Ядерный "Кинжал" и секретные разработки: о каком оружии рассказал Путин. Опасность полной замены «Кортиков» и «Кинжалов» новыми корабельными ЗРК «М-Тор» и «Осы» XXI века История комплекса кинжал

Одним из наиболее интересных моментов недавнего обращения Президента России Владимира Путина к элите и массам стала презентация новейших образцов вооружений , которые в скором времени заступят на боевое дежурство. Как оказалось, один из них уже активно стережет западные рубежи нашей Родины. Авиационный ракетный комплекс (АРК) «Кинжал» — наш гость сегодня.

11 марта 2018 г. Министерство обороны России опубликовало кадры «учебно-боевого» пуска ракеты «Кинжал» с борта самолета-носителя МиГ-31. Этот самолет сам по себе уникален. Более подробно о нем, мы рассказывали Вам в контексте разработки новейшей ему замены под наименованием МиГ-41 . Его еще именуют ПАК-ДП (Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата ).

Как оказалось, подвесить высотную ракету под обычный самолет нельзя. Даже фактически стратосферный МиГ-31 в своем, в том числе, противоспутниковом варианте не способен без дополнительных изменений в конструкции «работать» с такой габаритной ношей. Самолет доработали, ракету закрепили и отправили на боевое дежурство.

Многие пользователи отмечают ряд нестыковок в опубликованном видео. Для чего нужно было «размывать» элементы ракеты на земле и открывать их в воздухе? Ряд экспертов, как например блог BMPD, заметили на видео один из применяемых РСК «МиГ» в качестве летающей лаборатории экземпляров истребителя. Данные факты могут говорить о наличие монтажа сюжета из нескольких роликов различающихся по времени съемки вплоть до нескольких лет.

Кадр Минобороны РФ

Еще одним немаловажным фактом является уникальное сходство новейшего «Кинжала» и относительно немолодого оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э». Точнее ракеты к нему под индексом 9М723. Визуально разницы между ними фактически нет, а увеличение на 70 см длины изделия может быть вызвано установкой аэродинамического обтекателя и сбрасываемой после отделения от носителя защиты сопла ракеты.

МиГ-31 с ракетой «Кинжал». Кадр Минобороны РФ

Что касается гиперзвука! Владимир Путин, как и наши военные, в один голос называют новый комплекс — гиперзвуковым , т.е. летящим к цели со скоростью в 10-12 раз выше скорости звука. С точки зрения теории — все верно. Вы только вдумайтесь, 12 000 км/ч! Гиперзвуковой называют скорость движения объекта выше 5 Маха (1 Мах = 1062 км/ч на высоте 11 км) Однако, американские специалисты трактуют понятие гиперзвукового изделия, как использующего для движения прямоточный воздушно-реактивный двигатель. А нашему блогу, откровенно начхать, что думают западные «партнеры». Такого оружия, работающего на таких скоростях, дальностях и высотах… нет ни у одной страны в мире, кроме НАШЕЙ!

«Российская газета»

Она еще и маневрирует. Несмотря на огромную скорость, ракета способна активно маневрировать на всем протяжении полета к цели. Если проводить аналогию с «Искандером», то траекторию ее движения не могут предугадать даже разработчики…она летит как хочет, это же русская ракета.

В первый день весны президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Глава государства рассказал о последних успехах и поставил новые задачи. Кроме того, он затронул тему стратегических вооружений, предназначенных для обеспечения безопасности страны. Новые системы в будущем получат все основные виды вооруженных сил, в том числе боевая авиация. Вместе с существующими самолетами предлагается использовать авиационный ракетный комплекс «Кинжал».

Рассказ о новом оружии для воздушно-космических сил В. Путин начал с напоминания о текущих тенденциях в области аэрокосмических технологий. Сейчас ведущие страны, имеющие большой научный потенциал и располагающие современными технологиями, разрабатывают т.н. гиперзвуковое вооружение. Далее президент провел краткую «лекцию» по физике и аэродинамике. Он указал, что скорость звука традиционно измеряется в махах – единица названа в часть австрийского физика Эрнста Маха. На высоте 11 км 1 мах равняется 1062 км/ч. Скорость от М=1 до М=5 считается сверхзвуковой, более М=5 – гиперзвуковой.

Оружие с гиперзвуковой скоростью полета дает вооруженным силам самые серьезные преимущества перед противником. Подобное вооружение может отличаться высокой мощностью, а большая скорость защищает его от перехвата средствами противовоздушной или противоракетной обороны. Перехватчики попросту не могут догнать атакующее изделие. Как заявил президент, понятно, почему ведущие страны мира стремятся завладеть такими вооружениями. А у России подобные средства уже есть.

Важнейшим этапом создания современных средств вооружения В. Путин назвал разработку высокоточного авиационного ракетного комплекса, который, как утверждается, не имеет аналогов в зарубежных странах. Испытания этой системы уже были завершены. Более того, с 1 декабря новый комплекс используется в порядке опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа.

МиГ-31БМ взлетает с ракетой «Кинжал»

По словам В. Путина, ракета при помощи высокоскоростного самолета-носителя должна за считанные минуты выходить к месту старта. После сброса ракета развивает скорость, в десять раз превышающую скорость звука. На всем протяжении траектории, несмотря на высокую скорость, изделие способно выполнять маневры. Возможность изменения траектории полета позволяет защитить ракету от средств обороны противника. По мнению президента, новая ракета гарантировано преодолевает современные и, возможно, перспективные комплексы ПВО и ПРО. Гиперзвуковая ракета способна лететь на дальность до 2 тыс. км и доставлять к цели обычный или ядерный боезаряд.

В отличие от некоторых других перспективных разработок, представленных на прошлой неделе, авиационный ракетный комплекс уже получил собственное название. Его обозначили как «Кинжал». Иные названия и обозначения, такие как индекс ГРАУ, рабочий шифр проекта и т.д. президент не приводил.

Как и в случае с другими новейшими образцами вооружения, за словами президента последовал демонстрационный видеоролик, показывающий интереснейшие кадры с испытаний перспективного ракетного комплекса. Видеосъемка самым наглядным образом подтверждает заявления В. Путина о проведении испытаний. Некоторые из этапов одного из тестовых запусков, снятые военными операторами, разрешили использовать в ролике для показа широкой общественности.

