В каком году основана киевская. Возникновение киевского государства - руси. Великая Отечественная война

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

Основатель Киева князь Кий был достаточно влиятельным обладателем среди князей антов племен. Об этом свидетельствуют его походы на Дунай, основания Киевця на Дунае, сообщение летописей об аудиенции у византийского императора и тому подобное. Однако в течение первых веков после основания Киев оставался только одной из многих крепостей племени полян.

Во второй половине I тысячелетия н.э. на территории Украины сформировалось несколько крупных племенных союзов славян. Поляны жили в лесостепной зоне на Среднем Приднепровье, преимущественно на правом берегу Днепра. Северяне заселяли течение год Десны, Сейма, а также верховья рек Ворсклы, Сулы и Псла. Эти земли формировали Сиверщину - территории современных Черниговской, севера

Киевской и частично Сумской и Полтавской областей. Древляне жили в лесах Припятского Полесья и бассейне. Тетерева. Волынь занимали территорию Волыни, прежде всего бассейн р. Западного Буга. На Прикарпатье и в Верхней Приднестровье, а также на Закарпатье проживало племя белых хорватов. Нижнюю и Среднюю Приднестровье до Черного моря заселяло племя тиверцев. К югу от полян и восточнее тиверцев жили уличи, заселяя земли включая Черноморским побережьем между Днепром и Днестром.

Славяне, которые впоследствии вошли в орбиту влияния Киева, жили не только на современной территории Украины. Официальное летописание Киевской Руси XII в. относит к славянам такие племена: "поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, волыняне". Летописцем к славянам, в частности, не зачтено племена радимичей и вятичей. Славянские племена на территории современной России ассимилировались с преобладающим численно финно-угорским населением. Кроме того, как говорит летописец, радимичи и вятичи происходят "от ляхов", то есть вышли с территории Польши, а потому существенно отличались от других славян, объединенных русами. Что касается племен тиверцев и уличей, то они в XII в. были уже вытеснены кочевниками в земли иных славянских племен (преимущественно полян и белых хорватов) и растворились среди них. Кроме того, тиверцы и уличи изначально были в значительной степени сарматизовани. В то же время, все славянские племена, входившие в антов союза племен, то есть все славяне на территории Украины, в разной степени несли на себе отпечаток взаимодействия славянских и сарматских племен.

Каждое из названных племен мало десятки или сотни крепостей. Впоследствии в каждом из них начали возвышаться главные города. Для полян постепенно таким городом становится Киев. Процесс подъема столицы растянулся более чем на два века. Киев вынужден был конкурировать с соседними Древлянского племенами, а также определенное время платить дань хазарам.

В пользу возвышения Киева сыграл тот факт, что город имеет очень удобное географическое расположение. В древности главными дорогами в Украине были реки. Наибольшей рекой нашей страны Днепр, который позволял сочетаться с дальними заморскими землями - Скандинавией на севере и Византией на юге. Водный путь, который проходил по Днепру, уже с конца I тысячелетия н. е. звался путем "из варяг в греки". Через реки осуществлялась торговля, сочетание с другими племенами, князья путешествовали по рекам для сбора дани, ходили в военные походы, в том числе и за Черное море. При этом Киев имеет еще и то преимущество, что расположен вблизи места, где в Днепр впадает река Десна. Это позволяло контролировать сообщения как с Днепровским бассейном, так и с бассейном Десны, где проживало сильное племя северян. Город, расположенный на крутых, но пригодных для жизни Киевских горах, мало прекрасные условия для построения укреплений.

Некоторое время в истории была популярна теория о скандинавское происхождение названия Руси, которое ей якобы предоставили пришельцы-варяги. Однако сейчас эта теория опровергнута.

