Устюгов и другие биатлонисты, неожиданно уходившие из спорта. Звезда «Викинга» Александр Устюгов ушёл от дочери миллионера через полтора года после свадьбы Вы как-то передаете свой опыт дочери? она же у вас юная актриса - играет на сцене рамта

Жене Устюгову 30 лет. Возраст такой, да, – бегать бы и бегать еще.

Помню отлично разговор тот, после Сочи, за пару дней до «Гонки чемпионов». Женя поздно позвонил и сходу:

– Маш, ну все, решил заканчивать..

Я прям заныла даже. Он намекал на мысли о завершении пару раз, еще в олимпийский сезон, но как-то не верилось все.

– Жень, ну подумай еще, – говорю, – Возраст позволяет, условия есть, ты хоть и двукратный олимпийский чемпион, но есть еще куда расти то..

– Я уже не буду таким, как в Ванкувере. Чем дальше, тем меньше шансов. А когда ты знаешь, что такое настоящий успех, быть кем-нибудь нет ни желания, ни смысла. И потом чем дальше, тем сложнее будет в обычной жизни адаптироваться... А самое важное – я хочу видеть семью.

Клип под прощание все равно смонтировали, конечно. Потому что головой надеялась, а сердцем понимала, что Женя самый важный шаг уже сделал.

Устюгов всегда и во всех ситуациях такой решительный. Не припомню ни одной истории, когда он чего-нибудь по настоящему важное передумывал. Поэтому странно было читать тренерские комментарии, что Женя еще подумает и вернется. Ни фига. У него уже в тот момент была нарисована своя дорога.

Знаю, есть персонажи, задвигающие темы, что Женя заелся, что профукал свой талант.. Мне удивительны эти люди. Да, на Играх в Сочи в его лучшей личной гонке он был только 5-м в пасьюте, в 12 секундах от пьедестала..

Но я никогда не забуду, как Устюгов летел в последний подъем в масс-старте Ванкувера; как отчаянно добывал это первое за почти два десятилетия индивидуальное мужское олимпийское золото; как два года спустя убегал в Холменколлене на финиш, оставляя позади Бьорндалена и Свенсена; как финишировал в предолимпийском Сочи с флагом; как из последних греб в той роскошной золотой олимпийской эстафете в Сочи 2014.

Женя Устюгов, двукратный олимпийский чемпион, смог подарить нам кусочки счастья, которые всегда будут греть сердце. И спасибо ему за это.

А от меня личное огромное – за то, что умеет сам выбирать дорогу, а не ждать, пока жизнь/обстоятельства/условия за него что-то выберут.

И да. Женя Устюгов отлично себя сейчас чувствует – работает зампредом «Динамо» в Красноярске, проводит в построенном им самим доме кучу времени со своей супругой и двумя чудесным дочками, хочет еще детей, и ни о чем не жалеет.

Актер или музыкант? Режиссер или поэт? Вечный романтик или искатель истины?.. Разговор о сложных вопросах и простых ответах, а также о постоянном беспокойстве духа, побуждающем к переменам

Текст: Евгения Белецкая. Фото: Иван Трояновский

Фотография: Иван Трояновский

Александр, снимали мы вас в Питере, где вы живете, а общаемся в Москве, где у вас идут съемки. Почему именно в Питере вы решили бросить якорь?

Мне нравится этот город. Наверное, это самый веский аргумент. Петербург близок мне по ритму, по погоде, по людям. Я пятнадцать лет прожил в Москве и так и не привык ни к ее ритму жизни, ни к здешним отношениям, ни к улицам. Когда спрашивают, есть ли у меня любимое место в Москве, я каждый раз задумываюсь. Москва для меня как манная каша по тарелке. Только вроде найдешь тут уютное кафе, запомнишь его, чтобы потом с друзьями прийти, но проходит год, приезжают друзья, ведешь их туда - а там уже и вывеска другая, и вообще не кафе, а какая-то изба-читальня. Я же привыкаю к местам, мне нужно постоянство, стабильность. У меня какой-то такой консерватизм, замешенный на провинциальности. (Улыбается. ) Поэтому я пять лет хожу в один и тот же бар, и, когда там три раза поменяли меню и один раз сделали ремонт, я прямо переживал, скандалил, говорил, что не буду больше ходить. Я люблю зайти и сказать: «Мне как всегда». В первый раз приехал в Петербург в 1994 году, и это был восторг! Это было зимой, было промозгло, в какой-то момент я поймал себя на мысли, что начал считать количество арок. Это было на грани сумасшествия - зачем я это делал? Наверное, этот город как-то уравновешивает меня, потому что я дикий человек по натуре.

В чем выражается ваша «дикость»?

