Про соблюдение мусульман поста. Медицинские исследования мусульманского поста. «О те, которые уверовали, предписан вам пост, как он был предписан тем, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненны»

Нерсесов Дмитрий 16.06.2016 в 14:33

Наступил священный для мусульман месяц Рамадан - месяц поста. Это и суровое испытание, и великий праздник. В чем духовный смысл Рамадана? Какие ограничения он накладывает на верующих? Кто может не соблюдать пост? И как определить время поста, который длится в дневное время, если вы живете за Полярным кругом? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. R u рассказал Денис-хазрет Мустафин, заместитель управляющего делами Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона "Московский муфтият".

Пять условий соблюдения поста в Рамадан

- Что значит месяц Рамадан для мусульман?

Месяц Рамазан является месяцем поста. Отвечу по заветам Корана. Всевышний Аллах в Коране говорит: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" То есть пост, в первую очередь, является приказом Всевышнего Аллаха, его заветом. Это является обязательным поклонением в исламе.

Как мы знаем, ислам состоит из пяти столпов. Первый - свидетельство, что нет Бога, кроме одного Бога - Аллаха, и пророк Мухаммед его раб и посланник. Второй столп - пятикратный ежедневный намаз. Третий столп - это выплата закята. Четвертый обязательный столп ислама - это как раз пост. Пятый столп у нас - хадж.

- Хадж - это обязательное паломничество?

Для мусульман да. Паломничество в Мекку, в священную Каабу совершается один раз в жизни, в определенный период времени. А вот пост мусульманин обязан держать каждый год в месяц Рамазан.

Кроме обязательного поста у нас есть еще дополнительные посты, которые совершаются в течение года по желанию человека. Пост в аяте Корана обозначается словом саум, корень этого слова в переводе с арабского языка означает воздержание от еды и питья, а также воздержание от разговоров.

Воздержание по шариату - это воздержание от питья, еды, курения и половой близости, начиная с рассвета и до заката солнца. Вот это - шариатское значение. Есть также обязательные условия соблюдения поста. Первое: человек должен быть мусульманином. Второе: человек должен быть здоровым. Третье условие: человек должен быть разумным, отдавать отчет самому себе. И четвертый момент: человек должен знать, что пост для него обязателен. Вот при соблюдении этих четырех условий человеку надо держать пост.

Месяц Корана

- Больные, беременные не обязаны соблюдать пост?

Да. Есть категории людей, кому пост не обязателен. Это, в том числе больные люди, которым не позволяет здоровье. В эту категорию также относятся женщины, которые беременны или кормят грудью младенцев, потому что есть вероятность, что если они будут держать пост, это навредит и им, и детям. Еще одна категория людей, которые не держат пост, это пожилые, особенно слабые старые люди, которые не имеют сил держать пост.

- А, например, военнослужащие при исполнении служебного долга? Ведь достаточно сложно поститься, если ты сидишь за пультом или стоишь на часах, охраняешь что-то?

Сложности в посте нет. Для любого человека он не будет трудным, независимо от того, чем он занимается, если у человека есть четкое жесткое намерение соблюдать пост. Пророк Мухаммед так и говорит, что каждое деяние - по намерению. Если человек поставил себе цель что-то хорошее сделать, - например, продержать пост целый месяц Рамазан, - он это сделает без всяких затруднений. Всевышний Аллах даст ему силы, чтобы целый месяц держать пост.

- Рамадан связан с началом ниспослания священного Корана?

Да, все верно. Рамазан является месяцем Корана. В этот месяц начали ниспосылаться аяты Корана. Как мы знаем из истории ислама, пророк Мухаммед находился в пещере, в уединении, когда поклонялся, молился, тогда явился к нему архангел Джабраил и прочитал ему первые аяфты Корана. Начиная с этого момента в течение 23 лет пророк получал откровения от Джабраила.

Поэтому особым делом в месяц Рамазан является как раз прочитать полностью Коран, сделать хатм Корана. Добавлю, что в месяц Рамазан есть отдельный, дополнительный намаз - Таравих. В некоторых мечетях во время Таравих-намаза полностью прочитывают один джуз Корана. В течение месяца они таким образом прочитывают всю священную книгу.

Время мира и радости

- На время месяца Рамадан а должны быть прекращены все войны, споры и конфликты, так?

Да, Рамазан является таким радостным месяцем, это - большой праздник для мусульман. Весь этот месяц отводится только для поклонения Аллаху. Пост в священный месяц Рамадан в исламе является не просто поклонением Аллаху, но и тайной между Всевышним и Его созданием - человеком.

