Деятельность человека определяется как. Деятельность человека, ее основные формы. Средства и с ними совершаются необходимые действия. Усилия человека завершаются

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Деятельность. Виды и формы деятельности. « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти» . Л. Н. Толстой. Обществознание 10 класс Герлис Яна Павловна

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. В структуру деятельности входят: Объект – субъект - мотив – цель - средства- процесс(действия) – результат

Структура деятельности: Субъекты деятельности, тот кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации) Объекты – на кого (что) направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.) Мотив - то что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки). Цель – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. Средства - то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели. Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Вся деятельность человека - это череда постоянных действий. Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают (по Веберу М): Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель. Ценностно - рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности. Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом. Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Материальная (практическая): Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ) Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества) 2. Духовная Познавательная (познание мира, общества, человека) Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни) Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности: 1. Труд Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Характерные черты труда как вида деятельности: Целесообразность (нужность, необходимость) Наличие целей, направленных на достижение определённого результата. Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия. Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности) Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности) Нацеленность на результат и получение его. Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда: Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат. Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный. Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

2. Игра Игра - это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. Игра для ребёнка - это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, приёме на работу. Характерные черты игры как вида деятельности: Условная ситуация Наличие определённых правил для той или иной игры Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла - это её дочка) Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие) Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

3. Учение (учёба) Учение - вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности. Виды учения: Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.) Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности) Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес). Характерные черты учения как вида деятельности: Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения. В основе учения - освоение опыта предыдущих поколений. Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность. Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности: Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата. Плановый характер деятельности, то есть представляет из себя определённую структуру. Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс. Продуктивность – направленность деятельности на получение результата. Преобразующий характер - деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека. Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

4. Творчество - это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности - уникальность её результата. Механизм творческой деятельности: Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте. Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании. Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы. Интуиция - знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить.

5. Общение В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение - это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности. Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения: Социализирующая - формирование личностных качеств. Трансляционная - в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение Эмоциональная - через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику. Идентификационная - причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление) Интегративная, то есть общение объединяет людей. Виды общения: Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек - группа) Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов) Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником) Между двумя воображаемыми героями (например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации. Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация - это синоним слова «общения» (например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения , Психологии деятельности , психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении , которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном , В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым , был М. Я. Басов ].

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) - категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)

Примечания

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

См. также

  • структура деятельности

Литература

  1. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 - 28.
  2. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. - 1982. - 255 с.
  3. Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ - 1988. - 179 с.
  4. Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. - М.: РАН. −1993. - С. 116-118.
  5. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. - 1993 .
  6. Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. - Саратов: ООО издательство «Научная книга». - 2004. - С. 171-175.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

  • Радзинский, Эдвард Станиславович
  • Священное Писание

Смотреть что такое "Деятельность" в других словарях:

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия

    деятельность - направить действие деятельность начать действие, начало деятельность осуществляется действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана касательство заниматься коммерческой деятельностью действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Деятельность - посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь

    деятельность - См … Словарь синонимов

    деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    деятельность - Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь

    Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадияхПсихологический словарь

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь

Книги

  • Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России , Соколов. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России: Воспитанницам старших классов Одесской гор. 2 женской гимназии. 6 окт. 1896 г. / [Вс. Соколов]R 8/1142:Одесса:…

В течение своей жизни человек постоянно занимается какой-либо деятельностью.

Именно в деятельности человек раскрывается особенно ярко. В деятельности проявляется его интеллект, таланты и способности, потребности, интересы, сила воли, темперамент, умение ставить цель и принимать решение.

Интеллект зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Интеллектом обладает тот, кто способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать её и найти способы решения. Человек с сильной волей решителен, самостоятелен, настойчив в достижении своих целей.

Видите, как много всего сосредоточено в слове деятельность.

Мотивы и цели деятельности

Человек никогда ничего не делает просто гак. В основе его поведения и действий лежат мотивы.

Мотивом поступления в институт является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал. Для этого необходимо хорошо знать школьные предметы, иметь соответствующие документы и успешно сдать экзамены.

Что же такое деятельность? Предположим, вы с классом поехали на экскурсию, отвечаете на уроке на вопрос учителя, садитесь дома делать домашнее задание - это действия, учёба или обучение - деятельность.

    Советуем запомнить!
    Деятельность - последовательность действий (умственных или физических), совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение конкретной цели. Деятельность требует упорства, целеустремлённости, постоянных усилий.

    Интересные факты
    Учёные экспериментально доказали, что бесполезные действия вынуждают затрачивать подчас не меньше сил и энергии, чем нужные и полезные.

У деятельности есть цель. Например, купить автомобиль. Для её достижения надо накопить капитал, пройти медосмотр, получить различные справки, водительские права, а потом выбрать магазин с подходящими ценами и марками машины. Действие - маленький фрагмент деятельности - зайти в магазин и купить автомобиль. Деятельность - это учёба, общение с разными людьми, многолетняя работа в банке, на заводе, в офисе, которая приносит заработную плату.

Виды деятельности

Человеческая деятельность очень разнообразна, но основными видами деятельности являются учение (учёба), игра и труд, творчество, общение.

Учение - это обретение новых знаний, освоение новых навыков. Например, в процессе учения вы узнали, что такое деятельность, а теперь приобретаете навык определения её основных видов, а ещё можно научиться рисовать, плавать, играть на музыкальном инструменте.

Игра - это подражание реальной деятельности. Вы же играли в раннем детстве, копируя жизнь взрослых, в такие игры, как дочки-матери, больница, магазин и т.д.? Кроме того, игрой называются спортивные, компьютерные игры.

Трудовая деятельность человека создаёт различные полезные продукты (строительство домов, сборка автомобилей) или оказывает полезные услуги (например, туристические, медицинские, бытового обслуживания).

В процессе творческой деятельности обязательно создаётся что-то новое. Например, изобретение колеса, автомобиля, сочинение музыки, написание книги и т.д. А в процессе общения происходит обмен информацией, идеями, эмоциями.

Такое многообразие видов деятельности существует потому, что они удовлетворяют какие-то важные потребности общества. Не будь потребности, не возникнет деятельности. Кому нужны тёплые сапоги и мастеровые, их изготовляющие, скажем, в Африке, если население в них не нуждается, там круглый год тепло? А в России они необходимы.

Какие виды деятельности иллюстрируют фотографии? На удовлетворение каких потребностей они направлены?

Результат деятельности

Результатом деятельности служит создание полезной вещи или услуги, чувство радости, если твоя любимая футбольная команда выиграла - и наоборот.

Результат не всегда виден глазу, например при умственной деятельности, которая предшествует любой другой. Умственная деятельность выступает основой для всех видов деятельности, так как человек сначала думает, а потом делает. Это правило важно соблюдать и в школьной и во взрослой жизни.

Если представить структуру деятельности, то она состоит из цели, потребностей, мотивов, средств, совокупности действий, результата.

Деятельность и личность

В деятельности раскрывается не просто человек, а проявляется человеческая личность. Что такое личность?

Слово «личность» употребляется по отношению к человеку, готовому к сознательной деятельности. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности двухлетнего ребёнка. Личностью не рождаются. Личностью становятся. Ребёнок станет личностью, лишь когда сам начнёт совершать осознанные поступки. Хотя на первых порах с помощью взрослых.

Установлено, что личность - высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над самим собой. Самостоятельность, активность, инициативность, способность отвечать за свои действия, контролировать своё поведение - вот черты личности. Есть ли они у вас?

Стать личностью можно только в том случае, если у вас есть чёткие представления о добре и зле. Бескорыстная любовь к ближним составляет основу человеческой личности, формирование которой начинается в обществе и семье.

Личность проявляет себя в повседневном поведении, утверждает в конкретных поступках.

Поведение

Что же такое поведение? Чем отличается поведение от деятельности? Для школьников это особенно важно. Учителя оценивают не только ваши знания, но и поведение.

Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (умственная деятельность) и внешней. Про себя вы продумываете решение задачи, а затем садитесь за стол и записываете его.

Поведение состоит из поступков.

Содержание поступка определяет моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком. Молодой человек очень устал и с удовольствием расположился на сиденье автобуса. Пока ещё это действие. Но вот вошла пожилая женщина, и он, несмотря на усталость, моментально уступил ей своё место. Вот это поступок. Как вы думаете, почему?

Очень важно, какие поступки мы совершаем по отношению к тем, кто слабее и беззащитнее нас, кто нуждается в особом внимании и заботе, к людям с ограниченными возможностями. Проходим ли мы мимо их проблем или совершаем поступки и помогаем им.

    Подведём итоги
    Человек проявляется в деятельности. У любой деятельности есть цели, мотивы - причины поведения и действий человека, результат. Деятельность человека очень разнообразна.
    Умственная деятельность является основой для всех других видов деятельности.

    Основные термины и понятия
    Мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните, что такое мотивы деятельности.
  2. Перечислите основные виды деятельности. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их.
  3. Из каких ежедневных действий складывается ваше обучение в школе?
  4. Чем действие отличается от поступка? Приведите примеры.
  5. Что такое личность? Объясните, как в деятельности проявляется личность человека.
  6. Какой вид деятельности является сегодня для вас главным? Какова её цель? Какие средства вы используете для достижения этой цели?

Практикум

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети». Какими видами деятельности занимаются его персонажи? Каковы их мотивы?

      Домой, ребятишки! обедать пора.
      Вернулись. У каждого полно лукошко.
      А сколько рассказов! Попался косой,
      Поймали ежа, заблудились немножко
      И видели волка... у, страшный какой!..
      - Довольно, Ванюша! гулял ты не мало,
      Пора за работу, родной! -
      Но даже и труд обернётся сначала
      К Ванюше нарядной своей стороной:
      Он видит, как поле отец удобряет,
      Как в рыхлую землю бросает зерно,
      Как поле потом зеленеть начинает,
      Как колос растёт, наливает зерно;
      Готовую жатву подрежут серпами,
      В снопы перевяжут, на ригу свезут,
      Просушат, колотят-колотят цепами,
      На мельнице смелют и хлеб испекут.
      Отведает свежего хлебца ребёнок
      И в поле охотней бежит за отцом...

  2. Согласны ли вы с высказыванием «отрицательный результат (деятельности) - тоже результат». Свой ответ обоснуйте.

Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.



Что еще почитать