Я очень импульсивный, не могу долго думать, не могу сидеть на одном месте. И я постоянно ною, что нет выходных, а когда они выпадают, то в первый день я отсыпаюсь, на второй еще могу потупить, а на третий день начинаю искать, чем бы себя увлечь. Петербург это сглаживает, он располагает к философскому существованию, к созерцанию, к писанию, к занятиям музыкой, к занятиям рисованием. На меня этот город действует умиротворяюще, как бы усмиряя мой темперамент.

Вы не любите сидеть на одном месте, при этом привыкаете к одному кафе, странно.

Никакого внутреннего конфликта в этом нет. Я привыкаю к каким-то вещам, люблю старые вещи, старые мотоциклы, старые фильмы. Во всем предпочитаю натуральные материалы: кожу, металл, дерево... Я не понимаю, как мотоцикл может быть пластмассовым, поэтому все мои машины и мотоциклы - за пределами 70-х годов. Мотоцикл должен ржаветь, мяться, гнуться, а ты потом его ремонтируешь, выпрямляешь, красишь.

А предложений по работе не стало меньше? Мне кажется, если живешь в Москве…

(Перебивает. ) ...Это иллюзия. Это мое субъективное мнение, но сейчас без разницы, где ты живешь. Переехав в Петербург, я продолжал сниматься где угодно - в Киеве, в Белоруссии, в Крыму, в Москве, и количество моих проектов не сократилось.

Вы обдуманно подходите к выбору проектов или спонтанно?

Спонтанно. Я занимаюсь тем, что мне нравится, часто ошибаюсь, но не жалею об этом. Потому что тот, кто занимается театром, кино, музыкой, не может предположить, что в итоге получится. Меня пугают люди, которые на начальном этапе утверждают, что вот это точно будет хит, это будет бомба. Потому что даже после премьеры ты не можешь дать полноценную оценку происходящему. Всегда нужно время. И важен процесс - он сам по себе жизнь.

Я не всегда смотрю фильмы или сериалы, в которых я участвовал, но если смотрю, то потом уже как зритель оцениваю - получилось или нет. А бывает, что не идет картина, и я возвращаюсь к ней позже. Или, например, книга. Я люблю перечитывать книги и судорожно ищу в них что-то новое. Очень много приходится читать неинтересного. Но когда книга цепляет, ты находишь персонаж, за которого начинаешь переживать. В голове возникают картинки, образы, костюмы, музыка. Ты прилепляешься к этому, и это уже часть тебя.

У вас есть свой музыкальный коллектив «Экибастуз». Когда вы решили заняться музыкой, помните? Это тоже было под впечатлением от чего-то?

Я не верю, когда люди говорят, мол, меня укусила собака и с тех пор я их боюсь. Занятие музыкой - это такой долгий, синусоидальный путь. Естественно, это из детства, когда ни у кого не было компьютеров, но зато редко встречались люди, которые не умели брать три аккорда. Когда у меня появилась гитара, я бегал с ней за старшими товарищами, смотрел, как это делается, брал тетрадку, пытался зарисовать какие-то схемы. Потом появился школьный ансамбль, в котором я играл на барабанах. Это была пора рок-н-ролла! И, не умея играть на барабанах, первое, что я сделал, - покрасил барабанные палочки в красный цвет. Они постоянно мазались... Я думал, что если палки будут красными, то успех обеспечен. (Смеется. ) А потом, уже во время работы в Российском академическом молодёжном театре, у нас возник коллектив с Алексеем Весёлкиным и Андреем Сипиным. Был такой спектакль «Рок-н-ролл», где мы играли пародии на рок-н-ролл 50–80-х годов. Это тоже было красиво: у меня было соло на мотоцикле (я дергал ручку газа в такт мелодии), Лёша играл на басу, Андрей - на барабанах. Мотоцикл ревел, хрипел, гремел, искрил, на сцене была вонища!

Зато эффектно!

Да! И, уже переехав в Петербург, где каждый второй либо гитарист, либо барабанщик, я снова решил заняться музыкой.

Но не каждый второй хочет славы.

Слава не самоцель. По-моему, в японском театре, когда актер достигает популярности, он меняет имя и уходит в другой театр в другую провинцию и начинает всё заново, чтобы сохранить «цветение», но, «каким бы ни был цветок, он не может сохраниться неопавшим». Это делается для того, чтобы не терять навыков, чтобы не останавливаться. Знаете, мне особенное удовольствие доставляет, когда люди сначала приходят на концерт, а потом узнают, что я актер. Это высшая похвала. Сейчас еще начали приглашать на гастроли, чему я очень рад. Вот в Алма-Ату едем, в Эстонию нас зовут. На днях к нам обратились из симфонического оркестра Санкт-Петербурга, чтобы совместно с нами записать песни. Не мы к ним, а они к нам. Круто, что мы вызываем интерес. Это, естественно, льстит, потому что начиналось всё несерьезно, а потом раз - и какие-то уже авторитеты музыки говорят о том, что «всё правильно». Поэтому переход в музыку - это не претензия, я перестану этим заниматься тогда, когда мне это перестанет быть интересным. Меня больше пугает то, что мне предлагают роли, похожие на те, которые я уже играл. Я, как правило, отказываюсь, если режиссер говорит: «Я хочу, чтобы ты сыграл, как уже играл...»

