Торпедный катер типа s 26. Торпедный катер. Интересные и малоизвестные исторические факты

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

S-100 Klasse (1945): хозяин морей

Немецкие “шнелльботы” — быстрые торпедные катера — стали символом морского господства Германии в акваториях нескольких морей и, конечно, в проливе Ла-Манш.
Об одном из этих катеров мы расскажем сегодня.

Торпедный катер класса S-100 образца 1945 года — настоящее дитя войны. Катер был создан в 1943 году с учётом опыта боевых действий в проливе Ла-Манш против военного и торгового флотов Великобритании. В результате долгих исследований и экспериментов, немецкие инженеры создали превосходный торпедный катер для активных боевых действий и патрулирования морских акваторий и проливов, в котором были учтены и исправлены многие недостатки катеров ранних классов. Для конструкции катера судостроители выбрали дерево, как лёгкий, упругий и надёжный материал. Деревянные конструкции корабля выполнялись из разных пород дерева — дуб, кедр, красное дерево, орегонская сосна. Двойной кожух деревянной обшивки был поделён металлическими переборками на 8 водонепроницаемых отсеков. Рубка катеров этого класса была бронированной, толщина стальных листов составляет 12 мм, что является хорошей противопульной и противоосколочной защитой. Кроме того, бронёй защищалось устройство охлаждения воздуха, используемого для супернаддува двигателей. Три двигателя, 2500-сильные дизели “Mercedes-Benz”, располагались в двух независимых моторных отсеках. Достаточно тяжёлый для торпедного катера, S-100 тем не менее мог разогнаться до скорости в 42,5 узла (почти 80 км/ч)!

Вооружение катера было продиктовано выполняемыми им боевыми задачами, главной из которых являлось уничтожение вражеских кораблей практически любого типа и класса. Задачу эту “шнелльбот” выполнял при помощи торпедного и артиллерийского вооружения — S-100 был оснащён двумя аппаратами для торпед калибра 533 мм, причём каждый торпедный аппарат можно было перезарядить ещё одной торпедой прямо в боевом походе. У катера было отличное артиллерийское оснащение — одна автоматическая 37-мм пушка (аналог знаменитой зенитки FlaK36), одна спаренная и одна одиночная установка 20-мм пушек C/38, которые успешно применялись как против авиации, так и против кораблей. В дополнение к этому арсеналу по бортам бронерубки могли устанавливаться пулемёты винтовочного калибра, а на корме располагался спаренный механизм сброса глубинных бомб.


Обои на рабочий стол: | |

В War Thunder торпедный катер класса S-100 — быстрая, опасная машина, обладающая по сравнению со своими одноклассниками прямо-таки футуристическим дизайном. Как и большинство торпедно-артиллерийских катеров второй половины войны, этот “шнелльбот” пригоден для выполнения практически всех задач в игровых морских баталиях. Особо порадуют владельцев катера боекомплект в 4 торпеды и превосходная 37-мм пушка, фугасные снаряды которой замечательно дырявят борта противников, вызывая пожары и поломки внутренних модулей.

Идея применить в боевых действиях торпедный катер впервые появилась в Первую мировую войну у британского командования, но англичанам не удалось добиться нужного эффекта. Далее свое слово по использованию небольших мобильных судов в военных атаках произнес Советский Союз.

Историческая справка

Торпедный катер представляет собой небольшое боевое судно, которое предназначается для разгрома военных судов и транспортных кораблей снарядами. Во Вторую мировую войну он многократно использовался в военных действиях с противником.

К тому времени морские войска основных западных держав имели небольшое количество таких катеров, но их строительство стремительно увеличилось к моменту начала военных действий. Накануне Великой Отечественной войны в насчитывалось почти 270 катеров, оснащенных торпедами. За период войны было создано больше 30 моделей торпедных катеров и получено более 150 от союзников.

История создания торпедного корабля

В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения - метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж - 8,91 т, быстроходность - целых 54 узла.

Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.

Торпедный корабль модели «Г-5»

Глиссирующее судно «Г-5» прошло испытание в декабре 1933 года. Корабль имел корпус из металла и считался наилучшим в мире как по техническим характеристикам, так и по оснащению вооружением. Серийный выпуск «Г-5» относится к 1935 году. К началу Второй мировой войны он был базисным типом катеров СССР. Скорость торпедного катера составляла 50 узлов, мощность - 1700 л. с., а на вооружении находились два пулемета, две торпеды 533 мм и четыре мины. На протяжении десяти лет было выпущено больше 200 единиц различной модификации.

В период Великой Отечественной войны катера «Г-5» вели охоту на вражеские охраняли корабли, производили торпедные атаки, высаживали десант, конвоировали поезда. Недостатком торпедных катеров была зависимость их работы от погодных условий. Они не могли находиться в море, когда его волнение достигало более трех баллов. Неудобства были и с размещением десантников, а также с перевозкой грузов, связанных с отсутствием плоской палубы. В связи с этим перед самой войной создали новые модели катеров дальнего действия «Д-3» с деревянным корпусом и «СМ-3», имеющие стальной корпус.

Торпедный лидер

Некрасов, который был руководителем опытно-конструкторской бригады по разработке глиссеров, и Туполев в 1933 году разработали проект корабля «Г-6». Он был лидером среди имеющихся катеров. По документации судно имело следующие параметры:

  • водоизмещение 70 т;
  • шесть торпед 533 мм;
  • восемь моторов по 830 л. с.;
  • скорость 42 узла.

Три торпеды выпускались из торпедных аппаратов, находящихся на корме и имеющих форму желоба, а следующие три - из трехтрубного торпедного аппарата, который мог поворачиваться и находился на палубе судна. Кроме того, на катере было две пушки и несколько пулеметов.

Глиссирующее торпедное судно «Д-3»

Торпедные катера СССР марки «Д-3» выпускались на ленинградском заводе и сосновском, который находился в Кировской области. На Северном флоте было всего два катера такого вида, когда началась Великая Отечественная война. В 1941 году на заводе Ленинграда было произведено еще 5 кораблей. Только начиная с 1943 года на вооружение стали поступать отечественные и союзнические модели.

Суда «Д-3» в отличие от предыдущих «Г-5» могли работать на более дальнем (до 550 миль) расстоянии от базы. Скорость торпедного катера новой марки составляла от 32 до 48 узлов в зависимости от мощности двигателя. Еще одной особенностью «Д-3» было то, что с них можно делать залп во время стоянки, а с агрегатов «Г-5» - только при скорости не менее 18 узлов, иначе выпущенная ракета могла попасть в судно. На борту корабля находились:

  • две торпеды 533 мм образца тридцать девятого года:
  • два пулемета ДШК;
  • пушка «Эрликон»;
  • спаренный пулемет «Кольт-браунинг».

Корпус судна «Д-3» разделялся четырьмя перегородками на пять водонепромокаемых отсеков. В отличие от катеров типа «Г-5», «Д-3» были снабжены более хорошим навигационным оборудованием, а на палубе могла свободно передвигаться группа десантников. Катер мог взять на борт до 10 человек, которые размещались в обогреваемых отсеках.

Торпедный корабль «Комсомолец»

Накануне Второй мировой войны торпедные катера в СССР получили дальнейшее развитие. Конструкторы продолжали проектировать новые улучшенные модели. Так появился новый катер под названием «Комсомолец». Его тоннаж был как у «Г-5», а трубные торпедные аппараты - более совершенны, и он мог нести мощнее зенитное противолодочное оружие. Для строительства судов привлекали добровольные пожертвования советских граждан, отсюда появились и их названия, например, «Ленинградский рабочий», и другие подобные наименования.

