Как победить коррупцию в россии. Общественный антикоррупционный комитет


МБОУ СОШ Куликовская СОШ

Выполнила: Веденяпина Ирина, Куликовская средняя общеобразовательная школа, Краснослободский район, 11 класс.

Руководитель: Голяткина Н.В.

Как побороть коррупцию?

Меня, конечно, не спросили…

Но я тебе скажу, чтоб знал.

291 статью УК в России

Еще никто не отменял...

Тема моего сочинения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбрана не случайно. Эта тема является одной из актуальных на сегодняшний день. Коррупция присуща всем государствам и народам и имеет глубокие, многовековые корни.

Мы живём в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно исследованиям, коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном? По коррупции в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Сейчас много говорят о том, что если у тебя есть связи, то можно и устроиться куда угодно и кем угодно, и ЕГЭ сдать на 100 баллов, и даже уйти от ответственности!

Нам всем знакомо слово «взятка». Где бы мы ни были, к кому бы ни обратились за помощью, без денег ничего не решается. Все только и твердят: «Деньги, деньги!» Как будто они всё решают?! Да, действительно, они- то всё и решают. Для одних это способ решить свои проблемы, а для других – незаконно обогатиться. Я ненавижу тех, кто живет, обходя законы. Ведь неприятно, когда тобой командуют, заставляют что-то делать и при этом ещё вымогают деньги. Конечно, каждый в жизни может ошибиться, поскользнуться, упасть, но всегда надо найти в себе силы встать и продолжить свой истинно честный путь!

Когда коррупция застанет вас врасплох,

Поможет вам хорошая ПОЛИЦИЯ!

Приедет быстро, аж за несколько минут,

И вот тогда уже прощай КОРРУПЦИЯ!

Мы хвалим полицию, своих начальников, но нередко они сами бывают нечистыми на руку. Почему? Возможно, потому что чувствуют свою безнаказанность. Сегодня, действительно, надо жёстче наказывать за взятку. Зачем? Чтобы искоренить её из нашего общества. Следующий вопрос сложнее. Как?

Любая проблема не берется из ниоткуда. Каждое явление имеет корни. Например, для того, чтобы лечить, врач должен собрать информацию и поставить диагноз. Вот и коррупция так же. Давайте обратимся к самому надежному и проверенному источнику её получения - к истории. Не зная прошлого, не может быть нормального настоящего и, тем более, будущего. Поэтому давайте посмотрим, какие наказания за коррупцию были в разные времена. Время Ивана «Грозного». Был издан указ о немедленной смертной казни коррумпированных чиновников.

Время Великого Петра I. Царь ненавидел и грозился тем, что любой, укравший деньги, на которые можно будет купить веревку, будет повешен на этой же верёвке.

Время царствования Екатерины II. Она не стала вводить чиновникам смертную казнь. Может быть, поэтому Императрица не смогла найти решения этой проблемы.

Время правления Иосифа Сталина. Борьба с коррупцией шла с попеременным успехом и достигла своего апогея во время Сталина. Именно в этот период удалось свести уровень коррупции к минимуму.

После смерти Сталина рост бюрократического аппарата способствовал прорастанию новых сорняков коррупции. Она стала одной из самых модных тогда тем. Это был «звёздный час» Бориса Николаевича Ельцина, как сейчас говорят, лихие 90-е.

Когда в 2000-м году к власти пришёл Владимир Путин, тема коррупции на какое-то время отошла на второй план, так как надо было поднимать страну, трансформировать оставленный Ельциным бардак в жизнеспособную страну и восстанавливать потерянный суверенитет.

И вот, наконец, Дмитрий Медведев, а после снова Владимир Путин, активно, взялись за борьбу с коррупцией.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия была и остаётся одной из самых коррумпированных государств планеты. Страна всегда боролась с коррупцией или, по крайней мере, пыталась это делать. Но добиться особых результатов как-то не получалось. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

Но, как мы видим, лишь некоторые страны правомерно борются с коррупцией, а остальные! Остаётся только надеяться на совесть каждого человека.

