Танки стоящие на вооружении британской. Современные танки и бронетехника великобритании. Британские танки: общий взгляд

Английские танки в ходе Второй Мировой Войны не могли похвастаться серьёзными тактико-техническими характеристиками. Большинство английских боевых машин по многим параметрам так или иначе уступало американским, немецким и советским образцам. Британские танки делились на пехотные и крейсерские. В функции первых входило, как уже следует из названия, непосредственная поддержка пехоты в наступлении, подавление огневых точек, совместное с пехотой сдерживание контратак противника. Эти танки отличались серьезным для начала войны бронированием и крайне слабой скоростью, что впрочем обьяснялось тем, что они должны были вести наступление в рядах пехоты и одновременно с ней. Крейсерские танки напротив обладали хорошей динамикой, скоростью и подвижностью, однако их бронирование было довольно слабым. Эти танки могли входить в прорыв и развивать наступление в тыл противника, угрожая его коммуникациям, внезапно атаковать части противника на марше, окружать крупные группировки врага при поддержке авиации, артиллерии и пехоты. Именно крейсерские танки обладали куда большим потенциалом, однако англичане часто использовали эти танки также как и пехотные - лишь для поддержки атакующих частей, рассеивая танки по фронту, в то время как Германия наглядно продемонстрировала на что способны крупные, собранные в несколько мощных кулаков, подвижные и мобильные танковые соединения.

Поражения в Европе и катастрофа под Дюнкерком

До начала немецкого наступления на Западе, англичане имели во Франции 12 дивизий и свыше 500 танков, 9 из этих 15ти дивизий располагались в Бельгии в составе объединенного англо-французкого Северо-восточного фронта, который должен был прикрывать это направление от возможного немецкого удара. Английский экспедиционный корпус во Франции имел на вооружении танки Matilda(Mark II), Сruiser(Mark IIA) и Cruiser(Mark IIIA), вооруженные 40мм орудиями, более половины из которых для 1940 года обладали превосходным бронированием и с трудом поражались германскими танковыми орудиями. Кроме того не стоит забывать, что многие немецкие танки во Французcкой кампании все еще были вооружены только пулеметом(Pz.I и Pz.II).
Французы также обладали внушительным танковым парком(более 3000 машин) - среди которых были средние "Somua" и тяжелые танки "B1". Бронирование и вооружение их также не уступало немецкому. Единственное в чем англо-французские танки проигрывали немецким - это в скорости. Что же касается тактики, оперативного руководства, подготовки экипажей и воли к победе, то в этом немцы однозначно взяли верх над союзниками. 10 мая 1940 немецкие войска начали быстрое наступление через Бельгию. Удар немецких подвижных соединений был направлен в обход французcкой линии Мажино. Слаженные действия немецких танков, авиации, артиллерии и пехоты, привели к разгрому и капитуляции голландской армии уже 14 мая. После чего немцы стремительно форсировали реку Маас и их танковые группы рванули на запад. 21 мая они вышли к Ла-Маншу и в окружение в районе Дюнкерка попали свыше 50 англо-французких дивизий. Разгромленная бельгийская армия также сдалась 28 мая. Понеся большие потери и бросив всю оставшуюся технику противнику англо-французские войска в начале июня эвакуировались в Англию.

Смотрите также:

Английские танки в Африке

Изначально в Африке англичанам противостояли части итальянской армии, техническая оснащенность которых оставляла желать лучшего - все итальянские боевые машины уступали английским образцам. Когда в декабре 1940 года началось первое наступление английских войск в Африке против итальянских агрессоров, то превосходство англичан в технике дало о себе знать - итальянцы отступали до тех пор, пока германское командование, решившее оказать помощь своему союзнику, не перебросило в Африку корпус под командованием генерала Роммеля. Контрудар этого корпуса, у которого на начальном этапе было лишь 120 танков, отбросил англичнан к египетской границе и окружил их базу в Тобруке.
В ноябре 1941 года британцы предприняли ответное наступление, целью которого был не много ни мало разгром всей танковой группировки Роммеля и решительный перелом в АФриканской кампании. Имея вдвое больше танков, чем у противника, англичанам не удалось осуществить свой грандиозный план. Роммель маневрировал танковыми соединениями, перегруппировывал рассеяные части и снова бросал их в бой, не давая англичанам добиться решительного преимущества. Тем не менее итало-германским войскам приходилось отступать все дальше и дальше. В мае 1942 года Роммель принял решение нанести мощный контрудар всеми наличными силами, несмотря на нехватку горючего и боеприпасов. Английское командование имело примерно 900 танков, это означало почти трехкратное превосходство над наступающими войсками Роммеля. Тем не менее успех поначалу сопутствовал Германии. Только у Эль-Аламейна немецкое наступление было решительно остановлено. Потери немцев были огромны, у Роммеля оставалось лишь около 50 танков, однако несмотря на критическую ситуацию со снабжением, немцы сопротивлялись еще длительное время. Группировка англичан в Африке постоянно росла, в то время как немецкие резервы иссякали, подкреплений не было, а снабжение было ужасным. Количество танков у англичан к концу Африканской кампании, которая закончилась капитуляцией итало-германских войск в мае 1943 года, уже перевалило за тысячу, в то время как Германия, скованная войной против СССР не могла ничем помочь африканскому корпусу.