Название "Русь" впервые появилась по территории Среднего Приднепровья в середине VI в., В произведении Псевдо-Захария. Этот сирийский автор в 555 г. Говорит о народе Северного Причерноморья и Поднепровья как о народе «рос», который жил на северо-запад от Приазовья, то есть на Среднем Днепре. Также в произведении готского историка Иордана (VI в.), Который описывал события IV в., Говорится о народе "росомоны", который жил в Среднем Приднепровье. Однако ни в VI, ни в IV в. никаких варягов в регионе быть не могло. Первый исторически зафиксированный выход скандинавов на международную арену (их нападение на Англию) относится к 787 г.. Это первая дата появления викингов в международной истории, которая состоялась на несколько веков позже после фиксации названия Руси. Первые достоверно известные данные о контактах днепровских славян с варягами датируются вообще только серединой IX в.

В хронике франкских императоров "Бертинские анналы" под 839 г.., Рассказывая о посольстве византийского императора ко двору императора франков, хронист-очевидец писал: "Он также послал с ними (послами) каких-то людей, которые сказали, что они, то есть их народ, называется Росс и что их король зовется хакан, прислал их к нему, византийского императора, как они утверждают, ради дружбы ". Таким образом, в настоящее время, еще до утверждения варяжской династии в Киеве, которое произошло в 860-х pp., Русы имели обладателя, который был настолько влиятельным, что уже поддерживал отношения с Византией и стремился установить их с Франкской империи. Также в это время князь русов стремится титуловаться "каганом», вроде обладателей Хазарии, таким образом пытаясь утвердить свою равенство с влиятельной в то время хазарского государством. Важные упоминания о русов в византийских источниках датируются 840-ми pp. (Нападение росов на мало азиатское город Амастриду, близ нынешнего г.. Синопа на южном берегу Черного моря в Турции) и 860 г.. (Нападение русов на Константинополь). В своей проповеди патриарх Фотий в 860 г.. Говорит, что русы пришли из края, удаленного от греков многочисленными краями и племенами, морями и сплавными реками. Таким образом, уже к утверждению варяжской династии Русь - достаточно влиятельное государство.

По данным современников, русины уже имели собственную оригинальную письменность. В 861 г.. Кирилло-Константин, будущий создатель славянской письменности, обнаружил в Крыму Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами". Он также познакомился с носителем русского языка, усвоил разговорный вариант и расшифровал письмена. В IX в. персидский историк Фархи ад-дин Мубаракшах сообщал, что в хазар есть письмо, которое происходит от русского, - хазары якобы заимствовали его от русских, живущих неподалеку от хазар.

К тому же в отечественных летописях русы четко отделялись от варягов. В летописях Русь подается в перечне племен как отдельная этническая единица наряду с варягами, полянами и другими племенами. Еще больше сведений, которые отделяют русов от варягов, существует в иностранных, в том числе в арабских и европейских источниках. Кроме того, в скандинавских источниках нет никаких указаний на то, чтобы какие-то скандинавы называли сами себя русами. Византийцы хорошо знали варягов, которые часто служили наемниками в армии Византии. Для византийцев "русы" - это население Среднего Приднепровья и Северного Причерноморья. Византийцы никогда не называли этих варягов русами. Русы или росы у византийцев - это всегда населения Среднего Приднепровья и Северного Причерноморья, а не скандинавы с любых других территорий - самой Скандинавии, Италии и Франции, которых было немало в Константинополе.

В дополнение, сразу к югу от Киева, на правом берегу Днепра скученно целый ряд имен с соответствующим корнем: реки Рось, Росава, Роставиця, Рута, Рутець, Малый Рутець, крепость Родень и др.

Возникновение имени Руси по территории Среднего Приднепровья за много веков до появления на исторической арене викингов-варягов свидетельствует о том, что название Русь имеет местное Надднепрянское происхождения.

В I тысячелетии н. е. здесь проживало особое племя - росы (русы). Многочисленные письменные источники путешественников и политических деятелей утверждают, что это племя не было славянским. Особенно много таких сообщений в арабских путешественников, в IX-Х вв. часто бывали на территории Украины, путешествуя в Хазарии и Волжской Булгарии.

