Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Понятие досуга и свободного времени. Особенности организации досуга молодёжи. Результаты социологического опроса на тему предпочтений молодежи по проведению досуга. Деятельность досуговых социальных учреждений Беларуси. Сценарий молодёжной дискотеки.
курсовая работа , добавлен 10.12.2012
Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.
курсовая работа , добавлен 09.01.2011
Организация свободного времени детей и подростков как социальная проблема. Специфика досуговой деятельности с подростками отклоняющего поведения. Анализ путей оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.
курсовая работа , добавлен 25.03.2013
Пожилые люди как социальная общность. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Понятие досуга и досуговой деятельности. Анализ практики организации досуга пожилых людей в МУ "Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов".
дипломная работа , добавлен 11.12.2009
Система культурно-досуговой деятельности как фактор воспитания молодежи. Потребности, интересы и предпочтения молодежи в саморазвитии. Включение молодежи в социально значимые виды деятельности. Создание оптимальных условий в учреждениях культуры.
курсовая работа , добавлен 21.08.2013
Опросы и их результаты. Основные проблемы организации досуга молодежи: влияние насилия в компьютерных играх на психику подростка, употребление спиртных напитков подростками. Занятость подростков в кружках, секциях.
курсовая работа , добавлен 04.02.2006
Особенности молодого поколения, специфика его положения в современном обществе. Решение проблем молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики в России. Совершенствование деятельности по организации досуга детей и молодежи.
курсовая работа , добавлен 18.12.2011
Раздел сайта:
Рассматриваемая тема до настоящего времени часто поднималась на многочисленных молодежных конференциях, круглых столах, семинарах, съездах православной молодежи. Однако до сих пор отсутствуют обобщающие работы по этой теме, нет методической базы, сложно найти опубликованные программы и методические разработки молодежных проектов. Эта проблема является одной из самых актуальных для современного молодежного движения Русской Православной Церкви.
Формы и методы работы с молодежью могут меняться в зависимости от аудитории, в которой они применяются. Говоря о наиболее подходящем методе работы с конкретными группами, мы не отрицаем возможность применения других методов. В нашем случае таких групп может быть несколько:
Методы и формы работы зависят от того, с какой из названных групп работает тот или иной организатор молодежной работы. Наиболее многочисленной и потому наиболее важной представляется на сегодняшний день группа № 2. В зависимости от того, насколько успешна будет работа Церкви именно с этой группой, можно говорить о положительных или отрицательных результатах миссии среди молодежи.
При работе с невоцерковленной молодежью, равнодушной к духовной жизни и к религии вообще, можно говорить преимущественно о методе опосредованной миссии. Суть этого метода можно выразить известными словами апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией » (1 Пет. 4:10). Основополагающими принципами в организации работы с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: мы свидетельствуем о внутренней красоте и глубине Православия, не стремясь показать собственную излишнюю внешнюю церковность. Для молодого человека должно стать интересным и важным то, что мы предлагаем. Знакомство с православием должно быть постепенным и ненавязчивым, одновременно необходимо создать все условия для действительного воцерковления.
Формы работы с группой №2 могут быть различны (от экскурсионной поездки до секции дельтапланеризма), как об этом сказано в постановлениях Архиерейского собора 2004 года: «во внебогослужебной сфере могут использоваться культурные стили и формы, привычные для современной молодёжи, если они наполняются христианским содержанием». Не могут быть применимы только те формы работы, которые противоречат православной вере и нравственности (например, организация секции йоги, занимаясь которой, как известно, необходимо принять философию и принципы религиозной традиции индуизма).
Для работы с группами №1 и №3 можно применять те формы работы, которые уже давно, с разной долей успеха применяются в Русской Православной Церкви (катехизаторские курсы, занятия по изучению Священного Писания, воскресные школы для взрослых и т.д.). Метод этой работы можно обозначить как непосредственную миссию.
При работе с группой №4 необходимым представляется рассмотреть вопрос об отношении к лидерству среди православных христиан. Неправильно воспринимаемое, лидерство или первенство несомненно опасно для человека. В Евангелии первенство описывается как антиномия понятий «первые» и «последние»: «И призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою » (Мк. 9:35). Для православного человека лидерство должно быть служением любви, в котором исключается всякое «себялюбие». Таким образом, лидерство не только принимается Православием, но и является наиболее ярким выражением церковного служения. Именно церковная молодежь должна стать активом молодежного движения Церкви и именно этим молодым людям предстоит организовать работу со всеми перечисленными аудиториями.
