Биография сергея королева. Сергей Павлович Королев. Извилистая дорога в космос Годы жизни королева конструктора ракет

Дочь легендарного конструктора и ученого Наталья Сергеевна Королёва рассказала о жизни и судьбе своего отца в интервью порталу Российского исторического общества.

— Наталья Сергеевна, фамилия Королёв известна во всем мире. Сергей Королёв - это человек, который не просто стоял у истоков отечественной космонавтики, он открыл космическую эру в истории человечества. Каким его запомнили Вы?

— Меня всегда поражала его необыкновенная целеустремленность, потому что он с самых ранних лет поставил своей целью покорение неба. И конечно, потрясающая организованность и трудоспособность. Ещё в школе, по словам моей мамы, которая училась с ним в одном классе, он не терпел пустых разговоров, всегда вёл строгий распорядок дня, очень ценил время. Он был очень смелый в решении всех важных вопросов. Особенно смелое решение было, когда во время посадки Беляева и Леонова отказала автоматическая система посадки и нужно было дать ответ буквально через минуту. И что такое - дать ответ через минуту? Если ещё раз попробовать автоматическую посадку, но она не сработает, тогда корабль мог сесть за пределами территории нашей страны. А этого допустить было нельзя. Надо было дать разрешение на ручную посадку, и он это разрешение дал. Или если говорить о пуске Гагарина: ведь было пять испытаний корабля с собаками и манекеном, но только два из них были успешными - 9 марта и 25 марта 1961 года. Однако это вселило уверенность в моего отца, что все должно быть благополучно. Он рисковал жизнью человека и будущим космонавтики, потому что если бы была какая-то неудача, то сложилось бы отрицательное отношение к космическим полётам в принципе.

— Какое первое воспоминание у Вас связано с отцом? Его репрессировали, когда Вы были ещё совсем ребенком… Вы помните вашу первую встречу?

— Моего отца арестовали, когда мне было три года. Мама мне говорила, что мой папа лётчик и он выполняет ответственное задание. И я так и говорила всем детям, которые со мной играли. Когда его привезли с Колымы, он вернулся обратно в Бутырскую тюрьму. А 18 сентября 1940 года он попал в «туполевскую шарагу». Для поднятия духа заключённых специалистов руководство НКВД разрешило им свидания с ближайшими родственниками. Мама сказала, что папа прилетел и мы с ним встретимся. Мне было тогда пять лет. Я приехала в Бутырскую тюрьму, но не знала, что это тюрьма. Мы вошли в маленький дворик этой тюрьмы и потом поднялись на второй этаж, где стояли стол и четыре стула. Мы сели с мамой, а с противоположной стороны вошли отец и охранник. Я сразу его спросила: «Папа, как ты мог сесть здесь на своём самолёте, здесь же такой маленький дворик?» Я думала, что он прилетел прямо сюда и сел здесь. Отец не успел ничего сказать, за него ответил охранник: «Эх, девочка, сесть-то сюда легко, а вот выйти отсюда очень трудно». Вот это моё первое воспоминание об отце. Когда его уже освободили, он приехал из Казани в командировку в Москву в ноябре 1944 года. Я была дома и сразу узнала его.

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин и конструктор Сергей Королев Фото: ТАСС - КП Хабаровск

— О чем обычно беседовали? Может быть, какие-то разговоры запомнились особенно?

— Меня поражала в нём убеждённость в нужности и важности дела, которому он посвятил свою жизнь. Вот у нас был такой разговор с ним в 1956 году, я тогда проходила практику после 4-го курса медицинского института в Хотьковской больнице. Отец приехал туда - у него выдалось свободное время. Мы три часа гуляли с ним по лесу и разговаривали. И конечно, меня очень интересовало, чем он занимается. Это было ещё до пуска первого спутника. Он мне рассказывал о космических поездах, о космических вокзалах, о том, что люди обязательно будут на Луне, о том, что будут орбитальные станции. Я, конечно, не верила, а он сказал: «Вот ты не веришь, а это будет, и будет очень скоро». Он был абсолютно убеждён в этом. И в том, что человек будет на Луне. Ещё в 1945 году я очень увлекалась Жюлем Верном, читала «Из пушки на Луну». Он увидел эту книгу и сказал: «Ты знаешь, лет через 25 человек будет на Луне». Я тогда ответила, что это фантастика, может, это и будет, но не при нашей жизни. А он сказал: «Ты запомни этот день и этот час. Это будет, и будет при нашей жизни». Действительно, он почти не ошибся, только на один год. В 1969-м, через 24 года, американцы высадились на Луну. Конечно, жалко, что не мы.

— Сергей Павлович стоял у истоков советской лунной программы, но она так и не была завершена…

— Она не была завершена, потому что он умер. После этого было три неудачных пуска, а потом, когда всё уже было подготовлено к четвёртому пуску, эту программу закрыли. К тому времени американцы уже были на Луне. Я думаю, если бы мой отец был жив, хотя, конечно, история не знает сослагательного наклонения, может быть, мы бы американцам Луну не отдали. Он мечтал о том, чтобы мы тоже были первые на Луне. В 1962 году он написал записки по тяжёлому межпланетному кораблю и тяжёлой орбитальной станции, где он подробно описывает, какими будут орбитальные станции (их тогда еще не было), какие будут межпланетные корабли, даже описывает, какая там будет посуда, как будут питаться космонавты, какие растения будут расти на орбитальных станциях. Я была просто потрясена, когда прочитала эти записки. Они были опубликованы в моём трехтомнике «Отец». Сергей Павлович был абсолютно уверен в важности дела, которым занимается, и он этой уверенностью мог убедить буквально всех. Даже если послушать запись, когда он дает команды Гагарину, он говорит: «“Кедр”, я “Заря”, как слышите меня? Минутная готовность». И говорит это очень уверенным голосом. В книге «Отец» есть глава «Просто человек». Я пишу о нём как о человеке. Потому что я вообще не технарь, а врач, и старалась избегать технических подробностей.