По многочисленным данным современников, русы в X в. имели характерные черты - религиозный культ меча, способ и ритуал захоронения, одежда (в том числе характерные для одежды скифов и сарматов, а затем и украинский широкие шаровары, шерстяные шапки с длинными шлыками, сохранены в Украине во времена казачества), сарматские названия должностей своих вождей (в частности жупан) и др.

Все это дает возможность связать русов VI-X вв. с остатками сарматов. Поселение сарматов в регионе Правобережье Среднего Приднепровья, то есть в районе "первичной Руси", начались еще в I в. до н. е. На этих землях фиксируется значительное количество сарматских могильников начала нашей эры (всего по г.. Тясмина и Роси). В этом районе поселилась часть сарматского племени роксолан. Основная земля "исконной Руси" была между течениями рек Тясмин и Рось перед их впадением в Днепр. Здесь эти реки образуют своеобразный остров, окруженный со всех сторон водой, четко определила границы племени. Именно в этот лесистый регион отступила часть сарматских племен и осела в удобном месте в середине Днепра - древнем цивилизационном очаговые, приспособленном одновременно до сведения городищ, земледелия и использования водного пути Днепра для торговли и набегов. Очевидно, какая-то часть сарматского племени роксолан, входившей в антов союза племен (сармато-славянского по своей сути), поселилась на среднем Днепре во времена между I в. до н. е. и пиком Великого переселения народов в IV-V вв. н. е. Потрясение Великого переселения народов стимулировали переселение сарматских племен в отношении защищенную лесостепную зону Центральной Украины. Этот лесной и кое заболоченный регион стал одним из мест, куда отступили обломки сарматов после начала Великого переселения народов. Здесь они смогли закрепиться и впоследствии, на финишной прямой своей ассимиляции со славянами, дать мощный импульс созданию великой державы Киевской Руси.

Роксоланы в первой половине I тысячелетия н. е., во время Великого переселения народов, разделились по меньшей мере на три части (одна была оттеснена другими народами на север в Приднепровье, вторая - различными путями двинулась в Европу, выступая активными участниками походов германских и сарматских племен на территории до Галлии, Испании и Северной Африки, третья часть осела в Крыму).

В рамках антов союза племен остатки роксолан ассимилировались со славянами. Росы даже периодически осуществляли Днепром походы на славян. Начиная с VIII-IX вв., Название племени росов (русов) перешла на все племя полян, а впоследствии также и на северян и древлян. Для славян характерно изменение "о" на "у" в корнях слов. Так, Русская правда в ее древнейшей редакции звучит как "Правда Роська", имя антов вождя Божья звучит у авторов VI в. как ибо или Босс, а у автора ХП в., в "Слове о полку Игореве" уже как Бус. Так же река Бог стала Бугом, а росы - русами.

Постепенно племя русов ассимилировалось славянами, при этом сохранив и расширив на славян основные компоненты своей культуры и племенную название. Смешивание потомков сарматов и славян ускорилось в X в., С возникновением мощной Киевского государства.

Русь Х-ХII вв. находилась в пределах современных Киевской, Черниговской, Житомирской, значительной части Черкасской, Полтавской, Сумской, а также части Винницкой областей. Жителей этой территории, то есть представителей племенных союзов полян и северян, а также впоследствии и древлян, называли русинами или русами. С конца ХП в. Русью, кроме Центральной и Северной Украины, начинают называться и западноукраинские земли. Впервые появившись в менее VI в., Название "Русь" продержалась в Украине (Западной) до XX в., А в Центральной Украине - до XVIII в. Еще гениальный поэт Иван Франко в 1914 г.. Писал: "Я есмь русин". Некоторые жители Закарпатья до сих пор называют себя русинами.

"Русь" - очень древнее слово ираноязычного происхождения, связанное с названиями сарматских племен, которые издавна жили на территории Украины. К VI в. оно закрепилось на среднем Днепре и постепенно перешло на славян. Не случайно летописец писал: "... поляне, которые теперь зовутся Русь". Иначе говоря, славяне из племени, которое стало ядром Киевского государства, сначала именовались полянами, но потом на них распространилось название "Русь".

