Рубрика: Дикие животные. Дикие животные Представители диких и домашних животных

Тема урока: Дикие и домашние животные.

Цель: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Предметные результаты:

знать, каких животных называют дикими, каких - домашними (давать определения);

различать диких и домашних животных;

приводить примеры диких и домашних животных;

рассказывать о значении домашних животных для человека.

Метапредметные результаты:

Овладевать действиями анализа, классификации, отнесения к известным понятиям;

отвечать на простые и сложные вопросы;

использовать текстовую информацию и самостоятельно подготовленные рисунки для подготовки ответов на вопросы;

принимать и сохранять целевые установки урока;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку, контролировать успешность учебных действий, при необходимости - осуществлять корректировку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

взаимодействовать в паре и группе для решения учебных задач;

Личностные результаты:

Осознавать значение домашних животных для человека, для своей повседневной жизни.

Оборудование: карточки со словами «животные», «дикие», «домашние», «кто кормит», «кто строит», «кто заботится», «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», « волк», «польза», «общение», «материалы», «пища», «помощь»; картинки животных: корова, еж, лиса, белка, свинья, медведь, конь, заяц; предметы для мешочка: яйцо, варежка, ремень, перо, у учеников- стрелки из цветной бумаги.

Оргмомент

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

2. Актуализация знаний

У вас на партах лежат разные картинки. Я загадаю загадку, вам нужно ее отгадать, ученик, у которого будет отгадка, выйдет к доске и прикрепит картинку.

1.Сама пёстрая

Ест зелёное

Даёт белое (корова)

2. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

3.Обежала уж весь лес.

Хвост мелькает там и здесь

То не девица - краса

Это - рыжая …. . (Лиса)

4.Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

5.Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посередине - спинка,

На спинке - щетинка. (Свинья)

6.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

7.Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек,

Но в век машины и мотора

Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)

8.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

Как одним словом назвать то, что изображено на картинках? (Животные).

(На доске появляется слово «животные»)

Молодцы, хорошо справились. Задание следующее. Распределите эти картинки на две группы.

(У доски работают два ученика)

По какому принципу вы разложили эти картинки?

Как выдумаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока?

(Дикие и домашние животные) Слайд 2

(На доске слова «дикие», «домашние»)

Какие вопросы вы поставите перед собой? (Узнать, как различить диких и домашних животных, когда появились домашние животные, кто был первым домашним животным, какая польза человеку от домашних животных)

Откроем учебник на стр.72 и прочитаем, чему мы научимся.

3. Освоение нового содержания и его применение.

Итак, животных можно разделить на домашних и диких.

Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними?

В этом нам помогут вопросы: кто кормит? кто строит жильё? кто заботится о потомстве?

(на доске «кто кормит», «кто строит жильё» «кто заботится»)

Проверим правильность наших предположений. Слайд 3 дикие животные, слайд 4 домашние

Проверим, как вы поняли. Откроем рабочие тетради на с. 50.

1вариант - подчеркивает зеленым карандашом диких животных,

2 вариант красным карандашом - домашних животных

Параллельно ученик с синдромом Дауна работает с картинками, распределяя диких и домашних животных.

(Для тех кот быстро выполнит задание, дается карточка с текстом о приручении животных)

Итак, дикие животные живут в природе, а откуда появились домашние животные?

Все домашние животные когда-то давно были дикими. Но ещё в древние времена люди приручили диких зверей и они стали жить рядом с ними. Учёные предполагают, что первым домашним животным, которое приручил человек, был волк. Постепенно люди приручили и других животных.

На доске картинка «волк»

Домашние животные у человека появились разными путями.

Волки обитали возле жилищ древних людей, в основном копались на древних помойках и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.

Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад. Все ныне живущие домашние кошки происходят от ближневосточной ливийской (нубийской) кошки.

Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали (сейчас точно также поступают многие дикие племена людей). Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе, да еще и целенаправленно отбирать лучших с точки зрения человека. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Первыми одомашнили баранов (муфлонов - 10000 лет назад) , затем коров (туров - 7500 лет назад) , последними лошадей (тарпанов около 5000 лет назад) . Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.

