Экологическая ситуация родного края. Экология родного края. Негативное влияние мусора

В.И.Литвинова МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №11, г. Томск
Слово "экология" прочно вошло в нашу жизнь. Мы наблюдаем экологизацию всех сфер жизни, она включает в себя разные аспекты - философские, экономические, географические, социальные, этические и др. Отсюда появилась экология родного края, области, города, дома, души, "экологический паспорт", "экологически чистые продукты" и т.п. Вспомним, что такое экология. "Эко" - то, что находится вне, вокруг нас. Есть перевод с греческого: "ойкос" - дом, жилище, местопребывание и "логия" - изучаю. Экология - наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Проще говоря, экология изучает среду, которая окружает любое живое существо, в том числе и человека, а сам термин имеет более широкий смысл.
В последнее время появилось много изданий на экологическую тему, в том числе о Томской области. Этот материал можно использовать для работы с детьми на занятиях по экологии, ведь Томск - это наша среда обитания, а значит, на нас влияет состояние природы Томской области. Томские экологи предлагают много способов защиты природы. Например, одним из мероприятий по улучшению окружающей среды является благоустройство и озеленение населенных мест - создание парков, скверов, садов, бульваров, уличного и внутриквартального озеленения, защитных зеленых зон вокруг промышленных предприятий. Необходимо и видовое разнообразие насаждений. Об этом заботятся Горзеленхоз, "Ботанический сад", цветоводы. Город с каждым годом становится краше. Как уберечь труд людей от вандализма? Один из выходов - воспитывать людей красотой.
Равновесие в природе легко нарушить, жизнь живых существ очень хрупка. Мы видим это и в своей жизни: из-за загрязнения воздуха и воды люди болеют. Природные ресурсы истощены. Как сохранить то немногое, что еще осталось? Как рационально использовать? Как сохранить и улучшить свою среду обитания? Знания об этом нужно дать детям доступно их чувственному, эмоциональному и умственному развитию. Необходимо заложить базовый минимум экологических знаний для последующего экологического обучения в школе.
Несколько лет я разрабатывала тему: "Экология родного края". В Томской области много природных зон, полезных ископаемых, многообразен мир растений и животных. Можно найти много тем для экологических исследований на занятиях с детьми. Например, в Томской области много залежей глины, песка, гравия. Свойства этих объектов неживой природы можно вволю поисследовать - и полепить из глины, и поиграть с водой у фонтана, и "ловить" воздух в мыльные пузыри, и попытаться обточить камни, имитируя приливную волну, а делать "куличи" из песка можно круглый год - для этого есть специальный стол-песочница. Для всех этих опытов есть много места в Зимнем саду, не каждый педагог захочет "такое" устроить в групповой комнате. В своей работе я использую программы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой,
Н. Кондратьевой (программа "Мы"), другие пособия по экологии, адаптированные для работы в Зимнем саду. Одни из лучших, на мой взгляд, - "Экология для детей", "Эколобок", "Мурзилка" Л.Н. Ерда- кова. Его издания о среде обитания очень помогают в работе. Темы, представленные в его пособиях, можно развивать бесконечно, равнодушных детей на занятиях не бывает. Занятия проводятся в Зимнем саду, на участках ДОУ. Территория ДОУ очень интересна: есть небольшие фрагменты "дикой" природы, есть несколько сосен, под которыми каждый год растут маслята, есть участок с березами и небольшая лужайка, где растут то подберезовики, то белянки, то сыроежки или свинушки. Эти темы, конечно, тоже исполь-зуются на занятиях. В Зимнем саду представлены разные виды комнатных растений, есть "Живой уголок", где живут ежик, морская свинка, кролик, хомячок, черепахи, попугаи, рыбки, улитки и другие живые существа. Ситуации с животными проигрываются на занятиях: нельзя приносить из леса ежей, потому что мы не сможем найти им много насекомых для питания, ежи зимой спят, а в Зимнем саду жарко и шумно - не уснешь. Детей пытаемся заставить вести себя тихо, ведь Зимний сад - это маленький лес, от шума все зверюшки и букашки (паучки, улитки и др.) попрячутся, и они никого не увидят. Дети гордятся Зимним садом, это видно, когда они приводят родителей и показывают им любимую зверюшку.
Вся программа "Экология родного края" разбита на блоки:
"Неживая природа". Сюда входят темы: "Вода", "Воздух", "Почва", "Камни и минералы", "Космические тела", "Солнце", "Луна", "Созвездия и лунный календарь", "Космические путешествия".
II. "Живая природа и ее взаимосвязь с неживой". Здесь мы знакомимся с биологическими объектами Томской области, города, Зимнего сада, их жизненными циклами; экосистемами пресных водоемов, болота, тайги, др. лесов. В течение учебного года
много практической работы в Зимнем саду по уходу за животными и растениями, посадкам растений для себя, для детского сада, озеленения территории ДОУ. Сюда входит и тема "Человек как живое существо".
"Экология нашей среды обитания". Здесь мы проводим экологические исследования города, детского сада, дома, работаем с "Экологическим паспортом", "Красной книгой", говорим об охране природы.
"Наша планета в опасности". Здесь мы говорим о загрязнении воды, воздуха, почвы; о поведении человека в природе, на улице, дома; проводим экологические мероприятия, праздники и развлечения.
