125 мм противотанковая пушка спрут. Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД. Возможно вам будет интересно

В Псковской области на полигоне Струги Красные во время сбора руководства артиллерии Воздушно-десантных войск были продемонстрированы возможности новейшей самоходной противотанковой пушки (СПТП) "Спрут-СДМ-1" .

Показ возможностей перспективного боевого комплекса проводился при участии специальных и разведывательных подразделений артиллерии псковской дивизии ВДВ, которые давали целеуказание и корректировали огонь противотанковых средств, используя БЛА типа «Орлан», радиолокационные комплексы «Аистенок»* и «Соболятник»**.

Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ-1» планируется на замену прежней СПТП модификации 2С25, стоящей на вооружении ВДВ более 10 лет. «Спрут-СДМ1» был впервые продемонстрирован на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Самоходка является развитием предыдущей модели 2С25 и после испытаний должна поступить на вооружение ВДВ. По словам военных экспертов, эта самоходная установка является лучшей в мире и значительно превосходит все имеющиеся зарубежные аналоги подобного класса.

«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» >>

Основное вооружение - 125-мм пушка 2А75М, способная вести огонь бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и боеприпасами с дистанционным подрывом на траектории. В целом по огневой мощи «Спрут-СДМ1» соответствует уровню основного российского танка Т-90МС и способен применять противотанковое управляемое вооружение на дальности до 5 000 м. Всего в боекомплекте 2С25М имеется 40 выстрелов, в том числе 22 - в механизированной боеукладке.

Кроме спаренного с пушкой пулемета ПКТМ на модернизированной машине на башне имеется еще один такой пулемет в дистанционно управляемой установке. Таким образом командир машины получил возможность поражать выявленные цели в тот момент, когда основное вооружение уже используется наводчиком-оператором. Общий боекомплект пулеметов - 2 тысячи патронов.

Система управления огнем 2С25М также имеет танковый уровень. В нее входит лучший в мире прицел наводчика-оператора «Сосна-У» с телевизионными и тепловизионными каналами, а также панорамный прицел командира ПКП с аналогичными каналами. Оба прицела имеют возможность автоматического сопровождения цели. В случае повреждения основных прицелов используется оптико-электронный прицел-дублер со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания и автономным питанием.

Одно из главных отличий новой машины - это комплекс управляемого вооружения (КУВ) с новейшей ракетой, способной на расстоянии до 6 км уничтожить танк с динамической защитой.

Новейшее изделие полностью интегрировано с цифровой системой управления огнем (СУО), благодаря чему не только повысилась точность стрельбы «Спрут-СДМ1», но и стала возможной стрельба по низколетящим и малоскоростным целям, например вертолетам противника и беспилотным летательным аппаратам.

Новая самоходка получила модернизированную ракету, выстреливаемую через ствол пушки и созданную на базе выстрела «Инвар-М». Кумулятивный заряд расположен в носовой части ракеты и обеспечивает преодоление динамической защиты, в том числе выполненной во встроенном варианте. Основной кумулятивный заряд поражает непосредственно цель. Для поражения укрепленных инженерных сооружений разработан вариант ракеты с фугасной боевой частью термобарического действия.

При модернизации на 125-миллиметровой самоходной противотанковой пушке для «Спрут-СДМ1» была установлена более совершенная цифровая СУО с комбинированным прицелом наводчика с тепловизионным каналом ночного видения и автоматом сопровождения целей. Кроме того, у командира «Спрута-СДМ1» появилась возможность вести огонь из дополнительной пулеметной установки , в том числе по верхним этажам зданий, господствующим высотам в горной местности и вертолетам.

Модернизированный «Спрут-СДМ1» унифицирован по узлам и агрегатам с недавно принятой на вооружение боевой машиной десанта БМД-4М. Из этого можно сделать вывод, что, как и у новейшей БМД-4М, у «Спрут-СДМ1» серьезно увеличена мощность двигателя, что существенно повышает мобильность самоходной пушки как на плаву, так и при передвижении по пересеченной местности.

С использованием модернизированных выстрелов типа «Инвар-М» в составе вооружения «Спрут-СДМ1» получает принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ракеты в 2,5 раза превышает дальность ответного огня любых современных танков, так как снаряд летит на 2000 м, а противотанковая управляемая ракета на 5 000 м. Это позволяет выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.

Боевая машина имеет информационно-управляющую систему шасси, которая значительно облегчает эксплуатацию, выявление возникающих неисправностей. Новейший комплекс связи обладает частотной модуляцией и техническим маскированием. По узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению «Спрут-СДМ1» унифицирован с боевой машиной десанта БМД-4М.

Тактико-технические характеристики

Тип машины

гусеничная, бронированная, плавающая, десантируемая парашютным способом с экипажем внутри машины

Полная боевая масса, тонн

Экипаж, чел.

3 (командир, наводчик-оператор, механик-водитель)

Двигатель

УТД-29, четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува

Максимальная мощность (стендовая) при 2600 об./мин, кВт (л.с.)

