Ядерный танк. Танк для ядерной войны. Атомные танки в искусстве

В середине 1950-х годов в рамках работ по созданию танка, применимого в условиях ядерной войны, конструкторы из американской компании Chrysler представили необычный проект танка под обозначением TV-8.
Конструкция танка TV-8 – модульная, нижнюю часть можно отделить от основного корпуса для облегчения транспортировки. Кроме того, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, и орудие с пулеметами, и двигатель - все расположено в массивной башне. Танк предполагал наличие экипажа из четырёх человек, но при необходимости им могли управлять всего два человека - водитель и стрелок.


Сперва предполагалось, что в кормовой части башни будет электрогенератор, который будет питать два двигателя гусеничных движителей, потом рассматривали вариант газотурбинного двигателя, наконец остановились на паровом двигателе, получающем тепло от небольшого атомного реактора, установленного, опять же, в башне.
Танк Chrysler TV-8 был оснащен 90-миллиметровым орудием T208 с гидроцилиндрами. Боеприпасы хранились за стальной переборкой, которая отделяла их от отсека экипажа. Два коаксиальных пулемета 30 калибра были расположены впереди, а на крыше находился пулемет 50 калибра, который управляется с пульта дистанционного управления.

Танк TV-8 был оборудован внешними видеокамерами, которые ретранслировали изображение на экраны в отсеке экипажа. Это было сделано, чтобы экипаж видел окружающую обстановку без необходимости открывать любые люки. Также это должно было защитить экипаж от вспышки тактического ядерного взрыва.
Броня танка состоял из двух слоев вокруг боевого отделения. Внешняя часть была многослойной броней, которая должна была защитить внутренний слой путем отвода струи разрывающихся на ней кумулятивных снарядов. Изогнутая форма башни должна была обеспечивать ее сильную рикошетность. Внутренний слой брони представлял из себя традиционную толстую металлическую обшивку.


Несмотря на свои 25 тонн веса, танк Chrysler TV-8 мог плавать. Движение по воде должно было производиться с помощью реактивных водометов.
Проект по созданию танка Chrysler TV-8 так и не был реализован. Компания Chrysler не смогла убедить американских военных, что этот необычный танк имеет какие-либо заметные преимущества по сравнению с традиционными боевыми машинами. В 1956 году проект TV-8 был свернут.

Тактико-технические характеристики танка Chrysler TV-8
Боевая масса: 25 тонн;
Экипаж: 4 человека;
Размеры: длина - 8,9 м; ширина – 3,4 м; высота - 2,9 м;
Вооружение: 90-мм орудие Т208; коаксиальный пулемет 0,3 калибра (спаренный), с дистанционным управлением пулемет 0,5 калибра;
Двигатель: Chrysler V-8 паровой двигатель, работающий от атомного реактора, расположенного в башне

Этот танк вполне можно считать символом ядерной войны, которая так и не началась. Его конструкция оптимально подходит для противодействия ударной волне, а четырехгусеничная ходовая часть - для движения в условиях вероятной ядерной зимы…

Тяжелый танк - «Объект 279», единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший.Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Такая форма корпуса должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной ядерного взрыва.

Давайте посмотрим на этот проект подробнее …

Может быть начало поста несколько пафосное и преувеличенное, но давайте сначала немного отмотаем события назад.

В 1956 году ГБТУ Красной Армии были выработаны тактико-технические требования к тяжелому танку, который должен был заменить собой Т-10. КБ Кировского завода в Ленинграде приступило к созданию танка, с широким использованием идей и отдельных узлов от танков ИС-7 и Т-10. Получивший индекс «Объект 277″, новый танк создавался по классической компоновке, его ходовая часть состояла из восьми опорных и четырёх поддерживающих катков на борт, подвеска на пучковых торсионах, с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и восьмых катках. Корпус собирался как из катаных, так и из литых деталей — борта выполнялись из гнутых плит катаной брони, в то время как носовая часть представляла собой единую отливку. Башня так же выполнялась литой, полусферической формы. Развитая ниша вмещала механизированную боеукладку для облегчения действий заряжающего.

