Танк 72б технические характеристики. Отечественное оружие и военная техника. Применение в боевых условиях

В ходе недавних соревнований по танковому биатлону на полигоне в Алабино основное внимание было приковано к оригинальному спорту. Тем не менее, в программе мероприятия были и другие события. Так, на одной из площадок полигона состоялся показ российской бронетехники, эксплуатирующейся в войсках в настоящее время. Среди прочих экспонатов на этой небольшой выставке была новая модификация танка Т-72, носящая название Т-72Б3. Необходимо отметить, что боевая машина этой модели впервые была представлена широкой общественности. До этого людям, интересующимся бронетехникой, но не имеющим прямого отношения к вооруженным силам или промышленности, приходилось довольствоваться лишь общей информацией и набором фотографий.

Как отмечают очевидцы, новый танк Т-72Б3 не вызвал особого ажиотажа среди гостей мероприятия. Куда большее внимание привлек к себе Т-90А, стоявший рядом. Кроме того, вероятно, не все присутствовавшие на показе техники смогли определить модель танка по его внешнему виду. Поскольку Т-72Б3 представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б, созданного в конце восьмидесятых, внешний вид этих бронемашин различается лишь несколькими небольшими деталями. Тем не менее, и такие «мелочи» способны оказать заметное влияние на характеристики и возможности боевой машины.

Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б и поэтому имеет ряд характерных черт. Стоимость модернизации одного старого танка до состояния Т-72Б3, по имеющимся данным, не превышает 52 миллионов рублей. При этом большая часть финансов (около 30 млн.) уходит на капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б при переоборудовании в Т-72Б3 получает ряд новых приборов. Прежде всего необходимо отметить новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Этот прибор позволяет наводчику находить цели при помощи оптического и тепловизионного каналов. Кроме того, «Сосна-У» оснащается лазерным дальномером и системой управления противотанковыми ракетами. Таким образом, при помощи лишь одного прибора наводчик может выполнять несколько необходимых в бою функций. К сожалению, при создании проекта Т-72Б3 конструкторы-танкостроители применили неоднозначное или даже спорное техническое решение. Внешние агрегаты прицела «Сосна-У» размещены внутри легкобронированного кожуха, защищающего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой. Последняя крепится к кожуху при помощи болтов. Из-за этого перед стрельбой экипажу необходимо покидать машину и вручную снимать крышку прицела. Крышки кожуха прицела на отечественных танках обычно оснащаются устройствами, позволяющими открывать их с рабочих мест экипажа. По какой причине в проекте Т-72Б3 применено столь оригинальное, но странное решение – неизвестно.

Что касается прицела наводчика 1А40-1, который использовался на базовой модели Т-72Б, то на новой бронемашине он остался на своем месте, но теперь выполняет функции дополнительного средства наведения орудия. Рабочее место командира танка оснащается прибором ТКН-3МК с системой «Дубль». Благодаря применению этих средств командир также получает возможность наводить орудие и вести огонь.

Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Дело в том, что для удешевления модернизации было принято решение оставить силовую установку без каких-либо изменений. В ходе ремонта и переоборудования Т-72Б3 сохраняет дизельный двигатель В-84-1 мощностью 840 лошадиных сил. В то же время, некоторым изменениям подверглась ходовая часть и гусеницы. Последние теперь имеют параллельный шарнир, что, как ожидается, позволит улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить ресурс.

Специфический характер модернизации танков Т-72Б до уровня «Б3», подразумевающий большие траты на капитальный ремонт техники, сказался на уровне защиты. Так, на корпусе обновленных танков по-прежнему присутствует встроенная динамическая защита типа «Контакт-5». Согласно некоторым данным, Т-72Б3 мог получить новую защиту «Реликт», но в дальнейшем было решено оставить систему, применявшуюся ранее.

Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 немного вырос по сравнению с аналогичными параметрами базовой машины. Ранее на танках Т-72Б применялся активно-пассивный ночной прицел, на некоторых режимах работы использовавший инфракрасный прожектор Л-4А «Луна». На Т-72Б3 прожектор отсутствует ввиду применения нового прицела с ночным каналом. Пространство справа от маски пушки, которое ранее занимал прожектор, на новом танке закрыто модулем динамической защиты. Это позволило решить давно назревшую проблему полноценной защиты лобовой проекции башни танка. Тем не менее, использование старой динамической защиты «Контакт-5» вызывает соответствующие вопросы об общем уровне защиты.

Комплекс вооружения танка Т-72Б3 претерпел минимальные изменения. Орудие-пусковая установка 2А46-5 получила обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов. Сама пушка, насколько известно, осталась прежней. Также не дорабатывалась зенитная пулеметная установка. Обновленный танк, как и предыдущие модели, оснащается открытой турелью с пулеметом НСВ. По некоторым данным, дистанционно управляемая пулеметная установка, при помощи которой экипаж мог бы вести огонь, не покидая пределов боевого отделения, стала «жертвой» сокращения стоимости модернизации.

В результате переделки танков Т-72Б в Т-72Б3 их боевой потенциал возрастает, но разница в возможностях базовой и доработанной машин может служить поводом для серьезных споров. Капитальный ремонт и установка нового оборудования способны оказать влияние на состояние техники и танковых войск в целом. С другой стороны, использование не самых новых и совершенных приборов в сочетании с рядом неоднозначных решений (крышка окна прицела или открытая пулеметная турель) в некоторых ситуациях способны полностью нивелировать все имеющиеся преимущества. Тем не менее, выбранные приборы и идеи укладываются в определенную заказчиком смету. Таким образом, Т-72Б3 фактически представляет собой компромисс между ценой и возможностями с поправкой на состояние танковых войск и грядущее появление новой техники.

