Корпус судов, выпущенных в 1944 году, делали из дюралюминия. Внутренняя часть катера включала в себя пять отсеков. По бортам на подводной части установили кили, уменьшающие качку, желобные торпедные заменили на трубные аппараты. Мореходность увеличилась до четырех баллов. Вооружение включало:

  • торпеды в количестве двух штук;
  • четыре пулемета;
  • бомбы глубинные (шесть штук);
  • дымовое оснащение.

Рубка, в которой размещалось семь человек экипажа, сделана из бронированного семимиллиметрового листа. Торпедные катера Второй мировой войны, особенно «Комсомолец», отличились в весенних боях 1945 года, когда советские войска подходили к Берлину.

Путь СССР по созданию глиссеров

Советский Союз являлся единственной основной морской страной, которая строила корабли реданного вида. Другие державы перешли к созданию килевых катеров. Во время штиля скорость реданных судов была значительно больше, чем килевых, при волнении в 3-4 балла - наоборот. Кроме того, катера с килем могли взять на борт более мощное вооружение.

Ошибки, допущенные инженером Туполевым

За основу в торпедных катерах (проект Туполева) был взят поплавок гидросамолета. Верх его, который влиял на прочность устройства, был использован конструктором на катере. Верхнюю палубу судна заменяла выпуклая и крутоизогнутая поверхность. Человеку, даже когда катер находился в состоянии покоя, невозможно было удержаться на палубе. При движении корабля выйти из кабины экипажу было совершенно невозможно, с поверхности скидывало все, что на ней находилось. В военное время, когда на «Г-5» необходимо было транспортировать десант, военнослужащих садили в желоба, которые имеются у торпедных аппаратов. Несмотря на хорошую плавучесть судна, перевозить какой-либо груз на нем невозможно, так как нет места для его размещения. Конструкция торпедного аппарата, которая была позаимствована у англичан, была неудачной. Наименьшая скорость судна, при которой выпускались торпеды, - 17 узлов. В состоянии покоя и при меньшей скорости залп торпеды был невозможен, так как она попадала бы в катер.

Военные немецкие торпедные катера

В период Первой мировой войны для борьбы с британскими мониторами во Фландрии германскому флоту пришлось задуматься над созданием новых средств борьбы с врагом. Выход нашли, и в 1917 году в апреле месяце был построен первый небольшой , имеющий торпедное вооружение. Длина деревянного корпуса была чуть больше 11 м. Судно приходило в движение при помощи двух карбюраторных двигателей, которые перегревались уже при скорости в 17 узлов. При увеличении же ее до 24 узлов появлялись сильные брызги. В носовой части был установлен один торпедный 350 мм аппарат, выстрелы могли совершаться при скорости не больше 24 узлов, в противном случае катер ударял по торпеде. Несмотря на недостатки, германские торпедные корабли поступили в серийное производство.

У всех кораблей был деревянный корпус, скорость достигала 30 узлов при волне в три балла. Экипаж состоял из семи человек, на борту присутствовал один торпедный 450 мм аппарат и пулемет, имеющий винтовочный калибр. В Кайзеровском флоте ко времени подписания перемирия находился 21 катер.

Во всем мире после завершения Первой мировой войны случился спад производства торпедных судов. Только в 1929 году, в ноябре, немецкая фирма «Фр. Люрсен» приняла заказ на строительство боевого катера. Выпущенные суда несколько раз усовершенствовались. Немецкое командование не удовлетворяло использование на кораблях бензиновых двигателей. Пока конструкторы трудились по замене их на гидродинамику, все время шла доработка других конструкций.

Немецкие торпедные катера Второй мировой войны

Военно-морское руководство Германии еще до начала Отечественной войны взяло курс на производство боевых катеров с торпедами. Вырабатывались требования к их форме, оснащенности и маневренности. К 1945 году было решено построить 75 судов.

Германия занимала третье место в мировом лидерстве по экспорту катеров с торпедами. Перед началом войны кораблестроение Германии работало над выполнением плана «Z». Соответственно, германский флот должен был солидно перевооружиться и иметь большое количество судов с носителями торпедного оружия. С началом военных действий осенью 1939 года намеченный план не был выполнен, а затем производство катеров резко увеличилось, и к маю 1945 года только «Шнелльботов-5» было сдано в эксплуатацию почти 250 единиц.

Катера, имеющие стотонную грузоподъемность и улучшенные мореходные качества, были построены в 1940 году. Боевые суда обозначались начиная с «S38». Это было основное оружие германского флота в войне. Вооружение катеров было следующим:

  • два торпедных аппарата, имеющие от двух до четырех ракет;
  • два тридцатимиллиметровых зенитных оружия.

Наибольшая скорость судна - 42 узла. В боях Второй мировой войны было задействовано 220 кораблей. Немецкие катера на месте сражения вели себя храбро, но не безрассудно. В последние несколько недель войны корабли были задействованы в эвакуации беженцев на родину.

Германцы с килем

В 1920 году, несмотря на экономический кризис, в Германии была проведена проверка работы килевых и реданных судов. В результате этой работы сделали единственный вывод - строить исключительно килевые катера. При встрече советских и немецких катеров побеждали последние. Во время боев в Черном море за 1942-1944 годы ни один немецкий катер с килем не был утоплен.

Интересные и малоизвестные исторические факты

Не всем известно, что советские катера с торпедами, которые использовались во времена Второй мировой, являлись огромными поплавками от гидросамолетов.

В июне 1929 года авиаконструктор Туполев А. начал строительство глиссирующего судна марки «АНТ-5», оснащенного торпедами в количестве двух штук. Проводимые испытания показали, что суда обладают такой скоростью, которую не могли развить корабли других стран. Военное начальство было довольно этим фактом.

В 1915 году англичанами был сконструирован небольшой катер, обладающей огромной скоростью. Иногда его именовали «плавучим торпедным аппаратом».

Советские военачальники не могли позволить себе использовать западный опыт проектирования судов с торпедными носителями, считая, что наши катера лучше.

У построенных Туполевым кораблей было авиационное происхождение. Об этом напоминает особая конфигурация корпуса и обшивка судна, выполненная из дюралевого материала.

Заключение

Торпедные катера (фото представлено ниже) имели много преимуществ перед боевыми кораблями других типов:

  • маленький размер;
  • высокая скорость;
  • большая маневренность;
  • небольшая численность людей;
  • минимальная потребность в снабжении.

Суда могли выйти, произвести атаку торпедами и быстро скрыться в морских водах. Благодаря всем этим достоинствам они являлись грозным оружием для врага.

Торпедные катера – быстрые малогабаритные и быстрые судна, чьё основное вооружение являются самодвижущиеся боевые снаряды – торпеды.

Прародителями лодок с торпедами на борту стали русские минные судна «Чесма» и «Синоп». Боевой опыт в военных конфликтах с 1878 по 1905 года выявил ряд недостатков. Стремление исправить минусы лодок привело к двум направлениям развития судов:

  1. Размеры и водоизмещение были увеличены. Это было сделано для того, чтобы оснастить катера более мощными торпедами, усилить артиллерию, увеличить мореходность.
  2. Корабли были малогабаритными, их конструкция легче, поэтому маневренность и скорость стали преимуществом и главными характеристиками.

Первое направление родил такие типы судов, как . Второе направление привело к появлению первых торпедных лодок.

Минный катер “Чамса”

Первые торпедные катера

Одними из первых торпедных катеров были созданны англичанами. Их называли катерами «40-фунтовый» и «55-фунтовый» Они очень удачно и активно участвовали в боевых действиях в 1917 году.

Первые модели обладали рядом характеристик:

  • Маленькое вымещение воды – от 17 до 300 тонн;
  • Маленькое количество торпед на борту – от 2 до 4;
  • Высокая скорость от 30 до 50 узлов;
  • Легкое вспомогательное оружие – автомат от 12 до 40 – мм;
  • Незащищенная конструкция.