Название Русь, скорее всего, происходит от названия сарматского племени роксолан. Во времена Средневековья такая теория происхождения Руси оставалась наиболее распространенной в Украине и Европе. Слово "Рокс" сарматскими языках означает "сияющий", "светлый", "белый", "главный". Название "Рокс" символизировала претензии на первенство среди племен и родов сарматов, которые с начала нашей эры называли аланами.

Выдающийся украинский историк Михаил Грушевский писал, что имя роксолан, "как со значительным правдоподобием выводят из иранских языков, означает не что иное, как" белые аланы ». Прилагательное" белый "очень часто служил в кочевых орд для различения определенных частей народа, одной соплеменных орды от другой ". У славян также существовала традиция названия частей племен с применением деления на "белых" и "черных". У славян это распределение было географическое основание - "белыми" называли северные части племен и народов, а "черными" - южные. Это касается, в частности, белых хорватов, которые заселяли украинские Карпаты и впоследствии стали одной из составляющих формирования украинского этноса, в отличие от хорватов, которые отошли на юг.

С XV в. новообразованной государство Московия пыталась присвоить название Руси. В этом нет ничего удивительного или необычного. Часто руководители тех стран, которые считают, что им не хватает своей истории, пытаются присвоить чужую, более авторитетную и уважаемую.

В истории существует немало "заимствований" чужих этнонимов. Современная Румыния позаимствовала свое название от Рима, хотя римляне массово выселились с территории Румынии в 270-х pp., Оставив там местное латинизированном дакийское населения. Во времена Средневековья Германия официально называлась "Священной Римской империей", хотя вклад германцев в римскую историю ограничивался преимущественно тем, что германские племена разрушили Рим.

Название Украине менялась во времени. Сначала греки называли эту землю Киммерии, впоследствии греки и римляне - Большой Скифии, Сарматией тому подобное. По новой эры у предков Украинский были самоназвания: "анти", Русь, и, наконец, Украина.

Такое изменение названий страны является скорее правилом, чем исключением. Скажем, государство, ныне известная как Китай, многократно изменяла свое название - каждый раз по имени правящей династии. Однако нет никаких сомнений - под всеми этими названиями речь идет об одном и том же Китай и китайский народ, полностью сохранял этническую наследственность.

Название Русь - это всего лишь древнее название Украины. А Украина, соответственно, - более молодая название Руси.

Тот факт, что современная Россия позаимствовала историческое название Украины, является лишь признаком престижности имени Руси. Эту престижность получили своими усилиями предки украинский.

По имени и наследие Киевской Руси не может претендовать еще кто-то, кроме народа, на исконной территории которого расположено основные государственно-политические, культурные и религиозные центры Руси - Киев, Чернигов, Переяслав, Канев, Белгород, Васильков, Вышгород, ЮрТв, Любеч, Овруч, Острог, Путивль, Новгород-Северский, Алешки, Прилуки, Владимир-Волынский, Луцк, Галич, Львов, Звенигород, Теребовля и др. Именно те земли Украины, которые в свое время входили в состав Киевской Руси, в наибольшей степени сохранили украинскую этническую идентичность.

Языком первоисточников:

"В самом начале пределы страны славян находится город под названием Куябы (Киев). Путь к их страны идет степями, землями бездорожного, через ручьи и дремучие леса. Страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. они не имеют ни виноградников, ни полей. из дерева производят они что-то вроде кувшинов, в которых содержатся в них и ульи для пчел, и мед пчелиный сохраняется. Это называется у них Сидж. они пасут свиней подобно овец. Когда умирает кто-то из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится в них покойник, царапают себе ножом руки и лица. на второй день по сожжении покойника идут туда, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на пригорок. через год после смерти человека берут кувшинов двадцать меда, иногда чуть больше, иногда чуть меньше, и несут их на тот пригорок, где собирается семья покойного, едят, пьют и затем расходятся... Все они идолопоклонники. больше всего сеют они просо. во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: "Господи, ты, снабжавший нам пищу [до сих пор], дай и теперь нам ее достаточно".

