Конспект урока по обж "международная миротворческая деятельность вооруженных сил рф". Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации — Гипермаркет знаний Нормы и принципы ведения вооруженной войны

На исходе ХХ века в результате окончания «холодной войны» и распада социалистического блока произошло коренное изменение сложившегося баланса сил и сфер влияния, начался процесс активного распада многонациональных государств, появились тенденции к пересмотру устоявшихся послевоенных границ. В разрешении многочисленных споров и конфликтов в различных регионах мира постоянно участвует Организация Объединенных Наций (ООН).

В ряде миссий принимали и принимают участие достаточно крупные воинские контингенты сил ООН, получившие название «миротворческих сил» (МС).

После распада СССР Российская Федерация в качестве его правопреемницы продолжила участие в ряде миссий ООН по поддержанию мира. Представители России находились в составе пяти групп военных наблюдателей ООН, входивших в состав сил по поддержанию мира: на Ближнем Востоке (в Египте, Израиле, Сирии, Ливане; на ирако-кувейтской границе); в Западной Сахаре, Камбодже, Югославии. Позже российские наблюдатели стали командироваться в Анголу и ряд других стран и регионов.

В апреле 1992 г. – впервые в истории миротворческой деятельности России – на основании резолюции Совета Безопасности ООН и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в бывшую Югославию был направлен российский 554-й отдельный батальон ООН. Российские миротворцы достойно представляли наши Вооруженные Силы и внесли значительный вклад в проведение первой миротворческой операции на Балканах, проходившей в 1992 –1995 гг.

Продолжением стала вторая миротворческая операция ООН в апреле 1995 г. В ней активное участие принимала и другая российская воинская часть – 629-й отдельный батальон ООН. В течение двух лет этот воинский контингент находился в Сараево.

Международная операция по поддержанию мира в Боснии, проведение которой началось с создания в 1996 г. Сил по выполнению Соглашения (ИФОР), впоследствии замененных Силами по стабилизации (СФОР), вошла в историю как пример успешных действий мирового сообщества по прекращению вооруженного конфликта. В выполнении задач ИФОР участвовала российская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, которая была сформирована в соответствии с Указом Президента России и директивой министра обороны РФ от 11 ноября 1995 г.

Начиная с 1992 г. Россия активно включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Независимых Государств (СНГ). Российские военнослужащие выполняют миротворческие функции, как в составе войск ООН, так и в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) или самостоятельно в бывших республиках Советского Союза.

Конфликт в Приднестровье . Приднестровье – это полоса земли на востоке Молдавии вдоль реки Днестр. До 1940 г. по реке проходила граница: земли к западу назывались Бессарабией и принадлежали Румынии, а Приднестровье было частью Советского Союза. После вступления советских войск в Бессарабию была образована Молдавская ССР. Уже в наше время, когда Молдавия, как и другие советские республики, вышла из Союза, приднестровцы в Тирасполе объявили, что отделяются от Молдавии, основываясь на том, что большинство жителей этой территории являются русскими и украинцами, и в 1940 г. их насильственно объединили с молдаванами. Власти Кишинева попытались силой восстановить целостность республики. Начался вооруженный конфликт. Активные боевые действия велись весной 1992 г. 21 июля 1992 г. было подписано российско-молдавское соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». В соответствии с ним в зону конфликта был введен российский миротворческий контингент в составе 6 батальонов для наблюдения за соблюдением условий перемирия и содействия поддержанию законности и правопорядка.

На конец 1996 г. в связи со стабилизацией обстановки общая численность российских миротворческих сил в регионе уменьшилась до 2 батальонов.

Целенаправленные и согласованные действия России по урегулированию конфликтной ситуации в Приднестровье привели к стабилизации и контролю за развитием обстановки в регионе. Итог действий миротворцев за пятилетний период: более 12 тыс. обезвреженных взрывоопасных предметов, около 70 тыс. изъятых единиц боеприпасов. Большую помощь «голубым каскам» в обеспечении их жизнедеятельности оказывали местные жители, руководители органов самоуправления, предприятий и организаций Приднестровья и Молдовы в целом. Благодаря совместным усилиям обстановка в зоне безопасности и в настоящее время остается управляемой и контролируемой. Окончательный вывод российских войск из региона будет определяться в ходе дальнейших переговоров и в тесной увязке с политическим урегулированием приднестровского конфликта.

