Роль международных организаций в регулировании мэо. Курсовая работа международные экономические организации и их роль в регулировании мирохозяйственных связей В чем интерес оон экономики независимых государств

Международные организации можно разделить на две группы:

· универсальные: ООН, ВТО, ОЭСР;

· региональные, которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.

Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН) ,в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанных c экономической деятельностью, следует упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.

ООН - самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка , в которую входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). Также при ООН действуют специализированные органы, например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной собственности (ЮНСИТРАЛ) и др.

В МВФ входит 182 страны. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США – 18,25%, Германия и Япония – по 5,67, Великобритания и Франция – по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.

Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92% всех кредитов МВФ). Наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия, Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан.



Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

Целями МБРР является: предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования; прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений, содействие развитию международной торговли.

Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США – более 17%.

МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне- и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов - от школ до электростанций и промышленных предприятий – в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем, банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ.



Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель - мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.).

Республика Беларусь является членом ООН, а также многих специализированных учреждений данной организации (ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МОТ, ЮНИДО, ВПС, МСЭ, ИКАО, МВФ).

Республика поддерживает последовательную политику ООН в области поддержания международного мира и безопасности, в области укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов.

С июля 1992 года Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда. Квота республики в МВФ составляет 280,4 млн. СДР (около 373 млн. дол. США), или 0,19% от общей квоты, которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. дол. США).

С 1993 года Беларусь неоднократно пользовалась ресурсами Фонда для поддержки программы экономических реформ правительства. МВФ оказал Беларуси техническую помощь в ряде областей, включая государственные расходы, налогообложение и таможенную сферу, наблюдение за работой банков, денежную политику и организацию деятельности Национального банка, а также ведение финансовой статистики (платежный баланс, денежный, банковский и реальный секторы экономики).

Предоставляемые кредиты в основном направлялись в финансово-кредитную сферу. В 1993 году белорусское правительство подписало с МВФ соглашение о предоставлении займа в размере 200 млн. дол. США по линии фонда системных трансформаций для улучшения платежного баланса. Первый транш данного кредита поступил в августе 1993 года в размере 70,1 млн. СДР, что было на тот момент эквивалентно 98 млн. дол. США. Он предназначался на улучшение платежного баланса республики. Срок его погашения составил 10 лет; мораторий на выплату основного долга - 4,5 года, процентная ставка - 5,67% (плавающая). Средства кредита пошли на закупку то­почного мазута, автомобильного бензина и дизельного топлива, медицинского оборудования, а также частично использованы для обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ и поддержания обменного курса белорусского рубля.

В 2001 г. в республике реализовывалась шестимесячная Программа мониторинга Фондом (ПМФ), служащая основой для перехода к механизму «стэнд-бай».

Республика Беларусь также тесно взаимодействует с группой Всемирного банка (МБРР, МФК, МАГИ, МАР) и другими международными организациями.

В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО), которая с 1 января 1995 г. пришла на сменуГенеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО является 146 государств. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости).

Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений:

· торговля без дискриминации: участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

· защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе - единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.);

· стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров;

· содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен;

· гласность и открытость в торговом регулировании;

· разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.

Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.

Основной механизм деятельности ВТО - раунды многосторонних переговоров. В результате раундов многосторонних переговоров, средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. прошлого столетия до примерно 4% в 1998 г. В 1996 - 1997 гг. в рамках ВТО достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее экономического законодательства правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок.

Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . Членами ОЭСР являются следующие страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Южная Корея, Япония. На долю стран ОЭСР, в которых проживает 16% населения земного шара, приходится 2/3 мирового производства.

Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих стран Запада.

В целом все международные организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого происходит взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.

Контрольные вопросы к теме к теме №11

1. Что понимается под межгосударственным регулированием международных экономических отношений?

2. Перечислите факторы, под влиянием которых сформировалась система межгосударственного регулирования МЭО.

3. Дайте характеристику основных субъектов межгосударственного регулирования МЭО.

4. Как можно классифицировать международные организации?

5. В чем заключается роль ООН и ее специализированных учреждений в регулировании МЭО?

6. Какие международные организации входят в систему ООН?

7. Какие международные организации регулируют международную торговлю?

