Сложная жизнь георгия вицина. Чтобы помнили. георгий вицин Георгий вицин участие в войне

В жизни актёра Георгия Вицина, биография которого началась 23 апреля 1917 года в Петрограде, было много лишений, но он всё равно смог добиться многого из того, чего желал. А желал Вицин, конечно же, стать актёром. Хотя Георгий и родился в обычной семье, у него всегда была тяга и талант к искусству. Актёр вырос в неполной семье. Дело в том, что биография отца Вицина была трагической. Он воевал на фронтах Первой Мировой войны, попал под газовую атаку, поэтому вернулся с войны тяжело больным человеком. Отец актёра прожил недолго, поэтому биография его мамы была очень тяжёлой. Актёр рассказывал, что мать поменяла множество мест работы, чтобы прокормить семью. В какое-то время она начала работать в Колонном зале Дома Союзов в родном городе. Георгий часто ходил на работу вместе с мамой. Именно там Вицин начал влюбляться в лицедейство.

В детстве Георгий был очень застенчивым пареньком. Он не любил, когда на него обращают внимание, не любил, когда учителя вызывают к доске. Но, тем не менее, Георгий понимал, что он никогда не станет актёром, если не сможет избавиться от своих комплексов. Поэтому Вицин решил выйти на подмостки во что бы то ни стало. Тем более, в его школе была театральная студия. Именно там Георгий и начал свой путь актера. Он не только хорошо играл, но и прекрасно танцевал. Ему даже советовали заняться балетом, однако же, Георгий всё-таки решил, что он хочет играть в театре, и только театре. Именно поэтому, когда Георгий закончил школу, он сразу же отправился поступать в училище Малого театра, и поступил. Но тут Вицин почему-то повёл себя легкомысленно и стал прогуливать пары. Поэтому его выгнали из училища на первом курсе. На следующий год Вицин стал поступать в три различных студии. Именно тогда стало понятно, что Вицин очень талантливый человек - он поступил во все три студии, а свой выбор остановил на Театральном училище им. Е. Вахтангова студии МХАТ-2. Там Вицин проучился один год, а уже в 1936 году начал играть в театре-студии Николая Хмелова. Там Вицин быстро стал популярным. Он был именно тем актёром, на которого приходили специально посмотреть. Вицину нравилась его работа, нравились роли, которые он исполнял. Георгий любил своих зрителей и никто даже представить не мог, что когда-то этот прекрасный театральный актёр полностью посвятит себя кинематографу.

Сниматься Георгий начал в пятидесятых годах. Сначала он получал роли скромного и застенчивого молодого человека, который, однако же, всегда боролся за свою правду и никогда не отступал. Для съёмок Георгий всегда старался сделать всё. Он занимался спортом, пошёл на бокс, месяцами бегал на стадионе. Георгий всегда полностью отдавался работе и никогда не задумывался над тем, что он устал или же болен. Если Вицину нравилась роль, он готов был сделать всё.

Но, тем не менее, Вицину недолго пришлось играть достаточно серьёзных героев. Дело в том, что в шестидесятых он попал к Гайдаю и стал частью великолепной троицы: Трус, Балбес и Бывалый. В этих фильмах персонаж Вицина был человеком с поэтическим складом души, мнительностью, эдаким интеллигентом, который живёт в коммуналке. Без него, без его характера и харизмы, троица никогда бы не была настолько яркой и колоритной. Никулин и Моргунов не раз говорили, что Георгий настолько талантлив, у него столько умений, что им двоим, вместе взятым, никогда его не переплюнуть.

Особенность Вицина была в том, что он умел играть самые разнообразные роли. Например, в 1971 году сыграл в «Джентльменах удачи» уголовника, который был и страшным, и сентиментальным и странным. Хоть этот фильм и был скорее комедией, роль Вицина всё равно была трагической. Вицин умел быть не только ироничным, но и гротескным. Он мог, даже играя роль второго плана, исполнить её так, что все запоминали персонаж Георгия. Вицин сыграл более чем в ста фильмах. Также, Вицин продолжал играть и в телевизионных шоу, точнее в первом советском телевизионном шоу такого формата - «Кабачок 13 стульев». Вицин, казалось, умел практически всё. Он был удивительным мастером перевоплощения. В пятьдесят лет этот актёр с лёгкостью исполнял роль двадцатилетнего Миши Бальзаминова в «Женитьбе Бальзаминова», а в тридцать шесть - играл в «Максиме перепелице» старика Мусия. Его последняя роль была в 1994 году. Он сыграл в фильме «Хаги-Траггер».

Также, Вицин был задействован в мультипликации. Именно его голосом говорит Заяц кузька в «Мешке яблок», Джузеппе в «Приключениях Буратино», жук в «Дюймовочке» и многие другие герои советских мультфильмов.

Личная жизнь Георгия Вицина была жизнью обычного человека. У него была любимая жена, есть дочь Наташа, которая является талантливой художницей. Также известно, что Вицин очень сильно любил животных. Он всегда подкармливал всех кошек, собак и птичек, которые жили в его районе, возле съёмочных площадок, возле театра. Кроме того, дома у Вицина было два попугая и собака. Известно, что Вицин вообще не имел страсти к алкоголю. Хотя в фильмах почти всегда представлялся зрителям как человек очень пьющий. Более этого, Георгий очень серьёзно занимался йогой и медитациями. Он мог даже останавливать съёмочный процесс, чтобы сделать необходимые упражнения. Кстати, врачи считали, что, в итоге, йога стала одной из причин резкого ухудшения здоровья Вицина в старости.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Вицина Георгия Михайловича

Вицин Георгий Михайлович (18.04.1918, Петроград – 22.10.2001, Москва) – советский и российский актер кино и театра.

