Юнктад и ее роль в регулировании международной торговли. Оон и ее роль в мировой экономике Роль оон в современной мировой экономике

На протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем в мировой экономике с помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ пятидесятилетней практики ООН показывает, что наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления: 1)решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;

2) содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;

3) содействие хозяйственному росту развивающихся стран;

4) решение проблем регионального экономического развития.

На практике работа по данным направлениям осуществляется с использованием следующих форм деятельности: информационной, технико-консультативной и финансовой. Информационная деятельность – самый распространенный вид работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, выносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т. д. Цель такой деятельности – общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. Техни-ко-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были разработаны принципы оказания такой помощи, которая:

1) не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства

2) должна оказываться исключительно через правительство;

3) должна предоставляться исключительно данной стране;

4) должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны. Валютно-финансовая деятельность осуществляется преимущественно по линии международных организаций: Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Международного валютного фонда.

ЭКОСОС – экономический и социальный совет ООН, под эгидой которого действует и большинство других экономических органов этой организации. В функции ЭКОСОС входят организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по самому широкому спектру международных экономических, социальных, культурных и сопряженных с ними вопросов. ЭКОСОС также наделен правом создавать различные органы, на основе которых формируется его организационная структура в сфере исполнения принимаемых решений.

В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных функции:

1) ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии;

2) координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;

3) подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.

89. Организации ООН, связанные с проблемами ≪нового международного экономического Порядка≫, - ПРООН, ЮНИДО

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2029 (ХХ) на основе объединения Специального фонда ООН и Расширенной программы технической помощи в 1965 г. была создана Программа развития ООН(ПРООН). Штаб-квартира ПРООН находится в Нью-Йорке (США).

Основная цель Программы развития ООН (ПРООН) заключается в обеспечении устойчивого человеческого развития, т. е. в искоренении бедности, увеличении занятости и повышении уровня жизни населения, улучшении системы образования, защите и восстановлении окружающей среды. ПРООН является основным каналом предоставления многосторонней технической и прединвестиционной помощи развивающимся странам. Эта помощь осуществляется в виде направления консультантов, поставки оборудования, подготовки национальных кадров путем предоставления стипендий и грантов, оказания финансовой помощи.

Программа действует фактически по всем направлениям социально-экономического развития, включая земледелие, животноводство, рыболовство, лесоводство, горное дело, обрабатывающую промышленность, энергетику, транспорт, связь, жилищное строительство, торговлю, туризм, здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, гуманитарную помощь, экономическое планирование и государственное управление.

Для осуществления координации деятельности ООН в области промышленности резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2152 (ХХI) в 1966 г. была учреждена Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Государствами – членами ЮНИДО являются 169 стран. Штаб-квартира Организации находится в Вене (Австрия).

ЮНИДО является специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами промышленного развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Цель Организации – содействие строительству конкурентоспособных и экологически безопасных промышленных предприятий и развитию международного промышленного сотрудничества и инфраструктуры.

ЮНИДО оказывает помощь странам-участницам во внедрении международных принципов и норм в области промышленности путем реализации программ технического сотрудничества.

Генеральная конференция определяет руководящие принципы и политику Организации, рассматривает доклады Совета по промышленному развитию, Генерального директора и вспомогательных органов Конференции, одобряет программу работы и регулярный бюджет.

Совет по промышленному развитию проводит обзор выполнения одобренной программы работы и регулярного бюджета, докладывает Конференции на каждой очередной сессии о своей деятельности. Совет состоит из 53 стран-членов Организации, которые избираются Генеральной конференцией: 1)33 члена – из числа развивающихся стран; 2)15 – развитых стран, остальные 5 определяются Уставом Организации.

