Учебник: Воздушно-десантная подготовка введение. Воздушно-десантная подготовка, грузовые парашютно-десантные средства, их подготовка, десантирование боевой техники и грузов, учебник — Воздушно десантная подготовка часть 1

Один из основных видов боевой подготовки воздушно-десантных войск ; направлена ​​на обучение подразделений НДС десантированию в тыл противника для выполнения боевых задач .


1. Содержание воздушно-десантной подготовки

Воздушно-десантная подготовка включает:

В ходе воздушно-десантной подготовки изучаются также порядок посадки в самолеты (вертолеты), правила использования кислородного оборудования, выполнение команд и сигналов, подаваемых для приготовления к прыжку, для занятия исходного положения и отделения от самолета, действия парашютиста в воздухе при свободном падении после отделения от самолета , при раскрытии парашюта , при снижении и в момент приземления, в том числе на различные препятствия (воду, лес, здания и т.д.).

Важнейшей частью воздушно-десантной подготовки является тренировочные прыжки с парашютом, которые выполняются на специальных занятиях. Совершенствуется воздушно-десантная подготовка на военных тактических учениях с практическим десантированием. Для проведения специальных занятий создаются воздушно-десантные учебные комплексы, оборудованные устройствами и тренировочными устройствами.


См.. также

Источники

  • Советская военная энциклопедия "ВАВИЛОН - гражданская" / ​​/ = (Советская военная энциклопедия) / Маршал Советского Союза Н. В. Огарков - председатель. - М.: Воениздат, 1979. - Т. 2. - С. 285-286. - ISBN 00101-236 (Рус.)
ЛШНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫМИ

ВОИСКАМИ

Для ілужебного поАЬЗования

УЧЕБНИК СЕРЖАНТА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК

Часть вторая

Под общей редакцией генерал-лейтеиаита П. В. ЧАПЛЫГИНА

Утвержден командующим Воздушно-десантными войсками

в качестве учебника для курсантов и сержантов парашютно-

десантных подразделений Воздушно-десантных войск

Ордена Трудового Красного Знамени

ВОЕННОЕ ІІЗДАТЕЛЬСТВО

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОИЫ СССР

MO CK BA- -1975

Учебник состонт нз двух частей.

Часть первая: шесть глав (тактнческая, огневая. ннженерная подготовка; оружие массового поражения вероятного противника и защита от него; оргаиизация, вооружеиие и тактнка действий под-разделений армий США, ФРГ и Англии; сержанты - неттосредствен-ные командиры - воспитатели свонх подчиненных).

Часть вторая: сеѵь глав (воздушно-десантная, техн.ическая, ав-томобильная и физическая подготовка; артнллерня, мннометы и ПТУРС; подготовка по связн; военная топография).

ВВЕДЕНИЕ

Успешное выполнение воздушным десантом боевых задач в тылу противника во многом зависит от выучки и моралыю-боевых качеств воинов-десантников.

В условиях бурного развития научно-технической революции, дальнейшего оснащения войск современным высокоэффективным оружием и техникой возрастает значение специальной и техниче-ской подготовки солдат, сержантов и офицеров.

Настоящий Учебник предназначен для курсантов и сержантов Воздушно-десантных войск. Он содержнт основные вопросы в объеме программы боевой подготовки парашютно-десантных под-разделений по воздушно-десантной, технической, физическоп подго-товке, военной топографии, подготовке по связи, эксплуатации ав-томобилей; знакомит с задачами, назначением, характернстиками артиллерийских систем и сведениями о стрельбе. Учебник излагает обязанности и методические советы сержанту - коыандиру отделе-ния в его практической работе по командованию отделением и в обучении подчиненных.

В первои главе «Воздушно-десантная подго-товка» изложены устройство людских десантных парашютов, по-рядок их укладки и использования при совершенин прыжков из различных типов военно-транспортных самолетов, обязанности вы-пускающего, содержание и порядок наземной отработки элементов прыжка.

Во второй главе «Техннческая подготовка» даны общее устройство боевой машнны десантиой (БМД-1); виды, объем и практические рекомендации по ее техническому обслужи-ванию и эксплуатации; обязанности членов экипажа, a также дан-ные по заправке, смазке и регулировке агрегатов н механизмов, необходимые сержанту в его практической работе по техническому обслуживанию и эксплуатацпн машины.

В третьей главе «Авт.омобпльная подготовка» содержатся краткая техническая характеристпка автомобилей, основные положения по их техническому обслуживанию и эксплуа-тации, внутренней службы в парках, обязанности командира отде-ления и старшего машины.

В чегвертоп главе «Арти л л ер ня, минометы и ПТУРС» излагаются крагкие сведения о задачах, назііачении, воз-можностях и применении артиллерийских систем, целеуказании, стрельбе и корректировании ее.

В пятой главе «Подготовка по связи» содер-жатся краткие данные по переносным радиостанциям тактического звена, аппаратуре для сбора десанта и танковому переговорному устройству Р-124, необходимые сержанту в практической работе.

В шестой главе «Военная топография» излага-ются практические рекомендации по ориентированию на местности, двпжению по азимутам, в работе с картой на местности и состав-лении простейшях боевых графических документов.

В седьмой главе «Физпческая подготовка» даны содержание и методические советы по проведению ежедневного утреннего часа фіізическон подготовки, учебных занятий по гимна-стике, преодолению препятствиіі и ускоренному передвижению, на-падению н самозащите, плаванию и лыжной подготовке.

Для более глубокого изучення ыатериала, содержащегося в Учебнике, необходіімо использовать соответствующие наставления, руководства и специальные учебные пособия.

Глава первая

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА

Командир отделення отвечает за обучение личного состава от-деления по воздушно-десантной подготовке. » Он обязан:


  • отлично знать материальную часть людских десантных па-рашютов, парашютных прнборов и уметь готовить их к прыжку;

  • знать тяжелую воздушно-десантную технику отделения и уметь готовить ее к десантированию;

  • уметь выполнять прыжки с парашютом в составе подразде-ления и вслед за боевой техникой;

  • знать правила подготовки оружия и снаряжения к прыжку;

  • уметь проводить занятия с отделением на снарядах учебно-тренировочноговоздушно-десантного комплекса по задаче прыжка;

  • уметь контролировать готовность своего отделения и боевоіі техникн к десаитнрованию;

  • знать правила выпуска парашютистов из самолета и уметь выполнять обязанности выпускающего.
I. ЛЮДСКИЕ ДЕСАНТНЫЕ ПАРАШЮТЫ

1. Парашют Д-5 сер. 2

Парашют Д-5 сер. 2 (десантный, пятого образца, второй се-рии - рис. 1) предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолетов парашюти-стами в снаряжении и с табельным вооружением десантников всех специальностей.

Парашют Д-5 сер. 2 позволяет совершать прыжки из самолетов на скорости полета до 400 км/ч в составе подразделений с высот от 8000 м до 200 м. Скорость снижения на парашюте Д-5 сер. 2 при общем весе парашютиста 120 кг не превышает 5 м/с.

Парашют Д-5 сер. 2 наспиннын. Вводится в действие выдерги-ванием вытяжного кольца. Требуемое усилне при этом не превы-шает 16 кг. На парашюте устанавливаются один нли два страхую-щнх прибора тіша ППК-У или АД-ЗУ.



Pue. I. Общпй внд парашюта Д-5 сер. 2 в комплекте с запасным парашютом 3-5



Рис. 2. Работа парашюта Д-5 сер. 2 в воздухе:

/ - камера стабилизирующего парашюта; 2 - стабилизнрующнй парашют: 3 - со-единительное звено: 4 - камера есиовного купола; 5 - основной купол; 6 - ранец ларашюта


При совершении учебно-тренировочных прыжков вместе с па-рашютом Д-5 сер. 2 применяется запасной парашют типа 3-5. Па-рашют 3-5 вводится в действие в случае необходимости. Bec пара-шюта Д-5 сер. 2, подготовленного для прыжка, не превышает 15 кг.

Парашют абсолютно надежен в работе и позволяет совершить более 100 прыжков в теченне 12 лет его эксплуатации.

Парашют Д-5 сер. 2 состоит из следующих частей: камеры ста-билизирующего купола, стабилизирующего парашюта 1,5 ы 2 с со-единительным звеном, камеры основного купола, основного купола 83 м 2 , подвесной систеыы, ранца с двухконусным замком, вытяж-ного кольца с тросом, переноснон суыки. В комплект парашюта также входят: парашютный прпбор (основноіі и дублирующнй), паспорт и расходныіі матерпал.

Работа парашюта (рис. 2). При отделении от самолета парашютист в паденни за счет своего веса вводит в действие ста-билизирующпй парашют. Камера стабилизирующего купола с ка-рабином остается в самолете на тросе. Стабнлнзирующий купол, наполняясь воздухом, вводит в действие прибор ППК-У. При ста-билизированном снижении ранец парашюта закрыт. Обычно рас-крывать ранец нужно через 3 с после отделения. После раскрыва-ния двухконусного замка парашютнстом нлн страхующим прибо-ром ранец раскрывается и стабнлизирующин парашют вводит в действие основной купол. При этом сначала выходят стропы, a по-том сам купол, начиная от ннжнеіі кромки и до вершины. Купол наполняется, и парашютист снижается со скоростью 5 м/с. Камера основного купола и стабилизирующий парашют с соединительным звеном снижаются на куполе. Все действия парашютиста при прыжке выполняются согласно РВДС-75.

