Единобожие (таухид) и богобоязненность (таква) - ключи к успеху. Анвар хазрат Салеев. Пятничная проповедь: «Что дает человеку Богобоязненность? Тафсир аята: "Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения"

6. Поселяйте разведённых женщин (на время установленного срока) в одном из ваших жилищ по вашему достатку, не причиняйте им вреда, чтобы утеснить их в жилище. А если они беременны, то расходуйте на них, пока они не разрешатся от бремени. Если разведённая женщина кормит грудью ваших детей, то платите ей за кормление и будьте друг с другом великодушными, и избавьтесь от упрямства. Если же вы не договоритесь между собой из-за скупости или упрямства, то пусть отец нанимает кормилицу вместо разведённой матери.

7. Пусть состоятельный расходует на разведённую жену согласно его богатству, которым Аллах наделил его. Тот, у кого нет достаточных средств, пусть расходует (на разведённую жену) из того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует с человека больше того, что Он дал ему (из удела). Аллах непременно после стеснения (в средствах) дарует облегчение.

Мы подвергли много селений, жители которых, превозносясь, высокомерно ослушивались повелений своего Господа и Его посланников, суровой расплате: Мы сочли все их деяния и рассчитались с ними за них. Мы подвергли их мучительному наказанию. И они вкусили тяжкую кару как воздаяние за их мерзкие деяния. И их дела кончились огромным убытком для них.

10-11. Аллах уготовил для заносчивых жителей селений мучительное наказание. Так бойтесь же гнева Аллаха, о обладатели здравого разума, которые уверовали! Аллах направил к вам благородного, достойного посланника, чтобы он читал вам айаты Аллаха, различающие истину от лжи, и вывел тех, которые уверовали и совершали благочестивые деяния, из мрака заблуждения к Свету руководства к верному пути. А кто верует в Аллаха, вершит благодеяния, того Аллах введёт в райские сады, где текут реки, и там он вечно пребывать будет. Поистине, Аллах даровал благочестивому верующему прекрасный удел!

12. Аллах - Тот, кто сотворил семь небес и столько же земель. Нисходят между ними повеления Аллаха и Его Откровения, чтобы вы знали, что Он - Всемогущий! Он властен над всякой вещью и объемлет всякую вещь Своим знанием!

Кулиев

Сура 65 «Развод»

1. О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе.

Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения

И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи.

Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела.

Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду.

Поселяйте их там, где вы живете сами - по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему. Если же вы станете обременять друг друга, то кормить для него будет другая женщина.

Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение.

8. Сколько городов ослушались повелений своего Господа и Его посланников! Мы представили им суровый счет и подвергли их ужасным мучениям.

Они вкусили пагубные последствия своих деяний, и исходом их деяний стал убыток.

Аллах приготовил для них тяжкие мучения. Бойтесь же Аллаха, о обладающие разумом, которые уверовали. Аллах уже ниспослал вам напоминание -

11. Посланника, который читает вам ясные аяты Аллаха, чтобы вывести тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, из мраков к свету. Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!

Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь.

Порохова

Сура 65 «Развод»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1.
О пророк! Когда даете вы развод своим супругам,
То разводитесь в срок, для них определенный,
И срок отсчитывайте верно.
Страшитесь разгневить Аллаха, вашего Владыку!
И из домов, принадлежащих им, не изгоняйте их,
И сами не должны они свой дом покинуть,
Коль явный блуд они не совершили.
Вот те границы, что Аллах установил.
И каждый, кто нарушит их,
Зло причинит своей душе,
И вы не знаете - ведь волею Аллаха
Перемениться может все.

2.
Когда же истечет назначенный им срок,
Верните их с достоинством обратно
Или с достоинством расстаньтесь с ними
И призовите двух свидетелей из вас,
(Известных) справедливостью своею.
И установят пусть свидетельство свое
Они (как будто) пред Аллахом.
Сие есть предписание для тех,
Кто верует в Аллаха и Последний День.
Кто гнева Господа страшится,
Тому Господь устроит Свой исход

3.
И даст ему потребное (для жизни),
Откуда он не ведает совсем.
И кто на Господа свои молитвы возлагает,
Тому не надо никого, кроме Него, -
Ведь Он один вершит все назначенья.
Поистине, Он меру должную всему установил.

4.
Для женщин, у которых по годам уж завершен их рЕгул,
Но если все ж у вас сомненья есть,
Срок (ожидания развода) - три месяца,
Как равно и для тех, у коих еще не было регула.
Тех женщин, кто во чреве жизнь несет,
Вам нужно ждать, пока они не сложат ношу.
Но облегчит все тяготы Господь
Тем, кто страшится Его гнева.