Детство

Георгий Вицин родился в Петрограде (если точнее, в городе Териоки, ныне Зеленогорске) 18 апреля (5 апреля по старому стилю) 1917 года между двумя революциями. Чуть позже день рождения Георгия… изменился. Дело в том, что мама мальчика, записывая сына в оздоровительную лесную школу, умышленно сделала его чуть младше, изменив 1917 год рождения на 1918. Заодно женщина изменила и день, указав 23 апреля (день именин Вицина). Вот так из-за стечения обстоятельств Георгий был "рожден дважды"... Впрочем, изменения коснулись не только даты появления на свет, но и даже фамилии. Когда Георгий Вицын получал паспорт, паспортистка по ошибке вместо буквы "ы" написала букву "и". Исправлять опечатку никто не стал. Так Вицын стал Вициным.

Мать Георгия Мария Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравлен газом и прожил недолго. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к искусству.

Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Однако, преодолев свою закомплексованность, он принял твердое решение стать актером. Для начала Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. "Лечение" начал активно. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил "всерьез заняться" театром.

Юность

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях – , театра Революции и МХАТа-2 – и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. , студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1936 году Георгий Вицин поступил в труппу театра-студии под управлением великого актера Николая Хмелева. Студию вскоре переименовали в театр имени Ермоловой, а Вицин занял в труппе заметное положение. На него ходили. Покупая билеты, в кассах нередко спрашивали, кто сегодня играет, и, если не Вицин, могли развернуться и уйти. О нем с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Положительный киногерой с легким налетом иронии

Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме " ").

Снимался Георгий Вицин в самых разножанровых фильмах и прославился в роли Васи Веснушкина в фильме "Запасной игрок" (1954). Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал . , занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

Зрителям приглянулся герой Вицина – застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному шаблону был снят фильм "Она вас любит" (1956), где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью.

В этом фильме по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина на слабо. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы Клавы, в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать" .

Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя с легким налетом иронии.

Эпоха Труса

Но тут начался второй период творчества Вицина – эпоха Труса. Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым – и Балбесом – , создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Каждый из этих образов был собирательным, обобщающим.

Трус Вицина в комедиях "Пес Барбос и необычный кросс" (1961), "Самогонщики" (1961), "Операция Ы" (1965), "Кавказская пленница" (1966), "Семь стариков и одна девушка" был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).

Новые маски

Неожиданно актёр выступил в роли отпетого уголовника в "Джентльменах удачи" (1971). Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю, – здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей "масочной линии".

К сожалению, ему мало предлагалось таких ролей со "взрывчатым" вторым планом, подобной папаше из комедии "Не может быть!" (1975). Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев.

Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова", и Тебенков из комедии "Опекун", Хмырь "Джентльмены удачи", Тютюрин "Неисправимый лгун", сэр Эндрю "Двенадцатая ночь", Сем "Деловые люди" и, конечно же, главная роль – это Трус из бессмертных комедий . А съемки в телевизионном "Кабачке 13 стульев" лишь прибавили ему популярности.

Георгий Вицин мог просто мастерски перевоплощаться. В сорок восемь лет он сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова. В тридцать семь – восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме "Запасной игрок". В тридцать шесть лет изобразил древнего деда Мусия в картине "Максим Перепелица".

К маске Труса Вицин в последний раз вернулся в фильме Юрия Кушнерева "Комедия давно минувших дней". Режиссер попытался возродить легендарную тройку, соединив ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой и – Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из "12 стульев". Но в результате результат получился весьма жалким. от проекта отказался сразу, а оставшаяся великолепная четверка напрягалась изо всех сил, но сделать из ничего хоть что-нибудь так и не смогла.

Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994).

Работа в мультипликации

Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе , считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузька, заяц ("Мешок яблок"), Джузеппе ("Приключения Буратино"), жук-музыкант ("Дюймовочка") и многие другие.

Художник Вицин

Лицедейство не было единственным талантом Вицина. Георгий Михайлович прекрасно рисовал маслом и карандашом. Особенно ему удавались дружеские карикатуры – они всегда вызывали искреннюю улыбку. Также Вицин пробовал свои силы в графике и скульптуре. Вот уж поистине – талантливый человек талантлив во всем…

Личная жизнь

Георгий Михайлович был женат. Его жена Тамара Федоровна – племянница знаменитого ученого Мичурина, костюмер. Дочь Наташа – художник.

До встречи с Тамарой Вицин долгое время жил с актрисой Надеждой Тополевой. Георгий был намного младше Надежды, однако разница в возрасте ничуть не смущала влюбленных. После того, как страсть угасла и пара прекратила романтические отношения, Вицин продолжил заботиться о той, которая научила его любить.

Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит "на кормление", и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку.

Удивительно, но Вицин, нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим. Кроме того, он не курил. Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В те времена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды "Мотор!" Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: "Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса" . Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например,


Георгий Михайлович Вицин (официально: 23 апреля 1918, Петроград, РСФСР; фактически: 23 апреля 1917 (именно эта дата указана на могиле Георгия Вицина), Териоки, Великое княжество Финляндское - 22 октября 2001, Москва, Россия) - советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1990).

Скромный и незаметный человек, чьим кредо было «Жизнь надо прожить тихо». Серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор, йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех - это великое… Смеяться - естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора - это болезнь… ненормального человека».

Георгий Вицин в городе Териоки (в настоящее время Зеленогорск), который относился в то время к Финляндии, входившей в состав Российской империи. Его мать Мария Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравлен газом и прожил недолго.

Новорожденный Гоша был настолько слаб и болезнен, что врачи пугали родителей: «Ваш сын вряд ли когда-нибудь будет ходить». Когда будущему артисту было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мама отправила мальчика в лесную школу, где преподавали йогу. Со временем увлечение ею переросло для Георгия Михайловича в жизненную философию. Надо сказать, что учился Вицин в школе на одни тройки, только по рисованию была четвёрка. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к искусству.

Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Однако, он принял твердое решение стать актером. Для начала Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил "всерьез заняться" театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.

Сложно представить, но в жизни Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживая женщин. Причем этот дар был у актера с юности.

В 18 лет Вицин поступил в Театр Ермоловой. И сразу - как в пропасть головой - влюбился в актрису Дину Тополеву. Чувство было сильным, но безнадежным. Ведь Тополева не только намного его старше, но и замужем. Причем за худруком театра Николаем Хмелевым, которого Вицин боготворил и считал своим учителем! Дина ответила на его чувство, от супруга ушла. И самое удивительное - Хмелев не изменил своего отношения к Гоше, по-прежнему считал его одним из лучших актеров.В гражданском браке Вицин и Тополева прожили почти 20 лет.

А потом 38-летний Георгий приворожил Тамару, племянницу знаменитого ученого Мичурина. Впервые она увидела его на портрете в коридоре театра, когда пришла устраиваться на работу декоратором. Казалось бы, ничем не примечательная внешность. Но глаза! Их взгляд она надолго запомнила. Они прожили в браке больше полувека. Их дочь Наташа - художник.

Но отношения с Диной Гоша не порвал. Более того, до самой смерти она оставалась членом его семьи. Немыслимо? Только не для тех, кто знал Георгия Михайловича! Вспоминает А. Воинова, дочь близкого друга Вицина режиссера Константина Воинова:
- Он выстроил совершенно потрясающую систему взаимоотношений. Он хотел ребенка, там (в семье с Диной - Прим. ред.) ребенка не было. Вот у тети Тамары ребенок родился. Ребенок обожаемый, он свою дочь Наташу просто боготворил. Но он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в тети Динин дом. Он приводил ее туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что он тетю Дину содержал всю жизнь. И ее, и ее сестру, с домработницами, с дачей на лето... Вицин не мог бросить Дину, она была старше и нуждалась в опеке.

Георгий Михайлович терпеть не мог жару. Он предпочитал быть, что называется, всегда «застегнутым» - в пиджаке, закрытых ботинках, с зонтиком. Но, как назло, большинство его звездных съемок проходит летом, да еще и на юге. Но даже 30- градусная жара не могла изменить его дресс-код. А на восклицания «Да вы с ума сошли! В такой зной!» Вицин спокойно и достойно отвечал: «Природа не может быть против меня». И действительно. Съемочная группа даже вывела примету: если прилетает Вицин, погода обязательно испортится, начнутся дождь и шторм. Но если для съемок нужно солнце, Георгий Михайлович не сопротивлялся природе. Ради них на тридцатиградусной жаре он готов был провести весь день.

Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме "Иван Грозный"). Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В фильме "Она вас любит" (1956) по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина "на слабо". Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой "поклонницы Клавы", в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать".

Удивительно, но Вицин, нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим. Он мог выпить свою рюмку водки, но выглядело это смешно. «Гош, ну выпей!» Знаете, как уговаривают. Или когда он неважно себя чувствовал. Тогда он позволял себе выпить. Но пил так: брал стопку или рюмку, вот так делал (показывает, будто полощет горло) и ставил. Вот это выпивка для него была. Какая-то скорее дезинфекция... Кроме того, он не курил. Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: "Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!"

Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В те времена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

По словам актёра
- Ну если я еще на съемочной площадке, а мне пора заниматься йогой, я просто останавливаю процесс и говорю, что мне срочно надо постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса. Режиссер, конечно, рвет на себе волосы, но ничего не поделаешь - у меня йога.

Сценарист Яков Костюковский уверяет:
- При мне этого никогда не было, и без меня, я уверен, этого не могло быть. Он был настолько тактичен, что никогда бы не позволил себе сорвать съемку.

Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя "с легким налетом иронии". Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества.

Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994). Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят: домовенок Кузька, заяц ("Мешок яблок"), Джузеппе ("Приключения Буратино"), жук-музыкант ("Дюймовочка") и многие другие.

По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя". Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера.

Спасала его только обязанность, которую он сам на себя возложил: «Я должен идти кормить голубей». Ежедневно вставал с постели, брал кульки пшена и шел на улицу - подкармливать птиц. Доставались вкусные кусочки и окрестным бродячим кошкам и собакам - мимо их бед Георгий Михайлович тоже не мог пройти спокойно. Так и получалось, что к моменту выхода Вицина из дома все его питомцы собирались вблизи подъезда. В семье держали двух попугаев и собаку.

Когда в октябре 2001 года актера не стало, на его похороны принесли клетки с 12 голубями. И когда гроб выносили из подъезда, птиц выпустили. Но один голубь упал замертво... 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни. Памятник, который поставлен на его могиле на Ваганьковском кладбище, возведен на народные деньги, которые при жизни актер не принял.

В парке культуры и отдыха Зеленогорска 26 июля 2008 (к 460-летнему юбилею города и 90-летию Вицина) открыт памятник Георгию Вицину. Скульптура изображает актёра в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». Художник-скульптор Юрий Кряквин. В 1973 году на киностудии «Центрнаучфильм» был снят фильм-портрет «Георгий Вицин» (режиссёр Владимир Томберг).

Интересные факты-
# Выяснилось, что в метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви младенец Георгий Вицин действительно записан 1917 годом! Рядом с записью - дата «23 апреля». Но это - день святого Георгия, в честь которого назвали мальчика. А дата рождения - 5 апреля! Мать Вицина исправила год на 1918, чтобы устроить сына в оздоровительную лесную школу.
# Вицин до преклонных лет выглядел очень молодо. В тридцать шесть лет Георгий Вицин изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица». В тридцать семь - восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть лет сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»).
# Вицин интересовался книгами и монетами.

Награды и звания
# Заслуженный артист РСФСР (1959).
# Народный артист РСФСР (1977).
# Народный артист СССР (1990).

Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".

18 апреля 1917 года (по новому стилю) в городе Териоки (сегодня Зеленогорск) родился Георгий Михайлович Вицин - будущий советский актер театра и кино, народный артист СССР. За свою карьеру он снялся более чем в 100 фильмах, а также озвучил огромное количество ролей в кино и мультфильмах. Всенародную любовь и известность актеру принесли роли в комедийных картинах. В народной памяти он навсегда остался одним из любимейших советских актеров. Его роли в кино и сегодня любят миллионы зрителей, а шутки, произнесенные его персонажами с экрана, стали настоящей живой классикой отечественного юмора.

Хотя он появился на свет в Выборгской губернии, которая входила в состав Великого княжества Финляндского, родители будущего знаменитого актера были из областей центральной России. Мать Мария Матвеевна - из Пензы, отец Михаил Егорович - из Владимирской губернии. При этом родители Георгия Вицина никак не были связаны с искусством. В то же время Георгий Вицин был неординарным человеком, даже с датой его рождения вышла определенная путаница. Его мать, для того чтобы отправить ребенка в лесную оздоровительную школу, места в которой оставались только в младшей группе, подправила в метрике год рождения на 1918 и поставила дату 23 апреля - день его именин.

Все детство будущий актер провел в Москве, куда его родители переехали, когда мальчику не исполнилось еще и года. Мать Георгия работала билетершей в Колонном зале Дома союзов и часто брала сына с собой на работу. Мальчику очень нравилось наблюдать за поведением актеров и известных людей, смотреть концерты и представления. Подражая своим кумирам, он уже в 12-летнем возрасте участвовал в постановках, которые ставились на школьной сцене. Дар комика уже тогда проявлялся в нем, его пародии на учителей нравились одноклассникам. Позднее Георгий Вицин скажет: «Смеяться - это естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора - это болезнь».

С 1926 по 1933 год Георгий Вицин учился в обычной московской школе-семилетке №26, после окончания которой решил получить профессиональное актерское образование. В 1933-1934 годах он учился в Театральном училище при Малом театре (сегодня это Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), откуда его отчислили с формулировкой «за легкомысленное поведение». В 1934 году он поступил в Театральное училище при театре имени Вахтангова (сегодня это театральный институт имени Бориса Щукина). Отсюда он уже в 1935 году переводится в театральную студию МХАТа 2-го. В 1936 году Вицин успешно сдает выпускные экзамены и защищает дипломную работу. Получив заветный диплом, актер полный мечтаний и надежд отправляется на работу в театр.

Первые 30 лет блестящей карьеры Георгия Вицина были связаны с театром имени Ермоловой, в это время он сравнительно редко снимался в кино. В этом театре он играл с 1937 по 1969 год. В театре Ермоловой Вицин заслужено считался настоящей звездой. Рассказывали, что публика специально ходила на спектакли с его участием, спрашивая еще на кассе, играет ли сегодня на сцене Вицин. Если ответ на заданный вопрос был отрицательным, люди могли просто развернуться и уйти. В те годы о нем с удовольствием писали театральные критики, и мало кто мог подумать, что актер с такой отличной сценической карьерой сможет променять театр на кинематограф и комедийные роли.

Однако в какой-то момент Георгий Вицин все-таки устал от ограниченного театрального репертуара, который повторялся изо дня в день, чтобы вырваться за его рамки он решает попробовать свои силы в кино. Первый его дебют на экране произошел еще в 1944 году, когда он снялся в эпизодической роли опричника в картине Эйзенштейна «Иван Грозный», по другим данным он дебютировал в кино на год позже в картине «Здравствуй, Москва!». После этого последовало несколько ролей в образе Гоголя. В 1951 году он сыграл знаменитого писателя в картине «Белинский», а в 1952 году в фильме «Композитор Глинка». Любопытно, что классика отечественной литературы Вицин играл трижды, в том числе и по причине внешнего сходства с писателем, а также реалистического и очень естественного исполнения данной роли. В третий раз Николая Гоголя актер сыграл в 1959 году в картине «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


Однако не роли в исторических картинах и не образ Гоголя принесли Вицину известность и народную любовь. Первой по-настоящему заметной картиной с его участием стал фильм «Запасной игрок». На экраны стран этот фильм с Вициным в главной роли вышел в 1954 году, вместе с ним к актеру пришла и настоящая известность. Актеру, которому на тот момент было уже 37 лет, надо было сыграть юного, подающего большие надежды футболиста Васю Веснушкина. Для того чтобы достойно смотреться на экране, Георгий Вицин ежедневно тренировался на стадионе, однако подкупила зрителей не его физическая форма. В его исполнении Василий Веснушкин получился скромным и трогательным молодым человеком, находящимся в тени старшего брата. Несмотря на это, благодаря своей честности, интеллигентности, доброте и невероятному энтузиазму, ему удается не только стать звездой своей футбольной команды, но и добиться расположения девушки, в которую он был влюблен. Роль Вицина в этом фильме была очень лиричной, в ней практически ничего не было от будущих комических образов, которые станут легендарными.

Актер на протяжении всей своей творческой карьеры выглядел очень молодо. Именно поэтому в свои 37 лет он с легкостью мог сыграть молодого 18-летнего парня. Все потому, что Георгий Вицин старался вести здоровый образ жизни: он не курил и не пил, а также занимался йогой, что для СССР тех лет было достаточно редким явлением. Георгий Михайлович очень скрупулезно и ответственно относился к собственному здоровью, не любил застолья и игнорировал шумные московские посиделки. На протяжении всей своей жизни он был очень скромным человеком и не любил повышенного внимания к своей персоне. Несмотря на это Вицину очень хорошо удавались роли пьяниц, которые он исполнял достоверно и реалистично.