Конфликт в Южной Осетии начался в 1989 г., наиболее острая фаза пришлась на конец 1991-го – начало 1992 г. Он затронул не только Грузию, но самым непосредственным образом и Россию. Прибытие десятков тысяч беженцев с юга легло тяжелым бременем на Северо-Осетинскую Республику. Многие из них были расселены на землях, с которых в свое время были высланы ингуши. Одновременно среди осетин возникло движение за создание единого осетинского государства, независимого или же в составе Российской Федерации, что могло еще больше осложнить обстановку по обе стороны Большого Кавказского хребта.

Конфликтная ситуация в Южной Осетии развивалась следующим образом. 24 июня 1992 г. в Дагомысе удалось заключить трехстороннее соглашение о прекращении огня и направлении в район конфликта Смешанных сил по поддержанию мира для осуществления контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Российский контингент этих сил (500 чел.) численно примерно равнялся грузинскому и осетинскому батальонам (по 450 чел.). Смешанные силы по поддержанию мира в зоне грузино-южноосетинского конфликта проводят мероприятия по предотвращению и пресечению вооруженных столкновений и разведению конфликтующих сторон.

После прихода к власти в Грузии нового президента М. Саакашвили обстановка вокруг Южной Осетии вновь накалилась, так как грузинское руководство все более склоняется к военному решению проблемы непризнанной республики. В регионе сохраняется сложная обстановка. Хрупкая стабильность в Южной Осетии поддерживается лишь благодаря присутствию российских миротворческих сил. В случае их вывода ситуация может мгновенно выйти из-под контроля.

Конфликт в Абхазии . В Абхазии вооруженный конфликт только с августа по декабрь 1992 г. унес 2 тыс. жизней. Для России речь идет о судьбе десятков тысяч этнических русских, которых в Абхазии в мирные времена насчитывалось примерно столько же, сколько абхазов (100 тыс.). Речь идет также о положении частей российской армии, оказавшихся в зоне конфликта.

В условиях глубокого недоверия между сторонами реализация любого мирного плана требует присутствия сил по поддержанию мира. Обстановка в зоне конфликта требовала немедленных действий, но неоднократные обращения конфликтующих сторон и России к ООН о необходимости незамедлительного принятия Советом Безопасности решения на проведение миротворческой операции привели лишь к направлению в Грузию миссии ООН. В связи с этим в июне 1994 г. в зону конфликта были введены воинские подразделения Коллективных сил по поддержанию мира.

Ядром этих сил стали российские подразделения общей численностью более 1800 человек, введенные 13 июня 1994 г. на основании решения Совета глав государств СНГ. Им ставились задачи по блокированию района конфликта, наблюдению за выводом войск и их разоружением, охране важных объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов и др. Правовой основой размещения КСПМ в зоне конфликта явилось грузино-абхазское Соглашение о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г. Необходимо подчеркнуть, что в Соглашении речь идет о миротворческих силах СНГ. Однако ни одно государство не определило форму и степень своего участия в операции и реально в составе сил был задействован только воинский контингент России.

За время выполнения миротворческих задач специальным воинским контингентом Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне грузино-абхазского конфликта проделана большая работа по недопущению эскалации вооруженного конфликта, частичному разминированию местности, оказанию помощи местному населению в налаживании жизни и быта после окончания боевых действий.

Вместе с тем российским военнослужащим приходилось действовать в условиях, когда стороны вместо поиска политического компромисса пытались поднять на более высокий уровень конфронтацию и недоверие между соседними народами. Отсутствовал какой-либо надконтрольный орган над противостоящими сторонами.