Торпедные катера Второй мировой войны

На начало войны катера такого класса не имели большой популярности среди стран-участниц. Но в военные годы их количество увеличилось в 7-10 раз. Советский союз же развивал строительство легких судов, и к началу боевых действий на вооружении у флота стояло примерно 270 лодок торпедного типа.

Малые корабли использовались совместно с авиацией и другой техникой. Помимо главной задачи – нападения на корабли, лодки имели функции разведчиков и дозорных, охраняли конвои у берегов, устанавливали мины, атаковали субмарины в прибрежных зонах. Также использовались в роли транспортного средства для перевозки боеприпасов, выброса десанта и играли роль тральщиков донных мин.

Вот основные представители торпедных лодок в войне:

  1. Катера Англии МТВ, скорость которых составляла 37 узлов. Оснащались такие катера двумя однотрубными устройствами для торпед, двумя пулеметами и четырьмя глубинными минами.
  2. Немецкие боты, водоизмещение которых составляло 115 тысяч килограммов, длина почти 35 метров и скорость хода – 40 узлов. Вооружение лодки Германии состояло из двух устройств для торпедных снарядов и двух автоматических зенитных пушек.
  3. Итальянские катера MAS конструкторской организации «Бальетто» развивали скорость хода до 43-45 узлов. Они были снабжены двумя торпедными установками 450-мм калибра, одной пулеметной установкой на 13 калибров и шестью бомбами.
  4. Двадцатиметровый торпедный катер типа Г-5, созданный в СССР обладал рядом характеристик: Вытеснение воды составляло около 17 тысяч килограммов; Развивал ход до 50 узлов; Он был оснащен двумя торпедами и двумя мелкокалиберными пулеметами.
  5. Катера торпедного класса модели РТ 103, состоящие на службе у ВМС США, вытеснял около 50 тонн воды, длина составляли 24 метра и развивали скорость хода в 45 узлов. Их вооружение состояло из четырех торпедных установки, одного 12,7-мм пулемета и 40-мм зенитных автоматических установки.
  6. Японские пятнадцатиметровые торпедные катера модели «Мицубиши» имели маленькое водное вытеснение до пятнадцати тонн. Лодка типа Т-14 была оснащена бензиновым двигателем, который развивал скорость 33 узла. В вооружении были одна пушка 25 калибра или пулемет, два торпедных снаряда и бомбометы.

СССР 1935 год – катер г 6

Минный катер MAS 1936 год

Корабли торпедного класса обладали несколькими преимуществами перед другими боевыми суднами:

  • Небольшие габариты;
  • Высокие скоростные способности;
  • Высокая маневренность;
  • Маленький экипаж;
  • Небольшая потребность в снабжении;
  • Катера могли быстро атаковать врага и также молниеносно скрыться.

Шнелльботы и их характеристики

Шнелльботы – немецкие торпедные судна времен Второй мировой войны. Его корпус был скомбинирован из дерева и стали. Это было продиктовано желанием увеличить быстроходность, водоизмещение и уменьшить финансовые и временные ресурсы на ремонт. Рубка была сделана из легкого сплава, имела коническую форму и была защищена броневой сталью.

Катер имел семь отсеков:

  1. – располагалась каюта на 6 человек;
  2. – радиопост, каюта командира и два топливных бака;
  3. – находятся дизели;
  4. – топливные цистерны;
  5. – динамо-машины;
  6. – пост рулевого управления, кубрик, склад боеприпасов;
  7. – топливные цистерны и рулевое устройство.

Силовая установка к 1944 году была усовершенствована до дизеля модели МВ-518. В результате чего скорость увеличилась до 43 узлов.

Главным оружием были торпеды. Как правило, устанавливались парогазовые G7a. Вторым эффективным оружием катеров были мины. Это были донные снаряды типов ТМА, ТМВ, ТМС, LMA, 1МВ или якорные ЕМС, UMB, EMF, LMF.

Лодка снабжалась дополнительным артиллерийским вооружением, включающим в себя:

  • Одну кормовую пушку MGC/30;
  • Две переносные пулеметные установки MG 34;
  • В конце 1942 года некоторые катера снабжались пулеметами «Бофорс».

Катера Германии были оснащены сложным техническим оборудованием для обнаружения противника. Радар FuMO-71 представлял собой антенну малой мощности. Система позволяла обнаруживать цели только на близких расстояниях: от 2 до 6 км. Радар FuMO-72 с вращающейся антенной, которая помещалась на рубке.

Станция «Метокс», которая могла фиксировать вражеское радарное облучение. С 1944 года катера были оснащены системой «Наксос».

Мини шнелльботы

Мини катера типа LS были предназначены для размещения на крейсерах и больших кораблях. Лодка имела следующие характеристики. Водоизмещение всего 13 тонн, а длина – 12,5 метра. Команда экипажа состояла из семи человек. В катере была установлены два дизельных двигателя Даимлер Бенц MB 507, которые разгоняли катер до 25-30 узлов. Лодки вооружили двумя торпедными установками и одной пушкой 2-х см калибра.

Катера типа KM были на 3 метра больше, чем LS. Лодка вымещала 18 тонн воды. На борту было установлено два бензиновых двигателя BMW. Плавательный аппарат имел скорость 30 узлов. Из вооружения на лодке стояло два устройства для стрельбы и хранения торпедных снарядов или четыре мины и один пулемет.

Суда послевоенного времени

После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.

Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.

Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:

  1. Израиль производил катер «Дабур»
  2. Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
  3. Норвегия построила «Хёук»
  4. В Германии это был «Альбатрос»
  5. Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
  6. У Аргентины был катер «Интрепида».

Советские катера торпедного класса – это военные корабли, используемые в годы ВОВ. Эти легкие, маневренные были незаменимыми машинами в боевых условиях, с их помощью высаживали десантные войска, транспортировали оружие, производили траление и постановку мин.

Торпедные катера модели Г-5, серийное производство которого осуществлялось с 1933 по 1944 годы. Всего было выпущено 321 судно. Водоизмещение составляло от 15 до 20 тонн. Длина такой лодки была 19 метров. На борту устанавливали два двигателя ГАМ-34Б по 850 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 58 узлов. Экипаж – 6 человек.

Из оружия на борту были установлен 7-62-мм пулемет ДА и два 533-мм кормовых желобковых торпедных аппарата.

Вооружение состояло:

  • Два парных пулемета
  • Два трубных торпедных устройства
  • Шесть бомб М-1

Катера модели Д3 1 и 2 серий были глиссирующими суднами. Габариты и масса вымещенной воды практически не отличались. Длина -21,6 м у каждой серии, водоизмещение – 31 и 32 тонны соответственно.

Лодка 1 серии имела три бензиновых двигателя Гам-34ВС и развивала скорость в 32 узла. В экипаж входило 9 человек.

Катер серии 2 имел более мощную силовую установку. В ее состав входило три бензиновых мотора «Паккард» мощностью 3600 лошадиных сил. Экипаж состоял из 11 человек.

Вооружение практически не отличалось:

  • Два двенадцатимиллиметровых пулемета ДШК;
  • Два устройства для запуска торпед 533-мм калибра модели БС-7;
  • Восемь глубинных бомб БМ-1.

На Д3 2 серии дополнительно была установлена пушка «»Эрликон».

Лодка «Комсомолец» – усовершенствованный торпедный катер во всех отношениях. Его корпус изготавливался из дюралюминия. Катер состоял из пяти отсеков. Длина составляла 18,7 метра. На катере устанавливали два бензиновых двигателя «Паккард». Судно развивало скорость хода до 48 узлов.

24 июня «U-20» артиллерийским огнем и таранным ударом потопила десантный бот «ДБ-26», шедший из Сочи в Сухуми.

