Вполне даже ничешный легкий танк (8 фото). Второй раз в лёгкий класс Описание танка pz kpfw 2 ausf c

Официальное обозначение: Medium Tank T2
Альтернативное обозначение: Cunningham T2
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Появившийся на свет в 1921 году средний танк М1921, вне всякого сомнения, стал если не прорывом, то уж по меньшей мере знаковой машиной в истории американского танкостроения, которое в те годы только набирало обороты.

Помимо «классической» компоновки этот танк обладал неплохой защищенностью и вооружением, однако ряд технических проблем не позволил своевременно организовать его массовый выпуск и даже после стандартизации в 1928 году как Medium Tank T1 он всё равно не попал в серийное производство. Параллельно, с марта 1926 года, велись работы над танком М1924, но эта машина не смогла выйти из стадии эскизов и масштабных моделей.

Впрочем, сказать, что американские танкостроители зациклились только на совершенствовании М1921 тоже нельзя. Главным «двигателем прогресса» выступил инженер Гарри Нокс (Harry Nox), который благодаря свей неуёмной энергии смог в буквальном смысле протолкнуть несколько достаточно спорных (с конструктивной точки зрения) конструкций и довести их до стадии полноценных прототипов.

Когда стало ясно, что «выжать» что-то большее из М1921 не удастся, Нокс представил проект совершенного нового среднего танка, в качестве образца для появления которого был уже построенный прототип Light Tank T1. В свою очередь, компоновка лёгкого танка была явно заимствована у британского Medium Tank Mk.I.

Проектирование среднего танка, позже получившего обозначение Medium Tank T2 , было начато в 1929 году. Ведущим конструктором выступал уже упомянутый Гарри Нокс, а бригаду инженеров выделила фирма James Cunningham Son & Co. Собственно, на её мощностях впоследствии велась постройка и доработка опытного образца.

Конструктивно американский «медиум» действительно был очень близок к британскому «медиуму». В носовой части корпуса размещалась силовая установка, в основе которой был весьма мощный авиационный 12-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Liberty L-12, дефорсированный с 400 до 338 л.с., чтобы снизить нагрузку на трансмиссию. Двигатель устанавливался со смещением вправо, поскольку слева от него располагалось место механика-водителя.

Чтобы улучшить условия обитания этого члена экипажа была введена коробчатая надстройка с тремя люками, открывавшимися вверх на петлях: передним со смотровой щелью и двумя бортовыми. В моторном отсеке находилась система смазки и охлаждения, а выхлопная труба была выведена на правый борт. Топливные баки вынесли вне корпуса и разместили в бортовых коробах. В то же время, для удобства обслуживания, воздушные фильтры установили в боевом отделении.

За перегородкой, в кормовой части корпуса, находилось боевое и трансмиссионное отделения, которые выполнили совмещенными. Для посадки и высадки из танка предназначалась всего одна двухстворчатая дверь в вертикальном кормовом бронелисте корпуса. Благодаря большому объёму компоновка рабочих мест остальных членов экипажа (командира/наводчика, заряжающего и второго наводчика) оказалась достаточно просторной.

Бронирование танка Т2 трудно было назвать внушительным, однако лобовая броня толщиной 19-22 мм надежно защищала от огня стрелкового оружия (включая тяжелые пулеметы) и небольших осколков. Чуть хуже была ситуация с бортов, но даже в этом случае защищенность экипажа и жизненно важных агрегатов считалась достаточной.

Весьма мощным был состав вооружения. В башне цилиндрической формы, установленной на крыше боевого отделения, монтировалась установка из 5-зарядного 47-мм орудия и 12,7-мм пулемета Browning M2HB. На крыше башни находилась командирская башенка с одностворчатым люком.

Кроме того, в лобовом листе корпуса, справа от водителя, находилась шаровая установка Т3Е1 с 37-мм полуавтоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. Стоит отметить, что данное орудие стреляло 1,91-фунтовыми снарядами с начальной скоростью 777 м\с. В теории, подобное сочетание стволов было смертоносным для любой бронированной машины потенциального противника, но на практике выявились проблемы с обслуживанием таких установок.

Отдельного упоминания заслуживает ходовая часть. Проводить аналогии с ходовой частью Medium Tank Mk.I\Mk.II будет не очень правильно, поскольку на британском танке использовалась несколько другая система подвески.

На американском Т2 на один борт применили по 12 опорных катков, собранных в 6 тележек с подвеской на пружинных рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеничная лента состояла из 80 металлических траков шириной 381 мм. Открытые элементы подвески защищались фальшбортом с откидными секциями на петлях.

Испытания опытного образца среднего танка Т2, прибывшего на Абердинский полигон в конце декабря 1930 года, поначалу были очень успешными. При боевой массе 14125 кг танк имел удельную мощность порядка 20 л.с. на тонну, что даже в наше время считается более чем приемлемым показателем.

Максимальная скорость составила 25 миль\час (40 км\ч) при передвижении по дорогам с твердым покрытием, но впоследствии её ограничили до 20 миль\час (32 км\ч), чтобы сберечь ресурс ходовой части. При запасе топлива 94 галлона (356 литров), дальность хода составила 145 км. В целом, отзывы о Т2 были благоприятными и дело вполне могло дойти до серийного производства, если бы не два тяжелых обстоятельства.

Начавшаяся в 1929 году Великая Депрессия привела к столь значительному сокращению военных заказов, что впоследствии фирмы-производители были вынуждены закупать необходимое оборудование за свои деньги с очень призрачной надеждой на окупаемость.

Соответственно, деньги на программу модернизации Medium Tank T2 выделялись в очень скромных масштабах. Но это было ещё полбеды – настоящая проблема заключалась в быстроходных танках М1928 и М1931 инженера Дж.У.Кристи (G.W.Christie), которые действительно представляли собой революционный прорыв. Несмотря на более слабое бронирование и скромное вооружение эти машины развивали просто фантастическую скорость и имели перспективную тогда «свечную» подвеску.

Несмотря на это испытания Т2 были продолжены. В процессе практических стрельб выяснилось, что 47-мм автоматическая пушка является неуравновешенной. Этот недостаток попытались устранить установкой противовесов перед орудийной маской, что и было проделано в мае 1931 года.

Далее была демонтирована установка Т3Е1 (больше по экономическим причинам), вместо которой появилась установка Т1 с старой короткоствольной пушкой М1916 калибра 37-мм. Однако и этот вариант посчитали неудовлетворительным, поэтому летом того же года пушку заменил 7,62-мм пулемет. Также увеличили количество внешних топливных баков до двух с левого борта.

Завершив первую часть испытательного цикла танк отправили на доработку. Были установлены новые гусеничные траки, а также турель для зенитного пулемета, хотя в остальном конструкция Т2 не изменилась. Когда в январе 1932 года танк повторно передавался на Абердинский полигон с него демонтировали вооружение в башне. Впрочем, всё было напрасно. Американский «медиум» разработки Гарри Нокса смотрелся явно не презентабельно на фоне танков Кристи и именно в этой ситуации Управление вооружений решило провести «показательные выступления» с участием всех конкурентов.

