Этнический кризис и габитус адыгства. Географическое исследование этнических кризисов гладкий, игорь юрьевич Пути решения глобальных кризисов



















1 из 18

Презентация на тему: Глобальный Этнический кризис

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Общее определение ЭтноконфликтаЭтноконфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, Этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Конфликтообразующие факторы Исповедование принципа тождественности государственных и национальных границДвижение этносов к самоопределениюДвижение этносов к образованию суперэтносов Экономическая борьба за землю, жилье в городах, природные ресурсы и т.дНеуправляемое демографическое развитие в странах «третьего мира» Ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшиств«Старение» наций в государствах с развитой рыночной экономикойЭкологические факторы Вера в особые отношения этноса «с верховным божеством»

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 1Неотъемлемая часть глобального этнического кризиса - межнациональные конфликты на постсоветской территории. Это не международные конфликты в традиционном смысле этого понятия, поскольку зарождались не в международной сфере, а в рамках единого государства. В то же время, строго говоря, сегодня они уже не являются внутренними, потому что с распадом СССР произошла их фактическая интернационализация.В СССР проживало свыше 100 народов, поражавших своим разнообразием - языками и религией, уровнем развития и историческим наследием, культурной ориентацией, численностью населения и размерами занимаемой территории. Эти особенности сочетались до последнего времени весьма причудливо. Так, православие исповедуют и грузины, имеющие древнюю историю, уникальный алфавит, неповторимую культуру, и чуваши - тихий крестьянский народ на Волге, говорящий на языке тюркской группы. В Прибалтике можно встретить ревностных католиков литовцев со сравнительно высокой рождаемостью и близких финнам лютеран эстонцев с крайне низкой рождаемостью и т. д.

№ слайда 9

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 2Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления. По существу нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности малочисленных народов, а также народностей, не имеющих или проживающих вне границ своих национально территориальных образований.Обострились и межнациональные распри на территории самой Российской Федерации (42). Однако с точки зрения национальных интересов России, ее территориальной целостности и обороноспособности важное значение имеют и приграничные конфликты (Таджикистан, Нагорный Карабах, Грузия и др.).

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Глобальный этнический кризис Важность научного осмысления современных национально этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Заметим только, что в растущем потоке публикаций, посвященных проблеме обострения межэтнического (и межрелигиозного) соперничества, все чаще встречаются работы географического характера, свидетельствующие о том, что тысячи нитей связывают этнос с территорией (а в основе теории этногенеза, разработанной Л. Н. Гумилевым и взбудоражившей научную общественность в последние годы, лежит именно географическая интерпретация межэтнических отношений).

№ слайда 12

Описание слайда:

Экология и этнические расприЭти о экологические конфликты чаще всего рассматриваются в литературе под международным, а не межэтническим углом зрения. Но понятия «национальный интерес» и «государственный интерес», как уже отмечалось, по смыслу их применения очень часто совпадают. Большинство международных экологических конфликтов в сущности являются межнациональными. Действительно, претензии скандинавских государств - Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии к ФРГ и Великобритании, заводы которых в Руре, Бирмингеме и других местах служат источниками кислотных дождей, можно рассматривать и сквозь призму межнациональных отношений, равно, как и бесконечные споры между США и Канадой по поводу трансграничных перемещений дымовых облаков. Не только международный, но и межнациональный характер имела авария на Чернобыльской АЭС, так как образовавшиеся радиоактивные осадки были обнаружены на севере Европы (в Норвегии и Швеции), на крайнем западе (в Великобритании) и на юго-западе (во Франции).

Описание слайда:

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

№ слайда 16

Описание слайда:

Террористические организации, деятельность которых в России запрещена14 февраля 2003 Верховный суд РФ признал террористическими 15 организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена:«Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа»«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (обе созданы в Чечне и возглавлялись Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым)«Аль-Каида» (Усама бен Ладен, Афганистан)«Асбат аль-Ансар» (Ливан)«Аль-Джихад» (Египет)«Аль-Гамаа аль-Исламия» (Египет)«Братья-мусульмане» (Египет)«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)«Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)«Джамаат-и-Ислами» (Пакистан)«Талибан» (Афганистан)«Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана)«Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи» («Общество социальных реформ», Кувейт)«Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» (Кувейт)«Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия).

№ слайда 17

Описание слайда:

Аль-Каида" готова к новому удару по США""Талибан"

№ слайда 18

Описание слайда:

Введение к работе

Актуальность исследования. Растущая экономическая и технологическая взаимосвязанность государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым. В то же время возрастающее стремление к самоиндентификацни стран, народов и групп населения делают его все более неустойчивым и малопредсказуемым. Текущие изменения в политической и этнической географии мира становятся столь важными, что их иногда сравнивают с процессом, начавшимся после Вестфальского мирного договора 1648 года, который явился поворотным пунктом в формировании современных государств. Так, только шестьдесят из нынешних ста девяноста государств существовали в канун XX века. С другой стороны, лишь в первой половине 90-х годов ООН приняла в свои члены более двадцати новых государств.

Как бы не относиться к масштабам предсказываемых перемен на политической карте мира, обещающим стать одним из самых впечатляющих феноменов новейшей истории, ясно одно: в глобальном смысле национально - этническая проблема может стать и уже становится одной из самых болезненных. Некоторые авторитетные ученые (S.Amin, V.Barelay, W. Connor, B.Shafer, В,Иорданский и др.) говорят о реальном глобальном этническом кризисе, уже охватившем планету. Неконтролируемые национальные эмоции, которые в зависимости от конкретных обстоятельств приобретают формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма, приводят к драматическим коллизиям практически на всех континентах и особенно на периферии мировой цивилизации. Наиболее. пронизано конфликтностью (явной, латентной или потенциальной) восточное патриархальное общество. Причем национально-этническая напряженность

здесь усиливается распрями на религиозной, клановой, патронажно-клиенгельной почве. В первую очередь это относится к странам тропической Африки, где внутриплеменные и межплеменные отношения пронизывают всю общественную жизнь. Здесь практически нет ни одной страны, где этнонационализм не проявлялся бы в той или иной форме.

Неотъемлемой частью глобального этнического кризиса стали в последние годы противоречия на территории бывшего СССР, прежде успешно подавлявшиеся союзным центром и бескомпромиссно загонявшиеся им вглубь. Речь идет о национально-этнических распрях, противостоянии внутри наций, разобщенных по региональному или-клановому признакам, территориальных спорах, сепаратизме, автономистских движениях и т.д.