2. Запасной парашют 3-5

Запасной парашют 3-5 обеспечивает безопасное прнземление парашютиста при полном или частичном отказе основного пара-шюта. При совершении прыжков парашют 3-5 удобно крепится к подвесной системе основного парашюта и размещается на уровне груди парашютиста в горизонтальном положении. Парашют 3-5 вводится в действие вытяжным кольцом с тросом н обеспечивает снижение парашютиста при весе 120 кг со скоростью 7 м/с. Bec па-рашюта 5,2 кг. Запасной парашют 3-5 состоит из купола 50 м 2 , промежуточной подвесной системы, ранца, вытяжного кольца с тросом и переносной сумки. К каждому парашюту приложен паспорт.

Работа запасного парашюта. При выдергивании вытяжного кольца ранец раскрывается и поток воздуха отводит купол от парашютиста. Карманы y вершнны купола способствуют более быстрому наполнению купола. После наполиеиия купола ра-нец остается на подвесной снстеме основного парашюта отдельно от промежуточной подвесной снстемы. В необходимых случаях при

Введенпи в действне запасного парашюта купол требуется придер-жать руками после раскрывания ранца, a затем резко отбросить его в нужном направлении.

3. Парашютные приборы

При совершенин прыжков с парашютом прнмененне параіішт-ных приборов является мероіі повышения безопасностп прыжков, a сами приборы выполняют функцшо средств страховки. Во всех

Рис. 3. Парашютные приборы ППК-У-240Б и АД-ЗУ-Д-240:

1 - шланг; 2 -трос; 3 - серьга; 4 - шнур гибкой шпнльки; 5 - гибкая

шпилька

Случаях парашют должён открывать сам парашютист. Если он этого не сделает, то через заданное время или на заданной высоте парашют откроется с помощью прибора.

Для парашюта типа Д-5 в настоящее время применяются при-боры типа ППК-У-240Б или АД-ЗУ-Д-240 (рис. 3).

Парашютньій прибор ППК-У-240Б

Полуавтомат парашютный комбинированный и унифицирован-ный ППК-У-240Б является модификацией прибора КАП-ЗП и так-же обеспечивает раскрытие ранца парашюта через заданное время или на заданной высоте. Он срабатывает в диапазоне по времени от 2 до 5 с, по высоте от 0,3 до 8 км. Прибор сохраняет работоспо-собность в интервале температур от +60 до -60° С и после подъема его на высоту до 35тш.

Техннческин ресурс прибора составляет 750 срабатываний в те-чение 4 лет, a при 500 срабатываниях в течение 5 лет гарантирует-

Ся полностыо безотказное срабатывапие прибора. При этом прн-бор должен храниться іі экснлуатнриваться бережно.

Устройство прибора. Составиыми частями прибора яв-ляются: корпус с затвором, часовой механизм с блокировочнымн рычагами, анероид с механизмом установки высоты и вытяжное устронство.

Работа прибора. Прнбор может работать как по време-ни, так и по высоте. Прн работе по временн анероид отключается. Для отключения анероида нужно установить высоту ббльшую, чем высота ирыжка. Для прыжка с нарашютом Д-5 сер. 2 высота уста-навлнвается на 4000 м, a время работы часового мехаиизма - нл 3 с. Для того чтобы прибор был готов к действию, его нужно взве-сти, т. е. вставить сначала гибкую шпильку в затвор, чтобы часо-вой механизм был застопорен, и сжать пружины вытяжного устройства, потянув плавно и с усилием около 30 кг за трос до щелчка. Щелчок означает, что вытяжное устройство вошло в со-единение с часовым механизмом и часовой механизм готов к ра-боте. Для установки 3 с нужно, вынув не до конца гибкую шпнль-ку, стравить часовой механизм, пока стрелка ие станет против от-метки 3 на шкале времени. При этом и рычаг блокировки с выре-зом несколько приблизится к упору анероида. С подъемом на высоту анероид расширяется и его упор подннмается вверх, но если высота 4000 м не достнгнута, то упор не выпдет за плоскость верхней платы прибора и анероид мешать работе часового меха-низма не будет. При отделении от самолета гибкая шпилька вы-дергивается фалом из затвора и часовой механизм за счет усилия пружин вытяжного устройства начинает работать. После 3 с ра-боты собачка, связывающая вытяжное устройство с часовым ые-ханизмом, выходит из зацеплення и пружнны резко перемещают трос внутрь вытяжного устронства. Трос посредством серьги от-кроет двухконусный замок, и парашют раскроется.

Высоту на приборе нужно устанавливать с помощью ключа-отвертки из комплекта прибора, a взводить силовые пружины - с помощью стремени или шнура, продетого в серьгу на конце троса.

Гибкую шпильку контрить нужно нитыо в одно сложение вось-меркой, завязав три простых узла. Оставшиеся концы ннти должны иметь длину 15-20 мм. Самостоятельно разбирать прибор запре-щается. Сведения о каждом срабатывании прибора обязательно заносятся в паспорт.

Порядок осмотра прибора ППК-У-240Б перед монтажем на парашют.

Вначале нужно произвести внешний осмотр прибора. При этом убедиться, что пломбы и стекла исправны, нет повреждений кор-пуса и трубки, на шланге нет вмятин и вздутий, нет заедання шпильки в затворе, нити троса y ганки не оборваны, петля не де-формирована, крышка корпуса не смещается, внутри прибора нет пыли н влаги, штнфт анероида не выступает наруж^ за плату. За-тем проверяется работа часового мехашізма, Для этого нужно

Взвести прибор и убедиться, что стрелка зашла за последнее деле-ние шкалы, при движениях гибкой шпильки в затворе на 5 мм ча-совой механизм не стравливает, также и при отгибании шпильки на 90° в сторону. По общей команде выдергиваются гибкие шпиль-ки и на слух определяется плавность работы часового механизма. Время работы должно быть в пределах 5±0,7 с, a часовой меха-низм работает без заеданий. УбедивШись еще раз, что внутри при-бора через стекла не видно посторонних предметов, a шпилька не деформировалась, прибор можно монтировать на парашют.

Парашютный прибор АД-ЗУ-Д

Прибор АД-ЗУ-Д является упрощенным вариантом приборов типа КАП-3 н ППК-У. Он отличается тем, что не имеет анероида и работает только по времени. Bec и габариты прибора АД-ЗУ-Д меньше, чем ППК-У-240Б. Детали часового механизма прибора одинаковы с деталями приборов К.АП-3 п ППК-У. При подготовке прибора отличие состоит в том, что нет проверки срабатывания по высоте, a время работы прибора проверяется с отметки 3 с, при этом время срабатывания должно быть в пределах 3±0,3 с. Мон-тируется прибор, как и прибор ППК-У-240Б.

Методические советы

Командир отделения при проведеннн занятий по материальной части парашюта Д-5 сер. 2, учебной укладке, на тренировках по надеванию парашюта и креплению оружия должен в первую оче-редь убедить молодого солдата в высокой надежности парашюта и безотказности его действия. Этого можно достигнуть только при безукоризненном знании материальной части и глубоком понима-нии назначения каждой части в процессе работы парашюта.

При этом устройство частей парашюта следует объяснять по процессу раскрытия, a назначение и выполняемые функции дан-ной части показывать методом последовательного роспуска уло-женного по всем правилам парашюта. Уложенный парашют рас-полагают на укладочном столе рядом с парашютом, вытянутым на всю длину. Лучшему запоминанию при этом способствует метод объяснения «сверху - вниз», т. е. в той последовательности, в ка-кой эти части вступают в работу при совершении прыжка.

При объяснении работы парашюта в целом следует обратить вниманне на взаимосвязь работы частей парашюта и действий са-мого парашютиста.

Например, если парашютист-десантник выполнил в самолете и в воздухе все необходимые действия, то ничто не может задержать процесс раскрытия парашюта, поскольку карабин камеры стабили-зирующего парашюта будет зацеплен за трос в самолете или за кольцо удлинителя, собачка карабина не даст отсоединиться кара-бину от троса, карабин с камерой при отделении парашютиста от

Самолета останется на тросе, a стабилизирующий парашют войдет в воздушный поток. Безотказное наполнение стабилизирующего па-рашюта произойдет потому, что карманы купола и перья стабили-затора менее чем за 0,1 с направят поток в купол. Выдергивание вытяжного кольца приведет к принудительному раскрываниюдвух-конусного замка, a усилие стабилизирующего купола, равиое весу парашютиста и удерживающее парашютиста в удобном положении для вступлення вработу основного купола идлядействий парашю-тиста в воздухе, вытянет купол н стропы на всю длину, обеспечив этим надежное наполнение купола. Особое устройство камеры ку-пола полностью исключает возможность перехлеста купола стро-пами.

Отсюда наглядно видно, что предпосылка к происшествию мо-жет быть только в двух случаях: при незацеплении карабина и при невыдергивании вытяжного кольца.

Поэтому выполнение этих двух действий обязательно для каж-дого парашютнста-десантника.

Вместе с этим следует объяснять молодым солдатам, что для контроля за зацеплением карабнна назначается выпускающий, отвечающий за весь процесс прыжка парашютіістов из самолета. На случай если парашютист промедлит с вьідергиваннем кольца, то через установленное время парашютный прнбор откроет двух-конусный замок без вмешательства парашютиста.

Сочетание детального объяснения с практическим показом учебного кинофильма обеспечит преодоление каждым солдатом-десантником неуверенности или страха перед парашютным прыж-ком.

