Главный калибр XXI века: Царь-пушки. Главный калибр XXI века: Царь-пушки Корабельная пушка ак 130

Советская корабельная автоматическая пушка АК-130 – это одно из самых грозных артиллерийских орудий, которое используется в наши дни. Но разработка пушки оказалась долгим и сложным делом, так как исследования в области корабельной артиллерии в СССР продвигались медленно, а масса пушки была огромной. На испытаниях АК-130 продемонстрировала отличную скорострельность: за минуту она могла произвести более 60 выстрелов 130-мм снарядами. Но почему военно-морская доктрина СССР предусматривала создание подобного монстра? Актуальна ли эта пушка сегодня?

Идея о создании автоматической крупнокалиберной пушки появилась в СССР во времена Второй мировой войны. Советские артиллеристы полагали, что из-за низкой скорострельности пушки калибра 100-130 мм не могли эффективно бороться с авиацией противника. В итоге за период с 1952 по 1955 год было создано множество прототипов автоматических пушек, которые использовали энергию отката для заряжения. Эти пушки вели стрельбу цилиндрическими снарядами разных типов. В дальнейшем разработка и испытания пушек должны были проходить в рамках кораблестроительной программы 1956-1965 годов, но в 1957 году Никита Хрущёв отменил работы по созданию корабельных пушек калибром более 76 мм. Советские крупнокалиберные пушки не могли похвастаться высокой скоростью стрельбы и эффективностью, уступая британским, американским, шведским и итальянским аналогам. В 1967 году конструкторам было поручено вновь начать разработку автоматических крупнокалиберных пушек.

В 1969 году появилось одноствольное 130-мм орудие под названием ЗИФ-92. Многие конструкторские особенности пушки впоследствии перекочевали на АК-130. Была применена система охлаждения стволов забортной водой. Для заряжения использовалась энергия отката, пушка была оборудована клиновидным вертикальным затвором. Несмотря на выдающиеся характеристики орудия, из-за огромной массы пушку нельзя было устанавливать на сторожевые корабли проекта 1135, и наработки отложили до лучших времён.

В 1985 году у ЗИФ-92 появилась преемница – двуствольное орудие АК-130, предназначенное для установки на эсминцы проекта 956. Пушка была двуствольной, так как одноствольная конструкция не обладала желаемой скорострельностью в 60 выстрелов в минуту. Двуствольная АК-130 может выстреливать 80 снарядов в минуту, скорострельность каждого ствола достигает 40 выстрелов в минуту. Боезапас пушки – до 180 выстрелов. Каждый снаряд имеет массу в 3,4 килограмма, максимальная дальность стрельбы составляет 23 тысячи метров. В действительности при стрельбе по воздушным судам дальность стрельбы составляет до 15 тысяч метров, а при уничтожении ракет – до 8 тысяч метров. Двуствольное орудие весит около 100 тонн, масса боезапаса составляет 40 тонн, поэтому АК-130 – это невероятно тяжёлое орудие.

Для сравнения: общая масса 127-мм артиллерийской установки Mark 45 Mod 2, которая устанавливается на американские эсминцы, составляет всего 54 тонны. Но это одноствольная пушка с боезапасом в 20 выстрелов. АК-130 использует радиолокационное наведение, она оснащена электронным баллистическим вычислителем и лазерным дальномером. Некоторые снаряды снабжены дистанционными взрывателями и радиовзрывателями, что позволяет эффективно уничтожать воздушные цели.

Благодаря этому АК-130 можно назвать одной из лучших корабельных пушек для защиты корабля от атаки дронов. Высокий темп стрельбы и массивные снаряды превращают АК-130 в смертоносное орудие, а огромный боезапас позволяет ей долго держать оборону. Пушка прекрасно подходит для поддержки наземных сил, а при наличии соответствующих боеприпасов она способна уничтожить любой корабль, оказавшийся на расстоянии выстрела от неё. Крупнокалиберные корабельные пушки появились очень давно, но продвинутые системы наподобие АК-130 доказывают, что эти орудия актуальны и сегодня.

АК-130 - советская корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм.

История разработки

Разработка началась в июне 1976 года в КБ «Арсенал» . Первоначально шла проработка одноствольной установки А-217, но позже приоритетной была признана двуствольная А-218. Выбор объяснялся большей скорострельностью и симпатией главкома ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова . В пушке были впервые применены многие новшества: унитарный артиллерийский патрон, автоматическая перегрузка боеприпасов и другие.