Важность междисциплинарного научного осмысления современных национально-этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Но в растущем потоке публикаций, посвященных проблемам нынешнего этапа обострения межэтнического соперничества, работы географического характера обнаружить нелегко, к^к будто тысячи крепчайших нитей вовсе и не связывают этнос с территорией - важнейшим операционным базисом географической науки, с окружающей средой; словно географическая интерпретация межэтнических отношений вовсе и не занимает важное место в теории этногенеза, разработанной Л.Н. Гумилевым и "взбудоражившей" научную общественность в последние годы. Удивляться этому не стоит, поскольку в отечественной географической науке до сих пор вообще отсутствовали конкретные социально-исторические исследования (именуемые на западе "case-studies") межэтнических отношений в рамках бывшего СССР. В условиях резкого обострения межнациональных отношений, распада СССР и угрозы дезинтеграции самой России разработка этно- и политико-географических подходов в состоянии помочь прогнозировать динамично меняющуюся

зтно-политическую дифференциацию общества, а также поиску путей разрешения межэтнических противоречий.

Предмет исследования составляют процессы соперничества в современном мире (в том числе - в постсоветском геополитическом пространстве), широко известные под названием "глобальный этнический кризис" и идентифицирующиеся с одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем, вставших перед человечеством в конце XX века. Предмет исследования носит ярко выраженный междисциплинарный характер, что не только позволяет, но и побуждает обратиться к нему представителей географической науки, ранее, обычно дистанцировавшихся от участия в научном осмыслении этих вопросов современности.

Географический (этногеографический. этногеополитический") объект исследования составляет иерархия социальных, национально этнических образований различного ранга; этнос - полиэтнический конгломерат -страна (прежде всего бывший СССР) - субрегион (континент или его часть) - мир в целом. Те или иные аспекты исследования касаются различных уровней этой иерархии. В ряде глав и разделов процессы обострения национально-этнических отношений рассматриваются на более мелких таксономических уровнях (административный район, город и т.д.).

Теоретической основой диссертации я вились труды широко известных в мире специалистов (в первую очередь российских) по межнациональным отношениям, философов, политических лидеров. Фактический материал был почерпнут из российских и зарубежных периодических изданий, официальных статистических источников ООН, аналитических трудов, или же явился результатом собственных наблюдений и размышлений диссертанта.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые сформулирован географический подход к изучению этнических кризисов: с этко-, социально- к политико-географических позиций, проанализирована

і природа этнических противоречий; выявлены изменения географических условий и факторов межэтнических конфликтов под влиянием новых глобально-региональных экономических, социальных, геоэкологических и политических взаимодействий; дан комплексный анализ характера современных сдвигов в геополитической обстановке в пределах постсоветского пространства.

Цели диссертации - определение места географии в системе междисциплинарных попыток осмысления одной из наиболее важных глобальных проблем современности, поиск геопространственных связей между этническими конфликтами и факторами, их вызывающими, на основе предложенного географического подхода к изучению этнических кризисов.

Для достижения этих целей потребовалось решить следующие задачи:

Предложить и обосновать географическую интерпретацию этнических
. процессов;

проследить развитие научных представлений о взаимоотношениях этносов и территории (природы);

обобщить имеющиеся в литературе и предложить свои подходы к сущности так называемых "провоцирующих" факторов этнонационализма и осмыслить их с позиций географической науки;

проанализировать связь проявляющихся очагов межнациональной вражды с новым геополитическим положением России.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы как теоретическая и методическая база для развертывания географических исследований этнических кризисов на территории бывшего СССР;, в проведении конкретных прогнозных этногеографических разработок в процессе принятия политических решений и осуществлении региональной политики; в преподавании курсов этногеографии, географии населения, политической географии и т.д.

Апробация работы . Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на Герцшовскнх чтениях РГПУ им. А.И. Герцена (1994, 1995), конференции молодых ученых университета (1995), Всероссийской научной конференции "Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России" (г. Саранск, 1994).

Структура ди ссертации обусловлена логикой поставленных в ней целей и задач и включает в себя введение, три главы (глава 1 - "Этнические процессы и география"; глава II - "Этнические кризисы: "провоцирующие" факторы и их географическое осмысление"; глава III - "Этнические кризисы на территории бывшего СССР: геополитический аспект"), каждая из которых заканчивается краткими выводами, а так же заключение и библиографический список. Она содержит /^йтраниц текста, г? рисунков, Jb таблиц. Список литературы вхлючает^?7 наименований на русском, английском и других языках.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.И. ИСАЕВОЙ»

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №2

им. А.И. Исаевой»

Линник И.А. _________

протокол методсовета №

от «______»_________

ПРОГРАММА

«Глобальная география»

Элективный курс для учащихся 11-х классов, 17 часов

учитель географии

Ильичева Г.Д._____________

«____»_________________

Глобальная география

(35 ч)

Пояснительная записка

Курс «Глобальная география» - сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической; науке, изучающее пространственное проявление обще­планетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики - учения о глобальных проблемах человечества - географической, включающей экологический, энергетический, продо­вольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.

Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, био­логией, правом и т. д. Глобальная география - это «географическая глобалистика», и изучение ее особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. Гео­графия остается единственной дисциплиной, синте­зирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему ха­рактеру, но все они пронизаны идеей географическо­го единства человечества и его выживания. Если в про­шлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жиз­ни человека.

К числу наиболее острых относятся такие глобальны проблемы, как ядерное разоружение и сохранение мир на Земле; экологические, связанные с усиливающимся разрушением природной среды; демографические, порожденные быстрым ростом численности населения в развивающихся странах, их неспособностью обеспе­чить людей нормальными условиями жизни; энергети­ческая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченно­стью минерально-сырьевых ресурсов планеты; продо­вольственная проблема, связанная с хроническим недо­еданием миллионов людей и голодом в развивающихся странах; ужасающая бедность десятков государств, преж­де всего в Африке; проблемы Мирового океана, причины которых в первую очередь объясняются уменьшением биологической продуктивности, загрязнением аквато­рий и др.

«Глобальная география» занимает все более стабиль­ное место в системе образования в различных странах ми­ра, что связано с большим познавательным, нравствен­ным и воспитательным значением этого курса.

Цель: Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.

Он призван способствовать решению следующих за­дач:

    Овладению системой знаний о глобальных пробле­мах современности, что исключительно важно для цело­стного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.

    Понимание места России в мире, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.

    Развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам со­циального характера - межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.

    Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно до­бывать информацию географического характера по дан­ному курсу.

Изучение курса «Глобальная география» в старших Классах позволяет интегрировать знания, полученные по Другим предметам, максимально использовать общеоб­разовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.

Введение (2 ч)

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика - учение о глобальных проблемах совре­менности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалисти­ки и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юриди­ческое, прогностическое, географическое и др. Необходи­мость мобилизации совместных усилий экономистов, со­циологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования гло­бальных проблем.

Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее человечества.

Предмет изучения глобальной географии. Перво­начальное проявление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географиче­ских уровнях - континентальном, региональном, зо­нальном, национальном, локальном. Пример с пробле­мой голода, практически неизвестной в Западной Евро­пе, США или Японии. Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и появлением злокачественных клеток в человеческом ор­ганизме.

Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и уместность тезиса о необходимос­ти смягчения их остроты.

Систематизация глобальных проблем

Смысл систематизации, позволяющей составить наи­более наглядное представление об анализируемых пробле­мах, четче зафиксировать существующие связи между раз­личными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы, «главные» и «неглавные», появившиеся благо­даря человеку и существующие вне зависимости от него.

Проблемы политического и социально-экономиче­ского характера (угроза ядерной войны и сохранение ми­ра на планете; обеспечение расширенного воспроизвод­ства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение устойчивого развития; проблема управля­емости мировым сообществом и др.).

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая; энергетическая; продо­вольственная; сырьевая; проблемы Мирового океана).

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межэтнических и межрелигиозных от­ношений; кризиса культуры, нравственности и семьи; де­фицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).

Проблемы научного характера (освоение космическо­го пространства; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и др.).

Проблемы смешанного характера, нерешенность кото­рых нередко приводит к массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).

Малые глобальные проблемы преимущественно пси­хологического и аутоэкологического характера (бюрокра­тии, эгоизма и др.).

Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества. Постоянное нахождение в поле 3 Рения таких проблем, как экологическая, демографиче­ская, продовольственная, энергетическая, сырьевая, по­скольку именно с ними в первую очередь ассоциируются Процессы, подвергающие наиболее мощному воздейст­вию основы существования человечества.

Методы исследования глобальных проблем.

Демографическая проблема

Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обес­печить нынешнее и особенно будущее население нор­мальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее сторонники и противники в прошлом и сейчас.

Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повыше­ния средней урожайности благодаря «зеленой револю­ции». Одновременное нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели от голода и болезней в случае ряда не­урожайных лет и т. п.

Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третье­го мира». Понятие о теории «демографического перехода» и ее применимость к условиям слаборазвитых стран. Пред­почтение аграрным обществом большой семьи. (Уясне­ние этого феномена требует рассмотрения следующих по­нятий: 1) дети: экономическое подспорье или обуза; 2) га­рантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных систем пенсионного обеспечения); 3) полож е ние женщины в обществе; 4) религиозные установки, 5) доступность противозачаточных средств.)

Демографическая политика, ее направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочаро­вания. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.

Глобальная демографическая ситуация и комплекс со­циально-экономических задач современности.

Проблема отсталости

Корни отсталости некоторых стран современного ми­ра. Примитивизм марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание (стадиальность) в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колони­ализма и так называемого неоколониализма в консерва­ции и преодолении слаборазвитости.

Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмот­ность населения, хроническое недоедание и голод, высо­кая смертность, эпидемии и т. д. как атрибуты неразвитос­ти общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны мира (в соответствии с класси­фикацией ООН), их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.

Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).

Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталос­ти с другими глобальными проблемами.

Продовольственная проблема

Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные раститель­ные источники пищи. Мясо и рыба - важнейшие источ­ники белков. Молоко и жиры животного происхождения.

Сущность продовольственной проблемы в современ­ном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы прояв­ления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и недоедания на воспроизводст­во рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».

Дифференциация стран и регионов по остроте прояв­ления продовольственного кризиса. Затяжной, хрониче­ский характер продовольственного кризиса в аридных и семиаридных областях Африки. Скромный агроприродный потенциал, повышенная хрупкость и пониженная Г «эластичность» местных экосистем. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.

Некачественное, неполноценное питание как наибо­лее типичная форма проявления продовольственной про­блемы в отдельных странах муссонной Азии. Успехи «зе­леной революции» и улучшение продовольственной ситу­ации в Азии. Продовольственная проблема в странах Латинской Америки.

Обострение продовольственной ситуации в странах - Преемниках бывшего СССР.

Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.

Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.

Энергетическая проблема

Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий раз­рыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.

Энергетический кризис 70-х гг. XX в.: его предпосылки и последствия. Экономические, политические и социаль­ные аспекты энергокризиса. Конец эпохи дешевых источ­ников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюнктуры цен на энергоресурсы.

Традиционная и альтернативная энергетика. Обеспе­ченность углеводородным сырьем стран и регионов мира и переход к энергосберегающему типу экономики. Атомная энергетика, современные масштабы ее развития, достоин­ства и недостатки. Проблема технической надежности АЭС и захоронения радиоактивных отходов. Использование энергии Солнца (гелиоэнергетика), ветра (ветроэнер­гетика), внутриземного тепла, волн, течений и т. д.

Энергетика и экология.

Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сце­нарии развития энергетики на XXI в. Пределы роста про­изводства энергии.

Глобальная энергетическая ситуация и другие глобаль­ные проблемы.

Сырьевая проблема

Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минераль­ного сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчер­панию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.

Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая гло­бальной сырьевой проблемы. Другие составляющие: от­ставание технологии освоения и переработки сырья, низкая обеспеченность отдельных стран минеральным сырьем. Переход к эксплуатации менее продуктивных месторождений минеральных ресурсов в труднодоступ­ных районах со сложными или экстремальными природ­ными условиями. Повышение себестоимости добычи практически всех видов минеральных ресурсов.

Производство отходное - малоотходное - безотход­ное. Цель и задача малоотходной технологии - создание производства с минимальным количеством отходов вредные воздействия, которых не превышают допустимый санитарно-гигиенический уровень. Цикл «сырьевые ре­сурсы - производство - потребление - вторичные сырьевые источники».

Оборотное использование невозобновимых ресурсов - один из путей ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов (мусора).

Региональные аспекты сырьевой проблемы в совре­менном мире. Попытки радикального решения проблемы отходов в Японии и странах Западной Европы.

Россия и глобальный сырьевой кризис. Минерально-сырьевой характер российского экспорта и проблема ис­тощения месторождений углеводородного сырья. Недо­статочное использование вторичных ресурсов. Малая эф­фективность политики ресурсосбережения.

Глобальная сырьевая ситуация и ее связь с другими глобальными проблемами.

Проблемы Мирового океана

Кажущаяся искусственность постановки данных проб­лем, вытекающая из нежелательного противопоставления территории суши акватории океана. Специфика освоения и экологии океана, позволяющая говорить об известной самостоятельности данных проблем.

Мировой океан как «колыбель» всего живого на плане­те. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.

Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и воз­можные пределы. Марикультура. Морская горнодобы­вающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и до­быча нефти и газа. Твердые полезные ископаемые со дна океана. Океан как источник пресной воды.

Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта.

Проблема морского транспорта.

Экология Мирового океана.

Океан - общее достояние человечества. |

Проблемы Мирового океана и их связь с другими гло­бальными проблемами.

Глобальный этнический кризис

Растущая экономическая и техническая взаимозависи­мость государств и ускорение процессов интернациона­лизации социальной жизни. Параллельно проявляющее­ся стремление отдельных стран и этносов к самоиден­тификации. Проявление в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация: 1) отстаивание принципа тождественнос­ти государственных и этнических границ; 2) движение наций к самоопределению; 3) стремление наций к обра­зованию супернаций; 4) экономическая борьба за землю, жилье, совместно нажитые основные фонды и т. д.; 5) не­управляемое демографическое развитие в слаборазвитых странах; 6) ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшинств; 7) «старение» наций в странах с разви­той экономикой; 8) экологический фактор; 9) психологи­ческие установки на защиту культурно-нравственных традиций этноса, вера в его особые отношения с верхов­ным божеством и др.

Ярко выраженная географическая специфика таких Факторов, как неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологи­ческий фактор.

География межэтнических конфликтов в современном мире. Межплеменные распри (трайбализм) - старая болезнь Африки, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным стро­ем. Межэтнические и межрелигиозные трения в Южной Азии и Латинской Америке.

Россия и глобальный этнический кризис. Межэтниче­ские конфликты в странах бывшего СССР. Нагорно-Карабахский конфликт, конфликты на территории Грузии приднестровский кризис и др.

Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.

Проблемы здоровья и долголетия человека

Здоровье человека как синтетическая категория, вклю­чающая в себя кроме физиологической нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Про­должительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны (наряду с развитием новейших отраслей экономики, уровнем наци­онального дохода на душу населения и т. д.).

Понятие о медицинской географии, изучающей рас­пространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние гео­графической среды на здоровье человека.

География инфекционных заболеваний (эпидемиоло­гическая география). Учение Е. Н. Павловского о природ­ной очаговости так называемых трансмиссивных болез­ней. Прогнозирование вероятности возникновения той или иной болезни в зависимости от приуроченности ее природных очагов к определенному географическому ландшафту (чума, клещевой энцефалит и др.). Малярия, шистозоматоз, трипаносомоз (или «сонная болезнь») - типичные инфекционные заболевания африканских тро­пиков. Другие эпидемиологические заболевания: грипп, туберкулез, холера и т. д.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - новая глобальная смертельная болезнь. Стремительное распространение эпидемии СПИДа, охватившей

стран мира, прежде всего африканских, азиатских, амери­канских. Безнравственность (половая распущенность и наркомания) и бездуховность как первичные факторы \ распространения болезни. Роль медицины в расширении географии СПИДа. СПИД в России.

Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здо­ровья человека от режима и качества питания (квашиоркор, бери-бери, диабет и др.).

«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психи­ческих и некоторых других заболеваний.

Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтологическая наука.

Связь проблемы здоровья и долголетия человека с дру­гими глобальными проблемами.

Проблема стихийных природных явлений

Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных яв­лений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические, гидрологические и геологи­ческие, геолого-тектонические, гляциально-гидрологические и др.). Виды стихийно-разрушительных явлений (падение метеоритов и астероидов, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, сель, оползень, смерч, жара, засуха, суховей, пыльная буря, метель, пурга, молния, торнадо, мороз, ливень, град, туман и др.).

Эволюция человеческого поведения в отношении СПЯ: 1) «бегство» от СПЯ; 2) поиск способов защиты от стихийных бедствий, позволяющих бороться по крайней мере с некоторыми из них; 3) разработка механизма предотвра­щения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.

Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его Концентрации в областях, подверженных влиянию наи­более разрушительных СПЯ. Наибольшая уязвимость перед лицом природной стихии развивающихся стран (Бангладеш, муссонная Азия, Андские страны, государст­ва Сахеля и др.).

Географический характер проблемы СПЯ. Роль гео­графов в разработке мер по предупреждению СПЯ.

Проблема технологических аварий

«Цепная реакция» катастроф производственного ха­рактера последних десятилетий как подтверждение гло­бальности проблемы (взрыв на химическом заводе в Бхо­пале в Индии, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление советской подводной лодки «Комсомолец», гибель парома «Эсто­ния», самая тяжелая катастрофа последнего времени - Чернобыль и многие другие).

Систематизация технологических аварий в зависимос­ти от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транс­порта в статистике смертельных случаев. Роль угледобы­вающей промышленности мира в гибели рабочих. Геогра­фия угольных шахт (бассейнов) с повышенной метано-обильностью.

Математическая теория катастроф, помогающая вы­числять параметры, при которых наступает неустойчивое состояние системы. «Защита от дураков», т. е. контроли­рование технологического процесса системой автомати­ки, которая сама охраняет производство от сбоев, оши­бочных решений, выключает процесс в случае возможной опасности.

Географические аспекты проблемы технологических аварий.

Проблема дефицита демократии и свободы

Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ - концентрированное вы­ражение демократического опыта человечества. Права человека - наше естественное, неотчуждаемое достоя­ние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.

Анализ ранжирования государств по группам - «сво­бодные», «частично свободные», «несвободные», «реак­ционные» - режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различие понятий «авторитаризм» и «тоталита­ризм».

Положение с правами человека в СССР, России и странах, образовавшихся после распада СССР.

Другие глобальные проблемы современности (4 ч)

Реестр глобальных проблем человечества. Проблема преступности, присущая всем государствам без исключе­ния. Классификация нарушений законности и порядка: преступления против личности (убийство, телесные по­вреждения, изнасилование и др.); преступления против личной собственности граждан (грабеж, разбой, кража, мошенничество, вымогательство и др.); государственные преступления (измена Родине, шпионаж, политический террор, диверсия и др.); воздушный терроризм, или «хайджекинг», и др. Варьирование форм преступлений от страны к стране, от региона к региону. Понятие «геокри­миногенная обстановка» и роль географии в изучении преступности.

Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема «экологии души») - специфическая глобальная пробле­ма. Любой народ как живой организм особого, высшего порядка. Плоды многовекового духовного отбора и вели­кие социальные потрясения, войны и т. д.

Глобальные научные проблемы, связанные с исследо­ванием космоса, внутреннего строения Земли, долгосроч­ным прогнозированием погоды и др.

Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший Узел противоречий, совокупность которых и служит ве­ским аргументом для рассмотрения ее под глобальным уг­лом зрения.