Реферат

по дисциплине

«Мировая экономика»

на тему:

«Роль ООН в развитии моровой экономики»

Владимир 2011

Введение

Уже на протяжении многих лет мировое сообщество в решении важнейших задач в сфере международных экономических отношений опирается на Организацию Объединенных Наций, которая носит глобальный характер. В мире становится все больше политических проблем. ООН старается их урегулировать, но наряду с этим увеличивается ее роль в решении экономических вопросов. Все больше новых для нее сфер в международных экономических отношениях становятся предметом детального анализа, изучения, путей решения того или иного вопроса. К примеру, ООН помогала в разработке важнейших экономических показателей, которые в настоящее время используются во всем мире. Вместе с тем усложняется структура самой организации и появляются новые учреждения, увеличивается число стран, участвующих в ее деятельности, растет количество контактов как с международными, так и с национальными организациями различных стран.

С развитием международных экономических отношений, углублением специализации и международного разделения труда все больше возникает необходимость быстрого и эффективного принятия решений, касающихся международных проблем и хозяйственной деятельности стран.

Но все же Организация Объединенных Наций носит прежде всего политический характер. Это видно исходя из принципов, закрепленных в Уставе. В нем нет каких-либо специально оговоренных принципов, на которых бы основывалось экономическое сотрудничество как этих государств, так и всего мира. Однако существует ряд принципов, описывающих экономическое сотрудничество государств, но они не выделены специально и относятся к общим принципам сотрудничества стран, входящих во Всемирную торговую организацию.

1. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально - экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсуждения и принятия сугубо политических решений по самым актуальным вопросам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и международных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

Деятельность ООН производится в четырех основных направлениях:

1)преодоление общемировых экономических проблем;

2)помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;

)содействие экономическому росту развивающихся стран;

)поиск решений проблем, касающихся регионального развития.

Для решения этих задач используются следующие формы деятельности:

. Информационная деятельность. Ее цель - воздействие на страны с области экономической политики. Результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.

. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.

. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: Международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.

Существует шесть основных органов ООН, упомянутых в Уставе. Но в рамках экономического сотрудничества выделяют три из них: Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.

Генеральная Ассамблея является по сути форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) - следующий по важности после Генеральной Ассамблеи. Он \координирует деятельность ООН в социально-экономической сфере. Главным органом ЭКОСОСа является сессия совета. Каждый год проводится три сессии по разным вопросам: весенняя - по гуманитарным и вопросам социально-правового характера, летняя - по социально-экономическим вопросам и организационная сессия. Его главные функции: квалифицированное обсуждение и разработка основной политической линии по важнейшим мировым вопросам, координация деятельности по социально-экономическим вопросам, исследования в области международного сотрудничества и социально-экономического развития. Таким образом, Экономический и Социальный совет координирует деятельность своих постоянных комитетов, различных комиссий и подкомиссий, региональных экономических комиссий, а также специализированных учреждений ООН.

Секретариат ООН - административно-исполнительный орган, призванный обеспечивать нормальное функционирование институтов и учреждений ООН, выполняющих определенные функции. Большинство работников Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономической службы ООН включаются несколько подразделений, самое крупное из которых - Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны - члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.

Программа развития ООН - программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, прединвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.

Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).

Экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

2. Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики

ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокупность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

·проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

·проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

·унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

·разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,

·предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.

·борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

·сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам

3. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО

конференция международный экономический мировой

Создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. (Швейцария). Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Последняя сессия состоялась в Мидранде (ЮАР) в мае 1996 г. Следующая Х сессия в 2000 г. и прошла в Таиланде.

Членами ЮНКТАД являются 186 государств - членов ООН, включая Россию и 3 члена, представляют специализированные агентства.

Цели и основные направления деятельности ЮНКТАД

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН.

Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие.

. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики». Это: осуществление торговых и других экономических отношений между странами на основе равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран и взаимной выгоды; недопустимость дискриминации и методов экономического давления в любой форме; последовательное и универсальное применение режима наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли, с предоставлением развитыми странами особых льгот в пользу развивающихся стран; отмена преференций, которыми пользуются отдельные развитые страны в развивающихся странах; облегчение доступа товаров третьих стран на рынки стран-членов экономических группировок; стабилизация рынков сырьевых товаров путем заключения международных стабилизационных товарных соглашений; улучшение товарной структуры экспорта развивающихся стран путем увеличения в нем удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов; содействие улучшению невидимой торговли этих стран; экономическое и техническое содействие и предоставление льготных, государственных и частных, кредитов развитыми странами развивающимся государствам в целях дополнения и облегчения усилий последних без каких-либо неприемлемых для них условий политического, экономического, военного или иного характера. В дальнейшем указанные принципы легли в основу разработанной в рамках ЮНКТАД «хартии экономических прав и обязанностей государств» (1976 г.). В резолюции, принятой Ч1 сессией ЮНКТАД, отмечается необходимость: остановить дальнейший рост протекционизма, сократить и ликвидировать количественные ограничения в торговле; принятия развитыми странами мер по отмене применения антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин, наносящих ущерб третьим странам; добиваться перемен в международной торговой системе с целью ее улучшения и укрепления при помощи уважения принципов наибольшего благоприятствования; отказа от мер экономического принуждения - политики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономический санкций в отношении развивающихся стран.