II. УКЛАДКА ЛЮДСКИХ ДЕСАНТНЫХ ПАРАШЮТОВ 1. Укладка основного парашюта

Укладку парашюта Д-5 сер. 2 производят два человека - укладывающий (владелец парашюта) и помогающий. Для удоб-ства контроля процесс укладки парашюта делится на этапы, a этапы - на операции. Этапы и правильность укладкн парашюта контролируют командир подразделения и офицер ВДС.

Для укладки парашюты сосредоточнваются иа подготовленном рабочем месте, указанном командиром подразделения. Одновре-менно готовятся укладочные принадлежности, необходимые для быстрой и качественной укладки в помещении, на открытом месте, при наличии ветра (рис. 4). В комплект укладочных принадлежно-стей входят: походное полотнище 16X1 м; подкладочное полот-нище 5,5X1,26 м; 11 металлических костылей; 3 грузика с песком 450x70 мм; укладочная вилка с крючком; переносная сумка для хранения и переноски принадлежностей.

Этапы укладки: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III -упаковка купола в камеру и укладка строп; IV - укладка

Стабилизируюшего парашюта; V - затяжка ранца, монтаж при-бора іі двухконусного замка; VI - подгонка подвеснон системы и заполнение паспорта.

Рис. 4. Комплект укладочных принадлежностей для парашюта

Выполнение этапов (рис. 5)

I э т a п. Осмотр парашюта. Для осмотра и укладки парашют
надо вынуть из переиосной сумки, разместить части парашюта на
полотнище, купол и стропы вытянуть на всю длину. Провернть по
паспорту наличие всех частей и прнступить к осмотру. Части пара-
шюта осматриваются в следующем порядке: камера стабилизи-
рующего купола; стабилизируюший купол со стропами; соедини-
тельное звено; камера основного купола; купол со стропами; под-
весная система; ранец с гибким шлангом и двухконусным замком;
вытяжное кольцо стросом; переносная сумка; прибор ППК-У-240Б
или АД-ЗУ-Д. При осмотре необходимо обращать внимание на на-
личие всех частей парашюта, их исправность и надежность взаим-
ного соединения.

При обнаружении порывов, ожогов, потертостей ткани с обры-вом нитей, при загрязнении, нарушении целости швов, отсутствии каких-либо элементов, a при осмотре металлических деталей- заусенцев, коррозии или заедания движущихся частей, a также при сомненин в исправности частей или правильности их соедине-ния нужно доложить командиру своего подразделения и офицеру ВДС, контролируюшему укладку. После окончания осмотра вста-вить кольцо в карман. a трос пропустить в шланг.

II этап. Укладка купола. После проверки готовности пара-
шюта к укладке приступить к укладке основного купола. Для

Этого укладывающему и номогающему занять свои места (уклады-вающий - y нижней кромки купола, помогающнй - y вершины ку-пола).

Укладывающему взять контрольную 14-ю стропу, на нее поло-
жить петлю 15-й стропы. Второй рукой расправить нижнюю кром-
> ку между этими стропами и положить середину кромки на укла-

Дочное полотнище. Продолжить укладку до заводского клейма. После этого перебросить неуложенную половину купола на уло-женную, сдвинуть контрольную 14-ю стропу вправо на 2-3 см н продолжить укладку купола в аналогичном порядке до заводского клейма. При правильной укладке заводское клеймо на куполе должно располагаться сверху справа. По окончании укладки гру-зики с купола снять, подвернуть правую часть купола, a затем левую по ширине камеры и положить снова грузнки.

Надеть камеру на купол, при этом помогающему удерживать купол от смещения, не допуская оставления на куполе грузиков. После надевания камеры подровнять кромку купола и проверить, чтобы она располагалась на уровне ленты, нашитой по периметру камеры.

Проверить правильность укладки купола.

Для этого помогающий удерживает стропы от смещения y нижней кромки, a укладывающий, взяв в руки стропы 1-ю и 28-ю, проходит от нижней кромки купола до ранца. Распутывать стропы надо подниманием ранца вверх наружу, взявшись за уходящие вниз вовнутрь стропы. При правпльной укладке стропы 1-я и 28-я должны располагаться y свободных концов подвесном системы сверху и первыми изнутри, a на куполе - первыми сверху.

III этап. Упаковка купола в камеру и укладка строп. После контроля положения строп приступить к зачековке камеры стро-пами. Для этого резиновые соты продеть в окна фартука и пропу-стить в них стропы, начиная с нижних сот. Стропы пропускать в соты на 4-5 см. После зачековки камеры они должны выходить из верхней соты на стороне камеры с 6-ю газырями. До окончання проверки этапа стропы в сотах карманами камеры не закрывать.

Затем нужно последовательно уложить купол в камеру и за-тянуть шнур верхней части камеры. Узел соединительного звена и уздечки купола и камеры должен располагаться снаружи. Уло-жить стропы в газыри. Для этого укладочной внлкоіі последова-тельно ввести стропы в каждый газырь, начиная с верхнего цен-тралыюго газыря, затем правого верхиего газыря, левого верхнего и заканчивая правым нижним газырем. Стропы не должны выхо-дить за пределы газырей, a между газырями не допускать образо-вания заметной слабины. Неуложенными должны остаться 60-70 см длины строп. В ходе укладки нельзя перекручивать стропы. Допускается образование слабины отдельных (вытянутых при эксплуатации) строп до 400 мм y пряжек свободных концов. После укладкн строп расправить купол и стропы стабилизнрую-щего парашюта и быть готовыми к проверке этапа. После про-верки закрыть карманы y зачековывающих сот.


Полонівние

эдастичного

кольца,

вшитого

е иишиюю

часть

намеры

посме

одевакий е$

иа нупоя


Нинінив люверсы фартука

С хема располо/нения "нишнсй иромии rtocAt* унладки нупола




Стсбѵлмтор""


14




Лереая . coma



Рис. 5. Укладка парашютов Д-5 сер. 2 и 3-5:

о - распшюжение строп; б - надевание камеры; е - укладка стабнлизирующего купола; г -моптаж парашютного прибора; ц - положение строп 3-Б; е -заправка ранца 3-5

IV этап Укладка стабилизирующего купола. Для укладки
вытянуть стабііліиирующііі"] кѵпол на всю длину, сложить перья
стабилизатора одно на другое, не перекручивая строп купола, по-
догнуть перья дважды наружу к уснлительным лентам и положить
на них грузик. Затем надеть камеру стабилизирующего парашюта
на купол и стропы до колец стабилизатора (карабин - к вершине
купола). Связать нитью в два сложения кольца стабилизатора и
камеры тройным простым узлом. Затем стропы н купол без пере-
кручивання уложить в камеру и затянуть шнур на камере. Узел
шнура надо заправить вовнутрь камеры. Клапаны ранца развести
в стороны, свободные концы сложить вдвое и положить на
ранец.

Быть готовыми к проверке этапа.

V этап. Затяжка ранца, монтаж прибора и двухконусного
замка. После проверки IV этапа положить камеру с куполом н
стропами на ранец, не переворачивая ее. На камеру наложить сна-
чала левьш клапан, затем правый. Взять правую силовую тесьму
с пряжкой іі пропустить ее сверху в кольцо левого клапана, a ле-
вую тесьму - в кольцо правого клапана, при этом стрелки на тесь-
мах должны быть обращены наружу. Силовые тесьмы пропустить
в окна ранца, надеть пряжки на конусы здмка и закрыть предва-
рительно замок. После этого провернть соединенне фала гибкой
шпильки петлей-удавкой к петле соединительнога звена и пропу-
стить фал в кольцо y вершины косынки. Слабину соединительного
звена между кольцом и петлей фала сложить вдвое и заправить
в развилку соты на правом клапане. Оставшуюся часть соедини-
тельного звена и стабилизатора сложить знгзагообразно сверху на
ранец так, чтобы карабин был на стороне клапана ранца с карма-
ном для прнбора. Резиновую соту на клапане пропустить поверх
камеры в кольцо на дне ранца y ero верхнего обреза и зачековать
лентой на ушке карабина. Карабин заправить" между резинками
соты. Смонтировать парашютнын прибор.

Для монтажа осмотренного и исправного прибора ППК-У на парашют надо:


  • установить высоту 4000 м;

  • завести гайку с байонетовым штифтом в отверстие монтаж-нон пластины двухконусного замка, расположенное ближе к концу пластины;

  • вставить корпус прибора в карман ранца и завязать тесьмы;

  • вставить гибкую шпильку в прибор, взвести прибор и уста-новить время 3 с;

  • законтрить гибкую шпильку нитыо в одно сложение вось-меркой;

  • законтрить петлю соединения фала гибкой шпильки к кольцу на клапане ранца нитыо в два сложения;

  • заправить фал гибкой шпильки в карман. Смонтировать окончательно двухконусный замок, для этого:

  • удерживая пряжки силовых тесем, открыть замок;

  • надеть на верхний конус затвора петлю троса вытяжного
16

Кольца, a на ннжнпіі конус затвора - специалыіую серыу пара-шютного прибора;


  • законтрить замок нитью в одно сложенне восьмеркой;

  • амортизатор троса опустить к шлангу;

  • проверить надежность соединения спецнального винта и гайки и согнана ли гайка с байонетовым штнфтом в сторону при-бора полностью;

  • закрыть двухконусный замок клапаном и убедиться, что клапан удерживается на кнопке в застегнутом положенни.
VI этап. Подгонка подвесной системы и заполнение паспорта. Подгонка подвеснон систеыы производится без прпсоединения за-пасного иарашюта.