Самолет перед сбросом ракеты

Видео начинается с кадров взлета истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Уже во время разбега видно, что под днищем его фюзеляжа подвешен не привычный и стандартный боекомплект, но некое новое оружие. Перехватчик поднимает в воздух крупную и массивную ракету нового типа. Часть дальнейшего полета с выходом в точку запуска, впрочем, была показана при помощи упрощенной компьютерной графики. Но далее вновь была видеозапись реальных испытаний с настоящим запуском ракеты.

Находясь на заданном курсе и выдерживая определенную высоту и скорость, самолет-носитель сбросил ракету «Кинжал». В свободном полете она «провалилась» по высоте, после чего сбросила хвостовой обтекатель и запустила маршевый двигатель. Полет ракеты вновь не стали показывать в виде документальных кадров и изобразили схематически. В следующем эпизоде компьютерная модель самолета сбросила анимированную ракету, а та по баллистической траектории направилась к кораблю условного противника. Стоит отметить, что нарисованный корабль-мишень имел узнаваемый внешний вид и был похож на некий реальный образец.

Изделие Х-47М2 отделилось

Последние этапы полета ракеты, выходящей в район цели, а затем наводящейся на нее, были показаны с применением графики. Причем «камера» в этот раз находилась прямо на борту ракеты. Изделие направилось на корабль противника, перешло в пикирование, и затем видеосигнал, ожидаемо, пропал. Впрочем, в ролике показали поражение цели, хотя и другой. Боеприпас упал на сухопутное укрепление и взорвал его. Самолет-носитель МиГ-31БМ, в свою очередь, вернулся на аэродром и выполнил посадку.

Вскоре после окончания выступления президента появились новые сведения о проекте «Кинжал». Так, российская пресса привела второе обозначение новой ракеты – Х-47М2. Командующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Сергей Суровикин указал, что новая ракета относится к классу гиперзвукового аэробаллистического оружия. По его словам, на полигонах министерства обороны уже были проведены государственные испытания нового комплекса. Во время проверок он полностью подтвердил свою эффективность. Все запуски ракет завершались точным поражением намеченных целей.

Главком ВКС также раскрыл некоторые подробности боевой работы изделия «Кинжал». Так, на конечном баллистическом участке полета ракета использует всепогодную головку самонаведения. Это обеспечивает возможность применения ракеты в любое время суток с получением требуемой точности и избирательности поражения цели. Максимальная скорость ракеты в полете в 10 раз превышает скорость звука. Дальность стрельбы, как подтвердил главком, достигает 2 тыс. км.

Сброс хвостового обтекателя

Таким образом, в интересах Воздушно-космических сил была разработана новейшая аэробаллистическая ракета, пригодная для уничтожения различных наземных или надводных объектов. Изделие Х-47М2 «Кинжал» может нести как конвенциональную, так и специальную боевую часть, что расширяет круг решаемых задач. В качестве носителя сейчас используются перехватчики МиГ-31 последней модификации «БМ».

Одной из самых интересных особенностей проекта «Кинжал» является выбор самолета-носителя. Ракету «воздух-поверхность» решили применять с истребителем, основу вооружений которого составляют изделия «воздух-воздух». Причины этого очевидны. Максимальная скорость самолета МиГ-31БМ на высоте достигает 3400 км/ч, что позволяет ему за минимальное время выйти в точку пуска. Кроме того, высокая скорость полета носителя при сбросе ракеты позволяет получить некоторые преимущества. В момент сброса ракета уже имеет высокую начальную скорость, и потому энергия ее двигателя уходит только на последующий разгон с выходом на квазибаллистическую траекторию.

Запуск двигателя

Таким образом, потенциал ракеты, обеспечиваемый гиперзвуковой скоростью полета, не снижается из-за недостаточных параметров носителя. С точки зрения скорости полета, предварительного разгона ракеты и быстроты решения боевых задач МиГ-31БМ является наиболее удачной платформой.

Изделие Х-47М2 имеет весьма простые формы и очертания. Ракета получила конический головной обтекатель, на который приходится около половины длины изделия. Вторую половину корпуса образует цилиндрическая секция, оснащенная Х-образными плоскостями в хвостовой части. Ровный хвостовой срез корпуса на время полета под самолетом оснащается сбрасываемым обтекателем, имеющим форму усеченного конуса. Точные сведения о конструкции изделия пока не приводились, но уже сейчас можно говорить, что оно оснащается твердотопливным маршевым двигателем. Тип головки самонаведения неизвестен.

Нельзя не отметить, что новая авиационная ракета внешне весьма похожа на баллистический боеприпас оперативно-тактического комплекса «Искандер». В прошлом на разных уровнях ходили слухи о возможном создании авиационной модификации этой системы, но они до сих пор не получили официального подтверждения. Характерный экстерьер новейшей ракеты «Кинжал» может служить своеобразным подтверждением слухов недавнего прошлого. В то же время, сходство может быть связано только с похожими техническими требованиями и тактической ролью.

Ракета направилась к цели

Утверждается, что ракета «Кинжал» относится к классу аэробаллистических. Это означает, что изделие сбрасывается с самолета-носителя, после чего включает двигатель и с его помощью выходит на восходящую траекторию. Далее полет происходит почти так же, как и в случае с другими баллистическими ракетами. Отличие Х-47М2 от других систем обуславливается использованием головки самонаведения. Приборы, тип которых пока не уточнялся, используются для обнаружения цели и коррекции курса ракеты на всех этапах полета, в том числе на нисходящем участке баллистической траектории. В последнем случае обеспечивается максимально точное попадание в указанную цель.

Перспективный «Кинжал», как и уже известный «Искандер», имеет характерные возможности: ракеты обоих комплексов способны маневрировать на траектории. Из-за этого противоракетные комплексы противника теряют возможность своевременного просчета траектории подлетающей ракеты и правильного перехвата. На нисходящем участке траектории ракета развивает максимальную скорость, вплоть до М=10, что резко сокращает допустимое время реакции. Как результат, система «Кинжал» действительно способна показать самые высокие боевые характеристики и прорвать существующую систему противовоздушной и противоракетной обороны.

