Как выглядит т 26. Добавить в избранное. Новые тенденции в танкостроении

Продолжаем серию материалов из музея военной истории в Падиково. Сегодня нашим героем будет советский легкий танк Т-26 . Машина своеобразная и спорная, но тем не менее, танк прошел не одну войну и достоин самой подробной разборки как снаружи, так и изнутри.

Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Предшественником Т-26 был танк Т-18, который являлся копией французского «Рено» FT-17. К 1929 году пришло понимание необходимости создания более современной машины и об общем отставании советского танкостроения.

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.

Весной 1930 года комиссия посетила Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники. Внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928-1929 годах и предлагавшийся на экспорт.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом. Был закуплен только двухбашенный танк, получивший обозначение В-26.

Для производства Т-26, за отсутствием альтернатив, был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства.

Конструкция танка в ходе производства постоянно совершенствовалась. Помимо ввода новых башен, в 1931 году двигатель был отодвинут к корме, чтобы обеспечить ему лучшие условия работы, а с начала 1932 года были введены новые топливный и масляный баки, а с 1 марта того же года на Т-26 начали устанавливать короб над решёткой воздуховывода, защищавший двигатель от попадания осадков.

Параллельно выпускались два варианта танков - с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29.

На пушечных танках устанавливались 37-мм пушка Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС».

Реально работа над однобашенным Т-26 началась лишь в 1932 году. Освоение сборки конической башни из криволинейных бронелистов представляло сложности для советской промышленности, поэтому первая башня такого типа, созданная Ижорским заводом к весне 1932 года и предназначавшаяся для танка БТ-2, имела цилиндрическую форму. На испытаниях клёпаного и сварного вариантов башни предпочтение было отдано первому, который был рекомендован для принятия на вооружение после доработки выявленных недостатков и добавления в кормовой части ниши для установки радиостанции.

Пока шли работы над башней, решался также вопрос о вооружении танка. В мае 1932 года на замену 37-мм противотанковым орудиям была принята 45-мм пушка обр. 1932 г., ставшая также кандидатом на вооружение танков. По сравнению с 37-мм пушкой, 45-мм пушка имела примерно такую же бронепробиваемость, но осколочный снаряд был более эффективен, так как снаряжался большим зарядом взрывчатого вещества.

В начале 1933 года конструкторским бюро завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и пулемёта, в марте 1933 года успешно прошедшая заводские испытания. Тогда же было принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой.

Именно этот танк сегодня находится у нас на рассмотрении.

Основное вооружение однобашенных модификаций составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года - её модифицированный вариант образца 1932/34 гг. Полуавтоматика орудия образца 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она работала, обеспечивая только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную. Практическая скорострельность орудия составляла 7-12 выстрелов в минуту.

Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке, на цапфах в лобовой части башни. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2 или 4°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −6 до +22°, осуществлялось при помощи секторного механизма.

Наведение спаренной установки осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел увеличение х2,5 и поле зрения 26°, а его прицельная сетка была рассчитана на ведение огня на дальность до 3,6 км бронебойными снарядами, 2,7 км - осколочными и до 1,6 км - из спаренного пулемёта.

Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости прицел снабжался подсветкой шкал и перекрестья прицела. ТОП имел увеличение х2,5, поле зрения 15°, и прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня на дальность до, соответственно, 6, 4, 3 и 1 км. С 1938 года на части танков устанавливался телескопический прицел ТОП-1 (ТОС-1), стабилизированный в вертикальной плоскости, с аналогичными ТОП оптическими характеристиками. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания. Пушка обр. 1934 г., приспособленная для использования со стабилизированным прицелом, обозначалась как обр. 1938 г. Из-за сложности использования и обучения наводчиков, к началу Великой Отечественной войны стабилизированный прицел был снят с вооружения.

Башня Т-26 изнутри:

Базовым средством внешней связи на Т-26 служила флажковая сигнализация и все двухбашенные танки располагали только ей. На части выпускаемых однобашенных танков, получавших обозначение Т-26РТ, с осени 1933 года устанавливалась радиостанция модели 71-ТК-1. Доля РТ-26 определялась лишь объёмом поставок радиостанций, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. Максимальная дальность связи в телефонном режиме составляла 15-18 км в движении и 25-30 км с места, в телеграфном - до 40 км; при наличии помех от одновременной работы множества радиостанций, дальность связи могла снижаться вдвое.

Для внутренней связи между командиром танка и механиком-водителем на танках ранних выпусков использовалась переговорная труба, позднее заменённая светосигнальным устройством. На оснащённых радиостанцией танках с 1937 года устанавливалось танковое переговорное устройство ТПУ-3 на всех членов экипажа.

На базе Т-26 было разработано большое количество машин различного назначения и САУ.

76,2-мм пушка сопровождения, предназначавшаяся для артиллерийской подготовки и поддержки танков и в качестве противотанкового средства.

76-мм (на снимке) и 37-мм зенитная автоматическая пушка для обеспечения противовоздушной обороны механизированных частей на марше.