По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://otvaga2004.ru/

Т-72А Т-72Б Танк Т-90 Экспорт

Танк Т-72Б ("объект 184")

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 5 июля 1981 года в рамках опытно-конструкторских работ "Совершенствование Т-72А" в УКБТМ был разработан технический проект, предусматривавший различные уровни модернизации этого танка. В процессе проектирования изделия, получившего индекс "объект 184", было разработано шесть вариантов башен, отличавшихся друг от друга уровнем бронирования, составом системы управления огнем и комплексом вооружения. После проведения всесторонних испытаний опытных образцов, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года танк "объект 184" был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-72 Б. Соответствующий приказ министра обороны последовал 23 января 1985 года.

В конструкции Т-72Б были реализованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет - комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты "Контакт" состоял из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на танке Т-72АВ. Это было связано с новой формой лобовой части башни. За еще более развитые лобовые скулы американцы называли танк Т-72Б "Супер Долли Партон". Верхняя лобовая деталь корпуса была усилена 20-мм бронелистом. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной зашиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной зашиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя была повышена за счет применения системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма "Сода" и быстродействующего противопожарного оборудования 3 ЭЦ 13 "Иней".

Танк Т-72Б, 2-я Гвардейская Таманская мотострелковая дивизия.

Огневая мощь танка значительно возросла, благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9К120 "Свирь". Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа "танк" не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные - в боеукладках корпуса и башни.

В состав системы управления огнем вошел прицельный комплекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый и на танке Т-72А. В этот комплекс входил баллистический поправочник, который автоматически вводил поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и другие условия стрельбы, что значительно повышало вероятность попадания первым выстрелом. Вместе с тем, баллистический поправочник не учитывал все изменяющиеся условия стрельбы, как это происходит при наличии в танке автоматизированной СУО с баллистическим вычислителем, так как учитывал только суммарную поправку, которая вводилась в него вручную перед началом стрельбы. Суммарная поправка вычислялась по номограммам, закрепленным на казенной части пушки у командира танка.

В ходе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л.с. Танк Т-72Б получил новые средства радиосвязи, объединенные в комплекс "Абзац". Он состоит из УКВ-радиостанции Р-173, радиоприемника Р-173П, блока антенных фильтров и ларингофонных усилителей. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км.

Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на танках Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ. Параллельно с Т-72Б выпускалась и командирская версия - Т-72БК. Как и предыдущие командирские модификации "семьдесятдвойки", он оснащался коротковолновой радиостанцией Р-130, навигационной аппаратурой ТНА-4 и агрегатом автономного питания АБ-1.



Несколько дней назад в газете «Известия», которая стремительно поднимает уровень своих публикаций на темы обороны, появилась интересная статья, под заголовком « » . Статья, еще раз, интересная, но не без ошибок и не бесспорная. Попробуем разобраться.

Модернизированный танк Т-72Б3

1. «…так что пока в округа поступают танки со старыми моторами » — однако установка двигателя В-92С2 в этой комплектации не планировалась изначально;

2. «По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3 …» — о каком срыве поставок идет речь, если УВЗ, по просьбе все того же ГАБТУ в 2012 году отгрузило партию танков с опережением — из задела уже 2013 года? Смотрим отчёт УВЗ о выполнении ГОЗ-2012;

3. «В войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по цене тоже 50 млн .» — с каких это пор в войсках известна стоимость модернизации экспортного образца? Это первое что смущает в заявлении. Второе — Алжир не разбирает свой танк «до винтика». Собственно работы по «капиталке» проводятся местными специалистами на своем местном ТРЗ. Российская сторона лишь поставляет комплектующие и проводит работы непосредственно по их монтажу и настройке-наладке.

При этом не стоит забывать, что с точки зрения производства, трудозатраты на, собственно, ремонт, что у Т-72М1, что у Т-72Б не многим разнятся. Причем, у Т-72Б они будут повыше в силу его несколько большей сложности. Вот отсюда и цена. Ясно ведь сказано, что 30 млн. из 52 млн. рублей — это собственно «капиталка». Модернизационный пакет, получается, стоит лишь 22 млн. рублей. Хотите АСЦ, кондиционер, закрытую ЗПУ — платите как алжирцы (а датчики, между прочим, и там и там одинаковые);

Модернизированный танк Т-72М1 Сухопутных войск Алжира

4. «Полный набор модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у отремонтированной » — поскольку немного разбираюсь в экономике ВПК, ровно о том же самом я неоднократно говорил и на форуме ГСПО и на форуме «Сила России». Но, так же, как и представителей УВЗ, меня никто не слушал. Твердили ровно обратное — что «глубокая модернизация экономически оправдана и целесообразна ». Особенно в том преуспевала консолидированная украинская фракция. Почему? Да потому что имела четкий заказ на пропаганду этого тупикового и на самом деле очень невыгодного, затратного пути;