…Подполковника Шилова.

Например. Мне это неинтересно, скучно, и я скорее соглашусь на роли, которые стоят дальше от меня, либо на то, что я еще не делал. И то же самое с музыкой... Если бы я жаждал славы в чистом виде, то занимался бы тем, что у меня хорошо получается, и не тратил бы время на репетиции. А когда ты уходишь в музыкальное творчество, это всё равно такой вызов. И естественно, первый вопрос: зачем артисты берутся за гитару?

Есть такой вопрос!

Зачем музыканты идут в кино - для меня тоже совершенно непонятно.

Музыканты не спортсмены…

И это нормально, абсолютно. Например, Джейсон Стэтхэм изначально спортсмен, и сложно оценивать его актерские качества. Он харизматичен, и большинство лысеющих мужчин счастливы, что он представляет такое амплуа. Просто Стэтхэм выбрал немножко другой путь.

Может быть, он просто изначально не свой путь выбрал?

Не бывает так! В актерстве не бывает, что ты чем-то не тем занимался. Большая часть твоей жизни - это те эмоции, которые ты испытал, и ты их передаешь на экране. Так и в режиссуре. Раньше в режиссуру не брали до определенного возраста. Почему? О чем может говорить восемнадцатилетний мальчик? Какие у него проблемы? Почему меня должно интересовать то, о чем он говорит? А поработав на заводе, он уже мог как-то выражать свои мысли. Каждый актер тоже проходит какой-то путь, и редко в актерской биографии встречается спецшкола с углубленным изучением иностранных языков. Редко удается людям сыграть то, чего у них никогда не было.

То есть вы не жалеете, что только с третьего раза поступили?

Ни о чем не жалею вообще! Я уверен, что если бы поступил с первого раза, то, наверное, никогда бы не учился в театральном училище, потому что на тот момент поступление было сверхзадачей. А если бы я поступил с первого раза, то проболтался бы до Нового года и перестал бы ходить в Театральное училище имени Щукина, думая, что всё естественно, слишком легко и я не буду этим заниматься.

То есть вам интересно, только когда перед вами стоит сверхзадача?

Сверхзадача появилась, когда поступление превратилось в спорт. А когда в итоге я поступил, оказалось, что это не самое сложное, что есть еще впереди четыре года обучения... А в шестнадцать я бы абсолютно не рассматривал себя учащимся. Я рассматривал бы себя поступившим и сразу же великим артистом. Мне было двадцать четыре, когда я поступил...

Вообще странно, что вы поступили: так поздно мало кого берут.

Да, в двадцать четыре мало кого берут, поэтому пришлось соврать - уменьшить возраст. Зато у меня не было времени на студенческие вечеринки, как у младших товарищей. Потому что я понимал, что если за четыре года ничему не научусь, то потом будет слишком поздно. Я вышел из театрального училища в двадцать семь и, уже поступая на службу в РАМТ, слышал, что cтароват... Всё произошло как произошло, зато у меня есть огромный жизненный опыт, который позволяет мне чувствовать, переживать. Поэтому, когда мне говорят «Как вы хорошо играете оперативника», я отвечаю: «У меня две судимости, мне ничего не нужно играть».

С этого момента поподробнее! Вы что-то украли? Мотоцикл?

Мотоцикл воровал в детстве, но... я имею в виду, что моя жизнь в Северном Казахстане достаточно плотно соприкасалась с участковыми. И работу сотрудников милиции я знаю с другой стороны. Это не просто история погони, приключений... Есть личности, есть люди - плохие полицейские и хорошие полицейские, есть бандиты - негодяи, а есть благородные Робин Гуды. И чем интереснее человек, чем он противоречивее, тем, конечно же, интереснее его играть.

Сложная роль - неоднозначная роль. Играя бандита, хочется наполнить его человеческими качествами. Играя положительного героя, добавляешь ему плохих качеств. В итоге, когда ты играешь негодяя, а тебе говорят, какой он потрясающий человек, ты думаешь: всё правильно. Зритель всё равно воспринимает персонаж по поступкам.

Вы как-то передаете свой опыт дочери? Она же у вас юная актриса - играет на сцене РАМТа.