Если, к примеру, во время намаза мы видим, как человек поклоняется, совершает определенные земные поклоны, поясные поклоны и так далее, то именно в месяц , когда человек держит пост, снаружи посторонним наблюдателям этого никак не видно. Ни один человек не сможет этого определить, потому что это является тайной между Аллахом и человеком.

Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. За время Рамазана совершается очень много дополнительных намазов, чтение Корана обязательно. Как можно больше времени нужно проводить в поклонении Аллаху. Поэтому никакого времени для войн или каких-то других конфликтов просто не может оставаться.

- Но в , например, продолжаются боевые действия и сейчас - именно в месяц Рамазан. Как к этому относиться?

Война является грехом уже с того момента, как это все началось. Там льется кровь невинных людей. Конечно, проливать кровь - это огромный грех. Просто неописуемо и невозможно, если это продолжается в месяц Рамазан. увеличивается во много раз.

Наказания от Аллаха за убийство не существует здесь, на нашей земле, в земной жизни. За него Всевышний накажет уже в последующей, потусторонней жизни. Как говорится в Коране, убивший одного человека подобен тому, кто убил все человечество. Поэтому такой грех всегда будет считаться страшным грехом. И нет ему прощения.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовал

Сайт
2007-08-24 17:53:55

Пост входит в число канонов ислама (фардов), соблюдение которых считается обязательным. В шариате утверждается, что пост есть веление Бога. Это означает, что его выполнение не подлежит обсуждению, а тем более, сомнению.

Мусульманский пост отличается от христианского и других религиозных постов. Ислам категорически запрещает всякий прием пищи - есть, пить, даже нюхать что-либо съедобное с раннего утра до захода солнца. Мусульманский пост (асеаум) соблюдается в течение 30 дней в мусульманском месяце рамадан по лунному календарю. Мусульманский пост бывает двух видов: 1) обязательный 30-дневный пост в месяце рамадан, 2) дополнительный пост по обету, по гада или просто по желанию. Шариат категорически запрещает выполнять дополнительные посты в месяце рамадан.

В шариате до мельчайших подробностей разработаны правила соблюдения поста. Девять нарушений, указанных шариатом, делают мусульманский пост недействительным. Это еда и питье, половое сношение, онанизм, клевета на Бога, Пророка, наместников Пророка (и на двенадцать имамов - у шиитов), попадание в горло густой пыли, полное погружение головы в воду, оскверненность до утренней молитвы (имеются в виду, в основном, менструация, послеродовое кровотечение у женщин), клизма и рвота.

Пост считается нарушенным, если человек что-либо съест или выпьет. Даже проглатывание несъедобного - земли, смолы с дерева - в самом малом количестве делает пост недействительным. Если зубочистку вынуть изо рта и обратно взять в рот, вследствие чего в горло попадет остаток пищи, то и это нарушает пост. Если человек занят едой, когда наступило утро, он тут же должен вынуть кусок изо рта, иначе этот день посчитается нарушенным, и он должен дать искупление (кормить или одевать бедных и т.д.). Желательно отказываться от питательных уколов. Допустимо лишь впрыскивание для притупления чувств. Остаток пищи между зубами шариат требует удалять до утреннего азана (призыва к молитве). Проглатывание мокроты также нарушает пост. Не нарушает поста проглатывание слюны. Если человек чувствует, что может умереть от жажды, он может выпить воду в том количестве, чтобы не умереть, но пост после этого считается нарушенным и требует искупления. Во время поста большие трудности возникают перед теми, кто готовит пищу для детей и для тех, которым разрешается не соблюдать поста. Они могут пробовать эту пищу и даже жевать для выяснения, готов ли обед, но ни в коем случае не проглатывать. Тот, кто специально часто пробует готовящуюся пищу для своего удовольствия, считается нарушителем поста и должен дать искупление. Слабость не дает мусульманину права нарушать пост. Но если он знает, что не сможет перенести жажду и голод, то может принять пищу и воду в небольшом количестве. Шариат ставит резкую грань между тем, кто не может переносить жажду и голодание в дневное время, и тем, кому тяжело соблюдать пост. В обоих случаях шариат допускает принятие пищи и воды в небольшом количестве. Но во втором случае пост считается нарушенным и необходимо искупление. Малейшее сближение с женщиной во время поста делает его недействительным. Однако, утверждается в шариате, если мужчина совершит половой акт, забыв о посте, последний нарушенным не считается. Но если во время этого акта он вдруг вспомнит о посте, он должен тут же прервать его и после телесного омовения приступить к соблюдению поста.

Что имеет в виду шариат, говоря о клевете на Бога и Пророка, которая делает пост недействительным? Прежде всего, прямое порицание Бога и Пророка. К клевете относится и что-либо сочиненное самим человеком, но со ссылкой на Бога или Пророка. Если человек рассказывает о чем-то, и ему неведомо, правда это или ложь, он должен ссылаться на источник, иначе пост его будет нарушен.

Попадание густой пыли, будь то мучная пыль и ли песок, в горло делает пост нарушенным. Поэтому верующий должен следить, чтобы не проглотить пыль в ветреную погоду. Например, шариат требует, чтобы постящийся остерегался и попадания в его горло густого пара и дыма табака. Автор данной работы, будучи в Египте, был свидетелем такого случая. Некий молодой человек, возможно, араб-христианин, закурил в городском автобусе (в городском транспорте Каира, Александрии и других городов курить не запрещается, кроме месяца рамадан, когда мусульмане постятся). Пожилой мусульманин, который сидел в ним рядом, сделал ему замечание, сказав, что по его вине он проглотил дым сигареты и пост его нарушился. Стоящий рядом полицейский вытолкнул нарушителя из автобуса еще до того, как автобус дошел до остановки. Считается, что с нарушителем поступили еще крайне мягко.

Учитывая тот факт, что подавляющее большинство мусульман проживает в жарких климатических условиях, да и сам ислам возник в одном из наиболее жарких уголков мира - Аравии, в правилах соблюдения мусульманского поста особое внимание уделяется проблеме перенесения жажды. Детальная разработка шариатом этого вопроса доказывает, что постящийся чаще всего нарушает пост именно из-за жажды, естественной в странах Азии и Африки, где днем жара достигает пятидесяти градусов в тени.

В шариате утверждается, что, если в дневное время в месяце рамадан капля дождя попадет на губы постящегося, и он ее проглотит, пост считается нарушенным, точно так же, как если он полностью погрузит голову в воду. Однако допустимо даже полностью погружать в воду тело, только чтобы голова была погружена не больше, чем наполовину. И некоторые люди ухитряются дважды погружаться в воду, один раз окуная одну часть головы, второй раз - другую. И в этом случае пост не считается нарушенным. Шариат, учитывая это, порицает тех, кто поступает так для своего удовольствия. Но если постящийся нечаянно поскользнулся, упал в воду и погрузился с головой или же сделал так, забыв о посте, его пост считается не нарушенным. Если же верующий под видом совершения омовения полностью погружает голову в воду в дневное время рамадана, пост его считается недействительным. Но пост не нарушается, если человек бросается в воду для спасения утопающих.

Ставить клизму для профилактики (а не для лечения) также нарушение поста. Делает пост недействительным и рвота. Если человек вечером или ночью что-то съест и чувствует, что это может днем вызвать рвоту, то за этот день он должен поститься дополнительно или по возможности воздержаться от рвоты в дневное время. Если постящемуся в горло попадет муха, ее надо постараться вытащить. Если это возможно лишь путем рвоты, шариат рекомендует лучше ее проглотить. Пост его от этого не будет нарушен. Не нарушает пост и отрыжка. Но если постящийся знает, что с отрыжкой из пищевода может выйти остаток пищи, он должен воздержаться от нее. Шариат предостерегает верующего от посещения мест, где его могут заставить есть или пить в нарушение поста.

Кто же освобождается от мусульманского поста?

Больные, старые люди, беременные женщины и кормящие матери, а также няни, кормящие ребенка своей грудью (однако по шариату, если няня кормит своим молоком ребенка за плату, на время поста ее могут освободить), путешественники, воины, которые находятся в сражении (проходящие обычную воинскую службу от поста не освобождаются).

Шариат освобождает людей от соблюдения поста с большими оговорками и многочисленными условиями. Тот, кто освобождается от поста в месяце рамадан, может поститься в другое время. Освобождение от поста влечет дополнительные материальные затраты в виде искупления. Как правило, искупление нарушения поста обязывает нарушителя или освободить раба или выдать бедному один мудд (5 кг 128 г) пшеницы или
ячменя, или накормить или обеспечить одеждой бедного мусульманина.

Законы шариата о соблюдении поста не обошли и путешественников, кочевников, пастухов, погонщиков верблюдов, в современных условиях - работников сухопутного, морского и воздушного транспорта. В канонах ислама говорится, что путешественники совершают молитву в сокращенном виде (вместо четырех - два раката) и освобождаются от соблюдения поста. Но даже и те, которые по законам шариата освобождаются от поста, не должны в месяце рамадан увлекаться чрезмерной едой и питьем, половыми сношениями и позволять себе чрезмерное блаженство. Они должны избегать демонстративного принятия пищи и воды, дабы не раздражать постящихся.