Демонстрация принципов построения траектории полета

Сначала Владимир Путин, а затем Сергей Суровикин рассказали о недавних работах в рамках проекта с шифром «Кинжал». Не позднее осени прошлого года промышленность и министерство обороны провели все необходимые испытания новейшей ракеты, а также завершили ее доводку. Уже 1 декабря появился приказ о принятии новой ракеты в опытно-боевую эксплуатацию. Изделие Х-47М2 эксплуатируется в составе полноценного комплекса, в который также входит самолет-носитель МиГ-31БМ. Пока новое оружие имеется только у авиационных частей из состава Южного военного округа.

По всей видимости, в обозримом будущем вооруженные силы завершат опытную эксплуатацию новейшего оружия, и вскоре после этого комплекс «Кинжал» получит рекомендацию к принятию на вооружение. Результатом этого станет перевооружение авиационных частей, сопровождаемое значительным ростом ударного потенциала тактической авиации.

Ракета падает на цель

Следует напомнить, что на данный момент в распоряжении российской тактической авиации имеются только системы «воздух-поверхность» с дальностью пуска в десятки или сотни километров. Изделия, способные пролететь тысячи километров, имеются на вооружении только в стратегической авиации. Ракетный комплекс «Кинжал» с дальностью пуска до 2000 км фактически займет промежуточное положение между чисто тактическим и исключительно стратегическим вооружением. С его помощью можно будет максимально быстро наносить удары по объектам противника на оперативно-стратегической глубине.

Большая гибкость применения будет обеспечиваться существованием специальной и неядерной боевых частей. В зависимости от поставленной задачи и типа атакуемого объекта можно будет выбирать тот или иной боезаряд. Таким образом, боевые качества ракеты Х-47М2 будут полностью соответствовать ее «промежуточному» положению. Тактическая авиация, в свою очередь, приблизит свои возможности к стратегической.

Все перспективные образцы стратегического вооружения, представленные Владимиром Путиным в прошлый четверг, создавались в интересах ядерных сил и с целью обеспечения сдерживания потенциального противника. Авиационный ракетный комплекс «Кинжал» полностью соответствует таким задачам, хотя и оказывается более гибким и универсальным в сравнении с другими системами. В зависимости от ситуации на театре военных действий, он может стать средством мощного удара силами тактической авиации либо решать задачи, свойственные стратегическим комплексам.

Ракетный комплекс «Кинжал» уже прошел почти все стадии проверок, включая государственные испытания. По результатам опытно-конструкторских работ он был поставлен на опытно-боевое дежурство в частях Воздушно-космических сил. Таким образом, вооруженные силы уже получили один из новейших образцов ударного вооружения и теперь осваивают его. В обозримом будущем, по завершении всех требуемых проверок и опытной эксплуатации, новая ракета будет принята на вооружение и поступит на склады частей. Потенциал ВКС заметно вырастет, а вместе с ним улучшится и обороноспособность страны.

1960-х гг. в нашей стране и за рубежом были разработаны первые корабельные маловысотные зенитные ракетные комплексы — «Оса-М», «Си Сперроу», «Си Кет» и «Си Вульф», что заставило в очередной раз пересмотреть тактику действия морской авиации.
Ранее американцы, опираясь на подавляющее превосходство в надводных кораблях, почивали на лаврах своих побед в войне на Тихом океане и рассчитывали утопить корабли вероятного противника ударами самолетов с обычными, неуправляемыми средствами поражения.

К началу 1970-х гг. оснащение советского флота зенитным ракетным оружием, его быстрый количественный рост, выход для постоянного несения боевой службы в Средиземное море и другие районы Мирового океана заставили американцев рассматривать его как серьезного противника.Им пришлось оснастить самолеты управляемым ракетным и бомбовым вооружением, т.е. в определенной мере догонять уже ставшую ракетоносной советскую морскую авиацию. Этому способствовал и опыт шедшей в те годы войны во Вьетнаме, показавшей, что эффективное поражение даже стационарных малоразмерных объектов достижимо только с использованием управляемого вооружения. А корабли, мало того что движутся, но еще и энергично маневрируют под угрозой бомбового удара. Кроме возможности поражения цели одним-двумя боеприпасами, переход на управляемое вооружение обеспечивал хотя бы относительную безопасность его носителей. Пуск производился с удаления, превышающего дальность действительного огня не только зенитной артиллерии, но и ракетных комплексов самообороны.

Кроме того, также в режиме «гонки за Советами» за рубежом были созданы и корабельные крылатые ракеты, наиболее распространенными из которых стали «Экзосет» и «Гарпун». В отличие от советских аналогов, они характеризовались малыми габаритами и массой, что позволило постепенно оснастить ими чуть ли не все новые корабли США и их союзников, начиная с корветов и фрегатов.

В 1970-е гг. актуальнейшей задачей разработчиков зенитных ракетных средств стало создание ЗРК для уничтожения не столько самолетов, сколько управляемых средств поражения (высокоточного оружия). Как цели они обладали определенной спецификой по сравнению с пи-лотируемыми самолетами. Во-первых, эффективная поверхность рассеяния была снижена на один-два порядка по сравнению с самолетами за счет малоразмерности и чистоты внешних форм ракет. Во-вторых, отсутствие на борту летчика давало возможность пойти на больший риск и снизить высоту полета до нескольких метров над водной поверхностью. В-третьих, размещение на борту самолета-носителя нескольких управляемых средств поражения многократно увеличивало количество целей, одновременно атакующих корабль, по сравнению с непосредственным бомбово-штурмовым ударом самолетов.

В целом, управляемые средства поражения стали если не неуязвимыми, то, по крайней мере, крайне сложными целями для ранее разработанных комплексов, которые уже не могли с приемлемой вероятностью обеспечить защиту корабля.

Необходимость в аналогичном комплексе для защиты от высокоточного оружия осознали и Сухопутные войска. Как и при разработке «Осы» и «Осы-М», было признано целесообразным создать для обоих видов Вооруженных Сил максимально унифицированные комплексы с единой зенитной ракетой.

