Национальная идея для Казахстана: лаконичная, простая, понятная и эмоциональная. Национальная идея и Казахстан. Общая судьба, где были как радостные, так и трагические моменты, объединяет казахстанцев Национальная идея - свет и маяк в развитии общества

Под крышей Казахстана в мире и согласии проживают более сотни национальностей, объединенных одной историей и одним будущим. «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш «Мәңгілік ел», наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков», - сказал президент Нурсултан Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Скорее всего, каждый казахстанец понимает, что достигнуть поставленной цели, войти в топ-30 самых развитых стран мира мы сможем, лишь объединив усилия каждого гражданина. Такие амбициозные задачи нам по плечу, считает представитель Ассамблеи народа Казахстана Лео Шик, который поделился своим мнением касательно национальной идеи с нашими читателями.

- Лео Богданович, как вы считаете, единение народа Казахстана - уже реальность или к этому мы еще стремимся?

Я считаю, что Казахстан - наш общий дом. Благодаря мудрой политике Главы государства в нашей стране созданы все условия для мирной и дружной жизни в межнациональном и межконфессиональном согласии. Для единения казахстанцев в республике сделано много. Самое главное, я считаю, что Конституция начинается со слов «Мы, народ Казахстана». А это обстоятельство уже говорит о единении всех граждан. В главном документе нашего государства декларируется основной принцип - равенство перед законом. Ни один житель республики не ущемлен, вправе пользоваться всеми предоставленными благами.

- Поскольку мы заговорили о Конституции, как вы считаете, в полном объеме соблюдаются интересы представителей различных национальностей?

Наверное, только в Казахстане создан уникальный инструмент урегулирования межнациональных отношений, которому раньше не было аналогов в мире. Я говорю об Ассамблее народа Казахстана. В эту организацию входят представители всех национальностей и этносов, населяющие просторы современного Казахстана.

Как показывает практика, ассамблея стала действительно функциональным органом. Только вдумайтесь: в Парламенте РК девять депутатов назначаются из числа ее представителей! Несомненно, что они учитывают интересы казахстанцев разных национальностей на законодательном уровне. Это обстоятельство как раз и говорит о единении народа.

Ассамблея нашла свое развитие в создании домов дружбы, которые одобрил наш президент. Могу сказать, что в Восточном Казахстане работают девять домов дружбы, объединяющие представителей 105 национальностей. К тому же созданы школы возрождения национальных культур и языков. В них желающие изучают казахский, свой родной, и английский языки. В послании «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства еще раз акцентировал внимание на этом вопросе. Так что в Казахстане делается много по сравнению с другими государствами. Результатами такой работы являются мир и межэтническое согласие.

По инициативе нашего президента за одним столом собирались представители всех мировых конфессий. На мой взгляд, это большое достижение - собрать всех их под одной крышей. Религия, как известно, играет большую роль в жизни людей, она находится в душе каждого человека.

- Глава государства говорил о необходимости принятия Патриотического акта. Лео Богданович, а что для вас означает независимость Казахстана?

Независимость Казахстана - это многовековая мечта народа, населяющего огромную территорию, и тех людей, которые пришли под кров государствообразующей нации - казахов. Гостеприимный Казахстан стал для нас родным домом.

Независимость нашего государства позволяет нам в полной мере реализовывать себя в жизни, становиться людьми, профессионалами. Мы имеем возможность развивать свою вековую культуру, изучать свои языки, соблюдать свои традиции. Поэтому независимость дорога не только коренному населению, но и всем представителям единого народа Казахстана. Суверенитет позволяет нам всем вместе проводить долгосрочное планирование, строить планы на семь пятилеток вперед и войти в число самых развитых стран мира. Независимость гарантирует нам достижение всех поставленных целей.

- В прошлом году в Казахстане много говорилось об истории. Как сказал в послании народу президент, нас объединяет общая судьба, прошлое. Лео Богданович, вы ощущаете общность судьбы и ее объединяющее влияние?