Несколько ранее средние танки Т2 и Т3, а также легкие танки Т1Е1 и Т1Е2, были переданы для войсковых испытаний в состав 2-й танковой роты, которая в октябре 1932 года была переформирована в 67-ю пехотную роту. Местом её дислокации был Форт-Беннинг, куда периодически приезжали американские конгрессмены, от мнения которых зависела дальнейшая судьба многих боевых машин. Увидев потенциальные возможности танков Кристи для них сразу стало понятно, на что следует тратить и без того скудные средства – таким образом, к началу 1932 года участь Т2 была окончательно решена.

Единственный построенный прототип в конце 1930-х гг. отправили на Абердинский полигон, где он стал музейным экспонатом. Там он находился долгие десятилетия и только в последнее время был поднят вопрос о перемещении Medium Tank T2 в экспозицию нового танкового музея в Форт-Ли. А пока танк находится в г.Аннистон (штат Алабама) в ожидании реставрации.

Источники:
Источники:
R.P.Hunnicutt «Sherman: A History of American Medium Tank. Part I». Echo Point Books & Media. ISBN-10:1626548617. 2015
George F.Hofmann, Donn Albert Starry «Camp Colt to Desert Storm»
Warspot: Метод масштабирования (Юрий Пашолок)
WW2Vehicles: United States T2 medium tank
Surviving rare US pre-1945 Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА T2 Medium Tank образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 14125 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2760
Ширина, мм 2440
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и спаренный с ней 12,7-мм пулемет Browning M2HB в башне, одна 37-мм пушка в корпусе и один 7,62-мм пулемет Browning M1919
БОЕКОМПЛЕКТ 75 снарядов, 2000 патронов для 12,7-мм пулеамета и 4500 патронов 7,62-мм пулемета
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел М1918
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 19 мм
борт корпуса — 6,4 мм
корма корпуса — 6,4 мм
башня — 22 мм
крыша — 3,35 мм
днище — 3,35 мм
ДВИГАТЕЛЬ Liberty, 12-цилиндровый, мощностью 338 л.с. при 750 об\мин., с водяным охлаждением
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 12 опорных катков сблокированных в 6 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, гусеница из 76 стальных траков шириной 381 мм и шагом 108 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе (макс.)
32 км\ч (норм.)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 145 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

в Избранное в Избранном из Избранного 0

К началу Второй мировой войны специалисты Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) имели довольно смутное представление о том, что собой представляет бронетехника потенциального противника. Примерно то же самое, впрочем, можно сказать и об их коллегах из стран-союзников СССР по ещё не созданной антигитлеровской коалиции. По вполне объективным причинам доступной информации о танках Германии и её союзников было немного. В основном она ограничивалась справочниками, которые грешили неточностями. Полноценное изучение зарубежной техники стало возможным только после начала боевых действий. В этом смысле СССР оказался едва ли не впереди планеты всей. Первые трофеи стали поступать ещё из Испании, ими оказались немецкие Pz.Kpfw.I Ausf.A и итальянский L3/35. Летом 1939 года на Дальнем Востоке был захвачен японский лёгкий танк «Ха-Го». Начало Второй мировой войны заметно пополнило список трофеев, среди которых оказался и немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Тихо вывез и ушёл — называется «нашёл»

Несмотря на то что Pz.Kpfw.II отсутствовал в советских справочниках 1939 года, об этом танке стало известно ещё до начала войны. Здесь стоит отдельно остановиться на том, как эта машина обозначалась в СССР — вопрос довольно важный, поскольку он объясняет легенду о том, что Pz.Kpfw.II якобы применялись в Испании. В некоторых материалах называется даже год боевого дебюта — 1938, при том что сами немцы в этом «не признаются». В списке поставленных франкистам танков Pz.Kpfw.II отсутствуют.

Разгадка кроется в системе обозначений, которую использовали в Советском Союзе. В 1939 году в советских документах появляется «лёгкий танк тип II», который, судя по всему, и стал источником мифа. Пикантность происходящего в том, что под «лёгким танком тип II» подразумевался… Pz.Kpfw.I Ausf.B. Именно так этот танк обозначался на информационных плакатах, выпущенных в октябре 1939 года. Более того, в некоторых справочниках военного периода этот танк продолжает обозначаться таким же образом — несмотря на то, что одновременно он обозначался и как «немецкий лёгкий танк Т-Iа». Подобная путаница, вероятно, и родила миф о применении Pz.Kpfw.II в Испании.

Наглядная демонстрация того, что именно в советских справочниках обозначали как «немецкий танк Т-II»

Между тем наряду с «лёгким танком Тип II», или Т-II, ещё до начала войны было известно и о другой машине — «лёгком танке Тип IIа», или Т-IIа. Описание этого танка однозначно свидетельствует о том, что под ним советские специалисты подразумевали именно Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.a или Ausf.b. Об этом говорит описание ходовой части: 6 опорных катков малого диаметра, сблокированных в тележки.

Когда именно об этом танке стало известно — история умалчивает, но можно быть уверенным, что это не Pz.Kpfw.I Ausf.B. Не исключено, что информация о нем поступила от внешней разведки, тем более что эти машины немцы особо не прятали, и они участвовали в различных мероприятиях.

Таким Pz.Kpfw.II Ausf.C прибыл на полигон НИИБТ

Впервые с Pz.Kpfw.II Красная армия столкнулась осенью 1939 года. 17 сентября 1939 года начались боевые действия, которые вошли в историю как Польский поход Красной армии. К двум часам ночи 19 сентября 1939 года советские танки ворвались во Львов. За неделю до этого в районе Львова начались сражения между польской армией и немецкими войсками, среди которых была и 2-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Рудольфа Файеля. Дивизия действовала к северо-западу от Львова, в частности, она принимала участие в сражении с польской армией за город Томашув-Любельский.

Чтобы начать изучение машины, для начала потребовалось привести её в порядок

По итогам боёв польская армия потеряла в этом районе три с половиной десятка единиц бронетанковой техники, включая танки 7TP, Vickers Mk.E и танкетки TK-S. Часть из этих машин принадлежала 10-й моторизованной кавалерийской бригаде под командованием Станислава Мачека (Stanisław Maczek). Значительной части бригады удалось уйти к польско-венгерской границе. Впрочем, и немцам здесь досталось: на СПАМе (сборном пункте аварийных машин), организованном в Томашуве-Любельском, оказались не только польские, но и немецкие танки.