Модернизированный танк Т-72Б3 в войсках

5. «Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества » — и это тоже правда. Выбранная комплектация действительно оптимальна. Особенно если абстрагироваться от чистой техники и подумать об экономике. Танк Т-72Б, но с прицелом «Сосна-У» вполне адекватен в современной ситуации. Или не названный офицер всерьез считает, что «17 марта 2013 года «Абрамсы» окажутся в Химках »? По-моему, заявления о недовольстве этого офицера, замечу, всего лишь бригадного уровня, не более чем «плачь Ярославны» по поводу отнятой любимой «восьмидесятки». И чем больше «газотурбинщиков» мы будем ссаживать на дизеля — тем подобных воплей будет только больше;

6. «Он добавил, что кроме Т-90 УВЗ выпускает и модернизированный вариант этого танка - Т-90С .» — похоже, тут при публикации просто переврали слова. Представитель УВЗ не мог так сказать, если он, конечно, не полный олух. Дело в том, что — это экспортный вариант «внутрироссийского» Т-90А. По своему уровню они практически одинаковы, с некоторыми опциональными различиями. Так, к примеру, тот же Алжир заказывает АСЦ и кондиционер, но отказывается от ОТШУ «Штора», а МО РФ наоборот — берет комплектацию со «Шторой» в полном объеме, но без кондиционера и все того же АСЦ, но опять же с новой пушкой 2А46М5 и автоматом заряжания под новые и более мощные боеприпасы, которые на экспорт Россия пока просто не поставляет.

А вот Индия берет вообще самую скромную комплектацию — пушка 2А46М, без АСЦ, без кондиционера, совсем без «Шторы», но у индийской «Бишмы» повышен уровень защиты от радиации. Словом, современный Т-90, это как большой конструктор «Лего» — что закажите, за что заплатите, то и получите. Что до « », который «на голову выше» — тут речь не о Т-90 или Т-90С, а о Т-90МС, который на прошлой неделе во всей красе демонстрировался на выставке в ОАЭ. При этом необходимо помнить, что Т-90МС — это опять таки экспортная версия!

Минобороны РФ выдвигает свои собственные требования по модернизации Т-90. В результате, да, УВЗ может предложить в родную российскую армию нечто похожее на Т-90МС, но еще более совершенное и мощное. Как этот танк будет называться — не важно. Может Т-90АМ, может (что было бы логичней) Т-90МА. Важно иное — за что именно МО РФ готово платить и сколько?

А теперь несколько слов без конкретной привязки к вопросам, просто по теме.

Заказ вооружений — это дело по большей частью политическое, даже внутри страны . В частности, у нас давно не прекращаются (хотя ныне несколько поутихли) войны между промышленностью и армией. Промышленность хочет получить гарантированный ГОЗ, причем долгосрочный и с гарантиями оплаты. При этом ей, промышленности, по большому счету «по барабану» что выпускать: новые ли танки, или модернизировать старые — лишь бы деньги шли в карман. Армия естественно хочет получить что-то качеством и характеристиками получше, но ценою подешевле.

А вообще прекрасно было бы, чтоб новая техника шла, но как-то так, задаром — министр обороны всегда найдет, на что потратить «высвободившиеся» при этом деньги. Более того, при теперь уже прежнем министре — Анатолии Сердюкове, наша армия стала коммерциализироваться. При МО была создана, теперь уже всем известная, «черная дыра» под названием «Оборонсервис». Тут и вовсе пошла драка за заказы и деньги.

К примеру, «Оборонсервис» сумел вырвать себе кусок экспортной модернизации Т-72Б (контракт на поставку танков Венесуэле), а УВЗ оторвало модернизацию для МО, хотя логичнее было бы все сделать наоборот. В прежние, относительно стабильные, или еще в советские времена, как было? Практически все, что касалось экспорта, шло через заводы промышленности, даже то, что поставлялось «из наличия МО», все равно проходило через заводы промышленности.

При этом внутренняя модернизация и капиталка разрабатывалась оборонпромом, оборонпромом же выпускались комплектующие, но работы производились на специализированных предприятиях МО — БТРЗ. При этом все были довольны. Хороший кусок (иногда такой, что не могли переварить) перепадал ОПК, и МО было довольно — и уровнем работ и ценами, благо они производились на собственных военных ремонтных заводах. Все поменялось в начале 2000-х (до этого как раньше дружно жили, так же все дружно и помирали), когда в стране появились ДЕНЬГИ. Изголодавшийся ОПК начал тянуть одеяло на себя (оно и понятно — рабочие кушать хотят, вокруг заводов целые города стоят).

Военные прекрасно понимали ситуацию и «входили в положение», подкармливая КБ НИОКРами в т.ч. на модернизацию, а промышленность заказами на ремонты, с частичной модернизацией. На закупку новой техники или полноценную модернизацию денег все равно не было. Так у нас появились такие «шедевры» как модернизированный танк Т-72БА (серийной модернизации) и Т-72Б2 (опытная машина). Первый был до убогого прост, но кормил и танковое КБ с заводом, и двигателистов — в общем, поддерживал промышленность, чтоб окончательно не сдохла. Второй — был великолепен и по замыслу и по исполнению, но… дорог.

Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ

Когда с появлением на министерском олимпе А.Сердюкова на цели обороны рекой полились деньги, про всякую модернизацию тот час забыли — совершенно логично, пусть и по немного, но стали закупать новые машины. Тот же Т-90А, а потом и Т-90А с ПТК. В этот же момент возник «Оборонсервис», который подтянул под себя все БТРЗ. Если до этого БТРЗ, будучи по сути бюджетными предприятиями на балансе МО, худо-бедно, но жили, то теперь часть из них в порядке «оптимизации» затрат пустили под нож. Оставшуюся часть стали использовать как насос для перекачки денег из бюджета МО в частные карманы руководителей ОАО «Оборонсервис». Благо ОАО решением совета директоров (где все свои) вольно самостоятельно распоряжаться доходами как заблагорассудится — это вам не ФКП и даже не ФГУП, где тоже воруют, но уже с оглядкой на казначейство и счетную палату.