5.
Сие есть повеление Аллаха,
Которое для вас Он ниспослал,
И тем, кто гнева Господа страшится,
Награду увеличит Он и снимет все грехи.

6.
И пусть (за время прохождения иддата)
Живут они в условиях таких же, как и вы,
Согласно вашему достатку.
Им утеснений в доме не чините.
А коль несут они во чреве жизнь,
Расходуйте на них,
Пока они своей не сложат ноши.
И коль они выкармливают ваше чадо,
Выплачивайте им вознагражденье.
И меж собой с достоинством ведите разговор,
Но если затруднитесь (в этом разговоре),
То пусть другая женщина вскормИт дитя.

7.
И пусть богатый человек
Согласно своему достатку тратит.
А тот, чья доля сочтена,
Пусть тратит из того, чем одарил Его Аллах.
Ведь не возложит Он на душу груз,
Что больше, чем Он ей назначил;
За каждой тяготой пошлет Он облегченье.

8.
Ведь сколько поселений (на земле)
От повелений Господа надменно отреклись,
Ослушались посланников Его!
Расчетом сильным Мы их рассчитали
И предали их тяжким наказаньям (на земле).

9.
Тогда они сполна вкусили от плодов своих поступков,
И их концом была (всеобщая) погибель.

10.
Аллах для них суровую расплату уготовил,
А потому страшитесь Его гнева
Все, кто уверовал (в Него),
И те, кто обладает разуменьем, -
Аллах, поистине, послал напоминанье вам -

11.
Посланника, который вам знамения Господни
Толкует ясным языком,
Чтобы из мрака к свету повести
Благотворящих и уверовавших (в Истину Его).
Введет Он их в Сады, реками омовенны,
И вечно пребывать им там, -
Поистине, Аллах для них
Прекраснейшую долю уготовил.

12.
Аллах есть Тот, Кто создал семь небес и столько же земель.
Меж ними повеления Его нисходят,
Чтоб знали вы всю силу Его мощи
И всеобъемлющий охват Его познанья!

Османов

Сура 65 «Развод»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. О Пророк! Когда вы (т. е. Муслимы) даете женам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счет сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному.

2. Когда они выдержат установленный срок, то оставьте их[у себя] с добром или же отпустите согласно разуму и шариату. При этом призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас (т. е. муслимов) и подтвердите свидетельство перед Аллахом. Таково наставление тому, кто верует в Аллаха, в Судный день. Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения],

3. обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет. Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его [как покровителя]. Воистину, Аллах доводит до конца свое веление. Аллах предопределил меру для каждой вещи.

4. Те из ваших жен, у которых прекратились месячные, если вы сомневаетесь [по возрасту в их беременности], то установленный им срок [до вступления в новый брак] - три месяца, как и для тех, которые не достигли [возраста] месячных. Для тех же жен, которые беременны, установленный срок - до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он дарует облегчение в его трудностях.

5. [Все] это - веление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто страшится Аллаха, Он простит злые деяния и увеличит вознаграждение.

6. Поселяйте их там, где вы сами поселились - по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, дабы не поставить в трудное положение. А если они беременны, то содержите их, пока не разрешатся от бремени. Если они кормят [грудью] ваших [детей], то платите им и ведите между собой переговоры по-доброму. Если же вы не договоритесь по-доброму, то приглашайте [для кормления] кормилицу.

7. Пусть обладающий достатком уплачивает [разведенной жене] согласно своему достатку. Тот же, кто стеснен в средствах, пусть уплачивает часть того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует ни с кого большего, чем Он даровал ему. И после лишений Аллах непременно дарует облегчение.

8. О, сколько городов ослушались велений Господа своего и Его посланников! Мы послали им суровую расплату и наказали их тяжкой карой.

9. И они вкусили кару за свои деяния, и их деяния обернулись ущербом [для них].


«Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения]» ccxii .

В следующих аятах Всевышний Аллах перечисляет милости, которые Он дарует богобоязненным:

« (богобоязненных Аллах) обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет» (ат-Таляк, 65/3)

«Тому, кто боится Аллаха, Он дарует облегчение в его трудностях. [Все] это - веление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто страшится Аллаха, Он простит злые деяния и увеличит вознаграждение» (ат-Таляк, 65/4-5).

Как мы видим, вследствие важности богобоязненности, Всевышний Аллах в аятах снова и снова призывает к ней.

Посланник Аллаха однажды сказал:

«О люди! Если вы сделаете своей торговлей богобоязненность перед Аллахом, то пропитание придет к вам без накоплений и торговли».