IX сессия ЮНКТАД, проходившая в 1996 г. и посвященная проблеме «содействия росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики», определила дальнейшие направления деятельности ЮНКТАД в области торговли и развития, нацеленные на полную интеграцию развивающихся стран, в особенности наименее развитых, и стран с переходной экономикой в мировую экономику и в систему мирохозяйственных связей. Эти цели и специальные практические рекомендации были сформулированы в Заключительном акте сессии под названием «Партнерство для роста и развития». Конференция приняла также декларацию, в которой признается наличие различных стартовых позиций и различное воздействие процесса глобализации на отдельные страны и подчеркивается важность усиления сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, между самими развивающимися странами, между многосторонними организациями, а также осуществление диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами для укрепления сотрудничества в целях развития.

Началу IX сессии ЮНКТАД предшествовали встреча «Группы 77» на уровне министров и встречи министров трех региональных групп, на которых в предварительном порядке обсуждались вопросы стимулирования роста и развития в условиях либерализации и глобализации мировой экономики.

. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.

В результате проведенных в рамках ЮНКТАД межправительственных переговоров был заключен ряд международных товарных соглашений; созданы исследовательские группы по сырьевым товарам, в которых принимают участие страны-производители и страны-потребители; подписаны конвенции и соглашения в различных областях. В системе регулирования мировых товарных рынков важную роль сыграла Интегрированная программа для сырьевых товаров - ИПСТ, решение о разработке которой было принято на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Задача программы состояла в улучшении условий на мировых рынках для 18 сырьевых товаров, имеющих особо важное значение для экспорта развивающихся стран. В этих целях в 1980 г. было подписано соглашение о создании Общего фонда для сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных в отдельных товарных соглашениях, заключенных в рамках ИПСТ. Конечной целью ИПСТ является стабилизация цен на сырьевые товары на мировых рынках и расширение участия развивающихся стран в обработке и сбыте производимых ими сырьевых товаров.

. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве. На VI (1983 г.) и VII (1987 г.) сессиях ЮНКТАД были сформулированы основные проблемы активизации экономического развития и международной торговли на основе многостороннего сотрудничества; оценены современные экономические тенденции, в том числе роль частного сектора в развитии, а также глобальные структурные изменения; выработаны политика и меры в следующих направлениях: ресурсы на цели развития, валютные вопросы; сырьевые товары; международная торговля; проблемы наименее развитых стран. В Заключительном акте по итогам VII сессии перечисленные проблемы были закреплены за ЮНКТАД как основные направления ее деятельности. Это способствовало укреплению полномочий ЮНКТАД для осуществления деятельности практически во всех сферах мировой торговли. На VIII сессии ЮНКТАД была признана необходимость институциональных корректировок, с тем, чтобы воспользоваться новыми возможностями в области международного сотрудничества в целях развития, включая разработку руководящих принципов по расширению работы в рамках ЮНКТАД в области устойчивого развития (взаимовлияние вопросов торговли и экологической политики, рациональное управление природными ресурсами, экологически надежные технологии, воздействие практики производства и потребления на устойчивое развитие).

. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.

Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

Помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международного экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологии; экономическое сотрудничество между развивающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных и внутриконтинентальных развивающихся стран. В 1992 г. государства - члены ЮНКТАД приняли решение о новом партнерстве в целях развития - Картахенское соглашение (ЮНКТАД-VIII). В этом соглашении сформулирована политика и определены меры во взаимосвязанных областях финансов, торговли, сырьевых товаров, технологии и услуг, содержатся рекомендации по решению как застарелых, так и новых проблем торговли и развития. Аналитическая часть деятельности включает в себя систематическое изучение влияния национальной и международной политики на развитие, при этом основное внимание уделяется проблемам управления.

Важное значение приобрело регулирование мировых транспортных проблем. В рамках ЮНКТАД были разработаны: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.); Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) (1974 г.); Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.).

. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так - же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.

. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления:

глобализация и развитие, включая изучение специфических вопросов, относящихся к участию в международной торговле и инвестициях развивающихся стран, к стимулированию их роста и развития, к наблюдению за реализацией Программы действия для наименее развитых стран на 90-ые годы;

инвестиции, развитие предприятий и технологий , включая подготовку печатных изданий с анализом данных об инвестициях, оказание содействия в разработке и реализации стратегий развития на предприятиях; определение направлений политики технологического развития и инноваций;

международная торговля товарами и услугами и подготовка печатных изданий по вопросам оказания помощи развивающимся странам в развитии сектора услуг; по вопросам, относящимся к законодательству о конкуренции, содействию интеграционным процессам в вопросах торговли, защите окружающей среды и развития;

развитие инфраструктуры в сфере услуг с целью повышения эффективности торговли, в частности, путем развития глобальных сетей телекоммуникаций, современных средств передачи информации, осуществления программ обучения.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах; Бюллетень ЮНКТАД; Транснациональные корпорации; Наука и техника сегодня; Система оценки передовых технологий; Морской транспорт; Цены на сырьевые товары; ЮНКТАД-Ревю - ежемесячный бюллетень.

Принято решение о создании в ЮНКТАД компьютеризированного банка данных о мерах, затрагивающих торговлю услугами. Он должен стать важным инструментом в деле поддержки усилий развивающихся стран по обеспечению более эффективного участия в международной торговле услугами.

. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа - ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.

. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.

. Сотрудничество с международными экономическими организациями прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.

I сессия - в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II - в 1968 г. - в Дели (Индия); III - в 1972 г. - в Сантьяго (Чили); IV - в 1976 г. - в Найроби (Кения); V - в 1979 г. - в Маниле (Филиппины); VI - в 1983 г. - в Белграде (Югославия); VII - в 1987 г. - в Женеве (Швейцария); VIII - в 1992 г. - в Картахене (Колумбия); IX - в 1996 г. - в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. - Таиланд.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны - доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам - членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль над всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товарами и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 ежегодных встреч экспертов специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна - ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс - национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и не дискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

Заключение

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.

Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

ЮНКТАДиграет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить автоматизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности.

Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компетенции. Другие агентства, такие, как Программа развития ООН и Всемирный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций бизнес - сообщества. Помимо двусторонних отношений, участие бизнес - групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации. Примером является существующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны равные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.

Таким образом, ООН играет большую роль в регулировании международных экономических отношений. И, несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.

Список литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристъ, 2006 - 466 с.

2.Беджауи М. Международный Суд ООН: прошлое и будущее, 1995, №2, с. 42

.Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989

.Иванов И. Россия и ООН: надежные партнеры во имя общих целей // Мировая экономика и международные отношения, 2004, №3, с. 10-16

.Ковтунов С.Г., Титов К.В. Европейская экономическая комиссия ООН и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2004, №10, 64-70 с.

.Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН: организация, цели, практика. - М.: Международные отношения, 1971 г.

.Кривлева Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979

В международной жизни послевоенного мира и практически всей второй половины XX столетия, как и в международных экономических отношениях, особую роль играла и играет Организация Объединенных Наций (ООН).

Первым шагом по созданию ООН стало подписание 12 июня 1941 г. в Лондоне Декларации, в которой союзники по антигитлеровской коалиции (до 22 июня того же года СССР еще не участвовал в военных действиях развязанной мировой войны) обязались крепить свое сотрудничество между собой и другими свободными народами как в войне, так и в послевоенном мире. В августе того же года английский премьер-министр Уинстон Черчилль и американский президент Франклин Рузвельт во время встречи на борту авианосца «Миссури» в водах Атлантического океана подписали еще один документ, получивший впоследствии известность, как «Атлантическая хартия», в котором впервые упоминалось выражение «объединенные нации». Несколькими месяцами позже, в январе 1942 г. представители двадцати шести союзных антигитлеровских государств, выступивших единым фронтом против оси «Берлин-Рим-Токио» заявили о поддержке «Атлантической хартии» и с официальным признанием определения «Объединенных Наций». Далее, 30 октября 1943 г. на встречи в Москве представителей правительств Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая было заявлено о необходимости создания новой международной организации, которая должна была прийти на смену Лиги Наций, не сумевшей предотвратить начало

Второй мировой войны. Решение это получило официальный статус уже в самом скором времени, во время Тегеранской конференции лидеров трех ведущих стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Соединенного Королевства. Окончательное согласование всех вопросов по созданию Организации Объединенных Наций было достигнуто во время работы Ялтинской (Крымской) конференции «большой тройки» в 1945 г. И в том же году, с 25 апреля по 26 июня, прошла Учредительная конференция ООН в пригороде Сан-Франциско - Думбар- тон-Оксе, в которой приняли участие пятьдесят стран - союзников по антигитлеровской коалиции, принявшие Устав новой организации. Официально Устав ООН вступил в силу с 24 октября 1945 г., принятого считать днем Объединенных Наций.

