Внешняя критика. Историческая критика Содержание внешней и внутренней критики источников

Источниковедческая критика – решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации.

Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

1. Определение внешних особенностей источника;

2. Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

3) Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;

4) Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;

5) Источниковедческий синтез памятника.

В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути, составляют внешнюю критику источника. Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю.

Установление внешних особенностей письменного памятника помогает определить его подлинность и датировать текст. Эта процедура включает в себя выяснение материала письма (бумага, пергамен, ткань, береста и т.д.), орудий письма или печати, вида письма, почерка или шрифта и внешнего оформления текста. При определении внешних черт памятника используются данные и методы палеографии, сфрагистики, филиграневедения и ряда других вспомогательных исторических дисциплин.

Историк работает только с подлинным источником. Поэтому реальный источниковедческий анализ начинается после установления его подлинности. Это ключевая операция. Вызвана она наличием большого количества поддельных и недостоверных документов. Подделки являются не тем, на что претендуют: быть источником по истории заявленной социокультурной системы, они представляют иные общественные явления. Поэтому за установление подлинности свидетельства принято считать определение его истинной социокультурной принадлежности. Другими словами, определить подлинность значит установить, действительно ли он отображает заявленную социокультурную систему и возник в определенное время и в определенном месте.



Такова суть определения подлинности исследуемого источника. Далее необходимо очертить круг приемов и средств, используемых в данной операции. Для чего следует разобраться со способами фальсификаций. По своей сущности их можно разделить на фальсификации по содержанию и подделки по форме. К первым относятся полностью подделанные документы. Часть из них может быть исполнена с соблюдением внешних признаков достоверности (почерка, печатей и т.д.). Распознаются подделки по содержанию содержательно-культурным анализом.

Подделки по форме имеют обычно подлинное содержание. Но у части из них сфабрикованы внешние признаки. Другие, будучи подлинными по внешнему исполнению, включают в себя поддельные вставки текста, записи, пометки писцов и т.д. Так больше подделывались летописи, грамоты и делопроизводственные документы. Как показывает опыт, чаще фальсифицировалась форма. Поэтому в установлении подлинности источника большую роль играет анализ его внешних черт: материала, письма, оформления. Также используются имеющиеся в тексте хронологические и метрологические данные, формуляр или структура текста, его стилевые особенности. При необходимости учитывается содержательная информация: недостоверные сведения, ошибки, логические противоречия, разночтения и культурные несоответствия.

Самое важное в письменном источнике его текст. По определению текст есть логически связанная последовательность предложений, образующая сообщение. Он выстраивается по законам данного языка и с учетом используемой знаковой системы. Именно письменное сообщение является остатком и представителем реконструируемой социокультурной системы. Поэтому работа с ним главная предпосылка восстановления отраженных в источнике исторических фактов.

Дошедший до исследователя текст в процессе своего функционирования в прошлом подвергался неоднократным авторским, редакторским и цензурным правкам. Многие тексты тиражировались или копировались. И историк обычно имеет дело с несколькими вариантами одного текста. Житие Александра Невского, например, дошло до исследователей в 15 редакциях и сотнях списков. Поэтому прежде чем начать работу с текстом, историк изучает его историю. Он определяет оригинальный, авторский экземпляр, устанавливает более поздние отредактированные (подцензурные) варианты. Редактирование текста придавало ему определенную политическую направленность. Кроме того, исследователь выявляет все копии и списки. Копией считается полное повторение текста, списком приблизительное или выборочное его переложение. Далее историк работает с оригиналом. Если таковой отсутствует, то исследователь восстанавливает его, очищая от позднейших редакторских и цензурных наслоений, либо реконструирует по копиям и спискам, устраняя ошибки и вставки переписчика.

Получив или восстановив оригинал, историк приступает к его прочтению. Предварительно средневековый текст кодифицируется: его делят на слова и предложения, расставляют знаки препинания. Затем текст как можно ближе к оригиналу переводится на современный русский язык. При переводе очень важно найти точное значение употребленных в сообщении слов, терминов и выражений, не обращая внимания на сходство многих старославянских и русских слов. На деле очень часто их значение различно, поэтому обязательно следует работать со словарями.

После того как текст восстановлен и переведен, следует приступить к изучению внешних обстоятельств его появления.

Время и место возникновения, авторство – это фундаментальные внешние характеристики письменного свидетельства. Они определяют пространственно-временные и культурные рамки заключенных в источнике исторических фактов и создают решающие предпосылки для оценки достоверности его сведений. Рассмотрим в отдельности каждую из отмеченных операций.

Большинство русских документов средних веков и нового времени имеют дату в тексте, штампе или около подписи. Она берется за истинную. Однако, когда историк работает с копией или редакцией текста, он должен выяснить, не является ли эта дата временем составления данного варианта.

Следующий шаг в источниковедческой работе определение места возникновения анализируемого документа.