4. Физкультминутка

- Дидактическая игра

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучится:

«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!
Дверь скорее открывай
Лапу подавай»

- Сядет тот, кто назовет жилище:

волка -…логово, медведя - …берлога, ос - …гнездо, пчел - … улей, белки - … дупло, бобра - … хатка, курица - … курятник, лошадь - …конюшня, лиса - … нора, заяц - … под кустом

5. Продолжение работы над темой

На какие группы можно разбить этих животных? Слайд 6

На экране: курица, кролик, индюк, лошадь, гусь, овца

(Звери, птицы)

На доске слова «звери», «птицы»

А знаете ли вы другие виды домашних животных? В этом вам поможет загадка Слайд 7

С хвостом, а не зверь.

С перьями, а не птица. (рыба)

На доске слово «рыба»

К домашним видам рыб относят золотую рыбку и карпа

Мед на зиму припасла работящая … (пчела) Слайд 8

К какой группе отнесем пчелу?

Насекомые

На доске слово «насекомые»

Ученикам на дом раздавались интересные факты о пчеле. Ученики выступают с сообщением

У пчел пять глаз.
Три в верхней части головы и два спереди.

Пропуск в улей

У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к улею, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Пчелы зимой

Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи.

Хоть имеет много ножек, Слайд 9

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

Но не обычная, а очень полезная для человека. Называется тутовый шелкопряд. Тутовые шелкопряды поедают только тутовые деревья. Гусеницы шелкопрядов едят днем и ночью без остановки. На протяжении многих веков, человек содержал шелкопряда в домашних условиях и поэтому, сегодня эти бабочки не могут выжить без его заботы и опеки. Например, гусеницы не будут искать еду, даже если очень голодные, они будут ждать, пока их накормит человек. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м, их которой потом делают знаменитый во всем мире шелк.

Работа с учебником

Вот мы и подошли к следующему вопросу: для чего человек разводит домашних животных. Обратимся к учебнику на с. 74. Рассмотрите рисунки и фотографии. Что человек получает от домашних животных? Соедините животное и продукт, получаемый от них с помощью стрелок из цветной бумаги. Проверьте работу соседа по парте. Составьте предложение по вашим моделям.

Параллельно ученик с синдромом Дауна распределяет картинки «кто что дает»: корова - молоко, курица - яйцо, овца - варежки, шуба.

Таким образом, домашние животные являются источником пищи и материалов, например шерсть, кожа, перо.

На доске появляются слова «пища», «материалы»

Поиграем в игру «Волшебный мешочек». В мешочке лежат разные предметы. Вы должны наощупь определить предмет и сказать благодаря кому он появился.

(В мешочке лежат: яйцо, варежки, ремень, перо)

Но кроме продуктов питания животные являются большими помощниками человеку. На доске слово «помощники».

Еще одно важно качество у домашних животных: они необходимы для общения.

На доске слово «общение». Слайд 11

6. Рефлексия.

Итак, давайте повторим о том, что узнали

(По карте, которая получилась в ходе выставления слов на доске, ребята рассказывают пройденный материал).

С помощью сигнальных карточек покажите, насколько вы поняли материал урока. Красный - понял очень хорошо

Желтый - понял недостаточно

Зеленый - тему не понял, требуется помощь.

7. Итог урока

Закончите предложение:

Мне сегодня понравилось…

О каком животном вы хотели бы узнать больше?

На все ли вопросы мы сегодня нашли ответ?

8. Домашнее задание

В рабочей тетради на стр. 50 №3 отгадайте загадки, в учебнике стр. 74 -75 прочитайте «Легенды о животных».

Слайд 12 -молодцы. Выставление оценок

Дикие животные это те представители фауны, которые обитают в условиях естественной среды. От домашних, дикие животные отличаются внешним видом, особенностями поведения и питанием.

В отличие от таких животных как кошки, собаки, коровы, свиньи и другие которых человек приручил много веков назад и сделал своими помощниками, у диких животных заложен несколько другой тип восприятия опасности и мотивации на исследование объекта опасности — человека. Осторожное отношение к людям и страх перед ними вырабатывалось у представителей дикой фауны веками.