И правда, есть честные люди, которые не берут взяток, которые не продаются ни за какие деньги, которые верны своей родине и своей совести. Как говорит народ: «Всех денег не заработать». Да, всем нужны деньги, не спорю, сегодня без денег прожить невозможно. Часто встречаемся с ситуацией: чтобы заработать больше денег, люди «ночуют» на работе. Стоит ли? Если да, то ради чего? Для того чтобы после, когда уже не станет здоровья, спустить все свои заработанные деньги на лекарства? Замкнутый круг, не правда ли? Есть над, чем задуматься.

Взяточничество осуждает и Библия, и Коран: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».

Как же можно бороться с коррупцией? Есть ли пути её искоренения? Способы борьбы с коррупцией, на мой взгляд, это:

Усовершенствовать законы

Уменьшить количество чиновников

Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)

Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.

Открытость в СМИ

Не давать и не брать взяток

Ужесточить наказания за коррупцию

Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону.

Из всего этого всего можно сделать печальный, но, увы, единственный вывод: либо жертвам коррупционеров и вымогателей на всех уровнях придётся и дальше надеяться только на себя, следуя знаменитому принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», либо для нашей страны пришло время начинать применять серьезнейшие меры борьбы с коррупцией. Её успех возможен только в случае неравнодушия граждан. Как отметил Владимир Путин, «борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации». Хочется верить, что именно так и будет. Может быть, и в самом деле коррупция со временем исчезнет, но пока она есть, мы будем бороться до полного её искоренения!

Бороться с коррупцией надо, но явно не так как с ней борются сейчас. Примеров в Истории хоть отбавляй - Сингапур, Китай, Гонконг. В этих странах была коррупция хуже чем в России, но они смогли ее победить в весьма короткие сроки. Победив коррупцию эти страны стали развиваться невиданными темпами, удивляя экономистов всех стран.
Далее от автора: Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Навального подсвечивает лишь эпизодические моменты, в то время как нужно менять систему в целом.

Расстрел за коррупцию в Китае

Политическая система в России, скопирования с западной модели не работает так, как она работает на Западе. Особенно это заметно на местах, в небольших городах. К власти с помощью PR технологий, за деньги приходят проходимцы, которые планируют использовать свое служебное положение исключительно в личных интересах и материального обогащения. Народ же рассматривается как серая безликая масса - основной ресурс обогащения. Политическую систему определенно нужно менять, ограничивая права чиновников, вводя критерии эффективности их работы. Необходимо проводить массовые чистки чиновников в т.ч. с применением детектора лжи. Многие чиновники вообще не рассматривают Россию как место их будущего проживания - их дети и жены живут за границей, а сами чиновники готовы в любой момент уехать. Список мер:
1. Отменить депутатскую неприкосновенность.
Применение детектора лжи для допроса чиновников
2. Принимать чиновников на работу после тестирования на детекторе лжи.
3. Принимать чиновников на работу после допроса под гипнозом.
4. Ежемесячно тестировать чиновников на детекторе лжи.
5. Ежемесячно допрашивать чиновников с помощью гипноза.
Обмануть детектор лжи сложно, а врать под гипнозом невозможно.
Возникает вопрос почему эти меры практически не применяются в расследовании коррупционных преступлений.
6. Отменить срок давности у коррупционных преступлений
то есть сесть за решетку можно будет даже за взятку, полученную 20 лет назад.
7. Объявить высшую меру за коррупционные преступления.
Высшая мера это пожизненное заключение (лучше смертная казнь, как в Китае).


Невыездные чиновники? А почему бы и нет. Так живут например сорудники Прокуратуры и сотрудники оборонных предприятий.

