Опыт великой войны. Старт в науке Советские танки второй мировой

Танк создан на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и принят на вооружение в 1928 г. Танк выпускался в трех модификациях: образца 1927 г, образца 1929 г и образца 1930 г. Основное отличие последней модификации заключалось в увеличении мощности двигателя и замене пулемета Федорова на Дегтярова. Всего было выпущено 959 маши. К началу войны РККА имело 160 танков и 450 бронекорпусов, превращенных в ДОТы. ТТХ танка – длина – 4,4 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 5,3 т; бронирование – 8-16 мм; тип двигателя — рядный 4 цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность – 35-40 л.с; удельная мощность – 6,6 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 16 км/ч; запас хода – 100 км; основное вооружение — 37-мм пушка Гочкиса; боезапас – 104 выстрела; дополнительное вооружение – два 6,5-мм пулемета Федорова (боезапас – 1 800 патронов) или 7,62-мм пулемет ДТ-29 (боезапас – 2 016 патронов); экипаж – 2 человека.

Танк создан на основе английского танка «Виккерс Mk-E» и принят на вооружение в 1931 г. и выпускался в 8 модификациях: Т-26 образца 1931 г. (двухбашенная версия с пулемётным вооружением); Т-26 образца 1932 г. (двухбашенная версия с пушечно-пулемётным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемёт в другой); Т-26 образца 1933 г. (однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой); Т-26 образца 1938 г. (однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом); Т-26 образца 1939 г. (Т-26 образца 1938 г. с усиленным бронированием); Т-26РТ (двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1); Т-26ТУ (командирская версия с радиостанцией); Т-26A (с короткоствольной 76-мм танковой пушкой).

Всего было выпущено 11 218 машин. На базе танка выпускались огнеметные танки ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133 и ОТ-134, САУ СУ-5, а также телетанк ТТ-26, бронетранспортеры и тягачи. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2–2,3 м; клиренс – 380 мм; масса – 8-10 т; бронирование – 6-15 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность двигателя – 80-95 л.с; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 130-220км; основное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ или 37-мм пушка «Гочкис-ПС» или Б-3 или 45-мм пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ-29; боезапас – 6 489 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2: с пулеметным вооружением

Быстроходный танк БТ-2 представлял собой однобашенный танк классической компоновки с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием. Он был разработан на основе американского лицензионного танка M-1940 Кристи. Выпускался серийно в 1932-1933 гг. в следующих модификациях: БТ-2 пушечно-пулемётный (37-мм пушка Б-3 и пулемёт ДТ); БТ-2 пушечный (37-мм пушка Б-30; БТ-2 пулемётный (пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ или ДА); БТ-2 пулемётный без шаровой установки (2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). С пулеметным вооружением было выпущено 350 танков. Всего было выпущено 640 машин, из которых на 01.06.1941 г. на вооружении РККА имелось 580. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки на 15-20 метров. Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. ТТХ танка: длина – 5,5 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — карбюраторный авиационный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400); мощность – 400 л. с; удельная мощность – 36,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – на гусеницах – 51 км/ч, на колесах – 72 км/ч; запас хода – 160 (200); основное вооружение — 37-мм пушка Б-3 (5-К), позже 45-мм пушка; боезапас – 92 выстрела; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ (боезапас – 2 709 патронов); экипаж – 3 человека.

Танк является улучшенным вариантом БТ-2 и производился в 1933-1934 гг. Всего было выпущено 1 884 машины, из которых к началу войны осталось на вооружении РККА – 500 единиц. На части танков устанавливалась радиостанция с поручневой антенной. ТТХ танка: длина – 5,6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 34,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 150 км (200); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г.; боезапас – 115 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; средства связи – на командирских танках радиостанция 71-ТК-1; экипаж 3 человека.

Танк отличался от предшественников сварным корпусом, новым двигателем и большим запасом топлива. Он производился в 1935-1940 гг. в четырех модификациях: образец 1935 г. (базовый вариант); образец 1937 г. (с конической башней, выпущено 4 727 ед.); образец 1939 г. (БТ-7М) (с дизельным двигателем В-2, выпущено 705 ед.); БТ-7А (с 76-мм пушкой, выпущено 154 ед.). Всего было выпущено 5 328 машин. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,4 м; клиренс – 400 мм; масса – 13,9 т; бронирование – 6-22 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 28,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 375 км (460); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1934 г.; боезапас – 84 выстрела; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

БТ-7А — одна из модификаций быстроходного танка БТ-7, отличающейся от прототипа башней увеличенного размера с 76-мм пушкой. Это достигалось путем приспособления башни Т-26-4. Всего было выпущено 154 танка. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 мм; высота – 2,4 м; клиренс – 390 мм; запас хода – с дополнительными баками – 350 — 500 км; основное вооружение — 76-мм пушка КТ; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – три пулемета ДТ; боезапас – 3 339 патронов; экипаж 3 человека.

Танк был создан на базе Т-26 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ танка: длина – 5,2 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 13,8 т; бронирование – 12-45 мм; тип двигателя – четырёхтактным рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-4; мощность – 300 л.с; удельная мощность – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км; запас хода – 344 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 150 выстрелов; дополнительное вооружении – два 7,62-мм пулемета ДТ; боезапас – 4 032 патрона; средства связи — радиостанция КРСТБ, внутреннее переговорное устройство ТПУ-3 на 3 абонента и светосигнальное устройство для внутренней односторонней связи от командира к механику-водителю; экипаж – 4 человека.

