Воздушно-десантная подготовка, грузовые парашютно-десантные средства, их подготовка, десантирование боевой техники и грузов, учебник —. Методика воздушно-десантной подготовки общие положения методики воздушно-десантной подготовки Методика воздушно-десантн

О книге: Учебник. Воздушно-десантная подготовка, грузовые парашютно-десантные средства, их подготовка, десантирование боевой техники и грузов. Издание 1985 года.
Формат книги: файл djvu в архиве zip
Страниц: 481
Язык: Русский
Размер: 7,9 мб
Скачать книгу: бесплатно, без ограничений, на нормальной скорости, без логинов и паролей

Еще в начале 30-х годов Советский Союз полностью прекратил импорт дорогостоящих парашютов. К этому же времени была решена проблема десантирования легкого оружия, пулеметов, винтовок, боеприпасов и других боевых грузов. Сложнее дело обстояло с выброской тяжелых видов оружия, без которых, как показали теоретические разработки и опыт десантирования, десантники не могли успешно вести бой в тылу противника. Надо было создать принципиально новый вид техники - воздушно-десантную.

Первым шагом в выполнении этой задачи явилось решение командования Военно-воздушных сил РККА о проведении научно-исследовательским институтом ВВС исследовательских работ по созданию и испытанию различных типов средств выброски с парашютами военной техники и боевых грузов. В соответствии с этим решением в НИИ ВВС в 1930 году был создан конструкторский отдел, позднее преобразованный в Особое конструкторское бюро (ОКБ ВВС), под руководством военного летчика, участника гражданской войны, талантливого изобретателя Павла Игнатьевича Гроховского.

Парашютно-десантные средства в предвоенный период.

В 1931 году ОКБ Гроховского построило и провело испытания специальной подвески для перевозки под фюзеляжем самолета ТБ-1 автомобилей, легких орудий и других тяжелых боевых грузов, были разработаны специальные мешки и короба (контейнеры) для десантирования вооружения, боеприпасов, продовольствия и техники, которые подвешивались под крыльями самолетов ТБ-1 или Р-5.

В 1932 году бюро приступило к разработке парашютных платформ (Г-37а, Г-38а, Г-43, Г-62) для сбрасывания с грузовыми парашютами с внешних подвесок самолета ТБ-1 полевого 76-мм орудия и автомобилей типа «пикап», а с самолета ТБ-3 - мотоциклов с коляской и танкеток.

На маневрах 1936 года в Белоруссии было выброшено более 150 станковых пулеметов и восемнадцать легких орудий. Однако до Великой Отечественной войны в области парашютного десантирования крупногабаритной боевой техники и тяжелых грузов значительных успехов достигнуто не было, главным образом из-за ограниченных габаритов и грузоподъемности существовавших в то время транспортных самолетов.

В начале 40-х годов совершенствовались парашютно-десантные мягкие мешки (ПДММ), были созданы универсальная десантная подвеска (УДП-500)-на 500 кг груза, индивидуальные грузовые контейнеры ГК-20 и ГК-30, парашютно-десантные универсальные ремни (ПДУР), а для десантирования на парашютах горючего и смазочных материалов, воды и других жидкостей - парашютно-десантный бензобак (ПДББ-100) и парашютно-десантная тара для жидкостей (ПДТЖ-120).

К концу Великой Отечественной войны были выполнены конструкторские работы по улучшению воздушно-десантной техники, обеспечивающей безопасное приземление с грузовыми парашютами тяжелых минометов, орудий 57 и 85-мм калибра, автомобилей ГАЗ-67 , сбрасываемых с самолетов-бомбардировщиков Ту-2. Для этого использовались открытые подвески, а также удобообтекаемые закрытые контейнеры-подвески типа П-101 и П-90, созданные в 1943 году.

После Великой Отечественной войны наряду с совершенствованием организационно-штатной структуры воздушно-десантных войск совершенствовались воздушно-десантная техника и военно-транспортная авиация. Значительных успехов удалось добиться в повышении надежности парашютных систем для тяжелых грузов. Появление широкофюзеляжных транспортных самолетов с кормовым люком типа Ан-8 и Ан-12 ознаменовало новый этап в развитии воздушно-десантной техники.

Парашютно-десантные средства в послевоенный период.

В шестидесятые годы на вооружении появилась парашютная платформа ПП-127-3500, предназначенная для десантирования на ней боевой техники и воинских грузов полетной массой от 2700 до 5000 кг. В эти же годы были созданы парашютно-десантная система для бочек ПДСБ-1 и парашютно-реактивная система ПРС-3500.

В 70-е годы в ВДВ появились парашютно-десантные средства десантирования нового поколения. Так, парашютная платформа ПП-128-5000 позволила десантировать грузы полетной массой от 4500 до 8500 кг. Затем создается парашютная платформа П-7, предназначенная для десантирования грузов полетной массой от 3700 до 9500 кг, а парашютная платформа П-16 обеспечила десантирование грузов полетной массой уже до 21 000 кг.

Парашютно-десантные средства как составная часть воздушно-десантной техники развиваются и совершенствуются параллельно с развитием науки и техники. Огромная заслуга в этом принадлежит замечательным советским конструкторам М. А. Савицкому, А. И. Привалову, Н. А. Лобанову, Ф. Д. Ткачеву, братьям Дорониным, которые стояли у истоков отечественного парашютизма.

Содержание учебника «Воздушно-десантная подготовка, грузовые парашютно-десантные средства, их подготовка, десантирование боевой техники и грузов».

Введение.
Наименования, принятые в Учебнике.

Глава 1. Основы десантирования боевой техники и грузов.

1.1. Парашютные системы.
1.2. Парашютные платформы.

Глава 2. Многокупольная парашютная система МКС-5-128Р.

2.1. Вытяжная парашютная система ВПС-8.
2.2. Дополнительный вытяжной парашют.
2.3. Блок основного парашюта.
2.4. Монтаж парашютной системы на раму 130, 104 или площадку 135.
2.5. Работа парашютной системы в воздухе.

Глава 3. Многокупольная парашютная система МКС-5-128М.

3.1. Вытяжная парашютная система ВПС-12130.
3.2. Блок вытяжного парашюта с площадью купола 4,5 м2.
3.3. Блок стабилизирующего парашюта.
3.4. Блок основного парашюта.
3.5. Монтаж парашютной системы на площадку 135.
3.6. Работа парашютной системы в воздухе.

Глава 4. Парашютная платформа П-7.

4.1. Грузовая платформа.
4.2. Автоматические устройства.
4.3. Средства обеспечения и документация.

Глава 5. Подготовка и десантирование платформы П-7.

5.1. Подготовка платформы к швартовке груза и загрузке ее в военно-транспортные самолеты.
5.2. Загрузка самолета Ил-76.
5.3. Загрузка самолета Ан-22.
5.4. Загрузка самолета Ан-12Б.
5.5. Работа платформы в воздухе.
5.6. Выгрузка платформы из самолета Ил-76.
5.7. Регламентные работы.

Глава 6. Подготовка боевой техники и грузов к десантированию на платформе П-7 из самолетов Ил-76 и Ан-22.

6.1. Боевая машина десанта БМД-1.
6.2. Бронетранспортер БТРД.
6.3. Боевая машина БМ-21В.
6.4. Автомобиль УАЗ-450.
6.5. Автомобиль УАЗ-469рх.
6.6. Автотопливозаправщик ТЗ-2-66Д, мастерская МРС-ДАТ и изделие Р-142.

Глава 7. Парашютная платформа ПП-128-5000.

7.1. Грузовая платформа.
7.2. Автоматические устройства.
7.3. Средства обеспечения и документация.

Глава 8. Подготовка и десантирование платформы ПП-128-5000 из самолета Ан-12Б.

8.1. Подготовка платформы к швартовке груза и загрузке ее в самолет.
8.2. Подготовка автомобиля ГАЗ-66Б к десантированию из самолета.
8.3. Загрузка самолета.
8.4. Работа платформы в воздухе.
8.5. Регламентные работы с ПП-128-5000.

Приложения.
1. Хранение парашютно-десантных средств.
2. Характеристика лент и шнуров.

Настоящее Руководство определяет: обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке, основные положения по организации подготовки личного состава, вооружения, военной, специальной техники и грузов к десантированию, правила выполнения прыжков с парашютом из различных типов военно-транспортных самолетов и вертолетов, порядок проведения в воинских частях мероприятий по парашютному спорту. В нем изложены основные положения по снабжению, хранению и эксплуатации воздушно-десантной техники.

В Руководстве определены также основные обязанности должностных лиц военно-транспортной авиации в части, касающейся обеспечения учебно-тренировочных прыжков с парашютом.

Руководства РВДП-79 и РВДТ-80, с выходом настоящего Руководства утрачивают свою силу.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Настоящее Руководство содержит основные указания и требования по организации воздушно-десантной подготовки в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в программу боевой подготовки которых входит воздушно-десантная подготовка.

Руководства (РВДП-79 и РВДТ-80), с выходом настоящего Руководства, утрачивают свою силу.