8. Сделать чиновников и членов их семей безвыездными за границу минимум 10-15 лет после окончания срока. (т.е. они не могут получить загранпаспорт во время работы и 5-15 лет после увольнения, а если паспорт был, они обязаны его сдать в ФМС)
Тот факт что дети чиновников учатся и живут за границей, демотивируют чиновника на создание качественного обучения в России, тот факт что члены его семьи живут заграницей демотивируют чиновника на создание высокого уровня жизни в России. Тот факт что чиновник и члены его семьи лечатся заграницей демотивируют чиновника на создание качественной медицины в России. Зачем стараться и развивать обучение, медицину, повышать уровень жизни в России если чиновник построил там запасной аэродром, по сути он одной в ногой живет заграницей а здесь в России он живет на чемоданах, и готов свалить в любой момент, когда за ним «придут», воспользовавшись депутатской неприкосновенностью.


Откуда деньги?

9. Разработать меры, по которым лицо, знающее о совершении коррупционного действия, и скрывающее этот факт от правоохранительных органов становится соучастником преступления и получает так лет 7-10.
Например жена или любовница чиновника, знающая что официальная зарплата его мужа предположим 150 тыс., и при этом чиновник дарит ей бриллиантовое колье или яхту, или они летят отдыхать на шикарный остров, или он покупает дом, должна не радоваться а уточнить откуда деньги? И не получив вразумительный ответ идти в полицию и писать заявление т.к. рано или поздно посадят ее, чиновнику применят высшую меру, а их дети попадут в детдом.
Или: Заместитель, коллега по службе, подчиненный, знающий о готовящемся или совершенном коррупционном действии обязан сообщить об этом в правоохранительные органы, в этом случае он по данному делу проходит как свидетель, получает премию в размере 10-50% от полученной взятки и может претендовать на должность коррупционера. Если подчиненный не заявит, то он объявляется соучастником, и они оба получают срок.

Критерии эффективности чиновников какие они?

10. Разработать критерии эффективности чиновников, и увольнять их за неэффективную работу.
Увольнение чиновников должно стать простым и обыденным явлением. После увольнения чиновник не имеет права занимать государственные, руководящие должности 5-10 лет.

Карьерная лестница для чиновника

11. Разработать для крупных чиновников: президентов, губернаторов и мэров карьерную лестницу, т.е. стать крупным чиновником может эффективный муниципальный/государственный управленец ниже рангом, а не человек с улицы, т.е.:
Если человека эффективно управлял школой, больницей, техникумом, институтом и т.п. то он может претендовать на пост депутата по определенному участку/району.
После того как он эффективно руководил данным районом/участком он может претендовать на более высокий пост.
Потом мэром, потом губернатором, и уже потом президентом.
Естественно вылететь за коррупцию он может на любом этапе.
Чтобы стать врачом учатся 6-7 лет и отвечают за жизнь сотен людей.
Чтобы стать пожарным учатся 3-4 года и потом отвечают за жизнь десятков людей.
Причем и пожарного и врача могут легко уволить за не выход за работу, за неэффективную работу, за причинение вреда здоровья или смерть человека.
А чтобы стать депутатом, влиюящем на жизнь, здоровье, благополучие тысяч и иногда миллионов людей не нужно нигде учиться, и не нужно ничего знать, твое отношение к избирателям может быть любым, ходить на работу не обязательно, можно принимать законы, направленные против здоровья избирателей или ухудшающие их жилищные условия и за это его невозможно уволить.

Конфискация незаконно нажитого имущества.

12. Конфискация всего имущества, в т.ч. тех объектов, которые официально не принадлежат чиновнику, но которыми регулярно пользовался чиновник. При этом юридический собственник имущества должен доказать что имущество официально и фактически принадлежит ему и у него есть для этого официальнее доходы. Также официальный собственник должен доказать с помощью детектора лжи и/или гипноза что не имеет связи с чиновником, т.е. он не представляет его финансовых, деловых, политических или иных интересов.
Т.е.нужно понимать что если чиновник остановился в гостинице 5 раз подряд это одно а если он регулярно живет в загородном имении площадью 1000 кв.м. которое принадлежит его маме, у которой пенсия 12 т.р. это совсем другое.
В завершении хочу добавить чтобы чиновник был как это изначально задумывалось - человеком, работающем в интересах общества, в интересах народа. Сейчас все наоборот.