Постановлением партии и правительства от 4 февраля 1975 г. была задана разработка ЗРК «Тор» для Сухопутных войск и «Кинжал» для ВМФ. Головным разработчиком комплекса «Тор», как и ранее при создании «Осы», определили НИЭМИ (в дальнейшем — НПО «Антей»), а главным конструктором стал В.П. Ефремов. Однако НИЭМИ, предельно загруженный проводившейся в то же время сложнейшей работой по комплексу С-300В для Сухопутных войск, не стали привлекать к созданию корабельного комплекса самообороны. Это поручили организации, разработавшей почти все флотские ЗРК, — НИИ «Альтаир» (главный конструктор — С.А Фадеев). Единая ракета для обоих комплексов создавалась в ОКБ «Факел» (главный конструктор — П.Д. Грушин).

Новые комплексы сохранили ряд целесообразных решений, реализованных в ЗРК «Оса», — применение экономически выгодного радиокомандного наведения ракет, включение в состав обоих комплексов собственных радиолокационных средств разведки целей, использование на ракете хвостового оперения, проворачивающегося относительно продольной оси изделия. С другой стороны, потребовалось и внедрение новшеств. Задача отражения внезапных массированных налетов требовала обеспечения предельно малого времени реакции и высокой огневой производительности комплекса. Техническими средствами выполнения этих тактических требований стали многоканальность, достигаемая за счет применения фазированной антенной решетки (ФАР) в станции наведения, и вертикальный старт ракет. Реализация последнего не только исключила временные затраты на перезаряжание пусковой установки и ее разворот навстречу очередной подлетающей цели, но и позволяла избежать всех конструктивных сложностей, связанных с применением в комплексе «Оса-М» скрывающейся под палубу пусковой установки.

Твердотопливная ракета 9М330 была вы­полнена по схеме «утка» и состояла из пяти от­секов. Первый отсек представлял собой радиопрозрачный обтекатель из материала АГ-4В.

На переднем торце второго отсека, выполненного из сплава АМГ-6, закреплен передатчик радиовзрывателя, антенна которого расположена под обтекателем. В передней части отсека на единой плате смонтированы рули, блок из четырех рулевых машин с системой газораспределения, а позади них расположен блок источников горячего газа, состоящий из газогенератора и газоструйной системы склонения.

Третий отсек, также выполненной из АМГ-6, служит для размещения бортовой аппаратуры, элементы которой (автопилот, приемник радиовзывателя, блок радиоуправления, источник электропитания), механически связаны четырьмя продольными стрингерами в моноблок, прикрепленный винтами к обечайке отсека. Справа и слева по бортам отсека находятся приемные антенны радиовзрывателя, сверху и снизу — приемно-передающие антенны блока радиоуправления и радиовизирования. Далее в отсеке расположена осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.

Четвертый отсек является двухрежимным твердотопливным двигателем, стартовая тяга которого примерно вчетверо превышает тягу на маршевом участке. Корпус двигателя выполнен из высокопрочной стали с раскатной обечайкой и штампованными днищами. На заднем днище организована посадочная поверхность под внутреннее кольцо подшипника пятого отсека.

Пятый (хвостовой) отсек представляет собой крыльевой блок с силовым шпангоутом и обечайкой из листового алюминия. Как и на ЗУР комплекса «Оса-М», консоли крыльев закреплены на подшипнике, что снижает возмущения от косой обдувки.

В ЗУР комплекса «Кинжал» применены складные консоли крыльев, которые после выхода из контейнера раскрываются заключенными в цилиндрические кожухи торсионами. В транспортном положении консоли складываются попарно навстречу друг другу. Пороховая катапульта находится снаружи корпуса ракеты.
Применение 9М330 выглядит следующим образом. При старте ракета выбрасывается катапультой вертикально вверх со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводятся в автопилот перед стартом, осуществляется до запуска двигателя ракеты за счет реактивной силы при истечении продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного в основании аэродинамического руля. При этом обеспечивается управление ракетой по всем трем каналам. Управляющее усилие изменяется пропорционально углу поворота аэродинамического руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем, перед включением твердотопливного двигателя, стабилизирует ее в направлении последующего полета.

Двигатель ракеты запускается на высоте 16-21 м от среза пускового устройства по команде, выдаваемой либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо при отклонении оси ракеты от вертикали на угол свыше 50°. В результате практически весь импульс тяги двигателя расходуется на придание ракете скорости в направление цели. Скорость ракеты достигает 700-850 м/с на удалении 1,5 км от старта. Процесс командного наведения начинается с дальности 250 м. Ракета способна отрабатывать маневры с перегрузками до 30 единиц и поражает цели, маневрирующие с перегрузками до 12 единиц. В связи с широким диапазоном линейных размеров возможных целей (от 3-4 до 20-30 м) и параметров их движения (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости на дальности до 12 км) для оптимального их накрытия осколками боевой части со станции наведения на борт ракеты выдается значение временной задержки подрыва боевой части по отношению к моменту срабатывания радиовзрывателя. В результате достигается поражение самолетов в центр фюзеляжа, элементов высокоточного оружия — в район размещения системы управления и боевой части. На малых высотах обеспечивается селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.

Стартовая масса ракеты 9М330 составляет 165 кг (из которых около 15 кг приходятся на боевую часть); ее длина — 2,9 м, диаметр корпуса – 235 мм, размах крыла — 0,65 м.

Корабельная многофункциональная система управления включает станцию наведения ракет ЗР-95 и систему обнаружения воздушных целей. Последняя разработана НИИ «Квант» под руководством В.И.Грузя на базе созданной этой организацией общекорабельной РЛС кругового обзора «Позитив» . Система позволяет обнаруживать цели на дальностях до 45 км. Антенный пост включает две противоположно направленные решетчатые параболические антенны, расположенные сверху корпуса антенного основания. Обеспечивается круговое вращение антенного поста станции наведения.

Сферический корпус антенного основания стабилизирован для компенсации бортовой и килевой качки корабля. По боковым сторонам корпуса расположены прямоугольные контейнеры с аппаратурой передатчика и приемника, для жесткости связанные ферменной конструкцией. Перед контейнерами размещается аппаратура телевизионно-оптических визиров, примененных в качестве дублирующего средства слежения за целями. Спереди корпуса закреплены фазированная антенная решетка, антенны захвата ракет и узкого луча. Корпус фазированной антенной решетки изготовлен по прогрессивной технологи с использованием прессованных и штампованных деталей из пластмасс. Конструкция привода обеспечивает ограниченное вращение антенного основания в достаточно широком диапазоне курсовых углов.

