Современная теория происхождения государства – потестарная, или кризисная. Кризисная теория происхождения государства Теория внутреннего конфликта

Первичной в истории человека формой людской жизни, захватившей эпоху от формирования личности до преобразования государственности, было первобытное общество.

Юридическая наука может пользоваться археологической периодизацией, отмечающей в развитии первобытного социума, следующие основные моменты: этап присваивающего типа экономики; этап производящего типа экономики.

Между подобными этапами проходил важный рубеж неолитической революции. Очень долго человечество жило в виде стада, а позже при помощи создания родовой общины и ее разложения, перетекло к форме государства.

Сущность и развитие кризисной теории происхождения государства

Во время этапа экономики присвоения индивидуум радовался тому, что отдала ему природа, поэтому занимался именно собирательством, рыбной ловлей, охотой, а в виде орудий труда использовал разные природного типа материалы, такие как камни, палочки.

Форма общественной организации в подобном социуме - родовая община, то есть объединение (общество) людей, которое базируется на кровных взаимоотношениях и ведущее общее хозяйство. Родовая община соединяла разные поколения: стариков-родителей, молодых юнцов и девушек и их детей. Возглавляли подобную общину самые авторитетные, умные, опытные добытчики еды, любители традиций, ритуалов, проще говоря, лидеры. Родовая община считалась личным, а не территориальным совмещением индивидуумов. Семейного типа общины соединялись в самые большие образования, такие как родовые общины, племена, племенные союзные группы. Эти образования тоже основаны были на родственных взаимоотношениях. Цель подобных совмещений - защищенность от внешнего влияния (нападения), организация походов, охота группой и так далее.

Объяснение

Особенность подобных объединений - кочевнический тип жизнедеятельности и настрого фиксированная система возрастного разделения деятельности, что отмечалось строгим разделением функций по жизненному обеспечению общины. Чуть позже брак групповой изменился на парный брак, вместе с запретом кровных уз, ведь это приводило к рождению больных детей.

Первый этап первобытного социума выделялся управлением в объединении на основе естественного самоуправления, т.е. такой формы, которая могла бы подходить уровню развития людей. Власть имела социальный характер, так как источником ее была группа, самостоятельно создававшая органы управления. Община в общем плане считалась источником власти, и ее члены сами пытались осуществлять всю полноту власти.

Подобная община выделялась существованием определенных институтов власти:

  • глава (лидер, вожак);
  • совет самых умнейших и важных людей (старейшин);
  • основное сборище всех взрослых индивидуумов объединения, которое решало важные вопросы.

Основными чертами власти первобытного объединения считались:

  • выборность;
  • изменяемость;
  • оперативность;
  • отсутствие привилегий;
  • социальный характер.

Власть родовая могла иметь последовательный и демократичный тип, это представлялось реальным при условиях отсутствия любого имущественного отличия между членами общества, наиболее полноценного равенства, общей системы желаний и интересов всех членов объединения.

В 12-10 тысячелетия до н.э. начали возникать экологически кризисные феномены, такие как неприятные изменения климатических условий, повлекшие смену мегафауны: исчезали звери и растительность, а ведь все это было пищей для человека. Данные феномены, по мнению ученых, стали угрозой жизни человека, как биологического вида, что создало нужду перехода к появлению нового образа существования и нового производства – производящей экономике.

Этот переход в литературной сфере назывался «неолитической революции» (неолит считается иным каменным веком). Хоть этот феномен называют революцией, оно не было разового типа, скоротечного по своему характеру, все происходило медленно и долго, сам переход охватывал сотни и тысячи лет. На протяжении всего периода осуществился переход от охоты, рыбной ловли, собирательства, различных видов земледелия и скотоводства к самым улучшенным формам земледелия, таким как поливное, подсечно-огневое, и так далее. А в скотоводческой области – к пастбищному, отгонному и прочее.

Смысл неолитической революции – для того, чтобы исполнить личные желания индивидуум был вынужден перейти от присвоения уже существующих важных форм к настоящему активному труду, в том числе и к собственноручному созданию орудий. Этот переход был совмещен селекционной работой, как в сферах скотоводства и земледелия. Постепенно люди обучились созданию керамических предметов, а позже перешли на металлическую обработку и металлургию.

Объяснение

По мнению разных специалистов в сфере науки, производящая экономика уже к четырем тысячелетиям до н.э. становилась вторым и главным методом существования и производства человека. Этот переход перетянул за собой перестройку организации взаимоотношений властного типа, в том числе создания простейших государственных объединений – первичных классовых городов-государств.