Преамбула Устава ООН гласит, что ее главная цель - содействовать экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов, а непосредственно в первой главе документа - «Цели и принципы Устава ООН» - в числе прочих поставлена задача осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического порядка. Этому сотрудничеству отдельно посвящена и девятая глава Устава ООН, в которой определены основные пути и направления в области исследований и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесном взаимодействии с ООН. Тесная координация действий между ООН и различными специализированными организациями осуществляется через Координационный Совет Системы Организации Объединенных Наций. При этом не лишним будет заметить, что, по некоторым данным, экономическими вопросами в текущей деятельности ООН занято до 85% всего персонала Секретариата ООН.

Сегодня Организация Объединенных Наций - это сложная система международных учреждений, деятельность которой возглавляют шесть главных органов. Пять из них - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке и Секретариат расположены в комплексе центральных учреждений ООН в Нью- Йорке. Шестой орган - Международный Суд - находится во второй голландской столице - Гааге, где это учреждение пребывало с самого начала его учреждения, еще со времен Лиги

Наций. И наконец, в европейском дворце Лиги, в Женеве расположено Европейское бюро ООН, в дополнение к которому в 1979 г. в венском районе Донау-парк в Австрии было сооружено еще одно европейское представительство ООН.

На сегодняшний день членами ООН являются 192 государства, имеющие вне зависимости от своего экономического потенциала или размеров территории и численности народонаселения один голос.

Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН созываются по традиции каждый третий вторник сентября. По требованию большинства стран - членов ООН и по решению Совета Безопасности может быть созвана и специальная или чрезвычайная сессия.

В соответствии с Уставом ООН на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Для реализации вытекающих из этой задач и обязанностей Совету Безопасности предоставлены самые широкие полномочия, включая исключительное право применять принудительные меры, включая использование вооруженных сил. Государства - члены ООН, после принятого Советом Безопасности решения (резолюции) соглашаются подчиняться решениям и выполнять их.

Совет Безопасности состоит из 15 членов. Российская Федерация, как правопреемник страны - учредительницы ООН Советского Союза, США, Великобритания, Франция и Китай являются постоянными членам Совета, а остальные 10 стран регулярно переизбираются Генеральной Ассамблеей ООН один раз в два года.

Решение Совета Безопасности считается принятым, если за него подано не менее 9 голосов, при условии, что ни один из пяти постоянных членов не голосовал против, поскольку каждый из них в целях достижения консенсуса по актуальным проблемам имеет право вето.

Совет по опеке, созданный в 1945 г., имел своей целью осуществление управления над подопечными (подмандатными) территориями в процессе деколонизации стран и на сегодняшний день практически выполнил первоначально возлагаемые на него функции.

Главным судебным органом ООН является Международный Суд в составе 15 судей, избираемых в личном качестве Генеральной Ассамблеей ООН и утверждаемых Советом Безопасности сроком на 9 лет. Причем треть членов Суда переизбирается каждые три года. При этом не допускается, чтобы в составе Суда было более одного представителя любой из стран- членов ООН.

Главным исполнительным органом ООН является ее Секретариат, деятельностью которого руководит Генеральный Секретарь. Исторически так получилось, что первым Генеральным Секретарем был избран норвежец Трюгве Ли, являвшийся одновременно и масоном высшей 33-й степени. В последующем пост Генерального Секретаря занимали норвежец Даг Хаммаршельд, бирманец У Тан, австриец Курт Вальдхайм, египтянин Бутрос Гали, гражданин Ганы Кофи Анан и кореец Пак Ги Мун.

Генеральный Секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности и предварительных консультаций с пятью ее постоянными членами. Выборный срок деятельности Генерального Секретаря ограничен пятью годами и возможностью повторных перевыборов. Аппарат Секретариата ООН насчитывает сегодня около одиннадцати тысяч служащих, из которых практически половина расквартирована в Нью-Йорке.

