Как страны бывшего соцлагеря ностальгируют по жизни былой. Бывшие социалистические страны и их особенности

Как уже говорилось, после второй мировой войны в результате отпадения ряда стран Европы и Азии от капиталистической системы произошёл распад единого мирового рынка. Страны, отпавшие от мировой системы капитализма и образовавшие вместе с Советским Союзом социалистический лагерь, экономически сомкнулись и наладили тесное сотрудничество между собой. Параллельно с мировым капиталистическим рынком возник новый ми ровой демократический рынок.

Участниками этого рынка являются в настоящее время: Советский Союз, Китайская Народная Республика, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Германская Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика, Корейская Народно–Демократическая Республика. На территории этих государств, равной четвёртой части всей суши земного шара, живёт более трети всего человечества.

Страны Центральной и Юго–Восточной Европы, отпавшие от капиталистической системы, сразу после установления народно–демократического строя стали налаживать тесные экономические связи с Советским Союзом и взаимное сотрудничество между собой. Эти связи, основанные на принципах братской взаимопомощи, сыграли огромную роль в быстром восстановлении экономики народно–демократических государств и в решении других неотложных хозяйственных задач послевоенного периода. После образования в 1949 г. Китайской Народной Республики в состав социалистического лагеря вошла великая держава с населением в 600 миллионов человек.

С переходом стран народной демократии к выполнению перспективных народнохозяйственных планов, направленных на создание основ социализма, экономическое сотрудничество государств социалистического лагеря вступило в новый этап. Этот этап характеризуется переходом к долгосрочным экономическим договорам и соглашениям о взаимных поставках товаров. Такие договоры и соглашения обеспечивают каждой стране на длительные сроки получение определённых видов машин, оборудования, сырья и других товаров, необходимых для выполнения её народнохозяйственных планов. В то же время долгосрочные соглашения гарантируют каждой стране сбыт её продукции на внешнем рынке. Наличие устойчивых и длительных хозяйственных связен создаёт ясную перспективу дальнейшего развития экономики и является одним из важнейших условий планомерного социалистического строительства в странах народной демократии.

Опыт экономического сотрудничества стран социалистического лагеря показывает, что даже самые развитые капиталистические страны не могли бы оказать такой действенной и технически квалифицированной помощи народно–демократическим странам, какую оказывает им Советский Союз и какую они оказывают друг другу.

В целях планомерного экономического сотрудничества стран социалистического лагеря в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи на началах полного равноправия всех государств, участвующих в этом Совете. Совет экономической взаимопомощи организует обмен хозяйственным и техническим опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием, осуществляет плановую увязку и, координацию развития экономики государств социалистического лагеря на основе рационального разделения труда между ними. Это полностью отвечает интересам наиболее быстрого развития производительных сил каждой из стран и всего социалистического лагеря в целом.

Взаимное сотрудничество стран народной демократии быстро растёт и ширится с ростом их народного хозяйства. Мировой демократический рынок располагает такими ресурсами, которые позволяют каждой стране находить в его пределах всё необходимое для её экономического развития.

Неуклонный рост и укрепление мирового рынка стран социалистического лагеря служит неопровержимым доказательством его исторической прогрессивности, его решающих преимуществ перед мировым капиталистическим рынком.

Широкое развитие экономического сотрудничества стран социалистического лагеря не только не исключает роста их торговых связей со странами капиталистической части мира, но создаёт благоприятные предпосылки и условия для такого роста. Страны социалистического лагеря стремятся развивать деловые связи со странами капиталистического лагеря на началах равноправия, взаимной выгоды и строгого соблюдения взятых на себя обязательств, исходя из того, что различие социально–экономических систем не должно служить препятствием для развития взаимовыгодных торговых и других экономических отношений. Политика американского империализма, направленная на срыв торговли капиталистических стран с Советским Союзом и государствами народной демократии, всё больше разоблачается жизнью и терпит провал. Агрессивные силы империализма не в состоянии нарушить или остановить подъём экономики народов, навсегда порвавших с капиталистической системой. Не только среди широких масс трудящихся, но и в предпринимательских кругах капиталистических стран, особенно под влиянием увеличивающихся трудностей сбыта на мировом капиталистическом рынке, растёт стремление к нормализации и расширению торговли со странами социалистического лагеря.

Страны социалистического лагеря используют торговые связи с капиталистическими странами как один из факторов дальнейшего подъёма своей экономики и повышения жизненного уровня населения. Развитие торговых отношений между государствами обоих лагерей имеет ещё большее значение для стран капиталистической системы, особенно в связи с прогрессирующим сужением мирового капиталистического рынка. Установление нормальных международных экономических отношений между странами обоих лагерей служит делу мира, ослабления международного напряжения и срыва планов поджигателей новой войны.

Характер экономических отношений между странами социалистического лагеря.

Страны социалистического лагеря различны по уровню своего экономического и технического развития. Однако взаимоотношения между этими странами определяются тем важнейшим и решающим фактом, что все они идут по пути социализма и коммунизма. В экономике стран народной демократии ведущее место занимают социалистические формы хозяйства. Вследствие этого и в сфере взаимоотношений между странами социалистического лагеря потеряли силу экономические законы капитализма, выражающие эксплуатацию человека человеком, конкуренцию и анархию производства. В этом лагере отношения между государствами базируются на экономических законах социализма и отражают требования этих законов. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря представляет собой новый тип международных отношений, какого ещё не знала история.

В соответствии с основным экономическим законом социализма хозяйственные связи между странами – участницами мирового демократического рынка подчинены общей цели наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей трудящихся путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Вследствие этого в социалистическом лагере нет и не может быть экономической экспансии, неэквивалентного обмена, конкурентной борьбы, эксплуатации и порабощения слабых государств более сильными. Взаимоотношения между странами этого лагеря характеризуются товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью.

Важнейшей особенностью социалистического лагеря является плановый характер всех экономических связей участвующих в нём стран. В соответствии с законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря развивается на основе взаимной увязки народнохозяйственных планов. Планы экономического сотрудничества учитываются в государственных планах развития народного хозяйства Советского Союза и стран народной демократии. В этом состоит огромное преимущество мирового демократического рынка по сравнению с мировым капиталистическим рынком, подверженным всё более частым и глубоким кризисам вследствие растущего обнищания масс, сужения сферы приложения сил главных капиталистических стран к мировым ресурсам и всё углубляющихся противоречий современной капиталистической экономики. Опираясь на свои собственные ресурсы и на братскую взаимопомощь, страны социалистического лагеря обеспечивают непрерывный подъём народного хозяйства и систематическое повышение материального благосостояния трудящихся масс. Это в свою очередь создаёт прочную базу для неуклонного расширения мирового демократического рынка и обусловливает отсутствие на этом рынке трудностей сбыта, присущих мировому капиталистическому рынку.