Одной из проблем является отсутствие специальных знаний и навыков по организации молодежного служения, которые могли бы быть сформированы в ходе проведения различных семинаров по подготовке организаторов молодежного служения. Нужно признать, что Церковь сегодня как никогда нуждается в квалифицированных кадрах во всех областях церковной жизни и, прежде всего в области организации молодежной работы. Отсутствие методической базы, конкретных разработок, программ приводит к тому, что каждому приходу, епархии, православной молодежной организации приходится заново «изобретать велосипед», выдумывать заново формы молодежной работы, которые уже опробованы другими людьми в других регионах. Таким образом, только создав методическую основу и подготовив квалифицированные кадры, можно говорить о начале серьезной работы, - иначе мы можем остаться на уровне людей, которые осознают проблему (об этом говорится практически на каждой молодежной конференции), но ничего более не делают для того, чтобы ее решить.
Необходимо участие общественных, приходских и епархиальных молодежных организаций в общецерковных молодежных программах и мероприятиях. Единство в сфере общественного служения позволит эффективно реализовать имеющиеся формы и методы.
Для выполнения указанных задач предлагаются следующие пять основных направлений деятельности:
1) Приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь. Эта задача решается с помощью проведения миссионерских богослужений, внебогослужебных молодёжных собраний, кружков по изучению Священного Писания, а также путем создания условий для продолжительной беседы на духовные темы (подготовка к исповеди, причастию) с опытным в молодежных проблемах священником.
2) Просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей. Такая деятельность может строиться следующим образом:
а) знакомство слушателей с основами православного мировоззрения (особое внимание желательно уделять принятым в обществе ложным представлениям о Церкви);
б) подробное знакомство слушателей со Священным Писанием и Преданием Церкви;
в) вовлечение слушателей в просветительскую, социальную и молодежную работу Церкви.
Для этого всем желающим молодым людям необходимо предоставить возможность в удобное для них время познакомиться с основами православного мировоззрения.
Желательно предоставлять возможность наиболее активным молодым людям принять участие в целенаправленном христианском служении в качестве катехизатора или организатора молодежной работы с просветительской направленностью. Также необходимо создавать в епархиях службы трудоустройства и занятости, особенно для выпускников духовных школ, богословских ВУЗов, теологических факультетов, выпускников катехизаторских курсов. Важно отметить, что в настоящее время уже имеющиеся квалифицированные кадры остаются невостребованными или предлагаемые вакансии не имеют должного финансового обеспечения.
3) Приобщение молодежи к христианскому служению. Необходимо как можно более подробно знакомить и приобщать пришедшую в Церковь молодёжь к различным видам христианского служения, показать социальную, трудовую и просветительскую работу, которую ведет тот или иной приход (например, трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и т.д.).
4) Создание открытой христианской социо-культурной молодежной среды. Необходимо создавать открытую православную молодёжную среду, в которой была бы возможность знакомиться и общаться, совместно праздновать праздники и дни рождения, делиться друг с другом опытом жизни и служения в Церкви, встречаться со священнослужителями, а также с интересными для молодёжи людьми. Сплочению молодёжи способствуют лагеря, паломнические поездки, военно-спортивные соревнования, краеведческая работа, деятельность в творческих студиях и т.д.
5) Специализированная помощь молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей. Важно помочь молодому поколению получить ответы на волнующие его вопросы о вере и церковной жизни, а также помочь ему разрешить семейные, психологические и другие проблемы. Выполнению этой задачи может способствовать, например, телефонная служба доверия, частные беседы или интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости или вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты и т.п.
Подобный опыт комплексной работы среди молодёжи накоплен в созданной при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре совместно с Отделом по делам молодёжи Русской Православной Церкви Школе молодежного служения , которая осуществляет работу с молодёжью по представленным выше направлениям.