Определение места создания письменного свидетельства имеет очень большое значение. Локализация источника помогает выяснить причины, цели, историко-культурные и местные условия его возникновения и существования, найти автора и, в конечном счете, правильно истолковать его содержание. При работе с пространственной информацией историк должен знать политическое и территориальное деление страны, ее географию, топонимику, местные особенности культуры и языка в изучаемое время и в их историческом развитии. Поэтому для локализации документа он привлекает данные исторической географии, исторической топонимики и исторической лингвистики. Вместе с ними исследователь часто использует материалы исторической метрологии, палеографии, геральдики, сфрагистики и ряда других вспомогательных исторических дисциплин.

После локализации письменного известия историк обращается к установлению авторства.

Определение автора (атрибуция) письменного источника ключевая задача внешней критики. Установив автора или составителя документа, можно получить более точные представления о месте, времени, причинах и условиях его возникновения и полнее раскрыть его социальную и политическую направленность. Изучив мировоззрение, практическую деятельность и социокультурную принадлежность автора, историк сможет правильно истолковать текст и определить степень достоверности сообщенных в нем сведений. Важна даже неполная не персонифицированная (корпоративно-культурная) атрибуция источника. После сбора всей возможной косвенной информации о предполагаемом авторе производится ее синтез и целостное обобщение. Далее осуществляется идентификация личности автора. Этот процесс включает в себя два этапа. Сначала историк проводит групповое отождествление, затем производит личную идентификацию. Групповая идентификация устанавливает максимально возможный круг подходящих к авторской роли лиц. Индивидуальная идентификация личности включает сбор сведений о жизни и деятельности всех отобранных лиц, последующее их сравнение с исходными данными и максимально возможное сокращение претендентов. Далее путем анализа делается окончательный выбор в пользу того или иного лица.

Установив все внешние стороны происхождения источника, следует определить внутренние, социокультурные причины и условия его появления.

Выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом

Как произведение, источник принадлежит определенному автору. В то же время он порождение конкретной культуры прошлого. Возникновение его было вызвано определенными конкретно-историческими условиями, причинами, целями и задачами функционирования данной социокультурной системы. Поэтому очень важно понять, что представляла собой та историческая реальность, в которой данный источник возник и функционировал. Без этого невозможно правильно понять и интерпретировать содержание письменного свидетельства.

Все условия, в которых источник рождается, можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние обстоятельства суть потребности, цели, задачи и функции породившей данное письменное известие социокультурной системы. Это сама культура с определяющими ее смыслами, идеалами и ценностями. Обстоятельства внешние порождены функционированием и развитием культуры в определенной исторической среде. Они результат воздействия на данную культуру иных социокультурных комплексов: другой социальной группы, культуры, времени.

Порождающие источник исторические обстоятельства накладывают на его содержание очень сильный отпечаток. Особую роль в этом имеют социокультурные функции памятника в прошлом. Его функции объясняют причины возникновения текста и определяют влияние на него текущей коньюктуры.

Внутренняя критика.

Внутренняя критика представляет собой следующий и завершающий этап критического анализа источника. На этом этапе критика источника основывается на герменевтике, теории и искусству истолкования исторических (и вообще литературных) текстов. Познающему субъекту важно предельно возможно выявить степень достоверности и научно значимой ценности к информативному содержанию источника, его фактологии. На этом же этапе работы выявляется и социальная направленность и ориентация атрибуции документа.

сточниковед, по существу, это филолог и историк в одном лице. Сначала он рассматривает источник как часть реальности прошлого, а потом - как часть той реальности, в которой находится сам. Он оценивает источник логически, обращаясь то к намеренно, то к ненамеренно заключенной в нем информации. Структура исследовательского изложения меняется -она диктуется стремлением возможно полнее раскрыть все богатство социальной информации, которую может дать источник, поставленный в связь с данными современной науки. «Историк стремится заглянуть за тексты, чтобы добиться от них сведений, которых они давать не хотят и сами по себе дать не могут».

Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию. Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника, использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категории, как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то, в свою очередь, на этапе анализа содержания превалируют логические суждения и доказательства, сопоставление данных, анализ их согласованности друг с другом.

Обращаясь к анализу фактического содержания и оценивая достоверность сведений документа, исследователь готовит его к включению в формируемую источниковую базу. Она основа для построения исторической картины. В результате процедуры источник становится частью современной историку научной и социальной культуры.

Рассмотрим содержание данной процедуры. Как видно, она включает в себя: во-первых, выявление всех имеющихся в известии исторических фактов, раскрытие полноты его социокультурной информации и, во-вторых, определение соответствия фактического содержания источника исторической действительности, оценка точности и достоверности его данных. Таким образом, первоначально следует установить, какие исторические события, факты отображены настоящим источником и какие исторические темы можно изучать на основе его информации. Затем необходимо определить достоверность его данных по всем представленным в тексте историческим фактам, темам и аспектам. С этой целью нужно учесть социокультурную принадлежность свидетельства, личные особенности автора, функции источника и исторические условия его возникновения. Впоследствии это позволит освободить его информацию от субъективных искажений.