Касательно общности истории я могу сказать по своему лично пережитому опыту. Судьба моего этноса - немцев - была по-своему трагичной. После того как мы были выселены в Казахстан, нас эта земля приняла как своих. Я здесь получил образование и признание, смог реализоваться в жизни. Многое нас связывает с Казахстаном, все тяжелое время мы прошли вместе. Казахи протянули нам руку помощи. В свою очередь люди других национальностей внесли свой огромный вклад в развитие и становление современного Казахстана. Мы все вместе строили и строим свое будущее. Мы вместе прошли и пережили годы Великой Отечественной войны, защитили Москву.

В последующем прошли историю всеобщего подъема народного хозяйства. Казахстанская целина поднималась всеми народами. Приезжие из других регионов СССР впоследствии остались здесь и посвятили свою жизнь служению и труду на казахской земле. И сейчас ставится вопрос о том, чтобы интенсивными методами поднимать сельское хозяйство с внедрением всех новейших достижений. Нам необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь, в обществе должны быть созидатели, а не люди, которые пытаются легко прожить и ничего не оставить для потомков. Нам не рисуют безоблачный рай, а говорят, что нужно всего достигать поэтапно и только своим трудом.

Следите за нашими новостями на

Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна

Учитель истории и географии

КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»

Тема: Национальная идея « Мәңгілік ел » как вектор развития казахстанского общества.

1. В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

«Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Глава государства.

Нынешний 2016 год ознаменован важным событием-25- летием Независимости Республики Казахстан. Все достижения, совершенные за эти годы- заслуга казахстанского мирного народа, который благодаря дальновидной политике нашего ел басы-Нурсултана Абишевича Назарбаева, создал единую страну –миролюбивую, устремленную в светлое будущее. Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики..

Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ - символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел».

Идея «Мәңгілік Ел» - это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Во-вторых, это светское общество и высокая духовность. Это экономический рост на основе индустриализации и инноваций. Это Общество Всеобщего Труда., общность истории, культуры и языка, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».

Научные, культурные деятели, интеллигенция нашей страны рассматривают и создают различные направления в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел». И основным направлением я считаю- это современное образование.

С 2017 года в стране будет предоставлено гарантированное бесплатное техническое образование для молодых людей, развивается система дуального технического и профессионального образования. Кроме того, подтвержден приоритет трехязычия, то есть изучения казахского, английского и русского языков. Как подчеркнул Лидер нации, средние общеобразовательные школы должны подтягиваться по уровню преподавания к Назарбаев Интеллектуальным школам.

Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства. В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего.

В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различных мероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета.

Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам, создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Ученик из сельской местности, приезжая в городскую школу, может подтянуть те предметы, в которых затруднялся раньше.

Наша страна борется за право быть конкурентоспособными государством, поэтому в школах проводятся международные исследования TIMSS , PISA , PIRLS и другие тестирования школьников. Проверяется естественно-математическая, читательская и функциональная грамотность школьников. По итогам международных исследований составляется национальный отчет, в результате чего в наших школах грядут изменения в лучшую сторону. Я считаю, что такие независимые оценки ЗУН дадут реальную картину современного образования в стране, и помогут поднять уровень образованности нашего подрастающего поколения.

Современная педагогическая общественность Казахстана переживает большие реформы в курсовой подготовке. Обучение по Кембридж технологии дает учителю новое мироощущение - меняется мировоззрение, сознание того, каким должен быть учитель и ученик. Учителя проходят обучение по 1 продвинутому, 2 основному и 3 базовому уровню. Новые технологии в обучении и воспитании детей дает большой заряд стимула учителю в его педагогической практике. Интеграция семи модулей в педагогическую работу– вот основная цель обучения на курсах.

Усилия администрации и педагогического коллектива направляются на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности на основе вариативности программ, учебников, учебных курсов, использования инновационных технологий, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни. Основное внимание уделяется повышению квалификации педагогов и качественного образования школьников. Этому способствуют также работа в различных формах для повышения педагогического мастерства учителей, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых на семинарах, конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.

Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности.

Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию

В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов .

Завтрашняя школа - это школа будущего. Я думаю, такой школой является Назарбаев Интеллектуальные Школы, где имеют честь учиться одаренные и талантливые дети, которые смогут получить дальнейшее высшее образование в любой точке мира. Отрадно, что такие школы открываются во всех регионах нашей страны.

2 .Я считаю, что идея «Мәңгілік Ел» может прослеживаться в обучении и воспитании подрастающего поколения, начиная с дошкольного образования.

Конкретно в рамках учебной программы:

На уроках естественно-математического цикла применяются различные виды работ по математике - текстовые задачи, где текст содержит патриотическое содержание,

На уроке информатики учащиеся сталкиваются с данными по численности населения по областям Казахстана, на практических занятиях применяются тексты про Астану.

На уроках географии – часто применяются демографические данные по численности и этническому составу населения по каждой области Казахстана. Здесь же и исторические данные о населении.

На уроках математики, познания мира в начальных классах дети учатся на ярких примерах дружбы народов Казахстана, задачи содержат текст о нашей родине, столице, национальных обрядах, обычаях, традициях разных этносов.

Уроки гуманитарного цикла- казахский язык и литература, русский язык и английский язык, история Казахстана- отражают мирное сотрудничество, патриотизм, добрососедство представителей разных национальностей, этносов.

«Қазақ халқы Ассамблеясы», «Бір шаңырақ астында», «Бірлік пен ынтымақ елі», «Ұлтаралық келісім»- қазақ тілі сабағында өте көп тақырыптар жасөспөрімдерді татулық пен ынтымақтастыққа тәрбиелейді.Жоғары сыныптарда қазақ тілі сабағында да «Мәнгілік ел-мәнгілік тіл идеясы», «Тәуелсіздік толғауы», «Нұрлы дол» сияқты тақырыптар оқылып өтеді.Различные олимпиады, конкурсы районного, областного и республиканского значения отражают межкультурные и межэтнические связи: Абайские и Пушкинские чтения, Махамбет чтения, «Жаркын болашак» , где наши дети ежегодно принимают активное участие,занимают призовые места.

Внеклассные мероприятия направлены на воспитание толерантности, взаимопонимания, уважения к национальным традициям и обычаям народов Казахстана.

Учащиеся старших классов активно принимают участие в районных дебатных турнирах, где основными темами являются моральные принципы.

Понимание и взаимопомощь между этносами, религиями в нашей стране переросло в крепкую дружбу, сплоченность единого народа, взаимоуважение. Этому свидетельствует праздничная новая дата-День Благодарности, которая отмечается в день создания Ассамблеи народов Казахстана- 1 марта.

1 мая –День Единства народов Казахстана ежегодно в школе проходит очень торжественно ребята представляют многие национальности - в концертной программе звучат песни на разных языках. Наурыз мейрамы сплотил все национальности нашей страны, ежегодно на сцене можно увидеть представителей различных этносов.

Все ценности воспитания подрастающего поколения - уважение, дружба, толерантность, любовь и взаимовыручка, готовность помочь - начинаеются с семьи. Становится доброй традицией проведение в стенах школы мероприятий, посвященных Дню семьи- это круглые столы с родителями и детьми.

3. В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.

Учителя должны играть важную роль в реализации программы «Мәңгілік ел», озвученной Президентом, а учителя общественно-гуманитарного цикла в первую очередь ответственные за продвижение национальной идеи среди подрастающего поколения. Новый 2015-2016 учебный год во всех организациях среднего образования республики начался со Дня знаний, где проводился урок мира по теме «Ценности Мәңгілік ел»,

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан.

В этих целях учителя истории школы проводят дебатные турниры среди старшеклассников. На уроках географии и факультативного курса краеведения детям прививается любовь к родине, чувство ответственности за будущее родного края.

Классные руководители проводят классные часы посвященные событиям нашей страны:

День Независимости РК, День Победы.

20-летию Конституции Республики Казахстан;

20-летию Ассамблеи народа Казахстана;

Проведению Международной выставки «ЭКСПО-2017».

При проведении внеклассных мероприятий считаю продуктивным применять новые технологии преподавания и активные формы обучения, изученные на курсах третьего (базового) уровня Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработчиками которой является АОО Назарбаев Интеллектуальные школы и кафедра образования университета Кембридж.

Таким образом, все мероприятия организованные для реализации программы «Мәңгілік ел» будут направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

Национальная идея «Мәңгілік ел» - это вектор развития казахстанского общества, которым должен руководствоваться современный учитель.

Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную работу в школе. Изучение предметов должно быть направленно на формирование духовно - нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана.

Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Примечательно, что в заключении послания Президент обратился к подрастающему поколению. Им были сказаны такие слова: «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!».

Использованная литература:

    Руководство для учителя «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

    Республиканский конкурс эссе «Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы» .Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»

    Послание народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»

4. (веб-сайт )

Статья публикуется в рамках клуба \"Интернет-ПДС\"

Вопрос национальной идеи, объединяющей все народы Казахстана, является сейчас наиболее актуальным из всех вопросов текущего момента. Сейчас мы находимся на переломном этапе истории. Либо наши народы разойдутся в разные стороны, а, к сожалению, процесс сейчас идет в этом направлении, и мы будем обречены на деградацию, либо мы сможем выработать такую идею, которая поможет нам объединить лучшее, что есть в наших культурах, и создать динамично развивающееся общество.


У нас два пути, но для людей, которые считают себя демократами, первый явно не приемлем. Можно с уверенностью сказать, что никакой демократии в разделенном обществе построить не удастся. Принцип “Разделяй и властвуй” не устарел со времен Рима, и на последних выборах в Павлодаре мы видели, как власть это умело использует. Для того, чтобы прошел нужный кандидат — русский, с дистанции сошел второй кандидат той же национальности, чтобы не отбирать голоса у фаворита. Ведь далеко не секрет, что многие люди голосуют именно за кандидата по национальному признаку, не обращая внимания на предвыборную программу.

А раз это кому-то выгодно, значит, такое размежевание будет и впредь искусственно поддерживаться и искусно использоваться.


Какая нам нужна национальная идея? От чего мы должны оттолкнуться? Есть в этом, наверное, некоторая диалектика, но для того, чтобы с кем-то объединиться, нужно от кого-то отделиться. Нужно осознать определенную свою исключительность. Наверное, поэтому в корне всех национальных идей других стран лежит именно национальное самосознание, переходящее временами в национализм или шовинизм. Но для нас этот путь невозможен, потому что это тот самый первый тупиковый путь.


Национальная идея должна отличаться тем, что должна доходить до сердца любого простого человека, она должна быть доступна в понимании и более того, доступна чувственному восприятию. Она должна вызывать у человека гордость, причастность к чему-то большому, причастность к общему делу. Она должна быть востребована в повседневной жизни, чтобы человек мог принимать решения, руководствуясь ей, и осознавать, что и другие этим руководствуются.


Наверное, наиболее показательна в этом плане национальная идея японцев: “Японцы — это одна семья”. А нужно отметить, что это не просто высказывание, констатирующее факт, ничего подобного. Япония — это очень фрагментированное общество с жесткой иерархией, где много конкурирующих родов и люди далеко не равноправны в повседневной жизни. Но эта национальная идея у них свои плоды принесла. К сожалению, а может, и не к сожалению, мы не сможем эту идею скопировать у японцев. Мы в Казахстане — представители разных культур, разного менталитета, разных религий и мы единой семьей не сможем себя чувствовать, по крайней мере, в той степени, которая нужна.


Исходя из этого, нужно искать национальную идею не в поле высказываний “Давайте построим демократическое государство” Рашида Нугманова, или “Новая Конституция – национальная идея Казахстана” Кажегельдина, или “Даешь объединение казахов (русских)!” некоторых радикалов.


Душу не трогает, гордость не вызывает, значит, это не те идеи.


Но если потребность есть, почему же никто из нашей интеллигенции в Казахстане, из тех людей, которых мы знаем и которых уважаем, за эти десять лет ни выдвинул такую объединяющую нас идею и даже не пытался это сделать?