Приложение
Накопленный Школой молодежного служения богатый и уникальный опыт по работе с молодежью можно эффективно перенести в Интернет, где можно было бы создать Интернет-проект «Школа молодежного служения», в который могут влиться не только епархиальные центры, но и любой приход, интересующийся молодежной работой. Реализация подобной дистанционной Интернет-Школы позволит наладить гораздо более эффективный обмен опытом, повысить продуктивность вновь созданных аналогичных местных Школ, а также послужит подспорьем тем епархиям и городам, где их создание встретит объективные препятствия.
В основу Интернет-ШМС предлагается положить принцип интерактивного обучения. Также предполагается, что здесь возможно будет обобщить и адаптировать конкретный опыт молодежной работы для других регионов (епархий). Создание подобной общецерковной дистанционной Школы молодёжного служения предоставило бы возможность наиболее опытным людям из разных епархий и даже уголков мира участвовать в катехизации, а обучаемым, живущим в регионах, где не проводится катехизация, приобретать полноценные знания, управляя своим временем и не пропуская занятий. Кружки по изучению Библии, церковной истории, богослужения, церковно-славянского языка, наследия свв. отцов, религиозной безопасности стали бы доступны тысячам пользователей. В такой Школе возможно было бы и интерактивное обучение по специальностям миссионер, катехизатор, преподаватель Основ православной культуры и т.д.
Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!
Присоединяйтесь к группе - Добринский храм
Роль социального педагога в работе с неформалами очень велика. Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентации и т.п.).
Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно, лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.
Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, специалисты советуют:
Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: - присутствует ли иерархическая лестница; - кто является лидером; - состав неформальных молодежных объединений; - степень влияния лидера на остальных «неформалов»; - направленность неформальных молодежных объединений и другое.
Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик: - тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Этот тест проводится в неформальных молодежных объединениях, чтобы узнать насколько подростки - «неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже.
Педагог, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Таким образом, можно выделить основные формы и методы работы с неформальной молодежью:
В современных условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.
Сельский Дом культуры с. Эйлиг-Хем введен в эксплуатацию 1987 году и расположен в с. Эйлиг-хем по улице Найырал 3. При сельском Доме культуры работают 5 специалиста, из них 2 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре.
Число жителей села Эйлиг-Хем 627 человек из них молодежь в возрасте от 15 до 24 лет 150 человек, т. е от общего числа населения численность молодежи составляет 23,9%.
Основными направлениями в работе с молодежью являлись мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха. Например, дискотеки с игровой программой «А, знаешь ли ты кто?», «Чистота - залог здоровья», «Круто ты попал!», «Лучшие танцоры вечера». Ежегодно в Доме культуры совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием «Мы молодые». Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи, общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности.
Приоритетными направлениями деятельности сельского Дома культуры Улуг-Хемского кожууна в 2012 году являются:
В настоящее время заметно повысилось требование населения, особенно молодежи в проведении качественных и содержательных мероприятий. Действительно, захочет ли человек провести свой досуг в технически не оснащенном центре культуры, если в других заведениях в этом плане намного лучше? Пойдет ли он на дискотеку в клуб с плохим качеством звука и без соответствующих световых эффектов, тогда как в г. Кызыле, например, качественных мест отдыха много? Этот вопрос ныне стоит перед культработниками села во всей остроте. Дело не только в том, что клуб может потерять свой авторитет в глазах людей. При слабой оснащенности техническими средствами клуб перестанет быть именно центром культуры, местом отдыха.
Намереваясь шагать в ногу со временем нужно твердо уяснить, что нормальное функционирование любого, даже небольшого клуба и в городе и на селе немыслимо сегодня без применения новых технологий, без умелого руководства. Нет такой сферы культурной работы, где не чувствовалась бы насущная необходимость в технических работников. Разве обойтись без технических помощников, которые каждое мероприятие могут сделать эмоциональнее, красочнее, доходчивее? Да и по развитию платных услуг, предоставленных клубом населению, тоже не решить без хорошей материально-технической базы.
Осознавая большую роль новых технологий мы в нашем Доме культуры пытаемся работать на постоянное улучшение материально-технической базы, с учетом современных требований, что несомненно отражается на уровень проводимых мероприятий. По сравнению с 2000 годом резко возросло число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, финансовых поступлений от разных видов уставных услуг.
