Танк с атомным реактором. Авианосец из айсберга, атомный танк и другая титаническая военная техника. Общие проблемы концепции

В прошлом веке вариант перерастания холодной войны в полномасштабный ядерный конфликт не казался таким уже невероятным, и обе стороны — СССР и США — готовились в том числе и к такому развитию событий.

Для артиллерийских орудий калибром 152 мм и выше разрабатывались ядерные снаряды, танки и бронетехника делались герметичными, оснащались системой создания избыточного давления и антирадиационным подбоем.

В таких условиях СССР понадобился тяжелый танк, способный действовать в условиях атомной войны: хорошо защищенный, умеющий преодолевать завалы и обладающий высокой огневой мощью, а также устойчивый к поражающим факторам ядерного взрыва. В этих условиях родился самый необычный проект бронированной машины — «Объект 279».

Через ядерные пустоши

Чтобы действовать на территории противника, подвергшейся ядерному удару, танку необходима была абсолютная проходимость — возможность пробираться сквозь завалы, воронки и радиоактивные болота. Для этого «Объект 279» оснастили уникальной ходовой частью — четыре гусеничных движителя были размещены под днищем корпуса.


Фото: pds.exblog.jp

Такая конструкция ходовой практически обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса. Она исключала посадку тяжелого танка на днище и позволяла преодолевать без труда вертикальные препятствия: противотанковые надолбы, ежи и прочее.

При этом удельное давление на грунт 60-тонной машины было всего 0,6 кГс/см², почти как у легкого танка.


Корпус «Объекта 279» был специальной эллипсоидной формы, которая, по замыслу создателей, должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной.

Н-образный 16-цилиндровый дизель ДГ-1000 с гидромеханической трансмиссией разгонял эту 60-тонную машину до 55 км/час.

305 мм брони и абсолютная неуязвимость

Корпус танка имел литую криволинейную форму и комплектовался тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.


Толщина лобовой брони корпуса достигала 269 мм, а башни — 305 мм. Толщина бортовой брони, расположенной под наклоном 45 градусов, доходила до 182 мм.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Лобовая броня «Объекта 279» была неуязвима: отечественные 122-мм орудия и иностранные 90-мм не могли пробить ее при обстреле с любого ракурса, даже кумулятивными снарядами.

Интересно, но при таком уровне защиты «Объект 279» отличался малым забронированным объемом — 11,47 м³. Для сравнения: общий забронированный объем куда менее защищенного танка ИС-2 составлял 12,9 м³.

Ночной прицел и стабилизатор вооружения уже в 50-е годы

«Объект 279» отличался целым рядом инноваций: в башне была установлена 130-мм пушка с полуавтоматическим механизмом заряжания и механической боеукладкой, что существенно повышало скорострельность.


Работа заряжающего с полуавтоматом кассетного типа обеспечивала скорострельность в 4−7 выстрелов в минуту. При этом создатели танка работали и над полноценным автоматом заряжания, который бы позволил получить темп стрельбы в 10−15 выстр./мин.

Из-за плотной компоновки «Объект 279» боекомплект составлял всего 24 выстрела к пушке и 300 патронов к 14,5-мм пулемету КПВТ.


Танк располагал продвинутыми на тот момент приборами прицеливания и наблюдения: стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, имеющим независимую стабилизацию, двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором «Гроза», ночным прицелом ТПН, объединенным с прибором ИК-подсветки Л-2 и полуавтоматической системой управления огнем. Многое из этого оборудования появилось на серийных советских танках только в 60-х годах.

Экипаж танка насчитывал четыре человека, три из которых — командир, заряжающий и наводчик — находились в башне, а механик-водитель — в передней части корпуса по центру.

Решением Хрущева

Испытания выявили большие потери мощности при движении по вязкому грунту, сложность обслуживания и ремонта в полевых условиях. Маневренность танка была также не на высоте — сопротивляемость повороту в 12 раз превышала показатели сходных по массе машин классической компоновки.


Однако окончательную точку в судьбе «Объекта 279» и других тяжелых танков поставил Хрущев, в итоге запретивший военным принимать на вооружение любые танки, превышающие массу в 37 тонн. Поэтому серийного производства необычный гигант так и не увидел.

Russia to Develop Nuclear Round for T-14 Main Battle Tank

Самый смертоносный танк России, основной боевой танк третьего поколения Т-14, а так же основа для бронетранспортеров на универсальной системе шасси Armata, может стать еще более смертоносным в ближайшем будущем.

По неподтвержденным сообщениям медиа «Уралвагонзавод» (российский оборонный подрядчик и крупнейший в мире производитель танков) не только модернизирует новые версии таинственного Т-14 новым 152-миллиметровым орудием, способным использовать ядерный боеприпас, но так же разрабатывает урановую танковую броню.

Военным экспертам пока не ясно, насколько далеко продвинулись русские в этом вопросе. То есть находится ли атомный субкилотонный 152-мм снаряд в стадии разработки, или речь уже идет о его возможном боевом применении.

Использование тактического ядерного оружия на поле боя не является частью официальной российской военной доктрины. Однако в последние годы Россия добилась значительных успехов в разработке тактических атомных боеприпасов.

Текущая версия T-14 вооружена гладкоствольной пушкой 2А82 калибра 125 мм, способной стрелять мощными боеприпасами на эффективном расстоянии до семи километров и с частотой до 10 выстрелов в минуту. 152-мм пушка 2А83 будет иметь гораздо меньшую скорость стрельбы.

«Армата» — это первый новый танк руских, разработанный Россией после распада Советского Союза. Сообщается, что танк оснащен новой активной системой защиты, включающей в себя новое поколение активной брони, предположительно способной противостоять самым современные в мире противотанковым пушкам и противотанковым ракетным комплексам.

Кроме того, как мы уже указывали в другой статье, Т-14 в конечном итоге будет полностью автоматизированной боевой единицей, оснащенной необитаемой башней и при необходимости управляемой дистанционно:

«Универсальная система шасси Armata представляет собой платформу для более десятка различных гусеничных машин, включая самоходную гаубицу, инженерную машину и бронетранспортер. 70 процентов гусеничной бронированной техники Сухопутных войск России планируется заменить на транспортные средства, основанные на универсальной системе шасси Armata».

Правда пока подлинные боевые возможности Т-14 неизвестны и останутся такими до тех пор, пока не будут проверены в реальном бою.

В 2016 году Министерство обороны России заказало первую партию из 100 Т-14 и намерено закупить к 2025 году до 2300 танков Т-14 . Однако, похоже, это только официальные финансовые и производственные возможности России. По оценкам экспертов, с 2018-го года Россия может производить таких танков не более чем по 120 единиц в год. В настоящее время в Сухопутных войсках России состоят на вооружении около 20 единиц Т-14. Пока не ясно, начато ли серийное производство танка.

Этот танк вполне можно считать символом ядерной войны, которая так и не началась. Его конструкция оптимально подходит для противодействия ударной волне, а четырехгусеничная ходовая часть - для движения в условиях вероятной ядерной зимы…

Тяжелый танк - «Объект 279», единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший.Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Такая форма корпуса должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной ядерного взрыва.

Давайте посмотрим на этот проект подробнее …

Может быть начало поста несколько пафосное и преувеличенное, но давайте сначала немного отмотаем события назад.

В 1956 году ГБТУ Красной Армии были выработаны тактико-технические требования к тяжелому танку, который должен был заменить собой Т-10. КБ Кировского завода в Ленинграде приступило к созданию танка, с широким использованием идей и отдельных узлов от танков ИС-7 и Т-10. Получивший индекс «Объект 277″, новый танк создавался по классической компоновке, его ходовая часть состояла из восьми опорных и четырёх поддерживающих катков на борт, подвеска на пучковых торсионах, с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и восьмых катках. Корпус собирался как из катаных, так и из литых деталей — борта выполнялись из гнутых плит катаной брони, в то время как носовая часть представляла собой единую отливку. Башня так же выполнялась литой, полусферической формы. Развитая ниша вмещала механизированную боеукладку для облегчения действий заряжающего.

Вооружение состояло из 130мм орудия М-65, стабилизированного в двух плоскостях при помощи стабилизатора «Гроза», и спаренного 14,5мм пулемёта КПВТ. Боекомплект 26 выстрелов раздельного заряжания и 250 патронов к пулемёту. Наводчик располагал стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, танк оборудовался полным комплектом приборов ночного видения. Силовая установка представляла собой 12-цилиндровый V-образный дизель М-850, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссиия планетарная, типа «3К», выполненная в виде единого блока механизма перемены передачь и поворотов. В отличии от трансмиссии танка Т-10, ленточные тормоза планетарного механизма поворотов были заменены на дисковые. Экипаж состоял из 4 человек, трое из которых (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. При массе в 55 тонн танк показал максимальную скорость 55 км/ч.

Было выпущено два экземпляра «Объекта 277″, и вскоре после начала испытаний работы по нему были свёрнуты. Танк выгодно отличался от Т-10 более мощным вооружением и более совершенной СУО, включающей дальномер, но боекомплект был мал. В целом, «Объект 277″ создавался на базе хорошо отработанных в серии агрегатов и не требовал длительной доводки.

Вторым конкурсантом стал танк Челябинского тракторного завода — «Объект 770″. В отличии от «Объекта 277″, танк было решено проектировать «с нуля», опираясь только на передовые решения и с использованием новых агрегатов. Характерной особенностью танка стал полностью литой корпус, борта которого отличались как дифференцированной толщиной, так и переменным углом наклона. Подобный подход прослеживается и в бронировании лба корпуса. Башня так же полностью литая, с переменной толщиной брони, доходящей до 290мм в лобовых частях. Вооружение и СУО танка полностью аналогичны «Объекту 277″ — 130мм орудие М-65 и спаренный 14,5мм пулемёт КПВТ, боекомплект 26 снарядов и 250 патронов.

Интерес представляет силовой агрегат танка, выполненный на основе 10-цилиндровоно дизеля ДТН-10, с вертикальным расположением блоков цилиндров, который был установлен перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Трансмиссия танка включала в себя гидротрансворматор и планетарную коробку передач, параллельное включение которых позволяло иметь одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода, и одну механическую передачу заднего хода. Ходовая часть включала по шесть опорных катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Подвеска катков гидропневматическая. Танк отличался лёгкостью в управлении и хорошими динамическими характеристиками.

Уникальнейший и единственный в своем роде опытный образец тяжелого танка — объект 279 — разработал в 1957 году коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л.С.Троянова по предложенным Управлением начальника бронетанковых войск Советской Армии в 1956 году тактико-техническим требованиям к тяжелому танку. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

В пику консервативному «Объекту 277», машина создавалась полностью заново, и не только по используемым агрегатам, но и по концепции. Литые корпуса с дифференцированным бронированием, эллиптической формы встречались и ранее, но в данной машине идея была доведена до абсолюта. Собранный из четырёх литых деталей, корпус был по всему периметру прикрыт противокумулятивным экраном, который дополнял его обводы до эллиптической формы (не только в плане, но и в вертикальном сечении). Благодаря уменьшенному до предела заброневому объёму, составившему всего 11,47 м 3 , удалось добиться беспрецедентных значений толщины брони как по нормали, так и приведённых – лобовая броня корпуса достигала 192мм при больших углах наклона и подворота, бортовая броня до 182мм, при меньших углах. Литая башня приплюснутой полусферической формы имела круговое бронирование 305мм, за исключением кормы.

Вооружение составляло всё то же 130мм орудие М-65 и 14,5мм пулемёт КПВТ, при боезапасе 24 выстрела в механизированной боеукладке с полуавтоматическим заряжанием и 300 патронов к пулемёту. Совместные усилия заряжающего и кассетного полуавтомата заряжания обеспечивали боевую скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. СУО включала в себя стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения ТПД-2С, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза» и полный комплект приборов ночного видения.

Силовая установка танка разрабатывалась в двух вариантах – дизель ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Оба двигателя 4-х тактные, 16-цилиндровые, Н-образные с горизонтальным расположением цилиндров (для уменьшения высоты корпуса). Трансмиссия танка так же отличалась необычностью и новаторским подходом – гидромеханическая и планетарной 3-х ступенчатой коробкой передач, причём переключения между двумя высшими передачами было автоматизировано.

Но наиболее бросающейся в глаза деталью танка безусловно является его ходовая часть, чьей особенностью было применение четырёх гусеничных движетелей!

Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.

Применительно к одному движетелю ходовая часть состояла из шести опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ленивца и ведущей звёздочки. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, регулируемая. Таким образом, понятие клиренса становилось только формальностью, и танк мог преодолевать вертикальные препятствия без угрозы сесть днищем на них.

Удельное давление так же было очень мало – всего 0,6 кг/м 2 , что позволяло преодолевать глубокий снег и топкие участки. Недостатками выбранной ходовой части была плохая маневренность и повышенное сопротивление движению, особенно по тяжелым грунтам. Ремонтопригодность оставляла желать лучшего, ввиду высокой сложности конструкции и труднодоступности внутренней пары гусениц.

Опытный образец танка был построен в 1959 году и начал проходить испытания, однако сразу же стало ясно, что столько дорогая машина не имеет шансов на серийное производство. Преемником Т-10 должен был стать один из двух танков «семьсот семидесятый» либо «двести семьдесят седьмой», но ни один из конкурсантов так и не был принят на вооружение.

Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.

Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м3, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.

Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

В августе 1953 году построенный британцами танк «Центурион» ехал по пустынной дороге Южной Австралии, по направлению к месту стоянки, расположенному в нескольких метрах от экспериментального полигона для ядерных испытаний. Это было началом интересной и трагической истории этого танка.

Танк был создан британцами в конце Второй Мировой войны. За образец был взят легких танк «Комета». «Центурион» был больше, тяжелее, был сильнее вооружен, и подвеска у него была более живучей. Это был лучший британский танк того времени.

Но мы не будем говорить о непревзойденных способностях таких танков. Нас интересует определенный танк под серийным номером 169041. Впервые эту модель создали в 1948, она была оснащена, тогда передовой, автоматической системой стабилизации оружия. А именно 169041 был построен в 1951 и продан Австралии в 1952, где он большую часть времени использовался для тренировок танковых войск в Виктории.

В 1953 поступил приказ в котором говорилось, что танк необходимо было перевезти в Вумера Тест Рейндж для участия в ядерных учениях. Для таких испытаний постоянно использовали танки, чтобы понять уровень повреждения, который может нанести испытываемое оружие, но Центурион был вершиной развития тогдашней техники, с всего-то 500 милями пробега. Но был приказ, и судя по всему этот новенький танк получит повреждения несовместимые с «жизнью»

Сначала появилась простая проблема - доставить танк на место назначения. Его начали перевозить на поезде, потом его переместили на трейлер, но трейлер не смог выдержать такой тяжелый груз. На фото вы видите, как он прогнулся под весом танка. Но все это происходило еще довольно далеко от места испытаний, вскоре остальную часть пути танк преодолел своими собственными силами.

На полигоне же 169041 был полностью экипирован. Его расположили в полукилометре от эпицентра взрыва. Чтобы лучше понять масштабы, представьте себе футбольное поле. Так вот, танк находился в пяти футбольных полях от атомной бомбы. Для футбольного мяча это расстояние приличное, но для атомной бомбы это ничто.

15 октября 1953 Центурион завели, активировали все системы и задраили люк. Члены команды покинули танк и отошли на безопасную дистанцию. Затем прогремел взрыв мощностью 9 килотонн. Это была довольно слабая бомба, если сравнить ее с той, что сбросили на Хиросиму, та была от 13 до 18 килотонн.

Что же случилось с Центурионом? Он отлетел на полтора метра, щитки, закрывающие гусеницы, отлетели. Многие внешние части танка были повреждены, те, что были поменьше размером, и вообще отлетели. Все люки открылись. Вся оптика была повреждена. Если бы внутри были люди, они бы точно не выжили. Двигатели не работали по причине отсутствия топлива.

Три дня спустя команда отвезла танк обратно на базу. У вас, по-видимому, уже возник вопрос, и сейчас я попытаюсь на него ответить. Дело в том, что первую половину обратного пути танк тащил два трейлера, пока его двигатель не приказал долго жить. Центурион 169041 сломался. Трейлеры тянули его до Вумера на спущенных колесах. А как же радиация?

Значит ли это, что члены команды, которые пересекли полстраны в радиоактивном танке? Да, у них не было защитной одежды, никто не беспокоился об их состоянии и о состоянии танка. Им просто было сказано припарковать его где-нибудь подальше. Затем танк подвергли исследованию и выяснили, что он радиоактивно не загрязнен. Членам экипажа повезло, т.к. толстая броня взяла на себя радиоактивную энергию от взрыва.

С новым двигателем Центурион еще несколько лет служил тренировочным танком. После нескольких обновлений он стал называться Центурион МК 5. В 1968 Австралия отправила эскадрон Центурионов во Вьетнам и 169041 был в их числе. В 1969 году танк был атакован реактивной гранатой, при этом большинство членов экипажа получили ранения. Но даже после этого танк был на ходу.

В конце концов, 169041 вернулся в Австралию. Некоторое время он был на хранении, несколько раз его ремонтировали, потом он участвовал в парадах. Сообщается, что он все также находится в бронетанковых войсках на севере страны.

Но есть в этой истории и что-то трагическое. Это замечательно, что танк пережил столько выдающихся событий, но тех, кто им управлял, все-таки счастливчиками не назовешь. Та команда, которая вела танк на ядерные испытания, пострадала от воздействия радиации. Один из членов команды в 1990 году сообщил газете, что 12 из 16 солдат умерли от рака, и что у него самого тоже был рак. Очень сложно отследить причину каждого случая заболевания, но если посмотреть, сколько ветеранов умерло от рака, то причина становится очевидна. В газетной статье также писали, что танк подвергся специальной процедуре очистки от радиации, затем его по крайней мере дважды тестировали и признали подходящим для дальнейшей службы.

Лично я не уверен, как относится к этой истории. Мне, конечно же, хочется, чтобы у этой истории был счастливый конец. Мне не хочется, чтобы вы считали, что от этого танка больше пострадал его экипаж, чем противники. Но решать вам.

Copyright сайт © - материал подготовила Елена Семашко

Если Вам нравятся танки, то значит Вам нравятся и красивые девушки. Смотрите

В 50-е годы XX века после появления первых ядерных реакторов появились проекты оснащения ими кораблей, самолетов, ракет и даже поездов. Тогда эти проекты казались почти нереальными для воплощения. Конечно же, американские военные не могли не заметить такой перспективной силовой установки для военной техники. Не обошли стороной и танки.

Какова же история создания атомных танков?

Первый подобный проект разработали на конференции с названием «Question Mark III», которая проходила в июне 1954 года в городе Детройт. Такой танк наименовали TV-1, который весил 70 тонн, защищался броней в 350 миллиметров и имел бы в качестве вооружения 105-мм. пушку. Благодаря ядерному реактору он смог бы работать на протяжении 500 часов, не нуждаясь при этом в замене топлива. Не забыли в данном проекте и о машине, которая питала бы технику энергией во время марш-бросков.

На следующей конференции под названием «Question Mark IV», которая проходила спустя год, был представлен ещё один атомный танк. За прошедшее время от «Question Mark III» конструкция реакторов изменилась, что позволило уменьшить размеры и вес машины. Его назвали R-32, и весил он уже 50 тонн. Калибр пушки уменьшился до 90 миллиметров. Меньшим стало и лобовое бронирование – «всего лишь» 120 мм. Реактор машины позволял двигаться на расстояния в 4 000 миль, то есть почти 6500 километров.

Схема атомного танка модели R32 (боковой срез)

Данный проект посчитался более перспективным, чем его предшественник TV-1 и даже подумывали, что R-32 сможет заменить в будущем основной тогдашний танк американской армии M-48. Но реальность диктовала свои условия: одна только предполагаемая стоимость будущего атомного танка отбивала любое желание выпускать их серийно. Дальше эскизов R-32 не продвинулся. После этого была идея переделать тяжелый американский танк M-103 в испытательную машину с ядерным реактором. Но и она не пошла дальше проекта на бумаге.

А что же СССР со своим «догнать и перегнать Америку»? В Советском Союзе подобные проекты попросту отсутствовали. На основе тяжелого танка Т-10 создали подвижную атомную электростанцию под названием ТЭС-3, которую стали использовать в 1961 году. Затем данную программу свернули и только в 80-ых годах вернулись к ней обратно.

Каковы причины отказа от создания и производства атомных танков? Во-первых, это высокая стоимость таких машин. Во-вторых, экипажи таких танков должны подвергаться более тщательной и основательной подготовке. Помимо этого встал сразу же вопрос о создании специализированных ремонтных и заправочных машин. А вот повреждения в бою таких машин, скорее всего, привели к радиоактивному заражению.



Что еще почитать