Производство танков в Англии в период войны

Темпы производства танков в предвоенные годы в Англии были очень низкими. Во многих источниках это иногда объясняется тем, что в Военном Министерстве Великобритании было много противников развития танковых войск. Часть чиновников считало развитие танков пустой тратой бюджета. В итоге все же англичане пришли к выводу о необходимости производства танков двух разных вариантов - пехотные и крейсерские. К 1938 году промышленность Великобритании согласно плану должна была выпустить свыше 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако реально произвести удалось тридцать крейсерских
и шестьдесят пехотных танков, что было просто невероятно мало, учитывая приближающуюся войну. Через год англичане пополнили свой танковый парк чуть более чем 300 боевыми машинами разных типов. И все же этого было катастрофически мало. Войну Британия встретила не имея даже тысячи танков. К тому же большинство из имеющихся танков были легкими. Практически всю войну англичане делали танки довольно неудачные, как в плане конструкции, так и в плане надежности. На завершающем этапе войны основной противник стран Антигитлеровской коалиции - Германия, уже имела настолько серьезное превосходство в танках над Британией, что назвать английский танк, который бы мог сравнится по боевой ценности с немецкими "Тиграми" или "Пантерами", не представляется возможным. За годы войны английская промышленность выпустила 24 тысячи танков, примерно 4тысячи САУ. При производстве САУ и зенитных самоходных установок часто использовались шасси устаревших танков. Многие английские танки, выпущенные в 1939 - 1945 годах так и не попали на фронт и лишь служили в тылу в качестве учебных машин для подготовки экипажей и отработки навыков эксплуатации танка.

Символом британского танкостроения в годы между двумя мировыми войнами был тяжелый пятибашенный танк А Т Independent. Эта машина стала объектом пристального внимания специалистов многих стран и, без сомнения, послужила прототипом при создании советского тяжелого танка Т-35 и германского Nb.Fz

Как известно, к строительству танков англичане приступили еще в годы Первой мировой войны, К ее окончанию они имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус.

В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на "точке замерзания". Причин тому было несколько. Прежде всего, в Великобритании затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства - нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени британская промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине.

Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.

К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка "Матильда I", например, имела всего одну скорость - считалось, что этого вполне хватает.

В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены - в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.

В то же время, разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. HVi один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла достичь необходимой эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только к 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения Второй мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.


Ведущим разработчиком и производителем бронетанковой техники в Великобритании в 1930 - 1940 тт. была фирма Vickers-Armstrong Ltd. При ее участии была создана едва ли не половина всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне. На фото - Польские танки Викерс в цеху


Сборка крейсерских танков Мк II в цехе завода фирмы BRCW, 1940 г. На переднем плане - стенды для сборки башен

Изготовление корпуса танка Мк V «Ковенантер» в цехе завода фирмы LMS


Крейсерский танк Мк V "Ковенантер" в


Опытный образец танка А43 Black Prince ("Черный принц"), 1945 г. Эта машина, разработанная на базе пехотного танка "Черчилль" и вооруженная 17-фунтовой пушкой, представляет собой попытку создания полноценного английского тяжелого танка

Для 1940-х годов конструкцию и технологию сборки английских танков нельзя признать прогрессивными. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом ("Валентайн"). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.

Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время Второй мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых - 60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Британия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины - легкие. Всего же за годы войны англичане произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала" и использовалась в учебных целях.

Сто лет назад британская армия первой применила танки в военных действиях, но мощь ее нынешних бронетанковых сил сильно ослабела и изменилась. Каково же их современное состояние и планы на будущее? С момента окончания Холодной войны британское министерство обороны было одним из многих, взявших на себя смелость заявить, что в современном оперативном пространстве не будет большой необходимости в основных боевых танках (ОБТ).

Подобная позиция государства послужила толчком к драматическому сокращению количества танков в британской армии и экипажей, на которых они могли быть служить, с 14 полков (британский эквивалент батальона) с общим количеством танков примерно 1000 танков в конце 80-х годов до трех полков в соответствии с текущей программой модернизации армии Army 2020.

Сегодня эти полки имеют в наличии достаточно танков и обученных экипажей и могут гарантировать, что всего каждый из них может развернуть эскадрон (британский эквивалент роты) – примерно 18 танков – с целью поддержки ведущей бронетанковой оперативной группы LATF (Lead Armoured Task Force). Эта группа после получения приказа должна выдвинуться в течение 30 дней.

