Тест бентона стимульный материал. Тест зрительной ретенции бентона. Рубежный контроль знаний

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов.

На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.

Рис. 4. Карта-образен н тесте Бентона и характерные ошибки воспроизведения

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых. Например, на картинке для исследования по Бетону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4, позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 4, позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубли-кация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

Методика исследования зрительной памяти, непосредственной репродукции, пространственного восприятия. Предложена А. Бентоном в 1952 г. Тест может применяться для обследования детей и взрослых. В нем используют 10 карточек, на которых изображены одна или несколько простых геометрических фигур. При стандартном применении каждая карточка предъявляется испытуемому в течение 10 с, после чего он воспроизводит нарисованное на карточке изображение на чистом листе бумаги или специальном бланке. Успешность выполнения оценивается по числу правильно воспроизведенных изображений и общим числом ошибок. Показатели успешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативами, однако, значительно более важное место в интерпретации результатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выделению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического поражения головного мозга. Такими характерными ошибками могут быть: пропуски или дополнения, искажения, стереотипии, повороты и неправильное размещение фигур, а также ошибки в их размере, повторения фигур, инверсии и нарушения последовательности элементов комбинации изображений, выраженные деформации, “слияния” изображений и др.

Методика может проводиться и с некоторыми процедурными изменениями. Например, может быть предложено копирование фигур. В этом случае карточка с изображением фигур не убирается по истечении 10 с, а остается перед испытуемым, пока он не выполнит предложенный рисунок. Такая процедура позволяет отделить ошибки восприятия от ошибок памяти.

Основное использование - психодиагностическое обследование лиц с органической церебральной патологией, а также испытуемых пожилого возраста. В клинической, психодиагностике накоплен положительный опыт применения данной методики при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, с эмоциональными расстройствами, умственной отсталостью. Однако для установления диагноза клиницисту необходимо сопоставить низкие, специфические показатели этого теста с данными по другим тестам, подтверждающими диагноз, а также со сведениями из истории болезни и от окружающих испытуемого.

Имеются три эквивалентные формы данного теста - С, Д, Е, коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны также две дополнительные усложненные формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Это создает большое удобство, так как позволяет проводить ретестирование спустя непродолжительное время. В отечественной психодиагностике эта методика малоизвестна, однако успешно применяется в качестве вспомогательного приема в диагностике мозговых поражений. (В. Каган )

Методика исследования визуально-пространственного праксиса, зрительной памяти, непосредственной репродукции, которая применяется для индивидуального обследования как взрослых, так и детей с 8 лет. Суть её заключается в предъявлении испытуемому серий прогрессивно усложняющихся геометрических рисунков, которые он должен запомнить, а затем воспроизвести. Материал теста включает 10 карт, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации. Каждое задание предъявляется с определённой экспозицией, после чего испытуемый воспроизводит изображение на листе бумаги или специальном бланке. Успешность оценивают по числу правильно воспроизведённых изображений. Показатели успешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативными данными (по шкале стандартного показапеля IQ), однако значительно более важное место в интерпретации результатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Имеется классификация типичных вариантов ошибок воспроизведения. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выделению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического поражения головного мозга. Такими характерными ошибками могут быть: пропуск отдельных фигур, повторение фигур, инверсия и нарушение последовательности элементов, комбинации изображений, выраженные деформации (слипание) изображений и др. Основное направление использования теста – психодиагностическое обследование лиц с органической церебральной патологией, а также испытуемых пожилого и старческого возраста. В клинической психодиагностике накоплен положительный опыт применения теста при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, эмоциональными расстройствами, с явлениями умственной отсталости (в частности, при ). Имеются три эквивалентные формы теста – C, D, E, коэффициент надёжности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложнённые формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Предъявление этих форм может осуществляться пятью различными способами: A (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги), B (каждая карта предъявляется в течение 5 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги), С (каждая карта предъявляется в течение неограниченного времени, причём исследуемый может воспроизводить её, срисовывая с оригинала), D (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги через 15 секунд) и M (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается, а исследуемый выбирает её точную копию из предложенных ему 4 вариантов).

Пример одной из карт теста Бентона с предъявлением способом М. Сверху изображена предъявленная испытуемому карта, а ниже – 4 варианта, один из которых испытуемый должен выбрать как максимально соответствующий предъявленному изображению (

Инструкция испытуемому : «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору : «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

Оп БП – Опущение Большой Правой.

Оп БЛ – Опущение Большой Левой

Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.

Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90 ­ 0 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов.

6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого. (таблица 1)



Таблица 1. Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

(норма от 15 до 44 лет включительно)

Поправки на возраст:

от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл

от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла

от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла

(от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов)

Таблица 2. Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интел­лекта (норма от 15 до 39 лет включительно)



Поправки на возраст:

от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка

от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки

от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок)

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга обычно полу­чают не более 4–5 баллов (редко).

Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.

Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интел­лекте (см. таблицу).

Краткая инструкция к проведению обследования и оценке результатов теста Бентона составлена на основе собственного опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981).

Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интел­лекта в единицах Ю, на основе которого можно судить об «органическом» снижении (в случае несоответствия этих оценок), в руководстве Бентона приводится по методике Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно ис­пользуется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соот­ветствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и «квалификации» (словесные определения) уровней интеллекта по Векслеру.

Для удобства сравнивания количества ошибок «правой» и «левой» локализации (особенно часто это ошибки локализации малой периферической фигуры) произведены незначительные изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количе­ство периферических малых фигур справа и слева в каждой серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева). Шкалы «поправок па возраст» продолжены, что позволяет обследовать испытуемых более старшего, чем предусмотрено у Бентона, возраста. (рисунок 15)

Использованная литература.

1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1994.

2. Валентинов В. 150 веселых игр. СПб, Издательский дом «Литера», 2002.

Возрасты жизни. А.В.Толстых. М., 1988 г.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение а психологию активности. М.: Политиздат, 1989, 319 с.

4. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. М., 2003

6. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию. М., 1988

7. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

8. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии.- 688 с. (внимание с.201-211) .

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000, с.720.

10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2000.

Рубежный контроль знаний:

1.Перечислить возрастные особенности внимания взрослого человека.

2.Объяснить механизмы формирования внимания взрослого человека.

3.Описать основные способы и стратегии развития внимания взрослого человека.

4.Описать способы коррекции внимания взрослого человека.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подготовить подборку методов коррекции концентрации и устойчивости внимания взрослого человека.

2.Подготовить подборку методов развития свойства переключения внимания взрослого человека.

3.Подготовить подборку методов коррекции распределения внимания взрослого человека.

Тест зрительной ретенции (Benton Visual Retention Test) предложен А. Бентоном в 1952 году. Последнее, пятое, издание теста опубликовано в 1992 г.

Обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести. Тест доказал свою чувствительность к выявлению и оценке синдроме дефицита внимания, болезни Альцгеймера, черепно-мозговой травме и других нарушениях следствием которых является нарушение интеллектуальной и когнитивной функций.

Методика основана на теории репродукции зрительных образов и их пространственном восприятии.

Тест Бентона зарекомендовал себя при работе как со взрослыми, так и с детьми. Он широко применяется при работе с лицами, имеющими церебральную патологию, старческие изменения, умственную отсталость, эмоциональные нарушения и шизофрению.

Имеются три эквивалентные формы теста – C, D, E, коэффициент надёжности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложнённые формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Предъявление этих форм может осуществляться пятью различными способами:

  • A (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
  • B (каждая карта предъявляется в течение 5 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
  • С (каждая карта предъявляется в течение неограниченного времени, причём исследуемый может воспроизводить её, срисовывая с оригинала),
  • D (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги через 15 секунд)
  • M (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается, а исследуемый выбирает её точную копию из предложенных ему 4 вариантов).

Размер карточки с фигурами 21х15 см.

Инструкция : «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам понятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору : «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

Пример (предъявление способом М)

Картинки для исследования содержат две главные фигуры и одну мелкую.

Сверху изображена предъявленная испытуемому карта, а ниже – 4 варианта, один из которых испытуемый должен выбрать как максимально соответствующий предъявленному изображению:

Оценка результатов

Оценка выполнения:Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры . Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

  • Оп БП – Опущение Большой Правой.
  • Оп БЛ – Опущение Большой Левой
  • Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.
  • Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90­0или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов.

6. Величина – «Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.

Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

Норма от 15 до 44 лет включительно.

Уровень интеллекта

Оценка IQ по

Выше среднего я много выше среднего

Средний уровень

«Средняя норма»

Низкий, малоодарен тын

«Низкая (плохая) норма»

Пограничный

«Пограничная зона»

Слабоумие

«Умственный дефект»

Поправки на возраст:

  • от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл
  • от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла
  • от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла
  • от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов

Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интел­лекта

Норма от 15 до 39 лет включительно.

Кол-во ошибок по Бентону

Уровень интеллекта

Оценка IQ по Stanford-Binet

Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)

Выше среднего и много выше среднего

«Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма»

Хорошая - средняя

«Средняя норма» (три «подуровня»)

Средний уровень

Низко-средняя

Малоодаренный

«Низкая («плохая») норма»

Пограничный

«Пограничная зона»

Слабоумие

«Умственный дефект»

Поправки на возраст:

  • от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка
  • от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки
  • от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки
  • выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга обычно полу­чают не более 4–5 баллов (редко).

Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.

Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интел­лекте (см. таблицу).

Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но оставил для нее пустое место (О1); либо он изменил расположение фигур из рисунка, поставив маленькую фигуру в правый угол (О2). Допускаются и другие ошибки такого рода (перемещение тех или иных фигур и т.д.), но все они не считаются показателем органического поражения головного мозга.

Примеры "органических" ошибок: больной разделил (Б1) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (Б2).

Ошибки у больных шизофренией: типично включение при рисовании в одну фигуру фрагментов (деталей) относящихся к разным образцам.



Что еще почитать