368 (500)

Скорость движения, км/ч:

По шоссе, не менее

На плаву, не менее

Вооружение:

125-мм гладкоствольная пушка 2А75М

Тип боеприпасов: ОФС, БПС, КС и ПТУР

Система заряжания пушки автоматическое из механизированной укладки

Управляемое оружие полуавтоматический ракетный комплекс с запуском из ствола пушки и управлением лазером

Углы обстрела:

По горизонту 360°

По вертикали -5 …+15°

На корму -3…+17°

Боекомплект выстрелов - 40 штук (22 в меанизированной укладке и 18 штук в допукладке)

7,62-мм пулемет ПКТМ, спаренный с пушкой

7,62-мм пулемет ПКТМ в дистанционной установке

Боезапас патронов к пулеметам - 2000 шт

* Портативная контрбатарейная РЛС «Аистёнок» способна обеспечивать разведку огневых точек противника, расчёт траекторий снарядов или ракет и корректировку огня. Также комплекс позволяет контролировать воздушное пространство и наблюдать за БЛА.

АВАКС обманут шепотом >>

На небольших расстояниях «Аистёнок» способен отслеживать миномётные выстрелы калибром от 81 до 120 мм во время полёта мины, определяя траекторию полёта и рассчитывая точку выстрела и падения снаряда. Максимальная дальность обнаружения миномётов ограничена 5 тысячами метров. На таких расстояниях «Аистёнок» способен очень точно определить восходящую и нисходящую траектории полёта мины и рассчитать координаты вражеского миномёта.

Минимальное расстояние для определения миномётов противника составляет 750 метров. При этом точность обнаружения цели составляет несколько десятков метров и зависит от типа цели. Расчёт координаты, откуда произведён выстрел позволяет точно наносить контрудары по вражеским миномётам и корректировать собственный огонь.

Вес комплекса разведки «Аистёнок», разработанного ОАО «Концерном «Алмаз-Антей» составляет 135 кг. Это немного для систем такого типа и позволяет разведподразделениям без особых усилий перемещать его как на боевой машине, так и вручную с помощью трех человек. В комплект модульной системы входит семь элементов:

Опорно-поворотным устройством с треногой,

приёмопередатчик с антенной,

Блок питания,

Блок первичной обработки информации,

Электроагрегат,

Радиостанция и пульт управления.

Для полной сборки модулей «Аистёнка» и подготовке его к работе требуется всего пять минут. Пульт управления, выполненный в форме ноутбука, отображает цветную информацию о функционировании устройства. Данные об обнаруженных целях передаются через установленную радиостанцию сантиметрового диапазона. « Аистёнок » н е имеет собственного поворотного механизма, но этот недостаток компенсируется 60-ти градусным сектором наблюдения по азимуту ширины луча . Определение расчётов противника осуществляется с помощью обнаружения места выстрела и расчёта траектории снаряда. Дальность обнаружения цели составляет от 2-ух сотен метров до 20 000.

Шойгу проверил «Щегловский вал» >>

** , артиллерии, реактивных систем залпового огня и стартовых позиций тактических ракет противника по выстрелу. Кроме этого, для контроля точности стрельбы ударных установок. До недавнего времени в российской армии самым современным комплексом наземной электронной разведки были устройства «ПСНР-8» и «ПСНР-8М», которые готовятся уступить место новейшему электронному разведчику - изделию «1-Л277». Его второе название - «Соболятник». Он используется при исправлении направления стрельбы из миномета, и еще для нахождения беспилотников, летающих на низких расстояниях от земли . Отличительной особенностью изделия «1-Л277» является применение фазированной антенной решетки, широкополосного импульсного ЛЧМ сигнала для обнаружения движущихся целей и разрывов снарядов (мин), а также для обнаружения неподвижных объектов.

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 >>

Военные конструкторы добавили к станции «ПСНР-8М» автоматизированный блок первичной обработки данных, освободив оператора станции-разведчика от процесса обнаружения военных объектов и живой силы противника. Вместе с этим значительно увеличилась дальность действия электронного разведчика - его «дальнозоркость» увеличилась до 30 км.

У «ПСНР-8М» всего 500 часов непрерывной работы, «1-Л277» может работать без поломок от 1500 до 2000 часов. То есть надежность нового разведчика выросла в 4 раза. У станций «ПСНР-8» и «ПСНР-8М» были 3 крупных недостатка: мощность их импульсного излучения составляла 1 КВ, проще говоря, противнику было не так трудно их «засечь». Вторым недостатком было, так называемое, механическое сканирование местности, т.е. антенна во время работы вращалась вокруг своей оси. Двигатель, который ее приводил в движение, быстро выходил из строя, и его приходилось менять. Поэтому военные выдали техзадание, в котором говорилось о том, что данные приемы работы надо усовершенствовать. Не устраивал военных и вес станции-разведчика. Он составлял 62 кг, поэтому его боевой расчет составлял 3 человека.

