Состояние полного социального благополучия. Здоровье как физическое, духовное, умственное и социальное благополучие

Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Как же поддерживать в себе это ощущение внешней и внутренней гармонии? Что для этого надо делать?

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

  1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.
  2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: ведь это говорит о том, что "я оказался хуже всех". Но можно воспринять это событие и иначе: жизнь предоставила мне шанс найти более интересное, более нужное и, вполне вероятно, более материально выгодное дело. Это не самоуспокоение, это возможность вынести из произошедшего урок и увидеть в нем положительные стороны. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: "Что ни делается, все к лучшему".
  3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно. Помните анекдот: "Вам дрова нужны?" - "Нет". Утром проснулись - дров нет.
  4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни. Речь идет не о том, чтобы посещать картинные галереи и театры - хотя и это неплохо. Это, прежде всего, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Неважно, в кого или во что вы верите: в Бога, Судьбу, Высшую справедливость или Космический разум. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь "свыше".
  5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь сейчас меняется очень быстро. Останавливаться нельзя, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.
  6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.
  7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему. Давно ли вы смотрели на небо? А когда в последний раз вы наблюдали за животными? А замечаете ли вы дерево у подъезда - как оно меняется каждый месяц? Часто человек говорит: "В моей жизни нет ничего хорошего". А ведь вокруг нас очень богатая среда, причем созданная не нами, задолго до нас. Не сами ли мы сузили каналы восприятия до работы и телевизора?
  8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий. Это не обязательно должен быть спорт или упражнения на тренажерах. Это - и уборка снега во дворе, и стирка белья. Парадокс в том, что люди часто измеряют степень своего комфорта тем, насколько им удалось избавиться от физических усилий. А потом жалуются на иммунитет, который, как известно, напрямую зависит от нашей активности. На самом деле не такая уж большая нагрузка нужна человеку для поддержания своего тонуса. Например, 20 минут ходьбы ежедневно. Но некоторые и этого не делают: для них жизнь замкнулась в треугольнике: автомобиль, компьютер, телевизор.
  9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают. Что такое скука? Это напоминание о том, что мы не решаем своих жизненных задач. Но человек не пытается разобраться в этом, понять, что же ему надо делать. Он начинает, например, злоупотреблять алкоголем - чтобы не чувствовать того, что чувствует.
  10. Здоровый человек стремится внести свой вклад в жизнь других людей. Какой след вы оставляете в сердцах близких? Какое впечатление производите на людей знакомых и незнакомых? Хочется другим общаться с вами или нет? От того, что вы рядом, людям тепло или холодно?
  11. Одна из составляющих здоровья - умение проявлять великодушие и благородство. Человек живет не на острове, как Робинзон. Он находится в определенной сети человеческих отношений. И если ты можешь что-то хорошее дать другим, то и они тебе тоже. Надо лишь уметь принимать это и быть благодарным.
  12. И, наконец, здоровый человек обладает чувством юмора. Без комментариев.

Алексей Луньков,
доктор педагогических наук, кандидат
психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии и психологического консультирования МЭГУ
Статья предоставлена сайтом

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

7universum.com

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

канд. социол. наук, доцент кафедры социальных наук, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ),

SOCIAL WELLBEING AND SOCIAL SECURITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION OF MODERN SOCIETY

Candidate of sociological sciences, associate professor, Department of Social Sciences, Far Eastern Federal University (FEFU),

Russia, Vladivostok

В статье рассматриваются основные характеристики социального благополучия населения. Особое внимание уделено установлению взаимосвязи социального благополучия и социальной безопасности в условиях глобализации современного общества.

The article discusses the main characteristics of the social welfare of the population. Special attention is paid to the establishment of the relationship of social welfare and social security in the context of globalization of modern society.

Костина Елена Юрьевна

Россия, г. Владивосток E-mail: kostina. eyu@dvfu. ru

АННОТАЦИЯ

Костина Е.Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2277

Ключевые слова: социальное благополучие, социальная безопасность, глобализация, общество.

Keywords: social welfare, social security, globalization, society.

