Система социально значимых качеств человека индивид. Социально значимые свойства и качества. Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности

свойство мозга как высокоорганизованной материи, проявляющееся в отражении объективного мира в мозгу человека. П. существует как деятельность мозга, продуктом которой является психическое отражение. Оно объективно по своему содержанию, однако имеет и субъективные особенности в силу того, что внешние воздействия преломляются через всю совокупность внутренних свойств субъекта. П. обладают и животные, однако только человек обладает высшей ее формой - сознанием. Специфика человеческой П. связана с социальной природой человека, его трудом и речью и проявляется в активности как познавательной, так и практической, преобразующей внешний мир деятельности человека. П. является объектом изучения специальной науки - психологии, реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения. Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: 1) познавательные, которые дают нам возможность познавать мир и самих себя (ощущение, восприятие, представление, память, мышление и др.), эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности; 2) эмоциональные, в которых мы выражаем свое отношение к окружающей действительности и самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия; 3) волевые, посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, отношение к миру (желания, стремления, намерения, решения и т. п.). Психические свойства включают потребности, интересы, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства - наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. Психические состояния- это временные сочетания психических процессов и свойств, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени и оказывающие влияние на его деятельность, поведение.

ПСИХИКА

греч. psychikos - относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное).

Син.: психическая деятельность.

Психика

Словообразование. Происходит от греч. psychikos - душевный.

Специфика. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

ПСИХИКА

1. Древние греки представляли себе психику как душу или саму суть жизни. 2. Более традиционное значение ограничено внутренним миром человека. Хотя оба эти значения отражают своего рода дуализм, значение 2 менее проблематично и является общепринятым. 3. См. самость, психический (1 ИЛИ 3).

ПСИХИКА

от греч. psyche – душа) – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социо-культуpными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функций организма и в понимании зависимости человека от социальной среды. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение веков П. обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Сущностными чертами П. являются: а) П. – субъективный, всегда упрощенный и неполный образ объективного мира; б) П. – функция мозга; в) П. – высшая форма отражения; г) П. – продукт длительной эволюции форм отражения. П. – центральное звено, играющее ключевую роль в возникновении и развитии конфликтов всех типов и видов.

Психика

Способность активного отражения субъектом реальности, осуществляющая в его поведении регуляторную функцию. Основные компоненты П. – ощущение, восприятие, память, чувства и мышление.

психика

свойство высокоорганизованной материи, продукт деятельности головного мозга, выражающееся в отражении объективной действительности и объективации отраженного в поведении и деятельности. П. – основная категория и предмет психологии.

ПСИХИКА

существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная - качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.

Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

2) их ориентация в этой среде;

3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.

У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их "обратное" влияние на образ. Активность психики проявляется:

1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации "порога" психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к "гибкому" приспособлению к среде, способность к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, "вставленная" между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.

Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

1) самость высшая - своего рода "внутренний бог";

2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;

3) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;

4) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых "малых" личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.

ПСИХИКА

Этот термин и то, что он обозначает, является избитым результатом объединения философии и психологии. На некотором глубинном уровне мы его нежно любим и лелеем и видим в нем большой потенциал, но из-за нашей собственной несостоятельности мы непрерывно злоупотребляем им грубо прибегая к излишним домыслам. В употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции: тенденция рассматривать психику как метафизическое объяснительное явление, отдельное от механистических систем, и тенденция рассматривать его как удобную биологическую метафору, представляющую проявления се еще не понятых нейрофизиологических процессов мозга. Следующие модели употребления этого термина являются наиболее важными и распространенными, и в них можно увидеть основной конфликт. 1. Психика как множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить объяснительными приемами для психологических данных. За последние годы эта модель употребления термина стала доминирующей. Здесь мысленные компоненты являются гипотетическими, потому что они имеют в соответствующих теоретических рамках объяснение. Представляет интерес нежелание, даже отказ тех, кто занимает эту позицию, размышлять о нейропсихологических структурах, с которыми это могло бы соотноситься. Внимание обычно сосредоточивается на эффективности гипотетической модели сознания в объяснении, а не просто описании, наблюдения эмпирических исследований. Наиболее часто это значение используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, например функционализмом (3). 2. Психика как множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (обычно, хотя не всегда, человеческого организма). Фактически это использование представляет собой попытку избежать вышеупомянутой метафизической проблемы, но это создает проблемы второго порядка того же типа из-за путаницы с тем, как характеризовать сознание. Часто даже сторонники бихевиористского подхода таким образом "открывают для себя черных ход" в рассуждения о психике, но они неизменно заменяют сознание поведением и действиями. 3. Психика как совокупность процессов. Возможно, это следующая наиболее распространенная точка зрения. В качестве аргумента здесь выдвигается то, что некоторые процессы, обычно рассматриваемые под рубриками восприятия и познания, вместе и составляют психику. Здесь нет никаких реальных попыток дать определение, процессы только перечисляются и предпринимаются попытки их понять. Очистите значение 1 от теории и получите значение 3. 4. Психика как эквивалент мозга. Эта позиция, которая восходит к Вильяму Джемсу, в конечном счете, должна быть истинной. Основная помеха здесь заключается, конечно, в том, что мы очень немного знаем о функциях мозга. В результате, это в большей степени вопрос веры, чем истинная философская позиция. 5. Психика как внезапно появляющееся свойство. Аргументы здесь такие же, как и в эмерджентизме: когда биологическая система достигает точки достаточной сложности и организованной структуры, возникает психика (или сознание). 6. Психика как список синонимов. Например, psyche, душа, самость и т.д. Таким употреблением ничего не достигается, и здесь смешиваются различные проблемы, связанные с определениями терминов. 7. Психика как интеллект. В действительности это только разговорная модель употребления данного термина. 8. Психика как характеристика или черта. Также используется непрофессионально, как во фразах подобно: "психика художника" или "северно-европейская психика". См. материи и духа, проблема.