Способ определения начала месяца рамадан - одна из сложных проблем ислама. В связи с проникновением ислама в различные уголки земного шара и категорическим запретом использовать другие календарные системы, кроме лунного календаря, создались большие трудности при определении начала рамадана. Каноническое определение начала месяца рамадан устанавливается пятью способами: 1) человек сам видел луну; 2) многие утверждают, что видели луну; 3) два справедливых мужчины утверждают, что видели луну; 4) по мусульманскому календарю прошло тридцать дней от начала месяца шаабан; 5) ответственные лица из духовенства официально сообщают, что наступил месяц рамадан.

Следует отметить, что в современных условиях в мусульманских странах широко используются радио и телевидение, которые сообщают о наступлении начала месяца рамадан. Однако наряду с этим сохраняется и средневековый способ определения начала рамадана, вплоть до того, что используются специальные кувшины, куда со дня начала месяца шаабан бросают по одной горошине каждый день. Шариат не считает действительным начало рамадана, если оно не подтверждено официальным духовенством или двумя справедливыми лицами. Людям, находящимся в заключении, о начале рамадана сообщает администрация. Но если тюремщики сами не знают, когда начинается рамадан, заключенные по своему усмотрению должны соблюдать пост в течение тридцати дней.

Географические и климатические различия иногда создавали трудности для постящихся мусульман. Например, на Севере солнце летом совсем или почти не заходит (белые ночи), значит, мусульмане, живущие в этих краях, не имеют права есть и пить все эти дни, когда месяц мусульманского поста приходится на лето.

Истоки мусульманского поста уходят в глубокую древность. Вероятно, первоначальный пост возник у древних арабов вследствие трудностей в обеспечении населения достаточным количеством пищи. Они вынуждены были ограничивать питание, а временами голодать (из-за непригодности большей части Аравии для земледелия и из-за кочевого образа жизни населения). Позже посты были освящены исламом. Характерно, что доисламский пост - воздержание и ограничение принятия пищи, - как правило, приходился на летний, жаркий период.

В современных условиях мусульманские ученые объясняют значение поста, утверждая, что мусульманский пост служит средством разгрузки и очищения организма, способствует нормализации веса человека, т.е. имеет профилактическое оздоровительное значение.


Источинк: portal-credo.ru

Нерсесов Дмитрий 16.06.2016 в 14:33

Наступил священный для мусульман месяц Рамадан - месяц поста. Это и суровое испытание, и великий праздник. В чем духовный смысл Рамадана? Какие ограничения он накладывает на верующих? Кто может не соблюдать пост? И как определить время поста, который длится в дневное время, если вы живете за Полярным кругом? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. R u рассказал Денис-хазрет Мустафин, заместитель управляющего делами Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона "Московский муфтият".

Пять условий соблюдения поста в Рамадан

- Что значит месяц Рамадан для мусульман?

Месяц Рамазан является месяцем поста. Отвечу по заветам Корана. Всевышний Аллах в Коране говорит: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" То есть пост, в первую очередь, является приказом Всевышнего Аллаха, его заветом. Это является обязательным поклонением в исламе.

Как мы знаем, ислам состоит из пяти столпов. Первый - свидетельство, что нет Бога, кроме одного Бога - Аллаха, и пророк Мухаммед его раб и посланник. Второй столп - пятикратный ежедневный намаз. Третий столп - это выплата закята. Четвертый обязательный столп ислама - это как раз пост. Пятый столп у нас - хадж.

- Хадж - это обязательное паломничество?

Для мусульман да. Паломничество в Мекку, в священную Каабу совершается один раз в жизни, в определенный период времени. А вот пост мусульманин обязан держать каждый год в месяц Рамазан.

Кроме обязательного поста у нас есть еще дополнительные посты, которые совершаются в течение года по желанию человека. Пост в аяте Корана обозначается словом саум, корень этого слова в переводе с арабского языка означает воздержание от еды и питья, а также воздержание от разговоров.

Воздержание по шариату - это воздержание от питья, еды, курения и половой близости, начиная с рассвета и до заката солнца. Вот это - шариатское значение. Есть также обязательные условия соблюдения поста. Первое: человек должен быть мусульманином. Второе: человек должен быть здоровым. Третье условие: человек должен быть разумным, отдавать отчет самому себе. И четвертый момент: человек должен знать, что пост для него обязателен. Вот при соблюдении этих четырех условий человеку надо держать пост.

Месяц Корана

- Больные, беременные не обязаны соблюдать пост?