В современных условиях постоянных и довольно бурных общественных, культурных, экономических изменений в мире наблюдается рост интереса науки и общества к проблеме социального благополучия человека. Большинство национальных и региональных обществ сегодня ориентированы на достижение социального благополучия в различных сферах жизнедеятельности и в целом в обществе, считая его серьезным достижением. Так, в России социальное благополучие выступает одновременно и целью реализации социальной политики государства, а также критерием оценки ее эффективности, делая тождественными понятия уровня и качества жизни и понятия социального благополучия. Одной из функций социального государства выступает функция гаранта безопасности жизнедеятельности, и очень важно, чтобы государство ее не утратило, так как иначе оно потеряет доверие со стороны своих граждан и не сможет обеспечить им социальную безопасность, без которой невозможно общественное благополучие. Основным инструментом социальной политики и важнейшим регулятором социального благополучия выступают социальные законы, приоритетные национальные проекты и социальные программы, кроме того, государство устанавливает социальные стандарты, которые представляют собой принятые нормы и нормативы в предоставлении социальных услуг. «Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества» . Социальное благополучие всегда надо рассматривать как одну из важнейших характеристик экономического и социального развития общества, ведь отсутствие такого благополучия почти всегда говорит о неудовлетворенном уровне жизни и недостатке или недоступности ряда благ.

Благополучие - это пространство существования человека, которое в большей степени обусловлено вполне реальными показателями экономического и социального общественного развития . Объективные и субъективные показатели и факторы социального благополучия позволяют проанализировать нормативные данные с учетом индивидуальных

особенностей. Человеческое благополучие определяют, прежде всего, три фундаментальных фактора: материальное благосостояние, здоровье

и безопасность. В мультикомпонентной структуре можно выделить следующие показатели:

Материального благополучия (уровень дохода, жилищные условия);

Физическое благополучие (состояние здоровья, самочувствие, личная безопасность);

Социальное благополучие в узком смысле (межличностные отношения, участие в жизни социума, удовлетворенность своим социальным статусом и социальными ролями);

Эмоциональное благополучие (позитивное функционирование личности, личностный рост, социальное уважение и статус, психическое здоровье, стресс, верования и убеждения);

Профессиональное благополучие (профессиональные компетенции, производительность труда), здесь речь идет не столько о наличии трудовой занятости, сколько о возможности реализовать себя в профессии. Профессионально благополучные люди видят в работе любимое дело, которое позволяет им реализовать свои сильные стороны и достичь поставленной цели.

Стоит отметить, что достижение благополучия только в одной из рассмотренных выше сфер не означает достижения социального благополучия в целом, а позволяет говорить лишь об избирательном благополучии данного общества.

Социальное благополучие не определяется только внешними по отношению к человеку или социальной группе мерами социальной политики государства, это во многом субъективная оценка самими индивидами

и группами степени удовлетворения их социальных, экономических и культурных потребностей. Для населения, помимо традиционных показателей эффективности социальной и экономической политики, нужно учитывать также и потребности человека, оказывающие влияние на осознание и ощущение социального благополучия: социальный престиж, уважение, социальная

защищенность, свобода выбора, возможность реализации социальных ожиданий и претензий. По мнению ряда современных российских исследователей, собственные личностные свойства человека при их правильном сочетании и синергетическом функционировании могут выступать в качестве внутреннего фактора (блага) его же благополучия. Психологическая основа личностного благополучия - «это особое сочетание свойств темперамента, личности и позитивных черт характера, обеспечивающих человеку условия для того, чтобы совершать позитивные поступки, иметь благополучные межличностные отношения, глобальное позитивное отношение к себе и миру» . Все это позволяет человеку чувствовать и оценивать себя благополучным.

Отдельное внимание стоит уделить и анализу социально взаимосвязанных систем в современном социуме. В данном вопросе необходимо рассмотреть основные показатели качества и уровня жизни, такие как доступ к образовательным услугам, медицинской помощи, спортивным и культурным сооружениям, общий прожиточный уровень, правовая защищенность, наличие безопасной экологической обстановки. Особый интерес для анализа представляют модели социального благополучия, которые не только акцентируют внимания на внешней среде, но указывают на то, что человек, как разумное и обучающееся существо, может изменять среду в соответствии с собственными потребностями и стремлениями. Так, Г.В. Разинский предлагает говорить о двух моделях социального благополучия/неблагополучия, которые, по его мнению, и будут составлять суть социально-ценностной и поведенческой основы личности. Во-первых, это консервативно-инерционная (патерналистская) модель, базирующая

на традиционных представлениях о жизненном успехе, ожидании помощи из вне, слабых адаптивных механизмах и пассивности. Во-вторых, деятельностно-динамическая (антипатерналистская) модель, отличающаяся нацеленностью на активное освоение окружающей среды, высокие адаптивные способности и социальная активность .

