Повторное служебное расследование. А.С. Ковалев. Проведение служебного разбирательства в случае выявления совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в виде исполнения обязанностей по службе в состоянии алкогольного опьянения

Служебное расследование – это серьезная процедура, которая не применяется к мелким дисциплинарным проступкам. Если работник совершил что-либо серьезное возникает необходимость в выяснении всех обстоятельств произошедших событий. Наниматель должен понимать причины и мотивы действий провинившегося сотрудника, чтобы принять в отношении его единственно правильное решение.

В какой ситуации необходимо расследование

В Российском трудовом кодексе нет точного понятия термина «служебное расследование» , зато прописана четкая процедура применения дисциплинарного взыскания. Его нельзя наложить на работника безосновательно.

То есть сам факт провинности следует доказать. Для этого необходимо собрать объяснения с работников, оценить масштаб причиненного ущерба, понять был ли злой умысел в действиях сотрудника. Набор всех этих мероприятий носит название «служебное расследование» или «служебная проверка», если виновное лицо государственный служащий.

К серьезным дисциплинарным проступкам, требующим проверки со стороны работодателя, относятся следующие деяния:

  1. Неявка на работу.
  2. Причинение материального ущерба.
  3. Злоупотребление должностным положением.

За совершенный проступок на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения либо издан приказ о возмещении нанесенного ущерба. Чтобы эти действия со стороны работодателя были обоснованными необходимо проведение служебного расследования.

Общий порядок проведения

Работодатель имеет право наказать работника только после соблюдения определенной процедуры точно расписанной в статье 193 ТК РФ . Если будет нарушен хоть один пункт протокола, обвиненный сотрудник, сможет обжаловать взыскание в суде и привлечь администрацию предприятия к ответственности.

Все люди, задействованные в разбирательстве должны придерживаться определенных принципов:

  • необходимо объективно оценивать имеющиеся факты. нельзя чтобы личная неприязнь или привязанность повлияли на ход проверки;
  • пока не доказана вина сотрудника, он считается невиновным. а провинность может быть доказана, только после предъявления неопровержимых доказательств;
  • все действия назначенной комиссии должны проводиться в строгом соответствии с внутренними приказами, распоряжениями или инструкциями.

Руководитель предприятия обязан действовать строго в рамках закона, используя следующую пошаговую инструкцию:

  • издать приказ о начале служебного расследования. Приказ не может быть оформлен безосновательно. Для издания приказа о проведении служебного расследования первоначально должна быть получена информация о наличии проступка. Она добывается из следующих источников:
  • письменное заявление виновного сотрудника;
  • служебная записка от непосредственного руководителя;
  • жалобы со стороны клиентов либо субагентов организации;
  • докладных записок от сотрудников организации;
  • инвентаризационного акта, веявшего наличие недостачи;
  • акта составленного аудиторской фирмой.
  • назначение членов комиссии, на которых возлагается ответственность за ход проверки;
  • получение письменного объяснения с провинившегося работника. Нарушитель дает пояснения на основании полученного уведомление, которое может быть направлено ему по почте заказным письмом либо вручено лично в руки. В тексте документа обычно излагаются те вопросы, на которые должен ответить сотрудник, нарушивший дисциплину. На письменный ответ ему выделяется 2 дня. В случае отказа от дачи пояснений необходимо составить акт.

Все дальнейшие мероприятия зависят от того даст или не даст пояснения виновное лицо и как истолкуют их члены комиссии.

Если будет решено, что нарушение трудовой дисциплины произошло по уважительным причинам, то расследование на этом закончится, о чем будет свидетельствовать соответствующий акт.

При неявке на работу

Для того чтобы считать отсутствие работника на рабочем месте в течение 4 и более часов прогулом, должны быть определенные причины . Пока они не выяснены, считается, что трудящийся отсутствовал по невыясненным обстоятельствам. Если не существует уважительных фактов, а неявка повлекла серьезные последствия, нарушила процесс нормального функционирования предприятия, работник может получить выговор либо увольнение с работы. А для этого должны быть серозные основания, которые можно получить только в ходе расследования.

Вначале должен быть зафиксирован факт отсутствия сотрудника на рабочем месте. Служебную записку может написать как непосредственный руководитель, так и любой работник организации. После явки сотрудник может дать объяснение своему проступку. Уважительными признаются следующие причины:

  1. Болезнь работника или членов его семьи. Данное обстоятельство обязательно подтверждается соответствующим документом: справкой из медицинского учреждения или больничным листом.
  2. Опоздания, связанные с отсутствием транспорта. Например, заносы на дороге вызвали временную остановку автобусного передвижения.
  3. Присутствие непредвиденных обстоятельств, не зависящих от воли сотрудника. Например, по дороге на работу личный транспорт работника попал в аварию.

На основании статьи 81 ТК РФ , если сотрудник не присутствовал на рабочем месте в течение целого дня это можно считать прогулом. Чтобы зафиксировать этот факт необходимо составить соответствующий акт именно в день неявки.

Документ оформляется в свободной форме. Его цель – зафиксировать и подтвердить факт отсутствия работника. Можно составить несколько документов на протяжении всего рабочего дня. При оформлении акта важно фиксировать не только его дату, но и время составления. Подписывается документ членами коллектива в количестве не менее трех человек.

Если на следующий день сотрудник не явился, необходимо это зафиксировать следующим актом.