Мне кажется, что есть этому следующее объяснение. Казахская интеллигенция в течение многих десятилетий, а может быть, и веков, вынашивала и лелеяла идею самоопределения казахского народа, создания казахского государства. И когда это наконец произошло, оказалось, что на этой же территории, в этой же стране остались проживать не только казахи, но и люди других национальностей, более того, другой, европейской культуры, и, похоже, они уезжать не собираются. И казахская интеллигенция просто сейчас в растерянности. Инерция заветной мечты не позволяет быстро перестроить ее с учетом новой действительности, а внутренняя честность и благородство не позволяют дальше использовать национальные ориентиры.


Что касается русской интеллигенции, то же самое благородство не позволяет проявить инициативу в этом вопросе. И такое “благородное “ ожидание явно затянулось.


Я, к счастью, не отношусь к “благородной” творческой интеллигенции и полагаю: что непотребно Зевсу, то допустимо быку.


За что мы можем зацепиться? Что нас отличает от всего остального мира?


Есть только одна, привычная для нас, но существенная черта. Мы — единственная страна в мире, где проживают совместно не разделенные федеративными границами люди не только разной национальности, но, более того, разных культур, европейской и азиатской. И самое главное, проживают уже много лет в мире и согласии.


Можно смело сказать, что именно в Казахстане сошлись две мировые великие культуры, созданные человечеством. Великие! Но достигшие предела в собственном развитии!


Европейская культура, построенная на индивидуализме, имея быстрое развитие в технике и науке, растеряла традиции предков и стремительно деградирует, превращаясь в общество ненасытного потребления и удовлетворения низменных потребностей. Наиболее показателен известный факт растления детей католическими священниками, и это не один пример, что можно было списать на психическое заболевание, а десятки. Что может быть красноречивей этого факта?!


Азиатская культура, построенная на коллективизме, сохранила свои традиции, но склонна к застою в развитии. Мы это хорошо видим на примере своих южных соседей, которые стремительно возвращаются в феодальное прошлое. Но наиболее красноречивый факт — не они, а Япония. Да, именно Япония, которую так нам любили ставить в пример, никак не вписывается в новый мир, где требуется не коллективная муравьиная работа, а индивидуализм, усиленный мощностью современной компьютерной техники. Кто-нибудь слышал о японском программном обеспечении? Не слышали? Еще долго не услышите. Любимая японская поговорка — это “Высоко торчащий гвоздь будет забит по самую шляпку”. Какое уж тут индивидуальное творчество программиста, если они каждый вопрос часами обсуждают. Но программное обеспечение — это не главный показатель. Уже пять лет огромный дефицит государственного бюджета, увеличивающаяся безработица, рушится система пожизненного найма.


А причина этих проблем заключается в принципах, заложенных в основу этих культур. Индивидуализм и коллективизм. Два во многом противоречивых свойства. Настолько противоречивых, что одновременно обладать ими в больших количествах одному народу невозможно. Трудно даже одного человека представить, чтобы он был яркий индивидуалист и яркий коллективист. Хотя в каждом нашем народе можно найти и тех, и других, но в разных пропорциях.


Какую же пользу мы можем извлечь из этих противоречивых свойств наших культур, какую национальную идею можно вывести из этого? Что мы должны делать, исходя из нее?


Примем за аксиому, что для любого действия нужно предварительно принять решение.


“Сначала было слово!” А для принятия решения нужно пройти две стадии. Первая — это этап формирования идей, вторая — это этап выбора одной из них.


Что происходит у коллективистов? Есть там умные люди, которые могут идею сгенерировать, но помните поговорку про тот торчащий гвоздь. Всегда найдутся те, кто его забьет, чтоб не повадно было. Всегда главенствует авторитет старейшин, хотя их опыт может быть и не применим в нашем постоянно меняющемся мире. А старейшины всегда хотят остаться в том мире, что для них привычен.


А что происходит у индивидуалистов? Там всегда много идей и жарких споров. Только они никогда не выберут одну из множества. Будут до хрипоты спорить о мелочах, но каждый останется при своем мнении. Каждый будет идти своим путем, и общество не в состоянии решать свои проблемы. Наркомания, преступность. Безрадостная картина.