Конкретно, для оценки достоверности известия нужно сделать следующее. Прежде всего, выяснить, из какой национальной и социальной среды вышел источник, очертить круг ценностей и идеалов данной среды и определить ее влияние на автора в отборе, фиксации и оценке событий, фактов и лиц. Очень важно, также выяснить характер и мировоззрение автора, его личное отношение к описываемым событиям и лицам. Весьма существенное значение в оценке достоверности письменных сведений имеет учет таких аспектов, как осведомленность автора, источники его информированности (слухи, свидетельства очевидцев, личные впечатления, документы), способы сбора и обработки информации и его аналитические способности. Кроме того, следует иметь в виду влияние на автора общественной атмосферы и политической обстановки времени создания произведения.

Указанные операции в большей мере касаются повествовательных источников с сильным авторским началом. Анализ обезличенных, документальных свидетельств, естественно, более прост и объективен. Внимание источниковеда акцентируется на функциях создавшего документ учреждения, также учитываются цели и задачи источника, описываемый объект, структура и содержание документа, способы сбора, обработки и публикации данных и т.д.

Синтез - завершающий этап изучения произведения. Его цель восстановление целостности источника как органичной части культуры своего времени, той социокультурной общности, которая его произвела. Так, восстанавливая целостный облик законодательного акта, необходимо не только восстановить процесс его создания в системе законотворческих учреждений, но и вписать его в систему социальной, политической и, особенно, правовой культуры данного общества.


Заключение

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Целью изучения исторических источников является извлече­ние фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки во­проса, на который хочет найти ответ ученый.

В источниковедении используются различные классификации источников.

Классификация по видам является наиболее важной, отвечающей главной задаче источниковедения.

Каждый из перечисленных в контрольной работе видов исторических источников (вещественные, этнографические, лингвистические, устные, электронные и письменные источники) требует к себе особого подхода.

Но для историка особую важность имеют источники письменные.

Таким образом, процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Именно таким путем историк может выявить закономерности ис­торического развития.


Литература

1. Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф., Лазарев В.В. Историческая информатика. М., 2006.-78 с.

2. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 2006.-96 с.

3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2007.-195 с.

4. Рейсер C.A. Основы текстологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 2008.-278 с.

5. Голикова А.Г. Методика работы с историческими источниками. М.:Академия, 2014.-30 с.

6. Медушевская О.М. Источниковедение.,2007.

7. Самородов Д.П. Введение в историю и в основы научно-исторической методологии. М., 2005.

8. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

1.1. Внешняя и внутренняя критика исторических источников. Предмет изучения вспомогательных исторических дисциплин

При воссоздании подлинной картины исторического прошлого исследователи в своей работе пользуются разнообразными историческими источниками. Исторические источники – все свидетельства прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Любой предмет, к которому хотя бы дважды была применена трудовая деятельность человека, является историческим источником.

Исторические источники бывают:

· вещественные (разнообразные предметы быта и культуры, созданные человеческой цивилизацией);

· этнографические (сохранившиеся традиции в нравах, обычаях народов);

· устные (фольклор);

· лингвистические (устаревшие слова и названия, которыми в древности называли различные явления и предметы);

· письменные (выполненные на органическом или неорганическом материале знаки, которые можно идентифицировать как письменность);

· кино-, фото-, фоно-, видео- документы.

Исторические источники разнообразны и чтобы доказать их подлинность они должны подвергаться критике. Критика источников подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя критика – это в первую очередь получение информации о происхождении источника. Этим и занимаются вспомогательные исторические дисциплины – установлением времени и места составления источника, авторства, условий его написания, подлинности, а также восстановлением первоначального текста.

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют провести анализ текста, данных языка, имен собственных, географических сведений, наблюдение за формуляром, почерком, знаками письма и материалом для письма.

Цель внешней критики – определение степени правомерности использования источника в научном исследовании.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, то есть выяснение степени соответствия жизненных событий их отражению в источнике. Устанавливается полнота информации и научной ценности источника. При внутренней критике источника необходимо выявить социальный статус, национальную и культурную принадлежность автора . Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка , в которой он живет и работает. Внутренней критикой исторического источника занимается источниковедение.

Источниковедение – это вспомогательная историческая дисциплина, которую нужно выделить на первое место, которая разрабатывает методику и теорию изучения и использования исторических источников. Источниковедение занимается приемами выявления, классификации исторических источников, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников.

Предмет изучения источниковедения – письменные источники.

Основные задачи источниковедения:

1. Выявление источников, поиск источников;

2. Установление текста (выявление более поздних вставок – интерколяций). Прочтение текста.

3. Установление происхождения источников – авторство, место написания, год написания, подлинность, установление цели написания.

4. Определение полноты сведений, политической направленности документа.

5. Синтез исторических источников.

Источниковедение, выделившись из состава вспомогательных исторических дисциплин, в настоящий момент стремится стать специальной исторической дисциплиной.

