Правоохранительная политика. Правоохранительная политика как основа модернизации правоохранительной деятельности Концепция правоохранительной политики в российской федерации

Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» «Вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс Социальное назначение государства в обществе    1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом     2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов    3.Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия — степень поддержки применяемых мер населением.  Принужденние выступает в виде уголовного наказания,  административных, имущественных и др. санкций.   Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения — соответствие его общечеловеческим ценностям. «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран Функции государства Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние Внутренние Политическая Правоохранительная Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая  Правоохранительная Социальная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Сотрудничество в разршении глобальных проблем Экономическая Внешнеэкономическая Основные внутренние функции 1. Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность   2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны  Государство устанавливает налоги  Выдает кредиты, инвестиции    Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является    3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов    4. Экологическая На современном этапе — одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство Внешние функции государства 1. Дипломатическая:  Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования   2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии 3.Внешнеполитическая:   Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН 5.Внешнеэкономическая:  Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитнофинансовых связей. 6. Правоохранительная:   Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью. 8. Социальная:  Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др) 9. Культурное сотрудничество:   Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО 10. Содействие установлению мировой законности:  Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека) 11. Информационная:  Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях. 12.Экологическая:  Участие в ликвидации последствий экологических катастроф 13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности:  Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.

М.Г. АРУТЮНОВА,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске

[email protected]

Рассматриваются и определяются роль и место правоохранительной политики как разновидности правовой политики. Акцентируется внимание на необходимости повышения эффективности охранительной функции права.

Ключевые слова: правовая политика, правоохранительная политика, Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации, правоохранительная деятельность государства, субъекты правоохранительной политики.

On the subject of actuality of law enforcement policy in Russia Arutjunova M.

Examines and identifies the role and place of law enforcement policies as a form of legal policy. Attention is focused on the need to improve the efficiency of protective functions of law.

Keywords: law enforcement policy, legal policy, the concept of law enforcement policy in the Russian Federation, the law enforcement activity of the state and subjects of the law enforcement policy.

УДК 342.5:342.9

К вопросу об актуальности правоохранительной политики в России

Среди всех видов политики современного Российского государства, как справедливо отмечает Н.В. Исаков, «выделяется такая ее разновидность, которая призвана играть особую роль в обществе, поскольку по своей сущности и природе представляет собой уникальное явление, получившее в научной литературе признание как правовая политика»1.

Логически рассуждая, следует обратить внимание на то, что и на право, и на политику возлагаются особые надежды именно в кризисные периоды развития того или иного государства. Анализируя право, политику, правовую политику, правоохранительную политику, необходимо избегать идеализации этих феноменов, но придавать им особый статус явлений, способствующих преодолению кризиса на государственном и даже межгосударственном уровнях.

Как верно замечает О.Ю. Рыбаков, «тема правовой политики стала популярной и достаточно востребованной в последние 15 лет. Фактически речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности ее функционирования, механизмы совершенствования. В этом смысле очевиден выход на новый уровень осмысления данной проблема-

тики, рассмотрение правовой политики как многомерного феномена»2.

В науке существует обилие дефиниций правовой политики, что не позволяет сделать однозначный вывод о юридической природе данного явления. В теории права они отражают три подхода к пониманию сущности правовой политики, которая определяется, во-первых, как комплекс целей, мер, задач, программ, установок; во-вторых, как явление; в-третьих, как деятельность различных субъектов права3.

В.А. Терехин в 2008 году в своей работе писал, что «в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемам правоохранительной политики до последнего времени не уделялось должного внимания. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих теоретических основ этого правового явления. Так, в юридической науке не имеется единой точки зрения о понятии и содержании таких базовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует единого научного подхо-

1 Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / под ред. В.А. Казначеева. - Пятигорск, 2003. С. 4.

2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2. С. 107-108.

3 См. там же. С. 109.

Восполнить пробел в данной сфере научных знаний призвана Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (далее - проект)2. Эта работа послужит отправной точкой для последующих фундаментальных научных исследований правоохранительной политики как многогранного явления.

Авторами проекта дана характеристика современного состояния правоохранительной системы Российской Федерации, определены общие начала правоохранительной политики, раскрыто содержание правоохранительной политики, высказаны предложения по совершенствованию законодательства о правоохранительной деятельности, сформулированы приоритетные направления развития правоохранительной политики в субъектах Российской Федерации3.

Бесспорна научная значимость данных в этой работе определений основных понятий, таких как «Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации», «правоохранительная деятельность», «правоохранительная служба», «правоохранительные органы», «правоохранительная функция», «правоохранительная система», «правоохранительная политика», «приоритеты правоохранительной политики», «механизм реализации правоохранительной политики»4.

Под правоохранительной политикой предлагаем понимать совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин правонарушений, и действия, производимые государственными и негосударственными структурами по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны путем модернизации правоохранительной системы.

Уникальность данному явлению придают объединяющие начала. На наш взгляд, составными частями правоохранительной политики являются:

1) политика законодательных (представительных) органов;

2) судебная политика;

3) политика органов прокуратуры;

4) политика органов следствия;

5) политика Федеральной службы безопасности РФ;

6) политика органов Министерства внутренних дел РФ;

7) политика государственных контрольных служб (Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Главного контрольного управления Администрации Президента РФ и др.);

8) политика государственных налоговых органов Российской Федерации;

9) политика Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

10) политика Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ;

11) политика адвокатуры;

12) политика нотариата и т. д.

Как верно замечает Р.В. Пузиков, «говоря о современном состоянии правоохранительной сферы, следует с сожалением признать, что в настоящее время в России правоохранительной политики в чистом виде, в том смысле, в котором ее понимают ученые-юристы, нет, и связано это в том числе с отсутствием единого методологического подхода»5.

Одна из основных задач Российского государства - защита граждан от насилия и произвола, любых противоправных посягательств. Криминальная ситуация в России на сегодняшний день продиктовала необходимость качественно нового подхода к правоохранительной деятельности.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации констатирует: проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверенными в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказались от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще6.

1 Терехин ВА. Некоторые дискуссионные аспекты формирования и реализации правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики / под ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. - Пенза, 2008. С. 11-12.

2 См.: Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2012. 32 с.

3 См. там же.

4 См. там же. С. 9-10.

5 Пузиков Р.В. Правоохранительная политика в современной России: методологический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 121.

6 См.: Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 4 июня.

«Современное право», № 8" 2013

Данные обстоятельства свидетельствуют о взаимном отчуждении населения и правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших функций государства, заключающаяся в создании необходимых условий для реализации норм права в конкретных правовых отношениях, выражающаяся в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по охране общества и государства от правона-рушений1.