В парке «Патриот» впервые покажут ракеты «Гранит» >>

«Соболятник» осуществляет электронное сканирование, за счет чего антенну больше не надо вращать вокруг своей оси и время от времени менять ее двигатель. Вес станции снизился до 36 кг, и теперь ее расчет состоит всего из 2-ух человек. Но самое главное – станция практически превратилась в «невидимку», так как ее импульсное излучение теперь меньше, чем у мобильного телефона.

Разрешающая способность новой станции-разведчика увеличилась в пять раз - с 50-ти до 10-ти метров. Это позволило поднять информативность, и оператор получил возможность считывать цели в колонне, т.е. различать отдельные цели. «ПСНР-8М» выдавала на экран длинную полоску, а «Соболятник» - отдельные предметы. Кроме того, новое изделие получило алгоритмы автоматизированного распознавания цели по критерию : человек – машина . За счет усовершенствования нового электронного разведчика мы можем обнаруживать движущиеся цели на фоне мощных отражений от поверхности земли. Таким образом, теперь оператор получил возможность видеть на экране своего монитора движение техники и людей. Безопасность самого оператора тоже увеличили за счет длины кабеля, соединяющего монитор с антенной, до 30 метров. То есть в случае попытки противника уничтожить станцию, у оператора появилось больше шансов остаться невредимым.

Системы видеонаблюдения, применяемые в Сирии >>

Новое изделие в состоянии обнаружить живую силу противника на расстоянии 6 км. У «Соболятника» применен более сложный сигнал с внутриимпульсной линейной частотой модуляции, что позволило снизить пиковую мощность излучения до 8 Ватт. Это резко повысило скрытность работы этого электронного разведчика. Некоторые виды оружия легко сопрягаются с этой станцией в особенности это пулеметы, такие как « ПЕЧЕНЕГ » и « КОРД ». Это позволяет ей присутствовать при военных действиях и при этом быть не заметной, если, конечно, нет оптического наблюдения.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

В 80-х страны НАТО начали интенсивное наращивание своего вооружения. Это стало толчком для Центрального научно-исследовательского института к созданию новой концепции развития военной техники для СССР. С целью создать эффективное орудие, способное противостоять танкам НАТО, в 90-е годы специально для ВДВ России акционерным обществом “Волгоградский тракторный завод” была разработана самоходная противотанковая пушка 2С25 “Спрут-СД”.

Об авторах разработки

“Спрут-СД” 2С25 является российской авиадесантной самоходной противотанковой пушкой. Главным конструктором, занимавшимся изготовлением шасси, стал А. В. Шабалин. 125-миллиметровое орудие 2А75 к “Спрут-СД” 2С25 было разработано В. И. Наседкиным. Работа по созданию данного российского противотанкового вооружения проводилась в ЦНИИ точного машиностроения.

Начало создания

В 1982 году на основе был создан макет САУ 2С25 “Спрут-СД”, разработанный под калибр 125 мм. Это стало подтверждением того, что, используя узлы и агрегаты десантной машины, вполне возможно создать новое, очень эффективное орудие. Руководство ЦНИИ Точмаша решило, что для проектирования более легкого шасси можно использовать легкий танк “Объект 934”, который был оснащен облегченной 100-миллиметровой нарезной пушкой с заряжающей автоматикой, рассчитанной на 19 выстрелов.

Один из этих танков стал основой для создания макетного образца 125-миллиметрового орудия. Модернизированный танк “Спрут-СД” теперь оснащался гладкоствольной 125-мм пушкой. В процессе была использована классическая башенная схема. Кроме того, конструкторами рассматривались и варианты с вынесением вооружения.

Тестирование

В 1984 году для опытных стрельб на полигон в Кубинку был транспортирован “Спрут-СД” 2С25. Результаты тестирования новой САУ показали, что по кучности стрельбы она не уступает танковым орудиям, а нагрузка, действующая на экипаж и само орудие, не превышает допустимых пределов. 20 октября 1985 года военно-промышленная комиссия приняла решение начать производство 125-миллиметровой пушки для “Спрут-СД” 2С25.

С какими трудностями столкнулись разработчики при создании средств десантирования?

Средства П260, обеспечивающие десантирование самоходной установки, при испытании показали ряд недостатков:

  • их производство было дорогостоящим;
  • использование средств П260 оказалось сложным.

В результате работы по парашютно-реактивным средствам были прекращены, а место П260 заняла бесплатформенная система десантирования, которая получила обозначение П260 М.

Что собой представляет “Спрут-СД” 2С25? Описание конструкции

Является боевой бронированной гусеничной плавающей машиной, использующей в качестве вооружения мощный артиллерийско-ракетный комплекс.

САУ состоит из трех частей - корпусов:

  • В переднем расположен пункт, обеспечивающий управление машиной “Спрут-СД” 2С25. Фото внизу представляет особенности строения самоходной установки. Данный корпус рассчитан на троих человек: командира самоходки, наводчика и механика-водителя. В крыше боевой машины для экипажа имеются встроенные наблюдательные приборы с дневным и ночным видением.