Психика

от греч. psychikos - душевный), высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином "душа", трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела, сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Изучается психологией.

Глава 1. Введение в психологию

2. Понятие психики

Традиционно дают определение понятию психики - как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. понимает смысл действия. смысл , по определению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таблица 2.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (Язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис.1.5).

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека.


Рис.1.5 Структура деятельности

К фактам поведения можно отнести:

  1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),
  2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.),
  3. действия, которые имеют определенный смысл , и, наконец,
  4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл .

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности , мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень - уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис.1.6).


Рис. 1.6 Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

  1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;
  2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
  3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;
  4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение - это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции , воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу : от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) - к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) - и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т.е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности.

Мотив - это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что является предметом психологии как науки?
  2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
  3. Каковы основные функции и проявления психики?
  4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?
  5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?
  6. Какие круги влияния природы на психику существуют?
  7. Какие методы исследования применяются в психологии?
  8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., Мысль, 1977
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. М., Педагогика, 1983
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992
  5. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992
  6. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1990
  7. , М., 1997
  8. Шибутани Т. Социальная психология . Ростов н/Д, 1998
  9. Романов В.В. Юридическая психология . М., 1998
  10. Методы исследования в психоогии: квазиэксперимент. М., 1998
  11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология . М., 1998