Комплекс может обстреливать до четырех целей в секторе 60×60°, одновременно наводя на них до восьми ракет, в том числе до трех ракет на одну цель. Время реакции составляет от 8 до 24 с. Радиоэлектронные средства комплекса обеспечивают управление огнем 30-мм зенитных артиллерийских автоматов АК-630. Боевые возможности «Кинжала» в 5-6 раз превышают соответствующие показатели «Осы-М».

Применение двухпроцессорного цифрового вычислительного комплекса обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы. Выбор наиболее опасной цели для первоочередного обстрела может производиться как автоматически, так и по команде оператора.

Подпалубная пусковая установка ЗС-95, разработанная в КБ «Старт» под руководством А.И. Яскина, включает несколько модулей, каждый из которых представляет собой барабан с восемью транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Крышка пусковой установки может вращаться относительно вертикальной оси барабана. Пуск ракеты производится после поворота крышки пусковой установки и подвода имеющегося в ней люка к ТПК с предназначенной к старту ракетой. Интервал пуска не превышает 3 с. С учетом относительно небольших габаритов комплекса такое решение представляется излишне сложным по сравнению с реализованным позднее на зарубежных флотах пуском ЗУР из контейнеров, размещаемых в более простых пусковых установках ячеистого типа.

Первоначально предусматривалось создание ЗРК «Кинжал» с массогабаритными характеристиками, не превышающими реализованные в «Осе-М». Более того, конструкторам предстояло добиться возможности установки комплекса вместо «Осы-М» на ранее построенные корабли в процессе модернизационного ремонта. Однако более приоритетной задачей сочли выполнение заданных боевых тактикотехнических характеристик. Массогабаритные показатели росли, поэтому преемственность зенитных ракетных комплексов «по посадочным местам» обеспечить не удалось.

Само по себе это было не столь существенно. При крайне слабой судоремонтной базе флота и нежелании как военных, так и промышленности отвлекать на ремонтные работы судостроительные заводы за счет сокращения числа построенных новых кораблей возможность радикальной модернизации уже послуживших Родине боевых единиц носила скорее абстрактный характер.

Более серьезные последствия «разрастания» «Кинжала» выразились в невозможности его размещения на малых кораблях, хотя формально он мог устанавливаться на кораблях водоизмещением более 800 т. В результате, даже на таком новаторском корабле, как спроектированном в ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор — П.В. Ельский, затем — В.И. Корольков) ракетоносце на воздушной подушке со скегами пр. 1239, пришлось установить все ту же «Осу-МА». В конечном счете, на смену «Осе-М» в качестве основного средства защиты малых кораблей пришел зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Кортик», а не «Кинжал».

Разработка «Тора» и «Кинжала» шла со значительным отставанием от первоначально установленных сроков. Как правило, раньше сухопутный вариант опережал корабельный, как бы прокладывая ему дорогу. Однако при создании автономного самоходного комплекса «Тор» выявились серьезные проблемы, связанные с отработкой боевой машины. В результате совместные летные испытания «Тора» на Эмбенском полигоне начались даже позднее, чем «Кинжала» на Черном море — в декабре 1983 г., но завершились уже в декабре следующего года. На вооружение сухопутный ЗРК был принят постановлением от 19 марта 1986 г., почти натри года раньше корабельного.

Задержка с разработкой сухопутного комплекса была малоприятным обстоятельством, но ее последствия ограничились соответствующей корректировкой производственной программы.

Заводы вместо «Тора» еще несколько лет выпускали пусть менее совершенную, но достаточно эффективную «Осу».

На море сложилась куда более пикантная ситуация. С конца 1980 г. в строй ВМФ ежегодно вступали один-два больших противолодочных корабля пр. 1155, единственным зенитным ракетным вооружением которых должна была стать пара ЗРК «Кинжал» с общим боекомплектом в 64 ракеты. Задержка с его разработкой привела к тому, что на протяжении более чем пяти лет эти крупные корабли оставались почти беззащитными от ударов с воздуха: к концу XX в. артиллерия уже не могла обеспечить их прикрытие от воздействия авиации. Более того, явное отсутствие станций наведения на предназначенных для них местах как бы призывало пилотов противника побыстрей и практически без какого-либо риска для себя отправить наши корабли на дно.

Правда, на первых порах натовские эксперты не разобрались в столь скандальной ситуации и предались буйству фантазии, рассуждая в печати о наличии на наших новых кораблях каких-то сверхперспективных, внешне незаметных средств наведения зенитных ракет. Так или иначе, головному кораблю пр. 1155 — БПК «Удалой» — пришлось почти десятилетие дожидаться принятия «Кинжала» на вооружение (после вступления в строй в 1980 г.).

Из-за задержки с разработкой ЗРК на протяжении двух лет не мог использоваться по назначению и малый противолодочный корабль МПК-104 (строительный номер 721), построенный по проекту 1124К специально для испытания «Кинжала». От своего прототипа — корабля пр. 1124М — он отличался не только естественным отсутствием средств штатного ЗРК «Оса-М». Слишком большие веса и, что несколько важнее, высокое расположение многофункциональной станции наведения комплекса «Кинжал» не позволили установить на нем артиллерийское вооружение и все штатные РЛС, что, впрочем, было не так принципиально для опытового корабля. Формальное вступление в строй состоялось в октябре 1980 г., при этом корабль был укомплектован только пусковой установкой с тремя модулями, но станция наведения еще не была поставлена на Черное море. В дальнейшем на МПК-104 смонтировали один из двух изготовленных в 1979 г. опытных образцов комплекса. Испытания ЗРК велись с 1982 по 1986 г. и проходили далеко не гладко. Система не была достаточно отлажена в наземных условиях — на стендах НИИ «Алтаир» и на его испытательной базе «Большая Волга». Доводка шла в основном на корабле, в не вполне благоприятных для ее проведения условиях.