Производство первых образцов - завод «Баррикады ». Опытная эксплуатация на эсминце проекта 956 в течение 5 лет. Принята на вооружение постановлением СМ СССР от 1 ноября 1985 года.

Описание

Двуствольность даёт АУ большую скорострельность (до 90 выстрелов в минуту), но это было достигнуто ценой значительного увеличения массы системы (АУ - 98 т, СУ - 12 т, механизированный погреб - 40 т). Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов. В АУ есть приборы коррекции прицела по всплескам падающих снарядов и визирный пост для стрельбы по береговым целям. Также орудие благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).

Наведение

Наведение: система управления стрельбой «Лев-218» (МР-184) создана в КБ «Аметист» на базе СУ «Лев-114» (МР-114 от комплекса АК-100). По некоторым данным на эсминцах проекта 956 используется СУ «Лев-214» (МР-104). В состав системы входят РЛС сопровождения цели, ТВ-визир, лазерный дальномер ДВУ-2 (дальномерно-визирное устройство, разработано ЦНИИАГ и ПО «ЛОМО » с использованием системы автономной косвенной стабилизации лазерного луча в 1977 году), баллистический вычислитель, аппаратура селекции целей и помехозащиты. СУ стрельбой обеспечивает прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения, измерение параметров движения целей, выработку углов наведения орудий, корректировку стрельбы по всплескам, автоматическое слежение за снарядом.

  • РЛС МР-184 - двухдиапазонная РЛС сопровождения целей, одновременно сопровождает 2 цели;
  • дальность инструментальная - 75 км;
  • дальность сопровождения целей - 40 км;
  • масса системы - 8 т.

Тактико-технические характеристики

  • Калибр , мм: 130
  • Длина ствола, мм/клб: 9100/70
  • Длина отката - 520-624 мм
  • Радиус обметания установки: 7803 мм по стволам 3050 мм по башне
  • Угол ВН, град: −12 / +80
  • Угол ГН, град: +200 / −200
  • Максимальная скорость наведения, град/с: вертикальная: 25 горизонтальная: 25
  • Масса, кг: 89 000
  • Скорострельность , выстр./мин.: 90 (45 выстрелов на ствол)
  • Масса выстрела, менее 60 кг
  • Начальная скорость снаряда, м/с: 850
  • Дальность стрельбы, м: 23 000

Основные пользователи АК-130

АУ размещена на кораблях ВМФ России (проектов 956 , , ) и др. На эсминцах пр. 956 размещены две (носовая и кормовая) башни А-218: перед надстройкой на баке и за вертолётным ангаром. Сектор стрельбы по горизонтали в пределах по 100 градусов от борта, боезапас каждой башни - по 320 снарядов . Эсминцы проектов 956 и 956Э, а также их варианты стали первыми кораблями подобного класса, оснащёнными этими установками.

На ракетных крейсерах проектов 1164 и 1164А «Москва» установлено по одной установке А-218 на баке перед фальшбортом носового среза. Установка обеспечивает горизонтальный сектор стрельбы 210 градусов, имеет боезапас - 340 выстрелов. На крейсере «Москва » оснащена по системе модернизации прибором АСУ артиллерии «Пума» (аналог наземного комплекса «Подача») для централизованного «бесприцельного» наведения по целям близким к дальней границе поражения.

На тяжёлых атомных крейсерах (на самом первом из серии 2 башни АК-100 на всех последующих 1 башня АК-130) проекта 1144 «Киров» (переименован в «Адмирал Ушаков») установлена одна башня А-218 в корме за ограждением кормового наблюдательного поста с сектором стрельбы 180 градусов. Установка монтируется на всех кораблях, кроме самого «Кирова», то есть на трёх последующих. Боезапас установки 440 выстрелов, она оснащена системой управления «Русь-А» от поста централизованного наведения корабельной артиллерии.