Планомерный характер развития экономики стран социалистического лагеря обеспечивает возможность наиболее целесообразного использования имеющихся ресурсов в целях быстрейшего развития производительных сил, неуклонного подъёма экономики и благосостояния народа. Страны социалистического лагеря заинтересованы во всемерном развитии производительных сил каждой из них, поскольку такое развитие укрепляет экономическую мощь всего лагеря в целом. Это создаёт чрезвычайно благоприятные условия для расширения и укрепления экономического сотрудничества между государствами этого лагеря.

Развитие и укрепление экономического сотрудничества между странами социалистического лагеря происходит на основе нового, социалистического международного разделения труда, которое коренным образом отличается от международного разделения труда в капиталистической системе мирового хозяйства.

В отличие от капитализма разделение труда между государствами социалистического лагеря складывается не путём принуждения и насилия, а в порядке сотрудничества равноправных государств.

Разделение труда между странами социалистического лагеря исходит из учёта возможностей каждой страны и ведёт к общему подъёму. Каждая страна выделяет часть своих ресурсов для удовлетворения потребностей других стран и в свою очередь опирается на их дружескую помощь. Рациональное разделение труда между странами социалистического лагеря содействует всестороннему развитию их производительных сил, позволяя каждой стране в плановом порядке мобилизовать для этой цели не только собственные ресурсы, но и ресурсы других братских стран.

В то же время социалистическое разделение труда позволяет отдельным странам избежать параллелизма в развитии важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства. Дополняя друг друга в качестве равноправных экономических единиц в общей системе социалистического лагеря, страны этого лагеря получают возможность ускорять темпы своего хозяйственного развития за счёт сбережения огромных средств и сил. Каждая страна может сосредоточить свои силы и средства на развитии тех отраслей, для которых она располагает более выгодными природными и экономическими условиями, производственным опытом и кадрами. При этом отдельные страны могут отказаться от освоения производства тех видов продукции, потребность в которых может быть удовлетворена за счёт поставок из других стран. Таким образом достигается широкая специализация и кооперирование производства в промышленности и наиболее целесообразное разделение труда в производстве продовольствия и сырья.

Такая специализация и кооперирование осуществляются путём взаимной увязки планов капитального строительства и заключения долгосрочных многосторонних и Двусторонних соглашений о взаимной помощи и сотрудничестве. Специализация и кооперирование имеют особенно большое значение в важнейших отраслях тяжёлой индустрии – машиностроении и металлургии, где благодаря этому открываются широкие возможности значительного снижения себестоимости продукции. В сельском хозяйстве установление надлежащего разделения труда создаёт благоприятные условия для скорейшего подъёма производства всех его отраслей путём повышения производительности труда и рационального использования сельскохозяйственных земель.

Рост социалистического разделения труда способствует дальнейшему развитию мирового демократического рынка.

Опыт экономического сотрудничества стран социалистического лагеря целиком подтверждает положение марксизма–ленинизма о том, что установление равноправных хозяйственных отношений между высокоразвитыми и слаборазвитыми странами возможно только после освобождения этих стран от ярма империализма.

Во взаимоотношениях стран социалистического лагеря впервые в истории ликвидировано неразрешимое для капитализма противоречие между объективно прогрессивной тенденцией к хозяйственному сближению, объединению отдельных стран и империалистическими методами этого объединения, осуществляемого путём финансового закабаления и колониального порабощения экономически слабых народов капиталистически развитыми государствами.

Экономические отношения между развитыми и отсталыми странами в капиталистическом лагере строятся на началах господства и подчинения и отражают прежде всего соотношение сил партнёров. Империалистические государства, выкачивая ценное сырьё из слаборазвитых стран, колоний и полуколоний, увековечивают их отсталость и зависимость в качестве аграрно–сырьевых придатков к экономике метрополий.

Экономические отношения в социалистическом лагере характеризуются всесторонней взаимопомощью, подтягиванием слаборазвитых стран до уровня передовых. В результате социалистического международного разделения труда облегчается ликвидация экономической отсталости и однобокости хозяйственного развития, унаследованных странами народной демократии от капитализма, создаются благоприятные условия для их индустриализации, укрепляется их экономическая самостоятельность и независимость от капиталистического мира, быстрее поднимается их хозяйство и повышается благосостояние населения.

В социалистическом лагере отношения между странами являются воплощением принципов пролетарского интернационализма – международной солидарности трудящихся. Эти взаимоотношения основаны на бескорыстной взаимной поддержке, на уважении их государственного суверенитета и национальных интересов. Братская дружба и тесное сотрудничество стран социалистического лагеря служат важнейшим источником несокрушимой мощи этого лагеря, решающим условием успешного социалистического строительства в этих странах.

Основные формы экономического сотрудничества стран социалистического лагеря.

Главными формами сотрудничества стран социалистического лагеря являются внешняя торговля, предоставление кредитов, научно–техническая помощь, сотрудничество в подготовке кадров.

Среди этих форм экономического сотрудничества основное значение имеет внешняя торговля.

Внешняя торговля стран мирового демократического рынка строится на совершенно иных принципах, чем внешняя торговля на мировом капиталистическом рынке. В капиталистическом мире внешняя торговля, сосредоточенная в руках монополий, подчинена интересам выколачивания максимальных прибылей путём неэквивалентного обмена и других способов ограбления и закабаления отсталых и зависимых стран. Внешняя торговля стран социалистического лагеря является государственной монополией (СССР и европейские страны народной демократии) или осуществляется под строгим контролем государства (Китайская Народная Республика) и служит интересам общего подъёма, ускорения хозяйственного развития стран этого лагеря, повышения уровня жизни их населения.

Каждая из стран–участниц мирового демократического рынка, реализуя при помощи внешней торговли всё возрастающую долю продукции своего народного хозяйства, получает взамен всё больше материальных ценностей: промышленного оборудования, сырья и других товаров, необходимых для её экономического развития. Каждая страна ввозит товары, которые ей необходимы, и вывозит товары, нужные другим странам, причём ни один из участников товарооборота не навязывает партнёру ненужные ему товары, как это часто практикуется на капиталистическом рынке.

Цены товаров на мировом демократическом рынке устанавливаются в порядке добровольного соглашения равноправных сторон, на основе полного соблюдения взаимных интересов, что исключает какую‑либо дискриминацию и неэквивалентность обмена. Эти цены являются устойчивыми: они определяются на срок не менее года, а по большинству товаров цены остаются без изменений в течение ряда лет.

Непрерывный рост внешней торговли между странами социалистического лагеря ярче всего свидетельствует о развитии и укреплении мирового демократического рынка.

В 1938 г. вся торговля СССР с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Албанией составляла лишь 1,5% внешнеторгового оборота СССР, а в 1953 г. торговля с этими странами составляла 40% внешнеторгового оборота СССР. В 1938 г. торговля СССР с Китаем составляла 4% внешнеторгового оборота СССР, а в 1953 г. она составляла 18%.

Внешнеторговый оборот Польши возрос в 1952 г. в 6 раз по сравнению с 1946 г., Чехословакии – в 3,5 раза, Венгрии – в 13 раз, Румынии – в 14,5 раза, Болгарии – почти в 3 раза. В Германской Демократической Республике он вырос в 17,7 раза по сравнению с 1947 г. В 1953 г. на долю стран социалистического лагеря приходилось около 70% всего торгового оборота Польши, около 80% – Чехословакии, 85% – Румынии, около 80% – Венгрии, 88% – Болгарии, почти 100% – Албании, более 75% – Германской Демократической Республики.