После того как нынешний цикл преобразований будет завершен, срок выдвижения укомплектованной бригады, включая 56 танков, в общем случае будет составлять 90 дней.

На полигоне Каслмартин в Уэльсе танк Challenger 2 британской армии стреляет бронебойным подкалиберным практическим снарядом с укороченной дальностью. Боевые стрельбы остаются ключом к поддержанию высокой уровня боевой подготовки и слаженности экипажа

За последние 25 лет британские бронетанковые силы два раза демонстрировали свои возможности. Первая демонстрация состоялась в 1990-1991 годы, когда было принято опрометчивое решение бросить две бронетанковых бригады (включая три танковых полка Type 57 с 171 танком Challenger 1) на освобождение Кувейта в рамках операции «Granby».

Позднее в 2003 году два полка танков Challenger 2 (и часть подразделений третьего полка) должны были быть поспешно развернуты в Ираке в операции «Telic 1». Их число позднее было сокращено до одной эскадрона, который оставался на этом театре военных действий вплоть до завершения в 2009 году операции «Telic 13».

Несмотря на запрос, выдвинутый в 2006 году, британской армии не развертывались в Афганистане в операции «Herrick». Тем не менее, начиная с 2007 года британские войска в провинции Гельманд часто обращались за поддержкой танков своих союзников: взвода из трех датских танков Leopard 2A5DK; роты танков корпуса морской пехоты США M1A1 Abrams; и в период с 2006 по 2011 год усиленного эскадрона танков Leopard 2A6CAN и Leopard C2 из соседней провинции Кандагар.

В конечном счете, представительство тяжелой британской бронетехники с 2010 года в Афганистане было ограничено тремя машинами разграждения Trojan (инженерный вариант танка Challenger 2) и двумя бронированными ремонтно-эвакуационными машинами Challenger CRARRV, дислоцированными в провинции Гельманд.

С середины прошлого десятилетия британская армия в основном была сосредоточена на миротворческих операциях в Ираке и Афганистане, что привело к соответствующему сокращению боевой подготовки (в форме тактических учений и бронетанковых маневров) остальных общевойсковых формирований в Великобритании и Германии.

Тем не менее, возможности бронетанковых сил поддерживались за счет участия танков и боевых машин пехоты в базовой подготовке к гибридным боевым действиям (концепция «войны трех кварталов», суть которой заключается в том, что на относительно небольшой городской территории одно подразделение будет вынуждено проводить одновременно и боевые действия и операцию по принуждению к миру и миротворческую операцию), которую все боевые подразделения уже прошли.

Новый взгляд

В соответствии с пятилетним обзором стратегической обороны и безопасности, опубликованным в 2010 году, и итоговой структурой британской программы Army 2020 каждый из трех оставшихся танковых полков (аналоги батальонов) был приписан к одной из трех мотопехотных бригад быстрого реагирования, входящих в состав 3-ей дивизии. (В состав армии входят еще восемь боевых бригад: 16-ая десантно-штурмовая бригада и семь пехотных бригад подчиненных 1-ой дивизии, ни одна из них не имеет приданных бронетанковых подразделений.)

Каждый танковый полк имеет свое название: Королевский гусарский полк King’s Royal Hussars (KRH), гусарский полк королевы Queen’s Royal Hussars (QRH) и королевский танковый полк Royal Tank Regiment (RTR). Кроме того, расширенный боевой порядок включает один резервный полк, так называемый королевский территориальный полк Royal Wessex Yeomanry, который обеспечивает все три регулярных танковых полка запасными танковыми экипажами, но при этом не имеет ни одного собственного танка.

Все три полка имеют на вооружении , который был изначально разработан в конце 80-х годов компанией Vickers Defence Systems (в настоящее время BAE Systems). Компания BAE Systems поставила в 1994-2002 годы в общей сложности 386 серийных машин; нынешними планами предусматривается, что часть из них останется в эксплуатации до 2035 года.

Модернизированная система вооружения на базе 120-мм гладкоствольной пушки Rheinmetall и ряд усовершенствований в ходовой части и системе управления огнем были утверждены в начале прошлого десятилетия для танка Challenger 2 в рамках предложенной программы продления возможностей, но в связи с проблемами с финансированием в 2008 году она была остановлена. В 2012 году программа продления возможностей была включена в программу продления срока службы танка Challenger 2, в рамках которой будут модернизированы или заменены различные подсистемы танка. В соответствии с программой продления срока службы модернизацию пройдут 227 танков Challenger 2.

Отдельная схема финансирования, принятая для усовершенствования и поддержания в исправном состоянии штатных боеприпасов, на сегодняшний день позволяет проводить только такие минимально затратные мероприятия по восстановлению и модернизации, какие необходимы для продления срока хранения существующих складских запасов. На складах хранятся боеприпасы, которым исполнилось как минимум 25 лет и которые в настоящее в Великобритании не производятся. Ни один тип штатных боеприпасов не совместим с современными стандартами по малочувствительным (инертным) боеприпасам.