2. Воздушно-десантная подготовка является предметом боевой подготовки и видом технического обеспечения войск. Она имеет целью обеспечить постоянную го­товность личного состава, вооружения, военной, специальной техники и грузов (далее ВВСТ и грузы) к десантированию для выполнения боевых и специальных задач.

Воздушно-десантная подготовка включает:


  • подготовку соединений и воинских частей к десантированию;

  • обучение личного состава умелому совершению прыжков с парашютом из военно-транспортных самолетов с полной боевой выкладкой, днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях , в любое время года и на раз­личную местность, а также обучение подготовке ВВСТ и грузов к десантированию;

  • организацию эксплуатации и ремонта воздушно-десантной техники и содержание ее в постоянной готовности к применению;
3. Успешное выполнение задач воздушно-десантной подготовки достигается:

Своевременным обеспечением соединений, воинских частей и под­разделений необходимой воздушно-десантной техникой и имуществом, содержанием их в постоянной боевой готовности к приме­нению;


  • систематическим повышением знаний, совершенство­ванием умений и навыков личного состава в подготовке ВВСТ и грузов к десантированию и к совершению прыжков с парашютом;
- тщательным контролем всех этапов подготовки лич­ного состава, ВВСТ и грузов к десантированию;

Постоянным совершенствованием методики воздуш­но-десантной подготовки, качественным проведением заня­тий с учетом индивидуальных особенностей и морально-психологических качеств каждого десантника;

Проведением в установленные сроки зачетных сессий с офицерским составом;

Постоянным совершенствованием учебно-материаль­ной базы по воздушно-десантной подготовке и поддержанием ее в исправном состоянии;

Разработка и проведение мероприятий по содержа­нию воздушно-десантной техники в исправном состоянии;

Организация и проведение специальной подготовки личного состава воздушно-десантной службы;

Организация и проведение зачетных сессий по воз­душно-десантной подготовке с офицерским составом;

Организация и проведение тщательного контроля всех этапов подготовки личного состава, ВВСТ и грузов к десантированию;

Подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов к выполнению обязанностей выпускающего;

Контроль и инструктаж парашютистов-десантников на линиях старта;

Обеспечение приема парашютистов-десантников на площадке при­земления;

Изучение предпосылок к парашютным происшест­виям, своевременный анализ случаев ненормальной рабо­ты воздушно-десантной техники и принятие необходимых мер для их предупреждения;

Обобщение передового опыта по воздушно-десантной подготовке в целях его распространения и практического использования в воинских частях и соединениях;

Постоянное совершенствование учебно-материальной базы по воздушно-десантной подготовке;

Руководство изобретательской и рационализатор­ской работой, направленной на совершенствование воз­душно-десантной техники и методики обучения личного со­става;

Участие в проведении войсковых испытаний новых образцов воздушно-десантной техники и военно-транспорт­ных самолетов;

Организация и проведение мероприятий по разви­тию в воинских частях и подразделениях парашютного спорта и сда­че разрядных норм;

Ведение учета и отчетности по службе.

8. На воинские части и подразделения десантного обес­печения возлагаются следующие задачи:

Подготовка воздушно-десантной техники к применению;

- поддержание в постоянной боевой готовности , транс­портировка и разгрузка (погрузка) воздушно-десантной техники;

Участие совместно с подразделениями и воинскими частями в подготовке ВВСТ и грузов к десантированию;

Сбор и обслуживание воздуш­но-десантной техники после десантиро-вания;

Проведение технических осмотров и регламентов технического обслуживания с воздушно-десантной техникой, автоматическими устройствами и парашютными страхующими приборами;

Обеспечение войскового ремонта и доработок воз­душно-десантной техники;

Постоянное совершенствование знаний и навыков личного состава в подготовке воздушно-десантной техники к применению.

9. На авиационные части Воздушно-десантных войск возлагаются задачи обеспечения мероприятий воздушно-десантной подготовки соединений и воинских частей.

10. Все мероприятия по воздушно-десантной подготов­ке должны проводиться в строгом соответствии с настоя­щим Руководством, организационно-методическими указаниями командующего Воздушно-десантными войсками по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке на учебный год, про­граммами боевой подготовки и соответствующими ин­струкциями.

11. Основными мероприятиями воздушно-десантной подготовки являются:

Подготовка личного состава к соверше­нию прыжков с парашютом;

Организация и проведение прыжков с парашютом;

Подготовка к десантированию ВВСТ и грузов и их практическое десантирование.

12. Прыжки с парашютом являются наиболее слож­ным и ответственным этапом воздушно-десантной подго­товки.

Успешное проведение прыжков с парашютом дости­гается четкой их организацией, тщательным контролем го­товности людских десантных парашютов и личного состава для совершения прыжков , стро­гим выполнением требований настоящего Руководства и высоким уровнем подготовки всего личного состава.

13. К совершению прыжков с парашютом допускают­ся военнослужащие, отвечающие специальным медицин­ским требованиям, изучившие полный курс наземной под­готовки, сдавшие зачеты с оценкой не ниже «хорошо».

14. С офицерами, прапорщиками и военнослужащими по контракту, не имеющими воздушно-десантной подготовки, проводятся сборы в масштабе соединения (воинской части), в ходе которых с ними проводятся занятия в объеме программы подготовки военнослужащих к совершению первого прыжка с парашютом и оформляются все необходимые документы для допуска их к совершению прыжков с парашютом.

15. С военнослужащими, имеющими перерыв в практическом совершении прыжков с парашютом (более шести месяцев), проводятся не менее двух дополнительных занятий по наземной отработке элементов прыжка с парашютом с принятием зачетов. После проведения этих занятий составляется акт и издается приказ командира воинской части о допуске личного состава к совершению прыжков с парашютом.

16. При поступлении на вооружение в часть парашютных систем другого типа дополнительно организуются и проводятся занятия с личным составом по изучению материальной части и укладке этих парашютных систем и особенностей управления ими в воздухе до момента приземления. Время и количество дополнительных занятий определяется в зависимости от сложности устройства и особенностей укладки нового парашюта и задачи предстоящего прыжка.

Допуск личного состава к совершению прыжков на парашютных системах нового типа осуществляется приказом командира воинской части, издаваемого на основании акта о результатах контрольно-проверочных занятий по знанию материальной части, укладке, правилам эксплуатации данной парашютной системы и результатов наземной подготовки.

17. Военнослужащим, совершившим первый прыжок с парашютом, выдается знак «Парашютист». Вручение знака проводится перед строем подразделения (воинской части) в торжественной обстановке.

18. Военнослужащим, отлично усвоившим программу воздушно-десантной подготовки, совершившим не менее 10 прыжков с парашютом, имеющим отличные оценки по воздушно-десантной, огневой, тактической, строевой подготовке, а по остальным не ниже оценки «хорошо» и не имеющим нарушений воинской дисциплины , приказом командира соединения (воинской части) или начальника военно-учебного заведения присваи­вается звание «Парашютист-отличник».

Получившим звание «Парашютист-отличник» выдается нагрудный знак и делается соответствующая запись в во­енном билете (Приложение № 1).

19. Офицерам, прапорщикам и военнослужащим по контракту, имеющим положительную аттестацию по занимаемой должности, имеющим достаточный опыт в воздушно-десантной подго­товке, в совершенстве владеющим техникой прыжков с людскими десантными парашютами, отлично знающим воздушно-десантную технику и порядок подготовки ее к десантиро­ванию, сдавшим установленные зачеты с оценкой «отлично», приказом командующего Воздушно-десантными войсками присваивается звание «Инструктор воздушно-десантной подготовки» и выдается удостоверение и нагрудный знак.

Кандидаты на присвоение звания «Инструктор воздушно-десантной подготовки» должны иметь не менее 40 прыжков с парашютом и иметь опыт совершения прыжков с парашютом из самолета Ил-76 и ему подобных;

Подготовка кандидатов и прием зачетов производятся в соответствии с Положением о присвоении звания «Инструктор воздушно-десантной подготовки» (Приложение №2).

20. В целях совершенствования знаний и практических навыков офицерского состава по воздушно-десантной под­готовке в воинских частях и соединениях Воздушно-десантных войск ежегодно проводятся зачетные сессии с офицерами. К сдаче зачетной сессии привлекаются также прапорщики, имеющие звание «Инструктор воздушно-десантной подготовки» (Приложение №3).

С офицерами воздушно-десантной службы и команди­рами подразделений, десантирующими ВВСТ и грузы своих подразделений на парашютных платформах, парашютно-реактивных системах, парашютно-бесплатформенных системах, проводятся зачетные сессии на допуск их к самостоятельному контролю готовности к десантиро­ванию ВВСТ и грузов подчиненных им подразделений.

Зачеты принимаются специальной квалификаци­онной комиссией, назначаемой приказом командира соеди­нения (начальника военно-учебного заведения).

Допуск лиц к самостоятельному контролю готовности ВВСТ и грузов к десан­тированию осуществляется приказом командира соединения (начальника военно-учебного заведения), на основании результатов сдачи зачетной сессии.

21. Обучение личного состава подготовке к де­сантированию ВВСТ и грузов организуется и проводится во всех воинских частях и подразделениях, ВВСТ и грузы которых состоят в расчете на десантирование.