Для этого нужно:


  • расправить главную лямку;

  • подогнать подвесную систему по росту перемещением пра-вого плечевого обхвата через перемычку корпуса замка ОСК-Д, a левого (нли обоих, если замка ОСК-Д пет)-через плечевую изогнутую пряжку главнон лямки;

  • подогнать подвесную систему по объему уменьшеннем или увелпченпем поясного обхвата посредствим прямоугольных пря-жек;

  • подопіать ножные обхваты перемещенпем лент через пря-моугольные пряжкн;

  • подогнать по велнчпне ленты подтяга ранца с помощью спе-циальных лент и пряжек.
Для окончательной подгонкн подвесной системы необходимо надеть парашют, застегнуть карабнны, пріінять положенне перед прыжком, условно выдернуть кольцо и убедиться, что подвесная система плотно облегает парашютиста и в то же время не стесняет его движений.

Скять парашют, заполнить паспорт. После проверки парашюта в козлах уложнть иарашют в сумку и опечатать сумку.

2. Укладка запасного парашюта

Укладка запасного парашюта организуется аналогично укладке основного парашюта и состонт из следующпх этапов: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III - укладка строп; IV - укладка купола в ранец и затяжка ранца; V - заправка ранца, оформ-ление паспорта.

Выполнение этапов

I этап. Осмотр запасного парашюта. Он выполняется так же, как и осмотр основного парашюта. Особое вниманне обращается на исправность строп и вытяжиого кольцастросом. После осмотра всех частей парашюта нужно вставнть кольцо в карман, a трос - в гибкнн шланг п расположить промежуточную подвесиую систему так, чтобы лямка с муфтой была справа относнтельно купола.

II этап. Укладка купола. Начниают укладку с 12-й стропы.
На стропу 12-ю п\жно ппложнть стропу 13-ю, расправнть кромку
между этими стропамн. Помогающий расправляет полотннше ку-
пола до вершины. Укладку продолжить в таком же порядке до за-
водского клейма. Перебросив затем неуложенные полотнища на
уложенные, сдвинуть стропу 12-ю вправо на 2-3 см и продолжить
укладку купола до заводского клейма. По окончании укладки за-
водское клей.мо должно располагаться сверху посередине. Купол
сложить по ширине ранца, подогнув правую кромку, a затем ле-
вую. При необходиыости прнменять грузнки.

Для проверкц правильности укладкн купола нужно взять стро-пы 1-ю и 24-ю н убеднться, что y иижпеіі кромкн они располага-ются сверху » рядом, a y промежуточноіі подвесноіі системы - сверху и первымп изнутри на полукольцах. Слабнну от вытяжки строп согнать к полукольцам.


  1. этап. Укладка строп. Для укла.ікн строп иужно положить ранец сотами кверху нод промежуточпую подвесную снстему. Кла-пан с кольцом должен располагаться слева, осталыіые клапаиы подвернуты вниз, a перемычка должна проходнть вдоль обреза дна ранца, расположениого дальше от купола. Стропы укладываются с помощью крючка, без перекручнвания нх, в левую дальнюю (от купола) соту, a затем поочередно в остальные соты. На длине 1,4 м до полуколец стропы не укладываются в соты. Эту часть строп нужно уложить на стропы зигзагообразно поперек строп, уложен-ных в соты.

  2. этап. Укладка купола вранец изатяжка ранца. Положить купол на ранец так, чтобы нижняя кромка проходила по пере-мычке, сложить остальную часть купола знгзагообразно на ранец, не допуская «рассынания» купола. Прндержнвая рукой купол,
расправнть клапаны ранца н положить верхний н нпжниіі кла-

Паны на купол.

Уплотняя купол за счет давленпя на него клапанами, надеть люверс ннжнего клапана на коиус верхнего клапана п вставить вспомогателыіую шпнльку. Аналогично иадеть второй люверс на конус, вставив затем шпильку. Расправить карманы y полюсной частн равпомерно сверху на куполе и затянуть сначала левыГі кла-пан (с кольцом), a затем правын, вставив вместо вспомогателыюй шпильки шпильки вытяжного троса. Слабину троса убрать в гпб-кий шланг к кольцу.

V этап. Заправка ранца, оформление паспорта. Заправить
аккуратно отвороты клапанов ц застегнуть ранцевые резинки. Ре-
зинки боковых клапанов должны проходить через кольца крепле-
ния ранца. Осмотрев вннмателыю весь парашют, заполнить пас-
порт.

3. Присоединение запасного парашюта

Для присоединения запасного парашюта надо: - убедиться, что подвесная система подогнана правильно и все карабины застегнуты;


  • нзять занасной парашют;

  • пристегнуть карабины крепления за полукольца на ранце;

  • подтянуть ремни крепления и заправить их под резннки за-пасного на дне ранца;

  • прнсоединить свободные концы промежуточной подвесной системы к скобам на главноіі лямке, вставив пальцы во втулки до конца и повернув пальцы на четверть оборота до попадания ушков пальца в свое гнездо.
Отсоединять запасной парашют нужно в обратном порядке.

III. УПРАВЛЯЕЛШИ ПАРАШЮТ Д-5 СЕР. 4 И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Парашют Д-5 сер. 4 выполнен по тииу парашюта Д-5 сер. 2 и нмеет одинаковое назначение. Основное его отлнчие в том, что ку-іюл выполнен управляемым по горизонту, a посредством свобод-ных концов плавающего типа можно дополннтельно изменять ско-рость горизонтального перемещения. Нет на подвесноіі системе и замка ООК-Д. Дополнительными конструктивными элементами в отличие от Д-5 сер. 2 являются (рис. 6) :


  • вырезы в куполе, закрытые рыболовной сетью, по одному спереди и сзади купола;

  • две стропы управления;

  • две пары свободных концов, нзготовленных каждая из одного отрезка ленты, проходящего своен серединоіі в прямоуголь-ноіі изогнутой пряжке подвесноп системы;
- два шарпка со шнурами и два кармана иа свободных
концах для фиксации последпих от пеироіізвольного переме-
щеиия.

Имеются н некоторые другие отлнчия в конструкцни. Bec пара-шюта Д-5 сер. 4 для прыжка 17 кг.

Особенности укладки парашюта Д-5 сер. 4.

При подготовке парашюта к укладке нужно зафиксировать от перемещения свободные концы, вставив шарпки в карманы. Укладку купола нужно начинать со стропы 13-й, иа нее поло-жить стропу 14-ю и продолжать уклачку. У правпльио уложен-ного купола заводское клеймо должно располагаться сверху справа.

После проверки правильности укладки купола слабину строп унравления заправить в резиновые шлевки. В остальном Д-5 сер. 4 укладывается аналогично парашюту Д-5 сер. 2.

Правила пользования управляемым куполом (рис. 6, г, д). До момента полного наполнения куполаработа пара-шюта Д-5 сер. 4 не отличается от работы парашюта Д-5 сер. 2.

После наполнения купола парашютист получает возможность управлять своим куполом как по горизонту, так и по скорости пе-ремещения, т. е. перемещаться вперед или назад со скоростыо 2,3 м/с, разворачиваться на 180° за 17 с, применять скольжение. Скорость приземлення при нейтральном куполе и штиле не более
















S




«

«

K

-O

»o

c>

Cm

4»^*

Cm

*/



V

A

/

**

"]

\


i

1

V

"1

\

V

ч

V

^

£

^

"~

to

1

r>

1 .

00

\

^

f,

-+r

/^

ОЭ

N

/

«O *

1

|\

Д

/ ~l

Ol

N

\

^

V

t 4 *

o

JX

bX 1 п

N^

:r

U

4

-r^\ / S

сч

l**r*3

\ \^ ^

s

e 4 *

Г л а в а 8

МЕТОДИКА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ

8.1. Общие положения методики воздушно-десантной подготовки

Воздушно-десантная подготовка является одной из ведущих дисциплин боевой подготовки воздушно-десантных войск. Она включает в себя:


  • изучение материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;

  • изучение правил укладки парашютов для совершения прыжка;

  • изучение правил подготовки оружия и снаряжения к совершению прыжка с парашютом;

  • наземную отработку элементов прыжка с парашютом на снарядах воздушно-десантного комплекса;

  • организацию и проведение прыжков с парашютом;

  • подготовку к десантированию вооружения, военной техники и грузов и десантирование их.
Особое место в воздушно-десантной подготовке занимает практическое совершение прыжков с парашютом, являющиеся наиболее ответственным этапом обучения парашютиста-десантника.

Процесс обучения – это активная познавательная деятельность воинов по усвоению учебного материала. Процесс обучения в воздушно-десантных войсках является одной из форм ратного труда военнослужащих, важной составной частью их служебной деятельности. Его результаты находят свое выражение в определенной системе знаний, умений и навыков, которые приобретают обучаемые под руководством своих командиров и начальников.

Знания – продукт познавательной деятельности человека, отражение в его сознании (в форме представлений, понятий) предметов и явлений объективного мира, законов природы и общества. Умение – это практическое действие, выполняемое на основе усвоенных знаний. Навык есть практическое действие, отличающееся высокой степенью освоения («автоматизированностью»). Между навыками и умениями существует сложное взаимодействие: в одних случаях навык является усовершенствованным умением, в других – умение вырастает на основе навыков.

Достижение высоких результатов обучения во многом зависит от тех путей, по которым осуществляется движение от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Этими путями и способами являются методы обучения .

Методы обучения – то те пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование умений и навыков, выработка высоких морально-боевых качеств, обеспечивается боевое сколачивание подразделений и частей. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, именуемых приемами обучения. При этом одни и те же приемы могут входить в состав различных методов. Свое название тот или иной метод получает чаще всего по ведущему приему (таблица 1).