  • В среднем корпусе размещена башня установки. Данный блок является боевым. Прицел, предназначенный для старшего в экипаже, представляет собой комбинированную конструкцию: сфера его деятельности распространяется на две плоскости за счет совмещения с лазерным прицелом. Наведение 125-миллиметрового снаряда обеспечивается при помощи лазерного луча.
  • Задняя часть считается местом моторно-трансмиссионного отделения.

Обустройство рабочего места для командира

На рабочем месте главного экипажа конструкторами артиллерийской установки предусмотрено наличие таких устройств:

  • дневного монокулярного перископического прицела 1А40-М1, имеющего стабилизирующее поле зрения;
  • ночного оптико-электронного комплекса ТО1-КО1Р;
  • лазерного дальномера, при помощи которого командир измеряет расстояние до мишени и вырабатывает упреждающий угол во время стрельбы по движущейся цели;
  • информационного канала, с помощью которого осуществляется наведение и пуск управляемой ракеты;
  • дублирующего баллистического и прицельного устройства, которое используется наводчиком;
  • специального пульта, осуществляющего автономное управление автоматики при заряжании;
  • приводов, обеспечивающих оперативную связь между командиром и наводчиком.

Какие задачи выполняет командир экипажа?

Главный в группе при помощи прицелов ночного и дневного видения осуществляет наблюдение за местностью. Командир этой самоходной артиллерийской установки, независимо от наводчика, может выполнять прицельную стрельбу как из пулемета, так и из пушки. Данная возможность обеспечивается за счет компьютеризированной системы управления огнем: при наличии исходных данных танковым баллистическим вычислителем при помощи приводов осуществляется автоматический ввод углов и упреждений. За счет данной функции от командира не требуется выполнять перенацеливание с использованием дальномерных и прицельных марок. Командир может свободно выполнять стрельбу.

Как классифицируется созданное орудие?

Противотанковая - к такому классу орудий была причислена боевая машина “Спрут-СД” 2С25. Назначение и спектр выполняемых ею заданий сводились к борьбе с вражескими танками. Ранее данную задачу выполняли такие танки, как ПТ-76Б и "Объект 934". Они были заменены с появлением 2С25 “Спрут-СД”. Боевая машина огневой поддержки, в отличие от других легких танков, обладает более высокой огневой мощью. Маневренность и проходимость новой САУ соответствует показателям, характерным для боевых орудий легких танков. “Спрут-СД” является современным и более совершенным вариантом ПТ-76Б.

В каких условиях эксплуатируется?

“Спрут-СД” в состоянии без дозаправки преодолевать расстояния не менее 500 километров. Транспортировка САУ осуществляется военно-транспортной авиацией. Также для этой цели могут использоваться десантные корабли. Для десантирования установки ее разработчиками предусмотрены посадочный и парашютный способы. Экипаж боевой машины при этом находится в ее кабине. Имея высокую удельную мощность, “Спрут-СД” пригоден к ведению боевых действий как в высокогорной местности, так и в жарком тропическом климате.

САУ способна противостоять высокобронированной технике противника, его укрепленным опорным пунктам и живой силе. Преодоление водных преград возможно при условии, что волнение не превышает 3 балла. Работать на воде артиллерийская установка может за счет оборудованных на шасси Плавучесть установки обеспечивается при помощи водометов с диаметром рабочих колес 34 см и опорных катков. В конструкции САУ имеются замкнутые воздушные камеры. При попадании воды в корпус выкачивание осуществляется при помощи мощных водяных помп. Находясь на плаву, “Спрут-СД” может вести стрельбу.

После выполнения своей боевой задачи САУ приспособлена осуществлять с водной поверхности самостоятельную загрузку в десантный корабль.

Специально для работы в заснеженной местности используются снегоходные гусеницы и асфальтоходные башмаки. “Спрут-СД” пригоден для местности, получившей радиационное, химическое и биологическое заражение. Безопасность экипажа обеспечивает защита от оружия массового поражения.

Маскироваться боевая артиллерийская машина может при помощи дымовой завесы. Для этой цели конструкторы монтировали на кормовой лист башни САУ кронштейны (2 штуки), в которых расположены шесть гранатометов 902В, использующих дымовые гранаты калибра 81 мм.

Для каких целей была создана боевая машина?

Изначально САУ была сконструирована для противостояния танкам, различной бронетехнике и живой силе. 2С25 “Спрут-СД” - боевая машина огневой поддержки - предназначалась только для ВДВ. Задача десантируемой самоходной артиллерийской установки состояла в борьбе с бронированной техникой в тылу противника. Со временем она вошла в состав морской пехоты и спецвойск. Опыт использования 2С25 показал, что, взаимодействуя с боевой машиной БМД-4, оснащенной 100-мм орудием и самоходным ПТРК “Корнет”, “Спрут-СД” может быть очень эффективна не только в тылу противника, но и в прямом боевом столкновении, которые проводят Сухопутные войска Вооруженных сил России.