Есть у них разные лютни, гусли и свирели, их свирели два локтя, лютня же их восьмиструнна. Хмельной напиток готовят из меда. При сжигании покойников прибегают в буйное веселье, проявляя тем свою радость по поводу милости, сделанной ему [покойнику] богом. Рабочего скота в них мало, а верховых лошадей имеет только одна упомянутая человек. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия нет.

Главарь их коронуется; ему они повинуются и от приказов его отступают. Жилье его содержится внутри страны славян.

Упомянутая выше лицо, титулуют они "хозяином хозяев", называется в них свият царь; это лицо находится выше субанеджа [кафтана], который является только его наместник. Царь этот имеет верховых лошадей, не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него тоже замечательные, крепкие и драгоценные кольчуги. Город, где он живет, называется Джарваб; в нем происходит ежемесячно, в течение трех дней, торг. Холод в их стране бывает так силен, что каждый из них выкапывает себе в земле что-то вроде погреба, к которому приделывают деревянную остроконечный кровлю, вроде [кровли] христианской церкви, и на крышу накладывают земли. В такие погреба переселяются со всей семьей и, взяв немного дров и камней, зажигают огонь и накаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалится камни к высшей мере, поливают его водой, от чего расходится пара, так нагревает жилье сбрасывают уже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь их объезжает их каждый год. Когда у кого-то из них есть дочь, то царь берет себе в год по одному из ее нарядов, а если сын, то царь берет себе тоже по одному из его нарядов в год. У кого нет ни сына, ни дочери, то дает в год по одному из нарядов жены или служанки. Поймает царь в государстве своей разбойника, велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-то из правителей на дальних окраинах своих владений.

3. О Русии, то содержится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они [русские], занимает пространство на три дня дороги; укрыт он лесами и болотами; нездоровый и влажный к тому, что достаточно стать ногой на землю, и она уже трясется из-за обилия воды в ней. Они имеют царя, который называется хакан-Рус. Они делают набеги на славян, подплывают к ним на кораблях, высаживается, забирают их [славян] в плен...

Когда у какого из них родится сын, то он берет вынутый из ножен меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что получишь себе дым мечом" ... Плату, получаемую деньгами, завязывают очень крепко в пояса свои. Одеваются они неопрятно; мужчины носят в них золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо и заботятся об их одежду, так как используют их при торговле. Мост в них много, и живут они просторно. К гостям относятся с уважением и ведут себя хорошо с иностранцами, которые ищут в них защиты, и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Когда же кто-то из них обидит или утисне иностранца, помогают последнем и защищают его.

Мечи в них Сулайман. Когда просит помощи нибудь из их родов, выступают в поле все: между ними не раздора, а воюют единодушно против врага, пока не победят его. Когда кто-то из них имеет иск на другого, то зовет его на суд к царю, перед которым и спорят; когда царь изрек приговор, выполняется то, что он велит. Если обе стороны приговором царя недовольны, то, по его приказу, должны решить дело до конца оружием: чей меч острее, тот и победит. На борьбу эту родственники [обоих сторон, судятся] приходят вооруженные и становятся [друг против друга]. Тогда соперники вступают в бой, и кто преодолеет противника, выигрывает дело в соответствии со своей требования. Есть в них знахари - некоторые из них дают приказы царя, как начальники их [русов]. Случается, что предписывают они приносить в жертву творцу их только вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, то не выполнять их приказа никак нельзя. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, подвешивает жертву к бревну и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они мужественные и сильные. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего; покоряют побежденных и обращают в рабство. Они высокорослые, имеют красивый вид и смелые при нападении; но смелости этой на коне не проявляют, а все свои набеги делают на кораблях. Шаровары носят они широкие сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шаровары, собирают они их в собрание круг колен, к которым затем привязывают...

Когда умирает у них кто-то из вельмож, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как его одежду, так и браслеты золотые, которые он носил; дальше опускают туда множество продуктов, сосуды с напитками и чеканную монету ".

