Ракетные комплексы "тополь" и "тополь-м". Тополь-М – держит ядерный паритет Время боевого развертывания тополя м

5:06 / 24.04.16
РВСН: подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь» с МБР 15Ж58

РТ-2ПМ «Тополь» (индекс ГРАУ комплекса/ракеты — 15П158/15Ж58, по договору СНВ — РС-12М, по классификации НАТО — SS-25 Sickle, в переводе — Серп) — советский/российский подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ.



АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: tvzvezda.ru, Константин Семенов

История разработки

Разработка стратегического мобильного комплекса «Тополь» (РС-12М) с трёхступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе МБР 15Ж58 на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой массой 1 т) была начата 19 июля 1977 года в Московском институте теплотехники под руководством главного конструктора Александра Надирадзе в 1975 году. После смерти А.Надирадзе (был директором и гл.конструктором МИТ 1961 - 1987 гг., умер в 1977 году), работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина (ген. конструктор МИТ 1987 - 1993 гг.). Подвижную пусковую установку на колесном шасси разработало ЦКБ «Титан» при Волгоградском заводе «Барикады».

Александр Надирадзе / Фото: liveinternet.ru

Борис Лагутин / Фото: liveinternet.ru

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668—212 о разработке ракетного комплекса «Тополь» вышло 19 июля 1977 года. Первое лётное испытание ракеты состоялось 27 октября 1982 года на полигоне «Капустин Яр» и закончилось неудачно. Второй (по другим данным, первый) пуск был проведён 8 февраля 1983 года на полигоне Плесецк боевым расчётом 6-го НИУ и был успешным. Первые три испытательных пуска проводились из переоборудованной специально для этих работ шахтной пусковой установки ракеты РТ-2П.


Пуск МБР 15Ж58 / РС-12М "Тополь" с полигона "Плесецк" / Фото: pressa-rvsn.livejournal.com

10 августа 1983 года проведён четвёртый пуск ракеты РС-12М, он стал первым, осуществлённым с самоходной пусковой установки 15У128. Всего, на этапе совместных лётных испытаний комплекса с февраля 1983 года по 23 декабря 1987 года было проведено 16 пусков ракет. На вооружение ракетный комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

С ноября 1984 года по сентябрь 1994 года в период серийного изготовления элементов комплекса и постановки ракетных полков на боевое дежурство было проведено 32 контрольно-серийных пуска (в защиту партии). За период эксплуатации ПГРК в РВСН с апреля 1988 года по ноябрь 2005 года выполнено 33 учебно-боевых пуска ракеты РТ-2ПМ.

РС-12М - межконтинентальная стратегическая ракета подвижного грунтового базирования, что значительно повышает ее живучесть в условиях ведения боевых действий.

Одним из самых удачных российских современных комплексов считался мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. Он стал первым мобильным комплексом, оснащенным ракетой межконтинентальной дальности, принятым на вооружение после почти двух десятков лет безуспешных попыток, предпринимавшихся разными конструкторскими организациями.

Ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.






Компоновочная схема ракеты 15Ж58: 1 - головная часть; 2- переходной отсек; 3 - маршевый РДТТ III ступени; 4 - соединительный отсек II ступени; 5 - маршевый РДТТ II ступени; 6 - соединительный отсек I ступени; 7 - маршевый РДТТ I ступени; 8 - хвостовой отсек I ступени / Изображение: rvsn.ruzhany.info



Ракета 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info

На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На наружной поверхности хвостового отсека первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт.), используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора.


Отработавшая первая ступень МБР "Тополь" после пуска с полигона «Плесецк» - хорошо видны решётчатые аэродинамические рули / Фото: www.edu.severodvinsk.ru



Сопловой блок первой ступени ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: www.edu.severodvinsk.ru

Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.


Первая ступень ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info



Вторая ступень ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info



Третья ступень ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info


Корпуса верхних ступеней впервые были выполнены методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части.


Ступень выведения боевого блока ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info


Управление дальностью стрельбы было сложнейшей технической задачей и производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемыми ДУЗами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции корпуса. Узел отсечки тяги размещался на переднем днище корпуса верхней ступени.

Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода «Арсенал» Серафима Парнякова.

Владимир Лапыгин / Фото: faceruss.ru

Серафим Парняков / Фото: space.com.ua

Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска, а также подготовительно-регламентные работы полностью автоматизированы.


На переднем плане макет ГЧ МБР / Фото: militaryrussia.ru

Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. В состав головной части входит двигательная установка и система управления, которая обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО) 400 м (так говорят наши источники, на Западе точность оценивают в 150-200 м). «Тополь» оснащен комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца.


Самвел Кочарянц / Фото: atomic-energy.ru

По западным источникам, ракета по крайней мере однократно испытывалась с четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения, но этот вариант дальнейшего развития не получил.

Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники. Ракета 15Ж58 производится в Воткинске. Весь срок эксплуатации ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ) проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м.


ТПК с ракетой 15Ж58 / Фото: rvsn.ruzhany.info

Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет.

Пусковая установка и оборудование

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленном на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД), размещенного в транспортно-пусковом контейнере (ТПК).

Пусковая установка разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством Виктора Шурыгина.


Виктор Шурыгин / Фото: topwar.ru

В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса использовался семиосный МАЗ-7912 (15У128.1), позднее - МАЗ-7917 (15У168) колесной формулы 14х12 (завод «Баррикады» в Волгограде).


СПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912 с ТПК - комплекс "Тополь" (официальное фото из документов по договорам ОСВ) / Фото: www.fas.org



Серийная АПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912, комплекс 15П158.1 / Фото: military.tomsk.ru/forum



АПУ 15У168 на шасси МАЗ-7917 с ТПК - комплекс "Тополь" (официальное фото из документов по договорам ОСВ / Фото: www.fas.org



СПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь". По правому борту СПУ отсутствуют некоторые обязательные элементы конструкции. Выставка "Патриот", Кубинка, 2015 г. / Фото: Виталий Кузьмин

Эта машина Минского автозавода оснащена дизелем мощностью 710 л.с. Ярославского моторного завода. На машине располагался герметизированный транспортно-пусковой контейнер диаметром 2 м и длиной 22 м. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь» имел хорошую подвижность и проходимость.

Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак).

Борис Жуков / Фото: liveinternet.ru

Зиновий Пак / Фото: minpromtorg.gov.ru

Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова. Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики.


Виктор Протасов / Фото: liveinternet.ru

В некоторых источниках сообщалось, что пуск мог быть произведен с любой точки маршрута патрулирования, но по более точным сведениям: «При получении приказа на пуск по АСБУ, расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ». В поле (т.е. на полевых БСП и МБП полки «Тополей» несут боевое дежурство, как правило, в течение 1,5 месяцев зимой и столько же летом).