Естественно, «выжившие» БТРЗ начали получать заказы. Например, на капитальный ремонт «по состоянию» Т-80, которые по идее должны были эксплуатироваться до выработки ресурса, а потом списываться. А тут их вдруг зачем-то начали капиталить в товарных количествах, причем без модернизации, ибо документация на нее и комплектующие оставались в руках предприятий ОПК, с которыми делиться уже не хотелось. Естественно, ремонт на ставших вдруг «коммерческими» БТРЗ уже не был так дешев, как раньше — ОАО нужно «закалачивать» прибыль, «рубить бабло».

Дошло до того, что «Оборонсервис» начал хапать и валютную выручку, которая ранее законно шла в ОПК. Пишут, что в Венесуэлу поставлялись модернизированные танки. Ага! Вся их «модернизация» заключалась в замене радиостанции и гусеничной ленты. А все остальное — посредственная «капиталка», ибо Атамановский БТРЗ — исполнитель работ, никогда не отличался качеством ремонта (по некоторым данным еще как отличался, но в обратную сторону). Этого же порядка заказ все той же Атамановке на конверсию списанных Т-72Б в минные тральщики БМР-3. Это притом, что БМР-3 не выдержал в свое время государственных испытаний, как раз по критерию противоминной стойкости днища. Тогда — в 1990-е, на УВЗ была создана аналогичная машина, полностью в соответствии с ТТЗ — БМР-3М. Об этом я писал в «сериале» «Минно-тральные страдания».

И вот МО заказывает и оплачивает машину, но не на УВЗ, а в «Оборонсервисе», и чихать там все хотели на то, что БМР-3 не обеспечивает защиты и безопасности — деньги «не пахнут». Не буду рассказывать о планах закупок через «Оборонсервис» импортной боевой техники и ее лицензионной сборки на «своих» предприятиях — этим делом сейчас в прокуратуре занимаются. Естественно предприятия ОПК подняли «визг-писк».

В ответ МО вознамерилось их окончательно «прижать», «перекрыть кислород», зарубив целый ряд важнейших НИОКР, и сократив номенклатуру ГОЗа. Так, все тот же УВЗ лишился заказа на новые Т-90, хотя на конвейере уже серийно шел вариант с ПТК (т.е. оснащенный всеми этими ДжиПиЭсами, о чем сейчас так стонут «офицеры», интегрированный в автоматизированную систему управления тактического звена). Разозленный ОПК, воспользовавшись предвыборной ситуацией, нанес «ответный удар» — создал «партию человеков труда», заявившую о себе так, что МО ничего не осталось делать, как возобновить ГОЗ, хотя бы по статье «модернизация» (закупка новой техники уже была вычеркнута из принятой и утвержденной к тому времени ГПВ).

Предварительно, для пущей убедительности, ОПК призвал на помощь «науку» — если помните, было несколько статей за подписью руководителя ВНИИТМ, о том, как хорошо было бы, если не новые танки выпускать, то хотя бы старые модернизировать. Вот так у нас появился вначале «модернизированный Т-72Б образца 2011 года», а затем, после формального прохождения оным ГИ, «Т-72Б3». Как вы думаете, кто-то в МО при таком раскладе задумывался о «рациональности», «эффективности» или думали прежде всего о том как «усидеть», а потом о «стоимости»?

Ведь по логике, на УВЗ следовало бы в первую очередь вернуть ранее отмодернизированные Т-72БА, которые уже не нуждались в капитальном ремонте, имели новые 1000-сильные двигатели и новые ходовые части, но не имели нормальных прицелов, да и защита как бы уже была на грани. Сэкономив 30 млн. рублей на «капиталке» — эти деньги можно было бы направить на установку современного СУО, ДЗ «Реликт», ПТК, а может быть даже и КАЗ.

Но я не зря пишу о том, что в МО в первую очередь думали о том, как усидеть в своих креслах, ибо президентского плана по перевооружению с них никто не снимал . А отчет за его выполнение пишется в % и единицах, прошедших модернизацию — о том, что это за модернизация, и какова ее реальная эффективность, в таких отчетах, как правило, не указывается. Вот потому и говорят те, кто заказывал и принимал Т-72Б3, что машина «сбалансирована» по критериям «стоимости-эффективности». Оно действительно получается что так, только еще необходимо принять во внимание критерии «бюрократоусидчивости» и «количественной массовости».

Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ

Вообще, в этом деле стоит отметить еще и большую роль «независимых экспертов» и СМИ. Во всем «цивилизованном и демократическом» мире большинство решений принимается правительством с оглядкой на реакцию масс, руководят которыми в последнее время не «гегемоны», а «медиамагнаты», или, как парадокс, иногда рядовые блогеры. Смотрите, какая сейчас идет волна наката на Т-72Б3. О том, что это «плохо» твердят все кому не лень, а отдельные СМИ, или точнее скажем — отдельные персоналии, вооруженные клавиатурами и сидящие за мониторами, руководят и направляют процесс в нужное русло.