20 августа 1944 г. в ходе большого налета на Констанцу подводная лодка «U-9» была потоплена авиацией, а лодки «U-18» и «U-24» повреждены. Немцы вывели их из Констанцы и затопили.

1 сентября в 4 ч 20 мин подводная лодка «U-23» подошла к порту Констанца и ухитрилась пустить две торпеды между бонами. Одна из торпед попала в корму транспорта «Ойтуз» (2400 т), находившегося в ремонте. Транспорт сел кормой на грунт. А вторая торпеда взорвалась у стенки.

На следующий день, 2 сентября, подводная лодка «U-19» в 32 милях юго-восточнее Констанцы потопила торпедой базовый тральщик «Взрыв». Погибло 74 человека команды и морских пехотинцев. Вместе с «Взрывом» шли тральщики «Искатель» и «Щит» и два больших охотника. Тем не менее лодке удалось уйти.

9 сентября 1944 г. подводные лодки «U-19», «U-20» и «U-23» всплыли в море. Командиры их провели двухчасовое совещание, после чего направили лодки к турецкому берегу, высадили экипажи на сушу и взорвали лодки.

В декабре 1941 г. командование кригсмарине решило отправить на Черное море 1-ю флотилию торпедных катеров под командованием корветтен-капитана Хеймута Бирнбахера. Флотилия состояла из 6 катеров («S-26», «S-27», «S-28», «S-40», «S-102»), построенных в 1940-1941 гг., и «S-72», вступившего в строй 3 февраля 1942 г.

Германский торпедный катер «S-100»

С катеров сняли вооружение и дизели и на буксире отвели вверх по Эльбе до Дрездена. Там катера перегрузили на большегрузные четырехосные платформы. Каждая платформа буксировалась тремя мощными тягачами. Получившийся поезд весил 210 т и мог передвигаться со скоростью не более 5-8 км/час. 450-километровый путь до Ингольштадта поезд должен был пройти за 5 дней.

В Ингольштадте катера спускались на воду и буксировались по Дунаю до Линца. Там на местной верфи с помощью специалистов фирмы «Люрсен» устанавливалась часть оборудования. А на верфи в Галаце на катера монтировались моторы. Затем катера уже своим ходом шли в Констанцу, где на них устанавливалось вооружение и приборы.

Переброска катеров прошла без происшествий, и к 1 июня 1942 г. в Констанце уже находилось два полностью боеспособных катера - «S-26» и «S-28».

На Черном море немцы использовали исключительно торпедные катера типа «S-26». Катера эти начали строиться в 1938 г. фирмой «Люрсен». Стандартное водоизмещение катеров 93 т, полное 112-117 т; длина 35 м, ширина 5,28 м, осадка 1,67 м. Три дизеля фирмы «Даймлер-Бенц» общей мощностью от 6000 до 7500 л.с. позволяли развивать скорость 39-40 уз. Дальность плавания 700 миль при 35-узловом ходе. Вооружение: торпедное - два трубчатых 53-см торпедных аппарата; артиллерийское - два 2-см зенитных автомата с боекомплектом 6000 выстрелов, а с катера «S-100» начали устанавливать по одной 4-см пушке «Бофорс» (4 cm Flak.28) с боекомплектом 2000 выстрелов и по одному 2-см автомату (3000 выстрелов). Экипаж катера от 24 до 31 человека.

Торпедный катер «S-100» с бронированной рубкой

Катера имели высокий полубак, что обеспечивало им хорошую мореходность. Конструкция корпуса была смешанная - металл и дерево. Начиная с катера «S-100», рубка и рулевой пост получили броню толщиной 10-12 мм. РЛС германские катера, действовавшие на Черном море, не имели.

В конце 1942 г. - начале 1943 г. на Черное море также были переброшены германские торпедные катера «S-42», «S-45», «S-46», «S-47», «S-49», «S-51» и «S-52», которые были закончены постройкой в марте - августе 1941 г.

Весной 1942 г. немцы приобрели у румын судно «Романия», которое было введено в строй 6 декабря 1942 г. в качестве плавбазы германских торпедных катеров.

Первой задачей германских торпедных катеров стала блокада с моря Севастополя. Для этого в Ак-Мечети (ныне поселок городского типа Черноморское) была оборудована временная база. Первый боевой поход катеров состоялся в ночь на 19 июня 1942 г. В 1 ч 48 мин катера «S-27»,«S-102» и «S-72» заметили советский конвой в составе транспорта «Белосток» (2468 брт) в охранении базового тральщика «Якорь» и пяти сторожевых катеров. Командир катеров позже доложил, что в охранении шли три эсминца и три сторожевых катера. Немцы выпустили 6 торпед, но лишь одна, с катера «S-102», попала в «Белосток». Транспорт затонул. По данным «Хроники…», на борту кроме команды находилось 350 раненых и 25 человек эвакуируемых. Погибло 375 человек. По другим сведениям, людей на судне было больше, а погибло около 600 человек.

После падения Севастополя германские торпедные катера начали действовать у берегов Кавказа, базируясь на новую передовую базу в поселке Киик-Атлама в Двуякорной бухте близ Феодосии. Немцы почему-то именовали ее Иван-Баба.

10 августа 1942 г. торпедный катер «S-102» потопил транспорт «Севастополь» вместимостью 1339 брт, шедший из Туапсе в Поти в охранении сторожевого катера «СКА-018». На транспорте находились раненые и эвакуируемые. 924 человека погибло, 130 человек удалось спасти. При этом ни с «Севастополя», ни с «СКА-018» не заметили немецкого торпедного катера и атаку приписали подводной лодке, что и было зафиксировано в совершенно секретных послевоенных изданиях.

В ночь на 23 октября 1942 г. четыре германских торпедных катера предприняли дерзкую атаку на порт Туапсе. Немцы, видимо, заранее знали, что туда прибудут из Поти крейсер «Красный Кавказ», лидер «Харьков» и эсминец «Беспощадный», на борту которых перевозилась 9-я гвардейская стрелковая бригада (3180 человек). В 23 ч 33 мин, когда наши корабли начали швартовку, немцы выпустили 8 торпед. Однако их командир чересчур поосторожничал и стрелял со слишком большой дистанции. В результате 5 торпед взорвались в районе волнолома у входа в порт, а три - на берегу у мыса Кодош. Наши корабли не пострадали.

18 февраля 1943 г. в 4 ч 15 мин транспорт «Львов» у мыса Идокопас был атакован пятью германскими торпедными катерами, выпустившими по нему с дистанции 10-15 кабельтовых 10 торпед. Но все торпеды прошли мимо, и «Львов» благополучно прибыл в Геленджик.

27 февраля в 23 ч 20 мин германские торпедные катера атаковали корабли Черноморского флота в районе Мысхако. Тральщик «Груз» разгружал боеприпасы и, получив попадание торпеды, затонул. Канонерская лодка «Красная Грузия» получила попадание торпедой в кормовую часть и села на грунт. Впоследствии канонерка подвергалась периодическим ударам авиации и артиллерии противника и получила новые повреждения, которые окончательно вывели ее из строя. На «Красной Грузии» было убито 4 и ранено 12 человек.

На следующий день, 28 февраля, в 6 ч 15 мин буксир «Миус», шедший из Геленджика в Мысхако, также был потоплен германскими торпедными катерами в районе Суджукской косы.

13 марта в 0 ч 50 мин в районе селения Лазаревское танкер «Москва» (6086 брт), шедший из Батуми в Туапсе, был освещен светящейся авиабомбой, сброшенной с самолета, а затем торпедные катера «S-26» и «S-47» выпустили в него 4 торпеды. В 2 ч 57 мин танкер получил попадание торпеды в носовую часть левого борта. На корабле возник сильный пожар. На помощь танкеру были высланы буксиры, которые провели «Москву» на внешний рейд Туапсе. Ввести в строй танкер удалось только после войны.