Подчеркивая важность и необходимость осуществления действенной правоохранительной деятельности государства, следует согласиться с мнением В.М. Сырых, что «необходимо видеть пределы этой деятельности, чтобы не превратить данную важную функцию государства в тотальную слежку за гражданами, их коллективными объединениями и организациями, не превратить правовое государство в полицейское»2.

Правоохранительная политика - это деятельность, осуществляемая особыми (специальными) субъектами: государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. Граждане не являются непосредственными субъектами правоохранительной политики, поскольку государство не уполномочило их на такую деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правовой охране. Их участие в формировании и реализации правоохранительной политики, то есть стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм, не только возможно, а насущно необходимо3.

В подтверждение следует сказать о том, что политика вторгается во все сферы жизни общества, пронизывает все формы сознания.

Это не замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. Обращаясь к различным историческим периодам, следует сделать вывод о том, что жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политик

  • Элементный состав правоохранительной системы: теоретико-методологический аспект

    ЗАСИМОВ И.Ю. - 2012 г.

  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

    ШАГИЕВ БУЛАТ ВАСИЛОВИЧ, ШАГИЕВА РОЗАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - 2014 г.

  • 18.1.Сутнисть, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

    18.2.Правоохоронни, правозащитные, судебные органы и их роль в реализации государственной правоохранительной политики (государственной политики в сфере охраны порядка)

    Сущность, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

    Согласно Конституции Украины, человек, его жизнь, здоровье, честь, достоинство признано наивысшей социальной ценностью. Такая задекларованисть определяет содержание и направленность деятельности государства и всех его органов по утверждению, обеспечения и гарантирования прав и свобод человека.

    Для правового демократического государства признания и практическое осуществление прав и свобод человека и гражданина, обеспечения их защиты - одна из приоритетных функций. Правоохранительная функция является ведущей в системе внутренних функций государства и предусматривает гарантированную защиту прав и свобод граждан путем установления эффективного правового порядка, обеспечение законности, защиту национальной безопасности.

    Правоохранительная функция реализуется через правоохранительную политику государства, которая является составляющей государственной политики.

    Правоохранительная политика - это отдельный вид деятельности правительства и других общественных институтов общенационального и местного уровней, направленный на:

    Защита и охрану конституционных ценностей украинского государства и общества;

    Обеспечение принципа верховенства права;

    Защита установленных Конституцией общественного строя, территориальной целостности;


    Защита прав и свобод человека, охране правового порядка, восстановление нарушенного права, выявление и расследование преступлений.

    Суть правоохранительной политики заключается в целенаправленной деятельности властных структур и органов государственного управления различных уровней, направленных на обеспечение правопорядка, как объективной потребности развития государства и общества, на предотвращение и пресечения правонарушений.

    Важным направлением государственной правоохранительной политики является формирование правовой безопасности, которая является общезначимой ценностью, отвечает интересам общества и граждан. Категория "правовая безопасность" занимает приоритетное место в системе национальных ценностей. Она является фундаментальным принципом построения правовой системы, отраслей права и их институтов с точки зрения обеспечения безопасного функционирования и развития общественных отношений. Доминирующим в системе безопасности является создание условий для безопасного существования личности, реализации ее прав и свобод. Итак, государство должно гарантировать неукоснительное соблюдение законов, реализацию принципа законности, безопасности индивида в обществе, обеспечивать оптимальный баланс между защитой демократических институтов, общих интересов и защитой прав и свобод личности. Эффективная деятельность государства (и общества) по созданию безопасных условий существования обеспечивает естественное функционирование и развитие общественных отношений. Государство должно гарантировать такие средства, способы и формы деятельности правоохранительных и судебных органов, которые бы обеспечивали соблюдение прав и интересов лиц.

    Государственная правоохранительная политика направлена также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, гарантирует устранение определенных опасностей как для всего общества, так и для отдельных граждан. Важным является разграничение понятий "общественный порядок" и "общественная безопасность". Общественный порядок это система отношений, совокупность установленных правил, определенный порядок, сформировались в обществе и отвечают интересам государства и всех его граждан. Общественная безопасность - это система отношений, которая формируется в процессе предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан, их имуществу. Общественная безопасность - это состояние, когда гражданам не грозит никакая опасность, нет угрозы нарушения нормального функционирования государственных и негосударственных организаций.

    Правовыми основами реализации государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства является Конституция Украины, Законы Украины: "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О службе безопасности", "О доступе к судебным решениям" , "О судоустройстве Украины", "О Конституционном Суде Украины", "О прокуратуре", "О Высшем совете юстиции", "О государственной исполнительной службе", "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека", "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц "," Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью "," О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими "," О государственной защите работников суда и правоохранительных органов ". Указы Президента Украины "О Национальной программе борьбы с коррупцией", "О совершенствовании координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью", Постановления Кабинета Министров Украины "О государственной службе охраны при МВД", "Об утверждении типовых положений о службе по делам несовершеннолетних "и другие.

    Средства, которые используют органы государственного управления для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, формирования правовой безопасности, общественной безопасности и общественного порядка, по своим форме и содержанию должны разносторонний характер и зависят от компетенции органов и места, которое они занимают в системе исполнительной власти. Широкие полномочия в сфере обеспечения прав и свобод граждан, в формировании безопасности имеет высший орган в системе исполнительной власти - Кабинет Министров Украины. Защита прав и свобод человека - приоритетное направление деятельности правительства. Ее исполнение осуществляется в основном через процесс руководства и непосредственного контроля за работой министерств, центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, а также через издание специальных постановлений и распоряжений. Деятельность правительства по реализации прав и свобод граждан, формирование правовой, гражданской безопасности, общественного порядка должно основываться на принципах верховенства права, законности, разделения государственной власти, коллегиальности, научности, гласности.

    Составляющей государственной правоохранительной политики гарантии (гарантированность) реализации прав и свобод человека и гражданина, предусматривает условия, средства, способы, которые обеспечивают в полном объеме охрану прав и свобод личности. Поэтому спецификой деятельности исполнительной власти в отношении прав и свобод граждан является гарантированность их реализации. Ведь провозглашение каких-либо прав и свобод человека и гражданина, даже закрепление их соответствующими правовыми актами государства, ничего не стоит без реальных гарантий осуществления и реализации. Понятие гарантированности означает совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическую реализацию прав и свобод и на устранение возможных препятствий для их надлежащего.