Этот же танк после восстановления. Хорошо виден большой крест на лобовой части башни, который был отличной мишенью для польских расчётов противотанковых пушек

Первую неделю 24-я легкотанковая бригада под командованием полковника П. С. Фотченкова, которая заняла Львов, обживала новое место базирования. Не исключено, что от кого-то из взятых в плен польских солдат стало известно о большом скоплении польской бронетанковой техники. На тот момент окончательно новые границы между СССР и Германией не были определены, чем советские танкисты и воспользовались:

«По распоряжению Военного Совета Украинского фронта 6.10 был организован отряд в составе 152 человек с необходимым количеством боевых и транспортных машин для эвакуации трофейного имущества из района Красноброд, Узефов, Томашов, занятого уже немецкими частями.

Работая самоотверженно, отряд вывез много ценного имущества, в том числе два немецких танка, две немецких ПТО, 9 польских танков, 10 танкеток и до 30 орудий; возвратился без потерь».

Поскольку немецкой светотехники не было, на танк поставили фонари отечественного производства

Кстати, в этом перечне мог оказаться ещё и третий немецкий танк. Согласно воспоминаниям А. В. Егорова, служившего в 24-й легкотанковой бригаде, старший лейтенант Ткаченко угнал Pz.Kpfw.III, однако танк быстро вернули владельцам. Тем не менее среди машин, информация о которых была подготовлена в виде плакатов с ТТХ и уязвимыми местами, оказался Pz.Kpfw.III Ausf.D. Это та самая машина, которую, по словам некоторых историков, Красная Армия захватила осенью 1939 года. Естественно, ни на какое изучение она не ушла, но минимальную информацию о ней получить всё же удалось.

Совсем другая ситуация сложилась с другой машиной, Pz.Kpfw.II Ausf.C. Этот танк, который отряд 24-й легкотанковой бригады утащил со СПАМа в Томашуве-Любельском, немцам никто возвращать не собирался. Он стал законной добычей и отправился на изучение на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ) в подмосковной Кубинке. Также в СССР удалось вывезти ещё один танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A.

«Является современной боевой машиной»

Прибыли трофейные танки на полигон в 1940 году. В документах Pz.Kpfw.II Ausf.C получил обозначение Т-IIб. На СПАМ в Польше танк попал отнюдь не из-за какой-то механической поломки. Согласно акту осмотра, машина получила несколько попаданий. В частности, снаряд польской противотанковой пушки угодил в один из люков в лобовой части корпуса, повредив при этом картер коробки передач. В результате танк лишился хода и, вероятно, был брошен экипажем. Также был обнаружен износ узлов крепления рессор у двух опорных катков. Эти повреждения оказались следствием активной эксплуатации танка, выпущенного в 1938 году.

Остальные повреждения были вызваны иными факторами. Вероятнее всего, лишённую хода и брошенную экипажем машину скинули в кювет, а проходящие рядом войска стали потихоньку разбирать её на запчасти. Это было обычным явлением: существует масса фотографий машин с похожими повреждениями, которые подверглись «вандализму» со стороны немецких ремонтников. В особо тяжёлых случаях от танка оставались корпус и башня, а также крупные узлы и агрегаты, которые нельзя снять без тяжёлого кранового оборудования. При этом танк, стоящий на пеньках (все элементы ходовой части с него уже сняли), продолжал числиться как временно потерявший боеспособность.

С точки зрения навесного оборудования танк оказался почти пустым

Справедливости ради, подавляющее большинство таких жертв вандализма потом возвращалось в строй, но уже после их отправки на заводы. По этой причине более-менее реальную картину потерь немецкой бронетехники получить довольно сложно. «Приватизированный» советскими танкистами танк из серьёзных боевых повреждений формально имел лишь попадание в КПП, которую относительно легко можно было поменять. Но за время нахождения в кювете и на СПАМе танк получил дополнительные «повреждения». Домовитые немцы сняли с него часть электрооборудования и проводки, сиденья экипажа, радиостанцию с антенной, приборный щиток, боеукладку, спаренный пулемёт, буксирные крюки, запасные части, инструменты и принадлежности.

Запасливые немецкие солдаты сняли с танка даже антенну вместе с ложементом

С таким объёмом неисправностей о полноценных испытаниях, подобных тем, что прошёл Pz.Kpfw.I Ausf.A, не могло быть и речи. Из испытателей сотрудникам полигона НИИБТ пришлось переквалифицироваться в реставраторов. Для того чтобы хотя бы один танк вернуть в работоспособное состояние, полигонные работники воспользовались методом «купи три шаурмы и собери котёнка». Pz.Kpfw.II Ausf.A использовали в качестве донора запчастей: с него сняли коробку передач, лючок на лобовом листе и ряд других деталей.

Сам же Pz.Kpfw.II Ausf.C полностью разобрали. В процессе сборки сотрудники полигона параллельно описывали узлы и агрегаты танка, а также изготовляли их чертежи. В результате получилось техническое описание, местами даже более подробное, чем оригинальное руководство по эксплуатации танка.

Полностью собрать восстанавливаемую машину из «родных» немецких деталей так и не удалось. Фары, аккумулятор, часть приборов и буксирные крюки пришлось брать от отечественных машин. В результате танк всё-таки удалось восстановить до ходового состояния, но ввиду отсутствия запчастей полноценной программы его испытаний не было. Максимум, что удалось сделать, — провести тестовый пробег на расстояние 100 километров. Его целью было определение тактико-технических характеристик Т-IIб.

Вид на моторное отделение. О том, что с левой стороны здесь находился люк радиста, можно было только догадаться

Никаких документов к танку достать не удалось, по этой причине некоторые особенности конструкции Pz.Kpfw.II остались вне поля зрения советских специалистов. Особенно это касается весьма специфичных элементов, к которым, например, относился способ покидания танка радистом. О том, что для этого одновременно служил люк доступа в моторное отделение, наши специалисты не знали. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: мало кто смог бы догадаться, что из танка можно вылезти таким экзотическим способом.

Схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.C

Двигателю танка советские специалисты особого внимания не уделили, поскольку этот мотор к осени 1940 года и так был известен. В Германии СССР вполне официально приобрёл три полугусеничных тягача Sd.Kfz.7, в которых также использовались двигатели Maybach HL 62. Больше интереса вызвала коробка передач ZF SSG 46. Испытатели отметили высокий уровень точности изготовления КПП. Её достоинством назвали применение косозубчатых шлифованных шестерён: их использование повысило износоустойчивость и снизило шум при работе. Также специалистам понравилось применение синхронизатора и компоновка кулисного механизма, лишённого длинных тяг.

Коробка передач ZF SSG 46, которая приятно удивила высоким уровнем точности изготовления

Вместе с тем указывалась сложность извлечения коробки передач из танка, для чего требовалось снять башню и подбашенную коробку. Аналогичные проблемы были и у Pz.Kpfw.I, и у других немецких танков. Такой оказалась плата за компоновку с передним расположением трансмиссии.

Положительную оценку получил планетарный механизм поворота, надёжный и долговечный. А вот тормоза советским специалистам не понравились, поскольку их оказалось сложно регулировать. Общий вывод о трансмиссии был сделан следующий: надёжна в работе, проста в эксплуатации и может быть отнесена к одним из лучших типов механических трансмиссий.