В критике Т-72Б3 совпадает вектор приложения усилий и патриотов российских вооруженных сил, самих военных, интересов «Уралвагонзавода» (который тут самый заинтересованный и которому эта «волна» выступлений катит просто на халяву), и даже конкурентов-русофобов , громко визжащих про «отсталость российских танков», «корявой защиты» и т.д. и т.п. Как результат — заявления руководства МО и членов Правительства РФ о том, что, вероятно, с 2014 года возобновляется закупка Т-90А, возможно даже в продвинутом модернизированном варианте Т-90МА (или как-то там еще). Ну, не чудно ли это?

Т-72Б «объект 184» представляет собой усовершенствованную модификацию танка Т-72А, серийное производство началось в 1984 г.

Машина оснащалась навесной динамической защитой, дизелем В-84-1 (В-84М) мощностью 840 л.с, комплексом управля-емого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель.

Уже на момент своего создания Т-72Б оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем (1А40-1).

Автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД.

Защита танка разрабатывалась с учетом испытаний в СССР израильских БПС М111 пробивавших верхнюю лобовую деталь танка Т-72А. В конструкции отказались от стеклотекстолита заменив его на конструкцию из набора стальных плит. В дальнейшем применили и т.н. «полуактивное» бронирование с «отражающими» листами.

Подвижность танка также возросла весьма незначительно (с 760 л.с. на Т-72А до 840 л.с.)

В целом рост показателей танка по защите от БПС составил 20% по сравнению с Т-72АВ, мощности двигателя - 10%. Из-за ограничений по росту массы танка и отсутствия современного двигателя, слабого потенциала самого КБ совершенствование танка Т-72А шло очень медленно. В результате в середине 80-х годов на вооружение поступил морально устаревший танк. Основным достижением новой модификации Т-72 был комплекс управляемого вооружения.

Комплекс представлял собой эффективное и простое ракетное вооружение танка, которое по характеристикам было сравнимо с «Коброй», но по конструкции и эксплуатации было значительно проще.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Компоновка полностью повторяет принятую на танках Т-72, Т-72А которая была заимствована у Т-64.


Корпус. Вид спереди справа: 1 - лист носовой верхний; 2 - бонки для установки контейнеров ДЗ; 3 - кронштейн ограждения фары; 4 - крюк буксирный передний; 5 - лист носовой нижний; 6 - кронштейн балансира.


Корпус. Вид сзади слева: 1 - планка защитная подбашенная; 2 - отбойник гусеничной ленты; 3 - патрубок выпускной; 4 - скобы и упоры для укладки тросов; 5 - балка с выходными жалюзи; 6 -кронштейн крепления бочек; 7 - кронштейн крепления ящика ЗИП тралам и кассет ПСК; 8 - кронштейн крепления бревна; 9- бонки крепления запасных траков; 10 - крышка люка вентилятора; 11 - лист кормовой; 12 - крюк буксирный; 13 — корпус аварийной розетки и габаритного фонаря; 14 - отбойник пальцев гусеницы; 15 - картер КП; 16 - упор балансира; 17 - кронштейн поддерживающего катка; 18 - кронштейн гидроамортизатора; 19 - кронштейн кривошипа направляющего колеса.


Башня: 1 - башенка командирская; 2 - надбой; 3 - крыша; 4 - корпус для установки прибора наблюдения наводчика; 5 - фланец для установки прицела 1К13-49; 6 - трубки для электропроводов;

7, 25 - кронштейны крепления фар; 8 - головка защитная прицела-дальномера; 9, 15, 18, 27 -крюки монтажные; 10 — планка; 11 -щеки дуговые; 12, 13 -желобок для крепления наружного защитного чехла пушки; 14 - кронштейн прожектора Л-4А; 16-хомут крепления коробки с боеприпасами для пулемета НСВ; 17, 19, 22, 24-кронштейны крепления ящиков ОПВТ; 20 - фланец крепления антенны; 21,

26 — копиры; 23 — люк выброса и удаления поддона; 28 -кронштейн установки пусковых установок дымовых гранат; 29 - люк наводчика; а - отверстие для задней подвески прицела—дальномера; б - расточка под цапфу; в — амбразура пулемета ПКТ; г - отверстие для установки десантной розетки.

Огневая мощь

Основным вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М. Конструкция орудия позволяет производить замену ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.


Танковая пушка 2А46М: 1 - термозащитный кожух; 2 - ствол; 3 - люлька; 4 - затвор; 5 - ограждение; 6 - подъемный механизм; 7 - тормоз откатных частей; 8 - накатник; 9 - планка; 10 - винт; 11 - проволока; 12 - компенсирующий груз; Б - зазор 8- 13 мм; В - зазор 8- 12 мм.


Стрельба ведется выстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет кумулятивную боевую часть.

Автомат заряжания аналогичен применяемому на Т-72, механизированный боекомплект составляет 22 выстрела.

Это меньше чем

и расположен в весьма уязвимом минами месте, что при подрыве выведет из строя танк без возможности восстановления


Расположение узлов A3: 1 - досылатель; 2 - механизм подъема кассет; 3 - люк выброса; 4 - ловушка; 5 - привод люка выброса; 6 - привод к улавливателю; 7 - рукоятка ручного привода к стопору ВТ; 8 - стопор ВТ электромагнитный; 9 - настил ВТ; 10 - ролик; 11 - каркас; 12 - ролик опорный; 13 - погон верхний; 14 - погон нижний; 15 - стакан; 16-кассета; 17-захват; 18 - упор поддона; 19 - рамка; 20 - электромагнитный стопор улавливателя; 21 - трос.