При причинении материального ущерба

Материальный ущерб предприятию может быть нанесен по причине халатности либо злому умыслу. Со стороны работника убыток предприятию причиняется следующим образом:

В данной ситуации в первую очередь необходимо определить сумму ущерба . В случае хищения это можно сделать путем составления инвентаризационного акта. Поломка или порча оборудования потребует дополнительной экспертизы. Та же необходимость возникает при нанесении ущерба через несоблюдение правил техники безопасности. Например, сотрудник ушел с работы и забыл выключить отопительный прибор, в результате начался пожар. Размер убытка сможет выявить только экспертная комиссия.

Очень важно понять мотивацию действий . Так как важно понимать является ли проступок обыкновенной безответственностью или носит злонамеренный характер.

При злоупотреблении полномочиями

Под злоупотреблением служебными полномочиями подразумевается использование собственной должности для получения дополнительной выгоды. При этом могут страдать интересы самого предприятия и его сотрудников . Ярким примером такого злоупотребление является заключение договора поставки по завышенным ценам с получением от контрагента определенной суммы «премиальных».

Такие нарушения не всегда просто выявить . Очень часто требуется помощь профессиональных ревизоров или аудиторов. Без помощи независимых экспертов будет трудно выяснить занижение цены на продаваемый товар или передачу в аренду помещения по уменьшенной стоимости.

Максимальные сроки

Законодательством отводится ровно один месяц на проведение расследования . Период определяется от даты издания приказа. Это установлено статьей 192 ТК Российской Федерации.

Время разбирательства может быть увеличено, если в период его проведения «обвиняемый» сотрудник находился в отпуске или отсутствовал по причине болезни.

Срок не может быть продлен более чем на 6 месяцев.

Если комиссия не сделала выводы до момента истечения срока, сотрудника нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности , даже если в последствии итоговое заключение будет не в его пользу.

Если комиссия обнаружила достаточное количество фактов, доказывающих виновность работника, наказание к нему можно применить в течение 6 месяцев со дня оформления заключительного акта.

Кто участвует в рассмотрении

Служебное расследование проводится комиссией, назначенной руководителем предприятия . В больших компаниях это поручается сотрудникам службы безопасности или внутреннего аудита. Если в штате предприятия отсутствуют такой персонал, изучение ситуации могут поручить любым ответственным членам коллектива.

Главное, чтобы эти сотрудники не были лично заинтересованы в итогах разбирательства и могли дать объективную оценку собранным фактам. Поэтому нельзя привлекать в комиссию близких друзей или родственников провинившегося сотрудника, а также тех, которые имеют к нему личную неприязнь.

Еще одно основное правило – члены комиссии ни как не должны быть связаны с дисциплинарным проступком . Состав группы определяется соответствующим приказом, с которым все члены знакомятся под роспись.

Не стоит комплектовать группу из сотрудников, которые категорически против участия в разбирательстве. Иначе анализ ситуации не будет произведен с полной тщательностью. К группе прикрепляется секретарь, который будет четко следить за правильным составлением всей необходимой документации.

Оформление результатов расследования

После получения и обработки все информации по происшествию происходит заседание комиссии. На нем члены должны четко ответить на следующие вопросы:

  1. Имело ли место нарушение трудовой дисциплины и в чем оно выражается.
  2. Что послужило причиной проступка.
  3. Какой характер имели действия виновного лица.
  4. Какие последствия имел проступок для организации в целом.
  5. Наличие обстоятельств, которые снимают или облегчают вину.
  6. Присутствие фактов, отягчающих проступок.

Выяснение этих моментов происходит путем обсуждения. Все тезисы и аргументы фиксируется в протоколе. После окончания дебатов комиссия приступает к составлению заключительного акта, который состоит из трех частей:

  1. Вводная часть. Она носит описательный характер. В ней описывается сам проступок, время его совершения. Обязательно вносится информация о членах комиссии и их должностях. Указывается основание начала служебного расследования и сроки его проведения.
  2. Во второй части излагаются действия, которые предпринимали члены комиссии для получения фактов подтверждающих или опровергающих вину сотрудника.
  3. Заключение. В конце комиссия должна сделать аргументированные выводы.

К акту в обязательном порядке прикладываются все собранные документы. Это могут быть:

  • служебные или докладные записки;
  • приказы;
  • заключение экспертной или ревизионной комиссии;
  • инвентаризационные акты;
  • и другие документы подтверждающие виновность работника.

Не только акт, но и все приложения к нему должны быть подписаны членами комиссии. Документ обязательно регистрируется в журнале, где ему присваивается порядковый номер и дата издания. Затем акт заверяется подписью директора организации и печатью.

Только на основании «обвинительного» акта работодатель может принять решении об увольнении работника совершившего серьезный дисциплинарный проступок. При других обстоятельствах увольнение может считаться незаконным .

Если виновный сотрудник не считает предъявленные к нему обвинения справедливыми и не доверяет результатам служебного расследования, он всегда может отстоять свои права в суде. Для работодателя акт о служебном расследовании, оформленный по всем правилам весомый аргумент правомочности собственных действий.

В данном видео рассказывается об основных ошибках работодателя при применении дисциплинарных взысканий.

Проведение служебного расследования в случае непредвиденных ситуаций необходимо по многим соображениям, первое – это обеспечение правомерности вынесения дисциплинарного наказания для виновного лица.