Кинематическая схема трансмиссии Pz.Kpfw.II Ausf.C

Ходовая часть танка вызвала у испытателей немалый интерес. По мнению специалистов полигона НИИБТ, несмотря на малый вес, она обеспечивала плавный ход и быстрое затухание колебаний. Рессорная подвеска получилась компактной и лёгкой, лёгкими были и опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава. Похвалы удостоился и механизм натяжения гусеницы. Несколько сложный в производстве, он оказался простым и надёжным в эксплуатации.

Впрочем, для советского танкостроения рессорная подвеска была уже вчерашним днём. После ряда экспериментов стало ясно, что будущее за торсионной, которая к моменту испытаний Pz.Kpfw.II серийно устанавливалась на разведывательный танк-амфибию Т-40.

Схема ходовой части. Рессорная подвеска была удостоена похвалы, но на советских лёгких танках к тому моменту уже использовали торсионы

Корпус и башня танка советских специалистов ничем не удивили. Их конструкция показалась вполне логичным развитием корпуса и башни Pz.Kpfw.I, что отчасти было правильным выводом. Конструкция люка механика-водителя не понравилась, поскольку он оказался неудобен для использования. Впрочем, испытатели сделали правильный вывод, предположив, что в основном экипаж пользовался для залезания в танк башенным люком.

В тактико-технических характеристиках трофея указывалось, что его экипаж состоит из троих человек, но при этом в описании боевого отделения говорилось, что там находится только командир. Дело в том, что с танка были сняты все сиденья, так что где именно располагался радист — оставалось загадкой. Тем более что и рации с антенной на танке тоже не оказалось.

Смотровые приборы механика-водителя. Сохранились они лишь отчасти: «постарались» проходившие мимо подбитого танка немецкие ремонтники

Куда больше интереса вызвали приборы наблюдения. С одной стороны, по принципу размещения смотровые приборы мало отличались от таковых у Pz.Kpfw.I. В то же время Pz.Kpfw.II Ausf.C имел модернизированные смотровые лючки с более толстыми стёклами. Заинтересовались наши специалисты и тем фактом, что на танке устанавливался такой же бинокулярный смотровой прибор, как и на Pz.Kpfw.III. Сам прибор не сохранился (ушлые немецкие механики вынули его вместе со стеклоблоком смотрового прибора механика-водителя), но точно такой же стоял на Pz.Kpfw.III Ausf.G, который был куплен в Германии в 1940 году. Для проверки прибор сняли с Pz.Kpfw.III и поставили в лёгкий танк. В целом обзорность танка была признана вполне удовлетворительной.

Схема башни

По результатам изучения трофейной немецкой машины были сделаны следующие выводы:

«Германский трофейный танк Т-2б (наименование условное) 1938 г. представляет собой дальнейшее развитие и модернизацию танков типа IIа.

Сравнивая эти танки видно, что модернизация происходила по линии изменения ходовой части танка.

1. Вооружение танков IIа и Т-2б совершенно идентичное и состоит из спаренной с пулемётом нормального калибра, двадцатимиллиметровой автоматической пушки и пистолета-автомата.

Бронирование обеих машин 6-15 мм, рассчитано на защиту только от ружейно-пулемётно-бронебойного огня нормального калибра.

Внешняя форма корпуса довольно удачна и обеспечивает хорошую компоновку ходовой части танка.

По вооружению и приборам заслуживает внимание конструкторов отечественной промышленности следующее:

  • а) Поворотный механизм башни.
  • б) Подъёмный механизм спаренной установки.
  • в) Установка и крепление пулемёта в башне.
  • г) Дублирующий прибор наблюдения водителя.

2. В качестве двигателя на танке установлен серийный автомобильный двигатель «Майбах» (такой же двигатель установлен на полугусеничных тягачах «Краусс-Маффей»). Двигатель производственно отработан хорошо и является вполне надёжным в работе.

Запуск двигателя обеспечивается, кроме электростартера, инерционным стартером.

3. На танках II-а ходовая часть выполнена на шести катках малого диаметра (с каждого борта), соединённых в 3 каретки.

На танке Т-2б подвеска независимая и с каждого борта имеется пять опорных катков увеличенного диаметра. Подвеска оригинальна по конструкции, проста в изготовлении и обеспечивает постоянный контакт катков с гусеницей. Подвеска по своей компактности и демпферным свойствам имеет преимущество перед торсионными подвесками.

Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления с малым боковым зазором на ведущем колесе, что гарантирует гусеницу от спадания.

4. Схема трансмиссии танка Т-2б аналогична Т-2а, и является типичной для немецкого танкостроения. Наличие шестискоростной коробки передач с синхронизаторами обеспечивает танку хорошую манёвренность и лёгкость управления.

Планетарный механизм поворота велик по габаритам и весу, и сложен в изготовлении. Преимуществом его является надёжность в работе и отсутствие необходимости в регулировке.

5. Доступ к узлам, подлежащим частым осмотрам и регулировке, обеспечен хороший. Демонтаж агрегатов танка затруднён (например, для выемки коробки перемен передач требуется снятие башни). Последнее можно объяснить тем, что качество выпускаемых танков стоит на высоком качестве, чем и исключается необходимость частой выемки агрегатов из танка.

Общей особенностью лёгкого танка Т-2б является то, что он, как и все немецкие танки, изготовлен по единой принятой в Германии схеме для танков.

Применение единой схемы и общих стандартных деталей в производстве танков значительно удешевляет и ускоряет выпуск танков, и облегчает подготовку боевых и ремонтных кадров.

В конструктивном и производственном оформлении танк Т-2б является современной боевой машиной».

Не представляющий интереса

Несмотря на довольно лестную оценку специалистов полигона, на деле Pz.Kpfw.II Ausf.C не особо впечатлил советских танкостроителей. В 1939-40 годах советское танкостроение шагнуло далеко вперёд. Аналогом Pz.Kpfw.II в СССР должен был стать танк сопровождения пехоты СП-126, позже превратившийся в Т-50. Даже на раннем этапе проектирования немецкая машина уступала ему во всём.

Куда больший интерес у конструкторов вызвал не лёгкий немецкий танк, а средний Pz.Kpfw.III Ausf.G, который действительно оказал заметное влияние на советское танкостроение. В том числе это касается и советских лёгких танков. При этом советские лёгкие машины было решено максимально приблизить по ряду характеристик к среднему танку.

Общая схема обзорности Pz.Kpfw.II Ausf.C

Второй танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A, был направлен на изучение в Ленинград, в НИИ-48. Там машина была включена в программу исследования качества иностранной брони. Забавно, но эта машина по отчёту проходит как «польский танк немецкого производства сварной конструкции» . Машину разобрали, а позже корпус с башней расстреляли, составив отчёт. Было отмечено, что детали корпуса тщательно выполнены, а сварные швы после обстрела не имели трещин. Саму броню посчитали хрупкой.