Возрождение

Первое ощутимое изменение в судьбе британских бронетанковых сил произошло в 2012 году, когда публично объявленное еще до вывода британского контингента в декабре 2014 года сокращение войск в операции «Herrick» позволило этим подразделениям не возвращаться в Афганистан и сосредоточиться на своей боевой подготовке к будущим задачам.

Первым танковым полком, вернувшимся из своего последнего афганского турне в октябре 2012 года, стал KRH, который действовал там в качестве ведущего подразделения для боевой группы Lashkar Gah. Не имея танков на этом ТВД, он в основном выполнял задачи спешенной пехоты, используя минозащищенные машины Mastiff 6×6 и гусеничные транспортеры высокой проходимости Warthog.

Общевойсковые учебные маневры Prairie Storm уровня боевой группы, проводимые на британской базе BATUS в Канаде, позволяют британским танкистам и пехотным подразделениям практиковаться в работе со своими обеспечивающими группами, включая инженерный эскадрон, занимающийся проделыванием проходов в минных полях. На фото удлинённый заряд разминирования Python, выпущенный с инженерного танка Trojan, детонирует, и, тем самым, обеспечивает проход боевой группы 1 Yorks

После необходимого восстановления и боевой подготовки два танковых эскадрона KRH («C» и «A») успешно были определены для поддержки промежуточной бронетанковой группы, ведущей боевой бронетанковой группы LABG (lead armoured battlegroup) и позднее ведущей бронетанковой оперативно-тактической группы LATF, развернутой своей головной 12-ой бронетанковой бригадой. С конца 2013 года эта бригада отвечала за выполнение особых задач (которые теоретически включают ведение боевых действий). Было принято решение, что ее заменит 1-ая мотопехотная бригада в январе 2016 года, а ту в свою очередь заменит 20-ая мотопехотная бригада в январе 2017 года.

В настоящее время британская армия находится в промежуточном состоянии, точнее в процессе перехода от старых структур к новым, смены зон ответственности, изменения дислокации своих баз и аудита военного имущества. Вот почему 12-ая мотопехотная бригада не была сменена вовремя, а срок ее боевого дежурства был продлен на 18 месяцев. Впрочем, как только «перестроечная» турбулентность успокоилась, стало возможным установить стандартную продолжительность готовности (12 месяцев на бригаду и 6 месяцев на боевую группу), считающуюся оптимальной для поддержания «правильного несения службы» в соответствии с пересмотренным адаптивным механизмом оперативной готовности боевых подразделений в рамках программы Army 2020 (A-FORM), введенным в 2015 году.

1-ая мотопехотная бригада вступила в свой «тренировочный» год в начале 2015 года, а ее штатный танковый полк RTR, который обеспечивает бронетанковые возможности для этой бригады, начал совместную боевую подготовку в Великобритании и Канаде (уровень совместной боевой подготовки Level 4/CT4).

20-ая мотопехотная бригада, которая последней покинет Афганистан, в настоящее время проходит восстановление и реорганизацию на своих базах в Германии и Великобритании и заступит на боевое дежурство в 2017 году. К 2020 году последнее подразделение этой бригады, включая QRH, должно наконец (после почти 70 лет) покинуть Германию и вернуться на свою родную базу в Великобритании наряду с другими подразделениями 3-ей (британской) дивизии, дислоцированной в районе Балфорда/Тидворта.

На полигоне как дома

В мае-июне 2015 года прошли боевые стрельбы танкового эскадрона «C» KRH на артиллерийском полигоне Каслмартин и тактические учения уровня взвода (CT1) в учебном районе Солсбери Плейн.

На базовых уровнях суть совместной боевой подготовки (дистанции и набор целей на британских артиллерийских полигонах значительно не изменились за прошедшие 40 лет) осталась традиционной, хотя некоторые изменения может быть и стоит провести.

С момента окончания Второй мировой войны британские танковые полки, как правило, имели по три танка на взвод, но в соответствии с программой Army 2020 была принята структура четыре танка на взвод. Это дает большую организационную гибкость и боевую избыточность, что позволяет каждому взводу потенциально выполнять больше задач при делении на пары, а также быть ближе к боевой подготовке танковых взводов американской и немецкой армий.

В Великобритании расположены четыре учебных полигона на которых возможно проведение огневой подготовки с боевыми стрельбами. Это Каслмартин, Киркудбрайт, Лалворт и Солсбери Плейн, но ни один из них пока не соответствует полностью новой структуре взводов.

Полигон Каслмартин имеет достаточно директрис для одновременной работы четырех БМП Warrior, но ограничения секторов стрельбы по длине затрудняют проведение боевых стрельб на уровне взвода из четырех танков Challenger 2. В связи с установкой в будущем новой 40-мм пушки на модернизированные БМП Warrior мотопехотных частей и новые машины Scout разведывательных подразделений также потребуется усовершенствование этих стрельбищ. Это забота штаба армии, который держит под контролем этот вопрос.