Поэтому представители Homo sapience воспринимаются многими дикими животными часто как . Способность диких животных жить рядом с человеком зависит от большого количества факторов. Многие виды диких животных, живущие долгое время неподалеку от человека, страх и агрессию могут выражать не явно, однако их поведение плохо адаптируется для содержания таких животных в домашних условиях.

Различия между одомашненными человеком в процессе эволюции животными и дикими животными, естественная среда обитания которых природа, лежат в биологических особенностях этих видов животных.

Исследователями выделяются два основных типа поведения диких животных. Различают «социальные» виды диких животных, т. е. особи этого вида, обитают семьями на территориях, не перекрещивающихся между собой и, как правило, не защищаемых. «Территориальные» виды диких животных отличаются тем, что контакт между особями осуществляется преимущественно в период спаривания и ухаживания за потомством. К последнему типу относятся хищники.

Кроме того, отличается у диких и домашних животных и рацион питания. Организм большинства видов представителей диких животных ориентирован на природный рацион. При содержании дикого животного в домашних условиях к различным заболеваниям и летальному исходу может привести прием в пищу даже максимально приближенного к естественному для данного вида представителей дикой фауны меню. Чтобы дикие животные в домашних условиях чувствовали себя хорошо, были активными и здоровыми необходимо давать им живой корм. , разнообразные фрукты и мясо должны быть обязательно предусмотрены при кормлении диких животных.

Эти отличия между домашними животными и животными, для которых естественной средой обитания является дикая природа, и являются причиной того, что содержание дикого животного в домашних условиях связано со многими трудностями и большой ответственностью заводчика.

Радость приносят людям и . Прекрасные наши леса, залюбоваться можно освещенными солнцем лужайками, однако насколько одухотворённой становится эта красота, когда между деревьями появится мощный зубр, мелькнет огненно-рыжий мех лисицы или выпрыгнет на поляну стройный олень с раскидистыми рогами или робко выглянет олениха со своим детенышем. Как же людям нужно оберегать эту непревзойдённость живой природы!

Охрана животного мира - дело первостепенной важности. Тем более, что сейчас люди, вооруженные мощной техникой, все больше и больше проникают в ту среду, в котором живут дикие животные, и ставят под угрозу их существование. Установлено, что главная причина гибели многих видов животных - изменения окружающей среды под влиянием деятельности человека. Поэтому сейчас такое внимание уделяется вопросу научно обоснованной охраны животных и окружающей среды.

Правильное ведение сельского, лесного и охотничьего хозяйств, устройства резерватов и заказников, заповедников и национальных парков во многом способствует успешному решению этого важного вопроса. И то, что сегодня в 100 странах мира существует более 1100 охраняемых территорий, которые занимают огромную площадь - более 235 млн. га, что составляет 1,6% всей суши земного шара, дает основания надеяться, что человечество сумеет сохранить своих "младших », а заодно и" старших братьев "- животных. Способствует охране животного мира и международное сотрудничество ученых различных стран в области охраны окружающей среды, в частности животных.

Издавна возбуждали у людей тягу к прекрасному. Совершенство их форм, грациозность и сила движений, разнообразие и красота окраски способствовали развитию эстетических чувств.
Животные влекли, а иногда пугали людей, вызвавших их неослабевающий интерес. Благодаря их полезности или из-за того, что они угрожали жизни и здоровью, животные становились объектом религиозного поклонения. Так возникла фетишизация животных, местами сохранилась до наших времен.

Культ диких животных

В Древнем Египте - самой древней стране земледелия - много животных считали священными. Очень распространенным был культ священного быка Аписа, которого почитали как земное воплощение бога Пта - покровителя искусств и ремесел. Жрецы ухаживали этих животных в построенных для них храмах, а после смерти их бальзамировали, украшали драгоценностями и хоронили в огромных гранитных саркофагах (более 60 т веса) в специальных склепах. В ибис (птицах ряда лелекоподибних) египтяне видели воплощение Тота (первоначально бог Луны, а позже - бог мудрости, покровитель наук).
Большим почетом были окружены и нильские крокодилы: их украшали драгоценными украшениями, кормили отборным пищей. Египетская кобра, или гая, считалась символом мудрости и могущества. Если кто-то, даже непреднамеренно, убивал кошку - тоже священное животное, то за это платил жизнью. А высеченные из камня изображения жука-навозника - скарабея носил почти каждый египтянин. Ведь то, что жук катал шары из навоза, которыми он питается, отождествлялось с движением Солнца по небу, а богом Солнца был Ра - главный из всех богов, творец мира.