За каких-нибудь 40 лет Сингапур из отсталой азиатской страны превратился в развитую мировую державу. Ключ к успеху – борьба с коррупцией. Репрессии? Власти Сингапура нашли более эффективные методы.

Тяжелое наследство
К моменту обретения независимости (1965 г.) Сингапур находился в плачевном состоянии – бедность большей части населения, казнокрадство и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. Стране катастрофически не хватало природных ресурсов – импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок. Британские колониальные власти хоть и оставили в наследство действенную систему управления, но она была бессильна перед тем уровнем коррупции, который захлестнул Сингапур. Борьбу со злоупотреблениями в органах власти сильно осложняло то, что многие чиновники были вовлечены в коррупционную схему. Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.

Политическая воля
Человеком, которому удалось переломить ситуацию в стране стал Ли Куан Ю. Со своей партией «Народное действие» в июне 1959 года он победил на выборах и занял должность премьер-министра. «Группа буржуазных, получивших английское образование, лидеров» – как называла себя новая партия – не медля приступила к наведению порядка в социальной, правовой и экономической сферах. Решимость, с которой Ли Куан Ю начал свои реформы, лучше всего характеризует его высказывание: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Отныне в стране правил Закон. Перед ним были все равны – будь-то чиновник среднего звена или член парламента. По мнению нового правительства, чтобы справиться с должностными преступлениями нужно было под корень ликвидировать прижившуюся схему: власть – деньги – коррупция. Для этих целей Министерством финансов была разработана специальная антикоррупционная программа, которая включала в себя ряд мер. Вот некоторые из них: – обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими; – ведение ротации чиновников, чтобы избежать формирование коррупционных связей; – проведение внезапных инспекций – совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бюрократических проволочек; Партия Ли Куан Ю также заботилась о формировании независимых и объективных СМИ, которые беспристрастно бы освещали все коррупционные скандалы.

Прежде всего – достаток
Одной из важнейших мер эффективного противодействия коррупции стало повышение зарплат чиновникам. «Они это заслужили своей порядочной и честной работой», – так рассуждал Ли Куан Ю. По мнению политика, если госслужащим не доплачивать, то врядли удастся избежать «утечки мозгов» в коммерческий сектор. Именно стабильная и обеспеченная власть – залог успешного управления страной. Повышение достатка чиновников быстро дало о себе знать – на государственную службу перешли лучшие специалисты. А с наступлением бурного экономического подъема заработная плата чиновников стала расти пропорционально доходам частного сектора. Дело в том, что Ли Куан Ю видоизменил традиционную схему доходов высших должностных лиц. Теперь пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал автоматически привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемой частным сектором. Формула зарплат чиновников, работающая до сих пор, выглядит так: уровень оклада гос служащего определялся как 2/3 дохода работника частного сектора сопоставимого ранга, отмеченного им в налоговой декларации.

«Бюро по расследованию заразной жадности»
От британского колониального правительства сингапурцам досталось Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое в народе называли «Бюро по расследованию заразной жадности». Директор Бюро за свою деятельность нес непосредственную ответственность перед премьер-министром страны. Основные функции БРК – рассмотрение жалоб о злоупотреблении служебным положением, случаях халатности, небрежности и взяточничества, допущенных государственными служащими. Бюро было наделено авторитарными полномочиями. Оно имело право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять их банковские и долевые счета. Бюро также могло вести дело в отношении родственников подозреваемого, вызывать на допрос любых свидетелей, а также расследовать правонарушения, возникшие по ходу изучения дела. БРК было в праве привлечь к ответственности абсолютно любого гражданина независимо от его статуса, ранга и вероисповедания. Исключения для высших госслужащих, что, к примеру, существует в России, не делалось. Но особо пристальное внимание уделялось сотрудникам тех государственных органов, которые по долгу службы занимают потенциально коррупциогенные должности. Чиновник, который был уличен в коррупционной деятельности лишался работы, пенсии и всех льгот. Есть интересные цифры, приведенные сотрудниками Гарвардского университета. Они подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура обеспечит государству экономический эффект, сопоставимый с возрастанием суммы налогов на 20%. К примеру, в России эта сумма перекроет бюджетные ассигнования в науку, образование и здравоохранение вместе взятые.