Танк был создан на основе плавающего танка Т-40 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 5 920 машин. Часть машин была оборудована дополнительными броневыми экранами толщиной до 10 мм. На базе танка была построена САУ реактивных снарядов БМ-8-24, а также САУ ОСУ-76. ТТХ танка: длина – 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота – 1,8 м; клиренс – 300 мм; масса – 5,8 — 6,4 т; бронирование – 10 — 25 мм; тип двигателя — рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный ГАЗ-202; мощность двигателя – 70 л.с; удельная мощность – 10,7-12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 20-мм пушка ТНШ; боезапас – 750 выстрелов; бронепробиваемость – 15 мм на дистанции 500 м при угле 90°; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-З на командирских танках; экипаж – 2 человека.

Танк был разработан на базе Т-60 и принят на вооружение в 1942 г. Известна модификация танка с усиленной ходовой частью под обозначением – Т-70М. Всего было выпущено 8 231 машину. На базе танка была построена САУ СУ-76 и ряд ЗСУ. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2 м; клиренс – 300 мм; масса – 9,2 — 9,8 т; бронирование – 10 — 50 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203; мощность двигателя — 140 л.с; удельная мощность – 15,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 90 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ или 9-Р (только на командирских танках), переговорное устройство ТПУ-2; экипаж – 2 человека.

Танк был создан на базе Т-70 и принят на вооружение в 1942 г. Всего было выпущено 85 машин. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; масса – 11,6 т; клиренс – 300 мм; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203Ф; мощность двигателя – 170 л.с; удельная мощность – 14,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 320 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 100 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас — 1008 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

Танки Второй Мировой войны

В ходе боевых действий Второй Мировой войны танки имели большое значение. Зачастую они вносили решающий вклад в итоги многих боев, порою проходили целые танковые сражения, например, Курская битва. Воющие стороны прекрасно понимали насколько важно иметь в армии большое количество танков и, что еще важнее, всячески модифицировать этот вид боевой техники с целью получения преимущества над врагом. Неудивительно, что заводы СССР и Германии день и ночь в спешном порядке производили новые и новые танки, ученые постоянно работали над их совершенствованием и конструировали новые модели и модификации.

Немецкие танки Второй Мировой войны

В гитлеровской Германии танки имели название Panzerkampfwagen, что в переводе означает «бронированная боевая машина». Следом в названии шел номер модели, обозначавшийся римской цифрой. Затем следовало слово Ausfuhrung, то есть серийный номер имевший вид буквы немецкого алфавита. Однако название типа «Panzerkampfwagen I Ausfuhrung А», что в переводе означает «Танк модели I серийный номер А», было слишком громоздким, поэтому использовались сокращения. Например, PzKpfw I Ausf A или Pz I A.

Немецкие легкие танки

Как сторона, потерпевшая поражение в Первой Мировой войне, Германия, по условиям Версальского мира, не имелаправа использовать танки в своих вооруженных силах. Однако Гитлер, сначала тайно, а затем и открыто, нарушал этот запрет, и постепенно бронированные гусеничные боевые машины Вермахта стали грозной боевой силой. Немецкие легкие танки были основными в начале Второй Мировой войны, поскольку сравнительно короткие расстояния и хорошие дороги стран Европы делали скорость и маневренность наиболее важными качествами этих боевых машин. Германское командование делало ставку на «молниеносную войну» и до 1941 года такой подход приносил отличные плоды.

Основными моделями немецких легких танков были PzKpfw I и PzKpfw II. PzKpfw I Ausf A изначально был учебным танком, разработанным фирмой «Крупп», и имел два пулемета и броню 13 мм. В связи со слабыми характеристиками выпуск этой модели прекратили в 1938 году, однако всю первую половину Второй Мировой войны эти легкие немецкие танки встречались в германской армии на самых разных фронтах. Модель PzKpfw II была разработана компаниями «МАН» И «Даймлер-Бенц» в 1934 году и выпускалась в модификациях с Ausfuhrung А до Ausfuhrung F . В отличие от PzKpfw I, второй немецкий легкий танк имел на вооружении не только пулемет (на сей раз только один), но и 20-миллиметровую автоматическую пушку, причем для большей точности попаданий использовался телескопический прицел. Также был повышен уровень брони (разный в различных сериях). Серийное производство PzKpfw II на немецких военных заводах началось в 1935 году и было прекращено в 1943 году.

В целом же немецкие легкие танки Второй Мировой войны представляли хоть какую-то силу лишь в самом начале. А затем их постепенно вытеснили новые, более мощные виды бронетехники.

