Как определить время намаза без часов. Когда нельзя читать намаз? Запрещенные времена намаза. Во сколько начинается вечерний намаз? Как читать вечерний намаз

во сколько молятся мусульмане

тверь время намаза

В разделе Религия, Вера на вопрос мусульмане молятся 5 раз в день, а сколько по времени в общем занимает молитва? и сколько каждый намаз по времени длится заданный автором раовт вовмт лучший ответ это В общем все 5 молитв занимают около 30-45 минут. Зависимо от скорости чтения. Если к ним добавить и омовение то в общей сложности это будет около 1-го часа. А если по частям то.. . Утренний намаз (ФАЖР) : 4-6 мин. Обеденный намаз (ЗУХР) : 10-14 мин. Предвечерный намаз (АСР) : 4-5 мин. Вечерний намаз (МАГРИБ) : 5-7 мин. Ночной намаз (ИША) : 10-12 мин.

можно и за 5 мин уложится.

Если человек совершает молитву быстро, то у него уходит примерно 4 минуты. И в итоге получается 20 минут в день.

5 раз в день, наверно только старики молятся, молодые за 10 лет не разу не видел.

У всех по разному, в зависимости от манеры чтения и телосложения. в общем от 25 минут до 2х часов у меня когда только только начинал, уходило в общем около 2х часов а через пару лет уже укладывался в 25-30 мин. Обычно больше времени уходит на подготовку к

Сколько раз в день молятся мусульмане?

В общем все 5 молитв занимают около 30-45 минут. Зависимо от скорости чтения.

Если к ним добавить и омовение то в общей сложности это будет около 1-го часа.

А если по частям то.. .

Утренний намаз (ФАЖР) : 4-6 мин.

Обеденный намаз (ЗУХР) : 10-14 мин.

Предвечерный намаз (АСР) : 4-5 мин.

Вечерний намаз (МАГРИБ) : 5-7 мин.

Ночной намаз (ИША) : 10-12 мин.

В прошлом году были в Египте и оттуда я теперь узнала, что мусульмане (а они там есть и полно) молятся пять раз на дню, буквально все бросают и идут почитать.

В курортном городе это особо не почувствуешь, тем более если живешь при отеле, но мы ездили на экскурсию и воочию увидели очередную молитву третью по счету.

Мусульмане молятся пять раз каждый день – они читают молитвы, они разные по объему текста и в принципе по времени чтения, и каждая молитва может занимать до одного часу по времени. Самая длинная молитва – в обед, называется Зухр.

Мусульманская молитва или как совершать намаз

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 14:23

(а) Дневная молитва по пятницам в Мечети (Пятничная молитва).

(б) Ид (праздничная) молитва в 2-х ракаатах.

Полуденная (Зухр) 2 ракаата 4 ракаата 2 ракаата

Дневная (Аср) – 4 ракаата –

До заката (Магриб) – 3 ракаата 2 ракаата

Ночная (Иша) – 4 ракаата 2 р+1 или 3(Витр)

* Молитва «Вуду» осуществляется в промежутке времени между совершенным омовением (Вуду) и перед Фард (обязательной) молитвы в 2-х ракаатах.

* Дополнительная молитва «Доха» осуществляется в 2-х ракатах после полного восхода солнца и до полудня.

* Ради проявления почтения к мечети производится в 2-х ракатах сразу же после входа в мечеть.

Молитва в состоянии нужды, в которой верующий просит Бога о чем-то особом. Исполняется в 2-х ракатах, после чего должна последовать просьба.

Молитва о дожде.

Молитва при лунном и солнечном затмениях является одним из знамений Аллаха. Она осуществляется в 2-х ракатах.

Молитва «Истихара» (Салатуль-Истихара), которая исполняется в 2-х ракатах в тех случаях, когда верующий, намереваясь принять решение, обращается к Богу с просьбой о помощи в совершении правильного выбора.

2. Произносится не вслух: «БисмиЛлах», что означает Во имя Аллаха.

3. Начать омовение рук до кистей – 3 раза.

4. Прополоскать рот – 3 раза.

5. Промыть нос – 3 раза.

6. Ополоснуть лицо – 3 раза.

7. Омыть правую руку до локтя – 3 раза.

8. Омыть левую руку до локтя – 3 раза.

9. Намочить руки и провести ими по волосам – 1 раз.

10. Одновременно указательными пальцами обоих рук протереть внутри ушей, а большими пальцами за ушами – 1 раз.

11. Омыть правую ногу до щиколотки – 3 раза.

12. Омыть левую ногу до щиколотки – 3 раза.

Пророк (мир ему) сказал, что грехи того человека будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей, который, подготавливая себя к молитве с должным вниманием отнесется к омовению.

Выделения крови или гноя.

После месячных или послеродового периода у женщин.

После эротического сна, вызывающего поллюцию.