Анализ других глобальных проблем (см. классифика­цию глобальных проблем).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во часов

Глобальные проблемы: понятие и классификация

Классификация глобальных проблем

Систематизация глобальных проблем

Демографическая проблема

Демографический взрыв: причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий. Демографическая политика. Демографическая обстановка в России.

Проблема отсталости

Корни отсталости. Параметры отсталости. География отсталости.

Практическая работа. Характеристика отсталых стран в Африке, Азии и Латинской Америке.

Продовольственная проблема

Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания. География голода. Региональные типы питания. Причины голода

Энергетическая проблема

Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающей экономике. Природный газ. Гидроэнергетика. Альтернативные источники энергии. Атомная энергия. Энергетические проблемы России.

Практическая работа. Определение наиболее оптимальных территорий и акваторий планеты для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, и обозначение их на контурной карте.

Сырьевая проблема

Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис.

Практическая работа. Характеристика проявлений глобальной сырьевой проблемы в разных странах.

Проблемы Мирового океана

Накопление знаний об Океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии Океана. Другие проблемы Океана.

Глобальный этнические кризис

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция этноменшинств. Экология и этнические распри. Трайбализм – болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.

Проблема здоровья человека

Нозогеография. Эпидемиологическая география. Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие

Проблема терроризма и региональных конфликтов

Возникновение проблемы терроризма. Распространение терроризма. География региональных конфликтов.

Проблема урбанизации

Сущность урбанизации. Урбанизированность. Агломерации и мегаполисы. Экологические, экономические и социальные проблемы городов. «Трущобная» урбанизация.

Проблема стихийных природных явлений

Классификация стихийных природных явлений. География стихийных природных явлений.

Проблема технологических аварий

Опасные профессии. Теория катастроф.

Проблема космоса и исследования внутреннего строения Земли

Актуальность проблемы освоения космоса. Засорение околоземного пространства. Проблема исследования внутреннего строения Земли.

Дискуссия

Обобщение знаний учащихся

Обобщающий урок

Обобщение и контроль знаний учащихся, защита проектов, презентаций.

Литература:

    Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. М., 2004.

    Интернационализация хозяйственной жизни и глобальные проблемы человечества. М,2001.

    Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. М., Просвещение, 2010 .

    Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. М., 2000.

    Развивающиеся страны в борьбе за преодоление отсталости. М, 2007.

    Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 2001.

    Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М., 2003.

    Слевич С.Б. Океан: ресурсы и хозяйство. Л., 2001.

    Гладкий Ю.А., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М., Просвещение, 2010.

    Исторические и географические энциклопедии

    Страны мира: Статистический справочник. Весь мир, 2011.

Научная обоснованность идейного начала глобализации рассматривается в статье как первостепенное условие развития глобализации в направлении формирования динамичной глобальной системы. Исследуются причины кризиса, наблюдаемого ныне в трех подсистемах: политической, правовой и экономической. Выдвигается тезис о том, что главная проблема заключается в системе норм и базовых ценностей глобальной системы. Также приводятся основные принципы соответствующей деятельности в направлении разрешения проблемы.

The scientific validity of the ideological foundations of globalization is considered in the article as the prime condition of development of globalization in the direction of formation of the dynamic global system. The article explores reasons of the crisis observed in three subsystems nowadays: political, legal and economic. The author introduces the thesis that the main problem consists in the system of norms and basic values of global system. Basic principles of the corresponding activity in solution of the problem are also discussed.

Процесс формирования глобальной структуры - глобализация

Процессы ускорения темпов сближения границ, расширения экономических, энергетических, технологических и информационных связей, названные глобализацией, ставят политических и юридических акторов, ответственных за контроль над системными процессами, перед необходимостью действовать в единой системе.При этом для субъектов, играющих главную роль в этом процессе, важно не остаться в стороне от этой системы. Сформировавшаяся глобальная политическая, правовая и экономи­ческая система создает благоприятную возможность для решения ряда гуманитарных глобальных проблем (демографической, продовольственной, экологической и т. д.). Другими словами, формирование глобальной структуры или процесс глобализации протекает по сле­ду­ющей схеме: повышение темпов развития экономических, технологических и информационных отношений ® укрепление политико-правовой организации ® культурная, гуманитарная и экологическая глобализация.

Глобальные ценности как основа глобальной структуры

Сказанное выше не должно быть понято так, будто глобализация, ведущая к созда­нию глобальной системы, суть объективное явление, имеющее своим началом научно-технический прогресс и другие экономические процессы. Подходя к проблеме именно с таких позиций, некоторые авторы считают глобализацию не политическим, а социально-эконо­мическим феноменом (Иноземцев 2008). Вместе с тем объективно обусловленная глобализация, которой пытаются следовать политики в своей стратегии, есть опасное, непредсказуемое, разнонаправленное явление, ведущее к созданию непрогрессивных, нецивилизованных структур (в настоящее время подобные структуры встречаются на международной арене). Структуризация, организация, в том числе и политическая, стремящаяся к контролю над всеми процессами, обязательно должна опираться на такую социально-философскую концепцию, которая содержала бы в себе не только политические цели и принципы, но и морально-духовные ценности. Очевидно, что в идеале глобализация должна привести не к глобальному хаосу и кризису, а к действенной, динамичной и стабильной глобальной структуре.

Для построения системы и обеспечения ее долговечности политические цели и амбиции, содержащиеся в идее, на которую опирается концепция глобальной системы, должны учитывать как современные реалии, так и закономерности исторических процес­сов, потенциал выдвинутых самой историей международных политических акторов, пери­о­дически реализующих идею всемирного господства. В противном случае с усиле­ни­ем/ослаблением мощи государства в исторически кратчайшие (исчисляемые десятилетиями) сроки система может столкнуться с кризисом или потребуется замена еще несформировавшейся структуры новой.

С другой стороны, чтобы обеспечить формирование глобальной системы, конкре­ти­зировать ее структуру, морально-духовные критерии, заключенные в исходной концеп­ции глобальной системы, должны обладать способностью к социализации во всех куль­тур­ных регионах мира, быть востребованными населением этих регионов.

Провал глобализации демократических ценностей

Одной из главных причин неэффективности базовых ценностей современной гло­бальной системы явилась попытка обобщения, придания принципам и процедурам того или иного государственного устройства как некой гуманистической идее общечело­ве­ческого характера. Еще Аристотель указывал на научную несостоятельность попыток применения универсальной структуры (например, демократии. - В. Г. ) к различным странам. Другой причиной следует признать попытки манипулирования этими идеа­ли­зи­рованными принципами государственности, превращения их посредством силового давле­ния или уступок в инструмент обеспечения собственных интересов в межгосударственных отношениях. Иными словами, еще одной причиной неэффективности базовых ценностей современной глобальной системы является стремление возвести идею, неспособную к обобщению, до уровня международных правовых норм и использовать ее затем в целях дискредитации.