Дети на занятиях узнают об экосистемах Томской области, других районов Сибири и земного шара, ведь ни для кого не секрет, что где бы мы ни жили, мы все равно влияем на природу всего мира. Об этом в последнее время все чаще пишут ученые и передовые люди нашего времени. Обострение экологических проблем в нашей стране и за рубежом ставит под угрозу существование людей во всем мире. Уже не только природа Земли требует охраны, но и человечество - как частичка этой природы. Нужна интенсивная просветительская работа по формированию у населения экологической культуры природопользования. В системе образования основы экологического сознания и культуры закладываются в дошкольном детстве. Но существующие программы - в основном, ознакомительные с окружающим миром. Педагоги формируют у детей гуманное отношение к живым существам, это, безусловно, положительное отношение к природе, но уже недостаточное. Нужно экстренное изменение сознания людей и отношения к природе.
Несколько лет назад вышла из печати "Красная книга Томской области". Это официальный справоч-ник, составленный томскими экологами. Оказывается, на территории Томской области нуждаются в охране 180 редких и исчезающих видов животных, растений, грибов из-за сокращения их численности в результате деятельности человека, а некоторые виды могут исчезнуть. Несмотря на различные мероприятия по сохранению природы Томской области, проводимые сотрудниками "Облкомприроды", экологическими организациями и "Обществом по охране природы", культура населения низкая. Примеров этому много, не будем на них сейчас останавливаться.
Дошкольное детство - это начало формирования личности человека, его отношения к себе и к окружа-ющему миру. Как маленький человек научится относиться к окружающему его миру, так во взрослой жизни будет применять приобретенные знания. Дети инстинктивно тянутся к природе, к живым существам. В этот период своего развития они все познают своими органами чувств, пытаются осознать сущее. Поэтому важно сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям, которые окружают его. Трудно полюбить то, чего не знаешь. Чем больше дети узнают о природных объектах нашего города, области, тем бережнее будут относиться к ним, тем лучше начнут понимать свои потребности в чистой и здоровой среде и пище. Здесь важна роль педагога - как он преподнесет эти знания, такими эти знания останутся если не в памяти ребен- ка, то где-то в подсознании. У наших детей сейчас благотворное время для осознания себя в окружающем мире, когда они подрастут, у них появятся обя-занности, учеба в школе, работа, увлечения. Занятия проводятся разными способами: это и беседа, и практические занятия, и наблюдение, и общение с живыми объектами. Дети обсуждают на занятиях, в каком доме им бы хотелось жить, какой должен быть двор возле дома, какая квартира и пр. Во время такой беседы не педагог учит детей, как и где им жить, а дети высказывают свое внутреннее желание, потребность в экологичной, эстетичной и гармоничной с природой жизни. Дети учатся не бездумно относиться к окружающим их вещам природы и быта, а находить целесообразность их использования, например: сажать деревья в городе для чистого воздуха; старые вещи, еще годные к носке, можно отдать другим; пластиковую посуду можно использовать повторно и т.д. Дети приобретают практические навыки и умения. Например, сеют семена растений. Сначала они узнают что внутри "спит" маленькое растение; потом - как "разбудить" и вырастить его - согреть руками, посадить в землю, полить, поставить в светлое теплое место, а если сделать не так, то семечко не проснется. Дети на занятиях знакомятся с жизнью природных объектов, например, с жизнью деревьев. Как растут, стареют, что с ними происходит, когда они состарятся и упадут на землю. К деревьям можно прикасаться, они теплые даже зимой. Дерево может помочь в трудные минуты жизни: тополь заберет грусть, береза подарит радость, исцелит. Ребенок учится находить помощь у растений. "Посмотри на цветок, удивись, порадуйся", - эти слова и нам могут помочь. Так налаживается гармоничная связь ребенка с природой. Идет воспитание через природные объекты: какой красивый мох, шишка под ногами - не будем брать, пусть останутся здесь, здесь они красивые, здесь они на месте, это чей-то дом, чья- то еда. Все в природе целесообразно, если убрать одно звено пищевой цепочки, то может произойти эколо-гическая катастрофа. В процессе общения с живыми существами восстанавливается душевное равновесие, здоровье ребенка. Особенно интересно детям знакомиться с природными зонами томского района - их глаза загораются. Если быть внимательным, то можно много увидеть и узнать о том, что не где-то в Африке, а недалеко, в соседнем лесу, например, увидеть хорька, зайца. Дети начинают фантазировать, включая себя в различные ситуации. Это своего рода тренинг правильного экологического поведения.
Или работа с "Экологическим паспортом" - на нем нанесены все деревья и кустарники, растущие на участках ДОУ, значки птиц, насекомых, растений и других живых существ, обитающих или иногда появляющихся на территории детсада. Дети подсказывают, какую птицу или букашку еще нужно обозначить на "Экологическом паспорте".
Родители помогают знакомить детей с уникальными местами города, области - это заказники, особо охраняемые территории, памятники природы (озера, родники и др.), Сибирский ботанический сад, университетская роща, потом рассказывают о своих поездках. Мы вместе обсуждаем, как хорошо отдохнуть на природе и не навредить ей. Это традиционные места отдыха томичей, сбора дикоросов. Никакой милиции, экологических инспекций не хватит охранять эти места. Нужна добрая воля людей, экологическая куль-
тура и экологическое мировоззрение. Как мы справились с этой задачей покажет недалекое будущее.
В результате четырех лет экологического воспитания и образования дети должны отличать живую природу от неживой; знать о жизни и потребностях живых организмов, об экосистемах Томской области; научиться гуманно относиться к животным уголка природы, ухаживать за растениями Зимнего сада; обладать элементарной экологической культурой: не бросать мусор, не ломать деревья и проч.