Мне неинтересно ее чему-то учить, мне интересно, чтобы она мыслила. Да и научить чему-то в актерстве невозможно. Надо задавать правильные вопросы, на которые человек научится отвечать. И тогда он будет задавать эти вопросы себе при работе над ролью. Но учить, показывать, например, как прочитать стихотворение, - это неправильный путь. Мне сорок лет, а Жене - девять, и мне важно, чтобы она прочувствовала эти строки, пропустила их через себя. Я смотрю, как она воспринимает жизнь, вспоминаю себя маленьким, как я воспринимал жизнь. Скоро дочка стремительно начнет меняться: с девяти до четырнадцати произойдет мощная смена настроений, мышления, отношения ко всему. И я понимаю, что нельзя ребенка поставить на паузу, оставить его в этой частоте. Мне интересно за ней наблюдать, любопытно, как она всё воспринимает, как задает вопросы.

Она уже задает вопросы, которые ставят вас в тупик?

Больше всего ставят в тупик вопросы, на которые я не знаю ответа. Я же хочу быть искренним в своих ответах. И тут важно не то, о чем она спрашивает - Луна вращается вокруг Земли или наоборот, - а то, что я забыл, что вокруг чего вращается. Либо она спрашивает о каких-то философских вещах. Например, когда она была совсем маленькой, у нас умерла собака и мне нужно было правильно ей это объяснить... Я сейчас не живу с ней, мы реже видимся.

А вот это вы с Яной как ей объяснили?

Никак не объясняли. Мне кажется, она всё и так понимает, дети - они не такие, как мы. В своем возрасте они уже достаточно развиты. Она постоянно иронизирует на эту тему и достаточно жестко нас за это критикует. Но у нас, конечно, есть форма воспитательной работы. Сказки, я рассказываю ей сказки.

Сами сочиняете?

Естественно. Женя задает тематику сказок - это всегда вопрос, который ее волнует. Путь этих сказок одинаков, ситуацию она задает сама, придумывает имя героини (это, конечно, девочка), ее возраст, задает какой-то антураж и помещает эту девочку в предлагаемые обстоятельства. Допустим, девочка нахамила бабушке... Изначально героиня всегда хорошая, просто поступила плохо, и поэтому ее ждут приключения, кара, драконы и всякие «ужасы», чтобы она прошла путь очищения, чтобы она опять стала «хорошей».

Тексты и музыку для песен, которые исполняет ваша группа, вы тоже пишете сами?

Нет, тексты я беру у своих друзей. Свои тексты я стесняюсь пока исполнять и не считаю, что это нужно. Мне кажется, что у меня такая унылая поэзия, что она никому не нужна. Даже когда я пытаюсь петь свои песни в компании друзей, обычно никто их не дослушивает до конца. Говорят: «Всё, хорош, давай «Чайф» уже». (Улыбается. ) Поэтому я немножко стесняюсь приоткрывать эти двери: для меня это какой-то эмоциональный выплеск, такие вот записки на полях, а для людей это просто песня - плохая, хорошая, грустная.

Саша, а почему ваши песни грустные?

Не знаю. Наверное, потому, что стихи пишутся, когда есть время, а это либо в ожидании чего-то, либо в дороге... Эти строчки отражают мое самочувствие, мое ощущение, мироощущение. И это не совсем стихи, а нечто такое, что я записываю.

Говорят, для творчества нужна драма. Это правда? Блюз - это когда хорошему человеку плохо?

Наверное, необходимость в драме и есть, и нет. Всегда же возникают вещи, которые возвращают нас в реальность. Живешь-живешь, всё прекрасно, и вдруг у тебя умирает друг. И это как раз тот момент, который тебя опускает на землю. Кому-то нужно больше драмы, чтобы его тряхнуло, чтобы начать по-другому видеть закаты, рассветы, просто начать их видеть... Я в 2014 году пытался покорить гору Эльбрус. А на высоте 4200 метров очень мало кислорода и мысли замедляются, становятся такими веревочками. Причем у меня не было установки во что бы то ни стало покорить эту гору, я понимал опасность, знал, что не готов физически, и шел с инструктором. И если инструктор говорил, что мы уходим вниз, то мы уходили вниз.

Только в день моего восхождения на моих глазах погибли двенадцать человек. Люди, как целлофановые пакетики, скатывались с горы, их пытались спасти... И вот в этом недостатке кислорода, в этой опасности смертельной через неделю произошло какое-то очищение. Я думал: неужели это навсегда? Потому что, когда ты спускаешься, для тебя люди становятся другими, слова другие, и телефон, и всё, чего бы ты ни касался, - оно всё становится неважным. Но... проходит время, и ты опять возвращается к тому, от чего ушел.