Положение вокруг абхазской проблемы обострилось после принятия 19 января 1996 г. Советом глав государств СНГ решения «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии», которое предписывало некоторые ограничения в отношении экономических и иных связей стран – участниц СНГ с Абхазией. Обстановку осложняло все более явное стремление грузинского руководства решить абхазскую проблему силовыми методами. В частности, грузинский парламент по существу в ультимативной форме требовал изменить мандат Коллективных сил по поддержанию мира в Абхазии, придать им полицейские, принудительные функции.

Россия при проведении миротворческой миссии в Грузии стремилась строго следовать трем основным принципам миротворчества: беспристрастности, нейтральности, открытости; поддерживала грузинское руководство в вопросе территориальной целостности Грузии; активно подключала к абхазскому урегулированию государства – участники СНГ, ООН и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), при этом продолжая операцию по поддержанию мира в зоне конфликта.

В марте 1997 г. Совет глав государств СНГ дал положительную оценку деятельности Коллективным силам по поддержанию мира в Абхазии, отметив при этом важную роль, которую выполняют миротворцы «в стабилизации обстановки, создании условий безопасности беженцев и содействия скорейшему урегулированию конфликта». При этом было подчеркнуто, что около 80% населения по обоим берегам Ингури считают миротворцев единственным гарантом мира, спокойствия и стабильности в регионе.

Однако в середине 1997 г. ситуация в Абхазии вновь обострилась. Частично она затронула и российских миротворцев, очередной мандат которых истек 31 июля 1997 г. Каждая из конфликтующих сторон начала «по-своему» оценивать перспективы их деятельности и окончательного вывода (если на то будет решение Совета глав государств СНГ). Отказ официального Тбилиси подписать уже согласованный при посредничестве России протокол о грузино-абхазском урегулировании лишь усилил напряженность. Вскоре лидер Грузии Э. Шеварднадзе заговорил о необходимости проведения в Абхазии миротворческой операции по так называемому боснийскому (дейтонскому) варианту, основанному не на поддержании мира, а на принуждении к нему. Но мировое сообщество не поддержало подобные инициативы.

Что касается позиции второй стороны, то Министерство иностранных дел Абхазии видит в российских миротворческих силах основной стабилизирующий фактор в зоне конфликта. Присутствие миротворческих сил РФ, подчеркивают абхазские дипломаты, создает благоприятные условия для продвижения переговорного процесса по полномасштабному урегулированию. Только благодаря стабилизации обстановки в зоне безопасности, подконтрольной КСПМ, в Гальский район Абхазии вернулись около 70 тыс. беженцев. И менять россиян на кого-либо другого абхазская сторона не намерена.

Конфликт в Таджикистане . Вооруженный конфликт в стране развивался наиболее драматичным образом и приобрел весьма ожесточенные формы. По разным подсчетам, число погибших в ходе гражданской войны в этой стране составило от 20 тыс. до 40 тыс. человек. Около 350 тыс. вынужденно покинули свои дома, из них примерно 60 тыс. бежали в Афганистан.

Руководители центральноазиатских государств (прежде всего Узбекистана) и российские военные серьезно восприняли угрозу исламского экстремизма, нависшую над Таджикистаном. В соответствии с соглашением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1993 г. созданы специальные коалиционные миротворческие силы СНГ, в состав которых вошли 201-я мотострелковая дивизия ВС Российской Федерации и подразделения (от отдельной роты до батальона) от Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Коллективным миротворческим силам были определены следующие задачи: содействие нормализации обстановки на таджикско-афганской границе в целях стабилизации общей ситуации в стране и создания условий для диалога между всеми сторонами о путях политического разрешения конфликта; обеспечение доставки, охраны и распределения чрезвычайной и иной гуманитарной помощи; создание условий для безопасного возвращения беженцев в места их постоянного проживания и охрана народнохозяйственных и других жизненно важных объектов. На конец 1996 г. группировка войск в Таджикистане также включала группу погранвойск ФСБ России и национальную пограничную службу Таджикистана.

