Лес и человек окружающий мир. Конспект урока по окружающему миру "лес и человек". Проверка домашнего задания

Слайд 1.

Ход урока

I. Организационное начало.

Дорогие ребята! Сегодня в нашей школе необычный день! У нас в гостях учителя из различных школ. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.

Слайд 2

1.2. Сообщение темы и целей урока

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

П. Проверка домашнего задания

2.1. Дифференцированный подход

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить что вы знаете о лесной зоне:

Животный мир;

Тайга;

Смешанный лес.

2.2. Работа по карточкам

Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта тайга

береза

Смешанный лес

кедровая сосна

липа

широколиственный лес

ольха

сосна

лиственница

Дуб

Клен

Ответ:

тайга - пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;

смешанный лес - пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;

широколиственный лес - липа, дуб, клен.

2.3. Работа в парах.

Блицтурнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют по экрану)

Какой лес мы называем тайгой?

Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

Какое особое отличие есть у лиственницы?

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

Какое дерево является символом России?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Плодами какого дерева являются желуди?

У какого животного пять черных полос на спине?

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»?

Слайд 3

III. Работа над новой темой

Что можно назвать лесом?

Какие бывают леса?

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

3.1. Самостоятельное чтение стихотворения.

Давайте прочитаем стихотворение С. Никулиной «Русский лес», а затем его обсудим:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).

А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека» ).

- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).

А как лес может обогреть человека?

- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

- А что у вас на столах изготовлено из дерева?

- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

- Чем для них является лес?

- Для кого еще лес является домом?

- Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).

Какие роли выполняет лес?

- Чем является лес для воздуха?

- Чему еще лес является защитником? Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв».

Как лес защищает водоемы?

- Как же лес защищает почвы?

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Слайд 7

Значение леса

1. Место отдыха

2. Аптека

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв

Давайте прочитаем , какие же роли выполняет лес?

3.2. Беседа об экологической проблеме леса

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? О какой экологической проблеме идет речь в следующем стихотворении, послушайте:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

Н.Некрасов

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывает стихотворение? (Свободные высказывания детей.)

Но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути ее решения.

А сейчас давайте составим схему по «проблемам леса». На прошлом уроке мы говорили об истреблении животных, как называется эта проблема?

Слайд 8

Проблема леса

Вырубка

Незаконная охота (браконьерство)

А кто такой браконьер?

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных занесенных в Красную книгу.)

Слайд 9

3.3. Сообщение ученика, подготовленное дома

В лесной зоне создан Приорксо – Террасный заповедник, о котором нам расскажет ….

Слайд 10

IV. Физкультминутка

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

V. Продолжение изучения новой темы

5.1. Чтение рассказа Сухомлинского по ролям

Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Давайте прочитаем рассказ по ролям.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида .

Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

А во что может превратиться лес?

Слайд 11

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

5.2. Чтение стихотворения «Лесной пожар» В. Шефнера и беседа по содержанию .

Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Слайд 12

Показ видеосюжета «Пожар в лесу».

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

Давайте прочитаем правила разведения костра в учебнике на с. 111

VI. Групповая работа

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?

- Задание на логическое мышление.

VII. Обобщение.

- И в завершении нашего урока я бы хотела прочитать вам стихотворение Тима Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы…

О чем должны помнить люди, приходя в лес?

- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

VIII. Подведение итогов

Выставление оценок.

IX.Домашнее задание

Дома вы выполните задание по выбору:

1) прочитаете текст учебника;

2) найдете дополнительный материал о животных и растениях нашего края;

3)творческая работа: «Мини – сочинения» продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.

1. Если бы я был лесничий, я бы …

2. Я - лесной доктор, потому что …

3. Если бы я был зверек, я бы …

4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

УМК «Школа России»

Тема урока Лес и человек

Цели деятельности учителя

    Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека;

    определения границ знания и «незнания»;

    способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

    развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

личностные : имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Методы и формы обучения : частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование фотографии леса; презентация: «Лес и человек»; гербарий

Основные понятия Фитонциды

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания:

Сообщения детей о тайге, смешанных и широколиственных лесах по плану

    Местоположение на карте.

    Особенности природы.

    Животный и растительный мир

(Слайды 2-4)

2. Разгадывание кроссворда. (Слайд 5.)

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Хвойный лес. (Тайга.)

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)

Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС.

II. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала (Слайд 6.) Чтение стихотворения С.Никулиной. Русский лес.

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

(С. Никулина.)

О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Чем является лес для человека?

О чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока0

Записи на слайде (7) «Лес и человек»

Постановка цели урока.

III. Изучение нового материала Работа по группам: выявление роли леса

в жизни человека и природы (Работа с учебником с.106)

Задания группам:

1.«Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.)

2.«Почемучки». Что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной?

3.«Исследователи». Где мы покупаем лекарства?

Лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека.

А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.)

А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.)

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.)

Значит, лес – источник древесины.

А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья?

(Они там растут.)

А животные, насекомые, птицы? (Они живут.)

Значит, лес – дом для растений, животных, грибов.

Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё.

Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв.