Конкретное руководство в сфере международного сотрудничества Генеральная Ассамблея осуществляет через ЭКОСОС. Второй комитет Генассамблеи рассматривает решение экономических и финансовых вопросов ООН. Кроме них, Ассамблея учреждает такие органы международного сотрудничества, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Созданный в 1946 г. ЭКОСОС состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей, причем пять ее постоянных членов являются и неизменными членами Экономического Социального Совета, координирующего работу 14 специализированных учреждений ООН, 10 функциональных и 5 региональных комиссий. В соответствии с уставом ООН ЭКОСОС содействует повышению жизненного уровня, способствует обеспечению полной занятости населения и созданию условий для его экономического и социального прогресса В распоряжении ЭКОСОС находится более 70% людских и финансовых ресурсов ООН. Ежегодные сессии Совета проводятся поочередно в Нью-Йорке и Женеве. С 1998 года ЭКОСОС установил традицию, в соответствии с которой в дополнение к ежегодным июльским сессиям проводятся еще и совещания министров финансов, возглавляющих целевые комитеты Бреттон-Вудских учреждений - Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда.

По географии представляемых стран ЭКОСОС формируется следующим образом: 11 мест зарезервировано за Азией, 14 - за Африкой, 10 - за Латинской Америкой, Западная Европа представлена 13 странами, а Восточная - 6.

В соответствии с этим, в рамках ЭКОСОС выделены и функционируют следующие региональные комиссии:

  • ? Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); учрежденная в 1947 год у с местопребыванием исполнительных органов в Женеве. Помимо Европы в комиссии представлены также США и Канада, что отвечало на момент ее создания задачам по восстановлению подорванного войной экономического потенциала европейских стран;
  • ? Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. (ЭСКАТО), учрежденная также в 1947 г. в составе 35 государств, включая США, Великобританию, Советский Союз (после 1992 г. - Российскую Федерацию), Францию и Нидерланды. Вхождение США и России в комиссию географически неоспоримо, а вот вхождение в ее рабочую структуру других неазиатских государств было обусловлено большим количеством их колониальных владений в регионе;
  • ? Экономическая комиссия для Латинской Америки и Ка- рибского бассейна (ЭКЛАК), созданная в 1948 г. в составе 40 стран, включая США, Великобританию, Канаду, Нидерланды, Испанию и Португалию. Мотив включения нелатиноамериканских государств в состав комиссии диктовался их геополитическими интересами;
  • ? Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), учрежденная в 1958 г. в связи с массовыми процессами деколонизации на этом континенте и объединяющая на сегодняшний день 50 стран;
  • ? Экономическая и социальная комиссия для стран Западной Азии (ЭСКЗА) - самый молодой региональный орган ЭКОСОС, учрежденный в 1973 г. для координации программ развития 14 арабских государств Ближнего Востока. По многим причинам, деятельность этой комиссии связана с процессом разрешения длительного арабо-израильского конфликта и государственного самоопределения арабского народа Палестины.

Экспертные органы ООН, состоящие из членов, выступающих в личном качестве. К ним относятся:

  • ? Комитет по политике в области развития;
  • ? Совещание экспертов по Программе ООН в области государственного управления и финансов;
  • ? Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения;
  • ? Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;
  • ? Комитет по энергетическим и природным ресурсам в целях развития;
  • ? Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Органы, связанные с ЭКОСОС:

  • ? Международный комитет по контролю над наркотиками;
  • ? Совет попечителей Международного учебного и научно- исследовательского института по улучшению положения женщин;
  • ? Комитет по присуждению Премии ООН в области народонаселения;
  • ? Координационный совет Совместной программы ООН по ВИЧ/СПИДу.

Основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития является ЮНКТАД, созданная в 1964 г. в качестве постоянной межправительственной организации и проведшей свою первую сессию в Женеве, где было решено, что Конференция ООН по торговле и развитию является органом Генеральной Ассамблеи, а значит, не имеет своего Устава. В настоящее время в работе Конференции принимают участие 194 государства, включая все страны СНГ. В качестве основных задач Конференцией реализуются:

  • ? установление принципов и политики в сфере международной торговли и проблем международного экономического развития;
  • ? осуществление согласованной политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и экономического развития;
  • ? содействие координации деятельности других учреждений в рамках ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • ? поощрение международной торговли между странами разного экономического уровня.

Последняя функция учитывала специфические условия, в которых учреждалась Конференция, когда в период массовой деколонизации стран Азии и Африки ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) недостаточно полно были представлены их интересы. В настоящий период своей деятельности ЮНКТАД специализируется на выработке глобальной стратегии в области экономического развития и международной торговли, координирует международную торговлю товарам и услугами в сфере сырьевых рынков а также способствует развитию наименее развитых стран мира, не имеющих выхода к морю и стимулирует процессы обмена технологиями.