Средние танки фашистской Германии

Средние танки превосходили легкие по большинству показателей, они были тяжелее и мощнее. Первая модель этого типа бронетехники назвалась Panzerkampfwagen I II (также часто употребляется название «Panzer III»). Она была разработана фирмой «Даймлер-Бенц» и поступила на вооружение фашистской армии в 1937 году. С 1940 по 1942 года Panzer III были основой германских танковых дивизий. В модификациях А-Е этот немецкий средний танк имел 37-миллиметровую пушку, в модификациях F-Н – 50-миллиметровую пушку, а в модификациях М-О – 75-миллиметровую гаубицу. Всего же за годы Второй Мировой войны в армию Вермахта поступило более 5 с половиной тысяч танков Panzer III. Однако самым массовым немецким танком был Panzerkampfwagen I V (сокращённое название: PzKpfw I V ) общее количество выпуска которых было, по разным оценкам, от 8 с половиной до 9 с половиной тысяч единиц. Его броня, в зависимости от модификации и защищаемой части машины колебалась от 15 до 80 мм, а вес составлял от 17 до 25 тонн. Этот немецкий средний танк поначалу оснащался 2-мя пулеметами и 75-миллиметровой короткоствольной пушкой, в связи с чем снаряд имел невысокую скорость и, как следствие, слабую огневую способность. Поэтому PzKpfw IV проигрывал вражеским танкам (например, советскому Т-34) и больше использовался для огневой поддержки пехоты. Однако позднее немцы стали оснащать эту модель пушками с длиной ствола 43 и 46 калибра, что существенно повысило пробивную способность снарядов. Немецкие средние танки Panzerkampfwagen V «Пантера» (впрочем, советская классификация считала их уже тяжелыми) считаются одними из самых лучших во Второй Мировой войне. Он был детищем компании « MAN » и отличался рядом существенных улучшений. К их числу можно отнести более совершенную по сравнению с другими немецкими средними танками форму корпуса (которая, правду сказать, во многом была заимствована у советского Т-34), 75-миллиметровую пушку 70 калибра, что обеспечило высокую скорость и пробивную способность снаряда, гидравлическое управление тормозами. Выпуск «Пантер» начался в начале 1943года, а впервые они «проявили себя» в битве на Курской дуге. Одно время немецкое командование рассматривало вариант полной замены производства PzKpfw IV на изготовление «Пантер», однако идея не получила воплощение в связи с дороговизной «Пантер». Т-34 проигрывали «Пантерам» в одиночном бою, однако светские войска с успехом подрывали их с помощью полевой артиллерии и противотанковых мин.

Немецкие тяжелые танки

Основным немецким тяжелым танком во Второй Мировой войне являлся Panzerkampfwagen VI «Тигр». Он был разработан в 1942 году компанией «Хеншель» и первая серьезная проверка его боевых качеств состоялась (как и у «Пантеры») в Курской битве. Однако перед этим новый тяжелый танк был испытан фашистами под Ленинградом и в результате боев советским войскам удалось захватить один неповрежденный экземпляр, что позволило тщательно его исследовать и определить уязвимые места. На «Тигр» устанавливалась 88-миллиметровая полуавтоматическая пушка длиной 56 калибров, обладавшая очень высокой пробивной мощностью. Уровень скорострельности следует оценить как очень высокий: 6-8 выстрелов в минуту. Башня могла повернуться на 360 градусов за 1 минуту. Толщина брони доходила до 100 мм в лобовой части. Обладавший очень высокими боевыми качествами этот немецкий тяжелый танк имел, тем не менее, и недостатки. «Тигр» получился очень тяжелым, давление гусениц на грунт было очень большим, что влекло за собою низкую проходимость машины и скверную маневренность. Кроме того, «Тигр» был одним из самых дорогих танков во Второй Мировой войне. Всего было произведено 1354 (по другим данным – 1350) «Тигров».Panzerkampfwagen VI Ausfuhrung B или «Тигр II» (он же – «Королевский тигр») стал последним серийным немецким танком времен Второй Мировой войны. Он был разработан фирмами «Порше» и «Хеншель» и его главной особенностью стало использование 88-миллиметровой пушки 71 калибра, что обеспечило еще большую мощность огня даже по сравнению с простым «Тигром». Кроме того, уровень защиты танка основывался, во многом, на расположении броневых листов под правильными углами и изготовлении брони из особо прочных легирующих сплавов (однако к концу 1944 года Германия потеряла контроль над многими месторождениями цветных металлов, нормы перестали соблюдаться и защищенность «Королевских тигров» резко понизилась). Этот вид немецких тяжелых танков производился вплоть до марта 1945 года. Всего промышленность Германии выпустила их в количестве 479 экземпляров.

Советское правительство со времен Гражданской войны прекрасно отдавало себе отчет, что страна находится во враждебном окружении и что военный конфликт с одним или несколькими капиталистическими государствами в любой момент может стать реальностью. Поэтому в СССР танкостроению уделялось повышенное внимание. Так в 1930 году было выпущено 170 танков, в следующем – уже 740, в 1932 – 3 тысячи. При этом очень серьезный подход был не только к объемам изготовления, но и к совершенствованию техники. Конструкторские бюро без устали работали над модернизацией и разработкой новых моделей советских танков как до, так и во время Второй Мировой войны.

Среди советских легких танков следует отметить семейство БТ (быстроходные танки), первая модель которого БТ-2 была разработана на основе американской колесно-гусеничной машины Кристи. БТ-2 имел 13-миллиметровую броню, отличался высокой скоростью (причем мог передвигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу) и был вооружен либо 37-миллиметровую пушкой с пулеметом, либо двумя пулеметами. БТ-2, как и все танки БТ выпускался Харьковским паровозостроительным заводом. Он использовался в боях во время советско-финской войны и на начальном этапе Великой Отечественной войны. БТ-5, модернизированная версия БТ-2, имел 45-миллиметровую пушку и измененную форму башни. К 1941-му году на вооружении Красной Армии состояло 1261 боеспособная машина БТ-5, большинство из которых было потеряно в первые месяцы войны с фашистской Германией. Также до 1940 года в СССР производился более совершенный легкий танк БТ-7 в нескольких вариантах:БТ-7, БТ-7РТ с радиостанцией, БТ-7А с 76,2-миллиметровой пушкой и 3-мя пулеметами, БТ-7М имевший дизельный двигатель. Их было выпущено более 5700 штук.