Пуск РС-12М мог быть произведен и непосредственно из спецагрегата 15У135 «Крона» в котором «Тополя» несут боевое дежурство на стационарных БСП. Для этого крыша ангара сделана раздвижной.


Агрегат 15У135 "Крона" (официальное фото из документов по договорам ОСВ) / Фото: www.fas.org

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.


Выход СПУ из сооружения 15У135 (Крона) / Фото: rvsn.ruzhany.info


Для обеспечения возможности пуска ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Эти операции входят в режим развертывания. Затем контейнер с ракетой поднимается в вертикальное положение. Для этого в режиме «Пуск» срабатывает пороховой аккумулятор давления (ПАД), расположенный на самой АПУ. Он нужен для того, чтобы работала система гидравлики для подъема стрелы с ТПК в вертикаль. Другими словами это обыкновенный газогенератор. На "Пионере" стрела поднималась (т.е. работал двигатель гидронасоса) от привода от ходового двигателя (ХД) шасси, что приводило к необходимости иметь систему для поддержания ХД в «горячем состоянии», дублировать систему запуска ХД воздушными баллонами и пр. Но такая схема несколько снижала надежность.

Ракетный дивизион, на боевом дежурстве / Фото: rvsn.ruzhany.info

Тип старта - артиллерийский: после установки ТПК в вертикальное положение и отстрела его верхнего защитного колпака срабатывает вначале первый ПАД ТПК - для выдвижения подвижного днища ТПК, чтобы «упереться» в землю для большей устойчивости, и затем второй ПАД уже выталкивает ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Управление АПУ осуществляется ПКП «Зенит» (дивизионное звено) и «Гранит» (полковое звено).

Для комплекса Тополь был разработан подвижный командный пункт полка (ПКП РП). Агрегаты ПКП РП размещались на шасси МАЗ-543.


Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-543М / Фото: www.fas.org


Состав ПКП РП:
  • Агрегат 15В168 - машина боевого управления
  • Агрегат 15В179 - машина связи 1
  • Агрегат 15В75 - машина связи 2
К каждому этому агрегату прилагался агрегат МОБД (машина обеспечения боевых действий) , тоже на шасси МАЗ-543. Сначала это был агрегат 15В148, затем (с 1989 г.) агрегат 15В231.

Один МОБД включал в себя функции 4-х агрегатов комплекса "Пионер": МДЭС, столовую, общежитие, МДСО). Т.е. имел дизель-агрегаты, бытовой отсек, БПУ.() АПУ РК «Тополь» были оснащены модернизированной системой РБУ, что позволяло принимать команды на пуск по системе «Периметр» по 3-м диапазонам.

Испытания и развертывание

В феврале 1983 года ПГРК «Тополь» вышел на испытания. Первое лётное испытание ракеты было проведено на 53-м НИИП МО (ныне 1-ый ГИК МО) Плесецк 8 февраля 1983 г. Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П. Один из пусков прошел неудачно. Серия испытаний продолжалась вплоть до 23 декабря 1987 г. Всего проведено более 70 пусков этой ракеты.

Оголовок ШПУ типа 15П765 / 15П765М на полигоне Плесецк, кадры пуска МБР "Тополь" / Фото: militaryrussia.ru

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов «Тополь» в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

Отработка элементов комплекса шла поэтапно, причем по всей видимости наибольшие сложности были связаны с системой боевого управления. После успешного окончания первой серии испытаний, завершенной к середине 1985 г. (в течение апреля 1985 г. состоялось 15 испытательных пусков), 23 июля 1985 г. РТ-2ПМ поступила на вооружение и в районе г. Йошкар-Ола был поставлен на боевое дежурство первый полк ПГРК. При этом отработка системы боевого управления, очевидно, продолжалась.



Испытательные пуски ракеты «Тополь» / Фото: rvsn.ruzhany.info

Серийное производство ракет размещалось на заводе в Воткинске (Удмуртия) с 1985 года, а мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе «Баррикады».

Параллельно, в 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты 15Ж58 был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия «Скорость» с максимальной дальностью стрельбы большей, чем у фронтового комплекса “Темп-С”и меньшей, чем у комплекса “Пионер”. Такая дальность, при мощном боевом оснащении, позволяла втиснуться в стартовый вес ракеты, обеспечивавший приемлемые суммарный вес и габариты самоходной пусковой установки. Приемлемые для того, чтобы “кататься” по территории стран Восточной Европы. Тем самым, снимался вопрос о подлётном времени для Лондона, Рима, Бонна.

Первый полк, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом, был поставлен на боевое дежурство только 28 апреля 1987 г. (в районе г. Нижний Тагил).

Часть ПГРК «Тополь» была развернута во вновь создаваемых позиционных районах. После подписания в 1987 г. Договора о РСМД, для базирования комплексов «Тополь» стали переоборудоваться некоторые позиционные районы демонтируемых ПГРК средней дальности «Пионер».

Испытательные пуски ракет, как уже раннее говорилось, завершились 23 декабря 1987 г., однако полностью испытания мобильного комплекса, а не только ракеты, закончились лишь в декабре 1988 г., поэтому окончательное решение о принятии комплекса «Тополь» на вооружение датируется 1 декабря 1988 г., т.е. через три с лишним года после начала опытной эксплуатации.

27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом (в районе г. Иркутск).


Пример расположения сооружений на стартовой позиции / Изображение: rvsn.ruzhany.info


На момент подписания Договора СНВ-1 в 1991 г. СССР располагал 288 ракетными комплексами «Тополь». После подписания СНВ-1 развертывание этих комплексов было продолжено. () Первый ракетный полк с РК «Тополь» был поставлен на боевое дежурство 23 июля 1985 года (по другим данным 20 июля), ещё до завершения совместных лётных испытаний в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола) (командир — полковник Дремов В. В.), а до конца 1985 года — ещё один ракетный полк.

27 мая 1988 года на БД заступил первый полк, в состав дивизионов которого входил усовершенствованный подвижный командный пункт (ПКП) оснащённый новой автоматизированной системой управления.

Развитие группировки РТ-2ПМ. Количество ПУ на боевом дежурстве

1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
РТ-2ПМ 18 72 81 99 162 234 306 333 351 369 360 360 360 360 360 360 360 360 345 333 315 291 254 243 213 180 171




Всего МБР 1398 1398 1398 1390 1398 1398 1398 1333 1305 1129 975 870 832 748 756
% от РКСН (в т.ч. РСД) 0,94 3,76 4,23 5,37 9,34 14,63 21,21 24,98 26,89 32,68 36,92 41,38 43,27 48,13 47,62

Ракетные дивизии «Тополей» были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы.

По состоянию на конец 1996 г. РВСН располагали 360 ПГРК «Тополь».