от греч. ??????? – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определ. стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой П., подчиняющейся биологич. законам. Высшая форма П. – сознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-историч. развития и подчиняется социальным законам. Непосредственно для человека, субъективно П. выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения П. обнаруживаются путем наблюдения над др. людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством П. человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность. Идеалистич. психология видит в П. проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить т.н. психофизическую проблему, объяснить связь П. с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизич. материализма, к-рый игнорировал качеств. своеобразие П. Диалектич. материализм рассматривает П. как одну из форм отражения, возникающего в результате специфич. взаимодействия высокоорганизованных живых систем с окружающей их средой. П. является предметом многостороннего науч. изучения. Установление связи между различными аспектами ее анализа представляет собой весьма трудную дискуссионную проблему. В качестве наиболее общего подхода к решению этой проблемы можно предложить различение двух тесно связанных между собой, но существенно различных аспектов – гносеологического и конкретно-научного. В гносеологич. аспекте П. рассматривается с т. зр. ее отношения к отраженной в ней действительности. Если иметь в виду высшую (и вместе с тем наиболее исследованную в науке) – человеч. форму П., то гносеологич. аспект ее анализа непосредственно связан с основным вопросом философии и здесь понятие П. по своему осн. смыслу отождествляется с понятиями сознание, мысль, разум, идея, дух и т.п. С этой т. зр. П. выступает как вторичное, производное от материи. Гносеологич. анализ по самой своей сути требует рассмотрения П. и материи как взаимно противоположных, поскольку предметом этого анализа является именно отношение бытия и сознания. Однако такое противопоставление правомерно лишь в пределах осн. вопроса философии. "За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 233). Т.о., в гносеологич. аспекте П. выступает как нематериальное, как идеальное, образ. В основе идеального лежит взаимодействие материальных предметов, в к-ром один из воздействующих предметов как бы накладывает отпечаток на другой, благодаря чему возникает возможность судить по изменению структуры одного предмета о структуре другого, а само видоизменение структуры может быть рассмотрено как копия, образ предмета, оказавшего воздействие. Условием возникновения образа является не только природа предмета, оказавшего воздействие, но и собств. природа предмета, в к-ром это воздействие запечатлено. Чтобы отпечаток воспринимать как копию, его необходимо "освободить" от его носителя, иначе будет виден не отпечаток одного предмета в другом, а сам предмет – носитель отпечатка. Такое освобождение возможно только в абстракции, доступной лишь человеку, решающему познават. задачу (именно это отделение отличает абстракцию от простого предметного расчленения). Т.о., идеальное есть филос. категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психич. деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологич. анализе. Вне гносеологич. аспекта мышление рассматривается, как это принято говорить, со стороны его материальной основы, как материальный процесс взаимодействия человека с окружающим, в ходе к-рого у человека формируются материальные структуры, представляющие его П., являющиеся продуктом и условием данного процесса. Специфич. органом, воплощающим в себе такие структуры у человека, является головной мозг. Этот аспект рассмотрения П. является уже не гносеологическим, а конкретно-научным. Положения классиков марксизма-ленинизма о том, что признать мысль материальной, отождествить мысль с материей означает сделать уступку идеализму, и о том, что нельзя отделить мышление от материи, к-рая мыслит – есть диалектико-материалистич. характеристика психического, взятого в обоих аспектах его исследования. Классики марксизма-ленинизма исследовали понятие П. прежде всего применительно к теории познания диалектич. материализма, поэтому ими гл. обр. рассматривался гносеологич. аспект П. Конкретно-науч. подход намечался ими лишь принципиально, в плане его общефилос. трактовки, исходя из достигнутых к тому времени науч. знаний. Ленин отмечал, что для конкретного решения вопроса о возникновении способности ощущения собрано еще недостаточно данных: "...остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из таких же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям" (там же, с. 34). Конкретно-науч. анализ П. составляет задачу психологии, физиологии, биофизики, биохимии, а в последние годы в известной мере и кибернетики. Общим для всех этих наук является стремление понять П. как специфич. средство, в к-ром и через к-рое реализуются процессы жизни. К наст. времени относительно более продвинутым оказался физиологич. анализ П. Развитие же психологич. аспекта анализа П. долгое время тормозилось давлением многовековых традиций идеализма, а также влиянием механицизма. Идеализм всецело сводил П. к идеальному и тем самым на деле отрицал ее объективно реальное бытие. В этих условиях конкретно-науч. анализу оставалось лишь исследование физиологич. деятельности мозга, законы к-рой якобы и есть законы формирования образа. Но прямое соотнесение образа как отображения действительности с физиологич. деятельностью мозга, необходимой для возникновения такого образа, неправомерно. Физиологич. анализ, конечно, является