Страны экспортеры нефти входят в. Страны, входящие в состав опек. Совместные трудности становления всех государств опек

Определение и предыстория: Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) является межгосударственной организацией, в настоящее время состоящей из четырнадцати стран-экспортеров нефти, которые сотрудничают для координации своей нефтяной политики. Организация была сформирована в ответ на деятельность и практику семи крупных международных нефтяных компаний, известных как “Семь сестер” (среди них British Petroleum, Exxon, Mobil, Roya, Dutch Shell, Gulf Oil, Texaco и Chevron). Деятельность корпораций часто пагубно сказывалась на росте и развитии нефтедобывающих стран, чьи природные ресурсы они использовали.

Первый шаг к созданию ОПЕК можно отнести к 1949 году, когда Венесуэла обратилась к четырем другим развивающимся странам-производителям нефти – Ирану, Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии, с предложением регулярного и более тесного сотрудничества по вопросам энергетики. Но основным стимулом для рождения ОПЕК стало событие, произошедшее десять лет спустя. После того как “семь сестер” решили снизить цену на нефть, предварительно не согласовав это действие с главами государств. В ответ несколько нефтедобывающих стран решили провести совещание в Каире, Египет, в 1959 году. В качестве наблюдателей были приглашены Иран и Венесуэла. Совещание приняло резолюцию, в которой корпорации должны были заранее проконсультироваться с правительствами нефтедобывающих стран, прежде чем менять цены на нефть. Однако “семь сестер” проигнорировали резолюцию, и в августе 1960 года снова снизили цены на нефть.

Рождение ОПЕК

В ответ на это пять из крупнейших нефтедобывающих стран провели еще одну конференцию 10-14 сентября 1960 года. На этот раз местом встречи был выбран Багдад, столица Ирака. В конференции приняли участие: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла (члены-учредители ОПЕК). Именно тогда зародилась ОПЕК.

Каждая страна направила делегатов: Фуад Рухани из Ирана, д-р Талаат аль-Шайбани из Ирака, Ахмед Сайед Омар из Кувейта, Абдулла аль-Тарики из Саудовской Аравии и д-р Хуан Пабло Перес Альфонсо из Венесуэлы. В Багдаде делегаты обсудили роль “семи сестер” и конъюнктуру рынка углеводородов. Нефтедобывающие остро нуждались в создании организации для защиты своих важнейших природных ресурсов. Таким образом, ОПЕК была создана как постоянная межправительственная организация с первой штаб-квартирой в Женеве, Швейцария. В апреле 1965 года ОПЕК решила перевести администрацию в Вену, столицу Австрии. Соглашение с принимающей стороной было подписано, и ОПЕК перевела офис в Вену 1 сентября 1965 года. После создания ОПЕК правительства стран-членов ОПЕК взять под строгий контроль свои природные ресурсы. И в последующие годы ОПЕК начала играть более важную роль на мировом сырьевом рынке.

Запасы нефти и уровень добычи

Масштаб влияния отдельных членов ОПЕК на организацию и на нефтяной рынок в целом обычно зависит от уровней запасов и добычи. Саудовская Аравия, которая контролирует около 17,8% мировых доказанных запасов и 22% доказанных запасов ОПЕК. Поэтому Саудовская Аравия играет ведущую роль в организации. По итогам 2016 года объем мировых доказанных запасов нефти составил 1,492 млрд. барр. нефти, на ОПЕК приходится 1,217 млрд. барр. или 81,5%.

МИРОВЫЕ ДОКАЗАННЫЕ ЗАПАСЫ НЕФТИ, МЛРД. БАРР.


Источник: ОПЕК

Другими ключевыми членами являются Иран, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, совокупные резервы которых значительно выше, чем у Саудовской Аравии. Кувейт, с малым населением, продемонстрировал готовность сократить производство по отношению к размерам своих запасов, в то время как Иран и Ирак, обладающие растущим населением, обычно производят на более высоком уровне по сравнению с запасами. Революции и войны нарушили способность некоторых членов ОПЕК стабильно поддерживать высокий уровень производства. На долю стран ОПЕК приходится около 33% мировой добычи нефти.

Крупные нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК

США. Соединенные Штаты являются ведущей нефтедобывающей страной в мире с добычей в среднем 12,3 млн. барр. нефти в сутки, что составляет 13,4% мирового производства по данным British Petroleum. Соединенные Штаты являются чистым экспортером, то есть экспорт превышает импорт нефти с начала 2011 года.

Россия остается одним из крупнейших производителей нефти в мире, в среднем в 2016 году он составляет 11,2 млн. барр. в сутки или 11,6% от общего объема мирового производства. Основные регионы добычи нефти в Россия – Западная Сибирь, Урал, Красноярск, Сахалин, Республика Коми, Архангельск, Иркутск и Якутия. Большая часть добывается на Приобском и Самотлорском месторождениях в Западной Сибири. Нефтяная промышленность в России была приватизирована после распада Советского Союза, но через несколько лет компании вернулись под государственный контроль. Крупнейшими компаниями, занимающимися добычей нефти в России, являются Роснефть, которая в 2013 году приобрела ТНК-ВР, Лукойл, Сургутнефтегаз, Газпромнефть и Татнефть.

Китай. В 2016 году Китай произвел в среднем 4 млн. барр. нефти, что составило 4,3% мирового производства. Китай является импортером нефти, поскольку в 2016 году страна потребляла в среднем 12,38 млн. барр. в сутки. Согласно последним данным EIA (Energy Information Administration), около 80% китайской производственной мощности приходится на сушу, оставшиеся 20% – мелкие оффшорные резервы. Северо-восточный и северный центральные районы страны отвечают за большинство внутреннего производства. Регионы, такие как Дацин, эксплуатируются с 1960-х годов. Производство из зрелых месторождений достигло своего пика, и компании инвестируют в технологии для повышения мощности.

Канада занимает шестое место среди ведущих мировых производителей нефти со средним уровнем добычи 4,46 млн. барр. в сутки в 2016 году, что составляет 4,8% мирового производства. В настоящее время основными источниками добычи нефти в Канаде являются битуминозные пески Альберты, Западно-Канадский осадочный бассейн и Атлантический бассейн. Нефтяной сектор в Канаде приватизирован многими иностранными и отечественными компаниями.

Текущие члены ОПЕК

Алжир – с 1969 года

Ангола – 2007-настоящее время

Эквадор – 1973-1992, 2007 – настоящее время

Габон – 1975-1995 годы; 2016 – настоящее время

Иран – с 1960 года по настоящее время

Ирак – с 1960 года по настоящее время

Кувейт – с 1960 года по настоящее время

Ливия – 1962-настоящее время

Нигерия – с 1971 года по настоящее время

Катар – 1961-настоящее время

Саудовская Аравия – с 1960 года по настоящее время

Объединенные Арабские Эмираты – с 1967 года по настоящее время

Венесуэла – с 1960 года по настоящее время

Бывшие члены:

Индонезия – 1962-2009, 2016

На сегодняшний день в мире действует более четырех тысяч международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Одна из таких крупнейших организаций, название которой сегодня у всех на слуху, - это Организация стран - экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращенно ОПЕК, англ. OPEC).

Организация, также называемая картелем, создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. История ее берет начало с 10-14 сентября 1960 году, с Багдадской конференции, когда была создана ОПЕК с целью координации нефтяной политики государств-членов и, что самое главное, в особенности обеспечения стабильности мировых цен на нефть.

История ОПЕК

Сначала перед странами, образующими ОПЕК, ставилась задача увеличений концессионных платежей, однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов.

В то время мировую нефтедобычу практически контролировали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестер». Полностью господствуя на рынке, картель не намеревался считаться с мнением нефтедобывающих стран, и в августе 1960-го он до предела снизил закупочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для стран этого района означало многомиллионные потери за кратчайшие сроки. И вследствие этого пять развивающихся нефтедобывающих стран – Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла – взяли инициативы в свои руки. Точнее сказать, инициатором рождения организации была Венесуэла - наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует несколько фактов, в том числе и Ирако-Саудовское соглашение 1953-е года о согласовании Нефтяной политики и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

В дальнейшем число стран, входящих в ОПЕК, увеличилось. К ним прибавились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (1975). Однако в течение времени состав ОПЕК менялся неоднократно. В 90-х годах Габон покинул организацию, а Эквадор приостановил свое членство. В 2007-м к картелю присоединилась Ангола, вновь вернулся Эквадор, а с января 2009 свое членство приостановила Индонезия, так как стала страной-импортером нефти. В 2008 году Россия заявила о своей готовности стать постоянным наблюдателем в Организации.

Сегодня любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая свои аналогичные интересы в этой области, может также стать полноправным членом организации, при том условии, что ее кандидатура будет одобрена большинством голосов (3/4), включая голоса всех членов-учредителей.

В 1962 году, в ноябре, Организация стран – экспортеров нефти была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве полноправной межправительственной организации. А спустя всего пять лет после основания, она уже установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом ООН, стала участником Конференции ООН по торговле и развитию.

Таким образом, сегодня страны ОПЕК – это объединившиеся 12 нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). Штаб-квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Экономический успех государств-членов ОПЕК имел огромное идеологическое значение. Казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться переломного этапа в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Чувствуя себя представителем «третьего мира», в 1976 году картель организовывает Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий поддержку развивающимся странам, не входящим в Организацию стран – экспортеров нефти.

Успешный опыт этого объединения предприятий сподвигнул другие страны «третьего мира», экспортирующие сырье, попытаться скоординировать свои действия для повышения доходов аналогичным способом. Однако эти попытки оказывались малорезультатными, так как на другие сырьевые товары спрос был не так высок, как на «черное золото».

Хоть вторая половина 1970-х годов и стала пиком экономического процветания ОПЕК, но этот успех оказался не очень устойчивым. Практически через десятилетие мировые цены на нефть упали почти вдвое, тем самым резко сократив доходы стран картеля от нефтедолларов.

Цели и структура ОПЕК

Доказанные запасы нефти стран, выходящих в ОПЕК, сегодня в настоящий момент составляют 1 199,71 миллиарда баррелей. Страны ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти, что составляет 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота». На их долю приходится добыча около 29 млн. баррелей нефти, или около 44% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. По оценкам генерального секретаря организации, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.

Несмотря на то, что ОПЕК производит всего 44% от объемов мировой добычи нефти, она оказывает огромное влияние на нефтяной рынок.


Говоря о серьезной деятели картеля, нельзя не упомянуть и об его целях. Одна из основных – это обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Еще одна немаловажная задача организации состоит в том, чтобы координировать и унифицировать нефтяную политику государств-членов, а также определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. К целям картеля можно отнести и охрану окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Коротко говоря, союз нефтедобывающих стран единым фронтом защищают свои экономические интересы. По сути, именно ОПЕК дала старт межгосударственному регулированию нефтяного рынка.

Структура картеля состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом организации является Конференция министров нефти стран, входящих в ОПЕК, которая созывается не реже двух раз в год, как правило, в штаб-квартире в Вене. На ней определяются ключевые направления политики картеля, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, в том числе и по бюджету. Конференция формирует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики), она же назначает генерального секретаря организации, являющимся высшим должностным лицом и полномочным представителем организации. С 2007 года им является Абдалла Салем аль-Бадри.

Характеристика экономики стран ОПЕК

Большинство государств Организации стран – экспортеров нефти находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности.

Саудовская Аравия обладает самым большим запасом нефти в мире – 25% мировых запасов «черного золота», - вследствие этого основу ее экономики составляет экспорт нефти. Экспорт нефти приносит в государственную казну 90% экспортных доходов государства, 75% бюджетных поступлений и 45% ВВП.

50% ВВП Кувейта обеспечивает именно добыча «черного золота», его доля в экспорте страны составляет 90%. Недры Ирака богаты крупнейшими запасами этого сырья. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Почетное место в списке самых нефтеносных стран занимает Иран. Он обладает запасом нефти, которое оценивается в 18 млрд тонн и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Экономика этой страны также связана с нефтяной отраслью.

Еще одна страна ОПЕК – Алжир, основу экономики которой составляют нефть и газ. Они дают 30% ВВП, 60% доходной части госбюджета и 95% экспортной выручки. По запасам нефти Алжир занимает 15-е место в мире и на 11-ом месте по ее экспорту.

Экономика Анголы также базируется на добыче и экспорте нефти – 85% ВВП. Именно благодаря «черному золоту», экономика страны является самой быстрорастущей среди государств Африки южнее Сахары.

Боливарская Республика Венесуэла пополняет свой бюджет также за счет добычи нефти, которая дает 80% экспортных доходов, более 50% доходной части республиканского бюджета и около 30% ВВП. Значительная часть нефти, добываемая в Венесуэле, экспортируется в США.

Таким образом, как уже говорилось, все двенадцать стран члены ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Наверное, единственная страна член картеля, получающая выгоду не только от нефтяной промышленности – это Индонезия, государственный бюджет которой пополняется за счет туризма, продажи газа и других сырьевых материалов. Для других же уровень зависимости от экспорта нефти колеблется в пределах от самого низкого – 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами, до самого высоко – 97% - в Нигерии.

Проблемы развития стран членов ОПЕК

Казалось бы, союз крупнейших экспортеров нефти, держащий под контролем 2/3 мировых запасов «черного золота», должен развиваться в геометрической прогрессии. Однако не все так просто. Навскидку можно назвать около четырех причин, тормозящих развитие картеля. Одна из таких причин – Организация объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Интересный факт: страны ОПЕК воевали друг с другом. В 1990 году Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал войну в Персидском заливе. После поражения Ирака к нему были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность страны экспортировать нефть, что привело к еще большей неустойчивости цен на «черное золото», вывозимое из картеля. К этой же причине можно отнести и тот факт, что, например, Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, но они обладают крупнейшими запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. А для других стран Организации, например, Нигерии, характерны высокая численность населения и крайняя нищета, и им приходится осуществлять дорогостоящие программы экономического развития, и поэтому имеют огромную внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того, как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в результате политических событий в 1980-х годах Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные расходы.

Сегодня нестабильная политическая обстановка по крайней мере в 7 из 12 стран-членов картеля является серьезной проблемой ОПЕК. Гражданская война в Ливии существенно нарушила налаженный ход работы на нефтегазовых месторождениях страны. События Арабской весны отразились на нормальной работе на территории многих стран Ближневосточного региона. По данным ООН, апрель 2013 года побил рекорды по количеству убитых и раненых в Ираке людей за последние 5 лет. После смерти Уго Чавеса нельзя назвать стабильной и спокойной обстановку и в Венесуэле.

Главной в списке проблем можно назвать компенсацию технологической отсталости членов ОПЕК от ведущих стран мира. Как бы это странно не звучало, но к моменту образования картеля, входящих в его состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Избавиться от этого можно было только путем ускоренной индустриализации и урбанизации, и соответственно, внедрение новых технологий в производство и жизнь людей не прошло бесследно. Здесь же можно сразу указать еще одну, третью, проблему – нехватка квалификации у национальных кадров. Все это взаимосвязано – отсталые в развитии страны не могли похвастаться высококвалифицированными специалистами, работники в государствах оказались неподготовленными к современным технологиям и оборудованию. Так как местные кадры не могли обслуживать технику, которая была установлена на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, руководство в срочном порядке пришлось привлекать к работе иностранных специалистов, что, в свою очередь, создало ряд новых трудностей.

И четвертая преграда, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Тем не менее, эта банальная причина существенно притормаживала движение. «Куда деть деньги?», - такой вопрос встал перед странами ОПЕК, когда в страны хлынул поток нефтедолларов. Руководители стран не смогли разумно распорядиться обрушившимся богатством, поэтому затевали различные бессмысленные проекты, например, «стройки века», которые никак нельзя назвать разумным вложение капитала. Понадобилось некоторое время, чтобы эйфория поутихла, потому что цены на нефть начали падать, и доход, поступаемый в государственную казну, снизился. Пришлось расходовать средства более разумно и грамотно.

В результате влияния перечисленных факторов, ОПЕК потеряла роль главного регулятора мировых цен на нефть и стала лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Перспективы развития ОПЕК

Перспектива развития Организации на сегодняшний день остается неопределенной. Эксперты и аналитики в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считает, что картелю удалось преодолеть кризис второй половины 1980 - начала 1990-х годов. Конечно же, речь не идет о том, чтобы вернуть прежнюю экономическую мощь, как в 70-е годы, однако в целом картина достаточно благоприятная, есть необходимые возможности для развития.

Вторые же склонятся к тому мнению, что странам картеля вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику.

Среди стран Организации, даже самых богатых нефтью, нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. В качестве показателя их относительной неразвитости и отсталости можно привести тот факт, что во всех странах до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Уровень жизни в Ливии, Венесуэле и Иране примерно схож с российским уровнем. Все это можно назвать закономерным результатом неразумности: обильные запасы нефти провоцируют борьбу, но не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией природных богатств. Но с другой стороны, можно назвать страны, где ресурсы эксплуатируются достаточно эффективно. Примерами могут послужить Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, где текущие доходы от сырья не только разбазариваются на ветер, но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Несколько факторов неопределенности перспектив Организации стран – экспортеров нефти, такие, например, как неясностью путей развития мировой энергетики, могут в значительной мере ослабить картель, поэтому однозначных выводов никто не берется делать.

Запасы нефти в странах мира (в млрд. баррелей, по состоянию на 2012 год)

OPEC в переводе с английского — организация стран экспортеров нефти. Целью создания ОПЕК было и есть контроль квот добычи на нефть и цены на неё.

ОПЕК была создана в сентябре 1960 году в Багдаде. Список членов за время существования организации периодически меняется и на 2018 год (июль) в его состав входит 14 стран.

Инициаторами создания были 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэлла. Позднее к этим странам присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962 год), Объединенные Арабские Эмираты (1967 год), Алжир (1969 год), Нигерия (1971 год), Эквадор (1973 год), Габон (1975 год), Ангола (2007 год) и Экваториальной Гвинеи (2017 год).

На сегодня (февраль 2018 года) в ОПЕК входит 14 стран:

  1. Алжир
  2. Ангола
  3. Венесуэла
  4. Габон
  5. Кувейт
  6. Катар
  7. Ливия
  8. Объединенные Арабские Эмираты
  9. Нигерия
  10. Саудовская Аравия
  11. Экваториальная Гвинея
  12. Эквадор

Россия в ОПЕК не входит.

Страны, входящие в организацию контролируют 40% добычи всей нефти на земле, это 2/3. Лидером по добычи нефти в Мире является Россия, но она не входит в ОПЕК и контролировать цену нефти не может. Россия является энергозависимой страной. От её продажи зависит уровень экономического развития и благосостояния россиян. Поэтому, чтобы не зависить от цен на нефть на мировом рынке России следует развивать другие отрасли экономики.

Так вот, несколько раз в год министры стра ОПЕК собираются на заседания. На них дается оценка состояния мирового рынка нефти, прогнозируется цена. В зависимости от этого принимается решения по сокращению или увеличению добычи нефти.

Ещё статьи по теме:

Главные слова 2017 года: Хайп, Зашквар и Эщкере!

ОПЕК - что это такое? Расшифровка, определение, перевод

ОПЕК это международный картель стран, добывающих и экспортирующих нефть , созданный с целью координировать объёмы её добычи и таким образом влиять на её цену. Аббревиатура ОПЕК является русской транскрипцией английского сокращения OPEC, расшифровка которго такова: Organization of Petroleum Exporting Countries, что в переводе на русский означает «организация стран, экспортирующих нефть».

Организация стран – экспортёров нефти

В ОПЕК входят 12 государств, которым повезло с запасами нефти. Вот список стран-членоа ОПЕК : ОАЭ, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Ангола, Катар, Ливия, Алжир, Нигерия, Эквадор и Венесуэла. Россия не входит в ОПЕК по историческим причинам: организация была основана в 1960 году, когда СССР ещё не был ключевым игроком на рынке нефти. Сегодня у России сложные отношения с ОПЕК, хотя наша страна является «наблюдателем» в этой организации.

исправить/дополнить

Вы узнали, откуда произошло слово ОПЕК простыми словами, его перевод и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое ОПЕК?» с друзьями:

© 2018 Сайт новых и хорошо забытых слов Что-это-такое.ru
Добавить слово | Помочь проекту

Внешнеэкономическая деятельность России

2.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Анализ и статистика экспорта и импорта России, СНГ и стран мира

В торговле со странами СНГ за последние 2 года экспорт снизился на 7,6% и составил 23250,0 млн. долларов. Импорт уменьшился только на 1,1% и составил 12974,9 млн. долларов. Спад торговли со странами СНГ, по мнению Всемирного банка…

Внешняя торговля в странах БРИКС

2.1 Товарная структура экспорта стран группы БРИКС на современном этапе

В мире происходят стремительные преобразования, быстро меняющие глобальный экономический ландшафт. Со времен промышленной революции и до начала текущего столетия, включая первые несколько лет…

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности России

3. Особенности регулирования экспорта на примере развитых стран

Государственное регулирование экспортной деятельности призвано оптимизировать параметры участия страны в системе мирохозяйственных связей

Государственное регулирование экономических и социальных процессов в развитых странах

Основные направления государственного регулирования экономики развитых стран

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период…

Международные экономические и торговые организации

2.6 Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году.

Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки…

Место ведущих международных финансовых организаций в системе оказания помощи развивающимся странам

2.3 Основные направления деятельности ОЭСР в области поддержки периферийных стран

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики…

Научно-технический потенциал стран восточной Азии

3.1 Основные направления развития экономики стран восточной Азии

Восточная Азия — самый экономически динамичный регион в мире. С 1960-х годов и по сегодняшний день. Более того, сегодня, если исходить из экономических перспектив, как ближайших, так и более отдаленных, и открывающихся деловых возможностей, то это…

Организация стран-экспортеров нефти

2. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК

Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно…

Основные направления и формы международной торговли

3 Основные направления развития торговли развивающихся стран, их борьба за изменение положения в мировой торговле

Развивающиеся страны значительно улучшили свои позиции в мировой торговле. С середины 80-х годов их доля в мировом экспорте непрерывно росла, увеличившись примерно с четверти до приблизительно трети…

Оценка Болгарии с точки зрения инвестиционной привлекательности

Глава 2. Место в системе международного разделения труда. Основные статьи экспорта и импорта. Основные торговые партнеры

Общее количество экономически активных лиц в 2010 г. в Болгарии составило 3,465 млн. или 46,2% от населения 15 и более лет. Коэффициент экономической активности в городах — 52.8%, а в селах — 38.6%. Экономическая активность мужчин (53.7%) — на 10.1 пункта выше…

Развивающиеся страны в мировой торговле

2.1. Анализ показателей экспорта развивающихся стран

Индустриализация развивающихся стран вне зависимости от общей ее направленности и реального направления сопутствовали интенсификации мирохозяйственных и обусловленных ими культурных связей, играющих ключевую роль в процессе развития…

Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений

б) Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран

По ряду традиционных товаров происходит перераспределение долей среди самих развивающихся стран. Так, с 90-х по 2005 год отмечается сокращение доли Африки в общем объеме экспорта по развивающимся странам. Она упала более, чем в 2 раза (с 1…

Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа

2. Основные направления развития экспорта нефти и газа

Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира…

Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта (опыт ФРГ)

1.3 Современные направления развития и поддержки экспорта

Современная национальная система государственной поддержки экспорта представляет собой, как правило, комплекс значительного числа учреждений в стране поставщика и за границей, центральных и местных органов исполнительной власти…

Экономический рост стран с развитой экономикой

2.3 Основные направления внешнеэкономической политики развитых стран

Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине текущего столетия привел к расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы.

Причины этого заключаются в том…

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.


Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

(The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) - международная организация, созданная с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

К моменту основания ОПЕК на рынке существовали значительные излишки предлагаемой нефти, появление которых было вызвано началом разработки гигантских нефтяных месторождений - прежде всего, на Ближнем Востоке. Кроме того, на рынок вышел Советский Союз, где с 1955 года по 1960 год удвоились объемы добычи нефти. Это изобилие вызвало серьезную конкуренцию на рынке, ведущую к постоянному снижению цен. Сложившаяся ситуация послужила причиной для объединения нескольких стран-экспортеров нефти в ОПЕК, чтобы совместно противостоять транснациональным нефтяным корпорациям и поддерживать необходимый уровень цен.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2009, 2016), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1995), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов , с учетом появления нового участника организации - Анголы и возвращения Эквадора в 2007 году и возвращения Индонезии с 1 января 2016 года.

Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для инвесторов.

Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.

Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.

Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.

Исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК — Абдалла Салем аль-Бадри.

Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).

По текущим оценкам, более 80% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.

Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.

По состоянию на март 2016 года, добыча нефти ОПЕК достигла уровня в 32,251 миллиона баррелей в сутки . Таким образом, ОПЕК превышает собственную квоту на добычу, которая составляет 30 миллионов баррелей в день.



Что еще почитать