После этого он прочитал 2-й аят суры «ат-Таляк». (Хайсами, VII, 125).

Но из этих слов нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) не следует делать вывод, что не надо работать. Наоборот, это следует понимать как: «Если вы будете работать, имея правильное намерение, Аллах избавит вас от трудностей, облегчит ваши дела, даст вам пропитание, откуда вы и не ждете, простит ваши грехи, вашу занятость работой примет как ибаду и пожалует вам великую награду». С другой стороны, удел (ризк) – это не только еда и питье. Это разные материальные и духовные блага, пропитание. Это спокойствие души, способность получать удовольствия, семейное счастье, умение служить Аллаху истинным образом и готовиться к будущей жизни, материнское и отцовское счастье, здоровье, прощение… Все это наш удел (ризк) . И обладателям богобоязненности (таква) будут дарованы материальные и духовные блага такого рода.

Всевышний Аллах дарует Своим рабам, обладателям богобоязненности, еще одну милость, и она очень важна.

В священном аяте говорится:

«О вы, которые уверовали! Если вы богобоязненны, Аллах даст вам способность различать [истину и ложь], простит вам ваши проступки и отпустит [грехи] - ведь Аллах велик щедростью» (аль-Анфаль, 8/29).

По причине внимательного отношения к повелениям и запретам Всевышнего, рабу Аллаха даруются такие способность и понимание. Различая добро и зло, он обретет счастье в обоих мирах. Даже в самых сложных положениях, когда все против него, он найдет выход и всякую ситуацию обратит во благо себе.

Награда же за такую жизнь, основанную на богобоязненности:

Удостоится хвалы Всевышнего ccxiii , Его дружбы ccxiv , помощи против своих врагов ccxv , Его любви ccxvi ,

Быть принятым (макбуль) перед Аллахом (аль-Худжурат, 49/13),

Совершенствование поступков и прощение грехов (аль-Ахзаб, 33/70-71),

Избавление от печали о будущей жизни и радость при встрече со смертью (Йунус, 10/63),

Такие милости, как избавление от мучений Ада ccxvii и обретение вечного счастья Рая ccxviii .

Будущая жизнь под милостью нашего Господа отведена для богобоязненных (муттаки) ccxix . Там их безопасное место ccxx . Это для них приготовлены сады, родники, реки, прохладная тень и другие блага Рая ccxxi .

Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, богобоязненные будут среди садов и ручьев, на ложах истины у могучего властелина» (аль-Камар, 54/54-55).

Может ли быть честь выше этой? Пусть Аллах удостоит ею всех нас! Аминь!

В четвертом хадисе сообщается, что Аллах любит тех Своих рабов, которые живут в богобоязненности.

В священных аятах говорится:

«Аллах любит богобоязненных» (Али Имран, 3/76).

«Аллах - на стороне богобоязненных» (аль-Бакара, 2/194; ат-Тауба, 9/36; Ан-Нахль, 16/128).

Любовь Аллаха к Своему рабу и пребывание Его вместе со Своим рабом – это благо, ценность которого невозможно представить. И Всевышний Аллах сообщает, что эти бесподобные дары Он пожалует богобоязненным.

Богобоязненный верующий богат душой и любит благие дела, старателен в совершении ибадатов и никому не вредит. Он тщательно избегает попрания прав рабов Аллаха. Имея средства к существованию, он открыт каждому и каждый может обратиться к нему. Такого раба любят и Аллах, и наш досточтимый Пророк, и другие рабы Аллаха.

Наш досточтимый Пророк сказал:

«Поистине, мои друзья – это богобоязненные». (Абу Дауд, Фитан, 1/4242).

«Самые близкие ко мне из людей – это те богобоязненные, кто, где бы они ни находились, перед Аллахом проявляют благочестие (таква)». (Ахмад, V, 235; Хайсами, IX, 22).

Потому что такие люди – самые благородные (карим) из созданных, самые лучшие и самые почитаемые. Когда в пятом хадисе у нашего досточтимого Пророка спрашивают, кто самый лучший из людей, он отвечает: «Самый богобоязненный (муттакин)».

Всевышний Аллах разделил людей на расы, дал им разный цвет кожи, национальность, род, по-разному наделил имуществом и благосостоянием. В этом есть своя мудрость. Люди не могут сами выбирать это. Поэтому все эти вышеперечисленные качества не являются тем, чем можно было бы поистине гордиться. Единственная имеющаяся у человека ценность, которая заслуживает похвалы в глазах Аллаха, - это состояние богобоязненности, обретаемое в результате великих усилий.

В Священном Коране говорится:

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий» (аль-Худжурат, 49/13).