    Гарантии прав человека и гражданина предусматривают обеспеченность мерами, указанными в внутригосударственном и международном законодательствах. Внутригосударственные институты защиты прав граждан - это система социально-экономических, культурных, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Важное значение в практической реализации прав и свобод гражданина приобретает система специальных юридических гарантий, среди которых ведущее место занимают административно-правовые. Следовательно, юридические гаранты прав и свобод личности, как нормативно-правовые средства их обеспечения, - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых и институционально-организационных гарантий обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

    Нормативно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это совокупность правовых норм, определяющих объем прав, свобод, обязанностей граждан, а также средства, установленные для их реализации и охраны, от нарушений. То есть это установленные законом и нормами права средства, которыми охраняются и защищаются права граждан, прекращаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. Институционально-организационные гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это предусмотренные в нормативно-правовых актах общественно-политические институты, на которые возложены соответствующие функции и полномочия по организации и осуществлению юридического обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Нормативно-правовые и институционально-организационные гарантии обеспечения прав и свобод - тесно связаны, поскольку в нормативных актах подробно регламентируется деятельность государственных и общественных институтов по организации и осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав и свобод.

    В институционально-организационном аспекте ведущая роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту Украины, который, согласно ст. 102 Конституции Украины, является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Реализация этих полномочий Президента осуществляется через инициирование законов, издания указов, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Полномочия главы государства в сфере защиты прав и свобод граждан воплощено в праве вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов, в праве Президента отменять акты Кабмина, решения глав местных государственных администраций, некоторые другие нормативные акты в случае нарушения ими прав и свобод личности в Украине.

    Полномочия Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина, реализуются также через деятельность таких органов как: Секретариат Президента; Комиссия при Президенте Украины по вопросам гражданства; Управление по вопросам помилования; отдел писем и приема граждан при Секретариате Президента. Основная цель указанных органов - усиление гарантий соблюдения прав граждан.

    Институтами, которые обеспечивают реализацию гражданских прав и свобод, гарантирующих их защиту, является институт Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики, правоохранительные, правозащитные органы, органы правосудия. Важную правозащитную функцию выполняют негосударственные образования и формирования (общественные правозащитные организации; общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы; правозащитные движения).

    Рассмотрим подробнее особенности реализации правоохранительной политики через правоохранительную, правозащитную деятельность и осуществление правосудия.

    Правоохранительная деятельность направлена на обеспечение принципа верховенства права в обществе. Правоохранительная деятельность - важная составляющая внутренней государственной политики, общие принципы которой определяет Верховная Рада Украины. Правоохранительная деятельность обеспечивает эффективность украинского государства.

    Приоритетными задачами правоохранительной деятельности являются:

    Защита установленного Конституцией Украины общественного строя государства;

    Защита политической системы;

    Защита прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, субъектов всех форм собственности;

    Противодействие возникновению нежелательных в обществе отношений, конфликтных проявлений.

    Особое место в системе целей и задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и свобод человека, его безопасности, жизни, чести, достоинства, неприкосновенности.

    Правоохранительная деятельность - это государственная правомерная деятельность, основная цель которой - охрана прав, восстановления нарушенного права.

    Составной правоохранительной деятельности есть специальная правоохранительная деятельность, суть которой заключается в приоритетном исполнении правоохраны конституционного порядка, национальной безопасности, выявлении, расследовании, пресечении преступлений, исполнении наказаний. Специальная правоохранительная деятельность реализуется через деятельность спецслужб и является инструментом осуществления руководства государства в решении вопросов политической, экономической, информационной, финансовой безопасности.

    Правоохранительная деятельность государства осуществляется через систему правоохранительных органов. В Законе Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" перечислены правоохранительных органов, к которым относятся:

    Органы прокуратуры;

    Органы внутренних дел;

    Органы службы безопасности;

    Органы военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины;

    Таможенные органы;

    Органы охраны государственной границы;

    Органы и учреждения исполнения наказаний;

    Органы государственной налоговой службы;

    Органы государственной контрольно-ревизионной службы;

    Органы рыбоохраны;

    Органы государственной лесной охраны;

    Другие органы, которые осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции.

    Гарантированность прав и свобод человека и гражданина характеризуется наличием эффективного правосудия - неотъемлемого атрибута демократического правового государства. Эффективное правосудия - квинтэссенция регуляционный и охранительной функций государства. Через правосудия граждане могут отстаивать свои права. Правосудие - это государственная деятельность, которую осуществляет суд рассмотрением и решением гражданских, уголовных, хозяйственных и административных дел в судебных заседаниях в особой, установленной законом, процессуальной форме. В Законе Украины мПро судоустройстве Украины "отмечается, что основным назначением суда является обеспечение защиты гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Судебная деятельность является разновидностью юрисдикций - ной деятельности, которой присущи признаки и порядка, и правозащиты.

    Основная цель судебной деятельности - осуществление правосудия, объединяет такие формы судопроизводства как конституционное, административное, хозяйственное, гражданское, уголовное. Суды обеспечивают правовую защиту конституционных и других правовых ценностей. Судебная деятельность - универсальный механизм по защите и охране прав, восстановления нарушенных прав, прекращения нарушения права, рассмотрения споров в суде. Механизм административно-правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина охватывает прежде всего административное правосудие, деятельность административных судов, а также всю судебную систему в сфере защиты прав и свобод граждан. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается как вид государственной защиты, который должен обеспечивать государство в соответствии с ч. 2. ст. 55 Конституции Украины. Право на судебную защиту предполагает гарантии эффективного восстановления в правах через осуществление правосудия.

    Важной функцией демократического государства является обеспечение охраны и защиты прав граждан через правозащитные организации, которые независимы от государственных органов, а также через отдельные государственные органы. им присуща открытость, демократичность. Правозащитная деятельность заключается в предоставлении правовой помощи гражданам, юридическим лицам, иностранцам, лицам без гражданства. Субъектами правозащитной деятельности являются: общественные организации (например, правозащитные организации, объединения по защите прав потребителей); предпринимательские структуры (частные предприниматели, юридические лица), оказывающих разнообразные юридические услуги; государственные органы (органы юстиции, Уполномоченный BP по правам человека); адвокатура; нотариате.

    Направленность деятельности правоохранительных, правозащитных, судебных органов определяется пятью основными задачами:

    1) сохранение и охрана существующего конституционного строя;

    2) защита конституционных прав и свобод граждан;

    3) защита правомерных интересов отечественного производителя;

    4) борьба с преступностью;

    5) целенаправленное развитие системы судебной и правоохранительной деятельности.