Проводиться такое расследование только по факту крупных происшествий, чтобы вразумить мелкого хулигана достаточно профилактической беседы.

Задача расследования заключается в двух итогах:

  • Установление истины для вынесения справедливого наказания виновному;
  • Сбор документальных доказательств с целью защиты предприятия от судебных исков.

Как правильно составить документы для служебной проверки вы узнаете тут:

Законодательная база

Регламентируются нормы процесса проведения расследования ст. 189 ТК РФ. Ст. 193 ТК РФ указывает на период необходимый для проведения расследования.

ТК РФ Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

На основании ч. 3 ст. 247 ТК РФ работник имеет право ознакомиться со всеми данными расследования.

Ст. 195 ТК РФ указывает на варианты привлечения должностного лица к ответственности вплоть до увольнения.

ТК РФ Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.
В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Ст. 248 ТК РФ указывается на период издания приказа о материальном взыскании с ответственного лица.

Когда и на каких основаниях проводится расследование

Оно проводиться в случае появления необходимости взыскания с провинившегося работника материального ущерба.

Цель такого мероприятия – установление причины возникновения ущерба, это даст возможность предотвратить подобные ситуации в будущем, своевременно выполнив профилактику.

Важно: данный процесс выполняют для принятия строгих мер при корыстном злоупотреблении должностными обязанностями и возможностями.

Кроме выявления злоупотребления служебным положением специальная комиссия определяет:

  • Не прохождение медосмотра;
  • Отсутствие знаний относительно техники безопасности;
  • Отсутствие подписанного договора о материальной ответственности;
  • Отсутствие прохождение квалификационных курсов и прочие недочеты.

При этом необходимо соблюдать все нормы сохранения свобод человека:

  • На допрос можно вызывать виновных и свидетелей, но только по их собственной воле – принуждение недопустимо;
  • Также нельзя проводить обыск работников и рабочих мест;
  • Требовать возврат ущерба без основательной проверки;
  • Принудительно проверять на полиграфе.

Уведомление о предоставлении письменного объяснения по расследованию.

Кто должен участвовать в расследовании

К проведению данного мероприятия привлекается специально созданная комиссия на основании распоряжения начальника.

Обычно в состав уполномоченных лиц включаются сотрудники:

  • Службы безопасности;
  • Юридического отдела;
  • Отдела аудита;
  • Отдела кадров;
  • Бухгалтерии.

Важно: руководитель предприятия или непосредственный руководитель обвиняемого также обязаны принимать в ходе расследования активное участие, но быть членами комиссии не имеют право.

В общей сложности комиссия обязана состоять из 3 лиц, главенствующий начальник службы безопасности.

Правила проведения служебного расследования

Важно: согласно законодательным документам проводить расследование должны в течение 30 дней с издания указа или принятия решения.

При этом необходимо учитывать такие моменты:

  • Подача служебной записки работником делает отсчет в месяц с момента ее предоставления руководству;
  • В общей сложности расследование необходимо провести не позже 6 месяцев, так как после этого срока дисциплинарное взыскание теряет юридическую силу;
  • Затягиваться расследование до таких длительных периодов может из-за болезни обвиняемого, его отпуска, прохождения им обучения, в результате которых расследование откладывается.

Важно: перед началом расследования или в его ходе необходимо запросить у работника письменное объяснение, которое тот должен предоставить в течение 2 дней с момента получения уведомления.

Если в течение этого периода документа нет, составляется акт об отказе предоставить объяснение.


Акт о служебном расследовании.

Какие формируются документы

Весь механизм расследования запускается с докладной записки или составленного акта о недостаче и прочее. Именно такие документы являются основанием для расследования, при этом следует соблюдать сроки иначе у виновного появиться возможность обжаловать действия руководства в суде.

Важно: именно на записке руководитель обязан поставить свою резолюцию, после дело запускается, а документ регистрируется, именно со дня внесения его в регистрационный журнал начинается отсчет времени для проведения проверки.

  • Жалобу потребителя;
  • Сведения от граждан;
  • Заключение аудитора. вы узнаете, как проводится кадровый аудит организации.

Также комиссия вправе использовать различную рабочую документацию в качестве усугубления вины работника или с целью его оправдания – различные накладные, чеки, прочие первичные документы.

Итоги расследования

Акт об итогах расследования обязательно должен состоять из нескольких разделов:

  • Введение – указывается на сам факт правонарушения, его основания и дата совершения, срок выполнения проверки, состав комиссии;
  • Описательная часть – подробно приводятся доказательства;
  • Заключение – указываются виновные лица, наличие у них прежних неснятых взысканий, совершение проступка.

Кроме этого в акте должен существовать перечень используемых материалов, копии которых обязательно прилагаются.

Подписывается документ всеми членами комиссии. Далее ему присваивается регистрационный номер. Документ должен удостоверить руководитель своей подписью, а также ставиться печать предприятия.

Важно: для документации заводиться отдельная папка, в которую они подшиваются, сверху прилагается опись бумаг.

Заключение

После окончания всех мероприятий работодатель обязан вынести решение относительно взыскания, согласно законодательным требованиям это может быть выговор, замечание или увольнение, как крайняя мера.

О дисциплинарном наказании издается соответствующий приказ с указанием виновного лица и принятых мер.