Но не стоит забывать, что в формировании субъективного благополучия важную роль играют внешние относительно личности социальные институты, которые обеспечивают социализацию и адаптацию человека на разных уровнях и с учетом жизненных обстоятельств. Социальное благополучие человека - это сумма субъективной оценки человеком себя и собственной жизни, эффективное и позитивное функционирование личности и отлаженная система социальной политики, гарантирующая человеку социальную защищенность. Важной основой для социального благополучия выступает социальная безопасность, которая в свою очередь является результатом деятельности органов государственной, региональной и муниципальной власти, ведь именно она позволяет выбрать стратегию взаимодействия государства и человека, государства и общества. Ответственность за социальное благополучие и социальную безопасность человек, общество и государство делят между собой.

Социальная безопасность в первую очередь предполагает защиту от угроз разрушения и деградации социальной сферы государства как основы социального благополучия. Это защита от ситуации, когда неясно, как достичь благополучия, какие социальные ценности и идеи могут объединить людей, какие социальные нормы определяют их взаимодействии. Социальная безопасность создает условия для благополучного существования человека как внешнего - экономического и политического, так и внутреннего - эмоционального. Как и социальное благополучие, социальная безопасность включает в себя и ощущение безопасности самим человеком, и реальные объективные угрозы, формирующиеся в обществе. А.В. Шиловцев предлагает

рассматривать два подхода к пониманию природы социальной безопасности :

1. безопасность как проявление объективной природы живых систем сохранять свою целостность на основе саморегуляции с внешней средой;

2. безопасность как субъективная естественная защитная реакция или деятельность по созданию определенной среды для своего самосохранения.

Для саморегуляции и самосохранения человеческое общество активно использует культуру, политику, экономику и социальность, а исходя из основных направлений человеческой жизнедеятельности, в структуру социальной безопасности входят: политическая, экономическая, экологическая и культурная безопасность. Это довольно крупные сферы человеческой жизнедеятельности, и, по мнению ряда современных исследователей, внутри каждой из них можно выделить крупные блоки. Исследователи предлагают следующую систему внутреннего ранжирования: «В экономической сфере <...> государственная, военная, информационная. В экономической сфере выделяют такие виды, как финансовая, продовольственная, промышленная. Экологический аспект состоит из безопасности атмосферы, гидросферы, литосферы. Наконец, культурная сфера представляется в формах духовной, технологической, правовой» .

По мнению современных исследователей «источником угрозы функционирования общества социального благополучия выступают процессы глобализации и модернизации (информатизации) . В процессе глобализации идет нарастание рисков и угроз социальной безопасности человека, так как к «привычным» региональным угрозам присоединяются «непривычные» и неоднородные угрозы, по своей сути глобальные, транснациональные. В современном обществе границы страны перестают быть непреодолимым барьером, сдерживающим весь спектр угроз. При современном развитии общества для информационных, экологических и ядерных угроз границы открыты, да и финансовая, психологическая и духовно-нравственная опасность легко преодолевает их. Ведь «глобализация

предполагает не просто системную упорядоченность, а сращивание производственно-экономических структур всех стран и практически полную утрату их политического, социокультурного и образовательного суверенитета. Процессы глобализации начинают охватывать и область духовного производства» . Так многие исследователи видят угрозу глобализации сферы образования, которая и должна формировать успешную личность в так называемом Болонском процессе, который задает единые стандарты образования и разрушает формировавшуюся веками национальную систему образования. Можно заключить, что с появлением все новых и новых локальных, региональных и глобальных опасностей в последнее время возникает угроза существования не только отдельных государств и обществ, но и самого человечества. Сложившаяся ситуация заставляет человечество искать социальную защищенность и пути безопасного развития цивилизации и самого человека как социального существа.

Стоит также отметить различия во влиянии, оказываемом процессами глобализации на разные государства и общества и, как следствие, на социальную безопасность и благополучие в них, ведь страны подошли к процессу глобализации в разной степени экономического, информационного и военного развития. Как следствие, более развитые начинают использовать и расширять свои возможности за счет менее слабых стран, а также навязывая им свои ценности, нормы и модели поведения. «Отдельные культуры и цивилизации столкнулись в последнее время с мощными попытками доминирующей североатлантической цивилизации не столько расширять свое влияние экономическими и политическими средствами, сколько углубить его за счет направленной трансформации глубинных оснований иных культур» . Что воспринимается как явная угроза социальной безопасности этих культур и цивилизаций.