Ольга Евдокимова

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ

«Нам и нашим внукам 2015 » .

МБДОУ детский сад №47

Г. Владикавказ

Старшая группа.

Воспитатель первой квалификационной категории

Евдокимова Ольга Борисовна.

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации : краткосрочный.

Актуальность проекта : Тема проекта «Экология родного края » .

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры . Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель : Знакомить детей с природой родного края . Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края , предпосылок экологического сознания , организации творческой деятельности. Убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи :

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края , восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире республики РСО-Алания.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Ожидаемые результаты проекта :

Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования неживой природы.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Объект проектной деятельности :

Развивающая среда и работ с воспитанниками, как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края .

Предмет проектной деятельности :

Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем , с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

1 этап проекта – подготовительный .

Разработка стратегии реализации проекта ;

Постановка цели и выработка задач;

Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы) .

Блок «Осетия самая, самая» . (Природа Северной Осетии и её уникальность) .

2. Блок «Пирода Осетии» .

(знания о природе, взаимосвязи, многообразии растительного мира) .

3. Блок «Животные нашего края » .

(знания о типичных представителях нашего края , их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу» .

(проблемы экологии , охраны) .


2 этап проекта – основной .

Разучивание стихотворений о природе родного края ;

Цель : активное участие детей в мероприятиях по экологическому воспитанию .

Использование словесных методов.

Беседы, о Республике РСО-Алания (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей) . Игры «Узнай по голосу птиц» ,

Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе составление сказки на тему : «Лес в беде» .

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (о диких животных, о зимующих птицах и др.)

Использование методов экспериментирования и моделирования.

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности природного материала (вулкан) .


Создание макетов – продуктивная деятельность, использование ее в опытах.

Практические методы.

«Лучшая кормушка»

, «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов воспитанников. Участие в субботниках, в озеленении участков.

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Составление гербарии : «Деревья Осетии» . «Цветы и травы Осетии» .

Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам всю красоту нашего края . «Природа Осетии» , «Реки Осетии» .

Создание зон экологической среды .

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, сказки, легенды, стихи) .

Мини – музей «Моя Осетия» . Фотоальбомы, наборы открыток, буклеты.

Экологическая мини – лаборатория . Стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, пищевая краска,лупы, природный материал : камушки, песок, листья, ветки, шишки).

Работа с родителями.

Беседы родителей с детьми о природе родного края .

Помощь в составлении гербариев.

Участие в оснащении мини – музея.

Пополнение художественной и научной литературы.

Выполнение домашних заданий (составление рассказов, природные поделки ) .

3 этап проекта - итоговый .

Викторина «Родной свой край люби и знай!»

Выставка продуктов детской деятельности (рисунки) .

Создание мини-музея «Дары природы» .

I. Блок «Осетия Самая, самая» .

1. Выявить представление детей о природе края , его уникальности.

а) Чем он необычен?

б) Что знаешь об Осетии?

II. Блок «Животный мир» .

1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.

а) Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?

б) Определить существенные признаки птиц.

в) Назвать признаки насекомых.

г) Чем питаются птицы, насекомые?

2. Выявить представления о животныхОсетии.

а) Каких знаешь животных?

б) Чем питаются?

в) Какие животные уходят в зимнюю спячку?

г) Какие животные меняют шубу?

3. Выявить представления о речных обитателях.

а) Кто живет в реках?

б) Кто питаетсярыбой?

в) Какие рыбы живут в реках Осетии?

г) Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела) .

д) Могут ли рыбы жить без воды?

III. Блок «Растительный мир» .

1. Выявить представления о деревьях.

б) Назови деревья и их признаки?

2. Выявить представление о цветах и травах.

а) Какие знаешь цветы?

в) Где растут цветы?

Литература

1. Золотова Е. И, «Знакомим дошкольников с миром животных» /Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение» , 1988г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.

3. Н. А. Рыжова, Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду» . – М : 2008 год.

4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М.: 2001год.

Экология и мы

Охрана и рациональное использование растительного и животного мира.

Выполнила: ученица

9го класса МОУОО

школы д. Юсупово

Тагирова Флюза

Руководитель: учитель

Русского языка МОУОО

Школы д. Юсупово

Нигамаева Е.А.


План

1. Живая природа - главное достояние Земли.

2. Растительный мир и растительные ресурсы.

3. Связь между растительным и животным миром.

4. Берегите природу!


Живая природа – главное достояние нашей Земли, в ее недрах развивалось и за ее счет существует человеческое общество. Она удовлетворяет наши пищевые потребности и обеспечивает главные условия жизни людей на планете - состав воздушной среды, защиту от космического излучения, чистоту вод, плодородие почв, смягчение климата.

Для человека растительный мир выступает как растительные ресурсы. Эти ресурсы, особенно леса, в Башкортостане значительны. Леса занимают около39% территории края. В соседнем Татарстане площадь лесов составляет всего17% территории. Запасы древесины позволяют развивать лесную, лесохимическую и другие отрасли промышленности.