Подготовка ВВСТ и грузов к десантированию осуще­ствляется личным составом подразделений под тщатель­ным контролем их командиров и офицеров (специалистов) воздушно-десантной службы.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 2/2002, стр. 17-22

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Б. БОГДАН ,

кандидат технических наук

Воздушно-десантная подготовка (ВДП) в армии США (ВАС - Basic Airborne Course) проводится на базе 1-го батальона 507-го парашютно-десантного полка, который называют «школой ВДП» (располагается на территории Форт-Беннинг, штат Джорджия). Штаб 1-го батальона является центральным органом национальных вооруженных сил по управлению ВДП. На него возложена также задача обеспечить воздушно-десантную подготовку как личного состава армии, так и подразделений ВМС, морской пехоты, подразделений специальных операции ВВС, службы спасения береговой охраны, прочих подразделений ВС США, а также военнослужащих других стран. Кроме этого, батальон осуществляет подготовку выпускающих и авианаводчиков для команд обеспечения зон выброски десанта.

1-й батальон состоит из штабной и четырех учебных рот (А, В, С и D), а также из роты обеспечения (Е), которая осуществляет укладку, ремонт и хранение парашютов и прочего снаряжения. Подразделения штабной роты разрабатывают графики ВДП и следят за их выполнением. Основой преподавательского состава батальона являются сержанты-инструкторы (DI - Drill Instructor). Их отличительный знак - черная бейсболка.

Занятия проводятся в течение трех недель (125 ч учебного времени). За этот период курсанты должны научиться выполнять прыжки с парашютом Т-10М с транспортных самолетов двух типов (С-130 и С-141) и приземляться, соблюдая правила техники безопасности. Для успешного завершения курса требуется совершить пять прыжков. Кроме того, инструкторы должны выявить тех, кто не обладает необходимой для парашютиста-десантника психофизической устойчивостью и не может им стать.

Ежегодно в батальон проводятся 44 набора по 370 - 380 человек, а выпускается около 14 000 квалифицированных парашютистов. Согласно статистическим данным, оканчивает курсы около 85 проц. военнослужащих-мужчин. Здесь же обучаются военнослужащие-женщины, причем в процессе подготовки из-за ее сложности их отсеивается в 3 раза больше, чем мужчин. Оканчивают школу только 53 проц. женщин-солдат и офицеров.

Основными причинами, по которым отчисляют из школы, являются следующие (в скобках указано количество выбывших за год): медицинские противопоказания (травмы) - 58 проц. (2 790 человек), не выдержали физической подготовки -18 проц. (870), по решению инструкторов - 11 проц. (540), по собственному желанию - 8 проц. (390), прочие причины - 5 проц. (249). Проблемы со здоровьем являются главной причиной, по которой проводится отчисление. Сюда входят повреждения костной и мышечной ткани, тепловые удары и прочее, что обусловлено, как считает командование армии США, высокими физическими нагрузками и климатом того района, где расположена школа ВДП. В штате Джорджия летом в утренние часы температура воздуха достигает +27°С (днем доходит до +38°С), а влажность 90 - 95 проц. Поэтому 18 проц. военнослужащих не выдерживают нагрузки в ходе физической подготовки, то есть не могут ежедневно выполнять требуемые нормативы (например, по бегу), предназначенные именно для того, чтобы выявить тех, кто не способен переносить длительные физические нагрузки. Некоторые курсанты уходят из школы по собственному желанию, узнав, что если так начинается жизнь парашютиста-десантника, то она - не для них.

Набор в школу ВДП проводится исключительно на добровольной основе. Желающие пройти такую подготовку подписывают контракт, в котором они обязуются совершать боевые прыжки в любое время и в любом районе. Единственной причиной отказа в приеме может быть только заключение врача. Курсантом школы может стать любой военнослужащий, начиная с рядового, только что получивший военную специальность. Согласно нормативному документу о приеме в школу ВДП SH (Student Hangout) 57-1 к кандидату предъявляются три требования: возраст до 36 лет, он должен быть добровольцем и сдать нормативы по физической подготовке (табл. 1). Все военнослужащие (в том числе с коррекцией зрения) автоматически считаются физически годными для совершения прыжков с парашютом с самолета.

Таблица 1

НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ШКОЛЫ ВДП

Для того чтобы быть зачисленными в школу ВДП, желающие пишут рапорт и высылают его вместе с заверенными результатами о сдаче нормативов по физической подготовке. Эта школа начала свою работу в 1942 году. Тогда же была разработана методика подготовки и отбора личного состава в ВДВ. За прошедшие годы ни оборудование, ни сама методика не претерпели существенных изменений.

Снаряжение парашютиста десантника. Парашютисты армии США совершают прыжки в обычной полевой форме, которую носят все военнослужащие армии. На голове у них обычный защитный шлем из композиционного материала кевлар. На ноги парашютисты надевают специальные ботинки, предназначенные для совершения прыжков с парашютом с укрепленным верхом и подошвой, чтобы предотвратить повреждения голеностоп и стопы, пара таких ботинок весит 1,8 кг. В состав снаряжения десантников входит бронежилет (массой 9,1 кг), изготовленный из кевлара, но во время прыжка его не надевают. Бронежилеты сбрасывают грузовыми парашютами.

Личное оружие десантника - карабин М4А (2,8 кг), винтовку М16А2 (3,5 кг) и пулемет М249 (6,88 кг) упаковывают в специальный контейнер, где есть гнездо для крепления одного снаряженного магазина. Контейнер с помощью тесемок привязывают к подвесной системе с левого бока парашютиста (рис. 1). Боекомплект (шесть магазинов к М4А и четыре гранаты, расположенные в двух подсумках) крепится к поясному ремню и поддерживается плечевыми ремнями. На ремне крепятся также две фляги по 1 л для питьевой воды. Противотанковые системы типа «Джавелин», комплекс ПЗРК «Стингер», пулемет М240В и 60-мм миномет (укомплектованный) тоже упаковываются в контейнеры, которые находятся у парашютистов на левом плече.

Поясной ремень и крепления устроены так, что снаряжение не перемещается по поясу во время передвижения парашютиста. Он имеет с собой перевязочный пакет в специальном подсумке, который обычно крепится на левом плече, а слева на ремне - штык-нож М9 и противогаз в комплекте с защитной одеждой. Подвесная система парашюта надевается поверх вышеперечисленного снаряжения. После приземления десантник освобождается от подвесной системы, достает винтовку и магазин и изготавливается к стрельбе.

В воздушно-десантных частях США роль грузового контейнера выполняет стандартный армейский вещевой рюкзак (ALICE pack), который на специальном фале подвешивается под запасным парашютом. Водонепроницаемый рюкзак крепится на алюминиевой раме, имеет общее отделение с карманом для радиостанции и три внешних отделения. Существует несколько типов таких рюкзаков, имеющих общую конструкцию, но различающихся своими размерами (в ВДВ используется самый большой). После отделения от самолета и раскрытия парашюта выполняющий прыжок отвязывает рюкзак, который падает вниз и удерживается 15-м фалом. Рюкзак первым касается земли, что уменьшает общую массу парашютиста и снижает скорость его приземления. Во время ночного прыжка рюкзак помогает определить момент встречи с землей.

Общая масса снаряжения парашютиста достигает 50 кг, а весь дополнительный груз размещается в рюкзаке. Если прыгает стрелок-автоматчик, то он имеет дополнительный груз - пулеметную ленту к пулемету М240В, запасной магазин к пулемету М249 (3,14 кг), мины М18 А1 (1,6 кг).

Огневой группе пехотного отделения выдаются два бинокля ночного видения AN/PVS-7B (по 0,68 кг), которые предназначены для командира группы и пулеметчика, а также четыре лазерных целеуказателя AN/PAQ-4C (по 0,255 кг) и один прибор спутниковой топографической привязки AN/PSN-11 (1,5 кг).

Согласно нормам, разработанным министерством обороны США, каждому парашютисту должно выдаваться на день четыре комплекта полевого пайка (MRE - Meals Ready to-Eat) no 1 кг, что делает практически непереносимой индивидуальную нагрузку (при трехсуточных учениях она составляет 12 кг). Обычно парашютисты берут всего два пакета MRE на день, так как считается, что этого вполне хватает (иначе можно набрать лишний вес, несмотря на тяжесть учений).

Учитывая, что ВДВ применяются в разных регионах мира, парашютисты обеспечивают себя запасом воды (2 л), так как, садясь в самолет, они не знают, где будут сброшены, кроме того, берут с собой два резиновых контейнера (1,8 л), так называемых «мочевых пузыря», которые укладывает в рюкзак, а также за свои деньги приобретают «верблюжий горб» - плоский резиновый контейнер, размещаемый между спиной и рюкзаком и имеющий резиновый шланг, через который на марше можно пить воду. В комплект снаряжения входит спальный мешок, плащ-палатка, миска, ложка, вилка из нержавеющей стали. Рюкзак ALICE имеет систему быстрого сбрасывания, что в случае встречи с противником позволяет парашютисту быстро скидывать его и вести бой.