Глобализация с ее стремлением к изменению и развитию производственных и информационных технологий способствует развитию общества. Но это движение настолько стремительное, что приводит к утрате людьми и государствами

привычных социальных функций, когда теряется основа для социальной солидарности и компромисса. Современный человек, к сожалению, почти полностью утратил способность и возможность контроля социальных процессов, что выбивает почву из-под его ног и наполняет жизнь страхами и угрозами. И как следствие, данная ситуация не позволяет говорить о достижении им субъективного социального благополучия. Функции государства в условиях глобализации также серьезно сокращаются, все решения приходят от транснациональных сил, понятно, что такое государство не может выступить гарантом социального благополучия и безопасности для своих граждан. Стоит также отметить, что чаще всего индивид готов сохранять и защищать общество только тогда, когда оно ориентировано на поддержание социальной безопасности для него, и в противном случае отсутствия защищенности и безопасности от общества, человек не стремится к его сохранению. Ситуация социального беспорядка и неопределенности может привести к появлению общества социальной безответственности, к отсутствию доверия между социальными субъектами, к ситуации, когда достижение социального благополучия становится невозможным.

В настоящее время, когда в процессе глобализации человек теряет привычные культурные и социальные ориентиры, когда учащаются случаи нестабильности в различных сферах общественной жизни, растет необходимость понять, как избежать социальной нестабильности и из чего складывается социальное благополучие, а также как можно выстраивать свою социальную активность, чтобы обеспечить максимальное социальное благополучие.

Список литературы:

1. Ардашкин И.Б., Корниенко А.А. Общество социального благополучия versus общества социальной безответственности: pro et contra// Общество и непрерывное благополучие человека. Сборник научных трудов Международного научного симпозиума «Общество и непрерывное благополучие человека» под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. - Томск, 2014. - С. 165-174.

2. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология». -

2012. - Т. 6, № 4. - С. 4-14.

3. Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Барнаул, 2007. - 19 с.

4. Попов Е.А. Социальное благополучие человека в научном дискурсе // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2010. - № 2. - С. 16-23.

5. Разинский Г.В. Факторы, определяющие социальное благополучие / неблагополучие в современном городе // Власть. - 2014. - № 6. - С. 136-140.

6. Шиловцев А.В. К вопросу об онтологических основах категории «социальная безопасность» // Инновационное образование и экономика. -

2013. - № 12. - С. 45-48.

7. Шиловцев А.В. Проблема сущего и должного в морфологии феномена «социальная безопасность личности» // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 31-33.

8. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 110. - С. 101-108.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Кафедра «Фармации и фармакологии»

Контрольная работа по психологии и педагогике

Тема: «Роль просветительских программ в формировании

здорового образа жизни»

Выполнила: Голощапова Е.Н.

Студентка V курс 1 группы

Факультета фармации и

Медицинской биологии

Проверила: Дресвянина А.В.

Архангельск, 2013

Введение.

Соблюдение принципов здорового образа жизни актуальная проблема современного мира. Заглянув в историю можно обнаружить, что и в древности люди уделяли силы и время профилактике заболеваний. В Древней Греции большое значение уделялось закаливанию и физической культуре. В Древнем Риме славились сила, выносливость, отвага. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам. Мировые религии, так или иначе, уделяли внимание вопросам здорового образа жизни, рассматривая их в контексте нравственных учений.

Цитату «Болезнь легче предупредить, чем лечить» знают все, но не все хотят следовать этому принципу. Основная задача просветительских программ касающихся темы здоровья убедить человека и доказать необходимость здорового образа жизни.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни. Увеличение рисков техногенного, экологического, психологического и военного характера провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья.

За последние 10 лет в России на фоне экологического неблагополучия среды, снижения жизненного уровня появились негативные изменения в состоянии здоровья населения. Это отчетливо заметно у подростков. Поэтому целесообразно проводить основную работу среди подрастающего населения. Основным методом повышения информированности и обучения подростков является внедрение информационно-просветительских технологий в систему формирования здорового образа жизни в социально-культурную сферу.