Если проступок принес большие убытки предприятию дело и все материалы передаются в уполномоченные органы для возмещения ущерба.

Правила проведения служебного расследования на предприятии рассмотрены в этом видео:

Что из себя представляет служебное расследование, проводимое на предприятии или в организации, и какими правовыми нормами регулируется последовательность проведения служебного расследования в пределах дисциплинарного производства, а также образцы документации, сопутствующие проведению действий в рамках внутреннего разбирательства - об этом подробно будет изложено в данной статье.

В каких случаях проводится служебное разбирательство

  1. Отсутствие на рабочем месте в рабочее время. Отсутствие на рабочем месте в рабочее время свыше 4 часов без уважительной причины именуются прогулом, согласно положению Трудового Кодекса РФ. Чаще всего в наказание за прогул сотруднику может быть сделан выговор, но в отдельных случаях, когда прогул работника повлек за собой негативные последствия, препятствующие стандартному функционированию предприятия или организации, работник подлежит увольнению. Однако, для того чтобы произвести увольнение работника в соответствии с ТК РФ на основании прогула, требуется ряд действий, одним из которых может быть проведение мероприятий по выяснению обстоятельств, предшествующих прогулу.
  2. Выявление фактов нанесения материального вреда. Под материальным вредом, нанесенным предприятию, может пониматься кассовая недостача, намеренное хищение денежных средств или имущества работодателя, порча имущества или производственного инвентаря. Для определения величины нанесенного ущерба обычно используются данные, взятые из бухгалтерского баланса. В отдельных случаях могут быть привлечены независимые эксперты-оценщики.
  3. Злоупотребление должностным положением. Еще один вид дисциплинарного нарушения, когда сотрудник предприятия или организации в рамках своей компетенции совершает действия, противоречащие тем, что предусмотрены должностной инструкцией. Например, управляющий торгового центра, ответственный за субаренду, сдает торговые места по заниженной стоимости с целью извлечения собственной выгоды. В ряде прецедентов, связанных со злоупотреблением полномочиями, может потребоваться проведение профессиональной аудиторской проверки для установления виновного лица и степени причиненного ущерба.

Порядок проведения

При инициации процедуры внутреннего расследования следует придерживаться нескольких принципов:

  1. Принцип объективности. Все мероприятия должны носить непредвзятый характер.
  2. Принцип невиновности. Лицо, в отношение которого проводится расследование, не может считаться виновным до получения результатов, подтверждающих факт дисциплинарного нарушения.
  3. Принцип законности. Процедура проведения служебного доследования опирается на внутреннюю инструкцию предприятия, организации или ведомства, при условии, что такая инструкция не противоречит действующему законодательству.

Алгоритм последовательности действий

Первое, что должен сделать руководитель для начала проведения служебного расследования, это вынести соответствующий Приказ. Образец того, как он должен выглядеть такой приказ:

С момента вынесения приказа в распоряжении начальства имеется один месяц на выяснение всех обстоятельств дела. Приказ может быть вынесен на основании различных факторов:

  1. Руководитель поставлен в известность о произошедшем нарушении посредством заявления самого работника.
  2. На основании претензии от потребителей или субагентов.
  3. На основании обращений других граждан, в том числе, коллег сотрудника, считающегося ответственным за произошедшие дисциплинарные нарушения.
  4. На основании акта инвентаризации (или акта о выявлении недостачи).
  5. По итогам аудиторской проверки.

После вынесения Приказа руководителем должны быть определены члены специальной комиссии, участвующей в расследовании. Чаще всего членами комиссии назначаются сотрудники службы собственной безопасности или внутреннего аудита. На мелких предприятиях за отсутствием подобных кадровых единиц членами комиссии могут быть назначены любые сотрудники учреждения, которые, по мнению руководителя, могут дать объективную оценку произошедшему, основываясь на своем опыте и знаниях в той или иной области.

Важно! Нельзя привлекать в члены комиссии лиц, заведомо лично заинтересованных в том или ином исходе событий.

После формирования комиссии руководитель обязан запросить письменные объяснения с сотрудника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Таким образом выглядит примерный образец уведомления, которое направляется работнику посредством заказной почты:

Дальнейшее зависит от реакции подчиненного. Трудовым Кодексом определяется срок, в течение которого должны быть получены письменные объяснения от лица, обвиненного в дисциплинарных нарушениях - 2 дня с момента получения уведомления. Сценарий развития дальнейших событий будет взаимосвязан с результатом предварительного уведомления. То есть, если предположить в качестве примера, что в ответ на уведомление, указанное в образце выше, руководителем были получены от сотрудника Петрова Е.М. письменные объяснения, которые членами комиссии были расценены как уважительные причины отсутствия сотрудника на рабочем месте. В таком случае составляется Акт служебного расследования на предприятии, где отображается заключение с выводами комиссии о степени виновности лица.

В том случае, если подчиненный отказывается пояснить обстоятельства, вмененного ему проступка или вообще не желает получать на руки уведомление, составляется акт об отказе дать объяснения. Наглядный образец такого акта:

Итогом разбирательства становится акт служебного расследования на предприятии, включающий в себя три части:

  1. Первая часть. Вводная, описывающая характер прецедента, дисциплинарного проступка, сроки проведения проверки и состав членов комиссии.
  2. Вторая часть. Описание проведенных мероприятий с целью получения доказательств.
  3. Третья часть. Заключительная. Выводы комиссии о виновности лица.

