Для самых маленьких отвечающие экологическим. Классный час на тему"детям- об экологии". Итак, что же такое эковоспитание для самых маленьких

Всё-таки наивно было надеяться на допуск российской сборной паралимпийцев, но до последнего ждала, что МПК не отстранит наших спортсменов. Однако Запад давно для себя всё решил, и в результате Паралимпиада проходит без участия России. Эта новость вызвала всеобщий гнев, многие люди не смогли так просто смириться со столь бесчеловечным решением. Неравнодуш...

Яркая осень на Дальнем Востоке

Осень - это прекрасное время года, когда природа готовится ко сну. Всё вокруг преображается, кроны деревьев больше не украшает изумрудная зелень, на смену ей появляются жёлтые и красные листья, создавая сказочный вид. Жители больших городов, к сожалению, лишены настоящей красоты этой великолепной поры. Если вы хотите насладиться каждым осенним днём, советую отправитьс...

Осень - время перемен: в ЕС задумались о будущем

С приходом первых осенних дней, люди частенько задумываются о переменах в своей жизни. Это касается не только спонтанного решения сделать ремонт, или прикупить тёплых осенних вещей, но и даже важных решений, таких как смена своей деятельности. Ярким примером тому может послужить ЕС, в котором вновь слышны призывы пересмотреть нынешний курс политики. По-моему, уже давн...

Оправдания своего существования

Незаметно для всех нас подходит к концу самый долгожданный и любимый многими сезон. Да, лето, к сожалению, пролетело слишком быстро, и все уже составляют список того, что они успели сделать за последние три месяца, и это касается не только людей, но и разных организаций, даже Североатлантический альянс пытается создать видимость активной деятельности. И если все успел...

Самые опасные Олимпийские игры

Мне всегда казалось, что при организации мероприятий международного уровня, больше всего внимания уделяется безопасности. Уверена, многие со мной согласятся, особенно в нынешнее время. Однако в РИО так не думают, поэтому нынешние Олимпийские игры можно назвать одними из самых опасных за последние года. Ни для кого не секрет, что Бразилия - это не самая б...

Да будет свет

Каждый день, приходя домой, мы сами того не замечая тянемся рукой к выключателю, чтобы включить свет в прихожей. Это движение делается на таком автоматизме, что многие даже теряются, когда приходят в гости к родственникам или друзьям. Электричество стало частью нашей жизни, поэтому многие даже представить себе не могут, какого это жить без него. И чтобы во всех уголка...

Космические новости России: скоро звездопад

Вот и начался август, и многие расстроены тем, что большая часть лета уже прошла, остался всего месяц до начала дождливого и пасмурного сезона, и на улицах постепенно холодает. Но видимо многие забывают о том, какие сюрпризы готовит нам природа именно в этот короткий промежуток между окончанием жары и началом осени. Если вы не смотрите новости России, то даже не догад...

Очередной боевик на улицах США

В последнее время взяла за правило смотреть сводку новостей, чтобы бы знать обо всех событиях в мире. И знаете, у меня всё чаще складывается такое ощущение, словно все мы живём во время съёмок какого-то очередного голливудского боевика, так как один взрыв сменяется другим, а стрельба даже не прекращается даже в США, который является родиной таких фильмов. ...

Что означают события в Мюнхене?

Многие со мной согласятся, что эта неделя выдалась самой насыщенной на события за весь месяц. Весь мир потрясла череда трагических новостей из разных уголков мира, но больше всего смертей произошло именно на территории ЕС. К сожалению, и сегодняшняя ночь не прошла спокойно, на этот раз, стрельба развернулась в Мюнхене. По словам очевидцев, возник конфлик...

Сможет ли Россия сегодня полететь в Египет?

Помнится, три года назад многие мои знакомые, размышляя над тем, где провести свой летний отпуск, чаще всего, выбирали между Турцией и Египтом. Но буквально год назад ситуация резко изменилась, после трагедии, в результате которой погибли Петербуржцы. В тот день вся страна смотрела новости России, и многие переживали за своих родных, которые могли находиться на борту...

Великая тайна Индии

С чем у вас ассоциируется Индия? Лично у меня в голове сразу всплывают образы огромных слонов, на которых разъезжают великие вельможи, которые целыми днями заключают разные партнерские отношения с другими высокопоставленными людьми. А также эта страна ассоциируется с красивыми женщинами в удивительно ярких одеяниях с разукрашенными хной руками, а на их запястьях болта...