Критика историческая

Под именем исторической К. разумеют прежде всего совокупность приемов, которыми пользуется историк для того, чтобы различать истину от лжи в исторических свидетельствах. Так называемая К. текста имеет своей целью решить вопрос о подлинности или подложности того или другого документа. Напр., один из родоначальников исторической К. в новой Европе, итальянский гуманист XV в. Лаврентий Валла (см.), написал целое сочинение в доказательство подложности знаменитого дара Константинова, в подлинность которого верили в течение всех средних веков. Далее, самый документ может быть подлинным, но сведения, в нем заключающиеся, могут быть неверными. Автор того или другого исторического источника нередко передает то, что сам узнал от других, занося в свое сочинение, без всякой критики, известное ему лишь по слухам. Нередко автор сам, сознательно или бессознательно, намеренно или ненамеренно, искажает факты, по отношению к которым был непосредственным свидетелем. Научность исторической работы должна основываться прежде всего на устранении из источников всего того, что может противоречить фактической достоверности. Историческая К. дает выработанные путем опыта правила, как следует относиться к известиям, заключающимся в исторических источниках разных категорий. Главным общим основанием этих правил служит простой здравый смысл, но успешное применение их на практике возможно лишь при известного рода навыке, обладание которым свидетельствует о хорошей школе, пройденной историком. Тем не менее многие ученые пытались формулировать правила исторической К., как особую методологическую дисциплину; по этому предмету существует целая литература. Обыкновенно историческую К. разделяют на внешнюю и внутреннюю. Под внешней критикой разумеют исследование, по отношению к каждому документу или памятнику, во-первых, есть ли он то, за что он себя выдает, и во-вторых, представляет ли он в действительности то, за что его до сих пор принимали. При исследовании источника с первой точки зрения могут быть обнаружены, напр., либо прямой подлог, либо какие-либо вставки в подлинный текст или другие искажения. При исследовании памятника с второй точки зрения могут быть устранены неверные представления о нем, составившиеся и утвердившиеся независимо от намерений автора. Таких случаев, когда ученые принимали тот или другой памятник за то, чем в действительности он не был, наука знает очень много. Раз установлена подлинность источника, весьма часто приходится решать вопросы о времени и месте его происхождения, об его авторе, о том, есть ли это первоисточник или же заимствования из какого-либо другого источника и т. п. От этой внешней К. необходимо отличать К. внутреннюю, заключающуюся в решении вопроса о том, в каком отношении находятся заключающиеся в источниках известия к действительным фактам, т. е. можно ли считать эти известия вполне достоверными, или только вероятными, или же следует отвергнуть самую возможность сообщаемых фактов. Основные вопросы решаются здесь путем исследования внутреннего достоинства источников, зависящего от характера самых источников, от индивидуальности автора, от влияний места и времени. При этом очень часто приходится проверять достоверность одних источников другими, причем многие источники об одном и том же факте могут в большей или меньшей степени или совпадать между собой, или друг другу противоречить. Во всех случаях исторической К., как внешней, так и внутренней, от исследователя, кроме здравого смысла и навыка, требуются еще беспристрастие и ближайшее знакомство с предметом исследования. Некоторые теоретики исторической К. указывают еще на необходимость держаться золотой середины между легковерием и излишним скептицизмом. Самый новый трактат по исторической К., с указаниями на литературу предмета - четвертая глава превосходной книги Э. Бернгейма: "Lehrbuch der historischen Methode" (1889, 2-ое изд. 1894). Русская историческая литература весьма бедна сочинениями по исторической К. Ряд замечаний, посвященных этому предмету, можно найти в I томе "Русской истории" Бестужева-Рюмина и в I томе "Опыта русской историографии" Иконникова. См. также статью Фортинского: "Опыты систематической обработки исторической критики", в "Киевских Университетских Известиях" за 1884 г., а также русский перевод брошюры Тардифа: "Основы исторической К." (1894). В более широком смысле название исторической критики дается критическому отношению, с исторической точки зрения, к самым явлениям, изучаемым исторической наукой; но такое словоупотребление нельзя считать правильным, и оно может порождать большие недоразумения.

Н. Кареев.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Критика историческая" в других словарях:

    - (греч. xritikn искусство судить, разбирать) изучение, анализ и оценка явлений муз. иск ва. В широком смысле К. м. входит в состав всякого исследования о музыке, поскольку оценочный элемент является неотъемлемой частью эстетич. суждения.… … Музыкальная энциклопедия

    ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… … Литературная энциклопедия

    - (греч. krittke, от krino сужу). Разбор и суждения о достоинствах и недостатках какого либо предмета, труда, особенно сочинения; обсуждение, оценка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРИТИКА греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Критика - КРИТИКА литературная вид литературного творчества, предметом которого служит сама литература. Подобно тому, как философия науки теория познания, гносеология орган самосознания научного творчества, так критика орган самосознания творчества… … Словарь литературных терминов

    КРИТИКА, критики, жен. (от греч. kritike). 1. только ед. Обсуждение, рассмотрение, исследование чего нибудь, проверка чего нибудь с какой нибудь целью. Подвергнуть что нибудь критике. Отнестись к чему нибудь без всякой критики. Критика чистого… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Критика Свидетели Иеговы 1.1 Известные критики 1.2 Перевод … Википедия

    Жен. розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка. Историческая критика, разбор бытейский, розыск о событиях, очистка их от прикрас и искажений. Людской критики не избежать, пересудов,… … Толковый словарь Даля

    - «Новая хронология» неакадемическая теория, утверждающая, что общепризнанная хронология исторических событий в целом неверна, и предлагающая свой вариант хронологии и вообще истории человечества. Согласно утверждениям её авторов, основана на… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Историческая школа. Историческая школа права течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии. Содержание 1 Основные положения … Википедия