Ещё одним эксплуатантом установки является эсминец проекта 1155-3, переделанный из противолодочного корабля проекта 1155 «Удалой» под проект 956ЭСМ-1 с установкой двух пакетов

История службы Состояло на вооружении:

СССР

Характеристики орудия Калибр , мм : Длина ствола, мм/калибров: Скорострельность,
выстрелов в минуту:

90 на установку

Характеристики артустановки Марка артустановки: Угол подъёма ствола, °: Максимальная дальность стрельбы, :

- корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм

История разработки

Разработка началась в июне 1976 года в КБ «Арсенал». Первоначально шла проработка одноствольной установки А-217, но позже приоритетной была признана двуствольная А-218. Выбор объяснялся большей скорострельностью и симпатией С. Г. Горшкова. В пушке были впервые применены многие новшества: унитарный артиллерийский патрон, автоматическая перегрузка боеприпасов и др. Производство первых образцов - завод "Баррикады", основной серии установок - ПО "Юргамашзавод" (г.Юрга). Опытная эксплуатация на эсминце пр.956 в течение 5 лет. Принята на вооружение постановлением СМ СССР от 1 ноября 1985 г.

Описание

Двуствольность даёт АУ большую скорострельность (до 90 выстрелов в минуту), но это было достигнуто ценой значительного увеличения массы системы (АУ − 98 т, СУ − 12 т, механизированный погреб − 40 т). Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов. В СУ есть приборы коррекции прицела по всплескам падающих снарядов и визирный пост для стрельбы по береговым целям. Также орудие благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).

Наведение

Наведение: система управления стрельбой "Лев-218" (МР-184) создана в КБ "Аметист" на базе СУ "Лев-114" (МР-114 от комплекса АК-100). По некоторым данным на эсминцах пр.956 используется СУ "Лев-214 (МР-104). В состав системы входят РЛС сопровождения цели, ТВ-визир, лазерный дальномер ДВУ-2 (дальномерно-визирное устройство, разработано ЦНИИАГ и ПО ЛОМО с использованием системы автономной косвенной стабилизации лазерного луча в 1977 г.), баллистический вычислитель, аппаратура селекции целей и помехозащиты. СУ стрельбой обеспечивает прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения, измерение параметров движения целей, выработку углов наведения орудий, корректировку стрельбы по всплескам, автоматическое слежение за снарядом. РЛС МР-184 - двухдиапазонная РЛС сопровождения целей, одновременно сопровождает 2 цели; Дальность инструментальная - 75 км Дальность сопровождения целей - 40 км Масса системы - 8 т

Тактико-технические характеристики

  • Калибр , мм: 130
  • Длина ствола, мм/клб: 6990/54
  • Длина отката - 520-624 мм
  • Радиус обметания установки: 7803 мм по стволам 3050 мм по башне
  • Угол ВН, град: −12 / +80
  • Угол ГН, град: +200 / −200
  • Максимальная скорость наведения, град/с: вертикальная: 25 горизонтальная: 25
  • Масса, кг: 89 000
  • Скорострельность , выстр./мин: 90 (45 выстрелов на ствол)
  • Масса выстрела, кг: 86,2
  • Начальная скорость снаряда, м/с: 850
  • Дальность стрельбы, м: 23 000

Основные пользователи АК-130

АУ размещена на кораблях ВМФ России (проектов 956 , 1144, 1164 Атлант) и др. На эсминцах пр. 956 размещены две (носовая и кормовая) башни А-218: перед надстройкой на баке и за вертолётным ангаром. Сектор стрельбы по горизонтали в пределах по 100 градусов от борта, боезапас каждой башни - по 320 снарядов . Эсминцы проектов 956 и 956Э, а также их варианты стали первыми кораблями подобного класса, оснащёнными этими установками.

На ракетных крейсерах пр. 1164 и 1164А «Москва» установлено по одной установке А-218 на баке перед фальшбортом носового среза. Установка обеспечивает горизонтальный сектор стрельбы 210 градусов, имеет боезапас - 340 выстрелов. На крейсере «Москва» оснащена по системе модернизации прибором АСУ артиллерии «Пума» (аналог наземного комплекса «Подача»)для централизованного «бесприцельного» наведения по целям близким к дальней границе поражения.

На тяжёлых атомных крейсерах проекта 1144 «Киров» установлена одна башня А-218 в корме за ограждением кормового наблюдательного поста с сектором стрельбы 180 градусов. Установка монтируется на всех кораблях, кроме самого «Кирова», то есть на трёх последующих. Боезапас установки 440 выстрелов, она оснащена системой управления «Русь-А» от поста централизованного наведения корабельной артиллерии.

