Метод получения информации при помощи устного опроса. Устный метод опроса и его формы. Устный опрос: определение

На чтение 8 мин. Просмотров 4.1k.

Проблема воли философская проблема, но она имеет и психологические аспекты.

Наличие воли — это наличие внутренней активности личности, которую иногда называют личностной активностью. Или как говорил Джеймс, считающийся основным автором психологических концепций воли, он называл ее духовной активностью «Я».

С понятием «воля» часто связывают процесс сознательной регуляции человеком своих поступков, поведения в целом. Воля является инструментом по преодолению препятствий, как внутренних, так и внешних.

В психологии мы встречаем определение воли как проявление психической активности или волевое поведение, когда необходимо достичь определенной и конкретной цели. Благодаря воле человек управляет своим поведением, прогнозирует свою деятельность на будущее. Исключительно воля помогает человеку мотивировать, планировать и реализовать свои жизненные цели. Это и является основной задачей проявления воли у каждого из нас.

Основные волевые действия

Проявление воли или волевое поведение в действиях. Различают простые и сложные волевые действия.

Простые волевые действия позволяют идти к цели, которая была намечена. Ребенок знает, что ему необходимо сделать, как этого достичь, и он выполняет данное действие автоматически.

Сложные волевые действия предусматривают сначала осознать цель, которую нужно достичь, затем выбрать возможные пути для достижения данной цели. Далее необходимо, чтобы появились какие-то мотивы для достижения поставленной или выбранной цели.

Следующий шаг заключается в выборе, так как мотивов может быть несколько, и путей достижения цели также множество. Когда путь достижения цели выбран, осуществляется преодоление различных препятствий или трудностей на пути к цели.

Волевые действия, их проявление — все это формирует волевое поведение

Особенности волевого поведения

Воспитываем волевые качества детей

Если ребенок умеет осознанно контролировать поведение, и это осуществляется целенаправленно, при этом прилагаются усилия для осуществления конкретной цели, то такое поведение называется волевым. В таком поведении воля активна, она играет решающую роль в любой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Главные качества волевого поведения — волевые качества

Проявление воли характеризуется рядом волевых качеств. Каждое волевое качество характеризует определенные проявления. Волевое поведение проявляется через следующие качества:

Целеустремленность — когда человек готов приложить свои силы, чтобы достичь намеченной цели. И ребенок способен осуществить цель.

Самостоятельность. Самостоятельного человека невозможно заставить выполнять что-то, чего он не хочет. Но он готов прислушаться к чужим советам и указаниям. Оценивает их, и если чужие требования не нарушают норм морали, то он готов принять их.

Следующим волевым качеством является решительность. Когда человек вовремя принимает решения, и они устойчивы и обоснованы, не раздумывая долго, выполняет их, даже если это связано с риском, то мы имеем дело с решительным человеком.
Что значит — принимать решения вовремя? Это значит, в нужный момент, когда требуется, или когда позволяют обстоятельства. Но, если понадобится, то остановиться, и принять другое, более правильное решение.

Теперь скажем несколько слов о настойчивости. Это тоже одно из волевых качеств. Проявление настойчивости позволяет человеку доводить принятое решение до завершения, до достижения цели. При этом он, возможно, будет встречать препятствия и трудности, но будет их преодолевать ради поставленной цели.

Еще одним волевым качеством считают выдержку, или самообладание. Данное качество показывает, умеет ли человек останавливать себя от выполнения ненужных действий. Способен ли он сохранять хладнокровие в сложных ситуациях. Человек, обладающий самообладанием, всегда терпелив, стойко переносит любые невзгоды, даже боль, жажду и т.д.

Последними, но от этого не менее важными волевыми качествами считаются мужество и смелость. Благодаря этим качествам человек преодолевает различные лишения, страдания, и готов выполнять даже очень опасные действия. Имея мужество, человеку свойственна и настойчивость, уверенность в свои силы. Мужественный и смелый человек всегда уверен, что поступает правильно.

Когда возникают волевые качества?

Волевые качества проявляются уже в дошкольном возрасте. Этот тот жизненный период, когда у маленького человека наблюдается проявление саморегуляции поведением. Ребенок находится под влиянием взрослого человека, родителей, воспитателей, других людей. Взрослые всегда чего-то требуют от ребенка, просят его что-то сделать. И в таких ситуациях у ребенка начинает складываться волевая сфера. От ребенка требуют не вертеться за столом, спокойно сидеть на занятии, следить за руками и т.д.

Волевые качества ребенка еще не сформированы, но он уже может принимать решения по поводу игровой роли, в другой деятельности. Ребенку дошкольного возраста это дается не легко. И сначала эту задачу ребенок решает под контролем взрослого. Постепенно дети учатся контролировать положение своего тела, следят за своими действиями. В этом проявляется их воля.