"Книга драгоценных сокровищ Абу-Али Ахмеда Ибн-Омар Ибн-Даста", 30-е годы X в.

"И видел русов, когда они прибыли в своих торговых делах и высадились на реке Итиль [Волге]. И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяные, красивые. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но носит какой-нибудь человек из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из рук его выходит из нее. У каждого из них есть топор и меч и нож. и он никогда не оставляет того, о чем упомянуто. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. и от края ногтя кого-либо из них к его шее изображена собрание деревьев, изображений и прочего. А что касается каждой женщины из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, в соответствии с состояния ее мужа. и у каждого кольца сверток и нож, также прикреплены на груди. на шеях у них несколько рядов бусы из золота и серебра... Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Итиле (Волге) ".

Ибн Фалдан, "Путешествие на Итиль", середина X в.

"Рассказ о стране русов и ее города. К востоку от этой страны - горы печенегов, на юг от нее - река Рута, на запад от нее - Саклаби, на север - необитаемые Земли Севера. Это большая страна, и жители она не смирные, непокорные, имеют надменный вид, задиристые и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущих вокруг них, и выходят победителями. Обладатель их носит Рус-Каган. Эта страна очень щедро наделена природой в том, что касается всего необходимого [для жизни]. часть из них отличается любезностью обхождения. они держат в почете знахарей. Ежегодно они выплачивают десятую часть от своей добычи и торговых доходов правительства... из 100 локтей хлопчатобумажной ткани, больше или меньше того, шьют они штаны, которые надевают, засучив их выше колена. они носят шапки из овечьей шерсти, с хвостами, что приходят сзади на их шее. Мертвых хоронят со всем их имуществом, одеждой и украшениями. [Также] они помещают пищу и питье в могилу вместе с умершим. Куяба - это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания обладателя. Оно производит меха и ценные мечи ".

Перськомовна "Книга о пределах мира от востока до запада", 982р., О событиях IX в.

"Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости; в крепостях и укреплениях они проводят зиму; летом живут в лесах. В них много пленных. Захватив вора, они отнимают у него все имущество, отправляют его на окраину своих владений и там подвергают его наказанием. Внебрачные между ними не бывает. если какая-нибудь женщина полюбит какого-либо человека, она идет к нему, а если она оказывается девицей, берет ее себе в жены, в противном случае он продает ее и говорит: "если бы в тебе было толком, то ты бы сохранила себя ". Если кто-нибудь сделает прелюбодеяние с замужней женщиной, то его убивают, не приемля от него никаких извинений. вина и меда в них много, иногда у одного человека бывает до 100 кувшинов вина из меда" .

Абу Саид Гардизи, "Украшение известий", 1050-59 pp., О событиях IX-Х вв.