И там плохо, и тут нехорошо.


Но возникает очень интересный процесс в зоне, где принимаются решения представителями разных культур, при их равноправном участии. Во-первых, появляется возможность высказывания любых идей представителями каждой из культур. Ведь есть в наличии много индивидуалистов, которые поддерживают этот процесс, иначе и им не дадут высказаться. Но есть в наличии и коллективисты, которые готовы откинуть претензии по несущественным мелочам и объединиться вокруг одной из идей, и они создают центр кристаллизации.


Но самое замечательное, это что вообще-то не бывает людей абсолютных индивидуалистов и коллективистов. Можно измерять коллективизм тем количеством людей, мнение которых достаточно, чтобы преодолеть свои амбиции. Для одного — это два человека, для другого — десять. Но, наверное, нет того, кто бы держался за мелочи, если бы сотня человек были бы — едины: Помните “Помаши маме ручкой!”, хотя, впрочем, это уже несущественно для принятия решения.


А в нашем случае за счет малой группы начинает идти процесс! К ней подключаются те, чей барьер меньше количества членов в группе единомышленников. А раз группа растет, то все меньше остается несогласных!


Для этого, естественно, нужны два факта: равноправие и взаимопонимание, но ведь может быть решена проблема, которую другие решить не могут, может быть достигнут действительный прогресс в развитии общества. И если это все дополнить тем, что за счет взаимообогащения культур, за счет взаимного примера мы можем и сохранять наши культуры, и развивать их, не впадая в пропасть общества безудержного потребления, у нас есть то, что может стать нашей общей национальной идеей.


И это есть только у нас в Казахстане. Вы гордитесь этим? Чувствуете ли вы в себе желание действовать, руководствуясь этой идеей? Если да, то, значит, это то, что нужно.


Попытаюсь кратко сформулировать эту национальную идею, хотя, думаю, это требует еще шлифовки.


“Мы, Казахстанцы, обладаем уникальной возможностью использовать ресурсы двух великих культур, азиатской и европейской, и за счет их взаимодействия достигнуть великого прогресса в развитии жизни общества”.



Внимание! Обсуждение этой статьи на форуме

.

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин «общенациональная», идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название «национальное строительство» (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется «этнокультурным пониманием нации». Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве. В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип «и - и», а не «или - или». Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью «доминирующего этноса».

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа «и - и».

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга «Казахстан - наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ, Рустем КАДЫРЖАНОВ


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В Послании народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Назарбаев изложил и обосновал совершенно новую концепцию в отечественной истории - «Мәңгілік Ел». По сути, это

национальная идея и государственная идеология нашего государства, которая базируется не только на многовековой мечте нашего народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости.

В беседе с нашим корреспондентом доктор политических наук, профессор Академии государственного управления при Президенте РК Жанылжан Джунусова говорит об особенностях национальной идеи Казахстана.

Жанылжан Хасымовна, почему именно на данном этапе развития нашей страны стала необходимой четко сформулированная национальная идея?

Дело в том, что в условиях глобализации от интегрирующей роли национальной идеи во многом зависит конкурентоспособность полиэтнического государства, вхождение страны к 2050 году в тридцатку самых развитых государств мира. В глобализирующемся мире национальная идея особенно необходима, так как именно она способна консолидировать этносы, страну.

Для нас сейчас важно понять, в чем особенность национальной идеи для той или иной страны, и какая национальная идея нужна Казахстану. По мнению отдельных российских политологов, «небольшие страны, особенно возникшие в последнее время, могут не артикулировать своей национальной идеи, национальной идеологии. В большинстве случаев она одинакова и прозрачна. И сводится она к простой формуле: нам хочется жить скромно, но хорошо». Но данная формула недостаточна для Казахстана.

- Как начался процесс формирования национальной идеи в нашей стране?