Закону подчиняются все В 1989 году БРК посчитало, что минимальная сумма штрафа за коррупционную деятельность недостаточна и увеличило ее с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Кроме этого, дача ложных показаний или попытка ввести следствие в заблуждение стала караться тюремным заключением и штрафом в 10 тыс. сингапурских долларов. От всевидящего ока этого карающего органа не мог укрыться даже сам премьер-министр. БРК не раз проводило расследования и в отношении Ли Куан Ю, и в отношении членов его семьи, правда, результатов они не имели. Но за время деятельности БРК было отправлено за решетку несколько федеральных министров, общественных деятелей, глав профсоюзов и топ-менеджеров государственных компаний. Вот одна из нашумевших историй, когда пред судом предстал крупный государственный чиновник – глава министерства охраны окружающей среды Ви Тун Бун. В 1975 году он с семьей предпринял поездку в Индонезию. Но поездка была оплачена не из собственного кармана чиновника, а подрядчиком, строившим ему жилье, интересы которого Ви Тун Бун представлял перед государственными служащими. Более того, министр также получил от подрядчика особняк стоимостью 500 тыс. сингапурских долларов и два кредита, которые он оформил на имя своего отца на общую сумму 300 тыс. сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке. После обвинения и судебного процесса Ви Тун Бун был приговорен к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. Приговор был обжалован. Суд обвинение оставил в силе, хотя срок заключения сократил на 18 месяцев.

Немецкий и американский профессора рассуждают о том, как победить коррупцию в России

В Петербурге завершилась международная конференция «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», которую организовала Лаборатория сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ. Ученые из разных стран, принимавшие в ней участие, рассказали о том, как надо бороться с коррупцией и почему у одних стран модернизация получается, а у других – нет .

Эрик УСЛАНЕР, профессор государственного управления и политики в Университете Мэриленда (США), много лет занимается исследованием .

В каких странах с коррупцией борются успешнее всего ?

– Есть два места, которые можно назвать образцами борьбы с коррупцией: Сингапур и Гонконг. Они начали свою антикоррупционную кампанию в 1960-е. Обе территории столкнулись в то время с внешней угрозой в лице Китая. Перед их лидерами встала проблема удержания власти в своих руках, а для этого нужно было заручиться поддержкой населения. И потому они были обеспокоены не реализацией коррупционных схем, а развитием государственных программ помощи обычным людям.

Если не вдаваться в подробности, то я считаю, что решение проблемы коррупции начинается со всеобщего базового образования. Когда у людей есть возможность совершенствовать свои навыки, возрастают и их шансы найти лучшую работу, которая делает их более независимыми от коррумпированных органов власти.

Считается, что демократические страны борются с коррупцией более успешно. Это так?

– Это очень распространенное мнение, что общественное устройство определяет уровень коррупции. Но это не всегда так. Очень многие демократические режимы крайне коррумпированы. Одни европейские страны более успешны , чем другие. Греция, например, очень коррумпирована, как и Италия, где, как считается, самый высокий уровень коррупции.

Наименее коррумпированными являются скандинавские страны – и в них же наиболее высокий уровень равенства. Известно, что в странах с высоким уровнем социального равенства люди лучше относятся друг к другу, уважают чужие права. А многие демократические страны при высоком уровне неравенства имеют и высокий уровень коррупции. Простое установление демократии не гарантирует равного распределения богатств в обществе, то есть общественное устройство тут ни при чем.

О какого рода равенстве вы говорите?