Рис. 1. Парашютист в полном снаряжении

Физическая подготовка. Командование армии США считает, что в школе проводится не столько физическая подготовка, сколько отбор тех, кто достоин быть парашютистом сухопутных войск. На занятия по ВДП и физической подготовке военнослужащие надевают боевую полевую форму с головным шлемом (масса 1,3 кг). На шлеме стоит номер, что позволяет инструктору обращаться к соответствующему курсанту. Инструкторам школы ВДП разрешено изменять следующие положения полевого устава FM 21-20 по физической подготовке. Согласно ему гимнастические упражнения и бег должны выполняться только на время, нельзя задавать количество повторений, дистанцию и темп выполнения упражнений, запрещается применять физические упражнения в качестве наказания (это разрешается лишь во время ВДП). За день курсант проделывает не менее 200 отжиманий и полуприседаний. Если он допускает при этом ошибки, то выполняет отжимания от пола, а если на него одета подвесная система с макетом парашюта, - полуприседания. Как правило, требуется сделать десять отжиманий или полуприседаний (нужно присесть так, чтобы опущенными вниз руками достать до верха ботинок). В свою очередь, курсант должен выполнить заданное упражнение 11 раз и обязательно выкрикнуть: «За ВДВ» (For Airborn).

Занятия в школе начинаются с понедельника, но отобранные курсанты прибывают в школу за два-три дня, чтобы акклиматизироваться. После подъема в 6 ч ежедневно проводится 60-минутная тренировка. В ходе нее, в частности, предусматривается бег в строю в темпе, который задают инструкторы, - 1 миля за 9 мин. График бега на определенные дистанции представлен в табл. 2.

После бега курсанты выполняют специальный («десантный») комплекс гимнастических упражнений под команды и в объеме, которые задают инструкторы. Первое упражнение - прыжки на месте; второе - подтягивание на перекладине; третье - отжимание от пола; четвертое - из положения лежа на спине, раскинув руки в стороны, поднять прямые ноги вверх и опускать их поочередно влево вправо; пятое - полуприседания (необходимо достать прямыми руками до верха ботинок); шестое - из положения стоя руки за головой наклониться вперед и достать правым локтем колено левой ноги и наоборот, а затем выпрямиться; наконец, последнее, седьмое упражнение для пресса «по-десантному»: из положения лежа на спине, руки за головой, колени согнуты под прямым углом перейти в положение сидя, при этом ступни ног надо прижимать к полу самому, без помощи партнера.

Таблица 2

ГРАФИК БЕГА КУРСАНТОВ ШКОЛЫ ВДП

Ежедневный бег также является нарушением устава, так как согласно ему положено чередовать бег, способствующий развитию выносливости, с нагрузками для развития силы. Помимо развития выносливости, ежедневный бег позволяет выявить тех, кто получил травму нижних конечностей при подготовке к прыжкам или в ходе их выполнения и пытается ее скрыть. Приземление с поврежденной ногой может вызвать более значительную травму. Если курсант дважды не уложится во время, отведенное для прохождения дистанции, то его отчисляют и переводят в штабную роту. Здесь собираются все, в том числе те, кто получил травмы и повреждения, но сохранил желание стать парашютистом. В медицинской секции их лечат, восстанавливают, проводят физические тренировки, до тех пор пока они не смогут пробежать 4 мили за 36 мин. Затем они начинают учебу в школе снова.

Особенности воздушной подготовки в школе ВДП. Первый день занятий (как и все последующие) начинается с развода, а заканчивается парадным маршем курсантов «повзводно» перед командованием школы. Затем перед ними выступает командир школы, который рассказывает о программе подготовки, проводятся демонстрационные прыжки, курсантам объясняют, что от них будут требовать в процессе учебы. Заканчивается вступительное занятие осмотром всех тренажеров и демонстрацией приемов.

Особенностью воздушно-десантной подготовки является то, что в армии США десантники сами не укладывают парашюты - этим занимаются штатные укладчики. На курсах отсутствуют теоретические занятия. Сначала правильное выполнение элемента демонстрируют инструкторы. Вся подготовка рассчитана на то, чтобы научить курсанта делать это в ходе практических занятий на различных тренажерах.

Первые две недели целиком посвящены наземной подготовке. В течение первой, которая носит название «наземная неделя» (ground week), курсанты осваивают выполнение отдельных элементов прыжка: подгонка подвесной системы и надевание парашюта; посадка и размещение в самолете; действия парашютистов по сигналам и командам выпускающего; правила и техника отделения от самолетов С-130 и С-141 на их макетах.

В комплект парашюта Т-10М входит основной и запасной парашюты. Раскрытие основного происходит без применения стабилизирующего устройства. В самолете парашютист по команде выпускающего зацепляет карабин вытяжной веревки парашюта за трос-удлинитель. После отделения парашютиста от самолета вытяжная веревка вытягивается во всю длину, удерживая прикрепленный к ее петле чехол купола, и стаскивает его с основного парашюта. Для компенсации рывка при отделении от самолета парашютист должен согнуть в тазобедренных суставах сведенные вместе, напряженные и выпрямленные под прямым углом к туловищу ноги, руками обхватить запасной парашют, напрячь мышцы живота и начать отсчет четырех секунд, во время которого происходит выход купола из чехла и его раскрытие. Отработке этого элемента посвящают много времени на основных занятиях на различных тренажерах, так и на попутных тренировках. Любой инструктор имеет право дать курсанту в любое время команду «Пошел» (Hit it). Курсант должен бросить то, чем он занимался, подпрыгнуть вверх и приземлиться на сведенные вместе выпрямленные ноги, согнувшись вперед в тазобедренных суставах, а руками обхватить воображаемый запасной парашют и начать громко считать: «Одна тысяча, две тысячи...»(раскрытие парашюта происходит за 4 с). Затем он должен выпрямиться, поднять голову и руки вверх и проверить, раскрылся ли купол и появились ли в полотнище трещины.

На макетах самолетов С-130 и С-141 проводится комплексная тренировка по посадке в самолет, размещению парашютистов в самолете, зацеплению карабина за трос-удлинитель, действиям парашютистов по командам выпускающего, отделению от самолета, совершению прыжков группой парашютистов в один - четыре потока.

В армии США курсантов обучают при приземлении не разворачиваться на лямках по ветру, а группироваться и совершать перекат в соответствующем направлении: влево, вправо, вперед, назад. В связи с этим много внимания уделяется отработке элементов правильного приземления, начиная с принятия правильного положения тела при приземлении (Parachute Landing Fall - PLF), прыжкам с парашютного трамплина, перекатам после приземления.

На стапеле с подвесными системами курсанты отрабатывают действия парашютиста в воздухе: заправка подвесной системы, применение запасного парашюта, освобождение от грузового контейнера и изготовка к приземлению на лес, воду.

Комплексная тренировка в выполнении элементов прыжка в течение первой недели проводится на тросовой горке высотой 10 м. Курсант, надев подвесную систему с макетом запасного парашюта Т-10М и грузовым контейнером, по ступенькам взбирается на верхнюю площадку тросовой горки. Здесь инструктор прикрепляет подвесную систему к несущей рабочей каретке. Курсант по команде инструктора «Пошел» спрыгивает с площадки, отделяется от «самолета», и спускается по тросу вниз, выполняя элементы прыжка: группируется для того, чтобы встретить рывок купола; заправляет главную лямку подвесной системы; снова группируется, чтобы встретить землю; а дальнейшее его скольжение по тросу останавливается специальным стопором и руками страхующих курсантов. Каждый из них проделывает это упражнение ежедневно 6 раз в течение четырех дней (рис. 2).

Вторая неделя посвящена отработке следующих элементов: действия парашютистов в воздухе, приемы и правила раскрытия запасного парашюта, приземление парашютиста и приемы гашения купола, сборка парашюта и укладка его в парашютную сумку, а кроме того, тех, которые отрабатывались в течение первой недели. Вторая неделя наземной подготовки называется «неделя на вышке» (tower week), так как совершаются прыжки с парашютных 76 м вышек. На территории школы установлены две вышки с четырьмя рабочими местами каждая, и прыжки проводятся в восемь потоков. Парашютная вышка является комплексным снарядом, на котором курсанта знакомят с высотой и отрабатывают подготовку к приземлению и технику приземления. Курсанта с надетой подвесной системой и макетом запасного парашюта прицепляют к макету купола со стропами, поднимают на высоту, и затем он выполняет снижение (рис. 3).

Кроме того, проводятся занятия на парашютном трамплине, оснащенном стапелем с подвесной системой. Курсант спрыгивает с трамплина, инструктор раскачивает его и плавно спускает вниз, на высоте 1 м курсанта отпускают и он падает. Задача курсанта уловить направление качения в момент приземления и правильно выполнить группировку и перекат.

В течение третьей недели выполняются прыжки с парашютом. В понедельник после физической подготовки с курсантами проводятся занятия, во время которых те отрабатывают действия в критических ситуациях и ввод в действие запасного парашюта. Затем им демонстрируют учебный фильм, где показываются основные критические ситуации и правильные действия парашютистов. Далее десантники получают парашюты, подгоняют подвесные системы и переезжают на аэродром. Здесь курсанты надевают парашюты и выходят на контрольные линии старта. Погрузка в самолеты С-130 и С-141 корабельных групп начинается в 14.00 (рис. 5), а выброска парашютистов на площадку десантирования под названием «Фрайар» - в 14.30. Площадка длиной более 2 км с ровным и мягким земляным покрытием допускает проведение массовой выброски с высоты 300 м и при скорости самолетов 240 км/ч, которые делают несколько кругов над площадкой, сбрасывая каждый раз 18 парашютистов.