В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Дети ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т.д.

В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности.

В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка.

Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения.

И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка.

Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника

Сначала определим, что подразумевается под негативными проявлениями волевого поведения.

Во-первых, это стремление ребенка выполнять все по-своему, игнорируя требования и просьбы взрослого. Если его что-то попросили сделать, ребенок делает все в точности наоборот.

Следующее проявление — упрямство. Ребенок требует чего-нибудь лишь потому, что это надо ему, и он не готов изменять свое решение, не будет делать наперекор себе.

Непокорность — еще одно проявление. Его можно сравнить с непослушанием. Ребенок не желает никому подчиняться. Отказывается выполнять то, что раньше делал, а сейчас не хочет.

Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны. Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности.

Деспотизмом называют игнорирование интересов других. Деспотизм дети проявляют, когда взаимодействуют с родными, с родителями, бабушками и дедушками. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей.

Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией.

Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.

Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений

Если мы заметили, что ребенок проявляет негатив в поведении, необходимо срочно бить тревогу. Ведь если у ребенка не будут сформированы положительные волевые качества до поступления в школу, ему будет сложно не только учиться, воспринимать учебную информацию, но и строить взаимоотношения с товарищами и педагогами.

Отметим, что отрицательное отношение связано с эмоциональным неблагополучием ребенка. Как только мы наблюдаем негативные проявления, необходимо отвлечь ребенка, увлечь его чем-то интересным, ласково беседовать с ребенком. Быть с ребенком спокойным, можно стимулировать его на творчество.

Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом.

Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников

В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее. Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле.

В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений.

Также и подражание другому способствует развитию у ребенка волевых качеств. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также "поурочный балл".

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько "уплотняя", т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин. дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

Устный опрос — метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Плюсы устного опроса

  • Более гибкий, чем письменный.
  • Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
  • Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
  • Развивает навыки выступления перед аудиторией.
  • Заставляет работать в быстром темпе.

Недостатки:

  • Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
  • Не исключает давление авторитета учителя.
  • Оставляет часть учащихся пассивными.
  • Требует много времени.

Приемы устного опроса

Принято выделять два вида устного опроса:

  • фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
  • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Способы проведения фронтального опроса

Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

  • Светофор . У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый — сигнал "Я знаю". Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

  • По цепочке — этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
  • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
  • Программируемый опрос — это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
  • Взаимоопрос — учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

Письменный опрос

Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).

Плюсы письменного опроса

  • Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
  • Охватывает всех (или многих) учащихся.
  • Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
  • С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
  • Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

Недостатки способа

  • Требует тщательной подготовки.
  • Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализации .
  • Тратится время на проверку ответов.

Способы проведения письменного опроса

К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.

  • Блиц-контрольная — содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
  • Фактологический диктант — требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
  • Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.

9. Аукцион . Задается тема аукциона, например, "Имя существительное". Учащиеся определение части речи, падежи, число, род, каким членом предложения является. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто больше даст правильных ответов. Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.

10. Подбери пару . Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них - вопросы по теме, в другой части листа - ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

11. Брейн-ринг . Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно "да" или "нет".

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего.

12. Хлопни в ладоши . Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет словарные слова, местоимения. - то, что связано с темой. Задача учеников - хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

Например, на уроке истории учитель перечисляет имена исторических деятелей. Вопрос: Перечислите главных героев Петровской эпохи.

13. Разминка . Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.

Важно! Не стоит фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.

14. "Угадай-ка ". Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Учитель задумывает слово. Например, местоимение Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только "Да" или "Нет".

Пример использования: стол.

Вопросы учащихся:

Это часть речи? - Да.

Это существительное? - Нет.

Отвечает на вопросы какой, какая? - Нет.

Они указывают на предметы? – Да

Этот прием опроса можно проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.

Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

15. Все наоборот . Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов.

16. Верно-неверно . Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

Например: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Отвечают на вопросы что делать?, что сделать?. Личные местоимения склоняются. При склонение меняется только окончание? При склонении личное местоимение меняется все слово и т.д

17. Тысяча примеров . Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

Суть приема: дается понятие, определение, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.

Например, задается вопрос "Время глаголов". Учащиеся не просто отвечают "глаголы имеют три времени: прошедшее, настоящее, будущее", а приводят конкретные примеры, задают вопросы

18. Азбука . Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.

19 . Логогрифы . Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

20. Игра "Кто? и Что?" Например

К методам устного опроса относятся беседа, интервью.

БЕСЕДА как метод педагогического исследования организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.). В педагогическом исследовании беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора психолого-педагогической информации - в обследованиях малых выборок.