ТР-4 - бронетранспортёры ТР-4 и ТР-26, транспортеры боеприпасов ТР-4-1 и ТР-26, транспортер ГСМ ТЦ-26.

Т-26-Т - бронированный артиллерийский тягач на основе шасси Т-26. Ранняя версия была с незащищённой башней, поздняя Т-26-Т2 была полностью бронированная. Небольшое число танков было произведено в 1933 году для моторизованной артиллерийской батареи, для буксирования дивизионных 76,2-мм пушек. Некоторые из них оставались вплоть до 1945 года.

СТ-26 - сапёрный танк (мостоукладчик). Производился с 1933 по 1935 год. Всего собрано 65 машин.

Наряду с БТ танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в её начальный период.

Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (отсутствие рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника. Но легкий танк не воюет с танками согласно военной доктрины того времени.

Комплектация по принципу «все свое вожу с собой».

Легкий танк поддерживает пехоту, уничтожает орудия и пулеметы противника, это его основные цели. Хотя для 45-мм пушки Т-26 не была проблемой броня основных немецких танков Т-1 и Т-2 и чешского Т-38.

Да, бронирование танка было противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой.

Броневая защита Т-26 была рассчитана максимум на противодействие винтовочным пулям и осколкам снарядов. В то же время, броня Т-26 легко пробивалась бронебойными винтовочными пулями с дистанции 50-100 м.

На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Но не противопульное бронирование и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени не было неуязвимым для 45-мм орудий Т-26. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны далеко не от столкновений с немецкими танками.

Сегодня известно, что значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Обслуживающий инженерный персонал из-за внезапности начала войны, не был призван в части материального обеспечения танковых частей. Так же не были переданы в РККА трактора для эвакуации техники и топливозаправщики. Танки во время форсированных маршей ломались и бросались, оставлялись вследствие отсутствия топлива.

Основной причиной потерь для Т-26 стало отсутствие должного руководства и снабжения. Там, где вопросов по снабжению не стояло, Т-26 показал себя вполне достойным соперником немецким легким танкам. Т-1 и Т-2 не сильно превосходили Т-26 в плане бронирования и скорости, а по вооружению Т-26 однозначно их превосходил.

Увы, но причиной больших потерь этого танка стал человеческий фактор.

Т-26 – это легкий советский танк, в основу которого лег английский танк «Виккерс Mk.E», закупленный СССР в 1930 году.

История создания Т-26

В начале 1930-х годов на вооружении СССР стоял в основном массовый легкий танк Т-18 (он же – МС-1) и разнотипные британские машины времен . Но уже в 1929 году характеристики Т-18 были весьма неудовлетворительными, и при знакомстве с танками других стран был сделан вывод о серьезном отставании советских танков.

В 1929 году было решено начать производство нового танка, который должен был быть легким, простым в обслуживании и достаточно дешевым в производстве. Основой для этого нового советского танка стал Vickers Mk E, который был куплен вместе с лицензией на производство. Саму технологию производства британцы не продали, так что ее пришлось разрабатывать самостоятельно. Это удалось сделать за год, и в феврале 1931 года Т-26 был принят на вооружение, еще до изготовления первого опытного образца.

Модификации танка

Т-26 создавался на основе другого танка, и множество раз видоизменялся и модифицировался в соответствии с возрастающими требованиями и по результатам полевых испытаний. В результате было создано несколько вариантов танка Т-26:

  • Образца 1931 года – линейный двухбашенный танк с пулеметным вооружением;
  • Образца 1932 года – линейный двухбашенный танк, в одной из башен установлена 37-мм пушка;
  • Образца 1933 года – линейный однобашенный танк с 45-мм пушкой и цилиндрической массой. Данной модификации Т-26 было выпущено больше всего экземпляров;
  • Образца 1938 года, линейный однобашенный танк со сварным корпусом и конической башней;
  • Образца 1939 года – танк образца 1938 года с дополнительно усиленным бронированием и улучшенной конической башней.

Также на базе Т-26 было создано множество танков с различными особенностями:

  • Т-26РТ – однобашенный Т-26 с радиостанцией 71-ТК-1;
  • Т-26 ТТ – телетанк (танк, управляемый по радио) в составе телемеханической группы;
  • Т-26 ТУ – танк управления в той же группе;
  • Т-26А – танк артиллерийской поддержки с просторной башней и 76-мм короткоствольной пушкой. Выпущено 5 опытных образцов;
  • ХТ-26 – танк с огнеметным вооружением в малой башне. Самостоятельно выпущено 552, еще 52 переделано из двухбашенных серийных Т-26;
  • ХТ-130 – однобашенный огнементный танк, огнемет ставился вместо орудия в Т-26 образца 1933 года;
  • ХТ-133 – огнеметный танк образца 1938 года;
  • ХТ-134 – огнеметный танк образца 1939 года;
  • СТ – химический танк для поставки дымовых завес, огнеметания, дегазации местности и применения отравляющих веществ. Проект остался нереализованным;
  • ОУ-Т-26 – реализованный химический танк с установленным огнеметом.