В промежуток с 2001 по 2006 год после проведенных дополнительных испытаний войска Российской Федерации получили в свое расположение боевую машину “Спрут-СД” 2С25.

Основные характеристики

Вес боевой машины составляет 18 тонн. Экипаж состоит из трех человек. Запас хода составляет 500 км. Ходовая часть состоит из семи прорезиненных опорных катков, шести одиночных прорезиненных роликов, ведущего и направляющего колеса, стальных двухгребневых гусениц, в которых используются резинометаллические шарниры, и асфальтоходных башмаков. Длина САУ с пушкой составляет 9,77 метра.

Боевая машина оснащена шестициллиндровым четырехтактным оппозитным дизелем с наддувом и непосредственным впрыском топлива, для которого предусмотрено жидкостное охлаждение. 2В-06-2С - марка двигателя, устанавливаемого в “Спрут-СД” 2С25. Технические характеристики двигателя позволяют САУ развивать скорость от 45 (средняя) до 70 км/час.

САУ оснащена противопульной броней. Лобовая часть способна выдерживать прямые попадания 23-миллиметровых снарядов с расстояния в полкилометра. В процессе изготовление брони для боевой машины использовались алюминиевые сплавы (для корпуса САУ и ее башни). Устройство лобовой части производилось с применением стальных накладок. Для боевых машин предусмотрены радиостанции Р-173 и переговорные устройства Р-174.

Авиационное десантирование боевой машины осуществляется из самолетов ИЛ-76 (моделей М и МД), АН-124. Использование внешней подвески для вертолета МИ-26 также позволяет успешно осуществлять десантирование самоходной установки “Спрут-СД” 2С25.

Вооружение армии РФ обогатилось САУ, оснащенной одной гладкоствольной пушкой 2А75 и спаренным с ней пулеметом марки ПКТ. Боевой комплект главного орудия 2А75 рассчитан на 40 выстрелов. Механизированная укладка содержит 22 боезапаса. Дополнительная - 18. Калибр пулемета: 7,62 мм. Одна содержит 2000 патронов.

Какие снаряды используются?

Боекомплект боевой машины содержит снаряды, позволяющие совершать выстрелы четырех типов:

  • Осколочно-фугасные (20 снарядов).
  • Бронебойные (14 штук). Выполняя стрельбу бронебойно-подкалиберными снарядами с двухкилометрового расстояния, можно пробить гомогенную бронированную сталь, толщина которой не превышает 23 см.
  • Кумулятивные снаряды (6 штук). Пробивают гомогенную стальную броню толщиной до 30 см.
  • Оснащенные Пробивают броню, толщина которой превышает 35 см.

Устройство основного оснащения установки

Используя танковую пушку 2А46 и ее модификации, конструкторы 2С25 создали усовершенствованную 125-миллиметровую гладкоствольную пушку 2А75. С целью уменьшить силу сопротивления откатам при стрельбе планировалось наличие в установке специального дульного тормоза. Но в результате данных работ появились проблемы с отдачей орудия, которые были решены путем увеличения длины отката до 74 см. Дополнительно была разработана гидропневматическая подвеска шасси, механизм которой поглощал остатки от импульса отдачи.

Пушка 2А75 оснащена заряжающей автоматикой, что положительно отразилось на скорострельности орудия: за одну минуту можно выполнить 7 выстрелов. Данная автоматика состоит из:

  • конвейерного механизма, оснащенного 22 кассетами;
  • цепного механизма, производящего подъем кассет;
  • цепного досылателя;
  • механизма, осуществляющего удаление из боевой части установки отстрелянных гильз.

Заключение

Огневая мощь боевой машины “Спрут-СД” не уступает таким танкам, как Т-80 и Т-90. Высокая подвижность как на суше, так и на воде позволили САУ 2С25 достичь уровня боевой машины БМД-3. За счет особенностей конструкции - возможности башни в САУ выполнять круговые вращения и стабилизации оружия в двух плоскостях - “Спрут-СД” можно эффективно использовать как легкий плавающий танк, которому сегодня не создано ни одного аналога.

Разработанная российскими конструкторами самоходная артиллерийская установка вызвала интерес у представителей вооруженных сил Кореи и Индии.

Мечта каждого командующего ВДВ - иметь в арсенале войск вооружение, способное поддержать огнем десант непосредственно на месте высадки, отразить атаку неприятеля и самим развить наступление. Долгое время основным средством огневой поддержки у десантников была БМД-1 (с 1969 года), а ранее парашютно-десантные части были в основном вооружены только стрелковым оружием и гранатометами.