Книги

  • А. Пушкин. Собрание сочинений в 6 томах (комплект из 6 книг) , А. Пушкин. В собрание сочинений великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина входят все самые значимые его произведения…

В самом начале ХIХ в. А. Л. Шлецер обосновал необходимость при изучении всех источников применения трех видов критики : критики слов, или малой, затем грамматического или исторического толкования текста и, наконец, высшей критики, или критики дел. На протяжении ХIХ в. многие западноевропейские и русские ученые, представители дворянской и буржуазной историографии, предлагали свои методы научной критики источников. Так, В. О. Ключевский, Ф. Шлейермахер и В. Вунд делили ее на критику филологическую и историческую, И. Г. Дройзен — на критику подлинности и правильности показаний источника, Пауль — на критику текста и показаний и т. д.

В конце ХIХ — начале ХХ вв. в трудах Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, Э. Бернгейма и А. С. Лаппо-Данилевского была выработана методика научной критики письменных исторических источников, получившая широкое признание среди буржуазных историков.

Первой стадией анализа исторических источников по данной методике должна быть их внешняя критика , т. е. установление происхождения их в узком смысле слова. В задачу внешней критики входят определение даты и места возникновения источника, автора его и подлинности на основе изучения материала, на котором написан источник, почерка и других палеографических данных, печатей, гербов, если они имеются, а также прямых указаний в тексте источника.

Вторая стадия — внутренняя критика . По мнению этих ученых, она состоит в выяснении достоверности фактов, заключенных в источнике. По словам Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, это достигается «путем умозаключений, по аналогии заимствованных явлений большей частью из психологии и имеющих целью воспроизвести душевное состояние автора».

Внутренняя и внешняя критика не могут вестись отдельно друг от друга . Какие-либо позиции, выраженные в документе, могут быть лучше поняты и точнее изучены, если исследователю будут известны имя составителя, время, место и условия возникновения.

Многие буржуазные ученые конца ХIХ — начала ХХ вв. признавали такой метод критики исторических источников правильным, даже классическим, и в своей научной деятельности руководствовались им, внося лишь незначительные коррективы. Приверженцы его имеются и в наши дни.

Однако, полностью отрицая реальность и закономерность каких-либо связей в историческом процессе, сторонники теорий на Западе говорят о невозможности выработать научные методы критического анализа источников.

Исторический материализм — научная основа для выработки общих методов анализа и критики исторических источников. Он дает теоретическую основу для критики идеалистического представления об историческом источнике, а также для выработки научного понимания источника как явления общественной жизни. Он вооружает историка критериями и принципами работы по выявлению источников.


Многие буржуазные ученые проводят резкую грань между разными этапами и приемами научной критики источников. С их точки зрения, все вопросы внешней критики источников могут быть решены в отрыве от уяснения политических и классовых позиций автора. Даже такой проникновенный исследователь, как А. А. Шахматов, признававший отражение в источниках политических позиций их авторов, свою работу над летописями часто сводил к логически-смысловому или сравнительному анализу их текстов.

Цель критики - точно передать факты. В отличие от них советские историки стоят на той точке зрения, что полнота, достоверность и точность передачи фактов как раз более всего зависит от тех позиций, с которых они освещались. Более того, даже на многие частные вопросы, связанные с установлением места и времени составления документа, подлинности или подложности его, имени автора и т. п., исследователь может ответить лишь на основе одновременного проведения и внешней и внутренней критики источника.

Предмет, метод и периодизация ИГПР .

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

История государства и права России исследует взаимодействие: государственных структур; правовых институтов.

Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии.

Основными методами изучения истории государства и права России являются; исторический, сравнительный, сис-темно-структурный, статистический, аналогия и экстраполя-ция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Дан-ный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их со-держания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изу-чении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и осо-бенности развития. Могут сравниваться и отдельные государ-ственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

В результате сравнительного анализа можно проследить изме-нения этих понятий и выявить их причины.

Системно-структурный метод эффективен при исследова-нии самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних свя-зей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с чис-ловыми показателями позволяет выявить протяженность, рас-пространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сде-ланный на основании их сходства в других отношениях. Ана-логия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выво-дов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследо-вания является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы буду-щего.

Историю государства и права России можно разделить на следующие периоды:

- Древняя Русь (IX-XII вв.);

Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIVвв.);

Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.);

- Российская Империя периода абсолютизма (XVIII - сере-дина XIX в.);

Российская Империя периода перехода к буржуазной мо-нархии (середина XIX — начало XX в.);

Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.);

Период социалистической революции и создание Совет-ского государства (1918-1920 гг.);

Переходный период, или период нэпа (1921-1930 гг.);

Период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.);

Период кризиса социализма (1960-1990 гг.);

Период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время).

Человек современного вида (homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет назад. В то время центральные и северные области европейской части России были покрыты ледником. Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго-западных и южных областей на север и восток. К V тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.

Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своем развитии другие части европейской и азиатской территорий. Развитие материального производства, увеличение населения и рост имущественного неравенства привели к разложению первобытно-общинного строя, которое в разных регионах Евразии проходило не одновременно. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. Важно отметить, что все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга.

Общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением одних и тех же иноземных завоевателей. У этих государств не было контактов с западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности. Контактам с этой территорией препятствовали лежавшие на пути горы или полупустыни, а также широкая полоса степей, где кочевали воинственные скотоводческие племена. С первых веков нашей эры степи стали основным путем проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд, часто уничтожавших все на своем пути.

Государство Урарту .

В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племен сложилось государство Урарту. К середине VII в. государство занимало территорию от озера Севан в Армении до верховьев Тигра и Евфрата и стало одним из значительных государств Древнего Востока. Урарту занимались земледелием, садоводством с применением искусственного орошения. Широко было развито скотоводство. Города Урарту были укреплены стенами и башнями из громадных камней. Искусные ремесленники изготовляли из глины, меди и железа орудия труда, хозяйственную утварь, оружие, дорогие украшения из золота. Государству Урарту приходилось постоянно вести оборонительные войны с соседней Ассирией , стремившейся поработить Урарту.

Своего расцвета государство достигло к середине VIII в. до н.э., но в VI в. после нашествия скифов государство погибло. Армянские племена стали основой для сформировавшегося здесь позднее Армянского царства. К западу от него из грузинских и абхазских племен образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания.

Народы Средней Азии.

История народов Средней Азии уходит в глубину веков. В середине I тысячелетия до н.э. здесь возникли три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи).

В V в. до н.э. Закавказье и Средняя Азия ненадолго попали под власть Персидской империи . В IV в. эти области были завоеваны Александром Македонским. Здесь существовали большие и могучие города: Ходжент, Самарканд. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Действовала развитая система орошения.

Существенное влияние на историю Закавказья и особенно Средней Азии оказало арабское завоевание (VII - VIII вв. н.э.), принесшее с собой ислам. На Кавказе ислам распространился среди предков азербайджанцев и других народов Восточного, а также Северного Кавказа. Армяне и грузины, у которых еще в первых веках нашей эры установилось христианство, стойко сопротивлялись исламизации, однако некоторые группы грузин (аджарцы, ингилойцы и др.) позже все же были обращены в ислам. В Средней Азии ислам постепенно стал основной религией всего населения. В социально-экономическом отношении арабское завоевание совпало с возникновением феодальных отношений и отчасти способствовало этому процессу.

После распада в IХ в. Арабского халифата в Закавказье возник ряд феодальных государств. В ХI в. в ходе борьбы с проникшими в Закавказье из Средней Азии турками-сельджуками шло объединение грузинских земель, завершившееся при Давиде Строителе созданием единого грузинского царства со столицей в Тбилиси. Своего социально-экономического и культурного расцвета это царство достигло при царице Тамаре (конец ХII - начало ХIII в.). В границы Грузии в это время на правах вассального государства входила большая часть Армении (со столицей Ани). К северу от него располагалось Абхазское царство и независимая Кахетия, к востоку (на территории Азербайджана) - Албанское царство и ряд других феодальных государств, крупнейшим среди которых был Ширван (со столицей в Шемахе).

В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм. Шахам Хорезма удалось отразить нашествие турок-сельджуков и распространить свою власть к ХIII в почти на территорию всей Средней Азии, а также на южные прикаспийские области, включая часть Азербайджана.

Греческие колонии.

В I тысячелетии до н.э. берега Черного моря стали осваивать древние греки. Наибольший размах греческая колонизация достигла VI - V вв. до н.э. В это время в Северном и Восточном Причерноморье и Приазовье греки создают такие крупные города-колонии, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия, Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский полуостров), Диоскурия (район Сухуми), Фасис (устье Риона). В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы - Боспорского царства (V в. до н.э. - IV в. н.э.), охватившего значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля, земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство.

Греческие города-государства копировали устройство и образ жизни греческого мира. Почти все они были рабовладельческими республиками. Рабы приобретались в результате войн, и владеть ими могли все свободные граждане. Здесь сложились крупные земельные владения, в которых производились зерно, вино, масло. На высоком уровне находилось ремесло, чему в немалой степени способствовала широкая торговля. Греческие колонии поддерживали торговые и культурные связи с жившими в причерноморских и приазовских степях племенами скифов, с кавказскими народами. На рубеже нашей эры греческие колонии подвергались неоднократным нападениям кочевников, и в III в., когда началось великое переселение народов, все они прекратили свое существование.

Скифы.

К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, оставившую глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им книгу IV свой истории. он называл ираноязычные племена, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шел процесс разложения первобытно-общинного строя и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали свое государство.

По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы-пахари. Их жилища представляли собой полуземлянки, глубина которых не превышала 1 м. Скифы-пахари возделывали пшеницу, лен, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремеслами, важнейшим из которых была металлургия, а также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом.
Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и ее изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов. Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища - войлочная юрта, поставленная на кибитку.

В VI - IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства, скифы представляли военную демократию . Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь - царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчиненных племен. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков-аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим.

К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сократилась и ограничилась лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами-государствами и скифами ухудшились. С востока скифов начинали теснить. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э.