Демократические ценности не стали общечеловеческими. По тем или иным объективным и субъективным причинам (нелегитимный характер власти, стремление отдельной личности или группы насильственным образом оставаться у власти; обеспечение существующим правительством интересов сильных держав в регионе и как ответная реакция - защита этого правительства международными политическими игроками [Египет] и т. д.) применение подобной системы в некоторых странах Европы и Азии, Среднего Востока, Латинской Америки не представляется возможным как на данном этапе, так и в перспективе. Однако если народ не является источником власти, если не реализуется общенародная воля, то не может быть и речи о демократии. Представляет интерес то обстоятельство, что государства - приверженцы принципов глобализации во имя обеспечения своих интересов в регионе и сохранения международных связей вынуждены смириться со сложившейся ситуацией. Оправдывая, по сути дела, забвение демократических ценностей, эти силы подвергают опасности глобальную систему, основанную на данной идее. С другой стороны, в ряде стран вследствие их географического расположения и регио­нальных позиций, с учетом демографических показателей и исторически существующих проблем в отношениях с соседними странами процесс демократизации может представлять угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, внутрен­нему порядку и стабильности. По этой причине смену правительств этих стран нельзя рассматривать как проявление демократии. Таким образом, указанные ценности потен­ци­ально не способны приобрести статус общечеловеческих.

Видимая структура и причины кризиса

Ряд исследователей и экспертов склонны рассматривать глобальный кризис как историческое следствие глобализации. В этом случае глобализация воспринимается как общность, унификация, размывание границ (экономических, культурных, идеологических и т. д.). Однако независимо от степени унификации отношений, углубления межгосударственных отношений и взаимосвязи разных регионов мира подобная целостность не в состоянии обеспечить функционирование глобальной системы как единого государства, поскольку разнородность, суверенитет международных субъектов сохраняются. В то же время кризис, возникший в политической, правовой и экономической структурах госу­дарства, нельзя объяснять его культурной или экономической общностью. Если госу­дарство переживает кризис во всех своих подсистемах (политической, экономической и правовой), то очевидно, что проблема заключается в отсутствии согласия и гармонии как в системе ценностей, норм и правил, так и между указанными тремя подсис­те­мами. Подрывая связи между указанными тремя подсистемами, индивидуальные и групповые интересы ставят систему не только перед угрозой распада, но и, самое главное, способствуют отчуждению основополагающих ценностей. То же самое происходит и с глобальной системой. В настоящее время во всех данных системах наблюдаются кризисные явления. Поэтому восстановить систему на основе отчужденных норм и ценностей представляется невозможным.

Падение авторитета приоритетных ценностей и последовавшее за этим падение авторитета международного права (спровоцированное доминирующими политическими силами, отодвинувшими ценности на задний план ради защиты собственных стратегических, экономических, религиозно-психологических, групповых и индивидуальных интересов) приводят в конечном счете к политико-правовому и экономическому кризису. Экономические процессы могут разворачиваться только на основе устойчивого и долгосрочного доверия. В свою очередь долгосрочное доверие зиждется не на противостоянии, а на текущих стратегических и региональных интересах и ценностях.

Сохранение доминирующими силами авторитета и роли приоритетной ценности связано с выдвижением на передний план проблемы ее защиты, что в свою очередь возможно лишь в процессе соперничества данной ценности с другими ценностями. Если устранение противоположности первоначально и сопровождается резким скачком глобальной экономики, развертыванием глобализационных процессов вокруг одной ценности (в течение 20 лет после окончания холодной войны), то в дальнейшем лишенная своей противоположности и нашедшая закрепление в праве ценность начинает отчуждаться, терять свой авторитет. Идеологический вакуум представляет угрозу реально протекающим процессам, становится источником серьезного и неизбежного кризиса (достаточно сослаться на случаи, когда политические силы в ряде стран не защитили ценности от пося­гательств, применялись двойные стандарты в отношении базовых принципов меж­дународного права и т. д.).

Приоритет текущих стратегических экономических интересов крупных экономических структур, олигархических группировок в ущерб идеологическим и правовым принципам ведет к усилению власти олигархов как в экономике, так и в политике, что в свою очередь способствует ослаблению и развалу вместе с нормами и самих глобальных струк­тур. Монополизация олигархической группировкой как экономики, так и политики (невозможно обеспечить устойчивость экономической власти, не монополизировав политику) вызывает апатию наряду с политикой и в экономике. Апатия в политике, праве и экономике ведет к утрате доверия к международным организациям, доминирующим политическим, правовым и экономическим структурам. Необходимость обеспечения своих интересов в условиях утраты легитимности вынуждает к применению силы (например, США в Ираке).

Глобальный экономический кризис является не просто международным политико-правовым кризисом, а выступает как продолжение политико-экономического кризиса внутри самих ведущих государств мира. И нынешний экономический кризис также явля­ется следствием монополизации политической системы экономическими олигархами этих стран.

Если в политико-правовой сфере причиной кризиса явилась невозможность уни­вер­сализации демократических принципов, то в экономической сфере этой причиной стала либерализация экономики, нашедшая свое выражение в преобладании в экономике последних десятилетий либеральных ценностей.

Рост виртуальных финансов, не подкрепленных материальными ресурсами, падение авторитета экономических ценностей, норм и правил организации бизнеса, углубление экономических различий между слоями населения при отсутствии опоры на культурно-интеллектуальный потенциал, апатия и утрата веры в принцип экономической справедливости, в эффективность предпринимательства и перспективы деловой актив­ности, рост безработицы и сокращение производства, ведущая роль одних и тех же акторов в глобальной экономической системе и т. д. - все это привело к комплексному проявлению всемирного экономического кризиса.

Если и политическая система государства, и международные политические отношения превращаются в руках ведущих игроков в средство, а макроэкономические и международные экономические процессы контролируются олигархическими группировками, то это значит, что кризис на деле первоначально возник в рамках политической системы. Монополистическая деятельность определенной олигархической группировки, не имеющей надстройки, и создание ею виртуальных финансов, лишенных соответствующей материальной опоры, падение производства и рост инфляции закономерным образом ведут к кризису.