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты «Тополь» с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно. 29 ноября 2005 г. был осуществлен учебно-боевой пуск МБР РС-12М «Тополь» мобильного базирования с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке. Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска - проверка надежности оборудования. Ракета простояла на боевом дежурстве 20 лет. Это первый случай в практике не только отечественного, но и мирового ракетостроения - успешно осуществлен пуск твердотопливной ракеты, находившейся столько лет в эксплуатации. На базе ПГРК «Тополь» с ракетой 15Ж58 были созданы:

1. Комплекс "Периметр-РЦ", ракета "Сирена" - комплекс с командной ракетой - ракетный комплекс для обеспечения доведения информации о необходимости нанесения ответного удара в условиях прекращения работы обычных средств связи. Полк МБР "Периметр-РЦ" созданных на базе МБР 15Ж58 "Тополь" заступил на боевое дежурство в декабре 1990 г. в 8-й ракетной дивизии РВСН (Юрья, командир полка - полковник С. И. Арзамасцев). В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил, что система «Периметр» существует и находится на боевом дежурстве. Испытания командной ракеты комплекса "Периметр-РЦ" прошли пятью пусками МБР с полигона Плесецк с 8 августа по 25 декабюря 1990 г.

2. ракета 15Ж58Э "Тополь-Э" - экспериментальная ракета-носитель для проведения испытаний новых типов боевого оснащения МБР, наименование 15Ж58Э предположительное.


Пуск МБР "Тополь-Э", полигон Капустин Яр, площадка 107, 2009 г. / Фото: militaryphotos.net.



Проекции ракет "Тополь" и "Тополь-Э" (15Ж58 и 15Ж58Э) - SS-25 SICKLE / Изображение: militaryrussia.ru

3. "Старт-1" - ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты-носителя начата в 1989 г. первый пуск произведен 25.03.1993 г. Конструкция - 5-ти ступенчатый ракета-носитель. Масса полезной нагрузки на низкую орбиту - 500 кг






Ракета-носитель "Старт-1" в цехе Воткинского машиностроительного завода / Фото: www.iz-article.ru

Сокращение

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса «Тополь» до 2007 года были сокращены.

После распада СССР часть «Тополей» остались на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН «Тополь» из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен.

По состоянию на июль 2006 года на боевом дежурстве все еще находились 243 ракетных комплекса «Тополь» (Тейково, Йошкар-Ола, Юрья, Нижний Тагил, Новосибирск, Канск, Иркутск, Барнаул, Выползово.

Интересным фактом является то, что комплекс «Тополь» - первый советский стратегический ракетный комплекс, название которого было рассекречено в советской прессе, в статье, опровергающей обвинения американской стороны в том, что Россия якобы проводит испытания нового ракетного комплекса в нарушение действующего договора о сокращении вооружений.

Тактико-технические показатели

Тактико-технические характеристики
комплекса «Тополь»
Время подготовки к пуску, мин 2
Мощность термоядерного заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО),м 900/200*
Площадь района боевого патрулирования, км 2 125000
Пусковая установка 7-осное шасси МАЗ-7310
Гарантийный срок хранения ракеты в ТПК, лет 10
(продлен до 15)
Тип пусковой установки мобильная, групповая ПУ с минометным стартом

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Дальность стрельбы, км 10500
Количество ступеней 3 + ступень разведения
боевых блоков.
Двигатель РДТТ
Тип старта наземный из ТПК
за счет ПАД
Длина :
- полная, м 21,5
- без ГЧ, м 18,5
- первой ступени, м 8,1
- второй ступени, м 4,6
- третьей ступени, м 3,9
- головной части, м 2,1
Диаметр :
- корпуса первой ступени, м 1,8
- корпуса второй ступени, м 1,55
- корпуса третьей ступени, м 1,34
- ТПК (транспортно-пускового контейнера), м 2,0
Стартовая масса, т 45,1
Масса снаряженной первой ступени ракеты, т 27,8
Головная часть моноблочная отделяемая
Масса головной части, кг 1000
Система управления автономная, инерциальная с БЦВМ

Автономная пусковая установка (АПУ)

Число ракет на пусковой установке 1
База - колесная МАЗ-7912, МАЗ-7917
Колесная формула 14х12
Масса :
- пусковой установки без ТПК, т 52,94
Габаритные размеры (без ТПК/с ТПК) :
- длина, м 19,520/22,303
- ширина, м 3,850/4,5
- высота, м 3,0/4,5
Двигатель дизель В-58-7 (12V)
Мощность, л.с. 710
Запас топлива, л 825
Скорость, км/ч 40
Запас хода, км 400
Время перевода в боевое положение, минут. 2

Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

Масса, кг 43500
Габаритные размеры :
- длина, м 15,935
- ширина, м 3,23
- высота, м 4,415
Мощность, л.с. 525
Запас хода, км
Тип гараж с раздвижной крышей
Назначение для хранения одной СПУ
Построено, ед. 408
Размеры :
- длина, м 30,4
- ширина, м 8,1
- высота, м 7,2

Состав соединений и частей

Ракетная дивизия 3-5 ракетных полков
(КП и 9 СПУ в каждом).
Полковой командный пункт стационарный и подвижный
«Барьер» или «Гранит»
(на базе МАЗ-543М).
Состав дивизиона:
- группа подготовки и пуска, шт. 3
- группа боевого управления и связи

Что дальше...

В конце 1980-х годов на конкурсной основе началась разработка универсальной МБР двойного базирования - шахтного и на мобильной установке. В МИТе, традиционно занимавшемся грунтовыми комплексами, стали разрабатывать мобильный комплекс, а в КБ «Южное» на Украине (Днепропетровск) - шахтный. Но в 1991 году все работы были полностью переведены в Московский институт теплотехники. Проектирование возглавил Борис Лагутин, а после его ухода на пенсию в 1997 году - академик Юрий Соломонов, назначенный генеральным конструктором МИТа.

Но это уже другая история...

, девиз дивизии ракетных комплексов «Тополь-М», «каждый пуск ракеты «Тополь-М» - на отлично!» Предназначен для нанесения ответного и ответно - встречного удара. В конце статьи, как всегда видео.
В 1985 году на боевое дежурство заступил первый полк подвижных грунтовых ракетных комплексов РТ-2ПМ «Тополь», не путать с "М-кой", в сети фото обеих комплексов обычно встречается именно как "Тополь М", ниже по тексту есть фото, примерно с одного ракурса, на котором их можно сравнить. Для начала поговорим о более старом. Ну и подсказка как сходу отличить версии.

Вид защитной крышки ТПК и комплекса командных приборов ПГРК «Тополь», обрати внимание, нечто подобное на лючок на крышке, так вот на М-ке она на другой стороне.