После картины «Запасной игрок» достаточно долгое время Григорий Вицин снимается в небольших характерных ролях, наподобие сэра Эндрю Эгьючика в «Двенадцатой ночи» Шекспира, которая была экранизирована Яном Фридом, или незначительных эпизодах. Но даже не главные роли Вицину удавалось наполнить таким смыслом и содержание, что зритель часто смотрел только на него. Также он успел сняться в фильме «Она вас любит!», где самостоятельно выполнял некоторые трюки. К примеру, в эпизоде с водными лыжами планировалось изначально снимать дублера, но режиссер решил задействовать Вицина, который его не подвел, идеально выполнив трюк с водными лыжами.


Настоящий прорыв в карьере Вицина произошел в 1961 году. В этот год он обрел подлинную всесоюзную славу и известность. Славу актеру принесла роль Труса в фильмах Леонида Гайдая, впервые данный образ был воплощен в небольшой киноновелле «Пес Барбос и необычный кросс». После этого последовали картины «Самогонщики», «Операция Ы», «Кавказская пленница», все эти советские комедии имели оглушительный успех. Данные фильмы с удовольствием пересматривают зрители и сегодня уже в XXI веке. Они стали настоящим апогеем в карьере Георгия Вицина. Роль Труса, которую актер сыграл в бессмертных комедиях Гайдая, стала главной ролью его карьеры, которая подарила бессмертие и ему. В этом образе Вицин появлялся на экранах СССР сразу 7 раз. Субтильная фигура Георгия Вицина с вечно виноватым выражением лица на фоне никогда не унывающего Юрия Никулина (Балбес) и здорового Евгения Моргунова (Бывалый) уже сама по себе смотрелась достаточно комично. Над данной троицей зрители смеялись по всей стране, очень сильно полюбив данных героев.

В судьбе Георгия Михайловича было еще большое количество замечательных ролей. Наиболее любимыми зрителями и известными являлись картины «Женитьба Бальзаминова», «Джентльмены удачи», «Старая, старая сказка» и другие. За свою жизнь Вицин сыграл практически в 100 различных фильмах, также известность актеру принесли и его многочисленные театральные роли. Сам актер на протяжении всей своей жизни относился к театру с огромным уважением. Даже после того, как он с головой ушел в съемки в художественных фильмах, Вицин считал, что нет такого понятия как «киноактер», есть актер и рождается он только на сцене, где возможно живое общение со зрителями.

Среди всех работ Вицина можно особо выделить и комедию «Джентльмены удачи». Его перевоплощение в этом фильме стало настоящим сюрпризом для зрителей. В этой картине Георгий Вицин сыграл отъявленного уголовника по прозвищу Хмырь. Жалобный взгляд, который до этого был присущ Трусу, сменил хитрый прищур, а специфический тонкий голос - жутковатая хрипотца. Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, готовый сунуть голову в петлю - этой ролью Вицин не просто затронул современный нерв общества, но и подобрал новые краски для продолжения своей актерской работы.


Помимо съемок в кино и работе в театре Вицин озвучил огромное количество героев мультипликационных фильмов. Георгий Михайлович был прекрасным декламатором. Более того, к своим рисованным и кукольным персонажам он подходил с использованием системы Станиславского, считая эту часть своей творческой деятельности не менее важной и ответственной. Голосом знаменитого комедийного актера говорят, к примеру, домовенок Кузя, Джузеппе из «Приключений Буратино», жук-музыкант из мультфильма «Дюймовочка» и большое количество других персонажей советской мультипликации.

Георгий Вицин был официально женат один раз. Со своей женой Тамарой Федоровной он прожил долгую и счастливую жизнь. В браке у него родилась дочь Наталья, которую он очень любил. До того как встретиться со своей женой, актер длительное время встречался и жил с актрисой Надеждой Тополевой, которая была намного его старше. После того как их отношения закончились и страсть улеглась Вицин продолжал заботиться о Тополевой. После расставания он приносил ей продукты и лекарства.

По воспоминаниям дочери актера Натальи Вициной, ее отец любил рисовать, он мог бы стать художником или скульптором. Известно, что в перерывах между съемками Вицин часто мог сделать наброски портрета своих коллег по съемочной площадке. Он рисовал карикатуры и шаржи на актеров, к примеру, во время съемок «Кавказской пленницы» нарисовал шарж на Юрия Никулина.


Заслуги актера были высоко отмечены не только зрителями, но и руководством страны. В 1959 году Георгий Вицин получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1977 году стал Народным артистом РСФСР. А в 1990 году был удостоен звания Народного артиста Советского Союза, что являлось высочайшим признанием его актерского таланта.

Отмечали его талант и коллеги. В частности Никулин и Моргунов подчеркивали, что «Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя». Про Георгия Вицина говорили, что он может сыграть даже дверную ручку, что также было отражением признания его актерского мастерства, ему были доступны любые образы. Он мог даже эпизодические небольшие роли сделать запоминающимися и любимыми зрителями. К тому же Вицин был настоящим мастером перевоплощения. Так в 48 лет он сыграл в кино 20-летнего Мишу Бальзаминова. В 37 лет сыграл 18-летнего Васю Веснушкина в картине «Запасной игрок». А в 36 лет ему удалась роль древнего деда Мусия в фильме «Максим Перепелица».

Георгий Михайлович Вицин скончался в Москве после продолжительной болезни 22 октября 2001 года в возрасте 84 лет, у актера были проблемы с сердцем. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. 26 июля 2008 года в парке культуры и отдыха Зеленогорска (к 460-летнему юбилею города и 90-летию актера) был открыт памятник Вицину. Скульптура изображает знаменитого актера в образе Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». А в 2012 году в Иркутске возле здания цирка появился памятник Л. И. Гайдаю и знаменитой «Гайдаевской троице».