Существует множество версий и легенд об основании Киева. Задолго до основания Киева, на его месте существовали поселения разных народов. Многие историки, читают, что в III тысячелетии до нашей эры существовало поселение, относящееся к Трипольский цивилизации, а в IV–V веках до нашей эры скифское крупное поселение.
Славянские поселения же появились в этих местах намного позже. Первыми, как считают историки, появились славянские племена полян. Именно поляне заложили здесь свой город в VI веке нашей эры. В «Повести временных лет» киевским летописцем Нестором описывается легенда, по которой город был основан тремя братьями и сестрой. Старший брат – князь Кий, глава рода, основал на одной из возвышенностей небольшое укрепление. В те времена строительство на возвышенности поселений было распространено повсеместно, так как существовала угроза со стороны кочевников степи. Гора или крутой холм позволяли повысить оборонительную способность укрепления. Хорив и Щек, его младшие братья так же воздвигли свои укрепления на возвышенностях – Щековица и Хоривица. А посреди их укреплений воздвигли город, названный в честь старшего из братьев – Киевом. Их сестру звали Лыбидь. О ее существовании говорит один факт – в честь их сестры названа река Лыбедь, являющаяся правым притоком Днепра. Но до конца не известно, соответствует ли это действительности. Ведь летописного подтверждения существованию Лыбиди нет.
Как и многие предания, легенда об основании Киева представляется как исторический факт, смешанный с выдумкой. Многие историки полагают, опираясь на различные летописные источники, что Кий, Щек и Хорив не были братьями в прямом смысле этого слова, а были вождями разных славянских племен, вошедших в полянский союз. Изначально в состав этого союза входили две племенные группы местной – антов, и пришедшей с запада – словен-дулебов. Первые укрепления же обуславливались угрозой с севера – вторжением волынцев. Позже северные племена волынцев осели здесь, заключив союз тройной союз. И благодаря этому союзы был воздвигнут град Киев, в котором вплоть до IX века сохранилось соправление трех племен.
Некоторые полагают, что Кий был не князем полян, а переправщиком (паромщиком) через реку Днепр. Этому есть логическое объяснение. Так как в то время зачастую использовалась аллегория при описании исторических личности, то вполне правдоподобно было бы полагать, что Кий был вождем именно северных племен волынцев, вторгавшихся на территорию полян. А ведь для того, чтобы попасть в поселение антов, ему с дружиной нужно было переправиться через Днепр – тут и появляется версия о Кие, как о паромщике. Как полагают историки, племена антов возглавлял Щек, а пришедших с запада словен-дулебов – Хорив.
Существует несколько источников, подтверждающих легенду о братьях-князьях, основавших город. В армянских летописях есть подтверждение легенде о трех братьях. В «Истории Тарона» говорится о братьях Куаре, Мелтее и Хореване, которые основывают три града в Палуни. Так же есть упоминания о Киеве и его основателях и византийских источниках.
Археологические раскопки подтверждают дату возникновение славянского города Киева в VI веке. Изначально поселение находилось на Старокиевской горе. Но удачное расположение города на важном торговом пути «из варяг в греки» позволило ему разрослись к IX веку до размеров крупного города раннего средневековья. По разным оценкам население Киева насчитывало от 30 до 50 тысяч человек.
До XI века упоминания о Киеве очень бедны. Но после похода киевского князя Аскольда на Константинополь в 860 году, Киевское княжество становится известным. А с приходом к власти в 882 году Олега город получает статус столицы, становясь «матерью городов русских». Именно Олег завоевывает прилегающие к Киеву территории, покоряет разрозненные племена славян и объединяет их в Киевскую Русь. После его смерти власть переходит к Игорю Рюриковичу. А затем к его жене Ольге. Приняв христианство, она пытается крестить Русь, но ей это не удается.
С приходом на княжение Владимира Великого для Киевской Руси наступает «золотой век». Кроме экономического и демографического роста, происходит объединение всей Руси под одной верой. Князю Владимиру удается крестить Русь в 998 году. В Киеве строится первая православная церковь – Десятинная. Город заметно разрастается. Появляются каменные оборонительные стены, воздвигаются Кловский и Киево-Печерский монастыри, Золотые Ворота и Софиевский собор.
Основание Киева позволило объединить многие разрозненные славянские племена. Это стало одним из ключевых этапов развития Руси. К тому же возникновение Киева привело Русь к единой православной вере, что заметно укрепило власть князей и внесло неоценимый вклад в культуру и архитектуру русских земель.

По официальной версии Киев был основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью. Однажды они остановились на днепровских берегах и решили остаться в местах с живописными лесами и изобилием дичи. Старший брат Кий построил большой дом, вокруг которого потихоньку и начал строиться город. Однако некоторые киевоведы утверждают, что на самом деле Щек, Хорив и Лыбедь выдуманными персонажами, призванными приукрасить историю о полянском князе Кие, которые реально существовал.

Одно время считалось, что Кий был простым перевозчиком, но поскольку в хрониках неоднократно упоминались его поездки в Византию, ученые вернули ему титул князя.

Место, откуда по легенде пошел Киев, сохранилось до сих пор. Это гора Кияница, стоящая на Подоле – на ней Исторический музей и фундамент Десятинной . В летописях указывается, что князь Кий пришел и начал княжествовать на горе, которая впоследствии получила от него название Киевица, а на горах Щековице и Хоревице, соответственно, правили его братья Щек и Хорив.