После «Шахады» – утверждения о принятии Исламской веры.

2. Омыть кисти рук – 3 раза.

3. Затем осуществляется омовение половых органов.

4. После этого следует обычное омовение, которое производится перед молитвой, кроме омовения ног.

5. Затем три полные горсти воды выливаются на голову, одновременно втирая их руками в корни волос.

6. Обильное омовение всего тела начинается справой стороны, затем – слевой.

Для женщины, Гусль производится тем же самым способом, как и для мужчины. В случае если ее волосы заплетены в косу, она должна их расплести. После этого ей только лишь надо будет выплеснуть на голову три полные горсти воды.

7. В конце производится споласкивание ног, сначала правой, а затем левой ноги, тем самым, завершая этап полного омовения.

2. Побить кистями рук о землю (чистый песок).

3. Отряхнув их, одновременно провести ими по лицу.

4. После этого, левой кистью руки провести по верхней части правой кисти руки, то же самое правой кистью руки провести по верхней части левой кисти руки.

2. Зухр – Полуденная молитва в 4-х ракатах. Начинается в полдень и продолжается до середины дня.

3. Аср – Дневная молитва в 4-х ракатах. Начинается с середины дня и продолжается до того, как солнце только начинает заходить.

4. Магриб – Вечерняя молитва в 3-х ракатах. Начинается с заката солнца (запрещается молиться, когда солнце полностью село).

5. Иша – Ночная молитва в 4-х ракатах. Начинается с наступлением ночи (полных сумерек) и продолжается до середины ночи.

(2) Не произнося вслух, сконцентрироваться на мысли о том, что собираешься произвести такую-то молитву, как на пример, я собираюсь совершить молитву Фаджр ради Аллаха, то есть утреннюю молитву.

(3) Поднять согнутые в локтях руки. Кисти рук должны находиться на уровне ушей, произнося:

«Аллаху Акбар» – «Аллах Велик»

(4) Обхватить правой рукой левую руку, поместив их на груди. Затем произнести:

1. Аль-Хамду Лилляяхи Раббиль-Аалямиин

2. Ар-Рахмаани р-Рахиим.

3. Малики Яумид-Диин.

4. Ияка наъ-буду Ва Ияка наста-ъиин.

5. Ихдина с-сырааталь- Мустакыим.

6. Сирааталь-Лязина анъамта алей-хим.

7. Гайриль Магдууби алей-хим Валяд Доо-лиин.

2. Милостивому, Милосердному.

3. Властелину Дня воздаяния!

4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.

5. Веди нас прямым путем,

6. Путём тех, которых Ты одарил Своими благами.

7. Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших

3. Лям-Ялид-валям юляд

4. Ва-лям якуль-лаху-Куфу-уан Ахад».

1. Скажи: «Он – Аллах -Един,

2. Аллах Вечен(только Тот,в Котором все до бесконечности буду нуждаться).

5. Он не родил и не был рожден

6. И нет никого равного Ему».

Кисти рук должны упираться в колени. Затем сказать:

При этом кисти обоих рук касаются пола первыми, затем следуют колени, лоб и нос. Пальцы ног упираются в пол. В этом положении следует произнести:

2. Ас-Саляяму алейка Аюхан-набию ва рахмату Ллаахи ва баракяятухъ.

3. Ассаламу Алейна ва ала ибаади Ллаахи-ссалихин

4.Ашхаду Алляя иляха иляЛлаху

5. Ва ашхаду Анна Мухаммадан Абдуху ва Расуулюх.

2. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение.

3. Мир нам, а так же всем праведным слугам Аллаха.

4. Я свидетельствую, что нет бога,заслуживающего поклонения, кроме Аллаха.

5. И свидетельствую, что Мухаммад раб Его и Посланник.

2. Ва аляя али Мухаммад

3. Кяма салляйта аляя Ибрахиима

4. Ва аляя али Ибрахиим

5. Ва Баарик аляя Мухаммадин

6. Ва аляя али Мухаммад

7. Кямаа Баракта аляя Ибрахиима

8. Ва аляя али Ибрахима

9. Иннакя Хамиидун Маджиид.

3. Так же как Ты благословил Ибрагима

5. И ниспошли благословение Мухаммаду

7. Так же как Ты ниспослал благословение Ибрагиму

9. Поистине, вся Хвала и Слава принадлежит Тебе!

2. Иннал Инсана Ляфи Хуср

3. Илля-Лязина Аману

4. Ва Амилю-салихати, Ва Таваса-у Бил-хакки

5. Ва Таваса-у Биссабр.

1. Клянусь предвечерним временем

2. Воистину, каждый человек в убытке,

3. Кроме тех, которые уверовали,

4. Совершали праведные деяния

5. Заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!