Однако не следует забывать о влиянии семьи на поведение ребенка. Поэтому просветительские программы должны касаться и взрослых.

Низкий уровень информированности населения связан еще и с тем, что медицинская литература редко пропагандирует профилактические мероприятия. Чаще издается литература посвященная лечению уже имеющегося заболевания, предназначенная для больных, а не здоровых.

Повышение уровня осведомленности населения влияет на поведенческие изменения, а также позитивно отражается на здоровье.

Основные понятия.

Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, у него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек - хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым.

Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья;

Поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;

- индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;
- система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;
- модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний;

- система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения.

Санитарное просвещение – это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Просветительская деятельность - это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Просветительское мероприятие – это совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека и его мотивации.

Различные точки зрения о здоровом образе жизни резкой границы не имеют, они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения активного долголетия и полноценное выполнение социальных функций, активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

История.

Санитарное просвещение в том или ином объеме проводится во всех странах мира. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место в медицине с древности. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Способствовало этому развитие других наук (микробиологии, физиологии, гигиены и др.).

Как часть государственной системы здравоохранения санитарное просвещение начало формироваться в 1920-е годы в СССР, решая медико-санитарные задачи: борьба с социально-значимыми болезнями, охрана материнства и младенчества, улучшение условий труда и быта в городе и сельских районах, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. просветительская работа велась по вопросам санитарной обороны, пропаганды донорства, ликвидации санитарных последствий войны и т.д.

В послевоенный период санитарное просвещение являлось обязательным разделом деятельности каждого лечебно-профилактического, санитарно-эпиделиологического учреждения и каждого медицинского работника. Распространением медицинских и гигиенических знаний занимались культурно-просветительские учреждения Советов депутатов, трудящихся и профессиональных союзов, обществ «Знание», Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и др. организации. Для координации их работы были созданы межведомственный Всесоюзный Совет санитарного просвещения (ВССП) и республиканские советы. Научно-исследовательской и научно-методической работой занимался Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, основанный в 1928г. В Москве.

Уровень здоровья ПоказателиКритерии оценки Соматический Генетические Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)


Соматический ФункциональныеФункциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип реагирования Психический ПсихологическиеЭмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы Доминантность полушария Тип высшей нервной деятельности Тип темперамента Тип доминирующего инстинкта Нравственный Морально-этические ценности и правовые нормы Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т. д.


Для оценки здоровья человека следует выделить основополагающие принципы, на которых будет основана его диагностика. 1) холистический подход - представление о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим факторам и социальным условиям.


2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). 3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга.


4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Следовательно, при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только состояние в данный момент времени, но в первую очередь динамику (изменение) показателей. 5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и среду обучения, которая должна иметь здоровьесберегающий характер.


Индивидуальный подход к здоровью тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.




Рождаемость - процесс возобновления населения за счёт новых рождений; в статистике частота рождений в определённой группе населения. Уровень рождаемости измеряется коэффициентом отношением числа родившихся живых детей к 1000 населения. На уровень рождаемости оказывают влияние социальные, экономические, правовые, исторические, этнографические, географические, биологические и другие факторы, например степень участия женщин в общественном труде, обеспеченность детскими учреждениями, культурный уровень населения, уровень развития здравоохранения, возраст вступления в брак, внутрисемейное регулирование рождений детей и т.п.


Динамика рождаемости и смертности в России за гг.


Смертность РоссияСШАКанад а Германи я Велико- британи я Япони я Младенческая (на 1000 родившихся) 14,28,76,57,08,23,8 Общая (на населения) Женщины мужчины Коэффициенты смертности в России и в развитых странах (2010 г.)


Существует два типа смертности – традиционный, определяемый преимущественно экзогенными, внешними по отношению к человеку факторами (экология, социально-экономические условия, медицинская профилактика и т.д.), и современный, для которого преобладающими являются эндогенные факторы (индивидуальная активность в борьбе за сохранение своего здоровья и жизни – образ жизни).


Заболеваемость в настоящее время обусловливается возросшим значением эндогенных факторов. В связи с достижениями медицины и развитием социально-экономических условий среди населения возрастает доля лиц, страдающих различными заболеваниями, не приводящих к смертельным исходам, а накоплению хронически больных.