Великое переселение народов в III - IV вв.

В III-IV вв. н.э. началось время борьбы сотен варварских племен с соседними государствами. Этот период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоевывали богатые южные города и оседали на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии . В то же время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей.

Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго-запад двигались племена кельтов, германцев, позднее - славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. кочевники-гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы - предки современных осетин - от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Черном море, в Италии, Северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами.

Возникновение государственности у древних славян. Норманнская теория .

К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытно-общинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальны-ми, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производи-тельности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслое-ния, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

Возникновению классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависи-мость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспе-чивавших охрану общин от внешних врагов.

К VIII в. на территории славянских племен было образова-но 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и кня-жеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия.

К ее признакам относятся:

Участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

Особая роль народного собрания как высшего органа власти;

Всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

Куяба - южная группа славянских племен (Киев); Славия - северная группа (Новгород); Артания - юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в резуль-тате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и по-ляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

Оно просуществовало до середины XII в. Во второй поло-вине XI - начале XII в. на его территории стали образовывать-ся княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

Согласно норманнской теории возникновения Древнерусского государства государство восточных славян создали варяги (норманны). Сторонники этой теории основываются на легенде о призвании варягов управлять славянами. В связи с этим они полагают, что славяне находились на низком уровне развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государственную власть.

Однако источники свидетельствуют, что ко времени появ-ления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Сла-вяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства.

Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян, более того, варяжская знать сама оказалась под влиянием славянской культуры и скоро обрусела.

Развитие государственных органов на Руси .

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древне- русского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приоб-ретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодатель-ная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д.

Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.

Взаимоотношения с другими князьями строились на ос-нове крестных грамот, в которых определялись права и обя-занности великого князя и князей-вассалов (защита послед-них, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).

Великокняжеский престол передавался по наследству: сна-чала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем «отчины» - сыну.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов - бояр и духовенство. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем ре-шали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчин-ная, при которой политическая власть принадлежит собствен-нику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра влас-ти - княжеский дворец и боярская вотчина.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собранию - вене. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкаю-щих поселений (слобод). К компетенции вече относились воп-росы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.

Представители князя обладали следующими полномочия-ми: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населе-ния себе. Такая система управления получила название сис-темы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община - вервь. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах - князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти.

Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила: за-висимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т.п.).

Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дру-жины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь орга-низовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая классификация до сих пор отсутствует.

Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права.

В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья но и на движимое имущество коней бобров орудия производства и др.

Русская Правда - древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении Х1-Х11 вв., но отдельные ее статьи уходят» в языческую старину. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 1737. г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки - закон. законник. На Руси в это время были известны понятия «устав». «закон», «обычай». но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей. Объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую. Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава(или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав задобрил новгородцев «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите». За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц Из феодального окружения. В текстах есть уточнения. из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

Критика происхождения и критика содержания. Обычно в исторической критике различают две стороны: критику происхождения и критику содержания. Правда, некоторые источниковеды отрицают необходимость такого деления, подчас разные историки вкладывают в каждое из этих понятий не совсем одинаковое содержание. Но при всей нечеткости понятий и подвижности граней между ними без деления на критику происхождения и критику содержания при анализе источников трудно обойтись.

Критика происхождения имеет и другие названия, в какой-то мере помогающие понять ее сущность: «внешняя», «начальная», «предварительная», «подготовительная». Критика происхождения должна выявить: вид (тип) источника, его подлинность, оригинальность или копийность; автора источника, его социальное происхождение и положение, возраст, образование, партийность, национальность, личные симпатии и антипатии (бесстрастный автор источника, который «спокойно зрит на правых и виновных, добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева», существовал лишь в воображении гениального поэта); время, место, условия создания, цель появления источника и т. п. Критика происхождения дает источнику общую характеристику и облегчает критику содержания.

Важнейшей задачей исторической критики является выяснение идейно-политической направленности источника. Этот постулат, однако, не следует вульгаризовать, действуя по принципу: источник из близкой нам среды - всегда достоверен, а источник из враждебной среды - всегда недостоверен.

3. Отцы-родоначальники исторической критики

Лоренцо Валла . Лоренцо Валла (1407-1457) был блестящим знатоком латыни и даже написал трактат «Шесть книг о красотах латинского языка», в котором ратовал за возвращение от испорченной, варварской средневековой латыни к латыни классической. Как и другие гуманисты, Валла был противником церкви, выступал против аскетизма как одного из начал средневековой церковной морали и проповедовал счастье и наслаждение в качестве цели жизни. Валла считал главными виновниками политической раздробленности Италии римских пап, претензии которых на светскую власть во времена Возрождения держались еще очень прочно.

Юридическим основанием таких претензий служила фальшивка, известная под названием «Константинов дар». Это была подложная грамота, сфабрикованная в папской канцелярии в VIII веке, согласно которой римский император Константин (306-337) будто бы предоставил папе Сильвестру I светскую власть над всей западной частью империи.