– Под равенством я подразумеваю в первую очередь равное распределение доходов и богатств среди населения. Роль государства в обеспечении этого равенства огромна. В скандинавских странах делается все для этого: там, например, очень развита система всеобщего образования. Важнейшие услуги люди там получают просто потому, что они живут в этой стране. Необязательно быть гражданином, мигранты имеют те же права. Это создает ощущение включенности в общество и повышает уровень доверия. Равенство и доверие идут рука об руку: в обществе, где их уровень высок, автоматически снижается уровень коррупции, так как люди не чувствуют необходимости делиться на группы. Вместо этого они сами заботятся друг о друге. Я говорю не только об экономическом, но и о социальном равенстве, при котором люди ощущают себя частью одной группы, а не разных.

Какая коррупция опаснее – бытовая или коррупция в верхах?

– Они неотделимы. Если верхушка общества не коррумпирована, то и в повседневной жизни не будет места для коррупции. И наоборот: если в вашей стране режим очень коррумпированный, то это влияет на среднестатистического жителя этой страны, так как он в итоге должен платить за самые необходимые услуги: за безопасность, за школу и так далее. А это означает, что у людей остается меньше денег на все остальное. Таким образом, от населения государство получает все меньше и меньше денег на обеспечение безопасности, образования, здравоохранения, дорог. И это замкнутый круг. Политики обеспокоены только тем, чтобы положить побольше денег в собственный карман. Очевидно, что любые украденные деньги – это деньги, которые не пошли на обеспечение работы общественных служб. И только кажется, что воруют не из ваших собственных карманов, – на деле именно так все и происходит .

Где начинается коррупция: на макро- или на микроуровне?

– Как правило, на макроуровне. Но возникнув там, она очень быстро приходит в жизнь обычных людей, которые хоть и не приемлют коррупцию, играют по ее правилам, так как не видят вариантов борьбы с системой. И тут решающую роль играет государство.

А культура и менталитет влияние оказывают?

– Нет коррумпированных по определению культур. Хотя многие азиатские культуры, ориентированные на самостоятельность и защиту интересов группы, предлагают нам лучшие примеры борьбы с коррупцией. Но коррупция – это не то, что наследуется. В первую очередь все зависит от экономики.

Вы говорили, что всеобщее образование очень важно для борьбы с коррупцией. В России, например, очень высок процент людей с высшим образованием. Что у нас не так?

– Я не достаточно хорошо знаком с ситуацией в России во всех аспектах. Но что касается образования, то хоть оно и помогает улучшать условия жизни, но если для успеха вам нужны еще и хорошие связи, то образование отходит на второй план. Когда мы задаем вопрос: «Как вы считаете, что важнее для достижения успеха: упорный труд или связи?» – на Западе люди отвечают обычно: «Ты должен много работать». А в России вам все еще . Тут и кроется проблема.

Кристиан ВЕЛЬЦЕЛЬ, заведующий кафедрой исследования политической культуры Университета Леуфана (Германия), занимается проблемами модернизации и неравномерности развития стран.

Очевидно, что разные страны развиваются неравномерно. В чем тут главная причина – в менталитете, ресурсах, лидерах?

Главная причина в том, что страны вступают в процесс модернизации, находясь в разных условиях. Географических или конфессиональных. Геостратегическое положение во многом определяет будущее страны – есть у нее, допустим, по соседству великие империи или нет. Тут целый комплекс факторов, которые направляют страны по разным траекториям.

Проблема в том, что почти все страны придерживаются пути, который им исторически выпал (в английском языке есть такое понятие как path-dependent), и для них очень сложно сойти с заданной траектории. Но это все же случается. Лучшие примеры – азиатские страны. Некоторые из них были столь же бедны, как страны Черной Африки. Например, в 1960-х Южная Корея была на том же уровне по доходам, что и Гана. А сейчас это богатое государство, один из четырех «восточноазиатских тигров».

Если исключить географический фактор и взглянуть на страны, находящиеся в похожих условиях, то в чем причина различий между ними?

– Если география одинакова, то на первое место выходит наличие или отсутствие права выбора, характер существующих институтов и идеология, в которую они включены. Интересно отслеживать, как развиваются общества отстающих стран и лидирующих. «Азиатские тигры» – хороший пример того, как в стремлении наверстать модернизацию можно заново открыть собственную страну и организовать эффективные реформы.