Будут ли в США учиться на своих ошибках?

Делать ошибки - это то, что свойственно всем людям. Самые умные делают выводы и не допускают их повторения, а глупые постоянно наступают на одни и те же грабли. Кстати, это правило касается и государств. Но почему-то об этом забывают. В результате мы можем наблюдать, как США повторяют свою прошлую оплошность, из-за которой гибнут тысячи людей. А ведь не...

Неужели Турция всё осознала?

Как там говорится, пока петух жареный не клюнет, да? Видимо, для сплочения всего мира против угрозы мирового масштаба необходимо, чтобы в каждой из стран произошла трагедия. Только после этого все начинают вести активные действия и идти на компромиссы и сотрудничество. Почему же иначе нельзя? Не понимаю. В любом случае, только после теракта в аэропорту Стамбула, Турци...

Теракт в Стамбуле: причина взрыва

Ужасная новость прогремела этой ночью, объявив о новом страшном теракте с большим количеством погибших. Сегодня же Турция находится в центре внимания. Все только и делают, что обсуждают трагедию, которая произошла в аэропорту Стамбула. Но, как бы цинично это не звучало, этого следовало ожидать. Ведь не секрет, что турецкие власти оказывали своеобразную п...

Аптечка в отпуск: что берёте вы?

Официально можно заявит о том, что начался сезон отпусков, все массово выезжают на природу, жарят шашлыки, купаются в реках и озёрах, лето в полном разгаре. И вся Россия сегодня наслаждается тёплым сезоном. Но, к сожалению, вместе с такими яркими впечатлениями нередко мы получаем ещё и расстройство желудка, а кто-то умудряется получить даже солнечный удар. Естественно...

Невидимая сторона США

Только вчера села за просмотр очень доброго фильма о семейных ценностях, да ещё и с Сандрой Баллок в главной роли, как сегодня утром наткнулась на кошмарные новости США, который напрочь испортили все представления об американских семьях. Понятное дело, что не все такие, и один случай - это не показатель, но как мать могла убить своих детей? Женщина заст...

Классный час «Детям - об экологии»

Цель: формировать у учащихся знания об экологии как науке, изучающей взаимоотношения с окружающей средой, об основных уровнях экологического познания, их своеобразии; воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, экологическую культуру.

Что такое экология? Экология – наука о доме. А нашим домом является

планетаЗемля. Это наука непростая.

Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, своему здоровью.

Главной задачей современной экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества. Все мы живём на небольшом космическом корабле с добрым названием « Планета Земля». Возможности его, ресурсы, жизненное пространство, все составляющие компоненты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, а главное – ограничены.

Не говорить об экологии сегодня – признак дурного тона.

Уровень экологии – это уровень сознания общества.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. На современном этапе вопросы взаимодействия человека с природой выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в этом возрасте легче всего научить любить и охранять природу. При этом надо развивать у детей познавательный интерес к миру природы, грамотное и безопасное поведение как для ребёнка, так и для природы, бережное отношение к окружающему миру в целом, умение наблюдать за природными объектами и явлениями, учить элементарным нормам поведения в природе, сохранять природу и по необходимости оказывать ей помощь, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относиться к природе.

Природа – друг! И с младшего школьного возраста надо учить детей не сорить, не убивать жуков, лягушек, всё живое. Картины природы – сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Экологическое воспитание – это процесс ежедневный.

Чем наше вмешательство в природу грозит самому человеку?

Дети должны знать, что экология, её состояние – причина многих болезней.

Современные дети часто болеют аллергией, астмой и причиной этих болезней является не только наследственность, а и окружающая среда. По состоянию здоровья детей можно судить об экологическом благополучии. Например: несколько десятков лет назад в Черновцах медики отметили массовое выпадение волос у детей. Во внешней среде, т.е. в воздухе, был обнаружен высокий уровень бора, талия и свинца, во много раз превышающий норму предельно допустимой концентрации. В другом месте сходные причины привели к заболеванию детей желтухой, в третьем – к анемии.

Иногда у детей проявляются нервно – психические отклонения по вине нездоровой экологии. Проживание вблизи промышленных объектов грозит отравлением тяжёлыми металлами.