В то время как в прошлом было много жалоб касательно ограничений по пройденным километрам, практическим боеприпасам или запасам топлива, теперь для танкового эскадрона это не является особой проблемой. Возможно, это связано с тем, что имеющиеся складские запасы запчастей и боеприпасов в свое время предназначались для обеспечения существенно большего числа танков Challenger 2, чем это необходимо британской армии в настоящее время для развертывания.

Недавнее повышение активности в военно-политической сфере в странах Балтии влечет за собой необходимость в демонстрации компетенции британских бронетанковых экспедиционных возможностей и это, несомненно, также будет полезным при решении любых подобных проблем, препятствующих процессу планирования и выполнения поставленных задач.

Первым экспедиционным испытанием 12-ой боевой бригады высокой готовности LABG стали учения «Black Eagle», проведенные в Польше в октябре 2014 года. На заднем плане танк Challenger 2, укомплектованный экипажем из эскадрона «C» KRH, работающий в паре с танком польской армии Leopard 2A4. В ходе учений разработана и закреплена методика заблаговременной расконсервации танков, находящихся на длительном хранении. Интересно, что на британском танке нет привычной камуфляжной накидки.

Для того чтобы выполнить так называемый ежегодный тест экипажа ACT (annual crew test), экипаж танка Challenger 2 может рассчитывать на отстрел 83 боеприпасов из основного вооружения танка, а также 2940 патронов из 7,62-мм пулемета. В учебный год (раз в три года) экипажи также проводят оценочные боевые стрельбы на уровне взвода, во время которых можно отстрелять дополнительные 42 снаряда из пушки и 1200 патронов 7,62-мм пулемета.

Перед началом боевых стрельб личный состав проходит интенсивное обучение на тренажерах (включая 20 упражнений для операторов-наводчиков и 4 или 5 упражнений для экипажа в целом, включая ежегодное комплексное тестирование) в своем подразделении. Процедура целеуказания выполняется на уровне экипажа (на тренажерах и на стрельбище), а затем на уровне взвода как часть совместной боевой подготовки.

Дистанции до целей, по которым ведется огонь из танковых пушек (в основном это статичные корпуса танков) на полигоне Каслмартин, составляет 3 км и менее, тогда как для вспомогательного вооружения максимальная дистанция составляет около 1100 метров (время выгорания трассера). Процент попаданий из пушки для оператора-наводчика и командира во время ежегодного ACT должны составлять не менее 75%; подобный же норматив при стрельбе из спаренного пулемета (7,62-мм L94A1 Chain Gun), но в последнем случае стандартное упражнение заключается в отстреле трех очередей по пять патронов (одна пристрелочная и две «на поражение») на одну цель. Стрельба из спаренного пулемета считается более сложной с технической точки зрения, хотя если даже взять отдельный пулемет L94A1, то его характеристики рассеивания некоторые расценивают как «слишком недостаточные» для огня на подавление.

Одним из «наследий» Афганистана стало придание каждой роте по одному передовому авиационному наводчику (в 80-х годах было всего три наводчика на бригаду). Как следствие, эскадроны танков Challenger 2 в настоящее время сопровождаются модифицированным вариантом машины артиллерийского наблюдения Warrior, в которой размещаются командир группы огневой поддержки наряду с передовым наблюдателем и передовым авиационным наводчиком, осуществляющие координацию с реактивными самолетами или штурмовыми вертолетами

Оригинальное вооружение Challenger 2 и требования по системе управления огнем ранее определяли, что экипаж должен быть способен вести огонь из нарезной 120-мм пушки L30A1 отдельными боеприпасами со скорострельностью 10 выстрелов в минуту. Впрочем, необходимость в подобного рода длительном ведении огня будет возникать не так уж часто: в серии стандартных тестов одному танку, как правило, будет необходимо обстрелять в течение 55 секунд пять целей (включая одну для пулемета), выставленных на случайных азимутах и дистанциях в секторе более 120°.

По словам одного из офицеров эскадрона, создание правильной «атмосферы» и взаимодействие экипажа в башне является ключом к успеху в бою.

По окончании центра бронетанковых войск член экипажа обычно начинает как водитель, затем его повышают до оператора-наводчика и заряжающего и, в конце концов, до командира машины с вручением свидетельства о подготовке по нескольким специальностям.

Кроме своей основной функции обеспечения основного и вспомогательного вооружения боеприпасами заряжающий также выполняет функции радиооператора и стреляет из универсального пулемета 7,62-мм, установленного рядом с люком; он также вносит значительный вклад в обнаружение целей для оператора-наводчика и командира. Водитель также вносит свой вклад в целеуказание на ближних дистанциях, используя преимущества своих дневных и ночных приборов наблюдения с более широким полем зрения в переднем секторе обзора; он может также помогать заряжающему, ведя подсчет числа выстрелов оставшихся в магазине, тем самым, гарантируя, что при обстреле цели снаряды на закончатся в самый ответственный момент.