Беседа может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими, знающими его людьми. Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана беседы, как правило, не включающего конкретных вопросов (как это имеет место при использовании анкет и опросников), с выделением в нём основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Формулировки отдельных моментов беседы строятся т. о., чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым декларациям исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и т. д.). Беседа, как правило, не ограничена во времени. Ход и содержание беседы фиксируются (напр., с помощью магнитофона).

Для использования метода беседы исследователь должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к беседе, влияние факторов обстановки и т. п. Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов (напр., наблюдения).



В педагогической практике беседу целесообразно использовать в качестве вспомогательного метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребёнка. При неадекватных поведенческих реакциях рекомендуется психотерапевтическая беседа, направленная на выявление скрытых механизмов этих реакций, на организацию и мобилизацию защитных механизмов психики для нейтрализации психических травм и внутренних конфликтов.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности Во время интервью ответы записывают открыто.

К методам письменного опроса относятся анкетирование и тестирование.

Для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений целесообразно использовать метод анкетирования – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Анкетирование называют заочным опросом. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников - анализа документов, интервью, наблюдений и пр.

Метод экспертных оценок - комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качеств, или количеств, оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

С помощью метода экспертных оценок осуществляются: анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками; прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней. средой; определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие системы; оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов. Основными этапами реализации метода экспертных оценок являются: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы; подбор экспертов; проведение опроса экспертов; анализ и обработка полученных результатов.

Опрос экспертов может проводиться в различных формах: индивидуальной или групповой, очной (личный) или заочной, устной или письменной. Методы коллективной работы экспертов - совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (деловые игры, сценарии). Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путём анкетирования, интервью, свободной беседы. К подбору экспертов при этом предъявляются определённые требования: компетентность, креативность, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, аналитичность, широта, конструктивность мышления и др. Параллельно полезно применять метод самооценки учителями тех же сторон своей деятельности. В ходе анализа полученной информации можно использовать и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.

Разновидностью метода экспертных оценок является «педагогический консилиум» (Ю. К. Бабанский), предполагающий коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определённой программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности и пр.

К комплексным методам эмпирического исследования относятся обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент.

Обследование

Мониторинг относят к особым методам исследования педагогических проблем.

Понятие «мониторинг» (от лат. «monitor» - напоминающий, надзирающий) предполагает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функции наблюдения, контроля и предупреждения. Ряд справочных источников трактует понятие мониторинг как действие, обеспечивающее выполнение указанных функций, конкретизируемых спецификой исследуемого объекта и поставленными задачами.

В Большом энциклопедическом словаре мониторинг определяется как наблюдение, оценка и прогноз окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В данном аспекте мониторинг предполагает реализацию классических функций управления (наблюдение, оценка, анализ, прогнозирование, контроль, предупреждение и др.).

В статистике мониторинг рассматривается как специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких либо объектов.

В зависимости от объекта и цели исследования выделяют различные виды мониторинга.

Социологический мониторинг направлен на длительное наблюдение по отобранным критериям социальных процессов.

Психологический мониторинг устанавливает тенденции и закономерности психического развития школьников разных возрастов.

Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния человека, а педагогический, используя данные указанных обследований, определяет насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в инновационном процессе; насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-типологическим и возрастным особенностям школьников, а так же специфике среды их жизнедеятельности.

Информация, получаемая на основе медицинского, социологического и психологического мониторингов, специфична: она представляется на языке малопонятном работникам образования, характеризует разрозненные, несвязанные в единую систему социально-экономические, психофизические, культурно-эстетические и другие факторы, оказывающие влияние на развитие личности школьника. В то же время совершенно очевидно, что данные сведения, переведенные на язык педагогики, крайне необходимы для обновления системы образования на основе учета особенностей современной социально-экономической и экологической ситуации. Эту адаптивную функцию, по мнению А.А. Орлова, может выполнять педагогический мониторинг, который в отличие от названных (медицинского, социологического и психологического) имеет специфический объект изучения, и обеспечивает педагогов, руководителей школ и органы управления качественной и современной информацией, необходимой для принятых управленческих решений. Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

В современных исследованиях выделяют следующие функции педагогического мониторинга:

1.Информационная функция - обеспечивает сведения о результативности педагогического процесса, о состоянии объекта, обеспечивает обратную связь. Введение педагогического мониторинга позволяет достигнуть положительного эффекта развития, резервы для его усиления постоянно выявляются при отслеживании всех текущих процессов. При введении педагогического мониторинга основное внимание уделяется особенностям течения, развития самого образовательного процесса (его трудности, искажения). Эта информация является гораздо более оперативной по сравнению со сведениями о результатах.