Во вторник выполняется погрузка в 11.00, а прыжки - в 11.30. Второй прыжок совершается с полной боевой выкладкой и грузовым контейнером. Погрузку в самолеты для совершения третьего прыжка курсанты начинают в 15.00. Третий прыжок - массовый, выполняется в два потока, в полном снаряжении с грузовым контейнером. Первые парашютисты отделяются от самолета в 15.30. В среду курсанты совершают еще два прыжка. В 14.30 проводится массовая выброска парашютистов с двух самолетов одновременно в полном боевом снаряжении и с грузовыми контейнерами. Начиная с 21.30 курсанты выполняют пятый (последний) ночной прыжок в полном снаряжении и с грузовым контейнером.

Четверг посвящен репетиции выпускной церемонии получения значков парашютистов и парада. В этот день приводится в надлежащий вид и сдается на склад полученное в школе обмундирование и снаряжение, оформляются документы. Пятница - единственный день, когда не проводится физическая подготовка: курсанты сдают постельное белье, приводят в порядок казармы и переодеваются к параду.

В 11.00 начинается выпускная церемония с вручением курсантам значков парашютистов, завершающаяся парадом. Курсанты перестают быть простыми военнослужащими (leg - прямая нога), а становятся парашютистами - «вишенками» (сЬеггу),то есть не имеющими опыта. Они будут получать надбавку - 110 долларов ежемесячно за свой статус парашютиста, в том числе за три недели пребывания в школе. Для того чтобы сохранить этот статус и ежемесячную надбавку, необходимо раз в три месяца совершать один прыжок.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

ЛШНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫМИ

ВОИСКАМИ

Для ілужебного поАЬЗования

УЧЕБНИК СЕРЖАНТА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК

Часть вторая

Под общей редакцией генерал-лейтеиаита П. В. ЧАПЛЫГИНА

Утвержден командующим Воздушно-десантными войсками

в качестве учебника для курсантов и сержантов парашютно-

десантных подразделений Воздушно-десантных войск

Ордена Трудового Красного Знамени

ВОЕННОЕ ІІЗДАТЕЛЬСТВО

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОИЫ СССР

MO CK BA- -1975

Учебник состонт нз двух частей.

Часть первая: шесть глав (тактнческая, огневая. ннженерная подготовка; оружие массового поражения вероятного противника и защита от него; оргаиизация, вооружеиие и тактнка действий под-разделений армий США, ФРГ и Англии; сержанты - неттосредствен-ные командиры - воспитатели свонх подчиненных).

Часть вторая: сеѵь глав (воздушно-десантная, техн.ическая, ав-томобильная и физическая подготовка; артнллерня, мннометы и ПТУРС; подготовка по связн; военная топография).

ВВЕДЕНИЕ

Успешное выполнение воздушным десантом боевых задач в тылу противника во многом зависит от выучки и моралыю-боевых качеств воинов-десантников.

В условиях бурного развития научно-технической революции, дальнейшего оснащения войск современным высокоэффективным оружием и техникой возрастает значение специальной и техниче-ской подготовки солдат, сержантов и офицеров.

Настоящий Учебник предназначен для курсантов и сержантов Воздушно-десантных войск. Он содержнт основные вопросы в объеме программы боевой подготовки парашютно-десантных под-разделений по воздушно-десантной, технической, физическоп подго-товке, военной топографии, подготовке по связи, эксплуатации ав-томобилей; знакомит с задачами, назначением, характернстиками артиллерийских систем и сведениями о стрельбе. Учебник излагает обязанности и методические советы сержанту - коыандиру отделе-ния в его практической работе по командованию отделением и в обучении подчиненных.

В первои главе «Воздушно-десантная подго-товка» изложены устройство людских десантных парашютов, по-рядок их укладки и использования при совершенин прыжков из различных типов военно-транспортных самолетов, обязанности вы-пускающего, содержание и порядок наземной отработки элементов прыжка.

Во второй главе «Техннческая подготовка» даны общее устройство боевой машнны десантиой (БМД-1); виды, объем и практические рекомендации по ее техническому обслужи-ванию и эксплуатации; обязанности членов экипажа, a также дан-ные по заправке, смазке и регулировке агрегатов н механизмов, необходимые сержанту в его практической работе по техническому обслуживанию и эксплуатацпн машины.

В третьей главе «Авт.омобпльная подготовка» содержатся краткая техническая характеристпка автомобилей, основные положения по их техническому обслуживанию и эксплуа-тации, внутренней службы в парках, обязанности командира отде-ления и старшего машины.

В чегвертоп главе «Арти л л ер ня, минометы и ПТУРС» излагаются крагкие сведения о задачах, назііачении, воз-можностях и применении артиллерийских систем, целеуказании, стрельбе и корректировании ее.

В пятой главе «Подготовка по связи» содер-жатся краткие данные по переносным радиостанциям тактического звена, аппаратуре для сбора десанта и танковому переговорному устройству Р-124, необходимые сержанту в практической работе.

В шестой главе «Военная топография» излага-ются практические рекомендации по ориентированию на местности, двпжению по азимутам, в работе с картой на местности и состав-лении простейшях боевых графических документов.

В седьмой главе «Физпческая подготовка» даны содержание и методические советы по проведению ежедневного утреннего часа фіізическон подготовки, учебных занятий по гимна-стике, преодолению препятствиіі и ускоренному передвижению, на-падению н самозащите, плаванию и лыжной подготовке.

Для более глубокого изучення ыатериала, содержащегося в Учебнике, необходіімо использовать соответствующие наставления, руководства и специальные учебные пособия.

Глава первая

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА

Командир отделення отвечает за обучение личного состава от-деления по воздушно-десантной подготовке. » Он обязан:


  • отлично знать материальную часть людских десантных па-рашютов, парашютных прнборов и уметь готовить их к прыжку;

  • знать тяжелую воздушно-десантную технику отделения и уметь готовить ее к десантированию;

  • уметь выполнять прыжки с парашютом в составе подразде-ления и вслед за боевой техникой;

  • знать правила подготовки оружия и снаряжения к прыжку;

  • уметь проводить занятия с отделением на снарядах учебно-тренировочноговоздушно-десантного комплекса по задаче прыжка;

  • уметь контролировать готовность своего отделения и боевоіі техникн к десаитнрованию;

  • знать правила выпуска парашютистов из самолета и уметь выполнять обязанности выпускающего.
I. ЛЮДСКИЕ ДЕСАНТНЫЕ ПАРАШЮТЫ

1. Парашют Д-5 сер. 2

Парашют Д-5 сер. 2 (десантный, пятого образца, второй се-рии - рис. 1) предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолетов парашюти-стами в снаряжении и с табельным вооружением десантников всех специальностей.

Парашют Д-5 сер. 2 позволяет совершать прыжки из самолетов на скорости полета до 400 км/ч в составе подразделений с высот от 8000 м до 200 м. Скорость снижения на парашюте Д-5 сер. 2 при общем весе парашютиста 120 кг не превышает 5 м/с.

Парашют Д-5 сер. 2 наспиннын. Вводится в действие выдерги-ванием вытяжного кольца. Требуемое усилне при этом не превы-шает 16 кг. На парашюте устанавливаются один нли два страхую-щнх прибора тіша ППК-У или АД-ЗУ.



Pue. I. Общпй внд парашюта Д-5 сер. 2 в комплекте с запасным парашютом 3-5



Рис. 2. Работа парашюта Д-5 сер. 2 в воздухе:

/ - камера стабилизирующего парашюта; 2 - стабилизнрующнй парашют: 3 - со-единительное звено: 4 - камера есиовного купола; 5 - основной купол; 6 - ранец ларашюта


При совершении учебно-тренировочных прыжков вместе с па-рашютом Д-5 сер. 2 применяется запасной парашют типа 3-5. Па-рашют 3-5 вводится в действие в случае необходимости. Bec пара-шюта Д-5 сер. 2, подготовленного для прыжка, не превышает 15 кг.

Парашют абсолютно надежен в работе и позволяет совершить более 100 прыжков в теченне 12 лет его эксплуатации.

Парашют Д-5 сер. 2 состоит из следующих частей: камеры ста-билизирующего купола, стабилизирующего парашюта 1,5 ы 2 с со-единительным звеном, камеры основного купола, основного купола 83 м 2 , подвесной систеыы, ранца с двухконусным замком, вытяж-ного кольца с тросом, переноснон суыки. В комплект парашюта также входят: парашютный прпбор (основноіі и дублирующнй), паспорт и расходныіі матерпал.