Самолет Че-2 вел поиск торпедных катеров противника, атаковавших «Москву». В 7 ч 48 мин он обнаружил 4 немецких торпедных катера в район Эльчанкая и открыл по ним огонь. Ответным огнем с катеров летчик и штурман были ранены, но благополучно посадили самолет на своем аэродроме.

В ночь с 19 на 20 мая 1943 г. катера «S-49» и «S-72» наделали много шуму в районе Сочи, хотя и без особого эффекта. Для начала в 23 ч 25 мин у входа в порт Сочи они двумя торпедами утопили морской буксир «Перванш», который вел две баржи в охранении одного сторожевого катера. По донесению «СКА-018», один из германских торпедных катеров был утоплен, однако это лишь «охотничий рассказ». А менее чем через час эти катера ворвались на рейд Сочи и произвели торпедный залп. Две торпеды взорвались на берегу рядом с санаторием им. Фабрициуса. Береговая батарея № 626 и отдельный зенитный артдивизион открыли бешеную, но безрезультатную стрельбу по катерам.

Ночь 24 мая 1940 года только началась, когда два мощных взрыва разорвали борт французского лидера «Ягуар», прикрывавшего эвакуацию войск из Дюнкерка. Объятый пламенем корабль выбросился на пляж Мало-ле-Бен, где был оставлен командой, а с восходом солнца его добили бомбардировщики люфтваффе. Гибель «Ягуара» известила союзников, что в водах Ла-Манша у них появился новый опасный враг – немецкие торпедные катера. Разгром Франции позволил «выйти из тени» этому оружию немецкого флота и блестяще оправдать свою концепцию, которая спустя девять месяцев «странной войны» уже начала подвергаться сомнению.

Рождение шнелльбота

По условиям Версальского мира союзники надёжно законсервировали отставание немцев в миноносных силах, разрешив им иметь в составе флота только 12 эсминцев водоизмещением 800 тонн и 12 миноносцев по 200 тонн. Это означало, что немецкий флот был обязан остаться с безнадёжно устаревшими кораблями, подобными тем, с которыми он вступил в Первую мировую войну – аналогичные корабли других флотов были как минимум вдвое крупнее.

Немецкие торпедные катера на верфи «Фридрих Люрссен», Бремен, 1937 год

Как и остальные немецкие военные, моряки не смирились с подобным положением дел и, как только страна оправилась от послевоенного политического кризиса, начали изучать пути увеличения боевых возможностей флота. Лазейка существовала: победители не стали строго регламентировать наличие и развитие малых боевых средств, впервые получивших широкое применение в ходе войны – торпедных и сторожевых катеров, а также моторных тральщиков.

В 1924 году в Травемюнде под руководством капитана цур зее Вальтера Ломана (Walter Lohmann) и обер-лейтенанта Фридриха Руге (Friedrich Ruge) под видом яхт-клуба был создан испытательный центр TRAYAG (Travemünder Yachthaven A.G.), а также ещё несколько спортивных и судоходных обществ. Финансировались эти мероприятия из секретных фондов флота.

Флот уже имел полезный опыт использования в прошедшей войне малых торпедных катеров типа LM, поэтому основные характеристики перспективного катера с учётом боевого опыта были определены довольно быстро. От него требовались скорость не менее 40 узлов и дальность плавания не менее 300 миль полным ходом. Основное вооружение должны были составлять два трубных торпедных аппарата, защищённых от морской воды, с боезапасом в четыре торпеды (две в трубах, две в запасе). Двигатели предполагались дизельные, так как бензиновые в прошлую войну стали причиной гибели нескольких катеров.

Оставалось определиться с типом корпуса. В большинстве стран со времён войны продолжалось развитие катеров-глиссеров с уступами-реданами в подводной части корпуса. Применение редана вызывало приподнимание носовой части катера над водой, что уменьшало сопротивления воды и резко повышало скоростные характеристики. Однако при волнении на море такие корпуса испытывали серьёзные ударные нагрузки и нередко разрушались.

Командование немецкого флота категорически не желало «оружия для спокойной воды», которое могло бы защищать лишь Германскую бухту. К тому времени противостояние с Великобританией было забыто, и доктрина немцев выстраивалась на борьбе против франко-польского альянса. Требовались катера, способные дотянуться из балтийских портов Германии до Данцига, а с Западно-Фризских островов – до французского побережья.


Экстравагантная и стремительная «Охека II» - прародительница шнелльботов кригсмарине. Её странной имя - всего лишь сочетание начальных букв имен и фамилии владельца, миллионера Отто-Германа Кана

Задача оказалась сложной. Деревянный корпус не обладал нужным запасом прочности и не позволял разместить мощные перспективные двигатели и вооружение, стальной корпус не давал требуемой скорости, редан был также нежелателен. К тому же, моряки хотели получить как можно более низкий силуэт катера, обеспечивающий лучшую скрытность. Решение пришло от частной судостроительной фирмы «Фридрих Люрссен» (Friedrich Lürssen), которая с конца XIX века специализировалась на небольших гоночных судах и уже строила катера для кайзеровского флота.

Внимание офицеров рейхсмарине привлекла яхта «Охека II» (Oheka II), построенная «Люрссеном» для американского миллионера немецкого происхождения Отто-Германа Кана (Otto Hermann Kahn), способная на скорости 34 узла пересечь Северное море. Достигнуто это было применением водоизмещающего корпуса, классической схемой трёхвальной двигательной установки и смешанного набора корпуса, силовой набор которого выполнялся из лёгкого сплава, а обшивка была деревянной.

Впечатляющие мореходные качества, смешанная конструкция, уменьшающая вес судна, хороший задел по скорости – все эти достоинства «Охеки II» были очевидны, и моряки решились: «Люрссен» получил заказ на первый боевой катер. Он получил наименование UZ(S)-16 (U-Boot Zerstörer – «противолодочный, быстроходный»), потом W-1 (Wachtboot – «сторожевой катер») и окончательное S-1 (Schnellboot – «быстроходный катер»). Литерное обозначение «S» и название «шнелльбот» после этого окончательно закрепились за немецкими торпедными катерами. В 1930 году были заказаны первые четыре серийных катера, которые сформировали 1-ю полуфлотилию шнелльботов.


Серийный первенец «Люрссена» на верфи: многострадальный UZ(S)-16, он же W-1, он же S-1

Чехарда с названиями была вызвана желанием нового главкома Эриха Редера (Erich Raeder) скрыть от союзной комиссии появление у рейхсмарине торпедных катеров. 10 февраля 1932 года он издал специальный приказ, в котором прямо указывалось: необходимо избегать любых упоминаний о шнелльботах как о носителях торпед, что может быть расценено союзниками как попытка обойти ограничения в миноносцах. Верфи «Люрссен» предписывалось сдавать катера без торпедных аппаратов, вырезы под которые закрывали легкосъёмными щитами. Аппараты должны были храниться в арсенале флота и устанавливаться только на время учений. Окончательный монтаж предполагалось осуществить «как только позволит политическая обстановка» . В 1946 году на нюрнбергском трибунале обвинители припомнят Редеру этот приказ как нарушение Версальского договора.

После первой серии катеров с бензиновыми двигателями немцы начали строить небольшие серии с дизельными высокооборотными двигателями фирм MAN и «Даймлер-Бенц». «Люрссен» также последовательно работал над обводами корпуса, чтобы улучшить скоростные и мореходные качества. На этом пути немцев поджидало много неудач, но благодаря терпению и дальновидности командования флота развитие шнелльботов шло в соответствии с доктриной флота и концепцией их применения. Экспортные контракты с Болгарией, Югославией и Китаем позволили проверить все технологические решения, а сравнительные испытания выявили преимущества в надёжности V-образных «Даймлер-Бенцев» перед более лёгкими, но капризными рядными изделиями «MAN».