Подвижность стала кардинальным решением проблемы скрытности действий и живучести межконтинентальных ракетных комплексов (весьма спорный вопрос, скрытность и подвижность при такой массе и габаритах, прежде всего привязанность к базе, сколько км он от нее отъедет, для него нужна дорога, причем неплохая, так что понятие "подвижный" весьма условно, при современных средствах космической разведки металлический объект длиной более 24 м, диаметром около 3,5 и высотой почти 5 м, к тому же выделяющий большое количество тепла и электромагнитного излучения, навряд ли, можно будет спрятать.
Комплекс который РЕАЛЬНО трудно, было отследить, назывался боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РВСН ликвидирован в 2005 году, гляньте кто был у руля страны в то время. Кстати нашими друзьями американцами, проблема пуска с ж\д платформы так и не была решена).

боевой железнодорожный ракетный комплекс фото

Тем не менее, распределение по случайному закону комплексов с высокой степенью боеготовности выводило их из-под «обезоруживающего» удара противника. Не зря «Тополь», получивший в США и НАТО обозначение SS-25 Sickle, вызвал там бурное беспокойство. Круто, мы знаем какие наши средства вызывают у НАТО "беспокойство". А что ты знаешь об их "игрушках"? к, кстати в черное море Donald Cook ничуть не таясь завез их под 60 штук (!), к слову радиус у них 2500 км, подробно об инциденте смотри ну а новейшие какие, на слуху пожалуй еще Трайдент, об ней чуть позднее И ЭТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ. Так что вскоре начались работы по созданию нового комплекса, точнее - системы комплексов различного типа базирования, да-да еще во времена СССР, так что как не крути, а ядерный щит все еще советский, корни так уж точно оттуда.

Ракетный комплекс «Тополь-М» на параде Победы. Москва, 2011 год, обрати внимание нет люка на защитной крышке

Постановлением Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года задавалась опытно-конструкторская работа «Универсал» - трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для подвижного и стационарного (шахтного) комплексов. Работы предполагали кооперацию Московского института теплотехники (головного разработчика подвижного комплекса «Тополь») и днепропетровского КБ «Южное» (традиционного разработчика шахтных МБР). Но распад СССР сделал кооперацию невозможной. В 1992 году было решено использовать наработки по «Универсалу» для создания комплекса «Тополь-М» повышенной боеготовности и точности стрельбы. В феврале 1993 года появился указ Президента РФ о разработке модернизированного комплекса «Тополь-М». Будучи глубокой модернизацией существующего комплекса, он не нарушал бы действующие международные соглашения, но позволил бы в долгосрочной перспективе сохранять боеготовность и эффективность Ракетных войск стратегического назначения.

В связи с этим большое внимание уделялось возможности преодоления перспективной противоракетной обороны потенциального противника (который оставался прежним, ясен пень, имеем в виду не потенциал, а противника). Комплекс рассчитывался на нанесение ответного и ответно-встречного удара, то есть должен был сохранять возможность успешного пуска даже при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва, прохождения через атмосферный «ядерный зонтик». Требовалось длительное боевое дежурство в различных степенях готовности.

Эшелонированная система охраны ракетного комплекса «Тополь-М», количество задействованных сил охраны, держится в секрете и постоянно меняется

Кому интересно можно посмотреть " ", машинка покруче "тополька", самое известное отличие многоголовость. Там есть и видео запуска, подробно показаны машины системы управления, сопровождения и охраны. Они у обеих ПГРК сходны.

Возвращаемся к "тополю". Головным разработчиком оставался Московский институт теплотехники, где работы возглавлял генеральный конструктор Б. Н. Лагутин, а с 1997 года - Ю. С. Соломонов. Ядерный заряд создавался под руководством Г. Н. Дмитриева в РФЯЦ-НИИ экспериментальной физики (г. Арзамас-1б), система управления - в НПО автоматики и приборостроения (г. Москва) под руководством В. Л. Лапыгина и Ю. В. Трунова, заряды твердого смесевого топлива двигателей - в Федеральном центре двойных технологий «Союз» (г. Дзержинский МО) под руководством 3. П. Пака и Ю. М. Милехина, графитовые и композитные элементы конструкции - в ЦНИИ Спецмаш, возглавляемом В. А. Барыниным, автоматизированная система боевого управления - в НПО «Импульс» под руководством Б. Г. Михайлова. Пусковая установка для подвижного варианта разрабатывалась волгоградским ЦКБ «Титан» под руководством В. А. Шурыгина, гидроприводы самоходных пусковых установок - ЦНИИ АГ под руководством В. Л. Солунина, доработку шахтных установок вело московское ОКБ «Вымпел» под руководством Д. К. Драгуна.

Сравнение ракетных комплексов Тополь и Тополь М, вид с одинакового ракурса фото

Использовались новые методики моделирования и экспериментальной отработки с сокращением числа опытных пусков.

  • Подвижный вариант комплекса получил индекс 15П165,
  • шахтный - 15П065,
  • сама ракета - 15Ж65.
  • «Тополь-М» получил обозначение РТ-2ПМ2, по международным договорам обозначается РС-12М2, в США и НАТО ему присвоили обозначение SS-27 Sickle В.

Работы сильно тормозились резким сокращением финансирования, распадом научных и производственных связей, уходом из «оборонки» квалифицированных кадров. Тем кто в те годы жил, помнят какой был бардак (и это слабо сказано). Тем не менее 20 декабря 1994 года на полигоне Плесецк произведен первый успешный пуск из шахтной пусковой установки. В 1995-1997 годах пуски продолжились. Шестой испытательный пуск ракеты был успешно произведен 8 декабря 1998 года. 27 декабря того же года на опытно-боевое дежурство под Татищево заступили первые «Тополь-М» в шахтном варианте - использованы переоборудованные шахты снимаемых с дежурства УР-1 ООН. 30 декабря 1998 года заступил на боевое дежурство первый полк «Тополь-М», не путай речь идет именно о шахтном варианте. Летом 2000 года шахтный вариант «Тополь-М» принят на вооружение. По окончании отработки шахтного варианта активизировались работы по подвижному комплексу.

Ракета комплекса «Тополь-М» стала первой серийной универсальной межконтинентальной ракетой наземного базирования, при этом в значительной степени унифицированной с РС-30 «Булава» морского базирования. Вот немного фото загрузки в шахту, действо к слову весьма впечатляющее. Ключевое слово унифицирована, по большей части ракету ассоциируют с подвижным грунтовым комплексом, как видите есть и шахтное базирование, пропорции соотношения мне неизвестны, но подвижек наверное будет поменьше.