И надо снова на Эльбрус.

Да, и надо снова себя тормошить. Это умение себя встряхивать, необходимость ковырять эту рану в душе, чтобы она не заживала, чтобы чувствовать эту боль. Это тоже часть актерской профессии.

Саша, а не страшно это? У вас ребенок, а вы рискуете, как целлофан, покатиться с горы.

Всё страшно. Проехать на мотоцикле из Петербурга в Москву, когда есть «Сапсан», тоже рискованно. Но я же еду порой и в дождь, и в ливень не для того, чтобы сократить расстояние.

А для чего?

Это путешествие, это какое-то философское восприятие мира, когда ты смотришь по сторонам, видишь дороги, водителей, заправки, вдыхаешь запахи навоза, полей и ночи. И поэтому, когда в пять утра ты вкатываешься в Москву, состояние несколько другое. Это тоже терапия, какое-то обретение себя, трогание себя. И я пока не нашел лучшего способа проветривания мозгов. Когда ты едешь, то свои проблемы так крутишь, крутишь, как мили на кардан наматываешь... В итоге приехал - и всё хорошо. Наверное, именно это и называется кризисом среднего возраста - желание доказывать, что ты еще живой. (Смеется. )

А может, вам нужно возвращаться к себе потому, что вы каждый день проживаете чужие жизни?

Может быть, и поэтому. Я так глубоко не копал. Поймите правильно, если мне не нравится что-то делать, я не буду этим заниматься. Вот мои друзья катаются на сноубордах. А я не буду кататься на сноуборде или прыгать с парашютом - мне это неинтересно. Для меня этот спуск с горки - он каждый день. В 7:55 смена, и в 12:30 ты закончил. Сыграл - не сыграл... Поэтому, если у меня есть возможность проехать на мотоцикле, зачем мне ехать в купе с незнакомым храпящим мужчиной?

А вдруг это будет незнакомая симпатичная девушка?

Сейчас вагоны МЖ. Романтика прошла.

Да ладно, романтика прошла?

Романтика продолжается. Романтизм - это же не стояние с цветком и с гитарой под балконом женщины.

Нет?!

Нет. В мировой литературе романтик - это герой, который противопоставляет себя обществу, а не человек, преклоняющий колено, с банджо в руках и в берете с пером. В среднем возрасте у мужчины возникают те же ощущения, что были в четырнадцать лет, когда весь мир был против тебя. Только в моем возрасте это не протест против родителей, устоев, школы, армии и всего остального. Нет, это уже что-то философское. Когда ты уже всё для себя понял, а объяснять никому не хочется. (Улыбается. ) И ты идешь своим путем. То есть, если мне что-то не нравится, я просто разворачиваюсь и ухожу.

Зачем доказывать? Если можно что-то сделать - надо сделать. Поэтому сейчас это уже какие-то философские протесты. Да, я уже больше стал походить на стариков с кухонными разговорами до шести утра, которые ни к чему не приводят. Ну и что? Эти споры глобально ничего не изменят, зато помогут получше разобраться в себе.

Из-за работы нам с Яной вообще частенько приходится расставаться. С одной стороны, ничего в этом хорошего нет, а с другой - это придает семейным отношениям остроту и драйв. Мы скучаем друг по другу и встречаемся с такой радостью, будто не виделись сто лет. Расставания предохраняют супружескую жизнь от рутины», - считает Александр. Чтобы разлуки проходили менее болезненно, актер научил жену пользоваться Интернетом - теперь Яна шлет любимому мужу электронные письма и фотографии дочки. «Саша - замечательный отец. Конечно, было бы лучше, если бы он чаще бывал с нами, но тогда кто бы зарабатывал на жизнь? Да и актерские и режиссерские амбиции очень важно удовлетворить. Но когда летом я снималась в продолжении сериала «Райские яблочки», он целый месяц замечательно справлялся с Женей.

Я нарадоваться не могу, видя, как он к ней привязан», - говорит Соколовская.

Уже четыре года Саша и Яна работают в одном театре, в РАМТе, но на сцене практически не пересекаются - заняты в разных спектаклях. Яна очень любит поговорить с мужем о работе, но Александр это жестко пресекает. «Я сразу сказал жене: «Заходим домой - все! Никаких мыслей о работе. Отключаем телефоны и расслабляемся». Когда в качестве режиссера я выпускал спектакль «А зори здесь тихие…», а Соколовская играла Комилькову, доходило до смешного - мы три часа не могли переступить порог квартиры - стояли и разбирали Янину роль». «На репетициях мне было неудобно спрашивать. Коллеги могли подумать: «Ну чего она сейчас расспрашивает? Дома, что ли, нельзя?»

Поясняет Соколовская.