Восстановленный на полигоне НИИБТ Pz.Kpfw.II Ausf.C по состоянию на 1 апреля 1941 года предполагалось поставить в музей при полигоне. Но после начала Великой Отечественной следы танка теряются.

Разукомплектованный «польский танк немецкого производства» Pz.Kpfw.II Ausf.A на изучении в Ленинграде

Уже в ходе войны в Кубинку попало несколько Pz.Kpfw.II. После войны здесь остался один танк — Pz.Kpfw.II Ausf.F, номер подбашенной коробки 28384. Скорее всего, его изготовили на заводе Ursus в Варшаве. Стоит отметить, что в ходе Великой Отечественной войны никаких исследовательских работ по изучению Pz.Kpfw.II в СССР не проводилось. К этому времени для нашего танкостроения это был вчерашний день.

На открытой площадке Ленино-Снегиревского военно-исторического музея недавно отреставрировали старый немецкий танк

У танка работали люди из "Мастерской Лейбштандарт" (как было написано на микроавтобусе) - подтягивали гусеницы. Сам терпеть не могу, когда кто-то наблюдает за моей работой потому и не стал уж очень назойливо мельтешить у них перед носом.

Легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II

В 1934 году германским военным командованием было принято решение быстро разработать промежуточную модель легкого танка, чтобы временно, до поступления на вооружение проектируемых танков Т-3 / Pz.III и Т-4 / Pz.IV, наполнить войска бронетехникой. Так появился легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II, который первоначально в цепях соблюдения секретности именовали трактор 100 или LaS 100. Контракт на разработку получили фирмы "Хеншель", "Крупп" и MAN. После сравнительных испытаний представленных образцов наиболее перспективным показалась модель фирмы MAN, которой поручили усовершенствовать шасси. Остальную часть работ поручили компании "Даймлер-бенц", а также MIAG, "Вегманн" и "Фамо".

Легкие танки Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II были главной ударной силой немецких танковых дивизий в ходе вторжения во Францию. В операции участвовали более 1000 таких танков, причем в основном они находились в передовых частях. В 1941 году танки Т-2 / Pz.II участвовали в нападении на СССР, хотя на Восточном фронте быстро выяснилось, что их огневая мощь и броневая защита недостаточны. Танк Т-2 / Pz.II создавался в первую очередь как учебно-боевая машина. Первые серийные танки Т-2А / Pz.II Ausf A были выпущены в 1935 году. Войсковые испытания показали недостаточную мощность двигателя в 130 л.с. ((97 кВт)). Следующая модификация танков Т-2Б / Pz.II Ausf B имела утолщенную лобовую броню и более мощный двигатель в 140 л.с. (104 кВт), а его масса достигла 8 тонн.

В 1937 году была представлена новая модель легкого танка - Т-2Ц / Pz.II Ausf C. Он имел усиленное бронирование и новую ходовую часть с пятью опорными катками, которая стала стандартной для всех последующих модификаций. В 1938 году были созданы модификации легких танков Т-2Д / Pz.II Ausf D и Т-2Е / Pz.II Ausf E с применением торсионной подвески. Это позволило увеличить максимальную скорость движения по дорогам с твердым покрытием, но немного ухудшить показания проходимости по пересеченной местности.

Последней модификацией в серии легких танков T-II стала модель Т-2Ф / Pz.II Ausf F, выпускаемой в 1941-1942 годах. Толщина лобовой брони этих машин составляла 35 мм, бортовой - 20 мм. Масса танка возросла до 10 тонн. Специалисты считали, что в этой машине достигнуто удачное соотношение скорости движения и броневой защиты.

Корпус и башня легкого танка Т-2Ф / Pz.II Ausf F сварные. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса, места двух других члена экипажа - в башне кругового вращения, вооруженной 20-мм пушкой с боекомплектом в 180 выстрелов и справа от нее - 7,92-мм пулеметом с боекомплектом 1425 патронов.

На базе легкого танка Т-2 / Pz.II была разработана разведывательная машина, однако ее изготовление осуществлялось весьма незначительными партиями.

В начале 1940-х годов в Германии была создана модель плавающего легкого танка. Двигатель через специальный привод вращал закрепленный на валу гребной винт, обеспечивавший движение машины на плаву со скоростью до 10 км/час. Позднее появилась модель с двумя винтами. Около 100 таких машин поступили на вооружение к 1942 году под обозначением плавающий танк Т-2 / Pz.II.

Позже эти машины были сняты с вооружения боевых частей, и переоборудованы в истребители танков, с эффективными противотанковыми 76,2-мм пушками, захваченными в боях у советских войск. Такие машины получили обозначение Мардер, вскоре их сменили Мардер II с 75-мм немецкими противотанковыми пушками. Всего было переоборудовано примерно 1200 танков. На заводах оккупированной Польши до 1944 года выпускались самоходные артиллерийские установки, которые представляли собой 150-мм гаубицы, установленные на шасси легкого танка Т-2 / Pz.II.

Panzerkampfwagen II Ausf. С

У танков PzKpfvv II Ausf. С (6 LaS 100) -серийные номера 26001-27000 - была улучшена система охлаждения двигателя, смотровые щели были закрыты бронестеклом толщиной 50 -мм (на ганках прежних выпусков - 12-мм).

Танки PzKpfw II (скорее всего Ausf. А и В) участвовали в гражданской войне в Испании. Боевой опыт показал, что немецкие PzKpfw I и II слабо вооружены и хуже бронированы по сравнению с легкими ганками потенциального противника (советские легкие танки Т-26 и БТ-5, французские "Рено" R-35 и "Гочкис" Н-35, польские 7ТР и английский "Матильда" Mk. I). Радикально усилить вооружение было невозможно по конструктивным (малый размер башни) и техническим (более мощная пушка 5 cm KwK39 L/60 калибра 50-мм еще была не готова) причинам. Боевые характеристики PzKpfw II можно было улучшить только усилив бронирование.

Поэтому у танков PzKpfw II Ausf. А, В и С была увеличена толщина брони на критических участках. Лобовая броня башни (маска пушки) составила 14,5-мм и 20-мм, лобовая броня корпуса - 20-мм. Была переделана вся передняя часть корпуса. Вместо бронеплиты, имевшей форму дуги, стали использовать две плиты, сваренные друг с другом под углом 70°. Их толщина - 14,5-мм и 20-мм. На некоторых танках PzKpfw II Ausf. А-С двухстворчатый люк на крыше башни заменили командирской башенкой, обеспечивающей круговой обзор. Следует подчеркнуть, что командирскую башенку устанавливали не на всех танках, чаще всего так переоборудовали танки, направленные в ремонт. Случалось, что в одной части были как модифицированные, так и не модифицированные машины. После сентябрьской кампании танки были подвергнуты дальнейшим улучшениям.