В истории тоже есть такие примеры. Например, когда немецкая Пруссия в 1812 году была разгромлена войсками Наполеона, люди осознали: их общество – не только в военном смысле, но и во внутреннеполитическом – организовано неправильно, и потому оно гибнет. И они обратились к более успешным примерам и попытались повторить их путь.

Но эта модель работает только при двух условиях. Первое: у вас должна быть политическая стратегия, некий собственный рецепт. Но этого недостаточно. Вам нужны люди, обладающие властью. И, кстати, режим в стране не обязательно должен быть демократическим. Главное – лидеры, которые смогут объединить людей ради исполнения национальной миссии, а не просто захватят власть ради самообогащения. Мне кажется, эта проблема особенно остро стоит в странах Черной Африки, где лидеры традиционно используют власть ради получения дополнительного дохода для себя и своего окружения.

В России многие считают, что все ее беды от сидения на «нефтяной игле» . Вы с этим согласны?

– Проблема России в том, что ее экономика основана на экспорте нефти и газа. Это так называемое «ресурсовое проклятие». В современном мире оказалось, что обладание большим количеством природных ресурсов – газа, нефти, минералов – вовсе не дар свыше. Как раз наоборот, зависимость от ресурсов вписывает государство в траекторию, которая ведет в неправильном направлении. Пока государство получает избыточные доходы от нефте- или газомонополии, ему не нужно задумываться о всеобщем подоходном налоге, а значит, нет острой необходимости взаимодействовать с населением. Опора на доходы, не связанные с населением, всегда приводит к тому, что государственные институты становятся все менее представительными.

Далее: когда ваши доходы основаны на экспорте природных ресурсов, вы перестаете вкладывать средства в человеческий капитал. Это означает, что в обществе отсутствует стимул для развития экономики знаний, которая дает сильнейший толчок к развитию: вы можете изобретать интеллектуальную продукцию и продавать ее по высокой цене на международном рынке.

Как вы оцениваете ситуацию в России после введения санкций?

– Я бы назвал эту ситуацию контрпродуктивной для обеих сторон – и для России, и для Запада. В России националистические настроения теперь становятся все сильнее. При этом есть ряд либерально настроенных людей, и Запад хотел бы помочь им стать влиятельнее. Западу не хватает понимания русского менталитета, там ничего не знают о российском видении ситуации. Поэтому позиция, которую сейчас занимает Россия, нам непонятна. А в условиях полного непонимания невозможно вести переговоры.

В среду свыше пятидесяти крупнейших иностранных компаний, работающих в России, подписали принципы противодействия взяточничеству. О том, связана ли эта инициатива со скандалами вокруг компаний Daimler и Hewlett-Packard, и какие конкретные механизмы противодействия коррупции содержатся в принятом документе, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель Российско-немецкой торговой палаты Михаэль Хармс.

«Работаем еще с ноября»

– Господин Хармс, сегодня свыше пятидесяти иностранных компаний, работающих в России, подписали принципы противодействия взяточничеству. Почему инициатива подписать этот документ возникла именно сейчас?

– Эта инициатива возникла не сейчас, мы еще с ноября прошлого года работали над подготовкой всех документов. Этому предшествовал процесс переговоров между фирмами и другими бизнес-ассоциациями.

Работе во многом способствовала политическая атмосфера, поскольку именно сейчас стало возможным открыто говорить о проблеме коррупции. Все те инициативы, которые предложили правительство России и президент Дмитрий Медведев по борьбе с коррупцией, повлияли на наше решение. Мы себе сказали: как иностранный бизнес, мы должны внести свой вклад, потому что борьба с коррупцией способствует улучшению инвестиционного климата в России.

– Есть мнение, что ваша инициатива связана с последними коррупционными скандалами, в частности, в отношении компаний Daimler и Hewlett-Packard...