Культ быка и коровы был распространен во многих азиатских и европейских странах. Остатки его еще теперь можно встретить в Индии. Мало того, что эти животные свободно гуляют по улицам больших городов, в некоторых местностях во время праздника бога Бега коров моют, чистят, иногда украшают цветами и кладут в постель хозяев, которые в это время спят в сарае на чистой соломе. В Индии до сих пор священными считаются макаки-резусы, которых там так много (до 40 млн.), что они «собирают» немалую долю урожая с полей. В Таиланде, Лаосе, Индии священными являются белые слоны (альбиносы). Из пресмыкающихся объектом поклонения в Индии и кобра или очковая змея, а в некоторых местах Северной Бирмы - королевская кобра, одна из самых опасных ядовитых змей.

Дикие животные как национальные символы

Некоторые животные стали национальным символом страны, их изображения встречаются на гербах и государственных флагах. В Соединенных Штатах Америки такой эмблемой является белоголовый орлан. На гербе Гватемалы красуется квезаль - свободолюбивая птица дивной красоты, а на гербе Новой Зеландии - бескрылая птица киви. На гербах и государственных флагах Австрии, Ирана, ПНР, Эфиопии, Шри Ланка и другие страны изображены орлы и львы - как символы могущества.

Тяга к природе увеличился в наше время, когда многие, проживая в крупных городах, невольно отдаляются от нее. Большое внимание привлекают к себе животных, которые отличаются от других особенностями своего строения или поведения, выделяются размерами, формой тела, окраске, передвижением, численности, своей полезностью или вредностью.

Заповедники для дикой природы

В нашей стране большую роль играют заповедники, которые являются высшей формой охраны природных участков. Сейчас их около 120, а в ближайшие годы предполагается организовать по крайней мере еще 25 заповедников. Тогда их общая площадь составит 12,5 тыс. га. Кроме того, функционируют еще около 1,5 тыс. заповедников и несколько национальных парков. В основном именно благодаря деятельности заповедников и заказников удалось сохранить и восстановить численность 18 очень редких видов животных и около 30 видов птиц.

То, что сегодня существуют зубры и в их стадах уже насчитывают сотни особей, - заслуга Беловежского , Приокско-Тераського и Кавказского заповедников. Если до сих пор сохранился кулан , то благодарить за это надо Бадхизькому заповеднике (Туркмения).Старейший из наших заповедников - Баргузинский (северо-восточное побережье Байкала) сыграл огромную роль в значительном увеличении численности соболя.

От окончательного уничтожения речного бобра спасены, созданием Воронежского заповедника . Сохранению выхухоли - редкого пушного зверька - способствует Хоперский заповедник. Древней антилопу - сайгака охраняет заповедник Барса-Кельмес (остров на Аральском море).

Сихотэ-Алинский и Лазовский заповедники - надежное убежище уссурийского тигра, пятнистого оленя и горала, Кандалакшский заповедник - гаги, ценной северной утки, от которой получают высококачественный пух.

Наука в дикой природе

Экологические и природоохранные исследования на Украине в системе АН УССР осуществляются с первых лет ее существования, однако особого масштаба они приобрели в последнее время. Украинские биологи проводят экологические и биогеоценологични исследования в республиканских заповедниках (Черноморском, Аскания-Нова, Карпатском, Полесском и т.д.). С развитием зоологической науки, с открытием новых видов и глубоким изучением организации и происхождении животных, систематика постепенно совершенствовалась, выделялись новые систематические единицы (даже такие крупные, как типы), менялась последовательность размещения отдельных единиц в системе.