Очень поучителен следующий случай, по причине которого был ниспослан этот аят. Он показывает нам, как почитаемы и в глазах Аллаха, и в глазах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) богобоязненные.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды обходил один из рынков Медины. На базаре с аукциона продавали одного черного раба. Раб говорил:

У меня есть одно условие к тому человеку, который купит меня.

Один из покупателей спросил:

Что это за условие?

Раб ответил:

Не препятствовать мне совершать обязательные (фард) намазы вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Один человек, приняв это условие, купил раба.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый день видел этого раба на обязательных (фард) намазах. Но однажды раб не пришел. Наш Пророк спросил у его хозяина:

- Где твой раб?

Хозяин ответил:

У него лихорадка, о Посланник Аллаха.

Посланник Аллаха сказал сподвижникам:

- Пойдемте, навестим его.

Все встали и пошли навестить черного раба, пожелали ему выздоровления. Спустя несколько дней, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у хозяина этого раба:

- Как твой раб?

Тот ответил:

О Посланник Аллаха, ему недолго осталось жить.

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправился к тому рабу и оставался у его смертного одра. Когда раб умер, он взял на себя его омовение, обертывание в кяфан и похороны.

Сподвижники удивились этому. Мухаджиры сказали:

Мы пришли в эти края, оставив свою родину, имущество и семьи, но никогда не видели, чтобы Посланник Аллаха проявлял к кому бы то ни было из нас такое внимание ни в жизни, ни в болезни, ни в смерти.

Ансары же подумали:

Мы приютили Посланника Аллаха, помогли ему, поддержали нашим имуществом, но он предпочел нам какого-то черного раба.

И вот тогда был ниспослан 13-й аят суры «аль-Худжурат». (Вахиди, с. 411-412).

В другой раз, обращаясь к досточтимому Абу Зарру, наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о том, что единственное, что имеет ценность и принимается перед Аллахом, - это богобоязненность:

«Смотри! Ты не превосходишь ни краснокожего, ни чернокожего. Превосходить их ты можешь только своей богобоязненностью». (Ахмад, V, 158).

Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при каждой возможности призывал своих сподвижников и свою общину к богобоязненности (таква) . Например, в проповедях, обращенных к сподвижникам, он все время советовал им быть богобоязненными ccxxii .

Однажды к нему пришел один из его сподвижников и сказал:

О Посланник Аллаха! Я отправляюсь в путь, дай мне наставление!

Посланник Аллаха ответил:

- Самое нужное для тебя – это быть богобоязненным перед Аллахом. (Тирмизи, Да’ват. 45/3445).

Когда у него спрашивали:

Что более всего приводит людей в Рай?

Он отвечал, что богобоязненность и высокая нравственность (ахляк). (Тирмизи, Бирр, 62/2004; Ибн Маджа, Зухд, 29).

Когда он умирал, то последние его слова были о богобоязненности.

В шестом хадисе мы встречаемся с еще одной рекомендацией, показывающей нам, насколько важна богобоязненность:

«Если человек поклянется о чем-то, а потом увидит что-то другое, более соответствующее богобоязненности, то, (отказавшись от клятвы) пусть делает то, что более соответствует богобоязненности!»

По своей сути клятва – это обязательство, и надо быть верным ей. Человек, нарушивший клятву, должен возместить ее (каффарат) ccxxiii . Хотя клятва так важна, наш досточтимый Пророк советует, чтобы продвинуться в своей богобоязненности, нарушить клятву и поступить так, как более соответствует богобоязненности.

Насколько поучителен следующий пример тому.

К Адию бин Хатиму (радыйаллаху анху) пришел неимущий и попросил плату одного слуги или часть ее. Адий сказал:

Сейчас при мне нет ничего, что бы я мог тебе дать, кроме кольчуги и копья. Чтобы я дал тебе, что ты просишь, я должен написать записку своей семье.

Тот человек не согласился. Адий (радыйаллаху анху) разгневался. Он поклялся:

Смотри, клянусь Аллахом, я ничего тебе не дам!

Тогда тот человек согласился на предложение Адия бин Хатима. Тогда Адий сказал:

Клянусь Аллахом, если бы я не слышал слов нашего досточтимого Пророка: «Если человек поклянется о чем-то, а потом увидит что-то другое, более соответствующее богобоязненности, то, (отказавшись от клятвы) пусть делает то, что более соответствует богобоязненности! », то не нарушил бы своей клятвы.

Потом, в искупление (каффарат) за нарушенную клятву, он оказал благодеяния тому человеку. (Муслим, Айман, 15, 19; Имара, 13. Отдельно см. Бухари, Ахкам, 5; 6; Айман, 1; Каффарат, 10).