2.Фасал-ли Лираббикя Ван-хар

3.Инна Шани-ака хуваль абтар

1. Мы даровали тебе Изобилие (Бесчисленные блага, в том числе реку в Раю, которая называется аль-Каусар).

2. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.

3. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным.

1. Иза джаа насрул Аллахи ва фатх

2. Вараайтан насса яд-хулуна фи Динил-Аллахи Афваджа

3. Фа-Саббих бихамди Рабика Вас-таг-фирх

4. Инна-ху Каанна Таввааба.

1. Когда придет помощь Аллаха и настанет победа;

2. Когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха,

3. Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения.

4. Воистину, Он – Принимающий покаяние.

1. Куль Ауузу Бираббиль -Фаляк

2. Мин Шарри маа халяк

3. Ва мин шарри гаасикын иза Вакаб

4. Ва мин шарри Наффассати филь Укад

5. Ва мин шарри Хаасидин иза Хасад.

1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета,

2. От зла того, что Он сотворил.

3. От зла мрака, когда он наступает

4. От зла колдующих, поплевывающих на узлы,

5. От зла завистника, когда он завидует».

1. Куль Ауузу Бирабби н-наас

2. Мааликин наас

4. Мин шарриль Васвасиль-ханнаас

5. Аллязии ю-вас вису фи судуурин-наас

6. Миналь-Джиннати ван-наас.

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»

1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,

4. от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха,

5. Который вводит в смущение сердца людей,

6. И бывает из джиннов и людей.

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?». (Коран 13:28) «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». (Коран 2:186)

Пророк (М.Е.И.Б)* призывал всех Мусульман упоминать Имя Аллаха после каждой молитвы следующим образом:

Вахдаху Ляя Шарика лях

Ляхуль Мулку, ва Ляхуль Хамду

Вахува аляя Кулли шайин Кадир

Существуют многие другие прекрасные молитвы, которые можно выучить наизусть. Мусульманин должен произносить их в течении дня и ночи, тем самым поддерживая постоянный контакт со своим Создателем. Автор выбрал лишь те, которые проще и легче запомнить.

Часовой пояс: UTC + 2 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Вы не можете отвечать на сообщения

Вы не можете редактировать свои сообщения

Вы не можете удалять свои сообщения

Вы не можете добавлять вложения

Во сколько начинается вечерний намаз? Как читать вечерний намаз?

Когда человек принимает ислам, на него возлагается священный долг совершения намаза. Это твердыня мусульманской религии! Ещё Пророк Мухаммед сказал, что намаз - это первое, о чём спросят человека в Судный День. Если молитва совершалась должным образом, то и другие деяния будут достойными. Каждый мусульманин обязан совершать пять молитв ежедневно (ночной, утренний, обеденный, предвечерний и вечерний намаз). Каждый из них включает в себя определённое число характерных действий, называемых ракаатами.

Каждый ракаат представлен в строгой хронологии. Сначала правоверный мусульманин должен прочесть суры стоя. Далее следует поясной поклон. В конце молящийся должен выполнить два земных поклона. На втором верующий присаживается на пол, после чего встаёт. Таким образом, выполняется один ракаат. В дальнейшем всё зависит от вида намаза. Количество действий может меняться от четырёх до двенадцати раз. Вдобавок все молитвы выполняются в своё время, имея личный промежуток в течение суток.

Существующие разновидности намаза

Существует два типа обязательных намазов. Некоторые являются каждодневным долгом, совершаемым в точно установленное время. Остальные молитвы не выполняются каждый день, только иногда и по особым случаям.

Вечерний намаз - это также чётко упорядоченное действие. Установлено не только предназначенное время, но и количество молитв, одежда. Также определено и направление, в котором верующие должны устремляться к Аллаху. Более того, среди людей существуют определённые исключения для отдельных категорий, включая женщин.

Время на выполнение ежедневных намазов.

Начало ночного намаза ‹‹Иша›› приходит в то время, когда краснота покидает горизонт и приходит полная мгла. Молитва продолжается до полуночи. Исламская полночь находится ровно по центру временных промежутков, которые разделены на утренний, вечерний намаз.

Утренний намаз ‹‹Фаджир›› или ‹‹Субх›› начинается в то время, когда ночная тьма начинает растворяться в небе. Как только на горизонте появляется солнечный диск, время молитвы закончилось. Иными словами, это период восхода.

Начало обеденного намаза ‹‹Зухр›› соответствует определённому положению солнца. А именно когда оно из зенита начинает спускаться к западу. Время этого намаза длится вплоть до наступления следующей молитвы.

Предвечерний намаз ‹‹Аср››, начинающийся после обеда, также обусловлен положением солнца. О начале намаза свидетельствует наличие тени, сравнявшейся с длиной предмета, который её отбрасывает. Плюс продолжительность тени, пребывавшей в период зенита. Окончание времени этого намаза ознаменовано покраснением солнца, приобретающего медный оттенок. К тому же на него становится легче смотреть невооружённым глазом.