Даже когда они вместе играли в «Ментовских войнах-3» (Яна сыграла возлюбленную Шилова), Александр не отступил от принципов и отказывался разбирать с женой совместные сцены. «Это было ужасно! Пока ехали из Москвы в Петербург, Яна не переставая говорила о своей роли. Я пытался ее урезонить: есть режиссер, с ним и обсуждай». - «А я думала, что Саша поможет мне по полочкам все разложить и я смогу лучше сыграть, тем более нам предстояла постельная сцена». «Ничего в этих сценах нет сложного, - считает Устюгов. - Как-то предложили мне небольшую роль в сериале «Вся такая внезапная». Дел было невпроворот, и я с ходу отказался. А мне говорят: «Один съемочный день, и надо будет целоваться с Семенович». «Согласен!» - отвечаю. Мне очень даже понравилось», - смеется Саша.

Яна на эту историю среагировала спокойно, ведь поводов для ревности муж не дает никогда. К тому же он так рвется как можно чаще бывать с семьей, что благодаря его усилиям в продолжении «Ментовских войн» зрители увидят Яну теперь уже в роли жены Романа Шилова, а их дочку Женечку - в роли дочки главных героев. «Я против того, чтобы делать протекцию близким людям, но когда искали девушку на роль моей возлюбленной, первой мыслью было - Янка бы сыграла! А когда понадобилась маленькая дочь героев, сам Бог велел взять Женю - она как две капли воды похожа на меня».

Яна и Александр давно поняли: любовь любовью, но семья - это прежде всего труд. Поэтому не ленятся, разрабатывают свои правила поведения и закрывают глаза на мелкие обиды… «Со мной непросто жить, но Яне удалось найти ко мне подход и ликвидировать все мои страхи, - говорит Александр.

Правильно считают: мужчину делает женщина. Вот моя женщина всегда меня понимает, не перевоспитывает, и за это я ношу ее на руках».

О своем уходе из биатлона объявил двукратный олимпийский чемпион Евгений Устюгов. Ему сейчас всего 28. Когда уходила Магдалена Нойнер, все биатлонное пространство бурлило, выдвигая одну версию столь раннего ухода диковинней другой. А ей было не сказать, чтобы сильно меньше. В случае же с Устюговым обозреватель Sportbox.ru Евгений Слюсаренко удивился лишь способу ухода, но не самому факту. Говоря напрямую, с биатлоном Евгений Устюгов закончил еще четыре года назад - после победы в Ванкувере. Оставшиеся годы он скорее терпел, чем получал удовольствие.


Надо сразу сказать, что Устюгов сделал большую карьеру. Наших людей, которые выигрывали на Олимпиадах больше одного раза, совсем немного. Александр Тихонов (четыре раза на четырех Играх с 1968 по 1980), Виктор Маматов (дважды - в 1968 и 1972), Иван Бяков (дважды - в 1972 и 1976), Николай Круглов-старший (дважды в 1976), Анатолий Алябьев (дважды в 1980), Дмитрий Васильев (дважды - в 1984 и 1988) и Сергей Чепиков (дважды - в 1988 и 1994). Если убрать тех, кто побеждал только в эстафетах, останутся Круглов-старший, Алябьев и Чепиков. А если тех, кто делал это не в рамках одной Олимпиады, то и вовсе только Чепиков.

Иными словами, мы, современники Евгения Устюгова, наблюдали своими глазами одного из самых крутых персонажей за всю историю нашего биатлона. Это математический факт. И в ответ на любое о(б)суждение этот персонаж вполне может использовать знаменитый мем «А чего добился ты, мальчик?». И, в общем, как никто другой будет иметь на это полное право.

Другое дело, что Евгений Устюгов мог добиться большего. Гораздо большего. «Когда он у нас появился, я подумал, что теперь у Бьорндалена и всех норвежцев будут серьезные проблемы на много лет. Его последний круг - это что-то уникальное», - говорил Владимир Аликин, старший тренер мужской сборной России в 2006–2010 годах. В итоге, кроме двух олимпийских побед, у Устюгова есть две серебряные медали чемпионата мира-2011 и три победы в личных гонках на этапах Кубка мира. Это все. В Кубке мира он дебютировал совсем недавно, в январе 2009 года. Спустя каких-то пять лет провел там последнюю гонку.

История эта, между тем, не только об Устюгове. Это история целого поколения русских биатлонистов - по совпадению, пришедшая на время руководства СБР олигархом Михаилом Прохоровым и его командой. Это история тех, кто вырос на «Дошираке» и плацкартных вагонах, а потом неожиданно попал в мир авиарейсов бизнес-класса, тим-менеджеров с носовыми платками наготове и щедрых призовых, когда за успех в одной гонке могут заплатить в нескольких местах одновременно. Это история тех, кто - как и все наши спортсмены - боялся тренерОв как огня, а потом получил возможность решать все вопросы напрямую с высшим руководством. Один звонок - и знаменитый тренер превращался в ничего не решающую обслугу.