Помимо семейства БТ на вооружении советской армии в годы Второй Мировой войны состояли плавающие легкие танки, такие как: Т-40 (выпускался в 1940 и 1941 гг., имел два спаренных пулемета, слабую броню, радиостанцию и четырехлопастный винт для передвижения под водой, использовался, в основном, в разведывательных целях), Т-50 (разработан в 1940 году, произведено малое количество), Т-60 (модернизированная версия Т-40 с более серьезной броней, 20-миллиметровой пушкой, но с утратой плавучести, участвовавшая в боях вплоть до 1944 года), его более мощный вариант Т-70, а также разработанный в 1943 г. Т-80 (из-за сложностей в производстве его было выпущено лишь 81м экземпляр).

Настоящей гордостью Красной Армии являлись советские танки, прекрасно проявившие себя в многочисленных боях и сражениях на фронтах Второй Мировой войны. Наиболее ранним из них был Т-28, разработанный конструкторским бюро ВОАО под руководством Семена Александровича Гинзбурга. Т-28 имел три башни, главная из которых оснащалась 76,2-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами и могла поворачиваться на 360 градусов. Под нею находились две небольшие башни, оснащенные пулеметами. На вооружение РККА Т-28 поступил в 1933 году и был на то время самым лучшим танком в мире. В боях с финнами 20-я тяжелая танковая бригада, составленная из танков Т-28, использовалась для поддержки пехоты и внесла огромный вклад в прорыв «Линии Маннергейма». К июню 1941 года в советской армии насчитывалось около 480 Т-28, подавляющее большинство которых было потеряно в первые же месяцы боев с немецкими оккупантами. Причинами тому являлись недостаток боеприпасов и горючего, изношенность и тактические просчеты советского командования в сражениях.

Вплоть до самого 9 мая 1945, до самой Победы настоящей грозой фашистов являлись Т-34 – основные советские танки Второй Мировой войны. Его разработкой занималось специально созданное при заводе № 183 конструкторское бюро-24 под руководством Михаила Ильича Кошкина. В серийное производство Т-34 поступил 30 марта 1940 года. Впоследствии модель постоянно дорабатывалась, причем не столько в сторону увеличения боевой мощи, сколько в сторону уменьшения трудозатрат на его выпуск и понижения стоимости. К концу Великой Отечественной эти показатели снизились более чем в 2 раза. Танк получился весьма подвижным, надежным в эксплуатации, оснащался 76,2-миллиметровой пушкой (сначала длина ствола составляла 30,5 калибра, а с февраля 1941 года – 41 калибр) с 3-мя пулеметами, а толщина брони доходила до 45 мм. Причем основным достоинством этой модели была именно комбинация, совокупность этих положительных качеств, что давало Т-34 значительное преимущество в боевых условиях. Также невероятно важным были дешевизна и простота производства, дававшая возможность производства Т-34 почти на любом машиностроительном заводе, что обеспечило этому танку потрясающую массовость. Удивительно, но после нападения для фашистов явилось полной неожиданностью наличие в Красной Армии этой совершенной боевой машины. Но к сожалению, воспользоваться своим преимуществом в полной мере советские войска не смогли: незнание тактики применения танковых сил, их слабое взаимодействие между собою, неподготовленность экипажей (в экипаж Т-34 входили 4 человека), а также банальная нехватка боеприпасов и топлива – все это приводило к многочисленным поражениям впервый период Великой Отечественной войны. Разумеется, позднее, по мере накопления боевого опыта, преимущества Т-34 стали использоваться войсками Красной Армии гораздо более эффективно. Но через время руководство СССР и военное командование советскими вооруженными силами было очень обеспокоено появлением у противника «Тигров» и «Пантер». Встал вопрос о создании более мощной и современной модели. Поэтому к концу 1943 года был разработан конструкторским бюро завода «Красное Сормово» и начал производиться модернизированный Т-34-85, оснащенный 85-миллиметровой пушкой, более мощным дизельным двигателеми командирской башенкой со смотровыми приборами на крыше основной башни. Состав экипажа возрос до 5-ти человек.

Тяжелые танки СССР

Опыт боев в Финляндии показал, что обладающие прочной броней тяжелые танки СССР необходимы. И уже к февралю месяцу 1940 года на Ленинградском Кировском заводе началось серийное производство моделей КВ-1 и КВ-2. Эти боевые машины имели высочайший для того времени класс защиты (толщина брони доходила до 105 мм). КВ-1 вооружался 76,2-миллиметровой пушкой и четырьмя пулеметами, а КВ-2 отличался от него увеличенной башней и 152-миллиметровой гаубицей (она вела огонь только с места) с тремя пулеметами. Численность экипажа составляла 5 и 6 человек соответственно. Наличие в войсках СССР столь сильно защищенных бронемашин стало для гитлеровцев неприятной неожиданностью. Известны случаи, когда КВ-1 и КВ-2 продолжали участвовать в сражении даже после нескольких десятков попаданий противника. Вместе с тем они имели ряд серьезных недостатков: очень сильно разбивали дороги, не могли пройти по большинству мостов, но самое главное – слишком часто ломались. Для исправления этих недостатков и противодействия царившим на полях сражений немецким «Тиграм» в 1943 году на Челябинском Кировском заводе началась разработка ИС-1, ставшего родоначальником серии ИС тяжелых танков СССР. Он имел более совершенную броню, толщина которой в лобовой части башни составляла 120 мм, новый двигатель, а также специальный люк для наблюдения. Он производился совсем недолго и был заменен на разработанный на его базе ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой. Существует легенда, что во время боевых испытаний прототипа этой бронемашины разорвался Т-образный дульный тормоз и едва не погиб прославленный советский маршал Климент Ворошилов. ИС-2 начал участвовать в сражениях Великой Отечественной в начале 1944 года. Результаты привели в восторг советское командование, которое потребовало от промышленности ускоренного выпуска этих танков. Разумеется этот «монстр» произвел на фашистов прямо противоположное впечатление – вышел даже специальный приказ, запрещавший «Тиграм» вступать с ИС-2 в бой один на один, поскольку исход этой «дуэли» практически не вызывал сомнений. Однако быстрый запуск в массовое производство боевой машины, не прошедшей должного количества тестовых испытаний породил ряд проблем, связанных с ее низкой надежностью и поначалу частые поломки были обыденным явлением. Однако ведущие конструкторы СССР активно работали над исправлением недостатков и к лету 1944 года качество этих тяжелых танков значительно улучшилось.