Ещё одним эксплуатантом установки является эсминец пр. 1155-3, переделанный из противолодочного корабля проекта 1155 «Удалой» под проект 956ЭСМ-1 с установкой двух пакетов ПКРК 3М80 и одной спаренной башни А-218 в носу с боезапасом 210 снарядов.

Боекомплект

Снаряды унифицированы с установками А-217, А-218, А-222 и А-192М

  • Ф-44 - фугасный снаряд, масса снаряда 33.4 кг, масса ВВ - 3.56 кг, взрыватель 4МРМ; ЗС-44 - зенитный снаряд, масса снаряда 33.4 кг, масса ВВ - 3.56 кг, взрыватель ДВМ-60М1; ЗС-44Р - зенитный снаряд, масса снаряда 33.4 кг, масса ВВ - 3.56 кг, взрыватель АР-32;

Радиус поражения целей зенитными снарядами:

  • 8 м (радиовзрыватель, ПКР) 15 м (радиовзрыватель, летательные аппараты)

Масса патрона - 52.8 кг. Длина патрона - 1364-1369 мм. Заряжание унитарное.

Корабли, оснащенные АК-130

Ссылки

  • AK-130-MR-184 (англ.)

Категории:

  • Оружие по алфавиту
  • Универсальная артиллерия
  • Корабельная артиллерия СССР
  • Корабельная артиллерия среднего калибра
  • Артиллерия калибра 130 мм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "АК-130" в других словарях:

    - … Википедия

    130 сто тридцать 127 · 128 · 129 · 130 · 131 · 132 · 133 100 · 110 · 120 · 130 · 140 · 150 · 160 Факторизация: 13×2×5 Римская запись: CXXX Двоичное: 100000 … Википедия

    130 мм корабельная пушка образца 1935 года (Б 13) советская универсальная корабельная пушка. 130 мм корабельная пушка (Б 13) … Википедия

Корабельная автоматическая пушка АК-130 – одно из самых грозных артиллерийских орудий на сегодняшний день. Хотя период разработки был долгий и сложный – в основном из-за застоя корабельных артиллерийских исследований в СССР и ее огромного веса – она оказалась чрезвычайно быстрым оружием, способным делать больше шестидесяти выстрелов в минуту снарядами калибра 130 мм. Но зачем Советскому Союзу тогда понадобилось такое оружие? И актуально ли оно сегодня? Об этом пишет издание nationalinterest.org .

СССР задумали автоматическую крупнокалиберную пушку еще во время Второй Мировой войны. Советским артиллеристам показалось, что низкая скорострельность пушек калибра 100-130-миллиметров ограничивает эффективность такого оружия при противовоздушной обороне. В результате, после войны, в 1952-55 годах были разработаны различные прототипы автоматических пушек, которые использовали энергию отката для автоматического заряда следующего патрона. В дальнейшем пушки этого типа предполагалось разрабатывать и выпускать с 1956 по 1965 годы. Однако Никита Хрущев запретил работу над всеми корабельными пушками калибра более семидесяти шести миллиметров, и крупнокалиберные пушки на советских кораблях оставались медленными и неэффективными еще почти десять лет. Наконец, в 1967 году было дано распоряжение вновь начать работу над автоматическими крупнокалиберными пушками.

В 1969 году была создана первая одноорудийная установка калибра 130 мм под заводским индексом ЗИФ-92. Эта пушка имела множество функций, которые впоследствии помогли превратить ее в АК-130. Охлаждение ствола происходило за счет забортной воды, которая поступала через специальные канавки в кожухах. Автоматика работала на энергии отката, а ствол-моноблок установки имел клиновидный вертикальный затвор. Несмотря на свои инновационные качества, эта конструкция была слишком тяжелой, чтобы ее можно было установить на корабли проекта 1135, и поэтому работа над ней была приостановлена.