В трактате «Рассуждения о подложном и вымышленном дарении Константина» Валла убедительно доказал, что это подделка, которая не могла быть составлена в IV веке. Аргументы его анализа были таковы: 1) зачем бы Константин стал лишать себя половины владений; 2) упоминания о мнимом дарении не встречаются ни в каких других свидетельствах; 3) грамота была написана не на классической латыни, еще бывшей в ходу в IV веке, а на поздней варварской, и, следовательно, она написана позже и подложна. Дату составления фальшивки (VIII век) установили позднее.

Нас творчество Баллы интересует со стороны не антицерковной, а источниковедческой. Валла заложил основы источниковедческого анализа, хотя пройдут еще века, пока историческая критика станет широко применяться как важнейший метод исторического исследования.

Дальнейшее развитие источниковедческого анализа с конца XVIII века было связано с именами немецких университетских профессоров-античников Вольфа и Нибура, особенно же историка нового времени Л. Ранке.

Вольф и Нибур. Ф. А. Вольф (1759-1884) в своем «Введении к Гомеру» (1795) исследовал гомеровский эпос.

Поэмы Гомера историки использовали и ранее, но главным образом для заимствования исторических фактов. Вольф же исследовал сам источник, в частности выдвинул проблему его авторства. Он утверждал, что «Илиада» создана не одним человеком, а является записью фольклорных произведений, в которых греческий народ отразил свое старинное прошлое.

Идя, как и Вольф, по пути филологической критики, Б. Г. Нибур (1776-1831) исследовал произведения римского историка Тита Ливия и утверждал, что в их основе лежат народные сказания. Он доказывал, что историческое повествование невозможно без предшествующей оценки свидетелей, рассказывающих о прошлом, то есть без предварительной оценки авторов источников: их осведомленности, их симпатий и антипатий, способности к достоверной передаче событий.

Вольф и Нибур критически изучили конкретные источники по своим темам (Гомера, Тита Ливия). Каждый из них исследовал свои определенные источники ощупью, интуитивно. Правил, из которых должен был состоять критический метод, они не сформулировали. Поэтому сами они не могли применять этот метод систематически и всесторонне, тем более не могли сознательно и преднамеренно обучить ему других историков.

Творческий путь Ранке. Дальнейшее развитие источниковедческого анализа связано, прежде всего, с именем Ранке.

В жизни скромного учителя Леопольда Ранке (1795-1886), преподававшего историю и латинский язык в гимназии захолустного Франкфурта-на-Одере, неожиданно началось стремительное продвижение по учебной, научной и социальной лестнице. Он оказался профессором и заведующим кафедрой Берлинского университета, членом Академии наук Пруссии, был возведен в дворянское достоинство, превратившись в Леопольда фон Ранке, стал воспитателем некоторых германских престолонаследников. Бисмарк даже сравнивал по полезности чтение произведений Ранке с изучением Библии. Этот взлет Ранке начался в 1824 году, когда он опубликовал свой первый труд «История германских и романских народов в 1494 – 1535 годах» с сопутствующим источниковедческим этюдом «К критике новейших историков», и продолжался до конца жизни - умер Ранке в апогее славы. Между тем взгляды Ранке были консервативны, лекторские данные посредственны. В чем же причины его феноменальной карьеры? Каковы его заслуги?

«Метод Ранке». Используя предшествующие достижения, в частности методы филологического анализа Вольфа и Нибура, Ранке разработал систему приемов анализа источников, которую современники стали называть «методом Ранке». Основы этого анализа содержались уже в этюде «К критике новейших историков» - фактически части его первого труда с рассказом об использованных при его написании источниках и способах их применения. Среди источников были произведения флорентийского политика Гвиччардини и римского мемуариста Джовио, живших в конце XV - начале XVI века. Примирить их свидетельства было невозможно ввиду большой противоречивости, и для установления исторической правды Ранке привлек показания других современников, облик которых предварительно выяснил, как бы подвергнув их «перекрестному допросу». Это и есть основа «метода Ранке»: он выясняет происхождение каждого источника, компетентность автора источника, степень доверия к нему, а затем сравнивает используемые источники для установления действительной картины прошлого.

Хотя «метод Ранке», или, точнее, метод исторической критики, не возник на пустом месте, он представлял собой открытие в науке. Несколько раз историки использовали этот метод непреднамеренно, ощупью. «Ранке отвлек его от бессознательного фактического применения и обобщил в логическую формулу, которую можно было отныне школьным путем передать целому поколению второстепенных историков» 1 .

С приходом в 1825 году в Берлинский университет Ранке превратил историческую критику в учебную дисциплину. Удобной формой академического обучения исторической критике стали впервые введенные им в университетскую практику семинары. В их работе участвовали студенты и молодые историки, со временем и не только немецкие, жаждавшие приобщиться к новейшим методам исследования исторических источников. Ранке создал обширную школу, его ученики заняли кафедры в большинстве германских университетов. Благодаря деятельности семинара Ранке и растущему авторитету его школы принципы исторической критики получили распространение не только в Германии, но и за ее пределами.

Кроме того, Ранке стал изучать архивные материалы и раскрыл их значение для исследования прошлого, и именно с него началось использование архивов, без которого историки с тех пор себя не представляют.

Вот почему Ранке заслуженно называют «отцом исторической критики».



Что еще почитать