Примерный вид такого документа:

В качестве приложений могут служить акты, приказы, служебные записки и другие письменные доказательства, полученные в ходе проведения проверки. На основании данного акта выносится приказ об увольнении по статье в случае подтверждения виновности работника в проступке дисциплинарного характера.

Заключение

Должностное разбирательство на предприятии или в организации является внутренним разбирательством, поэтому независимо от его результатов, лицо, чьи права и законные интересы могли быть нарушены, вправе обратиться в суд независимо от результатов исхода служебного следствия. Лицо правомочно обратиться в суд за защитой своих прав и деловой репутации и в том случае, если по итогам расследования было признано виновным с последующим увольнением. Однако суд встанет на сторону уволенного работника лишь в том случае, если к сотруднику были применены меры, противоречащие действующему законодательству, в противном случае, обращение в судебную инстанцию лишено смысла.

Разбирательство проводится при выявлении серьезного дисциплинарного нарушения, содеянного сотрудником. Например, в следующих случаях:

  • при отсутствии трудящегося на рабочем месте свыше 4 часов без уважительной причины (т.е. );
  • когда выявлены факты организации;
  • если работник и т.д.

Во время СР устанавливается степень виновности человека в произошедшем, а также выявляются обстоятельства, побудившие его повести себя не лучшим образом.

Права работника, в отношении которого проводится разбирательство, закреплены в инструкции организации о проведении служебных расследований. Но существуют общие положения, вытекающие из прав человека и гражданина. Расследование должно быть объективным и независимым, с соблюдением интересов работника, в отношении которого проводится проверка. Это значит, что сотрудник имеет право давать показания, менять их, приводить доказательства своей невиновности, а также знакомиться со всеми документами в отношении него, которые будут собраны во время проверки.

Сроки проведения СР

Сроки проведения служебного расследования по трудовому кодексу не установлены. Обычно срок проведения разбирательства закреплен в локальных актах организации и не превышает сроки по ТК РФ.

По общепринятой практике, срок проведения проверки не должен превышать одного месяца. Исключение составляют периоды нахождения работника на больничном, в отпуске, в командировке. В случае нарушения сроков СР, виновный сотрудник будет автоматически освобожден от дисциплинарной ответственности.

Порядок проведения проверки

Алгоритм действий следующий:

1. Руководитель издает приказ

Чтобы инициировать проведение СР, работодатель издает соответствующий приказ.

Образец приказа о проведении служебного расследования образец

Этим приказом работодатель собирает комиссию с участием не менее трех человек. Чаще всего, в ее состав входят сотрудники службы безопасности предприятия, кадровики, бухгалтеры и юристы, члены профсоюза.

2. Комиссия собирает информацию

Созданная комиссия начинает собирать информацию, позволяющую подтвердить факт совершения проступка сотрудником организации. Основными источниками сведений, позволяющими обнаружить нарушения, выступают следующие документы:

  • служебная записка;
  • заявление самого работника;
  • жалоба клиента;
  • акт инвентаризации и т.д.

3. Комиссия запрашивает объяснительную с сотрудника

Комиссия с помощью уведомления обязана запросить письменную объяснительную с человека, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Тот должен предоставить ее в течение двух дней с момента получения уведомления.

Если работник не хочет объяснять свой поступок или отказывается получать на руки уведомление, членами комиссии составляется акт об отказе дать объяснения.

4. Составляется акт

В конце мероприятия составляется акт служебного расследования на предприятии. Он оформляется в произвольной форме.

Образец акта о проведении служебного расследования

Образец акта служебного расследования на предприятии должен содержать следующую информацию:

  1. Наименование документа, место и дату его составления.
  2. Состав комиссии (ФИО и должности);
  3. Сведения о человеке, в отношении которого проводилось СР (ФИО, должность).
  4. Основная часть с указанием цели проведения СР и обстоятельств, которые привели к нарушению.
  5. В заключительной части, выносится решение о виновности/невиновности сотрудника. В случае, если вина доказана, определяется вид дисциплинарного взыскания.
  6. Приложение, подписи всех членов комиссии.

Образец заключения служебного расследования должен содержать строку об ознакомлении. В ней гражданин, в отношении которого проводилось СР, ставит свою подпись.

На основании акта издается приказ о дисциплинарном взыскании в случае, если вина трудящегося будет доказана. В случае, если по итогам проверки будет признано, что гражданин не имеет отношения к совершенному нарушению, к дисциплинарной ответственности он привлекаться не будет.

Проведение служебного разбирательства в случае выявления
совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка
в виде исполнения обязанностей по службе
в состоянии алкогольного опьянения

Как показывает практика, одним из распространенных нарушений воинской дисциплины является исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, которые сами по себе ведут к совершению других грубых дисциплинарных проступков и преступлений*(1).

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения относится к одному из грубых дисциплинарных проступков военнослужащих*(2). Однако абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Но основание привлечения к дисциплинарной ответственности возникает при самом появлении в нетрезвом виде на службе, независимо от того исполняет ли военнослужащий или нет при этом обязанности военной службы*(3).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

Действительно ли имел место проступок;

Где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

В чем он выразился;

Наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

Каковы последствия проступка;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

Причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Важно отметить, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях военнослужащий при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток (кроме офицеров), после чего принимается решение о его ответственности*(4).