Советский Союз, располагающий высокоразвитой тяжёлой промышленностью и в особенности машиностроением, поставляет большие массы самого разнообразного оборудования в страны народной демократии. За последние пять лет (1948 – 1953) поставки промышленного оборудования и машин из СССР в страны народной демократии выросли более чем в 10 раз.

Машины, оборудование и другие средства производства занимают видное место и в вывозе других стран социалистического лагеря. Чехословакия вывозит продукцию машиностроительной, металлургической и химической промышленности, кокс, обувь. Польша поставляет каменный уголь, кокс, прокат чёрных металлов, цинк, железнодорожный подвижной состав, продовольственные товары. Венгрия экспортирует металлорежущие станки, турбины, трансформаторы, подъёмно–транспортное оборудование, алюминий, бокситы, продовольствие. В вывозе Румынии большое место занимают нефть и нефтепродукты, лесоматериалы. Болгария вывозит табак, свинцовые и цинковые концентраты, цемент, вино. Албания поставляет продукцию горнорудной промышленности, нефть, битум. Германская Демократическая Республика экспортирует продукцию машиностроительной, электротехнической и химической промышленности, изделия точной механики и оптики. Китайская Народная Республика вывозит промышленное и сельскохозяйственное сырьё, продовольственные товары.

Важной формой экономического сотрудничества стран социалистического лагеря является предоставление кредитов. В капиталистическом мире кредитные отношения служат одним из наиболее действенных орудий экономического ограбления слаборазвитых стран монополиями империалистических держав. Предоставление кредитов обычно обусловливается обязательством израсходовать полученные в кредит суммы на закупку товаров в стране–кредиторе. Таким путём империалисты сбывают странам–должникам свои залежалые товары, в первую очередь товары потребительского характера, по монопольно–высоким ценам. В лагере социализма предоставление кредитов не связано ни с какими привилегиями для кредитора. Они предоставляются прежде всего на покупку оборудования и машин, а также на покупку тех товаров, которые не производятся в данной стране, но необходимы для её народного хозяйства. Государства, получившие займы, погашают эти займы и начисленные по ним проценты товарами обычного ассортимента, характерного для экспорта данной страны, и по справедливым ценам.

Так, по заключённому 14 февраля 1950 г. кредитному соглашению Советский Союз предоставил Китайской Народной Республике кредит в 300 миллионов американских долларов с использованием его в течение 5 лет, начиная с 1 января 1950 г., равными ежегодными частями для оплаты поставок из СССР оборудования и материалов, в том числе оборудования для электростанций, металлургических и машиностроительных заводов, оборудования для добычи угля и руд, железнодорожного и другого транспортного оборудования, рельсов и других материалов, необходимых для восстановления и развития народного хозяйства Китая. Этот кредит был предоставлен из 1% годовых, причём погашение кредита будет производиться Китаем равными ежегодными долями в течение 10 лет.

На основе долгосрочных кредитных соглашений Советский Союз в большом количестве поставляет машины и оборудование в Болгарию, Албанию и в другие страны. Благодаря советским кредитам Албания получила комплектное оборудование для целых фабрик и заводов: для текстильного комбината, сахарного и цементного заводов, для нефтеперегонного завода и других предприятий. Болгария получила комплектное оборудование для химического комбината имени Сталина, для теплоэлектроцентрали имени В. Червенкова, для металлургического и свинцово–цинкового завода и ряда других предприятий.

Крупное значение для экономического подъёма стран социалистического лагеря имеет научно–техническая помощь. Эта помощь осуществляется в многообразных формах, прежде всего – в виде передачи патентов, лицензий и технологической документации на новейшие изобретения и технические усовершенствования, взаимного обмена производственно–техническим опытом, совместной разработки и использования естественных ресурсов, совместного строительства промышленных предприятий, взаимной помощи специалистами.

Советский Союз помогает странам народной демократии строить крупнейшие современные предприятия и целые отрасли промышленности. В порядке технической помощи Советский Союз обеспечивает новейшим, наиболее совершенным оборудованием промышленные предприятия и культурные учреждения, сооружаемые по советским проектам. Советский Союз передаёт другим странам социалистического лагеря научные изобретения, патенты и лицензии на новейшие производственно–технические достижения, причём оплачиваются только фактические затраты на проектирование и изготовление научной документации. Советские специалисты – инженеры и техники – помогают странам народной демократии вести изыскательские работы, разрабатывать месторождения полезных ископаемых, осуществлять сложные монтажные и строительные работы на ряде крупных новостроек. Страны народной демократии оказывают друг другу широкую научно–техническую помощь на тех же началах бескорыстного сотрудничества.

К числу крупнейших промышленных предприятий, созданных и создаваемых в европейских странах народной демократии с помощью Советского Союза, относятся: автомобильный завод в Варшаве, металлургический комбинат имени Ленина в Новой Гуте в Польше, металлургический комбинат имени Готвальда в Чехословакии, комбинат в Сталинвароше в Венгрии, гидроцентраль имени Ленина в Румынии, химический комбинат имени Сталина в Болгарии, гидроэлектроцентраль имени Ленина в Албании и ряд других комбинатов, предприятий тяжёлого машиностроения, электростанций.

Широкая техническая помощь Советского Союза явилась одним из важнейших условий, открывших перед странами народной демократии возможность создать в короткий срок новые производства и целые отрасли промышленности, которых эти страны не имели и не могли бы иметь в других условиях. Так, Румыния не только расширила свою нефтедобывающую промышленность, но и создала собственное нефтяное машиностроение, производящее почти всё необходимое оборудование для добычи нефти и значительную часть сложной аппаратуры для её очистки. Это единственный случай в мире, когда небольшая страна, обладающая нефтяными богатствами, сумела создать также нефтяное машиностроение. Об этом не могут и мечтать малые страны – обладательницы нефти в капиталистическом мире, нещадно эксплуатируемые американскими и английскими монополиями.

Тесное сотрудничество между странами народной демократии в огромной мере облегчает создание в этих странах новых отраслей промышленности. Так, по чехословацко–венгерскому договору Чехословакия получила возможность создать алюминиевую промышленность на базе венгерских бокситов, Польша помогла Чехословакии организовать производство карбида и построить заводы по выплавке цинка. В Новых Дворах (Польша) Польшей и Чехословакией совместно построена электростанция, поставляющая электроэнергию обеим странам. Предоставив Чехословакии в долгосрочную аренду часть Щецинского порта, Польша открыла ей выход к морю.

К научно–техническому сотрудничеству стран социалистического лагеря тесно примыкает сотрудничество по подготовке кадров. В высших учебных заведениях Советского Союза, Чехословакии, Польши систематически получают подготовку большие контингенты молодёжи из братских стран; на предприятиях, в научных учреждениях проходят практику молодые специалисты из этих стран.