2.Культурологическая функция. Участие в педагогическом мониторинге различных участников образовательного процесса повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению обучаемых, самоанализу педагогического труда, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов.

3.Формирующая функция. Внедрение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Опираясь на результаты мониторинга, педагог может подбирать методы и приемы индивидуально для каждого обучаемого с учетом его возможностей.

4.Коррекцонная функция тесно связана с формирующей. Введение педагогического мониторинга в учебный процесс предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых результатов. Среди непрогнозируемых результатов могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности: это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и на ослабление отрицательного.

5. Системообразующая функция. Требование научности при проведении педагогического мониторинга предусматривает, прежде всего, его организацию и проведение на основе системного подхода. С этих позиций педагогический мониторинг выступает как сложная, поэтапно-организованная система, основной задачей которой является слежение за состоянием развития педагогического процесса с целью определения и оптимального выбора его целей и задач, а также средств и методов их решения. Педагогический мониторинг не только способствует определению состояния образовательного процесса на данном промежутке времени, но и создает предпосылки к его совершенствованию на основе прогнозирования дальнейших тенденций его развития и внесения соответствующих корректив.

Мониторинг можно представить в качестве системы, состоящей из следующих технологических этапов работы с информацией:

1. Выбор системной структуры педагогического мониторинга;

2. Процедура сбора информации;

3. Обработка, визуализация и анализ результатов;

4. Обобщение и распространение информации.

Все элементы педагогического мониторинга структурно и функционально связаны между собой и представляют единую систему. Выпадение любого из компонентов из системы действий педагога или делает мониторинг малоценным, или разрушает всю систему.

Результатом педагогического мониторинга могут стать не только выводы и рекомендации, сделанные на основе исследовательской информации, но и сведения об опытно-экспериментальной работе, основанной на проектировании и гипотетическом внедрении в образовательный процесс новых средств и технологий, потребителями которых становятся школьные учителя, родители, практические психологи, педагоги внешкольных учреждений, руководители школ и органов управления, проектировщики образовательных систем и др.

В качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования могут выступать:

Процесс профессионального образования,

Академическая успеваемость обучаемых,

Учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых,

Развитие личности обучаемых,

Становление учебной группы,

Профессиональная деятельность преподавателя,

Становление педагогического коллектива и пр.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга ставят специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике.

Выбранный вид мониторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессиональной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности (личности обучаемого) и т.д.

Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт.

M. H. Скаткин выделяет два вида передового опыта - педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки. Новаторство определяет собственные метод, находки, новое содержание.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдений, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводятся классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон образовательного процесса, выявление внутренних закономерностей достижения успеха в обучении (воспитании). От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности учителя-новатора.

Критериями передового педагогического опыта, по мнению В.И. Загвязинского, могут быть: новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения др. педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.

Внедрение передового педагогического опыта в практику происходит через базовые и экспериментальные школы, шефство педагогов-мастеров, а также путём его изучения и обобщения.

Комплексным методом педагогического исследования является эксперимент , позволяющий получить новые знания о причинно- следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счёт планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы.

Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В психолого-педагогическом исследовании эксперимент направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждёт проявления интересующих его процессов, в эксперименте он создаёт необходимые для их возникновения условия. Существенная черта эксперимента - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций (независимая переменная) и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора (зависимая переменная). Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т. д., в одной из которых данный фактор налицо, а в другой отсутствует, или в одной он действует в заведомо слабой степени, а в другой - в заведомо сильной.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием. Чаще всего в психолого-педагогическом эксперименте имеют дело с двумя группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует. Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Напр., меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминаниебудет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Эксперименты различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования.

По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента - лабораторный и естественный .

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, напр. быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. Напр., запоминая важный и интересный учебный материал, ученик достигает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями.

Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются при организации естественного эксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 А. Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, напр. учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (например, при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т. п.) экспериментальная ситуация создаётся открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками её создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. Существенным недостатком естественного эксперимента является неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено.

По числу изучаемых переменных различают одномерный и многомерный эксперимент. Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте. В естественном эксперименте утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому здесь, чаще всего, реализуется многомерный эксперимент. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания являются основной целью многомерного эксперимента.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Формирующий эксперимент широко используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм образовательного процесса. Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.

Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирических фактов. Таковы, например, полученные в результате эксперимента описания игровой деятельности детей, экспериментальные данные о влиянии на какую-либо деятельность такого фактора, как присутствие других людей, и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не дают ещё психологического механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы.



Что еще почитать