Весьма важна водоохранная роль лесов. В них накапливается больше снега, которым питаются реки. Особенно важны для нас горные леса, питающие реки, предохраняющие склоны гор от размыва. Если истощить леса, то можно нанести непоправимый урон не только Башкортостану, но и соседним областям, поскольку иссякнут реки, вытекающие на равнины.

Леса являются источником жизни многочисленных растительноядных животных, в тесной связи с которыми существуют и хищные животные.

Из отрицательных качеств, несколько снижающих ценность лесных ресурсов республики, отметим их неравномерное распределение. Около 70% площади лесов приходится на Горный Башкортостан, где лесистость достигает более 80%. В результате интенсивной вырубки площадь лесов Башкортостана сократилась за последнее столетие вдвое. Из-за распашки пострадала степная растительность. Степные участки страдают и от неумеренного выпаса скота.

Различные животные, населяющие территорию республики, представляют для нас животные ресурсы. Как и растительность, животный мир значительно истощен человеком. Давно исчезли дикие лошади, сайгаки, бобры, благородные олени. Уменьшилась численность медведя, выдры, норки. Иногда считают, что хищные животные приносят ущерб.

Рассмотрим противоположное - положительное воздействие человека на растительный и животный мир. Это воздействие выражается в охране, рациональном использовании и восполнение растений и животных. В этом направление сделано и делается многое.

1. Созданы три заповедника – Башкирский Государственный заповедник, Шульганташ и Южно–Уральский. На территории этих заповедников охраняются редкие виды животных и растений.

2. Организованно 15 государственных охотничьих заказников и 12 заказников по охране лекарственных растений. 148 природных объектов объявлены памятниками природы.

3. Решаются охраны, и восстановления лесов – создаются полезащитные лесонасаждения, проводятся посадки лесов, ведется работа по предотвращению лесных пожаров, создаются школьные лесничества и зеленые патрули.

4. Многое сделано для охраны и восполнения животных: поселены ценные животные – американская норка, марал, выхухоль, ондатра, речной бобр. Растет поголовья лося.

5. Взяты под охрану многие животные, например бурый медведь, марал, косуля и др.

6. Проводится зарыбление озер, водохранилищ и прудов.

7. Ведется борьба с браконьерами, которые нарушают сроки и места охоты, а также рыбной ловли.

Предстоит сделать еще многое. Необходимо отказаться от потребительского отношения к лесным ресурсам. При это следует заметить принцип "сколько нужно" на иной - "сколько можно". Лесные ресурсы называются возобновимым и исчерпаемым. Мы можем заготавливать древесину лишь в пределах годичного прироста лесов, а не сколько вам нужно. "Вырубил дерево, посади два", - говорят лесоводы, но, к сожалению, до настоящего времени в республике высаживается в среднем 20 тыс. га, а вырубается 27 тыс. га.

Все наши мероприятия хорошо помогут живой природе края только в том случае, если каждый из нас прочно осознает важность бережного отношение к лесу, лугам, птицам, животным. Общаясь с природой, убеждайте себя: "Это наш общий, а значит и мой лес, моя река, озеро. Я должен беречь все это. Кто же сохранит этот мир если не я".

Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немыслима. Мы жутко истребляем растительный покров земли, гордых и независмых животных, всю красоту, которой и только держится жизнь.

Природа предстает перед нами во всей своей красе и величии. Мы любуемся ею, она бескорыстно дарит нам радость.

Но почему же тогда встречаются ребята, которые разоряют птичие гнезда, засоряют родники или речки, ломают деревья? А то и жестоко распровляются с кошкой или собакой…

Как надо воспитовать нынешнее подрастающее поколение, поколение 21 века? Как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная задача. Не так-то выработать в человеке экологические привычки. Ведь нам не понятно поведение тех, кто срывает цветок и не задумывается над тем, что этот цветок гибнет. Что необходимо сделать, чтобы леса, поля, реки, наши братья меньшие-звери и птицы не страдали от жестоких рук браконьеров? Как остановить от непродуманных действий? В конечном счете пострадает сам человек-частичка природы.

Какие пути, формы и методы используется для воспитания человека неравнодушного, который будет настоящим сторожем и хозяиномприрдных богаств нашей планеты?

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Секция «ЭКОЛОГИЯ»

Житкевич Лолита Викторовна

9-А класс

Руководитель

Коммунальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Алчевск Луганской обл. Украина

Полноценная жизнь общества невозможна без учета экологической составляющей в любой сфере деятельности. Каждый человек, независимо от своего возраста и положения в обществе, осознает свою зависимость от здоровой и безопасной окружающей среды. Я проживаю в городе Алчевске, для которого экология - один из самых проблемных вопросов. И не только из-за техногенной катастрофы на сетях теплоснабжения в 2006 году, после которой об Алчевске заговорили во всем мире, когда учащихся на месяц эвакуировали в другие города Украины, чтобы мы не замерзли в школе и дома. Это все-таки уже в прошлом. А беспокоит меня настоящее и в еще большей степени - будущее города. Мне в нем жить, в нем будут жить мои будущие дети, и хочется, чтобы они жили долго. И горько слышать, когда приезжие шутят в наш адрес: «Алчевск – город молодых» – то есть до старости здесь не доживают или «Когда Жиловка смеется, Лиман плачет и наоборот» – то есть разные районы города задыхаются в дыму из заводских труб в зависимости от направления ветра. Но это действительно так. Поэтому вопросы экологии волнуют всех жителей города и можно наверняка сказать, что это самый актуальный вопрос нашей жизни. Однако ничего нового я не открою, новизну в работе найти трудно, хотя осмысление ситуации и попытки найти какие-то решения ее, я считаю, уже началом изменения сознания. А если это произойдет у всех жителей города, то ситуация обязательно изменится к лучшему.