Вероятность распада глобальной структуры

Глобальный политический кризис развивается по двум направлениям: 1) Сохранение существующего положения международных организаций. Отсутствие ре­форм может впоследствии привести к потере шансов организации на сохранение, а попытка организоваться вновь чревата большими трудностями. Мир в таком случае погрузится в хаос; 2) Рост давления великих держав, требующих предоставления юридически оформленного контроля над ситуацией в мире, проталкивание ими в этих целях своих сторонников в Совет Безопасности и другие организации, что может довести сопер­ни­чество между ними до опасного уровня. В свете сказанного новая организация должна опираться на нормы и принципы, на основе которых в дальнейшем можно было бы держать под контролем процессы и обеспечить должный порядок в мире, даже несмотря на то, что эти принципы и порядок могут служить определенным политическим целям.

Безусловно, следует принимать во внимание удельный вес политических игроков, вовлеченных в этот процесс, определить долю их участия в нем. В противном случае никакая норма и никакие стандарты не будут иметь юридической силы. Однако это участие должно иметь нормативно-правовое обеспечение. При этом нормы должны быть отобраны таким образом, чтобы данные субъекты взяли на себя лишь благие обязательства, служили бы миру и порядку.

Пути выхода из глобального кризиса

То обстоятельство, что кризис охватил всю глобальную структуру, выдвинув на передний план проблему норм и принципов каждой подсистемы (политической, эконо­мической, правовой), делает необходимым создание новой философско-идеологической системы с соответствующими организационными структурами и международно-правовой базой или реконструкцию уже имеющейся. Речь идет о разработке новой идеологической системы и средств ее конкретизации, опирающихся на синтез и совершенствование христианско-демократических ценностей Европейского союза, исламских и регио­наль­ных принципов, лежащих в основе Организации Исламской конференции, и конфу­ци­анства, являющегося опорой китайской государственности. При этом актуализируется проблема разработки единой философской концепции. Этой цели служат научные изыска­ния С. Халилова, в частности поиски им «общечеловеческого идеала», стремление разработать философскую концепцию «Восток - Запад» (Халилов 2004). Новая философская система, опирающаяся на культурно-духовные проявления ислама, буддизма и христианства и характеризующаяся общечеловеческим содержанием, должна акцентировать внимание на общих ценностях ислама, буддизма и христианства и обрести духовно-нравственную форму, обладать общечеловеческой силой. В дальнейшем на основе этой философии должны быть разработаны политические принципы, предложена структура, найдены пути правового обеспечения, преобразования ценностей в нормы.

В качестве общих и высших ценностей должны выступать не демократические принципы и процедуры, а культурно-духовные, интеллектуальные критерии, такие как гуманизм, толерантность, общечеловеческие ценности и др. Основным критерием, предъявляемым к подсистемам - государствам, должен быть гражданский, легитимный, соци­альный и светский характер власти. В основу формирования власти должен быть поло­жен критерий ее прогрессивности. Ревизия ценностей не должна производиться в форме технической процедуры, допускающей формализм, искажения, фальсификации и манипуляции.

Литература

Иноземцев, В. Л. 2008. Современная глобализация и ее восприятие в мире. Век глобализации 1: 31-44. (Inozemtsev, V. L. 2008. Modern globalization and its understanding in the world. Age of Globalization 1: 31–44).

Халилов, С. С. 2004. Восток и Запад: на пути к общечеловеческому идеалу. Философские этюды. Баку: Университет «Азербайджан». (Khalilov, S. S. 2004. East and West: On the way to the universal ideal. Philosophical Essays. Baku: Azerbaijan University).


Урок 1 Глобальный этнический кризис

Урок 1

Глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Сформировать представление об этническом кризисе как глобальной проблеме человечества.

2. Рассмотреть анатомию этнического кризиса через призму географии.

3. Развивать навыки работы с текстом учебника: разделять главную информацию и второстепенную, переформулировать своими словами, систематизировать.

4. Развивать навыки работы в группе: обмен информацией, выработка совместного решения, представление классу.

5.Воспитывать интерес к окружающему миру и событиям, в нем происходящим.

Как же такое стало возможно: просвещенный XXI век,

мультикультурный мир, глобальная сеть Интернета,

«Аль-Джазира», Си-эн-эн, кварки, плазма, тайны ДНК

и космоса, а человечество не стало ни толерантнее,

ни гуманнее, ни умнее, и религия не смягчает нравы,

а становится дополнительной линией раскола социума.

Валерия Новодворская, журналист

«Новое время», № 6, 2006.

Активизация познавательной деятельности

Учащимся предлагается вспомнить ранее изученный материал

Что представляет собой современный мир?

Какой он? Какие тенденции для него характерны?

Тенденции:

1. «Сужение мира» - возможность более быстрого перемещения в пространстве, временное «сокращение» расстояний за счет технических возможностей современного транспорта.

2. Формирование устойчивых экономических связей между странами мира на двух уровнях: международном и транснациональном. Международные связи осуществляются между государствами на уровне глав государств, правительств и других государственных организаций. Транснациональные связи осуществляются на уровне транснациональных корпораций через сеть их дочерних компаний и филиалов.

3.Глубокое развитие и проникновение систем коммуникаций (связи) во все сферы жизни человека.

Вывод: Данные тенденции приводят к тому, что мир становится компактным, доступным, прозрачно-просматриваемым. Мир сжимается до точки.

Наряду с тенденциями объединения и интеграции, в мире наблюдаются процессы регионализации: подъем национализма и «суверенизации». Прослеживается тенденция к самоопределению, самоидентификации стран и народов. Наблюдается разрастание и углубление национально-этнических проблем.

Новый материал

Приведите примеры «горячих точек» планеты.

Работа с картой «Горячие точки планеты».

Проблема этнического кризиса носит глобальный характер.

Подтвердите, что проблема действительно носит глобальный характер. (Для нее характерны все три черты: она возникла в результате развития общества, она препятствует дальнейшему развитию человечества и угрожает существованию мирового сообщества, она может быть решена только усилиями всех стран мира.).

Докажите, что проблема этнического кризиса касается каждого человека.

(Терроризм стал одной из форм проявления глобального этнического кризиса. Жертвами террористических актов становятся люди разных национальностей, вероисповедования и жизненных принципов.).

Организация работы в группах.

Работа в группах.

В каждой группе по 5 человек.

Продолжительность работы в группах 15-17 минут.

Каждая группа получает задание.

1. Познакомьтесь с текстом учебника с.226-233. Задания между членами группы распределите самостоятельно:

Текст «Принцип тождественности государственных и национальных границ» и «Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций», с.226-227.

Текст «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений», с.228-229.

Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств», с.229-230.

- «Экология и этнические распри», «Другие факторы, «провоцирующие» вспышки национализма», с.230-232.

- «Трайбализм - старая болезнь Африки», с.232-233.

2. По ходу чтения выделите главное в тексте, установите взаимосвязи и закономерности, при необходимости сделайте записи в тетради.

3. Приготовьтесь представить результаты своей работы группе.