Служебное разбирательство производится устно или письменно в произвольной форме лично командиром или назначенным им должностным лицом.

Однако данное положение может предоставить военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение в виде исполнения обязанностей военной службы в состоянии опьянения (далее - военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение), возможность обжалования наложенного командиром взыскания, которому предшествовало разбирательство в устной форме.

Во избежание обжалования "заслуженного" наказания командиру, по мнению автора, следует назначать разбирательство в форме административного расследования в письменной форме для документального подтверждения факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

Так, в соответствии с п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г., N 10, под административным расследованием понимается, в частности, деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков (правонарушений).

Для привлечения военнослужащего к ответственности за совершение грубого дисциплинарного нарушения необходимо подтвердить факт нахождения его в состоянии опьянения. Данное действие может быть проведено как в момент выявления нахождения военнослужащего в состоянии опьянения, так и после его вытрезвления.

Для подтверждения опьянения военнослужащего в момент выявления совершения им указанного грубого дисциплинарного нарушения командиру следует приказать ему пройти в медицинский пункт для определения степени опьянения врачом.

Может возникнуть вопрос о правомерности такого приказа. Следует отметить, что согласно абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Командир (начальник) не является специалистом в области медицины и самостоятельно не может определить степень опьянения военнослужащего, но, имея достаточные основания полагать, что военнослужащий находится в нетрезвом состоянии (см. приложение 1), для установления данного факта, командир вправе прибегнуть к помощи медицинского персонала части (организации). Только после этого военнослужащий может быть признан не являющимся исполняющим обязанности военной службы и совершившим грубый дисциплинарный проступок.

Приказ МВД СССР "Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители" от 01.01.01 г. N 106 выделяет три степени опьянения и отдельно состояние комы:

Средняя;

Тяжелая.

В данном приказе перечисляются также клинические особенности степеней алкогольного опьянения,*(5) используя которые врач будет способен оценить степень опьянения военнослужащего:

Легкая степень опьянения характеризуется гиперемией кожных покровов, учащением пульса, дыхания, говорливостью. Речь становится громкой, движения порывистыми, размашистыми. Внимание быстро отвлекается, темп мышления ускоряется, преобладают непоследовательность и поверхностность. Наряду с возросшей двигательной активностью отмечается нарушение тонких координационных движений. Эмоциональное состояние в легкой степени опьянения изменчиво. Веселье может наступить под влиянием несущественной причины, легко уступить место раздражительности, обиде, а затем вновь смениться прежним состоянием. Спустя различные сроки от начала опьянения приподнятое настроение постепенно сменяется вялостью, безразличием. Двигательная активность уступает место расслабленности, мышление становится более замедленным. Нарастает состояние усталости, появляется желание уснуть. После легкой степени опьянения память обо всем периоде опьянения сохраняется;

Средняя степень опьянения характеризуется более грубыми изменениями поведения. Движения неуверенные. Снижается возможность совершения относительно простых координационных действий. Речь становится смазанной, громкой, так как повышается порог слуховых восприятий. Замедление ассоциативного процесса не дает возможности подобрать или заменить трудное слово. Возникают частые повторения одного и того же. Представления образуются с трудом, а содержание их однообразно. Внимание переключается замедленно, только под влиянием каких-либо сильных раздражителей. Резко снижается способность критической оценки действий как своих, так и окружающих. Это способствует возникновению различного рода конфликтов, которые усугубляются переоценкой опьяневшим собственной личности, а также легко возникающей расторможенностью влечений и желаний, с облегчением их реализации. По мере углубления опьянения поведение все в большей степени определяется случайными, отрывочными представлениями, впечатлениями. Опьянение переходит в глубокий сон. Воспоминания о событиях как свежих, так и отдаленных смутные;

Тяжелая степень опьянения выражается грубыми нарушениями ориентировки опьяневшего в окружающей обстановке. Не понимает смысла задаваемых вопросов, речь состоит из отдельных слов. Самостоятельно передвигаться не может. Кожные покровы бледные, влажные , холодные. Зрачки расширены, вяло реагируют на свет. Пульс частый, слабого наполнения, артериальное давление понижено. Дыхание поверхностное, замедленное. Снижена реакция на болевые и температурные раздражители. По мере нарастания интоксикации может развиться сопор, затем кома.

За употребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения;

За распитие спиртных напитков на работе;

При травмах, связанных с опьянением;

В случаях, когда состояние опьянения может быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи исполнением трудовых обязанностей и т. п.).*(8)

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает ответственность за нахождение в состоянии опьянения, поэтому допускается проведение подобного освидетельствования по направлению командира (начальника).

На следующий день после вытрезвления военнослужащего в его крови и моче содержится алкоголь. При освидетельствовании, в зависимости от употребленного количества алкогольной продукции, заключение может содержать следующие результаты*(9):

Заключение "Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено" выносится при наличии убедительных данных, подтверждающих факт употребления алкоголя, но при отсутствии четкой клинической картины алкогольного опьянения. Для данного состояния характерны: гиперемия склер, нарушение координационных проб, слабый запах алкоголя или запах перегара изо рта.