Также на основе Т-26 был выпущен Т-26Т – артиллерийский тягач с бронированным или брезентовым верхом. Кроме того, Т-26 послужил основой для многих образцов советской техники, таких как СУ-1, СУ-5, СУ-6 и множество бронетранспортеров.

ТТХ Т-26 образца 1933 года

Основная информация

  • Классификация — лёгкий пехотный танк;
  • Боевая масса – 8 т;
  • Экипаж – 3 чел;
  • Годы производства – 1931-1941;
  • Годы эксплуатации — 1931-1960;
  • Количество выпущенных – 11 218 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4620 мм;
  • Ширина корпуса – 2440 мм;
  • Высота – 2190 мм;
  • Клиренс – 380 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 15 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Маска орудия – 15 мм;
  • Борт башни – 15 мм;
  • Корма башни – 15 мм;
  • Крыша башни – 6 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боезапас – 203 снаряда;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 90-91 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 30 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Тип подвески — сблокированная по четыре, на листовых рессорах;
  • Преодолеваемый подъём — 40°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод — 0,8 м.

Применение

Т-26 вместе с разными модификациями БТ были основными советскими танками перед началом Великой Отечественной войны. В свое время Т-26 был весьма популярен, хотя из-за тихоходности и отсутствия рации он был достаточно легкой добычей для противника. Впрочем, существовал ряд приемов, которые делали Т-26 на передовой по-настоящему эффективным.

Когда Т-26 еще был двухбашенным, стрелки из левой и правой башен часто мешали друг другу вести огонь, из-за чего в будущем и появились однобашенные модификации. Также когда появились противотанковые ружья, тонкая броня Т-26 оказалась для них весьма уязвима. Это в итоге привело к постепенному улучшению бронирования. Но даже несмотря на достаточно тонкую броню Т-26 был достаточно живуч из-за того, что баки и двигатель танка находились в его корме за выгородкой. Также у Т-26 был очень большой по тем меркам боезапас. Все это в итоге делало Т-26 очень хорошим легким танком поддержки пехоты для того времени.

В период с 1936 по 1938 281 танк Т-26 был отправлен в Испанию на гражданскую войну, где он принял активное участие в сражениях. Участвовал в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе.

Однако интенсивнее всего Т-26 применялся в Зимней войне, а также в самом начале Великой Отечественной войны, когда Т-26 был самым многочисленным советским танком.

Уже в первые месяцы войны было потеряно очень много танков – к 28 октября 1941 осталось всего 50 штук Т-26. Постепенно стало понятно, что Т-26 недостаточно эффективен против современных машин, и его применение почти сошло на нет. В последний раз этот танк был применен в 1945 году, в Маньчжурии, против Квантунской армии.

Танк в культуре

Танк Т-26 широко представлен в различных компьютерных играх, таких как:

  • «Блицкриг»;
  • «Sudden Strike»;
  • «Steel Panthers»;
  • «Flashpoint: Resistance», в модификации «Освобождение 1941-45»;
  • «Вторая мировая война»;
  • «В тылу врага»
  • Многопользовательские игры «World of Tanks» и « ».

Зачастую ТТХ танка в играх не соответствуют реальным.

В кино

Подлинные Т-26 можно увидеть в фильме Танкисты (1939, СССР).

Память о танке

Танк Т-26 широко представлен в различных музеях всего мира, например, в:

  • Танковом музее Бовингтона;
  • Музее прорыва блокады Ленинграда (образца 1933 года);
  • Финляндии в казармах в районе Karkialampi;
  • Военно-историческом музее Ленино-Снегири (образца 1933 года);
  • Московском музее Великой Отечественной войны (образца 1931 года);
  • Танковом музее Паролы;
  • Музее Кубинки;

Также существует несколько монументов Т-26. Один из них установлен в Питкяранта как памятник «Слава Героям». Местные краеведы утверждают, что этот Т-26 участвовал в советско-финской войне и в 1998 году был поднят со дна Ладожского озера.

У танков Т-26 образца 1933 г. имелась одна цилиндрическая башня, а вооружение использовалось такое же, как и на танке БТ-5, - 45-мм пушка и два пулемета ДТ. Боевая масса таких танков составляла 9,4 т, высота Т-26 увеличилась на 110 мм. Боекомплект орудия состоял из 130 снарядов. Таких танков было выпущено 2127 шт.
Помимо этого, выпускались так называемые «радийные» танки Т-26РТ с цилиндрической башней, характерной особенностью которых было наличие поручневой антенны и радиостанции, установленной в нише башни. Боекомплект орудий этих танков был меньше, чем у других танков Т-26, - всего 96 снарядов. Таких танков было изготовлено 3938 шт.