необходимой составной частью конкретно-науч. анализа П., без него не могут быть поняты механизмы процесса отражения. Но физиологич. анализ не охватывает всех самых существ. сторон П. Между гносеологич. и физиологич. анализом П. лежит пропущенное звено – собственно психологич. анализ. Психологич. анализ П. направлен на выявление строения и функций П. как специфического для высокоразвитой живой системы продукта и условия ее взаимодействия с окружающим миром. Особенности такого взаимодействия выступают в общем виде прежде всего как особенности способа ориентирования живой системы относительно окружающего. Во всех допсихич. формах взаимодействия ориентирование одного тела относительно другого осуществляется либо как непосредств. контакт тел – компонентов системы взаимодействия, либо через силовые поля, образуемые во взаимодействии или свойственные одному из тел. Ориентирование же высокоразвитых живых систем относительно окружающего выступает как качественно своеобразная, особая форма опосредствованного отношения. Для этой формы характерно использование носителей информации, построение динамич. моделей действительности (окружающей среды и внутр. состояний живой системы) на основе переработки этой информации. Подобные модели, опосредствующие отношение живой системы к окружающему, являются для нее осн. средством, обеспечивающим ориентацию в среде. Именно на этой основе осуществляется специфическое для живого сближение с благоприятствующим и удаление от разрушающего, отсутствующее в неживой природе. Такая форма ориентации и есть психич. форма. Возникновение П. находит выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны, и объекта – с другой, а систему взаимодействия этих образований характеризует качественно новый тип связи – с и г н а л ь н ы е связи (следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о собственно сигналах как таковых, к-рые, конечно, могут быть и нетождественны психич. моделям, а именно об особом типе связи). Они требуют наличия у субъекта чувствительности – особой формы раздражимости, способности к ощущению. Конкретно эта способность возникает тогда, когда для индивида становятся значимыми не только те связи, к-рые обеспечивают непосредств. удовлетворение потребности в обмене веществ, но и те, посредством к-рых он соотносится с другими, на первый взгляд нейтральными воздействиями; именно на основе связей второго типа индивид ориентируется в среде. Т.о., субъект в психологич. смысле – это индивид, способный к сигнальному взаимодействию со своим окружением. В той же мере, в какой субъект не тождествен организму, объект не тождествен среде. Объектами являются предметы или явления, выраженные в тех их св-вах, с к-рыми индивид – как субъект – вступает в сигнальное взаимодействие. Человек под полным наркозом остается организмом, но перестает быть субъектом: он продолжает взаимодействовать со средой лишь как организм, на основе соответствующих связей; объекты же для него в этой ситуации не существуют, взаимодействие субъекта с объектом "выключается". Сигнальное взаимодействие со средой осуществляет не только человек, но и любое животное; намеки на такое взаимодействие имеются даже у растений, особенно у т.н. растений-хищников. Поэтому понятие "субъект" является более широким, чем понятие "человек". Человека же отличает от др. представителей животного мира то, что он является не просто субъектом, но познающим субъектом. В ходе эволюции живых существ, на основе постоянной дифференциации и интеграции организма, неразрывно связанной с особенностями развития способов взаимодействия субъекта с объектом, формировался спец. орган П. У высших животных и человека таким органом является кора больших полушарий головного мозга (подробнее об эволюции П. на основе общей биологич. эволюции см. статьи Жизнь, Антропогенез, Зоопсихология). Индивид, выступая как субъект, является компонентом системы субъект – объект. В то же время он остается и организмом, т. е. системой, физиологически взаимодействующей со средой. Но физиологич. законы не могут быть распространены на процессы взаимодействия субъекта с объектом, и, следовательно, структура П. не может быть отнесена к физиологич. явлениям. Психическое в его отношении к физиологическому выступает как структурная совокупность относительно простых физиологич. реакций, протекающих в закономерной последовательности. Каждая отд. физиологич. реакция строится по законам физиологии, но комплекс этих реакций, в его структурности, строится по законам психологии. Психическое складывается в недрах физиологич. явлений как производное от них. Однако первичность физиологического по отношению к психическому не абсолютна; по мере своего развития взаимодействие субъекта с объектом оказывает на физиологическое существенное обратное влияние: П. человека – высшая форма развития П. Она возникла в связи с появлением особой формы управления, характерной для социального взаимодействия. Решающая роль в развитии П. человека принадлежит наиболее специфическому для человека способу взаимодействия с окружающим – труду. Реальными условиями развития человеч. П. явились различные формы социального общения, осн. средством осуществления к-рых выступает речь. Т.