А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

Обобщение материала с опорой на презентацию.(Слайды 9-15)

Презентация: « Значение леса»

    Дом для растений и животных

    Источник ягод, грибов, лекарственных растений

    Источник древесины

    Защитник воздуха, водоёмов, почв

    Место отдыха для человека

4. – О чём должен помнить человек, входя в лес?

Правила поведения в лесу. (Игра: «Да-нет»)

Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья.

(Да.)

Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя.

(Да.)

Кто бруснику собирает,

С корнем кустик

вырывает.

(Не я.)

Ландышей нарву в лесу

На праздник маме

принесу.

(Нет.)

По тропинке кто шагает

На жуков не наступает?

(Я.)

Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем.

(Да.)

Мы ежонка увидали

И домой его забрали.

(Нет.)

Муравейник мы найдём,

Понаблюдаем и уйдём.

(Да.)

«Исследователи». Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Проблемы леса

Вырубка.

А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.)

Незаконная охота (браконьерство).

1. «Почемучки» – почему четвёртый лишний?

2. «Знатоки» – как знают лесную зону.

3. «Исследователи» – решают исследовательские задачи.

«Почемучки». Что зависит от каждого из нас, когда приходим в лес?

Почему нельзя оставлять в лесу мусор?

Почему нельзя разводить костёр?

«Пожар в лесу» (показ видеосюжета)

Физкультминутка .

IV. Включение нового знания в систему знаний. Практическая деятельность.

1 Рассказ учителя.

– Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.

Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь».

«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?

Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».

Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.

Значит, природа (лес) – источник познания

2.Выполняют задания из электронного приложения к учебнику.

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.

На листочках напишите правила поведения в лесу и свои пожелания потомкам.

3.Правила поведения в лесу. (Обобщение) Слайд 22)

4. Творческая работа придумать условные знаки к правилам поведения в лесу.

V. Итоги урока.

Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Звенит звонок,

Окончен урок,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам

За то, что упорно

И дружно трудились!

Понравился вам урок?

Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке?

VI. Домашнее задание (Слайд 23)

– Найдите ответы на вопросы:

1. Почему на Земле не кончается кислород?

2. Какую пользу приносит лес людям?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как человек должен вести себя в лесу?

5. Какое участие в охране леса могут принять школьники?

6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?

Класс: 4

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

С. Погорельский

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь –мы свои! Слайд 1

II. Сообщение темы и целей урока.

– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского?

(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствием открывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса, и мы должны его беречь.)

– А кто должен беречь лес (Это должны делать люди.)

Тема нашего урока: “Лес и человек”.

Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

III. Проверка знаний и умений.

1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./ Приложение 1 .

– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

2. Групповая работа.

Вопросы для ботаников:

I-я Группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

(Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 2

Ель – всем известная новогодняя ёлка. У ёлки хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Слайд 3

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

II-я группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
  2. Природные условия в этих лесах.
  3. Что объединяет растения этих лесов?
  4. Какие растения растут в этих лесах?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес . В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 4

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Слайд 5

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы. Слайд 6

Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

Зоологи

Карточка-помогайка:

  1. Птицы тайги, что их объединяет.
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Слайд 7

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками. Слайд 8

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

3. Блиц-турнир “Я знаю лес”.

(Хвойный)

– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой.

Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)

– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

– Какое дерево является символом России? (Берёза)

– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)

– У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)

– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь)

– Какой лес мы называем тайгой?

IV. Работа с новой темой

С.Никулина “Русский лес” Слайд 9

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(Между человеком и лесом)

– Чем является лес для человека?

Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…

Место отдыха

– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)

– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…”

Источник чистой воды и пищи

А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

– Значит, лес для человека – это источник топлива.

Источник топлива

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”

– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

– Чем для них является лес?

– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)

– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.

Дом для растений, животных, грибов

– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!

Статья “Роль леса в природе и жизни людей”

– Какие роли выполняет лес? Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

– Чем является лес для воздуха? (Защитник)

– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв).

Защитник воздуха, водоёмов и почв

– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)

– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха. Слайд10

– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Слайд 11

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)

– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?

– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения.

– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень; Слайд12

растения – женьшень, венерин башмачок; Слайд 13

птицы – филин, утка-мандаринка; Слайд 14

звери – зубр, амурский тигр. Слайд 15

– В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на странице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

VI. Работа по теме.

Продолжение изучения новой темы.

– Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.

– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.

В. Шефнер “Лесной пожар” Слайд16

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

– А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь.

Чтение памятки (с.111-учебник).

– Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

Какие это действия?

  1. Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
  2. Груды мусора. Оставленные человеком после работы.
  3. Загрязнение леса бытовым мусором.
  4. Разведение костров.

– О чём должны помнить люди, приходя в лес?

– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Слайд 17

VIII. Подведение итогов урока.

– Назовите значение леса для человека.

IX. Домашнее задание.

Учебник (С.106-113).

Тетрадь (с.35).

Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречаются растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу - обязанность каждого человека!


Подумай и запиши, какую роль лес играет в твоей жизни.