— А Ваш отец много рассказывал семье о своей работе?

Нет. Он никогда не рассказывал семье о своей работе, он был засекречен и не мог ничего рассказывать. Мои родители в 1949 году расстались, у него появилась новая жена. И мы не так часто встречались. После войны до 1952 года я жила с двумя бабушками и двумя дедушками на квартире у мамы Сергея Павловича. Мы жили в Марьиной роще, отец приезжал туда, я абсолютно не знала, какая трагедия в нашей семье наступает, и узнала только в день развода моих родителей 24 июня 1949 года. А я мечтала о том, что, когда я закончу школу, мы наконец будем жить одной семьёй. Отец мне строго-настрого сказал, чтобы я никогда никому не говорила, чем он занимается. В анкетах я писала, что Королёв - инженер, а фамилия Королёв довольно распространённая, поэтому вопросов не возникало. И даже когда мой отец умер и я позвонила на работу сказать, что я не приду завтра, потому что у меня умер отец. Тогда ещё не был напечатан некролог, никто на работе и не предполагал, что это и есть главный конструктор Королёв. Конечно, кроме директора моего института Бориса Васильевича Петровского (в 1965-1980 гг. министр здравоохранения СССР. - Ред.), который его оперировал. Он же умер на операционном столе во время операции.

Сергей Королёв с женой и дочерью

— Это были последствия пыток, которым Ваш отец подвергся в ходе допросов?

— Да, ему сломали челюсти. Поэтому во время операции три опытных анестезиолога не смогли ввести ему интубационную трубку в трахею. Хирурги сделали своё дело, но 8 восемь часов находиться под масочным наркозом больному с мерцательной аритмией, конечно, было невозможно. И сердце его не выдержало.

— Во время допросов он в итоге признал свою вину?

— Он признал, когда ему сказали, что если ты сегодня не подпишешь, то завтра будет арестована твоя жена, а твоя дочь будет отправлена в детский дом. И тогда он во имя спасения семьи подписал признательные показания и решил, что на суде он будет всё отрицать. Мама всё время боялась, что её тоже могут арестовать, и была готова к такому варианту: все документы о моём удочерении заранее были подготовлены на бабушку, маму моей мамы. Но на суде отцу не дали сказать ни одного слова, суд удалился на совещание, которое проходило всего несколько минут, и тут же зачитали обвинительный приговор: 10 лет исправительных трудовых лагерей. Но слава Богу, что это был не расстрел.

— Что последовало за приговором? Обычно родные и близкие репрессированных обивали пороги всех кабинетов, чтобы добиться пересмотра дела.

Когда я писала книгу про отца (второй том посвящён как раз его аресту), я все время плакала. Я записала со слов бабушки и мамы, как они пережили всю эту ситуацию. Это, конечно, было ужасно. Но слава Богу, бабушка его спасла. Именно бабушка. С помощью ходатайств Героев Советского Союза Громова и Гризодубовой. Из пересыльной Новочеркасской тюрьмы папа прислал письмо, в котором он писал: «Я жив, здоров, мы здесь тоже слышали о полёте наших знаменитых летчиц - Валентины Гризодубовой…». Он упоминает именно её, и потом в конце письма было написано: «Мой большой поклон дяде Мише». А у нас мужчин с таким именем в семье никогда не было. Мама с бабушкой очень долго думали, на кого он намекает, и решили, что это мог быть только Михаил Михайлович Громов. Потому что отец был связан с ним по работе, очень уважал его, даже был как-то дома у него, и поэтому он намекает на то, чтобы обратиться к нему. Бабушка, не зная адреса, зная только улицу, нашла Громова и попросила его, чтобы он написал сопроводительную бумагу к её заявлению на имя председателя Верховного Суда, потому что без такого сопровождения попасть к нему было невозможно, было очень много таких желающих. В конечном счёте она к нему попала. Рассказ бабушки я успела записать за год до её кончины.

— Тем не менее Сергей Павлович всё равно попал на Колыму?

— После того, как бабушка попала к председателю Верховного Суда, тот написал: «Товарищ Ульрих, прошу проверить правильность осуждения». Это было 31 марта 1939 года, на тот момент Сергей Павлович ещё был в Новочеркасской тюрьме, ещё не был на этапе. Потом бабушка нашла Гризодубову, она тоже написала записку Ульриху. В конечном счёте приговор был отменён, и было дано указание начальнику Новочеркасской тюрьмы, чтобы вернуть Королёва обратно в Москву. Но в это время он уже добывал золото на Колыме. Бумаги пришли слишком поздно. Бабушка мне рассказывала, что, когда она пришла за ответом в приёмную председателя Верховного Суда, секретарь дал ей открытку, в которой было написано, что ей отказано. А оказалось, что эта открытка была не Баланиной (это фамилия моей бабушки по второму мужу), а Балакиной. Бабушка считала, что её сын погиб. Но потом её вызвали, оказалось, что секретарь перепутал открытки. В результате отец был вызван с Колымы на пересмотр дела. Я тоже была в архиве НКВД и изучала личное дело в 1989 году. В книге я привожу все нужные документы, поэтому моя книга об отце документальная, в 2011 году я получила за неё премию президиума академии наук как за лучшую книгу по космонавтике.