Показатель средней (или ожидаемой) продолжительности жизни является одним из основных показателей уровня благосостояния государства и населения. Он входит, наряду с уровнем образования и уровнем жизни, в индекс человеческого развития, который используется ООН для измерения степени развития человеческого общества.





Под идеальной понимается оптимальная, наилучшая продолжительность жизни вообще Под желаемой – сколько лет человек хотел бы прожить. Желаемая продолжительность жизни различается по полу, возрасту и самооценки здоровья: у мужчин во всех возрастах он выше, чем у женщин; с возрастом этот показатель уменьшается; чем выше самооценка здоровья, тем он выше.


Качество жизни – это совокупность материальных, социальных, духовных, демографических и т.п. условий жизни и уровень их развитости, субъективно воспринимаемую как оценку своей жизни. Оно включает такие показатели как состояние окружающей среды, соотношение полов, возможности образования, степень социальной защищенности, уровень оказания медицинской помощи, демократизация общества и т.д.


Качество жизни тесно связано с уровнем жизни – категорией, оцениваемой количественными показателями и выражающей степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (региона), классов, социальных групп, семьи, индивида в обеспеченности потребительскими благами.


Осанка это непринужденное, привычное, положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характери­ зуется положением головы, туловища, лопаток, выраженностью изгибов позвоноч­ ника в сагиттальной плоскости (лордоз - выпуклость вперед, кифоз- выпуклость назад), положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток.


Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: прямая спина, круглая, кругло-вогнутая, сутулость а б в г Виды осанки: а правильная; б плоская спина; в круглая спина; г кругло-выгнутая спина.


Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Ось головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие воз­расту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)


Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.


При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается грудной кифоз на фоне уменьшения шейного и поясничного лордоза, голова наклоне­на вперед, плечи опущены и сведены кпереди. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.




Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важная характеристика, позволяющая судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. Она зависит от возраста, психологического состояния (при нервных нагрузках пульс учащается), физического перенапряжения, положения тела человека, температуры окружающей среды, принятия пищи. У людей с преобладанием симпатической регуляции имеет место тенденция к учащению (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции - к редкой ЧСС (брадикардия).


Частота сердечных сокращений в покое в зависимости от возраста Возраст, летЧСС, уд/мин Взрослые 60-80


Вторая группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения, связана с психоэмоциональным напряжением и стрессом. Это обусловлено экономической необеспеченностью большого процента населения (до 60%), правовой незащищенностью, невостребованностью интеллектуального потенциала в обществе, утратой социального статуса, тяжелой криминогенной обстановкой, неуверенностью в будущем, миграционными процессами, конфликтной обстановкой в семье и на работе.


Медицинские проблемы миграции связаны со следующими основными факторами: бытовая необустроенность, безработица, низкий уровень материального дохода, плохие условия; санитарно-эпидемиологическое неблагополучие; сложности психологической адаптации к новым условиям жизни, состояние хронического стресса; сложности медицинского обслуживания; изменение климато-географических факторов.


К третьей группе причин плохого здоровья населения России следует отнести неблагополучную экологическую обстановку в большинстве регионов страны. Техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов способствуют ухудшению состояния здоровья населения, росту заболеваемости.


Четвертая группа причин связана с несоблюдением санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту (недостаточная освещенность, температурный дискомфорт, несоответствующая мебель, несоблюдение техники безопасности и охраны труда, отсутствие спецодежды, инструментов и т. д.).



1. Дать определение: что такое здоровье? 2. Какие основные факторы определяют здоровье человека? (выбрать все варианты) а)Состояние окружающей среды б)Генетические факторы в)Образ жизни г)Наличие хронических заболеваний. 3. Какие показатели включает соматическое здоровье? а)психические б)функциональные в)биохимические г)морфологические 4. Какие заболевания школьников чаще всего встречаются? а)сердечно-сосудистые заболевания б)болезни эндокринной системы в)болезни органов дыхания г)болезни органов пищеварения. 5. К школьным болезням относятся: а)сахарный диабет б)нарушение осанки в)близорукость г)хронический гастрит


6. Что понимается под осанкой? а)правильное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. б)привычное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. в)уровень регулирования процессов роста и развития в организме. 7. Какие виды осанок вы знаете? (перечислите) 8. Как менялась динамика смертности в России с гг. а)смертность возрастала б)смертность не менялась в)смертность понижалась. 9. В каких странах младенческая смертность наиболее выше? а)США б)Япония в)Канада г)Россия. 10. Какая ожидаемая продолжительность жизни у женщин на сегодняшний день? а)70 лет б)65 лет в)75 лет г)73 года