Ещё одна причина заболеваемости заключается в том, что дети из-за своего маленького роста вдыхают больше выхлопных газов автомобилей, чем взрослые, поэтому в их организмах скапливается много вреднейшего для здоровья свинца.

Из-за этого у людей возникают головные боли, появляется утомляемость, увеличивается количество сердечно - сосудистых заболеваний, неврологические заболевания, развивается рак.

Экологические знания должны помочь понять ребёнку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Одно дело - провести беседу о правилах поведения, и совсем другое – создать условия, в которых ребёнок смог бы реализовать эти знания на практике.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир во всём многообразии цвета, запахов, звуков. И это знакомство с миром природы, её лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок. Занятия, проводимые на природе – экскурсии, прогулки – очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, лесные запахи, красота окружающей природы оказывает благотворное воздействие на здоровье детей. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее. Во время проведения экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, осваивают правила поведения на природе, выполняют посильные для детей экологические задачи, такие, как например, уборка территории от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Когда мы проводим экскурсию в природу с экологическим уклоном, то в первую очередь обращаем внимание не на строение, не на форму объекта (чаще всего это растения, деревья), не на высоту, не на резные листья, а на условия, без которых не может жить дерево. Например: дереву нужна почва. Она держит его корни и питает его, нужен воздух, потому что листики дышат. Нужен дождь, который поит дерево, нужен ветер, который разносит семена. Обращаю внимание детей на сломанную ветку, на изрезанный ножом ствол. Как больно дереву, ведь оно дарит нам тень в жару, очищает воздух, насыщая его кислородом. А сорванные и брошенные тут же цветы? Они могли бы радовать всех своим видом и ароматом, но, к сожалению, погибли.

Выезжая на пикник с родителями, дети натыкаются на огромные кучи мусора: консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки от чипсов, целлофановые кульки, железяки, шины, покрышки, чёрные круги кострищ. В воде тоже плавает одноразовая посуда. Вот в таких случаях детям очень важно вспомнить уроки, на которых их учили ничего не выбрасывать. Помнить о том, что мусор бывает органический и неорганический. От органического мусора легко избавиться: овощные очистки, остатки приготовленной еды можно прикопать. Неорганический мусор можно либо сжечь, либо унести и выбросить в мусорный бак по месту жительства. Третьего не дано. Долг каждого – убирать за собой и оставлять чистой природу. В загрязнении окружающей среды виновны люди! Количество мусора, как известно, находится в прямой зависимости от качества жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем труднее окружающей природе. Дымящие трубы заводов и фабрик, выхлопные газы автотранспорта не дают дышать свежим воздухом. Вырубаемые леса лишают животных привычных условий существования и приводят их к гибели. Почвы и воды заражены отходами производства, нефтепродуктами, минеральными удобрениями. Не производится сортировка бытовых отходов, как в развитых странах. Если бумага разлагается в течение 2-3 лет, то пластиковые бутылки все 200лет. К примеру, у немцев по 6 мусорных вёдер в каждом доме, в которые складывается отдельно пища, пластик, стекло, бумага, металл. Почему не взять на вооружение пример японцев, которые сортируют мусор в пакеты разного цвета?

Эту информацию дети получают на уроках в 3 классе по теме «Живая природа», в 4 классе по теме «Охрана природы».

Когда читаем рассказ « Стыдно перед соловушкой», то после прочтения анализируем поступки девочек и приводим подобные примеры из жизни. Делаем вывод: нельзя загрязнять природу!

Когда в 4 классе изучаем свойства воды, я даю ребятам информацию о том, что вода – очень важный природный ресурс. Исторически поселения людей возникали по берегам рек, у водоёмов. На современном этапе человечество испытывает большие проблемы с питьевой водой, водоснабжением, причём, они постепенно увеличиваются. Усугубляются трудности благодаря повсеместному загрязнению вод. Что касается Донбасса, то его индустриальное развитие уже привело к экологической перегрузке. Ежегодно в реки и водоёмы области сбрасывается 1,7 млрд куб. м сточных вод. Поэтому у нас в регионе высокая смертность, низкая продолжительность жизни по сравнению с другими регионами, очень высокий уровень осложнённых родов у женщин, исчезновение рыб в реках. А количество вредных выбросов в атмосферу составляет большой процент