Вооружение состояло из 130мм орудия М-65, стабилизированного в двух плоскостях при помощи стабилизатора «Гроза», и спаренного 14,5мм пулемёта КПВТ. Боекомплект 26 выстрелов раздельного заряжания и 250 патронов к пулемёту. Наводчик располагал стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, танк оборудовался полным комплектом приборов ночного видения. Силовая установка представляла собой 12-цилиндровый V-образный дизель М-850, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссиия планетарная, типа «3К», выполненная в виде единого блока механизма перемены передачь и поворотов. В отличии от трансмиссии танка Т-10, ленточные тормоза планетарного механизма поворотов были заменены на дисковые. Экипаж состоял из 4 человек, трое из которых (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. При массе в 55 тонн танк показал максимальную скорость 55 км/ч.

Было выпущено два экземпляра «Объекта 277″, и вскоре после начала испытаний работы по нему были свёрнуты. Танк выгодно отличался от Т-10 более мощным вооружением и более совершенной СУО, включающей дальномер, но боекомплект был мал. В целом, «Объект 277″ создавался на базе хорошо отработанных в серии агрегатов и не требовал длительной доводки.

Вторым конкурсантом стал танк Челябинского тракторного завода — «Объект 770″. В отличии от «Объекта 277″, танк было решено проектировать «с нуля», опираясь только на передовые решения и с использованием новых агрегатов. Характерной особенностью танка стал полностью литой корпус, борта которого отличались как дифференцированной толщиной, так и переменным углом наклона. Подобный подход прослеживается и в бронировании лба корпуса. Башня так же полностью литая, с переменной толщиной брони, доходящей до 290мм в лобовых частях. Вооружение и СУО танка полностью аналогичны «Объекту 277″ — 130мм орудие М-65 и спаренный 14,5мм пулемёт КПВТ, боекомплект 26 снарядов и 250 патронов.

Интерес представляет силовой агрегат танка, выполненный на основе 10-цилиндровоно дизеля ДТН-10, с вертикальным расположением блоков цилиндров, который был установлен перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Трансмиссия танка включала в себя гидротрансворматор и планетарную коробку передач, параллельное включение которых позволяло иметь одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода, и одну механическую передачу заднего хода. Ходовая часть включала по шесть опорных катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Подвеска катков гидропневматическая. Танк отличался лёгкостью в управлении и хорошими динамическими характеристиками.

Уникальнейший и единственный в своем роде опытный образец тяжелого танка — объект 279 — разработал в 1957 году коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л.С.Троянова по предложенным Управлением начальника бронетанковых войск Советской Армии в 1956 году тактико-техническим требованиям к тяжелому танку. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

В пику консервативному «Объекту 277», машина создавалась полностью заново, и не только по используемым агрегатам, но и по концепции. Литые корпуса с дифференцированным бронированием, эллиптической формы встречались и ранее, но в данной машине идея была доведена до абсолюта. Собранный из четырёх литых деталей, корпус был по всему периметру прикрыт противокумулятивным экраном, который дополнял его обводы до эллиптической формы (не только в плане, но и в вертикальном сечении). Благодаря уменьшенному до предела заброневому объёму, составившему всего 11,47 м 3 , удалось добиться беспрецедентных значений толщины брони как по нормали, так и приведённых – лобовая броня корпуса достигала 192мм при больших углах наклона и подворота, бортовая броня до 182мм, при меньших углах. Литая башня приплюснутой полусферической формы имела круговое бронирование 305мм, за исключением кормы.

Вооружение составляло всё то же 130мм орудие М-65 и 14,5мм пулемёт КПВТ, при боезапасе 24 выстрела в механизированной боеукладке с полуавтоматическим заряжанием и 300 патронов к пулемёту. Совместные усилия заряжающего и кассетного полуавтомата заряжания обеспечивали боевую скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. СУО включала в себя стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения ТПД-2С, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза» и полный комплект приборов ночного видения.

Силовая установка танка разрабатывалась в двух вариантах – дизель ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Оба двигателя 4-х тактные, 16-цилиндровые, Н-образные с горизонтальным расположением цилиндров (для уменьшения высоты корпуса). Трансмиссия танка так же отличалась необычностью и новаторским подходом – гидромеханическая и планетарной 3-х ступенчатой коробкой передач, причём переключения между двумя высшими передачами было автоматизировано.