Основание башни закрыли металлическим уголком, приклепанным к корпусу. Он защищал механизм вращения башни от заклинивания при попадании снаряда. Подобный же уголок крепили и сзади башни. В ноябре 1938 года на фирме "МАN" начались работы над установкой в танк PzKpfw II дизеля HWA 1038G мощностью 129-147 к Вт/175-200 л.с. Испытания закончились неудачей и дальнейшие работы были свернуты. Выпуск танков PzKpfw II Ausf. С был прекращен в марте (апреле) 1940 года, причем в последний период количество выпущенных танков было очень мало: в июле 1939 года выпущено девять танков, в августе - семь, в сентябре - пять, в октябре - восемь, а в ноябре - еще два танка. Неудовлетворительная поставка легких PzKpfw 35 (t) и PzKpfw 38 (t) и средних PzKpfw III и PzKpfw IV танков повлекла за собой приказ от 27 ноября 1939 года о постройке новой модификации танка PzKpfw II, обозначенной как PzKpfw II Ausf. F (7 LaS 100). Танки PzKpfw II Ausf. F сохранили все конструктивные особенности машин предыдущих серий.

Panzerkampfwagen II Ausf. F

У танков PzKpfw II Ausf. F (серийные номера 28001-29400) была изменена конструкция корпуса. Лобовая бронеплита стала шириной во весь корпус. В её правой части разместили макет смотровой щели механика-водителя, в то время как настоящая щель располагалась слева как и на танках прежних выпусков. Были модифицированы смотровые щели, расположенные в маске пушки, толщина брони возросла. Был усовершенствован механизм вращения башни.

На некоторые PzKpfw II Ausf. F установили пушку 2 cm KvvK38 калибра 20-мм. Из-за того что производство PzKpfw II Ausf. А-С уже было свернуто, выпуск новых танков PzKpfw II Ausf. F был сопряжен со значительными трудностями, в апреле 1940 года смогли выпустить всего три танка (да и эти танки, видимо, были не Ausf. F, а последние PzKpfw II Ausf. С), два Ausf. F изготовили в июле и четыре в ноябре-декабре 1940 года. В 1941 году производство набрало темп - было выпущено 233 машины. В следующем, 1942 году, был изготовлен еще 291 танк (всего 530 штук). Танки PzKpfw II Ausf. F выпускали заводы ФАМО во Вроцлаве, "Ферайнигтен Машиненверкен" в Варшаве, "МАN" и "Даймлер-Бенц".Фирма "Вегманн "завершила выпуск танков PzKpfw II Ausf. F в 1941 году, а МИАГ - в 1940. Цена одного PzKpfw II Ausf. F (без вооружения) составляла 49228 рейхсмарок.

Panzerkampfwagen II Ausf. D, E

В 1938 году фирма "Даймлер-Бенц" разработала проект так называемого скоростного танка (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. Легкие дивизии - моторизованные танковые дивизии, которые, однако, имели меньше танков, чем обычные танковые дивизии. Легкие дивизии, как правило, создавались на базе расформированных кавалерийских частей.

От танка PzKpfw II Ausf. С была взята только башня, а корпус и ходовая часть были полностью переделаны. На танке использовалось шасси типа "Кристи" (четыре опорных катка большого диаметра) и новые ведущие и направляющие колеса. Корпус скоростного танка напоминал корпус PzKpfw III. Экипаж - три человека, вооружение осталось прежнее, как у танков PzKpfw И Ausf. A-F. Масса машины - 10000 кг. Скоростные танки планировали выпускать в двух модификациях: PzKpfw II Ausf. D - 8 LaS 100 (серийные номера 27001-27800) и PzKpfw II Ausf. Е - 9 LaS 100 (серийные номера 27801-28000). На эти машины устанавливали коробку передач "Майбах Вариорекс" VG 102128Н (семь передач вперед и три назад). В движение танк приводился карбюраторным двигателем "Майбах" HL62 TRM мощностью 103 кВт/140 л.с., максимальная скорость по шоссе - 55 км/ч, толщина брони 14.5-30 мм. В 1938-1939 годах фирмы "Даймлер-Бенц" и "МАN" выпустили 143 таких танка и более 150 шасси.

Танки PzKpfw II Ausf. Е отличались от Ausf. D усиленной подвеской, смазываемыми шкворнями гусениц и модифицированными ведущими колесами. Большая часть машин после непродолжительного использования на фронте (сентябрьская кампания) была переделана в огнеметные танки Flammpanzer II или в самоходные орудия "Мардер".

Panzerkampfwagen II Ausf. G

В 1938 году фирмы "MAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск модифицированного танка PzKpfw II, который получил обозначение VK 901. На танке применили новую подвеску, разработанную инженером В. Книпкампом. Ходовая часть танка состояла из пяти опорных катков, установленных на осях разной длины, так, что катки частично перекрывали друг друга. Масса танка - 9200 кг. В движение танк приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL45р мощностью 109 кВт/150 л.с. Максимальная скорость составляла 50 км/ч, толщина лобовой брони - 30-мм, бортовой - 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK38 калибра 20-мм и пулеметом MG-34. Планировался выпуск 75 таких машин (серийные номера 150001-150075), но за два года (1941-1942) было изготовлено всего 12 танков в трех вариантах G1, G3 и G4. Готовые башни (27 штук) использовали как элементы долговременной фортификации.

Panzerkampfwagen II Ausf. J

Боевой опыт применения танков во время сентябрьской кампании показал, что на фронте очень нужен хорошо бронированный танк поддержки пехоты. В декабре 1939 года начался выпуск танка PzKpfw II n.A. (neue Art - новая модель) VK 1601. Толщина его брони составляла от 50-мм до 80-мм, максимальная скорость - 31 км/ч. Вооружение нового танка ничем не отличалась от предыдущих модификаций. Опытный образец был готов 19 июня 1940 года.

Всего была заказана серия из 30 танков, обозначенных как PzKpfw II Ausf. J. С апреля по декабрь 1942 года было выпущено 22 машины (серийные номера 150101-150130). Выданный заказ на следующие 100 танков был аннулирован. Танки PzKpfw II Ausf. J выпускали на предприятиях "МАN" и "Даймлер-Бенц". Семь опытных танков VK 1601 было испытано на Восточном фронте в составе 12-й танковой дивизии.