4. Рассмотрите рисунок 41 на с.224. Ответьте на вопросы.

Какие причины, по-вашему мнению, чаще всего в современном мире провоцируют этнические конфликты? Попытайтесь систематизировать причины конфликтов по регионам. Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Можно ли систематизировать формы проявления по регионам? Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Обобщение

На обсуждение в классе выносятся вопросы о возможности систематизации факторов и форм проявления этнических конфликтов. Заслушиваются варианты систематизации, аргументы.

Возможные выводы:

1. Фактор во многом определяется возрастом населения, что зависит от демографической ситуации в стране, этнической мозаикой территории, новейшими политическими процессами, происходящими на данной территории.

2. В развитых странах формы проявления этнического кризиса носят преимущественно «мирный» характер, тогда как в развивающихся странах – вооруженное противостояние. Обсуждается вопрос, почему в Европе формы выражения перерастают из мирных в вооруженные. (Возможно, это объясняется высокой численностью иностранных граждан. Вместе с миграцией иностранцев «мигрируют» и формы выражения.).

Один из вариантов систематизации


Домашнее задание:

Группа 1.

Внимательно ознакомьтесь с текстом темы 12 «Глобальный этнический кризис». Составьте как можно более полный словарь понятий и терминов. Используйте дополнительную литературу и возможности Интернета.

Группа 2.

Составьте каталог Интернет-ресурсов по «горячим» точкам планеты. Составьте краткую аннотацию к ссылкам. Систематизируйте информацию. Способ систематизации выберите сами.

Группа 3.

Составьте библиографический каталог информационных материалов (статей, сообщений) по теме «Глобальный этнический кризис», подтверждающих существование проблемы в мире. Составьте краткую аннотацию к каждой библиографической ссылке.

Группа 4.

Подтвердите, что этнические конфликты существуют на территории России. Информационные сообщения оформите в виде таблицы (форму и содержание определите сами).

Группа 5.

Составьте перечень способов урегулирования этнических конфликтов в мире. Оцените их достоинства и недостатки. Результаты работы оформите в удобной для работы форме.

Урок 2

Глобальный этнический кризис. Презентация результатов работы в группах.

Задачи:

1. Расширить знания по теме, используя результаты работы групп.

2. Развивать навыки работы с устной информацией: восприятие, выделение главного, фиксирование.

Представление результатов работы группы

Порядок сообщения:

1. Представьте классу задание.

2. Действия по выполнению задания.

3. Результаты выполнения задания.

Порядок представления групп:

1. Словарь понятий и терминов.

2. Библиографический список информации СМИ.

3. Каталог Интернет-ресурсов.

Более подробно рассматриваются результаты работы групп по выявлению территорий этнического напряжения в России. Каждый член группы делает подробное сообщение. Отвечает на уточняющие вопросы.

Особое внимание обращается на способы урегулирования этнических конфликтов, систематизация которых у учебнике отсутствует. Результаты работы группы обсуждаются.

Комментирование домашнего задания

Каждому ученику предлагается рассмотреть один из этнических конфликтов более подробно и занести информацию в таблицу.

Урок 3

Россия и глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Расширение знаний по теме через работу с дополнительной информацией.

2. Развитие навыков анализа информации, ее сворачивания и представления аудитории.

3. Подведение учащихся к осознанию проблемы этнического кризиса как личностно значимой.

Вот один из самых мрачных прогнозов будущего:

если «белые» и «небелые» не научатся жить бок о бок,

унизятся до взаимных обвинений и сведения счетов,

не поймут ценности взаимопонимания, если расовые войны войдут в нашу жизнь, то XXI век станет ещё трагичнее, чем пережитый нами век минувший. Хотя, казалось бы, куда уж трагичнее.

Аполлон Давидсон, профессор МГУ

Представление классу результатов индивидуальной работы по опережающему заданию.

Сообщение «Исламизация современного мира».

Задача: по ходу сообщения сделать записи в тетради. Причины исламизации мира, центры, пути распространения, методы решения. Касается ли данная проблема России? Какие меры необходимо предпринять государству?

Организация работы в группах

Группы получают задания

Группа 1.

Задание этой группы не представляется классу,

Будет проверено учителем по окончании урока.

Группа 2.

Группа 3.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.

Группа 4.

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника. Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений. Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Группа 5.

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Изучите предложенную информацию. Предположите, какими будут итоги голосования. Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации. Результаты оформите в удобной форме.

Группы представляют результаты своей работы.

Обсуждение результатов работы групп.

Рефлексия

Напишите эссе из 5-7 предложений на тему «Может ли стать XXI век для мира и России веком национализма и сепаратизма? Что делать?». Изложите свою точку зрения, постарайтесь ее аргументировать.

Группа 4

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника.

Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области.

Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений.

Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Для справки:

Сведения о субъектах

Иркутская область

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Группа 1.

Вам предлагается исходная ситуация (страна, группа стран и др.), где может произойти этнический конфликт. Спроектируйте факторы, которые могут стать причиной конфликта, предположите формы проявления и предложите методы урегулирования. Ответ оформите в виде схемы (их может быть несколько по одной ситуации). По возможности приведите реальные примеры конфликтных ситуаций, проходящих по предложенным вами схемам.

Ситуация 1. Развивающаяся страна, имеющая полиэтнический состав населения.

Ситуация 2. Развитая страна мира, в которой быстро растет число иностранцев.

Ситуация 3. Страна, образованная в результате распада более крупной державы. Имеет многонациональный состав населения, характерно двуязычье.

Группа 5

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Изучите предложенную информацию.

Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации.

Результаты оформите в удобной форме.

Сведения о субъектах

Иркутская область

Численность населения 2 миллиона 582 тыс. человек, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Другие национальности – 8,4 %

Из числа всех бурятов на территории Усть-Ордынского бурятского округа проживает 66,6 %, остальные размещены по всей территории области.

Уровень безработицы в Иркутской области составляет 15,1 % (2002). Среднедушевой доход на одного человека составляет 1682 рубля (2002). Бедные составляют 29,9 %.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Численность населения 135 тысяч человек.

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Другие национальности – 6,0 %.

Уровень безработицы составляет в автономном округе – 14,9 %. Среднедушевой доход на одного человека составляет 473 рубля (2002). Бедные составляют 89,4 %.

Группа 2.

Существует мнение, что Калининградская область может стать территорией этнического конфликта.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает возможным конфликт в Калининградской области. Предположите, какой фактор может стать конфликтообразующим. Предложите меры по недопущению обострения ситуации.

Группа 3.

Существуют полярные точки зрения на возможность возникновения этнического конфликта в Калининградской области: одни высказываются «за», другие – «против».

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.



Что еще почитать