Однажды в ходе стрельб не включился двигатель выброшенный катапультой ракеты, которая упала на палубу и развалилась на две части. Что касается одной половины изделия, то, как говорилось, «она утонула». А вот вторая часть, при всем смирном ее поведении, вызвала вполне обоснованные опасения. После этого случая пришлось пересмотреть основные технические решения по запуску двигателя, что повысило надежность этого процесса. В другой раз в силу «человеческого фактора» (из-за несогласованных действий личного состава и представителей промышленности) произошел несанкционированный пуск ЗУР. Один из разработчиков, находившийся рядом с пусковой установкой, едва успел укрыться от струи двигателя ракеты.

Незадолго до завершения испытаний весной 1986 г. весьма эффектно были сбиты все четыре использовавшиеся в качестве мишеней ракеты П-35, запущенные залпом берегового комплекса. Однако только в 1989 г. комплекс «Кинжал» официально приняли на вооружение.

ЗРК «Кинжал» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростями до 700 м/с в диапазоне высот от 10 до 6000 м на дальностях от 1,5 до 12 км.

Основными носителями комплекса должны были стать большие противолодочные корабли пр. 1155. Первоначально этот корабль задумывался как развитие сторожевика пр. 1135, но к моменту закладки превратился в БПК вдвое большего водоизмещения. Предполагалось, что корабли пр. 1155 будут решать противолодочные задачи совместно с эсминцами пр.956, оснащенными мощным ударным и зенитным ракетным вооружением — комплексами «Москит» и ЗРК средней дальности «Ураган». Поэтому с учетом ограничений по водоизмещению, обусловленных возможностями заводов, БПК пр. 1155 решили оснастить только комплексами самообороны «Кинжал». На каждом корабле устанавливалось по два ЗРК с общим боекомплектом 64 ракеты 9М330 и двумя станциями наведения ракет ЗР-95.

Головные корабли на «Заводе им. Жданова» и калининградском заводе «Янтарь» были заложены в 1977 г. и вступили в строй практически одновременно — в последние дни 1980 г. Так как разработка комплекса «Кинжал» основательно задержалась, принятие кораблей флотом носило более чем условный характер. Несколько кораблей, вплоть до пятого в серии, сдавались без станций наведения ракет.

Всего на «Заводе им. Жданова» по осень 1988 г. под заводскими номерами с 731 по 734 были построены четыре корабля: «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Василевский», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Левченко».

На калининградском заводе «Янтарь» до конца 1991 г. под заводскими номерами с 111 по 117 построили восемь БПК: «Удалой», «Адмирал Захаров», «Адмирал Спиридонов», «Маршал Шапошников», «Симферополь», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Пантелеев».

За годы службы БПК пр. 1155 в целом хорошо зарекомендовали себя как надежные и эффективные корабли. Показательно то, что в сложный период 1990-2000-х гг. из 11 построенных БПК были списаны только три первых корабля постройки калининградского завода и «Маршал Василевский», а большая часть кораблей пр. 1155 входит в состав флота. При этом «Удалой», «Маршал Василевский» и «Вице-адмирал Кулаков» так и не получили комплекс «Кинжал».

Помимо 12 больших противолодочных кораблей пр. 1155 и одного усовершенствованного, построенного по пр. 11551 — «Адмирал Чабаненко», по четыре комплекса «Кинжал» с 192 ракетами было установлено на тяжелом авианесущем крейсере пр. 11434 «Баку» (с 1990 г. — «Адмирал флота Советского Союза Горшков») и на единственном авианосце нашего флота пр.11435, сменившем немало названий и ныне именуемом «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Ко времени проектирования этих кораблей среди моряков и кораблестроителей утвердилось здравое понимание того, что корабли данного класса должны нести только оружие самообороны, а задачи воздушного прикрытия на дальних подступах должны решаться ЗРК, установленными на кораблях охранения. Два комплекса «Кинжал» с восемью пусковыми модулями на 64 ракеты предполагалось установить в качестве вспомогательного «зенитного калибра» на атомном тяжелом ракетном крейсере пр. 11442 «Петр Великий», но фактически корабль был оборудован всего одним антенным постом.

По одному ЗРК «Кинжал» с боекомплектом 32 ракеты было размещено на кораблях пр. 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», официально отнесенным к сторожевым кораблям, но по водоизмещению и размерениям примерно соответствующим БПК пр.61, массово строившимся в 1960-е гг.

Таким образом, не считая опытового МПК-104, на 17 кораблях нашего флота было установлено всего 36 зенитных ракетных комплексов «Кинжал» (1324 ракеты).

С 1993 г. экспортная модификация комплекса «Кинжал» под наименованием «Клинок» неоднократно демонстрировалась на различных международных выставках и салонах, однако сведений о его поставках за рубеж не имеется.

Тем не менее ЗРК «Кинжал» стал одним из совершеннейших образцов отечественного ракетного оружия, наиболее полно отвечающим современным условиям противовоздушного боя на море. Относительно небольшая дальность поражения не является его существенным недостатком.

Маловысотные цели, в первую очередь — управляемые средства поражения, так или иначе будут обнаруживаться на малом удалении. Как свидетельствует опыт локальных войн, их носители, по-видимому, будут лишь на крайне непродолжительный промежуток времени взмывать над радиогоризонтом для уточнения местонахождения атакуемого ими корабля и пуска своих ракет. Поэтому поражение самолетов-носителей зенитными комплексами большей дальности представляется маловероятным. Но рано или поздно, запущенные самолетами ракеты приблизятся к объекту атаки. И вот здесь в полной мере должны проявиться все достоинства одного из самых совершенных отечественных зенитных комплексов «Кинжал» — малое время реакции, высокая огневая производительность, многоканальность, эффективное действие боевой части при адаптивном режиме применения по целям различных классов.

В.Коровин, Р.Ангельский

по материалам журнала «Техника и вооружение» № 5 2014 г.

Зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т. п.

Головной разработчик комплекса - НПО «Альтаир» (главный конструктор - С. А. Фадеев), зенитной ракеты - МКБ «Факел».

Корабельные испытания комплекса были начаты в 1982 году на Черном море на малом противолодочном корабле пр. 1124. В ходе показательных стрельб весной 1986 года на МПК было запущено с береговых установок 4 крылатые ракеты П-35. Все П-35 были сбиты 4 ракетами ЗРК «Кинжал». Испытания шли тяжело и со срывом всех сроков. Так, например, «Кинжалом» предполагалось вооружить ТАКР «Новороссийск», но он был принят на вооружение с «дырками» для «Кинжала». На первые корабли проекта 1155 комплекс устанавливался один вместо положенных двух.