Вечерний намаз ‹‹Магриб›› начинается в тот момент, когда солнце целиком прячется за горизонтом. Иными словами - это период заката. Эта молитва продолжается до прихода следующего намаза.

Реальная история одной верующей мусульманки

Однажды с одной девушкой в городе Абх, расположенном в юго-западной части Саудовской Аравии, произошла совершенно невероятная история во время вечернего намаза. В тот роковой день она готовилась к будущей свадьбе. Когда на ней уже было надето прекрасное платье и нанесён макияж, внезапно прозвучал призыв на совершение ночного намаза. Так как это была искренне верующая мусульманка, она стала готовиться к выполнению своего священного долга.

Мать девушки хотела воспрепятствовать молитве. Потому что гости уже собрались, а невеста могла появиться перед ними ненакрашенной. Женщина не хотела, чтобы её дочь высмеяли, посчитав некрасивой. Впрочем, девушка всё же ослушалась, подчинившись воле Аллаха. Для неё совершенно не имело значения, как она будет выглядеть перед людьми. Главное, быть чистой и прекрасной для Всевышнего!

Вопреки воле матери девушка всё-таки стала выполнять намаз. И в тот момент, когда она совершала земной поклон, он оказался последним в её жизни! Какой восхитительный и невероятный конец для мусульманки, настоявшей на подчинении Аллаху. Множество людей, услышавших эту реальную историю, рассказанную шейхом Абдул Мохсен Ал-Ахмад, были крайне растроганы.

Последовательность выполнения вечернего намаза

Как читать вечерний намаз? Эта молитва совмещает в себе пять ракаатов, где три обязательных и два желательных. Когда верующий оканчивает второй ракаат, он не поднимается на ноги сразу, а остаётся читать молитву ‹‹тахиййат››. И только произнеся фразу ‹‹Аллаху Акбар››, он встаёт на ноги, чтобы выполнить третий ракаат, подняв руки на уровень плеч. Дополнительная сура после ‹‹Аль-Фатихи›› читается лишь в первых двух ракаатах. Во время третьего читают ‹‹Аль-Фатиха››. При этом вслух молитва не произносится, а дополнительную суру уже не читают.

Примечательно, что в шафиитском мазхабе вечерняя молитва длится, пока на небосклоне после захода солнца пребывает красный оттенок. Приблизительно 40 минут. В ханафитском мазхабе - пока не начнётся рассеиваться темнота. Где-то полтора часа. Наилучшее время для совершения молитвы – после захода солнца.

Вопреки тому, что время вечернего намаза продолжается до наступления ночной молитвы, Магриб нужно выполнять сразу же в первое время после его начала. Если правоверный стал совершать намаз в конце вечерней молитвы, но затянул с окончанием, а один полновесный ракаат завершил вовремя - священный долг считается исполненным. Так как в одном из Хадисов говорится: ‹‹Заставший один ракаат, выполнил саму молитву››.

Обязательное очищение перед молитвой

Вы недавно приняли ислам? Или стали придерживаться религии, которой следовали ваши предки? Тогда у вас, несомненно, появилось огромное количество вопросов. А самый первый из них: «Как делать вечерний намаз»? Несомненно, человеку может показаться, что его выполнение - это крайне сложный ритуал. Впрочем, на самом деле процесс его изучения довольно прост! Намаз создан из желательных (суннат) и необходимых (ваджиб) составляющих. Если верующий не выполнит суннаты, его намаз будет действительным. Для сравнения можно рассмотреть пример с едой. Пищу можно употреблять и без приправ, но с ними же лучше?

Перед выполнением любой молитвы верующий обязан иметь чёткое побуждение для её вознесения. Другими словами, в своём сердце он обязан точно определиться, какую молитву будет выполнять. Побуждение рождается в сердце, а вот излагать его вслух непозволительно! Поэтому, исходя из вышеперечисленных сведений, можно с уверенностью заключить, что главное в ежедневной молитве - это знать, как правильно проводится вечерний намаз, во сколько начинается! Правоверный мусульманин должен отключиться от всего мирского, сосредоточившись только на обращении к Всевышнему.

Что такое тахарат?

Определённый ряд совершаемых действий выводит человека из состояния ритуальной нечистоты (джанаба). Тахарат бывает двух видов: внутренний или внешний. Внутренний очищает душу от неблаговидных поступков, грехов. Внешний - от нечистот на плоти, обуви, одежде или в жилище.

Тахарат для мусульман - это свет, очищающий помыслы, побуждения. Помимо того, что его нужно выполнять перед каждым намазом, неплохо совершать малое омовение в любое свободное время. Не стоит пренебрегать таким полезным деянием, как обновление вуду. Крайне важно помнить, что без гусля малое омовение недействительно. Всё, что разрушает гусль, губит и тахарат!