В зависимости от характера учебного материала эти методы могут выступать в той или иной наиболее отвечающей ему разновидности. Чем следует руководствоваться, выбирая тот или иной метод? Как известно, на любом занятии руководителем могут быть поставлены три главные дидактические или наиболее общие учебные цели: сообщить воинам новые знания и добиться их глубокого усвоения; выработать у обучаемых умения и навыки; закрепить знания и совершенствовать умения и навыки. Достижение первой цели требует преимущественно таких методов, как устное изложение, показ, беседа; второй – упражнения, сопровождаемого кратким объяснением; третьей – самостоятельного чтения учебников, технической литературы и других источников, самостоятельных тренировок.

Качественная подготовка личного состава к совершению прыжков с парашютом в кратчайшие сроки требует от командиров всех степеней решения ряда сложных проблем. Задача сводится к тому, чтобы при минимальных затратах учебного времени обеспечить глубокое усвоение необходимого объема знаний и высокий уровень отработки практических умений и навыков. Интенсификация процесса обучения личного состава тесно связана с освоением и развитием методов и средств обучения, всемерным повышением методической культуры офицеров и сержантов. Более того, вопрос о глубине знаний, качестве умений и навыков есть, в сущности, вопрос о методах обучения, то есть о способности руководителя занятия рационально преподносить учебный материал, организовать практическую работу обучаемых, контролировать их действия. Методическое мастерство руководителя занятия характеризуется умением найти тот прием и то средство, которые необходимы именно в данное время, на данном занятии, эффективно применить уже много раз использовавшийся метод с учетом конкретных условий обучения (состава обучаемых, места, средств наглядности, отведенного времени). Методическое мастерство выражается также и в том, чтобы обеспечить наиболее целесообразное для данного момента сочетание приемов и методов обучения.

Поэтому задача каждого офицера воздушно-десантных войск (и в первую очередь командира парашютно-десантного подразделения) – постоянно работать над методической подготовкой, развивать и совершенствовать свои навыки в организации и проведении всех видов занятий по воздушно-десантной подготовке.

Таблица 1

^ Основные методы обучения, их разновидности и составные части (приемы)


Методы обучения и их разновидности
Приемы обучения
Действия руководителя
занятия
Работа обучаемых

^ Устное изложение учебного материала
Объяснение
Рассказ

Лекция

Беседа

Объяснительная
Эвристическая

Контрольная

Показ:

Личный показ руководителем занятия

Показ действий вооружения и военной техники

Показ действий заранее подготовленными помощниками руководителя занятия

Показ действий подразделения

Упражнения и

тренировки

Сенсорные

Двигательные

Умственные

^ Самостоятельная работа

индивидуальная

групповая

Доказательства, рассуждения, описания; демонстрация вооружения и военной техники, наглядных пособий; показ приемов и действий

Повествование, описание, рассуждение; демонстрация наглядных пособий

Развернутые описания и повествования; объяснения; демонстрация наглядных пособий

Постановка вопросов; объяснение; анализ ответов; демонстрация наглядных пособий

Показ приемов и действий по разделениям и в целом в нормальном и замедленном темпах; объяснение; демонстрация наглядных пособий, оружия и военной техники

Разучивание приема (действия) по разделениям и слитно, в замедленном и нормальном темпах; анализ ошибок; повторный показ приема (действия); объяснение. Выполнение приема в целом

Чтение; составление плана, конспекта, схемы; заучивание по частям и в целом; пересказ; практические действия на тренажерах, военной технике, учебном оружии, спортивных снарядах


Ставит учебные задачи; излагает учебный материал, организует его восприятие обучаемыми; управляет процессом усвоения знаний

Объявляет цель беседы; формулирует вопросы; слушает, исправляет и обобщает ответы, подводит итоги

Ставит учебные цели. В ходе показа приемов и действий направляет внимание обучаемых на наиболее сложные элементы, объясняет порядок и правила их исполнения; иллюстрирует объяснение путем использования наглядных пособий

Формулирует цель занятия; подает команды, дает вводные; с помощью различных средств создает обстановку, приближенную к боевой; контролирует действия обучаемых, исправляет ошибки, показывает приемы. Подводит итоги

Указывает объем и цели работы, приемы выполнения задания, организует самостоятельную работу обучаемых, оказывает им помощь и проверяет результаты


Активно воспринимают и осмысливают излагаемый материал; производят необходимые практические действия; ведут записи; отвечают на вопросы руководителя занятия

Отвечают на вопросы; слушают и осмысливают ответы товарищей, объяснения руководителя

Наблюдают; вслед за руководителем повторяют показываемые приемы и действия. осмысливают назначение приемов, действий, связь их составных частей

Многократно повторяют разучиваемые приемы и действия; анализируют свои ошибки; совершенствуют приобретенные умения и навыки

Осмысливают и запоминают учебный материал; выполняют приемы действий с оружием и военной техникой на тренажерах и гимнастических снарядах; совершенствуют навыки; выполняют индивидуальные задания

^ 8.1.1. Требования сборника нормативов по боевой подготовке

воздушно-десантных войск

Проведение практических занятий по укладке парашютов, подготовке к десантированию оружия и снаряжения, наземной отработке элементов прыжка с парашютом имеет цель привить десантникам твердые навыки в выполнении всех действий, выполняемых при подготовке и совершении прыжка. Основной формой контроля степени усвоения военнослужащими учебного материала и качества приобретенных ими двигательных навыков являются нормативы.

Нормативы – временные, количественные и качественные показатели выполнения военнослужащими или подразделениями задач, приемов и действий, связанных с применением оружия и техники в ходе боевой подготовки.

Нормативы для проверки готовности личного состава к совершению парашютных прыжков, как правило, имеют временные и качественные составляющие.

Выполнение их с положительной оценкой свидетельствует о наличии у военнослужащего двигательных навыков, достаточных для допуска его к совершению прыжка с парашютом.

В этом разделе приводятся основные нормативы, отрабатываемые на занятиях по воздушно-десантной подготовке.

Норматив № 1

Укладка парашютов для совершения прыжка


Условия и порядок

выполнения

норматива


Объем

работы


Под-

ление

Оценка по времени

Отл.

Хор.

Удовл.

Парашюты находятся в переносной сумке

Один основной и один запасной парашюты на двоих укладывающих

2 чел.

Рота


45 мин.

15 мин.


1 час

30 мин.


1 час

45 мин.


^ Индивидуальная оценка при выполнении норматива

^

Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:

Норматив № 2

(на автоматчика, пулеметчика, гранатометчика)
Условия и порядок
выполнения норматива
Объем
работы
Под-
разде-

ление

Оценка по времени

Отл.

Хор.

Удовл.



Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие и снаряжение – по штатной специальности

2 чел.

рота


8 мин.

25 мин.


10 мин.

30 мин.


15 мин.

Норматив № 4

Крепление оружия и снаряжения, надевание парашютов

для совершения прыжка со стрельбой в воздухе

Условия и порядок
выполнения норматива
Объем
работы
Под-
разде-

ление

Оценка по времени

Отл.

Хор.

Удовл.

Парашюты установлены в «козлы» на стеллажах. Предметы экипировки – на личном составе: рюкзак в походном положении, оружие в положении «на ремень». Чехлы и ремни крепления оружия находятся в рюкзаках.

Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие –

автоматы АКС-74


2 чел.

5 мин.

7 мин.

9 мин.

^ Индивидуальная оценка действий при выполнении нормативов № 2 и № 4

Основные недостатки, снижающие оценку:


  • не выполнена подгонка подвесной системы;

  • ремень автомата не прихвачен грудной перемычкой подвесной
системы парашюта;

  • рюкзак не переведен в положение для десантирования;

  • сумки для магазинов и гранат рюкзака не надеты на поясной ремень;

  • не заправлены свободные концы лент крепления запасного парашюта.
Недостатки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:

  • не застегнут карабин подвесной системы парашюта или рюкзака;

  • не зафиксирована скоба крепления запасного парашюта;

  • оружие и снаряжение мешают работе парашюта.

^ 8.2. Порядок подготовки руководителя к проведению занятия

по воздушно-десантной подготовке

Воздушно-десантная подготовка организуется и проводится согласно Программе боевой подготовки соединений и частей воздушно-десантных войск. В соответствии с этой программой и планирующими документами штаба части в подразделениях составляются расписания занятий, в которых указываются тема, учебные вопросы, место и время проведения занятий.

Занятия по воздушно-десантной подготовке проводятся руководителями, хорошо знающими воздушно-десантную технику и имеющими практический опыт прыжков с парашютом.

В подготовку руководителя к занятию входит:


  • уяснение темы, учебных целей и содержания занятия;

  • расчет времени;

  • изучение литературы по теме и составление плана-конспекта;

  • подготовка материального обеспечения занятия.
Уяснение учебных целей и содержания занятия позволяет руководителю более целеустремленно готовиться к занятию, детально изучить, углубить или повторить материал по теме предстоящего занятия.

Составление плана-конспекта обязательно для каждого руководителя. Это позволяет обдумать каждую деталь занятия и помогает предусмотреть все необходимые учебные вопросы. В составлении плана-конспекта нет определенных и выработанных на все виды занятий шаблонов. План-конспект является плодом творческого труда офицера при подготовке его к предстоящему занятию. Содержание каждого вопроса и глубина его изложения определяются степенью подготовленности обучаемых, учебными задачами и временем, отводимым на проведение занятия.