Богобоязненность стоит во главе тех качеств, которые требует от нас Аллах. Поэтому, как мы видим из восьмого хадиса и других хадисов, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда просил у Всевышнего только богобоязненности. В своих ду’а он просил:

«О мой Аллах! Я прошу у Тебя прямого пути (хидайат), богобоязненности (таква), непорочности и богатства души». (Муслим, Зикир, 72; Тирмизи, Да’ват, 72; Ибн Маджа, Ду’а, 2).

Выходя в путь, он просил:

«… О мой Аллах! Мы просим в этом нашем путешествии от Тебя блага и богобоязненности, а также желания совершать деяния, которыми Ты доволен. (Муслим, Хадж, 425; Абу Дауд, Джихад, 72; Тирмизи, Да’ват, 45-46).

Мы тоже просим у нашего Всевышнего Господа богобоязненности и стремления быть богобоязненным (муттаки) мусульманином.
7. Отказ от желаний (хава) и страстей (хавас) нафса
٢٠٨. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «حُجِبَتِ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ وَحُجِبَتِ الْجَنَّةُ بِالْمَكَارِهِ».

208. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Ад окружен тем, что нравится нафсу. Рай же окружен тем, что нафсу не по вкусу». (Бухари, Рикак, 28; Муслим, Джаннат, 1. Отдельно см. Абу Дауд, Суннат, 22; Тирмизи, Джаннат, 21; Насаи, Айман, 3).

٢٠٩. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «لَمَّا خَلَقَ اللّٰهُ الْجَنَّةَ قَالَ لِجِبْرِيلَ: اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا ثُمَّ حَفَّهَا بِالْمَكَارِهِ ثُمَّ قَالَ: يَا جِبْرِيلُ اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لَا يَدْخُلَهَا أَحَدٌ قَالَ فَلَمَّا خَلَقَ اللّٰهُ النَّارَ قَالَ: يَا جِبْرِيلُ اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ فَيَدْخُلُهَا فَحَفَّهَا بِالشَّهَوَاتِ ثُمَّ قَالَ: يَا جِبْرِيلُ اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لَا يَبْقَى أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا».

209. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда Всевышний Аллах создал Рай, Он велел Джибрилу:

- Пойди и посмотри на него!

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, услышав о красоте Рая, не останется ни одного человека, который бы не вошел в него.

Всевышний Аллах окружил Рай тем, что не нравится нафсу. Потом Он велел Джибрилу:

- Пойди и посмотри на него!

Джибрил отправился, посмотрел на Рай, вернулся и сказал:

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, я боюсь, что в него никто не войдет.

Когда Всевышний Аллах создал Ад, Он велел Джибрилу:

- Пойди и посмотри на него!

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, услышав о его ужасах, не будет ни одного человека, который бы вошел в него.

Всевышний Аллах окружил Ад тем, что нравится нафсу. Потом Он велел Джибрилу:

- Пойди и еще раз посмотри на него!

Джибрил отправился, посмотрел на Ад, вернулся и сказал:

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, я боюсь, что не останется никого, кто бы не вошел в него». (Абу Дауд, Суннат, 21-22/4744; Тирмизи, Джаннат, 21)

٢١٠. عَنْ أَبِي بَرْزَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «إِنَّ مِمَّا أَخْشَى عَلَيْكُمْ شَهَوَاتِ الْغَيِّ فِي بُطُونِكُمْ

وَفُرُوجِكُمْ وَمُضِلَّاتِ الْهَوَى».

210. От Абу Барзы (радыйаллаху анху) передают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Более всего я боюсь за вас, за низменные желания ваших желудков и половых органов, а также за страсти (хава), которые ввергают вас в заблуждение (далаля)». (Ахмад, IV, 420, 423; Хайсами, I, 188; Абу Нуайм, Хилйа , II, 32).

٢١١. عَنْ أَبِي مَالِكٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالُوا:

«يَا رَسُولَ اللّٰهِ! حَدِّثْنَا بِكَلِمَةٍ نَقُولُهَا إِذَا أَصْبَحْنَا وَأَمْسَيْنَا وَاضْطَجَعْنَا» فَأَمَرَهُمْ أَنْ يَقُولُوا: «اَللّٰهُمَّ فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ أَنْتَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ وَالْمَلَائِكَةُ يَشْهَدُونَ أَنَّكَ لَا إِلٰهَ إِلَّا أَنْتَ فَإِنَّا نَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ أَنْفُسِنَا وَمِنْ شَرِّ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ وَشِرْكِهِ وَأَنْ نَقْتَرِفَ سُوءًا عَلَى أَنْفُسِنَا أَوْ نَجُرَّهُ إِلَى مُسْلِمٍ».