Отличия женского и мужского намаза

Женская молитва фактически ничем не отличается от мужской. Для женщины крайне важно совершать вечерний намаз и другие молитвы, следуя предъявляемым к ней требованиям. Поэтому выполнение домашней молитвы гораздо предпочтительнее, дабы не отвлекаться от насущных забот. К тому же у женщин имеется несколько специфических состояний.

Когда женщину посещают характерные для неё стадии менструации, послеродовых кровоочищений, это существенно ограничивает выполнение повседневного исламского долга. Такое же правило распространяется и на другие типы кровотечений, выделений, препятствующих выполнять молитвы. Дабы не ошибиться, крайне важно правильно различать эти состояния! Так как в одних случаях это запрещено, в других случаях - необходимо выполнять молитвы как обычно.

Когда женщине доступно полное омовение?

Каждому состоянию соответствует своё характерное название, а долг обучить самой молитве и знанию того, во сколько начинается вечерний намаз, обычно возлагается на её покровителя или мужа. Узур - это противоестественное кровотечение. Нифас - послеродовое кровоочищение. И наконец, хаийд - это ежемесячное очищение. Для каждой женщины понимание, отличие этих состояний является фардом.

К сожалению, гусль женщина может выполнять исключительно после полного прекращения хайд, нифас или супружеской близости. Как известно, тахарат - это прямой путь к намазу, без него молитва принята не будет! А намаз является ключом от Рая. Однако вуду можно, и даже нужно, производить в подобные периоды. Не стоит забывать, что малое омовение, особенно для женщины, не менее существенно. Если вуду выполнено по всем канонам, с должным искренним побуждением, человек будет одарён благословением баракат.

Правила везде одинаковые!

Правоверные мусульмане, обитающие в разных странах, обязаны произносить молитву исключительно на арабском языке. Впрочем, это не значит, что можно только вызубрить арабские слова. Все слова, входящие в намаз, должны быть понятны каждому мусульманину. Иначе молитва теряет всякий смысл.

Одежда для выполнения намаза не может быть неприличной, облегающей, прозрачной. Мужчины должны как минимум прикрывать зону от колен до пупка. Вдобавок его плечи также должны быть чем-то покрыты. Перед началом намаза, правоверный должен отчётливо произнести её название и, подняв руки к небу, согнутые в локтях, сказать фразу: «Аллаху Акбар»! После восхваления Всевышнего, мусульмане, складывая руки на груди, накрыв правой левую, совершают не только вечерний намаз, но и остальные молитвы.

Основные правила в совершении намаза для женщин

Как читать вечерний намаз женщинам? Молящаяся женщина должна покрыть всё тело, исключая лицо и кисти рук. Более того, женщине не позволительно при выполнении поясного поклона удерживать спину так же ровно, как и мужчина. Следом за поклоном мусульманка должна присесть на левую ногу, направив обе стопы вправо.

Также женщине запрещено ставить ноги на ширине плеч, нарушая этим право мужчины. И не нужно чересчур высоко поднимать руки при изречении фразы: ‹‹Аллаху Акбар››! А во время выполнения поклонов требуется быть предельно точной в движениях. Если внезапно какое-то место на теле оголилось, нужно быстро его спрятать, продолжив обряд. Во время молитвы женщина не должна отвлекаться.

Как правильно молиться начинающей женщине?

Впрочем, сегодня существует множество новообращённых в Ислам женщин, которым совершенно неведомы правила выполнения намаза. Поэтому мы поведаем вам, как осуществляется вечерний намаз для начинающих женщин. Все молитвы выполняются в чистоте (одежда, помещение) на отдельном коврике для молитв, или расстилается свежая одежда.

Сначала нужно сделать малое омовение. Малое омовение способно избавить человека от злобы, негативных помыслов. Злоба - это пламя, а его, как известно, гасят водой. Именно поэтому вуду может оказаться прекрасным решением, если человек намеревается освободиться от гнева. Вдобавок, если человеком, пребывающем в тахарате, осуществляются благие деяния, то награда за них возрастает. О чём также имеется напоминание в Хадисах.

Один Хадис приравнивает намаз к пятикратному омовению в реке. Хадис - это изречение Пророка Мухаммеда. В них упоминается, что при воскрешении все будут пребывать в состоянии отчаянного смятения. Тогда возникнет Пророк и возьмёт с собой тех, кто выполнял омовение тахарат и осуществлял намаз. Каким образом он узнает всех? На что Пророк дал ответ: ‹‹Среди ваших табунов существуют исключительные белые лошади. Похожим образом и я узнаю между других людей и заберу с Собой. Все участки плоти будут сиять от тахарата, намаза».

Малое омовение вуду

В соответствии с шариатом, малое омовение состоит из четырёх первостепенных фард вуду. Сначала нужно по три раза умыть лицо и прополоскать ротовую полость и нос. Границами лица принято считать: по ширине - от одной мочки уха до другой, а по длине - от участка, где начинают расти волосы, до краешка подбородка. Далее следует три раза вымыть руки, включая локтевой сустав. Если на пальцы надеты кольца или перстни, их обязательно нужно сместить для проникновения воды.

После чего необходимо протереть кожу головы, предварительно смочив руки один раз. Далее один раз следует протереть уши, шею наружной стороной руки, но уже без повторного смачивания рук. Изнутри уши протирают указательными пальцами, а снаружи - большими. И наконец, три раза омываются ноги, с изначальным очищением между пальцами. Однако выполнить процедуру нужно исключительно на коже головы, а не шее или лбу.

Основные правила омовения

Во время омовения нужно избавиться от всего, что может затруднить проникновение воды. Например, краски, лака для ногтей, воска, теста. Впрочем, хна совершенно не препятствует попаданию воды. Вдобавок требуется очистить те участки, куда вода при обычном купании может не попасть. Например, складки пупка, кожу под бровями, за ухом, а также его раковину. Женщинам рекомендуется промывать проколы для серёг, если они существуют.

В связи с тем, что очищение обязывает к мытью кожи на голове и волос, если сплетённые косы не мешают проникновению воды к корням, их можно не распускать. Главное, трижды обмыть голову, чтобы вода попала на кожу. После того как все срамные зоны вымыты, а из тела удалены все нечистоты, нужно совершить малое омовение без очищения ног. Трижды облив тело водой, начав с головы, переходят сначала к правому плечу, потом к левому. Только после омовения всего тела можно приступать к ногам.

Обязательные требования для женщин

Мы, конечно же, уже много знаем о том, как проводить вечерний намаз, во сколько. Осталось лишь уточнить некоторые детали. Если правоверная получила разрешение принимать участие в совместной молитве, можно посетить мечеть. Впрочем, как уже упоминалось выше, в основном женщины выполняют намаз дома. Ведь забота о детях и хозяйстве не всегда даёт возможность посетить мечеть. А вот мужчины, совершая молитву, обязательно должны посещать святое место.

Правоверная мусульманка при каждом намазе должна соблюдать обязательные требования. Придерживание чистоты в самом обряде, намерение выполнять молитву, наличие свежей одежды, концы которой не должны превышать уровень щиколотки. Совершенно недопустимо пребывать в состоянии алкогольной интоксикации. Запрещено выполнять намаз в полдень и во время восхода солнца. Во время заката также совершенно недопустимо проводить вечерний намаз.

Женщинам, начинающим идти по стопам Великого Пророка Мухаммеда, также немаловажно помнить, что во время осуществления молитвы каждый правоверный должен быть развёрнут лицом в сторону Каабы. Обитель Самого Аллаха, расположенная в городе Мекке, называется Кыбла. Человек не должен определять чёткое расположение Кыблы. Достаточно вычислить сторону Мекки. Когда в городе расположена мечеть, то ориентир определяют в соответствии с ней.

Кто имеет право называться истинным правоверным?

Человек, обращённый в Ислам, читающий намаз ежедневно, совершенствуется и очищается! Намаз автоматически становится неотъемлемой частью в жизни человека, являясь одновременно как индикатором, так и инструментом его деяний. Согласно многим изречениям Пророка, если человек выполняет омовение по всем канонам, Всевышний Аллах смывает грехи, как это делает вода. Совершающий намаз искренне будет получать удовольствие не только в его процессе, но и после окончания.

Воздающий намаз, закаляет свою веру, а забывающий - уничтожает её. Отвергающий необходимость намаза не может быть мусульманином. Так как он отвергает одно из основополагающих условий ислама.

Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный - нельзя.

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)

В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.

В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака"ата (перед обязательной) утренней молитвой".

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)

В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: "Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после "асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет" . После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).

2. Когда солнце находится в зените

В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху "...во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату... "

3. Во время захода солнца.

За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме "аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза "асра предыдущего дня. После прочтения "аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет» . (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз "аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.

4. После захода солнца

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз» . (Абу Дауд, Ибн Маджа).

5. Во время хутбы

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу» . (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар» . («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» . (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).

Смотрите текущее расписание намазов для городов России и других стран на день/месяц/год по

Одно из обязательных условий мусульманской молитвы - это её своевременное совершение. Любой из пяти ежедневных намазов, ошибочно либо намеренно («авансом») прочитанных до наступления установленного для каждого из них времени в течение суток, считается не действительным.

Ислам предписывает строго придерживаться правила «Каждому намазу - своё время». Переносить или объединять их верующие могут лишь в исключительных ситуациях.

Стоит учитывать, что существуют ограничения, когда молиться категорически запрещено:

  • начиная с момента начала восхода солнца до тех пор, пока оно не оторвётся от линии горизонта (то есть примерно в течение получаса утром);
  • при нахождении небесного светила в своей высшей точке суточной траектории (в зените);
  • на всём протяжении солнечного заката. (Об этом предупреждают хадисы, доведённые до нас Муслимом, аль-Бухари, Ибн Маджей и ан-Насаи).

Как видим, время для совершения акта поклонения у мусульман строго привязано к положению солнца, а значит оно зависит от географической широты и долготы местности. Кроме того, для (аср) имеет значение и мазхаб молящегося - ханафиты совершают его позже шафиитов и остальных мусульман (причём разница может составлять от 30 минут до часа и даже более - в зависимости от времени года).

Общие правила вычисления времени молитвы в исламе таковы:

1. Для утреннего (или предрассветного, сабах, фаджр) намаза - от рассвета до того момента, как начнёт восходить солнце.

2. Для полуденного (ойля, зухр) - время после точки заваль (когда солнце пройдёт свой зенит) вплоть до того, пока тень предмета не станет больше него самого, и не наступит, тем самым, время следующей молитвы. При этом у ханафитов принято брать за базу двойную (по отношению к самому предмету) длину тени, а в остальных мазхабах - однократную, т.е. равную по длине тень.

3. Для предвечернего (или послеполуденного, икенде, аср) намаза - с астрономического окончания периода полуденной молитвы и до начала заката солнца. Существует отдельная формула расчёта, согласно которой общую длительность от момента заваль до того, как небесное светило соприкоснётся с линией горизонта, делят на семь равных интервалов. Четыре из них мусульмане отводят на время зухр, остальные три - на молитву аср.

4. Для вечернего (ахшам, магриб) намаза - с исчезновения солнца за линией горизонта до наступления тьмы, т.е. пока не кончится вечерняя заря.

5. Для ночного (ясту, иша) - с момента полного рассеивания вечерней зари и до появления предрассветного озарения на восточной части небосвода.

Самостоятельно определить правильное время намаза верующим, зачастую, сложно. И не всегда поблизости есть мечеть, откуда можно услышать азан, сигнализирующий, что уже можно начинать молиться. В таких условиях на помощь приходят специальные расписания намазов в виде календарей, специальных интернет-сервисов либо мобильных приложений. Там же обычно указываются часы и минуты окончания утренней трапезы (сухур) и разговения () для тех, кто держит пост.

Однако необходимо всегда помнить, что любые автоматические методы вычисления времени молитв не могут быть абсолютно точными. Это касается и расписания намазов, ссылку на которое мы привели в самом начале статьи. (В нём представлен подробный график для сотен российских городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Махачкалу, Уфу, Грозный, Екатеринбург, Самару, Нижний Новгород, Краснодар, Новосибирск, Тюмень, крупные города Татарстана, Башкортостана, Крыма и др. регионов). Поэтому в целях предосторожности начинать молиться лучше на 5-10 минут позже (а в дни поста рекомендуется прекратить приём пищи, наоборот, раньше) вычисленного астрономического времени.

хадис по данной теме

«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву.

После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]» .

Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв .

В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари .

Временные границы молитв

Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них . Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее» . Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка .

1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

Наступление времени молитвы. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) .

В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце» . С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее» .

Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими , включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен .

В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце» . Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

Предпочтения . Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого .

Наступление времени молитвы . Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе.

Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

Предпочтения . От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной» .

3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср).

Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву» .

Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость .

Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки] . Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно» .

4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт.

Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари» .

Предпочтения . Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка .

Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» .

5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

Предпочтения . Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи» , в первую треть или половину ночи .

В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой.

Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время» ;

– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи» ;

– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время» .

Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи» .

Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени . Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков. Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно .

В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух).

Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах . Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи.

В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

Время, запретное для совершения молитвы

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.

‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

– в то время, когда солнце находится в зените;

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» .

Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

Трудности с определением времени намаза

Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв .

В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях .

Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418.

Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59.

Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих».

Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих».

Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.

Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.

Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.

См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.

Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.

Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».

Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.

Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.

Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.

Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

Для всех пяти намазов самое ценное время для его совершения предписано одно и то же – это начало времени‚ когда человек убедился в наступлении срока намаза и плюс столько, сколько нужно для соблюдения необходимых действий и условий намаза: очищение, омовение, одевание для укрытия аврата, совершение фарза и его суннатов-муаккада (особо ценные суннаты) и обычных суннатов.

Если после оглашения азана в мечети до икамата пройдёт время, пока люди соберутся на джамаат, это не повредит самому ценному времени для его совершения, если пауза не будет слишком долгой.

Самое ценное и избранное время для совершения всех пяти намазов

Для утреннего намаза лучшим и избранным считается время после вышеприведённого самого ценного времени, до того, как станет светло . Допустимое время после этого – это время, когда на восходе появится краснота (восходящего солнца). Временем, до которого порицается (караха) откладывать совершение утреннего намаза, является период от момента, когда станет светло, до восхода солнца.

Откладывать совершение утреннего намаза до момента, когда до восхода солнца не будет хватать времени на завершение намаза (таким образом, что конец намаза останется на время после истечения периода для намаза), без уважительной причины греховно (харам). В таком случае нужно незамедлительно совершить намаз, и если хотя бы один ракаат намаза будет совершён до истечения срока, отведённого для намаза, этот намаз считается совершённым в срок. Срок, на который греховно откладывать совершение намаза, для всех пяти намазов одинаков.

Если человек после совершения ночного намаза, отвлекаясь на ненужные ни в миру, ни в Ахирате дела, поздно лёг спать и проспал до восхода солнца, также если он при рассвете проснулся и вновь уснул, не вставая на намаз, и проспал, то это опоздание не считается уважительной причиной.

Допустимое для полуденного намаза это время, когда тень вертикально стоящего предмета увеличится на половину его (предмета) длины; самая короткая тень солнца при зените в расчёт не принимается . Время, до которого можно откладывать совершение полуденного намаза, есть время по завершении допустимого периода и ещё столько, сколько необходимо для совершения намаза.

Избранным для послеполуденного намаза считается момент, когда тень вертикально стоящего предмета не станет в два раза длиннее, чем сам предмет; размер тени предмета при зените не учитывается .

В совершении послеполуденного намаза нет нежелательности, пока солнце не пожелтеет. Время, допускаемое для совершения этого намаза, но нежелательное (караха) – это период, когда после «пожелтения» солнца остаётся время для совершения намаза. Откладывание послеполуденного намаза дальше этого времени попадает в промежуток времени, когда греховно (харам) совершать намаз.

Для вечернего намаза самое ценное , избранное и не порицаемое время одно . Так как по поводу времени этого намаза есть большие разногласия, откладывать от времени, которое мы ранее описали как самое ценное для намаза, до момента, чтобы было время для намаза, пока у неба не исчезнет красный оттенок (шафакъ аль-ахмар) считается нежелательным (караха). Срок после этого периода считается греховным временем.

Для ночного намаза избранным временем после самого ценного является время до момента, пока не пройдёт первая треть ночи . Есть мнение, что это время длится до полуночи. Временем, когда можно совершить ночной намаз без караха, считается период до момента, как наступит ложный рассвет.

С этого времени можно совершать ночной намаз, до того момента, как останется время, достаточное для совершения намаза полностью, но это нежелательно (караха). А откладывание на срок после этого времени считается греховным.

Если весь один ракаат попадёт в срок (предписанный) для намаза, то этот намаз считается совершённым вовремя, а если в этот срок попадёт меньше ракаата, то этот намаз считается совершённым как возмещаемый.

Если до истечения срока намаза остаётся достаточно времени хотя бы для того чтобы произнести самое малое – «Аллаху акбар», то считается, что исчезла причина, по которой не совершался намаз, к примеру, человек пришёл в сознание, освободился от джиннов, достиг совершеннолетия, или женщина в этот момент очистилась от хайза или нифаса, то этот намаз считается обязательным, и его нужно возместить.

Если же это был намаз, который можно совмещать в пути (сафаре) с другими намазами, например, послеполуденный или ночной, то необходимо возместить и совмещаемые намазы, то есть полуденный или вечерний. Например, если тот, кто был не в сознании, пришёл в себя, когда осталось достаточно времени до истечения срока послеполуденного намаза, чтобы произнести только «Аллаху акбар» или больше этого, то он должен возместить послеполуденный и предыдущий полуденный намазы.

Также, если после наступления времени намаза прошло время, за которое можно совершить намаз, или больше этого, и появилась причина, по которой нельзя совершить намаз, например, потеря сознания, начало месячных, то человек впоследствии обязан возместить этот намаз.

Но если этот намаз можно совмещать в пути, то последующий намаз не нужно возмещать. На это особое внимание должны обращать женщины. Они должны тщательно следить за ежемесячным циклом – за его началом и окончанием.

Это нужно для того, чтобы женщина не упускала намазы, которые обязана совершить, или которые греховно совершать в определённом состоянии. Это всё она должна знать. Например, если месячные начались после начала периода намаза по истечении времени, за которое можно было совершить намаз, то она должна его возместить, а если начались за меньшее время, чем хватило бы для намаза, то для неё греховно этот намаз возмещать.

Также, если до истечения срока намаза оставалось столько времени, что можно произнести «Аллаху акбар», то она должна возместить этот намаз, а если времени было меньше, то для неё греховно его возмещать.

Из книги Ахмада-хаджи Исаева «ИРШАДУЛЬ АВАМ »



Что еще почитать