Георгий Вицин наряду со своими партнерами Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым стал настоящим идолом советской кинокомедии. При этом его актерские возможности были существенно шире, чем о них можно было подумать, глядя за похождениями «гайдаевской троицы». Вицин обладал незаурядным талантом драматического артиста, однако сознательно выбрал комедийный путь, в котором весьма преуспел, оставшись навсегда в одним из величайших советских комиков XX века. Как отмечал во время прощальной речи на похоронах артиста Никита Михалков: «Комедийного артиста подобного масштаба в России не было и никогда не будет. Только услышав фамилию Вицина, люди светлели, на их лицах появлялась улыбка. У Георгия Вицина был дар смотреть на своих героев как бы со стороны, поэтому даже отрицательных персонажей в его исполнении всегда обожали зрители».

По материалам из открытых источников

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ВИЦИН ГЕОРГИЙ

ВИЦИН ГЕОРГИЙ

ВИЦИН ГЕОРГИЙ (актер театра, кино: «Композитор Глинка» (1952), «Запасной игрок» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Максим Перепелица» (1956), «Жених с того света» (1957), «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1962), «Деловые люди» (1963), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Женитьба Бальзаминова» (оба – 1965), «Кавказская пленница» (1967), «Старая, старая сказка» (1968), «Опекун», «Джентльмены удачи», «12 стульев» (все – 1971), «Тень» (1972), «Неисправимый лгун» (1974), «Не может быть!» (1975), «За спичками» (1980), «Опасно для жизни» (1985) и др.; скончался 22 октября 2001 года на 84-м году жизни).

Из знаменитой троицы Трус–Балбес–Бывалый Вицин ушел из жизни последним: первым был Юрий Никулин (21 августа 1997 года), вторым – Евгений Моргунов (25 июня 1999 года). И прожил Вицин дольше своих товарищей – 83 года (Никулин – 75, Моргунов – 72).

Вицин давно был неизлечимо болен, однако благодаря тому, что многие годы вел здоровый образ жизни (занимался йогой) он редко обращался за помощью к врачам. И периодически участвовал в сборных концертах, поскольку его мизерной пенсии явно не хватало на полноценную жизнь (Вицин жил с женой, которая из-за болезни не работала, и дочерью-художницей, зарплата которой тоже была небольшой).

16 сентября Вицин согласился участвовать в очередном концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину буквально за два часа до начала представления и попросили заменить захворавшего артиста. И Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего лишь одно условие – выступить первым. Но это не спасло. Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19-ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. Но уже на следующий день артисту стало лучше и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа. О. Алексеева в газете «Жизнь» писала:

«Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого-нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино. Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре – книги и миска с едой для Мальчика. В комнате – старенький черно-белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды.

– Это не то что несправедливо, это бесчеловечно, – со слезами на глазах говорит Тамара Федоровна. – Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе. Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю: может, письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания…»

Врачи 19-й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо – сразил приступ стенокардии. 10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клинику – в больницу №2 при Минздраве России. Он лежал в двухместной палате, где один день пребывания обходится в 600 рублей. Но все расходы взял на себя Никита Михалков как председатель СК РФ. Как уверял читателей «Жизни» заведующий урологическим отделением Игорь Балаклейцев: «Проблем с лекарствами у нас нет. Даем Георгию Михайловичу все, что требуется. В основном обезболивающие и успокоительные. Георгий Михайлович – очень мужественный человек, всячески скрывает свои страдания. И даже пытается шутить. Но от его шуток наворачиваются слезы… Он стесняется своей беспомощности и не зовет санитарок, когда нужно перевернуться или поднять упавшее на пол одеяло… Говорит: „Сам, сам…“ – а потом извиняющимся голосом просит: „Подайте, пожалуйста. Одеяло какое-то у вас слишком тяжелое…“ Мы очень расстраиваемся, что Георгий Михайлович почти ничего не ест. И, если честно, он очень плох…

Знаем, что после публикации в «Жизни» люди звонили и в Союз кинематографистов. Только с тамошними чиновниками они говорили совсем по-другому. Спрашивали, как те могли допустить, что Вицин живет в нищете? Почему не помогли с лекарствами и не устроили в хорошую клинику? На том конце провода отвечали, что по мере возможности постараются помочь.

Наконец-то Георгий Михайлович Вицин находится в хороших условиях. Достойных великого актера».

Говорят, уже когда Вицин поступил во 2-ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий – шансов у актера нет. Да он и сам это прекрасно понимал. Очень часто повторял медперсоналу одну фразу: «Во всех стреляют, только меня никак не убьют». В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.

22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 великий артист Георгий Вицин скончался.

Говорят, его любимый пес Мальчик все дни, пока актер находился в больнице, сильно по нему тосковал. Даже во сне чутко прислушивался к шорохам на лестничной площадке и каждый раз вскакивал, если слышал посторонний шум. А когда его выводили гулять, он не резвился, как прежде, а грустно бродил по двору. Увы, но своего хозяина Мальчик так и не дождался.

25 октября в Доме кино состоялось прощание с Г. Вициным. На него пришли тысячи людей. Вот как описывали происходящее центральные СМИ.

С. Плешакова («Московский комсомолец): «Огромное фойе Дома кино не вмещало всех желавших проститься с великим артистом. Около гроба в бесконечном горе застыли дочь Георгия Михайловича Наталья и другие близкие люди (жена Тамара Федоровна настолько плохо себя чувствовала, что не смогла присутствовать на траурной церемонии). Рядом в благоговейном молчании замерли корифеи отечественного кино Никита Михалков, Александр Ширвиндт, Александр Митта, поп-певец Сергей Крылов, строители с оранжевыми касками в руках, трогательные старушки. Наталья Варлей не смогла сдержать слезы и беспомощно уткнулась в плечо Владимира Этуша. Недалеко от гроба стояли две клетки с почтовыми голубями. Братья-голубятники Сергей и Юрий Григорьевы сказали, что их разыскали родные Вицина и попросили привезти птиц, которых актер так любил при жизни, чтобы они проводили его в последний путь.