Есть такая знаменитая «кессонная болезнь» - при резком подъеме с глубины на поверхность подводники должны соблюдать меры предосторожности. В биатлоне меры не знали, и большинство не выдержали подъема наверх. Ну, как не выдержали - просто стали другими.

С какого-то момента ребята сильно изменились, - вспоминал Аликин. - Сидим на сборах, до Олимпиады - три месяца. Слышу разговоры: обсуждают, какой ремонт в доме сделать, кого нанять и какую машину купить. Если что не по их нраву - начали звонить начальству. Оно всегда принимало их сторону. Это конец для тренера.

Я все понимаю, но нам надо прекращать практику решать проблемы наверху, а не внутри команды, - на недавнем тренерском совете не выдержал даже осторожный Николай Лопухов, старший тренер мужской команды в 2012–2014 годах. - У меня не было рычагов воздействия на своих спортсменов. Тот же Евгений Устюгов делал не более 70 процентов работы, которая необходима. И я ничего не мог с этим поделать.

То, что Устюгов после Ванкувера не отдается профессии до конца, говорили все причастные к процессу - сначала в кулуарах, потом и не скрываясь. Сам спортсмен это отрицал, но результаты говорили сами за себя: ни одной личной победы в это четырехлетие. Скорее всего, просто не хватало настоящей цели. Тут ведь какая штука: когда спорт становится лишь средством изменить жизнь к лучшему, это хорошая мотивация, но временная. Она быстро уходит.

В этом смысле Евгений Устюгов поступил максимально честно. Мог бы еще как минимум сезон, особо не заморачиваясь, собирать выплаты и гранты за олимпийский успех Сочи, а потом уже уйти. Многие так и поступят - вот увидите. Он решил в этом не участвовать.

Жаль только, что проблемы у «Бьорндалена и всех норвежцев» были так недолго.

Евгений СЛЮСАРЕНКО

Александр Устюгов

Александр Устюгов не только популярный актер, съемки которого расписаны на месяцы вперед, но и человек с невероятным набором увлечений: от до антиквариата.

Александр, вы много снимаетесь, играете в театре. Как вы находите время на увлечения? Насколько серьезны занятия боксом?

Очень давно не доходил до зала. Думаю, как только появится время, сразу пойду в зал. Я мечтаю, чтобы появилась как-нибудь картина, на съемках которой нужно будет восстанавливать физические и спортивные данные. Когда у меня просто будет обязаловка заниматься. Это действительно мечта, чтобы меня принудили, помимо моей воли заставили ходить в спортзал. (Смеется.)

- Вы еще и мотоциклист? Раньше любили ездить на байке из Питера в Москву и обратно, а сегодня?

Мотоциклы, конечно же! Хотя я «вылетаю» уже третий мотосезон из-за занятости. Раньше я проезжал по пятнадцать тысяч километров за лето, сейчас с трудом делаю пять. И все потому, что тружусь. (Улыбается.) Сегодня стараюсь на работу ездить на мотоцикле. В этом году планирую посетить мотофестиваль в Риге, съездить на «Нашествие». Обязательно доеду до Твери. Посмотрю, может быть, еще маршруты появятся. Возможно, не исключаю, связанные с работой. Времени мало, об этом жалею, да и сезон короткий. Мечтаю, чтобы был какой-то корт зимний, где можно было бы выкатываться, отрабатывать какие-нибудь фокусы, трюки. Пока такого тоже нет.

- На каком месте еще одно ваше хобби - художественная фотография?

Фотоаппарат я беру в руки теперь, только когда мне это нужно для дела. Например, для съемок моих деревяшек - тогда вспоминаю какие-то фотонавыки. Накручиваю дискретный «полтос» (объектив с постоянным фокусным расстоянием. - МКБ) с диафрагмой ½ - и вперед. Деревяшки - это мое увлечение-бизнес, пять лет я занимаюсь антикваркой. Плюс резьба. Соответственно, нужны фотографии, тогда я сам и снимаю. А для себя теперь снимаю редко - телефон уже настолько вытеснил художественное фото, что в принципе, когда возникает желание взять куда-нибудь с собой аппаратуру, думаешь, что огромный чемодан получается. Ну и наши авиаперевозчики сейчас запрещают перевозить фотоаппаратуру.

- Что с вашей группой «Экибастуз»?

Сейчас пишем второй альбом. Он получается очень радостный, позитивный, приносит много счастья.

- Хозяин бара - новый и неизвестный вид бизнеса для вас. Все получается?