Экологическое воспитание в современной школе – это не дань моде, а забота о подрастающих поколениях. В век совершенных технологий, высокого уровня развития многих сфер мирового хозяйства, человек остаётся беспомощным перед природой. Его бессилие перед стихией подтверждается каждый год, месяц, день: информация о землетрясениях, цунами, селях не сходят с экранов телевизоров. Доказана негативная роль земной цивилизации в усилении парникового эффекта, уменьшении толщины азонового слоя. Обывателю сложно поверить в предупреждения экологов о надвигающемся экологическом кризисе. Человеку удобнее думать, что до этого не дойдёт.

Что случилось с природой? За что она стала так сурова к нам, своим детям? Причиной есть производственная и другая деятельность человека; это он стал её разрушителем.

Учитель, и никто другой, обязан думать о поколениях, которым мы после себя оставляем нашу планету. Мы должны с детства учить детей природной разумности. И это возможно.

Учить детей законам природы – значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом – Землю, будут разумно строить, разумно мыслить и жить, думая о будущих поколениях.

Совершая прогулки в природу, учитель учит не рвать ландышей, подснежников, первоцветов, потому что мы этим наносим непоправимый ущерб природе. Учим не брать в руки яички из гнезда, потому что птица – мать может навсегда покинуть гнездо.

Экологические проблемы сложны и многообразны, для человека очень важен окружающий его мир. Но он пугает следами деятельности. Мы видим, как уничтожаются зелёные лёгкие планеты, как мы утопаем в грязи и мусоре. Так что же необходимо сделать, чтобы сохранить Землю и жизнь на ней? Какую лепту в этот процесс может внести каждый человек?

Мы, учителя, на уроках и во внеурочное время учим детей ухаживать за растениями в любое время года, в том числе за комнатными. Пересаживаем, поливаем, рыхлим. Подкармливаем птиц в холодное зимнее время, развешиваем кормушки, изготовленные своими руками, весной вешаем скворечники, в чём помогают родители – папы. Часто убираем территорию, примыкающую к школе, сажаем деревья.

Провожу тест на выявление экологических знаний.

1.Какой цветок зацветает раньше?

Клевер

Подснежник

Одуванчик

2.Где взять дрова для костра?

Набрать сухой валежник

Наломать еловые ветки

3.Куда девать пустую консервную банку в лесу?

В костёр

В кусты

Обжечь в костре и зарыть

4.Что будет, если разорить муравейник?

Ничего не будет, муравьи его снова построят

Некому будет кусаться

Деревьям и животным станет хуже

5.Зачем в лесу комары?

Ни к чему

Чтобы люди поменьше в лес ходили

В природе нет ничего лишнего

6.Что делать, если ты нашёл птичье гнездо?

Подойти поближе и внимательно рассмотреть

Уйти как можно быстрее

Потрогать и уйти

7.Что делать, если ты нашёл птенца?

Уйти как можно быстрее - не мешать его маме заботиться о нём

Возьми домой

Посади в гнездо

8.Какой из этих грибов съедобен?

Мухомор

Подосиновик

Бледная поганка

9.Можно ли рвать эти цветы (кувшинка, ландыш)

Да, чтобы узнать, как они называются

Нет; может, они редкие

Да, они красивые

10.Что такое экология?

Наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов

Наука о том, как губить природу

Наука о человеке

Результаты тестирования показывают, какой запас экологических знаний имеют дети.

Провожу викторину.

Даю следующие вопросы:

Кто спит вниз головой? (Летучие мыши)

Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасами жира)

Чем ёж на медведя похож? (Спит зимой)

Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

Месяц первоцветов? (Март)

Чемпион по скорости роста среди деревьев? (Эвкалипт)

Кому зимой холоднее: маленькому зверьку или крупному?

Как лесные рыжие муравьи к зиме готовятся?

Куда зимой насекомые подевались?

Какая корова сытней живёт: хвостатая или бесхвостая?

Куда обращена головка подсолнечника в полдень?

Когда рождаются зайчата – листопаднички?

По правильным ответам сужу об объёме знаний учащихся. Для себя делаю вывод, что изучение экологии – непрерывный процесс и завершать его в рамках начальной школы невозможно, ведь из маленьких граждан страны вырастают взрослые – будущие строители Земли и всё, что дети вынесут из школы, всё отразится на нашей жизни и на жизни последующих поколений и животного мира.