Дата основания Киева

Недавно был официально отмечен 1525-й юбилей со дня основания Киева. Точная дата появления столицы Украины на сегодняшний день доподлинно неизвестна. В 1982 году ЦК КПСС издало указ о праздновании юбилея 1500-летия города, чтобы приблизить юбилей дня Киева к юбилею крещения Руси.

Еще одна версия даты появления Киева указывается в хрониках «Повести временных лет», в которых стоит конкретная дата – 482 год.

Историки же считают, что столица Украины гораздо древнее, чем предполагалось ранее – одни утверждают, что Киеву примерно пять тысяч лет, и он является ровесником египетских пирамид. Другие уверены, что городу как минимум на триста лет больше, чем принято считать. Мнение об основании Киева в 482 году часто опровергается заявлениями о том, что этим временем просто датировано первое письменное упоминание о нем.

По мнению немецких историков, Киев был основан в третьем веке нашей эры, однако археологические раскопки, проводимые в двадцатом веке, наглядно показали, что столица Украины была основана на рубеже пятого-шестого веков. Также существует версия, что город образовался в 8-10 веках, когда хуторы и поселки под княжеством Кия объединились в одну инфраструктуру и таким образом впоследствии превратились в цветущий Киев.

Киев, столица Украины - очень красивый город. Он полон разных достопримечательностей, сказаний и легенд. Также и об основании этого города есть своя легенда, которую многие украинцы знают с детства.

Самой распространенной и достоверной считается легенда о трех братьях: Кие, Щеке, Хориве. Также у них была сестра Лыбедь. Киев был назван в честь старшего брата Кия. Он и считается легендарным основателем этого города. О Кие сохранилось два летописных предания.

Оба предания имеют право на существование. Есть доказательства в пользу и в первого, и второго. Каждый сам решает, во что верить.

Одно из них гласит, что Кий был перевозчиком через Днепр, и это место впоследствии стали называть Киевским.

Второе предание повествует, что Кий со своими двумя братьями были Полянскими князьями, которые основали три города. По прошествии какого-то времени они слились в один город. А назвали этот город в честь старшего брата.

Мнение историков и археологов

Историки больше склоняются ко второму преданию, считают его более достоверным и убедительным.

Такая версия подтверждается и археологическими раскопками, доказавшими, что на месте Киева было несколько поселений, которые спустя какое-то время слились в один город.

Жил ли Кий на самом деле?

Многие скептически относятся к этой личности и не считают, что есть достоверные факты подтверждающие, что Кий действительно существовал и что именно он является основателем города Киева.

Но не все историки и летописцы так считают. Например, Нестор Летописец считал Кия реальной исторической личностью. И в своих записях упоминал о нем и утверждал, что именно он является основателем Киева.

Нестор Летописец является одним из авторов «Повести временных лет», где как раз упоминается об основании Киева.

Также при раскопках на Старокиевской горе были найдены останки древнейшего города VII века. Те раскопки доказали, что Кий – это реальная историческая личность и именно он является основателем города.

Значение имени Кий

Одно из значений этого имени – посох, жезл. Также это имя может означать дубина, боевой молот, а от тюркского – высокий берег.

Никто не знает, когда получил это имя Кий: от рождения или же получил, будучи взрослым, от своих современников за какие-то заслуги или же за боевую доблесть и склонность к путешествиям. Это остается тайной.

Киев сегодня

Киеву уже несколько сотен лет. Он все также не перестает радовать своих жителей, а также гостей и туристов своей грациозностью и красотой. Из всей территории застроено лишь 42%. Оставшаяся большая часть территории занята зелеными массивами, водоемами и парками. Почетным символом города считаются каштаны, которые обычно цветут в мае.

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.

Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.

В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси - древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь.

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами.

Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большая часть города сровнена с землёй. В истории Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет монголо-татары господствовали на украинских землях. И всё же Киеву удалось сохранить свои древние, ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.

В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.



Что еще почитать