Командиры танковых экипажей находятся либо в звании капрала (младшего сержанта), сержанта (в возрасте 22-25 лет занимавшие место заряжающего, или старше в случае взводного сержанта), либо офицера (командир взвода, заместитель командира эскадрона, командир эскадрона и в бронетанковой боевой группе командир части). Пройдя 44-недельную общую офицерскую подготовку в королевском военном училище сухопутных войск в Сэндхерсте, офицеры бронетанковых войск посещают шестимесячные курсы командиров экипажа в бронетанковом центре в Бовингтоне, на которых их обучают вождению, артиллерийскому делу, связи и тактическим приемам. Взводные капралы, прошедшие через звания сержантского состава, посещают эти же курсы.

После окончания обязательного образовательного обучения, необходимого для получения квалификации ACT, новоиспеченные офицеры первоначально занимают должность командира взвода под надзором своего более опытного строевого сержанта. После того как новый командир взвода пройдет совместное обучение тактическим приемам и ведению общевойскового боя на учебно-тренировочной базе британской армии BATUS (British Army Training Unit Suffield) в Канаде, его зависимость от курирующего строевого сержанта может заметно снизиться (зависит от качеств новоиспеченного офицера).

В итоге, кандидат на должность офицера может уже командовать солдатами всего через два года после поступления на военную службу. (Например, в немецкой армии вновь назначенный офицер-танкист может занять должность в своем батальоне не ранее чем через 79 месяцев после начала своей военной карьеры.)

Решающее испытание

Достижения в области имитационного моделирования позволяют значительно сэкономить, в том числе и на расходовании боеприпасов. При этом боевые стрельбы все же остаются важнейшей частью учебного процесса; они подтверждают практические навыки в материальной части и стрельбе и позволяют проводить проверки эффективности системы и ежегодное тестирование экипажа ACT.

Результат ACT обуславливается в большей или меньшей степени эксплуатационными параметрами систем танка и, по мере его старения, степенью их «разболтанности» в башне, в особенности СУО. По мере того, как экипажи проходят свои испытания, они начинают понимать, что многое зависит от эффективности и слаженной работы всех систем конкретного танка и что от этого зависит их готовность и готовность их командиров к выполнению боевых задач.

К концу обучения все 18 экипажей танкового эскадрона «C» успешно прошли свои тесты ACT. Командующий эскадроном майор Питер Пироун сказал, что «эскадрон «C» теперь уверен в каждом из своих 18 танков». Это значительный прогресс по сравнению с 2014 годом, когда эскадрон имел всего 14 танков в своем распоряжении, а экипажи только трех танков показали достаточную боевую подготовку и выполнили нормативы ACT.

Пристанище

В рамках программы управления парком сухопутных войск, постепенно внедряемой британским министерством обороны в течение последних десяти лет для всех состоящих на учете транспортных средств, танки Challenger 2 двух из трех эскадронов, как правило, остаются на долговременном хранении на армейских складах техники в Эшчёрче. Условия хранения там позволяют поддерживать танки в рабочем состоянии, но в случае выдачи контрактов, промышленность сможет модернизировать их в соответствии с согласованным планом и стандартами без негативного влияния на плановую боевую подготовку подразделений.

Хотя такой подход не вызвал общего одобрения, но «коллективизация» или объединение в общий фонд подобного рода имеет свои преимущества касательно значительной экономии, а также влияния на согласованность действий военных. Это дает личному составу полка, не имеющему возможности работать со своими танками, «пространство для маневра», необходимое для повышения индивидуального мастерства, то есть возможность отбыть из части, записаться на курсы и повысить свой профессиональный уровень. Как сказал один из офицеров, «полк не может бесконечно жать на полный газ, в противном случае он не сможет выполнить требуемую от него дополнительную работу, одновременно поддерживая в рабочем состоянии весь свой парк».

Командира танкового эскадрона, в настоящее время выступающего в качестве бронетанкового компонента ведущей боевой бронетанковой группы LABG, майор Пироун заметил, что в отличие от своих коллег в двух других танковых эскадронах («A» и «B») он «владеет» всего 18 танками, которые держат на позиции как часть базового подразделения полка. Это базовое подразделение, как правило, состоит из 20 танков, два дополнительных танка служат в качестве запасных машин на случай поломки, а также в качестве резервных машин для подготовки.

Танк Challenger 2 TES, получивший обозначение Megatron, создан группой разработки и испытаний бронетанковой техники для городских операций в Ираке. Отметим систему глушителей самодельных взрывных устройств (похожую на кормушку для птиц), дистанционно управляемый боевой модуль Enforcer, установленный на люке заряжающего, а также установленные в передней части системы управления электронными сигнатурами. Пластиковая сетка CoolCam, наброшенная на верхние поверхности танка, уменьшает нагрев от солнечных лучей.