Конструкцию затем использовали для создания двуствольной установки AK-130 в 1985, которая эксплуатировалась на эсминце «Современный». Два ствола позволили достичь желаемой скорострельности – шестьдесят выстрелов в минуту. Современная версия АК-130 может совершать восемьдесят выстрелов в минуту, то есть по сорок выстрелов на каждую пушку. При этом установка может нести в себе до 180 снарядов, каждый весом 33 кг. Дальность выстрела составляет 23 км по баллистической траектории. Реально она может выстреливать на расстояние пятнадцати километров при противосамолетной обороне и восьми километров при противоракетной обороне. Масса установки составляет около 100 тонн, что делает AK-130 весьма тяжелой системой. Для сравнения, пулемет Mark 45 Mod 2 калибра 127 миллиметров, установленный на американских эсминцах, весит всего 54 тонны. Но он представляет собой одноствольную установку с всего двадцатью патронами. АК-130 имеет радиолокационную систему управления стрельбой и баллистический вычислитель с лазерным дальномером. Некоторые снаряды оснащены дистанционными и радиолокационными взрывателями, позволяющими эффективно бороться с авиацией противника.

Эти особенности сделали АК-130 одной из лучших корабельных артиллерийских установок. С помощью нее можно защитить корабль даже от массированных атак беспилотников. Ее высокая скорострельность и большой размер снарядов обеспечивают беспрецедентную смертоносность, а чрезвычайно большой набор боеприпасов – способность долго вести бой. Это также означает, что она прекрасно может выполнять такие роли, как поддержка наземных войск и противокорабельная оборона. В то время как большие пушки являются одними из старейших военно-морских технологий, такие передовые системы, как АК-130, продолжают доказывать свою практическую ценность в современную эпоху.

Артустановка АК-130


Мировой рекордсмен по мощности залпа


Эскадренный миноносец «Современный», вооруженный двумя установками АК-130


Эсминец «Халл». Единственный экземпляр: в 1971 году на носу эсминца DD 945 Hull взамен 127-миллиметровой Mk 42 была установлена 203-миллиметровая пушка Mk 71


Универсальная 130-мм пушка АК-130 предназначена для защиты от низколетящих противокорабельных крылатых ракет морского базирования, позволяет обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десантные операции


В пушке применяются унитарные патроны нескольких типов…

…осколочно-фугасные с ударным взрывателем, осколочно-фугасные с радиовзрывателем и осколочно-фугасные с дистанционным взрывателем

Начальная скорость снаряда 850 метров в секунду. Масса патрона 53 кг, снаряда — 32 кг. Боезапас 180 патронов. Горизонтальная дальность стрельбы — свыше 20 километров


«Монстр» и «Неваляшка»: слева — универсальная «пушка-неваляшка» 406 калибра. Справа — двуствольная корабельная пушка с дульным тормозомперспективная разработка нижегородского ФГУП ЦНИИ «Буревестник»


С XVII века по 1941 год главной ударной силой на море считались линейные корабли, а основным оружием — пушки большого калибра. Однако самая грандиозная морская война в истории человечества — кампания на Тихом океане 1941−1945 годов — прошла без поединков линкоров. Ее исход решила авианосная и базовая авиация, а линейные корабли использовались исключительно для поддержки десантов. С 1945 года началась эра принципиально новых систем вооружения — управляемых ракет, реактивной авиации и атомных бомб.

Зачем кораблю пушка

Главной ударной силой ведущих морских держав стали авианосцы, а крупным надводным кораблям других классов осталась противовоздушная и противолодочная оборона. Однако полностью вытеснить из флота артиллерию ракетам не удалось. Артиллерийские установки крупного калибра хороши тем, что могут стрелять как обычными, так и управляемыми снарядами, которые по своим возможностям приближаются к управляемым ракетам. Обычные артиллерийские снаряды не подвержены пассивным и активным помехам, менее зависимы от метеорологических условий. У морских пушек существенно выше скорострельность, больший боекомплект на борту, гораздо меньшая стоимость. Перехватить артиллерийский снаряд средствами ПВО намного труднее, чем крылатую ракету. Хорошо спроектированная перспективная артустановка крупного калибра значительно более универсальна, чем любой тип ракет. Наверное, поэтому работы над тяжелыми корабельными установками идут в обстановке глубокой секретности, даже большей, чем при создании противокорабельных ракет.

На носу корабля

Тем не менее артиллерийское орудие на современном корабле — оружие вспомогательное, и ему оставлено всего одно место на носу корабля. Многоорудийные башни главного калибра канули в прошлое вместе с последними линкорами. Сегодня самая мощная западная корабельная установка — универсальная 127-мм одноорудийная башенная Mk 45, разработанная американской фирмой FMC и предназначенная для поражения надводных, наземных и воздушных целей.