Только в 1989 году ЗРК «Кинжал» был официально принят на вооружение больших противолодочных кораблей пр. 1155, на которых было установлено 8 модулей по 8 ракет.

В настоящее время ЗРК «Кинжал» находится на вооружении тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (пр. 1144,4), больших противолодочных кораблей пр.1155, 11551 и новейших сторожевых кораблей типа «Неустрашимый».

Комплекс ПВО «Кинжал» предлагается иностранным покупателям под наименованием «Клинок».

На западе комплекс получил обозначение SA-N-9 GAUNTLET .

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330–2, унифицированная с ракетой сухопутного комплекса «Тор», или ЗУР 9М331 комплекса «Тор-М». 9М330–2 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и использует свободно вращающийся крыльевой блок. Ее крылья складные, что дало возможность разместить 9М330 в предельно «обжатый» ТПК квадратного сечения. Старт ЗУР - вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой, с помощью которой менее чем за одну секунду, в процессе подъема на высоту запуска маршевого двигателя, ракета разворачивается в сторону цели.

Подрыв боевой части осколочно-фугасного типа производится по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах и не нуждаются в проверке в течение 10 лет.

ЗРК «Кинжал» оснащен собственными радиолокационными средствами обнаружения (модуль К-12–1), обеспечивающими комплексу полную независимость и оперативные действия в самой сложной обстановке. Основой многоканальности комплекса являются фазированные антенные решетки с электронным управлением луча и бустродействующий вычислительный комплекс. Основной режим работы комплекса - автоматический (без участия личного состава), основанный на принципах «искусственного интеллекта».

Встроенные в антенный пост телевизионно-оптические средства обнаружения целей не только повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного радиопротиводействия, но и позволяют личному составу визуально оценивать характер сопровождения и поражения целей. Радиолокационные средства комплекса разработы в НИИ «Квант» под руководством В. И. Гузя и обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3,5 км.

«Кинжал» может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60° на 60°, при этом параллельно наводится до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Кроме ЗУР система управления огнем комплекса «Кинжал» может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.

Пусковая установка 4С95 комплекса «Кинжал» разработана КБ «Старт» под руководством главного конструктора А. И. Яскина. ПУ подпалубная, состоит из 3–4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв. м.

Уже несколько лет подряд в СМИ и периодической печати продолжает подниматься тема дальнобойных корабельных ЗРК и ЗРС: С-300 «Форт-М», либо «PAAMS». Но в современном морском противостоянии, рано или поздно, встанет вопрос собственной выживаемости того или иного корабля из ударной группировки.

Учитывая самое разнообразное сочетание и методику применения современных противокорабельных ракет, ясно, что практически ни один боевой корабль не будет иметь в боекомплекте столь много ЗУР большой дальности, тем более, что большинство кораблей с водоизмещением до 5000 т не несут таких систем. В делах обороны ближнего рубежа необходимы быстрые ЗРК с минимальным временем реакции и высокоманевренной ЗУР-перехватчиком, которые способны сдерживать массированные точечные удары ПКР или ПРЛР, так называемые «звёздные налёты».

Россия, имея статус морской сверхдержавы, является полноправным лидером по оборонительным системам своих боевых кораблей, и имеет в арсенале ВМФ два типа таких систем (стандартный не берём во внимание): ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик». Все эти системы приняты на вооружение кораблей ВМФ РФ.

КЗРК «Кинжал» — детище НПО «Альтаир» является комплексом ближнего рубежа, обеспечивающим хорошую самооборону от обильных ударов авиации и ВТО в радиусе 12 км. Благодаря радиолокационному посту К-12-1, он способен перехватывать даже небольшие свободнопадающие бомбы. «Кинжал» — 4-х канальный ЗРК, его ЗУР 9М330-2 идентична с зенитной ракетой 9М331, которой вооружён наземный ЗРК «Тор-М1», реализован катапультный старт.

Комплекс имеет максимальную дальность перехвата – 12 км, высоту полета цели – 6 км, скорость перехватываемой цели – 2550 км/ч, время реакции по ПКР – около 8 с. УВПУ 4С95 – 8-ми ячеичная револьверного типа, как и Б-203А комплекса С-300Ф(ФМ).

Радиолокационный пост К-12-1 позволяет сопровождать 8 воздушных целей, обстреливать 4, обнаруживать низколетящие цели (высота 500 м) на дальности около 30 км, учитывая возможность интеграции «Кинжала» с корабельными РЛК-ДРЛО типа «Фрегат-МА» или «Подберёзовик», дальность слежения возрастает до 200-250 км (по высотным целям).

Антенный пост снабжён ОЛПК, который позволяет расчёту операторов визуально наблюдать за целью и подлётом к ней ЗУР, управляемой по радиокомандному методу. Антенный пост также способен управлять работой 30-мм ЗАК АК-630М и корректировать работу ЗРАК.

Высокоманевренная ракета с БЧ весом 15,6 кг может маневрировать с перегрузкой 25-30ед. На корабли ВМФ России чаще устанавливается 2 антенных поста К-12-1, что делает систему 8-канальной (БПК проекта 1155 «Удалой»), ну и в случае с — 4 антенных поста, открывая для обороны авианесущего ракетоносца целых 16 каналов. Боезапас внушительный – 192 ЗУР.

ЗРАК «Кортик» также прикрывает ближний рубеж нашего единственного авианосца в 8-ми километровой зоне, но ещё и прикрывает полуторакилометровую мёртвую зону «Кортика», «стирая в порошок» крупные фрагменты уничтоженных «Кинжалом» целей с помощью двух 30-мм АП АО-18. Их общий темп стрельбы приближается к 200 выстр/с.

КЗРАК «Кортик» на борту корвета «Стерегущий» — круглосуточно готов к бою

КЗРС, представленная БМ «Кортика», может насчитывать до 6 БМ и 1 ПБУ. На ПБУ установлен радиолокационный обнаружитель, а также система аналитического распределения между БМ наиболее опасных целей. На каждом роботовидном БМ монтируется спарка 30-мм АО-18 (АК-630М); 2х3 или 2х4 блока ЗУР 9М311, та же, что и на ЗРАК 2К22 «Тунгусска».