В рамках проверки усвоения знаний по экологии мы побывали в краеведческом музее.

Малышковый возраст, пожалуй, самый любопытный возраст, когда мир кажется большим, широким, просторным, а в нём помещается столько удивительных вещей.

Книги издательства «Самокат» познакомят малыша с разными экосистемами. Из них ребеночек сможет узнать, что за пределами его густо населенного места обитания есть и другой мир. Вернее, миры, ведь экокнижек от Катрин Вилле целых четыре!

Данная серия от «Самоката» – прекрасная новость для тех родителей, которые очень пекутся о сохранности окружающей среды. И всё дело в том, что серия иллюстраций от Катрин Вилле – это 100% экопродукт. Издатели с гордостью рассказывают нам, что тираж одной только книжки позволил спасти от уничтожения целых 11 больших деревьев.

Мой маленький сад. Катрин Вилле

Катрин Вилле в своих книгах знакомит маленького читателя с четырьмя экосистемами. Давайте, сначала заглянем в лес.

Чтобы мы не заблудились среди могучих сосен и дубов, с нами в ознакомительное путешествие отправляются целых три провожатых: лиса, белка и барсук.

Первым делом зверята рассказывают, где они живут – вооон среди этих деревьев и мхов. Белки живут, например, в дуплах, лисы и барсуки – в глубоких норах.

В лесу очень-очень интересно, потому что каждый уголок этого места – разный. В лесу можно встретить и дубы, и клены, и акации, и ели, и можжевельник, и ольху. Попробуй, разгадай, что это за листья, от какого оно дерева? Родители могут пояснить, как важны нам деревья. Но ведь не только нам – плодами и семечками, которые дают деревья, питаются разные звери и птицы.

А что звери кушают ещё? Правильно, грибы и ягоды. Но, исследуя мир, нужно быть очень внимательным, ведь как грибы, так и ягоды могут приносить не только пользу и наслаждение, они бывают и опасными для здоровья, ядовитыми.

Вместе с белкой мы отправляемся в небольшое лесное путешествие дальше и замечаем большую шишку! Посмотрите, как белка рада встрече – она обнимает шишку, чьи семечки – её любимое лакомство. Помимо шишек в лесу можно найти и желуди, и шиповник, и каштаны.

Но, чшш.. что это за шум? Кто это говорит оттуда, со следующей страницы? Ага… целый отряд невиданных зверьков и насекомых! Малышу будет очень интересно познакомиться с зайцем и енотом, с совой и летучей мышью. И ещё узнать много интересных вещей со страниц экологической книги.

Это не конец текста, жмите на цифру 2, чтобы перейти к просмотру следующей страницы.

В дошкольном образовательном учреждении более уместно не обучать ребенка, а экологически просвещать его, готовя к систематическому обучению в школе. Жизненный опыт в этом возрасте основан на собственных впечатлениях и довольно узком пространстве квартиры, детского сада, двора, ближайшей улицы.

Наряду с объясняющими увиденное экологическими сведениями, объяснениями связей событий, главное значение на этом этапе экологического образования приобретает этическая компонента. Ребенок хорошо подготовлен к правильному восприятию себя среди прочих организмов, он ощущает их равенство себе. Взрослые стараются переубедить его в этом и искажают имеющиеся зачатки биосферного мироощущения маленького человека. Именно поэтому основной задачей в детском саду и в семье в это время является закрепление правильного мироощущения ребенка. Нельзя прививать ему агрессивное отношение к организмам, хотя бы и выборочное, тем более неуместно воспитывать брезгливое отношение к братьям нашим меньшим. Все они - и растения в том числе, требуют к себе уважительного отношения человека. Это и будет основой экологического воспитания при дошкольном обучении.

Человек живет в деревенском доме или в городской квартире. Дети, кроме того, часто дополнительно проживают в детском саду или школе-интернате. Где бы ни жил ребенок, его жилище или различные его части окажутся привлекательными для многих организмов. И они обязательно поселятся там либо навсегда, либо будут жить здесь в определенные сезоны. Даже более простое жилище, например, гнездо птицы, тоже является пристанищем для большого числа видов организмов. Они населяют подстилку и дно гнезда, частично живут прямо на его обитателях. Они связаны между собой различными отношениями, и каждый выполняет определенную «работу» в этом живом комплексе видов. Его-то и называют экологи гнездовым биоценозом.