Американские танки

Удаленность Соединенных Штатов Америки от основных событий Второй Мировой войны накладывала определенный отпечаток как на производство американской бронетехники, так и на ее использование. Например, американские экипажи, отлично натренированные (поскольку у них было для этого время), тем не менее, совершали в сражениях множество нелепых ошибок, связанных с отсутствием реального боевого опыта. Тем не менее, американцы делали все возможное, чтобы максимально развить и эту отрасль вооружений. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз президент Рузвельт дал указание удвоить выпуск танков, для чего были привлечены мощности новых предприятий. В самом начале войны ими, в основном использовались танки М3 «Стюарт» (легкий) и М3 «Грант» (средний). Однако они сильно уступали фашистским аналогам, поэтому в 1941 году Рок-Айлендский арсенал подготовил пять эскизов, на основе одного из которых началось производство среднего танка М4 «Шерман», ставшего основным в вооруженных силах США и Англии. Впервые эта модель была опробована в реальной битве в конце 1942 года в Африке (в Тунисе). В течение войны было сконструировано несколько модификаций «Шермана». Например, на нем использовались 75-ти и 76,2-миллиметровые пушки, а также гаубица калибром 105 мм. «Шерман» имел экипаж из 5 человек, был надежен и неприхотлив, хотя и не отличался высоким уровнем брони и чрезмерной огневой мощью. Американские конструкторы пытались создать и тяжелые танки, но не преуспели: их образцы заметно уступали советским ИС и немецким «Тиграм».

Французская бронетехника Второй Мировой войны

В 1918 году, когда закончилась Первая Мировая война, французская армия имела больше всех танков в мире. Поэтому французы не считали правильным увеличивать их численность и проводить модернизацию. Лишь в начале тридцатых годов они осознали, что нужно что-то менять. И благодаря программе развития отрасли, разработанной по приказу начальника генштаба генерала Вейгана, французская армия к 1940 году имела приличный парк хорошей бронетехники. Разумеется, у французских танков (легкие: «Рено» R -35 и «Гочкис» H -35, средние: «Рено» Д-2 и «Сомуа» S -35, а также тяжелый B 1) имелись свои недостатки: плохая скорость и маневренность, маленькие башни и экипажи 1-2 человека, слабое вооружение – однако они были достаточно конкурентны. После капитуляции Франции немцам досталось некоторое количество целых бронемашин и после некоторой переделки гитлеровцы использовали французские танки во Второй Мировой войне в составе своей армии.

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задачи исследования. 3

Введение 4

Глава I. Танки СССР, имевшие наибольшее значение в Великой Отечественной войне 5

Глава II. Танки Германии, имевшие НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Во второй мировой войне 6

Глава III. Сравнение основных моделей средних танков СССР и Германии 7

Глава IV. Курская битва как критерий оценки эффективности применения танков 8

Литература 10

ПРИЛОЖЕНИЯ 11

Цель исследования : Сравнение количественных и тактико-технических характеристик советских и немецких танков во время Великой Отечественной войны.

Задачи исследования.

1.Подобрать и проанализировать литературные данные по изучаемой проблеме

2. Определить основные тактико-технические характеристики Советских танков Второй Мировой войны

3. Определить основные тактико-технические характеристики немецких танков Второй Мировой войны

4. Выявить преимущества и недостатки танков обеих воевавших сторон

Введение

В войнах Новейшей истории - ХХ века, техника играла большую роль.

Применение технических средств ведения войны позволяет оказывать не только физическое, но психологическое воздействие на противника, лишая его боевого духа. В ХХ веке новым вооружением, быстро завоевавшим популярность, стали танки. Они появились в 1915 году и широко используются и сейчас.

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы тактико-технических характеристик (ТТХ), говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. Танки не предназначены для дуэлей с себе подобными в идеально одинаковых условиях! Они предназначены для боя, боя во взаимодействии с другими родами войск. Вокруг вопроса о лучшем танке Второй Мировой войны существует множество мифов. Проведем анализ данных литературы, посвященной танкам второй мировой войны и попытаемся сделать собственный вывод о преимуществах и недостатках танков противоборстовавших сторон.

Классификация танков

Лёгкий танк — танк, попадающий по одному из классификационных признаков (массе или вооружению) в соответствующую категорию боевых машин. При классификации по массе лёгким танком считается боевая машина не тяжелее условного граничного значения между категориями лёгких и средних танков. При классификации по вооружению в категорию лёгких машин попадают все танки, вооружённые автоматическими пушками (или пулемётами) калибром до 20 мм включительно (или неавтоматической до 50 мм), независимо от массы или бронирования.

Разные подходы к классификации танков приводили к тому, что в разных странах одни и те же машины считались принадлежащим к разным классам. Основным назначением лёгких танков считались разведка, обеспечение связи, непосредственная поддержка пехоты на поле боя, противопартизанская борьба.

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV и другие.

К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, Pz Kpfw V «Пантера», Pz Kpfw VI «Тигр», Pz Kpfw VI Ausf B «Королевский тигр» и другие.

Глава I. Танки СССР, имевшие наибольшее значение в Великой Отечественной войне

T-28 — трёхбашенный советский средний танк 1930-х годов.

Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Использовался в «Освободительном походе» на Западную Украину, Зимней войне и на начальном этапе Великой Отечественной войны. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с.

19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства было решено изготовить два образца Т-34, вооруженного 76-миллиметровой пушкой и защищенного броней толщиной в 45 миллиметров.

До начала войны на ХПЗ и Сталинградском тракторном заводе успели построить более тысячи танков. Забегая вперед, отметим, что Т-34 действительно был идеальным танком по сбалансированности характеристик, которые определяют качество боевой машины. В течение всей войны средние танки прошли бесчисленное количество модернизаций Это был непрерывный процесс — гонка танковых вооружений. Нововведения сразу же обкатывались, проверялись в боевых условиях, многие изменения производились в полевых условиях. И в этом процессе советские конструкторы шли на шаг впереди своих конкурентов (в первую очередь — немецких).

Глава II. Танки Германии, имевшие НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Во второй мировой войне

Германия вступила во вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV (приложение 2). Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции "молниеносной войны", поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами.

«Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрый и непрерывный успех. Об этой новой для нас обстановке я написал в своем докладе командованию группы армий, в котором я подробно обрисовал преимущество танка Т-34 по сравнению с нашим танком Т-IV, указав на необходимость изменения конструкции наших танков в будущем» .

Panzerkampfwagen (PzKpfw) III- немецкий средний танк, выпускался с 1938 по 1943 год. В советских документах именовался как Тип-3 или Т-3. Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях.

Много захваченных Т-3 с большим успехом использовались и в наших войсках, существовали даже целые батальоны состоящие целиком из танков этого типа. Большое количество этих машин немцы поставляли для своих союзников. К моменту вторжения в СССР данный танк был основным оружием Вермахта и легко расправлялся с устаревшими советскими Т-26, составлявшими тогда основу танковых войск. Танк много раз подвергался модернизации, но после «Курской битвы» все резервы по дальнейшей модернизации данного образца были исчерпаны и производство его было остановлено.

«Panzerkampfwagen IV» («PzKpfw IV», также «Pz. IV»; читается как «Панцеркампфваген IV»; в СССР был известен также как «T‑IV») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны . Самый массовый танк Панцерваффе (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Глава III. Сравнение основных моделей средних танков СССР и Германии

Сравним средние танки начала Второй мировой войны: Т-28 сPanzerkampfwagen (Pzkpfw) III.

1.Скорость. Максимумом для т-28 было 45 км/ч, а для с Pzkpfw III - 40 км/ч (так как Т-28 был в начале войны, то и Pzkpfw III берем ранних модификаций). По скорости преимущество - у Т-28 .

2. Вооружение. Т-28 использовал четыре 7,62 пулемета дт-29 и 76мм пушку КТ-28 или Л-10. У Pzkpfw III три пулемета MG-34 и одна 37мм пушка . Таким образом, Т-28 имел более серьезное вооружение.

3. Бронирование. У Pzkpfw III вся броня была всего 14.5 мм, тогда как Т-28 имел броню в два раза мощнее в лобовой части, и 20мм по бокам , следовательно, и по этому критерию Т-28 имеет преимущества.

4. Преодоление препятствия (таб.1).

Таблица 1

На основании проведенного анализа становится очевидным преимущество среднего танка Т-28 над аналогичным средним танком п-ва Германии в начале Второй Мировой войны.

Сравним средние танки, участвовавшие в Курской битве Т-34-76 и Panzerkampfwagen IV Ausf. J/H .

1. Скорость. Т-34 разгонялся до 54 км/ч, в то время как Panzerkampfwagen IV Ausf. J/H только до 40. Т-34 имеет явное преимущество.

2. Вооружение. Panzerkampfwagen IV вооружался орудием калибра 75мм KwK 40 и 2 7,92мм пулемёта MG-42. Т-34 получил 76,2 мм пушку Л-11 и 2 7,62мм пулемета ДТ . Таким образом, танки имеют одинаковое вооружение.

3. Бронирование. Для Panzerkampfwagen IV: Лоб корпуса, мм 80; Борт корпуса, мм 30; Корма корпуса, мм 20; Лоб башни, мм 50; Борт башни, мм 30; Корма башни, мм 30; Крыша башни, мм 18. Для T-34: Лоб корпуса (верх), мм. 45; Лоб корпуса (низ), мм 45; Борт корпуса (верх), мм 45 ;

Борт корпуса (низ), мм 45; Корма корпуса (верх), мм/град. 40; Корма корпуса (низ), мм/град. 42; Днище, мм 13—16;Крыша корпуса, мм 16—20.

Помимо незначительного преимущества в толщине брони, Т-34 имеет рациональные углы наклона, что обеспечивает ему явное превосходство над Pz-4

4. Преодоление препятствия (таб.2).

Таблица 2

Сравнение танков по возможностям преодоления препятствий

Таким образом, Т-34 имеет ряд преимуществ перед Panzerkampfwagen IV, главными из которых являются высокая надежность и рациональные углы наклона брони.