В ходе боевых действий в Испании и у озера Хасан выяснилось, что поручневые антенны служат ориентиром для огня противника, поэтому в дальнейшем от таких антенн отказались, заменив их штыревыми.
Интересной особенностью Т-26 образца 1933 г. было наличие двух фар-прожекторов, расположенных над пушкой. Благодаря их освещению танк мог вести обстрел позиций противника и в ночное время.
Начиная с 1935 г. бронелисты, из которых изготавливался корпус танков Т-26, стали соединять методом сварки (раньше их соединяли клепкой). Несколько уменьшили боекомплект - до 122 снарядов на Т-26 и до 82 на Т-26РТ. Зато была увеличена емкость топливных баков. В результате модификаций масса танка возросла до 9,6 т.
В 1937 г. появился Т-26, на крыше башни танка имелся зенитный пулемет. Также эти танки были снабжены внутренним переговорным устройством. Была увеличена мощность применяемого на Т-26 двигателя, и масса Т-26 стала составлять 9,75 т.



У танков образца 1937 г. сварные башни имели коническую форму, что усиливало их противопульную защиту. Снова была увеличена емкость топливных баков и уменьшен боекомплект (до 107 снарядов на Т-26). Соответственно масса танка продолжала расти - теперь она составляла 10,75 т. С 1938 г. Т-26 стали снабжать стабилизатором линии прицеливания орудия в вертикальной плоскости.
Бронелисты подбашенных коробок танков Т-26 образца 1939 г. располагались наклонно. В 1939 г. перестали устанавливать задний башенный пулемет. Существенно увеличился боекомплект танка: Т-26 - 205 снарядов, Т-26РТ - 165 снарядов. Была увеличена и мощность двигателя.

Во время советско-финской войны около 100 Т-26 было оснащено навесными бронеэкранами, в результате чего толщина лобовой брони доходила до 60 мм. В 1941 г. выпуск Т-26 был прекращен.
Следует отметить, что, помимо обычных Т-26, в значительном количестве выпускались также химические, или огнеметные, танки. Помимо огнемета, в таких танках имелось и обычное пулеметно-пушечное вооружение.
ОТ-130 был создан в 1936 г. на основе однобашенного Т-26. На танк вместо пушки установили огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м. Запас огнесмеси составлял 400 л. Экипаж ОТ-130 состоял из 2 человек, масса машины достигала 10 т.



А - моторное отделение; Б - боевое отделение; В - отделение управления; 1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 - бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10- броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12- 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - откидной лобовой щиток водителя; 15- опорные катки; 16 - тележка подвески; 17- глушитель.

Аналогичными разновидностями боевых машин, оснащенных огнеметами и большими запасами огнесмеси, были ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, на которых также имелось пулеметное вооружение. На ОТ-133, помимо огнемета, находилось два пулемета, на предыдущих вариантах - по огнемету и одному пулемету. В 1940 г. на базе Т-26 был создан ОТ-134. Коническая башня этого танка была оснащена орудием калибра 45 мм и пулеметом, а огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м, располагался в переднем верхнем листе корпуса. Боевая масса ОТ-134 равнялась 10,8 т, экипаж состоял из 2 человек.
В 1933 г. на основе Т-26 был спроектирован мостовой танк грузоподъемностью 14 т. 65 таких мостоукладчиков было создано в 1935 г. Также на основе Т-26 в 1934 г. изготовили экспериментальные образцы бронетранспортеров ТР-26 и ТР-4, предназначенных для перевозки солдат пехоты, и ТР-4-1, который предназначался для подвоза боеприпасов к танковым подразделениям. В 1935-1936 гг. на базе Т-26 изготовили два танка-танкера Т-26Ц для транспортировки горючего.

Танк Т-26 с единственной башней родился из концепции «танка-истребителя», танка вооруженного мощным 37-мм орудием в единственной башне конической формы. По наметкам в качестве таковой могла быть использована башня Т-19. За такую конструкцию, как основной машины выступал С.Гинзбург, тогда как Тухачевский считал двухбашенную схему более предпочтительной для зачистки окопов от вражеской пехоты.

Первоначальный проект танка.

К практической реализации проекта танка-истребителя удалось преступить только в тридцать втором году. Из-за технологических сложностей от конической башни временно пришлось отказаться. В начале марта Ижорский завод представил на обсуждение УММ РККА собственный проект цилиндрической башни увеличенного размера, с вооружением из пушки и пулемета, унифицированной для танков БТ и Т-26.

Проект был принят благожелательно и вскоре Ижорский завод изготовил две башни собственной конструкции. Обе башни вооружены спаренной установкой из 37-мм пушки и пулемета. Основные отличия в основном технологические:

  • сварная башня с двустворчатым люком;
  • клепанная с одностворчатым люком;

Предпочтение отдали клепанной конструкции. При обстреле из станкового пулемета она показала лучшую стойкость, тогда как сварные швы трескались при попадании пуль радом с ними, листы дна и, крыши оказались деформированными. Разумеется, все понимали, что дело тут в несовершенстве технологии, но все же решили остановится на клепанном соединении.

На протяжении первых двух осенних месяцев 1932 г., в клепаную башню установили 37- мм пушку и провели ее испытания, которые она прошла в целом успешно и была рекомендована в производство для комплектации танков Т-26. Единственно военные настаивали на установке в корме башни ящика из брони, в котором возможно было бы разместить либо дополнительный боекомплект, либо радиостанцию.

К тому моменту, когда только начали осваивать «большую башню» в производстве, на испытания поступила 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. (20К). Орудие конструкции КБ завода им. Калинина, в котором за основу была взята 37-мм пушка «Ренметалл».

Незначительно выигрывая в пробиваемости брони перед 37-мм пушкой, тем не менее, 45-мм орудие сулило значительный выигрыш в осколочном действии снаряда. Так что решено было испытать ее башне Т-26 и принять на вооружение, с условием позднейшего устранения выявленных недостатков.

Для установки 45-мм пушки в конструкцию башни Т-26 пришлось внести некоторые изменения, поскольку башня существующей конструкции оказалась тесной. КБ 174 завода оперативно разработала несколько проектов, из которых УММ РККА выбрала проект с более развитой нишей в корме. Сама же башня по конструкции повторяла предыдущую, отличаясь тем, что ниша являлась продолжением бортовых листов. Соединения бронелистов сварные, хотя в некоторых местах использовалась клепка.

В публикациях танковой тематики, однобашенный вариант танка Т-26 обычно называется вариантом обр.33 г., хотя в бумагах того времени, это обозначение отсутствует.

Согласно первоначальным планам, выпуск Т-26 с 45-мм пушкой должен был начаться весной 1933г., но из-за отсутствия, как самих пушек, так и оптики их производство только летом. За исключением башни, новая машина поначалу не отличалась от двухбашенного варианта. Год спустя в конструкцию Т-26 внесли некоторые изменения, в башне установлен вентилятор, а сама она несколько смещена влево.

Поначалу 20K приносила множество проблем. Как с полуавтоматикой, которая не выбрасывала стреляную гильзу, так и с самим выпуском этих орудий. Полукустарное производство не обеспечивало взаимозаменяемости деталей, да и сами орудия постоянно выходили из строя.

С декабря тридцать третьего года, в производство поступило удушенное орудие, которое сейчас называют обр. 34г., или как раньше обр.32/34г. Конструкцию пушки удалось значительно улучшить, также и как ее надежность. Именно это орудие стало самым массовым в отечественном танкостроении перед войной. Для этого орудия, вначале тридцать четвертого года разработана «тяжелая граната» О-240, которая использовалась в советских танках до самого конца войны.

Осенью 1933г на комплектацию танков Т-26 поступила р/с 71-ТК-1 в комплекте с поручневой антенной. Дана модификация не была командирской, как принято считать, все танки делились на радийные и линейные и выпускались в определенных пропорциях.

В конце тридцать пятого года, кормовую нишу стали оборудовать шаровой установкой с пулеметом ДТ. Примерно в это же время часть пулеметов, стали оборудовать двукратной оптикой и введен увеличенной емкости бак увеличивший запас хода в два раза.

Танк Т-26 с клепанным корпусом выпуска.1933г

Танк Т-26 обр. 1933г в разрезе.

Схема броирования.

Радийный танк выпуска 1935г.

В тридцать седьмом году для защиты от атакующих самолетов Т-26 оборудовали турелью П-40 с зенитным пулеметом, год спустя ей нас смену пришла ее модифицированная модель.

Для упрощения производства в 1935г., на смену сварной маске пушки пришла штампованная, и некоторое время выпускались одновременно. В этом же году на Т-26 стали устанавливать фары для ночной стрельбы. Фары крепили на маске самке орудия, из расчета на каждый пятый Т-26, вплоть до конца осени 1939года.

Новые тенденции в танкостроении.

Если на момент своего рождения в СССР танк Т-26 фактически являлся самым сильным танков в своем весовом классе, то уже начиная со второй половины тридцатых годов, ситуация кардинально изменилась. Зарубежное танкостроение смогло освоить выпуск танков по мощности вооружения сопоставимом с танком Т-26 и превосходящих его по подвижности и бронированию. Наиболее интересных результатов добились конструкторы Чехословакии, Японии и Франции.

Оценка зарубежных танков принесла в целом неутешительный результат- развитие советских танков происходило, главным образом, по пути увеличениях бронирования и не затрагивала такие важные узлы как двигатель и трансмиссия. Что привело к тому, что танки Т-26 стали перегруженными и склонными к частым поломкам.

По мнению советских конструкторов, танк Т-26 себя полностью исчерпал к началу 1937г. Так С.Гинзбург, еще в начале осени 1936г, предложил новый проект танка сопровождения пехоты, который по ряду причин не нашел поддержки у военных.

Планы модернизации Т-26 на тридцать седьмой год, по-прежнему не отличались оригинальностью. Они предусматривали:

  • увеличение мощности двигателя танка Т-26 до 105-107 лошадиных сил;
  • увеличение б/к до 204 артвыстрелов и 58 дисков к пулеметам;
  • улучшение бронезащиты, для чего следовало перейти на 20-22 мм бронелисты для корпуса и башни Т-26 и расположить их под углом;
  • усиление подвески;
  • улучшить возможность эвакуации из танка в условиях боя.

Мощность удалось увеличить благодаря новому карбюратору и повышению оборотов двигателя. Однако такое решение привело к массовому обрыву клапанов в ходе эксплуатации танка. Что в условиях того времени, неизбежно привело к обвинениям в вредительстве и последующему аресту причастных к этому специалистов. Производство и приемка Т-26 была прекращена вплоть выявления и устранения причин. Как следствие производственный план на тридцать седьмой год был сорван, а репрессии поставили крест на дальнейшей модернизации.

Но все, же некоторые изменения удалось внедрить, так установка нового карбюратора и перевод двигателя на питание бензином первого сорта позволили несколько поднять мощность.

Модернизация танка Т-26 в 1938г.

Выпуск новой модификации Т-26 начат в 1938г. Машина получила мотор мощностью в 100 л/с, и отечественный более мощный стартер. Корпус, с рациональным наклоном броневых листов, в срок готов не был. Корпуса танков были аналогичны сварным корпусам предыдущих годов выпуска. Эвакуационный люк удалось добавить в тридцать восьмом году. Коническая башня была готова в срок, как следствие на испытания пошел Т-26 с новой башней, прежним корпусом, форсированным двигателем и усиленными рессорами подвески.

Испытания весны 1938г., выявили тот факт, что Т-26 является по-прежнему перегруженной, а проходимость ее недостаточна. Вооружение все еще остается актуальным, но бронирование не соответствует современным тенденциям, а возможности его усиления отсутствуют. Испытатели танка особо подчеркнули, что Т-26 является машиной устаревшей конструкции и необходимость срочно разработать ему замену.

Модернизация танка в 1939г.

Следующий этап модернизации модель Т-26-1 или обр.1939 года, вобрал в себя те технические решения, которым помешали репрессии 1937года. Данная модернизация включала подбашенную коробку с наклонными бронелистами, а также усиленные рессоры. Толщина бортовых листов увеличена до двадцати миллиметров, но по сути бронезащита осталась прежней, так как цементованные бронелисты заменили гомогенной броней. Лобовой щиток башни, щиток механика- водителя стали изготавливать штамповкой.

Боекомплект удалось поднять только до 186 выстрелов в линейном, либо до 165 выстрелов в радийном танке. Этого удалось достичь, отказавшись от кормового и запасного пулеметов. На замену обычных топливных баков пришли бакелитовые, которые менее страдали от прострела. Была введена дополнительная защита радиатора, антенна заменена на штыревую и прочее.

Компоновка танка Т-26 выпуска 1938/39гг.

Общий вид танка Т-26 выпуска 1939г

Радийный танк Т-26 выпуска 1936/37гг.

Радийный танк Т-26 выпуска 1938г

Вид на корпус и днище танка Т-26.

Радийный танк выпуска 1940 г.

Изменения, внесенные в конструкцию Т-26, привели к тому, что его масса увеличилась до 10,3т. Несмотря на то, что конструкцию ходовой усилили, она все равно работала на пределе. Часто на поворотах слетали гусеницы, плавность хода Т-26 значительно снизилась.

Поперечный разрез конической башни танка выпуска 1939г.

Разрез цилиндрической башни танка Т-26

Разрез конической башни танка

Схема бронирования танка Т-26 с конической башней

ТТХ танка Т-26 всех годов выпуска.

В начале сорок первого года выпуск Т-26 заводом №147 был прекращен. Производство должно было переориентировано на выпуск Т-50, но по множеству причин этого так и не произошло. С началом войны выпуск Т-26 возобновился, благо имелся большой задел башен, корпусов и разного рода улов и агрегатов. Данные по количеству выпущенных машин в сорок первом году сильно разнятся.

Из архива.

вход. № 516 с 4 апреля 1939 года
ЗАМЕЧАНИЯ
об известных мне дефектах и недостатков наших танков к рекомендации по их устранению / из опыта танковых боев в районе озера ХАСАН/.

Машина Т - 26.

  • Масляный радиатор имеет доступ к себе, через который противник свободно монет его проколоть штыком.
    Сверху поставить обратные жалюзи, которые должны состоять из поворачивающихся пластин. Пластины должны быть одна под другой.
  • У танков старого выпуска люк водителя намертво не закрывался. Были случаи, когда противник открывал его уничтожал экипаж.
    Таких танков Т-26 у нас очень много.
  • Вентиляцию в бою применять нельзя, так как угрожает опасность попадания пуль и свинцовых брызг внутрь машины. Вентиляцию сделать как у машины БТ.
  • Во время боя очень много скопляется пороховых газов вверху башни, что вредно отражается на здоровье экипажа, шли случаи угара. Необходимо сделать вентилятор вверху башни, где находится люк для установки перископа.
  • Воздух в танке во время боя, вследствие наличия большого количества пороховых газов, большой температуры воздуха от моторной установки, пота и прочих причин, неблагоприятно сказывается на дыхании экипажа. Дышать наружным воздухом через специальную трубку, о заделанным химическим фильтром.
  • Ходовая часть с наружной стороны не защищена.
  • Очень частые случаи попаданий в танк. Сделать обтекаемую броню корпуса и башни.
  • Крепление башни недостаточно прочное, о чем говорят несколько случаев сбрасывания башни на землю.
  • Сбрасывание гусениц. Гусеницы сбрасывались потому, что существующий гусеничный ход вообще не отвечает условиям подвижности танка. Так при поворотах, не говоря уже о резком, гусеница сбрасывается, а без резких поворотах на поле боя не обойтись.
  • Были частые случаи, когда резиновые бандажи слетали с катков.
  • Были случаи, когда снарядом заклинивало выходные люки, а танк загорался. Экипаж не мог выйти из танка и сгорал вместе с танком.
  • Плохая видимость из танка во время боя, а в ряде танков, особенно старого выпуска, в башнях вообще нет смотровых щелей, а имеющихся явно-недостаточно для обозрения местности.
  • Танки горят очень сильно вследствие наличия бензина, резиновых бандажей и очень частой покраски по случаю праздников и приезда больших начальников.
    При перекраске новый слой не ложить на старый, а предварительно старую краску снимать.
  • Большое мертвое пространство. Когда противник оказывался в мертвом пространстве, то он становился неуязвимым для огневых средств танка Т-26.

Танк Т-26 на видео.

  • Танк Т-26 видео
  • Оружейка. Лёгкий танк Т-26. Видео

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКА Т-26

Т-26 - легкий танк гусеничного типа, принятый на вооружение Красной Армии. Он имеет на вооружении 45-MM пушку, которая спаренная с пулеметом ДТС, установленным во вращающейся конической башне с круговым обстрелом (Часть танков прежних выпусков имеет еще один пулемет, который установлен в задней нише башни, и зенитный пулемет ДТ.).

Часть танков Т-26 имеет приемно-передаточные радиостанции.
Гусеничный ход позволяет танку двигаться по дорогам и вне дорог, по пересеченной местности, а также преодолевать препятствия.
Танк переходит окопы шириной до 2 м, преодолевает проволочные заграждения, вертикальные стенки высотой до 0,75 м, берет подъемы до 40°, переходит водные преграды с твердым дном" глубиной до 0,8 м, ломает деревья до 35 см в диаметре.
Максимальная скорость танка составляет 30 км/час.

Продольный разрез танка Т-26

Основными частями танка являются:

1. Броневой корпус 1 и башня 2 (рис. 1), в которых помещается экипаж и размещаются вооружение, боеприпасы и механизмы танка.
2. Двигатель 3, специальный танковый, тип Т-26, воздушного охлаждения, горизонтальный.
3. Механизмы трансмиссии: главный фрикцион (сцепление) сухого однодискового типа, коробка перемены передач 4 (пять передач вперед и одна назад), бортовые фрикционы 5 сухого многодискового типа, тормоза 6 стальные ленточные с наклепкой феррадо, бортовая шестеренчатая передача 7.
4. Приводы механизмов управления.
5. Гусеничный ход 8 (движитель и подвеска). 6. Оборудование и снаряжение.


Танк Т-26 (с прямой подбашенной коробкой и поручневой антенной), вид сбоку

БРОНЕВОЙ КОРПУС ТАНКА Т-26

Броневой корпус танка делится на три отделения (рис. 1): моторное А, боевое Б и управления В.
Моторное отделение находится в корме танка. В нем расположены: двигатель 3 с главным фрикционом и, вентилятором, два бензиновых бака, один масляный бак и воздухоочиститель.
Моторное отделение отделено от боевого вертикальной перегородкой 9.


Танк Т-26 (с наклонной подбашенной коробкой), вид спереди

Верхние броневые листы моторного отделения для удобства обслуживания и осмотра двигателя - съемные.
В крыше моторного отделения имеются два отверстия: первое, закрытое броневыми жалюзи 10, для прохода воздуха, охлаждающего масляный радиатор и цилиндры двигателя, второе, закрытое воздушным колпаком 11 с железной решеткой, для выхода и направления нагретого воздуха. Кроме того, на крыше имеются люк для доступа к двигателю и лючки для доступа к магнето и бакам.
Боевое отделение находится в средней части танка. В нем помещаются: боевой комплект (орудийные и пулеметные патроны) и запасный пулемет, а также сиденья для стреляющего и заряжающего.


Танк Т-26 (наклонная подбашенная коробка), вид слева

На крыше боевого отделения (подбашенной коробке 29) (рис. 2) установлена башня 2 (рис. 1 и 2) для пушки 12, спаренной с пулеметом 13, и зенитного пулемета 14. В крыше башни имеются два люка 15 и 16 для входа и выхода экипажа танка. На правом заднем углу подбашенной коробки 29 танка находится вентиляционный люк 17, закрываемый изнутри броневой заслонкой. В днище за сиденьем водителя имеется люк-лаз для выбрасывания гильз и выхода экипажа танка. Кроме того, в боевом отделении расположено вращающееся контактное устройство.