В указанных случаях проба с индикаторной трубкой Мохова-Шинкаренко (контроль трезвости) и реакция Раппопорта будут слабо положительными, а содержание алкоголя в биологических средах колеблется с 0,022% до 1%;

При легкой степени алкогольного опьянения изменения психической деятельности незначительны. Отмечается усиление вегетативно-сосудистых реакций - гиперемия кожи, инъекция склер, повышенная потливость, тахикардия, повышение артериального давления, учащенное дыхание, а также нистагм, расширение зрачков; нарушение двигательной сферы - изменение походки, пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами, неустойчивость в простой и сенсибилизированной позе Ромберга, неточность выполнения точных движений и координаторных проб.

При легкой степени алкогольного опьянения содержание алкоголя в биологических средах колеблется от 1 до 2%;

При средней степени алкогольного опьянения отмечаются более выраженные изменения психической деятельности - неправильная оценка ситуации, заторможенность или возбуждение, агрессия, дизартрия, слюнотечение.

Вегето-сосудистые расстройства проявляются в виде гиперемии или побледнения кожных покровов и слизистых, учащения пульса, дыхания, колебания АД, потливости. Наблюдается расширение зрачков, вялая фотореакция, нистагм, шаткость походки, неустойчивость в позе Ромберга, отчетливые нарушения координаторных проб, снижение сухожильных рефлексов, болевой чувствительности. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 2 до 3%;

При тяжелой степени алкогольного опьянения отмечается нарушение ориентировки, заторможенность, сонливость, малая доступность контакту, непонимание смысла вопросов, тахикардия, артериальная гипотония, бледность кожи и слизистых, слабая реакция зрачков на свет, нистагм, резкое нарушение походки, неспособность самостоятельно стоять и выполнять целенаправленные действия, подавление сухожильных рефлексов, снижение корнеальных рефлексов. Зрачки расширены, но при переходе в алкогольную кому зрачки могут быть сужены. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 3 до 4%.

Медицинское заключение приобщается к материалам служебного разбирательства.

Кроме того, у военнослужащего, совершившего грубый дисциплинарный проступок, отбирается объяснение, в котором он указывает причины, обстоятельства, время, место и другие условия, способствовавшие совершению им подобного нарушения воинской дисциплины. К материалам служебного разбирательства также могут быть приобщены объяснения свидетелей.

В случае отказа военнослужащего, совершившего грубое нарушение воинской дисциплины, от дачи письменных объяснений необходимо провести ряд следующих мероприятий:

1) предложить военнослужащему дать письменный отказ от объяснений и приобщить его к материалам расследования;

2) в случае повторного отказа пригласить двух или более свидетелей (военнослужащих), не состоящих в подчинении нарушителя;

3) снова предложить военнослужащему написать объяснение или отказ от дачи объяснений;

4) после отказа военнослужащего составить акт засвидетельствования отказа (см. приложение 2), подписанный приглашенными лицами, приобщить акт к материалам служебного разбирательства.

По итогам работы лицо, проводившее служебное разбирательство, составляет заключение об итогах служебного разбирательства (см. приложение 3).

После составления заключения об итогах служебного разбирательства факт употребления военнослужащим алкоголя считается подтвержденным, и у командира (начальника) появляются достаточные основания для привлечения такого военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

При принятии решения о выборе в отношении военнослужащего соответствующего тяжести совершенного проступка наказания принимаются во внимание:

Характер проступка;

Обстоятельства, при которых он был совершен;

Его последствия;

Прежнее поведение виновного;

Продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей или если он имел последствием существенное нарушение порядка*(10).

В том случае, если военнослужащий не согласен с наложенным на него взысканием, он вправе обжаловать это решение в порядке, установленном законодательством России.

Кроме того, военнослужащий вправе обжаловать действия командира (начальника) в случае неправомерного наложения взыскания, а также в случае несоблюдения указанной выше процедуры проведения разбирательства.

Вышеизложенная процедура при условии ее соблюдения обеспечивает неоспоримость факта нахождения военнослужащего в состоянии опьянения и служит подтверждением правомерности действий командира (начальника). При обращении военнослужащего в суд за разрешением возникшего противоречия (см. приложение 4) суд откажет в удовлетворении его заявления, так как установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий командира (начальника) и права либо свободы гражданина не были нарушены*(11).

Как показывает практика, командование воинских частей при привлечении к ответственности военнослужащих пренебрегает соблюдением приведенных выше условий и зачастую это влечет нарушение прав военнослужащих.

Помощникам командиров воинских частей по правовой работе рекомендуется разработать инструкцию о порядке проведения служебного разбирательства при выявлении фактов нахождения военнослужащих в состоянии опьянения на основании представленных в настоящей статье материалов.

Приложение 1

Критерии,
при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что
водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и
подлежит направлению на медицинское освидетельствование 12
(критерии 1 - 6 могут являться основаниями для командира
(начальника) при возникновении подозрений в отношении состояния
военнослужащего для направления его к врачу)

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приложение 2

Акт
засвидетельствования отказа от дачи объяснений по факту совершения
грубого дисциплинарного проступка

─────────

" " 200 г. г. Энск

── ───────────── ─

Мы, нижеподписавшиеся, настоящим свидетельствуем о том, что в нашем

присутствии по факту совершения им

─────

(воинское звание, Ф. И.О. военнослужащего)

грубого дисциплинарного проступка " ",

────────────────────────────────

(указать какого)

отказался дать:

Письменное объяснение;

Письменный отказ от дачи объяснения.