Стационарный комплекс «Тополь-М» состоит из 10 межконтинентальных баллистических ракет находящихся в шахтах стационарного базирования, под управлением командного блока

20 сентября 2000 года подвижный вариант «Тополь-М» произвел первый пуск. 24 декабря 2004 подвижным «Тополь-М» успешно проведен последний испытательный пуск с космодрома Плесецк - головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке. Через два года в 2006-ом, первый дивизион подвижных «Тополь-М» (три комплекса) заступил на боевое дежурство. К началу 2011-го на боевом дежурстве, согласно открытым источникам, состояло 52 шахтных и 18 подвижных комплексов «Тополь-М». Серийное производство ракет наладило ГПО «Боткинский завод», пусковых установок подвижного варианта - Волгоградское ПО «Баррикады».
"Согласно Договору СНВ-1, масса, габариты и некоторые конструктивные особенности МБР «Тополь-М» жестко ограничены. "

Межконтинентальная баллистическая ракета легкого класса 15Ж65 имеет три маршевые твердотопливные ступени. Управление полетом первой ступени - поворотом центрального сопла, второй и третьей ступеней - поворотом частично утопленного в камеру сгорания сопла с раскладывающимся сопловым насадком. Для уменьшения массы ракеты корпуса ступеней типа «кокон» выполнены из композиционного материала, а сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод- углеродного материала.
Система управления - автономная инерциальная, на основе бортовой цифровой вычислительной машины повышенной производительности и гиростабилизированной платформы, с улучшенными точностными характеристиками командных гироскопических приборов. Использована элементная база с повышенной надежностью и стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. На наружную поверхность корпуса ракеты нанесено защитное покрытие, на корпус герметичного приборного отсека - специальное покрытие с высоким содержанием редкоземельных элементов, кабельная сеть полностью экранирована и защищена.

Фото комплекс 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М загрузка баллистической ракеты в шахту, дальность доставки заряда 11 000 км

Ракета принята с моноблочной отделяемой головной частью с высокоскоростным термоядерным боевым блоком мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте. Комплекс средств преодоления ПРО включает пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик. При этом ложные цели трудно отличимые от боевого блока в различных диапазонах электромагнитного излучения на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории, не селектируются РЛС со сверхразрешением. Средствами искажения характеристик головной части служат радиопоглощающее покрытие (совмещено с теплозащитным), аэрозоли, создающие инфракрасное излучение, генераторы активных радиопомех. В числе возможных средств ПРО учитывалось и оружие на новых принципах - например, лазеры с ядерной накачкой. Она поставляется и хранится в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), в пусковых установках 15П765-35 либо 15П765-60 и унифицированный командный пункт высокой защищенности типа 15В222, также установленный в шахте на амортизированном подвесе.

Фото Тополя М стационарного комплекса, Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, их конкурент "Синева"

Ракета подвижного грунтового ракетного комплекса размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК, конструктивно аналогичным металлическому. Базой для автономной пусковой установки 15У175 грунтового комплекса послужило специальное полноприводное восьмиосное шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с 800-сильным дизельным двигателем и шестью поворотными парами колес. Шасси отличается повышенной проходимостью, хорошей поворотливостью (радиус поворота 18 м при длине машины 22 м). Система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку на мягких грунтах. Установка снабжена навигационной аппаратурой повышенной точности, средствами маскировки в различных диапазонах. Также на колесных шасси повышенной проходимости выполнены подвижный командный пункт и машина обеспечения боевого дежурства.
В шахтном варианте в металлических ТПК устанавливаются в имеющиеся шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства.

Тополь М фото на параде Победы. Москва, 2011год

  1. Стартовая масса, кг: 47100
  2. Максимальный диаметр ступени, мм: 1 -й - 1860, 2-й - 1610, 3-й – 1580
  3. Полная длина, мм: 22 700
  4. Длина ракеты без головной части, мм: 17 500
  5. Тяга двигателя ступени, т: 1-й - 90,8, 2-й - около 50,3-й - около 25
  6. Диаметр пускового контейнера, мм: 1950-2050
  7. Максимальная дальность стрельбы, км: 11 000
  8. Боевая часть - моноблочная, термоядерная, мощность кт: 550
  9. Масса боевой части, кг: 1200 Самоходная пусковая установка: 15У175
  10. Масса самоходной пусковой установки с ракетой, кг: 120 000
  11. Максимальная скорость хода, км/ч: 45. Запас хода, км: 500

Тополь М фото видео ракетных войск стратегического назначения испытания
Шахтный комплекс включает 10 ракет, в пусковых установках 15П765-35 либо 15П765-60 и унифицированный командный пункт высокой защищенности типа 15В222, также установленный в шахте на амортизированном подвесе.
Ракета подвижного грунтового ракетного комплекса размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК, конструктивно аналогичным металлическому. Базой для автономной пусковой установки 15У175 грунтового комплекса послужило специальное полноприводное восьмиосное шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с 800-сильным дизельным двигателем и шестью поворотными парами колес. Шасси отличается повышенной проходимостью, хорошей поворотливостью (радиус поворота 18 м при длине машины 22 м).

Устройство и компоновка ракетного комплекса Тополь М

Система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку на мягких грунтах. Установка снабжена навигационной аппаратурой повышенной точности, средствами маскировки в различных диапазонах. Также на колесных шасси повышенной проходимости выполнены подвижный командный пункт и машина обеспечения боевого дежурства.
В шахтном варианте ракеты в металлических ТПК устанавливаются в имеющиеся шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства.

Комплекс РТ-2ПМ2 Созданный «Тополь-М» на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь»

Пуск Тополь М фото видео ракетных войск стратегического назначения

пуск ракеты тополь

Применение «Тополь-М» можно рассмотреть на примере подвижного грунтового комплекса. Как и его предшественник, он может производить пуск ракеты из любой точки позиционного района, как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки из гаражных укрытий с раздвигающейся крышей. Наземный комплекс командных приборов, размещенный на ТПК ракеты «Тополь-М», обеспечивает прицеливание за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе. Перед пуском ТПК поднимается в вертикальное положение. Вот как и обещал нарезал небольшое видео, смотрим, если не лень можно "лайкануть".

Заодно можно глянуть, презентацию канальчика на ютубе, где ну просто море различных пусков ракет.

Старт ракеты - «минометный». Двигатель первой ступени включается после выхода ракеты из контейнера. Увеличение мощности твердо-топливных зарядов позволило увеличить забрасываемую массу и сократить длительность и высоту активного участка траектории, тем самым затруднив противнику перехват. Предусмотрен программный маневр на старте при прохождении облака ядерного взрыва. Вместе с описанными средствами защиты это позволяет производить пуск даже после ядерного воздействия по соседним объектам комплекса и при блокировании позиционного района высотным ядерным взрывом. После окончания активного участка головная часть совершает полет по баллистической траектории. Круговое вероятное отклонение составляет 200 м. В сочетании с мощностью боевого блока это позволяет поражать любые малогабаритные высокопрочные стратегические цели.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М» ракетных войск стратегического назначения фото

Ракета может быть оснащена головной частью с разделяющимися боевыми блоками индивидуального наведения (тогда добавляется ступень разведения боевых блоков) или маневрирующей (с двигателями коррекции) - такие боевые части, намного увеличивающие вероятность прорыва системы ПРО, прошли испытания в 2005-2007 годах. Так, что же в нейзамечательного.