В плане-конспекте должны быть предусмотрены: учебные цели, учебные вопросы, метод проведения занятия, материальное обеспечение, расчет времени, краткое содержание учебных вопросов, действия руководителя и обучаемых, последовательность отработки учебных вопросов. План-конспект не должен быть громоздким. Не следует стремиться к тому, чтобы в нем было подробное описание всего того, что руководитель намерен изложить на занятии. План-конспект составляется не для того, чтобы его читать в ходе занятия. Он предназначен для ориентировки руководителя в последовательности изложения материала и для полного охвата учебного материала.

Усвоение учебного материала личным составом всегда зависит от метода проведения занятия, материального обеспечения, правильного распределения учебного времени и подготовленности руководителя.

Основными формами и методами занятий по воздушно-десантной подготовке являются:


  • групповые занятия – при изучении материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;

  • практические занятия – при изучении правил укладки парашютов, а также действий десантника-парашютиста при совершении прыжка;

  • тренировки – еженедельные занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса при отработке действий парашютистов в процессе совершения прыжков.
В ходе занятий руководитель должен в комплексе применять различные методические приемы. Так, к примеру, для объяснения материальной части парашюта целесообразно применять логическую схему рассказа (объяснения), сочетая ее с показом. Вначале руководитель должен указать назначение парашюта, его технико-эксплуатационные характеристики, затем назвать и показать части парашютной системы, после чего подробно рассказать об их назначении и устройстве, сопровождая свой рассказ показом на материальной части. При этом части парашюта следует называть и показывать на уложенном парашюте методом его последовательного раскрытия по ходу изложения учебного материала. А при объяснении устройства каждой части надо придерживаться следующей схемы:

Назвать и показать часть;

Указать назначение части;

Назвать ее форму (если она явно выражена);

Назвать материал, из которого изготовлена часть;

Указать цифровые данные (площадь, длина, вес, прочность и т.д.);


  • как часть устроена и что на себе имеет (изложение следует вести сверху вниз).
При проведении практического занятия по укладке парашютов используется такой методический прием как рассказ в комплексе с образцовым личным показом руководителем последовательности и правил укладки парашютов по этапам и элементам.

При проведении занятия на воздушно-десантном комплексе по отработке элементов прыжка с парашютом применяется рассказ и показ руководителем правил совершения прыжка в целом, а затем по элементам. После этого личный состав разучивает показанные действия по элементам, а затем в целом. Разучив действия и поняв их смысл, обучаемые переходят к тренировке.

В ходе занятия руководитель должен внимательно следить за тем, как материал усваивается обучаемыми. Периодически (а лучше после отработки каждого вопроса) необходимо задавать личному составу контрольные вопросы, чтобы определить, какая информация не усвоена обучаемыми, а также проверить, правильно ли делаются ими записи в тетради.

Каждое очередное занятие целесообразно начинать с контрольных опросов, чтобы проверить, как усвоен личным составом материал предыдущего занятия. Вопросы должны быть конкретными, краткими, не требующими больших развернутых ответов. Вопросы следует ставить перед всеми обучаемыми и давать некоторое время на их обдумывание, после чего вызывать одного из обучаемых для ответа. Такой метод заставляет думать всю аудиторию; весь личный состав должен быть готов к ответу на поставленный вопрос.

На всех занятиях руководитель должен прививать личному составу уважение к воздушно-десантной технике и приучать к бережному обращению с нею. Необходимо постоянно внушать обучаемым, что бережное отношение к парашюту обеспечивает его исправность, а это, в свою очередь, гарантирует безопасность совершения прыжка.

Большую роль в успешном, качественном проведении занятия играет материальное обеспечение. Необходимая материальная база должна быть заблаговременно подготовлена и сосредоточена на месте занятия. Качество занятия заметно снижается, если на нем допускаются условности из-за отсутствия необходимой материальной части.

В ходе всего занятия руководитель должен следить за дисциплиной обучаемых, требовать от подчиненных выполнения уставных положений при ответах на вопросы, при обращении к старшим и т.д.

Педагог обязан руководить работой личного состава по наиболее целесообразному ведению в тетрадях записи изучаемого материала, то есть выделять в своем рассказе те места, которые необходимо записать, и давать для этого время.

В конце занятия рекомендуется подвести итог, дать общую оценку работы взвода на занятии, отметить, кто из обучаемых хорошо усвоил материал, а кто слабо разобрался в изложенном материале. Этим обучаемым руководитель должен указать, какие учебные вопросы они должны дополнительно изучить, а также назначить хорошо подготовленного десантника для оказания помощи отстающим. Далее руководитель должен поставить задачу на самостоятельную подготовку и указать литературу для подготовки.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 2/2002, стр. 17-22

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Б. БОГДАН ,

кандидат технических наук

Воздушно-десантная подготовка (ВДП) в армии США (ВАС - Basic Airborne Course) проводится на базе 1-го батальона 507-го парашютно-десантного полка, который называют «школой ВДП» (располагается на территории Форт-Беннинг, штат Джорджия). Штаб 1-го батальона является центральным органом национальных вооруженных сил по управлению ВДП. На него возложена также задача обеспечить воздушно-десантную подготовку как личного состава армии, так и подразделений ВМС, морской пехоты, подразделений специальных операции ВВС, службы спасения береговой охраны, прочих подразделений ВС США, а также военнослужащих других стран. Кроме этого, батальон осуществляет подготовку выпускающих и авианаводчиков для команд обеспечения зон выброски десанта.

1-й батальон состоит из штабной и четырех учебных рот (А, В, С и D), а также из роты обеспечения (Е), которая осуществляет укладку, ремонт и хранение парашютов и прочего снаряжения. Подразделения штабной роты разрабатывают графики ВДП и следят за их выполнением. Основой преподавательского состава батальона являются сержанты-инструкторы (DI - Drill Instructor). Их отличительный знак - черная бейсболка.

Занятия проводятся в течение трех недель (125 ч учебного времени). За этот период курсанты должны научиться выполнять прыжки с парашютом Т-10М с транспортных самолетов двух типов (С-130 и С-141) и приземляться, соблюдая правила техники безопасности. Для успешного завершения курса требуется совершить пять прыжков. Кроме того, инструкторы должны выявить тех, кто не обладает необходимой для парашютиста-десантника психофизической устойчивостью и не может им стать.

Ежегодно в батальон проводятся 44 набора по 370 - 380 человек, а выпускается около 14 000 квалифицированных парашютистов. Согласно статистическим данным, оканчивает курсы около 85 проц. военнослужащих-мужчин. Здесь же обучаются военнослужащие-женщины, причем в процессе подготовки из-за ее сложности их отсеивается в 3 раза больше, чем мужчин. Оканчивают школу только 53 проц. женщин-солдат и офицеров.

Основными причинами, по которым отчисляют из школы, являются следующие (в скобках указано количество выбывших за год): медицинские противопоказания (травмы) - 58 проц. (2 790 человек), не выдержали физической подготовки -18 проц. (870), по решению инструкторов - 11 проц. (540), по собственному желанию - 8 проц. (390), прочие причины - 5 проц. (249). Проблемы со здоровьем являются главной причиной, по которой проводится отчисление. Сюда входят повреждения костной и мышечной ткани, тепловые удары и прочее, что обусловлено, как считает командование армии США, высокими физическими нагрузками и климатом того района, где расположена школа ВДП. В штате Джорджия летом в утренние часы температура воздуха достигает +27°С (днем доходит до +38°С), а влажность 90 - 95 проц. Поэтому 18 проц. военнослужащих не выдерживают нагрузки в ходе физической подготовки, то есть не могут ежедневно выполнять требуемые нормативы (например, по бегу), предназначенные именно для того, чтобы выявить тех, кто не способен переносить длительные физические нагрузки. Некоторые курсанты уходят из школы по собственному желанию, узнав, что если так начинается жизнь парашютиста-десантника, то она - не для них.

Набор в школу ВДП проводится исключительно на добровольной основе. Желающие пройти такую подготовку подписывают контракт, в котором они обязуются совершать боевые прыжки в любое время и в любом районе. Единственной причиной отказа в приеме может быть только заключение врача. Курсантом школы может стать любой военнослужащий, начиная с рядового, только что получивший военную специальность. Согласно нормативному документу о приеме в школу ВДП SH (Student Hangout) 57-1 к кандидату предъявляются три требования: возраст до 36 лет, он должен быть добровольцем и сдать нормативы по физической подготовке (табл. 1). Все военнослужащие (в том числе с коррекцией зрения) автоматически считаются физически годными для совершения прыжков с парашютом с самолета.

Таблица 1

НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ШКОЛЫ ВДП

Для того чтобы быть зачисленными в школу ВДП, желающие пишут рапорт и высылают его вместе с заверенными результатами о сдаче нормативов по физической подготовке. Эта школа начала свою работу в 1942 году. Тогда же была разработана методика подготовки и отбора личного состава в ВДВ. За прошедшие годы ни оборудование, ни сама методика не претерпели существенных изменений.

Снаряжение парашютиста десантника. Парашютисты армии США совершают прыжки в обычной полевой форме, которую носят все военнослужащие армии. На голове у них обычный защитный шлем из композиционного материала кевлар. На ноги парашютисты надевают специальные ботинки, предназначенные для совершения прыжков с парашютом с укрепленным верхом и подошвой, чтобы предотвратить повреждения голеностоп и стопы, пара таких ботинок весит 1,8 кг. В состав снаряжения десантников входит бронежилет (массой 9,1 кг), изготовленный из кевлара, но во время прыжка его не надевают. Бронежилеты сбрасывают грузовыми парашютами.