Лекция №1

«Общее учение о болезни, понятия «здоровье» и «болезнь»

Болезнь - это нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными и (или) мор­фологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограниче­ниями свободы жизнедеятельности больного.
Способствует нарушению нормальной жизнедеятельности:

Адаптации организма к факторам окружающей среды

Постоянства внутренней среды организма

Управления организмом как единой биологической системы

Общая семиотика - наука, изучающая признаки или симптомы (от греч. symptoma - признак), болезни, называется семиотикой (от греч. semeiotikos - на основании признаков).

Одним из наиболее частых признаков болезни является боль. Само название "болезнь" происходит от слова "боль". Однако не все болезни сопровождаются болью. Безболезненно развиваются, например, многие опухоли, лейкозы. Тем не менее боль является одним из важнейших признаков заболевания. Боль - сигнал о неблагополучии в организме, который передается из того или иного пораженного участка тела к высшим центрам головного мозга.

Кроме боли, существует много других признаков болезни. Наиболее заметными и просто определяемыми симптомами болезни являются также слабость, лихорадка, припухлость и покраснение пораженного органа.

Классификация

По причинному принципу различают болезни:

Инфекционные;

Профессиональные;

Травматические;

Наследственные и т.д.

По длительности и особенностям течения:

Подострые;

Хронические.

По механизмам развития:

Опухолевые;

Обменные;

Аллергические.

По системам, которые преимущественно поражаются:

Болезни сердечно-сосудистой системы, дыхания, почек, глазные и т.д.

По методам лечения:

Терапевтические;

Хирургические.

По возрастному принципу:

Детские болезни (педиатрия);



Новорожденных (микропедиатрия).

Болезни старческого возраста (гериатрия);

По полу (женские или мужские).

По географичискому принципу:

Тропические;

Эндемические, т.е. свойственные определённому региону.

Стадии развития болезней.

1. Скрытая, или латентная стадия (от лат. Latens – скрытый). Инфекционисты часто называют эту стадию «инкубационным периодом» (от лат. Incubare – наход. в чём-то). Она продолжается с момента воздействия на организм патогенного фактора до появления первых явных признаков недомогания. В эту стадию несмотря на отсутствие симптомов, в организме протекают процессы повреждения и противодействия ему, приспособления.

2. Стадия предвестников, или продромальная – от возникновения первых неспецифических признаков нездоровья до появления симптомов, характерных для данной нозологической единицы.

3. Стадия клинически выраженной болезни, или разгара . Она характеризуется появлением типичных признаков – симптомов. В эту стадию утверждается диагноз и проводится соответствующее лечение.

4. Стадия ремиссии . Для некоторых болезней чаще хронических, характерно течение с колебаниями интенсивности болезненных проявлений. Их временное ослабление называют ремиссией . Она может быть полной и неполной, естественной и зависящей от лечения. Усиление патологических проявлений после неполной ремиссии называют обострением , или экзацербацией.

Рецидив – это возврат нового цикла той же самой болезни после полной ремиссии.

Осложнение – это новая болезнь , возникающая на фоне уже имеющейся связанная с её причиной или механизмом развития. Если больной заболевает новой болезнью на фоне уже имеющейся и этиологически, т.е. причинно с ней несвязанной такое новое заболевание называют сопутствующим : например больной с гипертонической болезнью заболевает гриппом. Основной болезнью среди нескольких считают ту, которая представляет наибольшую опасность для жизни человека.

Период выздоровления (реконвалесценции) – исчезновение признаков болезни, полное восстановление трудоспособности.

Исходы болезни: выздоровление, летальный исход, которому предшествует терминальное состояние. Терминальные сосотояния могут быть обратимыми и поддаваться лечению в реанимационных отделениях; ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Представление о здоровье может быть:

· субъективным – наблюдение

· объективным – инструментальные исследования.

Патология (наука о причинах болезней) - функциональная наука изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезни. Предметом её исследования является больной организм.

Патологии делятся:

1. общая патология - изучает типовые патологические процессы;

2. частная патология - изучает конкретные болезни.