Вывод:

Т-34 стал идеальным танком для войны: он обладал, по моему мнению,двумя самыми важными качествами - простотой в эксплуатации и относительной дешевизной в изготовлении.

Глава IV. Курская битва как критерий оценки эффективности применения танков

Курская битва, 5 июля - 23 августа 1943. В оборонительных сражениях в июле советские войска Центрального и Воронежского фронтов (генералы армии К.К.Рокоссовский и Н.Ф.Ватутин) отразили крупное наступление немецких войск групп армий «Центр» и «Юг» (генерал-фельдмаршал Х.Г.Клюге и Э.Манштейн), предотвратили попытку противника окружить и уничтожить советские войска на Курской дуге, а в дальнейшем наши войска разгромили 30 дивизий противника и освободили Орел (5 августа), Белгород (5 августа) и Харьков (23 августа) .

Курская битва - самое массовое танковое сражение за всю историю человечества. С обеих сторон в нём приняло участие более 13 тысяч танков и самоходных орудий, советские историки, в том числе и академик А. М. Самсонов, говорят о более чем 500 тыс. убитых, раненых и пленных, 1500 танков и свыше 3700 самолётов . В Курской битве с советской стороны участвовали в основном средние и легкие танки, а положительные качества Т-34 проявились максимально. Что же послужило основой успеха советских войск? В планировании использования танков были характерные особенности. Отдельные танковые и механизированные корпуса использовали в качестве подвижных групп армий, а танковые армии - подвижной группы Воронежского фронта, что было новым в военном искусстве . Успех контрнаступления был обеспечен выбором времени перехода советских войск в наступление и организацией стратегического взаимодействия между группами фронтов, наступавшими на западном и юго-западном, а также на других направлениях . Это исключало возможность осуществить перегруппировку немецких войск на опасные для него направления. В более крупных масштабах использовались танковые и механизированные войска. Плотность танков по сравнению с контрнаступлением под Сталинградом повысилась и составляла 15 -- 20 танков и САУ на 1 км фронта . Танковые и механизированные корпуса стали основным средством развития успеха общевойсковых армий, а танковые армии однородного состава - эшелоном развития успеха фронта . Применение их для завершения прорыва заранее подготовленной позиционной обороны было вынужденной мерой, зачастую приводило к значительным потерям танков, к ослаблению танковых соединений и объединений, но в конкретных условиях себя оправдало. Возможно, конструктивное превосходство советской бронетанковой техники, героизм и мужество советских воинов в совокупности с новыми стратегическими подходами к ведению широкомасштабных боевых действий и было краеугольным камнем успеха Курской битвы и всей войны. Впервые под Курском широко применялись самоходно-артиллерийские полки. Они оказались эффективным средством поддержки наступления танков и пехоты .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа литературы, были определены основные тактико-технические характеристики танков Советской армии и Германии, участвовавшие во Второй мировой войне. На основании полученных данных был сделан вывод о техническом превосходстве советских средних танков над аналогичными немецкими моделями. Историческим подтверждением данного вывода служит результат крупнейшего танкового сражения - Курской битвы, которая завершилась победой Советских войск.

Литература

1. Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. Справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов. - М. : Политиздат, 1990. - 464 с.: ил., карт.

2. Гудериан Г. , Воспоминания солдата: пер. с нем. / Г. Гудериан. - Смоленск.: Русич, 1999.-653 с.

3. История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений/ Под общ. ред. И.Х.Баграмяна. - М.:Военное издательство минобороны СССР, 1970. - 308 с.

4. Мерников А.Г. Вооруженные силы СССР и Германии 1939-1945./А.Г.Мерников-Минск: Харвест, 2010.- 352 с.

5. СССР в Великой Отечественной войне, 1941-1945: Краткая хроника / И. Г. Викторов, А. П. Емельянов, Л. М. Еремеев и др. ; Под ред. С. М. Кляцкина, А. М. Синицина. - 2. изд. . - М.: Воениздат, 1970 . - 855 с.

6. Танк вчера, сегодня, завтра [электронный ресурс] /Энциклопедия танков.- 2010. Режим доступа http://de.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4239/Танк, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г)

7. Курская битва [электронный ресурс] / Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва#cite_ref-12, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г)

8. Танк Т-34 — от Москвы до Берлина [электронный ресурс]. Режим доступа http://ussr-kruto.ru/2014/03/14/tank-t-34-ot-moskvy-do-berlina/, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Характеристики танка Т-34

Характеристики

Образца 1940 г

1944 (Т34-85)

Снаряженная масса (кг)

Экипаж (чел.)

Длина вместе с пушкой (мм)

Ширина (мм)

Высота (мм)

Клиренс (мм)

Удельное давление на грунт (кг/см 2 )

Приложение 2

Характеристики немецких танков

Победа над Третьим рейхом - это, безусловно, заслуга слаженной и четкой работы всех подразделений. Но львиная доля этой борьбы пришлась все же на танковые войска - конкуренцию им в этом плане может составить лишь авиация. Универсальные, работающие в условиях лютого мороза и адского пекла, именно танки взяли на себя основную часть боевых задач и действий.

Начало спровоцировало острую необходимость в создании и разработке новых танков, способных противостоять натиску противника. Именно в этот период появились без преувеличения легендарные немецкие Пантера и Тигр, советский Т-34, английский , американский Шерман - классические, совершенные для своего времени машины, по образу и подобию которых будут конструироваться все последующие модели.