Королевский гусарский полк KRH имеет половину машино-мест на своей базе в Тидворте, которая располагает «гаражной» вместимостью на 72 танка, остальные 36 мест отданы полку RTR. Перед последним также поставлена задача обеспечить танковый эскадрон для боевой группы LABG 1-ой бригады, то есть обеспечить подкрепление базового подразделения за счет дополнительных танков для того, чтобы второй эскадрон может выполнять положенные стрельбы или тактические занятия или подготовку к большим учениям.

Танк Challenger 2 необходимо содержать в безопасном ангаре (будь то длительное хранение или эксплуатация в войсках) даже если он не оборудован электроникой и дополнительной броней в соответствии с модернизацией стандарта Theatre Entry Standard (TES). В этой связи он уникален, но подобные ограничения будут применяться и к перспективной машине Scout, которая должна заменить восемь машин Scimitar, состоящих на вооружении разведывательной группы каждого полка.

Текущими планами предусматривается передислокация третьего бронетанкового полка QRH из «родной» базы в Германии также на базу в Тидворт и в этом случае могут возникнуть сложности при размещении в существующих ангарах вместимостью 72 танка; тем более уже точно не будет дополнительных мест для размещения перспективной машины Scout. Впрочем, как сказал один из офицеров «новое финансирование позволит построить в Тидворте соответствующие ангары для размещения базовых подразделений всех трех бронетанковых полков».

Оперативная готовность танков базовых подразделений повышается также за счет большей доступности механиков эскадрона и подвижных полковых ремонтных мастерских. Также свой вклад вносят и экипажи танков, с воодушевлением использующие неофициальные средства. Майор Пироун в качестве примера привел простой пылесос (он чрезвычайно популярен у немецких танкистов и артиллеристов), который «привередливые экипажи» могут в полевых условиях использовать для поддержания в относительной чистоте заброневого пространства и систем башни, и, который, самое главное, позволяет избавиться от надоедливого песка.

Продолжение следует…


Здравствуйте, товарищи танкисты! Сегодня мы рассмотрим британскую ветку развития танков (в игре World of Tanks), а точнее я вам опишу все её плюсы и минусы как можно подробнее с моей точки зрения и, возможно, помогу вам определиться в выборе нации.

Популярность танков Великобритании в World of Tanks

Танки к бою, джентльмены! За королеву! Следующие фразы вошли крепко в мысли о Британии у многих людей. После обновления с вводом британской техники она стала самой популярной (что обычно и встречается после ввода новых танков – их популярность резко возрастает на фоне другой техники). Хоть танки Великобритании и ничем особо не отличаются от других танков, они всё же нашли своих почитателей (хотя есть пару машин, заслуживающих внимания и очень индивидуальных в игре). Топовые машины – самые популярные, как, впрочем, и многие другие, но самыми яркими из них являются противотанковые самоходные артиллеристские установки .

Достоинства и недостатки британских танков

С первого взгляда может показаться, что британские танки не имеют каких-либо особенностей или существенных отличий от техники прочих наций. Это не совсем так. Особенности есть, но они крайне неудачно сбалансированы из-за исторического предназначения танков в Англии. Самым ярким плюсом техники является «английская» точность. Для выяснения плюсов и минусов техники окунёмся в историю британского танкостроения и для чего они вообще были нужны.

Немного истории

Военно-морской флот в Англии был развит лучше всего (ввиду географического положения данного государства), а кроме флота мало какие направления были развиты. Тогда британское командование задумалось над разработкой тяжёлых машин, для прикрытия пехоты в бою (ещё во времена Первой Мировой войны). Построив первые танки, и успешно применив их в бою, было решено развивать данную отрасль. У первых танков Второй Мировой войны было узкое назначение: прорыв укреплений и нападение в тыл противника. Поэтому для прорыва использовались танки с высоким бронированием, а для «тыловых войн» использовались «крейсерские» танки . К кавалерийским (крейсерским) танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. Самыми типичными представителями данного класса танков можно назвать ветку лёгких танков Британии.

А теперь вернёмся к достоинствам и недостаткам, исходя из исторического значения.

  • Однозначным плюсом можно назвать то, что в «крейсерском» значении британцы добились своего: Covenanter, Crusader, Cromwell, Comet идеально подходят для захода в тыл на скорости и высекания артиллерии противника. К плюсам можно отнести лобовую броню некоторых машин (таких как Black Prince, Matilda, Valentine и практически все противотанковые самоходки Британии). У средних танков броня похуже, но некоторый наклон даёт шанс непробития, а башня традиционно может держать неплохой удар. Неплохие у Британцев и пушки: имеют хорошее бронепробитие, быстрое сведение и не слишком долгую перезарядку. Часть машин имеет подвижность, скорость и манёвренность. Британские танки имеют хороший обзор.
  • К минусам относится разовый урон за выстрел, т.к. он очень маленький (кроме фугасниц и топовой пт-сау FV215b (183)). У части техники плохая броня корпуса. Огромными минусами тяжело бронированных танков Британии являются скорость, манёвренность и легко доступные для пробития обширные «мягкие» точки.