— Как жила семья, пока Сергей Павлович был в лагерях?

— Моя мама работала на трёх работах. Все знали, что её муж арестован, люди переходили на другую сторону улицы, даже врачи отказывались ей ассистировать на операциях, потому что она была жена врага народа. Мама поседела за это время. Она была очень красивой, ей было всего 30 лет, у неё было молодое лицо, но она была совершенно седая. У нас не было денег, но хорошо, что няня все-таки с нами осталась. Мама сказала, что нам нечем ей платить, но она сказала, что будет жить у нас бесплатно. Мама дежурила по 15 ночей в месяц, чтобы заработать нам и чтобы посылать ещё деньги отцу: это было возможно, пока он находился в Бутырской тюрьме, и она переводила два раза по 25 рублей. Конечно, если бы ни Громов и Гризодубова, отца бы не вызвали на пересмотр дела, потому что никого с Колымы практически не вызывали. И конечно, если бы ни настойчивость бабушки, которая писала письма и телеграммы Сталину, Ежову и другим людям. Если бы не она, он бы погиб на Колыме.

Сергей Королев в Бутырской тюрьме, 1938 г.

— Сергей Павлович был отправлен на исправительные работы на золотой прииск Мальдяк. Спустя десятилетия, когда Вы собирали материал о своём отце, Вам тоже довелось там побывать. Расскажите, пожалуйста, об этой поездке.

— Я была во всех местах, где жил и работал мой отец, в том числе и на этом прииске. Это было в 1991 году. Тогда была ещё советская власть у нас, я позвонила в Магаданский обком партии, потому что мне нужна была машина и сопровождающий. Мне дали историка Райзмана, который занимался историей этого края и знал её очень хорошо. На второй машине нас сопровождала съёмочная группа магаданского телевидения. Они сделали документальный фильм об этой поездке, хотели пустить его по центральному телевидению. Но как раз в тот день, когда я вернулась с Колымы, 21 августа, случился ГКЧП, поэтому центральному телевидению было не до этого и фильм не вышел в эфир. Я проехала по этой колымской трассе, по которой возили заключённых, встречалась с врачом, которая работала в лагере, когда там был мой отец. Конечно, она не помнила никакого Королёва, но очень много и интересно мне рассказывала. Правда, просила не записывать разговор, хотя я, конечно, всё равно включила диктофон. Она говорила: «Вы не записывайте, я же подписку дала». Представляете? Это был уже 1991 год, а она там работала в 1939-м. Мне показали место, где стояли палатки заключённых, там осталось только несколько бараков, в которых жило лагерное начальство.

— Наверняка эмоционально это был очень сильный момент. Вы помните чувства, которые испытали, увидев это место впервые?

— Конечно, это удручающее впечатление. Заключённые жили в брезентовых палатках. И так как там очень рано наступает зима и бывает очень холодно, эти палатки отапливались печкой-буржуйкой, которая стояла посередине палатки размером 7 на 21 метр. Заключённых там было 50-60 человек. Зимой снаружи палатки засыпали снегом, чтобы сохранить хотя бы немного тепла.

— Известно, что после Колымы академик Королёв часто говорил, что не любит золото…

Да, он говорил: «Я золотишко добывал на Колыме». И он очень не любил золото и алюминий, потому что посуда в лагере была алюминиевая. Он привез с Колымы алюминиевую кружку, которой пользовался в лагере, она находится в моем домашнем музее. На её ручке гвоздём нацарапана фамилия «Королёв».

— В лагере Сергей Павлович едва не погиб. Как удалось выжить в таких нечеловеческих условиях?

— Отец заболел цингой, и когда он уже практически умирал, в лагере появился Михаил Александрович Усачёв. Он был директором завода, где был построен самолёт, на котором разбился Чкалов. Конечно, в декабре 1938 года его тут же арестовали и сослали на Колыму. Усачёв был мастером спорта по боксу. Когда он появился в лагере, то, пользуясь своей силой, вызвал старосту и потребовал: «Показывай мне своё хозяйство». Они вошли в палатку, и староста ему сказал: «А здесь валяется Король, из ваших, но он уже не встанет». Усачёв подошёл и увидел под грудой лохмотьев моего отца, с которым он был знаком. Отец весь был покрыт струпьями, у него выпали все зубы, он не мог ходить. И тогда на соответствующем языке Усачёв поговорил с этим старостой, потребовал, чтобы уголовники давали дополнительную пайку, и Королёва перевел в медчасть. Медсёстры приносили туда сырую картошку, морковь и натирали ими десна больным цингой, заваривали отвар из шишек, больше ничего было. В конечном счёте отец поправился.

— Когда документы о пересмотре дела всё-таки дошли до адресата, Вашего отца отправили в Москву. Но в дороге Сергей Павлович едва не погиб. Пароход, на котором он должен был плыть, затонул. А сам Королёв уцелел лишь по счастливой случайности. Язык не поворачивается назвать такое стечение обстоятельств везением. Но всё же можно сказать, что Ваш отец родился в рубашке.