Методы изучения сущности патологических процессов:

1. клинические исследования (кровь, моча,..);

2. морфологические исследования (взятие частички тканей прижизненно и исследования трупов);

3. проведение экспериментов при изучении болезни на животных.

Нозология - учение о болезнях и их классификации.

Нозологическая форма - это определённая болезнь, выделенная на основе этиологии, патогенезе и клинико-морфологической картинны.

Нозология включает три крупных раздела:

· этиология;

· патогенез;

· морфогенез.

Симптом - признак болезни.

Различают симптомы: субъективные и объективные. К объективным относятся: осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме.

Синдром - это совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях.


Наследственность и патология . Существуют генные заболевания, передающиеся по наследству.

· По аутосомному рецессивному типу - передаются по наследству и мальчикам и девочкам - вне зависимости от пола (фенилкетонурия, крылья бабочек).

· Есть наследственные заболевания передающиеся по доминантному типу - когда один ген подавляет действие другого.

· Есть заболевания сцепленные с полом.

Хромосомные болезни - когда дети рождаются с нарушением хромосом (болезнь Дауна).

Основным механизмом наследственной патологии являются ошибки в наследственной информации. Причины могут быть экзогенные и эндогенные.

Основные признаки воспаления :

1. покраснение кожи;

2. местное повышение температуры;

3. припухлость;

4. боль, связанная с выделением медиаторов (в частности гистамина);

5. нарушение функций органа (например, если сустав, то теряется подвижность).

Общие проявления воспаления:

1. лейкоцитоз - изменение лейкоцитарной формулы;

2. лихорадка - подъём температуры;

3. увеличивается скорость оседания эритроцитов (СОЭ);

4. слабость, головная боль, недомогание.

Приспособление это комплекс саморегулирующих процессов, возникающих в каждом живом организме, позволяющих ему выжить.

Компенсация - это реакция организма в условиях болезни.

Механизмы компенсаторно-приспособительных реакций (КПР):

1. саморегуляция - проявляется на всех уровнях от молекулы до организма в целом;

2. сигнальность отклонения - при изменении в организме в ЦНС идут сигналы задолго до появления показателей, которые приводят к угрозе жизни;

3. дублирование физиологических процессов.

Стадии КПР:

1. стадия становления - в повреждённом органе в ответ на новые условия существования возникает гиперфункция всех его структур;

2. стадия закрепления - развитие гипертрофии органа;

Структурно-функциональные основы КПР:

· регенерация;

· гиперплазия;

· гипертрофия;

· организация;

· инкапсуляция;

· метаплазия.

Регенерация - восстановление структур взамен погибших:

· физиологическая (например, восстановление крови после потери, клеточная регенерация слизистых и кожи);

· репаративная регенерация, при патологии:

o соединительная ткань образует рубцы;

o костная ткань образует мозоль (в месте разлома кости после срастания).

Условия регенерации:

· возраст - чем старше человек, тем хуже идёт процесс регенерации;

· состояние больного - зависит от состояния нервной системы.

Гипертрофия - увеличение объёма органа, ткани, клеток и внеклеточных структур и усиление их функции.

Гиперплазия - увеличение числа клеток и внеклеточных структур.

Часто гиперплазия и гипертрофия протекают совместно.

Виды гипертрофии :

1. истинная гипертрофия - развивается у здоровых людей в условиях интенсивной функции и больших физических нагрузок;

2. компенсаторная (рабочая) гипертрофия - развивается вследствие интенсивной работы того или иного органа, той или иной системы, например мышечной. При этом происходит увеличение объёма клеток, составляющих орган. Примером компенсаторной (рабочей) гипертрофии может служить гипертрофия миокарда;

3. викарная или заместительная гипертрофия - развивается при удалении парного органа;

4. регенерационная гипертрофия - при гибели части органа. Например, после инфаркта;

5. нейрогуморальная гипертрофия - при нейрогуморальной регуляции функции органов:

o физиологическая. Например, при беременности увеличивается матка, молочные железы;

o патологическая;

Организация - процесс замещения соединительной тканью участков некроза, дефектов ткани, тромба, воспалительного экссудата. На данном месте образуется рубец.

Метаплазия - переход одного вида ткани в другой, родственный ей вид. Развивается только в эпителиальных тканях и соединительных. В местах метаплазии могут развиваться злокачественные опухоли.



Что еще почитать