Личное оружие десантника - карабин М4А (2,8 кг), винтовку М16А2 (3,5 кг) и пулемет М249 (6,88 кг) упаковывают в специальный контейнер, где есть гнездо для крепления одного снаряженного магазина. Контейнер с помощью тесемок привязывают к подвесной системе с левого бока парашютиста (рис. 1). Боекомплект (шесть магазинов к М4А и четыре гранаты, расположенные в двух подсумках) крепится к поясному ремню и поддерживается плечевыми ремнями. На ремне крепятся также две фляги по 1 л для питьевой воды. Противотанковые системы типа «Джавелин», комплекс ПЗРК «Стингер», пулемет М240В и 60-мм миномет (укомплектованный) тоже упаковываются в контейнеры, которые находятся у парашютистов на левом плече.

Поясной ремень и крепления устроены так, что снаряжение не перемещается по поясу во время передвижения парашютиста. Он имеет с собой перевязочный пакет в специальном подсумке, который обычно крепится на левом плече, а слева на ремне - штык-нож М9 и противогаз в комплекте с защитной одеждой. Подвесная система парашюта надевается поверх вышеперечисленного снаряжения. После приземления десантник освобождается от подвесной системы, достает винтовку и магазин и изготавливается к стрельбе.

В воздушно-десантных частях США роль грузового контейнера выполняет стандартный армейский вещевой рюкзак (ALICE pack), который на специальном фале подвешивается под запасным парашютом. Водонепроницаемый рюкзак крепится на алюминиевой раме, имеет общее отделение с карманом для радиостанции и три внешних отделения. Существует несколько типов таких рюкзаков, имеющих общую конструкцию, но различающихся своими размерами (в ВДВ используется самый большой). После отделения от самолета и раскрытия парашюта выполняющий прыжок отвязывает рюкзак, который падает вниз и удерживается 15-м фалом. Рюкзак первым касается земли, что уменьшает общую массу парашютиста и снижает скорость его приземления. Во время ночного прыжка рюкзак помогает определить момент встречи с землей.

Общая масса снаряжения парашютиста достигает 50 кг, а весь дополнительный груз размещается в рюкзаке. Если прыгает стрелок-автоматчик, то он имеет дополнительный груз - пулеметную ленту к пулемету М240В, запасной магазин к пулемету М249 (3,14 кг), мины М18 А1 (1,6 кг).

Огневой группе пехотного отделения выдаются два бинокля ночного видения AN/PVS-7B (по 0,68 кг), которые предназначены для командира группы и пулеметчика, а также четыре лазерных целеуказателя AN/PAQ-4C (по 0,255 кг) и один прибор спутниковой топографической привязки AN/PSN-11 (1,5 кг).

Согласно нормам, разработанным министерством обороны США, каждому парашютисту должно выдаваться на день четыре комплекта полевого пайка (MRE - Meals Ready to-Eat) no 1 кг, что делает практически непереносимой индивидуальную нагрузку (при трехсуточных учениях она составляет 12 кг). Обычно парашютисты берут всего два пакета MRE на день, так как считается, что этого вполне хватает (иначе можно набрать лишний вес, несмотря на тяжесть учений).

Учитывая, что ВДВ применяются в разных регионах мира, парашютисты обеспечивают себя запасом воды (2 л), так как, садясь в самолет, они не знают, где будут сброшены, кроме того, берут с собой два резиновых контейнера (1,8 л), так называемых «мочевых пузыря», которые укладывает в рюкзак, а также за свои деньги приобретают «верблюжий горб» - плоский резиновый контейнер, размещаемый между спиной и рюкзаком и имеющий резиновый шланг, через который на марше можно пить воду. В комплект снаряжения входит спальный мешок, плащ-палатка, миска, ложка, вилка из нержавеющей стали. Рюкзак ALICE имеет систему быстрого сбрасывания, что в случае встречи с противником позволяет парашютисту быстро скидывать его и вести бой.

Рис. 1. Парашютист в полном снаряжении

Физическая подготовка. Командование армии США считает, что в школе проводится не столько физическая подготовка, сколько отбор тех, кто достоин быть парашютистом сухопутных войск. На занятия по ВДП и физической подготовке военнослужащие надевают боевую полевую форму с головным шлемом (масса 1,3 кг). На шлеме стоит номер, что позволяет инструктору обращаться к соответствующему курсанту. Инструкторам школы ВДП разрешено изменять следующие положения полевого устава FM 21-20 по физической подготовке. Согласно ему гимнастические упражнения и бег должны выполняться только на время, нельзя задавать количество повторений, дистанцию и темп выполнения упражнений, запрещается применять физические упражнения в качестве наказания (это разрешается лишь во время ВДП). За день курсант проделывает не менее 200 отжиманий и полуприседаний. Если он допускает при этом ошибки, то выполняет отжимания от пола, а если на него одета подвесная система с макетом парашюта, - полуприседания. Как правило, требуется сделать десять отжиманий или полуприседаний (нужно присесть так, чтобы опущенными вниз руками достать до верха ботинок). В свою очередь, курсант должен выполнить заданное упражнение 11 раз и обязательно выкрикнуть: «За ВДВ» (For Airborn).

Занятия в школе начинаются с понедельника, но отобранные курсанты прибывают в школу за два-три дня, чтобы акклиматизироваться. После подъема в 6 ч ежедневно проводится 60-минутная тренировка. В ходе нее, в частности, предусматривается бег в строю в темпе, который задают инструкторы, - 1 миля за 9 мин. График бега на определенные дистанции представлен в табл. 2.

После бега курсанты выполняют специальный («десантный») комплекс гимнастических упражнений под команды и в объеме, которые задают инструкторы. Первое упражнение - прыжки на месте; второе - подтягивание на перекладине; третье - отжимание от пола; четвертое - из положения лежа на спине, раскинув руки в стороны, поднять прямые ноги вверх и опускать их поочередно влево вправо; пятое - полуприседания (необходимо достать прямыми руками до верха ботинок); шестое - из положения стоя руки за головой наклониться вперед и достать правым локтем колено левой ноги и наоборот, а затем выпрямиться; наконец, последнее, седьмое упражнение для пресса «по-десантному»: из положения лежа на спине, руки за головой, колени согнуты под прямым углом перейти в положение сидя, при этом ступни ног надо прижимать к полу самому, без помощи партнера.

Таблица 2

ГРАФИК БЕГА КУРСАНТОВ ШКОЛЫ ВДП

Ежедневный бег также является нарушением устава, так как согласно ему положено чередовать бег, способствующий развитию выносливости, с нагрузками для развития силы. Помимо развития выносливости, ежедневный бег позволяет выявить тех, кто получил травму нижних конечностей при подготовке к прыжкам или в ходе их выполнения и пытается ее скрыть. Приземление с поврежденной ногой может вызвать более значительную травму. Если курсант дважды не уложится во время, отведенное для прохождения дистанции, то его отчисляют и переводят в штабную роту. Здесь собираются все, в том числе те, кто получил травмы и повреждения, но сохранил желание стать парашютистом. В медицинской секции их лечат, восстанавливают, проводят физические тренировки, до тех пор пока они не смогут пробежать 4 мили за 36 мин. Затем они начинают учебу в школе снова.

Особенности воздушной подготовки в школе ВДП. Первый день занятий (как и все последующие) начинается с развода, а заканчивается парадным маршем курсантов «повзводно» перед командованием школы. Затем перед ними выступает командир школы, который рассказывает о программе подготовки, проводятся демонстрационные прыжки, курсантам объясняют, что от них будут требовать в процессе учебы. Заканчивается вступительное занятие осмотром всех тренажеров и демонстрацией приемов.

Особенностью воздушно-десантной подготовки является то, что в армии США десантники сами не укладывают парашюты - этим занимаются штатные укладчики. На курсах отсутствуют теоретические занятия. Сначала правильное выполнение элемента демонстрируют инструкторы. Вся подготовка рассчитана на то, чтобы научить курсанта делать это в ходе практических занятий на различных тренажерах.

Первые две недели целиком посвящены наземной подготовке. В течение первой, которая носит название «наземная неделя» (ground week), курсанты осваивают выполнение отдельных элементов прыжка: подгонка подвесной системы и надевание парашюта; посадка и размещение в самолете; действия парашютистов по сигналам и командам выпускающего; правила и техника отделения от самолетов С-130 и С-141 на их макетах.

В комплект парашюта Т-10М входит основной и запасной парашюты. Раскрытие основного происходит без применения стабилизирующего устройства. В самолете парашютист по команде выпускающего зацепляет карабин вытяжной веревки парашюта за трос-удлинитель. После отделения парашютиста от самолета вытяжная веревка вытягивается во всю длину, удерживая прикрепленный к ее петле чехол купола, и стаскивает его с основного парашюта. Для компенсации рывка при отделении от самолета парашютист должен согнуть в тазобедренных суставах сведенные вместе, напряженные и выпрямленные под прямым углом к туловищу ноги, руками обхватить запасной парашют, напрячь мышцы живота и начать отсчет четырех секунд, во время которого происходит выход купола из чехла и его раскрытие. Отработке этого элемента посвящают много времени на основных занятиях на различных тренажерах, так и на попутных тренировках. Любой инструктор имеет право дать курсанту в любое время команду «Пошел» (Hit it). Курсант должен бросить то, чем он занимался, подпрыгнуть вверх и приземлиться на сведенные вместе выпрямленные ноги, согнувшись вперед в тазобедренных суставах, а руками обхватить воображаемый запасной парашют и начать громко считать: «Одна тысяча, две тысячи...»(раскрытие парашюта происходит за 4 с). Затем он должен выпрямиться, поднять голову и руки вверх и проверить, раскрылся ли купол и появились ли в полотнище трещины.