— Судьба его все-таки берегла. Когда он возвращался с прииска Мальдяк, он не попал на пароход «Индигирка». Он приехал, но этап был уже сформирован, «Индигирка» уходила 8 декабря 1939 года. Он уже был в Магадане и очень просил, чтобы его взяли на борт. Но ему сказали, что мест больше нет. Там ехало больше тысячи человек: вольнонаёмные и больше 700 заключённых. Заключённые находились в трюме. Во время шторма в Охотском море корабль попал на рифы. То есть судно не утонуло, оно получило пробоину, и все вольнонаёмные остались живы. Они высадились на отмель, а потом на следующий день японцы их спасли. А когда матросы бросились, чтобы открыть трюм, начальник конвоя им запретил, и все заключённые до единого человека погибли. Когда японцы пришли спасать, увидели страшную картину: люди просто замерзли в этом трюме.

— Удивительно: люди, которые трудились на благо своей родины, прошли лагеря и которым каким-то образом удалось выжить в этих лагерях, обретя свободу, всё равно продолжали трудиться на государство, которое подвергло их этим страшным репрессиям. У Вас есть этому объяснение?

— Да, никто из них не озлобился. Я разговаривала со многими людьми. И мой отец, и все считали, что произошла ошибка. Он же потом два раза лично встречался со Сталиным, уже после войны, когда он был назначен главным конструктором изделия номер один - это баллистические ракеты дальнего действия БРДД. Он был поражён компетентностью, с которой Сталин задавал ему вопросы. Это было в 1947 году. Когда в 1953 году умер Сталин, отец был поражён его смертью. В своём письме он написал: «Умер наш товарищ Сталин». Он уверен был, что Сталин ни при чём. Может быть, потом он и поменял своё мнение, не знаю. Но мы все переживали смерть Сталина: и моя мама, и я, на тот момент ещё студентка первого курса. Вся страна. Все плакали. Все эти репрессированные люди считали, что кто-то на них донес, что Сталин не виноват. Сейчас трудно судить об этом.

Валентина Терешкова перед полётом в космос и Сергей Королёв, 1963 г.

— Давайте вернемся к теме космоса. Сергей Павлович руководил подготовкой полётов первых советских космонавтов. В их числе была и Валентина Терешкова, первая женщина, побывавшая в космосе.

— Терешкова рисковала своей жизнью. Сколько бы ни было ещё полетов женщин, она была первой. И она одна выполнила полёт в этом корабле. Все остальные летали на станции, где были ещё космонавты, а она была одна, поэтому её полёт был уникальный. Все полёты, которые были при моём отце, все 11 космонавтов, которые летали, отличались друг от друга. Каждый полёт отличался от предыдущего: отец всё время искал что-то новое. Полёт Германа Титова длился 25 часов, он сделал не один виток, а много витков вокруг Земли, и впервые вёл видеосъёмку. Потом Николаев и Попович полетели - это был полёт двух кораблей параллельно. Потом полетели Быковский и Терешкова - это тоже были два корабля и первая женщина в космосе. Потом Комаров, Егоров и Феоктистов - они летали без скафандров в одном корабле, это тоже было новое. А потом полетели Беляев и Леонов, который совершил первый выход в открытый космос.

— Ваш отец выдвигался на Нобелевскую премию, но так и не получил её. Это его покоробило?

— Его два раза выдвигали на Нобелевскую премию. Но дело в том, что когда Нобелевский комитет обратился к нашему правительству, то Хрущёв сказал, что у нас создателем новой техники является весь народ - никому отдельно премию давать не будем. Отец, конечно, очень на него обиделся, как вспоминает сын Хрущёва, потому что это были большие деньги. Конечно, из этих денег он не взял бы себе ни одной копейки. Ему ничего не было нужно, он был такой бессребреник, всегда ездил на космодром в одном и том же «счастливом костюме», одном и том же пальто. Ему для себя лично ничего не было нужно, но эти деньги могли пойти на развитие космонавтики. К сожалению, Нобелевская премия так и не была присуждена, а по завещанию Нобеля посмертно она не даётся. Поэтому так случилось.

— С момента первого полёта человека в космос прошло уже более полувека, пуски ракет стали повседневным делом. Но когда лично Вы смотрите на то, как отрывается ракета от Земли, чем в Вас это откликается?

— Я много раз была на космодроме Байконур, и последний раз была несколько лет назад, смотрела ночной пуск корабля. Подлетая к Байконуру, я всегда поражаюсь тому, что было построено в этой пустыне. Это, конечно, невероятно. Те военные строители, которые это строили, совершили подвиг. Потому что вообще сложно представить себе, что уже в 1947 году начались пуски ракет в Капустином Яре - через два года после окончания такой кровавой, такой тяжёлой войны! И сколько предприятий работало на космос! Это же нужно было всё организовать, для этого нужно было иметь огромный организаторский талант, которым и обладал мой отец. Он сумел сплотить коллектив главных конструкторов и коллективы многих предприятий, которые работали на космос. Пуск ракет завораживает: я видела и дневной пуск, и ночной. Это очень красиво, когда белая ракета поднимается в небо. Конечно, моё сердце наполняется гордостью, потому что в конечном счёте была открыла космическая эра человечества и мы свидетели открытия этой эры. А открыли её Сергей Павлович и его соратники.

Беседовала Анна Хрусталева


Биография Сергея Павловича Королева полна взлетов и падений


Королев - крупнейшая фигура в отечественном ракетостроении: благодаря этому человеку наша страна стала передовой космической державой. Под руководством легендарного конструктора были созданы первые искусственные спутники Земли, космические аппараты различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), а также космические корабли, на одном из которых впервые в истории был совершен пилотируемый полет в безвоздушном пространстве.