«Эффект Люрссена»: макет «шнелльбота», вид с кормы. Хорошо видны три гребных винта, основной и два дополнительных руля, распределяющих потоки воды от крайних винтов

Постепенно сформировался классический облик шнелльбота – прочный мореходный корабль с характерным низким силуэтом (высота корпуса всего 3 м), длиной 34 метра, шириной около 5 метров, с довольно небольшой осадкой (1,6 метра). Дальность плавания составляла 700 миль на 35 узлах. Максимальная скорость 40 узлов достигалась с большим трудом лишь благодаря так называемому эффекту Люрссена – дополнительные рули регулировали потоки воды от левого и правого винтов. Шнелльбот был вооружен двумя трубными торпедными аппаратами калибра 533 мм с боекомплектом из четырёх парогазовых торпед G7A (две в аппаратах, две запасных). Артиллерийское вооружение составлял 20-мм автомат в кормовой части (с началом войны второй 20-мм автомат стали размещать в носу) и два съёмных пулемёта MG 34 на шкворневых установках. Кроме того, катер мог брать шесть морских мин или столько же глубинных бомб, для чего устанавливались два бомбосбрасывателя.

Катер был оснащён системой пожаротушения и аппаратурой дымопуска. Экипаж насчитывал в среднем 20 человек, в распоряжении которых имелись отдельная каюта командира, радиорубка, камбуз, гальюн, кубрики для экипажа, спальные места на одну вахту. Щепетильные в вопросах боевого обеспечения и базирования, немцы первыми в мире создали для своих торпедных катеров плавбазу спецпостройки «Циндао» (Tsingtau), которая могла полностью обеспечить потребности флотилии шнелльботов, включая штаб и обслуживающий персонал.


«Наседка с цыплятами» - плавбаза торпедных катеров «Циндао» и ее подопечные из 1-й флотилии шнелльботов

По поводу необходимого количества катеров мнения в руководстве флота разделились, и был принят компромиссный вариант: к 1947 году в строй должны были вступить 64 катера, ещё 8 – находиться в резерве. Впрочем, у Гитлера были свои планы, и ждать, когда кригсмарине обретут желаемую мощь, он не намеревался.

«Не оправдали ожиданий во всех отношениях»

К началу войны торпедные катера рейха оказались в положении настоящих пасынков и флота, и промышленности рейха. Приход к власти нацистов и согласие Великобритании на усиление немецкого военного флота дали мощный импульс к строительству всех ранее запрещённых классов кораблей от подводных лодок до линкоров. Шнелльботы, призванные нивелировать слабость «версальских» миноносных сил, оказались на задворках программы перевооружения флота.

Когда 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии, немецкий флот располагал лишь 18 катерами. Четыре из них считались учебными, и лишь шесть были оснащены надёжными дизелями «Даймлер-Бенц». Эта фирма, выполнявшая огромные заказы люфтваффе, не могла выйти на массовый выпуск катерных дизелей, поэтому ввод в строй новых единиц и замена двигателей на катерах, находящихся в строю, представляли серьёзную проблему.


533-мм торпеда покидает торпедный аппарат шнелльбота

Все катера на начало войны были сведены в две флотилии – 1-ю и 2-ю, которыми командовали капитан-лейтенант Курт Штурм (Kurt Sturm) и капитан-лейтенант Рудольф Петерсен (Rudolf Petersen). Организационно шнелльботы подчинялись фюреру миноносцев (Führer der Torpedoboote) контр-адмиралу Гюнтеру Лютьенсу (Günther Lütjens), а оперативное руководство флотилиями на театре военных действий осуществляли командования военно-морских групп «Вест» (Северное море) и «Ост» (Балтика). Под руководством Лютьенса 1-я флотилия приняла участие в кампании против Польши, в течение трёх суток блокируя Данцигскую бухту, и 3 сентября открыла боевой счёт – катер S-23 обер-лейтенанта Христиансена (Georg Christiansen) потопил огнём 20-мм автомата польское лоцманское судно.

После разгрома Польши сложилась парадоксальная ситуация – командование флота не видело адекватного применения находящимся в его распоряжении торпедным катерам. На Западном фронте приморский фланг у вермахта отсутствовал, попыток проникнуть в Германскую бухту противник не предпринимал. Для того, чтобы самим действовать у побережья Франции и Англии, шнелльботы не достигли оперативной и технической готовности, да и далеко не все осенние шторма были им по плечу.

В результате на шнелльботы возложили несвойственные им задачи – противолодочный поиск и патрулирование, сопровождение боевых и транспортных кораблей, посыльную службу и даже «скоростную доставку» глубинных бомб миноносцам, истратившим боезапас в охоте за субмаринами союзников. Но в качестве охотника за подлодками шнелльбот был откровенно плох: его высота обзора была ниже, чем у самой субмарины, возможности малошумного «подкрадывающегося» хода и гидроакустическое оборудование отсутствовали. В случае выполнения эскортных функций катерам приходилось подстраиваться под скорость подопечных и идти на одном центральном двигателе, что приводило к большим нагрузкам и быстрой выработке его ресурса.


Торпедный катер S-14 в светлой предвоенной окраске, 1937 год

То, что первоначальная концепция катеров была забыта, и их начали воспринимать как некие многоцелевые корабли, хорошо характеризует доклад оперативного отдела группы «Вест» от 3 ноября 1939 года, в котором технические характеристики и боевые качества торпедных катеров были подвергнуты уничижительной критике – отмечалось, что они «не оправдали ожиданий во всех отношениях ». Высший оперативный орган кригсмарине SKL (Stabes der Seekriegsleitung – Штаб руководства войной на море) согласился и сделал запись в своём журнале, что «эти выводы очень прискорбные и самые разочаровывающие в свете надежд, которые были получены в ходе недавних расчётов…» При этом командование само запутало нижестоящие штабы, указывая в наставлениях, что «противолодочная деятельность является второстепенной для торпедных катеров» и там же продекларировало, что «торпедные катера не могут осуществлять противолодочное охранение соединений флота» .


Ранние шнелльботы кригсмарине

Всё это негативно сказывалось на репутации шнелльботов, но экипажи верили в свои корабли, совершенствовали их своими силами и в каждом рутинном задании копили боевой опыт. В них верил и новый «фюрер миноносцев», капитан цур зее Ханс Бютов (Hans Bütow), назначенный на этот пост 30 ноября 1939 года. Опытнейший миноносник, он категорически настаивал на сворачивании участия шнелльботов в эскортных миссиях, которые уничтожали моторесурс катеров, и всемерно пытался протолкнуть их участие в «осаде Британии» – так пафосно кригсмарине назвали стратегический план боевых действий против англичан, подразумевающий атаки и минные постановки, нацеленные на подрыв торговли.

Два первых запланированных выхода к берегам Британии сорвались из-за погоды (шторма Северного моря уже повредили несколько катеров), а засиживаться на базах боеготовым единицам командование не давало. Операция «Везерюбунг» (Weserübung) против Норвегии и Дании стала следующим этапом становления немецких катерников и привела их к первому долгожданному успеху.

День, который изменил всё

К высадке в Норвегии были привлечены практически все боеспособные корабли немецкого флота, и в этом отношении хорошая дальность плавания шнелльботов оказалась востребованной. Обе флотилии должны были осуществлять высадку в двух важнейших пунктах – Кристиансанде и Бергене. Шнелльботы блестяще справились с задачей, проскочив на скорости под огнём противника, который задержал более тяжелые корабли, и произвели быструю высадку передовых десантных групп.

После оккупации основной части Норвегии командование оставило обе флотилии для обороны захваченного побережья и уже привычного сопровождения конвоев и боевых кораблей. Бютов предупреждал, что если такое использование шнелльботов продолжится, то к середине июля 1940 года двигатели катеров исчерпают ресурс.