Но наиболее бросающейся в глаза деталью танка безусловно является его ходовая часть, чьей особенностью было применение четырёх гусеничных движетелей!

Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.

Применительно к одному движетелю ходовая часть состояла из шести опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ленивца и ведущей звёздочки. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, регулируемая. Таким образом, понятие клиренса становилось только формальностью, и танк мог преодолевать вертикальные препятствия без угрозы сесть днищем на них.

Удельное давление так же было очень мало – всего 0,6 кг/м 2 , что позволяло преодолевать глубокий снег и топкие участки. Недостатками выбранной ходовой части была плохая маневренность и повышенное сопротивление движению, особенно по тяжелым грунтам. Ремонтопригодность оставляла желать лучшего, ввиду высокой сложности конструкции и труднодоступности внутренней пары гусениц.

Опытный образец танка был построен в 1959 году и начал проходить испытания, однако сразу же стало ясно, что столько дорогая машина не имеет шансов на серийное производство. Преемником Т-10 должен был стать один из двух танков «семьсот семидесятый» либо «двести семьдесят седьмой», но ни один из конкурсантов так и не был принят на вооружение.

Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.

Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м3, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.

Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

В середине прошлого столетия началось активное внедрение в повседневную жизнь источников энергии, основанных на ядерной реакции, начиная от проектов колоссальных АЭС, фантастических ледоколов и подводных лодок до потребительских бытовых нужд и атомных автомобилей. К сожалению, большинство этих задумок не реализовано до сих пор. Стремление человечества одновременно к минимизации и глобализации способствовало появлению в истории попыток использования реактора там, где его невозможно себе даже представить – например, в танке

История атомных танков началась (да и закончилась тоже) в Соединенных Штатах Америки. В послевоенные годы во всем мире были популярны конференции, объединяющие любителей и профессиональных деятелей науки под одной крышей. Светила научной мысли устраивали популистский мозговой штурм, целью которого был поиск новых технических решений для нужд современного общества, способных перевернуть его жизнь раз и навсегда.

Одна из самых популярных таких конференций носила название «Question Mark» (англ. «Знак вопроса»). Именно на одном из таких собраний в 1954 г. впервые зародилась идея создания танка, работающего на атомной энергии. Такая боевая машина могла практически полностью избавить американскую армию от нефтяной зависимости, что было особенно актуально во времена молчаливого ожидания ядерной войны. Иметь полный запас хода после марш-броска, а соответственно и возможность вступать в бой «с ходу», без необходимого техобслуживания, и было основной надеждой, возложенной на проект, получивший название TV-1 («TrackVehicle-1», англ. – «Гусеничная машина-1»).

Самое первое техническое предложение на проект атомного танка содержало следующие пункты: толщина брони – 350 мм, масса – не более 70 тонн, вооружение – пушка калибра 105 мм.

Конструкция танка была довольно простой. Реактор размещался в передней части машины, а сразу за ним располагались экипаж, боевое и машинное отделение. Реактор для танка планировалось делать с принудительным воздушным охлаждением – горячий воздух после процесса теплообмена должен был приводить в движение двигательную турбину.

Предполагалось, что ядерного топлива будет хватать на 500 часов непрерывной работы, однако, согласно теоретическим расчетам, за это время TV-1 заражал бы несколько сотен кубометров воздуха! Кроме того, не было принято однозначного решения по надежной аварийной защите самого реактора. Это делало танк более опасным для своих войск, нежели для противника.

За первым проектом последовал второй. В 1955 году был представлен модернизированный TV-1, получивший маркер R32. Основными отличиями от предшественника были меньшие габариты и масса, а также более рациональные углы наклона брони. Самое главное отличие было в снижении опасности реактора. От воздушной турбины отказались, равно как и сократили размеры самого реактора, а также максимальный запас хода машины. Таким образом увеличилась безопасность реактора для экипажа, но все равно этих мер защиты было недостаточно для полноценной эксплуатации танка.

На этом попытки заинтересовать армию атомными проектами не закончились. Одной из наиболее «красочных» разработок был проект бронированной машины на базе тяжелого танка М103. С этим проектом выступила известная американская компания Chrysler, разработавшая танк с ядерным реактором в рамках программы ASTRON.

Результатом разработки должна была стать эффективная боевая машина, способная превзойти бронетехнику противника на многие десятилетия вперед. За индексом TV-8 спрятался экспериментальный концепт танка с оригинальной башней – ее размер превышал длину корпуса машины! В башне помещались все члены экипажа, 90-мм орудие и боеприпасы. В башне также предполагалось разместить и реактор, и дизельный двигатель. Как несложно догадаться, TV-8 (известный как «танк-поплавок») имел, мягко говоря, оригинальный внешний вид.

Парадокс заключается в том, что TV-8 был самым удачным проектом танка с атомным реактором и единственным, доведенным разработчиками до стадии макетирования. К сожалению или к счастью, в дальнейшем проект был закрыт из-за необоснованного соотношения перспектив и рисков, связанных с эксплуатацией танка.

TV-8 можно отнести к одному из самых необычных по конструкционному исполнению танков за всю историю военной техники. Сейчас он выглядит по меньшей мере смешно, а принцип компоновки представляется крайне нерациональным – при попадании в башню в зоне поражения оказывались все жизнеобеспечивающие системы танка – от двигателя, оружия и экипажа до атомного реактора, повреждение которого представлялось фатальным не только по отношению к самому танку, но и к окружающей среде.

Вдобавок автономизация работы атомного танка все же не представлялась возможной, так как боезапас и горюче-смазочные материалы в любом случае были ограничены, а члены экипажа подвергались постоянному радиационному воздействию, что ставило под угрозу человеческие жизни. Вкупе с крайне высокой стоимостью такой машины их серийное производство и эксплуатация и сейчас выглядят весьма сомнительным предприятием. В итоге атомный танк так и остался порождением ядерной лихорадки, охватившей мир в 50-х годах XX века.

Атомный танк? Разве такое возможно?

Первый ядерный реактор был запущен в 1942 году в США. В 50-е годы ученые активно искали варианты практического применения ядерной энергии. В СССР 27 июня 1954 года вступила в строй первая в мире атомная электростанция. А в США ученые начали разрабатывать концепцию атомного танка.

Это была невероятная задумка по тем временам. Ведь, всё это ещё было в диковинку и атомные танки, и атомные суда, и атомные подводные лодки. Были задумки и о атомных поездах, и о самолётах. Но вернёмся к танкам.

Первый проект – TV-1


Первый проект американского ядерного танка получил обозначение TV-1. Он предполагал, что танк будет весить 70 тонн, иметь на вооружении 105-мм пушку T140 и 350-мм лобовую броню. Атомный реактор на борту мог бы работать в течение 500 часов без замены топлива.

Второй проект – R32


Атомная наука не стояла на мести и уже через год – в 1955-м появилась возможность значительно уменьшить размер реактора. И на смену огромного TV-1 был разработан новый проект – R32. Это был проект 50-ти тонного атомного танка с 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и 120-мм лобовой бронёй. Проектный запас хода у R32 был более 4 000 миль.

Вы только представьте себе: 6500 километров без дозаправки. Но проблема заключалась в том, что это не означало, что танк мог отправиться в автономный поход на такое расстояние. Всё равно ему было бы нужно периодически менять смазку в различных узлах и агрегатах, а главное – экипаж приходилось бы периодически менять, дабы не подвергать танкистов долгому облучению. Плюс к этому: при подрыве такого танка вся местность в округи была бы заражена.

В итоге от проектов атомного танка американцы отказались. Не было даже произведено ни одного опытного образца.

Атомный танк в СССР


В СССР таких проектов не разрабатывалось. Но свой “атомный танк” всё же был. Так в прессе прозвали ТЭС-3 – транспортабельную атомную электростанцию, которая передвигалась сама на четырёх самоходных гусеничных шасси, созданных на базе тяжёлого танка Т-10. И этот “танк”, в отличии от американских, реально существовал!

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.

И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.

Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.

Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину - от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря - стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.

* * *


Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным - он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб - такие попадания выдерживал и борт.

Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе - 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления - их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.

Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы - их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять - даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.


И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке - в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.

* * *

Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад - в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.

Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, - приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.

Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.

По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева - его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта - этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.

Виталий Карюков



Что еще почитать