Да. Есть категории людей, кому пост не обязателен. Это, в том числе больные люди, которым не позволяет здоровье. В эту категорию также относятся женщины, которые беременны или кормят грудью младенцев, потому что есть вероятность, что если они будут держать пост, это навредит и им, и детям. Еще одна категория людей, которые не держат пост, это пожилые, особенно слабые старые люди, которые не имеют сил держать пост.

- А, например, военнослужащие при исполнении служебного долга? Ведь достаточно сложно поститься, если ты сидишь за пультом или стоишь на часах, охраняешь что-то?

Сложности в посте нет. Для любого человека он не будет трудным, независимо от того, чем он занимается, если у человека есть четкое жесткое намерение соблюдать пост. Пророк Мухаммед так и говорит, что каждое деяние - по намерению. Если человек поставил себе цель что-то хорошее сделать, - например, продержать пост целый месяц Рамазан, - он это сделает без всяких затруднений. Всевышний Аллах даст ему силы, чтобы целый месяц держать пост.

- Рамадан связан с началом ниспослания священного Корана?

Да, все верно. Рамазан является месяцем Корана. В этот месяц начали ниспосылаться аяты Корана. Как мы знаем из истории ислама, пророк Мухаммед находился в пещере, в уединении, когда поклонялся, молился, тогда явился к нему архангел Джабраил и прочитал ему первые аяфты Корана. Начиная с этого момента в течение 23 лет пророк получал откровения от Джабраила.

Поэтому особым делом в месяц Рамазан является как раз прочитать полностью Коран, сделать хатм Корана. Добавлю, что в месяц Рамазан есть отдельный, дополнительный намаз - Таравих. В некоторых мечетях во время Таравих-намаза полностью прочитывают один джуз Корана. В течение месяца они таким образом прочитывают всю священную книгу.

Время мира и радости

- На время месяца Рамадан а должны быть прекращены все войны, споры и конфликты, так?

Да, Рамазан является таким радостным месяцем, это - большой праздник для мусульман. Весь этот месяц отводится только для поклонения Аллаху. Пост в священный месяц Рамадан в исламе является не просто поклонением Аллаху, но и тайной между Всевышним и Его созданием - человеком.

Если, к примеру, во время намаза мы видим, как человек поклоняется, совершает определенные земные поклоны, поясные поклоны и так далее, то именно в месяц , когда человек держит пост, снаружи посторонним наблюдателям этого никак не видно. Ни один человек не сможет этого определить, потому что это является тайной между Аллахом и человеком.

Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. За время Рамазана совершается очень много дополнительных намазов, чтение Корана обязательно. Как можно больше времени нужно проводить в поклонении Аллаху. Поэтому никакого времени для войн или каких-то других конфликтов просто не может оставаться.

- Но в , например, продолжаются боевые действия и сейчас - именно в месяц Рамазан. Как к этому относиться?

Война является грехом уже с того момента, как это все началось. Там льется кровь невинных людей. Конечно, проливать кровь - это огромный грех. Просто неописуемо и невозможно, если это продолжается в месяц Рамазан. увеличивается во много раз.

Наказания от Аллаха за убийство не существует здесь, на нашей земле, в земной жизни. За него Всевышний накажет уже в последующей, потусторонней жизни. Как говорится в Коране, убивший одного человека подобен тому, кто убил все человечество. Поэтому такой грех всегда будет считаться страшным грехом. И нет ему прощения.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовал

Новости из России

13.05.2018

Согласно ханафитскому (Ханафитский мазхаб самый популярный и самый многочисленный мазхаб среди суннитов. Этого мазхаба придерживаются 85% суннитов ) фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит » («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 03.30 часа утра, а солнце восходит в 04.21 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 13.30. Отнимаем от 13.20 один час, получаем 12.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 12.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому (самый популярный и самый многочисленный мазхаб - более 85% суннитов - ханафиты) мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?

Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт. Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача. Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.

Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Минимальный размер садаки фитр (закят аль-фитр - милостыни разговения) в этом году установлен в 100 рублей, а для тех, кто выплачивает Закят, рекомендуемая сумма фитр-садаки составляет 600 рублей. В качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой день установлена фидия - за каждый пропущенный день в размере 200 рублей.

Размеры этих милостыней устанавливаются согласно изречениям пророка Мухаммада, (салляллу алейхи васаллям) и исходя стоимости перловой и пшеничной крупы, фиников и изюма. Нисаб для выплаты закята по золоту - 210 тысяч рублей, по серебру - 18 тысяч рублей. Также утверждена дата празднования Ураза-байрама, который приходится на 15 июня 2018 года.

Нисаб для выплаты закята - 198 000 рублей.

Расписание для Санкт-Петербурга



Что еще почитать