Успехи экономического сотрудничества стран социалистического лагеря, быстрый рост мирового демократического рынка являются ярким показателем превосходства социализма над капитализмом и открывают перед человечеством перспективу мирного экономического и культурного развития всех стран и народов.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Экономические взаимоотношения между странами социалистического лагеря представляют собой совершенно новый, социалистический тип международных отношений. В то время как в мире капитализма экономические отношения между странами построены на началах господства сильных стран над слабыми, борьбы всех против всех, анархии и бесплановости, экономические отношения в лагере социализма строятся на началах полного равенства сторон и взаимной выгоды, уважения к государственному суверенитету всех народов, больших и малых, братской взаимопомощи, планомерности и организованности всех экономических связей. Отношения между странами социалистического лагеря являются воплощением принципов пролетарского интернационализма международной солидарности трудящихся.

2. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря базируется на экономических законах социализма. В соответствии с основным экономическим законом социализма и законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства экономические связи между странами социалистического лагеря подчинены общей цели наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей всего общества путём непрерывного роста производства и развиваются в плановом порядке, на базе эквивалентности обмена. Всё это обеспечивает неуклонное расширение ёмкости мирового демократического рынка, его бескризисное развитие. Планомерный характер развития экономики стран социалистического лагеря обеспечивает возможность наиболее целесообразного использования имеющихся ресурсов. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря осуществляется на базе нового, социалистического международного разделения труда. Социалистическое разделение труда между государствами осуществляется путём тесной увязки их народнохозяйственных планов, особенно планов капитального строительства, путём широкой специализации и кооперирования важнейших отраслей промышленности, а также производства основных видов продовольствия и сырья.

3. Основное место среди различных форм экономического сотрудничества стран социалистического лагеря принадлежит внешней торговле, быстро растущей из года в год. Большое значение имеют такие формы экономического сотрудничества, как предоставление кредитов и займов, научно–техническая помощь, сотрудничество в подготовке кадров. Все эти формы экономического сотрудничества стран социалистического лагеря развиваются в целях быстрейшего развития производительных сил, неуклонного подъёма экономики и благосостояния народов.

Социалисти́ческий ла́герь – термин, которым после Второй мировой войны в СССР обозначались государства, пошедшие по пути строительства социализма.

К нему причислялись СССР и государства Восточной Европы, в которых у власти утвердились коммунисты, Китай после завершения гражданской войны (1949), затем Северная Корея и северный Вьетнам. Противостояние двух лагерей (социализм и капитализм) рассматривалось как важнейшая черта мирового развития.

Одной из главных задач СССР во внешней политике было: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран.

В январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), главной целью которого было расширение экономического сотрудничества между ними и Советским Союзом.

Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

Соцлагерь с первых лет существования столкнулся с серьезными проблемами. В 1948 конфликт между Сталиным и Тито, выдвинувшим свою модель социалистического общества, привел к разрыву межгосударственных и межпартийных связей СССР и Югославии. В 1955 отношения были восстановлены; руководство СССР признало, что в Югославии сложилась самобытная модель социализма. Будучи одним из лидеров Движения неприсоединения, эта страна не присоединилась к советской системе союзов, не вошла в и Организацию Варшавского договора (ОВД).

Подтверждением наличия серьезных противоречий в соцлагере стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск.

Венгерское восстание 1956 и Пражская весна 1968 показали, что доктрина коллективной защиты завоеваний социализма («доктрина Брежнева»)имела геополитический смысл – недопущение ослабления и подрыва системы военно-политических союзов СССР.

После Пражской весны советское руководство в отношениях с социалистическими странами придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Была подписана целая серия межгосударственных договоров и соглашений, в результате которых экономическая зависимость соцстран от СССР заметно возросла. Эта политика получила название «доктрина Брежнева». Она несколько стабилизировала ситуацию, но устранить глубинные противоречия не смогла. Держать их под контролем становилось все труднее.


В 70-80-е гг. многие страны Восточной Европы исподвольпроводили реформы, потсепенно отдаляясь от утвержденной СССР модели «реального социализма».

В Польше в 1980-1981 миллионы трудящихся поддержали независимый профсоюз «Солидарность», отвергавший право просоветской коммунистической бюрократии править от имени народа.

В ходе перестройки СССР отказался от поддержки силой оружия утвердившихся с его помощью режимов, в 1988- нач. 1990-х в большинстве стран социалистического содружества произошли демократические революции.

С распадом СССР были распущены СЭВ и ОВД. Из входивших в содружество стран лишь Куба и Вьетнам декларируют приверженность идеям социализма.

Ошибочно считать, что послевоенные коммунистические режи-мы были обязаны своим появлением исключительно СССР. При непосредственном участии СССР коммунистические режимы утвердились только в четырёх странах: Польше, ГДР, Румынии и Венгрии. Советские войска оставались на территории этих госу-дарств. К Югославии и Албании Советский Союз имел мало отно-шения. В Китае , Корее и Вьетнаме коммунистические партии были обязаны своим влиянием собственному участию в освободи-тельном движении этих стран от японской оккупации, а не совет-скому вмешательству.

Новые режимы первоначально ощущали определённую под-держку населения, поскольку проводили давно назревшие преоб-разования, способствуя индустриализации этих стран. В более от-сталых аграрных государствах приверженность коммунистов про-грессу и модернизации находила ещё больший отклик.

Коминформ

Формирование коммунистических правительств в этих странах завершилось вскоре после воссоздания международной коммунис-тической организации. В 1947 г. вместо Коминтерна, распущенного Сталиным в 1943 г., был создан Коминформ (Коммунистическое информационное бюро). Его резиденция находилась в Белграде, там же выходила газета «За прочный мир и народную демократию».

Кроме компартий восточноевропейских стран, в Коминформ вошли две массовые коммунистические партии Запада — французская и итальянская. Формально партии в рамках Коминформа были суверенными, но фактически ими, как и в Коминтерне, руководили из Кремля. Главное отличие Комин-форма от Коминтерна заключалось в том, что в первом были представлены только компартии социалистического лагеря, а также две западные массовые компартии, а в Коминтерн входили все коммунистические партии и группы, со-гласные с его уставом. Этих групп и партий насчитывалось довольно много, и управлять ими было сложно.

В 1949 г. в «целях содействия планомерному развитию народного хозяйства» был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, в которую первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран (1949 г. — Албания, 1950 г. — ГДР, 1962 г. — Монголия). Материал с сайта

На этой странице материал по темам:


После контрреволюции в СССР и странах Варшавского Договора реакционеры во всем мире считали, что через короткое время Северная Корея и Куба, а за ними Вьетнам, Лаос и Китай тоже падут под напором их подрывной деятельности. Они явно недооценили силу социалистических идей и переоценили свои способности и возможности.