Но для начала немного о нашем регионе, о Луганской области. Луганщина – один из самых неблагоприятных по экологическим условиям регионов Украины. На территории области из 1500 предприятий и организаций угольной, металлургической, химической и нефтехимической промышленности и энергетики расположено 106 предприятий только угольной промышленности . В течение года выбросы одного предприятия в среднем составляют около 2 тысяч тонн в год. Такие высокие показатели формируются в основном за счет выбросов метана и породных отвалов, которые склонны к горению. Ведь в области находится 537 породных отвалов, из них 66 – действующие и недействующие, которые горят. Также остро стоит вопрос о последствиях закрытия шахт – из 109 шахт, ликвидируемых по всей Украине, 40 шахт закрыли только в Луганской области, а это вызывает ощутимое ухудшение экологической обстановки. Основным источниками загрязнения атмосферы остается угольная отрасль, объемы выбросов которой в среднем составляют до 200 тысяч тонн ежегодно, или до 40% валового объема выбросов области. Второе место занимает энергетическая отрасль – 156 тысяч тонн, или 30% от областного объема. Что касается выбросов предприятий металлургической промышленности, то они составили 87 тысяч тонн, или 17%, а производство кокса и продуктов нефтепереработки – 23 тысячи тонн, или 5% от всех выбросов области. 123 предприятия используют в технологическом процессе около сорока тыс. тонн разнообразных сильнодействующих веществ. В атмосферу выбрасываются ежегодно около 500 тыс. тонн загрязненных веществ трехсот наименований, более трех четвертей их – не очищены. Высокий удельный вес промышленности в хозяйственном комплексе области, недостаточное оснащение предприятий пыле-, газоулавливающими устройствами привело к снижению в воздушном бассейне содержания кислорода и повышению количества токсических веществ, воздух перенасыщен сернокислыми газами, двуокисью азота , окисью углерода, фенолом, аммиаком , коксовым газом и т. п.. Пылегазоочистительное оборудование на заводах изношено либо устарело, и ядовитые газы уходят прямиком в небо.

Ни для кого не секрет, что в Луганской области расположены 7 экологически опасных объектов общегосударственного значения. Только за 9 месяцев прошлого года в атмосферу было выброшено почти 400 тысяч тонн загрязняющих веществ. Значительное влияние на загрязнения атмосферы оказывают промышленные предприятия, которые расположены в черте города. Самую сильную нагрузку на воздушный бассейн оказывают предприятия Луганска – до 30% от всех стационарных выбросов, Краснодонского угольного района – 22%, Алчевска – 21%, что связано с металлургическим производством, и Лисичанска – 7%, за счет производства нефтепродуктов.

О том, что в городе занимаются решением экологических проблем, говорится и пишется в газетах очень часто. Мол, все под контролем. Но стоит посмотреть, например, на наш снег и становится все ясно без всяких цифр.

Вместо белоснежных сугробов на улицах лежит снег, смешанный с сажей, причем серым, а потом и черным он становится на второй-третий день после выпадения. Иногда с неба падает рыжая пыль, от которой отмыться крайне сложно. Снег припорошен сажей не только в непосредственной близости от производства, но и на детских площадках , рядом со школами, больницами и железнодорожным вокзалом. В мои домашние обязанности входит ежедневно вытирать пыль с подоконников, где она собирается черным слоем – при закрытых окнах, а многие хозяйки вытирают ее и утром и вечером.

Возможно, причиной этого является то, что 25% промышленной продукции Луганской области производ ится на территории Алчевска. Однако экологическая ситуация в Алчевске катастрофическая. Чем мы дышим - тому, кто не испытал на себе, трудно даже представить. Предельно допустимые концентрации (ПДК) превышаются по многим ингредиентам; выбросы в атмосферу в год составляют более 1 тонны на одного жителя и свыше 2 тыс. тонн на 1 кв. км. Варианты сокращения выброса вредных веществ в атмосферу двумя градообразующими предприятиями – металлургическим и коксохимическим заводами рассматривают не только руководители заводов, но и экологи всех уровней. Ведь в санитарно-защитной зоне оказались четыре школы и одно лечебное учреждение. Но корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (стратегический инвестор меткомбината) организовал дополнительную «индустриальную зону» - запустил кислородно-конвертерный цех с производством стали 8-10 млн. тонн в дополнение к объему производства уже имеющегося завода. В сумме это более 15 млн. тонн, что составит не менее 40% всей стали, производимой ныне в Украине. При этом заработная плата на местных предприятиях - одна из самых низких в отрасли; она, к примеру, в семь раз ниже, чем на заводах в Польше и Венгрии, которые Алчевск обеспечивает металлом.


Практически на всей территории области среда проживания для человека оценивается как критическая. В области самая низкая на Украине продолжительность жизни, 85% детей рождается с различными патологиями и отклонениями, в нашем городе самым распространенным заболеванием, особенно у детей, являются бронхит и другие болезни органов дыхания. Поэтому Луганщину необходимо признать зоной чрезвычайного экологического бедствия.