Сначала было страшно начинать в рестораторстве, но уже работаем с ноября прошлого года, и все очень нравится. Все замечательно. Думаю, бар будет расширяться. Он замкнет на себе и мотоциклы, и мотостолицу, и фестивали. К лету, хочется верить, появится новое слово в ресторанном бизнесе.

- Вы родились в Казахстане, долго жили в столице. И почему в итоге предпочли Москве Санкт-Петербург?

Я не предпочитал - я жил в Москве и снимался двенадцать лет в Петербурге. Полгода я жил в Питере, а полгода был где попало. Поэтому Москва у меня делилась еще между Белоруссией, Украиной и тем местом, где проходили съемки. В какой-то момент я просто остался в Петербурге и не уехал. И не пожалел об этом. К тому же по маминой линии у меня родственники были все ленинградцами, блокадниками. Дед - полковник, командовал противовоздушной обороной. Видимо, что-то срабатывает, и Питер доставляет мне огромную душевную радость. Каждый раз я сюда возвращаюсь с удовольствием. Творческий потенциал город дает бешеный. Думаю, если бы я остался в Москве, то не сделал бы и четверти из того, что сейчас есть. А Питер вдохновляет очень сильно.

- Вы как-то назвали Москву «производственным помещением»…

-…Да, абсолютно верно. А Петербург - это то место, где можно жить, любить, просто гулять, это ниша для успокоения. И чем дольше я не живу в Москве, тем больше я понимаю, что это так и есть.

- Одна из ваших новых работ - роль в сериале «Золотая Орда». Насколько вы довольны отзывами?

А я не смотрю отзывы. Но все, что слышу, достаточно благосклонно. Знаю, что смотрели неожиданно те люди, на которых я не рассчитывал. Целевая аудитория была несколько иной. Это неплохо. Значит, это кому-то интересно. Да и сам я еще, признаюсь, не видел фильма.

- Что сейчас на подходе?

На подходе два исторических проекта. Это «Декабристы» и «Борис Годунов». Масштабные и интересные проекты: лошади, натура… Для «Бориса Годунова» построили очень красивые декорации старой Москвы. Я двадцать лет в кино и первый раз вижу такую красивую работу, которая прямо восхищает: Кремлевская стена, Спасская башня, все на холме…

- То есть вы прониклись историческими лентами?

Жизнь идет полосами. Сейчас пошла историческая! Потом - военные картины, затем - бандиты… Все снимается циклами.

- Вы дважды были женаты, два раза развелись. Считаете, Бог любит троицу?

Не загадываю на эту тему. Потому что Бог любит, Бог дает, Бог забирает. В этом плане, если Господь даст мне еще один шанс влюбиться, пусть даст. Как будет велеть сердце, так и буду поступать. В этом случае вообще не стану говорить, что я больше никогда не полюблю! Нет, я абсолютно во власти Господа. Но думаю, это будет безумие. (Смеется.) Ведь любовь совершает с людьми очень… Она их меняет! (Смеется.) Поэтому, с одной стороны, молюсь и прошу дать мне любовь, с другой - очень сильно этого боюсь. Что будет со мной происходить, даже предположить не могу. (Смеется.)

С бывшими женами, Яниной Соколовской и Анной Озар, расстались полюбовно? В каких вы сегодня с ними отношениях?

Расстался полюбовно. И отношения абсолютно нормальные. Встречаемся, разговариваем, есть общие темы. Да и ребенок общий растет. В этом плане все хорошо.

- Как считаешь, ты много уделяешь ей времени?

Нет, конечно, немного. Тут нельзя мерить категорией «время и дети». Этого всегда мало, сколько бы ни было. Хочется больше и больше. Хочется укладывать ее и будить, отводить в школу. К сожалению, не всегда это возможно.

- Вы добрый отец, ребенка балуете?

Стараюсь не баловать. В этом плане ресурс у меня очень большой, могу заваливать ее подарками, бриллиантами, золотом, но осознаю, что так делать не нужно. Во-первых, это неэтично, во-вторых, ей будет сложно потом, во взрослой жизни. Поэтому у нас - плюшевые мишки, любовь, поцелуи, цветы, все по поводу. Как-то так.

- Чем она увлекается, что любит?

Учебой - в школе нагрузка серьезная, большое количество кружков. Ей сейчас нравятся танцы. Театральный в том числе. Занятость огромная. Иногда мне хочется эту занятость проредить. Женя уходит рано, возвращается поздно. Все время какие-то отчетные концерты, подготовки к чему-то, репетиции… График недетский. Но ей нравится.

- А дневник ее когда-нибудь видели?

Да я даже уроки с ней делаю… (Смеется.)



Что еще почитать