Верная и надежная «Нона»

Прорывным можно назвать начало серийного производства в 1981 году 120-мм дивизионно-полковой авиадесантной самоходной артиллерийско-минометной установки 2С9 «Нона-С». С ее появлением на вооружении ВДВ значительно расширили свои боевые возможности: новое орудие могло вести огонь как прямой наводкой, так и по навесной траектории.

«Нона» прекрасно зарекомендовала себя во время боевых действий в Афганистане, где активно использовалась в качестве средства огневой поддержки десантно-штурмовых и воздушно-десантных подразделений. И если, скажем, десантные войска во время афганской кампании пересели с БМД на БМП, имевших больший технический ресурс, то «Нона» осталась в боевом строю. Использовалась эта САУ в боевых действиях на территории Чечни, Дагестана, а также во время миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине (без боевого применения), в которой была задействована российская отдельная воздушно-десантная бригада.

Несмотря на выявленные недостатки в виде быстрого износа ходовой части и ограниченных углов горизонтального наведения, эти орудия хорошо себя зарекомендовали и подтвердили перспективность использования 120-мм нарезных универсальных систем.

С течением времени для ВДВ потребовалось более мощное артиллерийское орудие, способное, в частности, уничтожать на поле боя танки противника. И здесь, конечно, калибр имел значение. Для решения новых задач подходило 125-мм орудие 2С25 САУ «Спрут-СД» (СД - самоходное десантируемое). Эта самоходка на поле боя представляла собой реальную силу. Сыграло свою роль и то, что для стрельбы могли использоваться штатные танковые снаряды, уже имеющиеся на вооружении нашей армии. При убойной силе, способной разнести в хлам как танки противника, так и его оборонительные сооружения, «Спрут» имел сравнительно малые габариты и вес всего 18 тонн (для сравнения: танк весит от 40 до 70 тонн), что позволяло осуществлять его парашютное десантирование.

Сразу не получилось

Но у «Спрута-СД» оказалась непростая судьба. Эта бронированная артиллерийская система разрабатывалась еще с середины 80-х годов прошлого столетия, но в силу ряда причин была принята на вооружение только в 2006-м. Серийное производство велось с 2005 по 2010 год, после чего было принято решение приостановить сборку до появления проекта модернизированной самоходки.

«Проблема любой боевой техники, предназначенной для доставки в заданный район парашютным способом, заключается именно в ограничении ее веса, - рассказал корреспонденту еженедельника "Звезда" генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ России в 1996 - 2003 годах. - Условно говоря, танк с парашютом не сбросишь, равно как и самоходные артиллерийские установки 122-мм и 152-мм, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Тут никакая многокупольная или парашютно-реактивная система не выдержит. При этом необходима достаточно мощная колесная база, позволяющая вести огонь из самоходной установки. Когда испытывали "Нону", то ходовую часть использовали от бронетранспортера БТР-Д с увеличенным количеством катков, при этом стрельба велась с уменьшенным клиренсом, когда бронированное днище практически соприкасалось с землей и амортизировало отдачу выстрела. Собственно, такая конструкция и оказалась наиболее удачной при создании артиллерийских систем, предназначенных для десантных войск».

«Реанимировать» самоходное орудие «Спрут» решил нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Нельзя сказать, что модернизация этой установки лежала под сукном. Нет, конструкторы занимались доработкой, как по ходовой части, так и по вооружению, так что запрос военных не застал предприятия «оборонки» врасплох. Поэтому ожидается, что Воздушно-десантные войска получат обновленное самоходное орудие уже в 2018 году. САУ получила условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1».

Высокая мобильность плюс огневая мощь

Основным требованием к новой САУ было повышение боевых характеристик за счет применения нового оборудования. В первую очередь - прицельных устройств и средств управления огнем. Это сделано. Что еще немаловажно: шасси самоходки унифицировано с другой бронетехникой десантных войск. Базой для нее послужила боевая машина десанта БМД-4М с семью опорными катками малого диаметра, с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена и возможность изменения клиренса, что необходимо как для ведения огня, так и десантирования самоходного орудия.

Одним из главных достоинств «Спрута», из-за чего он получил название «истребитель танков», считается его огневая мощь. Она такая же, как у танков Т-72 и Т-90. По сути, 125 мм - это орудие главного калибра для ВДВ, по крайней мере, из того, что способно десантироваться парашютным способом

Новая САУ способна использовать различные виды боеприпасов - осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Снаряды пробивают до 770 мм брони, даже под динамической защитой. Плюс в боекомплекте имеются управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут-СДМ1» получил и новый дизельный двигатель УТД-29 мощностью в 500 л.с. (предшественник обладал 450 «лошадками»). Это скажется на подвижности боевой машины и увеличит ее моторесурс. Скорость самоходки составит 70 км/ч по шоссе и грунтовой поверхности, на плаву машина сможет передвигаться со скоростью 7 км/ч, что позволит форсировать достаточно большие водные преграды. Подверглось модернизации и боевое отделение САУ, где установлена новая система управления огнем, в том числе с комбинированными прицелами с телевизионным и тепловизионными каналами, которые позволяют вести огонь в любое время суток и в любых погодных условиях. Для эффективности стрельбы предусмотрен и автомат сопровождения целей, который существенно повышает общие боевые характеристики самоходки.