Я уже не говорю о воде, которую мы пьем. В подземном водоносном горизонте скопилось около 5 млн. тонн минеральных солей и свыше 230 тонн амино- и нитросоединений. Высокая степень загрязнения природной среды при большой плотности населения (500 чел. на 1 кв. км.) приводит к высокому уровню заболеваемости. Ч астота случаев онкозаболеваний и туберкулеза в городе вдвое превышает среднеобластные показатели. С экологической точки зрения ситуация с водными ресурсами еще хуже, чем состояние воздушного бассейна. Из 284 очистных сооружений сточных вод, что имеются в области, 172 не отвечают санитарно-гигиеническим нормам , поэтому сбросы загрязненных сточных вод в Алчевске увеличились в 5 раз.

Конечно, сложно совместить желание развивать промышленность – а наши заводы это зарплата жителей города, их основной источник дохода – и уменьшить выбросы в атмосферу при производстве металла, но что-то делать же нужно! И хотя говорит мэр города: «Выбросы на тонну продукции ПАО «АМК» в прошлом году уменьшило с 28 кг до 25», все равно загрязненность воздуха в городе колоссальная, и существенно ситуация не меняется.

Мы с моей руководительницей раздобыли данные городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы о степени загрязнения воздуха. Для оценки качества атмосферного воздуха применяются отношения средних за год концентраций примесей к их среднесуточным предельно допустимым концентрациям (ПДК), а также индекс загрязнения атмосферы – ИЗА. ИЗА – суммарный индекс загрязнения атмосферы, который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота и формальдегиду или фенолу).

Состояние атмосферного воздуха города Алчевска проанализировано по 4 показателям (взвешенные вещества, оксид углерода СО, диоксид азота NO 2 и диоксид серы SO 2 ) за период с 1996 по 2011 г. г. Изменение максимально–разовых и среднесуточных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере г. Алчевска за период с 1996 по 2011 г. г. представлены в графическом виде на рисунках 1 и 2.

font-size:10.0pt;line-height:150%;color:#0D0D0D">Годы

Рисунок 1 – Максимально–разовые концентрации загрязняющих веществ

font-size:14.0pt; line-height:150%;color:#0D0D0D">Рисунок 2 – Среднесуточные концентрации загрязняющих веществ

На основании проанализированных данных можно сделать вывод о превышении норм ПДК по всем четырем показателям с тенденцией роста, причем максимально–разовые показатели дают наибольшее превышение норм ПДК по взвешенным веществам, а среднесуточные – по диоксиду серы.

Для расчета ИЗА в г. Алчевске мы воспользовались данными городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы. Расчет ИЗА произведен по пяти показателям (взвешенные вещества, оксид углерода СО, диоксид серы SO 2 , диоксид азота NO 2 и фенол) за период с 2006 по 2011 г. г.

В Алчевске зафиксирован наивысший в Луганской области объем вредных выбросов в атмосферу. Он превышает норму на одного человека в 4 раза.

На рисунке 3 приведены значения индекса загрязнения атмосферы ИЗА города Алчевска за период с 2006 по 2011 г. г. по данным городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы.

letter-spacing:-.2pt">Рисунок 3 – Значения ИЗА города Алчевска за период с 2006 по 2011 г. г.

По данным гидрометеослужбы состояние атмосферного воздуха г. Алчевска относится к категории «Повышенное загрязнение атмосферы», а по данным городской СЭС – к категориям «Высокое» и «Очень высокое загрязнение атмосферы». Такое разночтение данных можно объяснить следующими причинами.

Во–первых, у горСЭС и гидрометеослужбы посты располагаются в различных точках (рисунок 4). Посты гидрометеослужбы (на карте обозначены синими каплями) треугольником охватывают практически всю территорию города по обе стороны от промплощадок ПАО «АМК» и ПАО «Алчевсккокс». А посты горСЭС (на карте обозначены красными крестами) расположены практически на одной прямой и не охватывают всей территории города. Кроме того, необходимо учесть, что расположение постов горСЭС в юго–восточном направлении от источника выбросов является наиболее загрязненным, поэтому значения ИЗА по данным горСЭС более высокие, чем по данным гидрометеослужбы.

Во–вторых, гидрометеослужба выполняет мониторинг атмосферного воздуха по количеству проб на каждом посту регулярно, а наблюдения горСЭС по количеству проб можно отнести только к эпизодическим.


Рисунок 4 – Расположение постов гидрометеослужбы и горСЭС наблюдения за состоянием атмосферного воздуха

Я считаю, что для улучшения экологической ситуации в городе и регионе необходимо:

пересмотреть ПДК, ориентируясь на европейские нормы;

не допускать размещения в городе новых предприятий по производству металла;

привлекать к ответственности и наказывать по всей строгости закона руководителей и собственников предприятий, загрязняющих атмосферу, причем штрафы за невыполнение возложенных на них обязательств должны увеличиваться за каждый просроченный год.

Использованная литература

1. , Яцюк екологii та охорона навколишнього природнього середовища. - Львiв: Афiша, 20с.

2. Бровдій В. Світ, в якому ми хочемо жити / В. Бровдій, О. Гаца, Н. Куруц // Космос, Земля, Природа, Екологія, Людина / В. Бровдій, О. Гаца, Н. Куруц. - К., 1997. - С. 29-37.

3. В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. вузов / , .- Под общ. ред. ; М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

– 43 с.