«Обошлось без споров»

– Сегодня компании подписали два документа: российскую «Инициативу по соблюдению принципов корпоративной этики при ведении коммерческой деятельности на территории России» и международные принципы противодействия взяточничеству, разработанные рабочей группой с участием Всемирного экономического форума. В чем особенность этих документов?

– Разница между международными и российскими документами, которые мы подписали, незначительна. Просто российский документ − более короткий, носящий декларативный характер. Международный документ содержит 17 страниц текста, в котором подробно описаны все механизмы и отдельные моменты деятельности бизнеса. К примеру, там прописаны принципы работы с контрагентами, поставщиками, партнерами. Постоянный тренинг персонала, финансовый мониторинг отчетности, контроль за денежными потоками, проверка спонсорской деятельности политических партий и политиков.

Понимаете, ценность подписанных документов как раз и состоит в подробном описании механизмов, позволяющих бороться с коррупцией. Конечно, можно было встать и заявить, что мы хотим бороться с коррупцией – это правильно, но не конкретно. А строить бизнес-процессы для глобальных компаний – достаточно серьезный шаг уже.

– Насколько гладко проходили переговоры между компаниями по поводу подписания антикоррупционных документов?

– Все было гладко, потому что сначала мы согласовывали все с бизнес-ассоциациями. Не только наша палата, но и Палата европейского бизнеса поддержала, а также народный Форум лидеров бизнеса. Затем мы послали документы всем компаниям. Те, в свою очередь, разослали их в свои штаб-квартиры, где юридические отделы все еще раз перепроверили. В основном все компании согласились. Все обошлось без споров. В некоторых компаниях действуют даже более строгие принципы по отношению к взяточничеству, чем моменты, заложенные в подписанных документах. В итоге мы сейчас имеем коллективное заявление и основу для обмена опытом.

«Сильный самодисциплинирующий элемент»

– Откажутся ли зарубежные компании и от скрытых форм взяток, например в виде пожертвований в поддержку политических партий, благотворительных организаций и т. д.?

– Против благотворительных организаций, конечно, ничего сказать нельзя. В принципах говорится, что фирмы обязуются соблюдать действующее законодательство страны. Также ничего нельзя сказать и по поводу политических партий. Но в каждом случае спонсорской поддержки компании обязуются проходить проверку на предмет скрытой формы коррупции.

– Согласно подписанным принципам, если одному из участников этой инициативы станет известно о нарушениях принципов другим участником, он обязуется проинформировать об этом нарушившую сторону. Насколько вы верите в реальность такого развития событий, учитывая сильные связи компаний друг с другом?

– Я верю, скорее, в опосредованное влияние. Потому что открытое обвинение одной крупной компании во взяточничестве другой − это тяжелое дело, для которого необходимы серьезные доказательства. Это просто сильный самодисциплинирующий элемент.

«Борьба с коррупцией − долгий процесс»

– Какие конкретные механизмы противодействия взяткам заложены в подписанных документах?

– Очень серьезная работа с партнерами и контрагентами. Отдельная тема – это работа с консультантами. Известно, что выплаты консультантам, которые способствуют заключению сделки, – это тоже скрытая форма коррупции. Далее. Проверка всех финансовых потоков. Запрет наличных выплат внутри компаний, а также перевода средств на частные счета. Система тренинга и стимулирования сотрудников. Важно все это включить в ежедневную бизнес-практику.

– Ну и последний вопрос. Вы верите в то, что коррупцию в России можно побороть?

– Я считаю, что это возможно. Но это долгий процесс, который потребует усилия не только со стороны бизнес-сообщества, но и со стороны государственных структур. Атмосфера сейчас к этому способствует. Конечно же, потребуется изменение сознания, менталитета, традиций русских, а на это могут уйти годы. Но где-то же надо начинать. Мы были бы рады, если наша инициатива внесет в этот процесс вклад. Очень важно, чтобы большее количество компаний вовлекалось в этот процесс. И хорошо, если бы российские компании последовали нашему примеру.



Что еще почитать