Командующий группой «Вест» адмирал Альфред Заальвехтер в своем кабинете

Всё изменилось буквально за один день. 24 апреля 1940 года SKL направил 2-ю флотилию для минно-заградительных и конвойных операций в Северном море, так как легкие силы союзников внезапно стали проводить набеги в районе Скагеррака. 9 мая летающая лодка «Дорнье» Do 18 обнаружила английский отряд из лёгкого крейсера «Бирмингем» (HMS Birmingham) семи эсминцев, который шёл в район немецких минных постановок. Разведчик заметил только один отряд (всего в операции принимали участие 13 британских эсминцев и крейсер), тем не менее, командующий группой «Вест» адмирал Альфред Заальвехтер (Alfred Saalwächter), не колеблясь, приказал четырём исправным шнелльботам 2-й флотилии (S-30, S-31, S-33 и S-34) перехватить и атаковать противника.

Английский отряд из эсминцев «Келли» (HMS Kelly), «Кандагар» (HMS Kandahar) и «Бульдог» (HMS Bulldog) шёл на соединение с «Бирмингемом» со скоростью в 28 узлов наиболее тихоходного «Бульдога». В 20:52 по Гринвичу британцы обстреляли Do 18, висевший над ними, но тот уже вывел шнелльботы на идеальную позицию засады. В 22:44 сигнальщики флагманского «Келли» заметили примерно в 600 метрах впереди по левому борту какие-то тени, но было уже поздно. Залп S-31 обер-лейтенанта Германа Опденхоффа (Hermann Opdenhoff) оказался точным: торпеда поразила «Келли» в котельное отделение. Взрыв вырвал 15 квадратных метров обшивки, и положение корабля сразу стало критическим.


Полузатопленный эсминец «Келли» ковыляет в сторону базы. Кораблю будет суждено погибнуть через год - 23 мая при эвакуации Крита его потопят бомбардировщики люфтваффе

Немцы растворились в ночи, а английский командующий лорд Маунтбэттен (Louis Mountbatten) даже не сразу понял, что это было, и приказал «Бульдогу» провести контратаку глубинными бомбами. Операция провалилась. «Бульдог» взял на буксир еле держащегося на поверхности флагмана, после чего отряд взял курс в родные воды. К ночи на море опустился туман, но шум дизелей подсказывал англичанам, что враг по-прежнему кружит поблизости. После полуночи неожиданно выскочивший из тьмы катер скользящим ударом протаранил «Бульдог», после чего сам угодил под таран полузатопленного «Келли».

Это был S-33, у которого заглохли двигатели, правый борт и полубак были разрушены на протяжении девяти метров, а командир обер-лейтенант Шульце-Иена (Hans Shultze-Jena) был ранен. Казалось, судьба катера была решена, и его приготовились затопить, но видимость была такой, что англичане уже в 60 метрах потеряли врага и стреляли наугад. И «Келли», и S-33 смогли благополучно добраться до своих баз – сказалась прочность кораблей и выучка их экипажей. Но победа была за немцами – четыре катера сорвали крупную операцию противника. Немцы сочли «Келли» потопленным, и SKL удовлетворённо отметил в своём журнале боевых действий «первый славный успех наших шнелльботов» . Опденхофф 11 мая получил Железный крест 1-го класса, а 16 мая стал десятым в кригсмарине и первым среди катерников обладателем Рыцарского креста.


Эсминец «Келли» на ремонте в доке - повреждения корпуса впечатляют

Когда победители отмечали свой успех в Вильгельмсхафене, они еще не знали, что в те же часы на Западном фронте немецкие подразделения выходят на исходные позиции для атаки. Начиналась операция «Гельб» (Gelb), которая откроет немецким торпедным катерам дорогу к их истинному предназначению – терзать прибрежные коммуникации врага.

«Блестящее доказательство возможностей и выучки»

Командование кригсмарине не проводило никаких масштабных подготовительных мероприятий в преддверии наступления на Францию и приняло самое минимальное участие в его планировании. Флот зализывал раны после тяжёлой схватки за Норвегию, причём, в районе Нарвика ещё продолжались бои. Целиком поглощённое задачами непрерывного снабжения новой коммуникации и укрепления захваченных баз, командование флота выделило для операций у берегов Бельгии и Голландии всего несколько малых подводных лодок и гидросамолеты 9-й авиадивизии, которые ночами ставили мины на прибрежных фарватерах.


Потяжелевшие шнелльботы с десантом на борту идут в норвежский Кристиансанд

Впрочем, участь Голландии была решена уже в течение двух суток наступления, и командование группы «Вест» сразу увидело прекрасную возможность для операций малых ударных кораблей по поддержке приморского фланга армии с голландских баз. SKL был в затруднении: стремительно расширяющийся театр боевых действий требовал привлечения всё больших сил, которых не было. Командующий адмирал в Норвегии настоятельно просил оставить одну флотилию шнелльботов, «незаменимых в вопросах охраны коммуникаций, доставке снабжения и проводках судов» , в своём постоянном оперативном подчинении.

Но здравый смысл в итоге возобладал: 13 мая в журнале боевых действий SKL появилась запись, в которой давался «зелёный свет» наступательному применению торпедных катеров в южной части Северного моря:

«Теперь, когда голландское побережье в наших руках, командование полагает, что сложилась благоприятная оперативная обстановка для действий торпедных катеров у бельгийского, французского побережья и в Ла-Манше, к тому же, имеется хороший опыт подобных действий в прошлую войну, и сам район действий очень удобен для подобных операций».

За день до этого была освобождена от эскортных функций 1-я флотилия, а 14 мая и 2-я флотилия была выведена из подчинения командующего адмирала в Норвегии – на этом участие шнелльботов в операции «Везерюбунг» закончилось, вместе с их ролью сторожевиков.


Шнелльботы 2-й флотилии, пришвартованные в захваченном норвежском Ставангере

19 мая девять катеров обеих флотилий вместе с плавбазой «Карл Петерс» (Carl Peters ) совершили переход к острову Боркум, с которого уже ночью 20 мая вышли на первые разведывательные поиски к Остенде, Ньюпорту и Дюнкерку. Первоначально шнелльботы планировалось использовать для прикрытия войск, десантирующихся на острова в устье Шельды, но вермахт справился сам. Поэтому, пока голландские базы и фарватеры спешно очищали от мин, катерники решили «прощупать» новый район боевых действий.

Первый же выход принёс победу, но несколько необычную. Звено «Энсонов» из 48-й эскадрильи Королевских ВВС в сумерках заметило катера в районе Эймюйдена и сбросило бомбы, ближайшая из которых разорвалась в 20 метрах от S-30. Ответным огнём ведущий самолёт был подожжён, все четверо лётчиков во главе с флайт-лейтенантом Стивеном Доддсом (Stephen Dodds) погибли.

Ночью 21 мая катера провели несколько атак по транспортам и боевым кораблям в районе Ньюпорта и Дюнкерка. Несмотря на красочные доклады о победах, эти успехи не подтвердились, но экипажи шнелльботов быстро возвращали себе квалификацию торпедных охотников. Первые выходы показали, что противник не ожидает в своих внутренних водах атак надводных кораблей – при шуме моторов лучи прожекторов упирались в небо, чтобы высветить атакующий самолет люфтваффе. SKL с удовлетворением отмечал: «Тот факт, что катерам удалось атаковать эсминцы противника вблизи его баз, оправдывает ожидания успешных постоянных действий с голландских баз» .