Секретариат возглавляется Генеральным директором Организации. Генеральный директор назначается на четырехлетний период и координирует работу Секретариата.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТаД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария). Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию – обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД, он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Основные задачи ЮНКТАД:

1) поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами;

3) служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектами экономического развития;

4) содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства – члена ООН, специализированныхучреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, формально документы ЮНКТАД имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Важнейшим мероприятием ЮНКТАД в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает в торговле с развивающимися государствами, всеми промышленно развитыми странами снижение или отмену на невзаимной основе, т. е. без требования со стороны последних, встречных торго-во-политических уступок, таможенных пошлин. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран – получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Уникальность роли OOHB формировании международной экономической инфраструктуры заключается в выполнении важнейших общественно значимых функций в сфере глобального управления. Объектами регулирования являются многочисленные связи и отношения на международном уровне, существование и стабильность которых воспринимаются как должное.

Принятые в рамках ООН и действующие по сей день нормы, правила и режимы обеспечивают соблюдение законодательно установленных требований к проводимым операциям, определяют общие стандарты внешнеэкономических отношений, охраняют права собственности. Например, Конвенция ООН об открытом море (1985 г.) гарантирует свободное перемещение в открытом море за пределами территориальных вод, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.) регулирует кредитно-финансовые отношения при международных расчетах.

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

Проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

Проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности- ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

ВОИС определяет порядок подачи заявок во всех странах, в которых запрашивается охрана права интеллектуальной собственности, и лимитирует связанные с этим расходы. ВОИС осуществляет административные функции по договорам, устанавливающим согласованные на международном уровне права и общие стандарты, которые государства соглашаются соблюдать и применять на своих территориях. Договоры ВОИС, охватывающие изобретения и соответствующие патенты, товарные знаки и промышленные образцы, обеспечивают такое положение, при котором одна международная регистрация или подача заявки будет иметь действие в любом из государств - участников соглашений. Признанным и широко используемым является Договор о патентной кооперации, который вводит концепцию единой международной патентной заявки, имеющей действие во многих странах. ВОИС также были сформулированы конкретные рекомендации по способам защиты имен доменов (кодовых обозначений адресов) в Интернете, что является предметом заботы и внимания коммуникационных и интернет-компаний;

Унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛидр.).

Практически все органы ООН в какой- то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

Разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации;

Предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции. Для компаний также важно, что в случае аварий при международных перевозках они могут рассчитывать на возмещение финансовых убытков;

Борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

Сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможно-

стей и разработке внешнеэкономических стратегий. Агентства ООН, предоставляющие статистические данные, рассматриваются как авторитетные и достоверные источники официальной статистики.

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить автоматизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности. Программа сети центров по вопросам торговли обеспечивает информационную сеть торговых организаций по всему миру. Предприниматели из развивающихся стран, многим из которых пока трудно найти торговых партнеров за границей,

используют такого рода центры для успешного выхода на мировые рынки. Глобальная сеть облегчает трансграничные связи, предоставляет доступ к международным базам данных и электронной торговле.

Координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК призвана содействовать решению проблемы более эффективного выхода на рынок для предприятий из развивающихся стран. Она была учреждена для оказания помощи малым и средним предприятиям в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в содействии появлению совместных предприятий и налаживанию деловых связей с ТНК, в придании интернационального характера их деятельности. Основное внимание в программе уделяется выявлению перспективных предпринимателей и обеспечению их профессиональной подготовки, оказанию им консультативных услуг по вопросам управления и привлечению партнеров, включая иностранные компании. C 1988 г. ЭМПРЕТЕК уже оказала помощь более 20 тыс. предпринимателей в ряде стран Африки и Латинской Америки.

При осуществлении экономической деятельности государства и компании должны неукоснительно учитывать экологические требования, предусмотренные положениями ряда международных природоохранных конвенций. Такие глобальные экологические проблемы, как опустынивание, утрата биоразнообразия, изменение климата, входят в область компетенции Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП совместно со Всемирной метеорологической организацией разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г. В XXI в. именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности. Документ, в частности, предусматривает сокращение выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов, что налагает определенные обязательства и на промышленные компании - источники этих выбросов, существенно затрагивает сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономики, воздействие которых на природу все более возрастает.