Ракета имеет скорость – 600 м/с, и БЧ массой 15 кг, способна настигать цели, «выкручивающие» 7-кратные перегрузки со скоростью до 1800 км/ч. Радиолокатор подсвета и наведения способен обеспечить пропускную способность около 6 целей/мин для каждого модуля. Для «Адмирала Кузнецова» это значит ещё 48 обстрелянных за минуту целей, в дополнении к 16 каналам «Кинжала»,- это 64 цели! Как Вам оборона нашего корабля? Бывает, что и один в поле – воин…

А сейчас Вашему вниманию ещё два компактных и современных КЗРК, боевые элементы которых зарекомендовали себя весьма хорошо.

Корабельная модификация ЗРК VL MICA . Сконструирован комплекс на базе французской ракеты класса «воздух-воздух» «MICA». Конструкция ракеты предлагает 2 варианта ГСН,- инфракрасную (MICA-IR) и активную радиолокационную «EM». Темп стрельбы чуть быстрее «Кинжала» (около 2 с). Ракеты снабжены ОВТ и способны к реализации 50-кратных перегрузок на скоростях до 3120 км/ч, есть и аэродинамические рули, дальность стрельбы комплекса -12…15 км.

Боевая часть – ОФ с массой 12 кг, имеет направленное действие, что подтверждает хорошую точность систем наведения. ГСН ЗУР «MICA-EM» — активная радиолокационная AD4A, с частотой работы 12000-18000 МГц, имеет высокую степень защиты от шумовых и естественных помех, способна захватывать цели на дистанции 12-15 км, селекционируя дипольные отражатели и радиоэлектронное противодействие.

ЗУР «MICA» в ячейке УВПУ

Начальное целеуказание и подсвет могут осуществляться большинством западно-европейских корабельных радиолокационных систем, таких как «EMPAR», «Sampson», «SIR-M» и других, более старых модификаций. Ракеты комплекса «VL MICA» могут размещаются в УВПУ корабельного ЗРК «VL Seawolf» или более универсальной «SYLVER», которые предназначены для применения как зенитных ракет (систем PAAMS, VL MICA, Standart последних модификаций), так и крылатых (SCALP, BGM -109 B/E).

Для КЗРК «VL MICA» применяется индивидуальный специальный размер восьмиячеечного контейнера УВПУ «SYLVER» – А-43, который имеет длину 5400 мм и массу 7500 кг. Каждый контейнер оборудуется четырёхантенным блоком и модемом синхронизации по радиокомандному каналу.

Варианты отражения воздушных атак с помощью КЗРК «MICA»

Данный комплекс очень технологичен, эффективен, и поэтому весьма неплохо «приживается» в ВМС развивающихся стран: в ВМС Омана ими оснащены 3 корвета пр. «Хариф», также на малозаметных корветах «Фаладж» ВМС ОАЭ и на малазийских корветах «Nakhoda Ragam» и др. А его относительно небольшая стоимость и хорошо известная и проверенная в ВВС Франции ракета «MICA» обуславливает её дальнейший успех на рынке морских вооружений.

Корвет ВМС Омана «Хариф» имеет КЗРК самообороны «MICA» на борту

И последний, не менее слабый оборонительный КЗРК нашего сегодняшнего обзора, — «Umkhonto» (на русском — «Копьё»). Сконструирован комплекс компанией Denel Dynamics. По массогабаритным размерам ЗУР комплекса близки к авиационной ракете БВБ «V3E A-Darter», также имеется ОВТ и аэродинамические рули.

Как и в комплексе «MICA», так и в «Umkhonto» используются ракеты с ИК-ГСН («Umkhonto-IR») и АРГСН («Umkhonto-R»). Ракеты имеют максимальную скорость — 2125 км/ч и дальность перехвата 12 км (для ИК-модификации) и 20 км (для АР-модификации). ЗУР «Umkhonto-IR» имеет унифицированную с ракетой «V3E A-Darter» ИК-ГСН, которая подробно описывалась в нашей предыдущей статье, касающейся прогресса ВС ЮАР. Головка имеет большие углы прокачки координационного устройства высокую угловую скорость визирования, что позволило ЗУР на вираже «дотягивать» до 40 ед., что ставит её на «одну ступеньку» с ракетами Р-77 и «MICA».

Более низкая, чем у «Дартер» (100 ед.) максимальная перегрузка обусловлена в 1,4 раза большей массой ЗУР, чем у воздушного варианта (125 против 90 кг) и меньшей тяговооружённостью. Осколочно-фугасная БЧ имеет вес 23 кг, что обеспечивает высокий поражающий эффект.

Наведение на цель у двух ракет инерциальное с радиокомандной коррекцией – в начале траектории, и тепловое или активное радиолокационное – в конце, т.е. принцип «пустил-забыл». Это очень важный фактор для современного ЗРК, позволяющий разгрузить боевую насыщенность РЛС подсвета методом освобождения занятых целевых каналов при массированном налёте средств воздушного нападения.

Ракета стартует в режиме «горячего пуска» из направляющей УВПУ, каждая направляющая также является ТПК для ракет и имеет собственный стартовый газоход. Боевая информационно-управляющая система комплекса позволяет вести одновременный перехват 8 сложных воздушных целей. Компьютеризированная система всех модулей, от антенного до ПБУ, позволяет проводить быструю диагностику на наличие неполадок, что делает этот комплекс одним из самых удачных в своём классе.

Фрегат ВМС ЮАР типа «Валур»

Патрульный катер класса «Хамина» ВМС Финляндии

Нашёл своё применение ЗРК «Umkhonto» в ВМС ЮАР и Финляндии. В ЮАР он установлен на четырёх фрегатах класса «Valour» пр. «МЕКО», а финских ВМС на передовых малозаметных катерах береговой обороны класса «Hamina».

В данной статье мы описали 3 лучших системы ближней обороны корабельного ордера, появление которых позволяет воочию проанализировать технический потенциал государства-изготовителя к закреплению на беспощадной военной и экономической мировой арене.

/Евгений Даманцев /



Что еще почитать