Появление, а после улучшения земледельческих обществ подводило к созданию на их основе ранних цивилизаций. Они появлялись первично в долинах крупных рек, таких как Нил, Евфрат, Инд, и прочее, это объяснялось более подходящими погодными и ландшафтными условиями подобных мест. Переход к производящему типу обуславливал подъем всего человечества, что было важным для расцвета цивилизации. Производящего типа экономика стала приводить к усложнению производственной организации, созданию новых опций организации и управления, потребности урегулирования сельского и хозяйственного производства, нормирования и учета рабочего вклада каждого члена общества, итогов его труда, деятельность каждого в создании социальных фондов, разделения доли сформированного продукта.

Объяснение

Неолитическая революция, которая разъяснила переход людской жизни к производящей экономике, подвела первобытный социум к его разделению, формированию классовости и потом – к созданию государственности.

Теологическая (религиозная, теократическая) теория (теос – бог – государство результат божественной воли ) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана ). Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 – 1515), на Западе – средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 – 1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию , следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.

Патриархальная (патерналистская) теория (государство это большая семья) (Аристотель, в Китае – Конфуций, 551 – 479 до н.э.), основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель . Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский (Россия, 1842 – 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы. Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.


Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория – предполагает социальное предназначение государства – в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения ; если между населением, то – договор объединения . Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

Достоинство данной теории : она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества.

Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).

Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы . Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино, Ф. Ницше ).

Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И. Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации , основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними . Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли . Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории - Л.И. Петражицкий . Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей , а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию , следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно , поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.

Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.

Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).

Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

В юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, и т.д., всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства . Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Основные признаки государства:

1. наличие публичной политической власти , располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Наличие особого слоя лиц – государственных служащих;

2. территориальная организация населения – означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы, которые означают территориальную неприкосновенность страны;

3. государственный суверенитет – независимость гос. власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Верховенство – полнота государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по м/н договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов м/н права;

4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов – определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;

5. наличие государственной казны , что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое;

6. Правотворчество – издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;

7. Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);

8. Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения);

9. Тесная органическая связь государства с правом ;

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства

Таким образом, государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.

Главное предназначение государства – служить обществу . В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;

3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

В идеале социальное назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью : какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Общечеловеческое предназначение Государства – быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Первый подход – Классовая сущность государства – состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

2. Второй подход – Общесоциальная сущность государства – способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

1. Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

2. Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

3. Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства – черты классовости.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства . В ней присутствуют начала как так называемой классовости , т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.

1. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и другие

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве - теоло­гические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея бо­жественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и ука­зывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью , а впоследствии - с пра­восудием .

Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нару­шение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим бо­жественный порядок в обществе, является наказание : при жизни - со стороны государства, а после смерти за прегрешения, проступки и преступления - божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появ­ляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского (согласно его учению миром управляет Божественный разум). Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон . Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек разли­чает добро и зло, должное и недолжное поведение.

Естественный закон есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей, он отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых - силой и страху принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям божественному закону, то им можно не повиноваться.

Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан).

Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, со­фисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат согла­шения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимо­отношениях определенных правил , чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали Аристотель, Сократ, Платон. Они утверждали, что не всё право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, независящие о воли людей и составляющие естественное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. Однако Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначала одних людей быть свободными, а других - рабами. Однако отношения между рабом и господином должны быть дружественными, т.к. они покоятся на естественных началах. В эпоху Средневековья эти теории претерпели серьёзные изменения. Мыслители этого периода исходи из божественного происхождения права. Но позднее (17-18 вв.) Гроций, Спиноза, Руссо, Радищев отказались от идеи божественного происхождения ествест.права и обратились к воле народов. Признавалось, что вместе с позитивным правом, которое создано государством (законодательно), существует высшее право – естественное право, свойственное человеку от природы. Оно – критерий позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нети, то законы государства являются неправовыми (при этом под естеств. правом понимались законы природы, по которым все равны).

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Теория «инцеста»

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества . Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:



Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота - это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое - одно и то же. Право - есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость - это сочетание трех добродетелей - мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право - это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Первой в истории человека формой людской жизнедеятельности, охватившей эпоху от создания человека до образования государственности, было общество первобытного типа.

Юридическая наука пользуется археологической периодизацией, выделяющей в развитии первобытного общества следующие главные этапы:

  • этап присваивающей экономики;
  • этап производящей экономики.

Между этими этапами лежал важнейший рубеж неолитической революции.

Долгое время человечество проживало в форме первобытного стада, а позднее путем формирования родовой общины и ее разложения, перешло к формированию государства.

Сущность и развитие кризисной теории происхождения государства

В период экономики присвоения человек довольствовался тем, что подарила ему природа, поэтому был занят в основном собирательством, рыболовством, охотой, а в форме орудий труда использовал различные природные материалы, такие как камни, палки.