4. Отчет Алчевского городского центра мониторинга окружающей природной среды «Разработка рекомендаций по организации и проведению мониторинга состояния окружающей среды г. Алчевска» – Алчевск, 2012. – 98 с.

5. Отчет ДонГТУ «Исследование и анализ влияния антропогенных факторов на окружающую природную среду и разработка рекомендаций для создания системы экологического мониторинга города Алчевска» - Алчевск, 2012. – 82 с.

6. , Денщик и самоорганизация: Шахтерские города Донбасса в период реструктуризации угольной промышленности: социальное и экологическое измерения.– Луганск: Альма-матер, 2001.

7. Белов. По публикациям из городских газет (страницы истории). Донецк: «Донеччина», 2008гс.

8. Официальный сайт Алчевского городского совета . http://www. al. /ru/

Это – фото снега двухдневной давности и ручьев, текущих после таяния снега в районе завода.


Я живу в маленькой сибирской деревушке Канарай. У меня есть дорогая мне улица, дом, тропинка, любимые места в лесу, где я люблю отдохнуть, побродить, понаблюдать за природой. Человек богат своими корнями. Я хочу быть богатым и щедрым душой, хочу знать свои корни, хочу гордиться своей землей, и научить своих детей любить и беречь ее.


Природа, родина, народ, родник – слова одного корня. Как сказал Паустовский, « …земля рождает, все от земли». И мы тоже. Земля и человек неразделимы. Так почему же мы, сегодняшние, оглохли и ослепли? Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Мы привыкли, что мир зеленый. Ходим, мнем, топчем. Подумаешь! Травы много. На всех хватит!
Меня возмущают человеческая жестокость, равнодушие ко всему живому. Многие из нас наивно полагают: на наш век хватит. А нашим детям, внукам, правнукам, что оставим!?
В деревне главной экологической угрозой является загрязнение улиц. Многие люди все отходы выбрасывают на берега рек (мы живём в междуречье), в переулки, в старые разрушенные дома, на дорогу. Мусор попадает в реки, а дети, купаясь летом, разрезают себе ноги и руки о разбитые бутылки. И взрослые не беспокоятся, что на свалке будут жить их внуки или правнуки.
Осенью и весной начинается период пожаров. Километры леса сгорают из-за непотушенного костра, спички или брошенной сигареты. Сжигают солому, ботву. Деревня из - за человеческой халатности покрывается дымной пеленой. Бывает трудно дышать, дым проникает во все щели.
Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, моря. Мы похожи на дикарей. Очерствели, огрубели, перестали слушать музыку весенней капели, журчащий подо льдом ручеек, радоваться солнцу, наступающему дню. Наверняка мы и пришли в этот чудесный мир, чтобы радоваться и удивляться. Удивишься распустившемуся цветку, пению птиц, синеве облаков – и наполнится человеческая душа добротой и красотой. Теперь ты богат. Беги, делись скорей своими сокровищами с другими и помни: это земля тебя держит в своих ладонях, лелеет и растит, как заботливая мать.
Если бы земля умела говорить, что бы она сказала нам?
Иногда мне хочется крикнуть: «Человек, остановись! Защити свою землю!»
Как тут не вспомнить наших предков, которые, припадая к земле, просили помощи, защиты, силы, мудрости. И земля излечивала раны и живой, и мертвой водой. Припадем к ней, и мы, попросим прощения.
Я хочу обратиться ко всем людям земли. «Люди, берегите природу, помогайте, как только можете! Помните! Без природы не будет и нас на земле. Природа и человек неразделимы!

Баженов Виктор ученик 7 класса

Канарай- мой зелёный рай.

Есть на земле местечко малое


Деревня Канарай
Навечно мой зелёный рай.
Сибирь родная, Родина моя.
Люблю тебя, как маму я.
Здесь всё родное, всё привычное:
Погост с крестами за селом,
А с Красной горки удивляет далями,
Неоглядный лесной простор.
В своей красе и лес и дол
Мне говорят: « Будь с нами добр»
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
Дорога вдаль лентой бежит,
Зовёт меня в путь, говорит:
« Иди, любуйся, наблюдай:
Как пшеница на полях колосится,
Вода в роднике струится,
Озёра: Дикое, Тарай
Ты чаще, дружок, посещай.
Ты леса дыханьем напейся,
И солнцем ласковым согрейся.
Силу природы ты в душу вливай.
Беречь и охранять её.
Будь добр, не забывай».
И понял я.
Я здесь родился и живу
И только здесь счастливым быть могу.
Земля моя, не надо мне другой,
Люблю тебя я именно такой!

Чекунов Вадим ученик 6 класса


Приглядись, красота, то какая?

Люблю тебя, моя Сибирь!


Здесь родилась я,
Здесь живу,
Любуюсь красотой природы,
И жить иначе не могу.
За что люблю тебя, мой Красноярский край?
Родной мне сердцу Канарай?
За чистый воздух,
Вольное дыханье,
За первый лучик света,
За тёплый день,
За луг с ромашками, за лето,
За солнца теплоту лучей,
За красоту твоих ночей,
За цвет черёмух
С нежною накидкой,
За алмазные росы.
Что лес серебрят,
За стрёкот кузнечиков, жуков,
За запах медуницы,
За то, что только здесь могу
Воды родниковой напиться.
Земля моя! С тобой навеки вместе я
Я здесь счастливая живу,
Храню тепло и доброту.
Я буду охранять тебя любя
Прекрасная великая моя!
Живая ты такая же, как я!