Массовое производство танков началось в 1940 году и неуклонно росло в период войны. С 1942 года государства-участники боевых действий начинают массово отказываться от производства легких танков, отдавая предпочтение средним - они маневреннее и быстрее своих тяжеловесных собратьев, и значительно прочнее, чем быстрые, но уязвимые легкие танки.

Т-34

Одной из самых известных моделей среднего танка является, несомненно, Т-34.

В самом начале войны немцы, надеясь на блицкриг, бросали в бой новые и свежие войска; советская армия под таким натиском вынуждена была отступать. В начале зимы бои проходили уже в 80 километрах от Москвы. В условиях выпавшего снега у легких танков типа Т-60 и Т-40 С резко упала маневренность, а у тяжелых танков страдала трансмиссия. Вопрос о выпуске танков среднего веса встал как никогда остро - тянуть было уже некуда.

Так основным танком Великой Отечественной войны с 1941 года стал Т-34. Высокая проходимость, скорость и артиллерия, равной которой в тот период не было ни у кого, сделали его самым массовым, самым универсальным танком. Противоснарядная броня, надежно защищающая экипаж, дизельный двигатель, возможность скоростной стрельбы - именно на этих пунктах было сосредоточено внимание инженеров. Последующие изменения в устройстве танка проводились уже после того, как показатели вышеупомянутых характеристик были доведены до необходимого предела.

Танк - это боевая машина, в равной степени сочетающая артиллерию, броню и маневренность. Потеря или ослабевание хотя бы одной из характеристик ведет к уязвимости танка и, как следствие, проигрышу в бою. Коммерческий и военный успех Т-34 был обусловлен именно тем, что советским инженерам удалось достичь необходимого баланса в скоростных и боевых характеристиках. До сих пор Т-34 является ярчайшим символом Великой Отечественной войны, а память о нем хранят монументы и музейные экспонаты.

Однако и у этой модели были недостатки. Танк был недостаточно маневренный, а экипажу требовалось пройти обучение, чтобы управлять не самой простой в эксплуатации машиной - этот факт, тем не менее, нисколько не умаляет заслуг советских инженеров и танкистов.

Неизбежная модернизация

Активный захват территорий немцами был существенно омрачен появлением таких советских танков как Т-34 и КВ. Наличие у противника таких мощных машин требовало пересмотра и переоборудования собственной техники.

Модернизировав средние танки PZ-III и PZ-IV, немцы поставили их в массовое производство, а затем занялись конструкцией более надежных и выносливых тяжелых танков.

Так появились Тигр и Пантера - самые мощные танки Второй мировой войны, поражающие вражеские цели с расстояния до трех тысяч метров.

Свой главный промах Кремль совершил, когда перед Курской битвой не настоял на модернизации Т-34. Немецкие технологии, примененные в танках Пантера, Тигр и , опережали советские на добрых 2-3 года, которые в условиях безумной гонки вооружений 1940-1945 годы стали роковыми.

В середине 1943 года инженеры, учтя все предыдущие ошибки, выпустили обновленную версию Т-34.

В сражении под Прохоровкой с участием модернизированных моделей немецкие войска потеряли четверть своих машин.

Тигр и Пантера

Оба эти тяжеловеса создавались с одной-единственной целью - дать отпор советскому Т-34. Пантера была примерно на 13 тонн меньше, чем , что обеспечивало большую маневренность и большую проходимость - особенно через реки, где мосты могли попросту не выдержать массивные танки. Меньший размер играл роль и в экономии топлива - без дополнительной заправки Пантера могла проехать 250 километров (против 190 км у Тигра).

Снаряды Пантеры характеризовались большим пробитием и точностью стрельбы, а новая наклонная броня создавала вероятность рикошета снаряда противника - Тигр и в этих характеристиках ей уступал. Среди захваченных союзниками немецких танков популярностью пользовались именно - массивные и чересчур сложные в управлении Тигры выступали чаще в роли трофея, нежели боевого оружия.

Несмотря на такие явные преимущества Пантеры, не стоит забывать, что и Тигр для своего времени был более чем достойным танком, созданным в лучших традициях немецкой инженерной мысли - прочный и мощный, но, увы, из-за этого же неповоротливый и массивный. Пантера в этом смысле стала чем-то вроде глотка свежего воздуха, переосмыслением устаревших технологий.

Экипаж

Стремительный успех немецких войск в самом начале войны был в значительной степени обусловлен не только слаженной работой танковых частей между собой и другими подразделениями, но и рассадкой экипажа. Экипаж из 5 человек имел гораздо больше шансов на успех, чем, например, перегруженные одновременным выполнением нескольких задач английские и французские экипажи численностью в 2-3 человека.

Американские танки

Американское производство танков можно назвать, пожалуй, самым безболезненным, ведь строились они исходя из чужого опыта. С 1942 года начинается производство крайне успешного для своего времени , ставшего основным танком не только для американской армии, но и для войск союзников. Однако, поскольку в производстве танков американцы руководствовались чужими решениями, промахи также имели место - длительное производство и использование легких танков, выпуск в 1944 году новой модели Чаффи, в то время как остальные страны отдавали предпочтение более надежным средним и тяжелым танкам, как нельзя лучше это подтверждает.

Заслуги танкистов и инженеров Второй мировой войны бесспорны. И строительство танков, и управление ими - целое искусство, оттачиваемое методом проб и ошибок. Без танков победа вряд ли была бы возможной, а тот невероятный качественный скачок, который был совершен в области инженерии за какие-то пять лет, действительно заслуживает уважения.



Что еще почитать