211. Абу Малик аль-Аш’ари (радыйаллаху анху) говорит:

Сподвижники нашего досточтимого Пророка сказали ему:

О Посланник Аллаза! Научи нас ду’а , которую бы мы читали утром, вечером и перед сном!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал им читать:

- О Аллах! Создатель небес и земли, ведающий скрытое и явное! Ты Господь всего. Ангелы свидетельствуют, что нет бога, кроме Тебя. Мы прибегаем к Тебе от зла наших нафсов, от зла шайтана, побиваемого камнями, от ширка, в который он нас хочет ввергнуть, от совершения дурных деяний, которые обернутся против нас или от того, чтобы нанести вред мусульманину». (Абу Дауд, Адаб, 100-101/5083).

Сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения. И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Ат-Таляк: 2-3)

По мнению Абдуллаха ибн Аббаса смысл аята "Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения" заключается в том, что Всевышний Аллах оградит своего раба от всякой печали как в этой жизни, так и в следующей.

Раби ибн Хайсам сказал: " Аллах оградит человека от сомнительного при жизни и от мучений в момент смерти".
Абдуллах ибн Масуд и Масрук сказали: " Следует знать, что все случается по Воле Аллаха и все в Его власти. Он дает если пожелает и не дает, если не пожелает. И в этих словах облегчение для верующих".

Даххак и Икрима сказали: " Кто из страха перед Аллахом разведет свою жену в соответствии с Его указом, не использовав все три права на таляк за один раз - тому Аллах укажет путь к ее возврату и таким образом будет найден выход."

По мнению Судди в вышеупомянутом аяте имеется ввиду развод и возврат жены согласно сунне.

Смысл заключительной части и причина ниспослания следующего аята связана с историей, произошедшей с сыном Ауфа бин Малика аль Ашджаи , который попал в плен и его отец с этим печальным известием обратился к посланнику Аллаха ﷺ , на что посланник Аллаха сказал ему проявлять терпение и ожидать от Аллаха разрешения положения. В последствии его сыну удалось сбежать из плена, о чем упомянуто в некоторых хадисах.

"И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело."

Тому, кто будет бояться Аллаха, Он пошлет рызк оттуда, откуда верующий никогда бы не надеялся и не ожидал получить его. Достаточно Аллаха тому, кто уповает на Него полным упованием, вручив Ему исход своих дел. Аллах непременно исполнит Свое обещание, независимо от того, уповает на его раб или нет. Но лишь уповающий получит прощение и награду, другие же лишены этого.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды, когда я сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой.Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли».

Ахмад 1/293, аль-Хаким 3/541-542 и ат-Тирмизи 2516.

تفسير الطبري

Мухаммад ибн Джарир ат Табари / 28й джуз

Хвала Аллаху, единственному обладателю непревзойдённого величия, несокрушимого могущества и вечной славы. Хвала Аллаху, который ведёт дела мироздания так, как пожелает, по своей мудрости и так, как подобает Его совершенству.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного только Аллаха, нет у него соучастников во власти, никто не делит с ним Его исключительное право на поклонение, никто не достоин наших молитв, кроме Него. Никто не разделяет с ним Его безграничного превосходства и Его бесконечной щедрости.

Свидетельствуем, что Мухаммад - Его раб и посланник, лучший из призывающих к истине и благоразумию.

О Аллах! Ниспошли мир, благословение и благодать Твоему пророку Мухаммаду, а также его семье, его сподвижникам и всем последователям.

О рабы Аллаха! Бойтесь Всевышнего Аллаха, ведь богобоязненность - это самое благое из одеяний и прекрасный запас, а также лучшее средство для достижения довольства нашего Создателя.

Всевышний сказал:

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран 65: 2-3).

Он пообещал богобоязненным своим рабам, что даст им избавление и выход из любого затруднения и одарит обширным уделом и доступными благами оттуда, откуда они и не ожидают их получить.

Аллах говорит:

«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела. Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит прегрешения и увеличит награду» (Коран 65: 4-5).

Он обещает, что облегчит дела тем, кто страшится Его, а также искупит грехи и умножит награду за те праведные дела, что они вершат, ведомые собственной богобоязненностью.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Коран 8: 29).

Великий Аллах радует верующих, что если они будут богобоязненными, то Он даст им способность различать (т.е. одарит их полезным знанием, которое позволит им отличать дозволенное от запретного, истину от лжи), а также очистит их от грехов, простит им их ошибки и одарит своей необъятной щедростью, достойной великодушного Царя.