Применение МС в Таджикистане стало весьма болезненной проблемой для России в связи с тем, что дислоцированные в этом государстве российские войска (их численность является самой большой на территории СНГ), с одной стороны, стали выступать гарантом существующей в Душанбе власти, – а с другой стороны, обеспечивать охрану границ Таджикистана и одновременно всего Центральноазиатского региона. Нигде миротворческие силы не охраняют границы государства, в котором непосредственно находятся. В Таджикистане действия по урегулированию конфликтов сопряжены с вмешательством сопредельных государств, поэтому охрана границ этого государства вынужденно является необходимой мерой. Во многом сдерживание бандформирований происходит благодаря строительству оборонительных сооружений, минированию местности и использованию вооружения. В случае нападения пограничникам оказывают помощь подразделения 201-й дивизии, с которой детально проработаны вопросы взаимодействия.

При всех объяснимых трудностях в экономике центральноазиатских государств опасность распространения исламского экстремизма заставляет правительства этих стран рассматривать усилия России как отвечающие их национальным интересам. Характерным является также то, что в отношении движения талибов в Афганистане практически все руководители центральноазиатских республик высказывали отрицательную оценку, усматривая в нем одно из проявлений исламского экстремизма и угрозу стабильности в регионе, в частности, в связи с реальной ранее возможностью поддержки правительством талибов радикальной таджикской оппозиции. В то же время подчеркивается необходимость более активного поиска путей урегулирования таджикского конфликта с привлечением кругов умеренной таджикской оппозиции. Определенные шаги в этом направлении делаются. В частности, российское правительство продолжает осуществлять меры, направленные на урегулирование конфликта в целях создания условий для диалога между правительством и представителями умеренной оппозиции с одновременной изоляцией экстремистского лагеря, финансируемого из-за рубежа, привлекая представителей мусульманского духовенства, партнеров по СНГ, непосредственно затронутых кризисом, – Узбекистан, Киргизию, Казахстан.

Особое беспокойство среди руководителей СНГ и командования миротворческих сил вызывает не только общая нестабильность в регионе, но и проблема наркобизнеса. Российские миротворцы ведут активную борьбу с переправкой наркотиков из Афганистана на территорию России. За последние годы количество переправляемого через южные границы зелья многократно возросло. Поэтому говорить о снижении роли миротворческих сил в регионе пока преждевременно.

Таким образом, Коллективные силы действуют в интересах национальной безопасности не только Таджикистана, но и всего Центральноазиатского региона. Их деятельность в Таджикистане представляет собой первый и очень ценный опыт действий коалиционных сил по локализации гражданской войны, унесшей десятки тысяч жизней. Гибнут и миротворцы. К примеру, только за пять месяцев 1997 г. в республике погибли 12 российских военнослужащих.

Со временем в Таджикистане форма российского военного присутствия изменится. В настоящее время в рамках договора 1999 г. между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией на основе 201-й мотострелковой дивизии создана российская военная база.

Однако до полного мира в республике еще далеко.

Помимо чисто миротворческих функций, за пределами Российской Федерации Вооруженным Силам совместно с войсками МВД приходилось выполнять задачи по поддержанию законности, правопорядка и разведению конфликтующих сторон непосредственно на территории РФ.

Осетино-ингушский конфликт . Вооруженный конфликт в Пригородном районе Владикавказа в октябре-ноябре 1992 г. явился практически неизбежным следствием тех процессов, которые начались в конце 1980-х гг. и резко ускорились с распадом СССР. Этническое противостояние местных осетин, осетин – беженцев из Южной Осетии и переселившихся из Чечни ингушей переросло в вооруженный конфликт. При этом действия армии в период конфликта оцениваются скорее положительно, чем отрицательно. В то же время факты свидетельствуют о недостаточной способности руководства в центре и на местах контролировать ситуацию. Отсутствие четких и своевременных политических решений вынудило командование 42-го армейского корпуса, дислоцированного в этом регионе, принимать самостоятельные решения по пресечению противоправных действий экстремистов.

Для прекращения кровопролития и поддержания правопорядка на территории Северной Осетии и Ингушетии была образована сводная войсковая группа численностью около 14 тыс. человек (март 1994 г.) из войск Северо-Кавказского военного округа и МВД РФ.

Несмотря на некоторое снижение конфликта в этом регионе, накал страстей по-прежнему существовал. Это потребовало летом 1997 г. незамедлительного вмешательства центра. Были проведены консультации с лидерами республик, создана специальная рабочая группа в рамках Совета Безопасности РФ по урегулированию ситуации, подготовлен указ о первоочередных мерах по нормализации обстановки в Пригородном районе, предпринят ряд шагов по «религиозному примирению» в республиках. Конфликт локализован. Попытка международного терроризма взорвать мир в этом регионе – нападение на школу и захват заложников в северо-осетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. – не увенчалась успехом в результате решительных действий Москвы.

Главным положительным результатом ввода миротворческих контингентов Российской Федерации в районы конфликтов в большинстве случаев являются разъединение враждующих сторон, прекращение кровопролития и беспорядков, осуществление контроля над разоружением противоборствующих сторон, восстановление нормальной жизни мирных людей. В итоге создавались благоприятные условия для решения спорных вопросов мирными средствами, путем переговоров.

  • 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
  • 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
  • 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
  • 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
  • Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
  • 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
  • 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
  • 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
  • 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
  • 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
  • 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
  • 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
  • 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
  • 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
  • 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
  • 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
  • 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
  • 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
  • 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
  • 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
  • 4.2. Информационная компетентность
  • 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
  • 4.4. Виды программных педагогических средств
  • 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
  • II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
  • 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
  • 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
  • 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
  • 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
  • 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
  • 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
  • 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
  • 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
  • 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
  • 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
  • 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
  • 2. Основы медицинских знаний
  • 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
  • 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
  • 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
  • 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
  • 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
  • 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
  • 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
  • 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
  • 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
  • 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
  • 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
  • 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
  • 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
  • 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
  • III. Основы обороны государства
  • 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
  • 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
  • Структура вооруженных сил Российской Федерации
  • 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
  • 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
  • Основные воинские ритуалы
  • 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
  • 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
  • 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
  • Обязанности военнослужащих
  • Права военнослужащих
  • 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
  • Формы и причины неуставных взаимоотношений
  • Методика профилактики неуставных взаимоотношений
  • Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
  • Формы негативного воздействия:
  • Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
  • Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
  • 2. Основы национальной безопасности
  • 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
  • 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
  • 2.3. Законы о безопасности.
  • 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
  • 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
  • 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
  • 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
  • 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
  • 2.9. Закон времени
  • 2.10. Теория насилия.
  • 3. Обеспечение безопасности оу
  • 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
  • 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
  • 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
  • Социально-политические:
  • Социально-криминальные:
  • Техногенные и социально-техногенные:
  • Природные и социально-природные:
  • Угрозы экологического характера:
  • Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
  • 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
  • 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
  • 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
  • 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  • 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф

    По официальным данным ООН к середине 90-х годов, в ходе крупных послевоенных конфликтов, число погибших превысило 20 миллионов человек, более 6 миллионов искалеченных, 17 миллионов беженцев, 20 миллионов перемещенных лиц и эти цифры продолжают расти.

    Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообщество столкнулось с серьезной опасностью быть втянутым в стихи то многочисленных, непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженных конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области внутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несет угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств.

    Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН.

    Начиная с 1991 года участие России в этих операциях, активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВИ) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра-Леоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999 г. - в Демократическую Республику Конго.

    В настоящее время операциях по поддержанию мира, провидимых под эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек, на Ближнем Востоке (Ливан), на ирако-кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго.

    Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей конфликтующих сторон.

    В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численность» 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80.

    В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российского контингента сил ООН в феврале 1994 г, была передислоцирована в район г, Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по прекращению огня.

    В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.

    В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Словении, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.

    В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте.

    В августе 2000 года на африканский континент вновь направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми-24 и до 115 человек личного состава.

    Основные материальные затраты Россия несет при участии специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории государств - участников СНГ.

    Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону конфликта с 23.7 а с 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7.1992 г.

    Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

    Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24,6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

    Основная задача - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.

    Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г.

    Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.

    Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г.. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению.

    Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие.

  • Цель урока: Познакомить учащихся с нормативно-правовой основой международной (миротворческой) деятельностью ВС РФ и статусом военнослужащих, участвующих в миротворческой деятельности ВС РФ.

    Время: 1 час

    Тип урока: комбинированный

    Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс.

    ХОД УРОКА

    I. Вступительная часть

    Организационный момент

    Контроль знаний учащихся:

    — Сообщение на тему «Перевооружение воинских формирований на современные виды вооружения и военной техники и национальная безопасность России»

    — Какие основные функции выполняют ВС РФ?

    — Какие основные задачи решают ВС РФ в современных условиях?

    — В чем заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами?

    II. Основная часть

    — объявление темы и цели занятия

    — объяснение нового материала: § 26, стр. 124-127.

    Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

    Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

    Таким образом, в настоящее время Вооруженные силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных сил по поддержанию мира.

    Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (От 26.05 1995г.).

    В последние годы военнослужащие из миротворческих подразделений Вооруженных сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в четырех регионах – Сьерра-Леоне (Африканская республика), Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии и Южной Осетии. Например, на территории Абхазии российские миротворцы проводили разминирование территории, восстанавливали объекты жизнеобеспечения населения, проверяли техническое состояние железной дороги, а также ремонтировали автомобильные дороги. Российские медики-миротворцы в стационарных условиях оказывали неоднократную помощь представителям местного населения.

    Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производится за счет федерального бюджета, выделяемых на оборону.

    В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 года, Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 года.

    Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территориях стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в ВС РФ.

    Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).

    Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

    Международная деятельность ВС РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

    7-11 августа 2000 года было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».

    В соответствии с соглашение между правительствами РФ и Королевства Норвегия «О сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море» в сентябре 2008 года прошло совместное российско-норвежское учение «Баренц-2008». Со стороны России в учении принимало участие спасательно-буксирное судно Северного флота и самолет Северного флота.

    Выводы:

    1. Благодаря своему участию в миротворческих операциях РФ способствует предотвращению кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

    2. В РФ сформирован специальный воинский контингент миротворцев.

    3. Международная деятельность ВС РФ проводит мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

    III. Закрепление материала:

    — Каковы значение и роль международной деятельности ВС РФ?

    — Что включает в себя Международная деятельность ВС РФ?

    IV. Итог урока.

    V. Домашнее задание: § 26, стр. 124-127. Задание: 1. Подготовить сообщение на тему: «Статус военнослужащего контингента миротворческих сил России».

    ⇓ Посмотреть урок в формате PDF-документ по ссылке ⇓

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Миротворческая деятельность ВС РФ Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ МБОУ СОШ № 7 г.Гулькевичи Смогуновой И.А.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Миротворческая деятельность ООН является одним из важнейших инструментов, используемых всемирной организацией для выполнения своей главной уставной функции – обеспечения международного мира и безопасности.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.). Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

    4 слайд

    Описание слайда:

    В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов. Всего до апреля 2002 г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в двух регионах - Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Патруль миротворцев ООН В соответствии с Федеральным Законом РФ «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» от 30 июня 1995 г. решение о направлении граждан РФ для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ. Президент России определяет район миротворческих операций, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены, количество контингента и его материально – техническое обеспечение.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Принципы использования российских миротворцев определены в военной доктрине РФ, в концепции внешней политики РФ и концепции национальной безопасности, принятых в 2000 г. Федеральные законы и подзаконные акты ведомств РФ устанавливают дополнительные гарантии и компенсации миротворцам и членам их семей. Все законодательно – правовые акты и практические действия в полной мере соответствуют принятым международным обязательствам и нормам международного права.

    7 слайд

    Описание слайда:

    В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 29 мая Международным днем миротворцев (International Day of United Nations Peacekeepers). Этот день призван воздать должное самопожертвованию и самоотверженной преданности миротворцев, несущих службу по всему миру. Он знаменует собой то, что было сделано ООН в различных странах для облегчения страданий и примирения враждующих сторон.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Военнослужащие в голубых касках и их гражданские коллеги совместными усилиями организуют выборы, активно участвуют в реформировании полиции и судебной системы, занимаются поощрением и защитой прав человека, утверждают принципы равенства мужчин и женщин, организуют добровольное разоружение бывших комбатантов, проводят разминирование территорий, поддерживают меры по возвращению беженцев и перемещенных лиц в их родные места.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Миротворцы Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре сверяют свои маршрут с картой В соответствии с Уставом ООН все государства‑члены ООН должны предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы и средства, необходимые для проведения операций по поддержанию мира (ОПМ). Финансируются эти операции международным сообществом. Все государства‑члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии со шкалой взносов, которую они сами устанавливают.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Средствами проведения операций ООН по поддержанию мира являются миссии наблюдателей, миссии экспертов (например, по выяснению ситуаций с нарушениями прав человека), миссии «добрых услуг» (в основном выполняет Генеральный секретарь ООН), группы по примирению, посредники, специальные представители Генерального секретаря ООН, размещение в зоне конфликта контингента ООН.

    11 слайд

    Описание слайда:

    «Голубые береты» ‑ миссии военных наблюдателей ‑ группы военных специалистов из разных стран, направляемые в районы международных конфликтов для сбора информации о случаях нарушения мирного соглашения. Военные наблюдатели полностью безоружны.

    12 слайд

    Описание слайда:

    «Голубые каски» ‑ международный военный контингент, способный при необходимости вести боевые действия.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Вооруженные силы ООН по поддержанию мира были удостоены Нобелевской премии мира за 1988 год. Нобелевский комитет обосновал свое решение тем, что «миротворческие силы Организации Объединенных Наций в исключительно сложных условиях способствовали снижению напряженности в ситуациях, когда было достигнуто перемирие, но еще не заключен мирный договор». «…Миротворческие силы своими усилиями внесли важный вклад в дело реализации одного из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций. Таким образом, эта всемирная организация стала играть более центральную роль в мировых делах и пользоваться все большим доверием».

    14 слайд

    Описание слайда:

    Миротворцы в любых ситуациях должны оставаться нейтрально настроенными по отношению к сторонам конфликта, беспристрастными, высокоморальными, добросовестными, отзывчивыми и олицетворять собой стремление всех людей к миру на планете.

    15 слайд

    Описание слайда:

    В знак уважения к памяти погибшим миротворцам Генеральный секретарь ООН учредил специальную награду для посмертного награждения - Медаль Дага Хаммаршельда (Даг Хаммаршельд - погибший Генеральный секретарь ООН).

    16 слайд

    Описание слайда:

    Говорит координатор Международной ассоциации «Солдаты мира» Михаил Летягин: « Россия, как государство-член ООН, страна-основательница миротворческого движения, вносит свой вклад. Но, к сожалению, сейчас Россия по участию в миротворческих миссиях занимает только 68-е место. На сегодняшний момент всего лишь 100 офицеров и гражданских полицейских участвуют всего лишь в 10 миссиях ООН. Немного обидно, что такое государство занимает, скажем, отдаленное место, в то время как Пакистан, Индия выделяют большие контингенты для участия в миротворческих миссиях. Хотелось бы, чтобы и Россия поднялась на этот уровень.»

    Урок 26

    МЕЖДУНАРОДНАЯ (МИРОТВОРЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Предмет: ОБЖ.

    Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

    Раздел 6. основы обороны государства.

    Глава 5. Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

    Урок №26. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации.

    Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

    Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

    Цель: познакомиться с основными аспектами международной (миротворческой) деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации.

    Ход уроков

      Организация класса.

    Приветствие. Проверка списочного состава класса.

      Сообщение темы и цели урока.

      Актуализация знаний.

      Какие основные задачи выполняют Вооружённые Силы Российской Федерации в мирное время?

      Какие основные задачи решают Вооружённые Силы Российской Федерации в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время?

      В чём заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами?

      Почему, на ваш взгляд, борьба с терроризмом входит в перечень основных задач Вооружённых Сил Российской Федерации?

      Проверка домашнего задания.

    Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

      Работа над новым материалом.

    В основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов входит участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями.

    Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооружённые Силы Российской Федерации должны обеспечивать надёжную защиту страны. Одновременно Вооружённые Силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и во взаимодействии с международными организациями.