Любовь к небу началась у великого конструктора с детского впечатления: в семь лет, сидя на шее у деда, он глядел, как в воздухе наворачивает круги знаменитый одессит - летчик Сергей Уточкин. Отчим, настоявший на том, чтобы мальчик занимался дома (после революции гимназию закрыли, а в других учебных заведениях творилось невесть что), развивал в нем интерес к точным наукам. Мальчик зачитывался романами Жюля Верна о путешествии на Луну из пушки, а также брошюрами Константина Эдуардовича Циолковского, речь в которых шла о покорении космического пространства. В строительной профессиональной школе, куда он поступил после окончания обучения, Сергей занимался в кружках сразу по нескольким профилям. Особенно занимал Королева авиамоделизм. Возможность стать профессиональным планеристом появилась у юноши во время его учебы в Киевском политехническом институте, еще до революции славившемся своей авиационной школой. Осенью 1926 года Королев перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана.

Здесь способный юноша участвовал в разработке новых летательных аппаратов: под руководством Андрея Туполева создал проект самолета СК-4, ставший его дипломной работой, построил планеры «Коктебель» и «Красная Звезда» ― последний был единственным на тот момент советским планером, спроектированным для выполнения фигур высшего пилотажа. Однако самолетостроителем Королев не стал: его заинтересовали реактивное движение и полеты в стратосферу. Немало способствовала этому и встреча с кумиром детства - Циолковским: Королева снова стала занимать мысль о покорении космоса. Встретившись с пророком русского космоса, Сергей заявил, что «его цель - пробиться к звездам». Константин Эдуардович сказал, что на это может не хватить и целой человеческой жизни; Королев ответил, что его жизни должно хватить.

Инженер, работающий даром


Подчеркнем, что в Советском Союзе в конце 20-х - начале 30-х не было ни научно-технической базы, которая позволяла бы превратить реактивные двигатели из мечты в осязаемую реальность, ни промышленных возможностей для производства таких двигателей. В 1931 году Королев вместе с другим талантливым энтузиастом в области ракетных двигателей - Фридрихом Цандером - и при поддержке Осоавиахима создает Группу изучения реактивного движения (ГИРД), название которой сами участники группы расшифровывали как Группа инженеров, работающих даром. В подвале дома на Садово-Спасской улице в Москве ГИРД начинает работать, пытаясь совместить фантастические идеи Циолковского со своим пониманием реактивного движения. Через некоторое время группу замечает Управление военных изобретений - госагентство, которое занималось перспективными разработками для Красной армии, - и выделяет небольшое финансирование. Потом на них обращает внимание ДОСААФ, под эгидой которого ГИРД всего за два года создает во всех крупных городах страны группы изучения реактивного движения - кружки, работающие на чистом энтузиазме. Ракетостроение в СССР быстро вошло в моду. Сама же группа за эти два года сумела подготовить и осуществить первый удачный пуск ракеты ГИРД. А в 1936 году Королеву удалось довести до испытаний две крылатые ракеты, имевшие потенциально военное значение: зенитную (с пороховым ракетным двигателем) и дальнобойную (с жидкостным ракетным двигателем).

Как и многие талантливые специалисты в 30-е, Королев не избежал преследований - он был арестован 27 июня 1938 года по бредовому обвинению во вредительстве. Год гениальный конструктор провел в Бутырской тюрьме, где на допросах его жестоко избивали (среди последствий - сотрясение мозга и перелом обеих челюстей).

Вина Королева была «доказана», ему дали 10 лет лагерей. Вместо запуска ракет он вынужден был заняться добычей золота на Колыме. Ближе к войне руководство озаботилось разработкой бомбардировщиков и «выписало» Королева в столицу - в 1940 году его судили вторично и определили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. По иронии судьбы, его руководителем здесь стал тот же Туполев - учитель и ученик встретились уже не на свободе, а в стенах «шарашки» . В команде Туполева Королев принимал участие в разработке бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, проектах управляемой аэроторпеды и нового ракетного перехватчика. Во время войны Королева перевели в другую «шарашку» - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями, которые можно было бы применять для нужд авиации.

Талант Королева помог стране выиграть войну, и советское правительство его заслуг не забыло: в 1944 году Королев наконец «искупил» свои вымышленные прегрешения перед Родиной и был выпущен на свободу. Правда, реабилитация последовала лишь после смерти Сталина, в 1957 году. А вскоре после войны, в 1946-м, Сергей Павлович был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) и занялся разработкой баллистических ракет дальнего действия в подмосковном Калининграде (впоследствии переименованном в его честь в Королев). Первоочередной его задачей была разработка советского аналога немецкой ракеты «Фау-2», причем с большей, чем у оригинала, дальностью полета - до 3 тыс. км. Аналог был создан всего за несколько лет - уже в 1950 году баллистическая ракета Р-1 была принята на вооружение. А в 1956 году под руководством конструктора была создана первая отечественная стратегическая ракета Р-7, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. Годом позже были разработаны первые советские баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива.

Мечта о космосе


К середине 50-х годов Королев был признанным творцом советской ракетной программы: советское правительство прислушивалось к его мнению. Это позволило Сергею Павловичу вместе с коллегами вернуться к давней мечте - запуску ракет в космос. Предложенная им идея создания первого искусственного спутника Земли вызвала одобрение правительства: такой проект рассматривался в том числе как важный политический шаг - СССР рассчитывал быть во всех смыслах слова первым в космосе. Изначально планировалось осуществить запуск 14 сентября 1957 года, в день столетнего юбилея со дня рождения Циолковского, но по техническим причинам его пришлось перенести на 4 октября. В 22 часа 28 минут по московскому времени над степью Казахской ССР взмыл в небо яркий факел. В день запуска Королев обратился к товарищам с импровизированной речью: «Пророческие слова Константина Эдуардовича Циолковского о том, что человечество вечно не останется на Земле, сбылись. Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник. С выводом его начался штурм космоса. И первой страной, проложившей дорогу в космическое пространство, явилась наша страна - страна Советов! Разрешите мне поздравить всех вас с этой исторической датой». Спутник провел на орбите 92 дня, выполнив все поставленные перед ним задачи.