На макетах самолетов С-130 и С-141 проводится комплексная тренировка по посадке в самолет, размещению парашютистов в самолете, зацеплению карабина за трос-удлинитель, действиям парашютистов по командам выпускающего, отделению от самолета, совершению прыжков группой парашютистов в один - четыре потока.

В армии США курсантов обучают при приземлении не разворачиваться на лямках по ветру, а группироваться и совершать перекат в соответствующем направлении: влево, вправо, вперед, назад. В связи с этим много внимания уделяется отработке элементов правильного приземления, начиная с принятия правильного положения тела при приземлении (Parachute Landing Fall - PLF), прыжкам с парашютного трамплина, перекатам после приземления.

На стапеле с подвесными системами курсанты отрабатывают действия парашютиста в воздухе: заправка подвесной системы, применение запасного парашюта, освобождение от грузового контейнера и изготовка к приземлению на лес, воду.

Комплексная тренировка в выполнении элементов прыжка в течение первой недели проводится на тросовой горке высотой 10 м. Курсант, надев подвесную систему с макетом запасного парашюта Т-10М и грузовым контейнером, по ступенькам взбирается на верхнюю площадку тросовой горки. Здесь инструктор прикрепляет подвесную систему к несущей рабочей каретке. Курсант по команде инструктора «Пошел» спрыгивает с площадки, отделяется от «самолета», и спускается по тросу вниз, выполняя элементы прыжка: группируется для того, чтобы встретить рывок купола; заправляет главную лямку подвесной системы; снова группируется, чтобы встретить землю; а дальнейшее его скольжение по тросу останавливается специальным стопором и руками страхующих курсантов. Каждый из них проделывает это упражнение ежедневно 6 раз в течение четырех дней (рис. 2).

Вторая неделя посвящена отработке следующих элементов: действия парашютистов в воздухе, приемы и правила раскрытия запасного парашюта, приземление парашютиста и приемы гашения купола, сборка парашюта и укладка его в парашютную сумку, а кроме того, тех, которые отрабатывались в течение первой недели. Вторая неделя наземной подготовки называется «неделя на вышке» (tower week), так как совершаются прыжки с парашютных 76 м вышек. На территории школы установлены две вышки с четырьмя рабочими местами каждая, и прыжки проводятся в восемь потоков. Парашютная вышка является комплексным снарядом, на котором курсанта знакомят с высотой и отрабатывают подготовку к приземлению и технику приземления. Курсанта с надетой подвесной системой и макетом запасного парашюта прицепляют к макету купола со стропами, поднимают на высоту, и затем он выполняет снижение (рис. 3).

Кроме того, проводятся занятия на парашютном трамплине, оснащенном стапелем с подвесной системой. Курсант спрыгивает с трамплина, инструктор раскачивает его и плавно спускает вниз, на высоте 1 м курсанта отпускают и он падает. Задача курсанта уловить направление качения в момент приземления и правильно выполнить группировку и перекат.

В течение третьей недели выполняются прыжки с парашютом. В понедельник после физической подготовки с курсантами проводятся занятия, во время которых те отрабатывают действия в критических ситуациях и ввод в действие запасного парашюта. Затем им демонстрируют учебный фильм, где показываются основные критические ситуации и правильные действия парашютистов. Далее десантники получают парашюты, подгоняют подвесные системы и переезжают на аэродром. Здесь курсанты надевают парашюты и выходят на контрольные линии старта. Погрузка в самолеты С-130 и С-141 корабельных групп начинается в 14.00 (рис. 5), а выброска парашютистов на площадку десантирования под названием «Фрайар» - в 14.30. Площадка длиной более 2 км с ровным и мягким земляным покрытием допускает проведение массовой выброски с высоты 300 м и при скорости самолетов 240 км/ч, которые делают несколько кругов над площадкой, сбрасывая каждый раз 18 парашютистов.

Во вторник выполняется погрузка в 11.00, а прыжки - в 11.30. Второй прыжок совершается с полной боевой выкладкой и грузовым контейнером. Погрузку в самолеты для совершения третьего прыжка курсанты начинают в 15.00. Третий прыжок - массовый, выполняется в два потока, в полном снаряжении с грузовым контейнером. Первые парашютисты отделяются от самолета в 15.30. В среду курсанты совершают еще два прыжка. В 14.30 проводится массовая выброска парашютистов с двух самолетов одновременно в полном боевом снаряжении и с грузовыми контейнерами. Начиная с 21.30 курсанты выполняют пятый (последний) ночной прыжок в полном снаряжении и с грузовым контейнером.

Четверг посвящен репетиции выпускной церемонии получения значков парашютистов и парада. В этот день приводится в надлежащий вид и сдается на склад полученное в школе обмундирование и снаряжение, оформляются документы. Пятница - единственный день, когда не проводится физическая подготовка: курсанты сдают постельное белье, приводят в порядок казармы и переодеваются к параду.

В 11.00 начинается выпускная церемония с вручением курсантам значков парашютистов, завершающаяся парадом. Курсанты перестают быть простыми военнослужащими (leg - прямая нога), а становятся парашютистами - «вишенками» (сЬеггу),то есть не имеющими опыта. Они будут получать надбавку - 110 долларов ежемесячно за свой статус парашютиста, в том числе за три недели пребывания в школе. Для того чтобы сохранить этот статус и ежемесячную надбавку, необходимо раз в три месяца совершать один прыжок.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Воздушно-десантная подготовка является одной из ведущих дисциплин боевой подготовки воздушно-десантных войск. Она включает в себя:

  • изучение материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;
  • изучение правил укладки парашютов для совершения прыжка;
  • изучение правил подготовки оружия и снаряжения к совершению прыжка с парашютом;
  • наземную отработку элементов прыжка с парашютом на снарядах воздушно-десантного комплекса;
  • организацию и проведение прыжков с парашютом;
  • подготовку к десантированию вооружения, военной техники и грузов и десантирование их.

Особое место в воздушно-десантной подготовке занимает практическое совершение прыжков с парашютом, являющиеся наиболее ответственным этапом обучения парашютиста-десантника.

Процесс обучения – это активная познавательная деятельность воинов по усвоению учебного материала. Процесс обучения в воздушно-десантных войсках является одной из форм ратного труда военнослужащих, важной составной частью их служебной деятельности. Его результаты находят свое выражение в определенной системе знаний, умений и навыков, которые приобретают обучаемые под руководством своих командиров и начальников.

Знания – продукт познавательной деятельности человека, отражение в его сознании (в форме представлений, понятий) предметов и явлений объективного мира, законов природы и общества. Умение – это практическое действие, выполняемое на основе усвоенных знаний. Навык есть практическое действие, отличающееся высокой степенью освоения («автоматизированностью»). Между навыками и умениями существует сложное взаимодействие: в одних случаях навык является усовершенствованным умением, в других – умение вырастает на основе навыков.

Достижение высоких результатов обучения во многом зависит от тех путей, по которым осуществляется движение от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Этими путями и способами являются методы обучения.

Методы обучения – то те пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование умений и навыков, выработка высоких морально-боевых качеств, обеспечивается боевое сколачивание подразделений и частей. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, именуемых приемами обучения. При этом одни и те же приемы могут входить в состав различных методов. Свое название тот или иной метод получает чаще всего по ведущему приему (таблица 1).

В зависимости от характера учебного материала эти методы могут выступать в той или иной наиболее отвечающей ему разновидности. Чем следует руководствоваться, выбирая тот или иной метод? Как известно, на любом занятии руководителем могут быть поставлены три главные дидактические или наиболее общие учебные цели: сообщить воинам новые знания и добиться их глубокого усвоения; выработать у обучаемых умения и навыки; закрепить знания и совершенствовать умения и навыки. Достижение первой цели требует преимущественно таких методов, как устное изложение, показ, беседа; второй – упражнения, сопровождаемого кратким объяснением; третьей – самостоятельного чтения учебников, технической литературы и других источников, самостоятельных тренировок.

Качественная подготовка личного состава к совершению прыжков с парашютом в кратчайшие сроки требует от командиров всех степеней решения ряда сложных проблем. Задача сводится к тому, чтобы при минимальных затратах учебного времени обеспечить глубокое усвоение необходимого объема знаний и высокий уровень отработки практических умений и навыков. Интенсификация процесса обучения личного состава тесно связана с освоением и развитием методов и средств обучения, всемерным повышением методической культуры офицеров и сержантов. Более того, вопрос о глубине знаний, качестве умений и навыков есть, в сущности, вопрос о методах обучения, то есть о способности руководителя занятия рационально преподносить учебный материал, организовать практическую работу обучаемых, контролировать их действия. Методическое мастерство руководителя занятия характеризуется умением найти тот прием и то средство, которые необходимы именно в данное время, на данном занятии, эффективно применить уже много раз использовавшийся метод с учетом конкретных условий обучения (состава обучаемых, места, средств наглядности, отведенного времени). Методическое мастерство выражается также и в том, чтобы обеспечить наиболее целесообразное для данного момента сочетание приемов и методов обучения.

Поэтому задача каждого офицера воздушно-десантных войск (и в первую очередь командира парашютно-десантного подразделения) – постоянно работать над методической подготовкой, развивать и совершенствовать свои навыки в организации и проведении всех видов занятий по воздушно-десантной подготовке.



Что еще почитать