылись. Но ведь гораздо интереснее следовать традициям, зная, с чего всё начиналось!

Древняя Британия

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба – это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом – поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские мифы


В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти. Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно – и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом – чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют.

Античные традиции


Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благославлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.

Омела в христианстве


Йоль, праздник возрождения Бальдра, Сатурналии – с приходом Христианства на всех этих праздники поставили большой жирный крест, причём в прямом смысле. Чтобы чем-то занять людей, в эти дни решено было отмечать Рождество. Омела, слишком ярко воскрешавшая в умах людей прежние традиции, была названа нечистым растением и стала единственной вечнозелёной ветвью, которую не допускали в церковь.

Но про «дубовые ягоды» люди всё равно не забывали – как тут забудешь, когда это практически вся обозримая зелень в течении долгих зимних месяцев! Омела не имеет корней в земле, и люди могли только гадать, откуда она появляется на дереве. В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи – чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена – вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Возрождение традиций


Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике. Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными – и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»


Омела - растение, с которым связаны красивые рождественские ритуалы. Каждый год европейцы покупают тоненькие веточки омелы и подвешивают их над дверью.

Считается, что если влюбленная пара поцелуется под веточкой омелы, то ее ждет «неземная» любовь и потомство с крепким здоровьем.

Поцелуй под омелой

Симпатичная традиция целоваться на Рождество под ветками омелы, скорее всего, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела была растением богини любви Фрейи, Всякий раз, когда молодая пара целовалась под веткой омелы, юноша срывал ягоду, когда ягоды заканчивались, заканчивались и поцелуи. Если девушка стоит под омелой, то она не вправе отказать в поцелуе.

Богиня любви Фрейя

Поцелуй под висящей на потолке омелой, как думали в старину чопорные англичане, должен привести к браку и детям. Некоторые исследователи утверждают, что традиция целоваться под веточкой омелы связана с древним праздником римских Сатурналий, когда люди просили у богов любви, удачи на грядущий год и большого потомства. Римляне ценили омелу как символ мира, так что традиционный поцелуй под омелой - это римский обычай.

Чаще всего встретить омелу можно на дубах и соснах, несколько реже - на яблонях и других фруктовых деревьях. Зимой, когда деревья теряют листья, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных ветвях. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Влагу и питательные вещества омела получает из дерева, к которому «приросла», питаясь его «целительными соками». Омела символизирует бессмертие и возрождение.

Омела – золотая ветвь друидов

Жрецы-друиды верили в удивительные целебные свойства омелы и ее магическую силу. Омела белая, так же, как и дуб, служила предметом их суеверного почитания. Ибо все, растущее на дубе, считалось божественным. Еще Цезарь описывал окруженный таинственностью ритуал собирания друидами омелы. Плиний Старший в «Естественной истории» отмечал, что друиды срезали омелу золотым серпом. Собирали омелу всегда в одно и то же время года: в летнее и зимнее солнцестояние. При этом ветвь растения не должна была касаться земли. Прежде чем срезать ее, друиды просили разрешения у дерева. Того, кто забывал это сделать, ждали большие неприятности.

Прежде чем срезать омелу, друиды просили разрешения у дерева

По другой традиции, омелу следовало срезать через шесть дней после полнолуния одним резким движением. Сорванная таким образом омела оберегала от колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад.

Считалось, что напиток из омелы обеспечивал неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. Старые друиды использовали омелу, чтобы защититься от злых намерений и стать невидимыми. Кроме того, она применялась в качестве лекарственного средства.

Надо сказать, что друиды были близки к истине: современная фармацевтика рекомендует омелу для лечения болезней сердца и восстановления после оперативного вмешательства.



Что еще почитать