Работа парашюта (рис. 2). При отделении от самолета парашютист в паденни за счет своего веса вводит в действие ста-билизирующпй парашют. Камера стабилизирующего купола с ка-рабином остается в самолете на тросе. Стабнлнзирующий купол, наполняясь воздухом, вводит в действие прибор ППК-У. При ста-билизированном снижении ранец парашюта закрыт. Обычно рас-крывать ранец нужно через 3 с после отделения. После раскрыва-ния двухконусного замка парашютнстом нлн страхующим прибо-ром ранец раскрывается и стабнлизирующин парашют вводит в действие основной купол. При этом сначала выходят стропы, a по-том сам купол, начиная от ннжнеіі кромки и до вершины. Купол наполняется, и парашютист снижается со скоростью 5 м/с. Камера основного купола и стабилизирующий парашют с соединительным звеном снижаются на куполе. Все действия парашютиста при прыжке выполняются согласно РВДС-75.

2. Запасной парашют 3-5

Запасной парашют 3-5 обеспечивает безопасное прнземление парашютиста при полном или частичном отказе основного пара-шюта. При совершении прыжков парашют 3-5 удобно крепится к подвесной системе основного парашюта и размещается на уровне груди парашютиста в горизонтальном положении. Парашют 3-5 вводится в действие вытяжным кольцом с тросом н обеспечивает снижение парашютиста при весе 120 кг со скоростью 7 м/с. Bec па-рашюта 5,2 кг. Запасной парашют 3-5 состоит из купола 50 м 2 , промежуточной подвесной системы, ранца, вытяжного кольца с тросом и переносной сумки. К каждому парашюту приложен паспорт.

Работа запасного парашюта. При выдергивании вытяжного кольца ранец раскрывается и поток воздуха отводит купол от парашютиста. Карманы y вершнны купола способствуют более быстрому наполнению купола. После наполиеиия купола ра-нец остается на подвесной снстеме основного парашюта отдельно от промежуточной подвесной снстемы. В необходимых случаях при

Введенпи в действне запасного парашюта купол требуется придер-жать руками после раскрывания ранца, a затем резко отбросить его в нужном направлении.

3. Парашютные приборы

При совершенин прыжков с парашютом прнмененне параіішт-ных приборов является мероіі повышения безопасностп прыжков, a сами приборы выполняют функцшо средств страховки. Во всех

Рис. 3. Парашютные приборы ППК-У-240Б и АД-ЗУ-Д-240:

1 - шланг; 2 -трос; 3 - серьга; 4 - шнур гибкой шпнльки; 5 - гибкая

шпилька

Случаях парашют должён открывать сам парашютист. Если он этого не сделает, то через заданное время или на заданной высоте парашют откроется с помощью прибора.

Для парашюта типа Д-5 в настоящее время применяются при-боры типа ППК-У-240Б или АД-ЗУ-Д-240 (рис. 3).

Парашютньій прибор ППК-У-240Б

Полуавтомат парашютный комбинированный и унифицирован-ный ППК-У-240Б является модификацией прибора КАП-ЗП и так-же обеспечивает раскрытие ранца парашюта через заданное время или на заданной высоте. Он срабатывает в диапазоне по времени от 2 до 5 с, по высоте от 0,3 до 8 км. Прибор сохраняет работоспо-собность в интервале температур от +60 до -60° С и после подъема его на высоту до 35тш.

Техннческин ресурс прибора составляет 750 срабатываний в те-чение 4 лет, a при 500 срабатываниях в течение 5 лет гарантирует-

Ся полностыо безотказное срабатывапие прибора. При этом прн-бор должен храниться іі экснлуатнриваться бережно.

Устройство прибора. Составиыми частями прибора яв-ляются: корпус с затвором, часовой механизм с блокировочнымн рычагами, анероид с механизмом установки высоты и вытяжное устронство.

Работа прибора. Прнбор может работать как по време-ни, так и по высоте. Прн работе по временн анероид отключается. Для отключения анероида нужно установить высоту ббльшую, чем высота ирыжка. Для прыжка с нарашютом Д-5 сер. 2 высота уста-навлнвается на 4000 м, a время работы часового мехаиизма - нл 3 с. Для того чтобы прибор был готов к действию, его нужно взве-сти, т. е. вставить сначала гибкую шпильку в затвор, чтобы часо-вой механизм был застопорен, и сжать пружины вытяжного устройства, потянув плавно и с усилием около 30 кг за трос до щелчка. Щелчок означает, что вытяжное устройство вошло в со-единение с часовым механизмом и часовой механизм готов к ра-боте. Для установки 3 с нужно, вынув не до конца гибкую шпнль-ку, стравить часовой механизм, пока стрелка ие станет против от-метки 3 на шкале времени. При этом и рычаг блокировки с выре-зом несколько приблизится к упору анероида. С подъемом на высоту анероид расширяется и его упор подннмается вверх, но если высота 4000 м не достнгнута, то упор не выпдет за плоскость верхней платы прибора и анероид мешать работе часового меха-низма не будет. При отделении от самолета гибкая шпилька вы-дергивается фалом из затвора и часовой механизм за счет усилия пружин вытяжного устройства начинает работать. После 3 с ра-боты собачка, связывающая вытяжное устройство с часовым ые-ханизмом, выходит из зацеплення и пружнны резко перемещают трос внутрь вытяжного устронства. Трос посредством серьги от-кроет двухконусный замок, и парашют раскроется.

Высоту на приборе нужно устанавливать с помощью ключа-отвертки из комплекта прибора, a взводить силовые пружины - с помощью стремени или шнура, продетого в серьгу на конце троса.

Гибкую шпильку контрить нужно нитыо в одно сложение вось-меркой, завязав три простых узла. Оставшиеся концы ннти должны иметь длину 15-20 мм. Самостоятельно разбирать прибор запре-щается. Сведения о каждом срабатывании прибора обязательно заносятся в паспорт.

Порядок осмотра прибора ППК-У-240Б перед монтажем на парашют.

Вначале нужно произвести внешний осмотр прибора. При этом убедиться, что пломбы и стекла исправны, нет повреждений кор-пуса и трубки, на шланге нет вмятин и вздутий, нет заедання шпильки в затворе, нити троса y ганки не оборваны, петля не де-формирована, крышка корпуса не смещается, внутри прибора нет пыли н влаги, штнфт анероида не выступает наруж^ за плату. За-тем проверяется работа часового мехашізма, Для этого нужно

Взвести прибор и убедиться, что стрелка зашла за последнее деле-ние шкалы, при движениях гибкой шпильки в затворе на 5 мм ча-совой механизм не стравливает, также и при отгибании шпильки на 90° в сторону. По общей команде выдергиваются гибкие шпиль-ки и на слух определяется плавность работы часового механизма. Время работы должно быть в пределах 5±0,7 с, a часовой меха-низм работает без заеданий. УбедивШись еще раз, что внутри при-бора через стекла не видно посторонних предметов, a шпилька не деформировалась, прибор можно монтировать на парашют.

Парашютный прибор АД-ЗУ-Д

Прибор АД-ЗУ-Д является упрощенным вариантом приборов типа КАП-3 н ППК-У. Он отличается тем, что не имеет анероида и работает только по времени. Bec и габариты прибора АД-ЗУ-Д меньше, чем ППК-У-240Б. Детали часового механизма прибора одинаковы с деталями приборов К.АП-3 п ППК-У. При подготовке прибора отличие состоит в том, что нет проверки срабатывания по высоте, a время работы прибора проверяется с отметки 3 с, при этом время срабатывания должно быть в пределах 3±0,3 с. Мон-тируется прибор, как и прибор ППК-У-240Б.

Методические советы

Командир отделения при проведеннн занятий по материальной части парашюта Д-5 сер. 2, учебной укладке, на тренировках по надеванию парашюта и креплению оружия должен в первую оче-редь убедить молодого солдата в высокой надежности парашюта и безотказности его действия. Этого можно достигнуть только при безукоризненном знании материальной части и глубоком понима-нии назначения каждой части в процессе работы парашюта.

При этом устройство частей парашюта следует объяснять по процессу раскрытия, a назначение и выполняемые функции дан-ной части показывать методом последовательного роспуска уло-женного по всем правилам парашюта. Уложенный парашют рас-полагают на укладочном столе рядом с парашютом, вытянутым на всю длину. Лучшему запоминанию при этом способствует метод объяснения «сверху - вниз», т. е. в той последовательности, в ка-кой эти части вступают в работу при совершении прыжка.

При объяснении работы парашюта в целом следует обратить вниманне на взаимосвязь работы частей парашюта и действий са-мого парашютиста.

Например, если парашютист-десантник выполнил в самолете и в воздухе все необходимые действия, то ничто не может задержать процесс раскрытия парашюта, поскольку карабин камеры стабили-зирующего парашюта будет зацеплен за трос в самолете или за кольцо удлинителя, собачка карабина не даст отсоединиться кара-бину от троса, карабин с камерой при отделении парашютиста от

Самолета останется на тросе, a стабилизирующий парашют войдет в воздушный поток. Безотказное наполнение стабилизирующего па-рашюта произойдет потому, что карманы купола и перья стабили-затора менее чем за 0,1 с направят поток в купол. Выдергивание вытяжного кольца приведет к принудительному раскрываниюдвух-конусного замка, a усилие стабилизирующего купола, равиое весу парашютиста и удерживающее парашютиста в удобном положении для вступлення вработу основного купола идлядействий парашю-тиста в воздухе, вытянет купол н стропы на всю длину, обеспечив этим надежное наполнение купола. Особое устройство камеры ку-пола полностью исключает возможность перехлеста купола стро-пами.