Современная система является естественной, поскольку отражает родство организмов и определенные этапы их исторического развития.
Типы в естественной системе размещают в восходящем, поступательном порядке, от простых до сложных, поскольку такой принцип дает возможность отразить основные этапы эволюции органического мира.


Если Вам понравился наш сайт расскажите о нас своим друзьям!

Виды диких животных


Рис. 2. Тюлень с детенышем ()

Рис. 3 и 4. Верблюд и черепаха - обитатели пустынь (), ()

Все животные прекрасно приспособились к своей среде обитания.

Есть животные - прекрасные строители: пауки, бобры, муравьи (рис. 6-8), и те, которые большую часть жизни проводят в кроне дерева, где спят и питаются листьями, - коалы и ленивцы.

На Земле обитают сумчатые животные. К ним относятся всем известные кенгуру, а также сумчатый дьявол и сумчатая мышь (рис. 9, 10).

Рис. 9 и 10. Сумчатые животные: кенгуру и тасманийский дьявол (), ()

Есть животные с необычной внешностью - утконос, звездорыл (рис. 11, 12), или с необычным названием: ай-ай, перевязка, соня (рис. 13, 14).

Рис. 11 и 12. Утконос и звездорыл (), ()

Рис. 13 и 14. Животные со странными названиями: ай-ай и перевязка (), ()

Самым маленьким млекопитающим на Земле является карликовая белозубка, достигающая в длину всего 1 см и весом 3 грамма (рис. 15).

Рис. 15. Карликовая белозубка ()

Самым большим сухопутным животным является африканский слон (рис. 16).

Рис. 16. Африканский слон ()

Самым большим животным на земле является синий кит (рис. 17), самым быстрым бегуном - гепард (рис. 18), а пловцом - парусник (рис. 19), самый сильный - муравей, а жук носорог может поднимать вес, превышающий его в 850 раз.

Рис. 17. Синий кит ()

Рис. 19. Рыба-парусник ()

Самым высоким животным является жираф (рис. 20), а самым зубастым - садовая улитка. Существуют такие животные, как стеклянная лягушка, летучая собака, рыба-капля, карликовая лошадка (рис. 21-23). И этот список можно продлевать до бесконечности. О них можно узнать из книг, энциклопедий, Интернета, телевидения.

Рис. 21. Стеклянная лягушка ()

Рис. 22. Рыба-капля ()

Рис. 23. Летучая собака ()

Все животные являются частью живой природы. Всех их объединяет то, что они рождаются, дышат, питаются, растут, дают потомство и умирают. В этом они схожи с растениями. Отличаются они от растений образом питания. Животные могут питаться как растениями (травоядные), другими животными (хищники), растениями и животными (всеядные).

Ученые разделили всех животных на группы. Самый многочисленный класс живых существ на Земле - насекомые. На сегодняшний день описано и изучено более 1 млн видов этих существ. Реальное число насекомых может быть в разы больше. Латинское название насекомых переводится как «разделенные на членики». У всех насекомых 3 части: голова, грудь и брюшко (рис. 24).

Рис. 24. Строение насекомых ()

У них может быть от 2 до 10 глаз, но обязательно 6 лапок. Этим они отличаются от всех остальных животных. Орган слуха у насекомых может быть не только на голове, но и на конечностях, как у кузнечика (рис. 25).

Рис. 25. Кузнечик ()

Определять запахи насекомым помогают усики.Дневные бабочки ощупывают цветки передними лапками. Некоторые насекомые (шмели, бабочки) питаются цветочным нектаром и пыльцой, тля высасывает сок растений, жуки-древоточцы - древесину, но все они - растительноядные насекомые (рис. 26, 27).

Рис. 26 и 27. Траурница и тля - растительноядные насекомые (), ()

Божьи коровки охотятся за тлей, стрекозы поедают мух и комаров - потому такие насекомые относятся к хищникам (рис. 28, 29).

Рис. 28 и 29. Насекомые-хищники - божья коровка и стрекоза плоская (), ()

Рыжие лесные муравьи могут питаться всем - насекомыми, нектаром, растениями - потому их называют всеядными (рис. 30). Нужно помнить, что муравьи защищают лес от жуков и гусениц, которые грызут листья. Потому нужно беречь их и не разрушать муравейники.