Когда гроб стали выносить из Дома кино, 12 голубей выпустили, толпа охнула, люди заплакали…»

А. Маянцева («Комсомольская правда»): «У Ваганьковского кладбища цветочницы со словами „Какого человека хоронят!“ прячут в карман ценник „20 рублей“ и отдают за пятерку кровавые гвоздики.

Любимые Вициным «арбатские старушки» и старики в выгоревших и куцых шарфиках сбились в кружок и бережно разворачивают из платочков и пакетиков реликвии – пожелтевшие газетные вырезки, фотографии, открытки. Из рук в руки передают трамвайный билет, на котором Вицин когда-то поставил закорючку. Потом кошелек с этим билетом и 30 рублей у хозяйки стырят кладбищенские воришки…

Кто-то из фотографов пытается узнать, как потом родственникам продать фотографии. «Снимают многие, да только я профессионал», – наседает на представителей мэрии хапуга. «А ну вали отсюда, папарацци, пока аппаратуру не разбили», – шипит на фотографа кто-то из мужиков…

Отец Вячеслав читает молитву, говорит тихие добрые слова. Толпа рыдает, а одна журналистка выглядывает из-за плеча батюшки, пытаясь найти выгодный ракурс для фотографии. «Мыльница» падает из озябших рук, ее кто-то ловит на лету в десяти сантиметрах от гроба. За коллегу становится стыдно… Что за сволочная у нас профессия!..

Первую горсть земли бросает в могилу дочь Наташа, следом родные и близкие. Потом – все остальные. Народ идет нескончаемым потоком. Такое ощущение, что могилу засыплют руками и могильщики останутся не у дел. Наташа стоит в стороне: ей досаждают журналисты. Да… конечно… спасибо… извините… потом…» – шепчет девушка белыми губами.

Сказав последнее «прости» родной могиле, семья бредет к выходу.

Кладбищенские нищие и юродивые просят у них «копеечку на помин Гриши». Державшаяся до последнего момента дочь заходится в рыданиях…»

Спустя год после смерти Г. Вицина его могилу пришли навестить директор музея трех актеров (Вицин–Никулин–Моргунов) Владимир Цукерман и журналистка «Комсомольской правды» Татьяна Путилова. И были неприятно удивлены тем, что на могиле нет ни памятника, ни ограды. В итоге 23 октября 2002 года в «КП» появилась заметка под названием «Забытый Вицин». Приведу из нее несколько отрывков:

«Могилка одного из самых популярных актеров, укрытая целлофаном, теряется среди богатых монументов. Деревянный крест, фотография. И свежий букет цветов…

– Когда его хоронили год назад, то все, начиная с Михалкова, говорили много громких слов, давали обещания. И вот… – вздыхает Владимир Цукерман… – Люди уходят, о них забывают.

Смерть Вицина подкосила здоровье его жены Тамары Федоровны. На поминках она упала, сломала шейку бедра. И до сих пор находится в тяжелом состоянии.

Иногда помощь приходит от Гильдии актеров России. Но и у самой организации не самое лучшее финансовое положение…

За то время, что мы были на кладбище, никто не пришел к могиле».

Как ни странно, но эта заметка абсолютно никак не повлияла на ситуацию. Никто из власть имущих даже пальцем о палец не ударил, чтобы помочь семье великого артиста поставить на могиле достойный памятник. Поэтому 23 апреля 2003 года, в день 86-летия актера, «Комсомолка» вновь забила в колокола. Новая заметка называлась также – «Забытый Вицин» (автор – Евгений Черных). В ней дочь артиста Наталья Вицина признавалась: «Я хотела сделать памятник папе по своему проекту, он же увлекался скульптурой, был моим первым учителем. Но когда назвали цену, я была ошарашена. Таких денег у меня просто нет. И на ограду тоже нет. И вообще…»

В Союзе кинематографистов России журналисту сообщили, что у них есть 16 тысяч рублей от денег, собранных на похороны Вицина. Но этих денег на достойный памятник замечательному артисту явно не хватает. Это заявление удивило автора публикации. Ведь год назад «Комсомолка» печатала счет на памятник Вицину, но сколько туда пришло денег, так и осталось тайной. Не знала об этом даже дочь Вицина. По этому поводу Е. Черных писал:

«Но сколько же можно ходить с шапкой по кругу? Есть же конкретное ведомство, по которому проходит покойный Вицин. Кинематограф называется. Когда-то Ленин называл его важнейшим из искусств.

Судя по бурной деятельности, он таковым и остается. Недавно вручали национальную кинопремию «Золотой орел». Потом фестиваль международный грянул в Ханты-Мансийске. «Дух огня». Народ ломанулся в Сибирь, прослышав про неслыханные банкеты с осетрами, подарки царские, развлечения. Из самого Парижу выписали в тундру высокого блондина Пьера Ришара на пару с эротичной Анжеликой, то бишь Мишель Мерсье.

Аккурат в пятницу (18 апреля. – Ф. Р. ) «Нику» вручали. Еще одну национальную кинопремию. Тоже торжественно, пафосно. А потеплеет, народ киношный к Черному морю потянется. На международный фестиваль «Кинотавр». Опять гулянья до утра. А там событие года – Московский международный фестиваль, «Киношок» и масса фестивалей калибром помельче. Не жизнь, сплошное цветное кино. Кажется, фильмов меньше снимают в России, чем проводят фестивалей. И где деньги берут?