На сегодняшний день в пяти странах, которые установили власть рабочего класса и строят социалистическое общество, проживает почти 1,5 миллиарда человек, то есть четверть всего населения Земли. Из-за контрреволюции в России 90-е годы были для них чрезвычайно трудными. Однако все они выстояли, отразили натиск империализма и продолжили свое социально-экономическое развитие. Очевидно, в памяти народов этих стран слишком свежи воспоминания о кровавых преступлениях американских агрессоров, чтобы поддаваться фальшивым заклинаниям о прелестях буржуазной демократии и свободного рынка. Трагическая судьба Югославии, Афганистана и Ирака только укрепила их решимость до конца отстаивать свою свободу и независимость. Роль авангарда, которая ранее принадлежала Советскому Союзу, взяла на себя Китайская Народная Республика.

Китайская Народная Республика

Историю развития современного Китая можно разделить на 2 периода: на маоцзедуновский (1949-1978) и денсяопиновский (1979 - по настоящее время).

Опираясь в строительстве социализма на помощь СССР, КНР успешно выполнила первый пятилетний план (1953-1957гг.). Производство зерна возросло со 105 до 185 миллионов тонн, а темпы экономического роста составляли 12% ежегодно. Доля промышленной продукции в ВВП поднялась с 17% до 40%. Восьмой съезд КПК в 1956 г. в своей резолюции записал, что в Китае "в основном одержала победу социалистическая революция". Вторая пятилетка должна была развить достигнутые успехи. Однако попытка совершить "большой скачок" привела к тому, что за 3 года спад производства составил 48,6%.

Здоровые силы в руководстве КПК (которые у нас почему-то до сих пор называют правыми) добились осуждения "левых перегибов" и согласия на проведение курса Лю Шаоцы и Дэн Сяопина: "сначала создавать, а потом разрушать". Мао Цзэдун был вынужден после критики уйти во вторую линию руководства, заняться теорией. На разумные меры в духе ленинской новой экономической политики, стимулирующие заинтересованность каждого в результатах своего труда, экономика вновь ответила бурным ростом. За четыре года промышленное производство выросло на 61,3%, а сельскохозяйственное - на 42,3%.

К сожалению, с 1966 г., в период так называемой "культурной революции", страна снова на 12 лет погрузилась в экономический хаос, переживала острые социальные потрясения. Выходу из кризиса способствовал Дэн Сяопин, который глубоко изучил труды классиков марксизма-ленинизма и выработал китайский путь построения социализма. Его суть: развитие в соответствии с ленинской концепцией НЭПа сталинского централизованного планирования и управления. Так как КНР, в отличие от СССР, могла не опасаться внешней агрессии, то переходный период был объявлен длиной в 50 лет. Третий Пленум ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978г.) провозгласил курс на социалистическую экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, развитии науки и техники.

И вновь еще только становящаяся социалистическая система показала свое неоспоримое преимущество. Китайское "экономическое чудо" значительно превзошло аналогичные "чудеса" в послевоенных Германии и Японии и вплотную подошло к советскому в сталинскую эпоху. Чтобы ограничить череду цифр, характеризующих успехи Китайской Народной Республики на этапе социалистического строительства, приведем только некоторые из них, самые обобщенные.

1. Большой скачок (теперь без кавычек) в развитии сельского хозяйства позволил накормить 1 миллиард человек.

2. Объем промышленного производства удваивался каждые 10 лет.

3. В 2005 г. ВВП Китая составил 6,5 триллиона долларов и уступает только США.

4. Среднегодовой доход на душу населения в КНР - 1740 долларов США (данные Всемирного банка). Средняя продолжительность жизни мужчин - 70 лет, а женщин - 73 года.

5. По итогам 2005 г. Китай снова обогнал США во взаимной торговле на 200 миллиардов долларов. И это несмотря на то, что приспешники "свободной торговли" из Вашингтона уже не раз вводили ограничения на китайские товары. Структура внешней торговли КНР - как у развитой экономически страны: до 80 % экспорта составляют текстиль, обувь, игрушки, станки, машины, приборы и электроника.

6. Золотовалютные резервы Китая превзошли японские и стали самыми большими в мире - 900 миллиардов долларов.

Чтобы не сложилось впечатление, что в находящемся в переходном от капитализма к социализму Китае кругом тишь, гладь и божья благодать, назовем те главные проблемы, на решение которых нацелил одиннадцатый пятилетний план новый лидер страны Ху Цзиньтао. Стратегическая цель этой пятилетки - "построение гармоничного общества", смягчение ставшего уже опасным социального неравенства. Для этого значительные средства направлены на улучшение здравоохранения и образования в сельской местности (в 2006 г. - 48 миллиардов долларов) при увеличении военного бюджета (в 2006 г. - рост на 14%, до 35,5 миллиарда долларов). Ху Цзиньтао в 2004 году при вступлении в должность своим приоритетом объявил войну с коррупцией и заявил, что на карту поставлено будущее социализма. Он отверг политические реформы западного типа. Опасаясь того, что эпидемия "тюльпановых контрреволюций" может быть перенесена в Китай, правительство начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния внутри страны.

Опыт социалистического развития Китая привлекает внимание многих в современном мире и, прежде всего, его ближайших соседей.

Социалистическая Республика Вьетнам

Охлаждение отношений Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) и СССР наступило еще во времена горбачевской перестройки. Свертывание Москвой взаимовыгодного сотрудничества было расценено как присоединение к американским экономическим санкциям в отношении Вьетнама. КПВ осудила отход КПСС от фундаментальных принципов социализма и отказалась от копирования советского опыта, сделав шаг в сторону учета китайского, в частности, в сфере сельскохозяйственного производства. Возврат к разумным стимулам высокопроизводительного труда с сохранением государственного контроля над крупными предприятиями и инфраструктурой быстро дал положительный результат. Уже через пять лет Вьетнам не только отказался от закупки риса за рубежом, но и продал два миллиона тонн своих излишков.

Сегодня Вьетнам - одна из наиболее динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии. Некоторые эксперты в недалеком будущем пророчат ему роль очередного азиатского "тигра". Впечатляющие успехи СРВ нашли прямое отражение в отношениях с США. Шаг за шагом американцы были вынуждены восстановить в полном объеме нормальные отношения:

1994г. - с Вьетнама были сняты экономические санкции;

1996 г. - открыто посольство США в Ханое;

2000 г. - подписано торговое соглашение.

Осенью того же 2000 года в СРВ прибыл с визитом бывший президент США Б.Клинтон - впервые после постыдного бегства из Южного Вьетнама американских агрессоров 30 апреля 1975 года.

Согласно декларации о стратегическом партнерстве, подписанной РФ и СРВ, Россия начала поставки современных вооружений и запасных частей к старой советской технике. Однако основные разделы этого документа касаются экономики. Хотя практически все известные нефтяные компании мира присутствуют во Вьетнаме, вкладывают средства в добычу нефти и газа на шельфе, считается, что самое эффективное сотрудничество в этой сфере - с Россией, в рамках совместного (50:50) предприятия "Вьетсовпетро". Оно добывает 80% вьетнамской нефти (свыше ста миллионов тонн в год) и ежегодно российский бюджет получает от СП более 0,5 миллиарда долларов. Достигнута договоренность о модернизации и расширении деятельности этого предприятия. Второй крупнейший проект - договор о совместном создании первого во Вьетнаме нефтеперерабатывающего завода с уставным капиталом 800 миллионов долларов и мощностью 6,5 миллионов тонн в год. Таким образом, будет создан замкнутый национальный цикл от разведки нефти до ее полной переработки.

Корейская Народно-Демократическая Республика

Тернистый путь к социализму выпал на долю корейского народа. Под руководством Трудовой партии Кореи он прошел его наиболее успешно и уверенно. С начала ХХ века Япония оккупировала страну и на 40 лет установила жестокий режим ограбления и насилия. 12 лет шла возглавлявшаяся коммунистами партизанская война, завершившаяся в 1945 году полной победой и освобождением Кореи от японских колонизаторов. Однако новые, американские оккупанты захватили юг страны, сорвали соглашение об объединении и раскололи ее. В 1950 году, когда в КНДР стала налаживаться нормальная жизнь, США развязали новую войну. За 3 года огненный вал дважды прокатился по территории Северной Кореи - вначале с юга на север, потом обратно, и фронт замер на 38 параллели. Тысячи лучших сынов и дочерей корейского народа полегли на полях сражений, миллионы мирных жителей погибли от рук американских карателей. КНДР лежала в руинах. Стремясь затормозить ее восстановление, Вашингтон сохранил состояние войны и постоянно организовывал вооруженные инциденты, ввел экономические, политические и дипломатические санкции.

И снова проявились преимущества социализма, умноженные на силу духа корейского народа. В кратчайшие сроки было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство. К 1958 году были завершены социалистические преобразования в городе и деревне. КНДР превратилась в современное государство с развитыми промышленностью и сельским хозяйством, высоким уровнем культуры. Дальнейшее развитие привело к тому, что были полностью решены социальные проблемы занятости, продовольственная и жилищная. Бесплатные здравоохранение и образование доступны всем. Практически нет преступности и наркомании, бездомных стариков и беспризорных детей, нет нищих и нет сверхбогатых.

Таким образом, КНДР является страной победившего социализма, что вызывает лютую ненависть американских империалистов, стремление любыми средствами расправиться с непокорным народом.

Необходимость противостоять агрессору, оснащенному ракетно-ядерным оружием, вероломное предательство Кремля в начале 90-х годов заставили КНДР своими силами создать ракетное оружие. Запустив свой искусственный спутник Земли, она вошла в клуб космических держав. А в прошлом году успешное испытание ядерного устройства приблизило Северную Корею к созданию оружия сдерживания, непреодолимого для агрессора. Только свободный народ, уверенный в правоте своего дела, способен свершить такое.

Социалистическая Куба

Если бы было принято награждать Звездами целые страны, то Республика Куба была бы сегодня Дважды Героем. Первый раз - за стремительный разгром американских наймитов в бухте Кочинос. Второй - за мужество и стойкость в "особый период" в начале 90-х годов, когда казалось, что разрыв экономических связей со стороны бывших СССР и стран социалистического содружества (80% товарооборота Кубы) поставит на колени Остров Свободы перед Империей Зла. Трудности возникли большие: спад производства, безработица, нехватка продуктов питания. Кубинским коммунистам пришлось воспользоваться китайским опытом и пойти на компромиссы, отступить в области туризма, внешней торговли и финансов. Но они не поступились главным - завоеваниями социализма. И когда жалкая кучка отщепенцев, так называемых диссидентов, получив деньги от США, развернула свою предательскую деятельность, начала подготовку "оранжевой контрреволюции", их арестовали, судили открытым судом по кубинским законам и расстреляли.

Значительную помощь в преодолении кризиса оказал Кубе Китай, куда была переориентирована часть товарных потоков традиционного кубинского экспорта, а также некоторые латиноамериканские страны. Уже с 1995 года возобновился экономический рост (в среднем на 4% ежегодно) и к 2000 году более чем на 10% был превзойден докризисный уровень ВВП 1989 года. В 2 раза (до 4%) снизилась безработица, возросли общественные фонды потребления, на 10% увеличилась выдача продовольствия населению. Инфляцию удалось сдержать на уровне 0,5%.

Есть три области жизни общества, достижениями в которых гордится социалистическая Куба и которые находятся на уровне высокоразвитых стран.

1. Образование - бесплатное всеобщее среднее. Из семи работающих человек один имеет диплом о высшем образовании. На образование тратится 7,3% ВВП.

2. Здравоохранение - бесплатное, на высоком уровне. Основные показатели: детская смертность -7,2 на каждую 1000 родившихся; средняя продолжительность жизни - 75,5 лет; высокоразвитая медицинская наука, производство таких лекарств и вакцин, которых нет нигде в мире. На здравоохранение расходуется 6,3% ВВП.

3. Куба - мировая спортивная держава, которая уверенно входит в первую десятку на Олимпийских Играх в общекомандном зачете.

Нет, напрасно потирали руки ненавистники социализма в Вашингтоне, усиливая блокаду Острова Свободы. Народ Кубы выстоял и снова пошел вперед, увлекая своим примером страны Латинской Америки.

Президент Венесуэлы Уго Чавес, считающий себя другом и последователем Ф. Кастро, уже осуществил ряд шагов в экономической и политической областях, дающих ему основание ставить перед народом задачу построения "социализма XXI века". Для ее реализации намечено создание правящей Объединенной социалистической партии Венесуэлы и готовится изменение Конституции. Конечно, Вашингтон без боя не сдаст свою латиноамериканскую вотчину, но следует иметь в виду, что возможности у него теперь весьма ограничены. Треть вооруженных сил увязла в войне в Ираке и Афганистане, к тому же Иран и КНДР бросают вызов военному диктату. С экономическими санкциями тоже приходится быть поосторожнее, так как новые центры силы охотно пробивают бреши в американской блокаде. Так, 2 года назад китайский премьер взял с собой чековую книжку на сотни миллиардов долларов и поехал по ряду стран Латинской Америки. Предложив более справедливые условия торговли, он перекупил ресурсы, которые ранее шли в США. Вот и попробуй прекратить закупки венесуэльской нефти, дающей Уго Чавесу экономическую базу для строительства социализма. Мировые цены взлетят, американская экономика просядет, а Китай получит нефть Венесуэлы по умеренным ценам и сделает новый рывок в своем развитии. Россия все более широко продает современное оружие странам этого региона. Выгодно, рынок. Вот и нервничают господа в Вашингтоне.

Социализм спасет мир!

В заключение обратимся к авторитетному прогнозу на XXI век, который сделал Всемирный форум ученых, собранный ООН в конце прошлого века в Рио-де-Жанейро. Его участники пришли к выводу, что две глобальные проблемы грозят катастрофой человеческой цивилизации:

Ресурсная - быстрое истощение разведанных природных ресурсов;

Экологическая - загрязнение окружающей среды достигло такого уровня, когда биосфера Земли не успевает очищаться от отходов.

Форум осудил капиталистическую систему как не способную справиться с решением этих проблем, так как погоня за максимальной прибылью требует затрат огромных ресурсов и дает много отходов и, кроме того, насаждает бездуховность, нравственную и физическую деградацию человека.