    Важными факторами эффективности судебной, правоохранительной и правозащитной деятельности, как составляющих внутренней государственной политики, является высокий уровень компетентности и профессионализма персонала уполномоченных органов, а также совершенство исполнения организационно-управленческих функций.

    Специфической особенностью правоохранительной деятельности в современных условиях является применение ее как средства управления и контроля за социальной сферой, за развитием хозяйственной деятельности, за ходом социально-экономических процессов. Наблюдается расширение влияния органов, юридической

    практики на функционирование банковско-финансовой сферы, на деятельность различных отраслей народного хозяйства (таких как топливно-энергетический комплекс, транспортные перевозки), а также на процессы приватизации, на управление предприятиями, в уставном фонде которых доля государственных средств. Однако следует указать, что предусмотрен лишь влияние правоохранительных органов на экономические, финансовые, технические решения, принимаемые в процессе социального управления. Такое воздействие правоохранительных органов имеет предупреждающее действие. За обнаружения контрабанды, прекращение выпуска некачественной продукции правоохранительные органы (органы прокуратуры, службы безопасности, таможенные органы, пограничные войска, органы внутренних дел, адвокатура) способствуют решению одной из ключевых проблем экономики - защиты отечественного производителя, преодолению негативных товарообменных отношений. Такая направленность правоохранительной деятельности против нежелательных социально-экономических явлений, приостановлении противоправных действий имеет конструктивный характер и положительно влияет на политические процессы.

    Эффективность государственной правоохранительной политики изрядно зависит от взаимодействия органов защиты правопорядка, объединение их усилий по борьбе с преступностью и с целью защиты прав и свобод граждан. Такая координация правоохранительной деятельности - одна из управленческих функций, объединяет и систематизирует усилия правоохранительных и других государственных и негосударственных органов и учреждений для достижения основных задач по борьбе с преступностью. Сущность координации состоит в объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью, прежде всего организованной, в предотвращении ей, в согласовании действий, соблюдении законодательства.

    Основными формами координации правоохранительной деятельности являются:

    1) разработка и осуществление специальных операций;

    2) совместные оперативные совещания;

    3) создание совместных следственно-оперативных групп;

    4) обмен информацией;

    5) общий анализ информации;

    6) совместные выезды в регионы (районы, области);

    7) введение и использование единых банков данных;

    8) проведение совместных семинаров, совещаний, конференций;

    9) издание организационно-распорядительных документов;

    10) обмен опытом.

    Координация управления правоохранительными органами является неотъемлемой составляющей государственной политики и предусматривает формирование конкретных целей, обеспечения согласующих действий, определения содержания тактических операций.

    Учитывая активизацию международного терроризма, транснациональной преступности, ведущую роль в координации действий правоохранительных органов любой страны играют международные соглашения. Международное сотрудничество правоохранительных органов базируется на Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных преступным путем, а также на основе решений, принятых на правительственном или межведомственном уровне.

    Правовой базой организации взаимодействия являются: конституционные требования по защите прав человека и гражданина; уголовно-процессуальное законодательство; отраслевые и специальные (функциональные) акты законодательства; указы, распоряжения Президента Украины; постановления Правительства по вопросам борьбы с преступностью и организацией правоохранительной деятельности; государственные программы борьбы с преступностью; международные договоры по вопросам взаимодействия в сфере борьбы с преступностью; ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты; акты Генеральной прокуратуры Украины по вопросам организации взаимодействия.

    Реализация государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, обеспечение общественного порядка, общественной безопасности относятся к сфере задач Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства внутренних дел и его органов на местах, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Министерство внутренних дел является центральным органом исполнительной власти, полномочия которого определены в Положении о Министерстве внутренних дел. В широком смысле, обеспечения общественного порядка и спокойствия граждан является задачей как государственных, так и негосударственных организаций.

    Что такое государство?

    Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

    Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)

    Государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)

    Государство - это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)

    Государство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)

    Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

    Вопрос: Есть ли разница в приведенных определениях государства? Можно ли попытаться разделить эти определения на какие-нибудь группы? Чем они отличаются между собой?

    К слову говоря: очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» - «госуд» - также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» - как владелец всех подданных (рабов).

    В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l’estate» имеет своим корнем латинское «status» - состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и негражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.

    В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) - «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» - ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово - «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» - договор.

    Интересно и другое происхождение слова «государство» - от греческого «полис» (греч. πόλις - город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» - которое переводится как «общее дело».

    Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства - это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя в праве вмешиваться в любые области жизни своих граждан - «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства» . Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства.

    ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

    Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы:

    • Наличие публичной власти. Это те или иные органы законодательной и исполнительной власти, аппарат чиновничества, суды, полиция (полиция, например, была уже в Древнем Египте), армия.
    • Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т. п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородствен­ных связях.
    • Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.
    • Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.
    • Аппарат принуждения.

    Дополнительные признаки государства:

    1. Язык как средство общения на территории того или иного государства.
    2. Единая оборонная и внешняя политика.
    3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние .

    К основным внутренним функциям государства относятся:

    • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
    • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
    • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
      т. п.);
    • социальная функция - организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

    К главным внешним функциям государства относятся:

    • защита границ и оборона страны при нападении извне;
    • внешнеполитическая деятельность - представление страны в отношениях с другими странами;
    • организация экономических связей с другими странами.

    ВОПРОСЫ:

    1. Найдите в приведенном ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

    Ответ

    2. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

    Ответ

    В качестве примеров выполнения государством своих внешнеполитических функций могут быть приведены:

    1) разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;

    2) поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;

    3) защита независимости и территориальной целостности государства;

    4) участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

    3. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

    Ответ

    4. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

    Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

    В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. <…>

    …Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом, и на их исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название - политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

    В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п. <…>

    Политическое правительство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества - это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

    Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип ношений.

    (Пушкарева Г. В. Власть как социальный иститут // Социально-политический журнал. 1995. № 2. 87−88.)

    1) Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

    3) Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и акты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

    Ответ

    1.

    Главная отличительная черта политической власти состоит в том, что решения, принимаемые её субъектом, становятся обязательными для всех членов общества.

    2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    К особенностям политического неравенства на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие:

    Изменение порядка формирования политической элиты в направлении усиления демократичности и открытости;

    Изменение самой политической элиты, которая перестала совпадать с сословным и экономическим делением общества, стала более подвижной и внутренне неоднородной.

    3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    В качестве факторов, влияющих на достижение человеком особого статуса в иерархической структуре общества, могут быть приведены:

    1) исключительные свойства личности;

    2) уровень образования;

    3) поддержка политической организации;

    4) доступ к средствам массовой информации и др.

    4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    В качестве примеров данных норм могут быть указаны:

    1) нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений;

    2) нормы, определяющие порядок формирования политической элиты (в демократических странах нормой стала конкурентная борьба на выборах, в странах с тоталитарным режимом - партийная принадлежность);

    3) нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность («Русская Правда» Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации и др.)

    5. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    Запишите последовательность цифр.

    Ответ

    6. (1−6). Прочитайте текст и выполните задания 1−6.

    Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи, в конечном счёте, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность <…> Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя <…> Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдётся <…> Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо <…> Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно <…> Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных <…>

    (Адаптировано по кн. Н. Макиавелли)

    1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

    3) О каких чувствах подданных по отношению к государю пишет Н. Макиавелли? Какова его позиция по этому вопросу? Как автор обосновывает свою позицию?

    5) М. возглавил государство в трудный момент. Он обещал вывести страну из кризиса, гаранти­руя права собственников и свободу предпринимательства. Вскоре, чтобы пополнить государ­ственный бюджет, М. объявил о национализации нефтедобывающих предприятий и введении ряда государственных монополий. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

    6) Нередко высказывается оценка суждений Н. Макиавелли как аморальных. Согласны ли вы с этой оценкой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту своего мнения.

    Ответ

    1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

    верность государя своему слову;

    способы борьбы с врагами;

    как народ должен относиться к правителю.

    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

    2.В правильном ответе могут быть названы следующие качества:

    верность данному слову;

    прямодушие;

    неуклонная честность;

    сострадательность;

    милостивость;

    искренность;

    благочестие.

    Могут быть названы другие качества.

    3. В ответе должны быть следующие элементы:

    два чувства в отношении людей к государю: любовь и страх;

    обоснование: страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

    4. В ответе могут быть приведены следующие рекомендации:

    можно нарушать свое обещание, если оно вредит твоим интересам или если изменилась ситуация;

    надо рассчитывать на то, что зависит от тебя, а не от кого-то другого;

    ни в коем случае нельзя навлекать на себя ненависть подчиненных;

    нельзя доверять льстецам, лицемерам.

    На основе текста могут быть сформулированы иные рекомендации.

    5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    объяснение приведенного в задании факта, например: изменились обстоятельства, осознание им интересов государства, потому политик М. счел возможным нарушить данное обещание.

    Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

    фрагмент текста: «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

    6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной оценкой;

    два аргумента - объяснения в защиту своего выбора, например:

    в случае согласия может быть указано, что
    Макиавелли призывает государя, по сути, выйти за рамки морали (добра, порядочности, верности и пр.);

    советы Макиавелли исходят из того, что общество аморально по своей природе и руководствуется соображениями личной выгоды, а это не соответствует действительности;

    в случае несогласия может быть указано, что

    советы Макиавелли реалистичны, они учитывают специфику политической деятельности;

    современный политик, чтобы победить на демократических выборах, должен, с одной стороны, нравиться избирателям, с другой - привлекать спонсоров, чьи интересы могут расходиться с интересами большинства общества, с третьей - принимать во внимание объективные потребности государства; всё это трудно реализовать в рамках моральных норм.

    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

    Джон Локк (1632−1704) - британский философ и педагог.

    Учился в Оксфордском университете. Член Королевского общества (1668), член Совета Королевского общества (1669). Сочетает правительственную службу в Англии с масштабной научной и литературной деятельностью.

    Участвовал в составлении конституции для провинции Каролина в Северной Америке.

    Представитель сенсуализма, отрицал наличие врождённых идей у человека, обосновывал принцип «tabula rasa». Эмпирик, считал основой познания исключительно опыт, утверждал первичность ощущений, получаемых благодаря органам чувств, перед разумом.

    Автор педагогической системы, базирующейся на принципе утилитаризма. Объединял физическое, умственное и религиозно-нравственное воспитание в единый комплекс, цель которого - выработать определённые привычки, необходимые в жизни.

    Сторонник отделения церкви от государства. Прославление и познание Бога при этом считал назначением человека.

    Сторонник теории общественного договора и конституционной монархии. Отстаивал наличие естественных прав и свобод, рассматривал государство в качестве их гаранта, теоретик гражданского общества и правового государства.

    Один из авторов доктрины о разделении властей (на законодательную, исполнительную и федеративную, занимающуюся дипломатическими вопросами), первым предложил данную теорию. Подробно изложил собственные политические взгляды в работе «Два трактата о правлении» (1689).

    Воспитатель должен обладать хорошим знанием света, знанием обычаев, нравов, причуд, плутней и недостатков своего времени, в особенности страны, в которой он живет. Он должен уметь показать их своему воспитаннику… должен научить его разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью… Он должен приучать своего воспитанника составлять себе, насколько это возможно, правильное суждение о людях на основании тех признаков, которые лучше всего показывают, что те представляют собой в действительности, и проникать своим взглядом в их внутреннее существо, которое часто обнаруживается в мелочах, в особенности когда эти люди находятся не в парадной обстановке и не начеку.

    От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

    Там, где нет законов, там нет и свободы.

    Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.

    Следовательно, свобода человека и свобода поступать по его собственной воле основываются на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его тому закону, по которому он должен собой управлять, и дать ему понять, в какой степени у него остается свобода его собственной воли. Предоставить ему безграничную свободу до того, как он будет иметь разум, который мог бы им руководить,- это не значит предоставить ему привилегию его природы быть свободным, но значит отбросить его в среду зверей и оставить его в таком жалком состоянии, которое столь же ниже достоинства человека, как и их состояние. Вот что вкладывает власть в руки родителей для того, чтобы они управляли своими детьми во время их несовершеннолетия. Бог поручил им заботиться о своем потомстве и наделил их соответствующей этому склонностью к нежности и заботе, дабы умерять эту власть, дабы применять ее так, как это предписывает его мудрость, на благо детей до тех пор, пока они должны находиться под этой властью.

    Темы эссе:

    1) («Высшая проба», демонстрационный вариант, 2-й этап, 9 класс, 2013 г.)
    «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

    (Николай Бердяев)

    2) («Высшая проба», 2 -й этап, 11 класс, 2013 г.)
    Джеймс Мэдисон писал: «Предрасположение к взаимной вражде столь сильно в человеке, что даже там, где для неё нет существенных оснований, достаточно незначительных и поверхностных различий, чтобы возбудить в людях недоброжелательство друг другу и ввергнуть их в жесточайшие распри». Многие авторы в разное время делали схожие наблюдения, выводя из них различные политические теории. Приведите примеры известных вам теорий такого рода. Что вы знаете и можете сказать о политических выводах Мэдисона? В каких именно институтах они воплотились?