В состав нового радиоэлектронного оборудования включены средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена. Экипаж будет постоянно информирован не только о местоположении соседних машин, но и «видеть», по каким целям они работают. При необходимости САУ смогут переносить огонь по новым целям, которые они еще не успели зафиксировать, но их уже засекли соседи или с командного пункта. Стрельба при этом может осуществляться как штатным боеприпасом, так и управляемыми ракетами нескольких типов, которые запускаются из ствола основного орудия.

Не претерпел изменения разве что калибр орудия самоходки - он по-прежнему будет 125 мм. Оно устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости. При этом углы возвышения меняются в пределах от минус 5 до плюс 15 градусов - по «воробьям» (высоколетящим целям), конечно, стрелять не получится, но возвышенности окажутся в зоне поражения. Орудие оснащено автоматом заряжания, который самостоятельно подает в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. При относительно небольших габаритах «Спрут-СДМ1» способен вместить 40 снарядов различных типов, которые находятся на борту в момент десантирования и готовы к использованию, как только экипаж займет свои места.

Усилено на САУ и пулеметное вооружение. К спаренному с орудием ПКТ калибра 7,62 мм добавлен еще один пулемет. Он смонтирован на дистанционно управляемом боевом модуле - стрельбу из него можно вести, не высовываясь из люка. Модуль будет установлен в кормовой части и его предназначение сводится к обеспечению безопасности с тыла, что весьма актуально при ведении боя в глубине обороны противника.

Еще один плюс обновленной самоходки заключается в такой «мелочи», как возможность перевозить на броне десантников, что бывает актуальным при коротком марше к боевым позициям.

В ВДВ уже успели оценить боевые качества «Спрут-СДМ1» на показательных стрельбах в учебном центре под Псковом и теперь ждут поставок САУ в войска. Ожидается, что они начнутся уже в ближайшее время.

История самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска.

Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.

К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части.

С 1982 года в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения.

Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой.

Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 — будущего .

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств , . Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси.

Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты . Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.





СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот.

Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате.

Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.



СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава , лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от оружия массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с ., и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета . Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Основные характеристики 2С25 «Спрут-СД»:
Полная масса, т……………. 18
Экипаж, чел……………….. 3
Высота на рабочем клиренсе, мм….. 2720
Длина с пушкой вперед, мм………. 9771
Длина по корпусу, мм…………… 7070
Ширина, мм……………………. 3152
Клиренс, мм…………………… 100-500 (рабочий - 420)
Вооружение пушка :
— марка…………………….2А75
— калибр (мм), тип…………..125, гладкоствольная
— заряжание……… раздельное, автоматическое
— скорострельность…………….7 выстр./мин
пулемет :
— марка…………………….. ПКТ(ПКТМ)
— калибр, мм………………… 7,62
Углы наведения вооружения:
— по горизонту…………………. 360
— по вертикали вперед…………… от -5 до +15
— по вертикали назад (на корму)……от -3 до +17
Боекомплект:
— выстрелов к пушке……40 (из них 22 - в автомате заряжания)
— типы выстрелов: осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный
— патронов…………… 2000

Броневая защита :
— лобовая: от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40)
— круговая: от огня 7,62-мм оружия
Двигатель :
— тип: четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
— марка………………… 2В-06-2С
— мощность, л.с. (кВт) ….. 510(375)
Трансмиссия: гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота
Подвеска опорных катков: индивидуальная пневматическая
Гусеница: стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами
Ширина трака основной гусеницы, мм….380
Водоходный движитель, тип: гидрореактивный
Максимальная скорость, км/ч:
— по шоссе……………………. 70-71
— наплаву…………………….. 10
Средняя скорость по грунтовой дороге, км/ч…..47-49
Запас хода:
— по шоссе, км………………… 500
— по грунтовой дороге, км………. 350
— наплаву, ч………………….. 10
Удельное давление на грунт, кг/см 2 ..0,53.

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.

К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

В начале 1980-х годов в СССР остановили разработки по теме нового легкого танка для Сухопутных войск. Но вскоре легкой машиной с орудием «танковой» мощности заинтересовались Воздушно-десантные войска.

Началу работ по теме «Спрут-СД» предшествовал целый ряд событий и наработок. В 1982 году была открыта научно-исследовательская работа под шифром «Бурун», в рамках которой в ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск) исследовали возможности создания десантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной со 125-мм орудием высокой баллистики танковых войск. Шасси, подходящее для решения задачи, уже было — опытный легкий плавающий танк «Объект 934» («Судья»), разработанный КБ под руководством А. В. Шебалина на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ). Его элементы были использованы при разработке на ВгТЗ боевой машины десанта нового поколения по теме «Бахча». И уже в 1984 году прошли опытные стрельбы из 125-мм самоходной противотанковой пушки (СПТП), установленной ЦНИИТОЧМАШ на шасси «Объекта 934».

МУЧИТЕЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ

Решением Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР от 20 июня 1985 года определялось проведение опытно-конструкторской работы по созданию 125-мм СПТП, которой присвоили шифр «Спрут-СД» (самоходная, десантируемая). Головным исполнителем работы был назначен ВгТЗ, научно-техническая координация работ была возложена на ЦНИИТОЧМАШ и ВНИИТРАНСМАШ. В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию СПТП принимали участие ОКБ-9 УЗТМ («Уралмашзавод»), ЦКБ ПО «Красногорский завод» («Красногорский завод им. С. А. Зверева»), ЦКБ «Пеленг» (Минск), ВНИИ «Сигнал», НИМИ, КБ Приборостроения (Тула), Волгоградский судостроительный завод. Разработкой средств десантирования занялся Московский Агрегатный завод «Универсал». На вооружение уже Российской армии «125-мм самоходная противотанковая пушка СПТП 2С25 «Спрут-СД» была принята постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 года. С того же 2005 года СПТП 2С25 запущена в серийное производство на ВгТЗ.

УСТРОЙСТВО, ВООРУЖЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА

Машина скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним — боевого отделения и кормовым — моторно-трансмиссионного отделения. В походном положении командир и наводчик размещаются в корпусе машины, в отделении управления.

Установленная во вращающейся башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 производства завода № 9 (Екатеринбург) обеспечивает машине огневую мощью на уровне танков Т-72, Т-80, Т-90. Пушка имеет вертикальный полуавтоматический клиновый затвор, гальваноударный спусковой механизм, гидропневматический тормоз отката и пневматический накатник, эжектор. Длина отката пушки составляет 740 мм. Установлен двухплоскостной стабилизатор 2Э64. Для стрельбы из пушки может использоваться вся номенклатура выстрелов 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с оперенными бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Выстрелы — раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Также может использоваться комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с запускаемой через ствол орудия управляемыми ракетами 9М119, 9М119Ф, 9М119Ф1 (выстрелы ЗУБК14) или 9М119М (ЗУБК20 «Инвар»). Боевое отделение снабжено автоматом заряжания с вращающимся конвейером на 22 выстрела и цепным досылателем элементов выстрела.

Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Рабочее место наводчика оснащено прицелом-дальномером 1А40-1М, ночным прицелом «Буран-ПА», место командира — комбинированным прицелом-прибором наведения «Буг» 1К13-ЗС с ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом для пуска и наведения 125-мм управляемой ракеты. Обеспечена взаимозаменяемость командира и наводчика.

Корпус и башня выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. В сочетании с углами наклона брони это обеспечивает защиту от 23-мм снарядов на дальности 500 м. От огня 12,7-мм оружия лобовая проекция СПТП защищена со всех дальностей. Круговая защита обеспечена от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм. На башне установлена унифицированная 81 -мм установка 902В «Туча» запуска дымовых гранат и осветительных снарядов. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырехтактный многотопливный оппозитный дизельный двигатель 2В06-2С, развивающий мощность 510 л. с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия.

Бортовые передачи — одноступенчатые планетарные. Ходовая часть — с индивидуальной гидропневматической подвеской. Ведущее колесо — заднего расположения. Управляемая гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс в диапазоне от 100 до 500 мм с места механика-водителя. Также с места механика-водителя управляется гидравлический механизм натяжения гусениц.

Гусеница — стальная, с резинометаллическим шарниром, цевочного зацепления. Увеличенная по сравнению с танковой установкой длина отката пушки в сочетании с откатом корпуса машины за счет работы гидропневматической подвески позволили использовать орудие с высоким импульсом отдач на легком шасси, обеспечив при этом СПТП устойчивость при выстреле. Водные преграды машина преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водометных движителя. Средства связи включают радиостанцию Р-163-50У и радиоприемник Р-163-УП, танковое переговорное устройство Р-174. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом с высот от 400 до 1500 м с использованием специальной парашютной многокупольной бесплатформенной системы П260М с 14-купольной парашютной системой МКС-350-14М и воздушной амортизацией принудительного наполнения. Возможно десантирование 2С25 со всеми тремя членами экипажа внутри машины. Машина может перебрасываться тяжелым транспортным вертолетом Ми-26Т на внешней подвеске.

Объем выпуска «Спрут-СД» оказался невелик — в войска поступили всего 36 машин. В связи с переносом производства боевых машин десанта из Волгограда в Курган и, соответственно, переводом «семейства» бронемашин для ВДВ на шасси «Курганмашзавода» встал вопрос о смене шасси для СПТП, получившей обозначение «Спрут-СДМ1». Впрочем, это уже — новая машина.

Возможно вам будет интересно:


  • 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД"

  • Китайский основной боевой танк "Type 79"


Что еще почитать