    В Военной доктрине Российской Федерации (2010) указывается, что в задачи военно-политического сотрудничества Российской Федерации входит развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях.

    Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

    Таким образом, в настоящее время Вооружённые Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооружённых Сил по поддержанию мира.

    В последние годы военнослужащие из миротворческих подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в четырёх регионах: в Сьерра-Леоне, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Абхазии и Южной Осетии. Например, на территории Абхазии российские миротворцы проводили разминирование территории, восстанавливали объекты жизнеобеспечения населения, проверяли техническое состояние железной дороги, а также ремонтировали автомобильные дороги. Российские медики-миротворцы оказывали неоднократную существенную помощь представителям местного населения.

    В настоящее время воинское формирование Вооружённых Сил Российской Федерации принимает участие в миротворческой миссии ООН в Судане.

    В целях подготовки военнослужащих российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Её бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению Президента Российской Федерации и в интересах Содружества Независимых Государств, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО и при необходимости Шанхайской организации сотрудничества.

    Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производится за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

    В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединённых Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

    Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определён порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

    Международная деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

    В соответствии с соглашением между правительствами Российской Федерации и Королевства Норвегия «О сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море» в сентябре 2008 г. прошло совместное российско-норвежское учение «Баренц-2008». Со стороны России в учении принимали участие спасательно-буксирное судно Северного флота и самолёт ВВС Северного флота.

      Выводы.

      Благодаря своему участию в миротворческих операциях Российская Федерация способствует предотвращению кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

      В Российской Федерации сформирован специальный воинский контингент миротворцев.

      Международная деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации включает мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

      Вопросы.

      Каковы значение и роль международной деятельности Вооружённых Сил России?

      Какая существует правовая база для проведения миротворческой деятельности Вооружённых Сил России?

      Задания.

      Подготовьте сообщение на тему «Статус военнослужащего контингента миротворческих сил России».

      Используя раздел «Дополнительные материалы», средства массовой информации и материалы Интернета, подготовьте сообщения на одну из тем: «Действия российского миротворческого контингента в Косово (на территории бывшей Югославии)», «Действия российского миротворческого контингента на территории Южной Осетии в августе 2008 г.».

      Дополнительные материалы к §26.

    Использование российских миротворцев

    Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии был введён 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

    В августе 2008 г. российские миротворцы участвовали в отражении незаконного вторжения на территорию Южной Осетии вооружённых сил Грузии.

    Вторжению на территорию Южной Осетии началось утром 9 августа. По местам дислокации наших миротворцев были нанесены прицельные бомбовые авиаудары. На улицы административного центра Южной Осетии – города Цхинвал – ворвались грузинские танки и мотопехота. Силами российских миротворцев и югоосетинских частей было отражено несколько атак агрессора.

    В этот же день было принято решение об оказании помощи миротворцам и гражданам России, проживающим в Южной Осетии, которые подвергались фактическому уничтожению. Силы и средства российских миротворцев были усилены. Миротворческая группировка российских войск провела операцию по пресечению агрессии Грузии против Южной Осетии. Поставленная задача – обеспечить мир в этом регионе – была успешно выполнена.

    В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых Сил РФ в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек.

    С 11 июня 1999 г. Российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьёзное вооружённое противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Российские миротворцы находились в Косово до 1 августа 2003 г. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного международного конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия).

    В африканской республике Сьерра-Леоне в 2000-2005 гг. находился российский миротворческий контингент для авиационного обеспечении миссии ООН. В задачи контингента входили воздушное сопровождение и прикрытие колонн войск ООН и гуманитарных конвоев. Численность контингента составляла 115 человек.

    Российская Федерация несёт особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. Так, в Приднестровье в целях мирного урегулирования вооружённого конфликта и на основании соответствующего соглашения всё ещё находятся совместные миротворческие силы России и Молдовы.

      Окончание урока.

      Домашнее задание. Подготовить к пересказу §26 «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации» (сс. 128-131); выполнить задания 1 и 2 (рубрика «Задания», с. 130).

      Выставление и комментирование оценок.



    Что еще почитать