Циклограмма характеризует процесс полного цикла автоматического заряжания танковой пушки.

Из циклограммы видно, что для сокращения продолжительности цикла, а следовательно, для повышения технической скорострельности действие некоторых механизмов частично или полностью совмещается по времени. Например, приведение пушки к углу заряжания, ее стопорение и вращение ВТ.

На циклограмме видно, что полный цикл заряжания и выстрела при подвороте ВТ на две кассеты длится < 8 с.

Если очередные выстрелы будут находиться на линии заряжания, то техническая скорострельность будет выше, так как в этом случае полный цикл заряжания и выстрела без подворота ВТ будет > 7 с.

Боекомплект к пушке составляет 45 выстрелов и укладывается следующим образом: 22 выстрела во вращающемся транспортере автомата заряжания, 23 - в немеханизированных укладках.

В ВТ выстрелы по типам могут укладываться в любом соотношении. В немеханизированную укладку выстрелы укладываются незави-симо от их типа, за исключением мест, оговоренных особо. По мере использования боекомплекта из ВТ экипаж пополняет ВТ выстрелами из боеукладок, если позволяет обстановка, или производит заряжание пушки вручную непосредственно из боеукладок.

Выстрелы размещены:

5 снарядов в башне, из них: 2 - на вращающемся полу сзади сиденья командира, 1 - бронебойный подкалиберный на вращаю-щемся полу сзади под пушкой и 2 — бронебойных подкалибериых в нише башни за сиденьем наводчика;

18 снарядов в корпусе, из них: 3 - осколочно-фугасных или кумулятивных — в переднем баке-стеллаже, 4 - в укладке на пе-регородке МТО со стороны правого борта, 4 - в укладке на пере-городке МТО со стороны левого борта, 3 - на левом борту сзади сиденья наводчика, 1 - бронебойный подкалиберный сзади стел-лажа АБ, 3 - на левом борту сзади стеллажа АБ;

4 заряда в башне, из них: 1 - перед сиденьем командира, 2 - сзади сиденья командира, 1 - перед сиденьем наводчика;

19 зарядов в корпусе, из них: 1 — у переднего бака-стеллажа на правом борту, 3 — в переднем баке-стеллаже, 12 — в среднем баке-стеллаже у перегородки МТО и 3 — сзади стеллажа АБ.

Боекомплект к пулемету ПКТ составляет 2000 патронов (8 лент по 250 патронов в каждой).


Боекомплект к автомату АКМС-74 составляет 300 патронов, 120 из которых снаряжены в четыре магазина по 30 патронов в каждом и уложены в штатной сумке. 180 патронов находятся в ящике на правом борту башни снаружи. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пяти сумках. Боекомплект зенитного пулемета НСВ-12,7 составляет 300 пат-ронов.


Схема размещения боекомплекта:1- заряд; 2 - снаряд; 3 - коробка с патронами к пулемету ПКТ; 4 -патроны к автомату АКМС-74; 5 - сумка с ручными гранатами Ф-1; 6 - коробки для 120 патронов к пулемету НСВ-12,7; 7 - размещение патронов в ящике для патронов и вещевого имущества - 180 шт.; 8 - патронташ с патронами к сигнальному пистолету


В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Зенитный пулемет не имеет дистанционного управления, командир танка для его применения вынужден вылезать по пояс из танка, подвергая себя опасности.


Зенитно-пулеметная установка: 1 - пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 -люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела; 6 - рукоятка взвода пулемета; 7 - цапфы; 8 - вилка; 9 - чека крепления пулемета; 10 - пружина гашения отката; 11 - зубчатый сектор люльки; 12 - зажимной винт гнезда люка; 13 - болт фиксации вилки в гнезде; 14-магазин для патронов; 15 -рукоятка вертикального наведения; 16 - рычаг спуска пулемета; 17 - стопор рукоятки; 18 - трос; 19 - клавиша спуска пулемета; 20 - рукоятка горизонтального наведения; 21 - стопор люльки; 22 - стопор среднего погона; 23 - клавиша тормоза маховика.

Прицельный комплекс 1А40-1

На танке Т-72Б устанавливается прицельный ком-плекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый на танках Т-72А, с полем зрения, стабилизируемым в вертикаль-ной плоскости.


1 - прицел-дальномер (прибор управления); 2 - блок индикации; 3 - блок ввода дальности; 4 - электроблок; 5 - блок питания; 6 - защитное стекло; 7 - пластина (номограммы); 8 - одиночный комплект ЗИП; 9 - влагопоглотитель; 10 - потенциометр поправок; 11 - параллелограммный механизм.

В прицельный комплекс включен баллистический поправочник, кото-рый автоматически вводит поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и дру-гие условия стрельбы, что повышает ве-роятность попадания первым выстрелом. Однако бал-листический поправочник не учитывает все изменяю-щиеся условия стрельбы, как это происходит при на-личии в танке автоматизированной СУО с баллистиче-ским вычислителем, т.к. учитывает только суммарную поправку, которая вводится в него вручную перед на-чалом стрельбы, вычисляемую по номограммам, за-крепленным на казенной части пушки у командира танка.

Стрельба в ночных условиях ведется с использова-нием комбинированного прицела 1К13-49, который может работать в активном или пассивном режиме.

Обнаружение целей ночью в пассивном режиме (при ЕНО 0,005 ЛК) обеспечивается на дистанции не менее 500 м, в активном при подсветке цели инфракрасным прожектором - до 1200 м.