Яркая вспышка на фоне ночного неба – взрыв французского лидера «Ягуар»

Следующий выход принёс шнелльботам уже упомянутую первую победу в водах Ла-Манша. Пара катеров 1-й флотилии – S-21 обер-лейтенанта фон Мирбаха (Götz Freiherr von Mirbach) и S-23 обер-лейтенанта Христиансена – подкараулила французский лидер «Ягуар» (Jaguar) возле Дюнкерка. Полная луна и свет от горящего танкера не благоприятствовали атаке, но одновременно подсветили «француза». Две торпеды попали в цель и не оставили кораблю шансов. Впоследствии фон Мирбах вспоминал в газетном интервью:

«В свой бинокль я видел, как опрокидывается эсминец, и в следующие несколько мгновений только небольшая полоска борта виднелась над поверхностью, скрытая дымом и паром от взорвавшихся котлов. Наши мысли в ту минуту были о храбрых моряках, павших от наших рук – но такова война» .

23 мая все боеспособные катера перебазировались в прекрасно оборудованную голландскую базу Ден Хелдер. Туда же перенес свой штаб и «фюрер миноносцев» Ханс Бютов, который теперь не номинально, а полностью возглавил деятельность катеров и их обеспечение на западном театре под эгидой группы «Вест». Базируясь на Ден Хелдер, катера сократили свой путь к каналу на 90 миль – это позволило эффективнее использовать всё более короткие весенние ночи и экономить ресурс двигателей.

27 мая 1940 года началась операция «Динамо» – эвакуация союзных войск из Дюнкерка. Верховное командование вермахта запросило кригсмарине, что они могут предпринять против эвакуации. Командование флота с сожалением констатировало, что практически ничего, кроме действий торпедных катеров. Против всей огромной армады союзников в Ла-Манше могли действовать всего четыре катера – S-21, S-32, S-33 и S-34. Остальные шнелльботы встали на ремонт. Тем не менее, последовавшие успешные атаки окончательно уверили командование флота, что торпедные катера готовы играть свою особую роль в «осаде Британии».

Ночью 28 мая S-34 обер-лейтенанта Альбрехта Обермайера (Albrecht Obermaier) обнаружил у Норт-Фореленда транспорт «Абукир» (Abukir, 694 брт), уже отразивший несколько налётов люфтваффе с помощью единственного «Льюиса», и атаковал его двухторпедным залпом. На борту «Абукира» находилось около 200 военнослужащих британской армии, включая военную миссию для связи с верховным командованием армии Бельгии, 15 немецких военнопленных, шесть бельгийских священников и около 50 женщин – монахинь и британских школьниц.

Капитан судна Роланд Моррис-Вульфенден (Rowland Morris-Woolfenden), отразивший несколько воздушных атак, заметил след торпед и перешёл на зигзаг, полагая, что его атаковала подводная лодка. Обермайер перезарядил аппараты и снова нанёс удар, от которого тихоходный пароход со скоростью 8 узлов уже не смог уклониться. Моррис-Вульфенден заметил катер, и даже попытался его таранить, принял за рубку атакующей субмарины! Попадание под мидель-шпангоут привело к гибели «Абукира» в течение всего минуты. Мостик судна был обложен бетонными плитами от атак люфтваффе, но враг пришёл оттуда, откуда его не ждали.


Шнелльботы в море

Британские эсминцы, пришедшие на помощь, спасли всего пятерых членов экипажа и 25 пассажиров. Выживший Моррис-Вульфенден утверждал, что немецкий катер освещал место катастрофы прожектором и обстреливал выживших из пулемёта, что было широко освещено в британской прессе, описывающей «зверства гуннов». Это полностью противоречит записям в журнале S-34, который отступил на полной скорости и даже был засыпан обломками взорвавшегося судна. «Абукир» стал первым торговым судном, потопленным шнелльботами.

Следующей ночью шнелльботы нанесли ещё один удар, окончательно развеявший сомнения в их эффективности. Эсминец «Уэйкфул» (HMS Wakeful) под командованием коммандера Ральфа Фишера (Ralph L. Fisher), на борту которого было 640 солдат, был предупреждён об опасности атак надводных кораблей и нёс двойную вахту, но его это не спасло. Фишер, корабль которого возглавлял колонну эсминцев, шёл зигзагом. Увидев свет плавучего маяка Квинт, он приказал увеличить скорость до 20 узлов, но в это момент заметил следы двух торпед всего в 150 метрах от эсминца.

«Разрази меня гром, неужели это случится», – единственное, что успел прошептать Фишер, прежде чем торпеда разорвала «Уэйкфул» пополам. Командир спасся, но половина его экипажа и все эвакуируемые погибли. Устроивший засаду и добившийся попадания командир S-30 обер-лейтенант Циммерман (Wilhelm Zimmermann) мало того, что успешно покинул место бойни – его атака привлекла внимание подводной лодки U 62, которая потопила эсминец «Графтон» (HMS Grafton), поспешивший на помощь собрату.


Французский лидер «Сирокко» - одна из жертв шнелльботов в ходе дюнкеркской эпопеи

На следующий день, 30 мая 1940 года, SKL передал все оперативно пригодные катера в распоряжение командующего группой «Вест» адмирала Заальвехтера. Это было долгожданное признание полезности, но только после ночи 31 мая, когда катерами S-23, S-24 и S-26 были торпедированы французские лидеры «Сирокко» (Sirocco) и «Циклон» (Cyclone), SKL триумфально реабилитировал шнелльботы за нелицеприятные отзывы начала войны: «В Хуфдене (так немцы называли самый южный район Северного моря – прим. авт.) были потоплены пять вражеских эсминцев без потерь для торпедных катеров, что означает блестящее доказательство возможностей торпедных катеров и выучки их командиров…» Успехи катерников заставили серьёзно относиться к ним как собственное командование, так и Королевский флот.

Англичане быстро распознали новую угрозу и бросили на «зачистку» своих вод от шнелльботов 206-ю и 220-ю эскадрильи «Хадсонов» берегового командования RAF и даже привлекли флотскую 826-ю эскадрилью на «Альбакорах». Именно тогда, видимо, и возникло обозначение E-boats (Enemy boats – вражеские катера), которое сначала служило для облегчения радиообмена, а затем стало общеупотребительным в отношении шнелльботов для британских флота и ВВС.

После захвата северного побережья Франции перед немецким флотом открылась невиданная перспектива – фланг важнейшей прибрежной коммуникации противника стал полностью открытым не только для полномасштабного минирования и атак люфтваффе, но и для атак шнелльботов. Уже вступали в строй новые катера, – крупные, хорошо вооружённые, мореходные, – которые спешно сводились в новые флотилии. Опыт атак обобщался и анализировался, и это означало, что для командования британских сил в Ла-Манше наступали тяжёлые времена.

Спустя всего лишь год, весной 1941 года, набравшиеся опыта экипажи шнелльботов докажут, что могут наносить поражения не только единичным судам и кораблям, но и целым конвоям. Ла-Манш перестал быть «домашними водами» британского флота, которому теперь предстояло защищаться от нового противника, создавая не только принципиально новую систему охранения и конвоирования, но и новые корабли, способные противостоять смертоносному творению фирмы «Люрссен».

Литература :

  1. Lawrence Patterson. Snellboote. A complete operational history – Seafort Publishing, 2015
  2. Hans Frank. German S-boat in action in the Second World War – Seafort Publishing, 2007
  3. Geirr H. Haar. The Cathering storm. The naval War in Northern Europe September 1939 – April 1940 – Seafort Publishing, 2013
  4. М. Морозов, С. Патянин, М. Барабанов. Атакуют «Шнелльботы». Германские торпедные катера Второй мировой войны – М.: «Яуза-Эксмо», 2007
  5. https://archive.org
  6. http://www.s-boot.net
  7. Freedoms Battle. Vol.1. The War at Sea 1939–1945. An Antology of Personal Experience. Edited by Jonh Winton – Vintage books, London, 2007


Что еще почитать