За этим первым шагом в космос вскоре последовали и другие - был выведен на орбиту геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон», предназначенные для исследования радиационных поясов планеты. В 1959 году стартовала советская лунная программа - к естественному спутнику Земли были запущены три автоматических космических аппарата. А 12 апреля 1961 года состоялся первый в истории пилотируемый запуск - разработанный под руководством Королева корабль «Восток-1» позволил гражданину СССР Юрию Гагарину стать первым человеком, побывавшим в космосе. За полетом Гагарина последовал запуск корабля «Восток-2», на котором находился второй советский космонавт - Герман Титов, затем кораблей «Восток-3» и «Восток-4». А 18 марта 1965 года человек побывал в безвоздушном пространстве, покинув пределы корабля: Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру «Восхода-2».

Трудно сказать, каких новых успехов могла бы достичь советская космонавтика, проживи Сергей Павлович хотя бы на десять лет дольше, - известно, например, что он предпринимал попытки убедить руководство страны в необходимости пилотируемого полета к Луне. Однако здоровье конструктора было подорвано тяжелой болезнью - саркомой прямой кишки. 14 января 1966 года легендарный конструктор скончался после безуспешной операции. Открыв человечеству дорогу в космос, он предоставил идти по ней другим.

Коллеги Королева отмечали его редкое рабочее качество - принципиальность уживалась в нем с отсутствием гордыни, открытостью к диалогу. «Работать с Королевым было трудно, но интересно, - вспоминал его сотрудник, впоследствии академик РАН Борис Раушенбах. - Повышенная требовательность, короткие сроки и новизна... Он всегда до тонкостей хотел знать проблемы, которые решали его сотрудники. Докладывая ему по тому или иному вопросу, я нередко слышал: "Не понял, повторите". Это "не понял" не каждый руководитель мог себе позволить, боясь уронить свой авторитет в глазах подчиненного. Но подобные человеческие слабости были совершенно чужды Сергею Павловичу. Все наши проекты находили воплощение в ракетной технике в первую очередь благодаря Сергею Павловичу, которого никто и ничто не могло остановить, если что-то было ему нужно для дела». А космонавт Алексей Леонов много лет спустя сформулировал масштаб потери: «Всё! Можно ставить точку на развитии нашего космоса. Так оно и вышло. Космос у нас есть, а развития не стало. Это вроде того, как 35 лет назад ездили на "Жигулях", так и по сей день на них ездим. Лучше ничего не придумали. Только кузова на них меняем, а революционных - как при Королеве - прорывов нет!»

Комментарии: 0

    Роберт Бартини – малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Основные труды по аэродинамике, в литературе встречается термин «эффект Бартини».

    Поклонники советской власти гордятся достижениями СССР, но их сделала интеллигенция, большую часть которой составляли классовые "враги народа": Вавилов, Королев, Туполев, Глушко, Ландау, Сахаров и тысячи других менее известных. Можно сказать, ну не так уж все плохо, ведь некоторые талантливые остались живы, а унижения и сломанные челюсти - не беда. Да, некоторые (в основном физики и инженеры, с другими не церемонились) из них остались живы, но лишь потому, что были нужны советской власти как научные рабы.

    В приводимых кратких жизнеописаниях выдающихся советских инженеров с неизбежностью встречается слово «арестован», «арестован», «арестован»… Как будто слово «арестован» было вечным и неизменным атрибутом любой биографии, таким же естественным, как «родился» или «умер»… Многие из перечисленных здесь людей и сегодня пользуются всемирной славой и уважением. К их именам уже никогда не прилипнет грязь и всевозможные обвинения, потому что они всей своей жизнью доказали преданность своему отечеству. И когда какой-нибудь очередной бессовестный «историк» станет утверждать, что арестовывали правильно, что жертвы репрессий были и в самом деле предателями и негодяями, вспомните, что речь идёт в том числе и об этих людях, чьи биографии приведены здесь.

    Как и большинству видных ученых его эпохи, Глушко довелось поработать в «шарашке»: в марте 1938 года его арестовали. Следователям Лубянки понадобилось всего два дня, чтобы выбить признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии».

    Как стать номинантом Нобелевской премии, не выходя из лагеря: несколько историй о советских ученых-заключенных, которые работали, изобретали и делали открытия в «шарагах» - закрытых институтах и конструкторских бюро за колючей проволокой.

    В марте 2002 г. Международное общество "Мемориал" и Архив Президента РФ выпустили электронный диск "Сталинские расстрельные списки" (Сталинские расстрельные списки. М.: Звенья, 2002. ISBN 5-7870-0057-9). Это списки лиц, судьбу которых предрешали члены Политбюро ЦК ВКП(б) – И.В.Сталин, В.М.Молотов, Л.М.Каганович, К.Е.Ворошилов, А.Микоян, С.Косиор и кандидаты в члены Политбюро А.А.Жданов и Н.И.Ежов. Списки охватывают период с 27 февраля 1937 г. до 29 сентября 1938 г., также имеются два фрагмента списка октября 1936 г. и несколько списков 1940, 1942 и 1950 гг. До декабря 1998 г. эти списки носили гриф "секретно". Ныне, благодаря усилиям "Мемориала" и сотрудников Архива Президента РФ, к этим спискам, наконец, получили доступ историки.