Помимо запретительных и предписывающих нормативов имеет место практика использования мотивирующих стимулов. Например, международная премия в сфере бизнеса за достижения в охране окружающей среды, учрежденная в 2000 г. под эгидой Программы ООН по окружающей среде с целью признания и награждения выдающихся достижений в природоохранной области компаний, работающих в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Вопросы охраны культурного и природного наследия, имеющие прямое отношение к развитию индустрии международного туризма, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и статистики являются частью мандата Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является международная организацияКонференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства – члены ООН. Сейчас она насчитывает 186 стран-членов, включая и Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария).

ЮНКТАДзащищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых.

Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов.

Основные задачи – формирование принципов и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли, согласование политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействие координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, т.к. эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи по организационно-правовым вопросам равноправного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности.

В ЮНКТАД проводится групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам.

Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

1) поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;

2) установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;

3) содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;

4) содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;

5) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД Конференция , которая собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров и глав правительств), с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД Совет по торговле и развитию , в рамках которого работают 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, по морским перевозкам, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии, по преференциям.

Совет обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции, проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной ассамблее через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности:

1) разработку общей системы преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г (эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок);

2) создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.);

Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в т.ч. в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

Международные экономические отношения Роньшина Наталия Ивановна

50. Роль ООН в развитии МЭО

50. Роль ООН в развитии МЭО

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны – члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.

Программа развития ООН – программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, предынвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.

Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).

Экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

Таким образом, ООН играет большую роль в регулировании международных экономических отношений. И несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

57. Роль кредита в развитии рыночной экономики Кредит обеспечивает переход денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

81. Роль банков в развитии коммерческой деятельности В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика. С помощью нее осуществляются:1) перераспределение и мобилизация капиталов;2) регулирование

автора

Глава 1. Финансовая грамотность: актуальность и роль в развитии экономики и повышении благосостояния

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

1.2. Роль финансового образования в развитии экономики и повышении благосостояния населения Финансово образованные потребители способствуют эффективному функционированию усложняющихся финансовых рынков. Обладая более развитой способностью сопоставления рисков и

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

6.3. Роль Банка России в развитии и регулировании розничных платежных услуг К розничным платежным услугам можно отнести:– услуги по переводу денежных средств: без открытия банковского счета, с использованием платежных карт, на основании распоряжений, представленных в

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

102. Роль международного кредита в развитии производства Позитивная роль международного кредита заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.Международный кредит содействует

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Сущность научно-технического прогресса и его роль в развитии общественного производства Под научно-техническим прогрессом (НТП) следует понимать непрерывный процесс количественного роста и качественного совершенствования всех элементов общественного производства

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

1.4. Роль центрального банка в развитии и регулировании платежных систем В число ключевых функций центральных банков входит эмиссия наличных денег, осуществление денежно-кредитной политики для регулирования экономической конъюнктуры, надзор за банковскими и

автора Автор неизвестен

3.3. Социальный капитал и его роль в развитии человеческого капитала в инновационной экономике Термин «социальный капитал является относительно молодым, появившимся менее ста лет назад. Впервые его ввел Лид Джансон Ханифан в 1916 г., доказывая необходимость налаживания

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

4.1. Роль институтов государства и рынка в развитии инновационного предпринимательского климата России Потенциальная роль институтов государства и рынка в переходе России к инновационной экономике огромна. Однако, сложивший в настоящий период инновационный климат

автора Автор неизвестен

2.4. Роль государства в формировании предпосылок и развитии финансово-экономического кризиса Подобно тому, как генералы готовятся к прошедшим войнам, государства в своей экономической политике пытаются противодействовать прошедшим кризисам. Суть ситуации заключается в

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

4.8. Роль международных организаций и национальных институтов в развитии глобальных рынков услуг (на примере грузовых чартерных авиационных перевозок) Наибольшую положительную динамику развития в докризисном мире показывал сектор услуг, что, очевидно, связано с

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

69. Роль иностранного капитала в экономическом развитии России Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна и по сей день. Принято считать, что недостаточная активность западных капиталов идет от внутренней политической нестабильности России. Но на самом деле

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

6. РОЛЬ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ На Западе память о Римской империи не исчезла. В 800 г. Карл Великий, король германского племени франков, позволил папе римскому, главе христианской церкви на Западе, возложить на свою голову корону римских

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

Что еще почитать