На средства, вырученные от проведения уставных платных услуг, а также не в малой степени от спонсорских поступлений закуплены несколько комплектов компьютерной, оргтехники, средства связи. Приобретен и успешно используется в работе видеопроектор «SANYO», применение которого заметно улучшило качество и уровень проводимых мероприятий.
Стало возможным проведение красочных шоу-видео-дискотек для молодежи с одновременной проекцией видеоклипов, что как мы считаем, значительно повышает уровень дискотек на качественно новый уровень. Новым при проведении мероприятий явилась трансляция мероприятий на экран, показ слайдов, видеороликов, титров.
Новые технологии активно внедряются в кружки, работающие на самоокупаемости, в клубы по интересам и любительские объединения. В Доме культуры функционируют 13 формирований, где занимаются 125 человек, из них для молодежи от 15 до 24 лет 5 формирований, где занимаются 80 человек.
С 2011 года в нашем Доме культуры работают 2 платных самоокупаемых кружка и студия видеозаписи, где занимаются молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, всего 50 человек.
Это компьютерный кружок «Мой компьютерный мир» (рук. Монгуш А.А.), Целью данного кружка является обучение основным навыкам работы на персональном компьютере. В программу обучения входят ознакомление с устройством компьютера и периферийных устройств, работа с графикой, текстом, всемирная сеть Интернет.
От поступлений взносов за обучение в кружке приобретаем все расходные материалы: картриджи для принтеров, бумагу, заправку для ксерокса, пленку для ламинирования и т. д.
Кружок будущих видео-операторов. Занятие проводится еженедельно. Преподается теория, основные способы съемки, умения пользования светом, микрофоном. Благодаря кружковцам все мероприятия записываются с помощью видеокамеры на кассету и хранятся в отдельном фонде. Работает студия звукозаписи. На базе центра работает своя студия звукозаписи с возможностью компьютерного премастеринга и изготовления лазерных компакт-дисков, где увлечены делом 10 чел. (в возрасте от 14 до 24 лет).
В будущем планируется открыть при доме культуре клуб любителей кино, который соберет, надеемся молодежь единомышленников любителей кино. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют.
Таким образом, проблема удовлетворенности молодежи своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Дом культуры, например, выходом из данной ситуации, как ограничение финансового характера, считает проведение платных услуг, дискотек, кружков, аренды помещения и аппаратуры. Внедрение в Доме культуры платных, интересных кружков для молодежи, населения. Мы считаем, что тогда механизм самоокупаемости и самообеспечения сработает.
И так на сегодня выявлены 8 важнейших факторов привлечения населения, молодежь в сельский Дом культуры и развития клубного учреждения: заинтересованность в своей работе и творческий уровень руководителя, специалистов работающих в данном Доме культуры, хорошо продуманная тактика работы, активное внедрение уставных платных услуг по запросам населения, постоянное улучшение материально-технической базы, активное внедрение новых технологий в работе, Интернет, средства связи и постоянное улучшение эстетики, дизайна наружного фасада здания, благоустройству его территории: озеленению, освещение и т. д.
В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально-опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни совместно с Управлением образования администрации Улуг-Хемского кожууна проводился цикл профилактических программ таких как «Нет туберкулезу!», «Мы за ЗОЖ», «Полоса жизни», по профилактике правонарушений, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.
Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях.
Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне.
Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.
Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
Досуг - это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.
От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее…
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
Культурно-досуговым учреждениям важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:
На основании вышеизложенному в качестве предложения мы разработали проект муниципальной целевой программы по организации досуга молодежи.
Надеемся, что практическая значимость данной работы в дальнейшем будет связана с возможностью ее использования специалистами культурно-досуговых учреждений, а также педагогами организаторами в образовательных учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодежного.
Заключение
В ходе исследования нами изучено современное состояние деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи села, как особой категории населения. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. досуг молодежь социокультурный
Оптимальное использование социально-культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ. С этой целью нами разработан проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 гг.», который утвержден Главой администрации и заложены средства на реализацию программы в бюджет Улуг-Хемского кожууна на 2013 год.
Надеемся, что наша целевая программа будет реализован успешно, так как она практически значима.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом