Танк пз 2 и его модификации. Экспериментальный танк Т2. Но не тот Т2, который просто Т2, а кавалерийский Т2. Вот такая Штука

Panzerkampfwagen II Ausf. С

У танков PzKpfvv II Ausf. С (6 LaS 100) -серийные номера 26001-27000 - была улучшена система охлаждения двигателя, смотровые щели были закрыты бронестеклом толщиной 50 -мм (на ганках прежних выпусков - 12-мм).

Танки PzKpfw II (скорее всего Ausf. А и В) участвовали в гражданской войне в Испании. Боевой опыт показал, что немецкие PzKpfw I и II слабо вооружены и хуже бронированы по сравнению с легкими ганками потенциального противника (советские легкие танки Т-26 и БТ-5, французские "Рено" R-35 и "Гочкис" Н-35, польские 7ТР и английский "Матильда" Mk. I). Радикально усилить вооружение было невозможно по конструктивным (малый размер башни) и техническим (более мощная пушка 5 cm KwK39 L/60 калибра 50-мм еще была не готова) причинам. Боевые характеристики PzKpfw II можно было улучшить только усилив бронирование.

Поэтому у танков PzKpfw II Ausf. А, В и С была увеличена толщина брони на критических участках. Лобовая броня башни (маска пушки) составила 14,5-мм и 20-мм, лобовая броня корпуса - 20-мм. Была переделана вся передняя часть корпуса. Вместо бронеплиты, имевшей форму дуги, стали использовать две плиты, сваренные друг с другом под углом 70°. Их толщина - 14,5-мм и 20-мм. На некоторых танках PzKpfw II Ausf. А-С двухстворчатый люк на крыше башни заменили командирской башенкой, обеспечивающей круговой обзор. Следует подчеркнуть, что командирскую башенку устанавливали не на всех танках, чаще всего так переоборудовали танки, направленные в ремонт. Случалось, что в одной части были как модифицированные, так и не модифицированные машины. После сентябрьской кампании танки были подвергнуты дальнейшим улучшениям.

Основание башни закрыли металлическим уголком, приклепанным к корпусу. Он защищал механизм вращения башни от заклинивания при попадании снаряда. Подобный же уголок крепили и сзади башни. В ноябре 1938 года на фирме "МАN" начались работы над установкой в танк PzKpfw II дизеля HWA 1038G мощностью 129-147 к Вт/175-200 л.с. Испытания закончились неудачей и дальнейшие работы были свернуты. Выпуск танков PzKpfw II Ausf. С был прекращен в марте (апреле) 1940 года, причем в последний период количество выпущенных танков было очень мало: в июле 1939 года выпущено девять танков, в августе - семь, в сентябре - пять, в октябре - восемь, а в ноябре - еще два танка. Неудовлетворительная поставка легких PzKpfw 35 (t) и PzKpfw 38 (t) и средних PzKpfw III и PzKpfw IV танков повлекла за собой приказ от 27 ноября 1939 года о постройке новой модификации танка PzKpfw II, обозначенной как PzKpfw II Ausf. F (7 LaS 100). Танки PzKpfw II Ausf. F сохранили все конструктивные особенности машин предыдущих серий.

Panzerkampfwagen II Ausf. F

У танков PzKpfw II Ausf. F (серийные номера 28001-29400) была изменена конструкция корпуса. Лобовая бронеплита стала шириной во весь корпус. В её правой части разместили макет смотровой щели механика-водителя, в то время как настоящая щель располагалась слева как и на танках прежних выпусков. Были модифицированы смотровые щели, расположенные в маске пушки, толщина брони возросла. Был усовершенствован механизм вращения башни.

На некоторые PzKpfw II Ausf. F установили пушку 2 cm KvvK38 калибра 20-мм. Из-за того что производство PzKpfw II Ausf. А-С уже было свернуто, выпуск новых танков PzKpfw II Ausf. F был сопряжен со значительными трудностями, в апреле 1940 года смогли выпустить всего три танка (да и эти танки, видимо, были не Ausf. F, а последние PzKpfw II Ausf. С), два Ausf. F изготовили в июле и четыре в ноябре-декабре 1940 года. В 1941 году производство набрало темп - было выпущено 233 машины. В следующем, 1942 году, был изготовлен еще 291 танк (всего 530 штук). Танки PzKpfw II Ausf. F выпускали заводы ФАМО во Вроцлаве, "Ферайнигтен Машиненверкен" в Варшаве, "МАN" и "Даймлер-Бенц".Фирма "Вегманн "завершила выпуск танков PzKpfw II Ausf. F в 1941 году, а МИАГ - в 1940. Цена одного PzKpfw II Ausf. F (без вооружения) составляла 49228 рейхсмарок.

Panzerkampfwagen II Ausf. D, E

В 1938 году фирма "Даймлер-Бенц" разработала проект так называемого скоростного танка (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. Легкие дивизии - моторизованные танковые дивизии, которые, однако, имели меньше танков, чем обычные танковые дивизии. Легкие дивизии, как правило, создавались на базе расформированных кавалерийских частей.

От танка PzKpfw II Ausf. С была взята только башня, а корпус и ходовая часть были полностью переделаны. На танке использовалось шасси типа "Кристи" (четыре опорных катка большого диаметра) и новые ведущие и направляющие колеса. Корпус скоростного танка напоминал корпус PzKpfw III. Экипаж - три человека, вооружение осталось прежнее, как у танков PzKpfw И Ausf. A-F. Масса машины - 10000 кг. Скоростные танки планировали выпускать в двух модификациях: PzKpfw II Ausf. D - 8 LaS 100 (серийные номера 27001-27800) и PzKpfw II Ausf. Е - 9 LaS 100 (серийные номера 27801-28000). На эти машины устанавливали коробку передач "Майбах Вариорекс" VG 102128Н (семь передач вперед и три назад). В движение танк приводился карбюраторным двигателем "Майбах" HL62 TRM мощностью 103 кВт/140 л.с., максимальная скорость по шоссе - 55 км/ч, толщина брони 14.5-30 мм. В 1938-1939 годах фирмы "Даймлер-Бенц" и "МАN" выпустили 143 таких танка и более 150 шасси.

Танки PzKpfw II Ausf. Е отличались от Ausf. D усиленной подвеской, смазываемыми шкворнями гусениц и модифицированными ведущими колесами. Большая часть машин после непродолжительного использования на фронте (сентябрьская кампания) была переделана в огнеметные танки Flammpanzer II или в самоходные орудия "Мардер".

Panzerkampfwagen II Ausf. G

В 1938 году фирмы "MAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск модифицированного танка PzKpfw II, который получил обозначение VK 901. На танке применили новую подвеску, разработанную инженером В. Книпкампом. Ходовая часть танка состояла из пяти опорных катков, установленных на осях разной длины, так, что катки частично перекрывали друг друга. Масса танка - 9200 кг. В движение танк приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL45р мощностью 109 кВт/150 л.с. Максимальная скорость составляла 50 км/ч, толщина лобовой брони - 30-мм, бортовой - 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK38 калибра 20-мм и пулеметом MG-34. Планировался выпуск 75 таких машин (серийные номера 150001-150075), но за два года (1941-1942) было изготовлено всего 12 танков в трех вариантах G1, G3 и G4. Готовые башни (27 штук) использовали как элементы долговременной фортификации.