Этот процесс в Казахстане начался с момента обретения независимости. Зарождающееся гражданское общество активно участвовало в дискуссиях наряду с государством. В первые годы независимости Казахстан следовал англо-саксонской модели развития, ставя целью быстрые изменения. В республике в сжатые сроки проведены рыночные реформы, создано соответствующее законодательство. За 20 лет независимости, по данным Всемирного банка, Казахстан стал страной с уровнем доходов выше среднего. ВВП на 1 жителя страны вырос от 700 долларов до 12 тысяч долларов. Ни одна из стран, которые называют «азиатскими тиграми», не достигла таких результатов за 20 лет. Сегодня республика лидирует среди стран СНГ по развитию процессов трансформации экономики и общества.

Однако, будучи евразийской страной с собственной историей, мы не можем не испытывать различных влияний, остаться вне центральной проблемы современной истории - соотношения двух основополагающих цивилизаций: традиционной и либеральной.

Распад СССР придал мощный стимул развитию в 1990-е годы идей тюркизма. Для большинства турецкого общества, прежде всего, для светских кругов, эта идея означает реализацию давно культивируемых ожиданий тюркского единства на основе культурной, духовной, исторической близости турок к другим тюркским народам. Но постепенно и к той, и к другой стороне пришло понимание, что, хотя и есть возможность весьма тесного сотрудничества, политический союз с тюркскими республиками Центральной Азии невозможен. Этому есть и географические, и политико-социологические причины. После советского опыта, мало кто из среднеазиатских государств захочет приобрести нового «старшего брата».

Основой государственной идеологии является Конституция. В соответствии с Конституцией РК 1995 года Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы. Основополагающими принципами деятельности РК являются: общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Стратегические документы последующих лет рассматривают возможные варианты модели будущего устройства Казахстана и ценности, необходимые для государственной идеологии. Так, в Стратегии «Казахстан - 2030», принятой в 1997 году, подчеркнуто: «Мы - евразийская страна, имеющая собственную историю и собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает достижения разных цивилизаций».

Десятилетие спустя, с изменением экономических, политических, геостратегических трендов, цель меняется. Ставится задача провозгласить в качестве национальной идеи вхождение Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В общественное сознание активно внедряются идеологемы конкурентоспособности, состязательности и победы.

В новых политических условиях важным документом стала «Доктрина национального единства Казахстана», принятая в 2010 году. Принципы национального единства, выдвинутые в Доктрине, также легли в основу формирования национальной идеи нашего государства. Эти принципы: «Одна страна - одна судьба»;«Разное происхождение - равные возможности»; «Развитие национального духа».

Для выработки национальной идеи необходима была консолидация общества не по этническому признаку, нация не должна пониматься как этнос. Мы не можем копировать опыт ни одной страны, исходя из специфики формирования населения. Казахстанская национальная идея должна учитывать и опираться на полиэтничность, не забывая при этом, что этничность продолжает играть важную роль. Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

- На чем строится национальная идея нашего «общеказахстанского дома», как выразился Глава государства?

Об этом очень хорошо сказал сам Президент в своем новом Послании: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. Во-первых , это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых , национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих , это светское общество и высокая духовность. В-четвертых , экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых , общность истории, культуры и языка. В-седьмых , это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем».

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. В истории известны идеи, способные объединить нацию, например, «Поднебесная империя - центр мира», «Японцы - это одна семья», «Богоизбранность евреев», «За веру, царя и Отечество», «Британия - владычица морей», «Американская мечта», «Общество равных возможностей», «Свобода, Равенство, Братство».

Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ-символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел». Национальная идея Казахстана стала плодом коллективных усилий государства, научного сообщества и гражданского общества, отражая реальность, а не умозрительные конструкции. Она вобрала в себя ментальность современных казахстанцев, симбиоз этнической и религиозной, либерально-демократической составляющих. Воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества казахстанцев. В то же время, она построена на реальных ценностях, на национальном наследии. Это та идея, что мобилизует и нацию, и её отдельного представителя, создает определенную «картину мира», дает чувство психологического комфорта и защищенности. Ее жизнеспособность определяется соответствием интересов государства вектору развития мирового сообщества.



Что еще почитать