    3. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)
    «Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: „Я, государство, есмь народ“».

    (Фридрих Ницше)

    4. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
    «При настоящем состоянии людей можно сказать, что счастье государств растет вместе с несчастьями людей».

    5. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
    «Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть ещё более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов».

    (П. Я. Чаадаев)

    «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре».
    (У. Шекспир)

    «Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви».
    (С. Цвейг)

    3. («Высшая проба», 2-й этап, 9 класс, 2014 г.)

    «Смешанная республика представляет собой соединение элементов президентской и парламентской республики. Из президентской республики заимствуются широкие президентские полномочия, в том числе право президента распускать парламент при определённых обстоятельствах, а также 4-летний срок президентских полномочий. Из парламентской республики заимствуется двухпалатное устройство парламента и пост премьер-министра, отделённый от поста президента».

    Ответ

    a) о том, что из президентской республики заимствуется право президента распускать парламент (в президентской республике президент не имеет такого права) (2 балла за упоминание пункта + 1 балл за хотя бы один верный пример);

    б) о том, что из президентской республики заимствуется 4-летний срок президентских полномочий (во-первых, 4-летний срок президентских полномочий не является сущностной чертой президентской формы правления. Во-вторых, в смешанных республиках срок президентских полномочий нередко отличается от 4-летнего, например, в России, Франции и др.) (1 балл за упоминание пункта + 1 балл за хотя бы один верный пример);

    в) о том, что из парламентской республики заимствуется двухпалатное устройство парламента (двухпалатный парламент не является обязательным элементом ни парламентской, ни смешанной формы правления).

    4) («Высшая проба», 2-й этап, 10 класс, 2014 г.)

    «Одна из особенностей теории общественного договора Томаса Гоббса состоит в том, что общественный договор заключается между народом и будущим сувереном. Суверен является носителем народной воли, но его власть может быть отторгнута после того, как он совершает действие, почитаемое народом нелегитимным. Однако же, оправдывая восстание против нелегитимного монарха, Гоббс остается теоретиком абсолютной власти».

    Ответ

    Ошибочны следующие утверждения:

    a) о том, что в теории Гоббса общественный договор заключается между народом и будущим сувереном (в этой теории будущий суверен не является участником договора) (3 балла);

    б) о том, что власть суверена может быть отторгнута после совершения им нелегитимного (с точки зрения народа) действия и/или о том, что Гоббс оправдывал законность восстания против нелегитимного монарха (4 балла + 1 балл за упоминание Локка как теоретика свержения нелегитимного монарха).

    181Сутнисть, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

    182Правоохоронни, правозащитные, судебные органы и их роль в реализации государственной правоохранительной политики (государственной политики в сфере охраны порядка)

    181 Сущность, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

    Согласно. Конституции Украины, человек, его жизнь, здоровье, честь, достоинство признано высшей ценностью. Такая задекларованисть определяет содержание и направленность деятельности государства и всех ее орган нов по утверждению, обеспечения и гарантирования прав и свобод человеки.

    Для правового демократического государства признание и практическое осуществление прав и свобод человека и гражданина, обеспечения их защиты - одна из приоритетных функций. Правоохранительная функция является ведущей в с системе внутренних функций государства и предусматривает гарантированную защиту прав и свобод граждан путем установления эффективного правового порядка, обеспечения законности, защиты национальной безопасностии.

    Правоохранительная функция реализуется через правоохранительную политику государства, которая является составляющей государственной политики

    Правоохранительная политика - это отдельный вид деятельности правительства и других общественных институтов общенационального и местного уровней, направленный на:

    Защита и охрану конституционных ценностей украинского государства и общества;

    Обеспечение принципа верховенства права;

    Защита установленных. Конституцией общественного строя, территориальной целостности;

    Защита прав и свобод человека, охране правового порядка, восстановления нарушенного права, выявления и расследования преступлений

    Суть правоохранительной политики заключается в целенаправленной деятельности властных структур и органов государственного управления различных уровней, направленных на обеспечение правопорядка, как объективной потребности решения развития государства и общества, на предотвращение и пресечение правонарушений.

    Важным направлением государственной правоохранительной политики является формирование правовой безопасности, которая является общезначимым ценностью, отвечает интересам общества и граждан. Категория"правовая безопасность"занимает п приоритетное место в системе национальных ценностей. Она является фундаментальным принципом построения правовой системы, отраслей права и их институтов с точки зрения обеспечения безопасного функционирования и развития в общественных отношений. Доминирующим в системе безопасности является создание условий для безопасного существования личности, реализации ее прав и свобод. Следовательно, государство должно гарантировать неукоснительное соблюдение законов, реализ ацию принципа законности, безопасности индивида в обществе, обеспечивать оптимальный баланс между защитой демократических институтов, общих интересов и защитой прав и свобод личности. Эффективная ди яльнисть государства (и общества) по созданию безопасных условий существования обеспечивает естественное функционирование и развитие общественных отношений. Государство должно гарантировать такие средства, способы и формы деятель ности правоохранительных и судебных органов, обеспечивающих соблюдение прав и интересов осиа інтересів осіб.

    Государственная правоохранительная политика направлена??также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, что гарантирует избежание определенных опасностей как для всего общества, так и для отдельных граждан н. Важным является разграничение понятий"общественный порядок"и"общественная безопасность"Общественный порядок это система отношений, совокупность установленных правил, определенный порядок, которые сформировались в обществе и отвечают интересам государства и всех его граждан. Общественная безопасность - это система отношений, которая формируется в процессе предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан, их имуществу. Общественная безопасность - это состояние, когда гражданам не грозит никакая опасность, нет угрозы нарушения нормального функционирования государственных и негосударственных организации недержавних організацій.

    Правовыми основами реализации государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства является. Конституция Украины,. Законы Украины:"О милиции","Об оперативно-розыскной ную деятельность","О службе безопасности","О доступе к судебным решениям","О судоустройстве Украины","О. Конституционном. Суде Украины","О прокуратуре","О. Высшем совете юстиции","О государственной исполнительной сл ужбу","Об. Уполномоченном. Верховной. Рады Украины по правам человека","О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц","Об организационно-правовых основах борьбы с организованной с лочиннистю","О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими","О государственной защите работников суда и правоохранительных органов"Указы. Президента Украины"О. Национальной программе борьбы с коррупцией","О совершенствовании координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью",. Постановлений и. Кабинета. Министров Украины"О государственной службе охраны при. МВД","Об утверждении типовых положений о службе по делам несовершеннолетних"тощтю",. Постанови. Кабінету. Міністрів. України "Про державну службу охорони при. МВС", "Про затвердження типових положень про службу у справах неповнолітніх" тощо.