Panzerkampfwagen II Ausf. H и M
(VK 903, VK 1301)

В 1940 году фирма "MAN " (Нюренберг) начала работу над улучшенной моделью танка PzKpfw II Ausf. G (VK 901) - VK 903. Ha VK 903 установили карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. (200001-200004). Была использована новая коробка передач ZF Aphon SSG48 (серийные танки планировали оборудовать коробкой передач, которая уже применялась на PzKpfw 38 (t)). Максимальная скорость танка - 60 км/ч. Танк VK 903 предполагалось использовать для разведки. В 1941 году были начаты работы по переделке VK 903 в передвижной наблюдательный пункт. 1 июня 1942 года предприятия "Рейнметалл-Борзинг", "Шкода"и "Даймлер-Бенц" начали выпуск модификации танка с открытой башней - VK 1301 (VK 903b). 30 апреля 1941 года была принята программа развития танковых войск - "Panzerprogramm 1941", которая предусматривала постройку танков VK 903. 10950 машин этого типа планировалось использовать в качестве танка разведки, 2738 переделать в 50-мм самоходные орудия, 481 машину вооружить орудиями калибра 150-мм (sIG), а 3500 машин должны были стать танками-разведчиками поля боя - "Gefechtsaufklaerung". Серийные ганки VK 903 и VK 1301 получили обозначения PzKpfw II Ausf. Н и PzKpfw II Ausf. М соответственно. Масса танка - 10500 кг. Толщина брони - 30-10-мм. В 1941 году фирма "МАN" изготовила одно шасси, а в 1942 году в связи со стандартизацией бронетехники от выпуска танков этой модификации отказались.

VK 1303 представлял собой дальнейшее развитие танков VK 901, 903 и 1301. 15 сентября 1939 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaflenamt) выдало техническое задание на гусеничную разведывательную машину. Заказ на разработку корпуса и шасси получила фирма МАN, башни - "Даймлер-Бенц". На танк VK 1303 предполагали установить радиостанцию среднего радиуса действия, предназначенную для связи в условиях Восточного фронта.

Экипаж - четыре человека (командир, наводчик-заряжающий, механик-водитель и радист). Опытный образец был готов в апреле 1942 года и оказался слишком тяжелым для российского бездорожья (боевая масса - 12900 кг). Лишь облегченный до 11800 кг вариант VK 1303 был принят к серийному выпуску как PzKpfw II Ausf. L "Лукс" ("рысь") - Sd Kfz 123. Толщина его брони составила 10-30-мм, кроме этого могли быть установлены бронеэкраны толщиной 12-мм. Вооружение - пушка KwK-38 калибра 20-мм и пулемет MG-34 калибра 7,92 -мм. В движение танк PzKpfw II Ausf. L "Лукс" приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. Коробка передач - ZF Aphon SSG48.

На танке PzKpfw II Ausf. L применили ходовую часть конструкции Книпкампа, которую уже ранее использовали на танках VK 901-903. Танк планировали выпускать в двух вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением. Один из них был вооружен пушкой KwK38, а другой - KwK39 L/60 калибра 50-мм ("Luchs" 5 cm). Серийные PzKpfw II Ausf. L "Лукс" были оборудованы радиостанцией FuG12 мощностью 80Вт и радиусом действия 25 км (телефон) и 80 км (ключ) и радиостанцией ближнего радиуса действия F.Spr.f. Для танков, вооруженных 50-мм пушкой, разрабатывалась открытая башня. На фирме "МАN" было выпущено 115 танков "Лукс", а на фирме "Хеншель" - 18, причем все машины были вооружены пушкой калибра 20-мм. В начале 1944 года выпуск танков PzKpfw И Ausf. L "Лукс" был прекращен.

VK 1602 ("Леопард")

В 1941 году фирмы "МAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск улучшенного танка VK 1601, обозначенного как VK 1602. Этот танк был предназначен для разведки поля боя ("Gefech tsaufklaerung "). Толщина брони составляла 50-80-мм (башня) и 20-60-мм (корпус). Двигатель "Майбах" HL157 мощностью 404 кВТ/550 л.с. позволял танку развивать скорость до 50 км/ч. Танк предполагалось вооружить пушкой KwK39 L/60 калибра 50-мм и пулеметом MG-34 калибра 7,92-мм.

На танке применили гусеницы шириной 350 мм, что улучшило ходовые качества машины. Экипаж VK 1602 - четыре человека. "Panzerprogramm 1941" предполагала постройку 339 таких машин, но вскоре заказ был аннулирован, поскольку VK 1602, названный "Леопардом" уже не отвечал требованиям времени. Башня танка УК 1602 "Леопард" была использована на тяжелом бронеавтомобиле Sd Kfz 234/2 "Пума".

Прекратив выпуск танка УК 1602 "Леопард", немцы все же не отказались от идеи танка-разведчика. Фирма "Даймлер-Бенц" разработала новую модель такого танка - VK 2801. Первоначально на танк планировали устанавливать дизель воздушного охлаждения мощностью 385 кВг/525 л.с., затем в качестве двигателя использовали двигатели "Даймлер-Бенц" DB819 мощностью 330 кВг/450 л.с., МB506 и MB819. Увеличение массы танка до 33000 кг вынудил конструкторов применить карбюраторный двигатель "Майбах" HL 230 мощностью 514 кВт/700 л.с. 8 мая 1944 года Министерство вооружений сухопутных войск (Нeereswaffenamt) приказало свернуть дальнейшие работы над танком УК 2801.

Panzcrkampfwagen II (F) Sd Kfz 122

В 1939 году фирмы "MAN" и Вегманн получили заказ на разработку огнеметного танка - Flammpanzer. "МАN" переоборудовала шасси PzKpfw II Ausf. D и Е. Огнеметные танки, построенные на базе этих двух модификаций получили название PzKpfw II Ausf. А и В, соответственно. В главной башне оставили один пулемет МG-34, а два огнемета (обычно Flamm 40) разместили в двух вращающихся башенках, установленных на крыльях танка. Дальность стрельбы огнемета составляла 35 метров. Бронированные емкости для хранения зажигательной жидкости (смесь бензина и нефти) расположили за огнеметными башенками. Общий объем перевозимой зажигательной смеси - 350 литров.

Скорее всего, Pz Kpfw II своим появлением обязан Гудериану. Именно он хотел видеть в танковых дивизиях сравнительно легкий танк, имеющий противотанковое вооружение. В июле 1934 года такая машина весом 10 тонн была заказана компаниям MAN, Хеншель и Крупп-Грузон. Танк с пушкой 20 мм предназначался для использования как разведывательная машина и была призвана заменить пулеметный Pz Kpfw I. Пока не сняли ограничения Версальского договора, данный танк официально создавался в качестве сельскохозяйственного трактора LaS 100.

В октябре 35-го года были готовы первые прототипы, изготовленные из неброневой стали. Ни один проект заказчика полностью не устраивал, и в производство передали комбинированную машину: шасси, разработанное фирмой MAN, башня и корпус - Даймлер-Бенц. В период с мая 36-го по февраль 37-го года изготовили 75 . Ходовая часть всех машин состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на один борт. Боевая масса танка – 7,6 тонн.