Отсюда наглядно видно, что предпосылка к происшествию мо-жет быть только в двух случаях: при незацеплении карабина и при невыдергивании вытяжного кольца.

Поэтому выполнение этих двух действий обязательно для каж-дого парашютнста-десантника.

Вместе с этим следует объяснять молодым солдатам, что для контроля за зацеплением карабнна назначается выпускающий, отвечающий за весь процесс прыжка парашютіістов из самолета. На случай если парашютист промедлит с вьідергиваннем кольца, то через установленное время парашютный прнбор откроет двух-конусный замок без вмешательства парашютиста.

Сочетание детального объяснения с практическим показом учебного кинофильма обеспечит преодоление каждым солдатом-десантником неуверенности или страха перед парашютным прыж-ком.

II. УКЛАДКА ЛЮДСКИХ ДЕСАНТНЫХ ПАРАШЮТОВ 1. Укладка основного парашюта

Укладку парашюта Д-5 сер. 2 производят два человека - укладывающий (владелец парашюта) и помогающий. Для удоб-ства контроля процесс укладки парашюта делится на этапы, a этапы - на операции. Этапы и правильность укладкн парашюта контролируют командир подразделения и офицер ВДС.

Для укладки парашюты сосредоточнваются иа подготовленном рабочем месте, указанном командиром подразделения. Одновре-менно готовятся укладочные принадлежности, необходимые для быстрой и качественной укладки в помещении, на открытом месте, при наличии ветра (рис. 4). В комплект укладочных принадлежно-стей входят: походное полотнище 16X1 м; подкладочное полот-нище 5,5X1,26 м; 11 металлических костылей; 3 грузика с песком 450x70 мм; укладочная вилка с крючком; переносная сумка для хранения и переноски принадлежностей.

Этапы укладки: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III -упаковка купола в камеру и укладка строп; IV - укладка

Стабилизируюшего парашюта; V - затяжка ранца, монтаж при-бора іі двухконусного замка; VI - подгонка подвеснон системы и заполнение паспорта.

Рис. 4. Комплект укладочных принадлежностей для парашюта

Выполнение этапов (рис. 5)

I э т a п. Осмотр парашюта. Для осмотра и укладки парашют
надо вынуть из переиосной сумки, разместить части парашюта на
полотнище, купол и стропы вытянуть на всю длину. Провернть по
паспорту наличие всех частей и прнступить к осмотру. Части пара-
шюта осматриваются в следующем порядке: камера стабилизи-
рующего купола; стабилизируюший купол со стропами; соедини-
тельное звено; камера основного купола; купол со стропами; под-
весная система; ранец с гибким шлангом и двухконусным замком;
вытяжное кольцо стросом; переносная сумка; прибор ППК-У-240Б
или АД-ЗУ-Д. При осмотре необходимо обращать внимание на на-
личие всех частей парашюта, их исправность и надежность взаим-
ного соединения.

При обнаружении порывов, ожогов, потертостей ткани с обры-вом нитей, при загрязнении, нарушении целости швов, отсутствии каких-либо элементов, a при осмотре металлических деталей- заусенцев, коррозии или заедания движущихся частей, a также при сомненин в исправности частей или правильности их соедине-ния нужно доложить командиру своего подразделения и офицеру ВДС, контролируюшему укладку. После окончания осмотра вста-вить кольцо в карман. a трос пропустить в шланг.

II этап. Укладка купола. После проверки готовности пара-
шюта к укладке приступить к укладке основного купола. Для

Этого укладывающему и номогающему занять свои места (уклады-вающий - y нижней кромки купола, помогающнй - y вершины ку-пола).

Укладывающему взять контрольную 14-ю стропу, на нее поло-
жить петлю 15-й стропы. Второй рукой расправить нижнюю кром-
> ку между этими стропами и положить середину кромки на укла-

Дочное полотнище. Продолжить укладку до заводского клейма. После этого перебросить неуложенную половину купола на уло-женную, сдвинуть контрольную 14-ю стропу вправо на 2-3 см н продолжить укладку купола в аналогичном порядке до заводского клейма. При правильной укладке заводское клеймо на куполе должно располагаться сверху справа. По окончании укладки гру-зики с купола снять, подвернуть правую часть купола, a затем левую по ширине камеры и положить снова грузнки.

Надеть камеру на купол, при этом помогающему удерживать купол от смещения, не допуская оставления на куполе грузиков. После надевания камеры подровнять кромку купола и проверить, чтобы она располагалась на уровне ленты, нашитой по периметру камеры.

Проверить правильность укладки купола.

Для этого помогающий удерживает стропы от смещения y нижней кромки, a укладывающий, взяв в руки стропы 1-ю и 28-ю, проходит от нижней кромки купола до ранца. Распутывать стропы надо подниманием ранца вверх наружу, взявшись за уходящие вниз вовнутрь стропы. При правпльной укладке стропы 1-я и 28-я должны располагаться y свободных концов подвесном системы сверху и первыми изнутри, a на куполе - первыми сверху.

III этап. Упаковка купола в камеру и укладка строп. После контроля положения строп приступить к зачековке камеры стро-пами. Для этого резиновые соты продеть в окна фартука и пропу-стить в них стропы, начиная с нижних сот. Стропы пропускать в соты на 4-5 см. После зачековки камеры они должны выходить из верхней соты на стороне камеры с 6-ю газырями. До окончання проверки этапа стропы в сотах карманами камеры не закрывать.

Затем нужно последовательно уложить купол в камеру и за-тянуть шнур верхней части камеры. Узел соединительного звена и уздечки купола и камеры должен располагаться снаружи. Уло-жить стропы в газыри. Для этого укладочной внлкоіі последова-тельно ввести стропы в каждый газырь, начиная с верхнего цен-тралыюго газыря, затем правого верхиего газыря, левого верхнего и заканчивая правым нижним газырем. Стропы не должны выхо-дить за пределы газырей, a между газырями не допускать образо-вания заметной слабины. Неуложенными должны остаться 60-70 см длины строп. В ходе укладки нельзя перекручивать стропы. Допускается образование слабины отдельных (вытянутых при эксплуатации) строп до 400 мм y пряжек свободных концов. После укладкн строп расправить купол и стропы стабилизнрую-щего парашюта и быть готовыми к проверке этапа. После про-верки закрыть карманы y зачековывающих сот.


Полонівние

эдастичного

кольца,

вшитого

е иишиюю

часть

намеры

посме

одевакий е$

иа нупоя


Нинінив люверсы фартука

С хема располо/нения "нишнсй иромии rtocAt* унладки нупола




Стсбѵлмтор""


14




Лереая . coma



Рис. 5. Укладка парашютов Д-5 сер. 2 и 3-5:

о - распшюжение строп; б - надевание камеры; е - укладка стабнлизирующего купола; г -моптаж парашютного прибора; ц - положение строп 3-Б; е -заправка ранца 3-5

IV этап Укладка стабилизирующего купола. Для укладки
вытянуть стабііліиирующііі"] кѵпол на всю длину, сложить перья
стабилизатора одно на другое, не перекручивая строп купола, по-
догнуть перья дважды наружу к уснлительным лентам и положить
на них грузик. Затем надеть камеру стабилизирующего парашюта
на купол и стропы до колец стабилизатора (карабин - к вершине
купола). Связать нитью в два сложения кольца стабилизатора и
камеры тройным простым узлом. Затем стропы н купол без пере-
кручивання уложить в камеру и затянуть шнур на камере. Узел
шнура надо заправить вовнутрь камеры. Клапаны ранца развести
в стороны, свободные концы сложить вдвое и положить на
ранец.

Быть готовыми к проверке этапа.

V этап. Затяжка ранца, монтаж прибора и двухконусного
замка. После проверки IV этапа положить камеру с куполом н
стропами на ранец, не переворачивая ее. На камеру наложить сна-
чала левьш клапан, затем правый. Взять правую силовую тесьму
с пряжкой іі пропустить ее сверху в кольцо левого клапана, a ле-
вую тесьму - в кольцо правого клапана, при этом стрелки на тесь-
мах должны быть обращены наружу. Силовые тесьмы пропустить
в окна ранца, надеть пряжки на конусы здмка и закрыть предва-
рительно замок. После этого провернть соединенне фала гибкой
шпильки петлей-удавкой к петле соединительнога звена и пропу-
стить фал в кольцо y вершины косынки. Слабину соединительного
звена между кольцом и петлей фала сложить вдвое и заправить
в развилку соты на правом клапане. Оставшуюся часть соедини-
тельного звена и стабилизатора сложить знгзагообразно сверху на
ранец так, чтобы карабин был на стороне клапана ранца с карма-
ном для прнбора. Резиновую соту на клапане пропустить поверх
камеры в кольцо на дне ранца y ero верхнего обреза и зачековать
лентой на ушке карабина. Карабин заправить" между резинками
соты. Смонтировать парашютнын прибор.