    Средства, используют органы государственного управления для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, формирования правовой безопасности, общественной безопасности и общественного порядка, по своему оимы форме и содержанию имеют разносторонний характер и зависят от компетенции органов и места, которое они занимают в системе исполнительной власти. Широкие полномочия в сфере обеспечения прав и свобод гром адян, в формировании безопасности имеет высший орган в системе исполнительной власти -. Кабинет. Министров Украины. Защита прав и свобод человека - приоритетное направление деятельности правительства. Ее исполнение осуществляется по большей шого через процесс руководства и непосредственного контроля за работой министерств, центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, а также путем издания специальных постановлений и распоряжений. Деятельность правительства по реализации прав и свобод граждан, формирование правовой, гражданской безопасности, общественного порядка должно основываться на принципах верховенства права, законности, разделение в государственной, коллегиальности, научности, гласностиості.

    Составной государственной правоохранительной политики гарантии (гарантированность) реализации прав и свобод человека и гражданина, предусматривает условия, средства, способы, которые обеспечивают в полном объеме охрану прав и свобод личности. Поэтому спецификой деятельности исполнительной власти относительно прав и свобод граждан является гарантированность их реализации. Ведь провозглашение каких-либо прав и свобод человека и гражданина, даже закрепление их соответствующими правовыми актами государства, ничего не стоит без реальных гарантий осуществления и реализации. Понятие гарантированности означает совокупность объективных и субъективных факторов, направленной правленных на практическую реализацию прав и свобод и на устранение возможных препятствий для их надлежащего осуществленияння.

    Гарантии прав человека и гражданина предусматривают обеспеченность мерами, указанными во внутригосударственном и международном законодательстве. Внутригосударственные институты защиты прав граждан - это систем ма социально-экономических, культурных, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственная защита прав человека и гражданина. Важное значение в практической реализации прав и свобод г ромадянина приобретает система специальных юридических гарантий, среди которых ведущее место занимают административно-правовые. Следовательно, юридические гарантии прав и свобод личности, как нормативно-правовые средства их обес печенья, - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых и институционально-организационных гарантий обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданинина.

    Нормативно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это совокупность правовых норм, определяющих объем прав, свобод, обязанностей граждан, а также средства, установленные для их реализации и и охраны, от нарушений есть это установленные законом и нормами права средства, которыми охраняются и защищаются права граждан, прекращаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. Инсти туцийних-организационные гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это предусмотренные в нормативно-правовых актах общественно-политические институты, на которые возложены соответствующие функции и полномочия по орг анизации и осуществления юридического обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Нормативно-правовые и институционально-организационные гарантии обеспечения прав и свобод - т исно связаны, поскольку в нормативных актах подробно регламентируется деятельность государственных и общественных институтов по организации и осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав и свобобод.

    В институционально-организационном аспекте ведущая роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина принадлежит. Президенту Украины, который, согласно ст 102. Конституции Украины, является гарантом прав и сво обод человека и гражданина. Реализация этих полномочий. Президента осуществляется через инициирование законов, издания указов, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Полномочия гл. Ави государства в сфере защиты прав и свобод граждан воплощено в праве вето в отношении принятых. Верховной. Радой Украины законов, в праве. Президента отменять акты. Кабмина, решения глав местных государственных ад министраций, некоторые другие нормативные акты в случае нарушения прав и свобод личности в Украинїні.

    Полномочия. Президента, как гаранта прав и свобод человека и гражданина, реализуются также через деятельность таких органов как:. Секретариат. Президента;. Комиссия при. Президенте Украины по вопросам общин пьянства,. Управление по вопросам помилования; отдел писем и приема граждан при. Секретариате. Президента. Основная цель указанных органов - усиление гарантий соблюдения прав общинн.

    Институтами, обеспечивающих реализацию гражданских прав и свобод, гарантируют их защиту, является институт. Уполномоченного. Верховной. Рады по правам человека,. Комитет. Верховной. Рады Украины по вопросам правовой пол литики, правоохранительные, правозащитные органы, органы правосудия. Важную правозащитную функцию выполняют негосударственные образования и формирования (общественные правозащитные организации; общественные формирования по х. Орон общественного порядка и государственной границы; правозащитные движения).

    Рассмотрим подробнее особенности реализации правоохранительной политики через правоохранительную, правозащитную деятельность и осуществление правосудия

    Правоохранительная деятельность направлена??на обеспечение принципа верховенства права в обществе. Правоохранительная деятельность - важная составляющая внутренней государственной политики, общие принципы которой определяет. Верховная. Рада Украины. Правоохранительная деятельность обеспечивает эффективность украинского государстваня.

    Приоритетными задачами правоохранительной деятельности являются:

    Защита установленного. Конституцией Украины общественного строя государства;

    Защита политической системы;

    Защита прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, субъектов всех форм собственности;

    Противодействие возникновению нежелательных в обществе отношений, конфликтных проявлений

    Особое место в системе целей и задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и свобод человека, его безопасности, жизни, чести, достоинства, неприкосновенности

    Правоохранительная деятельность - это государственная правомерная деятельность, основная цель которой - охрана прав, восстановление нарушенного права

    Составной правоохранительной деятельности является специальная правоохранительная деятельность, суть которой заключается в приоритетном выполнении порядка конституционного порядка, национальной безопасности, выявлении, розслидува. Анне, пресечении преступлений, исполнении наказаний. Специальная правоохранительная деятельность реализуется через деятельность спецслужб и является инструментом осуществления руководства государства в решении вопросов политически й, экономической, информационной, финансовой опасностейи.