Графкина Людмила ученица 5 класса

Экология родного края

Наш дом родной, наш общий дом-


Земля, где мы с тобой живём.

Мне двенадцать лет. Я учусь в обычной деревенской школе. Живу в удивительно красивом месте: вокруг просторные поля, поляны, покрытые пёстрым ковром цветов. А какие леса?! Дивной красоты!


Мне уже сейчас хочется многое понять, узнать, осмыслить, увидеть, но я вижу, к сожалению, не только одну красоту.
Наша природа Сибири Красноярского края, в том числе леса, воды деревни Канарай нуждаются в серьёзной помощи.
В моей деревне вырубают леса, ягодные боры, даже там, где нельзя вырубать, несмотря на охранные зоны, вокруг деревни. Всё это ради денег, наживы. Гибнут леса от пожаров и от небрежного отношения нас, людей, к лесу. Я прочитала, что по вине человека происходит до 80% лесных пожаров. Жители сами загрязняют воздух, воду, губят животных. Люди, разве вас не волнует будущее своих детей, правнуков!? Мне вспомнились строки из стихотворения:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Антуан де Сент – Экзюпери так писал, что « вода… нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». Я согласна, что без воды на земле мы не проживём. А что же происходит сейчас!? Взрослые моют в реке машины, загрязняют их бензином, золой, пеной стиральных порошков, мои ровесники бросают стёкла и бутылки в воду. И сами же эту воду пьют. К чему всё это приведёт?!
Я про читала в книге « Экология Красноярского края», что
« расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы, уже к 2010 году».
Люди, одумайтесь, поймите! Губя Землю, вы уничтожаете наше будущее, будущее своих детей, внуков, правнуков. Ведь наша жизнь зависит от каждого из нас. Давайте остановим исчезновение нашего большого дома: посадим своими руками дерево, вовремя потушим пожар или костёр, заботливо расчистим ручеёк, не будем разрушать гнёзда и муравейники, защитим птиц, будем подкармливать их зимой.
Этим, мы уже поможем нашей природе, укрепим процветание нашей планеты. Ведь если не будет воздуха, леса, рек, солнца, животных, не будет и нас всех на Земле. Природа ранима и хрупка, давайте поспешим, землю свою от бед сохраним.
Когда вырасту, я хочу решать вопросы защиты природной среды. Это не просто мечты, я старательно учусь на «отлично», чтобы быть готовой решать эти волнующие меня вопросы. Ведь в судьбе природы наша судьба. Кто, если не мы, будет заботиться о нашем собственном доме!

Миронова Диана ученица 5 класса

Вечная красота

Лето. Дорога.

Летник и я.

Иду за клубникой друзья.

Вдыхаю запах скошенной травы

Леса, шишек и коры,

Вокруг гляжу, гляжу…

Вот впереди защитник леса.

Доктор - дятел на суку,

И труженики муравьи,

И быстрые бурундуки,

Цветы - ромашки в ряд,

О чем-то важном говорят.

И вдруг: увидел я вдали


Поляну яркую – жарки!

Головки солнышком сияют,

И мое сердце согревают.

Мне просто глаз не отвести

От этой вечной красоты.

А солнце впереди бежит,

Меня ласкает, говорит:

«Ты чаще в гости приходи,

Цветы лесные ты не рви,

Присядь, со мной поговори,

Тогда довольно буду я,

И станем мы с тобой друзья».

Я вслед за солнцем побежал,

Но так его и не догнал…

(Летник – название места).

Хохряков Дмитрий ученик 7 класса

Экология родного края

Н.А. Некрасов писал: « Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей». Я полностью с ним согласен. ,


Я родился и вырос в деревне Канарай. Зимой я люблю ходить с дядей Вовой на охоту, распутывать звериные хитрости, узнаю птиц по голосам, умею им подражать. Мне нравится бродить по лесу, всматриваться, наблюдать. Красивый пейзаж вызывает у меня радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает, даже лечит. Моя родина – «кладовая солнца». Она богата и лесами, и полноводными реками, и чистыми озерами- « Дикое», « Тарай», лесными полянами и опушками, цветами дивной красоты.
Но красота нашей земли хрупка и уязвима, её легко испортить и обидеть каждой мелочью.
Поэтому в наши дни очень серьёзно стоит вопрос о защите окружающей среды. Безумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, и двадцатый век явился временем экологических катастроф.
Души людей сжигает пожар, многие люди заняты только наживой, мечтающие любой ценой разбогатеть, а там… Человек перестаёт быть создателем, творцом. Он губит окружающую среду, оставляя от лесов одни пни.
Человек не царь природы, а составная её часть. Если гибнет какое- то живое существо, звено этой цепи разрушается.
Когда же мы поймём это?!
Надо жить в гармонии с природой. Тогда мир наступит в душе каждого человека. Этими строками из стихотворения я хочу обратиться ко всем людям земли:
Человек оглянись, осмотрись и пойми,
Как страдает Земля от ошибок прогресса,
Что остались валежник да чёрные пни
От когда- то густого, весёлого леса.
Припади к роднику- он из вечных глубин,
Его голос звучит, он на солнце искрится.
Человек на Земле ты живёшь не один,
Сохрани для потомков ключи жизни чистой.

Что еще почитать