Жилое помещение человека пространственно организовано гораздо сложнее гнезда, в нем может быть выделено множество мест со своеобразными условиями существования. Где-то более влажно, где-то более темно или тепло и так далее. В этом случае экологи говорят о микроклимате.

Есть климат комнаты, то есть совокупность ее климатических характеристик (температура, влажность, давление, освещенность и пр.), а есть климат какой-то части, например, за батареей парового отопления. Там практически все элементы этого локального климата будут отличаться от климата квартиры или любого другого жилья. Кому-то более подойдет именно этот локальный климат и естественно, что такие жильцы будут сосредотачиваться именно в этом месте. Как между обитателя жилых помещений, так и между ними и ее хозяином (он тоже один из обитателей) складываются определенные отношения. Какие-то сожители будут докучливы, опасны или станут выигрывать конкурентные отношение (например, быстрее есть какие-то продукты) у человека. Таких он будет называть «вредными». Другие же будут помогать ему справиться с конкурентами, или поддерживать чистоту жилья, или спасать от заболеваний, а могут просто оказаться чем-то приятными для человека. Этих он станет называть «полезными».

Правда кроме полезных и вредных в квартире, детском саду или интернате проживают еще и масса, по его мнению, безразличных для него организмов. Более же всего живет там организмов, о которых он ничего не знает, и о присутствии их в своем жилище даже не догадывается. Все это не значит, что они для него безразличны. Все организмы в этом сообществе связаны друг с другом тесными взаимоотношениями и взаимно регулируют как численность, так и деятельность друг друга. При грамотности хозяина, он сможет корректировать состав и свойства биоценоза своего жилья, поддерживая в нем условия оптимальные для собственного проживания. Задача этой главы не столько дать воспитателю рецепты управления биоценозом собственной квартиры, сколько показать общую картину функционирования такого сообщества, многообразие его компонентов и связей. Ребенок должен понимать, что он даже у себя дома является частью большой функционирующей живой системы, что он, как и все остальные части, зависим от этой системы.

Такое понимание себя как части мира, даст возможность воспитать биоцентрическое мировоззрение. Это спасет будущего человека от произвольных и разрушительных действий по изменению среды своего обитания, научит с уважением относиться ко всем организмам, его окружающим, понимать их функции и использовать их в своей деятельности. У воспитанного таким образом человека появится новая роль на планете. Он перестанет быть хозяином и распорядителем всего сущего, а станет одним из сосуществующих в биосфере организмов. В силу того, что он наделен интеллектом, он должен совместно с другими организмами стараться оптимальным образом поддерживать гармонию, красоту и разнообразие своего живого мира. От этого прямо зависит высокое качество его собственной жизни. Ведь совершенно невозможно во взаимосвязанной системе благополучное существование одного из видов на фоне ухудшения жизни других и общего разрушения системы.

Для обучения экологии в детском саду, кроме программы такого обучения изданы пособия для воспитателя (Ердаков, Ксенц, 2006). Чтобы учитель имел иллюстрации для своих занятий экологией, ему в помощь изданы небольшие рассказики для маленьких детей о растениях и животных, живущих в квартире и вблизи ее. То есть о тех, с кем дети общаются с самого раннего возраста, но потом под влиянием окружающих начинают относиться кл многим из них пренебрежительно. Чтобы запечатлелось позитивное отношение к таким организмам и созданы эти рассказики для детей (Ердаков, Ксенц, 2006; 2007). Полезным для такого воспитания будет и учебник для первого класса А.А. Вахрушева с соавторами (1996). Там, как раз для начальных групп детского сада, даются основные различения - живого от неживого, растений от животных и пр.

Таким образом, на ранних стадиях воспитания появляется представление о простых правилах (экологических аксиомах) сосуществования человека с окружающими его организмами. Выясняется зависимость его от среды его обитания, закладываются навыки использования простых экологических правил в своей жизни, а также навыки тактичного отношения к окружающим его организмом. Ребенок постигает основы экологической этики, которые впоследствии помогут ему сойти с пути разрушения экологических систем, участником которых он является.


Из монографии "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"



Что еще почитать