Если вы хотите узнать о том, что же такое «богобоязненность» (таква), которая дает такие прекрасные плоды, оставляет столь благоприятный след в жизни человека и содержит в себе так много пользы, то знайте, что корень богобоязненности - это искреннее покаяние (тауба) во всех своих грехах, затем постоянное обращение своим сердцем к своему Господу, Знающему всё скрытое и явное. Богобоязненность достигается путём твёрдого намерения выполнять свои религиозные обязанности и отказаться от всего запретного и недозволенного, соблюдать права Всевышнего Аллаха и права Его творений, приближаясь тем самым к Аллаху, Господу миров.

Признаком богобоязненного человека является то, что он неукоснительно соблюдает основы имана , старается выполнять установления и законы Ислама самым безупречным образом, при этом всегда помня о том, что Аллах видит его и видит его сердце.

Богобоязненный человек бережёт свою молитву (намаз) и выполняет её своевременно, жертвует средства, выплачивая закят тем, кому полагается. Он соблюдает пост (уразу) в месяце Рамадан и совершает паломничество (хадж) к Дому Аллаха в Мекке.

Богобоязненный раб Аллаха - тот, который почитает своих родителей, поддерживает родственные узы, оказывает благодеяние соседям, помогает бедным. Он честен в своих отношениях с людьми. Его сердце свободно от высокомерия, злобы, ожесточённости и зависти, оно наполнено искренностью и желанием блага для всех людей.

Богобоязненный человек не обращается с мольбами и просьбами ни к кому, кроме Аллаха, не ищет помощи ни у кого, кроме Аллаха, не возлагает свои надежды и не страшится никого, кроме Него.

Аллах охарактеризовал личность богобоязненного человека и описал, какой будет его награда в Жизни Грядущей:

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит благодетельных.

Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние творящих добро!» (Коран 3: 133-136).

Просим у Аллаха Его милости, дабы Он помог нам достичь истинной богобоязненности, и пусть Он сделает нас из числа тех, кто изо всех сил держится за крепкую вервь Ислама и единобожия.

Богобоязненность
Автор: Абдуррахман ибн Насыр ас-Саади
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Специально для сайта «Почему ислам»

www.whyislam.ru

o Закят - обязательная милостыня, выдаваемая богатыми мусульманами в пользу нуждающихся слоёв общества.

o Средства закята должны расходоваться среди восьми категорий общества, а именно: 1) неимущих, 2) нуждающихся, 3) людей работающие в сфере сбора закята, 4) для привлечения сердец, (т.е. для привлечения людей к Исламу, 5) для освобождения рабов, 6) людей обременённых долгами, 7) на пути Аллаха (т.е. для людей занятые борьбой за веру), 8) путников.

В периоды тяжких кризисов люди обычно впадают в уныние, чувствуют себя в растерянности; паника, нервозность, стрессы становятся обычным явлением, особо эмоциональные личности склоняются к суициду. Коллапс экономики сопровождается пиком эпидемии самоубийств, тяжелых инфарктов и инсультов. Все это, конечно, результат наущений сатаны, люди расплачиваются за свои ошибочные мировоззрения, за отказ от правильного и надёжного руководства. Панические настроения овладевают даже мусульманами со слабой верой. Отсутствие знаний, забывчивость, пренебрежение заповедями Всевышнего Творца приводит к печальным последствиям. Милостивый же Создатель не оставляет человека в беде, периоды суровых испытаний заканчиваются облегчением. В суре «Аль-Инширах» Всевышний Аллах сообщает об этом (смысл): «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение » (94:5-6).

В своём верном руководстве Создатель ясно даёт нам понять, что удел и пропитание человека и всех живых существ зависит только от Аллаха и больше ни от кого. В ряде аятов Священного Корана Всевышний напоминает людям об этом, напутствует их и увещевает (смысл): «О, люди! Помните о благодеянии Аллаха вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет бога, кроме Него! До чего вы отвращены (от признания Его единственным богом и поклонения Ему)! » (35:3). «Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом? Но они продолжают ослушаться и убегать ». (67:21). Это великий призыв к таухиду, ибо только Всемогущий Благодетель заслуживает того, чтобы Ему поклонялись. Человеку следует более внимательно прислушиваться к этому призыву, стараться вникнуть в суть слов Всевышнего, предостеречь себя от любых проявлений ширка (многобожия), так как Ар-Раззак (Дающий блага и пропитание), Аль-Басит (Дающий средства к существованию и продлевающий жизнь), Аль-Кавий (Всесильный), Аль-Кайюм (Дающий существование всему созданному), Ад-Дарр (Лишающий Своих благ тех, кого пожелает) может и увеличить пропитание и лишить его, подвергать испытанию потомка Адама в этом мире и сурово наказать в будущей жизни.