Мировой действующий рекорд по мощности залпа принадлежит советской артустановке АК-130: 3000 кг/мин. Вес залпа эскадренного миноносца «Современный «, вооруженного двумя такими установками, составляет 6012 кг/мин. Это больше, чем, например, у линейного крейсера Первой мировой войны «Фон дер Танн» (5920 кг/мин) или современного перуанского крейсера «Альмиранте Грау» (5520 кг/мин).

Калибром побольше

Казалось бы, столь мощная и в то же время легкая установка полностью удовлетворяет потребность моряков в универсальной пушке для стрельбы по надводным, наземным и воздушным целям. Однако калибр 127 мм оказался мал для стрельбы по береговым целям и для атомных боеприпасов. Для потопления даже небольшого торгового корабля водоизмещением около 10 000 т требуется как минимум два десятка попаданий 127-мм фугасных снарядов. Возникали определенные сложности при создании кассетных боеприпасов, активно-реактивных и управляемых снарядов. Наконец, рассеивание снарядов малого калибра при большой дальности стрельбы существенно выше, чем более тяжелых снарядов большого калибра.

Поэтому в самом конце 1960-х в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Она была создана американской фирмой FMC Corporation Northern Ordnance Division. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстр./мин и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего были готовы к стрельбе 75 выстрелов шести разных типов. Стрельба велась выстрелами раздельно-гильзового заряжания.

Испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до конца 1970-х находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 не поступила — из-за «нецелесообразности введения новых орудий 203-мм калибра». Настоящая причина хранится в тайне.

Морская гаубица

В 2002 году немцы разместили на фрегате типа «Гамбург» башенную установку от лучшей в мире 155-мм самоходной гаубицы PzH 2000. Естественно, эта установка не могла быть штатным оружием ВМФ и использовалась для исследовательских целей при создании корабельных установок большого калибра. Для превращения PzH 2000 в корабельное оружие требовалось разработать принципиально новую систему подачи боеприпасов и систему управления огнем, изменить приводы наведения и т. д. Работы до сих пор не вышли из исследовательской стадии.

Наш ответ Чемберлену

В конце 1957 года в СССР начались заводские испытания спаренной 100-мм башенной артустановки СМ-52, созданной в ЦКБ-34. Темп стрельбы одного автомата составлял 40 выстрелов в минуту при начальной скорости 1000 м/с и дальности стрельбы в 24 км, оснащенной радиолокационной системой управления стрельбой. Согласно корабельной программе на 1956−1965 годы, СМ-52 предполагалось устанавливать на крейсеры проекта 67, 70 и 71, корабли ПВО проекта 81 и сторожевые корабли проектов 47 и 49.

Увы, жертвой Хрущева пали как перечисленные корабли, так и все морские орудия калибра свыше 76 мм. Работы по ним были прекращены почти на 10 лет и возобновились только после отставки генсека.

29 июня 1967 года вышло Постановление Совмина СССР о начале работ над одноорудийной автоматической 130-мм башенной установкой А-217. В КБ ПО «Арсенал» она получила заводской индекс ЗИФ-92 (завод им. Фрунзе).

Опытный образец прошел полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом, но получить заданную скорострельность 60 выстрелов в минуту не удалось. К тому же вес установки превысил расчетный почти на 10 т, что не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, и в результате работы над ЗИФ-92 были прекращены. Баллистика ствола, боеприпасы и бóльшая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (ЗИФ-94).

Управление артустановкой осуществлялось системой «Лев-218» (МР-184), в которую входила двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, тепловизор, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.

Стрельба велась унитарными патронами. Боекомплект размещался в трех барабанах, что позволяло иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса. В 1985 году установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 была установлена на крейсерах проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164 и БПК «Адмирал Чабаненко».

Сравнение характеристик орудия показывает, но наши конструкторы ориентировались все на ту же 127-мм американскую артустановку Mk 45. При той же дальности стрельбы обычным снарядом темп у АК-130 в 2,5 раза выше. Правда, и вес в 4,5 раза больше.

Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192М «Армата». Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений, но вес уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект должны были войти, по крайней мере, два управляемых снаряда. Установками А-192М планировалось вооружить новые эсминцы проекта «Анчар» и другие корабли. Однако с распадом СССР все работы были приостановлены.