Немецкие танки в районе Ржева, 1941 год. Слева - легкий танк PzKpfw II, справа - средние танки PzKpfw III

Немецкий танк PzKpfw II на дороге где-то в СССР

В свою очередь данная партия бронемашин делилась на три подмодификации а/1, а/2 и а/3, каждая из которых состояла из 25 машин. В общем плане между собой подмодификации отличались несущественно, но при этом они выполняли роль испытательного стенда для отработки отдельных тех. решений. Так, например, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого ленивца сварной, а также противопожарные стенки в моторном отделении. Pz Kpfw II Ausf a/3 имели усиленные пружины подвески и увеличенный радиатор в системе охлаждения.

Весной 37-го г. было выпущено 25 Pz Kpfw II Ausf b имеющих усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть (широкие поддерживающие ролики, опорные катки и новое направляющее колесо). Попутно был установлен более мощный двигатель, который значительно лучше охлаждался и вентилировался. Вес танка увеличился до 7,9 тонн.

Ставшую в дальнейшем классической для данного типа танков ходовую часть, состоящую из пяти опорных катков среднего диаметра, установленных на индивидуальной подвеске и выполненных в виде четвертьэллиптических рессор, обкатали на 25 Pz Kpfw II Ausf компании Хеншель.

Серийное производство танков началось в марте 1937 года. До апреля 40-го года выпустили 1088 танков модификаций А, В и С. Все модификации имели одинаковую конструкцию, имеющую закругленную носовую часть корпуса. Различие состояло только в размерах и расположении смотровых щелей, а также используемых прицелах. Как показала кампания в Польше, бронезащита танков довольно слабая. Даже лобовую броню легко пробивали из противотанкового ружья «Ur» польского производства. Броневая защита в спешном порядке была усилена методом экранировки - накладкой 20-миллиметровых дополнительных пластин.

Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251 14-го моторизованный корпуса проезжает мимо колонны танков Pz.Kpfw II и горящего грузовика в сербском городе Ниш, Югославия

Подбитый и сгоревший немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf.C

С мая 38-го года по август 39-го фирмы MAN и Даймлер-Бенц выпустили 143 Schnellkampfwagen (быстрые машины) для танковых батальонов легких дивизий. По сути, танки были следующими модификациями - D и Е. Данные машины от предыдущих модификаций существенно отличались ходовой частью Кристи, которая имела по четыре больших опорных катка, в которых отсутствовали поддерживающие ролики. Подвеска катков торсионная индивидуальная. Корпус был значительно перекомпонован. Башня и вооружением осталась без изменений. двигатель «Майбах» HL62TRM мощностью 140 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Боевой вес составлял 10 тонн, запас хода - 200 километров. Бронирование: лоб корпуса толщиной 30 мм, башня и борта корпуса - 14,5 мм.

Стремясь расширить возможности данного типа машин, в 1940 году на базе производимого шасси решили создавать огнеметные танки. До лета 42-го года было создано 112 машин, еще 43 огнеметных машины переделали из линейных в ходе капремонта. В уменьшенной башне монтировался пулемет калибра 7,92 мм. Пара огнеметов в бронеголовках устанавливались по передним углам корпуса. Огнеметы в горизонтальной плоскости наводились в секторе 180° и производили 80 огнеметаний на дальность 35 метров продолжительностью 2-3 секунды.

Боевой вес Pz Kpfw II Flamm Ausf А и Е (Sd Kfz 122), которые также известны под названием Flamingo («Фламинго»), составляла 12 тонн. Запас хода – 250 км. Количество членов экипажа не изменилось и составляло три человека. Толщина брони несколько увеличилась: в лобовых деталях корпуса и башни до 30 мм, на бортах до 20-25 мм. однако этого оказалось недостаточно: малая дальность огнеметания вынуждала огнеметные танки слишком близко подходить к боевым позициям противника и они несли значительные потери. Приняв в июне 1941 году боевое крещение на советско-германском фронте, данные машины в конце концов переоборудовали в самоходки.

Подбитый немецкий легкий танк PzKpfw II

Уничтоженный советской артиллерией немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. C

Танк Pz Kpfw II Ausf F является практически последней массовой модификацией «двоек». С марта 41-го по декабрь 42-го года было выпущено 524 машины (в дальнейшем производились исключительно самоходки на базовом шасси). Главным отличием (а также главным достоинством) от предыдущих образцов была усиленная бронезащита. Теперь носовую часть корпуса выполняли из листа толщиной 35 мм, наклон к вертикали – 13°. Верхний лист толщиной 30 мм имел наклон 70°. Изменили форму ленивца и конструкцию подбашенной коробки. В лобовом листе подбашенной коробки, который был установлен под углом 10°, канавкой справа имитировали смотровую щель.

В командирской башенке имелось восемь перископов.

В начале Второй мировой легкие танки Pz Kpfw II составляли около 38% всего танкового парка вермахта. Они в боях оказались слабее по бронированию и вооружению практически всех машин аналогичного класса: французских Н35 и R35, польских 7ТР, советских БТ и Т-26. Но при этом производство танков Pz Kpfw II, которое в 40-м году существенно сократилось, в последующие пару лет резко возросло. До накопления необходимого количества Pz Kpfw III и Pz Kpfw VI, легкие машины оставались основной техникой в танковых подразделениях и частях. Только в 1942 году они были выведены из состава танковых полков, их частично использовали в штурмовых артбригадах, и на второстепенных участках фронта. Танковые шасси данных машин после ремонта все в больших количествах передавали под монтаж самоходок.

На немногочисленных экспериментальных машинах (двадцать два VK1601, двенадцать VK901, четыре VK1301) отрабатывались оригинальные тех. решения. Так, например, при подготовке к вторжению в Англию, немецкими конструкторами для Pz Kpfw II были разработаны навесные понтоны с винтами. Опытные машины на плаву развивали скорость 10 км/ч, волнение моря при этом составляла 3-4 балла. Попытки кардинально усилить бронирование и увеличить скорость так ничем и не завершились.

Боевые и технические характеристики немецких легких танков Pz Kpfw II(Ausf A/Ausf F):
Год выпуска 1937/1941;
Боевая масса – 8900/9500 кг;
Экипаж – 3 человека;
Длина по корпусу – 4810 мм;
Ширина – 2220/2280 мм;
Высота – 1990/2150 мм;
Толщина броневых листов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 14,5 мм (цил.)/35 мм (13 град.);
Толщина броневых листов бортов корпуса – 14,5 мм (0 град.)/15 мм (0 град.);
Толщина броневых листов лобовой части башни – 14,5 мм (цил.)/30 мм (цил.);
Толщина броневых листов крыши и днища корпуса – 15 и 15/15 и 5 мм;
Пушка - KwK30/KwK38;
Калибр пушки – 20 мм (55 клб.);
Боекомплект – 180 выстрелов;
Число пулеметов – 1;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2250/2700 патронов;
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL62TR;
Мощность двигателя – 140 л. с.;
Максимальная скорость движения по шоссе – 40 км/ч;
Запас топлива – 200/175 л;
Запас хода по шоссе – 200 км;
Среднее давление на грунт – 0,76/0,66 кг/см2.



Что еще почитать