Выход из этой опасной перспективы форум в своей резолюции определил однозначно - социализация всех сторон жизни человеческого общества. Очевидно, это означает:

1. Наука и техника должны организовать кругооборот веществ и материалов в искусственной среде обитания, созданной человеком;

2. Ограничить материальное потребление научно обоснованными нормами;

3. Раскрыть человеческое начало в человеке - безграничное потребление духовных ценностей, которые от этого не изнашиваются, и активное участие самого человека в творческом процессе, в создании новых духовных ценностей.

А это и есть социализм.

Укрепить пошатнувшиеся позиции Советского Союза в социалистическом лагере и среди компартий стран третьего мира было первой внешнеполитической заботой преемников Хрущева. В этом направлении они действовали весьма осмотрительно (по крайней мере до чехословацкого кризиса), в основном методом проб и ошибок, но все же добиваясь ощутимых результатов.

Новые руководители начали с миролюбивого жеста в сторону Пекина, прекратив полемику и отложив конференцию компартий, которую Хрущев предполагал созвать в декабре 1964 г. Примирительные настроения, допускавшие возможность некоторых уступок, преобладали и в отношении к Румынии, которая отстояла свой экономический выбор и формы своего участия в СЭВ. Укрепление советских позиций произошло и среди коммунистических партий Латинской Америки, собравшихся в декабре 1 964 г. на конференцию в Гаване. СССР одобрил результаты конференции и поддержал вооруженную борьбу во многих странах Латинской Америки, продемонстрировав тем самым твердую решимость нового руководства Советского Союза не уступать районы вооруженных действий китайскому влиянию.

Эта позиция способствовала сближению с Кубой и ухудшила отношения с Китаем, который после «истории» с советскими ракетами на Кубе укрепил свои позиции в третьем мире. СССР оказал, далее, большую экономическую и военную помощь Северной Корее и Северному Вьетнаму, которые были скорее «клиентами» Китая. Благодаря этой помощи обе страны заняли позицию строгого нейтралитета по отношению к советско-китайскому конфликту.

Компромисс, на который пошел Советский Союз с Ф.Кастро по вопросу о вооруженной борьбе в Латинской Америке, как и помощь Ханою в момент усиления американского вмешательства во Вьетнам указывали на то, что СССР отдавал предпочтение налаживанию отношений с социалистическим лагерем - даже в ущерб своим отношениям с Соединенными Штатами.

Принятые на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. решения подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике в послехрущевский период. Мирное сосуществование уже не рассматривалось как «генеральная линия внешней политики Советского Союза». Эта идея, конечно, продолжала присутствовать в отношениях между Востоком и Западом, но во всех других случаях «соревнование между двумя лагерями было как никогда активным». Если мирное сосуществование и оставалось целью советской политики, оно тем не менее перестало быть грандиозным замыслом урегулирования разнообразных аспектов эволюции международной системы. Усиление американского военного вмешательства во Вьетнаме, которое доказало Советскому Союзу, что он не может отвратить Соединенные Штаты от «экспорта контрреволюции», имело прямое отношение к переоценке советским руководством идеи «мирного сосуществования». В этом контексте укрепление социалистического лагеря получало неоспоримый приоритет.

Несмотря на несомненные успехи советских руководителей в стремлении восстановить полный контроль над социалистическим лагерем, им предстояло преодолевать определенные сложности, в особенности в отношениях с кубинцами, китайцами и, в скором времени, с чехами и словаками. На XXIII съезде КПСС делегат Кубы выступил с прямым упреком в адрес Советского Союза, который, по его мнению, не шел «на необходимый риск в своих отношениях с Вьетнамом». Радикализм кубинской оппозиции мог подтолкнуть в том же направлении другие латиноамериканские компартии, тем более в условиях, когда Че Гевара призывал «создать два, три, много Вьетнамов, чтобы лишить Соединенные Штаты их могущества».

Надо отметить, что во вьетнамском конфликте советское правительство действовало осторожно. Оно удержалось, например, от предоставления Ханою некоторых видов оружия, которые могли бы сразу резко обострить конфликт (неядерные ракеты «земля - море», которые могли бы поражать крупные корабли 7-го американского флота, с которых производилась бомбежка Северного Вьетнама). Китай, хотя и не принявший в 1965 г. советского предложения оказывать совместную военную и экономическую помощь Ханою, не удержался от того, чтобы заклеймить «советскую трусость» перед лицом американской агрессии. В 1965 г. он потребовал от своих союзников разоблачать позицию Советского Союза. Однако начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» почти полностью исключила его из международной жизни к глубокому облегчению Советского Союза. К этому времени Китай перестал относить такие страны, как Куба, Северная Корея и Северный Вьетнам, к «социалистическим». Военный переворот в Индонезии осенью 1965 г. обезглавил мощную компартию этой страны, самую многочисленную за пределами социалистического лагеря, и лишил Китай главного союзника как в его азиатской политике, так и в коммунистическом движении (в полемике Китая с Советским Союзом индонезийские коммунисты стояли на стороне Китая).

В Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: политическая жизнь, конечно, продолжала оставаться под абсолютным контролем партии, однако в сфере культуры была допущена некоторая свобода, а главное, разумная экономическая политика обеспечивала в Венгрии исключительные для коммунистической Восточной Европы условия жизни. Положение в Венгрии сильно контрастировало с ситуацией в Чехословакии, в предвоенный период самой развитой стране Центральной Европы, Суровый политический режим, экономические срывы, особенно тяжело переносимые из-за того, что страна знала лучшие времена, рождали дух сопротивления, который уже не ограничивался интеллигентскими кружками, проникая в саму партию. В июне 1967 г. по инициативе писателей-коммунистов открыто выступил против руководства партии Съезд писателей. К осени, после массовых студенческих демонстраций и забастовок, оппозиция властям еще больше усилилась. В январе 1968 г. Новотный был вынужден уступить руководство партией Дубчеку. С этого момента события стали приобретать все более стремительный характер. Чтобы завоевать доверие, новое партийное руководство решило незамедлительно провести ряд реформ. В атмосфере свободы и упразднения всякой цензуры развивалась политическая деятельность; КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей; мелкие партии внутри Народного фронта смогли вернуть былую самостоятельность и начали отстаивать особые точки зрения; встал даже вопрос о возможности существования действительно оппозиционной партии социалистического толка, которая соперничала бы с коммунистической. В экономическом плане была подготовлена реформа, предусматривавшая в рамках планирования, не столько директивного, сколько инициативного, самостоятельность предприятий и рыночные условия их хозяйствования. Самостоятельность предприятий позволяла трудящимся предпринять и ряд шагов для перехода к самоуправлению.

Изменения, произошедшие в руководстве Компартии Чехословакии и поначалу благожелательно встреченные в Москве, казалось, вели в условиях очень быстрой и, по всей видимости, неконтролируемой эволюции партии к настоящему политическому кризису советской системы в Чехословакии. Этот кризис характеризовался переходом, с одной стороны, от экономических реформ к политическим и, с другой, от оппозиционного движения интеллигенции и рабочих к кризису внутри самой партии. Пример мог стать заразительным, и руководители ГДР и Польши уже проявляли определенную настойчивость на конференциях компартий Восточной Европы в Дрездене (март 1968 г.), затем в Варшаве (июль 1968 г., в отсутствие Чехословакии, которая, подвергшись резким нападкам в Дрездене, отказалась принять участие в этой конференции).

Встреча Брежнева и Дубчека в Черне и совещание «шести» 3 августа в Братиславе привели только к внешнему примирению, так как чехословацкие коммунисты решили не отказываться от начатых ими реформ. Наконец, после довольно длительных колебаний и под давлением руководства ГДР, советская сторона решилась начать интервенцию - «по просьбе чехословацких товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского Договора вступили в Чехословакию. Отношение к этой акции населения страны убедило советское руководство в необходимости «переходного периода»: 26 августа в Москве было принято соглашение о «нормализации положения», а 16 октября в Праге заключено соглашение о «временном нахождении войск Варшавского Договора» в Чехословакии. Однако продолжающиеся демонстрации протеста против оккупации привели советское руководство к решению отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (1 7 апреля 1969 г.). Проведя в стране широкую чистку «враждебных» элементов, Гусак подписал 6 мая 1970 г. новый договор о союзе с СССР и вынудил ЦК КПЧ одобрить советскую интервенцию.

Как представляется, эта акция СССР преследовала две цели: первая была продиктована стратегическими соображениями внешней политики; вторая, возможно, более существенная, внутренним положением в Чехословакии и эволюцией ее коммунистической партии.

Вместе с Польшей и ГДР Чехословакия образовывала то, что называлось «железным треугольником» Варшавского Договора. Чехословакия, прикрывавшая страны Договора с южного фланга, являлась главным плацдармом СССР. Советских лидеров и их союзников не могли не встревожить некоторые заявления высших руководителей Чехословакии (генерала Пршлика, например), требовавших пересмотра положений Варшавского Договора, чтобы уменьшить руководящую роль Советского Союза в пользу восточноевропейских стран. С другой стороны, в атмосфере «пражской весны» сильно ослабла обычная настороженность чехословацкого руководства по отношению к ФРГ, новое руководство было намерено нормализовать свои отношения с этой страной, которая со своей стороны, казалось, была готова предоставить Чехословакии солидный кредит. Это совсем не устраивало ГДР, наиболее враждебно настроенное к «пражской весне» восточноевропейское государство. Наконец, установление особых отношений между Югославией, Румынией и Чехословакией (незадолго до советской интервенции, 9 августа Тито, а 20 - Чаушеску был оказан триумфальный прием в Праге) не могло не беспокоить Москву, опасавшуюся восстановления новой «малой Антанты», объединявшей эти три страны в период между войнами. Коммунистическую «малую Антанту» могло объединять только желание ослабить гегемонию Советского Союза в Восточной Европе.

Эволюция чехословацкой компартии беспокоила советских руководителей не меньше, а может быть, и больше, чем геополитические проблемы. Упразднение цензуры, как и процесс демократизации партии заставляли их опасаться «социал-демократизации» КПЧ. На начало сентября 1968 г. был уже назначен партийный съезд, на котором должны были быть внесены изменения в устав и в формулировку принципов демократического централизма. Именно чтобы помешать КПЧ сделать решительный шаг в этом направлении, 21 августа и была предпринята военная интервенция. (Еще в середине июля, по окончании варшавской встречи пяти компартий, ее участники обратились в ЦК КПЧ с угрожающим письмом, в котором утверждали: «Либо вы потеряли контроль над ситуацией, либо вы не хотите ничего делать, чтобы ее контролировать».)

Действительно, в отличие от событий 1956 г. и 1968 г. военная интервенция была вызвана скорее предчувствием опасности, чем конкретными обстоятельствами. Глубоко консервативная советская верхушка не могла позволить складывавшейся ситуации выйти из-под ее контроля.

«Нормализация» положения в Чехословакии ускорила начавшийся в конце 50-х гг. процесс интеграции, как военной, так и экономической, Восточной Европы и СССР. Помимо Варшавского Договора и СЭВ Советский Союз выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать работу промышленности и транспорта, распределение энергии, химическое производство и производство вооружений. Для этих учреждений была характерна тенденция к быстрому расширению сферы их деятельности и усиление в итоге контроля Советского Союза над экономической жизнью «братских государств». Так на деле реализовывался принцип «ограниченного суверенитета», или так называемая «доктрина Брежнева», Этот процесс, однако, вызвал сопротивление, и наиболее упорное было оказано Румынией, помешавшей в 1974 г. Советскому Союзу установить еще более тесную координацию военного командования стран Варшавского Договора.

Пробить наиболее серьезную брешь в, казалось бы, замкнутой системе восточноевропейских режимов было суждено Польше. Резкое повышение цен в 1970 г. вызвало массовые волнения рабочих ее балтийских портов. Гомулка вынужден был уступить руководство партией и страной Гереку. В течение последующих десяти лет польские власти проводили экономическую политику, основанную на широком импорте, что позволило обойтись без немедленного проведения структурных реформ, но еще больше увеличило и так уже исключительно большую внешнюю задолженность страны. Результатом стала необходимость повышения цен на продукты питания, что в свою очередь вызвало новую волну забастовок, на сей раз еще более многочисленных, мощных и последовательных, которые достигли своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Правительство оказалось перед необходимостью признания независимого профсоюза «Солидарность», сеть организаций которого в течение нескольких недель покрыла всю страну. Политическое движение в Польше не было обязано партии, и в этом было его главное отличие от Будапешта или Праги. После пражских репрессий и невыполнения второго обещания Терека в 1970 г. смягчить режим у поляков уже не было иллюзий в отношении реформ сверху, и польское движение развивалось совершенно самостоятельно, вырабатывая собственные организационные формы. Не претендуя на установление каких-либо форм самоуправления предприятий, «Солидарность» тем не менее выполняла роль противовеса официальной власти и, опираясь на основные требования польского общества, ставила под сомнение многие аспекты деятельности единого партийно-государственного организма. Учитывая эти совершенно новые обстоятельства, советское руководство лишь с большим трудом могло непосредственно вмешаться в польские дела без риска пролития крови. Поэтому «нормализация» положения в стране была доверена поляку, генералу Ярузельскому, и в этом заключалось главное отличие от событий 1968 г. Тем не менее и в отсутствие прямого вмешательства Советского Союза последовавшая (сразу за введением в стране 13 декабря 1981 г. Ярузельским военного положения) «нормализация» была занесена международной общественностью в черный список дел, совершенных Советским Союзом. Результатом этого была непрерывная деградация образа Советского Союза, действия которого все больше ассоциировались с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних странах. По неожиданному стечению обстоятельств борьба горстки советских диссидентов из интеллигенции, о которой ничего не знало огромное большинство населения СССР, совпала с борьбой рабочих Гданьска.


Похожая информация.




Что еще почитать