Одной из основных функций ЮНКТАД стала публикация ею ежегодных докладов по торговле и развитию, в которых содержится анализ сложившихся международных глобальных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров стран-членов. Между проводимыми сессиями текущей деятельностью руководит Совет по торговле и развитию, собирающийся по необходимости дважды в год. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три специализированных комиссии.

Двумя годами позже создания ЮНКТАД, в 1966 г., была учреждена Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в целях содействия индустриализации развивающихся государств, их промышленного развития путем мобилизации как национальных, так и международных ресурсов. Основными функциями ЮНИДО являются:

  • ? разработка рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ промышленного перевооружения;
  • ? оказание помощи в организации и непосредственном проведении научно-исследовательских работ по обоснованию технико-экономического проектирования новых индустриальных мощностей;
  • ? предоставление технической помощи в реализации конкретных проектов и рекомендации по использованию сырьевых ресурсов.

Вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН является Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), созданная в 1965 г. Все финансирование по каналам ПРООН происходит за счет добровольных взносов стран-членов и осуществляется на основании правительственных запросов нуждающихся государств.

В 1967 г. на Стокгольмской конференции по проблемам интеллектуальной собственности была учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), получившая уже в 1974 г. статус специализированного учреждения ООН, что диктовалось высочайшей степенью актуальности проблемы экономики знаний и экономического обмена интеллектуальными продуктами в динамично меняющемся мире.

Целью организации стало содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, способствие к заключению и реализации международных соглашений и гармонизации национальных законодательств в этой сфере. Фактически ВОИС стала правопреемницей решений Парижской конвенции 1883 г. по охране промышленной собственности, Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., Мадридской конференции 1891 г. о международной регистрации фабричных и товарных знаков с последующими их изменениями и дополнениями, а также Вашингтонского договора 1970 г. о патентной кооперации и ряда других соглашений, регулируемых до того на международном уровне в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, принявшего Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИППС 1993 г.). Да и сама ГАТТ стала последним в цепи специализированных органов ООН, трансформировавшись в 1995 г. в ВТО - Всемирную торговую организацию.

В организационном отношении ВТО сегодня объединяет 148 государств. В соответствии со своими целями ВТО призвана обеспечить деятельность по применению контроля и реализации всех соглашений по большей международной согласованности в проведении глобальной экономической политики. Для этого ВТО тесно сотрудничает с МВФ и МБРР, включая их филиальные учреждения.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, созываемая не реже одного раза в два года. В перерывах между заседаниями Конференции ее функции выполняет Генеральный совет, формируемый из всех членов ВТО, координирующий деятельность совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами и Совета по торговле аспектами интеллектуальной собственности.

Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.)

Мировая экономика и международное право

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД призвана регулировать всемирные торговые отношения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ создано и действовало вне рамок ООН.

Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) призвана регулировать всемирные торговые отношения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу – иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находятся около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). В ее рамках создана Секция комплексных промышленных проектов: разработка, координация и контроль за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, разработка и руководство совместными программами технического сотрудничества с ФАО. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.

Программа по окружающей среде (ЮНЕП): охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности.

Международная организация труда (МОТ): разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО): сбор и обобщение информации по вопросам питания, природопользования, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и рыболовства. Главная сфера деятельности – сельское хозяйство мира.