Экономический кризис, в преддверии которого находится наше общество и который обещает быть долгим и тяжким - это событие, сотворённое по Его знанию и по Его Воле - одновременно и испытание, и наказание. В сердцах тех, кто забыл об этом, зарождаются тяжелейшие переживания, сатана склоняет их к мошенничеству, к наживе имущества преступным путём, сеет в человеческих душах смуту: бунты, забастовки, требования к правителям, насильственные перевороты становятся обыденными явлениями. Результатом же всех этих социальных катаклизмов и потрясений является ещё большее ухудшение экономического положения, а свергаемую власть, как правило, завоёвывают наихудшие представители бунтующего народа. Общеизвестно: революцию делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы.

Целью же истинно верующего является довольство Всевышнего Аллаха, и он понимает, что истинно Дарующий – Аллах, а творения – лишь причины (асбаб), посредники. И потому ищет путей достижения дозволенного имущества, руководствуясь назиданиями Творца, твёрдо веруя в Его обещания, ибо: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием » (11:6).

Единобожие наполняет сердце человека спокойствием, в особо тяжкие периоды жизни он получает облегчение поминанием Аллаха, с мольбами и просьбами обращается только к Нему. Этому нас учат и аяты Корана, и Сунна Пророка (мир ему и благословение). Передают со слов Ибн Мас"уда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никогда не избавиться от нужды тому, кто, испытывая её, станет обращаться за помощью к людям, тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлёт (его) удел » (Абу Дауд и ат-Тирмизи). То есть нужно понимать, что уделом наделяет Аллах, и помощь в добывании пропитания или в делах только от Всевышнего, а люди и всё другое лишь то, посредством чего Своему рабу Аллах помогает.

Очень важный метод достижения душевного равновесия и спокойствия раскрывает нам следующий хадис. Со слов Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьим основным намерением является мир этот, того дела Аллах разделит и поместит его нищету прямо меж его глаз, и он не получит из мирского ничего, кроме того, что предписано ему. А тот, чьим намерением был мир иной, того дела Аллах соберёт воедино, сделает его богатство в его сердце и придёт к нему мир этот сам, против своей воли ».

Целью истинно верующего является не комфортная сытая жизнь, материальные богатства для него это только средства для жизни, дающие возможность быть свободным от нужды в творениях, поэтому он ищет дозволенные пути достижения материальных благ, ни на минуту не забывая, что дающий удел - это Всевышний Аллах. Не нужно бояться бед, которые падают на наши головы, а надо страшиться того, кто их посылает. Боязнь перед мирскими трудностями, перед нищетой становится источником душевных мук, непрекращающегося стресса, тяжелой депрессии, человека начинает преследовать неудача за неудачей, а богобоязненность же ведёт человека к успеху, причём к успеху одновременно в этом мире и в ином мире. Это тоже великое обещание Всевышнего Творца, а мы знаем, что обещал Создатель, то непременно сбудется. Аллах говорит (смысл): «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и посылает удел оттуда, откуда он даже не предполагает... Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела » (сура 65 «ат-Талак», аят 2-4). Богобоязненность (таква) даёт прекрасные плоды, у сердец наполненных таухидом, самые искренние намерения, они боятся ослушаться Всевышнего, соблюдают права Всевышнего Аллаха и права Его творений. Страх перед сотворённым ведёт человека к ширку (многобожию), а ширк же делает напрасными все усилия, предпринятые потомком Адама (мир ему), подвергая его к нескончаемым душевным мукам. Даже изобилие имущества или непревзойдённое здоровье не спасают от постоянных тяжёлых переживаний, это гарантированный убыток в ином мире. Потому мусульманину очень важно научиться управлять своими чувствами, страхи направлять в нужное русло, увеличивать в сердце богобоязненность. Таухид и таква - единственные ключи к благому успеху, причём успеху гарантированному. Очень важная составляющая часть этого успеха - при соблюдении всех требовании Создателя - блага этого мира приходят без особых усилий, ибо «...Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает » (2:212).

Очень метко и точно сказал по этому поводу имам Аль-Газали: «Бедный потомок Адама! Если бы он боялся Ада так же, как он боится бедности, он спасся бы от них обоих! Если бы он стремился к Раю так же, как он стремится к богатству, он приобрел бы их обоих. Если бы он в сердце боялся Аллаха так же, как он опасается людей в своём поведении, он был бы счастлив и в этом мире, и в последней жизни ».



Что еще почитать