    Правоохранительная деятельность государства осуществляется через систему правоохранительных органов. В. Законе Украины"О государственной защите работников суда и правоохранительных органов"перечислены правоохранительных орга. Ан, к которым относятсях належать:

    Органы прокуратуры;

    Органы внутренних дел;

    Органы службы безопасности;

    Органы военной службы правопорядка в. Вооруженных силах Украины;

    Таможенные органы;

    Органы охраны государственной границы;

    Органы и учреждения исполнения наказаний;

    Органы государственной налоговой службы;

    Органы государственной контрольно-ревизионной службы;

    Органы рыбоохраны;

    Органы государственной лесной охраны;

    Другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции

    Гарантированность прав и свобод человека и гражданина характеризуется наличием эффективного правосудия - неотъемлемого атрибута демократического правового государства. Эффективное правосудия - квинтэссенция регуляций ийнои и охранительной функций государства. Через правосудия граждане могут отстаивать свои права. Правосудие - это государственная деятельность, которую осуществляет суд рассмотрением и решением гражданских, уголовных, господа. РСК и административных дел в судебных заседаниях в особой, установленной законом, процессуальной форме. В. Законе Украины мПро судоустройстве Украины"отмечено, что основным назначением суда обес печенья защиты гарантированных. Конституцией прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Судебная деятельность является разновидностью юрисдикций - ной деятельности, которой присущи признаки и порядка, и правозащитаавозахисту.

    Основная цель судебной деятельности - осуществление правосудия, объединяющая такие формы судопроизводства как конституционное, административное, хозяйственное, гражданское, уголовное. Суды обеспечивающих правовую защиту кон нституцийних и других правовых ценностей. Судебная деятельность - универсальный механизм по защите и охране прав, восстановления нарушенных прав, прекращения нарушения права, рассмотрения споров в суде механизма м административно-правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина охватывает прежде административное правосудие, деятельность административных судов, а также всю судебную систему в сфере защиты прав и свобод граждан. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается как вид государственной защиты, который должен обеспечивать государство соответственно ч. 2 ст 55. Конституции Украины право на судебную защиту предусматривает гарантии эффективного восстановления в правах через осуществлению правосудияавосуддя.

    Важной функцией демократического государства является обеспечение охраны и защиты прав граждан через правозащитные организации, которые являются независимыми от государственных органов, а также через отдельные государственные органы им м присуща открытость, демократичность. Правозащитная деятельность заключается в оказании правовой помощи гражданам, юридическим лицам, иностранцам, лицам без гражданства. Субъектами правозащитной дея те являются: общественные организации (например, правозащитные организации, объединения по защите прав потребителей); предпринимательские структуры (частные предприниматели, юридические лица), предоставляющие разнообразные юриди ские услуги; государственные органы (органы юстиции,. Уполномоченный BP по правам человека); адвокатура; нотариеміат.

    Направленность деятельности правоохранительных, правозащитных, судебных органов определяется пятью основными задачами:

    1) сохранение и охрана существующего конституционного строя;

    2) защита конституционных прав и свобод граждан;

    3) защита правомерных интересов отечественного производителя;

    4) борьба с преступностью;

    5) целенаправленное развитие системы судебной и правоохранительной деятельности

    Важными факторами эффективности судебной, правоохранительной и правозащитной деятельности, как составляющих внутренней государственной политики, является высокий уровень компетентности и профессионализма персонала уполномоченных органов, а также совершенство выполнения организационно-управленческих функции.

    Специфической особенностью правоохранительной деятельности в современных условиях является применение ее как средства управления и контроля за социальной сферой, за развитием хозяйственной деятельности, за ходом хозяйствово но-экономических процессов. Наблюдается расширение влияния органов, юридическиї

    практики на функционирование банковско-финансовой сферы, на деятельность различных отраслей народного хозяйства (таких как топливно-энергетический комплекс, транспортные перевозки), а также на процессы приват зации, на управление предприятиями, в уставном фонде которых есть доля государственных средств. Однако следует указать, что предусмотрен только влияние правоохранительных органов на экономические, финансовые, технические реше ния, принимаемые в процессе социального управления. Такое влияние правоохранительных органов должна предохраняющее действие. Через обнаружения контрабанды, прекращения выпуска некачественной продукции правоохранительные органы (орган и прокуратуры, службы безопасности, таможенные органы, пограничные войска, органы внутренних дел, адвокатура) способствуют решению одной из ключевых проблем экономики - защиты отечественного производителя,. Подол нню негативных товарообменных отношений. Такая направленность правоохранительной деятельности против нежелательных социально-экономических явлений, приостановление противоправных действий имеет конструктивный характер и положительно оп заливают на политические процессцеси.

    Эффективность государственной правоохранительной политики изрядно зависит от взаимодействия органов защиты правопорядка, объединения их усилий по борьбе с преступностью и с целью защиты прав и свобод граждан. Да ака координация правоохранительной деятельности - одна из управленческих функций, объединяет и систематизирует усилия правоохранительных и других государственных и негосударственных органов и учреждений для достижения основных задач по борьбе с преступностью. Сущность координации заключается в объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью, прежде всего организованной, в предотвращении ей, в согласовании действий, соблюдайте иманни законодательствава.

    Основными формами координации правоохранительной деятельности являются:

    1) разработка и осуществление специальных операций;

    2) совместные оперативные совещания;

    3) создание совместных следственно-оперативных групп;

    4) обмен информацией;

    5) общий анализ информации;

    6) совместные выезды в регионы (районы, области);

    7) внедрение и использование единых банков данных;

    8) проведение совместных семинаров, совещаний, конференций;

    9) издание организационно-распорядительных документов;

    10) обмен опытом

    Координация управления правоохранительными органами является неотъемлемой составляющей государственной политики и предусматривает формирование конкретных целей, обеспечения согласительных действий, определение содержания тактических опера эти.

    Учитывая активизацию международного терроризма, транснациональной преступности, ведущую роль в координации действий правоохранительных органов любой страны играют международные соглашения. Международное сотрудничество правоохранительных органов базируется на. Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, а также на основе решений, принятых на правительственном или межведомственном уровнеі.

    Правовой базой организации взаимодействия являются: конституционные требования относительно защиты прав человека и гражданина, уголовно-процессуальное законодательство; отраслевые и специальные (функциональные) акты законодательства;; указы, распоряжения. Президента Украины; постановления. Правительства по вопросам борьбы с преступностью и организацией правоохранительной деятельности; государственные программы борьбы с преступностью, международные договоры с п. Итан взаимодействия в сфере борьбы с преступностью; ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты; акты. Генеральной прокуратуры Украины по вопросам организации взаимодействующих.

    Реализация государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, обеспечение общественного порядка, общественной безопасности относятся к сфере эры заданий. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины,. Министерства внутренних дел и его органов на местах, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Министерство вн утренние дел является центральным органом исполнительной власти, полномочия которого определены в. Положении о. Министерстве внутренних дел. В широком смысле, обеспечения общественного порядка и спокойствия гром адян является задачей как государственных, так и негосударственных организацииій.



    Что еще почитать