Рис. 30. Муравьи - всеядные насекомые ()

Есть насекомые, которых человек одомашнил. К ним относится медоносная пчела и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шелк (рис. 31, 32).

Каждый школьник знает, что на Земле воды намного больше, чем суши. Вода бывает пресная и соленая. Обитает в ней еще один класс животных - рыбы. Тело рыб покрыто чешуей и слизью. У большинства рыб форма вытянута и сжатая по бокам, а голова плавно переходит в туловище и хвост. Дышат рыбы кислородом, который растворен в воде. Питаются они по-разному. Среди рыб есть растительноядные (толстолобик, белый амур (рис. 33, 34)) хищные (щука и окунь (рис. 35, 36)) и всеядные (карась и карп).

Рис. 33 и 34. Растительноядные рыбы: толстолобик, белый амур (), ()

Рис. 35 и 36. Рыбы-хищники: щука и окунь (), ()

Рыбы - самые древние из позвоночных животных (рис. 37).

Рис. 37. Рыба-целакант ()

Размеры их варьируются от 1 см (карликовые бычки) до 10 и больше метров (китовая акула) (рис. 38, 39).

Рис. 38 и 39. Карликовый бычок и китовая акула (), ()

Существует огромное количество удивительных рыб - летучая и лазающая рыбы, опасные пираньи, а также рыба-луна, рыба-камень, рыба-меч, рыба-петух (рис. 40-42). Некоторые виды рыб человек научился разводить на рыбных фермах, например форель.

Рис. 40, 41, 42. Рыба-луна, рыба-камень, рыба-петух (), ()

Еще один класс животных - это амфибии или земноводные. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны, саламандры (рис. 43-46). Рождаются они обязательно в воде, а взрослые особи могут обитать как в воде, так и на суше. Их личинки дышат жабрами, а взрослые особи - только легкими. Кожа земноводных всегда голая и участвует в дыхательных процессах. Лягушки кожей даже могут впитывать воду. Температура земноводных зависит от температуры окружающей среды, потому на зиму или в холодное время года они засыпают. Все земноводные являются хищниками.

Рис. 43 и 44. Лягушка и жаба (), ()

Рис. 45 и 46. Тритон и саламандра (), ()

Давным-давно на Земле господствовали рептилии, или пресмыкающиеся. Они первые заселили сушу. Многие рептилии, такие как динозавры, давно вымерли (рис. 47).

Рис. 47. Тираннозавр ()

Современные пресмыкающиеся (ползающие) черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы живут в основном в теплых и жарких странах (рис. 48, 49).

Рис. 48 и 49. Черепаха и крокодил - рептилии (), ()

В РФ также обитают некоторые виды ящериц и змей. Зимой они спят, и потому увидеть их можно только в теплое время года (болотная черепаха, гадюка (рис. 50), прыткая ящерица). Кожа большинства пресмыкающихся - сухая и покрытая чешуйками или щитками. Рептилии могут жить как в воде, так и на суше.

Ученые считают, что именно от мелких динозавров произошла особая группа животных - птицы, например от археоптерикса (рис. 51).

Рис. 51. Археоптерикс - возможный предок птиц ()

Птиц еще называют пернатыми, поскольку у них у единственных есть оперение. Перья защищают птицу от царапин и ударов, от жары и холода, от вымокания и пересыхания. Перья у птиц различные - все зависит от их образа жизни. Скелет птицы состоит из полых костей, он легкий и прочный. Летают птицы с помощью перьев хвоста и крыльев. У птиц нет зубов, но есть костяной отросток - клюв. Форма его может быть различная, по ней можно определить, чем питаются птицы. Птицы распространены на всех континентах. Существуют птицы водоплавающие (лебедь, утка (рис. 52, 53)), хищные (сова, ястреб, орел (рис. 54, 55)), нелетающие (пингвины, киви (рис. 56, 57)), бегающие (страус (рис. 58)). Есть городские птицы, которые приспособились жить вблизи человеческого жилья (голубь, воробей, ворона).

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.



Что еще почитать