В настоящее время работы по А-192 М продолжены, так как именно ей будут вооружены новые фрегаты пр. 22350 для Российского флота, головной из которых — «Адмирал Горшков» — заложен в 2006 году на ПО «Северная верфь».

Пушка-неваляшка

В конце 1983 года в СССР был разработан проект поистине фантастического орудия. Представим себе корабль, в носовой части которого вертикально торчит труба высотой 4,9 м и толщиной около полуметра, почти как дымовая труба на пароходах XIX-ХХ веков. Но вдруг труба наклоняется и из нее с грохотом вылетает… что угодно! Нет, я не шучу. Атакует, например, наш корабль самолет или крылатая ракета, и установка выпускает зенитный управляемый снаряд. Где-то за горизонтом обнаружен вражеский корабль, и из трубы летит крылатая ракета на дальность до 250 км. Появилась подводная лодка, и из трубы вылетает снаряд, который после приводнения становится глубинной бомбой с ядерной БЧ. Требуется поддержать огнем десант — и уже летят 110-кг снаряды на дальность 42 км. Но вот враг засел у самого берега в бетонных фортах или крепких каменных строениях. По нему немедленно применяются 406-мм сверхмощные фугасные снаряды весом 1,2 т на дальность до 10 км.

Установка имела скорострельность 10 выстрелов в минуту управляемыми ракетами и 15−20 выстрелов в минуту — снарядами. Смена типа боеприпасов занимала не более 4 секунд. Вес установки при одноярусном снарядном погребе составлял 32 т, а при двухъярусном — 60 т. Расчет установки 4−5 человек. Подобные 406-мм пушки могли легко устанавливаться даже на малых кораблях водоизмещением 2−3 тысячи тонн. Но первым кораблем с такой установкой должен был стать эсминец проекта 956.

В чем же «изюминка» этой пушки? Главная ее особенность — ограничение угла снижения +300, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.

Благодаря невысокой (гаубичной) баллистике уменьшена толщина стенок ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом. Заряжание производится при угле возвышения +900 непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенным соосно вращающейся части.

Выстрел состоит из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещается метательный заряд. Поддон для всех типов боеприпасов одинаков. Он движется вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделяется после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производятся автоматически.

Проект суперуниверсальной пушки был очень интересен и оригинален, однако командование ВМФ придерживалось другого мнения: калибр 406 мм не был предусмотрен стандартами отечественного флота.

Пушки-цветы

В середине 1970-х годов началось проектирование 203-мм корабельной установки «Пион-М» на базе качающейся части 203-мм пушки 2А44 САУ «Пион». Это был советский ответ на Mk 71. Количество готового к стрельбе боекомплекта у обеих систем было одинаково — 75 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Однако по скорострельности «Пион» превосходил Mk 71. Система управления стрельбой «Пиона-М» представляла собой модификацию системы «Лев» для АК-130. Сравнительно с калибром 130 мм 203-мм активно-реактивные, кассетные и управляемые снаряды обладали несравненно большими возможностями. Например, размер воронки фугасного снаряда от АК-130 составлял 1,6 м, а у «Пиона-М» — 3,2 м. Активно-реактивный снаряд «Пиона-М» имел дальность 50 км. Наконец, и СССР и США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х по сей день остается 152 мм. В 1976—1979 годах руководству ВМФ было отправлено несколько аргументированных «обоснований» преимуществ 203-мм пушки. Тем не менее «Пион-М» на вооружение не поступил.

Русский морской монстр

Но вот в интернете появился рисунок 152-мм двухствольной корабельной пушки с дульным тормозом под названием 152 mm Russian Naval Monster. Двухствольная схема позволила существенно уменьшить весогабаритные характеристики установки и увеличить темп стрельбы.

Данная артустановка спроектирована на базе разрабатываемой в настоящее время нижегородским ФГУП ЦНИИ «Буревестник» новой САУ «Коалиция СВ». Двухствольная система имеет единую для обоих стволов автоматику. Заряжаются стволы одновременно, а стреляют последовательно. Это сделано для повышения скорострельности при снижении массы.

Замечу, что еще в 1960-х конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов спроектировали корабельную установку с двумя двухствольными 57-мм автоматами с темпом стрельбы по 1000 выстр./мин. А 152-мм двухстволка могла бы стать эффективным корабельным оружием первой половины XXI века.



Что еще почитать