  1. Время работы двигателя первой ступени - 60 с, второй - 64 с, третьей - 56 с. Таким образом, ракета набирает максимальную скорость за три минуты. Что считается крайне быстрым разгоном
  2. При прохождении облака ядерного взрыва, совершает программный манёвр, активно маневрирует на отрезке перехвата.
  3. Защитное покрытие корпуса ракеты, обеспечивает защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и... внимание оружия, основанного на новых физических принципах (кто знает прошу осветить про что идет речь?).
  4. При преодолении средств ПРО, может осуществлять запуск пассивных и активных ложных целей по своим характеристикам при облучении различными типами обнаружения, не отличимыми от боевых. Заметность снижена на порядок, предполагаемая дальность обнаружения ракеты на подходе к цели около 100-200 км.
  5. Ракета унифицирована с знаменитой ракетой морского базирования "Булавой", многие выпуски новостей посвящены именно "Булаве" стартовая масса 37 тонн. Но она уступает по ударной мощи более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, к примеру такой как «Трайдент»-2 стартовая масса 59 тонн. (Сравним боевая часть «Булавы» - 150кт х 6, теоретически "Трайдент-2″- 8х475 кт). Некоторые спецы, подвергают критике, оснащение морской составляющей лёгкими баллистическими ракетами типа «Булава», указывая на необходимость создания твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания по ней были прекращены в 90-х гг. если бы дело дошло до постановки на вооружение, она бы не имела мировых аналогов по ударной мощи и ЛТХ среди баллистических ракет подводных лодок.

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» - это ракетный комплекс стратегического назначения, работы над созданием которого начались еще в советский период, но доводка и серийное производство производились уже российскими предприятиями. «Тополь-М» - первый образец МБР, созданный уже после распада СССР. Сегодня на вооружении российской армии стоят ракетные комплексы шахтного (15П165) и мобильного (15П155) базирования.

«Тополь-М» стал результатом модернизации советского стратегического ракетного комплекса «Тополь», превосходя своего предшественика практически по всем основным характеристикам. В настоящее время «Тополь-М» составляет основу российских РВСН. Его разработкой занимались конструкторы Московского института теплотехники (МИТ).

С 2011 года российское Министерство обороны прекратило закупку новых комплексов «Тополь-М», ресурсы были направлены на создание и развертывание межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» РС-24 .

С самого начала создателям ракетного комплекса «Тополь-М» были поставлены довольно серьезные ограничения, касающиеся, в первую очередь, габаритных характеристик ракеты. Поэтому основной акцент при ее разработке был сделан на повышение живучести комплекса в условиях нанесения противником ядерных ударов и на способность боевых блоков преодолевать вражескую систему ПРО. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 11 тыс. км.

По мнению ряда экспертов, ракетный комплекс «Тополь-М» не является идеальным вариантом для российских РВСН. Его пришлось создавать по причине отсутствия других альтернатив. Недостатки МБР во многом связаны с характеристиками комплекса «Тополь», на базе которого он был создан. И хотя конструкторам удалось улучшить многие параметры, но совершить чудо они, конечно же, не могли.

История создания

Работы над новой межконтинентальной баллистической ракетой с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетных комплексов. Единственным различием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в проекте, и завершение разработок полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, обладающей высокой точностью, дальностью полета, способную преодолевать систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами. Система наведения ракеты стала гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания новой ракеты начались в 1994 году. Был произведен успешный запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк . Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2019 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

В 2005 году состоялся запуск ракеты «Тополь-М» с маневрирующей боевой частью. Он стал частью программы российских РВСН по созданию средств для преодоления американской системы ПРО. Также проводились испытания боевой части с прямоточным гиперзвуковым двигателем.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

Устройство комплекса

Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.

Ракета имеет три ступени и ступень разведения боевых блоков, все они оснащены твердотопливными двигателями. Каждая ступень имеет цельный корпус из композитных материалов (типа «кокон»). Сопла ракетных двигателей также изготовлены из композитных материалов на основе углерода, с их помощью происходит управление полетом ракеты. В отличие от своих предшественников, МБР «Тополь-М2» не имеет решетчатых рулей и стабилизаторов.

Ракета с обоих комплексов запускается минометным стартом. Стартовая масса снаряда составляет 47 тонн.

Боеголовки ракеты имеют специальное покрытие, снижающее их заметность на экранах радаров, а также могут выпускать специальные аэрозоли – источники инфракрасного излучения. Новые маршевые двигатели ракеты позволяют значительно уменьшить активный участок полета, на котором она наиболее уязвима. Кроме того, на этом участке полета ракета может маневрировать, что делает ее уничтожение еще более проблематичным.

Высокий уровень стойкости ракеты и боевых блоков против поражающих факторов ядерного взрыва были достигнуты за счет целого комплекса мероприятий:

  • покрытие корпуса ракеты специальным составом;
  • применение при создании системы управления элементарной базы, более устойчивой к электромагнитному импульсу;
  • аппаратура системы управления вынесена в отдельный герметичный отсек, покрытый специальным составом из редкоземельных элементов;
  • кабельная сеть ракеты надежно экранирована;
  • при похождении облака ядерного взрыва ракета делает так называемый программный маневр.

Мощность твердотопливных зарядов всех двигателей ракеты значительно выше, чем у ее предшественников, что позволяет ей значительно быстрее набирать скорость.

Вероятность преодоления американской системы ПРО для боевых блоков МБР «Тополь-М» составляет 60-65%, идут работы над повышением этого значения до 80%.

Система управления ракетой – инерциальная, на основе цифровой ЭВМ и гиростабилизированной платформы. «Тополь-М» может успешно стартовать и выполнить свое задание даже в случае нанесения блокирующих высотных ядерных ударов по району дислокации комплекса.

Следует отметить, что МБР «Тополь-М» создавалась с использованием наработок и технологий, полученных при изготовлении МБР «Тополь», это значительно сократило время создания ракеты, а также снизило стоимость проекта.

Перевооружение частей РВСН шло с использованием уже существующей инфраструктуры, что также позволило значительно сократить экономические издержки. Это было особенно важно для конца 90-х годов, когда российская экономика переживала не самые лучшие времена.

Для установки ракет «Тополь-М» шахтного базирования использовались шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства. Под «Тополь» переоборудовали шахтные установки советских тяжелых МБР. При этом в основание шахты заливали дополнительные пять метров бетона, проводили некоторые дополнительные преобразования. Большая часть шахтного оборудования использовалась повторно, что существенно сокращало затраты на развертывание комплекса, а также ускоряло работы.

Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и одного командного пункта повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.

«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с 8 осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу минимальный радиус поворота.

Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика, что обеспечивает ей высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем мощностью 800 л. с. Она может преодолевать брод глубиной 1,1 метр.