Лес - это главный защитник воздуха, благодаря ему я дышу чистым воздухом. А еще это место отдыха для меня и моей семьи.

Составь схему на основе схемы в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 103), заменив текст рисунками-символами.

Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.

Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка мандаринка, филин, зубр, амурский тигр

Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам, помещённым в учебнике (с. 107). Используя эти знаки как опору, расскажите о правилах разведения костра.

Как разводить костёр

Дети не должны разводить костёр одни, без старших

Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место

Здесь можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России (по заданию учебника, с. 108).

Тема сообщения: Венерин башмачок

План сообщения:

1) Описание растения
2) Почему так называется
3) Где растёт
4) Особенности растения и интересные факты

Важная информация для сообщения:

Венерин башмачок– растение семейства орхидей. Растения из рода венерин башмачок можно назвать одними из самых красивейших цветов тайги. Название растения - «венерин башмачок», пришло из глубины веков. В старинной легенде говорится о том, что однажды богиня красоты Венера, убегая от преследователя, скрывалась в северных лесах среди топких болот и темных, высоких деревьев. Внезапно красавица Венера оступилась, и золотой башмачок с красными атласными лентами слетел с ее ноги и превратился в прекрасный цветок.
А ведь цветок венериного башмачка действительно очень похож на изящную туфельку красавицы. Поэтому в народе ее назвали «богородицыны сапожки», «марьин башмачок», «кукушкин башмачок».
Венерин башмачок цветет долго, почти месяц. А не жалует венерин башмачок травоядных лесных зверей. Чтобы не быть съеденным лосями или зайцами, он накапливает в своих листьях горькое ядовитое вещество. Это вещество является самым настоящим защитным средством.
В народной медицине этот цветок популярен как успокаивающее средство при бессоннице. Также его применяют при головной боли.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

Преподаватель - Шишлова Мария Васильевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Предмет окружающий мир

Класс - четвёртый

Тема –Лес и человек

Продолжительность занятия - 45 минут

Цели урока : Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека;

помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу;

развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Оборудование : учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков; мультимедийное сопровождение; аудиозаписи песен, картинки растений и животных

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока

Звучит песня «Лесной марш» (сл.Синявского, муз.Ю. Чичкова)

Почему мы начали наш урок этой песней? (в этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о берёзках, которые надо беречь)

А кто должен оберегать лес?

Кто из вас сможет назвать тему нашего урока? (Лес и человек)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей, об использовании леса и его охране.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, выясним, что вы знаете о лесной зоне. Покажите на карте её местоположение и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?

(заслушивание сообщений, подготовленных дома)

Чьё сообщение вам понравилось больше и почему?

Блиц-турнир «Я знаю лес»

Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (сосна)

Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

Какое дерево является символом России? (береза)

Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка-летяга)

Плодами какого дерева являются желуди? (дуба)

У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)

Индивидуальная работа по карточкам (4-5 учеников) :

1 задание: определить каким деревьям принадлежат эти семена и шишки? (на карточках даны изображения семян и шишек деревьев лесной зоны) ;

2 задание: напиши две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне;

3 задание: зрительный диктант: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Кедровая сосна

смешанный лес

Лиственница

широколиственный лес

3. Изучение нового материала

Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя.

(Самостоятельное чтение стихотворения)

Так чем же является для человека лес?

Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий. (дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)

Работа в группах.

Дети доказывают отношения человека и леса. Одновременно идет показ слайдов.

Медики.

Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистую воду.)

Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека? (Лес является местом отдыха для человека, а также источником чистой пищи и воды.)

Биологи.

А что ждет человека в лесу?

Что делают в лесу рябина, орехи, цветы?

Чем является для них лес?

Для кого лес еще является домом?

Значит, лес- это еще и дом для растений, животных, грибов.

Экологи.

Чем является лес для воздуха? (Лес - защитник воздуха, водоемов и почв.)

Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеет река.)

Проблемная ситуация.

На слайде запись:

Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Н. Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.

Итак, о какой же экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)

Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)

Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

Какие чувства у вас вызывает эта фотография?

Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Читает ученик:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Какие проблемы леса вы еще знаете?

(Загазованность воздуха и пожары)

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. (показ слайда с фотографиями несанкционированных свалок за нашим селом и т.д.)

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (показ слайда)

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

Работа в группах.

Одновременно идет показ слайда.

Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.

Медики.

При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше. Станет больше болеющих людей.

Биологи.

Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.

Экологи.

Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник Читой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!

Правила поведения в лесу

Лес – наше богатство. Лес – “легкие нашей планеты”.

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

А какие правила вы знаете?

(Ответы детей)

Показ слайда, чтение правил.

Вывод : Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.

4.Итог урока.

Наши специалисты помогли нам на уроке определить взаимодействие человека и леса.

Что нового вы узнали для себя?

На доске изображена наша планета (белого цвета) . Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: животных, растения) .

А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека) . И конечно же от нас с вами.

Последний слайд.

Чтение стихотворения.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

5 .Домашнее задание .

Задание в рабочей тетради с.36 № 4

Нарисовать знаки, призывающие беречь природу.



Что еще почитать