Форма социальной организации в первобытном обществе - родовая община, то есть объединение (общность) людей, основывающееся на кровнородственных отношениях и ведущее совместное хозяйство. Родовая община объединяла различные поколения: стариков-родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавляли семейную общину более авторитетные, мудрые, опытные добытчики пищи, знатоки обычаев, ритуалов, то есть лидеры. Родовая община являлась личным, а не территориальным союзом людей. Семейные общины соединялись в наиболее крупные образования, такие как родовые объединения, племена, племенные союзы. Эти образования также основывались на кровнородственных отношениях. Цель таких объединений - защита от внешнего воздействия (нападения), организация походов, групповая охота и пр.

Замечание 1

Особенность первобытных общин - кочевнический образ жизни и настрого зафиксированная система половозрастного разделения труда, что выражалось строгим распределением функций по жизнеобеспечению общинного образования. Со временем групповой брак заменил парный брак, вместе с запретом кровосмешения, поскольку оно приводило к появлению на свет неполноценных людей.

Первый этап первобытного общества обуславливался управлением в общине на базе естественного самоуправления, то есть такой формы, которая могла бы соответствовать уровню развитости человечества. Власть имела общественный характер, так как источником ее была община, самостоятельно формировавшая органы самоуправления. Община в целом являлась источником власти, и ее члены самостоятельно осуществляли всю полноту власти.

Первобытная община обуславливалась существованием следующих институтов власти:

  • предводитель (лидер, вождь);
  • совет наиболее мудрых и почитаемых людей (старейшин);
  • всеобщее собрание всех взрослых людей общины, которое разрешало важнейшие жизненные вопросы.

Главными чертами власти первобытного общества являлись:

  • выборность;
  • сменяемость;
  • срочность;
  • отсутствие привилегий;
  • общественный характер.

Власть родового строя имела последовательно-демократичный характер, это представлялось возможным при условиях отсутствия какого-либо имущественного различия между членами общин, наиболее полного фактического равенства, единой системы потребностей и интересов всех членов общины.

В 12-10 тысячелетия до нашей эры постепенно возникли экологически кризисные явления, такие как неблагоприятные изменения климатической системы, повлекшие изменение мегафауны: исчезали животные и растения, которые употреблялись человеком в пищу. Данные явления, по мнению ученых, стали угрозой существованию человека как биологического вида, что проявило необходимость перехода к появлению нового способа существования и производства – производящей экономике.

Этот переход в литературе получил название «неолитической революции» (неолит является новым каменным веком). Хоть данное явление именуют революцией, оно не было разовым, скоротечным по своему характеру, оно происходило в течение долгого периода, сам переход охватывал десятки тысячелетий. На протяжении этого периода произошел переход от охоты, рыболовства, собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к наиболее развитым формам земледелия, таким как поливное, подсечно-огневое, неполивное и пр., а в скотоводческой сфере – к пастбищному, отгонному и пр.

Сущность неолитической революции – для того, чтобы удовлетворить собственные жизненные потребности человек был вынужден переходить от присвоения уже существующих животных и растительных форм к настоящей активной трудовой деятельности, в том числе и к самостоятельному изготовлению орудий труда. Данный переход был сопровожден селекционной деятельностью как в областях скотоводства и земледелия. Со временем человек обучился изготовлению керамических предметов, а позднее перешел на металлообработку и металлургию.

Замечание 2

По мнению различных ученых, производящая экономика уже к 4–3 тысячелетиям до нашей эры становилась вторым и основным способом существования и производства человечества. Этот переход потянул за собой перестройку организации отношений властного характера, в том числе образование ранних государственных образований – ранних классовых городов-государств.

Возникновение, а после расцвет ранних земледельческих обществ вёл к образованию на их базе первых цивилизаций. Они возникали первично в долинах крупнейших рек, таких как Нил, Евфрат, Инд, Тигр, Янцзы и пр., это объяснялось наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями данных территорий. Переход к производящей экономике обуславливал рост всего человечества, что было необходимым для расцвета цивилизации. Производящая экономика вела к осложнению производственной организации, образованию новых функций организации и управления, необходимости урегулирования сельскохозяйственного производства, нормирования и учета трудового вклада каждого члена общины, результатов его труда, деятельность каждого в образовании общественных фондов, распределение доли созданного продукта.

Замечание 3

Неолитическая революция, которая обусловила переход всего человечества к производящей экономике, подвела первобытное общество к его расслоению, образованию классовости и затем – к образованию государственности.

Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы -- деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей -- рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые -- недочеловеки -- слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816--1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нациской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.)

Демографическая теория

Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)



Что еще почитать