При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

Запуск может быть произведен с любого грунта, из любой точки дислокации комплекса, оснащенного средствами маскировки против различных средств обнаружения (оптических, инфракрасных, радиолокационных).

Серийное производство пусковых установок налажено на волгоградском заводе «Баррикады».

В 2013 году ракетные части, вооруженные мобильными установками «Тополь-М», получили тринадцать специальных машин маскировки и инженерного обеспечения. Их основной задачей является уничтожение следов ракетных комплексов, а также создание ложных позиций, которые были бы заметны средствам разведки вероятного противника.

Тактико-технические характеристики

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Максимальная дальность стрельбы,км 11000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 47,1 (47,2)
Забрасываемая масса, т 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)
Длина ракеты, м 22,7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная
Эквивалент боезаряда, мт 0,55
Круговое вероятное отклонение, м 200
Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1,95 (для 15П165 – 2,05)
МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
Колесная формула 16×16
Радиус поворота, м 18
Дорожный просвет, мм 475
Масса в снаряженном состоянии (без боевого оснащения), т 40
Грузоподъемность, т 80
Максимальная скорость, км/ч

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

МРК СН (межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначена) «Тополь-М» (SS-Х-27, «Sickle» по классификации НАТО) с ракетой РС-12М2 (РТ-2ПМ2, 15Ж65) является результатом дальнейшей модернизации ракетного комплекса «Тополь» (SS-25). Данный комплекс полностью создан российскими предприятиями.

Работы по созданию нового ракетного комплекса начались еще в середине 1980-х годов. Постановлением Военно-промышленной комиссии от 09.09.1989 предписывалось создать два ракетных комплекса (мобильный и стационарный), а также универсальную трехступенчатую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету. Данной опытно-конструкторской работе дали название «Универсал», а разрабатываемому комплексу - обозначение РТ-2ПМ2. Комплекс совместно разрабатывался Московским институтом теплотехники и КБ «Южное» (Украина, Днепропетровск).

Ракета должна была быть унифицированной для обоих комплексов, однако в первоначальном проекте в системе разведения боевого блока предполагалось различие. Для ракеты шахтного базирования боевая ступень должна была оснащаться жидкостным реактивным двигателем с использованием перспективного монотоплива ПРОНИТ. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал твердотопливную двигательную установку. Также существовали различия и в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). В подвижном варианте ТПК должен был изготавливаться из стеклопластика, в стационарном - из металла, с креплением ряда систем наземного оборудования на нем. Поэтому ракете для подвижного комплекса присвоили индекс 15Ж55, для стационарного - 15Ж65.

В марте 1992 г. было решено разработать на базе «Универсала» комплекс «Тополь-М» (КБ «Южное» в апреле прекратило участие в работах по данному комплексу). 27 февраля 1993 г. Президент РФ подписал соответствующий указ (эта дата считается началом работ по «Тополь-М»). Данным указом МИТ назначался головным предприятием по разработке «Тополя-М», и гарантировалось финансирование работ.

Фактически нужно было разработать ракету универсальную по видам базирования. При этом, как в шахтном, так и в мобильном вариантах ракета должна была иметь высокие боевые возможности, высокую точность огня и быть способной нести длительное боевое дежурство в разных степенях готовности. Кроме этого, она должна была иметь высокую стойкость к воздействию поражающих факторов во время полета и преодолевать противоракетную оборону вероятного противника.




АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. Ранее считалось, что это АПУ "Ярс" (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/)

Ракета для МРК СН "Тополь-М" создавалась как модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М. Условия модернизации были определены Договором СНВ-1. Согласно данному документу новой можно считать ракету, которая от аналога отличается по одному из нижеперечисленных признаков:
- число ступеней;
- вид топлива для любой из ступеней;
- стартовая масса отличается более чем на 10 процентов;
- длина собранной ракеты без ГЧ (головная часть), или длина первой ступени ракеты отличается более чем на 10 процентов;
- диаметр первой ступени отличается более чем на 5 процентов;
- забрасываемый вес более чем на 21 процент в сочетании с изменением длины первой ступени на 5 или более процентов.

Вследствие данных ограничений тактико-технические характеристики ракеты МРК "Тополь-М" претерпеть значительных изменений не могли и основные отличия от аналога (РТ-2ПМ) заключаются в особенностях полета и устойчивости при проникновении сквозь ПРО противника. Головная часть с самого начала разрабатывалась с учетом возможности быстрой модернизации в случае появления действующих систем противоракетной обороны у вероятного противника. Существует возможность установки ГЧ с разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением.

Ракетный комплекс «Тополь-М» во многом уникален и приблизительно в 1,5 раза превосходит ракетный комплекс предыдущего поколения по боеготовности, живучести и маневренности (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, даже при условии противодействия со стороны противника. Энергетическими возможностями ракеты обеспечиваются увеличение забрасываемого веса, значительное снижение высоты активного участка траектории полета, а также эффективное преодоление перспективной ПРО.

При разработке МРК СН «Тополь-М» использовались последние достижения отечественного ракетостроения и науки. Впервые использовали новую систему экспериментальной отработки в ходе испытаний с высокими нормативными режимами работы агрегатов и систем ракетного комплекса. Это резко сократило традиционный объем испытаний и снизило затраты без потери надежности.

Комплекс представляет собой моноблочную трехступенчатую твердотопливную ракету, размещенную в транспортно-пусковом контейнере. Срок нахождения ракеты в нем минимум 15 лет, при этом общий срок эксплуатации составляет минимум 20 лет. В числе особенностей комплекса:
- возможность использования имеющихся шахтных пусковых установок без существенных затрат (изменяется только система крепления к ракете контейнера). Используются шахтные пусковые установки, которые освобождаются от снимаемых с вооружения ракет, и ПУ согласно договору СНВ-2;
- повышенные, по сравнению с «Тополем», точность стрельбы, уязвимость ракет во время полета от воздействия средств противовоздушной обороны (включая ядерное ) и готовность к пуску;
- способность ракет маневрировать во время полета;
- невосприимчивость к электромагнитным импульсам;
- совместимость с имеющимися системами управления, связи и обеспечения.

Ракета 15Ж65 (РТ-2ПМ2) имеет 3 маршевые ступени с мощными твердотопливными энергетическими установками. Маршевые ступени ракеты имеют цельномотанный корпус "кокон" изготовленный из композиционного материала. У 15Ж65 в отличие от “Тополя” отсутствуют решетчатые стабилизаторы и рули. Управление полетом осуществляется центральным частично утопленным поворотным соплом маршевых двигателей трех степеней ракеты. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного материала. Для сопловых вкладышей использована трехмерноармированная ориентированная углерод-углеродная матрица.