Цель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) – осуществлять финансовую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении экономических реформ, в частности, в финансировании «программ приватизации» и поощрения «частной инициативы» и «духа предпринимательства». Реальное функционирование банка началось только в 1993 г. За 1994–1997 гг определенная техническая помощь была оказана ряду стран, но ясно, что возможности ЕБРР ограничены и сколько-нибудь существенного финансового влияния его на участников СНГ, Прибалтийские страны и Восточную Европу ожидать нереально.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69772. Перемикання контексту й обробка переривань 28 KB
Найважливішим завданням операційної системи під час керування процесами і потоками є організація перемикання контексту передачі керування від одного потоку до іншого зі збереженням стану процесора. Звичайно потрібно виконати такі операції: зберегти стан процесора потоку в деякій ділянці...
69773. Керування процесами в UNIX і Linux 50.5 KB
Образ процесу В UNIXсистемах образ процесу містить такі компоненти: керуючий блок процесу; код програми яку виконує процес; стек процесу де зберігаються тимчасові дані параметри процедур повернені значення локальні змінні тощо; глобальні дані спільні для всього процесу.
69774. Види планування процесів і потоків 48.5 KB
Види планування процесів і потоків. Довготермінове планування Засоби довготермінового планування визначають яку з програм треба завантажити у пам’ять для виконання. Таке планування називають також статичним оскільки воно не залежить від поточного стану системи.
69775. Реалізація планування в Linux 55 KB
Ядро Linux при плануванні не розрізняє процеси і потоки тому для визначеності ми надалі говоритимемо про планування процесів. Планування процесів реального часу в ядрі Стосовно процесів реального часу достатньо сказати що: вони завжди матимуть під час планування пріоритет...
69776. Розробка системи розпізнавання двох об’єктів розпізнавання образів 402 KB
Мета роботи: Вивчити основні принципи роботи алгоритму розпізнавання образів Hamming classification. Пояснення Хемінгової мережі та її класифікація: задаємо фігури у вигляді координат,задаємо їх колір(розмір) та запускаємо програму.
69777. КАРФАГЕН В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ 35.5 KB
К тому же говоря о Карфагене обойти тему Финикии просто невозможно так как она важна для более ясного понимания некоторых аспектов истории карфагенской державы. Уже в начале II тысячелетия до нашей эры это были пусть и маленькие но процветающие города...
69778. Пути совершенствования маркетинговой стратегии предприятия 694.5 KB
Результатом этого является предоставление потребителям услуг удовлетворяющих их потребности и получение организацией за счет увеличения объема реализации продукции прибыли необходимой для ее нормального и эффективного функционирования и лучшего удовлетворения запросов...
69779. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 231.61 KB
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России; Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами...
69780. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 55.03 KB
Актуальность исследования. Традиционно в качестве основных критериев профессионального развития личности выступали критерии эффективности деятельности, но уже в работах Е.А. Климова отмечается недостаточность этих критериев для оценки уровня профессионализации.

Первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций стала подписанная в Лондоне 12 июня 1941 г. Декларация, в которой союзники по антигитлеровской коалиции обязались «работать вместе с другими свободными народами как в войне, так и в мире». В августе того же года президент США Т. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества для поддержания мира и безопасности в документе, известном как Атлантическая хартия. Конечно же при этом учитывался опыт Лиги Наций, не сумевшей предотвратить Вторую мировую войну. В январе 1942 г. представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия -- Италия -- Япония), заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию 26 государств. В этом документе впервые было официально использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом. Затем в Декларации, подписанной в Москве 30 октября 1943 г, правительства Советскою Союза, Великобритании, Соединенных Штатов и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта цель была вновь подтверждена на встрече руководителей Соединенных Штатов, СССР и Великобритании в Тегеране 1 декабря 1943 г Первые конкретные контуры ООН были очерчены на конференции, проходившей в имении Думбартон-Окс в Вашингтоне. Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила п. структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласие на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей (это было данью уважения к СССР, воевавшему в одиночку с Германией вплоть до oоткрытия второго фронта в 1944 г.). Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 г. в г. Сан-Франциско Конференцию Объединенных Наций для выработки Устава ООН.

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в США. Ее созыв еще до окончания Второй мировой войны свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания универсальной меж государственной организации, призванной обеспечить мир на плат, те. Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 г., и эта дата считается днем рождения ООН.

Организация Объединенных Наций является центром решении проблем, с которыми сталкивается все человечество. Деятельность ООН осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Нации. Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают разрешать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем -- имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них -- Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат -- расположены в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган -- Международный Суд -- находится в Гааге (Нидерланды).

Наряду с увеличением роли мировых политических проблем большое место в деятельности ООН занимают экономические аспекты, что выражается прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств их решения, выработки соответствующих рекомендаций. Значение экономической деятельности ООН возрастает с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, усугублением возникающих в мировой экономике проблем, дальнейшим расширением международного экономического сотрудничества.

В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере: «…осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального...» характера. Главы IX и X Устава целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. В частности, статья 55 определяет конкретные цели экономического сотрудничества в рамках ООН: «создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений», «повышение уровня жизни, достижение полной занятости населения», содействие «условиям экономического и социального прогресса и содействие». Зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам. Одна из центральных задач Организации Объединенных Нации заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70% деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют со бой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.

На юбилейной 60-й сессии (сентябрь 2005 г.), на пленарном заседании Ассамблеи высокого уровня с участием глав государств и правительств, был проведен всеобъемлющий обзор прогресса, достигнутого в области выполнения всех обязательств, содержащихся в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций. Большое внимание на сессии было уделено необходимости достижения согласованных на международном уровне целей в области развития и налаживания глобальных партнерских отношений для обеспечения прогресса на национальном, региональном и международном уровнях; при этом подчеркивалась важность выполнения решений и обязательств, принятых на международных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежной областях.



Что еще почитать