о., переход к П. человека связан с возникновением особой – социальной формы взаимодействия. Психич. системы субъект – объект на уровне животного мира были компонентами лишь биологич. взаимодействия, к-рое посредством механизма естеств. отбора и направляло "сверху" психич. развитие животных, определяя особенности их способа связи с окружающим. Животное не преобразует среду целенаправленно, оно лишь приспосабливается к ней. Изменения, вносимые животным в среду, выступают для него как рядоположные со всеми прочими изменениями, возникающими в среде независимо от его деятельности. Результат действия в отношении факторов среды не приобретает при этом того специфич. значения, к-рое обнаруживается у человека: животное не вычленяет среди воздействий среды того, что является продуктом его собств. действия. Становление социального взаимодействия принципиально меняет пути развития П. Это прежде всего сказывается в преобразовании способа связи субъекта с окружающей действительностью: и человек, подобно животным, приспосабливается к среде, но для него характерно иное – подчинение природы себе, т.е. целенаправленное, сознат. преобразование среды. С психологич. стороны такое преобразование оказывается возможным благодаря тому, что среди воздействий, оказываемых на человека средой, он выделяет такие, к-рые являются результатом его собств. деятельности: продукт действия человека приобретает для него особое значение. Это обусловливает гл. особенность П. человека – возможность намеренного предвидения событий и планирования своих действий. Переход к П. человека связан с перестройкой органа П. – мозга и прежде всего с появлением второй сигнальной системы – сигнализации действительности словом (И. П. Павлов). Ведущей формой психич. взаимодействия является мышление (понимаемое здесь в конкретно-науч. аспекте). Оно проявляет себя в ситуациях, где для решения задачи необходимо нахождение нового, не известного до этого субъекту способа изменения окружающих условий для удовлетворения потребностей. Элементарные формы мышления свойственны и животным; однако у них мышление протекает лишь во внешнем плане и всецело зависит от непосредств. условий данной ситуации, ход решения задачи лишен замысла, программы действий. Динамич. модели этого уровня фиксируют взаимодействие субъекта и объекта в слитном виде: действия не отчленены от предметов, то и другое дано недифференцированно. Подобные модели имеют место и у человека при неосознаваемом приспособлении к среде; это первичные динамич. модели, с т. зр. гносеологической выступающие как собственно изображения. Однако специфич. особенностью человека является способность строить вторичные, знаковые модели действительности. Они основаны на специфически человеч. речевом мышлении, к-рое выделяется из практики как теоретич. деятельность. Благодаря развитию второй сигнальной системы мышление переносится во внутр. план действий, ход решения задачи направляется замыслом, строится программа действий. Объектом при этом могут быть не только реальные предметы, но и сами психич. модели. Первичные модели дифференцируются и на их основе формируются вторичные, знаковые, уже расчленение представляющие взаимодействие субъекта с объектом, т. е. отделяющие отношения субъекта к объекту от отношений самих объектов. Сама деятельность субъекта становится одним из объектов познания. В гносеологич. аспекте эти модели выступают как понятия, суждения, умозаключения, отражающие закономерности движения объектов; их отд. стороны, св-ва (нередко недоступные непосредств. восприятию), существ. связи и зависимости. Будучи объективированными (напр., в языке), продукты мышления перестают быть результатом деятельности лишь отд. индивида, становятся и предметами действий др. людей, образуя обществ. познание, обществ.-историч. опыт. В индивидуальном развитии совр. человека П. формируется в процессе овладения этим опытом, овладения исторически сложившимися формами и способами деятельности. При господстве биологич. законов достижения филогенетич. развития животных закрепляются в форме изменений самой их биологич. организации. Антропогенез расчленяется на ряд стадий, в к-рых биологич. закономерности все больше уступали место социальным. Появление человека в собств. смысле связано с установлением полного господства социальных законов. Совр. человек обладает уже всеми морфологич. и физиологич. св-вами, необходимыми для его безграничного обществ.-историч. развития, в к-ром биологич. организация человека не подвергается существ. изменениям, а результаты развития фиксируются уже не биологич. аппаратом, а специфически социальными средствами. Центр. процесс, характеризующий психич. развитие ребенка, – это процесс усвоения им достижений развития предшествующих поколений людей. Биологически наследуемые особенности составляют лишь необходимое условие этого усвоения. Такой процесс протекает во взаимодействии ребенка с созданными обществом предметами и явлениями, в предметном и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. В этом процессе и формируются собственно человеч. способности, формы поведения, качества личности. Существ. сдвиги в понимании конкретно-науч. аспекта П. произошли в связи с развитием кибернетики. Конструирование совр. технич. систем, все более широко моделирующих специфич. функции человека, выдвинуло задачу более широкого и всестороннего исследования психич. процессов. При этом, с одной стороны, данные, полученные в исследовании П., используются для нужд кибернетики, с другой – средства и методы кибернетики применяются для исследования психич. процессов. Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Введение (Из экономии, рукописей 1857–1858 годов), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; ?убинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 1946; его же, Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития П., 2 изд., М., 1965; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Пономарев Я. ?., Психология творческого мышления, M., 1960. См. также лит. при ст. Психология. Я. Пономарев. Москва.

Понятие о психике


1. Общее понятие о психике. Формирование психики человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности


Существует мнение, что психическая деятельность человека есть проявление работы его мозга. Под психикой, название которой происходит от греческого слова «псюхе», что в переводе на русский язык означает - душа, понимают особое свойство функционирования мозга. В прошлом веке последователи марксизма полагали, что «психическое, сознание, есть высший продукт материи (т.е. физического), есть функция особенно сложного куска материи, мозга человека». У человека сознание проявляется в осознании окружающего мира и своих действий.

В физиологии и психологии существует не менее двух десятков толкований термина «сознание»:

-«особое внутреннее чувство человека»;

-«сумма имеющихся на лицо представлений»;

-«хозяин психической функции»;

-«внутреннее свечение» и т.д.

Академик И.П. Павлов по этому поводу писал: «сознание представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной (вероятно это будет средняя) возбудимостью». Но пожалуй самые краткие и ясные определения, что же такое сознание, даны известными клиницистами С.С. Корсаковым и В.М. Бахтеревым. Согласно Корсакову, сознание есть совокупность знаний о чем то или о ком то. Бехтерев же писал: «Сознание - это наша подотчетная деятельность».

Однако как показывают многочисленные жизненные наблюдения и данные лабораторных исследований, сводить психику человека только к сознанию нет никаких оснований. Кроме сознания, в поведении человека, в его творчестве немаловажную роль играет и безотчетная деятельность, бессознательная.

В юридической литературе определение предмета психологии чаще сводиться к следующему: это либо наука о психике, или психической жизни человека, либо наука о психике и поведении. Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика.

В настоящее время вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что психика животных и человека является функцией их мозга. Вопрос, однако, состоит в том, какова природа этой функции, выдержанная на языке работающего мозга, и как непротиворечиво соотнести эту функцию с тем, что на языке психологии описывается как ощущение, восприятие, память, чувство и т.д.

Психика (греч. «psychikós» относящийся к душе, душевным свойствам) - субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительное в идеальных образах, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающими миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность организмов к адаптации в среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания - знакового, понятийного моделирования действительности.

Психика человека - не только система субъективных образов реальности, но и сама специфическая реальность - внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

У человека психическое отражение становится идеальным - оно опосредуется исторически сформированными идеями, понятиями. Психика человека социально обусловлена жизненным опытом, она - явление личностно-индивидуальное, субъективное.

Психика обеспечивает определенный уровень адекватного отражения объективных свойств действительности и эффективность поведенческих действий, саморегуляцию индивида на основе оценки достигаемых им результатов. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика - сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Возникнув на определенной ступени биологической эволюции, психика становится фактором развития жизнедеятельности организмов. На уровне человека она приобретает особую форму - форму сознания, порождаемую общественным способом существования человека. Однако сознание не исчерпывает своей сущности психики человека. наряду с сознанием у человека имеются и биологически сформированные психические структуры и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов - сфера подсознания.

Основные явления психики - психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Основные теоретические принципы психологии:

.Признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

.Генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

.Изучении психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

.Признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

Все живые организмы для своего выживания взаимодействуют со средой. Для этого необходимо ее отражать. Отражение - всеобщее свойство материи.

В широком смысле слова, отражение - взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого. Чем сложнее организованна материя, тем более совершенны формы отражения. В неживой природе существует лишь физическая форма отражения. Возникновение живой материи представляет собой новый способ существования материи. Живой организм отличается особым типом отражения - раздражимостью. Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение. Такая форма отражения получила название - чувствительность. Она и есть психическая, т.е. сигнально - приспособительная, отражение действительности.

Для того, чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо раскрыть его основное содержание. Можно в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм познавательного и действительного отражения действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действительного проникновения в действительность. Это проникновение во внешнее объективное бытие неразрывно связано как с оборотной своей стороны с развитием внутреннего психического плана деятельности. В этом проявляется первая существенная общая тенденция психического развития.

Всякий организм, будучи некоторым целом, выделяется из окружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Переходя к более высоким формам отражениям - от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения глубже связывается со все более широкой сферой действительности.

В ходе развития психики, по мере перехода к высшем ее ступеням прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет его связи с ним и не связь за счет выделения, а и связь и выделение. Ступеньки психического развития - это ступеньки и выделения, и связи, всегда представленных в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.

Если говорить о восприятии человека, в их историческом развитии, то здесь в специфических формах выступает зависимость образа рецепции от образа действия в виде зависимости специфически человеческого восприятия и его развития от развития общественной практики: преобразуя природу, порождая предметное бытие очеловеченной природы, общественная практика отчасти порождает, отчасти развивает новые формы специфически человеческого восприятия. Создавая в искусстве красоту форм, порождая речь и музыку, она вместе с бытием их предмета порождает и человеческие способности и восприятия.

По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты, комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

С развитие коры головного мозга появились, новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно - концептуальном отражении окружающего мира.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного предметного отражения действительности способности отражения отношений, связей между элементами данной ситуации эти животные приобретают индивидуальные навыки, наиболее высокоразвиты, способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Навык - освоенное действие, отличающееся свернутостью сознательного контроля над его осуществлением. Различаются персептивные, интеллектуальные и двигательные навыки. Навык формируется в результате многократного повторения действия - упражнения. На успешность его формирования влияет мотивация, подкрепление, способ объяснения содержания действия, формирование его ориентировочной основы, оптимальная дозировка упражнений, обратная связь. Нейрофизиологической основой формирования навыков является динамический стереотип.


2. Сознание - психика человека как категориальное и ценностно-ориентировочное отражение действительности. Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности - бессознательного, подсознательного и сознательного


Понятие сознания является одним из центральных философии и во всех науках о человеке. В философии оно употребляется в широком смысле наравне с понятие с духа и духовной деятельности, во-первых, как противоположность понятию материи и бытия и во-вторых, применительно ко всей сфере надстроечных явлений, процессов познания и творческой созидательности людей.

Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных школах.

В истории западной науки понятие сознания было связано с понятием и методом интроспекции. Начиная Декарта оно употреблялось как синоним психического, внутренне непосредственно данного опыта, синоним тех явлений, которые непосредственно переживаются и знания о которых непосредственно дано субъекту.

На виду с господством отождествления психики и осознания, начиная с Лейбница намечается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание нетождественно психическому и составляет только часть, причем высшую, психических процессов.

Человек обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, свое «я» от внешних вещей, а свойство вещей от них самих, способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее, в определенной системе отношений с другими людьми, способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями, отдает отчет в своих мыслях, намерениях, знает особенности своей индивидуальности и личности, способен планировать свои действия, предвидеть результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Многочисленными авторами уже не однократно говорилось о том, что психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психики присуще много из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.

Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Леонтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемый или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости».

Значения это то общее содержание слов, схем, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре, прошедшим сходный исторический путь.

Личностный смысл, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий, действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».

Развитие сознания у человека неразрывно связаны с началом общественно - трудовой деятельности в развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты - на производство определенного продукта, - требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных.

Благодаря орудием труда и речи, сознания человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудие как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, это сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда оно в процессе общественного труда развивалось.

Сознание человека, как высшая форма развития психики, имеет следующие существенные особенности:

.Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

.Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

.Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

.Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют с помощью речи.

Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:

.Эволюционно сформированным бессознательно - инстинктивным уровнем;

.Подсознательно - субъективным, эмоционально- импульсивным уровнем;

.Сознательными, произвольными, логико - семантическими программами.

В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно - категоризированные программы. Два других низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти автономный режим функционирования.

Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно - рефлекторная деятельность. здесь поведенческие акты регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида. Данная биологически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. Лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (состояние аффекта) эта сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычка, интуиция. В подкорковой системе головного мозга формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека.

Процессы, начинающиеся в неосознанной сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно - синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обуславливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

.Бессознательно - инстинктивные, врожденные реакции;

.Импульсивно - реактивные, малоосознаваемые эмоциональные реакции, привычно - автоматизированные подсознательные действия;

.Сознательно - волевые действия


3. Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности. Теория функциональных систем П.К. Анохина


Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам.) эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются синапсом.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс, т.е. реакция организма на внешние или внутренние воздействия при посредстве центральной нервной системы. Все рефлексы делятся на условные (приспособления к изменениям) и безусловные(врожденные).

До какой степени и в чем проявляется достоверное отражение объективного мира? Как индивидуализировано это отражение в различных живых существ и, наконец, все ли что существует, в объективном мире, отражается в каждом отдельном случае, а если не все, то в чем же смысл отображаемого объективного мира в конкретном поведении каждого отдельного животного?

Взаимодействие в неорганической природе есть примитивная форма отражения. В самом деле, взаимодействие как более общий процесс есть феномен, абсолютно необходимый в любой форме движения материи.

Отражательный процесс развертывается таким образом, что внешний объект через непрерывный ряд физических и физиологических процессов как бы ассимилируется организмом, т.е. отражается сначала в его структурах, а потом и в сознании. Такой порядок развития процессов отражения приводит к выводу, что этот процесс от этапа к этапу формируется в соответствии с теорией передачи информации. Теория информации, используемая для объяснения организма отражательного процесса, утверждает, что главнейшие параметры внешнего мира, значимые для данного животного или человека, несмотря на многочисленные перекодирования, практически создают точное отражение действительности, хотя и в различных кодах. А само сознание является наиболее совершенной формой кодирования параметров внешнего мира, т.е. инструментом создания образа внешнего мира.

В тот момент, когда безвестный предок современного человека впервые вполне отчетливо представил себе разницу между объективно наблюдаемыми движениями своих органов и внутренними переживаниями, порождающими эти движения, - в тот момент по существу и родилась первая гипотеза о нервной деятельности. Первые систематические наблюдения особенности двигательных актов человека дали возможность врачам древности разделить их на произвольные и непроизвольные движения.

Идея «произвольных» и «непроизвольных» актов Декарта была единственной идеей, распределяющей функции человеческого организма. Декарт в своих физиологических изысканиях, прежде всего занялся именно ею, и она сделалась матерью теории рефлекса. На долю Декарта выпала историческая миссия - пробить первую брешь в крепкой стене мистических и религиозных представлений, отделявшей исследователя от реальных фактов, и дать научную концепцию для наиболее простого первого этажа в нервной деятельности - спинного мозга.

Первым в России ученным, произведшим революцию в науке о мозге и психике, был Иван Михайлович Сеченов.

Ища опору в наличном запасе научных знаний, Сеченов, прежде всего выделил открытый еще в начале XIX века механизма рефлекса. Понятие о рефлексе появилось задолго до этого открытия. Одним из его авторов (как известно) стал знаменитый математик и философ Декарт. Не только сознание управляет вашим поведение, но и какой-то другой механизм, утверждал он. Внешний толчок, приводя в движении нервы, ведущие к мозгу, передает возбуждение этих нервов от мозга к мышцам, подобно тому, как световой луч отражается от поверхности. Термин «рефлекс» и значит - отражение. Эти общие соображения подтвердились, когда с помощью анатомического ножа занялись изучение связей нервов со спинным мозгом. Оказалось, что раздражая нерв, идущий к спинному мозгу (центростремительный нерв), можно вызвать автоматически раздражение центробежного волокна, идущего от мозга к мышцам, заставив ее работать. Это автоматически работающий механизм стали называть - рефлекторной дугой. Открытие этого закона стало важнейшим достижением, получившим так же широкое практическое применение в медицине (неврологии).

Рефлекс был законом, открытым на спинном мозге. Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые были установлены И.П. Павловым. В основах современной нейрофизиологии заложены фундаментальные положения Павловского учения.

Аналитика - синтетический принцип высшей неровной деятельности. Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтез).

Аналитика - синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием возбуждения и торможении, которые подчинены следующим законам:

.Закон иррадиации возбуждения, т.е. распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.

.Закон концентрации возбуждения, гласящий о том, что возбуждение со временим, сосредоточивается в месте своего первичного возникновения.

.Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.

Если в одном участки коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения.

Торможение бывает внешним (безусловным) и внутренним. Одним из видов внутреннего (условного) торможения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение).

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным торможением.

Так же в процессе генерализации (первичного обобщения сходных раздражителей), происходит дифференцированное торможение.

Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип), т.е. устойчивое закрепление определенной последовательности реакций или динамический стереотип.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно - динамическом стереотипе.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением. Новые условия формирует новый стереотип

Павловым было установлено, что действия тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов у отдельных индивидов. Она характеризуется следующими типологическими свойствами:

.Силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

.Уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

.Подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждении я и торможения.

В зависимости от сочетания указанных свойств выделяется 4 типа высшей нервной деятельности: живой тип, безудержный тип, спокойный тип, слабый (пониженный) тип.

Таки образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для нервной деятельности того или иного индивидуума.


Список литературы

психика действительность бессознательный человек

1.Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М. - 1970 изд-во «Знание»

.Дубровина И.В. Психология. - М., издательский цент «Академия», 1999. -464 с.

.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь М.: Юрид. Лит., 1997. - 448 с.

4.Еникеев М.И. Основы общей юридической психологии: Учебник для вузов. - М.:Юристъ 1996. - 631 с. С. 58.

5.Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб-10-е изд., перер. и доп. М.: ТК Велби, изд - во Проспект, 2008. -336 с.

.Коновалов В.Ф. Психика человека. - М.: Знание, 1986.-64 с. С. 3

7.Криминалистика: Учебник /ТВ Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - 3-е изд., перер. и доп. - М.: норма: инфра - М, 2010.-944 с. С. 283.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2005. -713 с. С. 98.

.Сеченов И.М. Психология поведения: избранные психологические труды/НПО «МОДЭК», 2006.-368 с.

.Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки. // вопросы психологии. - 2004. - №2.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Что еще почитать