──

(должность, звание, фамилия, инициалы свидетеля)

──────────────────────

(должность, звание, фамилия, инициалы свидетеля)

Приложение 3

Утверждаю

Командир войсковой части 00000

─────────────────────────────────

(воинское звание, подпись,

─────────────────────────────────

инициал имени, фамилия)

──── ──────────────── ──────

Заключение N

об итогах служебного разбирательства

1. Когда совершено нарушение

────────────────────────────────────────────

(число, месяц, год и время)

─────────

(при исполнении обязанностей военной службы или нет)

2. Должностное лицо, проводившее расследование

──────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(воинская должность, воинское звание, Ф. И.О.)

3. Дата проведения расследования: -

───────────────── ─────────────────

(начато) (окончено)

4. Сведения о нарушителе воинской дисциплины:

воинское звание

─────────────────────────────────────────────────────────

────────────────────────────────────────────────────────────────

────────────────────────────────────────────────────────────────────

отчество

────────────────────────────────────────────────────────────────

дата рождения

──────────────────────────────────────────────────────────

воинская должность

──────────────────────────────────────────────────────

(наименование воинской должности, дата назначения)

место военной службы

───────────────────────────────────────────────────

(воинская часть, подразделение, адрес)

с какого времени в Вооруженных Силах Российской Федерации

──────────────

5. Очевидцы факта нарушения воинской дисциплины:

─────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(Ф. И.О., воинская должность, воинское звание, место службы, адрес)

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

6. Обстоятельства и условия нарушения воинской дисциплины:

──────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

7. Причины, способствовавшие нарушению воинской дисциплины:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

8. Материалы, подтверждающие факт нахождения военнослужащего в состоянии

алкогольного, наркотического или токсического опьянения

─────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

9. Должностные лица, допустившие нарушения (не обеспечившие соблюдение)

требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(воинская должность, воинское звание,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Ф. И.О. лиц с указанием конкретных нарушенных требований)

10. Предлагаемые мероприятия и сроки их проведения по устранению причин и

условий нарушения воинской дисциплины

────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

11. Выводы и предложения:

────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Расследование провел

────────────────────────────────────────────────────

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

Приложения:

────────────────────────────────

────────────────────────────────

────────────────────────────────

Приложение 4

───────────────────────────────────────────────────────

(наименование суда)

Заявитель: ,

─────────────────────────────────────────────

(фамилия, имя, отчество)

проживающий по адресу:

───────────────────────────────────

Заинтересованное лицо: (командир в/ч 00000)

───────────────────────────────────

───────────────────────────────────────────────────

(почтовый индекс и адрес полностью)

Госпошлина: 100 рублей

Заявление
об оспаривании неправомерных действий должностных лиц,
связанных с наложением дисциплинарного взыскания

Я, прохожу военную службу по

─────────────────────────────────

контракту в в/ч 00000 на должности,

────────────────────────────────────

(указать должность)

── ─────── ─

Приказом командира в/ч 00000 от " " 200 г. на меня наложено

── ──────── ─

дисциплинарное взыскание в виде

──────────────────────────────────────────

──────────────────────────────────────────────────────────────────────

(характер нарушения воинской дисциплины, изложенный в приказе)

Наложение дисциплинарного взыскания считаю неправомерным по следующим

основаниям:

──────────────────────────────────────────────────────────────

(перечислить обстоятельства, на основании которых истец

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

считает наложение дисциплинарного взыскания неправомерным)

На основании изложенного в соответствии со ст. 258 ГПК РФ

1. Обязать командира в/ч 00000 отменить неправомерно наложенное на

меня приказом N от " " 200 г. дисциплинарное взыскание в

───── ── ───── ──

───────────────────────────────────────────────────────────────────

(вид дисциплинарного взыскания)

2. В порядке досудебной подготовки прошу истребовать из в/ч 00000:

1) копию приказа о наложении на меня дисциплинарного взыскания;

───────────────────────────────────────────────────────────────

(иные документы, имеющие значение для дела)

Приложения:

2. Копии заявлений по числу ответчиков;

3. Иные документы, имеющие значение для дела

"__" ________ 200__ г. Подпись_________________

адъюнкт кафедры военной администрации,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма среди военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 01.01.01 г. N 440; директива Министра обороны Российской Федерации "О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 01.01.01 г. N Д-32.

*(2) Приложение 5 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(3) О некоторых правовых вопросах, возникающих в связи с употреблением военнослужащими алкоголя и их опьянением в иных случаях // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 2. С. 7.

*(4) Статья 90 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации;

*(5) Приложение N 2 к Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители (приложение N 2 к приказу МВД СССР от 01.01.01 г. N 106).

*(6) Приказ Минздравмедпрома России "Об организации отделений (палат) неотложной наркологической помощи" от 01.01.01 г. N 256.

*(7) Ковалев военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, на гауптвахту или в камеру временно задержанных как мера дисциплинарного пресечения // Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Российский военно-правовой сборник NС.

*(8) Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (утверждена приказом заместителя министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14). Данная Инструкция не действует на территории России в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами. В отношении указанных лиц действуют постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 930 и приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 г. N 308.

*(9) Приказ Комитета здравоохранения правительства Москвы "Об Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г. Москвы" от 01.01.01 г. N 340.

*(10) Статья 87 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(11) Пункт 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.



Что еще почитать