Общее

Техника делится на 4 начальные ветки развития WoT: пт-сау, лёгкие танки (полная быстроходная «крейсерская» линейка), лёгкие танки (до тяжёлых танков) и средние танки (до тяжёлых танков).

Пт-сау

Британские противотанковые установки славятся своей бронёй, а также неплохими скорострельными и пробивными пушками. Можно получить море удовольствия от их пробития и брони на любом уровне боёв, но сильно негодовать от их скорости. В целом о них можно сказать, что британские танкостроители добились своих целей, когда строили эти машины в качестве несокрушимых крушителей укреплений. Их трудно пробивать и они имеют скорострельные орудия, так что расправиться с такими махинами в ближнем бою будет проблематично для многих игроков, а на дальних дистанциях будет трудно выцеливать уязвимые места. Однако, со своей небольшой скоростью британские противотанковые установки становятся лакомой мишенью для артиллерии противника. Самыми интересными и популярными моделями являются АТ 2, Valentine AT, Alecto и FV215b (183).

«Крейсерские» лёгкие танки

Лёгкие танки Британии начальных уровней (да и все танки Британии до 4 уровня – самый настоящий картон). Лёгкие танки начальных уровней схожи между собой полностью на обеих ветках. Они легко бронированы, имеют одинаковое оборудование и одинаковые пушки. Несмотря на свою броню, лёгкие танки обладают пробивными пушками, а также имеют орудие Pom-Pom, стреляющее двумя снарядами, притом каждый из них идёт дуплетом. «Крейсерские» лёгкие танки доходят до Cromwell, а начиная него идут средние танки. Кромвелль обладает отличной динамикой и неплохим орудием, крайне слабой бронёй и после него идут менее поворотливые машины, с более хорошими пушками. Самым худшим танком на этой линии является, пожалуй, Comet, не имеющий ни брони, ни нормальной скорости, ни хорошей пушки (отвратительное пробитие в 148 единиц).

Лёгкие танки (до тяжёлых танков)

В целом они очень схожи с «крейсерскими» лёгкими танками, т.е. они тоже являются «крейсерскими», но приводят уже к тяжёлым машинам. Имеют они худшую броню, по сравнению с первой ветвью лёгких танков, а в остальном точно такие же. На четвёртом уровне на пути попадается Valentine (на котором многие не долго задерживаются) и с пятого уровня начинается ветвь тяжёлых танков Великобритании. Начинается она с тяжёлого танка Churchill I. Танк имеет неплохое орудие. Оно точное, пробивное, достаточно скорострельное и наносит неплохой урон. Танк имеет хорошую броню (никак не сравним с ленд-лизовскимим черчиллями), но малую скорость.

Средние танки

Хоть они и средние, но всё равно плохо бронированы. Эти танки имеют посредственную динамику, косые, но пробивные и наносящие урон пушки. Интересны они во всём только пушками. На четвёртом уровне мы получаем отлично бронированный танк Matilda, который не по зубам даже некоторым пятым уровням. Матильда имеет на выбор две хорошие пушки. Одна фугасница, а другая скорострелка-дырокол. На пятом уровне мы опять же выходим к тяжёлому танку Churchill I.
Тяжёлые танки Британии неплохо бронированы во лбу, имеют хорошие пушки (кроме Black Prince) и хорошо чувствуют себя в боях с одноуровневыми «одноклассниками».

Итог

Подытожив, можно сказать, что британские танки хороши для опытных игроков , т.к. новичок не сможет понять всей сути (если она, конечно, имеется где-то, кроме противотанковых самоходных артиллеристских установок). Британскую технику неплохо прокачать до 8-10 уровня, чтобы просто поездить в рандомных боях, без особых посягательств на «грозный нагиб» или ещё что-либо в этом духе. На ней просто катаются, так сказать, для души (опять же, кроме пт-сау, там другая история). Упоминать противотанковые самоходки Британии стоит обязательно, т.к. её броня и орудия наводят жуть на многих игроков и ездят на них, как на танках прорыва. Артиллерией пока что Британцы обделены, но, надеюсь, ненадолго. Не стоит забывать об «английской» ювелирной точности орудий и поэтому многих французских «артоводов» может заинтересовать новая, наверняка соответствующая английским стандартам по точности артиллерия. Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.

Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.

Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка

Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).

Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.


ТАНК ВИККЕРС МАРК Е



Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.

Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания.


Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.

Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций.



Что еще почитать