    Нателла Болтянская

    В основу этой лекции Нателлы Болтянской положены уникальные исторические документы – доклад ЦРУ о потенциале сопротивления внутри коммунистического блока, расследования Конгресса о репрессированных народах, известных и неизвестных попытках увязать международные экономические отношения и права человека. Лектор расскажет подробности о реальных и мнимых американских шпионах, о конгрессменах, посещавших пермские лагеря, и сенаторах, высланных из СССР, а также об участии совершенно неожиданных людей в поддержке советских граждан.

    Александр Прищепа

    «Советские забастовки», как правило, не готовились специально. Очень трудно установить их лидеров и активистов. В большинстве случаев они принимали форму стихийного взрыва отчаявшихся людей. В ходе таких бунтов формулировались в адрес руководителей предприятий ультимативные требования, которые имели конкретный социально-экономический характер. Вот такие выступления, связанные с отказом от работы или её приостановкой коллективом предприятия, участка, смены, отдельной группой рабочих, можно рассматривать как «советскую забастовку».

    На первый взгляд кажется, будто народные волнения в СССР имели место только при волюнтаризме, застое и перестройке - достопамятные же времена культа личности ничего такого не было. Пришла пора расширить наши представления о народных волнениях в первом в мире государстве рабочих и крестьян. Нижней хронологической границей нам послужит 1927 год, когда Сталин окончательно разгромил сколько-нибудь организованную оппозицию себе внутри партии и установил свою диктатуру (быстро вылившуюся в тиранию), а верхней - год 1952-й.

    Елена Шмараева рассказывает об Акмолинском лагере жен изменников родины или, как называли его сами заключенные, АЛЖИРе - зоне посреди казахской степи, где отбывали свои сроки вдовы «изменников родины», расстрелянных в 1937 году.

Личную жизнь выдающего советского инженера-конструктора, главного организатора ракетно-космической техники и ракетного оружия, основоположника отечественной космонавтики нельзя назвать спокойной и безоблачной, и во многом причина заключалась в его характере.

Первая жена Сергея Королева Ксения Винцентини была его первой юношеской любовью. У Ксении всегда было много поклонников, и чтобы завоевать ее благосклонность, Сергей был готов на самые безрассудные поступки - даже делал стойку на руках на крыше одесского морга.

Подобные подвиги не оставили равнодушной молодую девушку, и она начала с ним встречаться. Перед тем как поехать на учебу в Киевский политехнический институт, Сергей Павлович сделал Ксении предложение, но она отказалась выходить за него замуж, потому что решила, что сначала должна получить образование и стать самостоятельным человеком.

После окончания Харьковского медицинского института Ксению Винцентини распределили на Донбасс, куда Королев не раз приезжал из Москвы, где он в то время учился в МВТУ. Однако добиться согласия на брак оказалось не так-то просто - Ксения не видела смысла выходить замуж, чтобы потом несколько лет жить порознь. Однако не привыкший отступать перед трудностями Сергей добился того, что девушку досрочно отпустили, и летом тридцать первого года она становится женой Сергея Королева, и они вместе уезжают в Москву.

На фото - Сергей Королев с первой женой и дочкой

Но семейная жизнь не радовала его жену - Королев, целых семь лет добивавшийся того, чтобы Ксения Винцентини стала его женой, быстро утратил к ней интерес и в его биографии начали появляться другие женщины.

Супруга догадывалась о неверности мужа и не раз находила этому доказательства, однако оставалась его женой на протяжении семнадцати лет, из которых вместе им суждено было прожить не более восьми - в тридцать восьмом году Королева арестовали по обвинению во вредительстве, и он провел в лагерях несколько лет.

Через семнадцать лет совместной жизни жена Королева написала письмо его матери, в котором рассказала, что решила уйти от мужа, чтобы дать ему жить так, как он хочет. Дочь Сергея Королева и Ксении Винцентини Наталья, в двенадцать лет узнавшая об изменах отца, восприняла это очень болезненно и смогла простить только когда сама стала взрослой женщиной. Она не понимала, почему два самых любимых ее человека так относятся друг к другу, а отец, так долго добивавшийся благосклонности ее мамы, вдруг сильно изменился.

На фото - Наталья Сергеевна, дочь Королева, с мамой

Когда Сергей Павлович был в лагере, и ему удавалось переправлять письма своей жене, они были наполнены любовью, нежностью и надеждой на их счастливое будущее, но после возвращения домой семейная жизнь Королева и Ксении так и не сложилась. Наталья Сергеевна не поддерживала с Сергеем Павловичем теплых дочерних отношений, а когда выходила замуж даже не позвала его на свадьбу. Королев очень переживал, что с дочерью они словно чужие и почти никогда не видятся.

Когда дочь Королева сама стала взрослой, она объяснила расставание ее родителей тем, что они были сильными личностями, и им было трудно уживаться друг с другом. Через много лет Наталья Сергеевна смогла найти в себе силы и сделать шаг, чтобы сблизиться с отцом. Она первая позвонила ему, а когда он приехал, сказала, как сильно она его любит.