Танк Т-26 (с прямой подбашенной коробкой и поручневой антенной), вид спереди

Через боевое отделение внутри машины проходит карданный вал, соединяющий главный фрикцион с коробкой передач.
Отделение управления находится в носовой части танка. В нем размещены механизмы трансмиссии, коробка передач 4 (рис. 1) и бортовые фрикционы 5 с тормозами 6, все приводы управления механизмами трансмиссии (рычаги и педали) и контрольные приборы, а также сиденье для механика-водителя. Слева от коробки передач расположена аккумуляторная батарея 18 (рис. 1) (на машинах прежних выпусков аккумуляторная батарея находилась на полу боевого отделения). Снаружи отделения управления в" отдельных картерах расположены бортовые передачи 7.

Для входа и выхода водителя, а в случае надобности и других лиц экипажа, в передней стенке отделения управления (рис. 2 и 3) имеются; откидная дверца 19 и откидной лобовой щиток 20. Кроме того, слева по ходу машины в наклонной верхней стенке имеется люк 21 для доступа к,коробке передач, левому бортовому фрикциону и аккумуляторной батарее.
Для буксирования танк имеет спереди и сзади по два буксирных рыма 31 (см. рис. 6, 7, 8 и 9).


Танк Т-26 (с наклонной подбашенной коробкой), вид сзади

ДВИГАТЕЛЬ

В танке Т-26 установлен 4-цилиндровый 4-тактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания с горизонтальным расположением цилиндров и с воздушным охлаждением. Двигатель преобразует тепловую энергию топлива в механическую работу, необходимую для движения танка. Двигатель установлен в кормовой части танка со всеми обслуживающими его системами: охлаждения, смазки, питания и зажигания. Двигатель расположен осью коленчатого вала вдоль продольной оси танка, маховиком к боевому отделению.
Правее двигателя, по ходу танка, помещены два бензиновых бака, а сзади двигателя, у задней стенки корпуса, - масляный бак. Крышки горловин баков закрыты откидной броневой дверцей 22 (рис. 2). Снаружи в кормовой части танка укреплен глушитель 32 для уменьшения шума выхлопных газов.

МЕХАНИЗМЫ ТРАНСМИССИИ

Механизмы трансмиссии служат для передачи усилия от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам танка.
К механизмам трансмиссии относятся: главный фрикцион (сцепление), карданный вал, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи и приводы управления механизмами трансмиссии.
Главный фрикцион крепится к маховику двигателя. Кожух главного фрикциона выходит в боевое отделение танка. От главного фрикциона идет карданный вал, соединяющий фрикцион с коробкой перемены передач.
Коробка перемены передач расположена в отделении управления. Механизм коробки перемены передач танка имеет пять различных передач для движения вперед и одну передачу для заднего хода. С правой стороны коробки передач имеется кулисный механизм с рычагом перемены передач.

Бортовые фрикционы расположены внутри танка, в отделении управления танка, по бортам, и представляют собой многодисковые сцепления. На барабаны бортовых фрикционов действуют ленточные тормоза, допускающие раздельное и одновременное торможение ведущих колес. От бортовых фрикционов вращение передается через шестеренчатую бортовую передачу на движитель.
Бортовые передачи расположены снаружи корпуса танка в специальных картерах.


Танк Т-26 (с прямой подбашенной коробкой и подручневой антенной), вид сзади

Приводы управления находятся в отделении управления у сиденья водителя. По обеим сторонам сиденья водителя расположены два рычага, с помощью которых водитель может поворачивать и останавливать танк. Слева от сиденья находятся рычаг переключения передач и щиток с контрольными приборами. Впереди, в носовой части, имеются две педали: одна - главного фрикциона (сцепления) и вторая, правая, - газа,

ГУСЕНИЧНЫЙ ХОД

Гусеничный ход состоит из движителя и подвески, расположенных снаружи танка Т-26, на боковых стенках корпуса.
Движитель состоит из двух замкнутых стальных мелкозвенчатых цепей 23 (рис. 2), называемых гусеницами, двух ведущих колес 24, двух направляющих колес 25У восьми поддерживающих катков 26 и шестнадцати опорных двойных катков 27.
Подвеска состоит из четырех тележек 28 с плоскими листовыми рессорами. Тележки устанавливаются на осях танка, по две с каждой стороны.
Каждая гусеница содержит 108-109 траков, соединенных шарнирно стальными пальцами.
Ведущие колеса танка помещаются в носовой части танка и своими зубчатыми венцами-сцепляются с траками гусениц.
Направляющие колеса-гладкие, находятся в кормовой части танка. На оси направляющих колес установлены механизмы натяжения гусениц.
По сторонам к корпусу танка укреплены крылья 30, служащие для, защиты от грязи.



Что еще почитать