Пусть будет больше праздников, фестивалей, премьер. Кто же против. Только вот за всеми этими торжествами да банкетами не забыть бы одинокую могилку прекрасного актера Георгия Вицина. Не слетайте разок-другой в Канн, Лос-Анджелес, уважаемые киноначальники, не попируйте лишний раз, не обмойте «Орла», «Нику», «Овна». Вот и деньги на памятник, на лечение вдовы…»

Эта публикация имела положительную реакцию. Только не со стороны киночиновников. 26 апреля «Комсомолка» опубликовала ответ губернатора Московской области Бориса Громова, который заявил следующее: «Большое спасибо, „Комсомолка“! Я потрясен. Правительство области готово поместить вдову актера в нашу клинику в одноместную палату. Проведем обследование, лечение. Поможем семье материально, поставим памятник артисту».

Здесь же была помещен и ответ кинопродюсера Марка Рудинштейна. Цитирую: «Молодцы, что написали правду. Надо исправлять ошибку. Готов финансировать памятник».

Между тем памятник на могиле Г. Вицина появился в марте 2004 года. Однако более чем скромный: это гранитная стела с нарисованным крестом, надписью «Георгий Вицин» и датами жизни и смерти актера. Газета «Жизнь» по этому поводу даже поместила на своих страницах материал под названием «Вицину поставили сиротский памятник». Позволю себе с этим не согласиться. В этом памятнике есть свой символизм. Ведь в актерской среде о Георгии Михайловиче всю жизнь бытовало мнение как о человеке очень скромном и беспафосном. И памятник на его могиле очень точно отражает суть его характера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Наши поэты: Георгий Иванов. Ирина Одоевцева. Памяти Георгия Иванова автора Адамович Георгий Викторович

I. ГЕОРГИЙ ИВАНОВ «Новый журнал», 1958, №52Есть люди с литературным дарованием, - иногда огромным, а то и сравнительно незначительным, - которые пишут статьи, романы, рассказы, между прочим, пишут и стихи. Георгий Иванов родился для стихов, пришел в мир, чтобы писать стихи, как

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ВИЦИН ГЕОРГИЙ ВИЦИН ГЕОРГИЙ (актер театра, кино: «Композитор Глинка» (1952), «Запасной игрок» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Максим Перепелица» (1956), «Жених с того света» (1957), «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1962), «Деловые люди» (1963), «Операция „Ы“ и другие

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Георгий ВИЦИН Г. Вицин (по В. Далю, «вица» - это такая трава, «витая») родился 23 апреля 1917 года в Петрограде, затем семья переехала в Москву. Его мать работала билетершей в Колонном зале Дома союзов и частенько, когда сын подрос, брала его с собой на работу. Там маленький

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Георгий ВИЦИН По свидетельству многих очевидцев, в молодые годы Вицин был сексуально неотразим. В артистической богеме тех лет ходили разговоры о том, как он увел жену, Дину Тополеву, у знаменитого мхатовца Николая Хмелева, чем поверг того в сильное уныние. Правда,

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

БУРКОВ Георгий БУРКОВ Георгий (актер театра, кино: «Зося» (1967; Семенов), «Зигзаг удачи» (1969; фотограф Петя), «Старики-разбойники» (1971; следователь прокуратуры Федор Федорович Федяев), «Печки-лавочки» (1973; вор в поезде Виктор Александрович), «Калина красная» (1974; вор Губошлеп),

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

ВИЦИН Георгий ВИЦИН Георгий (актер театра, кино: «Композитор Глинка» (1952; Николай Васильевич Гоголь), «Белинский» (1953; Николай Васильевич Гоголь), «Запасной игрок» (1954; главная роль – Вася Веснушкин), «Двенадцатая ночь» (1955; сэр Эндрю), «Максим Перепелица» (1956; дед Мусий),

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

24 октября – Георгий ВИЦИН Этого выдающегося актера большинство людей воспринимали как комика, хотя на самом деле ему были подвластны разные жанры. Однако, играя в кино и театре героев веселых и активных, в обычной жизни он, скорее, был созерцателем, избегающим всяческих

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Георгий Вицин Как много всякого разного было в жизни вместе с Гошей. Хотите – ругайте, хотите – нет, но по-другому я его называть не могу.Фильмы, в которых мы снимались, концерты, гастроли и многое, многое, многое – полжизни!Милый, невозмутимый в любых обстоятельствах Гоша.

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

Георгий Бурков Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 году он поступил на юридический факультет Пермского университета, однако проучился в нём всего два года и бросил. Параллельно с учёбой стал посещать театральную студию при Доме офицеров. Студия

Из книги Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… автора Раззаков Федор

ГЕОРГИЙ Охвачена жарким и светлым пожаром Забуду ль о прошлом, о темном, о старом? О звоне серебряных колец кольчуги, О князе, о храбром забуду ли, други! Всегда в горделивом и нежном восторге Я имя твое повторяю - Георгий! На фоне Российских алеющих зарев - Мой храбрый

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Смелый «Трус» (Георгий Вицин) Г. Вицин (по В. Далю, «вица» – это такая трава, «витая») родился в Териоках, в Финляндии (она тогда входила в Российскую империю) 18 апреля 1917 года. По другим данным, его датой рождения является 23 апреля 1918 года, однако из семейных преданий

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

Отец Георгий Чтобы я появился на свет 30 марта 1904 года, необходима была, естественно, встреча моей матери с моим отцом. Само по себе это событие крупного исторического значения не имело, но так получилось, что венчал эту пару отец Георгий Гапон, знакомый отца - личность,

Из книги Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

11. Георгий Вицин Знаменитый советский комик родился в 1917 году в Финляндии, на территории, которая была тогда частью Российской империи. Образование получил в училище при театре им. Вахтангова. Свою актерскую карьеру начал с театральных подмостков, причем как

Из книги автора

Из книги автора

Георгий ГРЕЧКО С кассетой все было очень просто: перед полетом мы выбирали музыку и, конечно, заказали песни Высоцкого. А когда вернулись на землю, то коробку я вернул Владимиру - там еще был вкладыш с его фотографией… И еще в космосе на этом вкладыше мы написали: «Спасибо



Что еще почитать