Второй женой Сергея Королева стала переводчица Нина Ивановна. Когда они познакомились, Сергею Павловичу было сорок, а ей - двадцать семь лет. Сначала она просто приходила к нему, чтобы переводить статьи из английских и американских журналов, а потом почувствовала, что Королев начал оказывать ей знаки внимания. Тогда он был еще женат на Ксении Максимилиановне, но это его не остановило. Между молодой переводчицей и Королевым закрутился роман, завершившийся свадьбой. Известие о том, что он уходит из семьи, стало страшным ударом для всех, но, оправившись от этого удара, его первая жена говорила дочери об отце только хорошее.

На фото - Королев со второй женой

Нина Ивановна полностью посвятила себя Королеву, ушла с работы и всегда ожидала его дома, а он не вылезал из бесконечных командировок и был постоянно занят на работе. Детей у них не было, и Наталья стала единственной дочерью великого конструктора. Позже у нее восстановились отношения с отцом, и она стала часто бывать у него вместе с мужем и сыном Андреем. Наладились у нее отношения и со второй женой отца Ниной Ивановной.

(1907-1966) — советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики.

Родился он в 1907 году в Житомире (на севере нынешней Украины). Уже в три года маленький Серёжа с матерью перебрались сначала в Киев, а затем и в Нежин. В Нежине он жил у бабушки - его собственные родители в тот момент только что развелись.

В 1915 году юный Сергей поступил в подготовительные классы киевской гимназии. Спустя еще год мать Королёва вышла замуж, и они всей семьей переехали в Одессу. В 1917 году Сергей поступил в одесскую гимназию. Спустя четыре месяца произошла очередная перемена: из-за начавшейся революции Серёжа стал заниматься в единой трудовой школе. Впоследствии родители забрали Сергея заниматься по гимназической программе. Ведь и мать, и отчим Серёжи были учителями. Отчим Королёва, к тому же, имел отличное инженерное образование.

В 1921 году в Одессе был сформирован отряд гидросамолетов. Увлеченный мыслями о воздухоплавании, Королёв, спустя два года, начал заниматься в планерном кружке. А еще год спустя, в 1924 году, Сергей спроектировал планер К-5, который был защищен перед комиссией и одобрен для постройки. В то время молодой Королёв вел крайне активный образ жизни. Кроме лекций в планерных кружках одесских заводов, которые он сам читал, начиная с 16 лет, Сергей был разносчиком газет, грузчиком, кровельщиком, столяром, но жил всё равно небогато. В том же году Королёв поступил в Киевский политехнический институт.

В 1926 году, уже отучившись два года в институте, Сергей перевелся в МВТУ - ведущий технический вуз Советского Союза того времени. Родители Королёва также перебрались в Москву.

В 1930 году он окончил МВТУ им.Баумана. В 1931 году совместно с Ф.А.Цандером участвовал в организации Группы изучения реактивного движения, которую возглавил в 1932 году. С 1933 года С.П.Королев — заместитель начальника РНИИ, с 1934 — начальник отдела ракетных летательных аппаратов.

В Реактивном научно-исследовательском институте Сергей Павлович вел большую организационную научно-исследовательскую и конструкторскую работу в этом институте, направляя свои творческие усилия на создание ракетных летательных аппаратов. Основное внимание при этом уделялось крылатым ракетам. Наряду с разработкой крылатых ракет в предвоенные годы С.П.Королев работал над научным обоснованием необходимости освоения человеком стратосферы при помощи пилотируемых реактивных летательных аппаратов. В книге «Ракетный полет в стратосфере», изданной в 1934 году, он с научных позиций ищет ответы на вопросы уже поставленные самой жизнью для чего нужны полеты человека в стратосфере, каковы пути и методы их осуществления. Эта книга получила высокий отзыв К.Э. Циолковского.

Экспериментальный одноместный вариант ракетоплана, как средства освоения стратосферы был создан Королевым на основе его планера СК-9, получившего индекс РП-318-1. Под управлением летчика-испытателя В.П.Федорова этот ракетоплан трижды успешно летал — 28 февраля, 10 и 19 марта 1940 года. Это были первые в СССР полеты человека на летательном аппарате с жидкостным ракетным двигателем. Посетители музея могут увидеть в экспозиции динамический макет ракетоплана РП-318-1.

В 1938 году С.П.Королев был необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения. Вначале отбывал его на Колыме, а в годы Великой Отечественной войны был направлен в ОКБ особого режима, где занимался проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. В 1944 году С.П.Королев был освобожден из заключения и в 1945 году командирован в Германию в составе Технической комиссии для ознакомления с немецкой трофейной ракетной техникой.

В 1946 году Королев направляется в НИИ-88 и назначается главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. С 1956 года Сергей Павлович — начальник и главный конструктор ОКБ-1. Под его руководством были созданы первые в нашей стране высотные ракеты, давшие советской науке возможность развернуть широкие геофизические исследования в верхних слоях атмосферы. Под руководством Сергея Павловича были созданы и применены первые ракетно-космические системы, обеспечившие нашей стране важный в политическом отношении приоритет, создавались первый в мире искусственный спутник Земли, первый в мире пилотируемый космический корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. С именем Королева связано создание могучей советской ракетно-космической промышленности, а также новой области человеческой деятельности — космонавтики.

С 1958 года действительный член Академии наук СССР (член-корреспондент 1953г.).
Дважды Герой Социалистического Труда (1956г., 1961г.). Ленинская премия (1957г.). Золотая медаль им.К.Э.Циолковского Академии наук СССР (1958г.).

Сергей Павлович Королев - выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.


Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.


В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.


Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.


Арест Сергея Королева

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.


Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.


В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.


Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин.


В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.


Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.


Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью

В 1948 году семья распалась.


Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.Статья найдена на 24smi.org



Что еще почитать