Для монтажа осмотренного и исправного прибора ППК-У на парашют надо:


  • установить высоту 4000 м;

  • завести гайку с байонетовым штифтом в отверстие монтаж-нон пластины двухконусного замка, расположенное ближе к концу пластины;

  • вставить корпус прибора в карман ранца и завязать тесьмы;

  • вставить гибкую шпильку в прибор, взвести прибор и уста-новить время 3 с;

  • законтрить гибкую шпильку нитыо в одно сложение вось-меркой;

  • законтрить петлю соединения фала гибкой шпильки к кольцу на клапане ранца нитыо в два сложения;

  • заправить фал гибкой шпильки в карман. Смонтировать окончательно двухконусный замок, для этого:

  • удерживая пряжки силовых тесем, открыть замок;

  • надеть на верхний конус затвора петлю троса вытяжного
16

Кольца, a на ннжнпіі конус затвора - специалыіую серыу пара-шютного прибора;


  • законтрить замок нитью в одно сложенне восьмеркой;

  • амортизатор троса опустить к шлангу;

  • проверить надежность соединения спецнального винта и гайки и согнана ли гайка с байонетовым штнфтом в сторону при-бора полностью;

  • закрыть двухконусный замок клапаном и убедиться, что клапан удерживается на кнопке в застегнутом положенни.
VI этап. Подгонка подвесной системы и заполнение паспорта. Подгонка подвеснон систеыы производится без прпсоединения за-пасного иарашюта.

Для этого нужно:


  • расправить главную лямку;

  • подогнать подвесную систему по росту перемещением пра-вого плечевого обхвата через перемычку корпуса замка ОСК-Д, a левого (нли обоих, если замка ОСК-Д пет)-через плечевую изогнутую пряжку главнон лямки;

  • подогнать подвесную систему по объему уменьшеннем или увелпченпем поясного обхвата посредствим прямоугольных пря-жек;

  • подопіать ножные обхваты перемещенпем лент через пря-моугольные пряжкн;

  • подогнать по велнчпне ленты подтяга ранца с помощью спе-циальных лент и пряжек.
Для окончательной подгонкн подвесной системы необходимо надеть парашют, застегнуть карабнны, пріінять положенне перед прыжком, условно выдернуть кольцо и убедиться, что подвесная система плотно облегает парашютиста и в то же время не стесняет его движений.

Скять парашют, заполнить паспорт. После проверки парашюта в козлах уложнть иарашют в сумку и опечатать сумку.

2. Укладка запасного парашюта

Укладка запасного парашюта организуется аналогично укладке основного парашюта и состонт из следующпх этапов: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III - укладка строп; IV - укладка купола в ранец и затяжка ранца; V - заправка ранца, оформ-ление паспорта.

Выполнение этапов

I этап. Осмотр запасного парашюта. Он выполняется так же, как и осмотр основного парашюта. Особое вниманне обращается на исправность строп и вытяжиого кольцастросом. После осмотра всех частей парашюта нужно вставнть кольцо в карман, a трос - в гибкнн шланг п расположить промежуточную подвесиую систему так, чтобы лямка с муфтой была справа относнтельно купола.

II этап. Укладка купола. Начниают укладку с 12-й стропы.
На стропу 12-ю п\жно ппложнть стропу 13-ю, расправнть кромку
между этими стропамн. Помогающий расправляет полотннше ку-
пола до вершины. Укладку продолжить в таком же порядке до за-
водского клейма. Перебросив затем неуложенные полотнища на
уложенные, сдвинуть стропу 12-ю вправо на 2-3 см и продолжить
укладку купола до заводского клейма. По окончании укладки за-
водское клей.мо должно располагаться сверху посередине. Купол
сложить по ширине ранца, подогнув правую кромку, a затем ле-
вую. При необходиыости прнменять грузнки.

Для проверкц правильности укладкн купола нужно взять стро-пы 1-ю и 24-ю н убеднться, что y иижпеіі кромкн они располага-ются сверху » рядом, a y промежуточноіі подвесноіі системы - сверху и первымп изнутри на полукольцах. Слабнну от вытяжки строп согнать к полукольцам.


  1. этап. Укладка строп. Для укла.ікн строп иужно положить ранец сотами кверху нод промежуточпую подвесную снстему. Кла-пан с кольцом должен располагаться слева, осталыіые клапаиы подвернуты вниз, a перемычка должна проходнть вдоль обреза дна ранца, расположениого дальше от купола. Стропы укладываются с помощью крючка, без перекручнвания нх, в левую дальнюю (от купола) соту, a затем поочередно в остальные соты. На длине 1,4 м до полуколец стропы не укладываются в соты. Эту часть строп нужно уложить на стропы зигзагообразно поперек строп, уложен-ных в соты.

  2. этап. Укладка купола вранец изатяжка ранца. Положить купол на ранец так, чтобы нижняя кромка проходила по пере-мычке, сложить остальную часть купола знгзагообразно на ранец, не допуская «рассынания» купола. Прндержнвая рукой купол,
расправнть клапаны ранца н положить верхний н нпжниіі кла-

Паны на купол.

Уплотняя купол за счет давленпя на него клапанами, надеть люверс ннжнего клапана на коиус верхнего клапана п вставить вспомогателыіую шпнльку. Аналогично иадеть второй люверс на конус, вставив затем шпильку. Расправить карманы y полюсной частн равпомерно сверху на куполе и затянуть сначала левыГі кла-пан (с кольцом), a затем правын, вставив вместо вспомогателыюй шпильки шпильки вытяжного троса. Слабину троса убрать в гпб-кий шланг к кольцу.

V этап. Заправка ранца, оформление паспорта. Заправить
аккуратно отвороты клапанов ц застегнуть ранцевые резинки. Ре-
зинки боковых клапанов должны проходить через кольца крепле-
ния ранца. Осмотрев вннмателыю весь парашют, заполнить пас-
порт.

3. Присоединение запасного парашюта

Для присоединения запасного парашюта надо: - убедиться, что подвесная система подогнана правильно и все карабины застегнуты;


  • нзять занасной парашют;

  • пристегнуть карабины крепления за полукольца на ранце;

  • подтянуть ремни крепления и заправить их под резннки за-пасного на дне ранца;

  • прнсоединить свободные концы промежуточной подвесной системы к скобам на главноіі лямке, вставив пальцы во втулки до конца и повернув пальцы на четверть оборота до попадания ушков пальца в свое гнездо.
Отсоединять запасной парашют нужно в обратном порядке.

III. УПРАВЛЯЕЛШИ ПАРАШЮТ Д-5 СЕР. 4 И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Парашют Д-5 сер. 4 выполнен по тииу парашюта Д-5 сер. 2 и нмеет одинаковое назначение. Основное его отлнчие в том, что ку-іюл выполнен управляемым по горизонту, a посредством свобод-ных концов плавающего типа можно дополннтельно изменять ско-рость горизонтального перемещения. Нет на подвесноіі системе и замка ООК-Д. Дополнительными конструктивными элементами в отличие от Д-5 сер. 2 являются (рис. 6) :


  • вырезы в куполе, закрытые рыболовной сетью, по одному спереди и сзади купола;

  • две стропы управления;

  • две пары свободных концов, нзготовленных каждая из одного отрезка ленты, проходящего своен серединоіі в прямоуголь-ноіі изогнутой пряжке подвесноп системы;
- два шарпка со шнурами и два кармана иа свободных
концах для фиксации последпих от пеироіізвольного переме-
щеиия.

Имеются н некоторые другие отлнчия в конструкцни. Bec пара-шюта Д-5 сер. 4 для прыжка 17 кг.

Особенности укладки парашюта Д-5 сер. 4.

При подготовке парашюта к укладке нужно зафиксировать от перемещения свободные концы, вставив шарпки в карманы. Укладку купола нужно начинать со стропы 13-й, иа нее поло-жить стропу 14-ю и продолжать уклачку. У правпльио уложен-ного купола заводское клеймо должно располагаться сверху справа.

После проверки правильности укладки купола слабину строп унравления заправить в резиновые шлевки. В остальном Д-5 сер. 4 укладывается аналогично парашюту Д-5 сер. 2.

Правила пользования управляемым куполом (рис. 6, г, д). До момента полного наполнения куполаработа пара-шюта Д-5 сер. 4 не отличается от работы парашюта Д-5 сер. 2.

После наполнения купола парашютист получает возможность управлять своим куполом как по горизонту, так и по скорости пе-ремещения, т. е. перемещаться вперед или назад со скоростыо 2,3 м/с, разворачиваться на 180° за 17 с, применять скольжение. Скорость приземлення при нейтральном куполе и штиле не более
















S




«

«

K

-O

»o

c>

Cm

4»^*

Cm

*/



V

A

/

**

"]

\


i

1

V

"1

\

V

ч

V

^

£

^

"~

to

1

r>

1 .

00

\

^

f,

-+r

/^

ОЭ

N

/

«O *

1

|\

Д

/ ~l

Ol

N

\

^

V

t 4 *

o

JX

bX 1 п

N^

:r

U

4

-r^\ / S

сч

l**r*3

\ \^ ^

s

e 4 *


Что еще почитать