Стартовая масса ракеты составляет более 47 тонн. Полная длина ракеты составляет 22,7 метра, а без головной части длина равняется 17,5 метров. Максимальный диаметр корпуса ракеты (первая ступень) – 1,86 метра. Масса головной части составляет 1,2 тонны. Длина первой ступени составляет 8,04метра, масса полностью снаряженной ступени – 28,6 тонны, время работы – 60 секунд. Тяга ракетного твердотопливного двигателя первой ступени на уровне моря составляет 890 кН. Диаметр второй и третей ступени составляет – 1,61 и 1,58 метра соответственно. Время работы ступеней соответственно - 64 и 56 секунд. Три твердотопливных маршевых двигателя обеспечивают быстрый набор скорости, снижая на разгонном участке уязвимость ракеты, а современные системы управления и десятки вспомогательных двигателей обеспечивают маневр в полете, делая траекторию труднопредсказуемой для противника.

Моноблочная термоядерная отделяемая боеголовка с термоядерным 550-килотонным боевым блоком, в отличие от стратегических межконтинентальных баллистических ракет другого типа, в короткие сроки может быть заменена боеголовкой имеющей разделяющиеся головные части индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Кроме того, ракета комплекса «Тополь-М» может быть оснащена маневрирующей головной частью. Новая ядерная боеголовка, по данным СМИ может преодолевать ПРО США, что подтверждается результатами испытаний комплекса (21 ноября 2005 года) с новой ГЧ. Вероятность преодоления американских ПРО в настоящее время равняется 60-65 процентов, в перспективе – более 80.

Следует отметить, что при создании боевой части МБР были максимально использованы технологии и наработки, полученные при создании боевой части для "Тополя", что позволило уменьшить стоимость и сократить время разработки. Новая БЧ, несмотря на такую унификацию, значительно более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и действию оружия, которое основано на новых физических принципах, по сравнению с предшественницей, обладает меньшей удельной массой, а также имеет более совершенные механизмы обеспечения безопасности при транспортировке, хранении и нахождении на боевом дежурстве. Боевая часть имеет повышенный коэффициент полезного использования делящихся материалов. Данная головная часть создавалась без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов (впервые для отечественной военной промышленности).

Ракета 15Ж65 снабжается комплексом средств прорыва противоракетной обороны (КСП ПРО) в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик ГЧ. Ложные цели от боевых блоков неотличимы во всех диапазонах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, радиолокационном, инфракрасном). Они позволяют имитировать характеристики ББ почти по всем селектирующим признакам на всех участках нисходящей ветви траектории их полета, являются стойкими к ПФЯВ и др. Данные ложные цели – первые, способные противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик ГЧ состоят из радиопоглощающего покрытия, аэрозолей-источников инфракрасного излучения, генераторов активных радиопомех и так далее.


Ракета 15Ж65 может эксплуатироваться в составе стационарного (15П065) или мобильного (15П165) БРК. При этом для стационарного варианта используются шахтные пусковые установки ракет, которые снимаются с вооружения или уничтожаются в соответствии с СНВ-2. Стационарную группировку создают путем переоборудования шахтных пусковых установок 15П735 и 15П718.

В состав боевого стационарного шахтного ракетного комплекса 15П065 входит 10 ракет 15Ж65 в пусковых установках 15П765-35, а также один унифицированный КП типа 15В222 высокой защищенности (размещен в шахте на подвеске с использованием специальной амортизации). Работы по переоборудованию ШПУ 15П735 под размещение ракет "Тополь-М" провели под руководством Дмитрия Драгуна в ОКБ "Вымпел".

Ракета 15Ж65 в процессе боевого дежурства размещается в металлическом ТПК. Транспортно-пусковой контейнер унифицирован для различных видов ШПУ и совмещает в себе функции транспортно-перегрузочной машины и установщика. Транспортно-установочный агрегат был разработан в конструкторском бюро "Мотор".

Межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М" мобильного базирования развернуты в составе комплекса 15П165. Ракета мобильного базирования размещена в высокопрочном стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере на шасси высокой проходимости МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с восемью осями Минского завода колесных тягачей. Конструктивно ТПК от шахтного варианта практически не отличается. Пусковая установка и адаптация ее к тягачу осуществлялась ЦКБ «Титан». Серийное производство пусковых установок осуществляется на волгоградском производственном объединении «Баррикады». Масса пусковой установки составляет 120 тонн, ширина - 3,4 метра, длина - 22 метра. Шесть из восьми пар колес являются поворотными (первые и последние три оси), что обеспечивает исключительную для таких габаритов маневренность (радиус поворота, например, составляет всего 18 метров) и проходимость. Давление на грунт составляет в два раза меньше, чем у обычного грузовика. Двигатель пусковой установки - 12-цилиндровый V-образный 800-сильный дизель ЯМЗ-847 с турбонаддувом. Глубина преодолеваемого брода – 1,1 метра. При создании агрегатов и систем 15П165 использовано несколько принципиально новых тех. решений. Так, например, система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку “Тополь-М” на мягких грунтах. Улучшены маневренность и проходимость установки, повышающие ее живучесть. "Тополь-М" может производить пуски ракет из любой точки позиционного района и обладает улучшенными средствами маскировки против оптических и других средств разведки.

Характеристики ракетного комплекса “Тополь-М” позволяют в значительной степени повысить готовность ракетных войск стратегического назначения к выполнению боевых задач в различных условиях, обеспечивать скрытность, маневренность действий и живучесть отдельных пусковых установок, подразделений и частей, а также автономное функционирование и надежность управления в течение длительного времени (без пополнений запасов материальных средств). Точность прицеливания увеличена почти в два раза, точность определения геодезических данных увеличена в полтора раза, время подготовки к пуску сокращено в два раза.

Перевооружение частей ракетных войск стратегического назначения проводится с использованием имеющейся инфраструктуры. Стационарный и мобильный варианты полностью совместимы с существующими системами связи и боевого управления.

Тактико-технические характеристики ракеты 15Ж65:
Максимальная дальность стрельбы – 11000 км;
Количество ступеней – 3;
Стартовая масса – 47,1 т (47,2 т);
Забрасываемая масса – 1,2 т;
Длина ракеты без головной части – 17,5 м (17,9 м);
Длина ракеты – 22,7 м;
Максимальный диаметр корпуса – 1,86 м;
Тип головной части – ядерная, моноблочная;
Эквивалент боезаряда – 0,55 Мт;
Круговое вероятное отклонение – 200 м;
Диаметр ТПК (без выступающих частей) – 1,95 м (для 15П165 – 2,05 м).

Тактико-технические характеристики МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
Колесная формула – 16x16;
Радиус поворота – 18 м;
Дорожный просвет – 475 мм;
Масса в снаряженном состоянии – 40 т (без боевого оснащения);
Грузоподъемность – 80 т;
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Запас хода – 500 км.

Подготовлено по материалам:
http://rbase.new-factoria.ru
http://www.arms-expo.ru
http://www.kap-yar.ru
http://army.lv
http://military-informer.narod.ru



Что еще почитать