Прожектор Л-4А: 1 - основание; 2 - кронштейн; 3 - гнездо посадочное; 4 - цапфа; 5 - тяга регулируемая; 6 - тяга нерегулируемая; 7 -бонка; 8 — ось; 9 - муфта сгонная; 10, 12 - контргайки; 11 - болт установочный; 13 - винт установочный; 14 - болт; 15 - крышка задняя; 16 - рама передняя; 17 - винт; 18 - крышка защитная; 19, 21 - винты; 20 - перемычка; 22 - лампа ДК с Л-250; 23 - патрон; 24 - ИК фильтр; 25 - кольцо прижимное; 26 - болт невыпадающий; 27 - отражатель зеркальный параболический.


Прицел-прибор наведения 1К13-49

Бронирование корпуса

Верхняя деталь корпуса Т-72Б первых модификаций состояло из разнесенных преград из стали повышенной твердости. В дальнейшем применялся более сложный вариант бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка. Эквивалентная стойкость пассивной брони выросла по сравнению с Т-72А с 360 до 490 мм.


Фото сборки корпусов Т-72С в Иране. Виден пакет наполнителя ВЛД.

Начиная с 1988 года ВЛД и башня была усилена комплексом ДЗ «Контакт-V» обеспечивающего защиту не только от кумулятивных ПТС а и от БПС.


На борта Т-72 контейнеры ДЗ устанавливалась непосредственно на резинотканевые экраны. Это негативно сказывалось на ее эксплуатации, контейнеры ДЗ на бортовых экранах в ходе эксплуатации отваливались, экраны деформировались.

Уязвимые зоны

Габариты брони башни танка Т-72Б возросли по сравнению с Т-72А из-за установки массивного наполнителя. Это повело к увеличению ослабленных зон крыши башни.


Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции Т-72Б: 1 - ослабленная зона при обстреле 100-мм БПС БМ-8; 2 - ослабленная зона при обстреле 125-мм БПС БМ-26

Стойкость ослабленных зон значительно ниже стойкости основных броневых деталей, поэтому пробитие их происходит с больших дистанций и с большим запасом бронепробиваемости, что приводит к тяжелым, часто безвозвратным поражениям боевой машины. Как показали испытания обстрелом корпуса и башни танка Т-72Б, проведенные снарядами БМ-26 с бронепробиваемостью 200 мм стальной брони средней твердости под углом 60° с дистанции 2 км и БМ-22 с бронепробиваемостью 170 мм/60° с 2 км, ослабленные зоны пробивались с дистанций:
Зона водителя (по средней линии ослабленной зоны) - 1 700 м.
Крыша башни - 3 700 м.
Командирский люк - 3 900 м.
Зона, ослабленная цапфами пушки - 1 650 м.


Амбразура пушки защищена только от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7 мм с дистанции 100 м.

Динамическая защита

Повышение стойкости от кумулятивных боеприпасов достигнуто установкой комплекса навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах - 96.

Причем контейнеры установлены непосредственно на башню без предания им угла обеспечивающего максимально эффективную работу ДЗ.

Известно, что эффективность воздействия на кумулятивную струю устройства динамической защиты существенно зависит от угла соударения кумулятивной струи с контейнером. При углах встречи (угол отсчитывается от нормали к поверхности контейнера) 60…70 град достигается наибольшая эффективность воздействия движения металлических пластин контейнера на кумулятивную струю.

При углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера, устройство теряет большую часть своей эффективности и, как правило, не может обеспечить защиты основной броневой преграды от кумулятивной струи. В результате этого эффективность ДЗ установленной на башне была значительно снижена.


Встроенная универсальная ДЗ «Контакт-5»

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-5» по данным НИИ Стали обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда М829.


Установка динамической защиты на башне: 1, 2 - блоки; 3, 4, 12, 16 - крышки; 5 - болт М8; 6 - болт М16; 7 - бонка; 8 - болт М12; 9 - прокладка; 10 - элемент динамической защиты; 11 - корпус; 13 - пулезащитная планка; 14 - ось; 15 - шплинт.

Установка динамической защиты на носовом листе танка: 1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8 - секции динамической защиты; 9, 10 - крышки; 11 - элемент;

12 - поддон; 13 - гайка, 14 - винт;15 - резиновый упор; 16, 20 - пробка; 17 - пружинная шайба; 18 - болт; 19 - про-кладка

Установка динамической защиты на борту: 1 - экраны; 2 - щитки бортовые; 3 - петля; 4 - поддон; 5 - броневая крышка; 5 - элемент; 7 - пробка;

8 - болт; 9 - торсион; 10 - ось стопора; 11 - кронштейн; 12 - пружинный шплинт; 13 - планка; 14 - ось.

Подвижность

На танке устанавливается двигатель В-84-1, представляющий собой модернизацию применяемого ранее двигателя В-46-6. Оба двигателя взаимозаменяемы по установке.

Двигатель В-84-1 отличается повышенной мощностью, дополнительным инерционным наддувом за счет разделения каждого впускного коллектора на две секции и конфигурацией поршня.

Двигатель В-84-1 многотопливный, основным топливом является дизельное. Двигатель работает также на топливах Т-1, Т-2 и ТС-1, низкооктановом бензине.

Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно его продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Лапы двигателя прикреплены к фундаменту восемью болтами с гайками. Первый левый болт и гайка удлиненные. Под лапы могут быть установлены прокладки различной толщины, с помощью которых носок коленчатого вала двигателя центрируется с ведущей шестерней гитары.

Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Общая емкость топливной системы с двумя с двумя бочками емкостью 275 л. составляет 1750 л. Емкость внутренних топливных баков составляет 705 л.


Система питания топливом: 1 - правый носовой бак; 2,4- заправочные горловины; 3, 6, 7, 11, 14 - наружные баки; 5 - передний бак-стеллаж; 8 - топливный насос подогревателя; 9 - топливный фильтр подогревателя; 10 - кран отключения наружных баков; 12 - расширительный бачок; 13 - поплавковый клапан; 15 - переходник для подключения бочек; 16 - оборудование для подключения бочек; 17 - бочки; 18 - форсунка; 19 - трубопровод высокого давления; 20 - трубопровод объединенного слива топлива из форсунок; 21 - топливный насос НК-12М; 22 - топливный фильтр тонкой очистки; 23 -топливоподкачивающий насос НТП-46; 24 - средний бак-стеллаж; 25 - топливный фильтр грубой очистки; 26 - левый носовой бак; 27 - ручной топливоподкачивающий насос; 28 - топливоподкачивающий насос БЦН-1; 29 - топливораспределительный кран; 30 - сливной штуцер; 31 - клапан выпуска воздуха; 32, 36 - шланги; 33 - штуцер; 34 -шланг слива отстоя; 35 - тройник; 37 -измеритель топлива

Средства связи

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Тактико-технические характеристики Т-72 Б

Параметр

Единица измерений

Полная масса

4 4,5+2%

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

18,876

Двигатель В-84МС

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,8 98

Температурный режим работы

°С

40…+ 4 0

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6860

Ширина танка

по гусенице

мм

по съемным защитным экранам

мм

высота по крыше башни

мм

длина опорной поверхности

мм

4270

дорожный просвет

мм

428…470

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4, 18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

1270 + 370

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

к пулемету (12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат Модернизация

Танк Т-72Б, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка России, где разработаны программы модернизации этого танка, которые могут компенсировать его отставание от танков стран НАТО (М1А1, Леопард-2 и пр.).

Предлагается применение модернизированной пушки 2А46М5, автомата заряжания с возможностью применения БПС с повышенным удлинением, моторно-трансмиссионная установка с двигателем В-92С2 (1000л.с.), ходовой частью применяемой на Т-90А, а также динамической защиты «Реликт».


На танке предлагается установить СУО с прицелом «Сосна-У» разработки белорусского ОАО «Пеленг», прицельный комплекс 1А40-1 сохраняется в качестве резервного прицела


Появившийся в начале 70-х годов прошлого столетия основной советский танк Т-72 стал одной из самых массовых машин в мире – «Уралвагонзавод» собрал не менее 30 тыс. экземпляров танка. Кроме того, лицензии на производство машины имелись у ряда государств, которые не менее нескольких тысяч танков.

Техника советского производства поставлялась во многие государства и принимала участие во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах. Танки Т-72 прекрасно проявили себя в этих боях. Например, в ходе боев 1982 года в долине Бекаа не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития лобовой брони советского танка.

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 – нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.

В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».

В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.

Модификации и опытные версии

На основе машины Т-72 создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного выпуска появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единичный танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезного 130-мм орудия модели 2А50. Тогда же велись эксперименты по установке гладкоствольной 125 мм пушки 2А49. В серию эти машины не попали.

Интересным экспериментом стал «объект 186», оборудованный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Мотор развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.

Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный набором навигационного оборудования и радиостанциями. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, обеспечивавшую связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к сокращению числа укладок и возимый боекомплект составляет 31 выстрел.

В 1979 году в производство пошел танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицельными приспособлениями, модернизированной пушкой, установкой запуска , доработанным дизелем и другими узлами. На базе модернизированной версии строилась командирская машина Т-72АК с сокращенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использована автономная генераторная установка с приводом от небольшого двигателя.


Для экспорта предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Немного позднее, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, смонтированным на лобовой части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни с песчаным наполнителем.

С 1985 года на внутренний рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными контейнерами динамической защиты, а немного позднее начался выпуск Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также 840-сильным дизелем В-84-1. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины стал называться Т-72БК.

В начале 90-х годов на танки стали ставить встроенную динамическую защиту, позаимствованную у .

Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, встречается неофициальный индекс – Т-72БМ. Экспортный вариант машины Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).

Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор при улучшении сделан на применение современного электронного и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.


Кроме боевых танков на базе Т-72 строился ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них можно отметить эвакуационный тягач БРЭМ-1, машину для укладки мостов МТУ-72. Шасси Т-72 послужило базой для самоходной установки МСТА-С.

Конструкция

Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.

Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.

Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.

Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.

Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.


На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).

В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.

На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.

По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.

В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.

Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.


В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.

В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.

В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.

Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.

Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.


Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.

Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.

Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.

Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.

Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.

Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.

Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах – 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.

Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.

Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.

При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.

Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.

На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.

В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.


Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.

Технические характеристики

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

Т-72 Challenger 1 M1 Abrams
Длина корпуса, мм 6670 - 7925
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм 9530 11500 9766
Ширина по экранам, мм 3460 3520 3653
Высота, мм 2190 2490 2400
Боевая масса, кг 41000 62000 54400
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час 50 56 72
Запас хода по шоссе, км 700 400 480
Высота преодолеваемой стенки, м 0,85 0,9 1,24
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8 2,8 2,74

Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.

Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.

Видео



Что еще почитать