Panzerkampfwagen II Ausf. J

Боевой опыт применения танков во время сентябрьской кампании показал, что на фронте очень нужен хорошо бронированный танк поддержки пехоты. В декабре 1939 года начался выпуск танка PzKpfw II n.A. (neue Art - новая модель) VK 1601. Толщина его брони составляла от 50-мм до 80-мм, максимальная скорость - 31 км/ч. Вооружение нового танка ничем не отличалась от предыдущих модификаций. Опытный образец был готов 19 июня 1940 года.

Всего была заказана серия из 30 танков, обозначенных как PzKpfw II Ausf. J. С апреля по декабрь 1942 года было выпущено 22 машины (серийные номера 150101-150130). Выданный заказ на следующие 100 танков был аннулирован. Танки PzKpfw II Ausf. J выпускали на предприятиях "МАN" и "Даймлер-Бенц". Семь опытных танков VK 1601 было испытано на Восточном фронте в составе 12-й танковой дивизии.

Panzerkampfwagen II Ausf. H и M
(VK 903, VK 1301)

В 1940 году фирма "MAN " (Нюренберг) начала работу над улучшенной моделью танка PzKpfw II Ausf. G (VK 901) - VK 903. Ha VK 903 установили карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. (200001-200004). Была использована новая коробка передач ZF Aphon SSG48 (серийные танки планировали оборудовать коробкой передач, которая уже применялась на PzKpfw 38 (t)). Максимальная скорость танка - 60 км/ч. Танк VK 903 предполагалось использовать для разведки. В 1941 году были начаты работы по переделке VK 903 в передвижной наблюдательный пункт. 1 июня 1942 года предприятия "Рейнметалл-Борзинг", "Шкода"и "Даймлер-Бенц" начали выпуск модификации танка с открытой башней - VK 1301 (VK 903b). 30 апреля 1941 года была принята программа развития танковых войск - "Panzerprogramm 1941", которая предусматривала постройку танков VK 903. 10950 машин этого типа планировалось использовать в качестве танка разведки, 2738 переделать в 50-мм самоходные орудия, 481 машину вооружить орудиями калибра 150-мм (sIG), а 3500 машин должны были стать танками-разведчиками поля боя - "Gefechtsaufklaerung". Серийные ганки VK 903 и VK 1301 получили обозначения PzKpfw II Ausf. Н и PzKpfw II Ausf. М соответственно. Масса танка - 10500 кг. Толщина брони - 30-10-мм. В 1941 году фирма "МАN" изготовила одно шасси, а в 1942 году в связи со стандартизацией бронетехники от выпуска танков этой модификации отказались.

VK 1303 представлял собой дальнейшее развитие танков VK 901, 903 и 1301. 15 сентября 1939 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaflenamt) выдало техническое задание на гусеничную разведывательную машину. Заказ на разработку корпуса и шасси получила фирма МАN, башни - "Даймлер-Бенц". На танк VK 1303 предполагали установить радиостанцию среднего радиуса действия, предназначенную для связи в условиях Восточного фронта.

Экипаж - четыре человека (командир, наводчик-заряжающий, механик-водитель и радист). Опытный образец был готов в апреле 1942 года и оказался слишком тяжелым для российского бездорожья (боевая масса - 12900 кг). Лишь облегченный до 11800 кг вариант VK 1303 был принят к серийному выпуску как PzKpfw II Ausf. L "Лукс" ("рысь") - Sd Kfz 123. Толщина его брони составила 10-30-мм, кроме этого могли быть установлены бронеэкраны толщиной 12-мм. Вооружение - пушка KwK-38 калибра 20-мм и пулемет MG-34 калибра 7,92 -мм. В движение танк PzKpfw II Ausf. L "Лукс" приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. Коробка передач - ZF Aphon SSG48.

На танке PzKpfw II Ausf. L применили ходовую часть конструкции Книпкампа, которую уже ранее использовали на танках VK 901-903. Танк планировали выпускать в двух вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением. Один из них был вооружен пушкой KwK38, а другой - KwK39 L/60 калибра 50-мм ("Luchs" 5 cm). Серийные PzKpfw II Ausf. L "Лукс" были оборудованы радиостанцией FuG12 мощностью 80Вт и радиусом действия 25 км (телефон) и 80 км (ключ) и радиостанцией ближнего радиуса действия F.Spr.f. Для танков, вооруженных 50-мм пушкой, разрабатывалась открытая башня. На фирме "МАN" было выпущено 115 танков "Лукс", а на фирме "Хеншель" - 18, причем все машины были вооружены пушкой калибра 20-мм. В начале 1944 года выпуск танков PzKpfw И Ausf. L "Лукс" был прекращен.

VK 1602 ("Леопард")

В 1941 году фирмы "МAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск улучшенного танка VK 1601, обозначенного как VK 1602. Этот танк был предназначен для разведки поля боя ("Gefech tsaufklaerung "). Толщина брони составляла 50-80-мм (башня) и 20-60-мм (корпус). Двигатель "Майбах" HL157 мощностью 404 кВТ/550 л.с. позволял танку развивать скорость до 50 км/ч. Танк предполагалось вооружить пушкой KwK39 L/60 калибра 50-мм и пулеметом MG-34 калибра 7,92-мм.

На танке применили гусеницы шириной 350 мм, что улучшило ходовые качества машины. Экипаж VK 1602 - четыре человека. "Panzerprogramm 1941" предполагала постройку 339 таких машин, но вскоре заказ был аннулирован, поскольку VK 1602, названный "Леопардом" уже не отвечал требованиям времени. Башня танка УК 1602 "Леопард" была использована на тяжелом бронеавтомобиле Sd Kfz 234/2 "Пума".

Прекратив выпуск танка УК 1602 "Леопард", немцы все же не отказались от идеи танка-разведчика. Фирма "Даймлер-Бенц" разработала новую модель такого танка - VK 2801. Первоначально на танк планировали устанавливать дизель воздушного охлаждения мощностью 385 кВг/525 л.с., затем в качестве двигателя использовали двигатели "Даймлер-Бенц" DB819 мощностью 330 кВг/450 л.с., МB506 и MB819. Увеличение массы танка до 33000 кг вынудил конструкторов применить карбюраторный двигатель "Майбах" HL 230 мощностью 514 кВт/700 л.с. 8 мая 1944 года Министерство вооружений сухопутных войск (Нeereswaffenamt) приказало свернуть дальнейшие работы над танком УК 2801.

Panzcrkampfwagen II (F) Sd Kfz 122

В 1939 году фирмы "MAN" и Вегманн получили заказ на разработку огнеметного танка - Flammpanzer. "МАN" переоборудовала шасси PzKpfw II Ausf. D и Е. Огнеметные танки, построенные на базе этих двух модификаций получили название PzKpfw II Ausf. А и В, соответственно. В главной башне оставили один пулемет МG-34, а два огнемета (обычно Flamm 40) разместили в двух вращающихся башенках, установленных на крыльях танка. Дальность стрельбы огнемета составляла 35 метров. Бронированные емкости для хранения зажигательной жидкости (смесь бензина и нефти) расположили за огнеметными башенками. Общий объем перевозимой зажигательной смеси - 350 литров.

История создания PzKpfw II

Когда стало очевидно, что появление долгожданных средних танков командира взвода и командира батальона -Zugfubrerswagen и Batailonfubrerswagen - потребует гораздо больше времени, чем первоначально предполагалось, было принято решение незамедлительно приступить к производству нового легкого учебного танка, недорогого и простого в производстве. Уже в 1934 г. Управлением вооружения сухопутных войск были разработаны тактико-технические задания к танку массой 10 тонн. вооруженному 20-мм пушкой. Будущий танк должен был иметь ряд принципиальных отличий от своего предшественника PzKpfw I. Новой машине требовались более прочная броня, более мощное вооружение, что означало принципиальное утяжеление будущего танка. Первоначально танк, как и PzKpfw I, предназначался для подготовки личного состава и сколачивания боевых подразделений, но впоследствии оказался гораздо более полноценной машиной.

В июне 1934 г. сразу три фирмы - «Крупп», «Хеншель и сын АГ» и MAN - получили задание на разработку нового 10-тонного легкого танка. Проект фирмы «Крупп» в целом был усовершенствованной модификацией экспериментальной модели LKA-I (прототипа танка PzKpfw I) и назывался соответственно LKA-II. Различие состояло прежде всего в вооружении. Новое детище «Крупп* было снабжено увеличенной башней со спаренными с автоматической 20-мм пушкой и пулеметом. Проекты «Хеншель и сын АГ* и MAN отличались от LKA-II только подвеской.

После тщательной экспертизы представленных образцов для серийного производства было выбрано шасси фирмы MAN и броневой корпус с башней «Даймлер-Бенц АГ*. До тех пор, пока не были сняты ограничения Версальского договора, проект обозначался как *Landwirtscbaftlicber Scblepper 100 (La S100)» (сельскохозяйственный тягач). Генподрядчиками по серийному выпуску шасси стала фирма MAN, а броне-корпуса и башни «Даймлер-Бенц АГ*. Вскоре к их выпуску подключились несколько других предприятий: в 1935 г. - кассельский «Вегманн»,в 1936 г.-брауишвейгский MIAG и ФАМО из Бреслау.


Первая партия новых танков состояла всего из 25 единиц, сошедших с конвейера в 1935 г. и получивших название 1/La S 100. В конце 1935 г. их переименовали в легкие танки 2 cm MG Panzerwagen (Vs. Kfz, 622) - легкий танк с 20-мм пушкой. А с 1938 г. эти машины находились на вооружении танковых дивизий уже под маркировкой PzKpfw II Ausf Al. Весил новый танк пока только 7,2 тонны, вмещал трех членов экипажа: командира, одновременно выполнявшего функции наводчика, заряжающего, также выполнявшего функции радиста, и механика-водителя, а вооружение его состояло из 20-мм автоматической пушки KwK30 (Kampfwagenkannone -танковая пушка) и спаренного с пей 7,92-мм пулемета MG-34, который с этого времени становится стандартным танковым пулеметом. Танк был снабжен шестициллиндровым двигателем "Майбах" типа HL 57 TR мощностью 130 лошадиных сил, дисковым сцеплением и шестискоростной коробкой передач. Подвеска по одному борту состояла из переднего ведущего колеса, трех пар маленьких опорных катков на листовых рессорах, соединенных друг с другом продольной внешней балкой, трех поддерживающих катков в верхней части и заднего направляющего колеса (ленивца).

Следующие 25 танков, известных как PzKpfw II Ausf A2, отличались более совершенной системой охлаждения двигателя и улучшенной вентиляцией боевого отделения. 50 танков третьей партии назывались соответственно, PzKpfw II Ausf A3 и были снабжены улучшенной подвеской и гусеницами. В этой модели силовое и боевое отделения разделялись съемной противопожарной перегородкой. Танки всех трех партий имели скругленную носовую часть, выполненную из одного листа, и 13-мм лобовую броню (при 15-мм бронировании маски пушки).

В 1936 г. появляется на свет следующая модификация нового немецкого танка - 2 La S 100 (PzKpfw II Ausf В). Эта модель была снабжена более мощным карбюраторным мотором («Майбах* типа HL 62 TR), что привело к увеличению боевого веса до 7,9 тонны. Это, в свою очередь, потребовало более широких гусениц. Всего было построено 100 танков типа PzKpfw I Ausf В. В 1937 г. фирма «Хеншель и сын АГ» внесла существенные изменения и поправки в конструкцию танка, результатом этих изменений стал танк с проектным номером 3/La S 100 (PzKpfw II Ausf С). По сравнению с предыдущими модификациями танка, помимо трансмиссии, самые сильные изменения претерпела подвеска.

Три пары малых катков, соединенных внешней балкой, были заменены пятью катками среднего диаметра, каждый из которых был подвешен на четверть-эллиптической рессоре, а количество поддерживающих катков увеличилось с трех до четырех, существенно повысив плавность хода по местности и скорость движения по шоссе. Именно такая подвеска стала базовой для всех производимых впоследствии танков PzKpfw II Aust: А, В и С. Проект "Хеншеля" был немедленно запущен в серийное производство. Так, в 1937 г. на свет родился немецкий танк PzKpfw II Ausf А, созданный на заводах MAN. В 1938 г. появляются PzKpfw I! Ausf В и PzKpfw II Ausf С, которые лишь незначительно отличались от первой модификации. В период между 1937 г. и серединой 1940 г. было произведено более 1100 таких танков, так что к началу войны PzKpfw II стал самой распространенной боевой машиной танковых дивизий. Однако во время войны в Польше и во Франции, танк PzKpfw II, как и его предшественник PzKpfw I, продемонстрировал слабость своего бронирования и вооружения.

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА PzKpfW II:

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A1 – всего было выпущено 10 танков этой модификации. Это было первой предварительной серийной модификаций данной машины. Танк имел 13-мм вертикальную броню, двигатель мощностью 130 л.с. (модель HL 57 TR). Ходовая часть состояла из сблокированной попарно подвеской на листовых рессорах.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A1

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A2 – танков этой модификации было выпущено 15 единиц. В этой машине немецкие конструкторы улучшили вентиляцию боевого отделения (дегазация после выстрела пушки). Также было увеличено в объеме мотороное отделение.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A2

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A3 – это была третья предваритальная серийная модификация танка, их было выпущено 50 единиц. Она включала в себя незначительные изменения в ходовой части и в моторе. Также модификация отличалась наличием установленной перегородки между боевым и моторными отделениями.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A3

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. b – танков этой модификации было произведено 25 штук. У этой модификации была улучшена компоновка мотороного и боевого отделений. Был установлен более мощный двигатель 62TR мощностью 140 л.с. К тому же в ходовую часть внедрини новый планетарный механизм поворота.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. b

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. С – эта модификация танка была последней предсерийной модификаций танков серии Panzerkampfwagen (PzKpfW) II. Она отличалась преждего всего индивидуальной подвеской на листовых опорах, которая дала танку более мягкий ход. Толщина вертикальной брони танка увеличилась до 14,5 мм.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. С

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf.A – это была первая модификация, которая пошла в серию массово и по различным данным, танков Panzerkampfwagen (PzKpfW) II этой модификации было собрано от 1113 до 1147 единиц. Танки этой модификации имели почти что аналогичные тактико-технические характеристики с предыдущими моделями но имели небольшие изменения в смотровых приборах, коробке передач и в двигателе.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. B – эта модификация танка мало чем отличалась от Ausf.A, разве что приспособлениями для их быстрого производства на заводах-изготовителях и повышенной производительностью. В отсальном все тактико-технические характеристики были идентичны.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. B

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. C – танк третьей серийной модификации отличался установленной на башне командирской башенкой, лобовым бронированием, увеличенным до 29-35 мм и еще целым рядом незначительных изменений в конструкции.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. C

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. D – эту модификация «двойки» обычно называли «скоростной», так как она имела более мощный двигатель, позволявший развивать более высокую скорость по сравнению с предыдущими модификациями. Также в танке претерпело изменение форма корпуса. Танк получил новую ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, катки подвески были увеличены. Таких танков вместе с Ausf.F было произведено 250 единиц.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. D

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. E – эта модификация также во многих источниках обозначается как «скоростная», но от предыдущей модификацией мало чем отличается.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. E

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. F – танков этой модификации было выпущено 531 единиц. Танки этой серийной модификации были последней серией. По сравнению с предыдущей она отличалась по увеличенной броне. На танк установили пушку KwK 38 (20 мм). Также были установлены улучшенные смотровые приборы экипажа.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. F

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. G - нет данных.

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. J – на базе танка (PzKpfW) II было принято решение создать разведывательный танк с увеличенным бронированием. Эта модель танка получила обозначение VK 1601. Танк получил серьезное лобовое бронирование – до 80 мм, крыша и днище – 25 мм, борта – 50 мм. В связи с увеличенной броней, танк потяжелел до 18 т. На танк установили относительно «слабый» двигатель Майбах HL 45P, поэтому скорость танка не превышала 30 км/час. В качестве вооружения на танк установили пушку KwK 38 L/55. Всего было произведено 22 танка модификации (PzKpfW) II Ausf.J в период с декабря 1941 по апрель 1942 года. 7 танков в составе 12-й танковой дивизии были отправлены в Россию.


Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. J

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. L «Luchs» - очередная концепция немецкого разведывательного танка. В русской и зарабежной литературе иногда встречается выражение «танк Лукс», что соотвествует Luchs. Танк был создан на базе Pz II и получил обозначение Sd.Kfz. 123. Эту машины изготавливали длва немецких предприятия: «Хеншель» и МАН. В период с сентября 1943 по январь 1944 было произведено 104 танка PzKpfW II Ausf. L. В составе разведывательных бронетанковых подразделений этот танк воевал на Восточном (например 4-я танковая дивизия) и Западном фронтах. Не редко, танк Luchs встречался в частях войск СС. В качестве дополнительной бронезащиты на Восточном фронте на лобовую часть танков устанавливали дополнительные бронеплиты. Часть танков PzKpfW II Ausf. L немцы применяли как разведывательно коммуникационные танки, устаналивая на них антенны и радиостанции. На заключительную партию из 31 PzKpfW II Ausf. L установили 50-мм пушки KwK 39 L/60. На сегодняшний день единственный уцелевший танк PzKpfW II Ausf. L можно наблюдать в британском танковом музее Бовингтона.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. L

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ PzKpfw II

В начальный период своей истории танки Pz. Kpfw. II были вполне надежными машинами, по своим боевым качествам сопоставимыми с легкой бронетехникой других государств. Однако защищенность этих легких танков, как и машин типа PzKpfw I, была крайне низкой. "Двойки" оказались уязвимы для противотанковой артиллерии и орудий более тяжелых танков.

Уже весной 1936 г. PzKpfw II поступают на вооружение танковых подразделений вермахта, а впоследствии принимают участие в нападении на Польшу и Францию. Поданным официальных источников, в мае 1940 г. на вооружении вермахта состояло 2009 машин типа PzKpfw И (из них 17 танков Ausf F), а уже через год - в мае 1941 г.-их стало 1024 (85 PzKpfw II Ausf F) в январе 1942г.- 1250(89 PzKpfw II Ausf F). «Двойки» принимали участие во всех операциях начального периода Второй мировой войны и составляли главную ударную силу сухопутных сил вермахта до тех пор, пока не появились более совершенные PzKpfw III и PzKpfw IV.

В 1939-1940 гг. PzKpfwII были самыми тяжелыми машинами легких танковых рот, в каждой дивизии их насчитывалось от 140 до 160 единиц. В ходе реорганизации танковых дивизий в 1940-1941 гг. "двойки" лишились роли боевых машин и перешли в разряд легких разведывательных танков. Кроме этого, пятью танками типа PzKpfw II снабдили штабы каждой роты, батальона и полка в танковых частях. На практике это означало резкое уменьшение количества PzKpfw II в дивизиях - из 201 танка в танковой дивизии их теперь насчитывалось всего 65 единиц. В 1942 г. их осталось еще меньше. В этот период за счет расформирования разведывательных взводов танковых рот, удалось довести количество боевых разведывательных машин в разведывательных подразделениях танковых батальонов и полков с 5 до 7 машин. В танковой дивизии на 164 танка теперь приходилось всего 28 * двоек». В 1943 г. PzKpfw II окончательно сходят со сцены (Так, в операции -Цитадель» на Орловско - Курской дуги в июле 1943 года приняли участие всего 70 легких танков PzKpfw II. См. Барятинский М-, Бронетанковая техника Германии 1939-1945. М.. 1996, с. 4.-Л/).).

Полковник в отставке Герман Ротт так вспоминает время, когда он командовал танком PzKpfw II в составе 5-го танкового полка: «Практически сразу после вторжения в Польшу, в сентябре 1939 г., я принял командование отделением танкового взвода, вооруженного машинами типа PzKpfw I и PzKpfw II. Мне достался танк PzKpfw II. Перед началом у меня был очень опытный механик-водитель и молодой ефрейтор-радист. Как командир танка, я должен был вести огонь из 20-мм пушки KwK и пулемета. Если мне не изменяет память, заряд пушки снарядами осуществлялся из магазинов емкостью 10 или 20 снарядов каждый ("Заряд танковой пушки осуществлялся из плоского магазина емкостью 10 выстрелов. поскольку стандартный 20-зарядный магазин 20-мм зенитной пушки Flak ЗО был слишком громоздким для использования в танке.).

В нормальных условиях пушка была непревзойденным орудием, но работа с ней превращалась в настоящее мучение, если вокруг было чересчур пыльно. Как сейчас помню, с какими ужасными проклятиями я заряжал ее! Пулемет был нашим основным оружием, с его помощью можно было отражать массированные атаки пехоты, кавалерии и легких бронемашин.
..До сих пор у меня мороз пробегает по коже при одном воспоминании о неожиданной атаке польской кавалерии! Так и вижу перед собой бесконечную цепь всадников, скачущих на нас с саблями наголо... Наверное, это было последнее крупное использование кавалерии в современной войне. Командир полка отдал приказ открыть по ногам коней пулеметный огонь... Надо было видеть, с каким изумлением взятые в плен кавалеристы разглядывали и ощупывали наши танки. Бедняги! Они-то были уверены, что у немцев вся техника фанерная и они легко справятся с ней своими саблями!
...На своем PzKpfw II я прошел за три недели больше 2000 км без отдыха. Впрочем, этим рекордом я прежде всего обязан своему первоклассному водителю, который умело ухаживал за нашим танком.
...Мне трудно припомнить какой-нибудь боевой эпизод, в котором принимали бы участие только «двойки»... Приходит на память битва за Францию в 1940 г. За месяцы французской кампании 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии участвовал во множестве сражений... Расскажу о захвате мостов через Сену в районе Ромилли.

Мы прорвались к Марне в районе Монте-сен-Пьер. Двигались медленно, мешали яростное сопротивление французской артиллерии и проливной дождь. Противоположный берег реки терялся в тумане, с каждой минутой положение становилось все более тяжелым. Нашим танкам приходилось буксировать увязшие в грязи бронеавтомобили.

На рассвете 13 июня наш полк наконец закончил переправу и продолжил движение на юг Миновав Монтмирэль, мы проследовали к Маклуни, где соединились с другими полками нашей бригады. В 12.00 при поддержке артиллерии наш полк изготовился для атаки. Нашей целью был Сезани. B начале мы очень быстро двигались вперед, но вскоре в дело вмешались артиллерия и противотанковые орудия противника. К счастью, наши артиллеристы быстро нашли цель. Вскоре мимо нас прошли первые пленники с высоко поднятыми над головой руками. Тем временем 2-й танковый батальон покончил с пятью противотанковыми орудиями. Два из них были уничтожены,остальные поспешно ретировались. Французская пехота была скошена огнем, уцелевшие спасались бегством. По рации нам передали приказ остановиться для перегруппировки. В 18.00, когда к нам присоединились артиллерийский батальон и батарея зенитчиков, мы продолжили наступление. Никаких признаков присутствия противника... 2-й батальон ворвался в городок, за ним проследовали штабные машины и ганки 1-го батальона. На юге, возле железнодорожной станции, обнаружены три тяжелых вражеских танка. Нам ничего не оставалось, как открыть огонь, но разве могли наши 20-мм пушки справиться с такой мощной броней! Самое смешное, что, как только мы начали стрелять, эти гиганты повернулись и отступили. Воспользовавшись этим, бойцы 2-го батальона открыли огонь но отступающему противнику и захватили много пленных. В расположенном поблизости аэродроме нам достались шесть целехоньких самолетов. Мы заняли железнодорожную станцию и остановили все поезда, расстреляв локомотивы. После этого 36-й полк оставил нас, а мы продолжили движение на юг.

По пути следования нам всюду встречались колонны отступающих французов. Мы снова обстреляли их и захватили сотни пленных. Бойцы легкой дивизии пленили 500 французов. Тем не менее очаги сопротивления все еще оставались, так что нам приходилось поливать огнем каждую деревню. Взяли Бардонн. В 18.30 получаем приказ: «Немедленно двигаться к Сене, овладеть мостом возле Маркиля и сформировать плацдарм в Ромилли».
С этого момента мы перестали обращать внимание на вражеские колонны. Догоняя их, мы неизменно попадали под огонь, но даже не останавливались. Нас ждала Сена! Шли долго и достигли берега поздним вечером. Возле Маркиля наткнулись на вражескую артиллерию, но стоило нам начать атаку, как французы побросали оружие и обратились в бегство. В 22.00 заняли Маркиль. Но едва мы вступили на улицы, как нас начали обстреливать из окон каждого дома, с каждой крыши, со всех чердаков. Сидя в танках, мы слышали лишь медленное *тук-тук» французских пулеметов. Наши 75-мм пушки отвоевали немного тишины, но вскоре вражеский обстрел возобновился. 2-му батальону лишь после тяжелой борьбы удалось наконец прорваться к мосту. И тут ЖС нас встретил пулеметный и артиллерийский массированный огонь. Ситуация складывалась критическая, особенно если учесть, что в темноте мы не видели противоположного берега реки. Наш батальонный адъютант обер-лейтенант Мальгут предложил спешиться и под огневым прикрытием своих танков прорваться на мост, Полковой адъютант Гудериан (Гейнц Гюнтер Гудериан был старшим сыном генерал-полковники Гейнца Гудериана Прим. пер.) горячо поддержал эту идею. Наши саперы и разведчики очистили от противника дома, выходящие на реку, и заняли удобные

боевые позиции, откуда простреливалась вся река. Внезапно трое саперов, ведомых лейтенантом Штоффом, бросились на мост в самоубийственной попытке прорвать оборону противника. Мост был начинен взрывчаткой, и только чудом французы не успели подорвать ее! Обер-лейтенатъд Мальгут и Гудериан ворвались на мост вслед за саперами, гудериан прямо с моста прыгнул в траншею, полную французских пехотинцев. Дело могло кончиться плохо, но вовремя брошенная в траншею граната спасла нашего обер-лейтенанта. Яростное сопротивление французов оказалось недолгим, и вскоре они вынуждены были сдаться. Тогда обер-лейтенант Мальгут первым повел свой танк через мост, остальные последовали за ним.
Не встречая сопротивления, мы продолжили движение к Ромилли. Захватили новый мостоукладчики 28-см мортиру. Как оказалось, затишье было обманчивым. На мощеной дороге мы внезапно столкнулись с вражеской колонной.

Яростным огнем нам удалось отбросить французов. В целости и сохранности наше подразделение достигло наконец города и с ходу заняло два моста. Свалились, как снег на голову застигнув французов врасплох. Было бы глупо не воспользоваться преимуществами, которые подарила внезапность! Число пленных, которых мы собирали на рыночной площади городка, неуклонно росло. Тем временем обер-лейтеиант Мальгут пробился из города в соседнюю деревню, расстреляв по дороге еще одну вражескую колонну.

Далеко за полночь все части нашего полка достигли Ромилли. Приказ был выполнен. Мы создали плацдарм для форсирования Сены! Несмотря на то что полк двигался без отдыха почти 36 часов, приходилось все время быть настороже, ожидая внезапного нападения противника. На ближайшем аэродроме захватили 33 самолета, среди них 7 тяжелых бомбардировщиков. Перекрыли движение поездов на железной дороге. Количество пленных продолжало расти, однако, когда в город прибыли воскресные электрички, мы беспрепятственно отпустили пассажиров по домам.
Следующим утром нас сменили вновь прибывшие подразделения дивизии, и мы наконец-то смогли отдохнуть! Утром 14 июня 2-я репа в рано! ie Саваш заняла еще один мост через Сену. Второй батальон был брошен в направлении Шатрез, где разыгралось жестокое сражение. Легкие моторизованные подразделения получили приказ поддержать 8-мую танковую роту. Новые сотни пленных... Уже к полудню мы выполнили свою задачу. Французское сопротивление захлебнулось и иссякло. Во второй половине дня мы наслаждались передышкой, с комфортом разместившись в деревенских в окрестностях Ромилли. Все мечтали о спокойной ночи,

15 июня в 14.00 продолжили движение на юг. Возле Ле Белль Этуаль от огня противотанкового орудия потеряли одного бойца убитым и двоих ранеными.

Мимо ползли бесконечные колонны французских солдат. Большинство из них просто бросали оружие и спрашивали дорогу во временный лагерь для военнопленных. Некоторые выглядели подавленными, но были и такие, кто дружески приветствовал нас Очень много пьяных. Гражданское население выглядело спокойным, некоторые встречали нас улыбками.
...Мы шли и шли, пока хватало топлива. Добрались до окрестностей Шабли. Решили, что где-то на пересечении дорог должна быть бензозаправочная станция. Только собрались искать, как попали под огонь. Лейтенант фон Гердтель вместе с фельдфебелями Йанеком и Дрю подъехали к рощице, откуда нас поливали огнем, и убедили французов сдаться. 40 человек вышли с поднятыми руками, но тут пулеметный огонь из рощи возобновился, и наши пленники бросились наутек. Оба фельдфебеля получили тяжелые ранения, но, к счастью, лейтенант Гердтель успел забраться в свой танк и спасти их. Это было уже в 22.00.

На подмогу прибыл обер-лейтенант Мальгут на своем PzKpfw II, сопровождаемый танком PzKpfw I. Мы пытались отговорить нашего обер-лейтенанта самому идти навстречу французам, но он только рассмеялся и двинулся к роще. Уничтожив пулеметную точку, Мальгут предложил французам сдаться, чтобы избежать бессмысленного кровопролития. В следующую секунду он был ранен в голову... Не приходя в сознание, наш обер-лейтенант скончался на руках лейтенанта Конигштейна. Эта печальная новость с быстротой молнии облетела полк. Мальгут был одним из самых опытных и храбрых танковых офицеров, все очень любили его. Он не заслужил такой нелепой смерти! На следующий день мы с почестями похоронили нашего обер-лейтенанта.
...Тем временем наступление продолжалось всю ночь, до тех пор пока не достигли Невера. Число пленных пополнилось экипажами подбитых нами танков и расчетом пулеметного дота на подступах к городу. Мы вошли в город в 03.00 и остаток ночи провели в своих машинах, трясясь от утреннего холода».


_____________________________________________________________________________
Источник данных: цитата из книги " Германская бронетехника во Второй мировой войне"

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в центре внимания еще один гость из песочницы, немецкий легкий премиум танк второго уровня, перед вами Pz.Kpfw. II Ausf. D гайд.

Данный агрегат является подарочным и выдавался он всем в 2014 году в канун Нового года, так что купить его нельзя. Сразу хочу сказать, что наш гость не обладает какими-то ярко выраженными сильными сторонами. Однако узнать Pz.Kpfw. II Ausf. D характеристики не помешает тем, кто оставил его в ангаре или любит повеселиться при помощи войнушек в песочнице.

ТТХ Pz.Kpfw. II Ausf. D

Первое, что вы должны понимать – по меркам одноклассников у нас действительно хороший запас прочности, а также весьма достойная базовая дальность обзора в 320 метров.

Если же говорить про Pz.Kpfw. II Ausf. D ТТХ бронирования, то тут гордится особенно нечем. Самой крепкой частью танка является лоб, который часто спасает от вражеских пулеметчиков, но вряд ли сможет выдержать выстрелы обычных пушек, встречающихся на нашем пути. Утешением будет льготный уровень боев, воюем мы только против вторых и третьих уровней.

Что же касается подвижности, она у Pz.Kpfw. II Ausf. D WoT скорее, как у среднего танка. Нет, конечно, максималка у нас очень хорошая, вертимся на месте тоже бодро, но проблема в том, что мощность двигателя маленькая. Из-за этого ощущается недостаток в динамике, машина кажется туговатой, а разгоняемся до предела мы только с горки.

Орудие

Что касается вооружения, у нас на борту установлен пулемет с магазином заряжания на 10 снарядов, каждый из которых наносит 11 урона. Конечна эта цифра не кажется серьезной, разрядив весь барабан, мы можем нанести всего 110 единиц урона, но полная перезарядка составляет всего четыре секунды, благодаря чему Pz.Kpfw. II Ausf. D орудие способно нанести около 1125 урона в минуту.

Разумеется, все это лишь в теории потому как бронепробитие базовым снарядом у нас оставляет желать лучшего. Для того чтобы немецкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. D World of Tanks доставлял вам удовольствие от игры, лучше возите с собой побольше голдового боезапаса.

С точностью дела обстоят относительно хорошо. Разброс у этого агрегата большой, стабилизация подхрамывает, но оба эти нюанса компенсируются очень хорошим временем сведения. Ко всему прочему у Pz.Kpfw. II Ausf. D пушка опускается вниз на 10 градусов и поднимается на 20, что позволяет играть комфортно.

Преимущества и недостатки

Так как все наиболее важные характеристики танка и его орудия мы рассмотрели, пришло время подвести итоги, выделив сильные и слабые стороны машина, чтобы вам было легче ориентироваться в данном вопросе.
Плюсы:
Хорошая максимальная скорость и маневренность;
Большой по меркам одноклассников запас прочности;
Достойный обзор;
Высокий показатель урона в минуту;
Быстрая перезарядка барабана;
Отличное сведение;
Комфортные УВН;
Льготный уровень боев;
Минусы:
Плохое бронирование;
Слабая динамика;
Очень низкие показатели пробития;
Небольшой урон в барабане;
Плохая точность и стабилизация.

Оборудование для Pz.Kpfw. II Ausf. D

Пришло время усилить нашу боевую машину и ввиду того, что выбор дополнительных модулей в силу маленького уровня небогат, тут есть один наиболее правильный вариант оснащения. Таким образом, на Pz.Kpfw. II Ausf. D оборудование ставим следующее:
1. – самый лучший модуль в нашем случае, который даст буст сразу к нескольким важным параметрам.
2. – другого способа поднять точность у нас нет, так что просто делаем сведение еще более быстрым.
3. – хотя наш танк и не очень мобилен, стоять на месте вы будете редко, так что это хороший вариант для увеличения обзора.

Обучение экипажа

Что касается выбора умений, то мы снова несколько ограничены, главным образом потому, что в нашем распоряжении всего три члена экипажа. По этой причине придерживаемся уже знакомой тактики извлечения максимума пользы из всего и на Pz.Kpfw. II Ausf. D перки учим такие:
Командир (Наводчик) – , , , .
Механик-водитель –, , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Снаряжение для Pz.Kpfw. II Ausf. D

В наших руках голдозависимая машина в том плане, что вам придется покупать голдовые снаряды, и чтобы еще сильнее не уходить в минус, вполне можно обойтись , и . Однако если проблем с серебром или золотом у вас нет, а от игры вы хотите получать еще больше фана, ставьте на Pz.Kpfw. II Ausf. D снаряжение в виде , , , где последний вариант можете заменить на , для еще большего повышения характеристик.

Тактика игры на Pz.Kpfw. II Ausf. D

Говоря откровенно, какой-то универсальный стиль поведения в боях для этого агрегата подсказать сложно, ведь у него нет серьезного бронирования, отличной подвижности или точного орудия, а в песочнице постоянно створиться хаос и все бои скоротечны.

Но все же стиль игры на этом танке должен быть несколько размеренным и для Pz.Kpfw. II Ausf. D тактика ведения боя заключается в осторожной игре. Сильно дистанцироваться от противника не получится, ведь у пулеметиков ограниченная дальность стрельбы, но и вперед лезть не стоит.

Вам придется хитрить, пользоваться различными укрытиями, дырками в постройках, рельефом местности и даже поверженной техникой на поле боя. Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. D World of Tanks должен беречь свой запас прочности, поэтому стрелять нужно из укрытия или когда оппонент перезаряжается.

Выезжайте тогда, когда вас не ждут, заходите с неожиданных сторон, быстро разряжайте барабан и откатывайтесь в укрытия на время перезарядки. Кстати, самое важное – никогда не пытайтесь противостоять превосходящему количеству врагов, ваш Pz.Kpfw. II Ausf. D танк WoT просто развалится от фокуса из двух и более орудий.

На открытой площадке Ленино-Снегиревского военно-исторического музея недавно отреставрировали старый немецкий танк

У танка работали люди из "Мастерской Лейбштандарт" (как было написано на микроавтобусе) - подтягивали гусеницы. Сам терпеть не могу, когда кто-то наблюдает за моей работой потому и не стал уж очень назойливо мельтешить у них перед носом.

Легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II

В 1934 году германским военным командованием было принято решение быстро разработать промежуточную модель легкого танка, чтобы временно, до поступления на вооружение проектируемых танков Т-3 / Pz.III и Т-4 / Pz.IV, наполнить войска бронетехникой. Так появился легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II, который первоначально в цепях соблюдения секретности именовали трактор 100 или LaS 100. Контракт на разработку получили фирмы "Хеншель", "Крупп" и MAN. После сравнительных испытаний представленных образцов наиболее перспективным показалась модель фирмы MAN, которой поручили усовершенствовать шасси. Остальную часть работ поручили компании "Даймлер-бенц", а также MIAG, "Вегманн" и "Фамо".

Легкие танки Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II были главной ударной силой немецких танковых дивизий в ходе вторжения во Францию. В операции участвовали более 1000 таких танков, причем в основном они находились в передовых частях. В 1941 году танки Т-2 / Pz.II участвовали в нападении на СССР, хотя на Восточном фронте быстро выяснилось, что их огневая мощь и броневая защита недостаточны. Танк Т-2 / Pz.II создавался в первую очередь как учебно-боевая машина. Первые серийные танки Т-2А / Pz.II Ausf A были выпущены в 1935 году. Войсковые испытания показали недостаточную мощность двигателя в 130 л.с. ((97 кВт)). Следующая модификация танков Т-2Б / Pz.II Ausf B имела утолщенную лобовую броню и более мощный двигатель в 140 л.с. (104 кВт), а его масса достигла 8 тонн.

В 1937 году была представлена новая модель легкого танка - Т-2Ц / Pz.II Ausf C. Он имел усиленное бронирование и новую ходовую часть с пятью опорными катками, которая стала стандартной для всех последующих модификаций. В 1938 году были созданы модификации легких танков Т-2Д / Pz.II Ausf D и Т-2Е / Pz.II Ausf E с применением торсионной подвески. Это позволило увеличить максимальную скорость движения по дорогам с твердым покрытием, но немного ухудшить показания проходимости по пересеченной местности.

Последней модификацией в серии легких танков T-II стала модель Т-2Ф / Pz.II Ausf F, выпускаемой в 1941-1942 годах. Толщина лобовой брони этих машин составляла 35 мм, бортовой - 20 мм. Масса танка возросла до 10 тонн. Специалисты считали, что в этой машине достигнуто удачное соотношение скорости движения и броневой защиты.

Корпус и башня легкого танка Т-2Ф / Pz.II Ausf F сварные. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса, места двух других члена экипажа - в башне кругового вращения, вооруженной 20-мм пушкой с боекомплектом в 180 выстрелов и справа от нее - 7,92-мм пулеметом с боекомплектом 1425 патронов.

На базе легкого танка Т-2 / Pz.II была разработана разведывательная машина, однако ее изготовление осуществлялось весьма незначительными партиями.

В начале 1940-х годов в Германии была создана модель плавающего легкого танка. Двигатель через специальный привод вращал закрепленный на валу гребной винт, обеспечивавший движение машины на плаву со скоростью до 10 км/час. Позднее появилась модель с двумя винтами. Около 100 таких машин поступили на вооружение к 1942 году под обозначением плавающий танк Т-2 / Pz.II.

Позже эти машины были сняты с вооружения боевых частей, и переоборудованы в истребители танков, с эффективными противотанковыми 76,2-мм пушками, захваченными в боях у советских войск. Такие машины получили обозначение Мардер, вскоре их сменили Мардер II с 75-мм немецкими противотанковыми пушками. Всего было переоборудовано примерно 1200 танков. На заводах оккупированной Польши до 1944 года выпускались самоходные артиллерийские установки, которые представляли собой 150-мм гаубицы, установленные на шасси легкого танка Т-2 / Pz.II.

Танк был разработан фирмой "МАN" в сотрудничестве с фирмой "Даймлер-бенц". Серийное производство танка было начато в 1937 году и завершилось в 1942 году. Танк выпускался в пяти модификациях (А-F), отличающихся друг от друга ходовой частью, вооружением и бронированием, однако общая компоновочная схема оставалась неизменной: силовая установка расположена сзади, боевое отделение и отделение управления - посередине, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Вооружение большинства модификаций состояло из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, установленных в одноместной башне.

Для управления огнем из этого оружия использовался телескопический прицел. Корпус танка сваривался из катанных броневых листов, располагавшихся без рационального их наклона. Опыт использования танка в боях начального периода второй мировой войны показал, что его вооружение и бронирование недостаточны. Производство танка было прекращено после выпуска более 1800 танков всех модификаций. Часть танков была переделана в огнеметные с установкой на каждом танке двух огнеметов с дальностью огнеметания 50 метров. На базе танка были созданы также самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов.

Из истории создания и модернизации танков Pz.Kpfw II

Работы над новыми типами средних и тяжелых танков в середине 1934 "Panzerkampfwagen " III и IV продвигались относительно медленно и 6-й департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал техническое задание на разработку танка массой 10000 кг, вооруженного пушкой калибра 20-мм.
Новая машина получила обозначение LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper"- сельскохозяйственный тягач). С самого начала предполагалось использование танка LaS 100 лишь для подготовки личного состава танковых частей. В будущем эти танки должны были уступить место новым PzKpfw III и IV. Опытные образцы LaS 100 заказали фирмам: "Фридрих Крупп АГ", "Хеншель и сын АГ" и "МАN" (Машиненфабрик Аугсбург-Нюренберг). Весной 1935 года опытные образцы были показаны войсковой комиссии.
Дальнейшее развитие танка LKA - PzKpfw I - танк LKA 2 - разработала фирма "Крупп" . Увеличенная башня у LKA 2 позволила разместить пушку калибра 20-мм. "Хеншель"и "МАN " разработали только шасси. Ходовая часть танка, фирмы "Хеншель" состояла (применительно к одному борту) из шести опорных катков, сгруппированных в три тележки. Конструкция фирмы "МАN" была сделана на основе шасси, созданного на фирме "Карден-Лойд". Опорные катки, сгруппированные в три тележки, были амортизированы элиптическими рессорами, которые крепились к общей несущей раме. Верхний отрезок гусеницы поддерживали три небольших катка.

Прототип танка LaS 100 фирмы "Крупп" - LKA 2

К серийному выпуску было принято шасси фирмы "МАN", а корпус был разработан фирмой "Даймлер-Бенц АГ" (Берлин-Мариенфельде). Выпускать танки LaS 100 должны были заводы "МАN", "Даймлер-Бенц", "Фарцойг унд Моторенверке"(ФАМО) в Бреслау (Вроцлав), "Вегманн и К° " в Касселе и "Мюленбау унд Индустри АГ Амме-Верк" (МИАГ) в Брауншвейге.

В конце 1935 года фирма "МАN" в Нюрнберге выпустила десять первых танков LaS 100, которые к этому времени получили новое обозначение 2 cm MG-3 (В Германии орудия калибра до 20-мм считались пулеметами (Maschinengewehr - MG), а не пушками (Maschinenkanone - МК) Panzerwagen (VsKfz 622 - VsKfz - Versuchkraftfahrzeuge - опытный образец ). В движение танки приводились карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL57TR мощностью 95 кВт/130 л.с. и рабочим объемом 5698 см3. На танках применяли коробку передач ZF Aphon SSG45 (шесть передач вперед и одна назад), максимальная скорость - 40 км/ч, запас хода - 210 км (по шоссе) и 160 км (по пересеченной местности). Толщина брони от 8-мм до 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK30 калибра 20-мм (боезапас 180 выстрелов - 10 магазинов) и пулеметом "Рейнметалл-Борзинг" MG-34 калибра 7,92-мм (боезапас - 1425 патронов).

Заводские чертежи шасси танка Pz.Kpfw II Ausf.a

В 1936 году была введена новая система обозначения военной техники - "Kraftfahrzeuge Nummern System der Wehrmacht". Каждая машина получила номер и название (" - специальная военная машина).

  • Так танк LaS 100 стал Sd.Kfz.121.
    Модификации (Ausfuehrung - Ausf.) обозначали буквой. Первые танки LaS 100 получили обозначение. Серийные номера 20001-20010. Экипаж - три человека: командир, который одновременно был наводчиком, заряжающий, также выполнявший функцию радиста и механик-водитель. Длина танка PzKpfw II Ausf. a1 - 4382-мм, ширина - 2140-мм, а высота - 1945-мм.
  • На следующих танках (серийные номера 20011-20025) была изменена система охлаждения генератора Бош RKC 130 12-825LS44 и улучшена вентиляция боевого отделения. Машины этой серии получили обозначение.
  • В конструкцию танков были внесены дальнейшие улучшения. Силовое и боевое отделения были разделены съемной перегородкой. В днище корпуса появился широкий люк, облегчивший доступ к топливному насосу и масляному фильтру. Было изготовлено 25 танков этой серии (серийные номера 20026-20050).

У танков PzKpfw Ausf. а I и а2 на опорных катках не было резинового бандажа. У следующих 50 танков PzKpfw II Ausf. аЗ (серийные номера 20050-20100) радиатор был передвинут на 158-мм к корме. Топливные баки (передний емкостью 102 л, задний - 68 л) снабжались измерителями уровня горючего штыревого типа.

В 1936-1937 годах была выпущена серия из 25 танков 2 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. b, в конструкцию которых были внесены дальнейшие изменения. Эти изменения коснулись прежде всего ходовой части - был уменьшен диаметр поддерживающих катков и модифицированы ведущие колеса - они стали шире. Длина танка - 4760-мм, запас хода - 190 км по шоссе и 125 км по пересеченной местности. На танки этой серии устанавливали двигатели "Майбах" HL62TR.

Pz.Kpfw II Ausf.b (Sd.Kfz.121)

Испытания танков PzKpfw II Ausf. а и b показали, что ходовая часть машины подвержена частым поломкам и амортизация танка недостаточна. В 1937 году был разработан принципиально новый тип подвески. Впервые новая подвеска была применена на танках 3 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. с (серийные номера 21101- 22000 и 22001 - 23000). Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра. Каждый каток был независимо подвешен на полуэллиптической рессоре. Количество поддерживающих катков было увеличено с трех до четырех. На танках PzKpfw II Ausf. с применили ведущие и направляющие колеса большего диаметра.

Новая подвеска значительно улучшила ходовые качества танка как на шоссе, так и на пересеченной местности. Длина танка PzKpfw II Ausf. с составила 4810-мм, ширина - 2223 -мм, высота - 1990-мм. В некоторых местах была увеличена толщина брони (хотя максимальная толщина осталась прежней - 14,5-мм). Тормозная система также претерпела изменения. Все эти конструктивные нововведения повлекли за собой увеличение массы танка с 7900 до 8900 кг. На танках PzKpfw II Ausf. с с номерами 22020-22044 броня была изготовлена из молибденовой стали.

Pz.Kpfw II Ausf.c (Sd.Kfz.121)

В середине 1937 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) постановило завершить доработку PzKpfw II и начать крупносерийный выпуск танков этого типа. В 1937 году (вероятнее всего в марте 1937 года) к выпуску "Panzerkampfwagen" II была привлечена фирма "Хеншель" в Касселе. Месячный выпуск составил 20 танков. В марте 1938 года "Хеншель" прекратил выпуск танков, зато было развернуто производство PzKpfw II на предприятии "Альмеркишен Кеттенфабрик" ГмбХ (Алькетт) - Берлин-Шпандау. Фирма "Алькетт" должна была выпускать до 30 танков в месяц, но в 1939 году она перешла на выпуск танков PzKpfw III. В конструкцию PzKpfw II Ausf. А (серийные номера 23001-24000) было внесено несколько дальнейших изменений: использовали новую коробку передач ZF Aphon SSG46, модифицированный двигатель "Майбах" HL62TRM мощностью 103 кВт/140 л.с. при 2600 мин и рабочим объемом 6234 см3 (на танках предыдущих выпусков применяли двигатель "Майбах" HL62TR), место механика-водителя оборудовали новыми смотровыми щелями, а вместо коротковолновой радиостанции поставили ультрокоротковолновую.

Танки PzKpfw II Ausf. В (серийные номера 24001-26000) мало отличались от машин предыдущей модификации. Изменения носили, в основном, технологический характер, упрощая и ускоряя серийный выпуск. PzKpiw II Ausf. В - самая многочисленная из ранних модификаций танка.



Что еще почитать